Судебных инстанций в системе арбитражных судов

Судебные инстанции в арбитражном процессе

Судебные инстанции в арбитражном процессе — предусмотренная законодательством иерархия стадий рассмотрения спора в арбитражном процессе.

Разъяснение

Судебные инстанции в арбитражном процессе — это предусмотренная законодательством иерархия стадий рассмотрения спора в арбитражном процессе.

Термин «Инстанция» от латинского слова «Instantia» — непосредственная близость.

В арбитражном процессе предусматриваются следующие инстанции:

— кассационная инстанция в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

Первая инстанция

Производство в первой инстанции регулируется Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ:

Раздел II. ПРОИЗВОДСТВО В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ. ИСКОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Раздел III. ПРОИЗВОДСТВО В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ИНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

При разрешении спора по существу арбитражный суд первой инстанции принимает решение (ст. 167, ст. 216 АПК РФ)

Апелляционная инстанция

Производство в апелляционной инстанции регулируется Главой 34. ПРОИЗВОДСТВО В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (ч. 1 ст. 259 АПК РФ). Для некоторых категорий дел установлены иные сроки.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции принимает судебный акт, именуемый постановлением, которое подписывается судьями, рассматривавшими дело (ч. 1 ст. 271 АПК РФ).

Кассационная инстанция

Производство в кассационной инстанции регулируется Главой 35. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ.

Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда (ч. 1 ст. 276 АПК РФ). Для некоторых категорий дел установлены иные сроки.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции принимает судебный акт, именуемый постановлением, которое подписывается судьями, рассматривавшими дело (ч. 1 ст. 289 АПК РФ).

Кассационная инстанция в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации

Могут быть обжалованы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства вступившие в законную силу (ч. 1 ст. 291.1. АПК РФ):

Решения и определения арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

Постановления и определения арбитражных апелляционных судов;

Решения и определения арбитражных судов округов, принятые ими в первой инстанции;

Решения и определения Суда по интеллектуальным правам, принятые им в первой инстанции;

Определения арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам, вынесенные ими в процессе кассационного производства, если указанные судебные акты обжаловались в арбитражном суде кассационной инстанции, образованном в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

Постановления и определения арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам, принятые по результатам рассмотрения кассационной жалобы (жалобы).

Кассационные жалоба, представление подаются в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта, принятого по данному делу (ч. 1 ст. 291.2. АПК РФ). Для некоторых категорий дел установлены иные сроки.

Рассмотрев кассационную жалобу судья ВС РФ выносит:

Определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (Статья 291.8. АПК РФ)

Определение о передаче кассационных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (Статья 291.9. АПК РФ)

Если принято Определение о передаче кассационных жалобы в судебную коллегию ВС РФ, то кассационные жалоба, представление вместе с делом рассматриваются в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения определения о передаче кассационных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (ч. 1 ст. 291.12 АПК РФ).

По итогам рассмотрения кассационной жалобы выносится Определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенное по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления (Статья 291.13. АПК РФ).

Надзорная инстанция

Производство в кассационной инстанции регулируется Главой 36.1. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ СУДЕБНЫХ АКТОВ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле (и иных лиц, указанных в статье 42 АПК РФ) (ч. 1 ст. 308.1. АПК РФ).

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются (ч. 3 ст. 308.1. АПК РФ):

1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;

3) определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Надзорные жалоба, представление на судебные акты, подаются в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу (ч. 4 ст. 308.1. АПК РФ).

Судья ВС РФ принимает:

Определение об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации (Статья 308.6. АПК РФ)

Определение о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации (Статья 308.7. АПК РФ).

Если принято Определение о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, то впоследствии по результатам рассмотрения дела выносится Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации (ст. 308.12 АПК РФ).

Арбитражный суд Амурской области

В отношении АО ПО Шимановский машиностроительный завод «Кранспецбурмаш» введено внешнее управление

Срок конкурсного производства по делу о банкротстве КПК «Кредитный союз «Умно жить» продлен до 13 февраля 2019 года

Машины, куклы, пистолеты, погремушки: Арбитражный суд Амурской области рассмотрит заявление о конфискации более 5 000 различных игрушек

Структура арбитражной системы Российской Федерации

Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях.

Первый уровень арбитражных судов

Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется статьей 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Третий уровень образуют 10 арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в статье 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.

Четвертый уровень представляет Верховный Суд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Арбитражные суды округов
(арбитражные кассационные суды)

Арбитражные апелляционные суды

Волго-вятский судебный округ

Восточно-сибирский судебный округ

Дальневосточный судебный округ

Западно-сибирский судебный округ

Московский судебный округ

Поволжский судебный округ

Северо-западный судебный округ

Северо-кавказский судебный округ

Уральский судебный округ

Центральный судебный округ

Арбитражные суды субъектов РФ

Арбитражные суды республик РФ

Арбитражные суды краев и областей

Арбитражные суды городов федерального значения

Арбитражные суды автономной области и автономных округов

§ 14. Арбитражные суды в судебной системе Российской Федерации, Компетенция арбитражных судов

Основными задачами арбитражных судов, в соответствии с действующим законодательством, являются 1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономичес-

1 ВВС СССР 1980 Ко 27.

160 кой деятельности, 2) содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды в Российской Федерации действуют в соответствии со следующими принципами, законности независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Арбитражные суды рассматривают экономические споры, вытекающие из гражданских празоотношений(например, споры, возникающие в связи с признанием права собственности на имущество, которое находится в федеральной собственности, истребованием федеральной собственности из чужого незаконного владения, признанием недействительными актов государственных и иных органов РФ, банкротством и т.д ) Все споры, рассматриваемые арбитражными судами, можно разделить на 2 категории: экономические и в сфере управления

Участниками таких споров выступают, как правило, юридические лица и граждане-предприниматели. Стороны при рассмотрении дела в арбитражных судах представляют истцы и ответчики. В качестве истцов выступают организации и граждане, предъявившие иск в своих интересах или в интересах которых был предъявлен иск. Ответчиками также могут быть организации или граждане, к которым предъявлен иск. Стороны имеют равные процессуальные права.

Судьи арбитражного суда при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральным законам

Дела по первой инстанции рассматриваются судьей единолично, а в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях дела рассматриваются коллегиально, причем в этом случае в состав суда должно входить нечетное количество судей

Решение арбитражного суда вступает в законную силу через 1 месяц после его принятия.

