Теневая экономика налоги

Теневая экономика

Сегодня хочется порассуждать о таком негативном для государства явлении как теневая экономика. В этой статье я рассмотрю, что представляет собой теневой сектор экономики, каковы основные причины и последствия теневой экономики, дам немного данных по статистике и масштабам теневой экономики в России, Украине и мире, а также предложу некоторые меры по борьбе с этим явлением.

Что такое теневая экономика?

Итак, в каждом государстве есть своя экономическая система, свой бюджет, который наполняется доходами из разных источников и расходуется по разным направлениям трат. Все это происходит на основании законодательных актов страны, которые и предписывают, как должен работать бизнес, кто какие налоги должен платить, что можно делать, а что нельзя, проще говоря. При этом, вся деятельность фиксируется различными государственными органами, и по ее результатам высчитываются макроэкономические показатели, которые и отражают состояние экономики страны: ВВП, инфляция, безработица и т.д.

Однако, далеко не все поступают так, как предписано законами. Почему? Все просто: потому что так финансово выгоднее. С целью оптимизации своих расходов и увеличения прибыли многие предприниматели и рядовые граждане страны зарабатывают деньги в той или иной степени нелегально. Соответственно, их деятельность полностью или частично нигде не учитывается, и не влияет ни на наполнение бюджета и других государственных фондов, ни на макроэкономические показатели страны, как бы оставаясь “в тени” всего этого. Отсюда и появились термины “теневая экономика”, “теневой рынок”.

К теневой экономике можно отнести любые сферы товарно-денежных отношений, происходящих в государстве: производство, сбыт, перепродажу, оказание услуг, трудоустройство и т.д.

Виды теневой экономики.

Можно выделить 3 вида теневой экономики:

  • Фиктивная экономика. Ее еще называют “вторая экономика” – это деятельность, которая известна государству, контролируется им, но по разного рода причинам не ведется официально и не оказывает влияния на бюджет и макроэкономические показатели. Фиктивная экономика используется для наполнения второго, неофициального бюджета, который, в свою очередь, расходуется на такие же неофициальные мероприятия, например, поддержку правящей партии на выборах и т.п.
  • Серая экономика. Сюда относятся бизнес-процессы, протекающие полуофициально или полулегально. К примеру, предприятия, декларирующие меньший, чем на самом деле, оборот, имеющие в штате как официально оформленных, так и нелегальных работников, выплачивающие минимальную зарплату официально, а остальное – “в конвертах”, и т.п.
  • Черная экономика. Вид теневой экономики, который вообще никаким образом не “светится”, протекает исключительно подпольно. Как правило, черная экономика функционирует под “покровительством” чиновников или правоохранительных структур, которые всегда знают о ее существовании, и имеют от этого свой коррупционный доход.
  • Масштабы теневой экономики.

    Реальные масштабы теневой экономики всегда очень сложно оценить, поэтому по разным оценкам они могут существенно отличаться. В целом можно констатировать, что чем слабее общий экономический уровень развития государства – тем сильнее в нем развита теневая экономика, и наоборот.

    Даже в развитых странах, таких как США, Япония, Германия, Франция и др., масштабы теневой экономики оценивают в 9-15% от ВВП этих стран, что достаточно много.

    Масштабы теневой экономики в России по официальным данным Росстата составляют 15-16% от ВВП, по оценкам разных экономистов и экспертов – до 50% ВВП и более.

    Масштабы теневой экономики в Украине по разным оценкам составляют от 25 до 60% от ВВП страны.

    Причины теневой экономики.

    Рассмотрим основные причины развития теневой экономики.

    1. Чрезмерно высокие налоги. Чем выше налоговое бремя, тем менее выгодно вести официальную деятельность. Иногда может возникать ситуация, при которой легально вести бизнес в принципе невозможно (к примеру, в совокупности вы должны будете заплатить налогов более 100% от своей прибыли). Это может касаться, например, отдельных отраслей экономики.
    2. Высокий уровень бюрократизации. Но не только налоги оказывают влияние на развитие теневой экономики (например, во многих европейских странах налоговые ставки очень высокие, но теневая экономика там развита не так сильно, как у нас). Второй важной причиной является чрезмерный уровень бюрократизации всех процессов, связанных с оформлением и ведением бизнеса. Когда предприниматель, например, видит, что официальное открытие бизнеса займет у него долгие месяцы, а то и годы, а неофициально он может “договориться” за считанные дни – конечно, он выберет второй вариант.
    3. Высокий уровень государственного вмешательства. Когда легальный бизнес постоянно “терроризируют” проверками и облагают штрафами за все, что можно и нельзя, естественно, выгоднее работать нелегально и платить тем же структурам какую-то оговоренную регулярную плату.
    4. Высокий уровень коррупции. Ну и конечно же, чем выше уровень коррупции в стране – тем сильнее в ней будет развит теневой бизнес. Можно сказать, что понятия “коррупция” и “теневая экономика” взаимодополняющие.
    5. Несущественные наказания за раскрытие теневых схем. К примеру, если предприниматель условно будет платить 100 тысяч денежных единиц штрафа за выявленные у него теневые обороты, а зарабатывать на них будет 1 млн. денежных единиц за тот же период – естественно, ему будет выгодно вести теневой бизнес.
    6. Кризисные явления в экономике. Когда наступает финансовый кризис, легальная деятельность во многих сферах становится неэффективной, убыточной, поэтому бизнесмены и их работники уходят в теневую сферу, чтобы сохранить хотя бы частично свои заработки (иначе у них не останется средств к существованию).
    7. Влияние теневой экономики на развитие государства.

      Теперь давайте рассмотрим, как теневая экономика влияет на развитие государства и его общества, на экономические процессы, происходящие внутри страны. На первый взгляд, наверное, всем кажется, что влияние теневой экономики носит исключительно негативный характер, однако, это не так: в теневом рынке можно найти и свои положительные моменты. Рассмотрим это подробнее.

