Теория и история налогов и налогообложения

История налогообложения

Возникновение налогов

Возникновение налогов в глубокой древности

Первые упоминания о налогах, как уже говорилось, относятся к глубокой древности, и их появление связывают с возникновением государства. На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Часто думают, что жертвоприношение основано исключительно на добровольных началах. На самом деле оно было неписаным (а впоследствии и писаным) законом и таким образом становилось принудительной платой и сбором. Так, в Пятикнижии Моисея сказано: «. и всякая десятина на земле из семени земли и плодов дерева принадлежит Господу».

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу владетельных князей и государей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Вавилона и Египта до средневековой Европы.

Первые письменные источники о налогах относятся к XVIII в. до н.э., когда вавилонский царь Хаммурапи (1792–1750 до н.э.) издал ряд законов, известных как кодекс Хаммурапи, которые дошли до нашего времени. Текст законов был высечен на черном базальтовом столбе.

В соответствии с этими законами объектом налогообложения были доходы от имущества, в первую очередь от земли. Плательщиками налога были землевладельцы и ремесленники. Ставка налога была установлена в размере 1/10 части полученного дохода. Налог взимался в натуральной и денежной формах. Уже в это время было принято разделение налогов на государственные и местные. Контролем и сбором налогов занимались специальные чиновники – сборщики налогов.

Законы Хаммурапи содержали все основные элементы налога: субъекты – свободные люди, землевладельцы и ремесленники, объекты – имущество и доходы, налоговая ставка – 10%, обеспечивался контроль и предусматривалась защита налогоплательщика от двойного обложения.

В Древнем Египте во II тысячелетии до н.э. также взимался поземельный налог, причем механизм его начисления отличался сложностью и высокой точностью расчета, в зависимости от уровня получаемого от земли дохода. В I в. до н.э. в Древнем Египте существовали специальные сооружения – ниломеры, посредством которых производилось наблюдение за уровнем воды в Ниле. По закону налоги начинали взимать в момент достижения уровнем воды наивысшей отметки, и эти налоги были тем больше, чем выше поднималась вода. Об этом свидетельствует знаменитый греческий географ и историк Страбон (64/63 до н.э. – 23/24 н.э.), автор труда «География».

За 12 веков до Рождества Христова в Вавилоне, Китае, Персии уже был известен поголовный (подушный) налог.

Известен также свод древнеиндийских законов Ману, относящихся ко II в. до н.э. В нем есть законы о взимании налогов в Древней Индии. Объектами налогообложения были:

– доходы от труда земледельцев;

– доходы от занятия ремеслом;

– доходы от торговой деятельности;

– имущество, а именно: земля и скот.

Плательщиками налогов были землевладельцы, ремесленники, торговцы. От налогов освобождались жрецы. Налоги взимались главным образом в натуральной форме. Налог с земледельцев взимался по прогрессивной шкале в размере 1/6,1/8,1/12 части зерна (в зависимости от урожая). Кроме этого, старостами деревень взимался налог в виде 1/6 части заготовленной древесины, мяса, коровьего масла, благовоний, лекарственных трав, плодов, соков и пр.

В III в. до н.э. был введен поземельный налог в Китае. Там же взимались налоги на добычу соли, выплавку железа, существовала система воинских и трудовых повинностей.

Теория и история налогообложения, Майбуров И.А., 2011

Теория и история налогообложения, Майбуров И.А., 2011.

Учебное пособие рассчитано на студентов высших учебных заведений экономических специальностей. Оно может быть полезным для аспирантов, докторантов и преподавателей ВУЗов, а также для широкого круга специалистов и читателей, интересующихся проблемами налогообложения и государственного налогового менеджмента.
Учебное пособие может оказать методологическую помощь студентам, аспирантам в подготовке курсовых и дипломных работ, рефератов и докладов для научных конференций.

Теория равенства жертвы.
Эта теория была предложена завершителем идей классической школы Д.С. Миллем. Она основывается на предпосылке, что с увеличением суммы получаемого дохода субъективная ценность дохода уменьшается, так как он начинает расходоваться на удовлетворение все менее жизненно необходимых потребностей. Уместным будет следующий демонстрационный расчет, приводимый сторонниками данной теории. Возьмем трех плательщиков с доходом в 1000, 2000 и 3000 руб. соответственно. Предположим далее, что субъективная ценность первой тысячи составляет 100%, второй — 95, а третьей — 91%. Это означает, что субъективная ценность дохода первого плательщика составит 1000 руб., второго — 1950 руб., третьего — 2860 руб. При обложении пропорциональным налогом, например 3% суммы дохода, налог для первого плательщика составит 30 руб., для второго — 60 руб. и для третьего — 90 руб. Однако с учетом падения субъективной ценности дохода платеж первого плательщика останется 30 руб., для второго он уже уменьшится до 58,5 руб., а для третьего — до 85,8 руб. По отношению к абсолютной сумме дохода ставка налога составит для первого плательщика полных 3%, для второго — 2,92, для третьего — 2,86%. Следовательно, обложение будет регрессивным. Для того чтобы сделать его равным для всех, ставку налога нужно поднять для второго плательщика с 3 до 3,08%, а для третьего — с 3 до 3,14%.

