Субсидии в международной торговле

Datalife Engine Demo

Преимущества системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.

Выгоды ВТО для потребителей
1. Понижение стоимости жизни
Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя – это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. Благодаря существованию организации торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.
В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.
Импортные тарифы, государственные производственные субсидии (например, в сельском хозяйстве) и количественные ограничения импорта (к примеру, в торговле текстилем) в конечном итоге приводят не к желаемым результатам защиты отечественного рынка, а к повышению стоимости жизни. Так, потребители в Великобритании, по статистическим расчетам, платят на 500 миллионов фунтов в год больше за одежду из-за торговых ограничений на импорт текстиля; для канадцев эта сумма составляет примерно 780 миллионов канадских долларов. Аналогичная ситуация в секторе услуг: либерализация сектора телекоммуникаций в Европейском Союзе привела к снижению цен в среднем на 7-10 %.

Роль малого и среднего бизнеса в мировой экономике и международной торговле

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• показатели, характеризующие деятельность малых и средних предприятий на национальном и мировом рынках;

• основные принципы государственной поддержки и регулирования деятельности малого и среднего бизнеса (МСБ);

• отечественные и зарубежные источники получения информации;

уметь

• определять роль и место МСБ с учетом современных тенденций развития мировой экономики;

• осуществлять поиск и анализ информационных данных по деятельности МСБ на национальном и мировом рынках с использованием отечественной и зарубежной статистики;

• анализировать и представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде доклада и аналитического отчета;

владеть навыками

• построения моделей для оценки и прогнозирования внешнеторговой деятельности МСБ на макро- и микроуровне;

• сбора, обработки и анализа социально-экономических показателей малых и средних предприятий;

• использования современных технических средств и информационных технологий при решении исследовательских и аналитических задач.

Малый и средний бизнес: преимущества и недостатки

Развитие малого и среднего предпринимательства имеет большое значение в условиях стремительно развивающегося процесса глобализации экономики. Происходящее на современных мировых рынках усиление соперничества и конкуренции, позволяет малому и среднему бизнесу (МСБ) в силу своей маневренности и относительно небольшой капиталоемкости быстрее и легче приспосабливаться к меняющимся условиям конъюнктуры рынка. МСБ играет важную роль в экономике любой страны, так как способствует решению проблем занятости населения, порождает конкуренцию, обеспечивая рост экспортного потенциала и наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами. Поэтому правительства многих стран с различным уровнем социально-экономического развития придают большое значение малым и средним предприятиям (МСП), оказывая всяческую поддержку в их деятельности, в том числе предоставляя различные льготы и субсидии.

В конце октября 2012 г. Всемирный банк опубликовал доклад «Ведение бизнеса – 2013», в котором представлен рейтинг стран мира, благоприятствующих ведению бизнеса. В исследовании отмечено, что в 2011–2012 гг. 108 стран осуществили 201 реформу системы регулирования МСП в целях создания более благоприятных условий для ведения ими деятельности [1] .

По данным исследования «Ведение бизнеса», начиная с 2002– 2003 гг. 180 стран осуществили около 2000 реформ системы регулирования предпринимательской деятельности.

Наилучших результатов добились страны Восточной Европы и Центральной Азии, а наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса по-прежнему существуют в странах ОЭСР с высоким уровнем дохода.

В настоящее время происходит постепенное сближение процедур регулирования предпринимательской деятельности, действующих в разных странах, по мере того, как страны с изначально низкими показателями сокращают отставание от стран с более высокими показателями. Среди 50 стран, добившихся наибольших успехов в улучшении деловой среды за период с 2005 г., одна треть – страны Африки к югу от Сахары.

Из категорий процедур регулирования предпринимательской деятельности наибольшее сближение наблюдалось среди категорий, относящихся к уровню сложности и стоимости процедур регулирования (создание предприятий, регистрация собственности, получение разрешений на строительство, подключение к системе энергоснабжения, налогообложение и осуществление внешнеторговой деятельности) по сравнению с категориями, относящимися к прочности правовых институтов (обеспечение исполнения договоров, процедуры решения проблем неплатежеспособности предприятий, кредитная информация, законные права заемщиков и кредиторов, защита прав миноритарных акционеров).

Источник: Всемирный банк. Ведение бизнеса – 2013.

Согласно исследованию Всемирного банка достигнутая многими странами стабильная макроэкономическая среда является необходимым, но недостаточным условием для роста экспорта. Ключевым фактором, влияющим на экспорт, является уровень производительности, а характерными сдерживающими факторами для появления новых потенциально пригодных для экспорта товаров – недостаточно высокий уровень конкуренции и предпринимательских инноваций.

В настоящее время в развитых странах компании МСБ составляют примерно 70–90% общего числа предприятий. Например, в США в секторе МСБ занято около 53% всего работоспособного населения, в Японии – 71,7%, в странах ЕС средние предприятия составляют 1% общего количества компаний, но при этом обеспечивают 20% общего оборота и 17% общей занятости населения [2] , на малых предприятиях трудится примерно половина работающего населения [3] .

В исследованиях Национального института системных исследований проблем предпринимательства [4] отмечается, что заметный рост показателей развития в странах с рыночной экономикой был обусловлен:

– ростом научно-технического прогресса и образованием венчурных компаний;

– созданием высокопроизводительных машин и оборудования, ориентированных на индивидуальное использование и выпуск продукции малыми партиями;

– ориентацией малых и средних фирм на поставку частей, узлов и деталей для крупных компаний на основе контрактных и субподрядных отношений.

Стоит отметить, что в общемировой практике не выработано единых подходов отнесения предприятий к разряду «малых и средних» и они существенно различаются по странам. В настоящее время основным критерием отнесения предприятий к категории «малые и средние» является численность сотрудников, а при определении мер государственной поддержки субъектам малого предпринимательства могут учитываться и другие показатели и страны могут корректировать и дополнять вышеназванные критерии.

Например, все МСП в ЕС должны обладать экономической независимостью и соответствовать одному из финансовых критериев: величины годового оборота (для микропредприятий – до 2 млн евро, для малых фирм – до 10 млн, для средних – до 50 млн евро) или величины банковской стоимости активов (для микропредприятий – до 2 млн евро, для малых фирм – до 10 млн, для средних – до 43 млн евро) (табл. 13.1).

Таблица 13.1. Критерии отнесения предприятий к категории «малые и средние» в ЕС

Показатель

Максимальные значения критериев

Аналитика и новости о торговле и устойчивом развитии

Международная торговля и субсидии

Субсидирование является одним из важнейших инструментов торговой политики, который часто играет ключевую роль в проведении экономических преобразований. Однако субсидии оказывают неоднозначный и нередко негативный эффект на устойчивое развитие, приводя к значительным дисбалансам на рынках и обостряя множество экономических, социальных и экологических проблем.

