Ст 243 ч 1 ук

Содержание:

Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Статья 243. Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов

наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, –

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Примечание. Крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов, сборов на сумму, в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным размером – в две тысячи пятьсот и более раз превышающую размер такой базовой величины.

Статья 243. Уголовного кодекса РБ
Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов

1. Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, –

наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов, сборов на сумму, в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным размером – в две тысячи пятьсот и более раз превышающую размер такой базовой величины.

Статья 243.2 УК РФ. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания

Текущая редакция ст. 243.2 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, —
наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, —
наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

3. Те же деяния, совершенные:
а) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Примечания. 1. Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

(Статья дополнительно включена с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 245-ФЗ)

Комментарий к статье 243.2 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения в сфере общественного порядка и общественной нравственности; дополнительный — отношения по охране культурного слоя (в том числе археологических объектов). Предмет преступления — культурный слой, т.е. слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы;
2) объективная сторона: поиск или изъятие археологических предметов. Под действие ч.1 ст. 243.2 УК РФ подпадает только деяния, совершенные вручную или с применением простых механических орудий. Обязательным признаком состава являются последствия — повреждение или уничтожение культурного слоя;
3) субъект: лицо, достигшее 16 лет;
4) субъективная сторона: характеризуется умышленной формой вины. Преступление считается оконченным с момента уничтожения повреждения культурного слоя.

К квалифицированным составам относятся те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, или выявленного объекта культурного наследия (ч.2 ст. 243.2 УК РФ), а также совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч.3 ст. 243.2 УК РФ).

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ст. 3 — объекты культурного наследия — памятники истории и культуры, ст. 15 — единый государственный реестр объектов культурного наследия, ст. 48 — особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия; ст. 45.1 — порядок проведения археологических полевых работ; ст. 45.2 — использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов);
2) Основы законодательства Российской Федерации о культуре (раздел 4 — национальное культурное достояние и культурное наследие народов РФ);
3) акты Правительства РФ:
— постановление от 31.12.2009 N 1204 «Об утверждении Положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»;
— постановление от 26.04.2008 N 315 «Об утверждении положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»;
— постановление от 16.12.2002 N 894 «О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия»;
— постановление от 05.07.2001 N 504 «Об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда»;
4) иные акты:
— приказ Минкультуры РФ от 03.10.2011 N 954 «Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»;
— приказ Минкультуры РФ от 19.08.2011 N 876 «Об утверждении образца бланка разрешения (открытого листа) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия»;
— приказ Росохранкультуры от 03.02.2009 N 15 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия»;
— приказ Минкультуры СССР от 24.01.86 N 33 «Об утверждении инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР».

3. Согласно ч.3 ст. 9 Федерального закона от 23.07.2013 N 245-ФЗ с 24 июля 2015 года вступит в силу ст. 243.3 УК РФ, устанавливающая ответственность за уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере.

Консультации и комментарии юристов по ст 243.2 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 243.2 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 243. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей —

наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия, —

Комментарий к Ст. 243 УК РФ

1. Общественная опасность данного преступления выражается в том, что варварское отношение к памятникам, предметам и документам, имеющим историческую и культурную ценность, лишает последующие поколения достоверной информации об исторических процессах.

Преступления, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести; ч. 2 — к категории преступлений средней тяжести.

2. Непосредственный объект — отношения в области общественной нравственности, по сохранению, использованию и государственной охране памятников истории, культуры и природных объектов, имеющих историческую или культурную ценность.

3. Предмет преступления — памятники истории, культуры, природные комплексы, объекты, взятые под охрану государства, предметы или документы, имеющие историческую или культурную ценность.

Памятники истории и культуры — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Признаны следующие виды памятников истории и культуры: 1) памятники; 2) ансамбли; 3) достопримечательные места (см. ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в ред. от 30.11.2010)) . Таковыми могут быть признаны, в частности, гражданские и культовые здания, кремли, крепости, дворцы, усадьбы, остатки древних архитектурных сооружений, триумфальные арки, мосты, надгробные памятники, а также произведения монументальной живописи, скульптуры, прикладного искусства, находящиеся в государственных музеях и хранилищах, сооружения и места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни России. Обязательные требования к этим объектам: 1) обладание культурной и исторической значимостью; 2) особый правовой статус (зарегистрированы и включены в специальный перечень объектов исторического и культурного значения).
———————————
СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519; 2010. N 49. Ст. 6424.