Только введение прогрессии сможет уравнять налоговое бремя для бедных и богатых налогоплательщиков. С общетеоретических позиций жертвенности налога данный посыл означает, что каждый гражданин должен приносить в виде жертвы определенную долю своих доходов, равную, с учетом ее субъективной ценности, жертвам других контрибуэнтов. Размер жертвы должен определяться с таким расчетом, чтобы после уплаты налога граждане оставались относительно друг друга в таком же хозяйственном положении, в каком они соотносились до уплаты налога.

Оглавление
Предисловие 3
Раздел I. ТЕОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 7
Глава 1. Понятие налогов и их экономическое содержание. Специфические признаки налогов как вида финансового платежа 8

1.1. Происхождение и сущность налогов: исторический экскурс 8
1.2. Понятие и признаки налога, взгляды на его роль в современном обществе 15
Глава 2. Эволюция финансовой мысли по содержанию налогов и их роли в экономике 27
2.1. Характеристика общих теорий налогообложения 27
2.2. Налоги в общих экономических теориях ХХ в. 42
Глава 3. Налогообложение в частных налоговых теориях 67
3.1. Теории единого налога и ее разновидности 67
3.2. Теории пропорционального и прогрессивного налогообложения 72
3.3. Теории переложения налогов 81
3.4. Теория прямого и косвенного налогообложения 100
Глава 4. Теории распределения налогового бремени 117
Глава 5. Основные элементы и функции налогов, принципы налогообложения 131

5.1. Обязательные и факультативные элементы налога 131
5.2. Функции налогов 146
5.3. Принципы налогообложения 150
Глава 6. Классификация налогов 169
6.1. Эволюция научной мысли о критериях классификации налогов 169
6.2. Современная классификация налогов 174
Глава 7. Налоговая политика и налоговая система 184
7.1. Налоговая политика и государственное управление 184
7.2. Налоговая политика как часть финансовой политики 192
7.3. Налоговая система 204
Глава 8. Налоговый механизм 211
8.1. Налоговый механизм и налоговое законодательство 211
8.2. Управление налоговой системой 224
Раздел II. ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ 233
Глава 9. Налоговая политика советской власти в 1917—1920 гг. 234
9.1. Необходимость проведения новой налоговой политики 234
9.2. Экономические последствия радикальной реформы налогообложения 243
Глава 10. Налоговая система России в 1921—1932 гг. 255
10.1. Характеристика исторического этапа 255
10.2. Подоходное и поимущественное обложение 258
10.3. Система продовольственных налогов 261
10.4. Косвенные налоги и их роль в формировании бюджетных фондов 265
10.5. Налоги как инструмент политических преобразований 273
10.6. Налог с оборота как новый механизм формирования доходной части бюджета 281
10.7. Налоговые платежи государственных предприятий и сельскохозяйственный налог 284
Глава 11. Основные платежи в бюджет в период с 1933 по 1950 г. 290
11.1. Вторая пятилетка (1933—1937 гг.) 290
11.2. Третья пятилетка (1938-й — июнь 1941 г.) 293
11.3. Период Великой отечественной войны (1941—1945 гг.) 295
11.4. Четвертая пятилетка (1946—1950 гг.) 298
Глава 12. Налоговая система как инструмент централизованного регулирования экономики (1945—1985 гг.) 305
12.1. Налоги с населения 305
12.2. Налоги с оборота 312
12.3. Система платежей из прибыли в бюджет 316
Глава 13. Формирование и развитие налоговой системы государства в 1980-м — начале 1990-х гг. 323
13.1. Характеристика экономической политики 323
13.2. Эволюция форм и методов взимания основных групп налоговых отчислений 326
13.3. Налог с оборота 330
13.4. Подоходное обложение населения 333
Раздел III. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 339
Глава 14. Налоговые реформы 1990—2000-х гг. 340

