Суда для переработки рыбы

Рыбоперерабатывающие суда

Полная модернизация, а так же подходы к добыче морепродуктов полностью изменила представление об основных принципах рыбного промысла. Этому существенно поспособствовала модернизация техники и схем построения судов для осуществления этого самого промысла. Все те принципы, по которым флот рыбной ловли складывался веками, были пересмотрены и адаптированы под новые реалии. Современный рыбопромысловый флот состоит из нескольких специализированных и узконаправленных судов, которые все вместе работая под одним управленческим организованным аппаратом способен обеспечивать бесперебойную, высококачественную и в высоком объеме продукцию на сушу, откуда это все может транспортироваться в любой уголок мира. При этом работа в море может осуществляться на протяжении достаточно долгого периода времени. Для разработки и вылова рыбы. При этом в состав такого флота входят не только добывающие суда, но и так, же плавучие рыбоперерабатывающие заводы и особые производственные траулеры-рефрижераторы, а так же специальные плавучие базы и транспортные суда. Это целая система предприятий «на ходу», в открытом море, что обеспечивает значительную экономию сил и ресурсов, а особенно времени, которое при ловле рыбы нужно испокон веков.

Рыбопрерабатывющие суда, появились еще со времен парусных китобойных судов, а уже с 1933 года, такие суда начали применять для переработки всех добытых компанией морепродуктов и рыбы. Траулеры подавали на борт рыбу и продукцию. На сегодня, на таком корабле рыба проходит все основные этапы переработки, только что добытых морских ресурсов. Это и чистка и полная или же частичная разделка (все зависит от программы разработанной руководством), дальнейшее замораживание рыбы, расфасовка, брикетирование, консервирование, упаковка, так же кА и извлечение из печени рыбьего жира и даже изготовление готовой продукции в виде пищевых продуктов.

Что касается траулеров – рефрижераторов, то полная грузоподъемность таких уникальных и сложных судов составляет порядка 2000 – 3000 тонн груза, при этом численность команды порядка ста человек, что относит эти суда уже к среднему классу. Такие траулеры оборудованы достаточно, для того чтобы производить автоматическую переработку улова. Так же обязательно там есть склады и морозильные камеры.

Для объединения всего промыслового флота используются гигантские корабли, которые, по сути, являются настоящими заводами по переработке рыбы. Длина такой базы порядка 150 метров, и на ней располагаются помимо завода по общей переработке, дома отдыха, госпитали средства связи с землей и многое другое. Такие заводы находятся далеко и долго от портов приписки и являются исключительными сооружениями призванные объединить флотилии в единое целое.

Промысловые суда

Развитие промысловых судов сильно ускорилось после второй мировой войны. Для обеспечения человечества пищей и покрытия потребности в белке все интенсивнее начинали использовать резервы морей. При этом важно, чтобы лов рыбы и переработка улова осуществлялись экономично и рационально. Если грузовые и пассажирские суда являются чисто транспортными, то промысловые суда — одновременно производственные и транспортные; у некоторых промысловых судов новых типов производственные средства стоят даже на первом месте. Методы рыболовства, принятые для этого оборудования, район эксплуатации, способы переработки и хранения улова определяют форму и, соответственно, тип промыслового судна.

а — траулер кормового траления, b — куттер, c — логгер, d — траулер бортового траления

Куттер — судно для ловли рыбы тралом в прибрежных и мелководных районах моря (рис. b). В этом случае речь идет о гладкопалубных судах с большой седловатостью, с расположенными в корме рубкой и машинной установкой. Куттеры имеют длину примерно от 10 до 30 м. Мощность дизельной энергетической установки 22—221 кВт, а вместимость изолированного рыбного трюма для хранения положенной в лед рыбы от 5 до 150 м3. Корпус судна и рубка изготовлялись раньше из дерева: в настоящее время для этого применяют преимущественно сталь, а также армированные стекловолокном сложные эфиры или легкие сплавы. Раньше для куттеров было характерным парусное вооружение. В наши дни паруса, если они еще применяются, служат только для повышения остойчивости судна, так как давление ветра на поверхность паруса может эффективно демпфировать качку. Логгеры — суда длиной 30—40 м для дрифтерного лова в большом каботажном плавании (рис. с). Они используются для ловли сельди и семги. Надстройки расположены в корме, только изредка встраивается короткий бак. Корпус судна и надстройки сделаны из стали. Мощность главного двигателя и скорость хода относительно малы (около 110 кВт и 8 уз). Логгеры имеют только один трюм (для бочек), так как добытая рыба очищается путем удаления жабр и внутренностей и, после того как стечет кровь, укладывается в бочки и засаливается (консервируется). Так как логгеры эксплуатируются для сезонного лова, с целью увеличения рентабельности был создан тип логгера, который может использовать как дрифтерные сети, так и тралы. Комбинированные логгеры кроме трюма для бочек имеют трюм для свежей рыбы или трюмы с холодильными установками. Для облегчения дрейфа при вытравленных сетях логгеры оборудовали раньше парусами значительной площади. Нынешние комбинированные логгеры имеют только фок и бизань.

Траулеры — это суда длиной 30—70 м для лова тралами. Они используются в морском рыболовстве в более или менее отдаленных районах. Пойманная рыба очищается, моется, сушится и сортируется по величине, затем складывается в слои льда в рыбном трюме, разделенном садками, либо консервируется солью (рис. а, d). На больших траулерах вымытая рыба содержится в свежем состоянии благодаря замораживанию и хранению в рефрижераторных трюмах; если траулер оборудован рыбомучной установкой, внутренности и прилов перерабатываются в рыбную муку, в противном случае они выбрасываются за борт. Малые траулеры имеют двигатель (дизель) мощностью примерно 221 кВт, большие траулеры для удаленных районов могут иметь двигатель до 1571 кВт. Скорость свободного хода 11—16 уз, а хода с сетями 3—5 уз. У этого типа рыболовных судов различают траулеры бортового и кормового траления; траулеры кормового траления в большом количестве строятся примерно с 1960 г. У траулеров бортового траления сети выметываются, буксируются, а также выбираются вдоль правого борта с помощью вайеров. Машинное отделение расположено в корме; над ним размещены палубные надстройки (у малых траулеров — рубка). Рыбные трюмы находятся в средней и носовой части траулера. С носа рабочая палуба защищена, баком. У траулера кормового траления сети выметываются, буксируются и выбираются через кормовой слип, который начинается ниже уровня воды и доходит до рабочей палубы. Рабочая палуба расположена позади мостика в средней части судна. На больших траулерах кормового траления улов очищается, моется и сортируется не на открытой палубе, а на палубе, расположенной под ней. Оттуда обработанная рыба в корзинах транспортерами подается к рыбным трюмам, расположенным в носу, и укладывается в лед, либо замораживается и укладывается в трюмы глубокого охлаждения (на морозильных траулерах).