Природные комплексы и объекты, взятые под охрану государства, — функционально и естественно связанные между собой объекты, объединенные географическими и иными соответствующими признаками (см. ст. 1 Закона об охране окружающей среды). Природные комплексы являются частью природной среды, представляют собой либо естественную экологическую систему, либо природный ландшафт. К таковым относятся государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, ботанические сады. Например, природный комплекс «Озеро Байкал», исторический культурный ландшафт Государственного музея-усадьбы «Архангельское», Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Предметы и документы, имеющие историческую или культурную ценность, связаны с событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей, предметы и фрагменты, полученные при археологических раскопках, художественные ценности, т.е. картины и рисунки ручной работы, художественно оформленные предметы культового назначения, в том числе иконы, редкие рукописи и документальные памятники, старинные книги, архивы, части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и иные движимые предметы, взятые государством под охрану (см. ст. 7 Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» ).
———————————
Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718.

4. Объективную сторону преступления образует уничтожение или повреждение вышеуказанных объектов.

Уничтожение — приведение соответствующего материального объекта в полную негодность, в состояние, при котором объект навсегда утрачивает свою ценность и не может использоваться по назначению (разрушение, ликвидация, истребление и иные действия).

Повреждение — существенное изменение объекта путем удаления каких-либо его частей, фрагментов, заметное не только специалистам, но и другим лицам. Способы различны — затопление, загрязнение, рубка и т.д.

Для квалификации действий виновного способ уничтожения или повреждения памятников не имеет значения.

В случаях уничтожения или повреждения памятников истории и культуры по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы содеянное квалифицируется по комментируемой статье. Если наряду с указанными деяниями совершены действия, предусмотренные ст. 282 УК (например, если на памятники нанесены надписи или рисунки соответствующего содержания, в присутствии посторонних лиц высказывались националистические лозунги), содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных соответственно ст. ст. 243 и 282 УК (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11).

5. Субъективная сторона преступления — прямой умысел по отношению к действиям и косвенный умысел относительно исторической и культурной ценности объекта. Неосторожное совершение таких действий исключает ответственность по данной статье.

6. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Должностные лица, виновные в совершении указанных деяний, могут дополнительно нести ответственность по ст. ст. 285, 286 УК.

7. Квалифицирующими признаками ч. 2 комментируемой статьи являются:

а) особо ценные объекты, включенные в Государственный свод особо ценных объектов, а также не подлежащие вывозу из Российской Федерации (см. Указ Президента РФ от 18.12.1991 N 294 «Об особо ценных объектах национального наследия России» (в ред. от 12.04.1996) , от 30.11.1992 N 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия Российской Федерации» (в ред. от 17.05.2007) , Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в ред. от 06.12.2011) , Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 25.06.2012) ), либо если особая ценность конкретного объекта истории или культуры, предмета или документа будет установлена экспертизой (искусствоведческой, экологической и др.);
———————————
Ведомости РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1891; Ведомости РФ. 1992. N 15. Ст. 786; N 24. Ст. 1333; СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1835.

САПП РФ. 1992. N 23. Ст. 1961; СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4611; 2003. N 9. Ст. 851; 2007. N 21. Ст. 2491.

Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718; СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4377; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 29. Ст. 3587; 2011. N 27. Ст. 3880; N 50. Ст. 7351.

СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25; N 19. Ст. 1752; 2006. N 50. Ст. 5279; 2007. N 13. Ст. 1464; N 21. Ст. 2455; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5742, 5748; 2009. N 1. Ст. 17; N 52 (ч. 1). Ст. 6455; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. Ст. 6732; N 49 (ч. 1). Ст. 7043; 2012. N 26. Ст. 3446.

б) памятники общероссийского значения, входящие в Перечень объектов исторического или культурного наследия федерального (общероссийского значения) (см. Указы Президента РФ от 20.02.1995 N 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» , от 05.05.1997 N 452 «Об уточнении состава объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» ).
———————————
СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 734.

