Срок полномочий участковой комиссии

Содержание:

Статья 18. Полномочия участковой избирательной комиссии

Статья 18. Полномочия участковой избирательной комиссии

оповещает население о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне и месте голосования;

составляет списки избирателей по избирательному участку;

проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в списке избирателей и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;

обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования;

контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов;

организует на избирательном участке голосование в день выборов;

производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования при выборах Президента Российской Федерации на избирательном участке;

рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона и принимает по ним мотивированные решения;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает после официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации.

Статья 28. Полномочия участковой избирательной комиссии

Статья 28. Полномочия участковой избирательной комиссии

1. Участковая избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы:

1) информирует население о месте нахождения и номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

2) уточняет список избирателей по соответствующему избирательному участку, а в случаях, предусмотренных частями 4-7 статьи 15 настоящего Федерального закона, составляет и уточняет указанный список;

3) знакомит избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в этом списке, вносит в него соответствующие изменения;

4) выдает избирателям открепительные удостоверения;

5) контролирует соблюдение правил размещения предвыборных агитационных материалов на территории избирательного участка;

6) обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для голосования;

7) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных федеральных списках кандидатов, зарегистрированных кандидатах на основании сведений, полученных от вышестоящей избирательной комиссии;

Информация об изменениях:

9) организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

10) проводит подсчет голосов избирателей, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, а также составляет протокол об итогах голосования и передает его в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию;

11) рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона и принимает по ним мотивированные решения;

12) обеспечивает сохранность и передачу в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;

13) обеспечивает на территории избирательного участка использование технических средств подсчета голосов в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

14) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы, если в вышестоящую избирательную комиссию не поступили жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов избирателей, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории или результатов выборов полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей избирательной комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).

См. комментарии к статье 28 настоящего Федерального закона

Статья 27. Порядок формирования и полномочия участковых комиссий

Статья 27. Порядок формирования и полномочия участковых комиссий

1. Участковые комиссии формируются в период избирательной кампании, кампании референдума в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума. На выборах в органы местного самоуправления, при проведении местного референдума полномочия участковой комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка, участка референдума.

2. Срок полномочий участковой комиссии истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума полномочия участковой комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).

3. Число членов участковых комиссий с правом решающего голоса устанавливается законом.

4. Формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Законом может быть предусмотрено формирование участковой комиссии на избирательном участке, участке референдума, образованном на судне, находящемся в плавании, или на полярной станции, а также за пределами территории Российской Федерации, соответствующими должностными лицами.

5. Вышестоящая комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

6. Участковая комиссия:

а) информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

б) уточняет список избирателей, участников референдума, производит ознакомление избирателей, участников референдума с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

в) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;

г) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, информирование участников референдума о вопросах референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;

д) контролирует соблюдение на территории избирательного участка, участка референдума порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;

е) выдает открепительные удостоверения;

ж) организует на избирательном участке, участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

з) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию;

и) объявляет итоги голосования на избирательном участке, участке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;

к) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение настоящего Федерального закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

л) утратил силу;

м) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума;

н) осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

1. Участковые комиссии являются особым видом комиссий и обладают рядом признаков, присущих только им. Так, участковые комиссии являются нижестоящими по отношению ко всем иным комиссиям, составляя организационный фундамент системы избирательных комиссий в Российской Федерации. Они образуются только для проведения конкретных выборов или референдума. Комментируемый Федеральный закон прямо определил целевое назначение комиссий – обеспечение решающего момента избирательной кампании, кампании референдума, т.е. процесса голосования и подсчета голосов. Участковые комиссии действуют только на непостоянной (временной) основе и имеют самый короткий по сравнению с другими комиссиями срок полномочий. Комментируемый Федеральный закон впервые предусмотрел возможность возложения полномочий участковых комиссий на другие избирательные комиссии. Это возможно только при проведении выборов в органы местного самоуправления или при проведении местного референдума. Из смысла комментируемого Федерального закона следует, что если одновременно проводятся выборы государственных органов власти и местного самоуправления, то возложение полномочий УИК на иные комиссии невозможно.

Полномочия УИК могут выполнять, например, ОИК по выборам депутатов представительного органа муниципального образования, если территория избирательного округа совпадает с территорией участка, а также избирательная комиссия городского (сельского) поселения, если в данном населенном пункте (деревне, поселке) один избирательный участок. В этих случаях ОИК или ИКМО поселения организуют процесс голосования и подсчета голосов как УИК, составляют протокол об итогах голосования по избирательному участку. Если полномочия УИК возложены на ОИК, то она на основании протокола об итогах голосования принимает решение о результатах выборов по соответствующему избирательному округу. Если полномочия УИК возложены на ИКМО, то в зависимости от вида выборов, она либо на основании протокола об итогах голосования принимает решение о результатах выборов (например, при избрании главы поселения, в котором один избирательный участок), либо составляет протокол участковой комиссии об итогах голосования (например, при избрании главы муниципального района). Конкретно вид решения, принимаемого избирательной комиссией, на которую возложены полномочия УИК, будет зависеть от вида выборов, места комиссии в системе избирательных комиссий и полномочий, которые возложены законом субъекта Российской Федерации или уставом муниципального образования на ту или иную комиссию.

