Социальное партнерство закон об образовании

Статья 26. Уровни социального партнерства

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ статья 26 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 26. Уровни социального партнерства

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 26 ТК РФ

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Социальное партнёрство в образовании

Образование во все времена считалось непреходящей ценностью, ибо оно является основой экономического развития общества, одним из факторов социальной стабильности, источником роста интеллектуального ресурса и духовно-нравственного потенциала населения. Образовательные потребности населения растут, повышается число претендентов на получение высшего, специального, профессионального дополнительного образования. В ответ на это увеличивается разветвленность сети образовательных учреждений разного типа, развивается инфраструктура образования — формы управления, методические и исследовательские службы; укрепляется кадровая база, обновляется содержание и методы образования, усиливается ориентир на индивидуальные запросы и возможности обучающихся. Особые претензии предъявляются к качеству образования как соответствию ожиданиям общества и личности — это делает актуальным развитие образования как открытой системы, структурно-функциональная характеристика которой обусловлена взаимодействием с социумом.

Открытость образования предполагает прозрачность целей, формирование в общественном сознании понимания зависимости качества жизни от состояния образования — его качества, доступности, всеохватности, объединения различных социальных групп и вовлечения их в процесс развития образования в качестве партнеров. Социальными партнерами становятся индивидуальные и коллективные субъекты, разделяющие ценностные установки современного образования, заинтересованные в выработке единой образовательной политики, способные действенно поддержать образование в решении реальных проблем становления и развития его системы.

Достижение высокого качества образования предполагает органичное сочетание образовательных традиций и инновационных тенденций, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески осмысленное относительно отечественной педагогической реальности и стратегических целей социокультурного развития общества.

Законодательную основу для разработки модели социального партнерства в сфере образования в целом дает Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О некоммерческих организациях», Закон РФ «Об общественных объединениях», Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации». Правовую базу организации социального партнерства на муниципальном уровне создают федеральные законы «О местном самоуправлении в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов.

Партнерские отношения могут рассматриваться в качестве межсубъектных взаимодействий, эффективность которых определяется общими ценностно-целевыми устремлениями всех его участников, их взаимообогащением, то есть — совместное развитие системы ценностей.

Такая модель была создана в педагогических коллективах МОУ СОШ №93 и МОУ Новочановской СОШ Барабинского района Новосибирской области. Первого сентября 2006 года был заключен договор о социальном партнерстве в образовании, основополагающая идея которого: разработать и внедрить новые формы организации образовательного процесса при работе с одаренными детьми в образовательных учреждениях Барабинского района.

Цель работы: разработка и реализация условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг, сохранение и укрепление здоровья обучающихся в период реструктуризации сети образовательных учреждений Барабинского района.

Задачи:

  1. Организация совместной деятельности педагогических коллективов участников эксперимента по изучению и внедрению педагогических инноваций в учебно-воспитательный процесс в целях повышения качества и доступности образования.
  2. Создание благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся МОУ СОШ №93 и МОУ Новочановской СОШ.
  3. Распространение результатов эксперимента среди образовательных учреждений Барабинского района.
  4. Реализация развивающих и воспитательных возможностей школ в совместной деятельности.

Реализация этих задач позволила:

  1. Создать модель единого образовательного пространства.
  2. Создать ресурсно-методический центр на базе наших школ.
  3. Повысить уровень квалификации учителей наших школ через реализацию модернизированной модели научно-методической службы.
  4. Улучшить показатели обученности учащихся через:
    — оптимальное и эффективное развитие познавательных способностей личности учащихся;
    — реализацию современных моделей обучения и технологий.
  5. Эффективно использовать учебно-методические и материально-технические базы наших школ в образовательном процессе.

При определении методов исследования участники эксперимента руководствуются следующими принципами педагогической деятельности:

  • Принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, наставничества.

Метод выявления одаренных детей

Для реализации данного метода необходимо решить следующие задачи:

  • Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  • Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, повышение квалификации;
  • Накопление библиотечного материала по данному вопросу;
  • Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения диагностики;
  • Проведение различных внеурочных конкурсов интеллектуальных игр олимпиад позволяющих учащимся проявить свои способности.
  • Основные принципы построения схемы выявления одаренных детей:
  • Определение наиболее емкого и практически применимого понятия одаренности.
  • Разработка плана и программы обучения одаренных детей.
  • Разработка процедуры оценки:
    — определение функций, подлежащих оценке;
    — определение подлежащих сбору сведений.
  • Уточнение критериев отбора.
  • Обеспечение действенности поиска и выявления способных детей.
  • Метод создания условий для оптимального развития одаренных детей.