14.1. Экономические преобразования и налоговая система 340
14.2. Формирование эффективной налоговой системы в Российской Федерации 345
Глава 15. Налоговая политика России на современном этапе 353
15.1. Сущность налоговой политики государства 353
15.2. Субъекты, цели, модели и методы осуществления налоговой политики 360
15.3. Налоговые реформы: понятие, классификация, этапы проведения 376
15.4. Особенности формирования налоговой системы в России 382
15.5. Основные направления совершенствования налоговой политики в России на современном этапе развития 391
Библиографический список 414.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

История возникновения и развития налогообложения и налогового права (стр. 1 из 6)

Глава 1. История возникновения и развития налогообложения . 4

и налогового права. . 4

1.1. Происхождение налогов и основные этапы развития налогообложения. . 4

1.2. Место и роль налогового права в системе российского права. . 9

Глава 2. Налоги и налоговые правоотношения. . 13

2.1. Понятие и виды налоговых правоотношений. . 13

2.2. Понятие налога, его признаки и функции. Виды налогов . 18

Глава 3. Источники налогового права . 24

Эффективное финансовое обеспечение деятельности государства, с одной стороны, является важной составляющей его государственного суверенитета, с другой гарантирует выполнение государством и его органами необходимых для поддержания такого суверенитета публичных, социальных, политических, организационных и иных функций. Финансовое обеспечение государства осуществляется за счет различных видов государственных доходов. На сегодняшний день в демократических государствах с экономиками рыночного типа главным видом таких государственных доходов являются налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения. В РФ отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, традиционно регулируются соответствующей отраслью права – финансовым правом.

Налоговое право как отрасль финансового права входит в единую систему российского права, и в свою очередь является системой более низкого уровня, т.е. сама представляет собой систему последовательно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов такого регулирования.

Цель:Изучить историю развития налогового права, выделение в самостоятельную подотрасль налогового права, как основной институт финансового права.

Задачи:Проанализировать происхождение налогов и основные этапы развития налогообложения, дать общую характеристику места и роли налогового права в системе российского права, выделить источники налогового права.

Глава 1. История возникновения и развития налогообложения

Налоги наряду с военной добычей являются древним источником образования государственных финансов, способом добывания госу­дарством денег. История налогообложения насчитывает несколько тысячелетий. Однако следует отметить, что на первых этапах своего развития налог выступал как экономическая категория и только срав­нительно недавно стал правовой категорией.

Большинство экономистов выделяют три основных этапа в разви­тии налогообложения[1] .

Первый этап развития налогообложения — Древний мир и Сред­ние века. На этом этапе появляются налоги, происходит их развитие. Одной из первичных форм налогообложения являлась дань с поко­ренных народов, именно поэтому на первом этапе своего развития налоги рассматривались как атрибут побежденных и рабов. Налоги существовали е виде бессистемных платежей, взимаемых в натураль­ной форме. По мере развития товарно-денежных отношений налоги принимают денежную форму, расширяются основания их взимания. Наряду с военной добычей, доменами и регалиями они становятся источниками доходов для содержания государства.

Примером развитой налоговой системы Древнего мира является налоговая система Рима. Именно в Риме при императоре Октавиане Августе появляется первый всеобщий денежный налог — атрибут. Были созданы и специальные финансовые учреждения для контроля за сбором налогов.

Известное изречение «деньги не пахнут», приписываемое римско­му императору Веспасиану 1 , появилось после введения в Риме налога на общественные туалеты. Оно явилось ответом на упрек о его введении.

Для первого этапа развития налогообложения характерен взгляд на налог как на атрибут рабства, неволи. В основе такого взгляда — длительная практика налогообложения только покоренных на­родов.

Яркой иллюстрацией к первому этапу развития налогов является фрагмент из Нового Завета, в котором фарисеи спрашивают у Христа: «Нужно ли платить дань кесарю?». Действие происходит в Палестине, покоренной римлянами провинции. Христос, взглянув на монету -динар, на которой был изображен римский император, ответил: «Ке­сарю кесарево, Богу богово».

Средние века характеризуются отсутствием в Европе развитых на­логовых систем. Налоги не носили регулярного характера, взимались от случая к случаю. Так, например, вассалы облагались налогом в слу­чае пленения своего сюзерена для его выкупа, а также в случае свадь­бы сына и дочери короля.

Второй этап, начавшийся в конце XVII в. и продолжившийся до конца XVIII в., характеризуется существенными экономическими и общественными изменениями и, как следствие, изменениями в нало­гообложении. Налоги становятся ведущим источником доходной час­ти государственных бюджетов.