2. Срок полномочий участковых комиссий начинается с установленного законом момента их формирования (например, участковые комиссии по выборам депутатов Государственной Думы должны быть сформированы не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования). Следует учитывать, что при возложении полномочий участковых комиссий на другие избирательные комиссии, сроки формирования этих других комиссий должны быть такими, чтобы они обеспечили своевременное получение списка избирателей, работу по его уточнению, необходимое информирование избирателей и т.д. Комментируемый Федеральный закон более точно сформулировал норму о сроках прекращения полномочий участковых комиссий. По общему правилу срок заканчивается через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, которое должно осуществиться не позже одного месяца со дня голосования. Следует отметить, что на практике официальная публикация результатов происходит гораздо быстрее, поэтому и срок полномочий комиссий обычно короче максимально допустимого. Однако в случае обжалования или опротестования итогов голосования на конкретном избирательном участке или участке референдума, связанного с нарушениями, допущенными участковой комиссией при организации голосования или подсчета голосов, ее полномочия сохраняются до вынесения решения по жалобе вышестоящей избирательной комиссии, либо вступления в силу решения суда.

3. Число членов участковой комиссии зависит от числа избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и должно быть достаточным для того, чтобы обеспечить надлежащую организацию голосования и выдачу бюллетеней в помещении для голосования, обеспечение учета заявлений и голосования вне помещения для голосования. Число членов комиссии с правом решающего голоса устанавливается федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации о конкретных выборах и, как правило, составляет от трех до шестнадцати человек.

4. Вышестоящими комиссиями, формирующими состав участковых комиссий, могут быть в зависимости от вида проводимых выборов: ТИК, ИКМО, ОИК по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в представительные органы местного самоуправления. В новой редакции комментируемого Федерального закона закреплена и объективно сложившаяся практика. Кроме вышестоящих комиссий правом формирования участковых комиссий обладают определенные должностные лица: капитаны судов – при образовании участковой комиссии на судне 1 , находящемся в плавании, начальники полярных станций, руководители дипломатических представительств и миссий – при образовании участковых комиссий за пределами территории Российской Федерации. В этих случаях комиссии формируются преимущественно на основе предложений собраний избирателей по месту их работы.

5. Субъекты предложения кандидатур в состав участковой комиссии те же, что и в состав ИКМО, ТИК и ОИК (см. комментарий к пунктам 7 и 7 1 статьи 25).

6. Исходя из целевого назначения участковых комиссий, федеральный законодатель определил их компетенцию более конкретно и подробно, чем компетенцию иных комиссий. Участковые комиссии ближе всего стоят к избирателям (участникам референдума) и главными направлениями их деятельности являются разнообразное информирование избирателей (участников референдума), работа со списками избирателей (участников референдума), подготовка и проведение голосования и подсчета голосов:

а) первичную информацию о месте нахождения участковой комиссии и помещения для голосования избиратели получают не позднее чем за 40 дней до голосования из соответствующей публикации главы муниципального образования (пункт 7 статьи 19). Сама комиссия должна довести до сведения избирателей график своей работы, и ближе ко дню голосования (еще раз или неоднократно) известить избирателей о времени и месте голосования (обычно такие извещения рассылаются по адресам места жительства избирателей);

____________
1 См.: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 октября 2005 года № 155/1034-4 «О работе избирательных комиссий Архангельской, Калининградской, Камчатской и Мурманской областей по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, находящихся в труднодоступных и отдаленных местностях, а также на судах, находящихся в день голосования в плавании» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. № 10 (189).

б) подробно порядок работы участковой комиссии по уточнению списка и ознакомлению с ним избирателей изложен в пунктах 14–17 статьи 17 комментируемого Федерального закона;

в) поскольку помещения для голосования обычно располагаются в муниципальных или государственных учреждениях (школы, другие учебные заведения, дом культуры и прочее), их окончательное оборудование и подготовку участковая комиссия обеспечивает накануне дня голосования в соответствии с требованиями статьи 61 комментируемого Федерального закона;

г) информирование избирателей о кандидатах, избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, а также о вопросах референдума осуществляется участковой комиссией путем размещения соответствующих сведений на информационных стендах в помещении для голосования или непосредственно перед ним в виде плакатов, публикаций в печатных изданиях и т.п. (пункт 3 статьи 61);

д) контроль за соблюдением правил предвыборной агитации относится к обязанностям всех комиссий, однако спецификой полномочий участковой комиссии является контроль за содержанием и местом размещения наглядной агитации в виде плакатов и иной печатной продукции. При обнаружении фактов распространения печатных агитационных материалов, изготовленных с нарушением требований пункта 2 статьи 54, или правил их размещения (пункты 7, 8 и 10 статьи 54) уполномоченные члены участковой комиссии могут составить протокол об административном правонарушении. Если на территории избирательного участка распространяются незаконные агитационные материалы, комиссии следует довести эти факты до сведения вышестоящей комиссии, осуществляющей учет печатных агитационных материалов на соответствующей территории (пункт 3 статьи 54). Кроме того, именно участковая комиссия должна обеспечить соблюдение содержащегося в пункте 10 статьи 54 комментируемого Федерального закона запрета на размещение агитационных материалов на расстоянии не менее 50 метров от входа в помещение для голосования, а также вправе принимать меры по пресечению незаконной агитации, проводимой на территории избирательного участка в день голосования или в день, предшествующий дню голосования;

е) см. комментарий к статье 62;

ж) порядок осуществления полномочий участковой комиссией по организации на избирательном участке, участке референдума голосования в день голосования, а также досрочного голосования установлен статьями 64–66 комментируемого Федерального закона (см. комментарий к статьям 64–66);

з) см. комментарий к статье 68;

и) см. комментарий к пунктам 1 и 3 статьи 30, пунктам 29, 31 статьи 68;

к) практика показывает, что типичным для деятельности участковых комиссий является рассмотрение определенных видов жалоб. Это жалобы по поводу ошибок и неточностей в списках избирателей, а также на нарушения порядка голосования или подсчета голосов. Важно, что последние должны быть рассмотрены на заседании комиссии непосредственно после подсчета голосов и до подписания протокола об итогах голосования (пункт 26 статьи 68);

