Система взимания налогов в российской федерации

Система налогов и сборов в Российской Федерации. Порядок установления и введения налогов и сборов

Система налогов и сборов в Российской Федерации. Порядок установления и введения налогов и сборов.

Система налогов и сборов РФ – это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает правила и порядок их взимания.

В соответствии с гл. 2 Налогового кодекса РФ система налогов и сборов в РФ состоит из 13 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режимов.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ.

Налоговый кодекс РФ разделяет налоги и сборы на три вида в зависимости от их территориального уровня:

федеральные налоги и сборы;

региональные налоги и сборы;

местные налоги и сборы. Федеральные налоги и сборы устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

К федеральным налогам и сборам отнесены:

налог на добавленную стоимость;

налог на доходы физических лиц;

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

государственная пошлина (ст. 13 Налогового кодекса РФ).

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях данных субъектов РФ.

К региональным налогам относятся:

налог на имущество организаций;

налог на игорный бизнес:

транспортный налог (ст. 14 Налогового кодекса РФ).

Местными налогами являются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

налог на имущество физических лиц (ст. 15 Налогового кодекса РФ).

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 Налогового кодекса РФ. Налоговым кодексом РФ определяется порядок установления таких налогов, порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

К специальным налоговым режимам относятся:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Система взимания налогов в российской федерации

Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее.

Система налогообложения в Российской Федерации.

В России из-за низкого уровня жизни большинства населения поступления от налогов на личные доходы невелики; вместо них главное место в доходной части занимают налоги на прибыль предприятий и таможенные пошлины. В нашей стране это основной прямой налог. Его платят все предприятия и организации, в том числе и бюджетные учреждения, если они заняты хоть какой-нибудь коммерческой деятельностью.

Основные налоги, собираемые в России:

1. Индивидуальный подоходный налог – является вычетом из доходов налогоплательщика – физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчёт производится в конце года.

2. Налог на прибыль – облагается налогом чистая прибыль предприятия (за вычетом всех расходов и убытков).

3. Социальные взносы – выплаты в различные внебюджетные фонды (по безработице, пенсионный и т.д.) частично работающими и частично работодателями.

4. Поимущественные налоги – это налоги на имущество, дарения и наследство.

5. Налоги на товары и услуги – это таможенные пошлины, акцизы и НДС.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов, в зависимости от уровня их установления и изъятия:

· федеральные налоги и сборы;

· налоги и сборы субъектов РФ;

· местные налоги и сборы.

Суммы отчислений с юридических и физических лиц и распределение их по бюджетам различных уровней определяется при утверждении федерального бюджета. В связи с определёнными противоречиями интересов центрального правительства и региональных экономических интересов вокруг разделения налоговых поступлений постоянно идёт политическая борьба. Местные власти естественно хотят иметь больше средств на финансирование инфраструктуры.

Федеральные налоги- перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

Перечень федеральных налогов, взимаемых с предприятий:

— налог на прибыль,

— акцизы на отдельные группы и виды товаров,

— налог на добавленную стоимость,

— налог на операции с ценными бумагами,

— подоходный налог с физических лиц,

— отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

— платежи за использование природных ресурсов,

— налоги в дорожные фонды,

— сбор за использование наименования “РФ”, “Россия” и образованных на их основе слов и словосочетаний,

Республиканские налоги законодательными актами РФ устанавливаются средние или предельные размеры налогов, но их конкретные ставки определяются законами республик или региональными органами государственной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, если иное не будет установлено законодательными актами РФ.

Перечень республиканских налогов:

— налог на имущество предприятий,

— плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем,

— целевой сбор на нужды образовательных учреждений,

— сбор на регистрацию предприятий.

Местные налоги и сборы взимаются по решению органов власти различных уровней, они сами определяют введение налогов на своей территории. Для части налогов определяются предельные ставки.

Современное бюджетное устройство РФ предусматривает высокую степень самостоятельности субъектов Федерации и местных органов власти в формировании доходной части региональных и местных бюджетов и расходовании финансовых ресурсов.