6 с 161 о сновы п ава При рассмотрении дела в апелляционной инстанции принимается постановление, вступающее в законную силу с момента его принятия. Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию. Постановление, принятое по результатам рассмотрения дела в кассационной инстанции, вступает в законную силу с момента принятия и обжалованию не подлежит.

Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассматривающего дела в порядке надзора, вступают в силу с момента их принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты — решения, определения, постановления арбитражных судов — обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: •

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; •

федеральные арбитражные суды округов; •

арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 1 РАЗДЕЛА 3 1.

Дайте понятие правоохранительных органов. 2.

Сформулируйте определение понятия «законность». 3.

Перечислите признаки законности. 4.

Каковы основные требования законности. 5.

Назовите признаки, характеризующие деятельность правоохранительных органов.

6 Перечислите основны е направления деятельности правоохранительных органов. Дайте характеристику каждого из них. 7.

Назовите признаки судебной власти. 8.

Определите признаки правосудия. Раскройте их содержание. 9.

Перечислите конституционные принципы правосудия. Раскрой-

Понят пшоохранмтшх органов, СУДАНА* сисша РОССИЙСКОЙ ФЕД НАЦИИ

Система арбитражных судов в РФ

Арбитражные суды республик

Арбитражные суды областей

Арбитражные суды городов федерального значения

авономных округов 6*

163 те содержание каясдого из этих принципов

10. Дайте характеристику суда присяжных заседателей. Приведите мнения ученых-юристов по поводу этого института.

11 Что понимается под судебной системой Российской Федерации ? 12.

Дайте понятие судебной инстанции. Какие судебные инстанции существуют ? 13.

Какими законодательными актами определяется правовое положение судей в Российской Федерации? 14.

Какие требования предъявляются к кандидатам на доллсность судьи суда общей юрисдикции? 15.

В каких случаях полномочия судьи суда общей юрисдикции могут быть прекращены ? 16.

Охарактеризуйте статус судьи суда общей юрисдикции. 17.

Каковы полномочия и место Конституционного Суда Российской Федерации в судебной системе Российской Федерации? 18.

Из каких звеньев состоит система судов общей юрисдикции ? 19.

В соответствии с какими принципами может быть построено распределение обязанностей между судьями в районном (городском) суде общей юрисдикции? 20.

Охарактеризуйте рассмотрение дел судом первой инстанции.

2L Дайте характеристику разбирательства дела в суде второй (кассационной) инстанции. 22.

Какие решения (приговоры) суда первой инстанции подлежат пересмотру в порядке надзора ? 23.

Каким образом осуществляется пересмотр дел в порядке надзора ? 24.

Определите место Верховного Суда Российской Федерации в системе судов Российской Федерации. 25.

Каково место военных судов в судебной системе Российской Федерации ? 26.

Определите место арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации. 27.

Какие звенья составляют систему арбитражных судов?

Система арбитражных судов

Арбитражные суды рассматривают возникающие в процессе пред­принимательской и иной экономической деятельности споры, выте­кающие из гражданских правоотношений (экономические споры). Статус арбитражных судов установлен Конституцией РФ, Федераль­ным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г.

Система арбитражных судов в Российской Федерации состоит из арбитражных судов субъектов РФ — основное звено; арбитражных апелляционных судов и федеральных арбитражных судов округов (арбитражных кассационных судов) — среднее звено; Высшего Арби­тражного Суда РФ — высшее звено.

Помимо арбитражных судов, входящих в судебную систему РФ, су­ществуют также третейские суды, не входящие в судебную систему РФ (Международный коммерческий арбитражный суд, Морская арбитраж­ная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ и др.).

К основным задачам арбитражных судов относятся защита нарушен­ных или оспариваемых прав юридических лиц и граждан в сфере осу­ществления предпринимательской деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждение нарушений в экономической сфере.

Основным звеном системы арбитражных судов являются арбитраж­ные суды субъектов РФ. В их состав входят председатель арбитражного суда, его заместители, судьи-члены арбитражного суда. В составе арби­тражных судов основного звена формируется президиум. В нем могут также образовываться судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотно­шений.

Арбитражные суды основного звена имеют следующие полномо­чия:

• рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомственных арбитражным судам РФ, за исключением дел, подведомственных ВАС РФ;

• рассмотрение в апелляционной инстанции повторно дел, рассмо­тренных в этом суде по первой инстанции;

• пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых су­дом и вступивших в законную силу судебных актов.

Президиум арбитражного суда субъекта РФ не осуществляет судеб­ных полномочий, а проводит работу по организации деятельности суда, утверждает персональный состав судебных коллегий и т. д. Судебные полномочия реализуются непосредственно судебными коллегиями и судебными составами арбитражного суда.

Арбитражными судами среднего звена являются арбитражные апел­ляционные суды и федеральные арбитражные суды округов (ФАС). Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой ин­станции. В настоящее время их 20 — по два на каждый судебный округ.

Арбитражные апелляционные суды обладают полномочиями:

• на проверку в апелляционной инстанции законности и обоснован­ности судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;

• пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

Федеральные арбитражные суды округов (в настоящее время их 10) создаются по экономико-географическому признаку. В состав ФАС входит председатель, его заместители, члены суда. В структуре данного суда находятся президиум, судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебная кол­легия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Федеральные арбитражные суды осуществляют следующие полно­мочия:

• проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и апелляционными арбитражными судами;

• пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам приня­тые ими и вступившие в законную силу судебные акты.

Указанные полномочия реализуются ФАС в судебных коллегиях. Президиум ФАС осуществляет лишь организационную работу.

Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС) является высшим судебным органом РФ по разрешению экономических споров и иных дел, рас­сматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмо­тренных федеральным законом формах судебный надзор за деятельно­стью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В состав ВАС РФ входят Председатель, его заместители, члены суда.

При осуществлении своих полномочий ВАС действует в следующем составе: Пленум, Президиум, судебные коллегии.

Пленум ВАС РФ решает важнейшие вопросы деятельности арби­тражных судов РФ, рассматривает материалы изучения и обобщения арбитражной практики, дает разъяснения по вопросам судебной прак­тики, решает другие организационные вопросы. По итогам своей рабо­ты Пленум ВАС РФ принимает постановления, обязательные для всех федеральных арбитражных судов.

Президиум ВАС РФ рассматривает в порядке надзора дела по про­тестам на вступившие в законную силу судебные решения арбитраж­ных судов РФ. В его компетенцию входит также рассмотрение отдель­ных вопросов судебной практики и информирование арбитражных судов о принятых решениях. В заседаниях Президиума ВАС РФ могут принимать участие Генеральный прокурор РФ, председатели Консти­туционного и Верховного Суда РФ, руководители других судебных органов.