м) по поводу обязанности участковых комиссий обеспечивать хранение и передачу в вышестоящую комиссию документов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов нужно отметить следующее. Перечень этих документов указан в пунктах 30 и 31 статьи 68 и пункте 10 статьи 70 комментируемого Федерального закона. Учитывая, что участковые комиссии не имеют организационной и материальной возможности для продолжительного хранения избирательных документов, они обязаны обеспечивать их сохранность до передачи в вышестоящую комиссию. Моментом такой передачи обычно является прием вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования на участке, а также списка избирателей (участников референдума), бюллетеней, открепительных удостоверений, жалоб и решений по ним, а также иной предусмотренной документации непосредственно после подсчета голосов. С этого момента вся избирательная документация поступает на хранение в вышестоящую комиссию;

н) перечень полномочий участковой комиссии, как и иных комиссий, не носит исчерпывающего характера и предусматривает возможность более подробной регламентации в иных законах.

1. Полномочия участковой избирательной комиссии

Под полномочиями участковой избирательной комиссии понимаются ее права и обязанности, установленные законодательством о выборах.

В соответствии с п. 6 ст. 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[I] (далее – Федеральный закон) участковая избирательная комиссия:
1. информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;
2. уточняет список избирателей, участников референдума, производит ознакомление избирателей, участников референдума с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
3. обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;
4. обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, информирование участников референдума о вопросах референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;
5. контролирует соблюдение на территории избирательного участка, участка референдума порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;

[I] Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. ст. 2253.

6. выдает открепительные удостоверения ;

7. организует на избирательном участке, участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

8. проводит подсчет голосов , устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию;
9. объявляет итоги голосования на избирательном участке, участке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;

10. рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение настоящего Федерального закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

11. обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума;

12. осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

Применительно к конкретным видам выборов (федеральным, региональным или муниципальным) указанные выше полномочия участковой избирательной комиссии конкретизируются в соответствующих федеральных или региональных законах.

Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в общем порядке, составляет пять лет. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума полномочия такой участковой комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению). Полномочия участковой комиссии прекращаются досрочно решением территориальной комиссии в случае ликвидации избирательного участка, участка референдума в связи с уточнением перечня избирательных участков, участков референдума.

Правовые основы организации и деятельности участковой избирательной комиссии определены ст. 28 Федерального закона.

В качестве одной из таких основ установлено, что деятельность комиссий осуществляется коллегиально. Принцип коллегиальности реализуется в том, что вопросы, входящие в компетенцию комиссий, рассматриваются не ее заседаниях, правомочных при соблюдении кворума, и решения по этим вопросам принимаются с учетом мнения всех или большинства членов комиссий, путем голосования.

Председатель участковой избирательной комиссии назначается на должность из числа ее членов с правом решающего голоса и освобождается от должности территориальной избирательной комиссией. Решение о назначении председателя участковой избирательной комиссии принимается одновременно с принятием территориальной избирательной комиссией решения о назначении членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Участковая избирательная комиссия собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий участковой избирательной комиссии предыдущего состава. Со дня первого заседания участковой избирательной комиссии нового состава полномочия участковой избирательной комиссии предыдущего состава прекращаются. Срок полномочий участковой избирательной комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.

Заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой избирательной комиссии с правом решающего голоса большинством голосов от установленного числа членов участковой избирательной комиссии.

Новый член участковой избирательной комиссии назначается из резерва составов участковых комиссий с соблюдением требований, предусмотренных п. 31 и п. 32 ст. 22 Федерального закона, в соответствии с Порядком формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий, установленных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.[II]

[II] Подробнее см.: Постановление ЦИК России от 05.12.2012 № 152/1137-6 (ред. от 16.01.2013) «О порядке формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий» // Вестник Центризбиркома РФ. № 12. 2012.; Постановление ЦИК России от 17.02.2010 № 192/1337-5 (ред. от 16.01.2013) «О Методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий» // Вестник Центризбиркома РФ. № 2. 2010.

Председатель участковой избирательной комиссии осуществляет текущее руководство деятельностью комиссии, в связи с чем к его компетенции закон относит организацию и назначение заседаний соответствующей комиссии. Заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение членами комиссии обязанности участия в осуществлении ее деятельности свидетельствует о невозможности принятия решения, что фактически указывает на невозможность осуществления деятельности таким составом комиссии. Отказ членов комиссии от участия в ее заседаниях может являться основанием неоднократного срыва заседаний комиссии, а впоследствии нарушением сроков совершения отдельных процессуальных действий, в том числе в период избирательной кампании, кампании референдума.

Согласно ст. 29 Федерального закона неисполнение членом комиссии с правом решающего голоса своих обязанностей является основанием для обращения соответствующей комиссии в суд о признании данного члена комиссии систематически не выполняющим свои обязанности.

Заседание участковой избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного вышестоящей комиссией числа членов комиссии с правом решающего голоса.

По вопросам компетенции участковая избирательная комиссия принимает решения. Решения принимаются большинством голосов. В случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» и «против», голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).

Члены комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное решение комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение комиссии.

Организация работы участковой избирательной комиссии определяется ее регламентом.[III]

Регламент участковой избирательной комиссии определяет порядок и правила работы участковой избирательной комиссии, осуществляющей полномочия по подготовке и проведению конкретных выборов для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей, а также контроля за соблюдением избирательных прав граждан на территории соответствующего муниципального образования.

[III] См., например: Постановление ЦИК России от 28.06.1995 № 7/46-II (ред. от 23.03.2011) «О Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» // Правовая система КонсультантПлюс.; Решение Мосгоризбиркома от 01.09.2005 № 70/13 (ред. от 18.04.2013) «О Регламенте Московской городской избирательной комиссии» // Вестник Московской городской избирательной комиссии. № 4. 2005.