Возникновение нового общественного класса — буржуазии, ее приход к власти в большинстве европейских государств, — все эти со­бытия самым кардинальным образом изменили существующие нало­говые системы, принципы их установления и формирования. Изме­нился и взгляд на налог: он перестал быть признаком рабства. Налог становится институтом, связывающим гражданина и государство, по­казателем свободы. Формируются принципы налогообложения, од­ним из которых становится принцип установления налога только представительными органами власти — парламентами. Налог приоб­ретает те признаки, которые формируют его как правовую категорию. В налоговых системах большинства стран Европы появляются по­душный и подоходный налоги, акцизы.

Третий этап в развитии налогообложения начался в XIX в. Количе­ство налогов в налоговых системах большинства стран уменьшается, 9—79 гг. н.э. возрастает роль законодательства при их установлении и взимании. После Первой мировой войны закладывается конструкция современ­ной налоговой системы 1 . В начале 80-х гг. XX в. во всех ведущих ин­дустриальных странах мира были проведены масштабные налоговые реформы, направленные на гармонизацию налоговых систем запад­ноевропейских стран, упрощение структуры налогов, сокращение на­логовых льгот и бюджетного дефицита[2] .

В ходе развития человеческой мысли сформировались научные доктрины, получившие название «налоговые теории». Последние ка­саются различных аспектов налогообложения, те из них, которые представляют собой исследования о сути и природе налогов, получи­ли название общих теорий налогообложения. Главный вопрос, на ко­торый стремились ответить представители науки, заключался в том, что есть налог, какова его сущность.

Большинство из сложившихся теорий получили название теории обмена. Она породила множество близких к ней теорий. В основе тео­рии обмена взгляд на налог как на плату, в обмен на которую общест­во получает от государства различные услуги: охрану от внешнего врага, защшу от преступлений, доступ к правосудию, к различного рода социальным благам. Эта теория в той или иной форме пронизы­вает всю науку о налогах на разных этапах общественно-историческо­го развития. Сторонники данной тории полагают, что размер поиму­щественных налогов должен соответствовать тому доходу, который налогоплательщик получает под защитой и охраной государства, а личные налоги должны носить характер одинаковой поголовной по­дати.

Согласно одной из разновидности теории обмена, атомистической теории, представителями которой являлись Вольтер, Ш. Монтескье и известный английский философ Т. Гоббс, налог представляет собой плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и иму­щественной безопасности. Налог есть результат договора между граж­данами и государством, поэтому данную теорию называют также тео­рией общественного договора, заключенного между обществом и го­сударством. Государство обязано оказывать обществу определенные услуги, получив от общества право на установление налогов.

Согласно теории наслаждения и удобств, автором которой был швейцарский экономист Ж.С. де Сисмонди, налог есть цена, уплачи­ваемая гражданином за получаемые им от государства наслаждения и

удобства в виде общественного порядка, правосудия, сохранения соб­ственности, хороших дорог и народного просвещения.

Теория коллективных потребностей (Ф. Нитти, А. Вагнер) заключа­ется во взгляде на налогообложение как на обусловленный существо­ванием государства финансовый источник, способствующий деятельности государства по удовлетворению коллективных потреб­ностей граждан. Данная теория подводит обоснование под принуди­тельность налогообложения, вмешательство государства в экономи­ку, оправдывает рост налогов.

Нельзя не упомянуть о теории социальной возвратности налога, широко распространенной и в социалистических государствах. Со­гласно данной теории, собранные с граждан налоги возвращаются этим же гражданам в виде всякого рода услуг.

Противоположной теории обмена является теория жертвы, соглас­но которой налог есть жертва, приносимая в интересах государства (Б. Мильгаузен, К. Эеберг). Сторонником теории жертвы был извест­ный российский ученый-финансист И.И. Янжул. Данная теория рас­сматривала налог в качестве принудительного платежа, в ее рамках было разработано учение о равенстве жертв, выражающее справедли­вость налогового бремени.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. Учебник для академического бакалавриата 2

Черник Д.Г., Шмелев Ю.Д. Подробнее

Год: 2017 / Гриф УМО ВО

Предыдущие выпуски

Современная практика налоговых реформ во всем мире дает множество примеров, подтверждающих необходимость и актуальность знания исторического аспекта изучения теории и практики налогообложения. Практика налоговой реформы в Российской Федерации также полностью подтверждает правильность тезиса о необходимости знания истории. Изучение истории налогообложения позволяет проследить, как финансовая практика ставила проблемы перед теорией, а теория анализировала и обобщала практику, как формировались предложения и рекомендации для практической финансовой деятельности государства. В учебнике излагается, какие принципы, установленные еще в Кодексе Хаммурапи, сохранились в налогах современных стран, есть ли страны, где налогов нет вовсе, возможен ли налог на содержание местной футбольной команды, может ли дым служить единицей обложения, а также множество других интереснейших фактов из истории налогов.