а — плавучий рыбозавод, b — рефрижераторное судно, c — вспомогательное судно

Добывающе-перерабатывающие суда — это суда для морского рыболовства. Они похожи на торговые и предназначены прежде всего для удаленных районов лова. Как и у траулеров кормового траления, лов происходит обычно через кормовые слипы; иногда применяется также бортовое траление. Добытая рыба перерабатывается в готовые продукты, такие как филе, рыбные консервы и консервы из печени, рыбий жир и рыбная мука. Добывающе-перерабатывающие суда имеют длину 60—90 м, две сплошные палубы и длинную надстройку. Мощность энергетической установки составляет примерно 1470 кВт, скорость свободного хода 12—14 уз, а скорость траления примерно 4 уз. Машинное отделение и отделение вспомогательных механизмов находятся в средней части судна, а в носу — отделение холодильных машин. Два-три изолированных рефрижераторных трюма расположены в носовой части судна между настилом второго дна и нижней палубой. Рыба из сетей ссыпается в бункер в подпалубном помещении, сортируется и перерабатывается. Обработка рыбы, например отделение голов, извлечение внутренностей, мытье и приготовление филе производится с помощью машин. Вручную обрабатывается только очень крупная рыба или рыба, для которой на борту нет соответствующих машин. Рыбное филе и мелкая чистая рыба укладывается на морозильные поддоны и консервируется глубоким замораживанием (до —30°С) в морозильных камерах. После короткого поверхностного оттаивания замороженную рыбу вынимают из поддонов и, чтобы предотвратить высыхание, глазируют пресной водой. По транспортерам филе, предварительно упакованное в коробки, подается в трюмы с низкой температурой (около —20°С). Головы, внутренности и прочие отходы, а также прилов по шнековому транспортеру подаются к мукомольной установке и там перерабатываются в муку. Рыбья печень после очистки, промывки, сушки и размельчения в мясорубке либо упаковывается в консервные банки и консервируется, либо в варильных установках перерабатывается в рыбий жир. Обычно добывающе-перерабатывающие суда оборудуют также установками для изготовления рыбных консервов. Рыба, пойманная под конец лова, доставляется на сушу обычно в свежем виде во льду. Все транспортировочные процессы, включая хранение и разгрузку, механизированы, поэтому выполнение их проще, чем хранение и разгрузка свежей рыбы в слоях

Суда-фабрики (рис. а) — это похожие на грузовые суда длиной 120—160 м. Они принимают улов траулеров или логгеров и перерабатывают его в готовые к продаже продукты — филе, рыбные консервы, рыбью муку, рыбий и печеночный жир. Эти суда обычно используются в удаленных районах лова и как суда-базы осуществляют также снабжение и обслуживание промысловых судов. Располагая энергетической установкой мощностью от 1470 до 2940 кВт, суда развивают скорость 12—14 уз; время работы в районе лова составляет 2—3 мес. Большая потребность в электрической энергии и хозяйственном паре должна удовлетворяться мощными электро- и парогенераторами. Общая мощность дизель-генератора составляет примерно 1,5 тыс. кВт. Для установок по изготовлению рыбной муки, рыбьего и печеночного жира и консервов имеется вспомогательная парогенераторная установка производительностью примерно 12—18 т пара в час (давление пара до 2,75 МПа, температура до 280°С). Для сохранения улова свежим на борту судов-фабрик и промысловых судов ежедневно изготовляется примерно 20— 30 т льда. Чтобы снабдить эти установки и промысловые суда топливом, имеются цистерны на 2—4 тыс. т дизельного топлива. Кроме названных добывающе-перерабатывающих судов в больших рыболовных флотах используются также рефрижераторные и транспортные суда. Они доставляют улов в виде свежей рыбы или в состоянии предварительной консервации с промысловых флотов в разные порты для дальнейшей переработки. Транспортные суда по форме корпуса, типу двигателя и расположению помещений соответствуют обычным грузовым или рефрижераторным судам. Если они одновременно используются как флагманские суда рыболовного флота, их оснащают также большими цистернами для топлива, кладовыми для провианта, сетей и их частей мастерскими и установками для производства льда (рис. b). Дополнительно суда могут быть оборудованы жилыми, общественными и санитарно-гигиеническими помещениями для сменных команд промысловых судов, а также помещениями для медицинского обслуживания промысловиков. Большим рыболовным флотам в отдаленных районах лова придаются также обслуживающие суда (рис. c). Это многоцелевые суда длиной примерно 60 м, оборудованные многочисленными устройствами и приспособлениями и обладающие хорошими мореходными качествами. Для ухода за больными из экипажей промысловых судов на них предусмотрены лазареты и операционные, а для снабжения обслуживаемых судов — кладовые (для провианта, промыслового оборудования, запчастей), а также ремонтные мастерские. Кроме того, обслуживающие суда могут быть оборудованы биологическими и метеорологическими лабораториями для исследований и наблюдений. Эти суда похожи на траулеры и оборудованы множеством промысловых приспособлений.

а — китобойная база, b — китобоец

Для промысла китов применяются китобойные базы и китобойные суда. Бой китов, практически прекращенный в мировом масштабе с целью сохранения вида, производился главным образом в южных полярных морях. С китобойных судов (китобойцев) охотились на голубых и горбатых китов, финвалов и кашалотов. К одной китобойной базе приписывалось примерно 5—15 китобойных судов водоизмещением около 1 тыс. т с энергетической установкой мощностью 1470— 2210 кВт, со скоростью 14— 17 уз, хорошей мореходностью и большой дальностью плавания (до 4 тыс. мор. миль). Характерными для китобойцев являются высоко поднятый нос, на котором стоит гарпунная пушка, и соединительный мостик, идущий от орудийной установки до надстройки. Убитый с китобойца (гарпунированный) кит накачивается воздухом и буксируется к китобойной базе; иногда для этого используются китовые буксиры. Китобойные базы имеют водоизмещение 20—45 тыс. т и экипаж 250—400 человек; их скорость 14—16 уз. У более старых судов в качестве двигателя использовались паровые поршневые машины; суда, построенные в последнее время, оборудованы преимущественно дизелями. Вспомогательные и многочисленные обслуживающие механизмы размещены в кормовой части судна. Чтобы втащить тушу кита массой до 150 т на верхнюю сплошную палубу (китовую палубу), в корме предусмотрен китовый слип с отверстием примерно 6X6 м, а на палубе — китовые лебедки с тяговым усилием до 0,5 МН и несколько маленьких лебедок с тяговым усилием 0,10— 0,15 МН, которые служат также для снятия жирового слоя и для разделки китов. Для переработки разделанных китов в китовый жир, китовую муку, замороженное мясо, мясной экстракт и консервы на борту имеется много перерабатывающих установок и вспомогательных машин, а также парогенераторы. Полученные продукты хранятся в больших цистернах и грузовых или рефрижераторных трюмах.

РЫБОПРОМЫСЛОВЫЕ СУДА

РЫБОПРОМЫСЛОВЫЕ СУДА. В 20 в. в рыбном промысле развитых стран корабли со стальными корпусами и дизельным двигателем постепенно вытеснили деревянные суда с парусной оснасткой. Изменились конструкция, эксплуатационные данные рыбопромысловых судов и их оборудование. В бурном развитии рыбной промышленности лидировали европейские страны, Япония и США.

ОРУДИЯ ЛОВА

Тип добывающего (рыболовного) судна определяется его орудиями лова и особенностями соответствующего оборудования, необходимого для конкретного вида промысла.

Размеры и конструкции тралов весьма различны. Сетной мешок любого трала делается в форме воронки с открытым входом, но без выхода. Траловая сеть буксируется парой тросов (ваеров) над морским дном (бывают тралы донные, глубинные и разноглубинные); вход сети всегда поддерживается в открытом состоянии с помощью набора поплавков и пары деревянных распорных щитов, прикрепленных к ваерам и потому действующих по принципу воздушного змея (или плавучего якоря).