Судебные коллегии ВАС РФ рассматривают в пределах своей ком­петенции дела по первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, дают предложения по совершенствованию законодательства, осуществляют другие полномочия в соответствии с регламентом арби­тражных судов.

Судебные звенья, судебные инстанции, подсудность дел судам в Российской Федерации

Суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, и суды, входящие в систему федеральных арбитражных судов, различаются объемом компетенции. В связи с этим они подразделяются на звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое положение в судебной системе, относятся к одному звену судебной системы.

Суды общей юрисдикции, исходя из федеративного и административно-территориального устройства страны, подразделяются на четыре звена:

первое звено (низшее) – мировые судьи, действующие на судебных участках соответствующего судебного района и рассматривающие судебные дела только по существу;

второе (основное) – районные (городские в городах без районного деления) суды. Эти районные (городские) суды в пределах своих полномочий рассматривают дела по существу и в апелляционном порядке пересматривают судебные решения мировых судей;

третье (среднее) – верховные суды республик, краевые, областные, суды городов федерального значения (Москва, Санкт- Петербург), суды автономной области, автономных округов. Эти суды в пределах своих полномочий пересматривают дела по существу в апелляционном и кассационном порядке;

четвертое звено (высшее) – Верховный Суд РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

Военные суды подразделяются на три звена:

первое звено (основное) – гарнизонные военные суды; второе (среднее) – окружные (флотские) военные суды;

третье (высшее) – Военная коллегия Верховного Суда РФ. В системе военных судов нет мировых судей. Дела, подсудные мировым судьям в системе военных судов, рассматривают гарнизонные военные суды.

Районные (городские) и гарнизонные военные суды относятся к основному звену федеральных судов общей юрисдикции, поскольку они рассматривают большинство судебных дел.

Областные и им равные суды являются «непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации» (ст. 24 Закона о судах общей юрисдикции).

Арбитражные суды в Российской Федерации подразделяются на следующие звенья:

первое (низшее, основное) звено – федеральные арбитражные суды в субъектах РФ. Эти суды рассматривают подсудные им дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности только по существу. Эти суды рассматривают по существу основную массу дел, поэтому они условно называются основным звеном. В районах арбитражные суды не образуются;

второе звено – арбитражные апелляционные суды создаются па определенной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ. В соответствии с Законом об арбитражных судах в России учреждено 20 таких судов. В их названиях использованы имена числительные (Первый апелляционный суд, Второй апелляционный суд и т.д.). Основным полномочием этих судов является проверка законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов, не вступивших в законную силу;

третье звено – арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды). На территории России образовано 10 окружных судов, каждый из них, как правило, охватывает территорию нескольких субъектов РФ (ст. 24 Закона об арбитражных судах). Основное полномочие этих судов – проверка законности вступивших в законную силу решений нижестоящих арбитражных судов;

четвертое звено – Высший Арбитражный Суд РФ, является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассмотренных арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

Особое место среди арбитражных судов занимает Суд по интеллектуальным правам. Он рассматривает по существу подсудные ему дела и проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, принятых им самим, а также по делам о защите интеллектуальных прав, рассмотренным судами субъектов РФ и апелляционными судами.

Помимо подразделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на:

– суды первой инстанции;

– суды второй (апелляционной) инстанции;

– суды кассационной инстанции;

– суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд, выполняющий определенную конкретную процессуальную функцию по разрешению судебных дел (вынесение первичного решения но делу, проверка законности и обоснованности вступившего или не вступившего в законную силу судебного решения).

Судом первой инстанции является тот суд, который выносит первичное решение по делу, разрешает судебное дело по существу. В этой инстанции в состязательном процессе непосредственно исследуются доказательства, выслушиваются стороны (истцы и ответчики, обвинители и защитники) и от имени государства выносится судебное решение (постановление, определение, приговор).

В системе судов общей юрисдикции в качестве суда первой инстанции может выступать суд любого звена, но каждое звено имеет свою подсудность дел. В системе арбитражных судов дела по первой инстанции рассматривают арбитражные суды субъектов РФ, арбитражные суды округов, Суд по интеллектуальным правам и Высший Арбитражный Суд РФ.

Каждое звено той или иной системы судов имеет свою подсудность дел по первой инстанции. Подсудность дел определяется процессуальным законодательством: УПК, ГПК, АПК РФ и КоАП РФ.’

Различаются предметный, территориальный и персональный признаки подсудности.

Предметный признак подсудности означает, что звенья судебной системы имеют строго определенные полномочия по рассмотрению конкретных дел по первой инстанции. В основе этой дифференциации лежит сложность рассматриваемого дела, которая определяется видом и характером спора или правонарушения.

Территориальная подсудность означает, что каждый суд вправе рассматривать дела о правонарушениях и спорах, имевших место в границах определенной территории. Например, уголовное дело подлежит рассмотрению но первой инстанции тем судом, на территории действия которого совершено преступление (ст. 32 УПК РФ).

Территориальная подсудность дел может быть изменена в случаях, предусмотренных ст. 35 УПК РФ. В гражданском процессе иск, как правило, предъявляется в суд по месту жительства ответчика, а к организации – в суд по месту нахождения организации (ст. 28 ГПК РФ, ст. 35 АПК РФ).

В определенных случаях по гражданским делам подсудность дел определяется по выбору истца (ст. 29 ГПК РФ, ст. 36 АПК РФ), по соглашению сторон (ст. 32 ГПК РФ, ст. 37 АПК РФ). В некоторых случаях законом предусмотрена исключительная подсудность дел (ст. 30 ГПК РФ, ст. 38 АПК РФ).

Персональная подсудность уголовных дел установлена ч. 3 ст. 31 УПК РФ, в соответствии с которой дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда и мирового судьи подсудны областным и им равным судам по ходатайству названных лиц, заявленному до начала судебного разбирательства.

Суд второй инстанции рассматривает дела по жалобам или представлениям прокурора на решения судов первой инстанции, не вступившие в законную силу. Суды этой инстанции составляют обычно второе звено судебной системы и называются апелляционными. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств и вынесением нового (апелляционного) приговора по уголовному делу или постановления по гражданскому делу.

