Социальный работник по делам несовершеннолетних

Содержание:

Участие социальных работников при судах в процессе отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (история и современность). Статьи по предмету Уголовный процесс

УЧАСТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ПРИ СУДАХ В ПРОЦЕССЕ ОТПРАВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ)

В настоящее время в России в ходе отправления правосудия по делам несовершеннолетних активно используются неюридические знания. Изучаются социальные условия жизни несовершеннолетних, социально-психологические характеристики личности несовершеннолетнего, совершившего правонарушение или преступление.
Во многих зарубежных странах накоплен богатый опыт работы социальных служб при судах, достаточно эффективно защищающих права и интересы несовершеннолетних. Например, во Франции значительное место в процессе по делам несовершеннолетних занимает изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя. Французским процессуальным законодательством предусмотрено проведение «социального исследования», завершающегося составлением специального досье, что является обязательным процессуальным требованием. Такое исследование судья может проводить сам либо поручить его сотрудникам воспитательной службы при суде, которые принимают, направляют, сопровождают, проводят мероприятия по ресоциализации с несовершеннолетними, которые им были поручены судьей или прокурором. Воспитатели предлагают судье педагогические меры для решения вопроса; контролируют выполнение решений судьи и составляют для каждого ребенка индивидуальный план воспитательной работы.
Определенный опыт работы социальных служб при судах есть и в России. Экспериментальные площадки созданы на базе: Черемушкинского районного суда г. Москвы; десяти районных судов Санкт-Петербурга; Кингисеппского городского суда Ленинградской области; судов г. Ростова-на-Дону, шести судов г. Саратова и г. Энгельса; комиссий по делам несовершеннолетних (Пермский край); комитетов по делам молодежи; психолого-педагогических центров (Тюмень, Пермь, Лысьва Пермского края).
Так, Санкт-Петербургский городской суд совместно с Программой развития ООН «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних» (ПРООН), Детским фондом (ЮНИСЕФ), в рамках российско-шведского проекта «Социальная работа с юными правонарушителями в Санкт-Петербурге», в течение нескольких лет осуществляет эксперимент по внедрению в правосудие по делам несовершеннолетних социальных работников по сопровождению несовершеннолетних правонарушителей .
———————————
Шилов Н.К., Урбанович О.И., Егорычева С.Л., Смирнова В.Е. Ювенальная юстиция: проблемы и перспективы // Социальная ситуация в современном российском обществе и проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних. СПб., 2002. Кн. 4. Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации к образованию. С. 122.

Социальные работники по сопровождению несовершеннолетних правонарушителей работают при десяти районных судах Санкт-Петербурга, осуществляют свою деятельность на закрепленной за ними территории. Взаимодействуют с государственными и негосударственными органами и учреждениями, организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Специалисты по социальной работе собирают информацию для суда о личности подростка; выявляют причины и условия, способствующие совершению преступления; составляют «социальный портрет» несовершеннолетнего правонарушителя, а также разрабатывают меры по его социальной адаптации и реабилитации; определяют наиболее эффективные меры воздействия на несовершеннолетнего, способные исправить его без лишения свободы; оказывают помощь в их осуществлении, мотивируют подростка на решение выявленных проблем . Иногда социальный работник начинает свою работу с момента возбуждения уголовного дела (следствия) в отношении несовершеннолетнего. Деятельность социальных работников не ограничивается работой только с подростками-правонарушителями. В Санкт-Петербурге работают также уличные социальные работники и социальные работники по работе с семьями, в которых проживают дети, нуждающиеся в помощи государства. Деятельность названных специалистов помогает лучше исследовать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, найти наиболее эффективные воспитательные меры воздействия на него, что позволило уменьшить количество подростков, направляемых в места лишения свободы, и принять меры по защите их прав и интересов.
———————————
Канаян В.А., Богданова И.Н., Семенова Е.Н. Социальные аспекты ювенальной юстиции // СПбГУ «Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних». СПб., 2002. Кн. 6. Дети улицы. С. 43.

Однако необходимо отметить, что для России ныне внедряемый институт социальных работников при судах явление не новое. Еще при первом особом суде по делам о несовершеннолетних в Санкт-Петербурге (1910 г.) была создана система попечительского надзора. Попечители были вспомогательным органом суда, а также выполняли роль защитника (адвоката), так как к участию в делах защитники не привлекались.
Следует отметить, что в настоящее время социальный работник при судье выполняет практически все те же функции, что и попечитель в дореволюционной России. Попечитель в дореволюционной России проводил предварительное расследование, собирал по делу сведения, посещал несовершеннолетнего, уточнял причины совершения преступления, устанавливал лиц, «которые могли способствовать исправлению несовершеннолетнего» , оказывал помощь несовершеннолетнему в трудоустройстве, обучении, решал его жилищные вопросы и другие. Перед судебным заседанием он передавал все собранные данные судье и присутствовал в суде при рассмотрении дела. Это облегчало рассмотрение дела.
Попечители делились на:
———————————
Люблинский П.И. Журнал Министерства юстиции. 1910. N 6. С. 79.

