Свойства и виды закона

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Структура права
  • Частное и публичное право
  • Закон: понятие, признаки, виды

    Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками:

  • принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке;
  • обладают высшей юридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон;
  • регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.
  • Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

    Виды законов

    В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают законы федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.

    Конституционные законы — это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции.

    К ним, в частности, относятся законы:

  • о военном положении;
  • о чрезвычайном положении;
  • о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
  • об изменении статуса субъекта РФ;
  • о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
  • о референдуме;
  • о судебной системе;
  • о судах основного звена;
  • о Конституционном Суде РФ;
  • о Верховном Суде РФ;
  • о Высшем арбитражном суде РФ;
  • о Конституционном собрании РФ.
  • Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).

    Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные.

    Особенностью законов субъектов Российской Федерации является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.

    Виды законов по сроку действия:

    • постоянные;
    • чрезвычайные (исключительные) законы — принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.
    • Виды законов по содержанию:

    • общие, действующие в отношении всех граждан данного государства;
    • специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.
    • Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные и т. д.

      По субъектам законотворчества законы делятся на принятые: в результате референдума; законодательным органом.

      Понятие, признаки и виды законов

      Законэто нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

      К признакам закона относятся следующие:

      — он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

      — порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;

      — в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

      — он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

      — он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

      Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

      Виды законов по их юридической силе:

      1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

      2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.);

      3) федеральные законы — акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);

      4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

      Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

      — субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);

      — предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

      — сроку действия (постоянные законы и временные);

      — характеру (текущие и чрезвычайные);

      — сферам действия (общефедеральные и региональные);

      — содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические ит.п.);

      — степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — ГК РФ, УК РФ и т.д.);

      — значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

      — объему регулирования (общие и специальные).

      Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды

      Подзаконные актыэто изданные на основе и во исполнение законов акты. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

      Выделяют следующие виды подзаконных актов.

      1) Указы Президента РФ — обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ), подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83-90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводиться указам, во многом с их помощью глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента РФ публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.)

      2) Постановления Правительства РФ — обязательны к исполнению на территории Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

      3) Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службы лесного хозяйства России и т.п.

      4) Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

      5) Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

      6) Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

      7) Локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

      Рубрикатор

      Закон: понятие, признаки, виды.

      Закон – нормативный правовой акт, принятый в особом процедурном порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

      Признаки закона: принимается только органом законодательной власти или референдумом; принимается по особой процедуре, носящей название законодательного процесса; регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения (например, права и обязанности личности, отношения собственности, устройство государства и т.д.); обладает высшей юридической силой, т.е. все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить.

      Именно эти признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов, придавая ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем также в строго установленном порядке.

      1.По юридической силе:

      конституция – это основной закон государства (республики в составе федерации). Это основополагающий, учредительный политико-правовой акт. Конституция является юридической базой всего текущего законодательства;

      конституционные законы – конкретизируют и дополняют конституцию (ФКЗ «О Правительстве РФ», «О Конституционном Суде РФ», «О Судебной системе РФ» и др.)

      обычные законы (федеральные) – регулируют обособленные общественные отношения, издаются в форме кодексов, уставов, текущих законов. Обычные законы в свою очередь подразделяются на кодифицированные и текущие:

      Кодекс–это нормативно-правовой акт, который содержит общие положения и правовые нормы, регулирующие конкретные общественные отношения.

      Текущий закон – это нормативно-правовой акт, который регулирует отдельные стороны политики, экономики, культуры.

      законы субъектов федерации (республиканские) – издаются представительными органами субъектов федерации и распространяются только на территорию субъекта.

      2.По сроку действия: постоянные законы; временные законы.

      3.По объему и объекту регулирования: общие законы (кодексы); специальные – регулируют более узкие сферы общественных отношений (например, Законы РФ «О милиции», «О залоге» и др.).

      Все законы независимо от их вида подлежат обнародованию и опубликованию. Действует конституционное правило: неопубликованные законы не могут применяться.

      4. по предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.