Тема1. История налогообложения(вкратце)

Возникновение и развитие налогообложения. Теории налогов.

Возникновение и развитие налогообложения.

Развитие налогообложения в России.

История развития научных представлений о налогообложении. Общие и частные теории налогов.

Возникновение и развитие налогообложения.

История налогов насчитывает тысячелетия. Первые известные законы о налогах относятся к шестидесятым годам XVIIIвека до н.э. – это выбитые на черном базальтовом столбе законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.).

В развитии налогообложения можно выделить четыре периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.

Первый периодразвития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы Древнего мира и Средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государств, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат — чиновники, армия, суды. Необходимостью содержания государства было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, снаряжением для армии.

По мере укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают исключительно денежную форму.

Обязательные платежи Древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги. Это были скорее квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регалии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства). Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам.

Одной из первых организованных налоговых систем является налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном и семейном положении.

В IV — III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись контрибуцией.

Развитие государственных институтов Древнего Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 год до н. э. — 14 год н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота — 1% и другие. Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более 2003.

Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

В Европе XVI — XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью.

Второй период. Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII — начале XVIII веков наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философАдам Смит(1723 — 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

А. Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке.

Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской революции. Французский ученый Ф. Кенэ впервые обозначил органическую связь налогообложения и народнохозяйственного процесса.

В XIX веке финансовая наука продолжала стремительно совершенствоваться.

Третий периодразвития налогообложения начинает свою историю в XIX веке и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 — 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

Современный, четвертый период развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Во все времена экономистов занимал вопрос: формировать ли бюджет чисто фискальными методами или же стимулировать предпринимательскую деятельность и расширение налоговой базы путем снижения налогов?

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 — 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

Начало 80-х годов почти повсеместно было отмечено либерализацией систем подоходного налога, снижением налоговых ставок с одновременным расширением налогооблагаемой базы и сокращением льгот.

Реформирование систем косвенного налогообложения осуществлялось через уменьшение таможенных пошлин, снижение уровня акцизных сборов, но в то же время происходит рост налога на добавленную стоимость (НДС), который в 70–80-е годы стал заменять налог с оборота.

Одновременно усилен контроль за соблюдением налогового законодательства и ужесточены экономические и юридические санкции к тем, кто его нарушает.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны — члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

2. Развитие налогообложения в России

1.Финансовая система Древней Руси стала складываться с конца IX века в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались«дань». Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем, дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла. Единицей обложения данью служил «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве.

Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. В период феодальной раздробленности Руси большое значение приобретают пошлины за провоз товаров по территории владельца земли, через заставы у городов и крупных селений.

2.В XIII веке после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Ежегодно из русских земель в виде дани уходило огромное количество серебра. Данные поборы истощали экономику Руси, мешали развитию товарно-денежных отношений.

3. После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована Иваном III, который ввел первые русские косвенные и прямые налоги.Основным прямым налогомвыступалаподушная подать, взимаемая с крестьян и посадских людей. Особое значение приобрели целевые налоговые сборы на осуществление определенных государственных расходов: для строительства укреплений, создание регулярной армии и другие.Ведущее местов налоговой системе продолжали заниматьакцизы и пошлины.В царствование Ивана III закладываются основы налоговой отчетности.

4.Несмотря на политическое объединение русских земель финансовая система России в XV — XVII веках была чрезвычайно сложна и запутана. Каждое ведомство российского государство отвечала за взимание какого-то одного налогового платежа.

В царствование царя Алексея Михайловича (1629 — 1676 гг.) система налогообложения России была упорядочена. В 1655 году был создан специальный орган — Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью и исполнение доходной части бюджета.

В связи с постоянными войнами в XVII веке налоговое бремя было чрезвычайно большим. Введение новых прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646 году акциза на соль в четыре раза, привело к серьезным народным волнениям и соляным бунтам.

5. Эпоха реформ Петра I (1672 — 1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой средств на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К имеющимся налогам добавлялись все новые и новые. Были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т. д. С церковных верований также взимался соответствующий налог.

Взамен подворного обложения Петр I вводит подушную подать, которой облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди и купцы).

Была учреждена специальная государственная должность – прибыльщик.

6.В период правления Екатерины II (1729 — 1796 гг.) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Для купечества был введен гильдейский сбор — процентный сбор с объявленного капитала, размер капитала записывался «по совести каждого».

Основной чертой налоговой системы XVIII в. необходимо назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. Косвенные налоги давали 42% государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносили питейные налоги.