Кошельковые невода.

У морского кошелькового невода длинные (как у старинного кошелька) боковые сетные стенки, висящие вертикально; верх их поддерживается поплавками, а низ оттягивается грузилами. Нижняя часть невода устроена так, что может стягиваться и превращаться в ловушку для рыбы. Пойманная рыба скапливается в сравнительно небольшой донной части невода, которая и вынимается на борт судна прикрепленными к ней подъемными канатами.

Жаберные сети.

В таких сетях рыба застревает, зацепляясь жаберными крышками за ячеи сетного полотна, вершина которого натягивается по прямой линии, а стенка висит вертикально.

Крючковые снасти.

При лове товарной рыбы применяют снасть типа яруса или перемета (множество крючков на поводках крепится к длинному натянутому шнуру). Концы яруса очень большой длины обычно надежно удерживаются якорями с буями.

Заборная часть драги представляет собой последовательность металлических скребков, за каждым из которых находится проволочный черпак для сбора сгребаемых с морского дна устриц и морских гребешков. Основным узлом заборной части гидравлической драги для сбора моллюсков являются салазки с ножом спереди и цепным черпаком сзади; водометные сопла, расположенные перед ножом, облегчают съем моллюсков.

Гарпун – это метательное орудие, к заднему концу штока которого прикреплен канат; наконечник гарпуна либо зазубрен, либо имеет поворотные лапы, благодаря чему и удерживается в теле кита или рыбы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА

Исследования районов промысла.

Регулярное изучение рыбных угодий Мирового океана началось после Второй мировой войны и активно ведется при поддержке и под контролем ООН и других международных организаций. Чтобы участвовать в программе этих исследований, многие страны построили специальные исследовательские суда. В последнее время особое значение придается внедрению электронных методов при поиске рыбных косяков, созданию судов, их двигателей и орудий лова усовершенствованной конструкции, более эффективным методам обработки и хранения улова.

Состав рыбопромыслового флота.

Модернизация добычи морепродуктов на базе современной техники радикально изменила сами принципы рыбного промысла, складывавшиеся веками. Современный рыбопромысловый флот состоит из специализированных судов, совокупность которых обеспечивает бесперебойное выполнение всех традиционных задач добычи и переработки в течение длительного периода времени. К ним относятся не только добывающие суда, но и плавучие рыбоперерабатывающие заводы, производственные траулеры-рефрижераторы, плавучие базы и транспортные суда.

Рыбоперерабатывающие суда.

Плавучие перерабатывающие заводы применялись в китобойном промысле с давних пор, а с 1933 суда такого типа стали использоваться для переработки улова траулеров. На современном плавучем заводе выполняются все процессы переработки добытых морепродуктов, включая чистку, разделку, замораживание, брикетирование, расфасовку, упаковку, консервирование, извлечение рыбьего жира, изготовление пищевых продуктов.

Траулеры-рефрижераторы.

Полная грузоподъемность таких судов составляет от 2000 до 3000 т, численность команды доходит до 90 человек. Эти траулеры оборудованы автоматическими линиями переработки продуктов улова, морозильными камерами и складами. Русские, норвежские и исландские суда этого типа производят соленые, консервированные и замороженные продукты. Производительность таких траулеров от 50 до 90 т рыбы в сутки. Малые кормовые и бортовые траулеры служат только как добывающие (рыболовные) или разведочные суда.

Плавучие базы.

В условиях длительной путины в районах промысла, отдаленных от портов приписки добывающих судов, они и их команды обслуживаются специально предназначенными для этих целей плавучими базами; на таких базах располагаются административные органы флота, средства связи с землей, госпитали и дома отдыха. Длина такой базы достигает 152 м; она же является, как правило, и рыбоперерабатывающим заводом.

Транспортные суда.

Перевозки в рыбной промышленности все больше и больше выполняются либо большими судами-рефрижераторами, либо специально построенными транспортами или приспособленными для этих целей кораблями торгового флота. Перевозки включают доставку улова и продуктов переработки на рынки сбыта, поставку необходимых материалов и продуктов рыбопромысловому флоту и периодический обмен его личного состава. См. также РЫБЫ

Флот рыбной промышленности (спр.). Л., 1972
Тосито Ц. Японские промысловые суда. Л., 1982
Кулагин В.Д. Теория и устройство промысловых судов. Л., 1986

Промысловое судно

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Промысловое судно» в других словарях:

промысловое судно — Судно, используемое для лова и обработки или только обработки рыбы и других живых ресурсов моря и имеющее на борту специальный персонал в количестве более 12 человек (под указанными судами понимаются рыбообрабатывающие суда, тунцеловные базы,… … Справочник технического переводчика

ПРОМЫСЛОВОЕ СУДНО — для добычи и обработки рыбы, а также морского зверя и других нерыбных объектов. Различают промысловые судна добывающие (траулеры, сейнеры и т. д.) и обрабатывающие (рыбоконсервные плавучие базы и т. д.) … Большой Энциклопедический словарь

Промысловое судно — 1. Промысловое судно Судно, используемое для лова и обработки или только обработки рыбы и других живых ресурсов моря и имеющее на борту специальный персонал в количестве более 12 человек (под указанными судами понимаются рыбообрабатывающие суда,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

промысловое судно — для добычи и обработки рыбы, а также морского зверя и других нерыбных объектов. Различают промысловые суда добывающие (траулеры, сейнеры и т. д.) и обрабатывающие (рыбоконсервные плавучие базы и т. д.). * * * ПРОМЫСЛОВОЕ СУДНО ПРОМЫСЛОВОЕ СУДНО,… … Энциклопедический словарь

ПРОМЫСЛОВОЕ СУДНО — Судно промыслового флота, используемое для коммерческой добычи и переработки рыбы, морского зверя, моллюсков, водорослей и др. объектов водного промысла (добывающие, добывающе перерабатывающие, перерабатывающие и приемотранспортные суда) … Морской энциклопедический справочник

Иностранное промысловое судно — 1.6. Иностранное промысловое судно судно, осуществляющее плавание под флагом другого государства и ведущее промысел водных биоресурсов и (или) морские ресурсные исследования. Источник: Приказ Госкомрыболовства РФ от 22.11.1999 N 330 О Временном … Официальная терминология

Судно-ловушка — боевой корабль, замаскированный под торговое или промысловое судно, имеющий задачу уничтожения подводных лодок. Широко использовались в годы 1 й мировой войны. Во 2 и мировой войне не имели успеха и перестали использоваться в 1943. EdwART.… … Морской словарь

Судно — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно … Википедия

Судно на подводных крыльях — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход», производство Украины) в Нидерландах … Википедия

Судно на воздушной подушке — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на воздушной подушке Привод … Википедия

Суда для переработки рыбы

Спецификация морских работ
Работа на борту морских рыболовных судов отличается от работы на борту обычных грузовых судов, хотя их судоходные качества либо весьма близки друг к другу, либо практически одинаковы. Главная разница между обычным грузовым и рыболовным судном заключается в том, что грузовое судно загружает свой груз в портах. После погрузки его люки должны быть герметически закрыты и до прибытия корабля в следующий порт, где груз будет разгружен, они не открываются.