      Глава 3. ВИДЫ ЗАКОНОВ

      Виды законов могут выть выделены по разным основаниям.

      Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации.

      К сфере регулирования исключительно законом, принимаемым на федеральном уровне, относятся следующие вопросы:

      Законом могут регулироваться и иные вопросы, если они в соответствии с Конституцией России, законами должны регулироваться законами.

      Виды федеральных законов. Федеральные законы неодинаковы по своему содержанию, объему и предметам правового регулирования, по соотношению с иными нормативными актами.

      В системе нормативных правовых актов любого государства особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества. Конституция – это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительным характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства.

      Особенности конституции предопределяется также тем, что она создается особым субъектом – народом, который в демократическом государстве является единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.

      Помимо юридической сущности конституция имеет и социально-политическую сущность. Это проявляется в том, что конституция демократического государства – итог социального компромисса. Она отражает социальное согласие представителей разных политических интересов. Это свойство не присуще иным нормативным актам. Косвенно оно сказывается на меньшей требовательности и слову и форме данного акта. Он имеет некоторый пафос и несет эмоциональную нагрузку, что запрещено для иных нормативных актов.

      Конституция имеет политические содержание. В ней закрепляются форма государственного устройства, система органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.

      Предполагается, что термин «конституция» происходит от латинского слова « constitutio » — «устанавливаю», «учреждаю». Конституции в современном смысле этого возникли в конце Х V 111 в. Первая конституция, действующая до настоящего времени, появилась в 1787 г. в США. В 90-е годы Х111 века были приняты конституции во Франции (1791 и 1793 гг.) и Польше (1793 г.). Сегодня большинство стран мира имеют конституции.

      Конституция — это особый акт в правовой системе государства. Она обладает высшей юридической силой и регулирует основы организации государства и общества, а также взаимоотношения государства и гражданина.

      Конституция обладает учредительным характером, что проявляется в том, что она выступает первоосновой, ее положения являются фундаментом, основанием для всех правовых норм страны, а также создают систему государственных органов.

      Основополагающим юридическим свойством конституции является ее верховенство в системе нормативных правовых актов. Это означает, что любой правовой акт должен соответствовать конституции. Конституция должна обеспечивать целостность, единство, непротиворечивость всей системы правовых актов.

      Конституция имеет особый предмет правового регулирования — наиболее важные общественные отношения. Она учреждает основные институты государства, статус гражданина и тем самым влияет на содержание всей правотворческой деятельности. В конституции устанавливается система правовых актов, определяется их предмет и порядок принятия.

      Керимов Д.А. отметил следующие отличительные признаки Основного закона: «Конституция… является наиболее общей, стабильной, юридической базой, незыблемым основанием для всех текущих законов, указов, постановлений, распоряжений, приказов, инструкций и решений, издаваемых соответствующими органами государственной власти и управления на основе и в полном соответствии с Конституцией СССР» [1] .

      Таким образом, под конституцией в любой стране понимается основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.

      Первая Конституция в России была принята в 1918 году. Затем — 1925, 1937 и 1978 гг. Несмотря на ряд отличительных моментов, они имели много общего, так как исходили из тезиса о преимуществе социализма как общественной системы, закрепляли приоритет государственной формы собственности, планово-регулируемой экономики, систему советов народных депутатов и построены на принципе демократического централизма. Действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием (референдумом).

      Российская Конституция, как по форме, так и по содержанию, существенно отличается от своих предшественниц. Так, приоритет прав и свобод человека, как основной принцип правового государства, выразился в том, что соответствующая глава в тексте Конституции предшествует главам об органах государственной власти.

      Данное схематичное изложение предпринято нами в целях воссоздания систем, законов, тогда как многие из их не затрагивают гражданско-правовых отношений.

      Мы рассмотрим следующие виды федеральных законов: законы Российской Федерации, федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы, кодексы, основы, федеральные законы о ратификации международных договоров.

      Закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации — это особый акт, имеющий и содержательные и процедурные отличия. Данному виду актов посвящен Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституции Российской Федерации» [2] . Отметим особенности порядка принятия данного акта. Круг лиц и органов, имеющий право вносить такого рода акты в Государственную Думу гораздо уже, чем для иных законов. Законом РФ можно вносить поправки только в главы 3-8 Конституции России. Особенностью данного закона является процедура его одобрения субъектами Российской Федерации. Принятая поправка подлежит внесению в текст Конституции Президентом РФ. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона в поправке осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления в силу соответствующих поправок.

      Подобных законов пока нет. Отметим лишь, что вопрос об изменении Конституции РФ относится к числу тех, которые не теряют своей актуальности. Интерес к ним не постоянный, но в пике политической активности чаще всего происходит и всплеск дискуссий об изменениях текста основного закона. Отметим лишь, что высказанные положения об изменении Конституции пока не касались переопределения форм регулирования гражданско-правовых отношений.

      Рассмотрим федеральные конституционные законы. Данные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ, и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния. Например, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и венного положения на территории Российской Федерации.

      С помощью федеральных конституционных законов может изменяться состав Российской Федерации, регламентироваться принятие в Федерацию новых субъектов и решение других вопросов федеративного строительства.

      Федеральные конституционные законы в соответствии со ст. 76 Конституции России имеют верховенство над федеральными законами.

      Конституционные законы принимаются в особом порядке. Принятие конституционных законов требует квалифицированного большинства. Для его принятия необходимо большинство не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Сегодня действует целый ряд федеральных конституционных законов, например, “О судебной системе Российской Федерации” от 31.12 96 № 1 [3] ,“О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21.07.94 № 1 [4] и другие.

      Страшун высказывается по вопросу о том, какие вопросы могут регулироваться федеральными конституционными законами: «значительная часть правоведов склонна толковать ч. 1 ст.108 Конституции таким образом, что исключается возможность принятия федеральных конституционных законов по вопросам, не входящим» [5] в статьи, прямо предусматривающие соответствующее регулирование. «Правильной представляется позиция, согласно которой по конституционным вопросам, вошедшим в приведенный перечень, Федеральное Собрание обязано принимать федеральные конституционные законы, а по остальным вопросам может это делать, если считает, что они имеют конституционный характер» [6] .

      Федеральные конституционные законы непосредственно не относятся к формам гражданского права, однако опосредованное воздействие они оказывают. Так, например, при помощи федеральных конституционных законов урегулирована организация и деятельность судебных органов, которые могут рассматривать гражданско-правовые споры, споры в сфере экономики.

      Наиболее многочисленную группу составляют федеральные законы.

      Федеральные законы регулируют вопросы статуса государственных органов, объединений граждан, категорий населения, демократических институтов. Например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [7] , «О военных судах Российской Федерации» [8] .

      Значительно число тематических федеральных законов, посвященных регулированию отдельных сфер государственной и общественной жизни, тех или иных видов деятельности. Например, Федеральный закон «О порядке внесения поправок к Конституции Российской Федерации» [9] , «Об акционерных обществах» [10] , «Об обществах с ограниченной ответственностью» [11] .

      В системе федеральных законов выделяют отдельные разновидности. Так, по порядку разработки и месту в правовой системе выделяют законы текущие и кодифицированные (кодексы).

      Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации принимаются в соответствии со статьей 106 Конституции России. Эти законы отличаются своим наименованием, процедурой принятия. Посредством принятия этих законов они включаются в отечественную правовую систему. Тексты международных договоров в форме законов публикуются в Бюллетене международных договоров. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции России ратифицированные международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Таким образом, документ, являющийся по форме федеральным законом, имеет верховенство над иными федеральными законами.

      Возможность данного вида закона для регулирования гражданско-правовых отношений исключительно велика. Международные договоры Российской Федерации, выступление в конфедерации сказываются на внутригосударственных гражданских отношениях.