Вплоть до середины XVIII века в русском языке для обозначения государственных сборовиспользовалосьслово «подать».Впервые же в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765 году известный русский историк А. Поленов (1738—1816 гг.) в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России». А с XIX века термин «налог» стал основным в России при характеристике процесса изъятия денежных средств в доход государства.

Начало XIX в. характеризуется развитием российской финансовой науки. В 1802 году было создано Министерство финансов России, утверждена программа финансовых преобразований государства — знаменитый «план финансов», создателем которого выступил выдающийся русский экономист и государственный деятель М. Сперанский (1772—1839 гг.). План Сперанского был во многом основан на увеличении налогов. Доходы помещиков обложили прогрессивным налогом.

В 1818 году в России появился первый крупный труд в области налогообложения — «Опыт теории налогов», автором которого выступил выдающийся русский экономист, участник движения декабристов Н. Тургенев (1789 — 1871 гг.). Данное произведение является классическим исследованием основ государственного налогообложения, а также подробно рассматривает историю российского податного дела.

7.Во второй половине XIX века большое значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала заменяться налогом с городских строений. Вторым по значению налогом выступал оброк — плата казенных крестьян за пользованием землей.

Особую роль начинают играть специальные налоги: налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, сбор с железнодорожных грузов и другие. В этот же период начинает развиваться система земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений.

8. Становление российской налоговой системы продолжалось вплоть до революции 1917 года. В дореволюционной России основными являлись следующие налоги: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины; промысловый налог; алкогольные акцизы и другие.

В 1898 году Николай II ввел промысловый налог, игравший большую роль в экономике государства. В этот период большое значение имел налог с недвижимого имущества. Кроме того, отмечался рост налогов, отражающих развитие рыночных отношений в России — сбор с аукционных продаж, векселей, налоги за право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, городской налог за прописку и другие.

9. После революции 1917 года основным доходом советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советскиеналогине имели большого фискального значения иимели характер классовой борьбы. Были введены единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который взимался с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников, а также единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым была обложена городская буржуазия и кулачество.

Первые налоговые преобразования относятся к эпохе НЭПа с доклада В. Ленина посвященного налоговым преобразованиям, — «О замене продразверстки продовольственным налогом». В этот период закладываются основы налоговой системы советского государства.

На развитие советского налогообложения в начале 20-х годов большое влияние оказало налоговое устройство дореволюционной России вплоть до воспроизводства ряда её черт. Среди прямых налогов выделялись промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-имущественный налог. Характерными для того периода были двойное налогообложение и дестимулирующие налоги.

В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 20-х годов в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений — действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования финансовой системы страны.

10.Начиная с 30-х годов роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертывания НЭПа, индустриализацией и коллективизацией, система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны. Фискальная функция налога практически утрачивает свое значение.

В 1930 — 1932 годах в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий, производимых на основе государственной монополии.

Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7 — 8% всех поступлений бюджета. В связи с началом Великой Отечественной войны был введен военный налог (отменен в 1946 году). Также был введен налог на холостяков.

Основным налоговым платежом того периода выступал налог с оборота, своего рода акциз на товары народного потребления — хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т. д.

Смена высшего руководства страны и проведение тех или иных политических компаний непосредственно отражалась на советских налогах. Программа Н. Хрущева по «активному строительству коммунизма» привела к отмене налога с заработной платы рабочих и служащих.

11.Эпоха перестройки с середины 80-х годов объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения. В 1986 году в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан, которая осуществлялась на основании патента.

В 1990 года был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» — первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многие налоговые правоотношения в стране.

В этот же период налоги становятся инструментом политической борьбы. В результате конфликта между Горбачевым и Ельциным на территории России вводится особый режим налогообложения — для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало компанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет.

12.Начало 90-х годов XX века — период возрождения и формирования налоговой системы России. Вэтот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, в 1991 году были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц». Также были установлены налог с продаж, земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды.

В 1990 году в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 года — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 года — Федеральная налоговая служба).

Бессистемность внесения поправок в налоговое законодательство, их количество и частота, с которой они вносились, привели к тому, что до начала 2000-х годов налоговая система России характеризовалась как неэффективная, нестабильная и непредсказуемая. Эти же причины сделали налоговую систему излишне сложной, противоречивой и запутанной, содержащей к тому же чрезмерное количество налогов и сборов.

В ходе налоговой реформы в 1998 году была принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 году — отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 года о соответствующих налогах.

Органам местной власти было дано право самостоятельно устанавливать на своей территории налоги и сборы. Начиная с 2004 года не предусмотренные Налоговым кодексом РФ региональные и местные налоги и сборы не могут быть установлены.

