Субсидии на развитие фермерских хозяйств

Содержание:

1. Формирование и развитие фермерских хозяйств в зарубежных странах

1.1 Фермерское хозяйство за рубежом: формирование и основные проблемы

Нынешняя эффективная частно-хозяйственная система зарубежного фермерства складывалась, многие десятилетия и имела свои закономерности и проблемы.

Обратимся к истории. Фермер – крестьянин-предприниматель в сельском хозяйстве, который владеет землёй или арендует её, и занимается на ней земледелием. В странах, где производилась колонизация или захват у туземного населения свободных земель (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, т.е. в странах, в которых превалировал так называемый «американский путь развития сельского хозяйства»), хозяйства фермеров получили наиболее раннее и полное развитие 1 . В Великобритании хозяйства фермеров появились раньше, чем в других странах Западной Европы, став преобладающей формой производства в сельском хозяйстве. Эти хозяйства возникли главным образом на арендованной земле, поскольку крестьянская земельная собственность в XVII веке была полностью ликвидирована в результате огораживаний 2 . В большинстве других западноевропейских странах становление фермерского хозяйства происходило в условиях т.н. «прусского пути развития капитализма в сельском хозяйстве», в ходе длительной эволюции помещичьих хозяйств в крупные капиталистические предприятия, а крестьянства либо в наёмных рабочих, либо в сельскую буржуазию (фермеров). Повсеместное распространение фермерское хозяйство в Европе получило во второй половине XIX – начале XX века 3 . Однако лидером развития фермерства в началеXX века были Соединенные штаты. Два десятилетия, предшествовавшие первой мировой войне, были чрезвычайно благоприятными для сельского хозяйства; в самом деле, этот период окрестили «золотым веком американского сельского хозяйства» 4 . И спрос на сельскохозяйственные продукты, и цены на них, и доходы фермеров – все показатели росли. Первая мировая война усилила это процветание. Внешний спрос на продукцию американских фермеров стремительно увеличивался во время и сразу после войны. Зарубежные страны, отвлекавшие ресурсы из сельского хозяйства на производство военной продукции, обратились к американскому сельскому хозяйству за продовольственными продуктами и сырьем. Однако резкий послевоенный спад в 1920 г. был внезапным и сильным потрясением для сельского хозяйства Америки. Европейское сельское хозяйство не только оправилось после войны, но также стало быстро расширяться под влиянием новых технических усовершенствований. Следовательно, внешний спрос на американские сельскохозяйственные товары начал выравниваться и затем уменьшаться. «Великая депрессия 1930-х годов» особенно больно ударила по американскому сельскому хозяйству. Это привело к формированию условий для так называемой «фермерской проблемы» 5 , которую мы подробнее рассмотрим в последующем изложении.

Вторая мировая война принесла фермерству временное облегчение. И внутренний, и внешний спрос на сельскохозяйственные продукты во время войны быстро рос. За исключением кризиса 1948–1949 гг., середина и конец 40-х годов были временем наивысшего процветания для американских фермеров. Затем в 1950-е годы стало очевидным медленное, но устойчивое падение, и сельское хозяйство стало снова сталкиваться с трудностями.

Однако, несмотря на кризисы, которые переживало американское фермерство, фермерство в целом, в масштабе США, Канады, Новой Зеландии, Великобритании и западноевропейских стран к началу 60-х годов перешло к машинной стадии производства, в результате чего фермеры стали основными производителями товарной сельского хозяйства продукции в этих странах, повсеместно стала наблюдаться тенденция к укрупнению хозяйств фермеров 6 (см. таблицу 1).

Таблица 1. Тенденции к укрупнению хозяйств фермеров

Средний размер фермы в 1974 году

в 1940 – 70 га, в 1910 – 55 га

Источник: Кучуков Р. Ценообразование в АПК стран с развитой экономической экономикой. Воронеж, Легион, 2007. С. 87.

Однако, несмотря на эту «машинизацию» сельского хозяйства в 1970-е годы цены на сельскохозяйственную продукцию США и доходы фермеров этой страны вновь очень сильно возросли. Основная причина состояла в резком увеличении экспорта. В основе этого экспортного бума лежал ряд факторов. В мировом масштабе, и особенно в Западной Европе и Японии, быстро росли доходы. Но большинство стран имело мало или вообще не имело избыточных производственных мощностей в сельском хозяйстве; действительно, многие страны уже были крупными импортерами продовольственных товаров. Следовательно, большая часть возросшего спроса на продовольствие и сырье приходилась на американскую продукцию. Кроме того, вследствие низких урожаев в ряде стран повысился спрос на американские продукты питания. Наконец, американский сельскохозяйственный экспорт получил дополнительный стимул в результате обесценения доллара в международной торговле. То есть доллар в пересчете на другие валюты стал менее дорогим, что сделало американские товары, включая продукцию фермерских хозяйств, более дешевыми для иностранных покупателей 7 . Одним словом, все эти факторы в соединении с довольно резким ростом доходов внутри страны сильно повысили спрос на сельскохозяйственную продукцию, цены на нее и доходы фермеров.

В начале 1980-х годов эта картина совершенно изменилась 8 . Многие силы, которые вызвали экспортный бум 1970-х годов, стали действовать в обратном направлении. Ряд промышленно-развитых стран перешел к политике наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции, и многие страны стали сами обеспечивать себя ею. Например, западноевропейские страны – члены Общего рынка за период с середины 1970-х до середины 1980-х годов превратились из крупных импортеров в крупных экспортеров зерна. Во-вторых, многие из менее развитых стран были вынуждены ограничить свои закупки американских сельскохозяйственных продуктов, с тем чтобы осуществить платежи по процентам и основной сумме больших внешних долгов. В-третьих, международная стоимость доллара повысилась, что сделало американские сельскохозяйственные продукты более дорогими для иностранцев и вызвало сокращение их закупок.

В начале XXI века основная тенденция, наблюдавшаяся в мировом фермерском хозяйстве – это резкое укрупнение ферм, что позволило внедрить новые технологии минимальной обработки почвы 9 . Кроме того углубились тенденции характерные для всегоXX века – укрупнение фермерских хозяйств. Крупное производство обладает несомненным преимуществом перед мелким. Это один из основных законов экономики. Именно крупные хозяйства способны эффективно использовать современные технологии. Они экономичны. Фактическая потребность крупных хозяйств (ферм) в ресурсах в расчете на единицу площади в два раза меньше, чем мелких. Практика таких стран, как США, Германия, Канада и других, свидетельствует о том, что на крупных предприятиях по сравнению с мелкими в 1,5 -2 раза выше производительность труда значительно ниже себестоимость продукции 10 . Именно крупные фермерские хозяйства и объединения являются основными поставщиками товарной сельскохозяйственной продукции в ряде зарубежных стран.