    Для реализации второго метода необходимо решить следующие задачи:

    • Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
    • Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.
    • Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности — в области художественного развития. В связи с этим часы вариативной части в обучении младших школьников используются на организацию творческих мастерских.

      Творческие мастерские на базе Новочановской СОШ:

      • Музыкальная мастерская (музыкальный класс);
      • «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность);
      • Мастерская здорового образа жизни;
      • Клуб исследователь.

      Творческие мастерские на базе СОШ №93:

      • Мастерская художественного слова;
      • Интеллектуальный клуб;
      • Ремесленная мастерская (прикладное искусство);
      • Детские газеты «Школяр» и «Школьный вестник».
      • Урочная и внеурочная деятельность строится таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах второй и третьей ступени.

        Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом — игра.

        Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса предметных и личностных компетенций. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе:

        • Индивидуализированные формы учебной деятельности (работа по индивидуальным программам);
        • Выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);
        • Самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (профильные классы);
        • Четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.
        • Основными видами деятельности являются:

          • мастер-классы ведущих учителей школ-участников эксперимента;
          • совместные конкурсы исследовательских работ;
          • система внеурочных мероприятий;
          • организация летней школы одаренных детей — научно-исследовательской экспедиции школьников на озеро Чаны.
          • 3. Метод работы с педагогическими кадрами

            Понимая, какие серьезные задачи стоят перед учителем, работающим со способными и одаренными детьми, необходимо направлять для работы в предпрофильные и профильные классы высококвалифицированных учителей, т.е. проявлять особый подход к решению кадровых вопросов. При этом необходимо осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

            Первое направление педагогического «всеобуча» — проектирование образовательных программ. Учителя должны уметь разрабатывать авторские программы

            1. Индивидуализированность программ. Программа должна учитывать такие факторы, как опыт, специальную подготовку, мировоззрение и интересы учащихся, то есть быть гибкой и отвечать индивидуальным и групповым потребностям.
            2. Участие в составлении программ. Руководители совместно с рядовыми учителями определяют, что должно входить в программу практического обучения.
            3. Персональная ответственность за разработку и координацию программы. Планы программ должны тщательно разрабатываться и выполняться, включая как долговременные, так и промежуточные цели. Руководитель программы обязан следить за ее выполнением.
            4. Разнообразие методов в программе. Хорошая программа должна уделять специальное внимание использованию разнообразных методов и приемов, чтобы программы обучения были интересными и творческими.
            5. Второе направление педагогического «всеобуча» — научно-методическая работа на основе общей стратегической цели и единой методологии педагогического поиска.

              Предполагается организация теоретико-педагогического и методологического всеобуча педагогических коллективов в форме постоянно действующего научно-методического (проблемно-практического) семинара. Выделены три группы основных задач организации семинара. Первый блок задач: педагоги должны разобраться в сущности ряда основных идей и понятий, связанных с зарубежным и российским опытом использования новых педагогических технологий; подвергать их педагогическому анализу. Второй блок задач связан с процессом самоанализа и формированием образовательно-профессиональной ориентации. Задачи третьей группы — это актуализация профессионального опыта и творческого потенциала педагога.

              Такой всеобуч будет проходить в три организационных этапа.

              Первый — «Методический калейдоскоп». В течение года педагогические коллективы школ составят представление о направлениях поиска и достижениях в российской и зарубежной педагогике. Учителя посещают презентационные семинары, мастер-классы, заседания районных и школьных методических объединений, где знакомятся с уже апробированными технологиями и методиками, пробуют включать отдельные элементы в практику урока. К концу этого этапа учителя определяют сферу своих профессиональных интересов, выбирают «образовательный маршрут», объединяются в группы единомышленников.

              Второй этап — обучение. Учителя объединяются по группам обучения выбранной технологии. Ведущие специалисты по данной теме. Занятия проводятся в режиме модельных уроков с последующим их глубоким анализом. Занятия чередуются с апробационными уроками. Затем педагоги обобщают свой опыт, участвуют в работе конференций и конкурсов, публикуются в образовательных СМИ. Таким образом, реализуется способность педагогов к педагогическому взаимодействию.