Естественно, что в каждом регионе России есть свой подход к местным налогам. В качестве примера приведем положение дел в Москве. В числе местных налогов введен налог на рекламу. После того, как было принято соответствующее решение, Государственная налоговая инспекция Москвы разработала и опубликовала инструкцию «О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в г. Москве». Установлено, что рекламой является любая форма публичного представления товаров, работ, услуг через средства распространения информации. К рекламе не относятся информационные вывески, объявления и извещения. Не относятся к рекламе и объявления органов государственной власти, связанные с выполнением возложенных на них функций. Плательщиками налога на рекламу являются расположенные на территории города предприятия и организации, имеющие статус юридических лиц: филиалы и подразделения организаций, имеющих отдельный баланс, расчетный или иной счет; иностранные юридические лица. Объектом налогообложения служит стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции. Ставка налога установлена в размере 5% от величины фактических затрат на рекламу, то есть максимально разрешенная законодательством. Расчет налога представляется налоговой инспекцией ежеквартально.

Использование земли в России является платежным. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков, а также получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия, объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, которым предоставлена земля в собственность, владение или аренду на территории РФ.

Объектами налогообложения земельным налогом и взимания арендной платы являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам.

Местные органы власти имеют право понижать ставки и устанавливать льготы по земельному налогу, как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.

Проблемы налогообложения в РФ

Несмотря на многочисленные изменения и уточнения налогового законодательства, в России имеется ряд нерешенных проблем. Наиболее серьезные — низкий уровень собираемости налогов и высокая неплатежеспособность предприятий. Несоблюдение налоговых правил предприятиями и гражданами — тому основная причина. Система сбора налогов имеет много недостатков; привилегии и неравные условия для предприятий, несовершенное законодательство и неоднозначные подходы при его применении. Бартерные сделки также мешают налогообложению.

Налогообложение в Российской Федерации

С 1992 года в Российской Федерации действует новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил Закон « Об основах налоговой системы в РФ » от 27.12.1991 г. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

Безусловно, налоговая система современной России строится на определенных принципах, основанных на накопленном теоретическом и практическом мировом опыте.

В российском правоведении немало источников, где рассматриваются принципы налоговой системы (налогового права, налогового законодательства) в разнообразной трактовке. Эти принципы нередко делятся на экономические (социально-экономические), правовые и даже технические. При этом перечень различных принципов у разных авторов не совпадает. [1]

Статья 3 НК РФ устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах. Это и есть принципы всей налоговой системы России, и они таковы:

1. Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы. Этот принцип закреплен в ст.57 Конституции РФ. Реализацию этого принципа значительно осложняют: завышение налоговых ставок, множественность налогов, сложность их исчисления, слабое знание налогоплательщиками налогового законодательства, умышленное уклонение от уплаты налогов.

2. Всеобщность и равенство налогообложения. Принцип всеобщности А.Смит в свое время сформулировал следующим образом: «Все граждан государства должны содействовать поддержанию правительства…». [2] В Российском государстве различные категории населения имели те или иные льготы по налогам. С 1 января 2001 года количество субъектов, имеющих такие льготы, резко сокращено, и принцип всеобщности налогообложения стал более реальным. Равное налогообложение предполагает одинаковые налоговые ставки по всем видам налогов по отношению ко всем без исключения налогоплательщикам.

К сожалению, этот принцип по отношению к субъектам РФ носит декларативный характер. Некоторые республики имеют заниженные налоговые ставки федеральных налогов и соответственно намного меньше перечисляют денежных сумм в федеральный бюджет (Татарстан, Башкортостан и некоторые другие).

3. Справедливость налогообложения. Этот принцип тесно связан с предыдущим. Неравное налогообложение – несправедливое налогообложение. Суть справедливого налогообложения сформулировал Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 4 апреля 1996 года № 9-П «По делу о конституционности ряда нормативных актов г. Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и г. Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное место жительства в названные регионы». (РГ. – 1996. – 17 апреля). Конституционный Суд отметил, что справедливое налогообложение – это налогообложение, основанное на Конституции, и оно не должно лишать граждан возможности реализовывать свои конституционные права, такие, например, как право на собственность, право на жилище, право на достойное существование и т.д.

Налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно быть признано несоразмерным.

4. Экономическая обоснованность налогов. Она предполагает наиболее оптимальное соотношение между доходами организаций и физических лиц и налоговой ставкой, правильное определение налоговой базы.

Экономически обоснованные налоги стимулируют развитие экономики и цивилизованных рыночных отношений, служат укреплению государственности и обеспечивают социальную поддержку населения. Этой же цели служат и продуманные налоговые льготы. Они бывают двух видов.

Одни направлены на развитие предпринимательства, бизнеса, рыночной экономики. Таковы, например, освобождение от налога на прибыль части прибыли, используемой для капитальных вложений в производство; освобождение от налогов дивидендов, выплачиваемых предприятиями физическим лицам в случае вложения этих средств внутри предприятия на техническое перевооружение, реконструкцию, развитие малого бизнеса.

Другие призваны обеспечить социальную поддержку малообеспеченных слоев населения, например, льготы, направленные на благотворительные цели, освобождаются от налога на прибыль в размере не более 5% облагаемой налогами прибыли. Освобождаются от налога на прибыль организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия и т.д.

5. Законность налогообложения и взимания налогов. Этот принцип четко закреплен в Конституции РФ, ст. 5 которой гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Требованиям законности должно отвечать не только налогообложение, но и процедура взимания налогов. Соблюдение порядка исчисления налога и сроков взимания его исключение ошибок и злоупотреблений со стороны налоговых органов и должностных лиц должно стать правилом.

6. Федеральный принцип налогообложения и взимания налогов.

7. Определенность налоговой системы.

Все налоговые правоотношения в РФ строго урегулированы налоговым законодательством. Под термином «налоговое законодательство» понимаются только законы Российской Федерации, решения органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции и федеральных законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Конституционный суд РФ в постановлении от 04.04.96 г. [3] указал, что “установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными». Данное положение имеет значение как для признания конституционного закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установленные налоги. Конституция РФ исключает установление налогов органами исполнительной власти».

Таким образом, понятие «законно установленный» включает в себя и вид правового акта, на основании которого взимается налог и сбор. Таким актом может быть только закон. Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения и т.п. [4]

Вторым по юридической силе после Конституции РФ нормативно-правовым актом, регулирующим налогообложение в РФ, является Налоговый Кодекс РФ, вступивший в силу 31.06.1998 года.

Согласно ст. 1. Налогового Кодекса РФ, Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации (перечисленные выше), в том числе:

1. виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2. (см. текст в предыдущей редакции)

3. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

4. (см. текст в предыдущей редакции)

5. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

6. (см. текст в предыдущей редакции)

7. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; (см. текст в предыдущей редакции)

8. формы и методы налогового контроля;

9. (см. текст в предыдущей редакции)

10. ответственность за совершение налоговых правонарушений;

11. (см. текст в предыдущей редакции)

12. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. (см. текст в предыдущей редакции)

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» 27 декабря 1991 года N 2118-1 впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.

1. Федеральные налоги взимаются по всей территории России. При этом большая часть суммы сборов федеральных налогов должна зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.

2. Региональные налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

3. Из местных налогов общеобязательны только 2 – налог на имущество физических лиц и земельный.

Перечень налогов, существовавший в РФ в 90-е годы XX века приведен в следующей таблице (Приложение 2.)

Виды налогов в Российской Федерации начала XXI века перечислены в Ст. 13-15 Налогового Кодекса РФ. Их классификацию можно увидеть на примере приведенной таблицы (Приложение 3.)

Если проанализировать данные вышеприведенных таблиц, можно сделать вывод о том, что налоговая система в РФ идет по пути упрощения.

Налоговые органы Российской Федерации — единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов.