В системе судов общей юрисдикции функцию апелляционной инстанции выполняют районные суды – по отношению к мировым судьям; областные и им равные суды – по отношению к районным и им равным судам; Верховный Суд РФ по отношению к областным и им равным судам. Судебные решения по гражданским делам, вынесенные судебными коллегиями Верховного Суда РФ (судебной коллегии по административным делам, судебной коллегией по гражданским делам и военной коллегией) обжалуются в апелляционную коллегию того же суда.

Порядок апелляционного производства по обжалованию судебных решений по гражданским делам предусмотрен гл. 39 ГПК РФ, а по уголовным делам – гл. 45.1 УПК РФ. Поводом для апелляционного производства является апелляционная жалоба заинтересованного лица (участника процесса) или представление прокурора.

Апелляционный порядок обжалования судебных решений в судах общей юрисдикции установлен Законом о судах общей юрисдикции (ст. 9, 10, 17, 20, 25, 28, 34) по гражданским делам – с 1 января 2012 г., а по уголовным делам с 1 января 2013 г. С учетом этого внесены соответствующие изменения в ГПК РФ – Законом № 353-Φ3 и в УПК РФ – Законом № 433-Φ3.

Следует отметить, что в судах общей юрисдикции областные (и им равные) суды и Верховный Суд РФ рассматривают в пределах своих полномочий дела по первой инстанции, в апелляционном и в кассационном порядке.

Порядок обжалования судебных решений, вступивших в законную силу, в судах общей юрисдикции и производства в суде кассационной инстанции по гражданским делам предусмотрен гл. 41 ГПК РФ, а по уголовным делам – гл. 47.1 УПК РФ.

В системе арбитражных судов судами второй инстанции являются апелляционные суды (их 20). Они проверяют в апелляционном порядке законность судебных актов арбитражных судов субъектов РФ.

Проверку законности вступивших в законную силу судебных актов судов первой и апелляционной инстанций в системе арбитражных судов осуществляют арбитражные окружные (кассационные) суды. Они же рассматривают по первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассмотренным арбитражными судами.

Вступившие в законную силу судебные решения судов первой, апелляционной и кассационной инстанций могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции.

Необходимость пересмотра судебных решений в порядке надзора вызывается тем, что не все нарушения закона, допущенные судом первой инстанции, устраняются в апелляционном и кассационном порядке. Суды этих инстанций и сами иногда допускают нарушение закона.

Таким образом, надзорная стадия является дополнительной гарантией обеспечения законности в судопроизводстве в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Производство в суде надзорной инстанции – это самостоятельная стадия гражданского и уголовного судопроизводства.

Порядок пересмотра судебных решений в надзорном порядке в арбитражном процессе установлен гл. 36 АПК РФ, в гражданском процессе – гл. 41.1 ГПК РФ и в уголовном процессе – гл. 48.1 УПК РФ.

В системе арбитражных судов в таком качестве выступает Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 292 АПК РФ), а в судах общей юрисдикции – Президиум Верховного Суда РФ (ст. 391.1 ГПК РФ и ст. 412.1 УПК РФ).

В надзорном порядке суд может оставить оспариваемый судебный акт без изменения, изменить его или отменить полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд. В гражданском и арбитражном процессе суд надзорной инстанции вправе, отменив судебный акт, принять новое судебное решение, не передавая дело на новое судебное рассмотрение.

При проверке надзорными инстанциями судебных решений установлено две процедуры. Одну из них называют «производством в надзорной инстанции», а другую – «производством ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств».

Понятие новых и вновь открывшихся обстоятельств, а также порядок возобновления судопроизводства в связи с этими обстоятельствами указаны в процессуальном законодательстве (гл. 37 АПК РФ, гл. 42 ГПК РФ, гл. 49 УПК РФ).

Включенный в систему арбитражных судов Российской Федерации Суд по интеллектуальным правам (гл. IV.1 Закона об арбитражных судах) в пределах своей компетенции должен рассматривать дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций (ст. 43.2 указанного Закона).

К федеральным судам России относится Дисциплинарное судебное присутствие, которое является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам па решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения этих коллегий об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (ст. 1 Закона о Дисциплинарном судебном присутствии).

Дисциплинарное судебное присутствие формируется в количестве шести членов из числа судей Верховного Суда РФ (три судьи) и Высшего Арбитражного Суда РФ (три судьи) сроком на три года, которые осуществляют свои полномочия без освобождения от основной должности. Первый состав Дисциплинарного судебного присутствия сформирован и приступил к работе в марте 2010 г. За 2011 г. им рассмотрено 208 дел, в том числе 24 дела по существу [1] .

Суды субъектов РФ, как отмечалось выше, включают: конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются субъектами РФ для разрешения вопросов соответствия законов и других нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления конституциям (уставам) субъектов РФ. Порядок рассмотрения дел в этих судах устанавливается законами субъектов РФ. Решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены никакими другими органами. Финансирование конституционных (уставных) судов осуществляется за счет средств субъектов РФ.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Законом о мировых судьях. Порядок назначения (избрания) и вопросы обеспечения (кроме финансирования) мировых судей устанавливаются законами субъектов РФ. К компетенции мировых судей относится рассмотрение уголовных дел о менее опасных преступлениях (с мерой наказания до трех лет лишения свободы), некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел (ст. 23 ГПК РФ) и дел об административных правонарушениях, указанных в ст. 23.1 КоАП). (Подробнее о составе и полномочиях судов, входящих в судебную систему Российской Федерации, см. в гл. 7–12 и 14 учебника).

Таким образом, в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов РФ, которые составляют единую судебную систему. В соответствии с Законом о судебной системе единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

– установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и указанным Законом о судебной системе;

– соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

– применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

– признания обязательности исполнения па всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

– законодательного закрепления единства статуса судей;

– финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета (ст. 3).

Арбитражные суды как самостоятельный вид судебной власти

В современной юриспруденции судебную власть рассматривают как обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в. соответствии с процессуальными законами в формах конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства специальными государственными органами — судами, образующими единую судебную систему РФ, в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охраны от всяких посягательств конституционного строя, политической и экономической систем, прав и законных интересов граждан, государственных органов и др. организаций. Современная модель организации судебных органов не предусматривает образования хозяйственных судов субъектов Российской Федерации, а суды общей юрисдикции Федерации ограничены институтом мировых судей. В соответствии со ст.4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» к судам субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи. Являющиеся судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Ст.28 Федерального закона «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции, что позволило усилить гарантии судебной защиты имущественных отношений на территории Российской Федерации.