Субсидии: средство для развития?

Субсидии представляют собой средство, которое правительства могут использовать для достижения определенных целей – например, содействия развитию отдельных отраслей или регионов, повышения занятости или решения социальных проблем, проведения исследований или содействия инвестициям в экологически чистые технологии.

На различные виды субсидий в мире ежегодно тратятся миллиарды долларов. При этом на практике нередки случаи, когда субсидии предоставляются не в интересах общества в целом, а под влиянием мощных лоббистских группировок, выражающих определенные интересы.

Субсидии могут оказывать значительное влияние на международную торговлю. Предоставляя субсидии своим производителям, правительства повышают их конкурентоспособность – но тем самым фактически создают барьеры для доступа на свой рынок производителям других стран. Кроме того, производители товаров, которым предоставляются субсидии, могут вытеснять с рынка других стран местных производителей, так как у них есть возможность продавать свои товары по заниженным ценам.

Глобализация и развитие международной торговли вызвали к жизни большое число конфликтов, связанных с субсидиями. Одно из ярких дел подобного рода – длительный спор о субсидиях на хлопок, предоставляемых американским фермерам. В течение нескольких лет в Органе по разрешению споров ВТО рассматривался спор между США и Бразилией и несколькими странами Западной Африки, которые утверждали, что американские субсидии нанесли серьезный вред производителям хлопка в Бразилии и Западной Африке. Другой пример – спор по поводу субсидий в гражданской авиации. В 2004 г. США подали жалобу в ВТО, в которой ЕС обвинялся в чрезмерном субсидировании авиаконцерна «Аэробус». Европейский Союз обратился со встречным иском на «регулярную и незаконную государственную помощь компании “Боинг”». Это дело стало одним из самых крупных, запутанных и дорогостоящих в истории ВТО.

Субсидии в ВТО

В целом ВТО не запрещает использование субсидий. Более того, субсидии признаются важным инструментом торговой политики, способствующим развитию, особенно для развивающихся государств и стран с переходной экономикой. При этом запрещены только те субсидии, которые оказывают самое негативное влияние на международную торговлю.

Документом ВТО, регулирующим правила использования субсидий для промышленных товаров, является Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ). Существенным элементом этого соглашения стало определение субсидий, что является важным для разрешения споров, связанных с субсидиями. При этом субсидии, связанные с сельскохозяйственными товарами, регулируются Соглашением по сельскому хозяйству, а субсидии, связанные с услугами, – Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС).

В ССКМ субсидии разделены на три группы в зависимости от степени их влияния на торговлю:

красные субсидии – запрещенные субсидии, к которым относятся экспортные или импортозамещающие субсидии. В отношении этих субсидий применяется ускоренная и упрощенная процедура применения компенсационных мер.

желтые субсидии – субсидии, дающие основания для разбирательства. Если установлен факт причинения материального ущерба или угрозы ущерба в случае применения такой субсидии, субсидирующая сторона должна отозвать субсидию или компенсировать нанесенный ущерб потерпевшей стороне.

зеленые субсидии – разрешенные субсидии, в отношении которых не применяются компенсационные или другие меры противодействия, предусмотренные ССКМ. К этим субсидиям относятся финансирование НИОКР, поддержка регионального развития, меры по охране окружающей среды.

Субсидии и раунд Доха

В мандат начатого в 2001 г. раунда торговых переговоров Доха входит задача «прояснить и улучшить» правила, касающиеся субсидий в сельском хозяйстве, услугах и рыболовстве.

Переговоры по сельскому хозяйству – крупнейший и, пожалуй, наиболее конфликтный блок раунда Доха. Сокращение субсидий в этой отрасли – одна из главных тем переговоров. Проблема заключается в том, что ЕС, США и небольшое число других стран вносят искажения в функционирование сельскохозяйственных рынков, выделяя огромные субсидии отечественным производителям и экспортерам. Это ставит в невыгодное положение фермеров из развивающихся стран. Кроме того, за счет этих субсидий производство может размещаться там, где это экономически невыгодно, а зачастую поддержка производства позволяет осуществлять деятельность, наносящую серьезный ущерб окружающей среде. Однако США, ЕС и Япония не спешат согласиться на более жесткие ограничения на объем и виды сельскохозяйственных субсидий, в основном под влиянием фермерских лоббистских групп в своих странах. При этом продолжается дискуссия о том, могут ли страны использовать субсидии для защиты своих национальных ценностей. Например, Европейский Союз для защиты своей переговорной позиции придерживается теории «многофункциональности», согласно которой в аграрном секторе не только создаются продукты, но и обеспечивается занятость сельского населения, сохраняются ландшафты, окружающая среда, культура и традиции.

В фокусе переговоров по рыболовству рассматривается не только искажающее влияние субсидий на торговлю, но и их негативное влияние на состояние окружающей среды. По некоторым оценкам, более 60% глобальной популяции рыб вылавливается с превышением ее способности к регенерации. Учитывая, что 40% всей пойманной рыбы поступает в торговлю, становится очевидным, что торговые рынки – один из значимых факторов чрезмерного лова рыбы. Источником проблемы является чрезмерное субсидирование рыболовецких компаний, что привело к росту больших траулеров, глобальному дисбалансу в рыболовстве и во многих случаях к сокращению улова у рыбаков из развивающихся стран.

В ГАТС, которое регулирует предоставление услуг в сфере банковского дела, медицинских услуг, туризма, телекоммуникаций и других областях, признается, что при определенных обстоятельствах субсидии могут оказывать искажающее влияние на торговлю услугами. В статье XV соглашения отмечена необходимость проведения переговоров с целью разработки многосторонних правил, необходимых для того, чтобы избежать такого искажающего влияния на торговлю. При этом признается важность учета интересов развивающихся стран. Однако прогресс, достигнутый по этому направлению в рамках раунда Доха, пока небольшой.

Субсидии на ископаемое топливо и решения «Большой двадцатки»

Примером негативного влияния субсидий на устойчивое развитие человечества являются субсидии на ископаемое топливо. Их существование обуславливает низкие цены для потребителей энергии, порождает антистимулы для повышения эффективности использования топлива, способствует высоким объемам выбросов СО2 – что вносит весомый вклад в обострение проблемы изменения климата. Субсидии посылают ложные сигналы рынку, стимулируя рост энергоемких отраслей и «недружественных» с точки зрения охраны окружающей среды отраслей энергетики. Ежегодные субсидии стран ОЭСР в области электроэнергетики на основе ископаемого топлива составляют 20–22 млрд долл. США.