      Закон субъекта Российской Федерации – нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, конституцией или уставом субъекта Российской Федерации и регулирующий основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта Федерации и в совместном ведении. Такого рода акты должны соответствовать федеральным законам в данной сфере. Например, на федеральном уровне принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На основании данного закона и в соответствии с ним большинство субъектов Федерации приняли свои акты, в частности, Закон Рязанской области «О местном самоуправлении в Рязанской области». Основная сфера регулирования данных актов – предметы ведения субъектов Федерации и, соответственно, они не могут регулировать гражданские правоотношения.

      [1] Керимов Д.А. Источники советского социалистического права. канд. дисс. — Ленинград, 1950. С. 226.

      [2] СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.

      [3] Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г . № 1. Ст. 1.

      [4] Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г . № 13. Ст. 1447; ФКЗ-1 от 8 февраля 2001 г . внесены изм. и доп. // Российская газета от 10 февраля 2001 г . № 29.

      [5] Страшун Б.А. Конституционное право России, его источники и структура.// Журнал российского права. 1997. № 4. С. 4.

      [6] Страшун Б.А. Конституционное право России, его источники и структура.// Журнал российского права. 1997. № 4. С. 4.

      [7] Собрание законодательства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г . № 47. Ст. 4472. С изм. и доп. опубликован СЗ РФ от 1 января 2001 г . № 1. Ст. 2.

      [8] Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г . № 26. Ст. 3170.

      [9] Собрание законодательства РФ от 9 марта 1998 г . № 10. Ст. 1146.

      [10] Собрание законодательства РФ от 1 января 1996 г . № 1. Ст. 1. (с изм. от 13 июля 1996 г ., 24 мая 1999 г .)

      [11] Собрание законодательства РФ от 16 февраля 1998 г . № 7. Ст. 785 (с изм. и доп.).

      Свойства и виды закона

      AJAX — EU e-Privacy Directive
      This plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.»>Cайт JURKOM74.RU использует файлы cookie и схожие технологии для удобства пользователей, а также предоставления персонализированной информации (в т.ч. рекламной). При использовании данного сайта вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Соглашением об использовании файлов cookie. AJAX — EU e-Privacy Directive
      This plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.»> Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать Сайт.

      Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

      Признаки закона (из определения):
        1. принимается только органом законодательной власти или референдумом;
        2. порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
        3. в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;
        4. обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
        5. регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
        6. Виды законов:

          1) по их юридической силе:

          • Конституция РФ,
          • федеральный конституционный закон,
          • федеральный закон,
          • закон субъектов Федерации;
          • 2) по субъектам законотворчества:

            • принятые в результате референдума;
            • принятые законодательным органом;
              • конституционные,
              • административные,
              • гражданские,
              • уголовные и т.п.;
              • 4) по сроку действия:

                • временные;
                • 5) по характеру:

                  • текущие;
                  • чрезвычайные;
                  • 6) по сферам действия:

                      • общефедеральные;
                      • региональные;
                      • 7) по содержанию:

                        • экономические,
                        • бюджетные,
                        • социальные,
                        • политические и т.п.;
                        • 8) по степени систематизации:

                          • обычные,
                          • кодификационные — ГК РФ, УК РФ и т.д.;
                          • 9) по объему регулирования:

                            • общие,
                            • специальные и т.д.
                            • Билет №26. Закон: понятие и виды. Принцип верховенства закона.

                              Закон — это нормативно-правовой акт, принимаемый на референдуме или высшим представительным (законодательным) органом государства в особом, усложненном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

                              · Принимается парламентом или на референдуме.

                              · Регулирует основные, наиболее значимые общественные отношения.

                              · Всегда является нормативным по содержанию.

                              · Включает максимально общие, обобщающие нормы, которые затем развиваются, конкретизируются, дополняются подзаконными нормативно-правовыми актами.

                              · Имеет особые процедуры принятия, изменения и отмены (законодательный процесс).

                              · Обладает верховенством в романо-германских правовых системах.

                              Верховенство закона означает:

                              · все остальные правовые акты должны быть основаны на законах, соответствовать им, не противоречить;

                              · в случае каких-либо расхождений между нормативными актами действует именно закон, как акт большей юридической силы;

                              · законы не подлежат утверждению (одобрению, санкционированию) со стороны какого-либо исполнительного, судебного или иного органа;

                              · никто не вправе отменить или изменить закон кроме самого органа, его издавшего.