Образование арбитражных судов и их дальнейшее развитие стало одним из основных направлений реализации Концепции судебной реформы 1991 года. Этой Концепцией наряду с судами общей юрисдикции предусматривалось функционирование арбитражных судов по разрешению предпринимательских споров.

В системе арбитражных судов воплощены многие идеи Концепции. Важной вехой в их развитии стало закрепление системы арбитражных судов Конституцией Российской Федерации 1993 года, в соответствии с которой были подготовлены и приняты в 1995 году новый Федеральный Конституционный Закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. В последующем был принят Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации», который закрепил систему арбитражных судов.

Арбитражные суды России являются специализированными судами, предназначенными для разрешения конфликтов, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности. Эти споры в Конституции РФ, в практике называют экономическими спорами, поскольку имеют имущественное содержание.

Необходимость дальнейшего совершенствования арбитражного процессуального законодательства привела к разработке и принятию в 1995 г. двух новых актов: Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые в течение нескольких лет являлись правовой основой системы арбитражного судоустройства в нашей стране.

Для системы арбитражных судов принятие указанных законов — это наиболее реальное осуществление планов по проведению судебной реформы, решению задач повышения эффективности правосудия. Для обеспечения разрешения споров был отменен в качестве обязательного претензионный порядок урегулирования споров, и спорящим сторонам открыт прямой путь в суд.

С целью повышения качества правосудия, эффективности судебной работы существенно расширены процессуальные права и гарантии спорящих сторон. В арбитражные суды могут обратиться за разрешением споров и иностранные предприниматели.

В Российской Федерации в настоящее время судебную систему составляют суды общей юрисдикции, конституционная юстиция и арбитражная юстиция. В рамках системы судов общей юрисдикции функционируют относительно самостоятельные специализированные военные суды.

Актуальным является вопрос о становлении в нашей стране административной юстиции. Административная юстиция наряду с конституционной юстицией — неотъемлемая часть защиты человека от произвола государства, поскольку именно этот вид судебных органов призван реализовывать полномочия в сфере споров «Человек против власти». В ходе судебной реформы возникла проблема в области системы судов общей юрисдикции. На рассмотрение Государственной Думы был внесен проект Закона о создании в системе Верховного Суда Российской федерации административных судов. В первом чтении закон был принят, но в дальнейшем оставлен без движения.

В настоящее время подготовлен проект Кодекса об административном судопроизводстве и вновь поднимается вопрос о создании административных судов, а также о распространении действия Кодекса административного судопроизводства на арбитражные суды. О целесообразности принятия этих закон доводы могут быть приведены при анализе норм ГПК и АПК о производстве по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Судебная компетенция в этой сфере разделена между общими и арбитражными судами в зависимости от субъектов. Суды общей и арбитражной юрисдикции рассматривают административные дела по собственным процессуальным правилам. Общие подходы в отношении создания специализированных административных судов в настоящее время разрабатываются в рамках проводимых преобразований российского правосудия.

Были споры по вопросам судоустройства. Были предложения об унификации судебной системы. Идея состояла в том, чтобы создать один суд, который бы рассматривал все дела — уголовные, гражданские, административные и иные.

Были также сторонники создания специализированных судов, наряду с судами общей юрисдикции. Необходимо учитывать характер дела, относимых к подведомственности специализированных судов. Арбитражные суды кроме споров между предпринимателями, рассматривают споры предпринимателей с государством, а также дела о банкротстве.

В советское время административного правосудия, если под ним понимать судебный контроль за актами и действиями администрации не было. Под административным правосудием понималось привлечение лиц к административной ответственности посредством судебных актов. Но это не административное правосудие в том смысле, как это понимается в современном мире.

Административное правосудие появилось в России примерно к середине 1980-х годов. Для осуществления административного правосудия сложилась определенная законодательная база: это Конституция РФ 1993 г., точнее два ее положения: во — первых, разделение и самостоятельность властей, которые определяют характер взаимоотношений между администрацией и судебными органами; во-вторых, ст.46 Конституции, которая позволяет обратиться в суд за судебной защитой, если гражданин полагает, что актом или незаконным действием государственного органа или должностного лица нарушены его права и интересы. В настоящее время помимо Конституции действует и огромное количество законодательных актов, регламентирующих и административную деятельность и судопроизводство в области административного правосудия. В частности, большое значение имеет новый Кодекс об административных правонарушениях 2002 года.

До последнего времени административное судопроизводство осуществлялось в рамках гражданского процессуального законодательства.

В АПК 2002 года появился раздел «Производство в арбитражном суде первой инстанции, возникающим из административных и иных публичных правоотношений».

Таким образом, в Кодексе закреплены особенности, нормы, положения, относящиеся именно к административному судопроизводству.

В арбитражных судах осуществляются следующие виды административного судопроизводства.

Первая группа дел — рассматриваются дела по оспариванию нормативных актов различных органов, в том числе органов исполнительной власти; прежде всего дела в отношении подзаконных актов на предмет соответствия — несоответствия их акту, обладающему большей силой, например закону.

Вторая группа дел — оспаривание ненормативных актов (индивидуальных, административных, управленческих), а также действий должностных лиц, состоящих на государственной службе.

Третья категория — дела о привлечении к административной ответственности в тех случаях, когда для этого требуется судебное решение, т.е. когда привлечение к административной ответственности происходит на основе судебного акта.

Четвертая категория — дела об оспаривании решений административных органов о привлечении лица к административной ответственности.

Пятая категория — дела о взыскании обязательных платежей и сумм санкций в тех случаях, когда не установлен несудебный порядок этих взысканий.

Главной особенностью этих дел является то, что обязанность доказывания обстоятельств, которые служат основаниями для принятия актов или доказательствами законности решений и действий, возлагается на органы и должностные лица, которые принимают определенное решение или выполняют определенные действия. Таким образом, бремя доказывания по всем этим спорам лежит на соответствующем государственном органе или должностном лице.

Как правило, административное судопроизводство возбуждается по заявлению заинтересованных лиц, которые полагают, что их права и интересы нарушены незаконными актами или действиями. Для того чтобы судебная защита состоялась, нужны два условия: несоответствие закону акта или действия; нарушение этим актом или действием прав и интересов лица, обратившегося за судебной защитой.

В случае если речь идет об оценке нормативного акта, то суд выносит решение либо об отказе в удовлетворении иска (когда решение соответствует закону), либо о признании этого акта недействующим. При этом предварительное обращение до суда к вышестоящему органу управления необязательно, хотя и возможно.