СЗ РФ. 1997. N 19. Ст. 2219.

Действия по осквернению памятников истории и культуры, а также порча мемориальных досок, плит, надписей не образуют состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, они при наличии необходимых признаков могут быть квалифицированы по ст. 214 УК.

Статья 243 УК РФ. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей (действующая редакция)

1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей —

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия, —

наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Статья 243. Конфискация

1. В случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация).

2. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке. Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Комментарий к Ст. 243 ГК РФ

1. Конфискация представляет собой безвозмездное изъятие государством имущества у собственника в качестве санкции за правонарушение. По общему правилу конфискация происходит по решению суда, а в случаях, предусмотренных законом, — в административном порядке. Конфискация предусмотрена не только гражданским законодательством, но имеет также публично-правовое значение и упоминается в уголовном, административном, таможенном законодательстве.

Независимо от сферы применения конфискация представляет собой основание прекращения права собственности, для которого характерны следующие признаки:

— основанием для применения конфискации является правонарушение;

— конфискация распространяется на материальные объекты (например, при незаконном использовании прав на результаты интеллектуальной деятельности конфискации могут подлежать материальные носители);

— конфискованные предметы переходят в собственность государства.

Так, например, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения предусмотрена ст. 3.7 КоАП и представляет собой принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

При этом не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих, в соответствии с федеральным законом, возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

В соответствии с нормами гл. 15.1 УК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму», конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора следующего имущества:

а) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ч. ч. 2 — 4 ст. 111, ч. 2 ст. 126 и др. УК РФ, или являющихся предметом незаконного перемещения через таможенную границу РФ, ответственность за которое установлена ст. 188 настоящего Кодекса, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;

б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями, указанными в п. «а» настоящей части, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

г) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.

При этом на основании статьи 115 УПК РФ при решении вопроса о наложении ареста на имущество для обеспечения возможной конфискации суд должен указать на конкретные фактические обстоятельства, на основании которых он принял такое решение.

2. Пункт 6 ч. 2 ст. 235 ГК РФ в качестве одного из оснований прекращения права собственности называет конфискацию, которая упоминается в п. 2 ст. 964 Кодекса в качестве основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и страховой суммы.

В комментируемой статье конфискация рассматривается как санкция гражданско-правового характера, которая применяется в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством. Вопрос о конституционности правовых норм, допускающих возможность конфискации имущества во внесудебном порядке, был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В своем Определении от 14 декабря 2000 г. N 284-О «По жалобе гражданки Аминовой Зинаиды Анатольевны на нарушение ее конституционных прав статьями 156 и 199 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и пунктом 2 статьи 243 Гражданского кодекса Российской Федерации» КС РФ пришел к выводу, что конфискация может применяться как мера юридической ответственности, влекущая утрату собственником его имущества, только с вынесением соответствующего судебного решения; предписание ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о лишении имущества не иначе как по решению суда является обязательным во всех случаях, когда встает вопрос о применении конфискации имущества как санкции за правонарушение. Норма, содержащаяся в п. 2 ст. 243 ГК РФ, не признана неконституционной, поскольку она носит общий характер, является отсылочной и не может применяться непосредственно.

Кроме того, КС РФ признаны конституционными нормы о применении в административном порядке конфискации как превентивной меры, которая «сама по себе не регулирует прекращения права собственности и потому не противоречит Конституции. Но если конфискация применяется как санкция за совершенное правонарушение, то необходимо судебное решение» (Постановления от 20 мая 1997 г. N 8-П , от 11 марта 1998 г. N 8-П , Определение от 13 января 2000 г. N 21-О) . Положение ч. 1 ст. 279 ТмК РФ о конфискации в качестве меры административной ответственности (санкции) за предусмотренное данной статьей правонарушение постольку, поскольку оно — во взаимосвязи с п. 1 ч. 1 ст. 365 ТмК РФ, закрепляющим полномочие таможенного органа, рассмотрев дело о нарушении таможенных правил, вынести постановление о наложении взыскания, — служит основанием для назначения конфискации без судебного решения, утрачивает силу и не подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующее Конституции РФ, ее ч. ч. 1 и 2 ст. 19, ч. ч. 1 и 3 ст. 35 и ч. 3 ст. 55. В другом Определении КС РФ от 10 января 2002 г. N 3-О «По жалобе гражданина Н.Д. Ильченко на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации» КС РФ указал, что предусмотренная разд. X «Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение» Таможенного кодекса РФ конфискация как мера административной ответственности во всяком случае может применяться только в судебном порядке, чем не ограничиваются полномочия таможенных органов по применению превентивных мер обеспечительного характера.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1997. N 21. Ст. 2542.