                              — законы об изменении и дополнении Конституции;

                              Предметы исключительного ведения законов:

                              Основы конституционного строя Российской Федерации.

                              Права, свободы и обязанности человека и гражданина.

                              Юридическая ответственность и иные меры принуждения по отношению к человеку.

                              Правовое положение партий и иных общественных объединений.

                              Порядок введения режима чрезвычайного, военного положения.

                              Федеративное устройство Российской Федерации;

                              Основы местного самоуправления.

                              Основные принципы организации, формирования и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти:

                              Порядок формирования и расходования федерального бюджета, федеральные налоги и сборы.

                              Судоустройство и прокурорский надзор.

                              Билет №27. Подзаконные правовые акты: понятие и виды.

                              Подзаконные нормативные акты— это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненности между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа, издающего подзаконный нормативный акт, в общей иерархической системе органов государства.

                              В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный акт, их можно разделить на общие, ведомственные, местные и локальные (внутриорганизационные). Общие подзаконные актыиздаются правотворческими органами общей компетенции. С их помощью осуществляется оперативное государственное руководство и координация экономической, политической и социально-культурной жизни страны.

                              Главное место в системе общих подзаконных актов принадлежит:

                              указам президента как главы государства, которые обладают наибольшей юридической силой после закона и регламентируют основные направления внутренней и внешней политики государства;

                              акты правительства (следующая ступень), принимаемые на основе и во исполнение законов и указов Президента и решающие оперативные вопросы управления экономикой, социально-культурным строительством, обороной страны и т.д.

                              Ведомственные нормативные актыпринимаются в пределах своей компетенции министерствами, госкомитетами и иными ведомствами, регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующего ведомства (таможенные, транспортные, банковские отношения, вопросы организации образования, охраны здоровья и т.д.). Обычно такие акты издаются в форме приказов, инструкций, постановлений, распоряжений, положений, писем, указаний, уставов и др. В ряде случаев министерствам и ведомствам предоставляется право издавать нормативные акты, действие которых распространяется и на неподчиненные непосредственно им объекты управления, а также на граждан. Такие акты принимаются, в частности, Министерством финансов РФ, Центральным Банком, Санэпидназором и т.д. Ныне установлен порядок регистрации нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Такая регистрация осуществляется Министерством юстиции РФ.

                              Местные нормативные актыпринимаются представительными и исполнительными органами на местах (в районах, городах, поселках и т.д.). В Российской Федерации это органы местного самоуправления.

                              Локальные (внутриорганизационные) нормативные актыпринимаются в пределах своей компетенции администрацией предприятий, учреждений, организаций для регулирования их внутренней деятельности (организация труда, служебная дисциплина) и распространяют свое действие на работников (членов) соответствующих предприятий, учреждений, организаций. Таковы, например, Правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии.

                              Юридическая Консультация

                              Классификация законов и их место в системе нормативных актов

                              Закон – нормативный акт, который издается только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.

                              Закон обладает высшей юридической силой, регулирует наиболее важные, основополагающие отношения, содержит нормы права и принимается в особом процессуальном порядке.

                              По юридической силе все нормативные акты подразделяют на законы и подзаконные акты.

                              Закон Российской Федерации:

                            • Принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа Российской Федерации;
                            • Содержит правовые нормы и поэтому является нормативным правовым актом;
                            • Обязателен к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами Российской Федерации;
                            • Закону должны соответствовать акты всех других государственных органов;
                            • Закон имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации;
                            • Закон является юридической базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции Российской Федерации, которой закон не может противоречить;
                            • Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам, при этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы.

                              Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

                              1. Конституция;
                              2. Федеральные конституционные законы;
                              3. Федеральные законы;
                              4. Законы субъектов федерации;

                              Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, по этому основанию различают законы конституционные и текущие.

                              Конституционные законы – это законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией.