      Теневая экономика, минусы:

    8. Замедление роста экономического развития государства. Теневая экономика ухудшает все важнейшие макроэкономические показатели развития страны: ВВП (страна не “добирает” объемов производства); безработицы (нелегальное трудоустройство увеличивает этот показатель) и т.д.
    9. Снижение доходов бюджета. Поскольку теневой сектор экономики не платит налоги или платит их в недостаточном количестве – от этого страдает бюджет страны, недополучая доходы.
    10. Сокращение расходов бюджета. Соответственно, когда меньше доходов, меньше становится и расходов. От этого особенно страдают люди, в большой степени зависящие от финансирования государства: работники бюджетных структур, пенсионеры, получатели социальных выплат и т.д.
    11. Рост коррупции. Так же, как коррупция способствует развитию теневого рынка, так и теневой сектор экономики способствует росту коррупции, поскольку эти понятия неразрывно связаны друг с другом.
    12. Криминализация экономики. Чем сильнее развивается теневой бизнес, тем сильнее развиваются и теневые способы “решения вопросов”. Как правило, теневая экономика всегда в той или иной степени криминализирована, особенно наиболее крупные ее представители.
    13. Теневая экономика, плюсы:

    14. Рост доходов задействованных граждан. У тех, кто вращается в теневой сфере, доходы выше, а это оказывает свой положительный эффект на экономику страны: выше уровень платежеспособности, выше спрос на товары и услуги, что стимулирует развитие производства.
    15. Больше возможностей для заработка. Когда человек, допустим, не имеет возможности официально трудоустроиться, он может работать неофициально в теневом бизнесе, и получать доход, в то время как иначе он бы не зарабатывал ничего вообще.
    16. Смягчение негативного влияния кризиса. Когда в экономике государства обостряются кризисные явления, как бизнесмены, так и их работники уходят в теневой сектор экономики. Если бы они просто закрыли свой бизнес и были уволены – они бы вообще лишились источников дохода, соответственно, пострадали бы от кризиса существенно сильнее.
    17. Борьба с теневой экономикой.

      Ну и напоследок пару слов о том, как бороться с теневой экономикой. Обычно все меры по такой борьбе сводятся к усилению ответственности за использование каких-либо теневых схем ведения бизнеса. Возможно, такой способ и имеет определенное воздействие, но в целом, на мой взгляд, он малоэффективен. Да и на практике, думаю, все легко могут убедиться, что это так, просто посмотрев по сторонам.

      Борьба с теневой экономикой, чтобы она была эффективной, должна предполагать устранение причин, которые ее порождают (они описаны выше), а не последствий. Я считаю, что такую борьбу нужно осуществлять в двух ключевых направлениях:

      1. Экономические методы. Чтобы уменьшить теневой сектор экономики, нужно, в первую очередь, стремиться создать экономические условия, которые позволяли бы бизнесу прибыльно работать и развиваться в реальном секторе. То есть, снижать налоговое бремя, предоставлять всевозможные льготные безналоговые периоды (при начале деятельности, в кризис и т.д.). Предприниматели должны ощутить на личных финансах, что легально им выгоднее работать, чем нелегально, и это будет самый главный мотив к тому, чтобы вывести свои обороты из теневой сферы.
      2. Борьба с коррупцией. Ну и, конечно же, борьба с теневой экономикой будет малоэффективной, если одновременно с ней не проводить борьбу с коррупцией, которую я тоже предлагаю вести экономическими методами, т.к. они наиболее эффективны (по ссылке можете почитать, как именно).
      3. Теперь вы имеете более полное представление о том, что такое теневая экономика, почему она возникает, к каким последствиям приводит, и как с ней лучше бороться.

        Как всегда, буду рад услышать ваше мнение по изложенной теме в комментариях. До новых встреч на Финансовом гении: заходите, здесь всегда интересно и познавательно!

        Хотите получать уведомления на email о выходе новых публикаций?

        Теневая экономика — понятие и сущность теневой экономики

        Большие налоги, различные ограничения и жадность заставляет людей вести свой бизнес в тени, чтобы обойти законы и получать сверхприбыль. Теневой бизнес приносит существенный урон государственной экономике и с ним необходимо вести активную борьбу.

        Что такое теневая экономика?

        Деятельность, развивающая неподконтрольно и без государственного учета, называется теневой экономикой. Существует ряд причин, которые провоцируют ее появление. Понятие и сущность теневой экономики изучается уже много лет, а определение и блокировка нелегальной деятельности являются важным условием для полноценного развития общества и страны. Использовать термин начали в 1970 году.

        Теневая экономика имеет плотные и вполне легальные связи с реальным сектором экономики, а еще она использует государственные услуги, например, рабочую силу или разные общественные факторы. Такая противоправная деятельность помогает получать огромную прибыль, которая не облагается налогами и направлена исключительно на собственное обогащение.

        Виды теневой экономики

        Выделяют несколько типов теневой экономики, которые формируют некую структуру:

        1. Беловоротничковая. Такой вариант подразумевает то, что официально работающие люди занимаются запрещенной деятельностью, что становится причиной скрытого распределения нацдоходов. Понятие теневой экономики, указывает, что субъектом такой деятельности являются люди из деловых кругов, имеющие высокие должности. «Белые воротнички» используют собственное служебное положение и правовые недочеты в законодательстве. Для совершения преступлений часто используются современные технологии.
        2. Серая. Структура теневой экономики включает неформальный тип бизнеса, то есть когда деятельность разрешается законом, но она не регистрируемая. Это преимущественно малый бизнес, занимающийся изготовлением и продажей разных товаров и услуг. Этот тип является самым распространенным.
        3. Черная. Это экономика организованной преступности, связанная с изготовлением и распространением вещей, запрещенных законом (браконьерство, оружие, наркотики).
        4. Плюсы и минусы теневой экономики

          О том, что нелегальная и скрытая от государства деятельность негативно влияет на уровень жизни человека и на общее положение самой страны, знают многие, но при этом мало кто понимает, что теневая экономика, как социально-экономический феномен имеет собственные преимущества. Если сравнить плюсы и минусы подобной деятельности, то недостатки существенно перевешивают чашу весов.

          Минусы теневой экономики

          Многие страны ведут активную борьбу с этой проблемой, поскольку она негативно влияет на многие процессы и развитие общества.