Регламент участковой избирательной комиссии устанавливает порядок и определяет следующие аспекты деятельности комиссии:

  • процедуру проведения первого организационного заседания комиссии, избрания заместителя и секретаря комиссии;
  • полномочия (задачи и функции) председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии;
  • вопрос временного отсутствия председателя комиссии, досрочное освобождение от занимаемой должности;
  • распределение обязанностей по направлениям деятельности комиссии и иных обязанностей членов комиссии с правом решающего голоса;
  • организацию и проведение заседаний комиссии (состав участников заседания, приглашение участников, регламент выступающих и т.п.);
  • ведение протокола заседаний;
  • голосование и принятие решений комиссии;
  • рассмотрение обращений (жалоб, заявлений) поступающих в комиссию;
  • иные вопросы деятельности комиссии.
  • Последние новости

    Участковая избирательная комиссия (УИК) – комиссия, непосредственно проводящая работу по организации голосования, подсчету голосов избирателей и подведению итогов на конкретном участке.

    Участковая избирательная комиссия – организационный фундамент системы избирательных комиссий в Российской Федерации. УИК принимает участие во всех видах выборов и отвечает за основные моменты выборов – обеспечение процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей.

    До 2013 года участковая избирательная комиссия имела самый короткий срок полномочий. УИК формировалась перед конкретными выборами и расформировывалась через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

    С 2013 года срок полномочий УИК – 5 лет.

    С актуальными сведениями об образовании избирательных участков, формировании участковых избирательных комиссий и резерва составов участковых комиссий во всех субъектах РФ можно ознакомиться вышестоящей избирательной комиссией. Также вышестоящей избирательной комиссией назначается председатель УИК.

    Заместитель председателя и секретарь УИК избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой избирательной комиссии с правом решающего голоса по их предложениям.

    Число членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса устанавливается избирательным законодательством и зависит от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка:

  • до 1001 избирателя – 3–9 членов УИК с правом решающего голоса;
  • от 1001 до 2001 избирателя – 7–12 членов УИК с правом решающего голоса;
  • более 2000 избирателей – 7–16 членов УИК с правом решающего голоса.

В случае совмещения дня голосования на выборах в федеральные органы государственной власти РФ с днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления максимальное число членов УИК с правом решающего голоса может быть увеличено, но не более чем на 4 члена комиссии.

Полномочия участковой избирательной комиссии

Участковая избирательная комиссия:

  • информирует население об адресе и номере телефона участковой избирательной комиссии, о времени ее работы, а также дне, времени и месте голосования;
  • уточняет, а в случаях, предусмотренных избирательным законодательством, составляет и уточняет список избирателей, проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
  • обеспечивает подготовку помещений для голосования, переносных и стационарных ящиков для голосования и другого оборудования;
  • обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах на основе сведений, полученных из вышестоящей избирательной комиссии;
  • контролирует на территории избирательного участка соблюдение порядка проведения предвыборной агитации, правил размещения предвыборных агитационных материалов в соответствии с требованиями избирательного законодательства;
  • в случаях, предусмотренных избирательным законодательством, выдает избирателям открепительные удостоверения на право участия в выборах;
  • по предъявлении гражданином открепительного удостоверения включает его в список избирателей;
  • по указанию вышестоящей избирательной комиссии вносит изменения в избирательные бюллетени после их изготовления;
  • организовывает на избирательном участке голосование в день выборов, а также обеспечивает досрочное голосование в соответствии с избирательным законодательством;
  • производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, обеспечивает передачу протокола об итогах голосования в вышестоящую избирательную комиссию;
  • обеспечивает хранение и передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов различного уровня, в соответствии с порядком, утвержденным постановлением ЦИК РФ либо избирательной комиссией субъекта Российской Федерации;
  • рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов, проведения голосования и принимает по ним мотивированные решения.
  • Часть 2. Участковая избирательная комиссия — ключевое звено в организации подготовки и проведения выборов всех уровней

    2.1. Полномочия участковой избирательной комиссии, статус и обязанности членов комиссии

    Полномочия участковой избирательной комиссии, статус ее членов при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (далее — Избирательное законодательство).

    2.1.1. Полномочия участковой избирательной комиссии

    — информирует население об адресе и номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также дне, времени и месте голосования;

    — уточняет, а в случаях, предусмотренных избирательным законодательством, составляет и уточняет список избирателей, проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

    — обеспечивает подготовку помещений для голосования, переносных и стационарных ящиков для голосования и другого оборудования;

    — обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах на основе сведений, полученных из вышестоящей избирательной комиссии;

    — контролирует на территории избирательного участка соблюдение порядка проведения предвыборной агитации, правил размещения предвыборных агитационных материалов в соответствии с требованиями избирательного законодательства;

    — в случаях, предусмотренных избирательным законодательством, выдает избирателям открепительные удостоверения на право участия в выборах;

    — по предъявлению гражданином открепительного удостоверения включает его в список избирателей;

    — по указанию вышестоящей избирательной комиссии вносит изменения в избирательные бюллетени после их изготовления;

    — организовывает на избирательном участке голосование в день выборов, а также обеспечивает досрочное голосование в соответствии с избирательным законодательством;

    — производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, обеспечивает передачу протокола об итогах голосования в вышестоящую избирательную комиссию;

    — обеспечивает хранение и передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов различного уровня, в соответствии с порядком, утвержденным постановлением ЦИК РФ либо избирательной комиссией субъекта Российской Федерации;

    — рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов, проведения голосования и принимает по ним мотивированные решения;

    — осуществляет иные полномочия в соответствии с избирательным законодательством.