Таков краткий экскурс в историю формирования фермерского хозяйства в развитых зарубежных странах. Этот процесс выявил ряд тенденций, которые условно стали называть «большой фермерской проблемой», о которой мы уже обзорно упомянули выше. Остановимся на ней подробнее.

В США и зарубежных странах, как правило, нет никаких государственных программ по поддержке фермерства 11 . Таким образом, фермерское хозяйство США и Западной Европы (есть исключения – например Франция) действует в условиях приближенным к чистой конкуренции. Кроме того фермерство как таковое выдало определенный парадокс: отличаясь значительно более высокими темпами роста производства, чем любой другой основной сектор экономики, сами фермеры нередко получали доходы ниже среднего уровня 12 .

Говоря о «фермерской проблеме» зарубежных стран можно выделить краткосрочную и долговременную проблемы 13 . Проблема в долговременном периоде касается тех факторов, которые способствовали отставанию фермерских цен и доходов от тенденций изменения цен и доходов в экономике в целом. Проблема в краткосрочном периоде часто связана с крайней нестабильностью фермерских доходов в различные годы.

Из-за сравнительно неизменного характера как имущественных, так и людских ресурсов аграрного сектора рыночная система зарубежных стран оказалась неспособной разрешить фермерскую проблему путем перераспределения достаточного количества ресурсов из сельского хозяйства. Исторически сельскохозяйственная политика ориентировалась на цены, и была основана на концепции паритета. Эта концепция предполагает, что отношение цен, по которым фермеры продают свою продукцию, к ценам, но которым они покупают другие товары, должно оставаться постоянным.

Причины фермерской проблемы в долговременном периоде обычно выделяют следующие 14 :

1) ценовая неэластичность спроса на сельскохозяйственные продукты;

2) сдвигах, которые произошли с течением времени в кривых спроса и предложения фермерских продуктов;

3) относительной иммобильности сельскохозяйственных ресурсов.

Сочетание этих факторов вызвало к жизни тенденцию к снижению цен на продукцию фермеров (и их доходов) относительно других цен. В этом плане фермерскую проблему можно вполне корректно представить как проблему нерационального распределения ресурсов – слишком много фермеров делит уменьшающийся сельскохозяйственный рынок, что делает доход в расчете на фермера небольшим и соответственно повышает доходы крупных ферм и соответственно уменьшает доходы средних и мелких, которые не выдерживают конкуренции 15 .

Значительные годичные колебания цен на продукцию фермеров и, следовательно, их доходов отражают краткосрочную проблему. Эта нестабильность в краткосрочном периоде является результатом сочетания неэластичности спроса на сельскохозяйственную продукцию с:

колебаниями производства сельскохозяйственной продукции;

сдвигами самой кривой спроса 16 .

Причины этой проблемы фермерства лежат в усилении значения экспорта в экономике развитых стран, который, повышает нестабильность спроса на сельскохозяйственные продукты. Сельскохозяйственный экспорт находится под влиянием не только погоды, колебаний доходов и экологической политики за рубежом, но также международной политики и колебаний международной стоимости доллара и евро.

Таким образом, мы рассмотрели основные вехи формирования зарубежного фермерского хозяйства и изучили так называемые краткосрочные и долговременные фермерские проблемы зарубежных стран. В дальнейшем изложении настоящей главы мы остановимся подробнее на современных фермерских хозяйствах США, Франции и Великобритании.

1.2 Современное фермерское хозяйство зарубежных стран (на примере США, Франции и Великобритании)

В настоящей части нашего изложения мы рассмотрим в целом ситуацию в аграрно-промышленных комплексах США, Франции и Великобритании, остановившись на современном положении фермерских хозяйств этих стран и мерах поддержки со стороны государства которые они получают.

В современных Соединенных Штатах Америки 67% сельскохозяйственной продукции производят 69 тыс. крупных товарных ферм (36% от общего числа ферм). 26 тыс. (1,4% общего числа) ферм производят продукции на 1 млн. долларов и более, что в целом составляет 42% от сельскохозяйственной продукции и 42% от земельных площадей. Мелкие фермы, которые производят 1,5% продукции на 14% земельных площадей, составляют 50% от общего числа ферм 17 .

Ключевая характеристика американской аграрной экономики 18 – отсутствие контроля за ценами, то есть цены являются равновесными, что означает, что нет тенденций к появлению дефицита, избытка топлива, сельхозтехники и т.д. Поэтому нет оснований для государственного распределения ресурсов для фермеров. Кроме того важным фактором, который несомненно оказывает влияние на американских фермеров, является то что ценовой паритет (соотношение двух определяющих для отрасли индексов: цен на сельскохозяйственную продукцию и цен на средства производства для сельского хозяйства) начиная со второй мировой войны непрерывно падает, с небольшими подъемами 19 . Тенденция падения ценового паритета в долгосрочной перспективе в рыночной экономике хорошо объяснена. С экономическим развитием страны население все меньшую долю своего растущего дохода тратит на продукты питания (даже принимая во внимание мировой экономический кризис). В Америке расходы на питание (включая питание в ресторане) в 2004 году были только 12% против 22% в 1944 г 20 . Возросшая продуктивность ведет не только к удешевлению продовольствия, но и позволяет переместить ресурсы из сельского хозяйства в другие отрасли.

В силу этих факторов, хотя в сельском хозяйстве США нет регулированных цен и дотаций на средства производства, американское правительство вынуждено помогать фермерам создавать собственные кооперативы по закупкам и иногда производству средств производства, а также применять другие меры поддержания конкуренции 21 . Министерство сельского хозяйства США также помогает американским фермерам реализовывать их продукцию, поддерживая сбытовые кооперативы и гарантируя конкурентность рынка сельскохозяйственной продукции, предоставляя исчерпывающую информацию о стандартах и ценах на мировых рынках. Число занятых на фермах сейчас менее 3 млн. человек из 130 млн. человек трудовых ресурсов США 22 . Фермер в этой стране менее защищен государство, чем в странах Европейского Союза, так как рыночный механизм США основан на ценах, более полно отражающих закон спроса и предложения, а государственное вмешательства в ценообразование минимальное.

Современный этап развития сельскохозяйственного производства США обусловливает возрастающую необходимость в ссудном капитале. Поэтому в системе государственного регулирования экономики страны важным является функционирование сельскохозяйственного кредита, в том числе льготного. Под контролем Министерства сельского хозяйства США функционирует ряд финансово – кредитных организаций, осуществляющих льготное кредитование фермеров. Однако это нисколько не умоляет тот факт, что фермерам США приходится действовать в жестоких условиях жесткой конкуренции.