1) оплачиваемых — 5 человек; в их числе была только одна женщина, все опытные учителя городских школ. Их содержание составляло 1200 руб. в год. Каждый попечитель обслуживал определенный район города, в котором проживал;
2) добровольных — осуществляли надзор и присмотр по своему желанию. К апрелю 1910 г. их число составило 50 человек.
Попечители разработали специальную систему учета сведений о несовершеннолетних, это были попечительские книги, картотеки. Еженедельно проводили совещания попечителей, на которых обсуждали наиболее трудные случаи и вырабатывали методы надзора, которые должны были стать результативнее.
Введение попечительского надзора дало возможность чаще применять воспитательные меры воздействия.
Кроме того, функции современных социальных работников при судах по многим параметрам совпадают с функциями, которые выполняли в 1920 — 1930-х гг.: братья и сестры социальной помощи, воспитатели-обследователи при комиссиях по делам несовершеннолетних; в 1961 г. — общественные инспекторы и общественные воспитатели несовершеннолетних при комиссиях по делам несовершеннолетних.
Таким образом, известный сейчас и применяемый в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и других регионах страны принцип участия социального работника в отправлении правосудия закладывался именно при создании первого суда для несовершеннолетних в Петербурге и получил дальнейшее развитие в России после революции и в советский период.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Глава 4. Формы и методы работы социальной службы

Социальную работу можно рассматривать в двух аспектах: организационном и реабилитационном. Организационный аспект включает в себя этапы развития социальной службы на территории и в основном касается административных отношений. Реабилитационный аспект рассматривает деятельность социального работника по реабилитации клиента (несовершеннолетнего и его семьи). В практической работе они неразрывно связаны между собой.

Организация социальной работе на территории

Социальная служба приходит не на пустое место. Обычно на территории уже существует определенная система отношений государства и «групп риска». Основной задачей становится поиск места социальной службы, каждого социального работника в существующей системе, и в ходе практической деятельности изменение способов ее функционирования, позиции ее представителей по отношению к клиентам и формам работы, расшатывание и корректировка сложившихся стереотипов и освобождение места для конструктивного творчества и взаимодействия.

Первым этапом развития социальной службы становится знакомство с территорией. В то же время происходит представление социальной службы, ее сотрудников действующим структурам, учреждениям и организациям.

Социальные работники представляются комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), органам опеки и попечительства, отделу по делам несовершеннолетних (ОДН) и объясняют им задачи своей деятельности. Являясь на настоящий момент общественной структурой, социальная служба содействует перечисленным организациям в их работе с несовершеннолетними. Социальный работник помогает им в прояснении проблемы, предоставляя информацию о ситуации несовершеннолетних, предлагает варианты решения проблем исходя из имеющихся внутренних ресурсов и договоренностей с другими организациями. Сразу следует отметить особый статус уличных социальных работников и сообщить об основных принципах социальной работы (о конфиденциальности некоторой информации, первичности интересов клиента).

Далеко не всегда органы местной власти и милиция с готовностью идут на сотрудничество. Социальный работник воспринимается как помеха, лишняя обуза, иногда – конкурент, и, практически всегда – дилетант. Поэтому будет лучше, если социальный работник будет представлен руководством службы, организации. Оптимальный вариант, если уже заключена договоренность на более высоком административном уровне, и перед приходом социального работника уже поступило распоряжение «сверху» наладить с ним сотрудничество. Но на первом этапе это бывает редко, и не гарантирует конструктивных взаимоотношений. Полезно также представить соответствующее письмо организации, от имени которой работает социальная служба, рекомендательные письма от других авторитетных организаций (включая международные).

Не следует забывать, что представления о социальной работе в нашем обществе пока крайне расплывчаты и неадекватны. Чиновники в основном не составляют исключения. Обычно социальный работник представляется как человек, приносящий продукты бабушкам, т.е. работник системы социального обеспечения, «собеса» (Центра социального обслуживания населения). Но это представление может измениться только в ходе практического сотрудничества.

Социальный работник, приступая к деятельности, может быть достаточно независим от каких бы то ни было структур, т.к. его деятельность основана на добровольном согласии клиента на сотрудничество. Даже если в семье грубо нарушаются права ребенка, но родитель отказывается от сотрудничества, социальный работник не может настаивать или заставить его. В этом случае к работе должны подключиться другие структуры, которых он обязан поставить в известность о сложившейся ситуации. Но знакомство с госструктурами не является формальностью. Только с их помощью могут быть приняты решения по многим проблемам. И, что не менее важно, ими постоянно принимаются различные решения, определяющие судьбу ребенка. Деятельность социального работника может содействовать тому, чтобы решения были адекватны ситуации и принимались с учетом интересов и прав несовершеннолетнего.

Знакомство с вышеназванными структурами дает возможность действовать далее с определенной долей официального признания. Социальный работник знакомится со школами района, различными Центрами, работающими с несовершеннолетними, собирает информацию о деятельности досуговых учреждений. Социальному работнику важно знать и лично посетить все организации, учреждения и другие структуры, находящиеся на его территории, которые могут быть полезны в процессе работы с несовершеннолетним и его семьей. Все это в совокупности можно назвать ресурсами территории. Важная роль в этой деятельности принадлежит Информационно-координационному центру, о котором уже говорилось.

Обычно на первом этапе уже удается получить некоторую информацию о неблагополучных семьях и представление о ситуации в районе. Чаще всего, КДН предлагает заняться двумя-тремя семьями, ситуация в которых достаточно сложная. Это является своеобразной «проверкой на прочность» для сотрудника и службы в целом. Успешность работы с этими случаями позволит завоевать доверие комиссии. Порой на социального работника пытаются переложить часть ответственности за свою собственную работу (составление акта обследования жилищно-бытовых условий, посещение «трудных» клиентов). К этому следует относиться с известной долей осторожности и принимать предложения, только если они соответствуют задачам социальной службы.

Второй этап начинается с момента знакомства с клиентами. Это не означает прекращения первого этапа, т.к. сталкиваясь с реальными проблемами, социальный работник начинает целенаправленный поиск форм их решения. Взаимодействие с организациями по поводу конкретных клиентов позволяет наладить более тесное конструктивное сотрудничество.

В ходе второго этапа происходит расширение контактов, контакты приобретают практическую направленность. При возможности, социальный работник (или его организация) заключает договоры с организациями, контакты с которыми происходят регулярно. Договорные отношения позволяют еще раз, уже в официальной форме, проговорить сферу деятельности социальной службы, ее цели. В то же время, договор включает двусторонние обязательства, что облегчает деятельность социальной службы, устраняя зависимость от личного расположения или нерасположения сотрудников той или иной структуры. Так, в ходе проекта были заключены договоры практически со всеми комиссиями по делам несовершеннолетних, признавшими не только полезность деятельности социальной службы, но и принципы ее деятельности, несмотря на достаточное количество спорных и, даже, конфликтных ситуаций.