    2.1.2. Сроки полномочий участковой избирательной комиссии и ее членов

    Полномочия участковой избирательной комиссии истекают через 10 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии не поступило жалоб (заявлений) и протестов на решения и действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и порядок подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство.

    В случае обжалования или опротестования итогов голосования на соответствующем участке, полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после вынесения вышестоящей избирательной комиссией или судом окончательного решения по существу жалобы (заявления) или протеста (п. 13 ст. 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

    Срок полномочий членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса:

    1) истекает одновременно с прекращением полномочий этой избирательной комиссии (п. 4 ст. 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

    2) прекращается в случае расформирования избирательной комиссии (ст. 25 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

    Расформирование участковой избирательной комиссии не влечет прекращения полномочий ее членов с правом совещательного голоса.

    Полномочия члена УИК с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена избирательной комиссии и переданы другому лицу.

    Общие результаты выборов направляются избирательной комиссией средствам массовой информации в срок от трех до одиннадцати дней в соответствии с требованиями избирательного законодательства. Официальное опубликование общих результатов выборов в СМИ осуществляется в течении трех дней.

    Таким образом, полномочия УИК истекают:

    — на выборах Президента РФ — через 23 дня после дня голосования;

    — на местных выборах — через 16 дней после дня голосования.

    2.1.3. Статус членов участковой избирательной комиссии

    Членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса
    не могут быть:

    — депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

    — выборные должностные лица органов государственной власти РФ и выборные должностные лица органов государственной власти субъектов РФ и выборные должностные лица органов местного самоуправления;

    — судьи, прокурорские работники;

    — кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица;

    — уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов;

    — члены и уполномоченные представители инициативных групп избирателей, выдвинувших кандидатов;

    — члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;

    — супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов, лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов.

    Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть одновременно членом вышестоящей, соответственно уровню выборов, избирательной комиссии с правом решающего голоса.

    Члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Дополнительная оплата труда указанным членам избирательной комиссии может производиться за счет средств, выделенных на проведение выборов, в размерах и порядке, установленных избирательной комиссией, на которую законом возложено руководство деятельностью участковой избирательной комиссии (МИК, ТИК, ОИК) по подготовке и проведению соответствующих выборов.

    Член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

    Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения соответствующих выборов не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.

    Освобождение членов избирательных комиссий от обязанностей
    члена избирательной комиссии

    Член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:

    · подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;

    · утраты членом избирательной комиссии гражданства РФ;

    · вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;

    · признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;

    · смерти члена избирательной комиссии;

    · признания члена избирательной комиссии на основании заявления соответствующей избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности;

    · появления оснований, предусмотренных первым абзацем п.п. 2.1.2. настоящего методического пособия.

    Права членов избирательных комиссий

    Член участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:

    · заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;

    · вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

    · вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

    · вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением копий списков избирателей, избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений), требовать заверения этих копий;

    · вправе обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую комиссию или в суд.

    Член комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением:

    — права выдачи открепительных удостоверений;

    — права выдачи и подписания избирательных бюллетеней;

    — участия в сортировке и подсчете избирательных бюллетеней;

    — участия в погашении избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений;

    — участия в работе со списками избирателей, составлении протоколов об итогах голосования, голосовании при принятии решения данной комиссией;

    — права подписывать решения избирательной комиссии.

    Член участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса немедленно отстраняется от участия в ее работе, если он пытается воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, а также нарушает тайну голосования. Решение об этом принимается участковой или вышестоящей избирательной комиссией.

    Обязанности членов избирательной комиссии:

    Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан:

    · присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии;

    · проводить избирательные действия гласно и открыто;

    · оказывать содействие кандидатам, доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, представителям СМИ в реализации их прав, определенных избирательным законодательством;

    · участвовать в работе избирательной комиссии в соответствии с поручением, утвержденным комиссией;

    · участвовать в подготовке вопросов, вносимых на рассмотрение избирательной комиссии;

    · выполнять иные поручения комиссии и ее председателя.

    2.2. Формирование участковых избирательных комиссий

    2.2.1. Порядок формирования избирательных комиссий

    Формирование участковых избирательных комиссий осуществляется представительным органом (представительными органами) местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы не позднее трех дней после образования соответствующих избирательных участков.

    Подбор кандидатур, формирование персонального состава членов комиссий представительным органом местного самоуправления осуществляются гласно и открыто, с привлечением общественности и избирателей. Численный состав членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса устанавливается избирательным законодательством и в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, составляет:

    — до 1000 избирателей — 3-7 членов комиссии;

    — от 1001 до 2000 избирателей — 5-11 членов комиссии;

    — свыше 2000 избирателей — 5-15 членов комиссии.

    В случае совмещения дня голосования на выборах в федеральные органы государственной власти РФ с днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, максимальное число членов УИК с правом решающего голоса может быть увеличено, но не более чем на четыре члена комиссии.

    Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава участковой избирательной комиссии на основе предложений, поступивших от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) в представительном органе местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений или блоков.

    Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов участковой избирательной комиссии.

    Практика подготовки и проведения выборов в ряде регионов Российской Федерации подтверждает обоснованность включения в составы УИК, прежде всего, лиц, ранее принимавших участие в выборах либо проходивших обучение избирательным технологиям по региональным программам, разработанным комиссиями субъектов Российской Федерации в межвыборный период.

    В городе Азове Ростовской области в 1998-99 годах муниципальной избирательной комиссией практиковался подбор студентов юридического факультета Азовского института экономики, управления и права с последующей рекомендацией их представительному органу местного самоуправления для включения в составы УИК. Такая практика существенно повышала уровень работы комиссий, одновременно помогая студентам закрепить полученные знания.