В результате этого эффективность сельскохозяйственного производства в США выше, чем во многих странах ЕС 23 , хотя именно в США наиболее остро стоит рассмотренная выше «краткосрочная проблема» – отставание фермерских и доходов от тенденций изменения доходов в экономике в целом 24 . Этот факт повлиял на развитие фермерского хозяйства как Европы в целом, так и таких стран как Франция и Великобритания в частности. Ознакомимся с ситуацией в этих странах подробнее.

Франция – один из крупнейших в Европе производителей сельскохозяйственной продукции, занимает одно из ведущих мест в мире по поголовью крупного рогатого скота, свиней, птицы и производству молока, яиц, мяса. Главная отрасль сельского хозяйства – животноводство мясомолочного направления. В растениеводстве преобладает зерновое хозяйство; основные культуры – пшеница, ячмень, кукуруза. Развиты виноградарство (ведущее место в мире по производству вин), овощеводство и садоводство; цветоводство. Рыболовство и разведение устриц. Сельское хозяйство – продукты: пшеница, хлебные злаки, сахарные свеклы, картофель, винный виноград; говядина, молочные продукты; рыба. В сельском хозяйстве заняты 3,8% экономически активного населения страны 25 .

Во Франции создана единая система органов по ориентации с/х производства и управления рынками с/х – ой продукции, компетенция которой выходит за рамки сельскохозяйственного сектора, так как охватывает и проблемы и продовольственной экономики. В компетенцию Высшего совета по ориентации и координации развития сельского хозяйства и пищевой промышленности входят межотраслевые организации по зерну, скоту, молочному хозяйству, сахару, масличным и другим продуктам, через которые регулируется внутренний рынок с/х – ой продукции, выплачиваются субсидии на ее хранение, переработку и экспорт, производится закупка с/х продуктов по гарантированным ценам, Существуют два типа межотраслевых организаций: государственные или полугосударственные, осуществляющие меры административного регулирования производства и сбыта соответствующих продуктов; ассоциации частных предпринимателей компаний, призванные активно содействовать государственным межотраслевым учреждениям, а также давать правительственным органам рекомендации относительно соответствующих отраслей АПК 26 .

Существенное влияние на аграрную политику государства оказывает развитая сеть профессиональных союзов. Наиболее крупной и влиятельной является Национальная федерация профсоюзов с/х – ых производителей.

Сельское хозяйство является наиболее опекаемой государством отраслью, хотя основа его – частное землевладение. Решающую долю продукции дают крупные фермерские хозяйства (с наделом 20–100 гектаров), но численно преобладают мелкие и средние. По объёму произведенной продукции Франция занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире после США и Канады 27 .

Во Франции приняты более гуманные, щадящие крестьянские хозяйства, принципы аграрной политики, чем в США. Государственная финансовая помощь сельскому хозяйству во Франции в рамках единой сельскохозяйственной политики связывалась с необходимостью достижения самообеспеченности по основным продуктам.

Перейдем к Великобритании. Эта страна занимает шестое место среди стран-членов ЕС по объему производства сельхозпродукции. Сельское хозяйство Великобритании в настоящее время – одно из самых продуктивных и механизированных в мире. Доля занятости в отрасли составляет 2% от общей занятости в стране. В структуре сельскохозяйственного производства преобладает – животноводство. Молочное и мясомолочное скотоводство, развито также свиноводство (беконный откорм), мясное овцеводство и птицеводство. Сельское хозяйство пользуется большой поддержкой государства и получает дотации из бюджета ЕС. По таким продуктам, как пшеница, ячмень, овёс и свинина, объёмы производства превышают объём потребления; по таким, как картофель, говядина, баранина, шерсть, сахар и яйцо, объём производства ниже объёма потребления 28 .

Таким образом, многие необходимые продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. Они импортирует 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины 29 .

Великобритания, как уже говорилось выше, первая страна в Европе в которой получило развитие фермерство. Именно традиции фермерства этой страны, на наш взгляд наиболее интересны для России.

В Великобритании преимущественное распространение получили средние фермерские хозяйства с площадью используемых сельхозугодий около 70 га 30 . Чаще всего британская ферма – это чисто семейный бизнес, где число работников составляет всего 1–5 человек. Несмотря на развитие основного производства растениеводческой и животноводческой продукции, британский фермер всегда стремится к ведению многопланового хозяйства или сочетанию нескольких видов бизнеса. Это вызвано необходимостью достижения финансовой стабильности, равномерного обращения капитала и уменьшению риска от возможных неудач от работы с монопроизводством.

Сельское хозяйство в Англии, и Шотландии характеризуется высочайшей культурой земледелия, где на большинстве площадей преобладает мостовая технология, позволяющая обеспечить высокую механизацию всех процессов при минимальном числе расходов агрегатов и расходном топливе.

В большинстве случаев фермеры – собственники своих земельных участков, но также они являются менеджером своего бизнеса. Однако он не обходится без услуг огромного числа сервисных, маркетинговых и консультационных компаний и организаций. Из всего множества таких услуг необходимо выделить внешний менеджмент, осуществляемый управляющей компанией через своих менеджеров. Такой способ управления получает все большее распространение, так как управляющая компания позволяет фермеру достигать более высоких и устойчивых результатов, чем он мог бы получить самостоятельно, хотя фермер за эту услугу должен платить до 30% своей прибыли.

Британское сельскохозяйственное ведомство не представляет своим фермерам финансовой помощи, за исключением тех случаев, когда фермер принимает участие в какой-либо государственной программе (например, элитное животноводство или сохранение горных пастбищ). Основной источник субсидий для британских фермеров – ЕС, регулирующий европейский рынок сельхозпродуктов. Однако, фермерством пристально интересуется частный капитал – в Великобритании все более заметной стала тенденция к ужесточению конкуренции между крупными банками за финансовый рынок в аграрном секторе страны, так как фермерство в Великобритании является надежным видом бизнеса с малой степенью риска на вложенные средства 31 .