Рыболовные суда, в отличие от грузовых, осуществляют рыбный промысел в местах для подводного лова рыбы и, таким образом, принимают на борт свой «груз» в море. По этой причине рыболовное судно, будучи наплаву в открытом море, довольно часто должно работать в ситуациях, когда, по крайней мере, некоторые из его люков находятся в открытом состоянии, что может вызвать угрозу затопления корабля.

Другой неблагоприятный фактор проявляется в ходе самой операции по ловле рыбы: часто при ловле рыбы даже небольшими судами возникает очень сильное сопротивление от её траления сетями. Более того, рыбный промысел нередко происходит в открытом море и незащищенных акваториях для донного лова. При этом на многих небольших рыболовных судах команды рыбаков всё ещё вынуждены работать без укрытия — на открытых палубах.

Поэтому считается, что рыболовные суда уязвимы в большей мере, чем грузовые суда, особенно в условиях бурного моря. Они требуют совершенно иного подхода, начиная со стадии проектирования, не говоря уже о новой подготовке всего плавсостава, от капитана судна до рядовых членов судовой команды.

Методы рыбной ловли и типы рыболовных судов
Типы рыболовных судов обычно определяются предполагаемыми методами рыбной ловли. Некоторые рыболовные суда проектируются под какой-нибудь один способ рыбного промысла, другие суда являются многоцелевыми и могут применять различные рыболовные снасти (более двух видов). Ниже перечислены следующие основные методы лова рыбы с борта рыболовных судов, а именно:

1. Постановка донного трала на рыбу
2. Разноглубинное траление рыбы
3. Замётывание в воду кошелькового невода для ловли рыбы
4. Бессетевой лов рыбы (крючковыми орудиями лова)
5. Лов рыбы объячеивающими (жаберными) сетями
6. Рыбная ловля на спиннинг с борта моторных лодок

Донное траление рыбы
Первоначальным способом постановки донного трала на рыбу было бортовое траление. У траулера с бортовым тралением две установки для траления рыбы, которые замётывают сети в воду с носового и кормового отсека обычно по правому борту судна, если смотреть вперёд по ходу его движения. Судовая команда устанавливает невод с борта судна, после чего перлинь (трос) начинает наматываться на стейпл-блоки, свисающие с установок для траления. Траловые распорки перед входом в сеть (по одной с каждой стороны невода) устанавливаются под определённым углом к плоскости её передвижения в придонных слоях воды, когда судно тралит рыбу (см. рисунок 66.3).

Рис. 66.3 Постановка донного трала с кормового траулера

Рыба накапливается в т.н. кутеце кошелькового невода. Палубная надстройка на траулере с боковым тралением расположена между миделем и кормовым отсеком судна, а двухсекционная траловая лебёдка закреплена ближе к носовому отсеку корабля. Грузовая стрела, смонтированная на передней мачте, поднимает весь улов рыбы на верхнюю палубу носового отсека судна. В эксплуатации остаются буквально единичные образцы траулеров с боковым тралением рыбы, так как почти все они уже заменены кормовыми траулерами. На траулерах с кормовым тралением траловые лебёдки заменены очень большим, почти во всю ширину судна, портальным краном, корпус которого смонтирован в кормовом отсеке судна, а грузовая стрела имеет большой вылет вперёд (см. рисунок 66.4). У больших кормовых траулеров имеется навесная палуба. Все они оборудованы центральной траловой лебёдкой, которую часто закрепляют в средней части судна, а в кормовом отсеке обычно монтируется ещё несколько дополнительных лебёдок для вытаскивания на палубу рыболовных снастей. Траловая сеть вытаскивается по кормовой аппарели на шельтердек, где после некоторого приподнятия кутеца вверх она опустошается через разгрузочные затворы, соединяемые с люками основной палубы, которая расположена внизу и на больших траулерах с кормовым тралением представляет фактически рыбоперерабатывающий завод.

Рис. 66.4 Траулер с кормовым тралением

Разноглубинное траление рыбы
Разноглубинное траление рыбы производится с целью вылова больших косяков морской рыбы и других морепродуктов, обитающих на разных уровнях морской среды между океаническим дном и водной поверхностью. В нём принимает участие тот же тип судов, что и при постановке донных тралов на рыбу, но в данном случае эти суда обычно оборудуют ещё и большими сетными тумбами для замётывания в воду ещё больших сетей. Для того, чтобы регулировать глубину подводного траления морской рыбы, поверх перлиня закрепляются специальные грузила и поплавки, а сам невод оборудуется специальными сетевыми распорками.

Ловля рыбы с помощью кошелькового невода (обкидные неводы)
Сейнеры, оборудованные кошельковыми неводами, выходят на промысел в море с целью вылова таких косяковых пород рыбы, как сельдь, мойва и макрель. Уловы могут быть очень большими, поэтому большое значение имеет высокая грузоподъемность судна. К верхней части рыболовной сети крепятся поплавки, а к нижней — грузила. Поскольку от судна требуется закинуть сеть таким образом, чтобы в центре обкидного невода оказался сразу весь косяк морской рыбы, необходима также хорошая маневренность судна и, особенно, его способность совершать различные повороты и развороты.

Существует два типа сейнеров, оборудованных для кошелькового лова морской рыбы. Один из них получил название американского, а другой североевропейского (нордического) сейнера. На обоих типах сейнеров используются силовые установки с гидравлической системой привода. На судах американского типа капитанский мостик и кубрик для членов судовой команды расположены в носовом отсеке, а силовой блок портального крана с грузовой стрелой смонтированы сзади навесной палубы в кормовом отсеке корабля. Сейнеры нордического типа первоначально напоминали суда, оборудованные для бокового траления рыбы. У них навесная палуба, рулевая рубка и кубрик для судовой команды расположены в кормовом отсеке корабля. Блок силового питания обычно располагается по правому борту от рулевой рубки. Транспортер с гидравлическим приводом перемещает рыболовные снасти от блока питания к сетному бункеру в кормовом отсеке. После того, как невод накрывает косяк рыбы сверху, сетевой куль стягивается снизу кошельковой лебёдкой, на которую наматывается нижний трос. На следующем этапе начинается перекачка рыбы из кошелькового невода в трюм через сепаратор, разделяющий рыбу и воду. У заново спроектированных и построенных сейнеров нордического типа (См. рисунок 66.5) теперь, как правило, те же габариты, что и у больших траулеров с кормовым тралением. Двойная подвесная палуба пересекает судно от носового до кормового отсека, а сетный бункер располагается на корме. Расположение силового блока питания по-прежнему такое же, как и на первоначальной модели судов этого типа.

Рис. 66.5 Сейнер, оборудованный кошельковым неводом

Бессетевой лов рыбы (крючковыми орудиями лова)
Бессетевой лов рыбы на линь с крючками представляет такой способ рыбной ловли, при котором за борт вымётывается длинная траловая дуга с прикреплённой наживкой на крючках, расположенных через каждые 1-2 метра. Спустя некоторое время рыболовное судно вытаскивает траловую дугу из воды, а судовая команда снимает пойманную рыбу с крючков. Такой метод рыбного промысла до сих пор используется на борту небольших рыболовных судов, не оборудованных навесными палубами (См. рисунок 66.6 и рисунок 66.7). Обычно приманка наживляется на крючки ещё на суше, после чего намотанная леса складывается в бадьи. Траловая дуга вымётывается в воду с кормы рыболовного судна, а из воды вытаскивается с помощью линейного ворота с гидравлическим приводом и укладывается в небольшие бухты по правому борту судна.