    Образцы документов к п. 2.2.1.

    2.2.2. Порядок назначения члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса

    После регистрации кандидата (списка кандидатов) соответствующей избирательной комиссией зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие список кандидатов, вправе назначить в участковые избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.

    Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса удостоверяются в письменной форме зарегистрированным кандидатом (Приложение 3) (форма) (избирательным объединением, избирательным блоком (Приложение 4) (форма)) с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, а также наименования избирательной комиссии, номера избирательного участка, куда направляется член комиссии с правом совещательного голоса. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа.

    Зарегистрированный кандидат вправе поручить назначение члена УИК с правом совещательного голоса своему доверенному лицу.

    Членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса выдается удостоверение (Приложение 6), форма которого утверждается вышестоящей избирательной комиссией.

    Образцы документов к п. 2.2.2.

    Пример формирования УИК в составе 11 членов комиссии
    на выборах Президента Российской Федерации 26 марта 2000 года

    2.2.3. Порядок проведения организационного заседания участковой избирательной комиссии

    Федеральные законы «О выборах Президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», избирательные законы ряда субъектов РФ устанавливают срок проведения первого заседания УИК не позднее чем через три дня после ее формирования.

    На основании постановления представительного органа местного самоуправления о формировании участковых избирательных комиссий проводится первое организационное заседание участковой избирательной комиссии, на котором тайным голосованием избираются председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии из числа членов комиссии с правом решающего голоса.

    Первое заседание избирательной комиссии до избрания ее председателя открывает и ведет старейший по возрасту член данной комиссии.

    В повестку дня организационного заседания, как правило, включаются вопросы выборов председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря.

    Кроме того, практикой проведения избирательных кампаний различного уровня подтверждена целесообразность рассмотрения на первом заседании вопроса о порядке работы избранных председателя, зам. председателя и секретаря комиссии, а также иных ее членов. Открытым голосованием принимается решение, кто из указанных лиц на период подготовки и проведения выборов освобождается от основной работы.

    В целях упорядочения процедуры проведения организационного заседания ниже приводится пример порядка его ведения.

    Порядок проведения первого организационного заседания
    участковой избирательной комиссии

    Дата проведения: _________
    Начало: _________ час.
    Место проведения: _________
    _______________________________

    «___» __________ 2000 г. представительным органом местного самоуправления сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка N ______ по выборам _____________________________________________________ в составе ________ членов

    избирательной комиссии с правом решающего голоса. Все члены комиссии присутствуют на заседании. Позвольте их представить поименно (зачитывает состав комиссии).

    Число присутствующих членов комиссии позволяет нам открыть заседание и рассмотреть организационные вопросы. Кто за это предложение прошу голосовать. «За» ______ чел. Кто против? «Против» ______ чел.

    Заседание комиссии объявляю открытым.

    Предлагается следующая повестка дня:

    1. Избрание председателя комиссии.

    2. Избрание заместителя председателя комиссии.

    3. Избрание секретаря комиссии.

    Будут ли у членов комиссии замечания по повестке дня? Нет? Кто за то, чтобы утвердить предложенную повестку дня прошу голосовать.

    «За» _____ чел. Кто против? «Против» ______ чел.

    Повестка дня утверждается.

    Приступаем к рассмотрению первого вопроса повестки дня — избрание председателя участковой избирательной комиссии. Напоминаю, что председатель УИК избирается тайным голосованием. У кого есть предложения по кандидатурам на должность председателя УИК?

    Слово для предложения предоставляется:

    (Председательствующий записывает фамилии выдвинутых кандидатур.)

    Другие предложения по кандидатурам на должность председателя комиссии будут?

    Есть ли у выдвинутых кандидатов самоотводы? (самоотвод не голосуется)

    Есть ли желающие высказаться по кандидатурам? Пожалуйста.

    Есть ли еще желающие высказаться? Нет. Обсуждение завершено.

    Кто за то, чтобы кандидатуру (ы) ____________________________________________

    фамилия, имя, отчество

    внести в бюллетень для тайного голосования по выборам председателя участковой избирательной комиссии прошу голосовать.

    (Ведет подсчет голосов и обнародует результаты.)

    «За» ______ чел.; «Против» _____ чел.

    Таким образом, в бюллетень для тайного голосования по выборам председателя участковой избирательной комиссии вносятся следующие кандидатуры (называются в порядке поступления предложений): _________________________________________________.

    Уважаемые члены комиссии!

    Напоминаю, что в соответствии с п. 4 статьи 23 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на своем первом заседании избирают тайным голосованием из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса председателя, заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии.

    Для проведения указанной процедуры необходимо избрать счетную комиссию. Вносится предложение избрать счетную комиссию в составе трех членов открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих членов участковой избирательной комиссии. Кто за это предложение прошу голосовать: «За» _____ чел. Кто против? «Против» _____ чел.

    Прошу вносить предложения по составу счетной комиссии.

    (Председательствующий записывает предложенные кандидатуры).

    Поступили предложения избрать в состав счетной комиссии:

    фамилия, имя, отчество кандидатов

    Как будем голосовать списком или по каждой кандидатуре отдельно? Списком.

    Тогда, кто за то, чтобы в состав счетной комиссии избрать:

    (Оглашаются фамилии всех кандидатов).

    Прошу голосовать: «За» ____ чел.; Кто против? «Против» _____ чел;

    Таким образом, счетная комиссия избрана в составе: _________________________________

    Для организации работы счетной комиссии предлагается объявить перерыв на 5 минут. Счетной комиссии необходимо подготовиться к проведению тайного голосования.

    Объявляется перерыв на 5 минут.

    (Во время перерыва счетная комиссия на своем заседании избирает председателя и секретаря, о чем составляет протокол N 1 (форма).