        5. Замедляет рост экономического развития государства, например, снижается ВВП, растет безработица и так далее.
        6. Уменьшаются государственные доходы, поскольку предприятия, занимающие нелегальной деятельностью, не платят налоги.
        7. Сокращаются расходы бюджета и страдают от этого работники бюджетного сектора, пенсионеры и другие группы людей, получающие социальные выплаты.
        8. Ловушка теневой экономики связана с тем, что она способствует росту коррупции, но и сама коррупция стимулирует развитие нелегальной деятельности.
        9. Плюсы теневой экономики

          Как уже говорилось, положительных сторон у незаконной деятельности немного, но они есть:

        10. Положительные последствия теневой экономики обусловлены тем, что такая деятельность приносит инвестиции в легальный сектор.
        11. Она является неким сглаживающим механизмом существующих скачков в экономической конъюнктуре. Это возможно благодаря перераспределению ресурсов между разрешенным и запрещенным сектором.
        12. Теневая экономика положительно влияет на последствия финансовых кризисов, когда происходят массовые увольнения работников, которые могут найти место в неформальном секторе.
        13. Теневая экономика и коррупция

          Уже упоминалось, что эти два понятия взаимосвязаны и их называют социально-экономическими близнецами. Сущность теневой экономики и коррупции схожи в причинах, целях и других факторах.

        14. Развиваться нелегальная деятельность может только в условиях, когда все ветки власти и управления коррумпированы.
        15. Деятельность вне закона способствует формированию коррупционных отношений во всех областях, которые влияют на ее благополучное существование.
        16. Коррупция заставляет нелегальные виды бизнеса находиться в тени, а еще она создает базу для организации новых сфер для теневого бизнеса.
        17. Два указанных понятия являются взаимной финансовой основой друг друга.

        Причины возникновения теневой экономики

        К основным факторам, которые провоцируют появление нелегальной деятельности, относят:

      4. Высокие налоги. Часто вести бизнес официально невыгодно, поскольку вся прибыль уходит на налоги.
      5. Высокий уровень бюрократии. Описывая причины теневой экономики нельзя упустить из внимания виновность бюрократизации всех процессов необходимых для оформления и ведения бизнеса.
      6. Чрезмерное вмешательство государства. Многие люди, занимающиеся легальным бизнесом, жалуются на то, что налоговая инспекция часто проводит проверки, выставляет штрафы и так далее.
      7. Небольшие наказания за раскрытие нелегальной деятельности. Штраф, наложенный на человека, который занимается нелегальной деятельности, в большинстве случаев гораздо меньше, чем его прибыль.
      8. Частые кризисные явления. Во время экономического спада вести легальную экономическую деятельность становится невыгодно и тогда все стараются уйти в тень.
      9. Негативные последствия теневой экономики

        Незаконный бизнес является разрушительным явлением, которое негативно влияет на всю экономическую систему государства. Чтобы понять, почему теневая экономика это плохо, нужно взглянуть на перечень негативных последствий.

      10. Происходит сокращение государственного бюджета, поскольку не происходят налоговые отчисления.
      11. Из-за влияния на кредитно-финансовую сферу происходят негативные изменения в структуре платежного оборота и стимулировании инфляции.
      12. Последствия теневой экономики касаются и внешнеэкономической деятельности, поскольку возникает недоверие со стороны иностранных инвесторов.
      13. Существенно растет коррупция и злоупотребление властью. В результате этого происходит замедление процесса развития экономики страны и страдает все общество.
      14. Многие подпольные организации для сокращения расходов и при отсутствии финансирования не соблюдают экологические нормы, что негативно влияет на состояние окружающей среды.
      15. Из-за теневой экономики ухудшаются рабочие условия, поскольку предприятия игнорируют трудовое законодательство.
      16. Методы борьбы с теневой экономикой

        Справиться с неофициальной деятельностью очень сложно, учитывая масштабность распространения. Борьба с теневой экономикой должна быть комплексной и касаться разных аспектов.

      17. Проведение реформ налоговой системы, которые помогут вывести часть дохода из тени.
      18. Ужесточение наказания для коррупционеров.
      19. Введение мер, чтобы вернуть вывезенные капиталы из страны и создать привлекательный инвестиционный климат, чтобы прекратить финансовый отток.
      20. Определение производств, которые работают подпольно, и прекращение их деятельности.
      21. Повышение контроля над денежными потоками, которые не будет давать возможность отмывать крупные суммы.
      22. Снижение давления на бизнес со стороны государства, например, уменьшение количества надзорных органов и инспекций.
      23. Запрет на бесконтрольное предоставление и привлечение кредитов.
      24. Перераспределение власти в судах и других органах власти. Должно быть проведено ужесточение законодательства.
      25. Литература по теневой экономике

        Нелегальные виды бизнеса тщательно изучаются экономистами, что обуславливает наличие разной литературы на эту тему.

      26. «Теневая экономика» Привалов К.В. В учебном пособии представлен новый подход к трактовке этого понятия. Автор исследует проблему эволюции и разных последствий нелегального бизнеса.
      27. «Условия эффективного воздействия государства на теневую экономику» Л. Захарова. Автора интересует, как проходит борьба с теневой экономики, книга уделяет внимание нескольким способам.
      28. Теневая экономика налоги

        Теневая экономика.