Суд, оценивая нормативный акт, проверяет его законность, т.е. соответствие акту, обладающему большей юридической силой. При этом суд не связан доводами истца, обратившегося с заявлением, а проверяет законность акта во всей полноте. Отказ лица, обратившегося в суд за судебной защитой от своего заявления не препятствует рассмотрению дела и признанию акта недействующим, если он противоречит закону.

Решение суда о признании нормативного акта недействительным вступает в силу немедленно, апелляционному обжалованию не подлежит, его можно обжаловать только в кассационном порядке.

Этот нормативный акт не подлежит применению; орган, издавший такой акт, должен привести его в соответствие с законом. Решение суда о признании нормативного акта недействующим подлежит обязательному опубликованию в соответствующих официальных изданиях.

В таком же порядке производится рассмотрение дел о признании незаконными, а следовательно, недействительными индивидуальных актов органов управления.

В случае если суд установит, что акт противоречит закону, он выносит решение о его незаконности и возлагает на соответствующий орган обязанность устранения допущенного этим актом нарушения.

Суды общей юрисдикции, арбитражные суды, решая административные дела, руководствуются не только нормами права, нормами, содержащимися в законах, но также и постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации.

За последние годы Конституционный Суд РФ принял целый ряд постановлений, которые соответствующим образом влияют на судебную практику по разрешению административных споров. Это касается как дел привлечении лица к административной ответственности, так и других дел.

Как показывает статистика суды общей юрисдикции и арбитражные суды перегружены огромным количеством дел и гражданских, и административных. Причем количество административных дел возрастает очень быстро. Все это создает перегрузки в работе судов и определенные проблемы с доступностью правосудия.

По законодательству, действующему в России, заинтересованные граждане могут обратиться в суд непосредственно, минуя какие-либо процедуры досудебного регулирования конфликтов. В большинстве органов управления отсутствуют структуры и службы, которые могли бы разрешать возникающие споры и устранять допущенные нарушения законов собственными силами.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что необходимо принятие нового Административного процессуального кодекса.

Как уже отмечалось в системе арбитражных судов, созданы административные коллегии. Они должны получить дальнейшее развитие. Думается, что нужна специализация административных коллегий (например, налоговая коллегия), что позволит осуществлять административное правосудие на более высоком уровне, потому что будет специализация судей. Как показывает опыт арбитражных судов, судьи, специализирующиеся на разрешении административных дел, рассматривают такие дела квалифицированно, более профессионально, допускают меньше ошибок. В соответствии со ст.4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», статьей 3 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» систему федеральных арбитражных судов составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов российской Федерации.

Важнейшим условием эффективности правосудия является реальная независимость судебной власти. В этом вопросе достигнуты достаточно крупные достижения. Арбитражные суды по своим функциям, по выполняемым ими задачам являются федеральными судами. Они рассматривают споры между предпринимателями независимо от того, где расположены истец и ответчик, то есть споры федерального, общероссийского масштаба.

Статус федеральных арбитражных судов имеет важное значение для решения многих вопросов. Прежде всего это означает, что арбитражные суды являются федеральными органами государственной власти и осуществляют судебную власть от имени российского государства.

Кроме того, арбитражные суды областей и краев, республик рассматривают споры о признании недействительными актов местной администрации, вообще местных органов власти управления. Понятно, что такую деятельность может выполнять только суд, обладающий федеральным статусом.

Если бы арбитражные суды не были признаны федеральными, существование их стало бы бесполезным. Они не могли бы выполнять те функции, которые выполняют сейчас. Поэтому очень важно, что в Федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации» все арбитражные суды отнесены к федеральным. Это означает, что все судьи арбитражных судов имеют единый статус, назначаются на должность Президентом Российской Федерации или Советом Федерации, финансируются из бюджета Российской Федерации.

При обсуждении проблемы изменения системы арбитражных судов, т.е. системы инстанционности, были высказаны разные предложения: а) передать апелляционное рассмотрение жалоб кассационным судам; б) создать межрегиональные самостоятельные апелляционные суды; в) отказаться от апелляционного пересмотра судебных актов, изменив функции кассационной и надзорной инстанций. С принятием АПК РФ 2002 г. эта проблема не была решена. Вопрос о системе арбитражных судов остался открытым. Он был решен изменениями, внесенными в Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» 4 июля 2003 г. Таким образом, в самостоятельное звено выделены апелляционные арбитражные суды, систему арбитражных судов составляет четыре уровня судов. По решению Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации могут быть созданы постоянные судебные присутствия в качестве обособленных подразделений соответствующих апелляционных судов вне места постоянного пребывания этих судов, осуществляющие его правомочия. В связи с реорганизацией судебной системы существенно изменились функции Высшего Арбитражного Суда. Он перестал быть судом, выполняющим функции суда второй инстанции, а стал подлинным высшим судебным органом страны, главная задача которого состоит в обеспечении единообразного применения закона, судебной практики. Теперь в Высшем Арбитражном Суде конкретные дела рассматривает единый орган — Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Проведена организационная перестройка всех арбитражных судов, образованы коллегии по предметному признаку: коллегия по рассматриванию гражданско-правовых споров и коллегии по рассмотрению административно-правовых споров. Внутри этих коллегий образованы судебные составы по специализации.

Федеральные арбитражные суды округов представляют собой третью инстанцию — кассационную. Это означает, что третья инстанция существенно приближена к местам разрешения споров. Теперь нет необходимости обращаться как в третью инстанцию в Высший Арбитражный Суд: разрешение споров, как правило, должно заканчиваться на уровне федерального арбитражного суда округа. Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению. Арбитражные суды имеют собственную компетенцию, а порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Поэтому можно говорить о том, что по своей правовой природе арбитражные суды — это специализированные суды в рамках системы органов гражданской юрисдикции, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательских отношений. Данное обстоятельство подчеркивалось и в судебно-арбитражной практике. В постановлении №33 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 сентября 1994 г. указано, что арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, то есть споров, связанных с предпринимательской деятельностью.

Конституция Российской Федерации и федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» относят арбитражные суды к федеральным судам. На уровне субъектов Российской Федерации не могут создаваться судебные органы, наделенные правом разрешения дел, отнесенных к ведению арбитражных судов. Система арбитражных судов основывается на общих принципах и положениях судоустройства и судопроизводства, которые в равной степени действуют и для Конституционного Суда РФ, и для судов общей юрисдикции.