Собрание законодательства РФ. 1998. N 12. Ст. 1458.

Собрание законодательства РФ. 2000. N 13. Ст. 1427.

По нашему мнению, конфискация как основание принудительного и безвозмездного прекращения права собственности допустима лишь на основании решения суда, что соответствует Конституции РФ.

3. В гражданском праве нормы о конфискации предусмотрены в ст. ст. 169, 179 ГК РФ. Нормы о конфискации применяются в качестве последствия сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК), для стороны, имевшей умысел на совершение такой сделки.

Если сделка совершена под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной и если лицо было вынуждено совершить сделку вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), потерпевшему возвращается другой стороной все полученное ею по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре возмещается его стоимость в деньгах. Имущество, полученное по сделке потерпевшим от другой стороны, а также причитавшееся ему в возмещение переданного другой стороне, обращается в доход Российской Федерации. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость в деньгах.

Пункт 5 ст. 1252 ГК РФ допускает в случаях, предусмотренных законом, возможность обращения в доход Российской Федерации оборудования, прочих устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации.

Действовавший до 1 января 2008 г. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» презюмировал конфискацию в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ и уничтожение, кроме случаев передачи правообладателю, контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, и иных орудий совершения правонарушения.

———————————
Российская газета. 03.08.1993. N 147.

Как правило, имущество, используемое или полученное в результате незаконных сделок, воспроизведения контрафактных экземпляров, изымается на основании норм уголовно-процессуального права. Но в случаях, когда такие последствия не были применены, например нет оснований для возбуждения уголовного дела, применяется юридическая санкция в виде гражданско-правовой конфискации имущества.

В рамках обсуждения Концепции совершенствования общих положений Гражданского кодекса РФ неоднократно обращалось внимание на то, что институт конфискации в гражданском праве не вполне уместен, поскольку «частное право не обладает в должном объеме инструментарием, необходимым для выполнения указанной функции, поскольку в демократическом правовом государстве наказание может применяться только при доказанности факта содеянного и вины лица, участвовавшего в этом. Кроме того, вызывает проблемы соотношение уголовно-правовой санкции в виде конфискации и предусмотренного в ст. 169 ГК РФ изъятия всего полученного по сделке в доход государства. Например, для изъятия суммы, полученной в качестве взятки, будет предусмотрена санкция и УК РФ, и ГК РФ (ст. 169), поскольку основанием передачи взятки является противонравственный и противоправный договор между взяткодателем и взяткополучателем. По-видимому, оснований для того, чтобы одна и та же сумма взятки взыскивалась с ее получателя дважды, не имеется. Таким образом, санкция, предусмотренная ГК РФ, совпадает с санкцией УК, не имеет самостоятельного значения по сравнению с ней.

Таким образом, сохранение санкции в ст. 169 ГК РФ оправданно прежде всего для тех случаев, когда то или иное общественно неприемлемое имущественное деяние не получает адекватной санкции в уголовном или административном праве, а также когда применение упомянутых санкций затруднено.

Применение изъятия исполненного в доход государства может сохранять свою актуальность в следующих случаях: а) совершение сделки с вещью, изъятой из оборота (незаконная продажа оружия, реализация фальшивых денег или ценных бумаг, поддельных лекарств или алкогольной продукции, опасных для жизни и здоровья населения и т.п.); б) совершение сделки, предметом которой является деяние, обладающее признаками преступления или административного правонарушения (проституция, дача взятки, наем убийц, исполнителей для хулиганских действий, террористических актов, массовых беспорядков и проч.).