        «Теневая экономика» — сложное по структуре, многоплановое понятие. Прежде всего, она ассоциируется с криминальными, т. е. преступными, уголовно-наказуемыми способами извлечения доходов. Однако экономическая преступность важная, но не исчерпывающая часть теневой экономики. Более распространенно понимание теневой экономики как скрытой от государства (неучтенной, нелегальной) деятельности. Такой подход к теневой экономике отражает ее главный признак – теневая экономика юридически не существует, она функционирует вне форм государственного публично-правового контроля, сопровождается извлечение неконтролируемого дохода. В последнее время появилось определение теневой экономики как ведение дел (бизнеса) с нарушением установленных правил (налогообложения, кредитования, лицензирования регистрации и т. д.). Поэтому теневую экономику определяют как незаконное предпринимательство. По оценкам специалистов, размер теневой экономики в России составляют минимум 30 % официального объема ВВП. Таким образом, теневая экономика характеризуется с различных позиций, разные авторы включают в нее разное количество структурных элементов. Та часть экономики, в которую включаются инициативные экономические отношения между гражданами или их объединениями – реальная деятельность людей по оказанию бытовых услуг, ремонту и строительству жилья, обслуживанию автомобилей, бытовой техники, занимающихся частной медициной или педагогической практике, и т.д. – не может восприниматься как негативная, нежелательная для общества. Однако если такая вполне законная деятельность сопряжена с извлечением неконтролируемого государством дохода, с укрытием его от налогообложения, возникают отношения, предусмотренные Уголовным кодексом. Не сама по себе предпринимательская (или иная экономическая) деятельность образует правонарушение, а лишь нечестное предпринимательство, нарушение установленных правил занятия экономической деятельностью. В зависимости от степени общественной опасности этого нарушения наступает административная или уголовная ответственность, а также возмещается причиненный вред. Есть и иное отношение к той части теневой экономики, которая паразитирует на человеческих пороках, обслуживает деструктивные общественные потребности, способные нравственно и физически деформировать личность. Здесь сама по себе соответствующая деятельность является общественно-опасной и преступной (проституция, торговля и иные сделки с детьми, наркобизнес, порнобизнес, незаконная торговля оружием и т. п.). Таким образом, структуру современной российской теневой экономики можно представить в виде трех блоков:

        1. «Подпольная» экономика – предпринимательская и иная экономическая деятельность, ориентированная на удовлетворение нормальных общественных потребностей, но, однако она осуществляется в неконтролируемых государством формах в целях извлечения неконтролируемого дохода и уклонения от налоговых платежей.

        2. «Фиктивная» (мошенническая ) экономика –– предпринимательская и иная экономическая деятельность, сопряженная с различного рода обманами, мошенничеством (обман при получении кредитов и их использования, сбыт поддельных денежных знаков, валюты, ценных бумаг, кредитных и расчетных карт, фиктивное банкротство, ложная реклама, обман кредиторов и т.д.).

        3. Криминальная («черная») экономика, ориентированная на удовлетворение деструктивных общественных потребностей (скупка краденного, торговля золотом, проституция и т.д.).

        Основными причинами существования и развития теневой экономики являются нестабильность и разбалансированность экономики официальной, находящейся в глубоком кризисе, неэффективность налоговой и в целом фискальной политике государства. Но как я думаю, теневой бизнес есть и будет всегда в любой стране. Определенная часть предпринимателей готова легализовать свой бизнес, но при условии снижения налогового бремени до приемлемого уровня. В нашей стране запредельно высокое совокупное налоговое бремя на российских товаропроизводителей (в среднем более 50 коп. на 1 рубль выручки), несмотря на тенденцию снижения совокупной доли начисленных налогов в добавленной стоимости, она составляет сейчас не менее 32 % что, как минимум, на 5 % превышает оптимальный уровень налогового давления на российскую экономику (примерно 27 %). На чрезмерность налогового бремени указывают такие «симптомы», как низкий уровень фактической собираемости налогов, не снижающая высокая задолженность предприятий по налогам и сборам (в среднем 25 % к доходам консолидируемого бюджета), массовый уход бизнеса в теневую сферу, об истинных масштабах которой можно лишь догадываться. Существенное снижение налогового бремени, несомненно повысят доверие к Правительству, что позволит получить дополнительные неналоговые доходы от государственного имущества, выпуска государственных займов…

        Формирование и распределение средств бюджета на всех уровнях бюджетной

        системы – объемный и многоэтапный процесс, охватывающий социальную,

        экономическую, финансовую и другие сферы деятельности государства.

        Если обратиться к российскому историческому опыту в сферу управлени

        бюджетной системой, то, например, в период существования СССР общее

        управление финансовой системой, в том числе и бюджетной системой, было возложено на высшие органы государственной власти и государственного управления, которые разрабатывали и утверждали законы, постановления и другие документы о регулировании финансовых отношений, о государственном бюджете и его исполнении.

        В настоящее время в субъектах Федерации управления использованием бюджетных средств возложено на территориальные финансовые органы. Субъектами предварительного контроля выступают органы государственной власти (в процессе составления, рассмотрения, утверждения и распределение лимитов и смет расходов) на региональном и местном уровнях. Я хотела бы привести утвержденные программы по Ростовскому областному бюджету на 2007г.

        Утвержден областной бюджет на 2007 год по расходам в сумме 62070125,4 тыс рублей, по доходам в сумме 59426322,5 тыс. рублей.

        Предусмотрены субсидии из Фонда софинансирования социальных расходов на

        Бекетова О.Н. Налоговое бремя и налоговые пределы в современной России/ в сборнике научных трудов: Финансовые проблемы переходной экономики. 2001 год.

        исполнение расходов бюджетов муниципальных районов и городских округов:

        По проведению противопожарных мероприятий, приобретению и монтажу противопожарной сигнализации и разработке проектно — сметной документации на производство работ для муниципальных бюджетных образовательных учреждений;

        По приобретению программного обеспечения и его сопровождению оплате услуг кредитных организаций по зачислению компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

        На улучшение питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений из малоимущих семей.

        Утверждены в составе расходов бюджета субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление расчетов с поставщиками услуг за предоставленные в декабре 2006 года меры социальной поддержки ветеранам труда и гражданам, приравненным к ним, реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и членам семей, детям их многодетных семей, отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также бюджетные ассигнования на осуществление расчетов с поставщиками услуг за предоставленные в декабре 2006 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан: инвалидов, ветеранов, гражданам подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний.

        Увеличены суммы бюджетных кредитов, предоставляемых в 2007 на:

        · кредитование муниципальных образований для строительства жилых домов в

        Областной закон Ростовской области от 20 сентября 2007 г. № 766-3С

        «О внесении изменений В Областной закон «Об областном бюджете на 2007 г

        целях реализации мероприятий по содействию гражданам в приобретении

        · (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности;

        · поддержку сельхозтоваропроизводителей Ростовской области на цели приобретения горюче-смазочных материалов;

        · поддержку сельхозтоваропроизводителей Ростовской области на цели приобретения семян.

        Областной закон вступает в силу со дня официального опубликования.