Среди мер, реализованных в рамках осуществления налоговой реформы, следует отметить окончательное законодательное оформление структуры налоговой системы России. Общее количество налогов и сборов, предусмотренных на федеральном уровне, снизилось с 54 до 13, или более чем в четыре раза (в настоящее время установлено 8 федеральных, 3 региональных и 2 местных налога). Кроме этого применяется 4 специальных налоговых режима.

2. История развития научных представлений о налогообложении. Общие и частные теории налогов.

1. Одной из первичных форм налогообложения выступаетданьс побежденного народа.

В мирное время на самых ранних ступенях государственной организации общества система налогообложения воспринималась как необходимое жертвоприношение, основанное не на добровольных, а на общеобязательных моральных требованиях общества.

В Древнем Египте и других восточных деспотиях налоги взимались в виде арендной платыза пользованием землей, принадлежащей государству.

В ранних феодальных государствах налог рассматривался в качестве даров, подарковглаве государства. В Германии название налогов было связано с просьбой со стороны государства уплатить налог. В дальнейшем налог стал рассматриваться какпомощьнаселения своему государству.

В XVIII веке сформировалось представление о том, что налог имеет не только экономическое, но и правовое содержание. Именно в этот период налог стал рассматриваться как юридическая обязанностьграждан перед государством.

2.В период господства меркантилизма (XV–XVIвек) налоги рассматривались исключительно с позиций частной собственности. Их содержание сводилось к изъятию части дохода, поэтому налоги допускались лишь как экстраординарный случай.

В XVII–XVIIIвеках все экономические теории рассматривали налоги как плату граждан за услуги, предоставляемые государством. Считалось, что уплата налогов представляет собой сделку обмена. ВXIX-XXвеках различные экономические теории рассматривали налоги как принудительный, безэквивалентный платеж.

Основные налоговые теории стали формироваться в качестве законченных учений начиная с XVIIIвека, и как свод важнейших принципов и положений получили в науке наименование «Общая теория налогов».

Налоговая теория – это система научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества.

В более широком смысле налоговые теории представляют собой любые научно-обобщенные разработки (общие теории налогов), в том числе и по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов).

3. Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом.

Одной из самых первых среди общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключалась в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т. д. Данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупалась военная и юридическая защита.

Разновидностью теории обмена является атомистическая теория, которая появилась в эпоху Просвещения. Её представителями выступали французские просветители Себастьен де Вобан (1633 — 1707 гг.) — теория «общественного договора» и Шарль Монтескье (1689 — 1755 гг.) — теория «публичного договора». Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Никто не может отказаться от налогов, также как и от пользования услугами, предоставляемыми государством. Вместе с тем, в конечном счете, этот обмен выгодный, поскольку самое неспособное правительство дешевле и лучше охраняет подданных, чем если бы каждый из них защищал себя самостоятельно.Налоги выступают обязательной платой общества за мир и выгоды гражданам. Получается обмен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может считаться справедливой.

В первой половине XIX в. швейцарский экономист Ж. Симонд де Сисмонди (1773 -1842 гг.) в своей работе «Новые начала политэкономии» (1819 год) сформулировал теорию налога как теорию наслаждения, согласно которой налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от общества наслаждения. При помощи налогов гражданин покупает наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности, народного просвещения и т. д.

В этот же период складывается теория налога как страховой премии, представителями которой выступили французский государственный деятель Адольф Тьер (1797 — 1877 гг.) и английский экономист Джон Мак-Куллох (1789 — 1864 гг.). По их мнению, налоги — это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщики, являясь коммерсантами, в зависимости от величины своих доходов страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и т. д. Однако в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму к возмещению, а для того, чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению обороны и правопорядка.

Согласно иному подходу к этой теории, налогоплательщик выступает как член страхового общества и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу.

Классическая теория налоговимеет более высокий теоретический уровень и связывается с научной деятельностью английских экономистов Адама Смита (1723 — 1790 гг.), Давида Рикардо (1772 — 1823 гг.) и их последователей. Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по финансированию государственных расходов. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась, а пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.

Данная позиция основывалась на теории рыночной экономики, которую разрабатывал А.Смит.А. Смит считал, что правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики, охраняя право собственности. Для выполнения данной функции государству необходимы соответствующие средства. Поскольку в условиях рынка доля прямых доходов государства (от государственной собственности) существенно уменьшается, то основным источником покрытия указанных расходов должны стать налоги. Что касается затрат по финансированию иных расходов (строительство и содержание дорог, содержание судебных учреждений и т.д.), то они должны покрываться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными в этом лицами. При этом считалось, что, поскольку налоги носят безвозмездный характер, то пошлины и сборы не должны рассматриваться в качестве налогов.