Такие ситуации с неизбежностью возникают в отношениях с государственными структурами. Чаще всего это вызвано жесткостью государственных стереотипов в отношении клиентов. Социальная служба вступала в противоречие с действиями милиции при попытках посадить несовершеннолетнего. Мы понимаем, что для милиции это практически единственная возможность «обезопасить» свой район от правонарушителя. Но также мы знаем и то, что такие действия не принесут позитивных изменений самому ребенку, и только отодвигают опасность для общества на более удаленную по времени дистанцию. Противоречие с КДН касались решений относительно судьбы ребенка, принимаемых без учета его интересов (например, направление в интернат) и без учета всех обстоятельств, без наличия полной картины. Были конфликты и с медицинскими учреждениями, и со школами.

Главное значение конфликта – возможность найти конструктивное решение, обратить внимание на несовершенство системы и необходимость ее изменения. Позиция социального работника в конфликте – предложение реальных альтернативных решений на основе знания ситуации клиента и ресурсов территории.

Мальчик К., 14 лет. Совершил повторный угон машины (старый «Запорожец») вместе со своими «друзьями». Еще до первого угона состоял на учете в милиции за распитие спиртных напитков. Ему неминуемо грозил срок за совершение повторного правонарушения.

В это время с мальчиком и его семьей уже велась всесторонняя работа. Ситуация в семье крайне неблагополучная: пьющая мать, еще двое младших детей, воспитанием которых во многом занимался К.: покупал продукты, готовил еду, даже водил в поликлинику в случае необходимости. В то же время на улице постоянно общался с «сомнительными» компаниями и «влипал» в истории. Консультация у психолога показала, что у мальчика крайне низкая самооценка, страх оказаться «хуже других», подверженность влиянию референтной группы, слабая волевая регуляция. При этом у мальчика сложились доверительные отношения с уличными социальными работниками.

Учитывая эти обстоятельства, был сделан вывод, что лишение свободы в данном случае только закрепит негативные тенденции в социальном развитии мальчика. Кроме того, оно повредит развитию его брата и сестры, а также ухудшит и без того тяжелую семейную ситуацию.

Был предложен вариант комплексного решения данной проблемы:

Мальчику предложено посещать Клуб «Перекресток», а также пройти тренинговую программу «Discovery». Параллельно с этим – посещать психолога для осуществления индивидуальной работы.

К. производит ремонт угнанной машины (она пострадала при угоне), тем самым компенсируя моральный ущерб хозяину. Данная договоренность была достигнута в ходе специально организованной встречи нарушителя и потерпевшего.

В то же время, необходимо продолжить работу с семьей, поставить мать в известность о том, что в случае продолжения пьянства, дети могут быть помещены в приют в связи с угрозой их жизни и здоровью. (Дети действительно были устроены в приют, когда во время очередного посещения семьи социальный работник наткнулся на пьяный разгул в квартире).

Работа с матерью была продолжена вне зависимости от места нахождения детей, предложена помощь в лечении алкоголизма, проводились консультации у психолога. (Посещение социальным работником семьи не менее двух раз в неделю).

Эти предложения внесли раскол в отношения между КДН и отделом по делам несовершеннолетних (ОДН). Представители милиции настаивали на заключении, т.к. опасались повторных правонарушений со стороны К. Председатель комиссии встал на сторону социальной службы.

В результате был принят наш вариант, но на службу возложена ответственность за выполнение реабилитационных материалов и за дальнейшее поведение несовершеннолетнего. Конечно, данное решение возложило на социальных работников ответственность, превышающую пределы ее компетенции, т.к. клиент сохраняет свободу выбора, и социальный работник не может поручиться за изменение его поведения. Но в данном случае это было неизбежным условием компромисса. Кроме того, был поднят вопрос о недостатке организаций подросткового досуга в районе (вернее, почти о полном их отсутствии) и об актуальности организации клуба автолюбителей (подобные клубы уже существуют в некоторых районах Москвы и во многих городах, и, в основном, без всякой поддержки государства).

Нередко социальные работники вызывают раздражение у органов местной власти, ставя перед ними задачи, решение которых крайне затруднительно даже для них. В результате производятся попытки обвинить социальную службу в превышении своих полномочий («Не лезьте не в свое дело!»), переложении ответственности за возникающие ситуации на социальных работников. На самом деле, социальный работник практически не может превысить свои полномочия, т.к. действует на основании прав любого гражданина: безвозмездная помощь человеку в трудной ситуации, предложение сотрудничества в ее преодолении, информирование государственных структур о ситуации, угрожающей ребенку или его семье (при этом на любое письменное обращение должен быть дан официальный ответ в строго определенный срок).

Так, мальчик 12 лет ни разу не посещал школу, и даже не числится в школьных списках. Он воспитывается в многодетной семье, и его старшие братья также не получили среднее образование, прекратив в разном возрасте посещать школу «за ненадобностью». Сотрудничество с семьей удалось наладить с большим трудом, т.к. проблема не признавалась. Практически все структуры, включая КДН, районное управление образования, не знали, что предпринять в данной ситуации и пытались переложить ответственность друг на друга и на самих социальных работников. Милиция не усматривала в этом какого-либо нарушения, а органы опеки – нарушения прав ребенка. Даже теоретически исключалась возможность ограничения родительских прав по критерию отказа от получения детьми образования. Мальчик же не умел читать. Варианты, которые все же были предложены, были связаны с помещением ребенка в интернатные учреждения, против чего выступала мать, ссылаясь на энурез сына. Эта ситуация до сих пор не получила позитивного разрешения, хотя контакт с мальчиком и семьей постоянно поддерживается.