              На третьем этапе происходит внедрение в педагогическую практику выбранной технологии. Здесь же проводится диагностика различных видов. На этом этапе формируется учебно-методический комплекс по учебным предметам и технологиям.

              Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

              Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — проект федерального закона, законопроект) разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования и является основополагающим нормативным правовым актов в сфере образования.

              Проект федерального закона закрепляет основы правового регулирования сферы образования в Российской Федерации, интегрируя в себе как общие положения, так и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее образование).

              Законопроект направлен на:

              создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования, расширение образовательных возможностей граждан;

              комплексную модернизацию законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования;

              повышение эффективности механизма правового регулирования;

              обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.

              Принятый в 1992 году базовый законодательный акт системы образования — Закон Российской Федерации «Об образовании» в настоящее время не может в полной мере урегулировать складывающиеся отношения в сфере образования. В последние годы явно обозначился разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, обусловленный динамичным развитием и процессами модернизации системы образования: отмечается пробельность и правовая неопределенность в отношении многих существенных вопросов функционирования системы образования, новых образовательных институтов и практик (в том числе, в отношении статуса примерных образовательных программ, электронных образовательных ресурсов; деятельность негосударственных образовательных учреждений; порядка сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций, кредитно-модульной системы, оказания платных образовательных услуг и др.), сохраняются избыточные административные ограничения, связанные с типологией образовательных учреждений, затрудняющие их развитие.

              Кроме того, за минувшее десятилетие в рамках модернизации системы образования неоднократно обновлялось законодательство в области образования путем внесения отдельных изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Позволяя решить отдельные конкретные вопросы, постоянный процесс внесения изменений в законодательные акты, регулирующие отношения в сфере образования, привел к неустойчивости норм федерального законодательства.

              При этом, несмотря на внесенные в Закон Российской Федерации «Об образовании» изменения по-прежнему сохраняются пробелы в правовом регулировании отдельных институтов системы образования; многие нормы законодательства Российской Федерации в области образования дублируются законодательными актами других отраслей законодательства, порождая в некоторых случаях противоречия.

              Вышеизложенное свидетельствует о том, что практика внесения дальнейших изменений в действующие законодательные акты об образовании во многом исчерпала свой ресурс.

              Таким образом, к настоящему моменту законодательство в области образования остро нуждается в систематизации и модернизации исходя из приоритетных направлений развития образования и образовательных потребностей граждан. Данная задача может быть достигнута путем подготовки нового единого законодательного акта, который бы комплексно урегулировал отношения в сфере образования, закрепил основы правового регулирования системы образования в Российской Федерации исходя из приоритета прав и свобод человека, обеспечения государственных гарантий прав граждан в сфере образования. Современные условия развития общества и государства также требуют, чтобы новый закон не только решал проблемы образования как отрасли экономики, но и в целом стал основой развития человеческого потенциала в Российской Федерации.

              Законопроектом сохраняются базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством об образовании и оправдавшие себя на практике (в том числе, в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, государственно-общественного характера управления образованием, правовых гарантий обеспечения доступности и качества образования, и др.).

              Большинство из этих положений получило в законопроекте дополнительную детализацию, обеспечение правореализационными механизмами. Так, законодательное оформление получили такие важные аспекты, как правовой статус участников образовательных отношений, правовые гарантии обеспечения доступности и качества современного образования, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями. Отдельные главы в законопроекте посвящены регламентации правового положения образовательных организаций и иных организаций, осуществляющих обучение, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также педагогических работников. В частности, в главе, закрепляющей правовой статус педагогических работников, подробно урегулированы их права, обязанности и ответственность, установлены дополнительные гарантии педагогическим работникам в части оплаты труда, организации их профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

              Кроме того, впервые на законодательном уровне закрепляются особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке. Особое внимание в законопроекте уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных организациях, обеспечивающим возможность осуществления инклюзивного и интегрированного образования.

              Одной из новелл проекта федерального закона является закрепление понятийного аппарата, устанавливающего наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения (образование, воспитание, образовательная программа, квалификация, образовательная деятельность и пр.). Введение соответствующих положений в законопроект позволит унифицировать используемые в сфере образования понятия и привести к единообразию в этой части правоприменительную практику.