В решении этой проблемы наметились определенные подвижки. На саммите «Большой двадцатки» в Питтсбурге, который состоялся в сентябре 2009 г., было принято важнейшее решение о поэтапном сокращении и рационализации субсидий, выделяемых на использование неэффективных видов ископаемого топлива в среднесрочной перспективе, одновременно предоставляя целевую поддержку беднейшему населению.

«Неэффективные топливные субсидии поощряют расточительное потребление, снижают уровень нашей энергетической безопасности, препятствуют инвестированию в экологически чистые источники энергии и подрывают усилия по борьбе с угрозой глобального изменения климата», – говорится в итоговом коммюнике. На следующей встрече «Большой двадцатки» в июне 2010 г. в Канаде министры энергетики и финансов стран–членов группы должны доложить о стратегиях осуществления и графике принятия мер по выполнению этого важнейшего обязательства.

Источники: материалы «Глобальной инициативы по субсидиям» (http://www.globalsubsidies.org), а также Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, «Эко-Согласия», Международного института устойчивого развития, Докладов о человеческом развитии

ГРАНТЫ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ

Проведение журналистских расследований, связанных с субсидиями, нередко сталкивается с трудностями, в частности, в связи с проблемами получения информации, сложностью темы и неоднозначной связи с устойчивым развитием.

Проект «Глобальная инициатива по субсидиям» предлагает гранты в размере 750 долл. США для проведения журналистских расследований с целью подготовки статей, коротких видео- или радиоматериалов, документальных фильмов или интерактивных веб-страниц, в которых анализируется связь между субсидиями и устойчивым развитием.

Заявка на грант (не более одной страницы) должна включать в себя:
– темы/проблемы, которые будут затронуты в материале;
– сроки подготовки материала;
– каналы публикации материала.

К заявке должен быть приложен список работ журналиста по близкой тематике.

Государственное регулирование внешней торговли. Внешнеторговая политика

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Международное регулирование мировой торговли

Помимо форм государственного регулирования внешней торговли во второй половине XX и начале XXI в. получили свое развитие и различные формы и методы ее международного регулирования. Это проявляется как в форме деятельности региональных экономических организаций, союзов и группировок, так и в деятельности организаций, по существу, общемирового масштаба, охватывающих подавляющую часть современной международной торговли.

К числу крупнейших региональных экономических и торговых блоков (группировок) стран современного мира можно отнести ЕС (в состав которого в конце 2007 г. входили 27 государств). Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Евразийское экономическое сообщество (в составе Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Узбекистана и Таджикистана) и др. В целом в мире существует около 100 различных торгово-экономических союзов и группировок.

Несмотря на превалирование в международной торговле тенденций ее либерализации, на уровне не только отдельных государств, но и торгово-экономических блоков и союзов действуют формы протекционистской политики. С одной стороны, эти блоки и союзы способствуют развитию международной торговли (снимая барьеры во взаимной торговле стран — участниц этих союзов), а с другой — они устанавливают определенные барьеры для «третьих» стран, не входящих в их состав, и для других торгово-экономических союзов.

Таким образом, в ходе процесса либерализации международной торговли и ее развития в направлении формирования единой, глобальной системы международной торговли проявляется очевидное противоречие — этот процесс нередко «преломляется» через формирование региональных торгово-экономических союзов, у которых есть реальные проблемы взаимодействия между собой и с не входящими в их состав странами.

Хотя все страны в своей внешнеторговой политике исходят из собственных национальных экономических интересов (а также из групповых интересов торгово-экономических блоков, помимо которых имеются еще и корпоративные интересы), они объективно вовлечены в процесс интернационализации экономической жизни, все больше приобретающий черты глобализации. Поэтому актуальной является необходимость согласованного регулирования международной торговли на многосторонней основе.

Это позволяет решить целый ряд реальных проблем:

• «сгладить» противоречия между странами в сфере внешней торговли;

• добиться определенных компромиссов и единообразия в регулировании внешней торговли отдельными странами и экономическими группировками.

К настоящему времени сложились и действуют многочисленные международные организации, ассоциации, советы, заключены многосторонние международные соглашения, решающие проблемы координации международной торговли в различных сегментах мирового рынка.

В рамках ООН международное регулирование мировой торговли осуществляется Конференцией ООН по торговле и развитию

ЮНКТАД была создана в качестве специального постоянного органа ООН. Членами ЮНКТАД были 185 государств — членов ООН и 3 члена представляли специализированные агентства.

К основным целям ЮНКТАД относятся следующие:

• содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, особенно в развивающихся странах;

• установление принципов и политики, касающихся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности финансов, инвестиций, передачи технологии;

• рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;

• принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;

• согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.

К основным направлениям деятельности ЮНКТАД относятся:

• регулирование торговых и экономических отношений между государствами, разработка концепций и принципов развития мировой торговли;

• разработка мер по регулированию международной торговли сырьевыми товарами, разработка мер и средств торговой политики и экономического сотрудничества, содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами;

• проведение совещаний экспертов, представителей правительств, дипломатических переговорных конференций с целью согласования политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем;

• регулирование ограничительной деловой практики.

Важным направлением деятельности ЮНКТАД является ведение аналитической работы по широкому кругу проблем. IX сессия ЮНКТАД выделила четыре важнейших направления этой работы, глобализация и развитие; инвестиции, развитие предприятий и технологий; международная торговля товарами и услугами; развитие инфраструктуры в сфере услуг.

ЮНКТАД публикует следующие издания: Доклады о наименее развитых странах, Бюллетень ЮНКТАД, «Транснациональные корпорации», «Наука и технология сегодня», Бюллетень по системе оценки передовых технологий, Обзор морского транспорта, Ежемесячный бюллетень по ценам на сырьевые товары.

ЮНКТАД также выполняет роль форума для обсуждения и сопоставления позиций правительств различных стран по широкому кругу вопросов международных экономических отношений, а также для переговоров между различными группами стран по конкретным вопросам международной торговли и развития. Кроме того, ЮНКТАД содействует координации деятельности в рамках ООН по вопросам международной торговли и решает проблемы сотрудничества с международными экономическими организациями, прежде всего с ВТО, МТЦ ЮНКТАД/ВТО, с целью устранения дублирования и согласования направлений деятельности.

Всемирная торговая организация и ее роль в регулировании международной торговли

С точки зрения степени охвата современной международной торговли (более 95% в начале 2004 г.) крупнейшей организацией, в рамках которой проходят переговоры и консультации по проблемам международной торговли, является ВТО.