Конфискационная санкция, содержащаяся в ст. 179 ГК РФ, нетипична для гражданского права и неизвестна большинству зарубежных правопорядков. В тех случаях, когда в действиях лица, спровоцировавшего недействительность сделки, присутствует состав преступления, должны работать меры уголовной ответственности. Если же за соответствующие действия уголовное наказание не установлено, последствия недействительности сделки должны оставаться в сфере регулирования гражданского права, основанного на принципах частной автономии и диспозитивности» .

———————————
Концепция совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации / Исследовательский центр частного права при Президенте Российской Федерации. М., 2009.

Статья 242. Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов

1. Незаконные изготовление и (или) перемещение через Государственную границу Российской Федерации в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних либо вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, —

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»);

в) с извлечением дохода в крупном размере, —

наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо без такового.

Примечание. Доходом в крупном размере в настоящей статье, а также в статье 242.1 настоящего Кодекса признается доход в сумме, превышающей пятьдесят тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 242 УК РФ

1. Общественная опасность данного преступления состоит в вульгарно-натуралистическом, циничном изображении сцен полового акта вопреки нормам нравственности, препятствующим нормальному физическому и нравственному развитию несовершеннолетних.

Преступления, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести; ч. 2 — к категории преступлений средней тяжести; ч. 3 — к категории тяжких преступлений.

2. Объектом данного преступления является не только психическое здоровье населения, но и общественная нравственность.

3. Предметом преступления являются порнографические материалы и предметы, за исключением материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, которые являются предметом преступления, предусмотренного ст. 242.1 УК.

Порнография — непристойное, грубо натуралистическое, детализированное, циничное изображение, словесное описание или демонстрация половой жизни людей, все, что расположением лиц, поз, рисунка обнаруживает специальное стремление возбудить похотливое чувство. В отличие от эротического изображения в порнографии внимание акцентируется на контактах половых органов.

Порнографическими материалами могут быть кино- и видеофильмы, печатные издания, изображения, фотографии, т.е. живописные, графические, литературные, музыкальные и иные произведения, основным содержанием которых является изображение анатомических или физиологических потребностей сексуальных отношений.

Порнографическими предметами могут быть статуэтки, макеты половых органов и т.п. Для установления порнографического характера материалов или предметов необходимо проводить искусствоведческие экспертизы. Выводы экспертов должны основываться на специальных познаниях, а не на вкусовых оценках экспертов на уровне бытовых представлений без учета специфики киноискусства.

4. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражается в следующих действиях: а) незаконное изготовление в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования; б) незаконное перемещение в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования; в) незаконное распространение; г) незаконная публичная демонстрация; д) незаконное рекламирование.

Незаконное изготовление предполагает создание любым способом материала или предмета порнографического содержания без соответствующего разрешения либо в нарушение установленных правил с целью ознакомления других лиц с ними независимо от формы такого ознакомления.

Перемещение через Государственную границу РФ предполагает перемещение материалов или предметов, которое осуществляется через Государственную границу РФ в любом направлении (ввоз, вывоз). При этом под Государственной границей РФ понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (ст. 1 Закона о Государственной границе).

Распространение — доведение в нарушение установленных правил или без соответствующего разрешения до сведения других лиц порнографических материалов или предметов. Незаконная торговля, т.е. реализация порнографических материалов и предметов иным лицам за определенную плату лицом, не имеющим лицензии, в запрещенных местах, в нарушение порядка торговли, в том числе продажа несовершеннолетним и т.п., также расценивается как незаконное распространение.

Публичная демонстрация — показ в присутствии нескольких лиц.

Незаконное рекламирование — в нарушение установленных правил или без соответствующего разрешения сообщение иным гражданам о наличии таких материалов и предметов, их содержании, условиях приобретения и т.п. Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» ).
———————————
СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

5. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выражается в следующих действиях: а) распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних; б) вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции.

Среди несовершеннолетних — означает совершение обозначенных действий в присутствии или для двух и более несовершеннолетних.

Вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции — действия, направленные на склонение несовершеннолетнего к перемещению порнографической продукции через Государственную границу РФ или к ее распространению, к публичной демонстрации или к рекламированию, которые возбудили у несовершеннолетнего желание участвовать в совершении хотя бы одного из указанных действий. Способы вовлечения могут быть различны, в том числе обещание, обман, угроза.