Практическая работа с клиентами позволяет выработать определенные алгоритмы действия в типичных ситуациях, а также схему действий в нетипичных. Основная задача второго этапа – максимально полное использование существующих на настоящий момент ресурсов помощи, объединение усилий всех структур, работающих с несовершеннолетними и их семьями, организация их взаимодействия, а также поиск структур, способных оказывать дополнительные виды помощи, хотя это, может быть, и не входит в их основные обязанности.

Третий этап, включая всю деятельность, начатую на предыдущих этапах, предполагает анализ системы социальной защиты несовершеннолетних и содействие ее изменению, повышению эффективности ее функционирования. Социальный работник оказывает целенаправленное влияние на конкретных чиновников и структуры, содействуя изменению практики их деятельности. Наиболее эффективно предложение новых форм и их закрепление в случае заметной результативности. Так, в одной из районных комиссий заседания проводятся не только с обязательным присутствием социальных работников, но и по принципу собрания специалистов: подробно обсуждается проблема и ее истоки, собираются предложения, клиенту предлагается выбор конкретных форм сотрудничества или выдвигаются определенные вытекающие из ситуации требования.

В ходе предыдущей деятельности социальной службы с неизбежностью выявляются пробелы в системе, т.к. именно социальный работник наиболее приближен к клиенту и его потребностям. Социальная служба инициирует создание новых структур и программ, направленных на реабилитацию социально дезадаптированных несовершеннолетних и их родителей. В ходе деятельности социальной службы были созданы такие структуры, как подростковый клуб «Перекресток», родительская группа, реабилитационные программы для детей и подростков «Профилактический театр» и «Вызов». Разрабатывается программа восстановительного образования для детей, длительное время не посещавших школу или не посещавших ее вообще, а также проект социальной гостиницы для подростков в трудной ситуации (приюты – не всегда оптимальная форма для работы с подростками из-за сложности краткосрочного приема, отчетности и организации деятельности в них).

Этапы деятельности социальной службы в

практической работе с клиентами

Несмотря на огромное разнообразие ситуаций, с которыми сталкивается социальный работник, его деятельность в каждом конкретном случае можно разделить на ряд этапов. В зависимости от случая, каждый этап получает свое наполнение, но их последовательность обычно сохраняется. Этапы имеют свою специфику для подразделений социальной службы РД и РУ, но присутствуют в деятельности каждого из них. Для подразделения «Ребенок на улице» специфичным является еще и то обстоятельство, что даже в ходе работы с конкретными клиентами, значительная часть времени уделяется «патрулированию» территории района с целью поддержания контакта с теми детьми, с которыми на настоящий момент не ведется активной работы, и для своевременного выявления проблемных ситуаций среди несовершеннолетних (уход из дома, совершение правонарушения, потребность в медицинской помощи и т.д.). Подразделение «Ребенок дома» большую часть времени проводит в работе с конкретными клиентами.

Мы выделяем следующие этапы социальной работы:

Этап получения предварительной информации. Обычно, еще до первого знакомства, социальный работник получает предварительную информацию о ребенке, семье или подростковой группе. Это позволяет лучше подготовиться к встрече и быстрее наладить контакт, а также избежать неожиданных ситуаций. При наличии возможности, желательно использовать несколько источников.

Этап установления контакта. На этом этапе проверяется и уточняется информация, составляется более детальная картина, социальным работником предлагается сотрудничество в разрешении проблем.

Этап активной работы. На этом этапе социальный работник разрабатывает план действий в отношении клиента (семьи), при необходимости – программу реабилитации (самостоятельно или с привлечением специалистов на консилиуме). Клиенту предлагается сотрудничество в реализации программы.

Этап профилактики рецидива (закрепление позитивных эффектов) – контроль за выполнением ранее принятых решений, за стабильностью изменений, социально-психологическая поддержка клиента.

Этап получения предварительной информации.

Подразделение «Ребенок на улице» более независимо на данном этапе от официальных лиц. Некоторую информацию по проблеме детей на улице могут дать сотрудники милиции (инспекторы по делам несовершеннолетних, участковые, патрульные наряды). В основном, это информация о местах сборов, работы несовершеннолетних. Это позволяет определить «регионы обитания» детей и подростков, в которых проводится уже более тщательная, детальная работа. Большая часть информации получается в ходе общения с населением: бабушками у подъездов, женщинами, гуляющими с детьми, гражданами, гуляющими с собаками. Сотрудник службы представляется: «Я социальный работник. Наша социальная служба помогает детям в трудной ситуации: живущим на улице, детям из неблагополучных семей. Вы не знаете что-нибудь о таких детях в вашем доме (дворе, районе)?». Полезно бывает предъявить удостоверение социального работника. При расспросах достаточно подробно рассказать о Социальной службе и возможностях связаться с социальным работником. Специально для подобных целей были выпущены календари с телефоном ИКЦ, и надписью «Телефон помощи детям». Социальный работник вступает также в общение с торговцами из палаток и у прилавков по той же схеме. Также информацию о детях можно получить у кассиров кинотеатров, работников кафе, ларьков, в других местах потенциального времяпрепровождения наших клиентов.