Ее предшественником явилось Генеральное соглашение по тарифам и торговле, подписанное в Женеве в 1947 г. ГАТТ представляло собой многостороннее соглашение об основных принципах, нормах и правилах ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран участниц. Важно то, что принципы, нормы и правила ГАТТ были выработаны на основе мировой практики и не только определяли многосторонние условия международной торговли, но и были положены в основу национального регулирования внешней торговли странами — участницами ГАТТ.

Круг стран — участниц ГАТТ, а затем его правопреемницы — ВТО за годы существования этой организации существенно расширился: в 1948 г. в состав ГАТТ входили 22 страны, а в конце 2007 г. участниками ВТО были уже 152 страны (в том числе и с 2001 г. Китай). Из бывших республик СССР в состав ВТО входили Армения, Грузия, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония. Около 50 стран к началу 2007 г. имели статус наблюдателей и вели переговоры о вступлении в ВТО (в том числе и Россия).

Если в 1948 г. доля стран — членов ГАТТ в мировом суммированном экспорте составляла 60,4%, то в конце 2007 г. доля стран — членов ВТО превышала уже 95%.

За годы существования ГАТТ было проведено 8 раундов — конференций по фундаментальным вопросам развития международной торговли. На Уругвайском раунде 19861994 гг. было принято решение о создании на базе ГАТТ ВТО. Были приняты новые соглашения, и таким образом, ВТО в настоящее время представлено целой системой соглашений.

Это, прежде всего Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 г. — ГАТТ—1994, играющее определяющую роль в общей системе соглашений в рамках ВТО. Это Генеральное соглашение по торговле услугами, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер.

Важную роль играют такие соглашения, как Соглашение по техническим барьерам в торговле. Соглашение по применению статьи.

VI ГАТТ—1994 (Антидемпинговый кодекс), Соглашение по применению статьи VII ГАТТ—1994 (Оценка таможенной стоимости товаров). Соглашение о правилах и процедурах урегулирования споров, Механизм обзора торговой политики, прочие, так называемые плюлатеральные соглашения (соглашения, в которых участвуют не все страны ВТО, а потому необязательные для остальных стран ВТО). Всего ВТО в 2007 г. была представлена 56 правовыми документами, основная часть которых интерпретирует и развивает положения ГАТТ или вводит в его орбиту новые области экономического сотрудничества. Таким образом, в отличие от ГАТТ ВТО базируется на целой системе соглашений.

Основу деятельности ВТО составляет ГАТТ1994, главными принципами которого являются:

1. Режим наибольшего благоприятствования (осуществление торговли без дискриминации).

2. Принцип правомочности применения тех или иных средств внешнеторгового регулирования (в соответствии с которым защита отечественной промышленности от иностранной конкуренции может осуществляться только путем установления таможенных пошлин, а не количественных ограничений).

3. Сокращение пошлин в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их повышения в дальнейшем.

4. Предоставление консультаций странам участницам с целью урегулирования проблем международной торговли (т.е. все возникающие в рамках ГАТТ проблемы международной торговли должны решаться путем переговоров).

5. Развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции.

6. Предоставление льготного режима международной торговли для развивающихся стран.

7. Заключение региональных торговых соглашений.

8. Установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды.

Эти принципы были зафиксированы в ГАТТ, позднее в результате переговоров к ним добавился еще и принцип национального режима.

Поскольку в основе ГАТТ были заложены идеи свободы торговли и равенства всех участвующих сторон, то существенное значение приобретает принцип режима наибольшего благоприятствования. Его суть состоит в необходимости соблюдения равенства и не дискриминации всех участников внешнеторговой деятельности. Этот принцип предполагает обязательство стран участниц устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стране.

Положения режима наибольшего благоприятствования распространяются на экспортные, импортные и транзитные торговые операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным операциям. Режим наибольшего благоприятствования распространяется на таможенные пошлины и любые сборы, взимаемые в связи с внешнеторговыми операциями, а также на все правила и формальности, с ним связанные. Кроме того, положения режима наибольшего благоприятствования распространяются на внутренние налоги и сборы, на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу товаров на внутренних рынках стран участниц.

В ГАТТ режим наибольшего благоприятствования допускает исключения в случае создания специальных экономических (интеграционных) группировок. В первой редакции ГАТТ (1947) исключения из этого принципа предоставлялись странам колониям, связанным с метрополиями особыми соглашениями. Однако позднее с распадом колониальной системы ситуация с такого рода исключением изменилась. Развивающимся странам было предоставлено право пользоваться преференциальным таможенным режимом на односторонней основе (т.е. без взаимного снижения ими пошлин на товары, импортируемые из промышленно развитых стран).

Требует своего разъяснения второй принцип ГАТТ — правомочности применения средств внешнеторгового регулирования. Речь идет о том, какие средства внешнеторгового регулирования допустимы в рамках ГАТТ (позднее ВТО). В качестве единственно приемлемого средства ГАТТ были признаны внешнеторговые пошлины. Все остальные формы и методы внешнеторгового регулирования в соответствии с ГАТТ применяться не должны (а если они применяются, то это должно носить временный характер и обосновываться исключительными обстоятельствами).

Принципиальным здесь является вопрос об отношении ГАТТ к количественным ограничениям в международной торговле — ГАТТ не рекомендует странам использовать квоты, а также экспортные или импортные лицензии. Но в тексте ГАТТ есть перечень возможных исключений (когда введение количественных ограничений допустимо). К ним относятся случаи регулирования сельскохозяйственного производства, а также случаи нарушения равновесия платежного баланса.

Кроме того, ГАТТ отрицательно относится к таким государственным мерам внешнеторгового регулирования, как стимулирование производства с помощью налоговых льгот, программ регионального развития и помощи и др. (эти меры не допускаются тогда, когда это ведет к дискриминации стран — участниц ГАТТ).

Из второго принципа логически вытекает и третий принцип ГАТТ — постепенного (но неуклонного) снижения пошлин во взаимной торговле стран участниц в результате переговоров (без их дальнейшего повышения). Если в начале действия ГАТТ (конец 40х гг.) таможенные пошлины стран участниц были на уровне 40—60%, то к 2006 г. они составляли уже 3—5%.