              Кроме этого, в законопроекте закрепляются современные требования к образованию, связанные с внедрением в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения. В частности, впервые на законодательном уровне в нем выделены отдельные нормы, посвященные:

              кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц (кредитов);

              сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;

              использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;

              обучению по интегрированным образовательным программам;

              образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и др.

              Также на уровне федерального закона регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

              Обновлены закрепленные в действующем Законе Российской Федерации «Об образовании» модели экономической деятельности в сфере образования. В частности, проектом федерального закона закрепляется ряд новых инструментов, направленных на повышение конкурентоспособности образовательной системы в целом, доступности и качества каждой образовательной услуги. В отдельности, среди них можно отметить нормы, предусматривающие возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

              В сравнении с действующим законодательством в законопроекте в определенной степени обновлены отдельные базовые институты системы образования.

              В законопроекте на основе положений Конституции Российской Федерации и с учетом Болонской декларации, Международной стандартной классификации образования уточняется система уровней образования в Российской Федерации, а также корректируются названия отдельных уровней.

              В законопроекте закрепляются следующие уровни образования:

              1) дошкольное образование;
              2) начальное общее образование;
              3) основное общее образование;
              4) среднее общее образование;
              5) среднее профессиональное образование;
              6) высшее образование — бакалавриат;
              7) высшее образование — подготовка специалиста, магистратура;
              8) высшее образование — подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка.

              Законопроектом также предполагается модернизировать систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. В условиях развития производства и внедрения новых наукоемких технологий предлагается осуществлять подготовку по части профессий, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования, в рамках системы среднего профессионального образования. В этих целях и вводится образовательная программа среднего профессионального образования — подготовка квалифицированных рабочих. Это в свою очередь позволит расширить образовательные возможности граждан, прошедших обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих.

              С учетом этого среднее профессиональное образование будет включать в себя два уровня образовательных программ:

              — подготовка квалифицированных рабочих;
              — подготовка специалистов среднего звена.

              Часть образовательных программ начального профессионального образования будет переведена в программы профессионального обучения, что позволит расширить возможности работодателей по подготовке квалифицированных рабочих в рамках соответствующих краткосрочных программ.

              Одновременно законопроектом предлагается осуществлять профессиональное обучение не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве (в том числе в структурных подразделениях «необразовательных» организаций), в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях дополнительного образования и в ряде случаев в общеобразовательных организациях — на третьей ступени общего образования.

              Также предусматривается, что прием для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования будет осуществляться в соответствии с гарантией, закрепленной Конституцией Российской Федерации, на общедоступной основе (за исключением специальностей, требующих наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств)

              Кроме этого вводится еще один уровень высшего образования — высшее образование — подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка. Введение подготовки научно-педагогических кадров в качестве самостоятельного уровня высшего образования также соответствует принятой в большинстве стран Международной стандартной классификации образования. При этом докторантура рассматривается как форма подготовки научных кадров и соответственно выведена из перечня образовательных программ и уровней образования. Регулирование вопросов докторантуры планируется осуществлять в рамках Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике».

              С учетом требований практики и рынка труда, а также изменения уровней образования законопроектом систематизируется и расширяется видовое разнообразие образовательных программ, обеспечивающих мобильность и более гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда.

              К основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы, а также программы профессионального обучения. В частности, помимо предусмотренных действующим законодательством в области образования к числу образовательных программ высшего образования законопроектом также отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

              Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и (или) профессиональной квалификации обучающихся.

              К таким образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные программы. В законопроекте в рамках дополнительных общеобразовательных программ выделены новые виды программ — общеразвивающие и предпрофессиональные программы.

              Также в законопроекте уточнены имеющиеся в действующем законодательстве терминологические противоречия в отношении форм получения образования и форм обучения. С учетом международной практики, различающей понятия формального, неформального, информального образования законопроектом устанавливается, что образование может быть получено, как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций (путем самообразования, семейного образования).

              Получение образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения. При этом экстернат исключен из форм обучения и рассматривается в законопроекте как инструмент, обеспечивающий возможность прохождения лицами, получившими образование вне образовательных организаций, промежуточной и итоговой аттестации в имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, а также получения документа об образовании.