Сейчас социальный работник на улице знакомится не только с детьми и подростками, кому явно нужна помощь, но практически со всеми встречаемыми на улице. Он представляется: «Я социальный работник, меня зовут … Мы работаем в вашем районе и помогаем детям и подросткам, если что случилось в семье, в школе или на улице». Для детей важно адресное представление и краткий рассказ о своей деятельности, по возможности с примерами. Желательно также оставлять свои координаты. Знакомство с детьми имеет особое значение. Во-первых, сами дети лучше всего знают о ситуациях своих сверстников (правда, далеко не всегда относятся к ним с сочувствием и пониманием). Во-вторых, в наше время любому подростку может понадобиться помощь социального работника, и, в идеале, каждый подросток должен знать «своего» социального работника, по крайней мере, лучше, чем участкового. А в-третьих, часто по внешнему виду не определишь, насколько «благополучный» ребенок находится перед тобой. По виду легко определяются только крайние степени дезадаптации (плохая обувь, следы клея на лице, руках и одежде, запах, неаккуратная прическа, состояние рук – цыпки, неухоженные ногти и т.д.). Любая предварительная информация может помочь в установлении контакта: сфера интересов детей, возможные варианты проблем, время наиболее вероятного появления в определенном месте. Кстати, этап сбора предварительной информации нередко переходит в этап установления контакта, если информация берется у детей. В то же время, данная форма контакта показала себя наиболее эффективно: она ни к чему не обязывает и, в то же время, демонстрирует добрые намерения социального работника.

Часто этап получения предварительной информации для РУ переносится на более поздние стадии работы и превращается в «получение дополнительной информации», когда уже после первого контакта с подростком собирается информация из школы, милиции, КДН, других организаций. Это позволяет проверить сведения, сообщенные клиентом, прояснить реальную ситуацию и не идти на ухищрения, которые не являются редкостью как в общении со взрослыми, так и с детьми. При несоответствии информации ни в коем случае нельзя «уличать» ребенка (ведь и информация из официальных структур может оказаться предвзятой, и контакт с ребенком крайне важен). Но это позволит трезво оценивать ситуацию и не поддаваться неконструктивным эмоциям.

Подразделение «Ребенок дома» на первом этапе находится в большей зависимости от официальных источников информации, т.к. семья является более закрытой сферой для постороннего вторжения. Нередко даже соседи считают, что формы воспитания ребенка и пьянство родителей является их частным делом; главное, чтобы это не доставляло беспокойства окружающим.

Основные государственные источники информации о семье: КДН, ОДН, Органы опеки и попечительства, образовательные учреждения (школы, училища), поликлиники.

Таблица 1. Сферы внимания государственных органов к проблемам несовершеннолетних

Инспектор по делам несовершеннолетних

Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер . М. А. Гулина . 2008 .

Смотреть что такое «Инспектор по делам несовершеннолетних» в других словарях:

Герасимова, Виктория Александровна — У этого термина существуют и другие значения, см. Герасимова. Виктория Герасимова Имя при рождении: Герасимова Виктория Александровна Дата рождения: 9 мая 1979(1979 05 09) (33 года) … Википедия

Следствие ведут ЗнаТоКи. До третьего выстрела — Жанр Детектив Режиссёр Вячеслав Бровкин Автор сценария Ольга Лаврова Александр Лавров … Википедия

Персонажи телесериала «Папины дочки» — Основная статья: Папины дочки Семья Васнецовых Содержание … Википедия

Папины дочки — Папины дочки … Википедия

Министерство внутренних дел Российской Федерации — Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия

Следствие ведут знатоки. До третьего выстрела — Жанр Детектив Режиссёр Вячеслав Бровкин Автор сценария Ольга Лаврова Александр Лавров В глав … Википедия

Профессиональное общение: специфика — На основе выделенных Е. А. Климовым 5 осн. типов профессиональной деятельности «человек человек», «человек природа», «человек техника», «человек знак», «человек образ» в каждом из них по разл. основаниям выделяются разл. виды профессионального… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Кривельская, Нина Викторовна — Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого (1993 1995) и второго (1995 1999) созывов, была членом фракции ЛДПР; родилась 10 октября 1948 г.; окончила Воронежский государственный университет, Академию МВД РФ, кандидат… … Большая биографическая энциклопедия

Могилёв, Анатолий Владимирович — Анатолий Владимирович Могилёв Анатолій Володимирович Могильов … Википедия

Следствие ведут знатоки. До третьего выстрела (фильм) — Следствие ведут знатоки. До третьего выстрела Жанр Детектив Режиссёр Вячеслав Бровкин Автор сценария Ольга Лаврова Александр Лавров В главных ролях Георгий Мартынюк Леонид Каневский Эльза Леждей … Википедия

Инспектор отдела по делам несовершеннолетних

Рейтинг пользователей сайта

Для друзей!

31 мая инспектора по делам несовершеннолетних считают днём рождения профессии. В этот день 1935 года советом народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) было принято постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». Им предусматривалась организация отделов по делам несовершеннолетних (ПДН) в структуре МВД.

Вот уже 80 лет инспектора ПДН ведут трудную борьбу за судьбы подростков, а работы меньше не становится. Как и раньше инспектора стараются защитить права и законные интересы детей, уберечь их от преступной среды, отвести от совершения преступлений. Но подростковая преступность и безнадзорность постоянно растёт и в некоторых регионах уже угрожаетобщественной стабильности.

Востребованность профессии

Описание деятельности

Инспектор ПДН проводит профилактические мероприятия по разъяснению законов, пропаганде здорового образ жизни и законопослушности. Он привлекает для этого семьи, школы, общественные организации.

Работая с трудными подростками, инспектор устанавливает контакты с их родителями или законными представителями, другими заинтересованными гражданами. Приходится также сотрудничать с участковыми, социальными работниками, наркологами, следователями, участвовать в судах.

Работа инспектора очень ответственная и сложная. Отрицательные её стороны: повышенная физическая и психическая нагрузка, ненормированный рабочий день, суточные дежурства, рейды (возможно, и ночные), а также масса бумажной работы, которую нужно сделать в срок.

Положительные моменты: обеспечение формой, длительный отпуск, возможность лечиться и отдыхать в санаториях МВД, некоторые дополнительные выплаты и льготы (например, бесплатный проезд на общественном транспорте).