        Если вы действуете в нарушениях правил, вас штрафуют: если вы действуете по правилам, вас облагают налогом.

        Лауренс Дж.Питер, американский писатель

        Теневая экономика и налогообложение

        Способы уклонения от налогов

        Теневой бизнес в основной своей части предусматривает прежде всего уклонение от налогов, таможенных пошлин и других видов платежей государству. Как показывает практика, наиболее образцовым является уклонение от налогов, этот процесс является более частным и лучше всего подходит для определения теневой экономики. Уклонения от других видов платежей происходят по схожему механизму, но гораздо реже встречаются в практике, либо чаще, но в определенной сфере. Уклонение от налогов же является повсеместным.

        Перейдем к способам уклонения от уплаты налогов.

        Основные способы уклонения от уплаты налогов, не зависящие от вида налога:

        Сокрытие объектов налогообложения:

        искажение или не отражение финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете

        ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации, постановки на учет в Государственной налоговой инспекции или лицензии, также при использовании поддельных документов и несуществующих организаций

        ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций или структурных подразделений

        уничтожение бухгалтерских документов после проведения операции

        Занижение объектов налогообложения:

        перенос части денежных средств на ненадлежащие бухгалтерские счета

        создание фиктивных излишков продукции за счет увеличения убытков, необоснованного списания готовой продукции

        преднамеренное внесение в бухгалтерские документы искаженных данных

        Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов:

        перечисление выручки на счета зависимых компаний, без обязательств по выплате соответствующих налоги

        отпуск товаров без предоплаты, в том числе на реализацию, с заведомым отсутствием возврата дохода

        создание искусственной дебиторской задолженности

        Неправомерное использование льгот:

        включение в штат персонала неработающих пенсионеров и инвалидов

        введение основного вида производства под видом льготного

        К способам уклонения от уплаты налогов в зависимости от вида налога относят:

        1. Уклонение от уплаты акцизов

        2. Уклонение от уплаты подоходного налога

        3. Занижение налога на прибыль

        4. Уклонение от уплаты и занижение НДС

        Также возможно уклонение от уплаты других видов налогов, в зависимости от деятельности организации.

        Текущая экономическая ситуация в нашей стране такова, что большая часть компаний, независимо от их отраслевого назначения, объемов выпускаемой продукции и сферы деятельности, преднамеренно идет на уклонение от уплаты налогов. Это связано как и со злым умыслом, так и с размером налоговых ставок, которые вынуждают предпринимателей укрывать часть доходов для продолжения функционирования бизнеса. Например, увеличение отчислений в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования до 34% может вынудить предпринимателей не оформлять официально работников предприятий для сохранения доходов.

        Серьезной проблемой это увеличение станет и для малого бизнеса, ведущего бухгалтерский учет по упрощенной системе. Для них доля выплат возрастает практически в два раза (с 14% до 26%), что неминуемо приведет к сокрытию доходов и «затенения» малого бизнеса, который и без того находится в плачевном состоянии.

        Коррупция уже давно отмечается как основной фактор развития теневой экономики. В последнее время особое внимание к этой проблеме вызвано ее выходом за национальные рамки в связи с глобализацией.

        Именно глобализация, а также отмена большинства барьеров для контроля над сделками на международной арене, в частности валютного контроля, привели к увеличению случаев уклонения от налогов. Несмотря на большую взаимосвязь с налоговыми преступлениями, коррупция выделена в отдельный блок, способствующий и развивающий теневую экономику, а непосредственно налоговыми злоупотреблениями в тенденции глобализации считаются «налоговый рай» и преференциальные налоговые режимы.

        Для анализа коррупции в первую очередь необходимо дать ей определение. Коррупция — это злоупотребление государственной властью или положением в целях личной наживы. Также коррупция включает в себя незаконные сделки при контактах частного бизнеса и административного аппарата государства:

        1. выдача лицензии (разрешения) на открытие своего дела

        2. приеме и продвижении по государственной службе

        3. принятие решений о выделении земли

        4. принятие решений о льготных налоговых условиях, о государственных инвестиционных контрактах и заказах

        5. доступ к предоставляемым государством товарам и услугам

        Существует два объяснения взаимозависимости между теневой экономикой и коррупцией:

        1. Теневая экономика представляет собой попытку уйти от коррупции — предприниматель укрывает бизнес, чтобы не платить взяток чиновникам

        2. Коррупция является причиной роста объемов теневой экономики

        Однозначным является факт того, что коррупция является отрицательным последствием глобализации.

        Об этом свидетельствует взаимосвязь между ростом международных инвестиций и взяточничеством. Рост международной коррупции напрямую связан с ТНК, увеличением масштабов нелегальной иммиграции, международной торговле оружием и другими видам незаконной теневой экономики.

        Тем не менее руководства государств раньше считали взятками только внутренние прямые платежи чиновникам, а на международной арене это понятие не использовалось для поддержание соответствующего статуса. Взятки называли компенсациями, представительскими расходами, платами за консультацию и др. В законодательствах многих стран было прописано, что данные элементы можно было считать издержками при данной уровне конкуренции и данной отрасли международной торговли.

        Только с середины 90-х годов коррупция была включена в число первоочередных задач для решения. Первым шагом были рекомендации странам принять необходимые меры для обнаружения, пересечения и борьбы с иностранными государственными служащими, цель которых получение иностранных государственных заказов. В результате разработанных поправок к налоговым законодательствам, запрещающим трактовать взятки зарубежным компаниям как расходы, большая часть стран международной арены внесла соответствующие поправки в свои налоговые законодательства. Эти исправления приравнивают взятки к уголовным преступлениям, независимо от того, даются они иностранным государственным служащим или нет. Но сам факт существования двойного трактования взяток в зависимости от места их назначения говорит о размытости границ теневой и легальной экономики. Кроме того это лишний раз подтверждает роль иностранных инвестиций в качестве фактора роста коррупции.

        Глобализация усложнила налоговым органам процесс сбора налога как в документальном плане, так и непосредственно, поскольку сотрудник налоговой не может отлавливать неплательщика по всему миру и использовать современные электронные средства для отслеживания проведенных операций.