Главной задачей налоговых органов в РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Таким образом, проанализировав практику структуру налогообложения в РФ и в зарубежных государствах, можно с уверенностью сказать, что Российская Федерация в выстраивании собственной налоговой системы активно применяет мировой практический и теоретический опыт. В частности, в российской практике был заимствован принцип разделения налогов и сборов по уровням: федеральным, региональным и местным. Перечень основных видов налогов также идентичен налогам, входящим в состав налоговых систем зарубежных стран. Практика проведения выездных налоговых проверок так же применяется и российскими налоговыми органами и т.д. Конечно, резкий переход к рыночной экономике, имевший место в РФ в конце XX века, создал ситуацию, при которой новая система формирования государственного бюджета, в частности, налоговая система государства, не могла выстроиться постепенно. Если проанализировать налоговое законодательство России за последние 20 лет, можно заметить, что оно претерпело существенные изменения и имеет все предпосылки к дальнейшему совершенствованию. Развитие налогового законодательства в РФ по пути унификации с законодательствами других государств будет еще больше способствовать интеграции нашей страны в мировую экономику, а создание более простой и доступной для понимания налоговой системы – большей эффективности процесса взимания налогов и сборов с налогоплательщиков.

[2] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – Спб., 1907. С.215

[3] Постановление КС РФ от 4 апреля 1996 года. № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, пребывающих на постоянное место жительство в указанные регионы»// СЗ РФ. 1996. № 16.

[4] См. Пепеляев С. Г. К вопросу о налоговом законодательстве и налоговых отношениях // Налоговый вестник. 1997. № 5. С. 23

Налоговая система Российской Федерации

Глава 1. Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации

1.1 Понятие и сущность налогов и сборов

1.2 Структура налоговой системы РФ

1.3 Механизм управления налоговой системой РФ

Глава 2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации

2.1 Структура и динамика налоговых поступлений в Федеральный Бюджет РФ

2.2 Антикризисные мероприятия по собираемости налогов в бюджеты

Глава 3. Проблемы и пути реформирования налоговой системы Российской Федерации

Список использованной литературы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамка-ми. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап — государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.

Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

В настоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т.е. стало налогоплательщиками. И поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.

Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.

Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:

раскрыть сущность налогов, принципы налогообложения;

рассмотреть основные виды и функции налогов;

проанализировать современное состояние экономики России.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики.

Глава 1. Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации

1.1 Понятие и сущность налогов и сборов

Налоги и сборы являются центральными понятиями налогового права. Определение этих понятий содержится в ст.8 Налогового кодекса) Российской Федерации.

1. В соответствии с 1 указанной статьи НК РФ налог это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

3. Налог считается установленным в том случае, если соблюдена необходимая правовая процедура (во всем мире налог может быть установлен только актом парламента — законом), а также определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения:

порядок и сроки уплаты налога;

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства РФ о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Налоги — обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны.

Налоги — гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Налоги — один из древнейших финансовых институтов. Они возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и других нужд. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс.

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция),

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция),

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция). Понятие и сущность налогов и сборов 1. Налоги и сборы являются центральными понятиями налогового права. Определение этих понятий содержится в ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации. Наиболее последовательно реализуемой функцией налогов является фискальная. Она проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Посредством осуществления фискальной функции образуется централизованный денежный фонд государства, становится возможным перераспределение части стоимости национального дохода в пользу определенных групп общества.

Таким образом, фискальная функция создает объективные условия для вмешательства государства в экономику, которое реализуется посредствам регулирующей функции налогообложения.

Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

1. Установление и изменение системы налогообложения,

2. Определение налоговых ставок, их дифференциация,

3. Предоставление налоговых льгот.

Регулирующая функция налогов в современных условиях не только в том, чтобы максимально освободить прибыль и доходы от налогов, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйствующему субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.

Доктор экономических наук Д. Черник определяет сущность налогов как «изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

1.2 Структура налоговой системы РФ

Совокупность предусмотренных законодательством налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а так же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля образует налоговую систему.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны. При формировании налоговой системы исходят из следующего ряда принципов:

1. Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона.

2. Сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить соблюдение экономических интересов участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к это позволяет планировать деятельность.

3. Обязателен механизм защиты от двойного налогообложения.

4. Налоги должны быть разделены по уровням изъятия.

5. Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий. Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги.

6. Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТП, защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка предпринимательства.