Система арбитражных судов установлена Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Арбитражное судопроизводство основывается на соблюдении установленных федеральным законом правил судопроизводства, содержащихся в АПК и других федеральных законах, в частности, в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)». Арбитражные суды разрешают споры на основании Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации. Судебные постановления арбитражных судов, вступившие в законную силу, признаются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Статус судей арбитражных судов законодательно закреплен в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», а сама система арбитражных судов финансируется из федерального бюджета.

Систему арбитражных судов Российской Федерации в настоящее время составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации). По нашему мнению, в связи с этим следует согласиться с мнением Т.В. Сахновой, что на современном этапе главная тенденция заключается в процессе унификации арбитражного процессуального права. Задачи и полномочия арбитражных судов осуществляют судьи арбитражных судов, назначенные на должность в установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» порядке. Следует иметь ввиду, что организационные функции по обеспечению деятельности арбитражных судов выполняет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Созданный в соответствии с Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», Судебный департамент имеет полномочия по организационному обеспечению деятельности только в отношении судов общей юрисдикции.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятой ими в первой и апелляционной инстанциях. Кроме того, федеральный арбитражный суд округа рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Всего образовано 10 федеральных арбитражных судов, рассматривающих свое действие на определенное количество субъектов российской Федерации. Каждый из федеральных арбитражных судов округов действует в составе президиума и двух коллегий — по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и возникающих из административных правоотношений.

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов. При этом на территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, равно как и судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. В арбитражном суде субъекта российской Федерации действует президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии по рассматриванию споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. И по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Особое место в судебно-арбитражной системе занимает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который одновременно выполняет целый ряд полномочий. Во-первых, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, поскольку в силу правил подсудности ряд категорий был отнесен к его исключительной компетенции.

Во-вторых, Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, а также пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу.

В-третьих, Высший Арбитражный Суд РФ изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законных и иных нормативных актов, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В-четвертых, Высший Арбитражный Суд РФ разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, осуществляет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения: занимается судебной статистикой и организует эту работу в арбитражных судах; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражными судами, в том числе по их видам обеспечения; в пределах своей компетенции решает вопросы, возникающие из международных договоров Российской Федерации и осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами.

Законность в деятельности арбитражных судов означает полное соответствие всех постановлений арбитражных судов и процессуальных действий судов и участников процесса, совершаемых при рассмотрении и разрешении экономических и иных споров, нормам материального и процессуального права, то есть закону.

Арбитражные Суды в РФ занимают важное место в системе обеспечения законных прав и интересов участников экономического оборота. Роль и значение арбитражных судов в единой судебной системе РФ определяется их способностью рассматривать и разрешать экономические споры и иные подведомственные им дела в установленной законом процессуальной форме.

Рост и влияние арбитражных судов как на развитие экономики в целом и придание ей правового характера, так и на развитие государственных начал в ней неоспоримы. Направленность России на построение и в дальнейшем рыночной экономики есть свидетельство необратимости этого процесса и надежная база для развития и совершенствования организации и деятельности арбитражных судов.

10-летняя история существования арбитражных судов и арбитражных судов субъектов РФ в частности, позволяет вычленить наиболее значимые основания учреждения и появления в российской модели государственности арбитражных судов.

В качестве судебных органов арбитражные суды стали необходимы при соответствующем развитии и повышении экономики. Экономические отношения, опирающиеся на административно-командные методы руководства требовали и адекватного метода разрешения хозяйственных споров между субъектами. Возникновение в Российской Федерации рыночной экономики, реформы, связанные с земельным, банковским, налоговым и иным законодательством, проведение приватизации вызвали необходимость создания специального органа по защите экономических прав и интересов физических и юридических лиц, основанного на принципах другой экономической формации.

Конституцией РФ (ст.8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, государственная поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, равенство всех форм собственности. Все это составляет экономическую основу для учреждения арбитражных судов.

Арбитражные суды, являясь одной из ветвей государственной власти, как система государственных органов, есть непременные атрибуты, показатели стремления государства к построению государства правового, ибо наличие сильной независимой и самостоятельной судебной власти, подчиняющейся только Конституции РФ и федеральному закону, позволяет обеспечить господство закона и поддержание правопорядка в экономической сфере.

Демократический режим государства, его социальная направленность предопределяют наличие государственных институтов, ставящих перед собою в качестве приоритетных задач защиту законных прав и интересов человека и гражданина, обеспечение доступа каждого к правосудию. В сфере экономической и иной предпринимательской деятельности таковым является арбитражный суд.

Существование арбитражных судов РФ, отдельные элементы их организации и деятельности определяются построением Российского государства в качестве федерального. С федеральным устройством РФ связано наличие видового разнообразия арбитражных судов субъектов РФ, специфики формирования судейского корпуса и т.д. Следует также указать на особую, гибкую модель учета федеральных и региональных интересов: несмотря на федеральный статус арбитражных судов субъектов РФ, подчинение судей Конституции РФ и федеральному закону, суды применяют конституции (уставы) и другие законы субъектов РФ (ст.З Закона о судебной системе).

Арбитражные суды субъектов РФ являются элементом единой судебной системы РФ (ст.4 Закона о судебной системе). В силу данного обстоятельства арбитражные суды субъектов РФ устанавливаются Конституцией РФ и федеральными конституционными законами «О судебной системе РФ» и «Об арбитражных судах в РФ», все судьи данных судов соблюдают установленные АПК РФ правила судопроизводства, все арбитражные суды субъектов РФ применяют Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров РФ, а также конституции (уставы) и другие законы субъектов РФ. Исполнение судебных постановлений арбитражных судов субъектов РФ, вступивших в законную силу, обязательно на всей территории РФ; статус всех судей арбитражных судов субъектов РФ един, арбитражные суды субъектов финансируются из федерального бюджета (ст.З Закона о судебной системе).

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации в Законе об арбитражных судах (ст.1) были обозначены как федеральные. Тем самым был положен конец спору об их принадлежности, затянувшемуся с момента образования арбитражных судов (1992). Федеральный уровень арбитражных судов субъектов федерации позволяет обеспечить единый порядок судебной защиты в сфере экономической деятельности предпринимательских структур.

Арбитражные суды субъектов РФ, будучи элементом системы арбитражных судов, характеризуются как общими, присущими всей системе признаками, так и специфическими, индивидуализируемыми данные суды в качестве ее звена.

Особая роль арбитражных судов субъектов РФ обусловлена, прежде всего, их местом в системе арбитражных судов. Арбитражный суд субъекта РФ следует признать основным звеном в четырехзвенной системе арбитражных судов в силу имеющейся компетенции, выполняемого объема работ, а также приближенности к участникам экономической деятельности.

Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают подавляющее количество всех подведомственных арбитражным судам экономических споров и иных дел. Подобная ситуация обусловлена тем, что в соответствии с Законом об арбитражных судах право рассматривать и разрешать экономические споры по существу представлено двум звеньям системы: Высшему Арбитражному Суду РФ и судам субъектов РФ (ст.9,36).

К полномочию Высшего Арбитражного Суда РФ по рассмотрению и разрешению в первой инстанции отнесены две категории дел:

— о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной думы. Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

— экономические споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ.

Все иные дела, подведомственные арбитражным судам, рассматривают по первой инстанции арбитражные суды субъектов РФ. Кроме того, к исключительной компетенции последних относится пересмотр решений и определений, не вступивших в законную силу в апелляционном порядке. Указанные полномочия арбитражных судов субъектов РФ определяют тот объем работы, который они выполняют.

Как свидетельствуют статистические данные о работе арбитражных судов, количество рассмотренных арбитражными судами субъектов российской Федерации дел имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Нагрузка судей вследствие увеличения числа дел в 2000 г. составила 29,6 дел в месяц на судью, а в 2001 г. — 34,2 дел в год. На разрешение арбитражных судов в 1997 г. поступило исковых заявлений 420000, в 1998 г. — 500000, в 1999 г. — 581729, в 2000 г. — 634363, в 2001 г. — 745626.Такой поток обращений за защитой вызван не только увеличением количества нарушений прав и законных интересов. Деятельность органов, призванных на практике реализовывать конституционные гарантии защиты вызывает все большее доверие со стороны граждан и организаций.

Высказывается предложение о создании арбитражных судов на районном уровне. Поэтому арбитражными судами основного звена и считаются арбитражные суды субъектов Федерации. Отсюда следует, что производство основного звена в арбитражном суде занимает центральное место, поскольку именно здесь в первую очередь реализуются задачи, поставленные законом перед арбитражными судами. Подобный подход в организации основного звена системы обусловлен, прежде всего, спецификой арбитражных судов как судебных органов по разрешению споров в сфере экономики, дифференциацией регионов в зависимости от особенностей их экономического развития. Кроме того, и в системе ранее действующих государственных арбитражей «первичный» орган был создан на уровне автономной республики, края, области и иных национально-государственных и административно-территориальных образований. Практика подтвердила целесообразность подобного построения, обеспечивающего приближенность к субъектам экономического спора.

Рассмотрение подавляющего количества подведомственных дел, близость к участникам экономической деятельности дают основания считать арбитражные суды субъектов Российской Федерации основным звеном в системе арбитражных судов.

Арбитражные суды субъектов РФ, осуществляя судебную власть, рассматривают и разрешают экономические споры и иные подведомственные им дела. По данному вопросу в юридической литературе не сложилось однозначного подхода. Ряд авторов, основываясь на ст.4 закона о судоустройстве, придерживается традиционного понимания правосудия, которое включает деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел.

Так, К.Ф. Гуценко исходит из того, что ст.4 Закона о судоустройстве однозначно определяет способы осуществления правосудия. Рамки указанной статьи ограничивают правосудие рассмотрением только гражданских и уголовных дел по правилам ГПК и УПК.

Осуществляя судебную власть, арбитражные суды имеют специфические задачи, подведомственность дел, полномочия и другие особенности, существенно отличающие их от судов общей юрисдикции. Более того, их деятельность не связана с судами общей юрисдикции. Более правильным является рассмотрение правосудия в узком или непосредственном, традиционно сложившемся значении слова. В научной литературе правосудие определяется как правоприменительная деятельность суда, выражающаяся в рассмотрении и разрешении гражданских и уголовных дел в рамках установленного законом процессуального порядка. Традиционное понимание правосудия, основанное на нормах Закона о судоустройстве, не позволяет выводить за рамки рассмотрения и разрешения судами общей юрисдикции гражданских и уголовных дел по правилам ГПК и УПК и не позволяет считать деятельность арбитражных судов специфическим видом правосудия. И следовательно, как уже отмечалось, арбитражное правосудие — разновидность гражданского правосудия.

Система арбитражных судов России отличается одной уникальной особенностью: она дает сторонам гораздо больше возможностей для обжалования решений, чем в других судебных системах, как российских, так и зарубежных.

По АПК стороны имеют право провести дело через четыре инстанции исключительно по своей воле. Это повышенная гарантия сторон. Что касается четвертой инстанции, надзорной, то она является исключительной.

Смотрите так же:

  • Кто правил в 1830 Кто правил в России после Екатерины II? После смерти первого российского императора Петра I (1672 - 1725 гг.) в стране начался период дворцовых переворотов. Для этого времени была характерна быстрая смена, как самих правителей, так и всей окружавшей их […]
  • Федеральный закон 22-фз от 4 марта 2013 г Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 […]
  • Приказ минтранса рф 49 Приказ Минтранса России от 25.12.2015 N 382 "О внесении изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286" (Зарегистрировано в […]
  • Следственного комитета российской федерации по республике дагестан Огузов Марат Мухамедович Огузов Марат Мухамедович, родился 07 апреля 1978 года в с. Залукокоаже Зольского района Кабардино - Балкарской Республики. С августа 2000 года по сентябрь 2007 года Огузов М.М. проходил службу в прокуратуре Ставропольского края, […]
  • Правило ь после шипящих не пишется Азбучные истины Интерактивный диктант Учебник ГРАМОТЫ: орфография Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация Имена и названия. Интерактивный тренажер Полезные ссылки Летнее чтение Запоминалки Цитаты о языке Скороговорки Пословицы и поговорки Выберите правильные варианты […]
  • Пенсии страховые в апреле 2018 года Законы РФ 2018 На 4,1% пересчитают пенсии в апреле 2018 года. Повышенный размер выплат получат инвалиды всех групп, дети-инвалиды и остальные граждане, входящие в данную категорию получателей. Перерасчет социальных пенсий и военным В наступившем 2018 году […]
  • Наказание по уголовному кодексу 1922 г Уголовный Кодекc РСФСР 1922 года (стр. 1 из 2) ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ФИЛИАЛ МГЮА В ВОЛОГДЕ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ТЕМА: УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР 1922 […]
  • Сумма страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего С 1 апреля 2015 года правила расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего распространены на ОСАГО Правительство РФ реализует нормы Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об […]