        Новый экономический феномен, играющий решающую роль при уклонении от налогов корпорациями — налоговый рай или оффшор. Рост числа преференциальных налоговых режимов вызван не столько желанием привлечь иностранный капитал для развития экономики страны, сколько целью наживаться.

        Основные критерии идентификации оффшоров:

        1. Непрозрачность и закрытость информации как налоговой, так и финансово-юридической

        2. Слишком высокая доля финансового сектора в экономике страны

        3. Низкое или нулевое налогообложение как минимум нескольких типов доходов

        Если еще недавно под оффшорами подразумевались небольшие островные страны, особенно в районе Карибского бассейна, то сейчас это уже крупные государства со вполне сильной экономикой, и их число постоянно растет. Большинство специалистов указывают на прямую связь между оффшорами и коррупцией, теневой экономикой.

        Оффшор считается опасным и недозволенным проектом, по причине подрыва налоговых баз других стран, ухудшении инвестиционной политики и затруднении деятельности налоговых органов в целом.

        Также к отрицательным последствиям существования оффшоров относится создание новых путей для минимизации выплачиваемых налогов и укрывания финансовых активов путем их перемещения. Данные перемещения производят крупные изменения в налоговых базах разных государств, подчас вредоносные для экономик государств. Налоговое бремя перемещается с мобильных объектов налогообложения на немобильные (труд, недвижимость), с доходов — на расходы. Государственные налоговые системы нарушают стабильность мировой финансовой системы, оказываясь под воздействием неоднозначности факторов, так как оффшоры влияют на налоговые системы разных стран по-разному.

        Оффшор поощряет уклонение от налоговых платежей, поэтому его дальнейшее развитие и разрастание может в будущем подорвать систему налогообложения и социального страхования, ускорить рост бюджетного дефицита, снизить налоговые поступления в казну, увеличивать налоговые ставки, и как следствие, увеличивать количество компаний, которые будут укрывать свои доходы. В результате может оказаться ошибочным направление политики страны, поскольку она получает неверные сведения (данные о безработице, рынке труда и занятости, доходах и потреблении). Также роль «налогового рая» проявляется и в таких формах, как регистрация фиктивных прибылей, отмывание криминальных доходов, сокрытие банковских счетов налогоплательщиков от проверки налоговых органов.

        За последние несколько лет рядом стран были приняты соглашения об обоюдной помощи по борьбе с преступлениями в области налогов и теневым сектором экономики. В число возможных мер включен обмен информацией и уничтожение барьеров по обмену ей для поддержания совместной работы налоговых органов разных стран.

        Основная причина, давшая стимул международному сообществу для борьбы с оффшорами и налоговой преступностью, это выбор — либо война с альтернативной налоговой системой со всеми возможными последствиями, либо вырабатывание нового законодательства для ужесточения текущей ситуации. И поскольку налоговая война может оказаться для мира разрушительней минувшего финансового кризиса, выбор стал очевиден.

        Теневая экономика или как мы переплачиваем налоги

        Вы регулярно платите за квартиру, как внезапно вам присылают новый счет, в котором указано, что вы еще должны доплатить потому, что «мы там кое-что пересчитали задним числом». И то, за что вы уже заплатили, подорожало. Примерно такой расклад происходит сейчас с сотнями тысяч, если не миллионами российских налогоплательщиков.

        Добросовестных. Как с физическими лицами, так и с вечными «дойными коровами» — бизнесменами. Впрочем, и первые тоже «дойные коровы», только мелкие. Зато их много.

        Этой осенью миллионов людей коснулись налоговые проблемы – либо в виде «ошибок в базе», либо в виде кажущихся этим людям произвольными начислений. Между тем, вопрос налогов и их справедливости и прозрачности является краеугольным камнем в отношениях между гражданином и современным государством.

        Однако вы не услышите об этих проблемах ни слова на зажигательных ток-шоу на центральных телеканалах. Там все больше про Украину, Трампа и Сирию.

        Автомобилисты жалуются в соцсетях (а где еще?), что получили уведомления о транспортном налоге с уплатой до 1 декабря за давно проданные, угнанные или списанные автомобили. Либо же получили «счет от государства» по уже уплаченному налогу. Пишут и о случаях, когда налог пришел на авто, проданное больше 10 лет назад (а как же срок давности?). Доля «ошибочных» уведомлений по разным регионам, по данным газеты «Ведомости», составляет от 1 до 4%.

        Вот что, например, пишет в фейсбуке один мой товарищ: «У меня многолетняя история переписки с налоговой инспекцией по этому поводу. Приходится ее хранить, поскольку в инспекции, похоже, нет никаких досье на налогоплательщиков, и сданные туда документы нигде не хранятся. Кроме того, разные отделы инспекции между собой никак не взаимодействуют. Мне, например, сначала на мою обоснованную жалобу пришло подтверждение, что транспортный налог за 2014 год уплачен, а через два дня пришло уведомление уплатить этот же налог, хотя даже в личном кабинете есть отметка о его уплате».

        Мой знакомый списывает это на низкую квалификацию сотрудников ФНС. Другие говорят о каких-то «сбоях базы данных», о нарушенной коммуникации между ГИБДД и ФНС и т.д.

        Допуская возможность сбоя всяческих «баз данных» (он, может быть, разумеется, местью Обамы или нанятых Хиллари хакеров), заметим, что чудесным образом «базы» всегда сбоят в пользу налоговиков, а не в вашу. И пока они сбоят, одни, тратя личное время и нервы, переписываются через ЛК (что, кстати, удобный сервис, отдадим должное), другие же, не будучи шибко компьютерно грамотными, обивают пороги отделений ФНС, где сейчас наблюдается повышенный наплыв народа. Есть и третьи, которые, не заморачиваясь, платят по всем уведомлениям, опасаясь начисления пени и вообще опасаясь нашего государства. А потом уже либо начинают разбираться, либо «забивают».

        По личному опыту знаю, что ошибочно переплаченный налог ФНС исправно возвращает по твоему заявлению. Хочешь — на карту, хочешь — на счет, хочешь — тебе его зачтут в счет будущих начислений. На возврат, однако, уходит время. В течение которого ваши деньги считаются, надо полагать, пополнившими бюджет. Люди, начислившие все это, считаются выполнившими план «по валу». Им дадут в конце года премии. Еще удобнее, когда вы соглашаетесь на зачет в будущем.