На первых этапах деятельности ГАТТ механизм снижения пошлин состоял в том, что основные страны производители и страны — потребители товаров договаривались о величине снижения, после чего эти сокращения автоматически распространялись на все страны — участницы соглашения. На последних же этапах деятельности ГАТТ (когда величина таможенных пошлин значительно снизилась, и одновременно возросло число участников ГАТТ) снижения таможенных пошлин стали осуществляться на основе списков, подготавливаемых странами участницами. Эти списки составлялись таким образом, что величина потерь для национального бюджета страны от снижения импортных пошлин должна быть равна сумме выигрыша ее национальных производителей, поставляющих свои товары за границу, за счет снижения импортных пошлин стран контрагентов (покупателей), т.е. действовал принцип равенства уступок.

В 70-е гг., когда участники ГАТТ стали решать проблемы регулирования нетарифных мер, этот принцип равенства уступок начал применяться в модифицированном виде — основой переговоров стали подсчеты стоимостных эквивалентов потерь, понесенных странами от введения тех или иных ограничений.

Четвертый принцип ГАТТ — отказ стран участниц от односторонних действий в пользу переговоров и консультаций. В соответствии с этим принципом страны обязуются не осуществлять односторонних действий, связанных с ограничением свободы торговли (все решения принимаются только на основе взаимных торговых переговоров).

В рамках ГАТТ было проведено 8 раундов:

• Женева, Швейцария, 1947 г.;

• Аннеси, Франция, 1949 г.;

• Торки, Великобритания, 1950 г.;

• Женева, Швейцария, 1956 г.;

• Женева, Швейцария, 1960-1961 гг.;

• Женева, Швейцария, 1964-1967 гг.;

• Токио, Япония, 1973-1979 гг.;

• Пунта дель Эсте, Уругвай, затем Женева, Швейцария, 1986-1994 гг. (так называемый Уругвайский раунд).

На пяти первых раундах (1947, 1949, 1950, 1956, 1960-1961 гг.) рассматривались вопросы снижения таможенных пошлин.

В рамках раунда 1964—1967 гг. (Женева, так называемый «Кеннеди-раунд») помимо рассмотрения вопросов снижения таможенных пошлин были введены преференции для развивающихся стран и разработан первый международный Антидемпинговый кодекс.

На так называемом «Токио-раунде» 1973—1979 гг. помимо рассмотрения традиционных вопросов, связанных со снижением таможенных пошлин, был подписан ряд соглашений по нетарифному регулированию международной торговли, в том числе Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам; принята новая редакция Антидемпингового кодекса; приняты Кодекс по государственным заказам и Конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур; подписано Соглашение по вопросам стандартизации и сертификации продукции.

Особую роль сыграл Уругвайский раунд 1986—1994 гг. В его рамках помимо рассмотрения традиционного вопроса снижения пошлин и проблем совершенствования механизма реализации ГАТТ был принят целый ряд кардинальных решений:

• было подписано соглашение о создании ВТО;

• была принята новая редакция ГАТТ (ГАТТ—1994), при этом страны участницы прилагали к этому соглашению график собственных обязательств по снижению взаимных торговых барьеров;

• было разработано и принято Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС);

• было разработано и принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС);

• в качестве элемента ГАТТ—1994 было принято Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС);

• было подписано Соглашение о постепенном сокращении субсидий фермерам (коснувшееся, прежде всего стран ЕС) и снижении импортных пошлин на продовольственную продукцию;

• было введено понятие так называемых «законных» и «незаконных» субсидий, при этом к числу «законных» были отнесены субсидии, применяемые в связи с охраной окружающей среды и региональным развитием;

• были введены минимальные параметры, ниже которых субсидирование автоматически признается «законным» (3% от общей величины импорта или 1% от общей стоимости товара).

ВТО сохраняет все основные положения ГАТТ и решает новые задачи обеспечения свободы международной торговли, имея в виду, что сфера деятельности ВТО существенно расширилась — она включает не только товары, но и услуги (спектр которых значителен и постоянно расширяется), связанные с торговлей права интеллектуальной собственности и инвестиционные меры. При этом официально провозглашенной целью ВТО является обеспечение мирового экономического развития путем создания условий для свободной торговли товарами и услугами.

В частности, ВТО обеспечивает эту свободу торговли не просто ее либерализацией, а так называемыми увязками. Основной смысл указанных увязок состоит в том, что страны участницы обязуются принимать решения по вопросам, связанным с односторонним повышением импортных пошлин, только в увязке с одновременной либерализацией импорта других товаров. Фактически ВТО здесь реализуется попытка заставить страны увязывать принимаемые ими протекционистские программы с мерами по либерализации международной торговли.

В качестве одного из основных принципов ВТО помимо режима наибольшего благоприятствования выступает национальный режим. Национальный режим применительно к товарам и услугам иностранного происхождения означает, что после того как к ним применены меры внешнеторгового регулирования, они обращаются во внутреннем торговом обороте страны на тех же основаниях, что и национальные товары и услуги. Решая вопросы их налогообложения, инспекции качества, транспортировки, реализации и потребления, страны — члены ВТО не должны вводить никаких специальных правил, которые ставили бы их в невыгодное положение по сравнению с отечественными товарами и услугами. Решениями ВТО запрещается установление более строгих стандартов для импортных товаров или введение для отечественных предприятий принудительных норм потребления национальной продукции (либо введение для них льгот, связанных с потреблением этой продукции).

В последующие годы в рамках ВТО был проведен ряд министерских конференций (на уровне министров торговли стран участниц): в 1996 г. — в Сингапуре, в 1998 г. — в Женеве, в 1999 г. — в Сиэтле. На конференции в Сиэтле была предпринята попытка начать новый раунд переговоров стран — членов ВТО, однако она оказалась неудачной в результате острого противостояния, с одной стороны, США и стран ЕС, а с другой — развивающихся стран, а также двусторонних торговых противоречий между США и ЕС.

Однако эти противоречия удалось несколько смягчить в 2001 г. на четвертой министерской конференции ВТО в Дохе (Катар), на которой в состав ВТО были приняты Китай и Тайвань. С этого периода начался новый (Дохийский) раунд переговоров в рамках ВТО («Раунд тысячелетия»), который осуществляется в форме министерских конференций. Основу нового раунда многосторонних торговых переговоров составляют три документа: Декларация министров, содержащая программу раунда. Декларация о соглашении неторговым аспектам прав интеллектуальной собственности и вопросам здравоохранения и решение по вопросам применения действующих соглашении ВТО и по существующим в этой области проблемам.

Переговоры объявлены открытыми для стран — членов ВТО, а также для государств, находящихся в процессе присоединения к ВТО или заявивших о своем намерении сделать это. Однако решения по итогам переговоров правомочны принимать только страны — члены ВТО.