    Изготавливает форму и текст бюллетеня для тайного голосования (форма) по выборам председателя участковой избирательной комиссии. Готовит конверты для опечатывания бюллетеней после подсчета голосов.

    По окончании работы счетной комиссии члены участковой избирательной комиссии приглашаются для продолжения заседания).

    Коллеги! Продолжаем заседание. Слово предоставляется председателю счетной комиссии ________________________________________________.

    (Зачитывается протокол N 1 счетной комиссии).

    Нам необходимо утвердить протокол N 1 счетной комиссии. Кто за то, чтобы утвердить протокол N 1, прошу голосовать: «За» ____ чел; Кто против? «Против» _____ чел.

    Нам необходимо утвердить форму бюллетеня для тайного голосования по избранию председателя, заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии. Слово для предложения предоставляется председателю счетной комиссии _________________.

    (Предъявляются формы избирательных бюллетеней. Даются пояснения.)

    Будут ли у членов избирательной комиссии замечания по форме бюллетеня? Нет. Тогда прошу проголосовать за предложенные счетной комиссией формы бюллетеня.

    Кто за? «За» _____ чел.; Кто против? «Против» _____ чел.

    Слово по тексту бюллетеня для тайного голосования по выборам председателя участковой избирательной комиссии предоставляется председателю счетной комиссии ___________.

    (Председатель счетной комиссии зачитывает текст бюллетеня по выборам председателя участковой избирательной комиссии.)

    Есть ли у кого замечания? Нет. Тогда прошу проголосовать за предложенный текст бюллетеня: «За» _____ чел. Кто против? «Против» _____ чел.

    Уважаемые коллеги! Счетной комиссии необходимо время для изготовления бюллетеней и подготовки процедуры тайного голосования.

    (В перерыве счетная комиссия изготавливает необходимое количество бюллетеней для тайного голосования, подготавливает место для тайного голосования, ведомость выдачи избирательных бюллетеней).

    После изготовления бюллетеней счетная комиссия приглашает членов участковой избирательной комиссии для продолжения заседания.

    Продолжаем нашу работу. Слово предоставляется председателю счетной комиссии _____________________ для разъяснения порядка голосования.

    Будут ли вопросы к ________________________________.

    (После этого председатель счетной комиссии в присутствии членов комиссии предъявляет и опечатывает ящик для голосования).

    Переходим к голосованию.

    (Каждому члену избирательной комиссии председатель счетной комиссии под роспись выдает бюллетень, на котором в присутствии членов избирательной комиссии расписываются члены счетной комиссии.

    После окончания голосования председатель счетной комиссии объявляет голосование законченным и в присутствии членов избирательной комиссии подсчитывает и погашает неиспользованные бюллетени.

    Счетная комиссия в присутствии членов избирательной комиссии вскрывает ящик для голосования и проверяет действительность бюллетеней. Ведет подсчет голосов. Оформляет Протокол N 2 (форма)).

    Слово предоставляется председателю счетной комиссии __________________________.

    (Зачитывает протокол N 2 счетной комиссии.)

    Предлагается утвердить протокол N 2 счетной комиссии.

    Кто за? «За» ____ чел. Кто против? «Против» ____ чел.

    На основании протокола N 2 счетной комиссии о результатах тайного голосования по выборам председателя участковой избирательной комиссии нам необходимо принять постановление комиссии об избрании председателя участковой избирательной комиссии.

    Вашему вниманию предлагается следующий проект постановления участковой избирательной комиссии (зачитывает).

    Кто за данный проект постановления прошу голосовать.

    Кто за? «За» ___чел.; Кто против? «Против» ____ чел.

    Разрешите поздравить Вас с избранием председателем участковой избирательной комиссии. Все мы искренне желаем Вам успехов в организации четкой, оперативной и слаженной работы избирательной комиссии. Прошу Вас занять место председательствующего на заседании и продолжить рассмотрение вопросов повестки дня.

    (Далее заседание ведет председатель участковой избирательной комиссии.)

    Продолжаем нашу работу.

    Напомню, что заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются членами комиссии с правом решающего голоса из своего состава тайным голосованием.

    Приступаем к выдвижению кандидатур на должности заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии. Позвольте мне внести предложения по кандидатурам.

    (Вносит предложения и дает краткую характеристику каждой кандидатуре.)

    Есть ли у выдвинутых кандидатов самоотводы?

    Есть ли у членов комиссии другие предложения?

    (Записывает предложения кандидатов на должность зам. председателя и секретаря комиссии.)

    Есть ли у кандидатов желание что-то сказать? Нет.

    Кто за то, чтобы ___________________________________________

    внести в бюллетень для тайного голосования по выборам заместителя председателя участковой избирательной комиссии прошу голосовать (ведет подсчет голосов и обнародует результаты). «За» ____ чел. Кто против? «Против» ____ чел.

    Таким образом, в бюллетень для тайного голосования по выборам заместителя председателя участковой избирательной комиссии вносятся следующие кандидатуры: __________________________________________________

    (называются в порядке поступления предложений).

    Кто за то, чтобы ____________________________ внести в бюллетень

    для тайного голосования по выборам секретаря участковой избирательной комиссии, прошу голосовать (ведет подсчет голосов и обнародует результаты) «За» ___чел.

    Кто против? «Против» ___ чел.

    Таким образом, в бюллетень для тайного голосования по выборам секретаря участковой избирательной комиссии вносятся следующие кандидатуры (называются в порядке поступления предложений) _________________________________________________.

    Теперь необходимо время для работы счетной комиссии. Предлагается объявить перерыв на 10 минут для того, чтобы счетная комиссия обеспечила подготовку к тайному голосованию.

    Нет возражений? Объявляется перерыв на 10 минут.