        Государство уже поимело ваши деньги. Оно всегда в плюсе. А вы всегда ему хоть немного, но должны.

        При этом мы никогда не узнаем (депутатам не до этого, они увлечены борьбой с внешним врагом и его внутренними агентами), сколько таких «на шару» выставленных счетов было оплачено гражданами и куда пошли эти «лишние деньги». Разумеется, никто и не пытается поставить вопрос о том, кто виноват в том, что обывателю видится сущим плутовством со стороны государства, еще более подрывая доверие к нему. Которое и так невелико, если говорить именно в государстве, а не о действующем президенте. Хотя все это и представляется как «неумышленная ошибка в базах».

        Теперь о «надувательстве» уже, скорее, тяжелом. Игра называется «догони Росреестр». Тут тоже фигурируют такие приемчики, как «сбой по базе», а еще такая система определения «правил игры», когда они могут меняться задним числом, причем исключительно по воле «водящего».

        Часть московского бизнеса (сразу оговорюсь, такая практика касается не только Москвы, а всех регионов в той или иной мере, поскольку данные налоги поступают в региональный бюджет, что создает определенные «стимулы» подоить тех, кто доится, по всей стране) находится сейчас в состоянии легкого шока. Одна моя знакомая, имеющая счастье владеть небольшим бизнесом и офисной недвижимостью, ведет затяжной бой с налоговиками. Неся серьезные потери и отступая с боями. Силы слишком неравны.

        В такой же ситуации владельцы примерно 2,5 тысяч объектов коммерческой, офисной и даже льготной учебной недвижимости (а за всеми этими владельцами – десятки тысяч рабочих мест), которым задним числом (в частности, постановлением правительства Москвы от 26 декабря 2016 года) изменили кадастровую стоимостьэтой недвижимости на 1 января 2014 года. Вменив, соответственно, переписать декларации по налогу на имущество.

        Для кого-то налог вырос в 9-10 раз, для кого-то еще больше.

        Доначисления, как у нас обычно водится, сопровождаются угрозами уголовных дел за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере, плюс «волшебная»и универсальная статья «мошенничество». Ах, да, вы можете идти в суд и апеллировать к письму Минфина от 20 июля 2017 г. N 03-05-04-01/46181, где разъяснено, что утвержденная кадастровая стоимость должна применяться для целей налогообложения только с 1 января следующего года, но никак не задним числом. Некоторые, уверовав в правосудие, уже сходили… И? Правильно, проиграли дело.

        Моя знакомая решила с трясущимся от страха бухгалтером («не надо ссориться с налоговой») пойти «досудебным путем». Разговор в налоговой был холоден, вежлив и содержателен.

        Примерно следующего содержания: «Нам всякие там письма Минфина не указ. Наше вышестоящее начальство поставило нам задачу,и мы будем взыскивать. А по поводу оснований — особо не парьтесь. Да, по Налоговому кодексу сроки прошли, но мы найдем налоговые акты, которые позволят нам с вами разобраться, способов много».

        После чего может последовать внесудебный арест счета и принудительное взыскание всего долга вместе с пеней. А ты там потом разбирайся после банкротства. Да хоть в Страсбург ступай. А лучше еще дальше.

        После серии подобных пререканий с налоговой «шибко умная» бизнесвумен получила доначисление уже за 2017 год, с увеличением платежей (притом, что налог уже был уплачен) в два раза. На основании – внимание, гонг! – новой оценки Росреестра. Которая, видимо, меняется теперь раз в квартал, а то и чаще.

        Если вы думаете, что сии «зверства» и самоуправство в стиле взимания дани Золотой Ордой (все-таки живы традиции «набегов») касается только «богатеньких буратин» из числа ненавистных вам коммерсантов, то вы ошибаетесь. Вчитайтесь в присланное вам уведомление о налоге на вашу недвижимость.

        Мой родственник, хоть и пенсионер, вчитался. Мало того, что его квартира за год в результате переоценки Росреестром увеличилась в стоимости раза в три, притом, что на рынке ее не продать и за треть этой суммы. Но ему тоже пересчитали налог задним числом. И теперь требуют уплаты. Притом, что по налогу на недвижимость у пенсионеров, как известно, есть льгота, и они его платить (по одному из объектов) не должны вообще. Он и не платил в прошлом году, вступив в долгую переписку и лично посетив инспекцию (наше государство, гордящееся «одним окном», отказывается видеть в вас пенсионера в этом случае автоматически). А в этом году его снова отчислили из пенсионеров, выставив налог за то, за что в прошлом году не стали. А вдруг«проканает».

        Система оценки имущества Росреестром – это отдельная протяжная и грустная песня. Недаром русское слово «произвол» не переводится точно на иностранные языки.

        Тут оно вполне уместно. Такого не сыскать нигде в мире. Чтобы уже якобы «рыночная» кадастровая стоимость скакала в два- три раза. Причем только вверх. Причем на фоне кризиса и падения цен на недвижимость. Такой налоговый произвол происходит практически во всех регионах.

        Вы, конечно, можете встать в «правовую позу», потратить тысяч 50 на независимую оценку и адвокатов, поглотать пыль по судам и оспорить назначенную Росреестром с потолка оценку. Но поскольку, например, в таких субъектах федерации, как Москва, власти имеютправо проводить переоценку раз в два года (в других регионах раз в пять лет, «но не чаще чем раз в три года», и тоже – с «потолка»), то такая процедура вам предстоит регулярно. Замучаетесь, как было верно замечено, пыль глотать.

        Совет Федерации, прочувствовав деликатность предвыборного момента (в марте президента выбирают) и уловив недобрый ропот снизу, оперативно, но без лишнего шума и обсуждений, чтобы не перевозбуждать народ и не отвлекать его от сирийского и украинского урегулирования, принял закон, чтобы за неуплату до 1 декабря налога на имущество физических лиц за 2016 год начисление пени перенести на 1 июля 2018 года. Так что вас есть несколько месяцев для препирательств (если соответствующий закон примет еще и субъект федерации) с налоговой на тему, кто кому сколько должен. Ровно то же самое происходило в прошлом году в примерно половине субъектов федерации. И вот опять «базы» ошибаются против вас.