7. Система налогообложения должна быть комплексной при умелом сочетании разных способов налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить много маленьких налогов, чем один большой.

8. Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести. Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

Построение налоговой системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между ее элементами. Каковы эти взаимосвязи? Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере.

Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога — его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа — фискальной.

Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.

Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри-, так и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований).

По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.

В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.

Особое место в российской налоговой системе занимает единый социальный налог, поступления по которому зачисляются как в бюджетную систему страны, так и в соответствующие государственные внебюджетные социальные фонды.

При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги — роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.

Однако необходимо особо отметить, что уровень собираемости прямых налогов превышает аналогичный показатель для косвенных налогов. В частности, с 1997 по 2000 г. собираемость по налогу на прибыль обеспечивалась не менее 74-96,5%, тогда как в этот же период собираемость НДС составляла 63-82,9%. Поэтому фактические поступления косвенных налогов были ниже объемов бюджетных доходов от прямого налогообложения.

На сегодняшний день поступления от налогов, сборов специальных налоговых режимов распределились следующим образом: НДС — 29,7%, НДПИ — 14,9%, налог на прибыль организации — 8,3%, акцизы — 1,8% и т.д.

1.3 Механизм управления налоговой системой РФ

Для повышения конкурентоспособности налоговой системы законодательство о налогах и сборах должно более активно реагировать на новые явления, на сигналы об уходе из-под налогообложения в результате белых пятен в законодательных нормах.

Налоговое администрирование — относительно новый термин с точки зрения российской теории налогов и налогообложения. Отсюда его понимание — от самого широкого, как управление налоговой системой и налогообложением в целом, до более узкого, а именно как деятельность налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и уплаты налоговых платежей.

Среди российских экономистов до сих пор отсутствует единство в понимании налогового администрирования. Обычно оно определяется как деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации организациями и физическими лицами, т.е., по сути, в это понятие вкладывают содержание старого термина — «налоговый контроль». В современной экономической литературе также встречается фактическое отождествление понятий «налоговое администрирование» и «управление налоговой системой». Понятие «налоговое администрирование» позволяет определить его как управление в области налогообложения. Иногда налоговое администрирование определяют как динамически развивающуюся систему управления модернизируемых налоговых органов в условиях рыночной экономики.

Управление постепенно выходит из статичного состояния и начинает оперативно реагировать на различные изменения налоговых правоотношений.

Необходимо выделение проблематики, связанной с управлением налогообложением, а также формированием методологических и методических основ этого процесса в виде единого целостного процесса. Такой подход диктуется тем, что в силу разобщенности, разноведомственности органов власти, занимающихся управлением налоговыми процессами, возникают противоречия в нормативно-правовом обеспечении процессов налогообложения между экономическими, социальными и политическими целями государства и возможностями финансового обеспечения их достижения. Причины обособления управления налогообложением имеют более объективный и долговременный характер, чем временная несогласованность действий структур, образующих систему управления налоговыми процессами.

Налоговое администрирование — это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля.

Таким образом, налоговое администрирование — это определяющая часть управления налоговой системы, внутренний фактор ее развития. Налоговое администрирование осуществляется исполнительными органами власти и налоговыми органами. Текущий и последующий мониторинг позволяет принимать управленческие решения, направленные на поддержание и развитие налоговой системы в целом и налоговых органов как ее части.

Налоговое администрирование основывается на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Это совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) придает функционированию налогового механизма заданное законом направление и координирует налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике. Права и обязанности органов системы налогового управления утверждены в законодательном порядке.

Проблемы российской административной системы заключаются в отсутствии надежных контактов с гражданами и организациями, в недоверии граждан к государственной службе и институту государства. Поэтому в управлении налоговыми процессами должны участвовать не только специализированные органы. В него должны быть вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти: Конституционный суд РФ, научные коллективы отраслевых институтов, вузы, а также общественные организации, например союзы предпринимателей, «Общественная ассоциация защиты прав налогоплательщиков».

На налоговые взаимоотношения плательщиков и государства непосредственно влияют правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские и консультационно-юридические службы.

Более широкое определение налогового администрирования — это приведение процесса взимания налогов и возникающих отношений и связей между представителями налоговых органов и налогоплательщиков в соответствии с изменившимися производственными отношениями и формами хозяйствования. Более конкретное определение — это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля. Налоговое администрирование — это организация сбора налогов: от определения состава налоговой отчетности до разработки правил регистрации налогоплательщиков. Это также перечень информации, которую фирмы должны предоставлять налоговикам, с одной стороны, и та информация, которой налоговики должны делиться с фирмами, с другой стороны. Правила проверки, ответственность за налоговые нарушения — все, что сосредоточено вокруг налогов.

Задачи налогового администрирования предопределяются налоговой политикой. Налоговое администрирование как часть управления налоговой системой ставит самостоятельные, более конкретные задачи.

Сегодня налоговыми отношениями занимается налоговое администрирование как постоянный процесс управления налогообложением. Поскольку общество в зависимости от уровня своего экономического развития и степени политической зрелости принимает в законодательном порядке ту или иную налоговую концепцию и оформляет ее законодательными и нормативными актами, то налоговое администрирование начинается с изменением законодательных форм.

Сложившаяся система налогового администрирования, направленная на учет и жесткий контроль налогоплательщиков, уже не соответствует современным требованиям. Так, новая редакция статей Налогового кодекса Российской Федерации о налоговых проверках сохраняет возможность фактически превращать камеральные проверки в выездные, не устанавливает четкого механизма взаимодействия налогоплательщика и налогового органа в ходе контрольных мероприятий, допуская возможность злоупотреблений со стороны налоговиков. Поэтому главной составляющей налогового администрирования выступает налоговый контроль. Он должен быть настолько эффективен, чтобы противодействовать незаконному уклонению от налогообложения.

Так же налоговое администрирование, прежде всего, должно быть эффективно. Это значит, что и для государства, и для налогоплательщиков взыскание и уплата налогов не должны быть затратными (обременительными).

Для повышения конкурентоспособности налоговой системы крайне важно, чтобы налоговое администрирование строилось исключительно на нормах закона.

Сейчас Налоговый кодекс допускает официальные разъяснения финансовых и иных уполномоченных государственных органов, но эта процедура четко не прописана. В результате это положение либо не работает, либо способствует коррупции.

Министерством финансов РФ было разработано и сейчас активно воплощается в жизнь предложение о создании специальных аудиторских подразделений в налоговых органах. Эти структуры будут выполнять две функции: осуществлять работу с возражениями и жалобами налогоплательщиков и предварительное рассмотрение актов проведенных налоговых проверок. Таким образом, эти подразделения будут выполнять роль своеобразных фильтров, осуществляющих первичную оценку и проверку обоснованности выдвинутых налоговых претензий. Достаточной объективности вряд ли удастся добиться только благодаря тому, что формирование таких подразделений будет входить в компетенцию вышестоящих налоговых органов. Причиной тому, в том числе, являются трудности обеспечения объективности вследствие «корпоративной солидарности».

В совершенствовании налогового администрирования заявлено несколько приоритетных направлений. Для начала следует существенно снизить налоговую нагрузку, далее обеспечить четкую регламентацию полномочий и действий налоговых органов и придерживаться ее. Особая задача налогового администрирования — обеспечить стабильность и предсказуемость российской налоговой системы. Налоговое администрирование должно не ужесточать, а постоянно улучшать систему налогообложения в России.

Создание справедливой налоговой системы государства — это многоэтапный процесс, основанный на четко сформулированных целях и приоритетах в рамках пользующейся поддержкой общества последовательной государственной налоговой политики.

Таким образом, эффективная налоговая политика означает создание оптимальной национальной налоговой системы, которая, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Такая политика должна на длительную перспективу ориентировать налоговую систему на оптимальную налоговую нагрузку. Без улучшения налогового администрирования и контроля трудно рассчитывать на то, что будет развиваться конкуренция в стране.

Проблемы налогового администрирования необходимо решать при взаимодействии и диалоге исполнительных органов, институтов и организаций (прежде всего саморегулируемых) гражданского общества и научного сообщества.

Глава 2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации

2.1 Структура и динамика налоговых поступлений в Федеральный Бюджет РФ

Каждое государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.

В период абсолютизма развивается система прямых и косвенных налогов, возникает проблема отделения доходов монарха от доходов государства. В России же в конце 19в., с началом работы Государственной Думы, стало обсуждаться установление новых видов налогов.

В настоящее время, аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету за 2007 год сумма налоговых доходов составляет около 70%.

Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.

Как известно, налоги выполняют две главные функции — фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место в жизни общества.

Фискальная функция налогов обуславливает основное предназначение налогов, так как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния.

Современная налоговая система РФ введена в действия с 1 января 1992г. на основе Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», принятого 27 декабря 1991г. Несовершенство этого Закона РФ связано было наряду с множеством ее недостатков, прежде всего с отсутствием единой законодательной и нормативной базы налогообложения. В целях разрешения сложившихся в налоговой системе проблем в Российской Федерации с 1января 1999 года введена часть первая НК РФ. Косарева Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц.М. 2005. — С.120.

Огромное значение для формирования бюджета любого уровня имеют государственные доходы. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций.

Источники и виды государственных доходов и назначение каждого их них определяются экономической и правовой системой страны.

Рассматривая понятие бюджета, нужно сказать, что бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Бюджетная система — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Согласно ст.10 Бюджетного кодекса, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

В России в настоящее время в структуре доходов федерального бюджета основная масса — налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, — неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.

В перечень этих налогов входят:

Налог на добавленную стоимость;

Налог на прибыль организации;

Налог на доходы физических лиц;

Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

Единый социальный налог;

Налог на добычу полезных ископаемых;

10) Налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами;

Налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляются в федеральный бюджет при соблюдении следующих нормативов:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) — по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 20 процентов;

налога на добавленную стоимость — по нормативу 100 процентов;

акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50 процентов;

акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100 процентов;

акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50 процентов;

акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100 процентов;

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей — по нормативу 40 процентов;

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100 процентов;

акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации — по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции — по нормативу 100 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 70 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 100 процентов;

водного налога — по нормативу 100 процентов;

единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;

государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2 Бюджетного Кодекса РФ) — по нормативу 100 процентов.

2.2 Антикризисные мероприятия по собираемости налогов в бюджеты

Правительством в декабре 2008 года утвержден План мероприятий по преодолению кризисных явлений в экономике региона. Антикризисные мероприятия осуществляются одновременно в нескольких направлениях. Первое — минимизация роста безработицы и стабилизация производства. В связи с этим Программа реализации мер по поддержке рынка труда, принятая Правительством, предусматривает в случае угрозы массового увольнения опережающее профессиональное обучение, временное трудоустройство, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных. Кроме того, как при софинансировании из федерального бюджета, так и самостоятельно осуществляется бюджетное субсидирование предпринимателей всех отраслей экономики.

Второе — усиление управления доходными источниками. Начиная с 2008 года действует План мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет. Инструментом его реализации являются Соглашения, заключаемые между Правительством и администрациями муниципальных районов. Немаловажную роль в реализации данных Соглашений сыграли отраслевые соглашения о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве в соответствующей сфере, заключенные на 2009-2011 годы между органами исполнительной власти и субъектами предпринимательской деятельности.

Практика заключения соглашений дала положительный результат: обеспечены обязательства по увеличению заработной платы как муниципальным бюджетникам, так работникам производственной сферы. Объем дополнительных поступлений налоговых и неналоговых доходов за 2008 год составил 12% к первоначальному плану. По итогам I полугодия 2009 года условия Соглашений в части налоговых и неналоговых доходов исполнены с увеличением на 17,1%.

Экономический и социальный эффект совместных действий органов государственного и муниципального управления, хозяйствующих субъектов нашел отражение в положительной динамике макроэкономических показателей в январе — июне текущего года. При росте цен на закупаемые промышленные товары более чем на 28% индекс промышленного производства вырос на 8%, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на 19,2%.

Третье. Любой кризис подталкивает к совершенствованию структуры управления и оптимизации нерациональных расходов. В соответствии с рекомендациями Министерства финансов РФ с 1 апреля 2009 года в органах исполнительной власти сокращена численность госслужащих. Для муниципальных образований, подпадающих по действие п.2 ст.136 Бюджетного кодекса РФ, утверждены нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц и муниципальных служащих. В дополнение к этим ограничениям, Правительство утвердило нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления.

В целях минимизации расходов на коммунальные услуги Правительство утверждает натуральные и стоимостные лимиты. Сверхлимитное потребление оформляется дополнительными соглашениями и оплачивается за счет средств учреждений, полученных от платных услуг. Кроме того, межведомственными рабочими группами проведены проверки эффективности работы действующей бюджетной сети учреждений социальной сферы.

Глава 3. Проблемы и пути реформирования налоговой системы Российской Федерации

На сегодняшний день российская налоговая система находится в плачевном состоянии. За последние два года она не только не стала совершенствоваться дальше, но и переходить в стадию деградации. Это видно потому, как изменяется налоговое законодательство, какие «заплатки» ставятся в отдельные нормы. Они абсолютно не систематизированы и уж точно не имеют серьезного экономического обоснования. И, что самое печальное, что у правительства нет программы по её реформе. По крайней мере, программы как набора последовательных действий, направленных на достижение конкретной цели. То, что сегодня представлено как «основные направления налоговой политики», — это просто набор разрозненных методов, неоднократно отвергавшихся ещё три — пять лет назад.

Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию российской налоговой системы был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

Подобная оценка позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улучшения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответствие с текущими проблемами экономической политики.

Какими должны быть налоги — высокими или низкими — это извечная проблема в теории и практике мирового налогообложения.

Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства. С другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаропроизводителей.

Однако нельзя и снижать налоги сверх меры. Ведь они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут

Смотрите так же:

  • Мировой судья иск о неустойке Исковое заявление о взыскании неустойки по алиментам Законом предусмотрена ответственность за неуплату алиментов, поэтому исковое заявление о взыскании неустойки по алиментам подается в суд достаточно часто. Правовой основой таких исков является ст. 115 […]
  • Нотариус анапа адрес Нотариусы Анапа Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Телефон: +7(86133)70260 Адрес: 353440, Краснодарский край, г. Анапа, ул. Шевченко, 288 а, […]
  • Типовая форма договор купли продажи Примерная форма договора купли-продажи оборудования (подготовлено экспертами компании "Гарант") Настоящая форма разработана в соответствии с гл. 30 Гражданского кодекса РФ. г. [ место заключения договора ] [ число, месяц, год ] [ Организационно-правовая […]
  • Образец претензии юридическому лицу ПРИМЕР ПРЕТЕНЗИИ На нашем сайте Вы можите найти огромное количество примеров претензий - о возмещении материального ущерба, о возмещении марального вреда, о выполнении обязанности по договору, о ненадлежащем исполнении договора и пр. Стоимость (Цена) […]
  • Куда обратиться если оплаченный штраф числится неоплаченным Порядок действий, если оплаченный штраф числится неоплаченным Причин нахождения уже оплаченного штрафа в базах ГИБДД найдется немало, начиная от обыденной ошибки в процессе передачи данных банком и заканчивая сбоями сервера государственной инспекции. Одной […]
  • Какие есть правила хорошего тона Урок-беседа "Этикет, или Правила хорошего тона" Цели: способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности; взаимопонимания с одноклассниками; познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас в обществе и в других […]
  • Управление скутерами несовершеннолетними Мототранспорт – источник повышенной опасности Мотоцикл, в отличие от автомобиля, имеет другую специфику движения. Повышенная маневренность, меньшие габариты, а зачастую, недостаточная осторожность водителей мопедов, скутеров, мотоциклистов часто приводят к […]
  • Сособственник квартиры несовершеннолетний Ребенок-собственник: если опека не разрешает… По закону дети от 14 до 18 лет могут совершать сделки только с согласия своих законных представителей (родителей), а дети до 14 лет вообще не могут совершать сделки сами – за них действуют родители, за […]