    (Во время перерыва счетная комиссия изготавливает тексты бюллетеней для тайного голосования по выборам заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, подготавливает ведомость выдачи избирательных бюллетеней. По окончании работы счетной комиссии члены участковой избирательной комиссии приглашаются для продолжения заседания.)

    Продолжаем заседание избирательной комиссии.

    Нам необходимо утвердить тексты бюллетеней для тайного голосования по выборам заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии.

    Слово для предложения предоставляется председателю счетной комиссии _____________.

    Будут ли у членов избирательной комиссии замечания по тексту бюллетеней? Нет. Тогда прошу проголосовать за предложенные счетной комиссией тексты бюллетеней для тайного голосования.

    «За» ____ чел. Кто против? «Против» ___ чел.

    Будут ли вопросы к председателю счетной комиссии? Переходим к голосованию.

    (Председатель счетной комиссии опечатывает ящик для голосования. Каждому члену участковой избирательной комиссии председатель счетной комиссии выдает под роспись бюллетень по выборам зам. председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, на которых в присутствии членов избирательной комиссии расписываются члены счетной комиссии.

    Счетная комиссия в присутствии членов избирательной комиссии вскрывает ящик для голосования и проверяет действительность бюллетеней. Ведет подсчет голосов. Оформляет протокол N 3 (форма) и протокол N 4 (форма)).

    Продолжаем нашу работу.

    (Зачитывает протокол N 3 счетной комиссии)

    Кто за то, чтобы утвердить протокол N 3 счетной комиссии, прошу голосовать.

    «За» ____ чел. Кто против? «Против» ____ чел.

    На основании протокола N 3 счетной комиссии о результатах голосования нам необходимо принять постановление участковой избирательной комиссии об избрании заместителя председателя избирательной комиссии.

    Предлагается следующий проект постановления участковой избирательной комиссии (зачитывается).

    Кто за данный проект постановления, прошу голосовать.

    «За» ____ чел. Кто против? «Против» _____ чел.

    Слово предоставляется председателю счетной комиссии ___________________.

    (Зачитывается протокол N 4 счетной комиссии.)

    Кто за то, чтобы утвердить протокол N 4 счетной комиссии, прошу голосовать.

    «За» _____ чел. Кто против? «Против» _____ чел. Постановление принимается.

    На основании протокола N 4 счетной комиссии о результатах голосования нам необходимо принять постановление участковой избирательной комиссии об избрании секретаря избирательной комиссии. Предлагается следующий проект постановления участковой избирательной комиссии (зачитывается).

    «За» ____ чел. Кто против? «Против» ____ чел. Постановление принимается.

    Все вопросы, вынесенные на первое заседание участковой избирательной комиссии, рассмотрены. Есть ли у членов комиссии какие-либо вопросы, сообщения, замечания по ведению заседания?

    Позвольте поблагодарить всех присутствующих за участие в работе заседания участковой избирательной комиссии.

    Заседание участковой избирательной комиссии объявляю закрытым.

    (После проведения организационного заседания, секретарем участковой избирательной комиссии оформляется Протокол (Приложение 1) (форма). Председатель участковой избирательной комиссии подписывает и вручает каждому члену комиссии с правом решающего голоса удостоверение (Приложение 5, п.2.1.2.). Удостоверение председателю участковой избирательной комиссии подписывается председателем вышестоящей избирательной комиссии.)

    Смотрите так же:

    • Юристы в мурманске бесплатно Юристы Мурманска и услуги в Мурманске Специалисты юридической компании «Юрист 51» ориентированы на предоставлении обширного спектра юридических услуг в Мурманска объединениям и гражданам в наиболее востребованных сферах российского законодательства. Наша […]
    • Закон 1875-iv ЗАКОН УКРАИНЫ от 24 июня 2004 года №1875-IV О жилищно-коммунальных услугах (В редакции Законов Украины от 15.01.2009 г. №882-VI, 01.07.2010 г. №2404-VI, 09.07.2010 г. №2479-VI, 07.10.2010 г. №2592-VI, 05.07.2011 г. №3569-VI (вступил в силу 02.09.2011 г.), […]
    • Соучастие в преступлении в уголовном праве Соучастие в преступлении в уголовном праве 37. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СОУЧАСТИЯ В ПРЕСТУПЛЕНИИ Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. Соучастие в преступлении […]
    • Что подарить начальнице на память при увольнении Увольнение коллеги – давайте не огорчаться, а дарить подарки Трудно переживать расставание с человеком, вместе с которым вместе провели не один рабочий день, пережили не одну авральную ситуацию и выпили не одну чашку кофе. Вполне можно понять желание […]
    • Правило продаж ювелирных изделий Техники продаж ювелирных украшений директора, администраторы торговых залов, продавцы-консультанты ювелирных магазинов и бутиков. — увеличения суммы средней покупки; — увеличение числа покупок на количество входящих клиентов (при условии обучения группы […]
    • Порядок определения наследства Заявление об установлении места открытия наследства Заявление об установлении места открытия наследства подается при отсутствии документов, подтверждающих регистрацию наследодателя по месту жительства, и в других ситуациях. Подробности читайте здесь. Образец […]
    • Закон о защите прав потребителей сроки обмена Права потребителя на на обмен товара надлежащего качества в течение 14 дней Ситуация: продавец убедил купить вещь (к примеру, кофточку). Дома Вы еще раз внимательно посмотрели, примерили со своими другими нарядами - не подходит (не нравится). Что делать? В […]
    • Единовременное пособие на рождение ребенка в 2018 году москва Детские пособия в Москве Москва — крупный, богатый мегаполис, который гарантирует своим жителям социальную поддержку с выплатами, пособиями выше среднего уровня. Достаточно большой слой москвичей пользуется льготными условиями и получает материальную […]