Рис. 66.6 Лов рыбы малыми крючковыми орудиями с борта высокоскоростного бота, находящегося в неподвижном
состоянии

Рис. 66.7 Лов рыбы малыми крючковыми орудиями с борта высокоскоростного бота (на ходу)

Современное рыболовное судно, оборудованное для ловли рыбы на закидной линь с крючковыми орудиями, имеет навесную палубу, боковой бункер для укладки рыболовной снасти и кормовое отверстие для выкидывания на воду траловой дуги. Обе ниши могут быть наглухо задраены и перегорожены таким образом, что даже при большом прибое будет подтапливаться только часть рабочего настила. Как только траловая дуга появляется из воды, её тут же заправляют в автоматическое устройство по насадке наживки на крючки. Там за одну и ту же операцию старая наживка снимается с крючков, а новая насаживается. После этого линь снова забрасывается на воду. Рыболовные суда, специализирующиеся на ловле рыбы закидным линем с крючковыми орудиями, могут быть до 60 м длиной и вмещать до 20-40 человек судового состава. Линь вымётывается за борт со скоростью 7-8 узлов, а линейный ворот развивает тяговое усилие до 5 тонн. Внутри межпалубного пространства расположен разделочный цех, который оборудован ленточным транспортером, разделочными столами и ёмкостями для удаления у рыбы головы и внутренностей и приготовления из неё рыбного филе. Все эти операции выполняются вручную. Иногда суда этого типа оборудуются ёмкостями для свежей заморозки рыбы.

Лов рыбы объячеивающими (жаберными) сетями
В объячеивающих сетях рыба ловится за жабры. На тех рыболовных судах, где палубные надстройки размещены в кормовом отсеке, а открытые палубы в районе миделя (посередине судна), вдоль борта разворачивается и выбрасывается на воду несколько ставных сетей такого типа. К свободному концу ставной сети и у верхней её кромки крепятся поплавки. Маневрируя на воде, рыболовное судно всё время держит ставную сеть в развернутом виде. Рыбный промысел с помощью дрейфующих ставных сетей во многих странах уже заменен ловлей рыбы кошельковыми неводами и разноглубинным тралением рыбы.

Ловля рыбы на спиннинг с борта небольших моторных лодок
Ловля рыбы с борта небольших моторных лодок в прибрежной полосе по-прежнему рассматривается в качестве важной сферой деятельности, которая в последнее время получила существенное развитие. В большинстве случаев на смену небольшим деревянным баркасам открытого типа с подвесными моторами или стационарными двигательными установками пришли высокоскоростные стеклопластиковые катера, которые могут легко достигать зоны для донного лова рыбы. Как правило, длина этих судов составляет от 8 до 15 м. С моторами мощностью от 250 до 400 лошадиных сил они могут развивать скорость хода до 24 узлов. В каюте имеется два спальных места, камбуз и туалет. Несколько катеров этого класса оборудованы спиннинговыми комплектами, которые представляют собой компьютеризованные автоматы в помощь рыбакам. Такая удочка-автомат точно определяет момент касания дна грузилом после закидывания линя на воду. Она устанавливает крючки на должном от него расстоянии и после этого начинает симулировать подсечку лески. Она точно фиксирует тот момент, когда рыба начинает откусывать наживку с крючка, и после этого вытаскивает её на поверхность воды.

Переработка рыбы на борту судна и в стационарных условиях на берегу
По мере увеличения судовых габаритов, а также в связи с расширением масштабов глубоководного рыболовства в водах мирового океана большое развитие получает и переработка рыбы на борту рыболовных судов. Поскольку полезная площадь на борту судов ограничена в большей степени, чем на расположенных в прибрежной зоне рыбоперерабатывающих предприятиях, то возникает потребность в более компактном размещении на борту судов новых автоматических линий по механизированной переработке рыбы и креветок.

Не доходя до верхней кромки кормовой аппарели, содержимое кошелькового тралового мешка, поднимаемого на борт современного кормового траулера, через гидравлические люки на траловой деке вываливается в приёмные бункеры из нержавеющей стали, расположенные палубой ниже позади рыбоперерабатывающей линии. На линию по переработке рыбы дары моря попадают через четыре гидравлических люка в передней водосливной перегородке у приёмных бункеров. Далее по ленточному транспортёру они развозятся по разным разделочным станциям, расположенным в рыбоперерабатывающей зоне площадью в 520 . Линия по переработке рыбы рассчитана на производство рыбных филе, брикетов, фарша; предусмотрено также удаление у рыбы головы и внутренностей. Более подробно этот процесс проиллюстрирован на рисунке 66.8.

Рис. 66.8 График ловли и переработки рыбы

Технологическая линия оснащена множеством приспособлений для автоматической переработки рыбы, в том числе ленточными транспортёрами, промежуточными ёмкостями для предварительного охлаждения продукции, дублирующими технологическими линиями и т.п. Набор технологического оборудования включает следующие элементы, а именно:

· Конвейер для сортировки рыбы и кровопускания
· Машина по удалению у рыбы головы и внутренностей
· Десять промежуточных ёмкостей для охлаждения продукции до температуры ледяной воды
· Два конвейера для доставки рыбы из промежуточных охлаждающих ёмкостей в зону окончательной переработки
· Конвейер для доставки рыбного филе на обрезание
· Линия обрезания, оборудованная восемью рабочими местами
· Линия упаковки с автоматической расфасовкой и взвешиванием продукции на пять рабочих мест.

Линия по переработке рыбы также оснащена четырехпозиционным участком по приготовлению филе из рыбы вручную. Система охлаждения продукции подсоединена к трем скороморозильным плиточным аппаратам горизонтальной загрузки и одному такому аппарату с ручным управлением. Пропускная способность холодильных камер составляет 70 тонн рыбного филе в сутки.

В производстве используются картонные коробки установленного образца, а рыбные филе и брикеты распаковываются по стандартным блокам свежезамороженной продукции. За доставку продукции с линии технологической переработки в трюмы отвечает грузовой подъёмник. В рыбном трюме общей вместимостью 925 может поддерживаться температура при наружной температуре воздуха и морской воды .

С правой стороны от линии по переработке рыбы располагается специальная линия по разделыванию креветок. Она оснащена сортировочным конвейером, сепаратором, автоклавом для варки креветок, автовесами, участком для охлаждения и упаковки продукции. Для переработки креветок задействована также часть оборудования, используемая на линии по переработке рыбы, для разделывания рыбы с белым мясом (сиги, тресковые и т. п.). Здесь имеются в виду приёмные бункеры, скороморозильные плиточные аппараты, линии расфасовки и упаковки, ленточные транспортёры и ёмкости для хранения свежезамороженной продукции в рыбном трюме.

На траулерах-морозильниках имеются также фабрики по производству рыбной муки с пропускной способностью до 50-60 тонн в сутки. За 24 часа непрерывной работы они производят от 7 до 9 тонн рыбной муки. Высокое качество данной продукции зависит от подогрева сушильных камер на пару, поступающем от судового мазутного котла, совмещенного с системой выброса продуктов сгорания.