Заработная плата

средняя по России:средняя по Москве:средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Какую специальность нужно получить

Направления подготовки и специальности вузов

Специальности колледжей и техникумов

  • Социальный работник (Углубленная подготовка)
  • Какое необходимо образование

    Трудовые обязанности

    Инспектор обязан планировать свою работу с учётом особенностей своего участка. Он должен выявлять неблагополучные семьи и наблюдать за ними, контролировать поведение подростков, уже совершавших правонарушения, помогать семьям организовывать летний отдых поднадзорных, или их досуг. Сотруднику ПДН приходится участвовать в различных рейдах, вести охрану массовых детских мероприятий.

    Заполнять учетно-профилактические карточки на несовершеннолетних, делать необходимые запросы, готовить документы в комиссию по делам несовершеннолетних для временной изоляции поднадзорных, выносить свои предложения в суд – обязанности инспектора ПДН.

    Необходимо также собирать информацию о положении дел на участке, анализировать её, делать прогнозы. Инспектор должен реагировать на звонки и другие заявления граждан, проверять поступившую информацию, вовремя отчитываться о проведённой работе.

    Особенности карьерного роста

    Важными условиями для карьеры в этой профессии являются: высшее юридическое образование, длительный стаж работы и соответствующие должности личные качества.

    Сотрудник может пройти путь от простого инспектора до начальника отдела по делам несовершеннолетних. Многие для этого повышают квалификацию или получают второе высшее образование в области юриспруденции.

    В звании реально продвинуться от младшего лейтенанта до майора, но для этого придётся посвятить работе всего себя.

    В материальном плане предусматриваются дополнительные отпуска и выплаты за звание и стаж.

    Возможности карьерного роста

    Характеристика сотрудника

    Чтобы стать инспектором ПДН требуется высшее юридическое или педагогическое образование. Работники со стажем часто имеют и то и другое. Кроме знания законов, требуются знания литературы, истории, психологии.

    Самое главное – найти общий язык с трудными детьми и их родителями. А для этого придется проявить верх тактичности, умение выслушать, желание понять.

    Во время рейдов и провероксуществует риск попасть в опасную ситуацию, приходится выслушивать оскорбления и угрозы, так что терпение и выдержка тоже пригодятся.

    По природе женщинам легче проявить к подопечным тёплое участие и внимание. Подростки им больше доверяются. Поэтому в отделах ПДН сотрудников-женщин больше.

    Инспектор по делам несовершеннолетних

    Характеристики

    Содержание труда

    С 14 лет наступает уголовная ответственность за умышленное нанесение телесных повреждений, кражу, злостное хулиганство и некоторые другие преступления; с 16 лет ответственность полагается в полном объеме. Основная обязанность инспекций по делам несовершеннолетних — предупреждение безнадзорности и правонарушений подростков, оказание на них необходимого воспитательного воздействия. Они занимаются несовершеннолетними, освобожденными из мест лишения свободы, осужденными с отсроченным приговором, систематически уходящими из семьи в возрасте до 16 лет, уклоняющимися от учебы, употребляющими спиртные напитки и наркотические средства. Инспектор по делам несовершеннолетних — это юрист и педагог одновременно. Он должен знать каждого своего подопечного, контролировать его поведение, делать все возможное для предупреждения правонарушений. Инспектор имеет право посещать несовершеннолетних правонарушителей по месту их жительства, проводить с ними и их родителями беседы; вызывать их в милицию для выяснения обстоятельств, связанных с правонарушением; применять официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения как к самим несовершеннолетним, так и к их родителям, не выполняющим обязанности по воспитанию детей и своим поведением способствующим совершению правонарушений несовершеннолетними. Работает инспектор, как правило, в тесном контакте с комиссией по делам несовершеннолетних, на рассмотрение которой выносятся дела о правонарушениях.

    Должен знать

    Очень хорошо знать людей на своей территории, их проблемы и чаяния, особенно из так называемой «группы риска»: алкоголиков, наркоманов, судимых. Комплекс специальных знаний и умений, позволяющих профессионально осуществлять психологическую помощь.

    Профессионально важные качества

    • любовь к детям;
    • эмоциональная устойчивость;
    • интуиция;
    • выдержка, терпение;
    • умение ориентироваться в нестандартной ситуации;
    • организаторские и коммуникативные способности.

    Медицинские противопоказания

  • туберкулез и инфекционные заболевания;
  • выраженные неврозы и сердечно-сосудистые заболевания;
  • психические заболевания;
  • слабая нервная система;
  • выраженные физические недостатки, дефекты речи (могут осложнить взаимоотношения с подростками).
  • Пути получения профессии

    Инспекторы по делам несовершеннолетних имеют юридическое или педагогическое образование.

    Органы, осуществляющие защиту прав несовершеннолетних

    ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ЗАЩИТУ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

    Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:
    Почтовый адрес: 125032, ул. Тверская, д.13., факс (495) 620-29-95.
    Председатель комиссии: Печатников Леонид Михайлович — заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития.
    Ответственный секретарь: Котов Юрий Борисович, т.(495) 633-65-77.
    E-mail:[email protected]
    Официальный сайт: http://www.mkdn.mos.ru/

    Окружная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:
    Почтовый адрес: 107076, г. Москва, Преображенская площадь, д.9., т/ф (499) 161-96-90.
    Председатель комиссии: Кузнецова Ирина Михайловна— заместитель префекта ВАО

    Ответственный секретарь: Чермошенцева Алевтина Юрьевна, т. (499) 161-94-10,

    Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав района Вешняки

    Почтовый адрес: 111539, г. Москва, ул. Вешняковская, дом 9, стр.2

    Председатель комиссии, глава управы района Вешняки Махов С.М.

    Ответственный секретарь, главный специалист управы района Вешняки Дмитриева Г.С.

    Инспектор комиссии: Торохов О.А.

    Состав районной комиссии:

    1.Председатель комиссии: Махов С.М. — глава управы района Вешняки

    2.Заместитель председателя: Зайцева О.М. — 2. Заместитель председателя комиссии: Зайцева О.М. — заместитель главы управы по взаимодействию с населением

    3.Ответственный секретарь: Дмитриева Г.С. — главный специалист управы района Вешняки

    4. Торохов О.А. — ведущий специалист управы района Вешняки 5. Буторина В.А. — ведущий специалист отдела опеки, попечительства и

    патронажа ОСЗН Вешняки

    6. Спиридов М.С. — заместитель директора ГБОУ СОШ № 892 по социализации и воспитанию

    7. Петрова Е.В. — инспектор группы по делам несовершеннолетних ОМВД России по району Вешняки города Москвы

    8. Сутягина Е.В. — заведующая ОСПС и Д ТЦСО «Вешняки»

    9. Рязанцева О.А. — юрисконсульт ГБУЗ г. Москвы «Детская городская поликлиника № 7»

    10. Яшкова Г.В. — заведующая педиатрическим отделением ГБУЗ г. Москвы «Детская городская поликлиника № 7» Департамента города Москвы филиал № 1

    11. Пекин Н.Г. — Председатель ОПОП № 14

    12. Лобанов Г.Г. — Руководитель ГБУ « Центр «Вешняки» (депутат муниципального Собрания)

    13. Константинова Л.И. — старший специалист по связям с общественностью отдела по взаимодействию с органами территориальной власти и организациями ГБУ «ЦФКиС ВАО»

    14. Жиглов Е.А. – психолог ГБУ « Центр «Вешняки»

    15. Оботова И.Е. – социальный работник Детского наркологического центра МНПЦ наркологии

    Инспектор ГДН ОМВД России по району Вешняки города Москвы

    Почтовый адрес: 111395, г. Москва, ул. Красный Казанец, дом 7А

    Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве:

    Потяева Татьяна Александровна
    Почтовый адрес:119019, ул. Новый Арбат, д.15, а/я 49
    Тел.(495) 957-05-85, E-mail: [email protected]

    Учреждения системы профилактики района Вешняки города Москвы:

    1. ГБУ ТЦСО «Вешняки», ул. Реутовская, дом 6а, т, 495-370-85-00

    2. Отдел социальной защиты населения района Вешняки управления ВАО , ул. Молдагуловой, дом 15а, тел. 499-373-00-90

    3. ОМВД России по району Вешняки, ул. Красный Казанец, дом 7А

    4. Центр содействия семейного воспитания № 1, ул. Реутовская, дом 24б, 8-495-375-00-78

    5. ГБУ « Центр «Вешняки», ул. Молдагуловой, дом 3 корп.3, т. 499-373-35-78

    6. ГБУ «ЦФКиС ВАО», ул. Перовская, дом 28, т. 495-306-44-24

    1. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

    2. Положение о «Комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года

    3. Регламент межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ).

    4. Закон города Москвы от 13.04.2005 г. № 12 «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» (в редакции от 07.05.2014).

    5. Семейный кодекс РФ
    6. Трудовой кодекс РФ

    В конце ноября в областном центре проходил семинар «Организация взаимодействия судов с социальными службами на стадиях досудебного разбирательства по уголовным делам несовершеннолетних». В роли докладчиков и слушателей оказались судьи и представители ведомств системы профилактики Тюменской области.

    Организатором семинара выступил центр социальной помощи семье и детям «Мария» при финансовом содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. И это не случайно: именно «Мария» стала грантополучателем программы по внедрению в нашей области элементов ювенальной юстиции «Правосудие в защиту детей» на 2010-2012 годы, рассчитанной на формирование института социальных работников в судах. Инициатива же проведения подобного семинара принадлежит департаменту социального развития Тюменской области.

    …Программа «Правосудие в защиту детей» работает в нашей области второй год. Каковы ее итоги сегодня? «Мария» координирует закрепление социальных работников за участками, — сейчас такой кандидат есть в каждом районе. Заключено соглашение с Тюменским областным судом, проработан пошаговый механизм взаимодействия судов, комиссий по делам несовершеннолетних и социальных служб. В 2011 году экспериментальной работой было охвачено 55 судов.

    Как строятся межведомственные взаимоотношения согласно этой программе? Суд извещает социального работника о начале рассмотрения дела в отношении несовершеннолетнего, совершившего правонарушение, а социальный работник начинает готовить на него характеристику: «Самое главное здесь — фактор времени, — делится с участниками семинара директор центра «Мария» Елена Перминова. — Чем быстрее наш специалист включится в работу, тем более велика вероятность помочь его подопечному».

    Итак, 17 специалистов, пройдя обучение по этой программе, сегодня на стадии судебного разбирательства занимаются социальным сопровождением несовершеннолетних, совершивших преступления впервые или небольшой формы тяжести. Если раньше суд сам при необходимости делал запросы по характеристике правонарушителя в школы, подразделения по делам несовершеннолетних или комиссии по делам несовершеннолетних, то сегодня социальные работники являются законными представителями несовершеннолетнего в суде, имея на руках карту сопровождения подростка. В эту карту они заносят его характеристику, собранную по крупицам с места учебы и проживания, составляют акт жилищно-бытовых условий семьи, расписывают программу реабилитации правонарушителя.

    …За два года реализации программы бывали случаи, когда интересы подростка в суде, кроме адвоката, никто не представлял. Члены семьи по тем или иным причинам не приходили в суд. И социальные работники выступали в защиту их несовершеннолетних подопечных, порой весьма успешно. Итоги за 10 месяцев этого года показывают: с участием социальных работников при судах рассмотрено 70 уголовных дел в отношении 81 несовершеннолетнего. По результатам проведенной работы в отношении 32 несовершеннолетних по 27 уголовным делам вынесены решения, не связанные с лишением свободы. 29 уголовных дел в отношении 30 несовершеннолетних прекращены за примирением сторон. В отношении троих несовершеннолетних по двум уголовным делам суд не вынес решение, в отношении 16 несовершеннолетних по 12 уголовным делам судебные решения не вступили в законную силу.