              В законопроекте введено новое понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность», к которым относятся собственно образовательные организации и иные организации, осуществляющие обучение. Это связано с тем, что законопроектом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности.

              В частности, предусматривается, что научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей, и иные организации, в том числе созданные в форме коммерческих организаций, могут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по ряду основных и дополнительных образовательных программ.

              Кроме того, в законопроекте выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.

              Одной из значительных новаций законопроекта является упорядочение типологии образовательных организаций. В законопроекте реализована попытка более четко разграничить различные типы образовательных организаций, снять избыточное дробление образовательных организаций на типы и виды, создающее необоснованные административные барьеры, трудности при лицензировании и государственной аккредитации.

              В настоящее время перечень типов образовательных организаций закреплен в пункте 4 статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании». Однако при его формировании были использованы различные основания для выделения соответствующих типов: по уровню реализуемых образовательных программ, по категории обучающихся в нем лиц и др. Такой подход не позволяет однозначно определить тип той или иной образовательной организации, поскольку одна и та же образовательная организация может одновременно относиться к нескольким типам.

              Так, например, специальные (коррекционные) образовательные организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, выделенные в самостоятельный тип, одновременно могут рассматриваться и как общеобразовательные организации в соответствии с уровнем, реализуемых образовательных программ.

              Кроме того, закрепленная Законом Российской Федерации «Об образовании» типология образовательных организаций в настоящее время стала препятствием для развития современных форм организации образовательной деятельности, в том числе с использованием дистанционных технологий, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, расширения спектра образовательных услуг и т.п.

              Законодательно не предусмотрены возможности реализации образовательной программы совместно несколькими образовательными организациями различных типов, образовательными и научными организациями, с участием промышленных предприятий, что является тормозом создания и функционирования многофункциональных образовательных и научно-образовательных центров (комплексов), социокультурных комплексов, комплексных учебных центров профессиональных квалификаций, развития социального партнерства в сфере образования.

              С учетом этого в законопроекте предполагается закрепить деление образовательных организаций на типы — по уровням реализуемых образовательных программ, отнесенным к основному виду деятельности образовательной организации, исходя из того, что образовательная организация может реализовывать также основные образовательные программы других уровней образования, дополнительные образовательные программы.

              Тип образовательной организации определяется при ее создании (реорганизации) или переименовании в соответствии с законодательством об образовании и закрепляется в уставе. При этом виды образовательных организаций в рамках типа упраздняются.

              Взамен этого предусматривается возможность использования в наименовании образовательной организации специальных названий исходя из осуществляемой образовательной деятельности (уровни и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, специальные условия их реализации и (или) особые потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемых функций, связанных с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании).

              Кроме этого в законопроекте пересматриваются нормы, регулирующие стипендиальное обеспечение обучающихся образовательных организаций профессионального образования. В настоящее время вопросы стипендиального обеспечения регламентируются различными законодательными актами (Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Законом Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда»). Указанные законодательные акты определяют размер стипендии в твердом денежном выражении, в результате чего в них регулярно приходится вносить изменения с целью индексации размера стипендиального обеспечения обучающихся государственных образовательных организаций профессионального образования. С учетом этого в проекте федерального закона будет регламентирован порядок установления размеров и предоставления стипендий. При этом предусматривается поэтапное увеличение стипендий.

              Особое внимание в законопроекте уделено формам участия представителей общественности и работодателей в управлении образованием. В качестве одного из инструментов участия работодателей в оценке качества образования вводится институт профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

              Таким образом, проект федерального закона позволит сформировать эффективный механизм правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере образования, направленных на реализацию права на образование, государственных гарантий на получение качественного образования, значительно укрепит защиту интересов личности в области образования. Принятие законопроекта создаст правовые условия, обеспечивающие превращение образования в движущую силу и ресурс социально-экономического развития, в важный механизм формирования инновационного потенциала общества и экономики, повышения конкурентоспособности страны, при одновременном сохранении юридических гарантий свободы и равного доступа к образованию, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей личности.

              Заместитель директора Департамента
              правового обеспечения деятельности Министерства
              Ю.В. Линская

              Пояснительная записка опубликована на сайте Министерства образования и науки.