6. Преступление считается оконченным с момента изготовления хотя бы одного материала или предмета порнографического характера. Перемещение через Государственную границу РФ с целью распространения, публичной демонстрации или рекламирование образуют самостоятельные составы преступлений, даже если они были совершены лицом, их не изготовившим. Оконченными эти преступления будут с момента ознакомления с соответствующими материалами или предметами хотя бы одного лица или с момента получения информации о них хотя бы одним лицом. Распространение признается оконченным преступлением с момента реализации хотя бы одного материала или предмета.

7. Субъективная сторона преступления — в форме прямого умысла. Виновный осознает, что незаконно изготавливает, перемещает через Государственную границу РФ с целью распространения, публичной демонстрации или рекламирования порнографических материалов или предметов, распространяет, публично демонстрирует или рекламирует порнографические материалы и предметы, и желает этого. Изготовление или перемещение через Государственную границу РФ порнографических материалов и предметов для личных нужд не образует состава данного преступления.

8. Необходимо установить цель распространения или рекламирования таких материалов и предметов при изготовлении. Изготовление или приобретение порнографических материалов и предметов для личных нужд не образует состава преступления.

9. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. При совершении преступления должностным лицом действия виновного квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и ст. 285 УК.

10. О понятии группы лиц по предварительному сговору или организованной группы см. коммент. к ст. 35.

11. Использование СМИ означает использование периодического печатного издания, сетевого издания, телеканала, радиоканала, телепрограммы, радиопрограммы, видеопрограммы, кинохроникальной программы, иной формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (см. ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 14.06.2011) ).
———————————
СЗ РФ. 2011. N 25. Ст. 3535.

12. Извлечением дохода в крупном размере признается получение дохода в сумме, превышающей 50 тыс. руб.

Смотрите так же:

  • Основные налоги в рф 2018 Повышение налогов в 2018 году Минимальные оклады в коммерческих организациях должны будут проиндексированы на сумму инфляции 3,2%. C 2018 года МРОТ подняли на 21,65% с 7800 до 9489 рублей. Это означает что те работодатели которые платят по МРОТ должны также […]
  • Что надо для развода пошлина Госпошлина за развод Я хочу развестись с мужем. Какую госпошлину нужно заплатить за развод в 2018 году? Правда ли, что приняли новый закон и пошлина за расторжение брака теперь составляет 30000 рублей? Сколько всего денег придется потратить на развод? Ответ […]
  • Договор купли продажи с переуступкой прав В чем разница между чистой продажей и переуступкой права собственности на квартиру? ​Купля-продажа квартиры в новостройке – не редкость. Строительство новых домов идет бурными темпами, и договора приобретения недвижимости подписываются достаточно часто. […]
  • Что думает путин об индексации пенсий Путин о Пенсии в 2017 году Чтобы пенсия в 2017 году росла, как этого требует В.В. Путин и как того желает большинство пенсионеров, требуется сущая малость. В Пенсионном фонде РФ не хватает для этого 1,6 трлн. рублей. Эти средства не возникнут из воздуха, […]
  • Памятка правила поведения в автобусе Муниципальное общеобразовательное учреждение Яшкинский район Кемеровская область Правила поведения учащихся в школьном автобусе. 1. Учащиеся, перевозимые школьным автобусом должны неукоснительно соблюдать настоящие правила перевозки детей в школьном […]
  • Пенсия в финляндия Как живут финские пенсионеры «Самое лучшее время жизни начинается после 60-ти лет» – мы выяснили, почему финские пенсионеры так считают. В Финляндии пенсионеры чрезвычайно активны. Они занимаются тем, на что у них не было времени пока они работали: […]
  • Категории и законы философии Категории и законы философии 1) Закон единства и борьбы противоположностей обычно записывается следующим образом: «наличие противоречий в системе вызывает движение, направленное на разрешение этих противоречий» /прямая формулировка/ и «движение системы […]
  • Частные школы закон Частные школы Харькова: условия и цены В частных школах уже заканчивают набор на следующий год. Желающих отдать своего ребенка в негосударственное учреждение много, несмотря на растущие цены. Отличие от государственной школы На сайте департамента […]