    Кроме этого, обучение по программе «Правосудие в защиту детей» прошли специалисты КДН, ПДН, представители органов образования, судьи — всего свыше 400 человек. Примечательно, что после рассмотрения дела несовершеннолетний проходит программу реабилитации и сопровождения. Социальные работники навещают своих подопечных, справляются, как те себя ведут, при необходимости оказывают консультационную или юридическую помощь. Многим помогают устроиться на учебу, работу, организуют досуг и отдых. За два года 400 подростков, состоящих на ведомственных учетах за совершение преступлений, прошли социальную реабилитацию в палаточных лагерях «Непоседы» и «Патриот». Ни одного повторного нарушения за время отдыха не произошло. И еще: за 309 подростками из этой категории были закреплены 125 наставников. Это известные люди — ветераны, спортсмены, общественные деятели, которые осуществляют индивидуальное сопровождение ребят из группы особого внимания.

    …Председатель Тюменского областного суда Анатолий Сушинских, который присутствовал на семинаре, напомнил, что с 2001 по 2004 год в нашей области проходил эксперимент по восстановительному правосудию. Тогда были организованы группы контактных медиаторов — и эксперимент был результативным. Однако, когда финансирование закончилось, работа встала. Тем не менее опыт наработки в новых условиях был приобретен. Анатолий Михайлович высказал свою точку зрения по внедрению элементов ювенальной юстиции и отметил, что отсутствие нормативных подходов тормозит этот процесс. «Несмотря на отсутствие законодательной базы и материальных ресурсов, в ряде регионов России работа в этой области продолжается», — подытожил председатель областного суда. И тут же представил участникам руководителя рабочей группы при Совете судей РФ по вопросам создания и развития ювенальной юстиции в системе правосудия РФ Ивана Маркова, председателя Липецкого областного суда.

    В Липецкой области также внедряют элементы ювенальной юстиции в судебную практику. Иван Марков подробно рассказал об этом в своем докладе «Правовые механизмы внедрения ювенальных технологий в рассмотрении уголовных и гражданских дел». В отличие от опыта нашей области, когда социальный работник закреплен за департаментом социального развития, в Липецке функцию социальных работников, пройдя соответствующее обучение, взяли на себя помощники судей!

    И еще одно отличие: если у нас социальные работники включаются в судебную работу по делам несовершеннолетних, совершивших преступления впервые или небольшой формы тяжести, то в Липецке помощники судей — социальные работники ведут такую работу в отношении всех несовершеннолетних правонарушителей. Здесь ювенальные технологии начинаются с момента возбуждения уголовного дела и продолжаются до снятия с учета несовершеннолетнего. Кроме этого, к работе подключаются психологи, составляется карта психологического обследования. Таким образом, ювенальная юстиция решает не только вопросы коррекции поведения несовершеннолетнего, но и коррекции социума, в котором он живет.

    Доклады Елены Перминовой и Ивана Маркова участники семинара выслушали очень внимательно, после этого выступавшим был адресован ряд вопросов. Кроме участников заседания в областном центре семинар могли слушать и видеть представители ведомств системы профилактики нескольких муниципальных образований: видеосвязь с ними поддерживалась при помощи Интернета.

    За два года 400 подростков, состоящих на ведомственных учетах за совершение преступлений, прошли социальную реабилитацию в палаточных лагерях «Непоседы» и «Патриот».

    Смотрите так же:

    • Кто имеет право быть наблюдателем на выборах Кто имеет право быть наблюдателем на выборах Для наблюдателей Сбор средств Как стать наблюдателем на выборах? Стать наблюдателем очень просто. Для этого не требуется специального образования. Если Вам больше 18 лет и Вы гражданин РФ, то имеете полное […]
    • Договор оказания услуг купли продажи недвижимости Домовия - агентство недвижимости Ярославля оказывает услуги: покупка, продажа, обмен квартир, комнат, домов; помощь в получении ипотечного кредита; сопровождение сделок недвижимости; оформление права собственности на недвижимость; аренда жилых […]
    • Нотариус венера джоновна Нотариус Иванова Венера Джоновна +7 (499) 653-60-72 доб. 342 – Москва и МО Телефон нотариуса: (495) 662-11-91 Адрес: 109147, г. Москва, Марксистская ул., 34, корп. 8 Лицензия №000754 от 03.04.1996 Приказ №243-ч от 21.08.1998 Статус: Действует Электронная […]
    • Земли сельхозназначения какой налог Какой платить налог при продаже земли сельхозназначения? Я ИП на едином сельскохозяйственном налоге, продаю землю сельхозназначения, находится у меня в работе, сею на ней. Какой налог мне платить в налоговую? Ответы юристов (2) Добрый день Андрей […]
    • Основной федеральный закон экологического права Источники экологического права 1. Понятие и классификация источников экологического права Источники - объективные носители норм. Источники экологического права - нормативные правовые акты, содержащие нормы по регулированию общественных экологических […]
    • Проект ликвидации шахт СОУ 10.1.05400632.1:2004 Проект ліквідації вугільних шахт України. Склад і зміст проекту. Зі змінами Відновлено дію ДСТУ ГОСТ 22354:2008 та ДСТУ ГОСТ 22355:2008 Втратив чинність ДСТУ 7495:2014 Протипожежна техніка. Автомобілі пожежно-рятувальні. Частина 2. […]
    • Приказ минздравсоцразвития 210 Приказ Минздравсоцразвития России №210 от 22 ноября 2004 г. Приказ, Минздрав России, 22 ноября 2004 В соответствии с п. 5.2.101. Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства […]
    • Увольнение матери ребёнка-инвалида Возможно ли сокращение матери одиночки или работника, имеющего ребенка? Непостоянная позиция материального состояния компаний и вечная конкуренция по качеству труда между работниками вынуждают проводить сокращения. Но не всех можно уволить, и наличие у […]