Лекция 1. История возникновения и развития налогообложения

Лекция 1. История возникновения и развития налогообложения

1.1. Основные этапы развития налогообложения

Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникли одновременно с государством. В развитии налогообложения всех государств принято выделять следующие основные периоды:

IV в. до н. э. – V в. н. э. – появляются налоги, начинает складываться механизм их взимания. Вначале они носят нерегулирующий характер, взимаются по мере необходимости в натуральной форме. По мере увеличения государственных расходов, налоги начинают взиматься в денежной форме, и регулярно увеличивается их размер. Постепенно они становятся основным источником доходов государства.

V–XVIII вв.: существуют определенные налоговые системы, которые запутаны и развиты крайне слабо. Налоги вводятся на определенный период в связи с необходимостью финансирования целевых затрат – взимаются одновременно, когда в казне заканчиваются средства. Большое внимание уделяется косвенному налогообложению, впервые вводятся акцизы с ввозимых и вывозимых товаров. Но сбор налога на данном этапе – вид предпринимательской деятельности: право сбора налога выкупается у государства отдельными гражданами. Налог становится главным источником формирования государственной казны.

Конец XVIII – конец XIX в.: происходит процесс юридизации налога, формируются принципы налогообложения, и предпринимается попытка сформулировать определения налогового платежа, происходят споры о месте налогов в системе государства. К середине XIX в. Число налогов увеличено, и большое значение придается соблюдению юридической формы при введении и взимании налогов. Разрабатываются теоретические основы налогообложения. Налоги стали устанавливаться исходя из принципа всеобщности.

С начала XX в. – становление конструкций современных налоговых систем, основанных на научных принципах налогообложения. Ведущее место занимает прямое налогообложение. Данный этап характеризуется непрекращаемыми налоговыми реформами, направленными на поиски оптимальной налоговой системы.

Необходимо отметить, что политические и экономические изменения неизбежно приводили и к изменению систем налогообложения. Процесс эволюции налогообложения условно можно разделить на 2 этапа:

1) акты о налогообложении, обеспечивающие защиту и признание прав только государства, основные принципы налогообложения – общеобязательность и безусловность, нормативные акты фиксируют право государства на изъятие определенной части собственности своих подданных по случаю возникшей необходимости;

2) акты о налогообложении начинают защищать права и интересы не только государства, но и обязанных лиц. На смену принципу безусловности приходят принципы законности, соблюдение прав налогоплательщика, соразмерности налогового бремени, справедливости.

Смотрите так же:

  • Кто даст деньги под расписку в йошкар-оле Деньги в долг от частного лица в городе Йошкар-Ола Сегодня для многих граждан в нашей стране одной из главных проблем в жизни являются финансовые трудности, и люди первым делом пытаются их решить путем обращения в банк. На фоне большого количества […]
  • Образец заявление о снятии с учета ккм Как выглядит заявление на снятие с учета ККМ - образец Отправить на почту Заявление на снятие с учета ККМ заполняется по форме, утвержденной ФНС. Рассмотрим, в каких случаях оно составляется, какова его структура, а также специфика применения. Для чего нужно […]
  • Страхование имущественной ответственности адвоката Страхование ответственности адвокатов — практикуется ли оно в России? Согласно п.6 ч. 1 ст.7 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», адвокат обязан осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности. . Однако 03 […]
  • 250 статья ук рф Статья 250. Загрязнение вод наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо […]
  • Законы связанные с инфляцией «Инфляция — единственная форма наказания без закон-ного основания» (ЕГЭ обществознание) «Инфляция — единственная форма наказания без закон-ного основания» (М. Фридман). Американский экономист Милтон Фридман в своем высказывании затрагивает проблему пагубного […]
  • Развод решение суда загс Расторгнут ли брак, если решение суда не было зарегистрировано в ЗАГСе? В 1992 году отец с матерью развелись через суд, но не отнесли справку из суда о решении о разводе в органы ЗАГС и не получили свидетельства о разводе. Потом приобрели в совместную […]
  • Заявление на итоговое сочинение по литературе Бланки для регистрации на ЕГЭ и итоговое сочинение Бланки регистрации для обучающихся и выпускников прошлых лет. Город Москва. В других регионах бланки могут отличаться. Основные документы: паспорт и СНИЛС.Выпускникам прошлых лет понадобится аттестат или его […]
  • На должности прокурора города района приравненных к ним прокуроров 6. - Работники прокуратуры и требования, предъявляемые к ним 7. - Прокурор как основное должностное лицо прокуратуры. Его права и обязанности. Старшие помощники и помощники прокурора. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе […]