Сольфеджио основные правила

Содержание:

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе — I

1. Названия звуков

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ

Названия белых клавиш фортепиано:

  • Белая клавиша между двумя черными — РЕ.
  • Две белые клавиши справа от РЕ — МИ, ФА.
  • Две белые клавиши справа от ФА (между трех черных) — СОЛЬ, ЛЯ.
  • Две белые клавиши справа от ЛЯ (после трех черных) — СИ, ДО.
  • 2. Названия октав

    Октавой называется группа звуков от ДО до каждого следующего ДО.

    Октава, которая находится в середине фортепианной клавиатуры, называется первой.

    Октавы, которые находятся выше (правее) первой октавы, называются: вторая октава, третья октава, четвертая октава.

    Октавы, которые находятся ниже (левее) первой, называются: малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава.

    3. Размещение нот на нотоносце

    Ноты — это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх.

    Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.

    4. Скрипичный ключ

    Скрипичный ключ — это знак, который указывает, что звук СОЛЬ первой октавы записывается на второй линии нотоносца.

    Ноты первой октавы в скрипичном ключе записываются так:

    ДО — на первой дополнительной линии, РЕ — под первой линией, МИ — на первой линии, ФА — между первой и второй линиями, СОЛЬ — на второй линии, ЛЯ — между второй и третьей линиями, СИ — на третьей линии.

    5. Нотное обозначение длительности звуков

    Продолжительность звука обозначается различными видами нот.

    Белая нота (круг) без палочки — целая нота.

    Белая нота (круг) c палочкой — половинная нота.

    Черная нота (круг) с палочкой — четвертная нота

    Черная нота с палочкой и хвостиком — восьмая нота.

    Основное деление длительности звуков:

    Целая делится на 2 половинные, половинная — на 2 четверти, четверть — на 2 восьмые

    Направление палочек нот на нотоносце: до третьей линии палочки пишутся вверх, выше третьей линии — вниз.

    6. Размер 2/4

    Размер 2/4 — это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть, первая доля сильная, вторая — слабая.

    Схема дирижирования на 2/4: вниз, вверх.

    7. Восьмые в двухдольном такте

    Длительности, которые исполняются в 2 раза быстрее, чем четверти, называются восьмыми. На одну четверть приходятся две восьмые.

    Деление первой доли такта на две равные части: две восьмые , четверть

    Деление второй доли такта на две равные части: четверть, две восьмые

    Деление первой и второй долей такта на две равные части: две восьмые, две восьмые.

    8. Запись песни со словами и без слов

    Если песня записывается без слов, две восьмые, которые составляют четверть, соединяются ребром.

    Если песня записывается со словами, то каждая восьмая, которая приходится на один слог текста, пишется отдельно.

    9. Мажор и минор. Тоника

    Мажор и минор — наиболее распространенные в музыке лады. Бодрым, жизнерадостным мелодиям, светлым мелодиям соответствует мажорный лад. Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад. Главный, опорный звук лада называется тоникой. На тонике чаще всего оканчивается мелодия.

    10. Гамма ДО мажор

    Гамма — это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике. В ДО мажоре тоникой является звук ДО.

    Ступени гаммы ДО мажор: ДО — I, РЕ — II, МИ — III, ФА — IV, СОЛЬ — V, ЛЯ — VI, СИ — VII, ДО — снова I.

    11. Тоническое трезвучие

    Кроме тоники (первая ступень), к опорным звукам лада относятся также третья и пятая ступени. Первая, третья и пятая ступени образуют тоническое трезвучие.

    Тоническое трезвучие в ДО мажоре: ДО — I, МИ — III, СОЛЬ — V.

    12. Вводные звуки

    Вводные звуки — звуки, окружающие тонику (VII и II ступени).

    Вводные звуки в ДО мажоре: СИ — РЕ.

    Восходящий вводный звук в ДО мажоре — СИ.

    Нисходящий вводный звук в ДО мажоре — РЕ.

    Переход восходящего вводного звука в тонику: СИ переходит в ДО.

    Переход нисходящего вводного звука в тонику: РЕ переходит в ДО.

    13. Полутон и тон

    Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. Два полутона составляют целый тон.

    Тоны и полутоны в гамме ДО мажор:

    ДО-РЕ — тон, РЕ-МИ — тон, МИ-ФА — полутон, ФА-СОЛЬ — тон, СОЛЬ-ЛЯ — тон, ЛЯ-СИ — тон, СИ-ДО — полутон.

    14. Диез, бемоль, бекар

    Знаки повышения и понижения отдельных звуков называются знаками альтерации, или хроматическими знаками.

    Диез — знак повышения звука на полтона: #

    Бемоль — знак понижения звука на полтона: b

    Бекар — знак, который отменяет действие диеза или бемоля.

    Названия черных клавиш фортепиано:

  • Черная клавиша между ДО и РЕ — ДО-диез или РЕ-бемоль.
  • Черная клавиша между РЕ и МИ — РЕ-диез или МИ-бемоль.
  • Черная клавиша между ФА и СОЛЬ — ФА-диез или СОЛЬ-бемоль.
  • Черная клавиша между СОЛЬ и ЛЯ — СОЛЬ-диез или ЛЯ-бемоль.
  • Черная клавиша между ЛЯ и СИ — ЛЯ-диез или СИ-бемоль.
  • 15. Ключевые и неключевые знаки альтерации

    Диезы или бемоли, поставленные около ключа, называются ключевыми знаками альтерации. Ключевые знаки сохраняются на протяжении всей мелодии.

    Диез или бемоль, стоящие перед нотой, называются неключевыми, или случайными, знаками альтерации. Случайные знаки сохраняются только в данном такте.

    16. Тональность СОЛЬ мажор

    СОЛЬ мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук СОЛЬ (лад с одним диезом в ключе).

    Звуки, из которых состоит СОЛЬ мажор:

  • СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ, ФА-диез, (СОЛЬ).
  • Ключевой знак в тональности СОЛЬ мажор:

    Гамма Соль мажор и ее ступени:

  • СОЛЬ — I, ЛЯ — II, СИ — III, ДО — IV, РЕ — V, МИ — VI, ФА-диез — VII, (СОЛЬ) — I.
  • Тоническое трезвучие в СОЛЬ мажоре:

    Вводные звуки в СОЛЬ мажоре:

    17. Тональность ФА мажор

    ФА мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук ФА (лад с одним бемолем в ключе).

    Звуки, из которых состоит ФА мажор:

  • ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ, (ФА).
  • Ключевой знак в тональности ФА мажор:

    Гамма ФА мажор и ее ступени:

  • ФА -I, СОЛЬ — II, ЛЯ — III, СИ-бемоль — IV, ДО — V, РЕ — VI, МИ — VII, (ФА) — I.
  • Тоническое трезвучие в ФА мажоре:

    Вводные звуки в ФА мажоре:

    18. Транспозиция

    Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую.

    При этом в мелодии с первоначальной тональностью проставляются номера ступеней, номера ступеней подписываются под новый нотный стан, затем приписываются над номерами ступеней ноты мелодии уже в новой тональности.

    Паузой называется перерыв в звучании (знак молчания).

    Целая пауза, равная по длительности целой ноте, записывается как черный прямоугольник под четвертой линейкой.

    Половинная пауза, равная по длительности половинной ноте, записывается как черный прямоугольник на третьей линейке.

    Четвертная пауза, равная по длительности четвертной ноте, записывается как знак, напоминающий зигзаг.

    Восьмая пауза, равная по длительности восьмой ноте, записывается как знак, напоминающий цифру четыре.

    20. Музыкальная фраза

    Фразы — это части, на которые разделяется мелодия.

    Ритмические остановки или паузы в мелодии (они называются цезурами) указывают на окончание музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии — точная или с некоторыми изменениями — создает ощущение начала новой музыкальной фразы. Конец фразы обозначается знаком «галка» или «запятая».

    21. Реприза

    Репризой называется знак повторения, это две точки — выше второй и выше третьей линеек около двух вертикальных линий.

    22. Басовый ключ

    Басовый ключ — это знак, который указывает, что звук ФА малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.

    Соответственно расположению ноты ФА на четвертой линии располагаются и другие ноты, например, нота ДО большой октавы записывается на второй дополнительной линии снизу, а нота ДО малой октавы — между второй и третьей линией.

    23. Тональность ЛЯ минор

    ЛЯ минор — минорный лад, в котором тоникой является звук ЛЯ. Это лад, параллельный ДО мажору.

    Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоника параллельной минорной тональности является шестой ступенью мажорной тональности.

    Гамма ЛЯ минор и ее ступени:

    ЛЯ — I, СИ — II, ДО — III, РЕ — IV, МИ — V, ФА — VI, СОЛЬ — VII, (ЛЯ) — I.

    Тоническое трезвучие в ЛЯ миноре: ЛЯ — I, ДО — III, МИ — V.

    Все правила по сольфеджио в муз.школе — VII

    95. Кварты в гармоническом миноре

    В гармоническом миноре образуются следующие кварты:

  • чистые кварты — на I, II, III и V ступенях;
  • увеличенные кварты — на IV и VI ступенях;
  • уменьшенная кварта — на VII ступени.
  • Чистые кварты в гармоническом ЛЯ миноре:

  • ЛЯ-РЕ на I, СИ-МИ на II, ДО-ФА на III, МИ-ЛЯ на V.
  • Увеличенные кварты в гармоническом ЛЯ миноре:

  • РЕ-СОЛЬ-диез на IV, ФА-СИ на VI.
  • Уменьшенная кварта в гармоническом ЛЯ миноре:

    96. Квинты в гармоническом миноре

    В гармоническом миноре образуются следующие квинты:

  • чистые квинты — на I, IV, V и VI ступенях;
  • уменьшенные квинты — на II и VII ступенях;
  • увеличенная квинта — на III ступени.
  • Чистые квинты в гармоническом ЛЯ миноре:

  • ЛЯ-МИ на I, РЕ-ЛЯ на IV, МИ-СИ на V, ФА-ДО на VI.
  • Уменьшенные квинты в гармоническом ЛЯ миноре:

  • СИ-ФА на II, СОЛЬ-диез-РЕ на VII.
  • Увеличенная квинта в гармоническом ЛЯ миноре:

    97. Соединения главных трезвучий

    Соединением аккордов называется связь между аккордами посредством плавного голосоведения. Каждый голос в аккордах движется плавно, без скачков.

    Соединение главных трезвучий в ДО мажоре.

    Начало с тоники в основном виде:

  • т(ДО-МИ-СОЛЬ), s64(ДО-ФА-ЛЯ), т(ДО-МИ-СОЛЬ), D6(СИ-РЕ-СОЛЬ), т(ДО-МИ-СОЛЬ).
  • Начало с тоники в виде секстаккорда:

  • т6(МИ-СОЛЬ-ДО), s(ФА-ЛЯ-ДО), т6(МИ-СОЛЬ-ДО), D64(РЕ-СОЛЬ-СИ), т6(МИ-СОЛЬ-ДО).
  • Начало с тоники в виде квартсекстаккорда:

  • Т64(СОЛЬ-ДО-МИ), S6(ЛЯ-ДО-ФА), T64(СОЛЬ-ДО-МИ), D(СОЛЬ-СИ-РЕ), Т64(СОЛЬ-ДО-МИ).
  • 98. Последовательность аккордов из главных трезвучий

    Последовательностью называется определенный порядок чередования аккордов в ладу.

    Последовательность аккордов Т, S в трехголосном изложении в ДО мажоре:

    • т(ДО-МИ-СОЛЬ), s64(ДО-ФА-ЛЯ), т(ДО-МИ-СОЛЬ),
    • т6(МИ-СОЛЬ-ДО), s(ФА-ЛЯ-ДО), т6(МИ-СОЛЬ-ДО),
    • Т64(СОЛЬ-ДО-МИ), S6(ЛЯ-ДО-ФА), T64(СОЛЬ-ДО-МИ).
    • Последовательность аккордов Т, D в трехголосном изложении в ДО мажоре:

    • т(ДО-МИ-СОЛЬ), D6(СИ-РЕ-СОЛЬ), т(ДО-МИ-СОЛЬ),
    • т6(МИ-СОЛЬ-ДО), D64(РЕ-СОЛЬ-СИ), т6(МИ-СОЛЬ-ДО),
    • T64(СОЛЬ-ДО-МИ), D (СОЛЬ-СИ-РЕ), Т64(СОЛЬ-ДО-МИ).
    • 99. Сопровождение мелодии главными трезвучиями

      Мелодией называется одноголосный музыкальный напев. Аккорды, сопровождающие мелодию, называются сопровождением или аккомпанементом.

      Шуман «Смелый наездник» — первый период — ЛЯ минор — сопровождение мелодии главными трезвучиями и их обращениями.

      100. Характерные интервалы гармонического минора

      Характерными интервалами гармонического минора называются увеличенные и уменьшенные интервалы, образовавшиеся от повышения VII ступени (за исключением тритона).

      Увеличенная секунда и уменьшенная септима в гармоническом ЛЯ миноре:

      Увеличенная квинта и уменьшенная кварта в гармоническом ЛЯ миноре:

      Разрешение характерных интервалов в ЛЯ миноре:

    • ФА — СОЛЬ-диез в МИ-ЛЯ, СОЛЬ-диез — ФА — в ЛЯ-МИ, ДО-СОЛЬ-диез в ДО-ЛЯ, СОЛЬ-диез — ДО в ЛЯ — ДО.
    • 101. Энгармонически равные интервалы

      Энгармонически равные интервалы — интервалы одинаковые по звучанию (по количеству содержащихся в них тонов), но различные по названию (по количеству содержащихся в них ступеней).

      Таблица энгармонически равных интервалов:

    • 1/2 тона—малая секунда(СОЛЬ-ЛЯ-бемоль)=увеличенной приме(СОЛЬ-СОЛЬ-диез)
      • 1 тон — большая секунда(ФА-диез-СОЛЬ-диез)=уменьшенной терции(ФА-диез-ЛЯ-бемоль)
      • 1 1/2 тона — малая терция(СОЛЬ-СИ-бемоль)=увеличенной секунде(СОЛЬ-ЛЯ-диез)
      • 2 тона — большая терция(ФА-диез-ЛЯ-диез)=уменьшенной кварте(ФА-диез-СИ-бемоль)
      • 2 1/2 тона — чистая кварта(ДО-ФА)=увеличенной терции(ДО-МИ-диез)
      • 3 тона — увеличенная кварта(СОЛЬ-ДО-диез)=уменьшенной квинте(СОЛЬ-РЕ-бемоль)
      • 3 1/2 тона — чистая квинта(МИ-СИ)=уменьшенной сексте(МИ-ДО-бемоль)
      • 4 тона — малая секста(ДО-ЛЯ-бемоль)=увеличенной квинте(ДО-СОЛЬ-диез)
      • 4 1/2 тона — большая секста(ФА-диез-РЕ-диез)=уменьшенной септиме(ФА-диез-МИ-бемоль)
      • 5 тонов — малая септима(ДО-СИ-бемоль)=увеличенной сексте(ДО-ЛЯ-диез)
      • 5 1/2 тонов — большая септима(ДО-СИ)=уменьшенной октаве(ДО-ДО-бемоль)
      • 6 тонов — чистая октава(ДО-ДО)=увеличенной септиме(ДО-СИ-диез)
      • 102. Консонирующие и диссонирующие интервалы

        Консонирующие интервалы — интервалы, звучащие более мягко, звуки которых как бы сливаются друг с другом.

        Диссонирующие интервалы — интервалы, звучащие более резко, звуки которых не сливаются друг с другом.

        103. Составные интервалы

        Составные интервалы — интервалы шире октавы.

        Нона — девятая ступень — обозначается цифрой 9=октава+секунда:

        Децима — десятая ступень — обозначается цифрой 10=октава+терция:

        Ундецима — одиннадцатая ступень — обозначается цифрой 11=октава+кварта:

        Дуодецима — двенадцатая ступень — обозначается цифрой 12=октава+квинта:

        Терцдецима — тринадцатая ступень — обозначается цифрой 13=октава+секста:

        Квартдецима — четырнадцатая ступень — обозначается цифрой 14=октава+септима:

        Квинтдецима — пятнадцатая ступень — обозначается цифрой 15=октава+октава:

        104. Характерные интервалы и тритоны в гармоническом мажоре

        Характерными интервалами гармонического мажора называются увеличенные и уменьшенные интервалы, образовавшиеся от понижения VI ступени (за исключением тритона).

        Увеличенная секунда и уменьшенная септима в гармоническом ДО мажоре:

        Тритоны в гармоническом ДО мажоре:

        Увеличенная квинта и уменьшенная кварта в гармоническом ДО мажоре:

        105. Секвенции

        Секвенцией называется повторение какого-либо мелодического и гармонического оборота от различных ступеней лада или на определенный интервал.

        Секвенции бывают восходящие и нисходящие.

      • МИ-РЕ-ДО, ФА-МИ-РЕ, СОЛЬ-ФА-МИ — восходящая секвенция,
        где мелодический оборот из трех нот ДО мажора повторяется от разных ступеней лада, шаг секвенции (интервал перемещения) — секунда.
      • 106. Уменьшенное и увеличенное трезвучия

        Уменьшенное трезвучие — трезвучие, которое состоит из двух малых терций; крайние звуки образуют уменьшенную квинту.
        Увеличенное трезвучие — трезвучие, которое состоит из двух больших терций; крайние звуки образуют увеличенную квинту.

        Трезвучия на ступенях натурального ДО мажора:

      • на I — ДО-МИ-СОЛЬ — мажорное трезвучие
      • на II — РЕ-ФА-ЛЯ — минорное трезвучие
      • на III — МИ-СОЛЬ-СИ — минорное трезвучие
      • на IV — ФА-ЛЯ-ДО — мажорное трезвучие
      • на V — СОЛЬ-СИ-РЕ — мажорное трезвучие
      • на VI — ЛЯ-ДО-МИ — минорное трезвучие
      • на VII — С И-РЕ-ФА — уменьшенное трезвучие
      • Уменьшенное трезвучие с разрешением в ДО мажоре:

        Трезвучия на ступенях гармонического ЛЯ минора:

      • на I — ЛЯ-ДО-МИ — минорное трезвучие
      • на II — СИ-РЕ-ФА — уменьшенное трезвучие
      • на III — ДО-МИ-СОЛЬ-диез — увеличенное трезвучие
      • на IV — РЕ-ФА-ЛЯ — минорное трезвучие
      • на V — МИ-СОЛЬ-диез-СИ — мажорное трезвучие
      • на VI — ФА-ЛЯ-ДО — мажорное трезвучие
      • на VII — СОЛЬ-диез-СИ-РЕ — уменьшенное трезвучие
      • Уменьшенные трезвучия с разрешением в гармоническом ЛЯ миноре:

      • на VII — СОЛЬ-диез-СИ-РЕ разрешается в ЛЯ-ЛЯ-ДО
      • на II — СИ-РЕ-ФА разрешается в ДО-ДО-МИ
      • Уменьшенные трезвучия с разрешением в гармоническом ДО мажоре:

      • на II — РЕ-ФА-ЛЯ-бемоль разрешается в МИ-МИ-СОЛЬ
      • на VII — СИ-РЕ-ФА разрешается в ДО-ДО-МИ
      • Увеличенное трезвучие с разрешением в гармоническом ЛЯ миноре:

      • ДО-МИ-СОЛЬ-диез на III ступени разрешается в тонический секстаккорд ДО-МИ-ЛЯ на III ступени
      • Увеличенное трезвучие с разрешением в гармоническом ДО мажоре:

      • ЛЯ-бемоль-ДО-МИ на VI пониженной ступени разрешается в тонический квартсекстаккорд СОЛЬ-ДО-МИ
      • 107. Построение аккордов от данного звука

        Для того чтобы строить аккорды от данного звука, необходимо знать, из каких интервалов они состоят.

        Таблица наиболее употребительных аккордов, их обозначения и интервальный состав

        108. Хроматическая гамма

        Хроматическая гамма — гамма, состоящая из полутонов. Хроматическая гамма образуется посредством заполнения больших секунд промежуточными полутонами.

        Правописание хроматических гамм

        Мажорная хроматическая гамма вверх — хроматически не изменяются III и VI ступени.
        Мажорная хроматическая гамма вниз — хроматически не изменяются I и V ступени.
        Минорная хроматическая гамма вверх — хроматически не изменяются I и V ступени.
        Минорная хроматическая гамма вниз — хроматически не изменяются I и V ступени.

        Хроматические изменения основных ступеней гаммы ДО мажор вверх:

      • ДО -ДО-диез- РЕ- РЕ-диез — МИ-ФА- ФА-диез- СОЛЬ- СОЛЬ-диез- ЛЯ- СИ-бемоль-СИ-бекар- ДО
      • Хроматические изменения основных ступеней гаммы ДО мажор вниз:

      • ДО-СИ- СИ-бемоль -ЛЯ- ЛЯ-бемоль -СОЛЬ -ФА-диез -ФА-бекар- МИ- МИ-бемоль-РЕ- РЕ-бемоль -ДО
      • Хроматические изменения основных ступеней гаммы ЛЯ минор вверх:

      • ЛЯ- СИ-бемоль -СИ-бекар- ДО- ДО-диез -РЕ- РЕ-диез -МИ- ФА- ФА-диез- СОЛЬ- СОЛЬ-диез -ЛЯ
      • Хроматические изменения основных ступеней гаммы ЛЯ минор вниз:

      • ЛЯ -СОЛЬ-диез- СОЛЬ-бекар- ФА-диез- ФА-бекар- МИ- РЕ-диез- РЕ-бекар- ДО-диез-ДО-бекар- СИ- СИ-бемоль- ЛЯ
      • 109. Родственные тональности

        Родственные тональности — тональности, имеющие наибольшее число общих звуков.
        К ним относятся следующие 1 :

      • Параллельная тональность.
      • Доминантовая тональность.
      • Тональность, параллельная к доминанте.
      • Субдоминантовая тональность.
      • Тональность, параллельная к субдоминанте.
      • Родственные тональности к ДО мажору:

      • ЛЯ минор СОЛЬ мажор МИ минор ФА мажор РЕ минор
      • Родственные тональности к ЛЯ минору:

      • ДО мажор МИ минор СОЛЬ мажор РЕ минор ФА мажор
      • 1 Кроме перечисленных тональностей диатонического родства, к числу родственных тональностей относятся также: в мажоре тональность минорной (гармонической) субдоминанты, в миноре тональность мажорной (гармонической) доминанты.

        110. Модуляции в родственные тональности

        Модуляцией называется переход из одной тональности в другую.

        Модуляция в гармонии совершается двумя способами:

        1. с помощью отклонения, после которого следует каденция в новой тональности (аккорд субдоминантовой функции, кадансовый квартсекстаккорд, доминанта, тоника). Отклонение обычно совершается с помощью аккорда доминантовой функции. (так называемый предкадансовый способ).
        2. с помощью общего аккорда между начальной и конечной тональностями, (он обычно бывает в конечной тональности либо трезвучием, либо секстаккордом II, IV или VI ступеней) после которого следует каденция в конечной тональности. (кадансовый квартсекстаккорд, доминанта, тоника — все в конечной тональности). (так называемый кадансовый способ).
        3. 111. Каденции

          Каденцией называется заключение музыкальной мысли.

          Полная совершенная каденция

          Заключительные ступени в мелодии полной совершенной каденции:

          Полная несовершенная каденция

          Заключительные ступени в мелодии полной несовершенной каденции:

          Остановка внутри построения на неустойчивых ступенях:

        4. на доминантовой приме — V ступень,
        5. на доминантовой терции — VII ступень,
        6. на доминантовой квинте — II ступень,
        7. на субдоминантовой приме — IV ступень.
        8. 112. Период

          Периодом называется построение, выражающее относительно законченную Музыкальную мысль. Более мелкие построения, на которые разделяется период, называются предложениями и фразами.

          Однотональный период заканчивается в той же тональности, в которой начался.
          Период обычно состоит из 2-х предложений.
          Первое предложение может заканчиваться полной несовершенной каденцией на тонической квинте или на тонической терции.
          Первое предложение может заканчиваться половинной каденцией на доминантовой приме,терции или квинте.
          Второе предложение обычно заканчивается полной совершенной каденцией на тонической приме.
          Модулирующий период заканчивается не в той тональности, в которой начался.

          113. Лады народной музыки

          Ладами народной музыки принято называть особые натуральные лады, встречающиеся в народных песнях. Главные из них следующие:

          1. Пятиступенный лад, или пентатоника, — звукоряд, состоящий из пяти звуков. Он отличается от натурального мажора отсутствием IV и VII ступеней, а от натурального минора — отсутствием II и VI ступеней. В пентатонике нет звуков, образующих тритон. Характерным признаком пентатоники служит отсутствие малых секунд (полутонов).

          Звукоряд пятиступенного лада мажорного вида от звука ДО:

          Звукоряд пятиступенного лада минорного видаот звука ЛЯ:

          2. Дорийский лад отличается от натурального минора VI повышенной ступенью.

          Звукоряд дорийского лада от звука ЛЯ:

          3. Фригийский лад отличается от натурального минора II пониженной ступенью.

          Звукоряд фригийского лада от звука ЛЯ:

          4. Лидийский лад отличается от натурального мажора IV повышенной ступенью.

          Звукоряд лидийского лада от звука ДО:

          5. Миксолидийский лад отличается от натурального мажора VII пониженной ступенью.

          Звукоряд миксолидийского лада от звука ДО:

          113а. Однотерцовые тональности

          Однотерцовыми называются пары (мажорная и минорная) тональностей, имеющих одинаковые III ступени (терцовые тоны), например, РЕ мажор и РЕ-диез минор (у них один терцовый тон — ФА-диез).

          114. Мелизмы

          Мелизмами называются мелодические фигуры, украшающие отдельные звуки мелодии.

          Короткий форшлаг (маленькая зачеркнутая нота перед основной) исполняется перед основной нотой, не меняя ее ритма, не сдвигая ее с места, либо сдвигая на четверть длительности основной ноты.
          Пример: СИ(бемоль) -ЛЯ.

          Долгий форшлаг (маленькая незачеркнутая нота перед основной)- исполняется за счет основной ноты, форшлаг ставится на место основной ноты, эта основная нота сдвигается со своего места и становится за счет форшлага короче. Пример: СИ(бемоль) -ЛЯ.

          Мордент (похож на лежащий зигзаг) — исполняется за счет основной ноты. Бывает простой -ЛЯ-СИ(бемоль)-ЛЯ, перечеркнутый -ЛЯ -СОЛЬ(диез)-ЛЯ и двойной — ЛЯ-СИ(бемоль)-ЛЯ-СИ(бемоль)-ЛЯ. Перечеркнутый обозначает движение вниз — ЛЯ -СОЛЬ(диез)-ЛЯ, ЛЯ -СОЛЬ(диез)-ЛЯ -СОЛЬ(диез)-ЛЯ. Дополнительный диез, бемоль или бекар относятся к вспомогательному звуку.

          Группетто (лежащая перевернутая s). Группетто бывает простым-ЛЯ-СИ(бемоль)-ЛЯ-СОЛЬ(диез)-ЛЯ, СИ(бемоль)-ЛЯ-СОЛЬ(диез)-ЛЯ и перечеркнутым- ЛЯ-СОЛЬ(диез)-ЛЯ -СИ(бемоль)-ЛЯ, СОЛЬ(диез)-ЛЯ -СИ(бемоль)-ЛЯ. Дополнительный диез, бемоль или бекар относятся к первому вспомогательному звуку.

          Трель — обозначается tr с волнистой линией. Состоит из мелких длительностей (например, 32-х). Пример: РЕ-МИ-РЕ-МИ, РЕ-МИ-РЕ-МИ,РЕ-МИ-РЕ-МИ, РЕ-МИ-РЕ-МИ-РЕ- последняя группа может содержать не 4, а 5 нот (записывается как квинтоль).

          Аччакатура — пример — аккорд СОЛЬ-СИ-ДО-МИ, где нота СИ обрывается сразу после взятия аккорда, а ноты СОЛЬ-ДО-МИ продолжают звучать.

          Шлейфер — пример: мелодия -МИ-РЕ-ДО, где первая нота (МИ) остается звучать во время прохождения нот РЕ-ДО.

          115. Обозначение динамических оттенков

          Одним из важнейших условий выразительного исполнения музыки являются динамические оттенки или нюансы.
          Динамическими оттенками называются изменения громкости звучания при исполнении музыкального произведения.

          Таблица основных динамических оттенков

          poco a poco diminuendo

          116. Итальянские обозначения темпов и характера исполнения

          Темпом называется скорость исполнения музыки.

          Темп связан с характером произведения. Темп всегда указывается в начале произведения. Обозначение темпа часто дается на итальянском языке.

          Очень медленные темпы

          Largo (ларго) — широко
          Lento (ленто) — медленно
          Adagio (адажио) — медленно
          Grave (граве) — тяжеловесно, важно

          Larghetto (ларгетто) — несколько скорее, чем Largo
          Andante (анданте) — не торопясь, спокойно
          Sostenuto (состенуто) — сдержанно

          Moderate (модерато) — умеренно.
          Andantino (андантино) — несколько скорее, чем Andante.
          Allegretto (аллегретто) — несколько медленнее, чем Allegro.

          Allegro (аллегро) — скоро
          Vivo (виво) — живо
          Vivace (виваче) — живо
          Presto (престо) — очень скоро

          Дополнительные слова к обозначениям темпов

          piu mosso (пиу моссо) — более подвижно,
          meno mosso (мено моссо) — менее подвижно,
          non troppo (нон троппо) — не слишком,
          molto (мольто)—очень, assai (ассаи) — весьма, очень,
          con moto (кон мото) — с подвижностью,
          accelerando (аччелерандо) — ускоряя,
          ritenuto (ритенуто) — сдерживая,
          ritardando (ритардандо) — запаздывая,
          rallentando (раллентандо) — замедляя.

          Термины характеризующие музыкальную эмоциональность:

          * abbandono (аббандоно) — непринуждённость
          * abbandonamente (аббандонаменте) — непринуждённо
          * accarezzevole (аккарэццеволэ) — ласково
          * affettuoso (аффеттуозо) — сердечно
          * agitato (ажитато) — возбужденно, взволнованно
          * amabile (амабилэ) — приятно
          * alla (алля) — в роде, в духе
          * alla marcia (алля марчьа) — в духе марша
          * alla polacca (алля полякка) — в духе польского
          * amoroso (аморозо) — любовно
          * animato (анимато) — воодушевленно, оживленно
          * appassionato (аппассионато) — страстно
          * ardente (ардентэ) — с жаром
          * brillante (брилльянтэ) — блестяще
          * buffo (буффо) — комически
          * burlesco (бурлеско) — комически
          * cantabile (кантабиле) — певуче
          * capriccioso (каприччиозо) — капризно
          * con amore (кон аморе) — с любовью
          * con anima (кон анима) — с воодушевлением, с оживлением
          * con bravura (кон бравура) — блестяще
          * con brio (кон брио) — с жаром
          * con calore (кон калоре) — с жаром
          * con dolcezza (кон дольчецца) — нежно, мягко
          * con dolore (кон долоре) — с грустью
          * con espressione (кон эспрессионе) — с выражением
          * con forza (кон форца) — с силой
          * con fuoco (кон фуоко) — с огнём
          * con grazia (кон грация) — с грацией
          * con malinconia (кон малинкониа) — меланхолично
          * con moto (кон мотто) — подвижно
          * con passione (кон пассьёне) — со страстью
          * con spirito (кон спирито) — с воодушевлением
          * con tenerezza (кон тэнэрецца) — с нежностью
          * con vigore (кон вигоре) — мужественно
          * deciso (дэчизо) — решительно
          * dolce (дольче) — нежно
          * dolcissimo (дольчиссимо) — очень нежно
          * dolente (долентэ) — грустно, жалобно
          * doloroso (долорозо) — грустно, печально
          * elegante (элегантэ) — изящно, красиво
          * elegaco (эледжъяко) — жалобно, грустно
          * energico (энерджико) — энергично
          * eroico (эроико) — героически
          * espressivo (эспрессиво) — выразительно
          * flebile (флебиле) — жалобно
          * feroce (фэроче) — дико
          * festivo (фэстиво) — празднично
          * fiero (фиеро) — дико
          * fresco (фрэско) — свежо
          * funebre (фунэбре) — похоронно
          * furioso (фурьёзо) — бешено
          * giocoso (джъёкозо) — шутливо, игриво
          * gioioso (джьойозо) — радостно, весело
          * grandioso (грандиозо) — пышно, великолепно
          * grazioso (грациозо) — грациозно
          * guerriero (гуэрьэро) — воинственно
          * imperioso (империозо) — повелительно
          * impetuoso (импетуозо) — стремительно, бурно
          * innocente (инночентэ) — невинно, просто
          * lagrimoso (лагримозо) — плачевно
          * languido (лангуидо) — с изнеможением, бессильно
          * lamentabile (ламентабиле) — жалобно
          * leggiero (деджьэро) — легко
          * leggierissimo (леджьериссимо) — очень легко
          * lugubre (люгубре) — мрачно
          * lusingando (люзингандо) — льстиво
          * maestoso (маэстозо) — торжественно, величаво
          * malinconico (малинконико) — меланхолично
          * marcato (маркато) — подчёркивая
          * marciale (марчиале) — маршеобразно
          * marziale (марцьяле) — воинственно
          * mesto (мэсто) — печально
          * misterioso (мистериозо) — таинственно
          * parlando (парляндо) — речитативно
          * pastorale (пасторале) — пастушески
          * patetico (патетико) — страстно
          * pesante (пезанте) — грузно, тяжеловесно
          * piangendo (пьянджендо) — плачевно
          * pomposo (помпозо) — великолепно, с блеском
          * quieto (киэто) — спокойно
          * recitando (речитандо) — рассказывая
          * religioso (релиджьозо) — благоговейно
          * rigoroso (ригорозо) — строго, точно
          * risoluto (ризолюто) — решительно
          * rustico (рустико) — в деревенском стиле
          * scherzando (скерцандо) — шутливо
          * scherzoso (скерцозо) — шутливо
          * semplice (сэмпличе) — просто
          * sensibile (сэнсибиле) — чувствительно
          * serioso (серьозо) — серьезно
          * soave (соаве) — приветливо
          * soavemente (соавементе) — приветливо
          * sonore (соноре) — звучно
          * spianato (спьянато) — с простотой
          * spirituoso (спиритуозо) — одухотворённо
          * strepitoso (стрепитозо) — шумно, бурно
          * teneramente (тэнераменте) — нежно
          * tranquillo (транкуильлё) — спокойно
          * vigoroso (вигорозо) — сильно, бодро

          Некоторые термины часто встречающиеся в нотной литературе:

          Шпаргалки — Правила по сольфеджио 1 класс

          Скачивание файла

          Введите число с картинки:

          ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 1 КЛАСС.

          КЛАВИАТУРА – это чёрные и белые клавиши на инструменте, расположенные друг за другом в одном ряду. Каждая клавиша – ЗВУК.

          РЕГИСТР – это группа звуков, объединённых общим характером звучания. Всего 3 регистра: нижний, средний, верхний (высокий).

          НОТА – это знак для записи музыкального звука. Всего 7 нот (звуков): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

          НОТОНОСЕЦ (нотный стан) – это 5 линеек, на которых и между которыми пишутся ноты.

          СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ (ключ ноты соль) – это знак, показывающий, что нота соль I октавы

          пишется на 2 линейке нотоносца. Скрипичный ключ указывает, что музыка будет звучать в

          среднем и высоком регистрах. Ключ всегда ставится в начале нотоносца.

          РАЗМЕЩЕНИЕ НОТ НА НОТОНОСЦЕ (ноты I октавы):

          До – на нижней добавочной линейке нотоносца.

          Ре – под первой линейкой.

          Ми – на первой линейке.

          Фа – между 1 и 2 линейками.

          Соль – на 2 линейке.

          Ля – между 2 и 3 линейками.

          Си – на 3 линейке.

          ДЛИТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ. Длительность ноты – это продолжительность звучания звука.

          Самая долгая длительность – целая нота (белый круг без палочки); считается 1и 2и 3и 4и

          Наполовину короче целой – половинная нота (белый круг с палочкой); считается 1и 2и

          В 4 раза короче целой – четвертная нота (закрашенный круг и палочка); считается 1и

          В 8 раз короче целой – восьмая нота (закрашенный круг, палочка и хвостик); считается 1 (или и)

          В 16 раз короче целой – шестнадцатая нота (закрашенный круг, палочка и двойной хвостик).

          Таким образом, в целой ноте: 2 половинки, 4 четверти, 8 восьмушек, 16 шестнадцатых.

          Палочки которые ставятся у нот называются – штили. До 3 линейки нотоносца штиль пишется у ноты справа вверх, а с 3 линейки – у ноты слева вниз.

          ПАУЗА – это знак молчания или перерыв в звучании. Паузы, как и ноты, бывают разной длительности:

          Целая пауза – по длительности равна целой ноте. Пишется в виде «кирпича» под 4 линейкой нотоносца.

          Половинная пауза – равна половинной ноте. Пишется в виде «кирпича» над 3 линейкой нотоносца.

          Четвертная пауза – равна четверной ноте и похожа на «молнию»

          Восьмая пауза – равна восьмой ноте и похожа на цифру «4» или букву «ч»

          Шестнадцатая пауза – равна шестнадцатой ноте и похожа на двойную букву «ч»

          ОКТАВА – это расстояние от одного звука до его ближайшего следующего повторения (например, от ноты «До» до следующей ноты «До»).

          Клавиатура делится на равные части – на октавы. Всего 6 полных и 2 неполные октавы. Каждая октава начинается и заканчивается нотой «До».

          В середине клавиатуры находится – первая октава, далее правее находятся – вторая октава, третья октава, четвёртая октава (неполная) октава. Левее первой октавы находятся – малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава (неполная).

          ЛАД – это система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков, объединённых тоникой. В ладу 7 ступеней, которые обозначаются римскими цифрами: I, III, V ступени – устойчивые, II, IV, VI ступени – неустойчивые.

          МАЖОР И МИНОР – это 2 наиболее распространённых в музыке лада. Мажору соответствуют бодрые, жизнерадостные, светлые мелодии. Минору – печальные, грустные мелодии.

          МАЖОРНЫЙ ЛАД – это лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Мажорный лад имеет строение: т (тон) – т (тон) – 1/2 (полутон) – т (тон) – т (тон) – т (тон) – 1/2 (полутон). Такой мажорный лад называется – натуральным.

          ПОЛУТОН (0,5т) – это наименьшее расстояние между 2 звуками.

          ЦЕЛЫЙ ТОН (1т) – составляют два полутона.

          ЗВУКОРЯД – это ряд звуков, расположенных подряд вверх или вниз.

          Звукоряд имеет 7 ступеней (звуков).

          Каждая ступень звукоряда обозначается римской цифрой: До Ре Ми Фа Соль Ля Си

          I II III IV V VI VII

          ТОНАЛЬНОСТЬ – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от своей тоники и от лада (например: До мажор).

          ТОНИКА – это первая и самая устойчивая ступень лада. На тонике всегда заканчивается музыкальное произведение. Обозначается тоника буквой Т.

          ВВОДНЫЕ ЗВУКИ – это звуки которые окружают тонику – II и VII ступени. VII ступень – восходящий вводный звук, II ступень – нисходящий вводный звук.

          УСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ ЛАДА – это I, III и V ступени.

          НЕУСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ ЛАДА – это II, IV, VI и VII ступени. Они требуют разрешения в ближайшие устойчивые звуки лада.

          ГАММА – это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся римскими цифрами: I. II. III. IV. V. VI. VII. I (VIII). Каждая ступень имеет своё название:

          II – нисходящий вводный звук

          VII – восходящий вводный звук

          АКЦЕНТ (ударение) — это выделенный в музыке звук.

          СИЛЬНАЯ ДОЛЯ – это нота, на которую падает акцент (ударение).

          СЛАБАЯ ДОЛЯ – это нота не имеющая акцента (ударения).

          ТАКТ – это отрезок мелодии от одной сильной доли до следующей сильной доли.

          ТАКТОВАЯ ЧЕРТА – это вертикальная палочка, которая отделяет такты друг от друга. В нотной записи тактовая черта всегда ставится перед сильной долей (нотой). Первая доля (нота) в такте всегда сильная.

          РАЗМЕР – это 2 цифры, которые пишутся друг под другом в начале мелодии после скрипичного или басового ключа. Размер показывает строение такта: верхняя цифра показывает количество долей в такте, а нижняя цифра – длительность каждой доли. Размеры бывают: простые (в них одна сильная доля) и сложные (в них несколько сильных долей).

          РАЗМЕР 2/4 — это простой двухдольный размер, который показывает, что в одном такте 2 доли – первая сильная, а вторая — слабая; каждая доля длится четверть. Таким образом: в размере 2/4 в одном такте может быть 2 четверти, или 4 восьмых, или 1 половинная нота.

          Схема дирижирования в размере 2/4: раз и — два и.

          РАЗМЕР 3/4 — это простой трёхдольный размер: в одном такте 3 доли,

          каждая из которых равна четверти. Первая доля – сильная,

          остальные 2 доли – слабые. Схема дирижирования в размере 3/4: раз и – два и – три и

          РАЗМЕР 4/4 — это сложный четырёхдольный размер, который образовался от слияния

          двух простых размеров 2/4 + 2/4. В одном такте 4 доли, каждая из которых каждая доля

          равна четверти: первая доля – сильная, вторая – слабая, третья – относительно сильная,

          четвёртая – слабая. Схема дирижирования в размере 4/4: раз и – два и – три и – четыре и.

          ЗАТАКТ – это неполный такт, с которого начинается мелодия. Затакт означает, что мелодия начнётся со слабой доли такта. Если мелодия начинается с затакта, то она и заканчивается неполным тактом, дополняющим тот затакт.

          НОТА С ТОЧКОЙ – точка, стоящая после ноты, удлиняет её длительность ровно на половину.

          АЛЬТЕРАЦИЯ – это повышение или понижение основных ступеней.

          ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ (хроматические знаки) — это специальные знаки повышения или понижения отдельных звуков. Знаки альтерации могут быть – ключевыми и неключевыми (случайными). Всего 5 знаков альтерации:

          ДИЕЗ – повышает звук на полтона.

          БЕМОЛЬ – понижает звук на полтона.

          БЕКАР – отменяет диез и бемоль.

          ДУБЛЬ ДИЕЗ – повышает звук на тон.

          ДУБЛЬ БЕМОЛЬ – понижает звук на тон.

          КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – ставятся после ключа и действуют на протяжении всего музыкального произведения.

          НЕКЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – ставятся перед нотой и действуют только на протяжении одного такта.

          ДО МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «до» и без ключевых знаков альтерации.

          СОЛЬ МАЖОР – это тональность мажорного лада с тоникой «соль» и одним ключевым знаком – фа диез.

          РЕ МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «ре» и двумя ключевыми знаками – фа диез и до диез.

          ФА МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «фа» и одним ключевым знаком – си бемоль.

          МИНОРНЫЙ ЛАД — это лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Минорный лад, как и мажорный, состоит из 7 ступеней. Тоника обозначается буквой – t. Минорный лад имеет строение:

          т (тон) – ½ (полутон) – т (тон) – т (тон) –½ (полутон) — т (тон)- т (тон). Такой минорный лад называется – натуральным.

          ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ – это созвучие из трёх устойчивых ступеней лада – I, III, V.. Называется оно тоническим, потому что строится от I ступени – тоники.

          ТРАНСПОЗИЦИЯ – это перенесение музыкального произведения или мелодии из одной тональности в другую. При этом движение мелодии и лад остаются неизменными. Поэтому транспонировать можно только из мажора в мажор, из минора – в минор.

          МУЗЫКАЛЬНАЯ ФРАЗА – это законченная музыкальная мысль. После каждой фразы берётся дыхание.

          Расстояние от окончания одной фразы до начала другой фразы называется ЦЕЗУРА (обозначается V).

          РЕПРИЗА – это знак повторения какого-либо отрывка или части музыкального произведения

          БАСОВЫЙ КЛЮЧ (ключ ноты фа) – это знак, показывающий, что нота фа

          малой октавы пишется на 4 линейке нотоносца. Басовый ключ указывает,

          что музыка будет звучать в нижнем регистре.

          МЕТР – это равномерное чередование сильных и слабых долей.

          РИТМ (с греческого «течение») – это непрерывное чередование музыкальных звуков, одинаковых или разных по длительности.

          ТЕМП. Скорость движения называется темпом. Темпы подразделяются на 3 основные группы: медленные умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются итальянские слова.

          Медленные темпы : Largo (ларго) – широко; Lento (ленто) – протяжно; Adagio (адажио) – медленно; Grave (гравэ) — тяжело.

          Умеренные темпы : Andante (андантэ) — спокойно, не спеша; Moderato (модэрато) – умеренно; Sostenuto (состэнуто) – сдержанно; Allegretto (аллегрэтто) — оживленно.

          Быстрые темпы : Allegro (аллегро) – скоро; Vivo (виво) – живо; Presto (прэсто) — быстро.

          Для уточнения движения при отклонении от основных темпов применяются некоторые дополнительные обозначения: molto — очень, assai — весьма, non troppo — не слишком, piu mosso — более подвижно.

          ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ. В музыке различные степени громкости звучания называются динамическими оттенками. Они обозначаются словами или специальными знаками:

          Forte – ƒ – громко.

          Fortissimo – ƒƒ – очень громко

          Forte fortissimo – ƒƒƒ – очень-очень громко.

          Mezzo forte – mf – средне громко

          Sforzando – sf – с акцентом, внезапно громко

          Pianissimo – pp – очень тихо.

          Piano pianissimo – ppp – очень-очень тихо.

          Mezzo piano – mp – средне тихо

          Crescendo – усиливая звук. Diminuendo – ослабляя звук.

          Правила по сольфеджио для обучающихся ДШИ

          Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

          Правила по сольфеджио

          Скрипичный ключ или ключ «соль», в котором живут высокие звуки.

          Басовый ключ или ключ «фа», в котором живут низкие звуки.

          Лад — настроение в музыке.

          Мажор — светлый, веселый лад.

          Минор — темный, грустный лад.

          Тональность — это высота лада. Тоника + лад = тональность.

          Гамма — звуки лада, расположенные по порядку от тоники до тоники,

          Тоника — самая устойчивая, самая главная ступень лада, 1 ступень.

          Такт – расстояние от одной сильной доли до другой.

          Метр — пульс музыки, он делит ее сильные и слабые доли,

          Ритм — сочетание длинных и коротких звуков.

          Целая Половинная Четвертная

          Если звуки стали в ряд, получился звукоряд.

          Размер — цифры, стоящие после скрипичного ключа, где верхняя цифра показывает, сколько долей в такте, нижняя — длительности этих долей.

          Пауза — знак молчания:

          Строение мажорной гаммы: Т-Т-П-Т-Т-Т-П

          Полутон — самое близкое расстояние между двумя звуками.

          Тон — это два полутона вместе.

          Альтерация — повышение или понижение звуков.

          Диез, знак повышения звука на полтона.

          Бемоль, знак понижения звука на полтона.

          Порядок появления диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

          Порядок появления бемолей: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

          Устойчивые ступени I, I П, V

          Неустойчивые ступени — II, IV, VI, VII

          Главные ступени -1, IV, V

          Вводные ступени — II ,VII

          Переход неустойчивой ступени в устойчивую называется разрешением:

          Опевание — это окружение устойчивой ступени неустойчивой.

          Опевание бывает снизу и сверху:

          Тетрахорд — четыре звука гаммы. Гамма делится на два тетрахорда: нижний

          Затакт — если мелодия начинается со слабой доли.

          Аккорд — одновременное сочетание трех или более звуков.

          Трезвучие — это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных через ноту.

          Тоническое трезвучие Т53 — строится на I ступени.

          Субдоминантовое трезвучие S53 — строится на IV ступени.

          Доминантовое трезвучие Д53 строится на V ступени.

          Динамика — сила звучания в музыке

          тр — не очень тихо

          mf — не очень громко

          ff- очень громко

          Темп — скорость звучания музыки. Темпы бывают медленные, средние, быстрые.

          Транспонированне или транспозиция — это перенос мелодии в другую тональность.

          Строение минорной гаммы: Т — П — Т — Т — П — Т — Т

          Минор бывает трех видов:

          Натуральный, где стоят только ключевые знаки.

          Гармонический — в котором повышается VII ступень.

          Мелодический — при движении вверх повышаются VI,VII ступени, при движении вниз — натуральный минор.

          Параллельные тональности — это тональности, имеющие одинаковые ключевые знаки, но разные тоники. Чтобы найти параллельный минор, надо спуститься вниз на 3 ступени, чтобы найти параллельный минор, надо подняться вверх на три ступени. (Например: До мажор-ля минор).

          Сложный размер – это размер, состоящий из двух простых однородных размеров. Например: 4 /4 =2/4+2/4 ; 6/8 =3/8+3/8

          Интервал — расстояние между двумя звуками. Нижний звук называется основание, верхний — вершина. Чтобы построить интервал, нужно знать две его величины: тоновую и ступеневую.

          Тоновая показывает количество тонов и влияет на звучание. Ступеневая показывает количество ступеней и дает интервалу название. Простые интервалы — это интервалы, не шире восьми звуков. Интервалы бывают большими, малыми, чистыми, увеличенными и уменьшенными.

          Андрей-воробей Дин-дон дин-дон Светлый день Ночь темна

          Не гоняй воробей Загорелся отчий дом.

          Вперед, вперед Вопрос-ответ В лесу родилась Стремлюсь вверх

          Труба зовет елочка

          Консонансы и диссонансы

          Консонансы — это интервалы, которые звучат мягко, приятно, благозвучно.

          Совершенные — все чистые интервалы: ч1 ч4, ч5, ч8 (лад не слышен).

          Несовершенные — м3, б3, м6, б6 (лад слышен).

          Диссонансы — это интервалы, звучащие резко, неприятно.

          К ним относятся м2, б2, м7, б7.

          Мотив — наименьшая часть мелодии, которая имеет определенное выразительное значение (объем обычно 1 такт).

          Фраза — более крупные части мелодии, обычно состоящие из 2 мотивов.

          Секвенция — восходящее или нисходящее перемещение какого-либо мелодического построения. Секвенция состоит из звеньев. Первое звено называется мотивом. Интервал, на который перемещается секвенция называется шагом.

          Диатоническая или тональная секвенция — это секвенция, звенья которой перемещаются в одной тональности.

          Устойчивые интервалы в ладу — это интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в состав Т53.

          Неустойчивые интервалы в ладу — это интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в состав Т53.

          Ладовое разрешение интервалов — это переход неустойчивых звуков в ближайшие устойчивые звуки лада

          Импровизация — сиюминутное воспроизведение музыки, ощущаемое внутренним слухом.

          Гармонизация — подбор аккордов к мелодии.

          Аккомпанемент — сопровождение мелодии.

          Обращение интервалов — это перенесение нижнего звука на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз. Большие интервалы обращаются в малые, малые в большие, чистые в чистые, увеличенные в уменьшенные и наоборот. Сумма обращаемых интервалов равна 9.

          Трезвучия с обращениями:

          Каждый звук в трезвучии имеет свое название: нижний — прима, средний — терция, верхний — квинта.

          Обращение трезвучия — это перенесение примы или терции на октаву вверх или вниз. Трезвучие имеет два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.

          Первое обращение называется секстаккорд обозначается Т6, S6, Д6. Называется секстаккордом, так как крайние звуки образуют интервал сексту.