Такая фабрика по производству рыбной муки имеет в своём составе следующее оборудование:

· Автоклав не прямоточного действия, оснащенный кожухом с воздушным охлаждением, ротором и форсунками для подачи паровой струи прямо на рыбу
· Фильтрационный конвейер и двухвинтовой пресс
· Силовой конвейер для загрузки спрессованной продукции в паровой агрегат-сушилку ротационного действия
· Насос для откачки за борт отпрессованной воды
· Всасывающая труба для доставки продукции из агрегата-сушилки в обогатительный агрегат

От обогатительного агрегата трубопровод ведет к тому месту в трюме с рыбной мукой, где продукция упаковывается в мешки. Здесь рыбная мука расфасовывается в бумажные и джутовые мешки по 35 кг в каждый и сдается на хранение.

Отдельные производственные участки в зоне технологической переработки продукции, где члены судовой команды длительное время проводят на ногах, оснащены саморегулирующимися платформами.

Оборудование, используемое для переработки рыбы с белым мясом и других морепродуктов на борту плавучих рыбозаводов, за исключением приспособлений для ловли рыбы, почти такое же, как и на таких рыболовных судах, как кормовые траулеры, которые ведут переработку улова собственными силами. Главное отличие состоит в том, что плавучие рыбозаводы сопровождают рыболовные флотилии до рыбных отмелей, где они получают пойманную рыбу для переработки и транспортировки в порты назначения.

Технический прогресс в замораживании и переработке рыбы на борту рыболовных судов оказал также большое воздействие на рыбоперерабатывающие заводы, работающие в прибрежной зоне. Организована автоматическая и в то же время гибкая система производственных участков, где можно изучить качество выпускаемой продукции, провести эксплуатационные испытания технологического оборудования и оценить выработку продукции по индивидуальным заказам с целью определения оптимальной системы управления производственными процессами.

Рыбное филе вначале направляется на разделочные порционные машины, а затем уже в расфасованном виде поступает на быструю заморозку или упаковку. В связи с конвейерной системой переработки, как рыбы, так и креветок, внедрённые технологические системы отличает их высокая пропускная способность. Затраты рабочей силы настолько незначительны, что рабочим редко приходится поднимать или подавать упавшую рыбу.

Международные нормы и правила
Три организации Объединённых Наций — ФАО, Международная организация труда (МОТ) и Международная организация по морскому праву (МОМП), — заключили соглашение о сотрудничестве по выработке норм и правил охраны труда рыбаков и соблюдения техники безопасности рыболовными судами. При этом каждая организация взяла на себя обязательство действовать исключительно в сфере своей собственной компетентности, а именно:

· ФАО — общие принципы рыболовства
· МОТ — проблемы найма и использования рабочей силы в рыбной промышленности
· МОМП — страхование жизни, судов и оборудования от морских рисков

Совместная группа консультантов от трех организаций составила Перечень норм и правил охраны труда рыбаков и соблюдения техники безопасности рыболовными судами. В документе два раздела. В разделе А перечислены функциональные и профессиональные требования по охране труда капитанов судов и матросов судовых команд; в разделе Б названы обязательные требования по охране труда и правила техники безопасности при строительстве и технической оснастке рыболовных судов. Цель указанного нормативного документа состоит в том, чтобы уменьшить риск нанесения телесных повреждений рыбакам и, по возможности, предотвратить несчастные случаи и аварии, а также уменьшить риск возникновения опасных ситуаций на (рыболовных) судах. МОМП координировала всю работу по выдвижению предложенных поправок, но каждая поправка должна была стать ещё и предметом окончательного одобрения со стороны всех трёх указанных организаций.

Этот Перечень норм и правил с внесёнными в него поправками и дополнениями был опубликован МОМП от имени и по поручению ФАО, МОТ и самой МОМП. В разделе А содержится исходная информация в отношении правил по охране труда и технике безопасности при выходе рыболовных судов в море на путину. Особое внимание уделяется таким характеристикам, как правила судовождения, мореходные качества судна и уровень соответствия технологического оборудования предъявляемым нормам.

Другие меры профилактического характера включают также сохранение судном должной остойчивости; предупреждение случаев выпадения людей за борт судна; поддержание общего порядка на палубе, в машинном отделении и других местах, где установлено механическое оборудование и работают машины; изучение противоаварийных устройств и приспособлений; работу по предотвращению пожаров и ознакомление с мерами предосторожности и медицинским оборудованием для оказания первой помощи. Важно было также обеспечить бесперебойную работу всех предохранительных и спасательных механизмов, установленных на борту судна.

Основным фактором безопасности рыболовного судна являются его мореходные качества и эксплуатационные характеристики. Капитаны рыболовных судов, бороздящих воды мирового океана, длина которых превышает 24 м, должны быть хорошо осведомлены обо всех аспектах судовождения, манёвренности, эксплуатационных характеристик и остойчивости управляемых ими судов. Каждый капитан должен уметь устранять все возможные последствия для остойчивости своего судна от перегрузок, возникающих как при приёме на борт партии выловленной рыбы, так и при пополнении судном запасов воды и топлива. Он должен также предвидеть все отрицательные последствия затопления в палубных отсеках, заклинивания межпалубных перегородок и вытаскивания на борт тяжелых рыболовецких снастей.

Для безопасности рыболовных судов и судовых команд важно, чтобы образование, профессиональная подготовка и аттестация всех служащих на борту судна, соответствовали бы самым высоким и общепризнанным стандартам. С этой целью в 1995 году в штаб-квартире МОМП в Лондоне была подписана Международная конвенция по вопросам профессиональной подготовки, аттестации и контроля наёмного персонала рыболовных судов. Государства, от имени которых была заключена настоящая Конвенция, взяли на себя обязательство не мешать соответствующей законотворческой деятельности (т.е. не препятствовать принятию соответствующих законов, постановлений, распоряжений, правил и инструкций). С точки зрения сохранения жизни и обеспечения гарантий прав собственности на море и защиты морской среды служащий плавсостава мореходных судов должен соответствовать предъявляемым требованиям и быть годным к выполнению возложенных на него служебных обязанностей. Конвенция вступит в силу спустя 12 месяцев после её ратификации не менее, чем 15 государствами.

В приложенных к Конвенции инструкциях и наставлениях отражены обязательные требования к аттестации капитанов судов, офицеров корабельной службы, судовых инженеров-механиков и радистов. В них подробно излагаются также основные правила техники безопасности, обязательные для исполнения служащими плавсостава на всех рыболовных судах, и инструкции по соблюдению требований к надзору за штурманами на борту рыболовных судов.

Среди вопросов, подлежащих тщательной проверке при аттестации кандидатов на должности капитанов судов и лиц штурманского состава для дальнего плавания, находятся следующие: судовождение; корабельная служба; определение местоположения судна электронными средствами связи; метеорологическая служба; связь; противопожарная безопасность; спасение утопающих; судовые маневровые свойства и средства; конструктивные особенности и остойчивость рыболовного судна (в том числе при плавании по чистой воде и в условиях обледенения); подъем улова рыбы на борт и уборка рыболовных снастей; английский язык; медицинская помощь; морское право; спасательные работы на море; перечень норм и правил охраны труда рыбаков и соблюдения техники безопасности рыболовными судами в объеме требований ФАО, МОТ и МОМП к разделу А и в части загрязнения морской среды.