Однако на министерских конференциях ВТО выявились существенные разногласия. Так, итоги министерской конференции в г. Канкуне (Мексика, сентябрь 2003 г.) оказались малоуспешными, поскольку на конференции проявились очевидные противоречия между группой ведущих промышленно развитых стран, с одной стороны, и группой развивающихся стран, среди которых выделялась так называемая «группа двадцати», в которой ведущие позиции занимают Индия, Китай, Бразилия, — с другой стороны. Эти противоречия касались деятельности ТНК в развивающихся странах, а также субсидий на сельскохозяйственную продукцию. Так, например, правительство США (которое в других случаях активно выступало за либерализацию торговли) ежегодно выплачивало каждому хлопководческому фермерскому хозяйству своей страны субсидию в 100 тыс. долл., искусственно повышая их международную конкурентоспособность. ЕС также ежегодно выплачивает греческим и испанским хлопководческим хозяйствам субсидии, в общей сложности, составляющие 700 млн. евро. Аналогичные конфликтные ситуации между промышленно развитыми и развивающимися странами — членами ВТО существуют и в отношении других видов сельскохозяйственной продукции, в частности сахара и говядины.

На последней к началу 2007 г. министерской конференции ВТО в Гонконге (декабрь 2005 г.) были приняты три основных решения:

• отмена к 2013 г. всех экспортных субсидий сельскохозяйственным производителям;

• отмена в 2006 г. всех субсидий на экспорт хлопка;

• обязательство развитых стран предоставить свободный доступ на свои рынки для 97% товаров из наименее развитых стран.

Однако практически никто из участников конференции в Гонконге не выразил удовлетворения ее результатами. У ЕС и США остались взаимные претензии по поводу сокращения субсидий и импортных пошлин в сельском хозяйстве, а решение о предоставлении развитыми странами своих рынков для свободного доступа для 97% товаров из наименее развитых стран стало предметом для острой критики в адрес развитых стран. Главный смысл этой критики состоит в том, что, заявив о снятии ограничений с 97% товаров из наименее развитых стран, США оставили за собой право выбора остальное 3% товаров для каждой отдельно взятой страны. Результатом стало то, что развивающиеся страны могут экспортировать все что угодно, кроме того, что они в действительности производят.

В таких условиях все большее число стран — членов ВТО ищут выход в заключении не многосторонних, а двусторонних и региональных соглашений о свободной торговле (региональные торговые соглашения — РТС), что ставит под сомнение многие основополагающие принципы этой международной организации.

При активизации РТС создаются предпосылки для дальнейшей дискриминации в торговле, в их рамках (в отличие от ВТО в целом) нельзя решать общие системные вопросы международной торговли (правила происхождения товаров, антидемпинговые меры, сельскохозяйственные субсидии). Кроме того, происходит эрозия режима наибольшего благоприятствования. В рамках РТС невозможно создать систему разрешения споров. Общими итогами могут стать торможение процесса либерализации мировой торговли и усиление фактора неопределенности в дальнейшем развитии мировой торговли.

Если ранее переговоры в сфере мировой торговли вели чаще всего США, страны ЕС, Япония и Канада, то в начале XXI в. в этот процесс все активнее стали включаться другие страны — члены ВТО. С принятием в состав ВТО Китая ситуация в рамках данной организации существенным образом изменилась, поскольку экономический потенциал и соответственно авторитет этой страны возрастают.

Оценивая участие различных государств в деятельности ВТО, следует подчеркнуть следующий существенный момент. Повышение конкурентоспособности стран — участниц ВТО на рынках других стран — участниц этой организации означает, что при этом относительно понижается конкурентоспособность товаров и услуг третьих стран, т.е. стран, еще не вступивших в ВТО. Учитывая это обстоятельство, а также тот факт, что на страны — участницы ВТО к 2007 г. приходилось уже более 95% мирового экспорта, перед Россией не стоит вопрос о том, вступать или не вступать в эту международную организацию. Вопрос стоит иначе — в плоскости заключения такого соглашения о вступлении в ВТО, которое в максимальной степени учитывало бы национальные экономические и политические интересы России, отечественного бизнеса нашей страны и широких слоев населения РФ.

В результате многолетних переговоров о вступлении в ВТО Россией к 2007 г. уже была решена значительная часть спорных вопросов, были согласованы импортные таможенные тарифы по более чем 90% товаров, однако сохранялись некоторые нерешенные проблемы (технические барьеры в торговле, государственные субсидии в России для отечественных производителей сельскохозяйственной продукции, система государственных закупок, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности и некоторые другие). К концу 2007 г. планировалось завершить рассмотрение всех остающихся спорными вопросов и перевести проблемы вступления России в ВТО в практическую плоскость.

Микрокредит онлайн – быстрый доступ к денежным средствам
Обзор основных сегментов российского рынка кредитования
Девальвация рубля
В России очень сильно снизилось количество выдаваемых кредитов
Облигации

Назад | | Вверх

ЦЕНЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

Теория вопроса и классификация цен

Понятие, содержание и сущность цены. Согласно экономической теории, цена это превращенная форма стоимости. Стоимость (ценность) – это внутренняя мера объема (масштаба, значительности) товара. Если стоимость выражается в деньгах, то она определяет цену. Со времен Аристотеля принято разделять понятия потребительной и меновой стоимости. Потребительная стоимость отражает способность товара удовлетворять потребности человека. Меновая стоимость – это ценность товара с точки зрения его способности к обмену на другие товары. Меновое отношение двух товаров представляет собой относительные цены этих товаров, выраженные в постоянном денежном товаре. Меновая ценность товара определяется издержками производства (заработной платой, прибылью и рентой). Так объяснял цену товара А. Смит, который исходил из того, что издержки производства определяют естественную цепу товара, относительно которой в зависимости от изменений спроса колеблются фактические цены. Основоположник трудовой теории стоимости (ценности) Д. Рикардо утверждал, что «ценность товара. зависит от относительного количества труда, необходимого для его производства».

Во второй половине XIX в. экономисты неоклассической школы концентрировали свое внимание не на внутренней ценности, а на факторах, определяющих рыночную цену. В отличие от своих предшественников, разрабатывая теорию меновой стоимости, они обратились к полезности товара. Цена определяется предельной полезностью, являющейся причиной и источником меновой ценности. На этой базе А. Маршалл выдвинул идею о том, что рыночная цена определяется взаимодействием спроса и предложения. Современная экономическая теория продолжила развитие в этом направлении, отвергая марксистский подход, согласно которому теория ценности и теория ценообразования разделялись в процессе анализа.