          Второе обращение называется квартсекстаккорд. Обозначается Т64, S 64, Д64. Называется квартсекстаккордом, так как в основе лежит интервал кварта, а крайние звуки образуют сексту.

          Кадансовый квартсекстаккорд (К64) — это Т64, расположенный между S53 и Д5з в заключительном гармоническом обороте. Такой оборот называется каденцией.

          Трезвучия с обращениями от звука:

          Б53 (большое или мажорное трезвучие), М53 (малое или минорное трезвучие)

          Б53=б3+ м3 М53= м3+б3

          Б64= ч4+б3 М64= ч4+м3

          Переменный лад — лад, в котором сочетаются две тоники. Часто это тоники параллельных тональностей.

          Одноименные тональности – это тональности, имеющие одинаковые тоники, но разные ключевые знаки. (Например: До мажор и до минор).

          Период — наименьшая музыкальная форма, в которой излагается одна музыкальная мысль. Период делится на предложения, те в свою очередь на фразы и мотивы. Три вида периода:

          1. Квадратный (если число тактов равно 4, 8, 16) и неквадратный (если

          другое количество тактов).

          2. Повторного и неповторного строения (если предложения повторяются или совершенно разные).

          3. Однотональный (если звучит в одной тональности) и модулирующий (если начинается в одной, à заканчивается в другой тональности).

          Тритоны — это интервалы, которые содержат три тона. К ним относятся: ув.4 и ум.5. Тритоны строятся в натуральном и гармоническом ладах мажора и минора.

          У в. 4 строится на IV, VI ступенях;

          Ум. 5 строится на II, VII ступенях.

          Так как тритоны строятся на неустойчивых ступенях и являются диссонансами, эти интервалы разрешаются: увеличенные при разрешении увеличиваются, уменьшенные — уменьшаются.

          Септаккорд — это аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Доминантовый септаккорд (Д 7) — это аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям, который строится на V ступени мажора и гармонического минора. Называется доминантовым, так как строится на V ступени, которая называется доминантой. Называется септаккордом, так как крайние звуки образуют интервал септиму.

          Так как является диссонансом, разрешается в неполное Т53 с утроенной тоникой.

          Каждый звук в септаккорде имеет свое название: прима, терция, квинта, септима.

          Обращение септаккорда — это перенесение примы, терции или квинты на октаву вверх или вниз.

          Д7 имеет три обращения:

          1. Доминантовый квинтсекстаккорд (Д 65) — строится на VII ступени, разрешается в Т53 с удвоенной тоникой.

          2. Доминантовый терцквартаккорд (Д 4 з) — строится на II ступени, разрешается в полное развернутое Т53.

          3. Доминантовый секундаккорд (Д 2) — строится на IV ступени, разрешается в Т6 с удвоенной тоникой.

          Пунктирный ритм: длинный пунктир

          Синкопа — это перемещение сильной доли на слабую. Бывает внутритактовая:

          Встречаются синкопы, где вместо ожидаемого акцента на сильной доле возникает пауза:

          Триоль. Деление основной нотной длительности на три равные части образует ритмическую группу триоль:

          Квинтовый круг тональностей — это система тональностей, расположенных по кварто — квинтовому кругу. Таким образом диезные мажорные тональности расположены вверх по ч 5, бемольные тональности расположены вверх по ч4.

          Буквенное обозначение звуков и тональностей:

          С (Це) – До, D (Дэ)- Ре, Е (е) – Ми, F (эф) – фа, G (гэ) – соль, А (а) – ля, В (бэ) – Си.
          В некоторых нотах можно встретить обозначение ноты си буквой Н (ха), в таком случае буква В обозначает Си-бемоль.

          Is- диез, Es -бемоль
          Dur – мажор, Moll – минор

          Каденция — заключение музыкальней мысли.

          1. Автентическая — если звучит полная каденция, то есть Т53 на сильной доле такта, в мелодии звучит прима аккорда, перед Т53 звучит Д53.

          2. Плагальная — если в каденции перед Т53 звучит S53.

          9 основных видов септаккордов:

          Название септаккорда зависит от интервала, который образуется между крайними звуками и трезвучия, лежащего в основе септаккорда.

          1. Большой мажорный

          2. Большой минорный

          3. Большой увеличенный

          4. Большой уменьшенный

          5. Малый минорный

          6. Малый мажорный

          8. Малый Увеличенный

          9. Дважды уменьшенный или полууменьшенный.

          Смена различных аккордов, звучащих на фоне длительно удерживаемого басового звука, который называется органным пунктом.

          Фигурация. Если звуки аккордов берутся не вместе, а по очереди – такое изложение аккорда называется гармоническое фигурацией.

          Альтерация — повышение или понижение неустойчивых ступеней в направлении существующих в данной тональности тяготений:

          При альтерации неустойчивые звуки остаются неустойчивыми и разрешаются всегда в звуки тоники своей тональности. Таким образом, альтерация не изменяет направления тяготений. В мажоре и миноре возможна альтерация II, IV ступеней:

          В мажоре могут быть II II IV VI

          В миноре могут быть II II ÌV V I

          «Хром» — окраска звука.

          Хроматизм — повышение или понижение ступеней, вызывающие новые тяготения. Хроматизм наз. вспомогательным, если появляется между одинаковыми по высоте соседними звуками:

          и проходящим, если расположен между разными по высоте соседними звуками:

          Отклонение — это переход из одной тональности в другую без каданцевого заключения, а затем возврат в исходную тональность.

          Модуляция — переход из одной тональности в другую. Переход происходит через Д 7 и его обращения новой тональности. Такой аккорд называется модулирующим.

          Гармонический мажор — это мажор с пониженной VI ступенью

          Характерные интервалы — это интервалы, характерные для гармонических ладов мажора и минора. К ним относятся: ув.2, ум.7, ув.5, ум.4.

          Смотрите так же:

          • Как узнать про свой административный штраф Административные штрафы: как узнать долг онлайн по фамилии? Почти каждый из нас был правонарушителем и попадался сотрудникам ГИБДД за нарушение правил дорожного движения. Любые нарушения правил дорожного движения влекут за собой административную […]
          • Недвижимость флорида налоги Недвижимость в США Недвижимость в США в последнее время пользуется спросом среди россиян и украинцев. Где россияне покупают недвижимость Большая часть наших соотечественников желают купить недвижимость в США, этот интерес постоянно растет. Основное […]
          • Кто проводит государственную экспертизу проекта Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной эко 1. Проектная […]
          • Анализ профессии юриста Общая характеристика профессии Специалист по толкованию и применению законов, обеспечению законности в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, должностных лиц и граждан, вскрытию и установлению фактов правонарушений, определению меры […]
          • Закон о кассационных судах Госдума приняла закон об апелляционных и кассационных судах Закон вступит в силу с 1 сентября 2019 года Москва, 17 июля 2018, 17:43 — REGNUM Госдума приняла закон, реформирующий систему судопроизводства, передает корреспондент ИА REGNUM 17 июля. В России […]
          • Документы для установления опеки и попечительства Советский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Главная Администрация Советского района Социальная сфера управление опеки и попечительства Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами Недееспособные совершеннолетние граждане […]
          • Юрист домен Открытость, честность, добросовестность и профессионализм в отношениях с Клиентами! Семейное право Трудовое право Защита прав потребителей Авторское право Другие отрасли права Юридические комментарии Научно-практические статьи м. […]
          • Перекрестки на дорогах правила 13. Проезд перекрестков ПДД 2018 с комментариями онлайн 13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. Это указание действует на всех […]