Таким образом, сделаем несколько общих, для данной главы выводов:

– нынешняя система зарубежного фермерства складывалась, многие десятилетия и имела свои закономерности и проблемы;

– в странах, где производилась колонизация или захват свободных земель (США, Канада и др.), хозяйства фермеров получили наиболее раннее развитие. В Европе первые фермерские хозяйства появились в Британии, и повсеместно распространились во в.п. XIX – п.п. XX века;

– основные тенденции в фермерском хозяйстве характерные для всего XX века – укрупнение фермерских хозяйств. Именно крупные фермерские хозяйства и объединения являются основными поставщиками товарной сельскохозяйственной продукции в ряде зарубежных стран;

– процесс формирования фермерского хозяйства зарубежных стран выявил краткосрочную и долговременную проблемы. Долговременная, касается факторов, которые способствовали отставанию фермерских цен и доходов от изменения цен и доходов в экономике в целом. Краткосрочная, связана с нестабильностью фермерских доходов в различные годы;

– изучив положение фермерства в ряде развитых зарубежных стран, мы выявили сходные и различные моменты для каждой отдельной страны, так

– в США рыночный механизм США основан на ценах, более полно отражающих закон спроса и предложения, а государственное вмешательства в ценообразование минимальное. Фермер менее защищен государством, чем в ЕС, однако, эффективность с.х. в США выше, чем во многих странах ЕС;

– во Франции с.х. является наиболее опекаемой государством отраслью: финансовая помощь фермерству связывается с необходимостью достижения самообеспеченности по основным продуктам;

– в Великобритании преимущественное распространение получили средние фермерские хозяйства (в отличие от США и Франции), хозяйство на которых характеризуется высочайшей культурой. Государство не предоставляет фермерам помощи (за редким исключением), однако для британских банков фермерство в является надежным видом бизнеса с малой степенью риска на вложенные средства.

В 2017 году вырастет финансирование на поддержку фермеров

По предварительной информации регионов, из 36 млрд рублей федеральных средств единой субсидии на развитие фермерских хозяйств и кооперативов в 2017 году будет направлено 7,6 млрд рублей. Об этом рассказал директор Департамента развития сельских территорий Владимир Свеженец во время рабочего визита в Кабардино-Балкарскую Республику 25 – 26 января, сообщает ИА «Светич» со ссылкой на пресс-службу Минсельхоза.

Директор Департамента развития сельских территорий принял участие в расширенном заседании совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Кабардино-Балкарской Республики.

Выступая с докладом, Владимир Свеженец привел предварительные данные Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года, согласной которой в России насчитывается около 36 тысяч сельскохозяйственных организаций, 175 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, 18,2 млн граждан ведут личное подсобное хозяйство.

«Учитывая статистические данные, сегодня на долю фермеров приходится более половины производства продукции АПК, что составляет основу нашего агропромышленного комплекса», — отметил Владимир Свеженец.

Директор департамента также рассказал, что Минсельхозом России проведена работа по консолидации субсидий, направляемых на поддержку сельхозтоваропроизводителей в 2017 году. Одно из приоритетных направлений распределения средств «единой» субсидии — развитие малых форм хозяйствования.

По предварительной информации регионов, из 36 млрд рублей федеральных средств единой субсидии на грантовые мероприятия развития фермеров и кооперативов в 2017 году будет направлено 7,6 млрд рублей или 21,1% средств. Из этого объема на поддержку начинающих фермеров запланировано перечислить порядка 3 млрд рублей; на развитие семейных животноводческих ферм – 3,1 млрд рублей; на грантовую поддержку кооперативов – 1,5 млрд рублей.

В хозяйствах грантополучателей планируется создание не менее 3600 рабочих мест, в кооперативах – около 550.

Подводя итоги работы за прошлый год, Владимир Свеженец отметил, что в прошлом году гранты получили 3 677 начинающих фермеров, 869 семейных животноводческих ферм и 159 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. При этом он сообщил, что в прошлом году средний размер гранта на одного начинающего фермера составил 1,27 млн рублей, на одну семейную ферму – 5,19 млн рублей, на кооператив – 7,94 млн рублей.

В завершении директор Департамента развития сельских территорий Владимир Свеженец пригласил участников совещания принять участие в съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, который пройдет 16 — 17 февраля 2017 года.

Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства – поддержка сельского производителя

Действительность современного рынка сельской продукции не может пока обойтись без государственной поддержки. Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства в РФ, когда происходит «извне» давление на аграрную безопасность России, этим вопросом задаются многие начинающие бизнесмены.

Финансовая поддержка аграрного бизнеса всегда является приоритетным направлением в решении государственных задач. Существует много целевых региональных программ субсидирования фермерского бизнеса, а также происходит субсидирование на федеральном уровне сельских хозяйств с целью развития деятельности. Рассмотрим, как это происходит доступным языком для начинающих бизнесменов.

Субсидирование фермерских хозяйств

Правительством России в реалиях современной обстановки проработаны инструменты помощи сельскому хозяйству. Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, начинающим бизнесменам? Сейчас создалась уникальная возможность в развитии собственного хозяйства с поддержкой государством, только в этом году выделено больше 3 миллиардов рублей на поддержание фермерских хозяйств.

Распределяется государственная помощь по следующим параметрам, это :

На фермы семейного вида с направлением деятельности животноводство, могут получить до 1,5 миллиарда рублей.

Сельские хозяйства, которые оформляют в собственность землю, могут рассчитывать на 50-60 миллионов рублей.

Начинающим фермерам для обустройства вида деятельности государство готово помочь на 2 миллиарда рублей.

В 2018 году помощь оказывается более чем в 80 регионах страны, а также в Крыму. Фермер может потратить государственную помощь для решения задач, а именно :

развитие фермы, увеличение поголовья;

для приобретения нужного оборудования, которое необходимо в развитии хозяйства;

покупка посадочного материала, кормов для скотины, удобрений;

для приобретения земельных наделов с целью видения на них сельскохозяйственной деятельности.

Государственная помощь на территории РФ распространяется по мере необходимости, иными словами регионам которые больше ощутили воздействие от внешнего давления, выделяются большие суммы субсидий. В 2018 году Ставропольский край и Дагестан получат наибольшую помощь.

Начинающий предприниматель в организации фермерского хозяйства получает помощь по федеральной программе, когда он соблюдает требуемые условия, это :

деятельность должна быть зарегистрирована как ИП или «ООО»;

наличие собственного финансирования не меньше 100 000 рублей;

иметь оправданный бизнес план, который четко показывает рентабельность фермы и может комиссию убедить о выдаче субсидии.

Полученные деньги можно тратить только по целевому предназначению. Расход средств сельскохозяйственным предприятием осуществляется на всех этапах, по бизнес плану. В установленный интервал времени комиссия по выдаче субсидий проверят правильное расходование денег. Обнаружение фактов не целевого применения средств, означает возврат предпринимателем субсидий государству.

Кроме правильности потраченных средств, комиссией рассматривается вопрос эффективности их использования, это: решены с помощью гос. помощи нужные задачи, достигнуты ли цели по бизнес плану фермера, насколько поднялась рентабельность хозяйства.