                              По предметам ведения Российской Федерации Федеральным Собранием принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.

                              Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, к их числу, в частности, относятся:

                            • Чрезвычайное положение;
                            • Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта;
                            • Изменение статуса субъекта Российской Федерации;
                            • Описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна Российской Федерации;

                            На территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы., датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

                            Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания.

                            Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

                            Законы разнообразны, поэтому нуждаются в классификации, критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют.

                            Конституция – акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства.

                            Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества, они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции.

                            Федеральные законы составляют основную массу законодательства, они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами.

                            Федеральные законы подразделяются на две группы — кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства) и текущее законодательство.

                            Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, так как являются основополагающими актами в той или иной отрасли права.

                            При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

                            Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты, вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в статье 76 Конституции РФ.

                            Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом «при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных в предметам ведения субъектов федерации».

                            Помимо этой основной классификации все законы в зависимости от времени действия можно подразделить на:

                          • Постоянные (действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен);
                          • Временные (действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта);
                          • Чрезвычайные (рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций, в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия, например, законодательство о чрезвычайных ситуациях вступит в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения);
                          • По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на федеральные и субъектов федерации.

                            По кругу лиц законы можно подразделить на общего действия — это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и специального действия — это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах, о лицах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

                            По сфере действия законы можно подразделить на общие – действующие на территории всей России, например, все кодексы РФ и местные – действующие на определенной части территории России, например, законы о районах Крайнего Севера, Средней Азии и приравненных к ним.

                            Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве, особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа, именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов.

                            Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства.

                            Правовые законы составляют основу правового государства, поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права.

                            Смотрите так же:

                            • Лучшие районы ростова на дону для проживания В каких районах Ростова нельзя жить На что ориентируются покупатели, выбирая жилье в мегаполисе Ростов-на-Дону — город с численностью населения, давно перевалившей за миллион. Естественно, что сюда прибывают на учебу, работу или в каких-то иных целях […]
                            • Новое в законодательстве о пенсиях с 2018г Пенсия в 2018 году: последние новости и изменения Кризисные явления в России стали основанием для отказа Правительства от полной индексации пенсионных выплат в 2016 году. По итогам периода уровень повышения фиксированной части составил всего 4%. Это не […]
                            • Развод гаи за пьянку Развод "на пьянку". Как быть, если ГАИ обвиняет в нетрезвом вождении Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями! Новогодние праздники уже на носу. В этот период многие хоть немножко, но выпивают. И в ГАИ об этом прекрасно знают. Что делать, если […]
                            • Фсин увольнение по сокращению штатов Выплаты сотрудникам фсин при сокращении штатов Судебная практика: Неустойчивая занятость Денежные выплаты сотрудникам при увольнении со службы в органах внутренних дел Вместе с тем, определениями Конституционного Суда Российской Федерации, по сути, […]
                            • Заявление на ремонт подъезда образец Как правильно написать заявление на ремонт подъезда в управляющую компанию (ЖКХ, ЖЭУ, ЖЭК)? Образцы заявлений Ремонт подъезда достаточно сложно контролировать. В настоящей статье мы расскажем вам, какие документы необходимы для начала данного процесса (как […]
                            • Имущество в собственности более трех лет Налоговики разъяснили, когда нужно подать декларацию при продаже квартиры Декларацию за 2015 год физлицу подавать не надо, если в прошлом году налогоплательщик продал квартиру, которая находилась в его собственности более трех лет. Такие разъяснения дали […]
                            • Налог на вмененный доход в 2018 расчет Налоговый кодекс и ЕНВД в 2018 году — особенности и порядок реализации Все граждане, организации, предприятия и ИП в РФ обязаны оплачивать государственные сборы и налоги. Категория налогообложения взаимосвязана с характером деятельности лица, его статуса, […]
                            • Действия прокурора с обвинительным делом Итоговым документом, завершающим стадию предварительного расследования, является составление следователем обвинительного заключения. Обвинительное заключение – процессуальный акт следователя, который подлежит направлению в суд вместе с […]