В научной и специальной экономической литературе и международной торговой практике постоянно встречается множество определений цены. Приведем некоторые из них:

справедливая цена (just prise) – цена, которая оценивается как правильная с нравственной точки зрения. Она базируется на принципах естественной справедливости и, в отличие от рыночной цены, нс выполняет функции аллокации ресурсов;

естественная цена (natural prise) – термин, используемый А. Смитом для описания стоимости (ценности) товара, относительно которой колеблется его рыночная цена. Естественная цена, по сути, является ценой долгосрочного равновесия и зависит от издержек производства;

альтернативная цена (opportunity cost) – рабочее время, необходимое для производства единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства единицы другого товара;

трансфертные цены (transfer prices) – цены, отличающиеся от рыночных цен внутрикорпорационной торговли между находящимися в разных странах подразделениями одной и той же корпорации; они используются для перевода прибыли и сокращения налогов;

теневая цена (shadow price) – условная цена товара или услуги, не имеющих рыночной цены. Там, где рыночные цены не отражают альтернативных издержек, при анализе результатов затрат прибегают к теневым ценам. Термин также используется в анализе теневой экономики, где существуют «адекватные» (но не имеющие ничего общего с научным подходом) теневые цены.

Исторически первый выход какой-либо компании или индивидуального торговца с каким-то конкретным товаром для его продажи за пределы национальной границы означал поиск более высокой нормы прибыли, при этом ключевую роль играл фактор цены на товар. Цена товара (продаваемого или покупаемого) – это одна из наиболее существенных сторон договора купли-продажи. Соответственно, каждая внешнеторговая сделка обязательно содержит условие о цене как ключевом элементе всей сделки.

Многообразие цен на мировых рынках. На мировых рынках существует великое множество цен на одни и те же товары, произведенные разными фирмами, в разных странах или даже одними и теми же фирмами, продающими свои товары в разных странах или разных городах одной и той же страны. Разброс цен на мировых рынках во многом определяется многообразием международных торговых связей, различиями в факторах производства в разных странах, регионах страны, а также наличием иных факторов, которые способствуют или повышению цен на товар, или, наоборот, их понижению, включая факторы политического характера. К этим факторам относятся:

• различия в структуре рынка;

• налоговая, бюджетная, таможенная политика;

• различия в мобильности (способности к перемещению) ресурсов между странами (по сравнению с внутренней мобильностью);

• разные уровни вмешательства государства во внутреннюю и внешнюю торговлю и др.

Необходимо отметить, что мировой рынок представляет собой намного более сложное явление, чем любой национальный рынок. Мировым рынкам, в частности, присущи более острая конкурентная борьба и специфические формы государственного вмешательства. В каждой стране действуют законы, которые по-разному влияют на ценообразование и движение цен. Здесь приходится учитывать расходы на изучение конъюнктуры мирового рынка конкретного товара (и его заменителей), продвижение товара на рынок и т.д. Это так называемые транзакционные, или маркетинговые, затраты.

Виды цен. С целью учета и анализа конъюнктуры на мировом рынке используются и регулярно публикуются следующие виды цен:

• справочные цены («запрашиваемые» цены, которые при продаже оказываются ниже);

• цены статистики внешней торговли (отражают совершенные сделки и динамику внешнеторговых цен);

• цены биржевых котировок (фиксируют осуществленные на биржах сделки с соответствующими ценами);

• цены фактических сделок и контрактов (наиболее полно отражают рыночные цены по конкретным видам товара).

В контрактной цене определяются единица измерения цены, базис, валюта, способ фиксирования и уровень цены.

Единица измерения цены. Контрактная цена может быть установлена в разных единицах измерения:

• в форме веса, длины, площади, объема, штуках или в счетных единицах (сотни, дюжины и т.д.);

• в весовых единицах, исходя из базисного содержания основного вещества в товаре (руды, химикалии и т.д.);

• в весовых единицах в зависимости от наличия (и колебания) посторонних примесей и влажности;

• цена с последующей фиксацией устанавливается в процессе исполнения контракта; в этом случае оговариваются условия фиксации и сам принцип определения уровня цены (это так называемые онкольные цены).

Базис цены это важный элемент контракта, поскольку он устанавливает наиболее существенные условия, в частности, входят ли транспортные, страховые, складские и иные расходы по доставке товара в цену товара.

Валюта цены. Чаще всего цена в контракте выражается в валюте страны-экспортера или импортера; но, как правило, в «привязке» к валюте «третьей» страны (с устойчивой валютой).

Способ фиксирования цены. В зависимости от способа фиксации цены в контракте обычно различают следующие ее виды: твердую, подвижную, скользящую (с последующей фиксацией). Каждая из них может иметь определенные оговорки, чаще всего они используются при установлении подвижной цены. Обычно в контракте оговаривается допустимый минимум отклонения рыночной цены от контрактной в пределах 2–5%.

Экспортер и импортер в условиях контрактного ценообразования. Поскольку экспортер и импортер исходят из противоположных интересов в вопросах ценообразования, то их роль различна и, соответственно, различны и подходы к контрактному ценообразованию. Каждая сторона стремится к тому, чтобы, во-первых, избежать ущерба и, во-вторых, получить выгоду, прибыль. Поэтому учитывается множество факторов, способных оказать влияние на реализацию сделки (транспортные издержки, пошлины, затраты на финансирование, расходы на страхование, комиссионное вознаграждение, упаковка товара, непредвиденные расходы и т.д.).

Методы определения цен во внешней торговле. Практика внешней торговли использует обычно два метода определения цены. В соответствии с первым методом рассчитываются полные издержки производства и к полученной сумме совокупных издержек добавляется процентная надбавка в виде прибыли, которую та или иная фирма планирует получить. Второй метод предполагает использование предельных издержек; в этом случае учитываются только те затраты, которые непосредственно связаны с производством товара, поступающего на внешний рынок.

Две группы цен. Мировые цены расчленяются на две большие группы:

1) цены на продукты обрабатывающей промышленности;

2) цены на сырье.

Цены первой группы формируются на базе экспортных цен крупных фирм с общей ориентацией на внутренние цены. При определении цен второй группы основную роль играют соотношение спроса и предложения на мировых рынках и цены крупных стран, экспортирующих или импортирующих сырье. Для сырьевых товаров в качестве мировых выступают цены основных производителей этих товаров и цены США, Китая и западноевропейских рынков. Например, цены крупных бирж и аукционов (цены цветных металлов определяют биржевые котировки Лондонской биржи цветных металлов) являются практически мировыми ценами на соответствующие продукты или цены ОПЕК (через определение квот) – мировыми ценами на нефть.