Как влияют региональные власти на выделение субсидий

Получение субсидий для фермерских хозяйств в регионах происходит по-разному, так как учитываются приоритеты направления деятельности региона. Начинающий фермер может претендовать в своем регионе на получение субсидий при предъявлении полного набора нужных документов: заявление, бизнес-план, который показывает рентабельность деятельности. Субсидии распределяются через ЦЗН, где указываются приоритетные направления, а также подтверждающие на момент получения помощи статус безработного.

Консультантами маркетологами был прозондирован вопрос оказания помощи фермерскому хозяйству по государственной программе в разных регионах. Влияние чиновников на решение о выделении субсидий большое, по мнению специалистов, главное это войти к ним в доверие, так как они считают почти каждого начинающего фермера «проходимцем», который желает взять деньги у государства и затем «раствориться».

По мнению специалистов больше шансов на получение субсидий у тех, кто уже занимается сельскохозяйственной деятельностью. Комиссия может выехать на указанный адрес и рассмотреть фермерское хозяйство с последующей проверкой на правильное использование денег.

Каждый регион России оказывает помощь тем хозяйствам, которые ведут деятельность по безопасности продовольственной программы региона. Для примера можно остановиться на молочной продукции, когда региону надо 2 тысячи тонн молока для обеспечения потребностей, а фермер желает заниматься не молочной породой поголовья, а мясной, увеличивать количество поставок мяса. Естественно, чиновники в регионе не дадут разрешения на получение субсидии, так как собственная продовольственная безопасность важнее.

Сегодня как никогда сельское хозяйство нуждается в государственной помощи. Не секрет что многие территории для ведения сельских работ приходит в негодность, уменьшается престиж работы на земле, получение ожидаемой прибыли становится сложным вопросом из-за сложности реализации урожая.

Какие приоритеты в государственной помощи

Субсидии фермерским хозяйствам в этом и последующих годах выдаются на основании программы государственной помощи, в которой запланировано развитие сельского хозяйства, спланирован рынок сбыта продукции.

Каждая программа правительства имеет приоритеты, которые решают собственные задачи, это :

Экономическая область деятельности ─ должна решить вопрос рентабельности фермерских хозяйств.

Институциональная область ─ увеличение кооперации среди сельских хозяйств, развитие комплексов продовольствия, создание сельскохозяйственного кластера.

Для этих целей есть разные инструменты оказания помощи, это :

выдача региональными властями субсидий фермерским хозяйствам;

целевые гранты по регионам;

Ежегодные программы могут дополняться, видоизменяться по мере необходимости потребностей региональных властей. В начале года она появляется в разработке, затем учитываются местные нужды, и только к весне она может быть доступна для ознакомления.

Каким критериям должно соответствовать сельское предпринимательство

Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, когда не знаешь, подходит ли твое хозяйство под критерии? Важно, по мнению специалистов, понимать, ваше хозяйство считается начинающим мероприятием по работе на земле, оно соответствует условиям микропредприятия?

Рассмотрим правовой аспект этого вопроса :

фермером в России может быть любой гражданин страны не пенсионного возраста;

у него должно быть среднее специальное или высшее образования сельскохозяйственного направления;

человек может пройти специальные курсы обучения работе на ферме;

иметь собственный длительный опыт работы в сельском хозяйстве;

иметь статус ИП или «ООО».

НКХ (начинающее крестьянское хозяйство) должно быть в соответствии с требованиями к малым предприятиям, которые отражаются в статье №4 ФЗ, где говорится о развитии этого вида бизнеса и предпринимательской деятельности в РФ.

Основные параметры соответствия НКХ требованиям, это :

доля участия сторонних лиц в предпринимательской деятельности малых сельских предприятий не должна быть больше 25%;

численность наемных работников не должна превышать за год 100 человек, для малых фермерских хозяйств и не больше 15 человек для НКХ, как микропредприятия, когда получаемая прибыль не больше предельных значений установленных правительством.

В программах государственной помощи могут принимать хозяйство соответствующее условию :

регистрация деятельности до подачи заявления на помощь от государства не меньше трех лет;

реализация готовой продукции не меньше 30 тысяч рублей каждый год.

К таким хозяйствам относятся: подсобное крестьянское хозяйство, которое может перерегистрироваться в КФХ. Его руководитель должен иметь гражданство России, жить в селе того региона где ожидает получить субсидии. Каждый регион РФ имеет собственные комиссии, которые рассматривают право на получение государственной помощи начинающему фермеру. Комиссия обычно состоит из следующих представителей:

органы управления АПК (агропромышленный комплекс) региона;

члены АККОР (ассоциация крестьянских хозяйств и кооперативов России) в регионе.

Представленная комиссия в целях поддержки работающих хозяйств ежегодно проводят конкурсы на получение государственной помощи.

Как создать сельскохозяйственное предприятие

Получение субсидий на развитие сельского хозяйства включают: гранты, конкурсы, специальные программы. Для начинающих предпринимателей, работающих на земле, есть интересная подпрограмма, это «Оказание помощи малым формам хозяйствования». Другими словами МФХ ─ крестьянские хозяйства, ИП ведущие деятельность на земле, подсобные сельские хозяйства, кооперативы ведущие деятельность в сельском хозяйстве, микропредприятия работающие с производством сельской продукции.

Программой проводится поддержка предпринимателей производящих сельскую продукцию, для этой цели выделяются :

гранты на организацию крестьянского или фермерского хозяйства;

оплата с помощью государства банковских инвестиций;

безвозмездная помощь начинающим фермерам в обустройстве хозяйства;

частичная оплата лизинговых соглашений на приобретение техники для работы на земле, для развития хозяйства оборудование и покупка новых пород скота;

проведение конкурсов в нише фермерских хозяйств с денежным вознаграждением;

помощь в развитии семейных ферм по разведению поголовья скотины.

Получение грантов

Оказание безвозмездной денежной помощи в организации крестьянского хозяйства ─ организация фермы:

проведение комплекса мероприятий по модернизации;

улучшение качества жизни за счет подключения к центральным инженерным сетям;

разработка перспективных проектов развития, и смет для реализации;

строительство объектов сельскохозяйственного значения.

Начинающий предприниматель сельскохозяйственной деятельности (фермер) может получить безвозмездную помощь (грант) от государства только единожды для: организации своего хозяйства, расширение имеющегося фермерского предприятия. После проведения всех действий бизнесмен представляет отчет о трате денег полученных по гранту.

Как происходит погашение процентных ставок с помощью государства

Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, когда банковский кредит оплачивается по процентам государственной помощью ─ покупка новых пород скотины, приобретение новых машин для работы на земле (трактора, комбайны, другая техника), увеличение оборотных средств фермерского хозяйства.

Начинающий фермер по законам РФ может взять кредит на сумму около 5 миллионов рублей, сроком возврата через 15 лет, а льготный временной интервал составляет 5 лет с момента получения финансирования. Крестьянские хозяйства могут получить субсидии для погашения процентов банковских инвестиций, для этого надо подать заявление в комиссию и принять участие в отборе. Победители конкурсных отборов, их количество зависит от регионального финансирования программы помощи.

Улучшение быта на ферме

Целью этой субсидии является выдача разовой денежной помощи начинающим фермерам для строительства бытовых условий жизни на сельскохозяйственном предприятии (ферма). Предприниматель может направить полученное денежное пособие на покупку мебели в дом, на строительство подсобных помещений, на нужды обустройства фермы.

За счет этих средств нельзя :

приобретать квартиры на рынке недвижимости б/у.

Этот вид помощи предполагает строительство фермерского дома в сельской местности. В каждом регионе России есть свои условия на получение этой помощи от государства, о них надо узнавать в соответствующих комиссиях.

Компенсации государством по лизингу для фермеров

Этот вид помощи сельскому хозяйству рассчитан на открытие возможности приобретения оборудования и техники для сельскохозяйственного предприятия по лизингу. Если предприниматель, только открывший собственную ферму, берет в лизинг технику или скотину, то первый взнос может оплатить государство на сумму пятнадцатой части от всех затрат.

Этот вид помощи фермер может получить по заявлению, поданному в комиссию в регионе деятельности, вид заявления имеет установленный формат. С учетом количества поданных заявлений выявляются победители, которые могут получить денежную помощь, которую затем передают в компании по лизингу оборудования и технике.

Лучший фермер

На конкурсной основе проводится отбор победителей в конкурсе «Лучший фермер региона». Кроме предоставления денежного вознаграждения в задачу этого мероприятия входит передача сельскохозяйственного опыта начинающим фермерам. Этот вид помощи проводится каждый год, начало этого мероприятия с 2012 года.

Семейные фермы

Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, когда есть желание организовать семейную ферму? Программой помощи от государства преследуется задача ─ оказать нужное воздействие в развитии животноводства, его стимуляции за счет семейных ферм. Этот вид помощи может компенсировать начальные траты на предпринимательскую деятельность по производству молочных или мясных ферм в размере 60 процентов.

Обычно специалисты советуют остальные 40 процентов покрыть следующим образом :

десять процентов из своих средств;

тридцать процентов банковскими инвестициями.

Помощь в расширении фермерской деятельности

Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства ─ а именно работающей фермы? Поддержка работающих производителей сельской продукции государством производится на условии, когда стаж фермерской деятельности от трех лет. Предусматривается помощь в погашении процентной ставки по банковскому кредиту.

Для получения субсидии на развитие и погашения процентной ставки на 100 процентов, могут претендовать :

кооперативы сельскохозяйственной продукции (вид заготовительной деятельности, снабженческие функции, реализация продукции, обработка сырья и его переработка);

индивидуальные предприниматели, работающие на производстве сельскохозяйственной продукции;

граждане РФ, имеющие подсобное хозяйство.

Этот вид субсидии может быть выдан для разных целей и на разные сроки, сумма наибольшего кредитования ─ сорок миллионов руб. выделяемых на 8 лет. Решение принимается в зависимости от поставленных целей и от юридической формы заявителя.

На развитие фермерских хозяйств в крае в 2018 году выделят 1,3 млрд рублей

Вениамин Кондратьев уточнил, что это больше на 100 млн рублей, чем в 2017 году.

Глава региона заявил, что приоритетами в АПК Краснодарского края являются развитие животноводства, садоводства и семеноводства. Отдельное внимание уделяется поддержке фермерских хозяйств.

Порядка 500 млн рублей предусмотрено садоводам, в этом году начинает действовать программа «Малый сад», по которой аграрии смогут получать субсидии на закладку сада площадью до трех гектаров.

– Мы уже выращиваем 40% всех российских яблок, это хорошие показатели, но потенциал у края значительно больше. Необходимо серьезно увеличить валовое производство продукции, предложить качественную альтернативу импортной, – подчеркнул губернатор.

Глава края отметил, что в 2017 году аграрии впервые получили субсидии на возмещение агротехнологических работ, которые обеспечивают увеличение производства овощей и семян сельскохозяйственных культур. Сумма составила более 150 млн рублей. В этом году за счет средств бюджета Краснодарского края объем финансирования увеличен на 40 млн рублей. До 1,3 млрд рублей увеличены субсидии фермерам, поддержка будет оказана и сельхозкооперациям.

– Сейчас в крае зарегистрировано 136 потребительских кооперативов, на их поддержку будет выделено порядка 315 млн рублей. В целом, в ближайшие три года на развитие сельхозкооперации в крае планируется направить около миллиарда рублей, – рассказал Вениамин Кондратьев в интервью РИА «Новости».

По словам губернатора, развитие сельского хозяйства должно быть ориентировано на долгосрочную перспективу, а не на получение мгновенной выгоды. Это прописано в стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года, акцент делается на глубокую переработку, на производство качественного, готового продукта.

Он добавил, что регион делает ставку на развитие молочного животноводства, через 12 лет край должен выйти на цифру в 2 миллиона 100 тысяч тонн молока в год.

Государство направит финансирование на развитие фермерских хозяйств

В 2018 году государство направит на поддержку фермеров порядка 3,5 млрд. рублей.

Владимир Свеженец, возглавляющий Департамент развития сельских территорий, провел совещание с Центральным и Северо-Западными регионами по поручению Минсельхоза России. Данные мероприятия проводятся с целью контроля выполнения мероприятий по поддержке фермерских хозяйств.

Как отметил Владимир Свеженец, за последнее десятилетие количество малых хозяйств достигло 24 тысяч. В 2017 году прирост составил 20%? если сравнивать с 2016 годом.

Как сообщает пресс-служба Минсельхоза России, государство выделило на поддержку начинающих фермеров порядка 3,8 млрд. рублей из федерального бюджета. Также было профинансировано 720 семейных животноводческих ферм на сумму 3,7 млрд. рублей.

В текущем году начинающие фермеры по предварительным расчетам получат порядка 3,5 млрд. рублей, а семейные фермы, занимающиеся животноводством – 3,7 млрд рублей. Минимум 3 тысячи фермерских хозяйств могут рассчитывать на поддержку государства в 2018 году.

Также Владимир Свеженец напомнил, что в прошлом году по распоряжению Минсельхоза России регионы должны направить на развитие фермерских хозяйств минимум 20% единой субсидии. Согласно представленным данным за 2017 год порядка 23% средств единой субсидии были направлены на развитие крестьянско-фермерских хозяйств.

По словам директора Департамента развития сельских территорий развитие сельхозкооперации является одним из основных направлений господдержки. Благодаря чему в прошлом году 173 сельхозкооператива получили государственные гранты. В среднем сумма одного гранта составила порядка 10,7 млн. рублей, превысив среднее значение 2016 года на 39%.

В ходе совещания участники обсудили проблемы, с которыми фермеры часто встречаются при развитии своих хозяйств. Минсельхоз России ответил на вопросы, касающиеся получения гранта.

Государственные программы на развитие сельского хозяйства: современные реалии

25.04.2016, 16:51 Аналитика
Автор: Игорь Новицкий

Содержание статьи:

Агропромышленный комплекс представляет собой одну из самых важных отраслей российской экономики: в нем сконцентрировано около 13% основных производственных мощностей, 14% трудовых ресурсов, производится порядка 6% валового внутреннего продукта. В последнее время в РФ особое внимание уделяется развитию именно сельскохозяйственного комплекса, так как организация продовольственной безопасности и формирование эффективного агропромышленного комплекса являются основой стабильности страны.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования на 2013-2020 годы

Госпрограмма разработана и утверждена в 2012 году и по сути является своеобразной стратегией и четко определенным планом развития агропромышленного комплекса. Такая стратегия позволяет отработать самые эффективные и действенные механизмы регулирования рынков, продовольственных продуктов и сырья на выше обозначенный период. Главная цель программы: создание стабильно работающего агропромышленного комплекса за 7 лет.

Если говорить об эффективности, то к 2020 году планируется, что индекс производства сельхозпродукции составит не менее 119,6 процента, а индекс объема инвестиций в основной капитал достигнет отметки в 141,9 процента.

Основные подпрограммы

Для успешной и последовательной реализации госпрограмма была разбита на ряд подпрограмм, которые коснулись всех сфер АПК. Таким образом, предусматривается:

  • развитие растениеводческой отрасли, организация качественной переработки и эффективной реализации выращенной продукции;
  • поддержка животноводческой отрасли, организация переработки и сбыта произведенной продукции;
  • развитие мясного скотоводства;
  • поддержка на государственном уровне и субсидирование всех малых форм крестьянского и фермерского хозяйствования;
  • внедрение инновационных технологий и разработок;
  • полная модернизация всех производственных процессов;
  • устойчивое развитие сельскохозяйственных площадей;
  • мелиоративное освоение земель.
  • Ожидаемые результаты

    • расширения ассортимента сельскохозяйственной продукции высокого качества;
    • создание новых и сохранение старых рабочих мест;
    • расширение сырьевых рынков;
    • внедрение инновационных разработок и технологий;
    • реальное увеличение заработной платы во всех отраслях агропромышленного комплекса;
    • стабильное эволюционное развитие АПК в последующем.
    • Развития сельского хозяйства в 2016 году: цифры и факты

      Если же говорить о госпрограмме в целом, то следует отметить, что такая стратегия развития позволит АПК развиваться не только прогрессивно, но и рационально при финансовой поддержки государства. Так, только в текущем году Правительство России планирует выделить из госбюджета свыше 237 млрд рублей на развитие сельскохозяйственного производства.

      Кроме того, на развитие растениеводческой отрасли, инфраструктуры, перерабатывающих предприятий и логистики дополнительно будут планируется направить госсубсидии в размере 3,8 млрд рублей. В 2015 году государство увеличило субсидирование на развитие этих отраслей АПК в размере 29,2 млрд рублей. Данную безвозмездную финансовую господдержку смогли получить 79 субъектов хозяйствования РФ в рамках действия госпрограммы.

      Особое внимание в РФ уделяется и развитию малых форм хозяйствования (фермерство и крестьянство). Государство делает ставку на такой вид хозяйственной деятельности как основу обеспечения экономической стабильности и сохранения занятости на селе. Более 84 млрд. рублей планируется направить государством до 2020 года на оказание безвозмездной финансовой помощи начинающим фермерам, семейным животноводческим хозяйствам. Такие средства можно будет направить на приобретение земельных угодий для ведения бизнеса в сельском хозяйстве. Кроме субсидий, можно также воспользоваться льготными кредитными программами, которые предлагает сегодня Россельхозбанк.

      Разумное субсидирование: обеспечение финансовой стабильности хозяйств

      Госпрограмма, направленная на развитие АПК, предусматривает новые подходы в субсидировании. Так, с 2016 года в мясомолочной отрасли обязательным требованием получения субсидии становится выполнение требования по выходу телят на 100 коров, что позволит обеспечить воспроизводство стада. Более 25% всех субсидий, выделяемых на мясное скотоводство, составляют краткосрочные инвестиционные кредиты, выделяемые в том числе и на перерабатывающую отрасль.

      Примечательно, что впервые список получателей государственных субсидий добавлены предприятия, занимающиеся переработкой сельхозпродукции. Такие меры позволяют не только оптимизировать работу таких предприятий, но и выйти на хорошие показатели сокращения импорта по ряду продовольственных показателей, выпускать конкурентоспособную продукцию отечественного производства.

      Совершенствование госпрограммы: план реализации

      Совершенствование госпрограммы предполагает реализацию целого комплекса мероприятий, касающихся развития АПК в целом.

      1. Активное развитие и приоритетных отраслей АПК.
      2. Обеспечение крепкой и надежной материально-технической базы.
      3. Увеличение доходности сельхозпроизводителей.
      4. Создание устойчивой сельской кооперации.
      5. Эффективное развитие и рациональное использование сельскохозяйственных угодий.

      Субсидии для фермерских хозяйств в 2016 году

      Для поддержки субъектов хозяйствования АПК, фермеров и производителей сельскохозяйственной продукции в 2016 году государство предоставляет субсидии, что позволяет создать надежную материально-техническую базу для эффективной работы. Для того, чтобы получить такую финансовую помощь, необходимо соответствовать ряду определенных критериев. Программа предусматривает субсидирование непосредственно создания фермерского хозяйства (до 1, 5 млн рублей) или же предоставления единовременных выплат для организации бытовых условий начинающего фермера (250 тысяч рублей).

      Программа «Начинающий фермер» позволяет получить необходимые средства на развитие сельскохозяйственного бизнеса на начальном этапе. Гранты выдаются государством, однако в каждом регионе России действуют собственные программа поддержки фермерских хозяйств, поэтому в их рамках могут быть предусмотрены дополнительные субсидии. При этом денежная сумма предусматривает целевое использование, то есть, на приобретение:

    • сельскохозяйственного оборудования и специальной техники;
    • посадочного материала;
    • сельскохозяйственных кормов для животных или удобрений для обеспечения эффективности растениеводства;
    • земельных угодий;
    • скота, в том числе и племенного;
    • финансовой поддержки регионов.

    Сегодня претендовать на получение государственной субсидии могут фермеры, которые только начинают свое дело, и соответствуют следующим требованиям:

  • наличие гражданства РФ и трудоспособного возраста;
  • находиться в статусе руководителя фермерского или крестьянского хозяйства не менее 1 года;
  • иметь профильное образование и опыт работы в АПК как минимум 3 года.
  • Условия получения гранта

  • иметь грамотно составленный бизнес-план;
  • предоставить план расходов денежных средств с указанием планируемых приобретений и цен на такие расходы;
  • обладать собственными средствами в размере не менее 10% от суммы субсидирования;
  • создание не менее 3 рабочих мест;
  • после получения госдотации осуществлять фермерскую деятельность как минимум 5 лет;
  • полученные средства должны быть потрачены по целевому назначению в течении 24 месяцев после их получения.
  • Кроме субсидий, государство предусмотрело также возможность кредитной поддержки начинающих фермеров. Так, ОАО «Россельхозбанк» предлагает воспользоваться специальным кредитным продуктом под 8,5% годовых. Благодаря действию такой лояльной программы кредитования те, кто только делают первые шаги в фермерстве, могут воспользоваться кредитной программой на сумму до 15 млн рублей, срок погашения не должен превышать 10 лет.

    Как показывает практика, такая финансовая поддержка со стороны государства позволяет любому фермерскому хозяйству в течение 5 лет превратиться в успешное сельскохозяйственное предприятие, приносящее прибыль.

    Гранты в действии: как преуспеть в бизнесе?

    Активно фермерские хозяйства с государственной поддержкой (субсидирование) на данном этапе развиваются в Ленинградской области. Здесь сегодня успешно действуют порядка 1 тысячи крестьянских и фермерских хозяйств.

    Госпрограмма поддержки начинающих фермеров успешно реализуется в Ленинградском регионе с 2012 года. За эти пять лет гранты получили 110 фермерских хозяйств и 68 животноводческих предприятий семейного типа. Из федерального и областного бюджетов на безвозмездное субсидирование выделено порядка 750 млн рублей. Только за последние 3 года совокупный объем произведенной фермерами региона продукции увеличился почти в два раза. По результатам работы за 2015 год объем валового продукта достиг отметки в 2,5 млрд рублей.

    В Кингисеппском районе сумели по достоинству оценить господдержку, оказываемую с выделением грантов. Так, в апреле 2016 года здесь появился еще один сельскохозяйственный объект – животноводческая ферма на 800 овец, создание которой стало возможным благодаря получению гранта, который выделен в рамках действия под программы развития животноводства. Примечательно, что мощность фермерского предприятия рассчитана на производство не менее на 20 тонн мяса в год.

    Фермерское хозяйство Анатолия Симилияна получило государственную субсидию в 2014 году, благодаря чему стало возможным получение финансовой поддержки на сумму 6,9 млн рублей. В ходе реализации проекта было возведено здание овцефермы площадью 1,2 тыс. кв. метров, приобретено новое оборудование (крематор, поильники и кормушки), полностью оборудована бойня, поголовье пополнилось 180 овцематками элитных пород.

    В ходе реализации проекта удалось в 2 раза увеличить поголовье овец (С 400 до 800 голов), закупить 100 бычков на откорм. Сегодня это фермерское хозяйство активно продает населению Санкт-Петербурга и области говядину и баранину через собственные торговые объекты. Уникальное сельскохозяйственное предприятие Анатолия Симилияна входит в 20 лидеров в России. Опят этого фермерского хозяйства рекомендован для изучения и внедрения во всех областях РФ.

    На нашем форуме Сельхозпортал.рф вы сможете найти подробную и самую актуальную информацию, касающуюся получения государственных субсидий и грантов на развитие фермерских хозяйств.

    Смотрите так же:

    • Пенсия депутатов местного самоуправления Льготы депутатам местного самоуправления Из средств массовой информации мы часто слышим о том, что некоторые граждане Российской Федерации имеют большие преференции от государства. К таковым относят чиновников и депутатов. На самом деле, такая информация […]
    • Правило по написанию приставок пре при Употребление приставок «пре-» и «при-» Содержание статьи Употребление приставок «пре-» и «при-» С какого возраста можно пользоваться тампонами Как использовать аспирин в качестве противозачаточного средства В каких случаях нужно писать приставку […]
    • Пособие по рождению ребенка в россии 2018 Пособие на ребенка с 2018 года Актуально на: 16 апреля 2018 г. Безусловно, женщину, ставшую матерью, интересует, какая материальная поддержка от государства ей положена. В этом материале мы расскажем о выплатах при рождении ребенка. Пособия на детей в 2018 […]
    • Мировой судья иск о неустойке Исковое заявление о взыскании неустойки по алиментам Законом предусмотрена ответственность за неуплату алиментов, поэтому исковое заявление о взыскании неустойки по алиментам подается в суд достаточно часто. Правовой основой таких исков является ст. 115 […]
    • Портрет путина с высоким разрешением портрет путина на фоне флага в высоком качестве Путин Владимир Владимирович. Фото семья дочери факты.Фотография с высоким качеством и разрешением на фоне Российского флага для кабинета. Фото: Путин на фоне флага, несколько кадров в хронологическом порядке […]
    • Закон о ввозе машин в россию ЭРА-ГЛОНАСС: С 1 января 2017 будет запрещен ввоз автомобилей Запрет на ввоз подержанных иномарок в Россию - скоро станет явью. Как-то все это незаметно на общем фоне более «интересных» и «важных» новостей подающихся прессой в России и во всем мире, о них […]
    • Пример служебной записки о повышении зарплаты Служебная записка о повышении заработной платы: образец, рекомендации по оформлению Предполагается, что служебными записками пользуются руководители равнозначных должностей для общения друг с другом. В документе есть замечание или предложение, просьба. Но у […]
    • Встать районный суд «Встать. Суд идет»! Уголовное дело бывшего главы поселка Харп теперь на рассмотрении окружного судьи. Прокуратура недовольна Прокуратура приуральского района собирается обжаловать решение районного суда, согласно которому бывший глава поселка Харп Вячеслав […]