Бытовые условия для служащих плавсостава рыболовных судов дальнего плавания
На крупных типах судов, таких как кормовые траулеры-холодильники, предназначенных для многомесячного лова рыбы в открытом море часто вдали от портов приписки, бытовая обустроенность судовых команд, как правило, поддерживается на высоком уровне. Например, новый траулер с кормовым тралением рыбы, спущенный со стапелей в Исландии в 1994 году, может разместить на борту 37 человек. На корабле имеются 13 одноместных и 12 двухместных кают. Кроме того, есть ещё один больничный отсек, рассчитанный на единовременный прием двух человек, отдельный туалет и туалетная комната с умывальниками. Общая полезная площадь составляет 625 кв. м. У всех кают имеется свободный доступ к отдельному туалету, туалетной комнате и душевой. Кроме столовой и камбуза, существуют ещё и два зала для просмотра передач по телевидению, сауна и хозяйственная комната. Набор видео- и аудиоаппаратуры для развлечений включает два цветных телевизора с экраном в 28 дюймов каждый и колонками стереофонического звучания, два видеомагнитофона, один стерео проигрыватель и несколько радиоприёмников. В каждой каюте установлено по одному радиоприёмнику, на палубе разделывания рыбы установлено десять таких радиоприёмников. На палубе есть общий туалет, личные тумбочки для служащих плавсостава, которые запираются на ключ, туалетная комната с умывальниками, стиральными машинами и сушилками, а также хозяйственная комната с сушилками для обуви и т.п.

Определение мест для рыболовства
В мире места для рыболовства отличаются один от другого так же сильно, как различаются типы и размеры рыболовных судов, находящихся в эксплуатации. Даже самый простой челнок-каноэ, выдолбленный из ствола дерева и спущенный на воду какого-нибудь озера вдали от моря, и современный и хорошо оборудованный траулер дальнего плавания, представляющий собой, по существу, плавучую базу, имеют одну и ту же цель — ловлю рыбу.

С точки зрения безопасности места, перечисленные в разделе Б Перечня для ловли рыбы на море, подразделяются на следующие три категории, а именно:

1. Моря дальнего плавания
2. Акватории мирового океана, отстоящие от мест укрытия корабля на расстоянии до 200 морских миль
3. Акватории мирового океана, отстоящие от мест укрытия корабля на расстоянии до 50 морских миль

Однако чаще всего под местами для рыбного промысла, или рыбными отмелями, подразумевают отдельные районы рыбной ловли в прибрежных водах или в открытом море.

Районы для прибрежного рыболовства сосредоточены в прибрежных водах, хотя их удалённость от береговой линии может быть различной. Это зависит от местных условий. Во фьордах или других небольших узких заливах со скрытой естественной полосой укрытий от морской стихии на однодневную рыбалку выходят небольшие катера (с открытой палубой или полурубкой). На более длительную рыбалку снаряжаются всевозможные типы небольших местных судов, оборудованных небольшими рубками.

Ловля рыбы в открытом море представляет собой рыбный промысел вдали от морского побережья, при этом внешние границы береговой линии не определены. Рыболовные суда, предназначенные для ловли рыбы в открытом море, как правило, проектируются как суда дальнего плавания, поскольку во многих прибрежных странах открытое море (или океан) начинается сразу же за естественной полосой береговых укрытий фьордов или шхер.

Рыболовные суда
Как уже было сказано, рыболовные суда, уходящие на промысел рыбы в открытое море, представляют собой суда самых различных модификаций и размеров. В их числе мы видим траулеры с кормовым тралением рыбы (на их борту установлены технологические линии для переработки живой рыбы), кошельковые сейнеры, сейнеры для ловли рыбы крючковыми орудиями лова, плавучие базы и т.д. Согласно международно-признанной классификации рыболовным судном может быть любой корабль, используемый в коммерческих целях для ловли рыбы, китов, тюленей, моржей или других представителей живых ресурсов моря. Перерабатывающее судно — это корабль, который используется исключительно для переработки пойманной рыбы.

По своим характеристикам рыболовные суда настолько сильно отличаются от других мореходных кораблей, что не хватит никаких международных соглашений по вопросам охраны труда и сохранения жизни на море, чтобы рассмотреть их каждый в отдельности.

Международная конвенция по безопасности морских судов была разработана в ходе проведения Международной конференции по безопасности рыболовных судов, состоявшейся в 1977 году в Торремолиносе, Испания. Этот международный договор основан на технической работе, проводившейся в течение нескольких лет силами МОМП, в основном в рамках подкомитета по безопасности рыболовных судов соответствующего комитета по безопасности МОМП. До этого этот комитет подготовил рекомендации по проблеме остойчивости неповреждённого судна, которые были опубликованы МОМП и впоследствии включены в Конвенцию 1977 года по безопасности рыболовных судов. В этой Конвенции утверждалось, что сфера её применения будет распространяться только на новые рыболовные суда, длина которых превышает 24 м.

На рыболовные суда меньшего размера эта важная международная Конвенция не распространялась, поскольку типология небольших судов национальных рыболовных флотилий весьма разнообразна, а имеющаяся при этом техническая информация весьма ограничена. Следовательно, можно сделать вывод о том, что правила техники безопасности для этих рыболовных судов не были разработаны только лишь потому, что не хватило исходной информации. Даже для каботажных рыболовных судов, длина которых превышает 24 м, имеет большое значение соответствие между их конструктивными особенностями и способами рыболовства. Все эти особенности в большинстве случаев оказывают серьёзное воздействие на остойчивость и мореходные качества рыболовных судов.

Техническая информация, на основе которой были разработаны правила техники безопасности, включенные в международную Конвенцию, в большинстве случаев была предоставлена промышленно развитыми в сфере рыболовства странами Европы и Северной Америки. Однако вскоре после конференции 1977 года выяснилось, что некоторые другие страны в мире предвидят трудности в ратификации тех частей Конвенции, которые касаются самых небольших в их рыболовецких флотилиях судов, превышающих в длину 24 м. Проходившая в 1993 году в Торремолиносе конференция имела своим результатом Протокол Торремоллиноса 1993 г., который ослабил ряд ограничений в некоторых разделах Конвенции, касающихся определённого класса рыболовных судов.

Изложенные в нём требования в отношении двигательных установок и электрооборудования и временно необслуживаемых зон в машинных отделениях, согласно Протоколу 1993 года, должны будут учитываться и применяться только в отношении новых судов, длина которых составляет не менее 45 м.

Раздел, посвященный мерам противопожарной безопасности, начиная от методов обнаружения источников пожара и, кончая способами его тушения и борьбы с огнем, был разделён на две части, а именно: набор требований, изложенных в части А, должен быть применим только в отношении новых судов, длина которых не менее 60 м; а набор требований, изложенных в части Б, должен содержать менее строгие требования к судам, длина которых колеблется от 45 до 60 м. Раздел, посвященный радиосвязи, касается как новых, так и уже плавающих судов, длина которых превышает 45 м в длину. Протокол 1993 года вкупе с международной Конвенцией, принятой в Торремолиносе в 1977 году, лишь дополняет и уточняет аналогичную конвенцию с учетом технического прогресса, достигнутого в период 1977-1993 гг. Сфера применения Протокола была расширена за счёт распространения его положений и на рыболовные суда, ведущие переработку рыбы.