              Статья по теме:
              Социальное партнерство в образовании

              Предварительный просмотр:

              Выполнила: слушательница курса

              «Социально- педагогическое партнерство

              в решение актуальных задач воспитания»

              Месяц Юлия Васильевна

              Куратор курса: доцент кафедры

              г. Санкт- Петербурга

              Степихова Валентина Анатольевна

              Социальное партнерство как один из инструментов обеспечения социализации учащихся

              Месяц Юлия Васильевна, заместитель директора по ВР

              ГБОУ школы №600 с углубленным изучением английского языка Приморского

              района г. Санкт-Петербурга

              Актуальность.

              Федеральным законом «Об образовании», Указом Президента РФ, постановлением Правительства и соответствующими указаниями Министерства образования и науки перед школами была поставлена задача выстраивания социального партнёрства государства и местного сообщества в деле поддержки и развития общего среднего образования.
              Социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание.

              Цель социального партнёрства

              — Формирование у учащихся мировоззрения, представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков.

              Основные задачи социального партнёрства:

              — Совершенствование отношений между субъектами образовательного пространства;
              — Создание условий для привлечения инвестиционных средств в образовательное учреждение;
              — Формирование активной жизненной позиции школьника;
              — Социализация личности.

              Принципы социального партнёрства:

              — Добровольность признания партнёрами друг друга в качестве участников общественных отношений;
              — Доверие;
              — Обоюдная ответственность партнёров за общее дело;
              — Обязательное выполнение своих обязательств в соответствии с достигнутыми договорённостями;
              — Взаимная заинтересованность сторон;
              — Равноправие участников в выборе путей и средств достижения общей цели;
              — Поддержание духа равных возможностей, бескорыстие и солидарность.

              Основные направления работы нашей школы в рамках социального партнёрства:

              — Реализация непрерывности образования.
              — Совместная (коллективная) деятельность.
              — Сотрудничество школы и социума на взаимовыгодных условиях.
              — Формирование активной жизненной позиции и социального интеллекта.
              — Построение механизмов адресной социальной помощи, использование ресурсов благотворительности.

              В построении партнёрских отношений нашей школы можно выделить три этапа:

              — Первый этап — Знакомство.
              — Второй этап — Совместная деятельность.
              — Третий этап — Партнёрство.

              Основными видами совместной деятельности нашей школы и социальных партнёров являются:

              Обсуждение стратегии и тактики социального партнёрства

              Составление и подписание договоров

              Проектирование совместной деятельности

              Составление планов совместной работы

              Реализация совместной деятельности

              Проведение совместных мероприятий

              Психологический комфорт партнёров

              В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникаций. Это значит, что необходимо регулярное изучение мнения потенциальных партнёров о качестве и результатах этой деятельности.
              Основным итогом второго этапа должно стать умение потенциальных партнёров участвовать в совместной деятельности, т.е. их определённая компетентность, основанная на доверии друг другу. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретных партнёров.

              ГБОУ школа №600 имеет достаточно большой опыт взаимодействия и сотрудничества в местном сообществе по таким направлениям, как

              — развитие попечительской деятельности;

              — развитие самоуправления через Совет старшеклассников;

              — расширение социального партнерства с родителями обучающихся, заинтересованными взрослыми ( учреждения дополнительного образования ЦИ «Эдельвейс», детский творческий форум « Китиж плюс», центр социальной помощи семье и детям «Семья», КДН, ВУЗы СПб. )

              В данной работе хотелось бы остановиться чуть подробнее на последнем направлении.

              Традиционно большое внимание уделяется социальному партнерству с родителями, воспитательному потенциалу семьи. Воспитывать положительное отношение к школе у учащихся и родителей через включение родителей в общественную жизнь школы ( в плане воспитательной работы школы — участие родителей в классных, общешкольных мероприятиях, совместные походы, соревнования, профориентационные экскурсии) Реализация программы « Классы, свободные от курения» совместно с ППМС центром Приморского района ( тоже нашими социальными партнерами) невозможна без активной помощи родителей. На протяжении ряда лет учащиеся 6-7 классов нашей школы принимают участие в этой программе.

              2010-2011 год стал для нас очень результативным. Среди 17 школ района мы заняли 2 место, а творческая работа ученика 6 «б» класса Алексеева А. «Семья – территория здоровья», заняла первое место в городе.

              Гражданская пассивность, иждивенчество некоторой части родителей , их потребительское отношение к школе можно преодолеть, развивая социальное партнерство сначала с группой родителей, развивая добровольную общественную работу, благотворительность.

              Традиционно осуществляется социальное партнерство с внешкольными учреждениями дополнительного образования.

              В 2011-2012 году нами был заключен договор с Центром «Семья» о сотрудничестве с целью реализации проекта «Здоровая семья – здоровое будущее». В проекте приняли участие учащиеся 10-11 классов.

              Цель проекта: оказание профессиональной помощи подросткам по вопросам формирования здоровых отношений в семье между супругами.

              Работали с учащимися профессиональные психологи: с юношами – мужчина, с девушками – женщина. Ребята смогли задать все интересующие их личные вопросы и, по отзывам встреча, была очень продуктивной. Результаты тестирования и анкетирования показали, что 90 % учащихся интересуются поднятой темой и хотят следовать советам специалистов, что бы в будущем создать полноценную семью.

              Сотрудничество с центром «Семья» очень давнее, традиционными стали следующие совместно проводимые мероприятия: «Адаптация учащихся начальной школы при переходе в основную школу», консультации психологов для родителей проблемных учащихся, социальное патрулирование семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

              Развивая систему непрерывного образования (дошкольное учреждение-школа-вуз), ГБОУ школа №600 осуществляет сотрудничество с детскими садами города, ССУЗами и ВУЗами города для создания системы, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся. На третьей ступени общего образования, развиваем систему профильного обучения с учетом реальных потребностей рынка труда, запросов родителей, отработки гибкой системы профилей и кооперации с учреждениями высшего образования.

              Расширяются возможности социализации учащихся, обеспечивается преемственность между общим и профессиональным образованием, появляется возможность более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

              В рамках довузовского образования осуществляется социальное партнерство с рядом ВУЗов СПб: ИНЖЭКОН, Горный университет, «финэк», ЛЭТИ.

              Вовлекая учащихся в социально-активную деятельность, во взаимодействии с общественностью создает условия для адаптации, социализации и развития личности учащегося.Совместное сотрудничество школы с общественностью позволяет ей стать открытой системой.

              Социальное партнерство закон об образовании

              В настоящее время, в педагогической науке и практике отмечается тенденция к осмыслению целостного педагогического процесса с позиции науки управления. С принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование приобрело статус уровня общего образования. С точки зрения управления необходимо рассматривать дошкольную организацию как организационную (социальную) систему. Данную систему характеризует открытость и единство образующих ее факторов внутренней среды, а также связь с внешней средой.

              Опираясь на теорию менеджмента, А.Н. Троян в качестве элементов внутренней среды дошкольной образовательной организации (ДОО) выделила цель, кадры, организационную структуру, средства и образовательный процесс. Во внешней среде автором выделены факторы косвенного (отдаленного) влияния и факторы прямого (близкого) воздействия. Факторы косвенного влияния независимы от внутренней ситуации ДОО, их влияние проявляется опосредованно через факторы прямого воздействия (экономические, политико-правовые, социально-культурные и другие). К факторам прямого воздействия относятся те, которые непосредственно влияют на деятельность организации и испытывают на себе влияние дошкольной организации. А.Н. Троян факторы прямого воздействия условно подразделяет на две группы: субъекты социального заказа и ресурсное обеспечение [5]. Ресурсное обеспечение дошкольной организации включает в себя перспективный контингент воспитанников, рынок педагогического труда, информационное обеспечение, финансовое и материально-техническое обеспечение. К субъектам социального заказа относятся семья, государство, учредители, школа и другие. Субъекты социального заказа выступают в качестве социальных партнеров.

              Термин «социальное партнерство» появилось в России в связи со сменой форм собственности. Первоначальный смысл термина состоял в том, что представители работодателей и работников, должны решать проблемы взаимоотношений путем переговоров, нахождения компромиссов и достижения согласия на взаимовыгодной основе. Распространение экономических отношений во все сферы государства расширило понятийный аппарат этого термина. Согласно Трудовому кодексу РФ, в котором дано законодательное определение рассматриваемого нами термина: социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ) [6].

              По мнению экономиста Б.М. Генкина, «социальное партнерство – это идеология, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия» [1].

              Таким образом, исходя из анализа определений, мы видим, что основой понятия «социальное партнерство» является конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Данная основа прослеживается в определениях социального партнерства в сфере образования.

              Законодательную основу социального партнерства в сфере образования дает Гражданский кодекс РФ, Закон «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ «О некоммерческих организациях», Закон РФ «Об общественных объединениях», Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации». На муниципальном уровне правовую базу организации социального партнерства создают федеральные законы «О местном самоуправлении в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов.

              В ФГОС ДО важность социального партнерства раскрывается через утверждение основных принципов содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. ФГОС ДО решает задачи формирования общей культуры воспитанников; взаимодействия педагогических и общественных объединений.

              В контексте Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (ПООП ДО), построенной на основе ФГОС ДО, партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что семья и Организация равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения [4].

              Изучением особенностей проявления социального партнерства в образовании занимались такие исследователи, как В.О. Букетов, Е.К. Кашленко, А.В. Kopcунов, Н.П. Литвинова, В.А. Михеев, и другие. В исследованиях О.Д. Никольской социальное партнерство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса [3].

              Т.Н. Касимова рассматривает термин социально-педагогическое партнерство в системе «семья – образовательное учреждение» как вид социального партнерства, которое представляет собой форму взаимодействия, объединенного общими целевыми установками педагогического характера, направленными на создание комфортной образовательной среды для развития, воспитания, социализации ребенка [2].

              Во всех рассмотренных определениях общей идеей является то, что социальное партнерство – это договорный процесс. Идеально выстроенное социальное партнерство предполагает постоянный непрерывный социальный диалог между его участниками. Такой режим постоянной готовности к переговорам позволяет решать любые проблемы, возникающие в процессе совместной деятельности партнеров сразу, укрепляя их взаимодействие.

              В роли социальных партнеров образовательной организации могут выступать: родители, промышленные предприятия, бюджетные организации, иные образовательные организации, малый и средний бизнес, общественные организации, и другие. Многочисленные исследования в области дошкольной педагогики и психологии характеризуют семью для ребенка-дошкольника как первичную социальную ячейку и важнейший общественно-педагогический институт, который оказывает всестороннее воздействие на формирование полноценной личности ребенка. В связи с современным развитием общества появляется необходимость широкого вовлечения в деятельность ДОО родителей (законных представителей), общественных организаций, учёта предъявляемых им требований при осуществлении образовательного процесса. Родители воспитанников наделены статусом участников образовательного процесса.

              Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами современных родителей на воспитательно-образовательные услуги дошкольной организации.

              Смотрите так же:

              • Законом рф о международном коммерческом арбитраже от 7 июля 1993 г Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-I "О международном коммерческом арбитраже" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-I"О международном коммерческом арбитраже" С изменениями и дополнениями от: 3 декабря 2008 г., 29 декабря 2015 г. См. […]
              • Ч3 ст 8 закон об обращении граждан Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" С изменениями […]
              • Приказ 1010 суд Приказ Минобороны РФ от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" (не вступил в силу) О […]
              • Правила пользователь интернет Утверждены правила хранения интернет-компаниями трафика пользователей по "пакету Яровой" С 1 июля текущего года организаторы распространения информации в Интернете будут обязаны хранить электронные сообщения и данные пользователей. Речь идет, в частности, о […]
              • Правило угла в 45 градусов Катет, лежащий против угла 30 градусов Катет, лежащий против угла 30 градусов, равен половине гипотенузы. Проведем из вершины прямого угла медиану CF. Так как медиана, проведенная к гипотенузе, равна половине гипотенузы, то Так как BF=CF, то треугольник […]
              • Воры законы вне закона Вор. Закон вне закона (2011) Документальный фильм-расследование "Вор. Закон вне закона" – первая и единственная на сегодняшний день попытка объективно проанализировать такое уникальное социальное явление как "воры в законе". Подобно итальянским мафиози, […]
              • Закон 7 города москвы Закон г. Москвы от 25 января 2006 г. N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (с изменениями и дополнениями) Закон г. Москвы от 25 января 2006 г. N 7"О порядке […]
              • Патентный закон 2003 Патентный закон рф от 23 сентября 1992 г. N 3517-I (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 7 февраля 2003 г., 2 февраля 2006 г.) Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом Настоящим Законом регулируются […]