        Другая моя законопослушная знакомая раз в год регулярно «с повинной» посещает свою инспекцию на предмет узнать, не должна ли она чего. Чтобы чувствовать себя «свободной».

        Я ей посоветовал ходить туда раз в месяц и каждый раз непременно низко кланяться в пол. Это в наибольшей степени будет отражать отношение в нашей стране между налогоплательщиком и теми, кто вроде как существует на его деньги.

        Это еще не все.На днях бизнес коллективно уличил правительство в нарушении договоренностей. Там же «люди слова» наверху – захотели дали слово, захотели — забрали обратно. Представители четырех ведущих бизнес-объединений написали коллективное письмо президенту, в котором подсчитали, что в 2018 году бизнесу придется доплатить различных новых сборов, которые правительство вписало в проект трехлетнего бюджета, 100 миллиардов рублей. А как же наши договоренности о неизменности фискальной нагрузки? — наивно вопрошают представители бизнеса. Ведь еще в этом же году премьер Медведев повелел правительству воздержаться придумывать новые платежи. Его ослушались, получается. Президента, получается, тоже.

        Поскольку средств в казне негусто — Госдума только что отклонила предложение об индексации пенсии работающим пенсионерам, притом, что цена вопроса была невеликие 10 млрд. рублей — власти, видимо, решили, что для ее пополнения все средства хороши.

        Отношения верхов и облагаемого населения все более походят на отношения «инородный силы» с покоренным племенем аборигенов.

        Речь не идет о принципе «нет налогов без представительства», с которого в свое время началась Американская революция и на основе которого выстраивались отношения между государством и налогоплательщиками во всех развитых демократических странах. На условиях отчетности (взаимной) и, как ни крути, уважения.

        У нас же все происходит по принципу «мне нужно от тебя столько-то, а если мне не хватит, то я вернусь и доберу еще».

        Придумывание новых налогов и поборов происходит, кажется, вне всякого общеэкономического контекста. Без изучения того, как это повлияет на рост экономики или покупательскую активность, не приведет ли к еще большим потерям бюджета в результате сжатия налогооблагаемой базы или другим негативным последствиям.

        Поборы придумывают спорадически – там, где легче взять.

        Придумали курортный сбор, например. Видимо, скоро ведут так называемый налог на самозанятых. Бесплатную медицину похоронят окончательно, побуждая вас платить в кассу за то, что раньше было бесплатным. Борцы за крепость скреп носятся с идеей налога на бездетность. Завистники сборщикам мзды «за авторские права» придумали налог на утилизацию старой обуви. Для тех, кто скоро «отбросит копыта», предлагается «налог на смерть» (обязательные похоронные отчисления).

        Для тех, кто меньше снашивает обувь и ездит на машине, предлагают налог на утилизацию шин.

        Чтобы ты не смог сэкономить на зарубежных покупках, тебе впаяют налог на покупки в интернет-магазинах.

        Наши чиновники сетуют на то, что пышным цветом расцвела теневая экономика и что все больше людей уходит в нее, не желая вступать в столь «извращенные» налоговые сношения с государством, — таких минимум 18% рабочей силы. Но именно то, как строятся налоговые отношения, и отвращает подчас людей от того, чтобы вести себя с государством честно.

        Помимо ежедневно подтверждаемых подозрений, что наши налоги тратят неэффективно и разворовывают, обыватель и бизнесмен подозревают налоговые службы в «лукавом» изменении правил задним числом, в несправедливости по части методов взимания налогов. И действуют, соответственно, по принципу «раз они так с нами, то и мы так с ними».

        Уклонение от налогов видится этим людям, ушедшим в тень, формой «партизанской борьбы» против тех, кто ведет себя как «инородная сила». Чтобы изменить их мнение, государству нужно предпринять определенные усилия, помимо привычных репрессий. Вон даже с сирийскими «партизанами» как-то договариваются. А со своими?

        Смотрите так же:

        • Срок полномочий участковой комиссии Статья 18. Полномочия участковой избирательной комиссии Статья 18. Полномочия участковой избирательной комиссии оповещает население о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне и месте голосования; составляет списки […]
        • Разрешение жене измену Разрешение жене измену Почему я разрешил своей жене изменять мне В какой-то момент времени я сказал своей жене: если у тебя возникнет когда-нибудь желание попробовать секс с кем-нибудь другим (термином «измена» я не пользуюсь. Только в условиях боевых […]
        • Законы краснодарского края 2013 Закон Краснодарского края от 30 декабря 2013 г. N 2867-КЗ "О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Краснодарском крае" Информация об изменениях: Законом Краснодарского края от 4 февраля 2014 г. N 2895-КЗ в наименование настоящего Закона внесены […]
        • Бланк заявления об уменьшении размера алиментов Заявление на уменьшение алиментов В соответствии с частью 2 ст. 81 СК (Семейного кодекса) суд может изменить размер взыскиваемых алиментов с учетом материального благосостояния сторон, а также иных важных факторов. Желая уменьшить объем своих алиментных […]
        • Федеральный закон 181 ст23 Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят […]
        • Имеет ли право учитель требовать объяснительную Имеет ли право учитель ходить по квартирам учеников? Сегодня на родительском собрании в школе классным руководителем было объявлено о том, что с ноября месяца она и/или школьный психолог будут ходить по квартирам учеников и смотреть на условия жизни […]
        • Прокурор сладковского района ражев Еще один тобольский прокурор перешел работать в гордуму Юридический отдел Тобольской городской думы возглавил Марат Ражев, до недавнего времени занимавший должность старшего помощника прокурора Тоболькой межрайонной прокуратуры, сообщает корреспондент […]
        • У кого взять деньги взаймы без банка без залога под проценты Деньги в долг у частного лица: контакты и номера телефонов «Частные кредиторы» так и манят заемщиков, желающих получить легкие деньги, листовками на автобусных остановках, объявлениями в интернете. И, наверное, уже каждый знает, что 99% таких объявлений — […]