Состоявшаяся в 1977 году в Торремолиносе конференция одобрила рекомендацию в отношении разработки стандартов по технике безопасности для рыболовных судов с навесной палубой, длина которых меньше 24 м. Это решение было принято в связи с тем, что большинство рыболовных судов в мире меньше 24 м в длину. В адрес МОМП была принята резолюция, рекомендующая этой международной организации продолжить работу по выработке стандартов техники безопасности в рыболовстве на стадии проектирования, строительства или технического переоборудования рыболовных судов с целью повышения гарантий безопасности, как самих судов, так и служащих плавсостава. Соответствующие инструкции и нормы МОМП разработала в сотрудничестве с ФАО и МОТ.

Безопасность рыболовных судов

Конструкционные особенности
Безопасность любых судов, в том числе и судов рыболовной флотилии, зависит от конструкционных особенностей и прочности остова корабля, рассчитанного на определённую нагрузку. Следовательно, прочностные характеристики и конструкционные особенности корпуса судна и его палубных надстроек должны в полной мере выдерживать все мыслимые нагрузки в ходе его эксплуатации. Водонепроницаемость судна должна быть полной, и все отверстия и раскрытия, включая палубные и бортовые проёмы, которые во время лова рыбы должны оставаться открытыми, но через которые вода может проникать внутрь корабля, должны иметь надёжные заслонки и перегородки.

Для обеспечения безопасности рыболовных судов очень большое значение имеют штормовые портики. Они позволяют воде свободно стекать за борт даже из тех мест на рабочей палубе, в которых фальшборты образуют искусственные водосборники. На небольших рыбацких баркасах высота таких фальшбортов была увеличена для того, чтобы повысить безопасность членов судовой команды, работающих на открытой палубе. Тяжесть весовой нагрузки воды на палубу может быть очень большой и, если воду оттуда быстро не слить, чрезвычайно опасной для остойчивости корабля. Вот почему так важно оставлять хотя бы минимальную площадь под штормовые портики: они обеспечивают быстрый и эффективный водослив с палубы.

В последних моделях даже небольших или средних по размеру рыболовных судов на рабочих палубах предусматривается строительство шельтердеков, т.е. навесных палуб. Вместе с тем, вместо проектирования штормовых портиков для водослива с рабочей палубы, целесообразно устанавливать мощные водоотливные насосы при условии, если межпалубное пространство на таких судах может оставаться полностью водонепроницаемым на период выполнения большей части операций по улову рыбы или если пропускающее воду отверстие ограничено небольшим водонепроницаемым отсеком. Предложив большую высоту надводного борта судна, этот проект значительно повысил конструкционную остойчивость рыболовных судов.

Остойчивость и мореходные качества рыболовных судов
Кроме прочностных характеристик и водонепроницаемости, самыми важными факторами обеспечения безопасности рыболовного судна являются его остойчивость на воде и общие мореходные качества.

Страны-члены МОМП передали в подкомитет этой международной организации по безопасности рыболовных судов ценную информацию о расчётных значениях остойчивости плавающих судов с положительным опытом эксплуатации и тех рыболовных судов, которые под воздействием рыболовного груза опрокидывались или допускали ненормальное наклонение в поперечной плоскости под влиянием внешних сил. На основе этой информации были разработаны критерии минимальной остойчивости судов на воде.

С одной стороны, можно рассчитать остойчивость корабля, находящегося в неподвижном состоянии. Но в плавании его передвижения на воде зависят от множества динамических сил, которые очень трудно, если вообще возможно, учесть, поскольку ветровые нагрузки и морские течения весьма далеки от простых линейных зависимостей.

С другой стороны, рыболовное судно, с которым за 15-20 лет эксплуатации на море при всевозможных метеоусловиях и режимах морской качки не случилось ни единой аварии или несчастного случая, можно рассматривать как достаточно безопасное.

Теперь при определении остойчивости судна рекомендуется принимать в расчёт и т.н. критерии погоды, т.е. ветровые нагрузки, воздействие морской качки и последствия затопления палубы судна морской волной. Все эти расчётные данные и другая подобная информация должны передаваться капитану судна, который отвечает за оценку остойчивости судна в любых погодных условиях.

Как уже было сказано, остойчивость корабля в значительной мере зависит от высоты надводного борта судна. Вопрос о допустимых уровнях загрузки рыболовных судов рассматривался в 1977 году на международной конференции по безопасности рыболовных судов, так как Конвенция о международной грузовой ватерлинии может применяться только к грузовым судам. Было решено воздержаться от выдвижения требований в отношении соблюдения судном допустимых уровней загрузки рыбой во время путины. Вместе с тем международная конференция по безопасности рыболовных судов в Торремолиносе потребовала, чтобы был установлен максимально допустимый предел грузовой ватерлинии. Эта отметка должна стать предметом одобрения со стороны правительственных административных органов и удовлетворять критериям остойчивости каждого судна в отдельности.

Смотрите так же:

  • Ст 290 ук состав Получение взятки. Состав преступления и сроки наказания Удручает статистика исследований в области взяточничества на просторах российского государства – более 300 млрд. в год – и это сумма совсем не в государственной валюте. Основываясь на раскрытых делах о […]
  • Платные услуги в школе по новому закону об образовании перечень Закон о платном образовании в школе в 2017 году Будоражащие слухи о том, что образование в школах может стать платным, ходят уже несколько лет. Народ буквально верит в то, что государство стремится лишить их самих, а также их детей права на получение, […]
  • Статья 15 закона 81-фз Статья 15. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (81-ФЗ) проверено сегодня закон от 30.07.2018 вступила в силу 24.05.1995 Ст. 15 Закон о пособиях на детей (81-ФЗ) в […]
  • Написать осаго от руки Как правильно написать доверенность от руки в 2018 году Необходимость делегирования полномочий требует документального подтверждения. Для подготовки нужного документа не обязательно обращаться к нотариусу. Как в 2018 году правильно составить рукописную […]
  • Трудовое законодательство при увольнении по собственному желанию Увольнение по собственному желанию в 2018, порядок и нюансы Трудовое Законодательство РФ предусматривает несколько вариантов расторжения трудового договора, один из которых по инициативе работника (ч.3 ст. 77 ТК РФ). Переезд, новое выгодное рабочее […]
  • Спор техника ведения спора Тактика ведения спора (стр. 1 из 2) 1. Принципы ведения спора______________________________________ 5 2. Техника убеждения___________________________________________ 8 3. Критика в споре____________________________________________ 10 4. Уловки в […]
  • Приказ о внесении изменений в штатное расписание в связи с сокращением Приказ о внесении изменений в штатное расписание Обновление: 16 июня 2017 г. Нормативным документом, отражающим структуру организации, ее штатный состав и численность, в соответствии с ее уставом является штатное расписание. Изменения штатного расписания […]
  • Договор дарения не родственнику кто платит налог Расчет налога при дарении квартиры и порядок оплаты Статья обновлена: 30 мая 2018 г. Здравствуйте. Я веду колонку на этом сайте про налоги. На этой странице я подробно расписала про налог, который нужно оплатить дарителям после получения квартиры в дар. […]