Закон единой (мировой) цены исходит из того положения, что на конкретных рынках при отсутствии транспортных издержек и официальных торговых барьеров (пошлины) товары должны продаваться в разных странах за одну и ту же цену, выраженную в одной и той же валюте. Формула единой цены выглядит следующим образом:

где – долларовая цена товара i при продаже его в США; – соответствующая цена товара в евро; – отношение американской и европейской цен товара. В этом случае закон единой цены предполагает, что долларовая цена товара i будет одной и той же, где бы он ни продавался в мире.

Влияние государства на внешнеторговые цены. Обширная деятельность государства по регулированию внутренних цен и субсидированию экспорта, поддержке импорта, проведению таможенно-тарифной политики – все это оказывает самое существенное влияние на внешнеторговые цены. Государство регулирует цены внутреннего рынка в основном с помощью двух инструментов: гарантируя производителям уровень продажных цен и предоставляя субсидии для покрытия издержек производства. Широко известными примерами являются политика поддержки государством сельского хозяйства в США и аграрная политика ЕС. В США государство предоставляет субсидии в случае, если цены ниже гарантированного уровня. Специальная правительственная организация по гарантированным ценам принимает в залог у производителей сельскохозяйственные продукты, и, если цены рынка превысят залоговые, производитель выкупает свой товар и продает его на рынке, а если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности правительственной организации. Чуть ли не треть всего консолидированного бюджета ЕС направляется на поддержку и государственное регулирование сельскохозяйственного производства и животноводства в странах ЕС. Все это оказывает мощное воздействие на ценообразование и деформирует естественный характер цены.

Тайные альянсы. Характер и практика ценообразования на поставляемую продукцию показывают, что любые решения, принимаемые экспортерами, – установление цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и пр. – требуют изучения реакции конкурентов. Важную роль в сохранении относительной стабильности обстановки в вопросах мирового ценообразования играют неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства. Это так называемые тайные или явные сговоры олигополии, которые часто граничат с откровенным мошенничеством. Тайные сговоры остаются тайными (часто они называются джентльменскими соглашениями, заключаемыми на дружеских обедах или ужинах); что же касается явных форм, то наиболее классический пример – ОПЕК, с начала 1970-х гг. регулирующая цены на мировом рынке нефти.

Картели. В ряде специфических случаев необходимость координации на мировом рынке приводила к созданию специальных механизмов, с помощью которых появилась возможность оказывать влияние с достаточно высокой степенью эффективности. Известная международная форма такого механизма – картель, который предполагает соглашение относительно объемов производства и ценовой политики. Компании договариваются о разделе рынков сбыта с целью поддержания согласованных уровней цен. Классический пример – тот же ОПЕК.

Для компаний, участвующих в работе подобных механизмов, характерна тенденция к максимизации прибыли, а их действия схожи с действиями чистых монополий.

Демпинг. Установление заниженных цен (обычно ниже себестоимости отечественных товаров) часто называют демпингом. В большинстве стран законодательно введен запрет на импорт товаров по демпинговым ценам. Это законодательство обычно применяется только в том случае, если импортируемая продукция разрушает отечественное производство. Если такое отечественное производство отсутствует, единственным последствием демпинга для страны-импортера будет субсидирование таким способом потребителей. Что касается страны, производящей продукцию, то ее потребители и налогоплательщики редко осознают, что фактически они субсидируют зарубежные страны. Американское антидемпинговое законодательство чрезвычайно противоречиво. Например, фирма может быть оштрафована, если ее экспортная цена на 0,5% ниже отечественной цены, в то время как колебания курса валюты могут дать еще большие расхождения. Одним из доводов в пользу государственного воздействия на торговлю является теория оптимального тарифа, которая исходит из утверждения, что зарубежный производитель снизит свои цены, если его продукция будет облагаться налогом; в этом случае выгоды перейдут к стране-импортеру. Пока зарубежный производитель идет на снижение своей цены, происходит некоторое смещение в пользу страны-импортера и таможенный тариф рассматривается как оптимальный. Известно, что любые меры, принятые какой-либо одной страной для воздействия на свою внешнюю торговлю, всегда имеют соответствующую реакцию за рубежом и ответные меры правительств других стран выступают потенциальным препятствием на пути достижения желаемых целей. Поэтому при выборе инструментов реализации задач внешней торговли необходимо учитывать то обстоятельство, что отечественные и зарубежные группы населения будут на них реагировать совершенно по-разному. Влияние на торговлю может быть оказано с помощью средств, воздействующих, во-первых, на изменение объемов продаж товаров путем регулирования цен на них и, во-вторых, непосредственно на сами потоки товаров. По-разному влияют на торговлю тарифные и нетарифные барьеры. Тарифные барьеры влияют на цены, а нетарифные – либо на цены, либо непосредственно на объем продаж.

Смотрите так же:

  • Английский правила чтения букв и буквосочетаний too [ tu: ] – также a spoon [ ə'spu:n ] – ложка a book [ ə'buk ] – книга short [ ʃɔ:t ] – короткий now [ nau ] – сейчас, теперь brown [ braun ] – коричневый small [ smɔ:l ] – маленький already [ ɔl'redi ] – уже Буквосочетания oy и oi читаются как дифтонг [ […]
  • Список всех судов мира Топ-10 крупнейших морских судов мира (10 фото) TI-class supertanker TI-class supertanker — класс самых больших двухкорпусных нефтяных танкеров, включающий четыре судна «TI Африка», «TI Азия», «TI Европа» и «TI Океания». Все четыре были построены второй по […]
  • Штраф за смс рассылки Как не получить штраф за смс рассылку до 500 тысяч рублей? Как не получить штраф за смс рассылку до 500 тысяч рублей? Сегодня ни одна компания не обходиться без смс рассылки для своих покупателей. Всем нужно проводить акции, оповещать о распродажах, о […]
  • Реестр памятников культурного Datalife Engine Demo К началу 2017 года 520 объектов культурного наследия края внесены в Единый государственный Реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации, из них 112 памятников археологии. В 2015 году приказом […]
  • Уик рф штраф Глава 5. Исполнение наказания в виде штрафа Статья 31. Порядок исполнения наказания в виде штрафа 1. Статьей 46 УК РФ определено, что штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных данным Кодексом. Согласно ст. 45 УК РФ штраф может […]
  • Ставка подоходный налог в ссср За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК […]
  • Изменение в законе о осаго 2014 Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]
  • Пособие для учащихся pdf Николай Чебышев: Биология: Пособие для поступающих в вузы. Том 2 Мнение читателей: Из-за боязни «перегрузить» учащихся в большинстве пособий необходимые сведения сообщаются упрощенно, что приводит к сужению диапазона знаний о предмете, которых оказывается […]