Толкование закона божия

Толкование закона божия

Пояснение Первой заповеди Закона Божьего

Заповеди Божьи представляют собой свод основных морально-этических норм христианства размещенных в виде десяти требований, которые неукоснительно должен соблюдать христианин. Эти заповеди были даны Богом пророку Моисею на горе Синай. Эти заповеди были размещены на двух скрижалях. На первой скрижали содержались заповеди о служении Богу, а на второй, заповеди о служении ближнему. Говоря об этих двух видах заповедей, Иисус Христос на вопрос о том какая из всех заповедей наибольшая ответил так:

“Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” (Матф. 22,37-40).

Любить Бога мы люди должны прежде всего и более всего на свете, потому что Бог является Творцом Нашим, Промыслителем, Спасителем.

“мы Им живем и движемся и существуем” (Деян. 17,28).

Выражением нашей любви к Богу является совершение добрых дел, в том числе и любовь к ближнему. Кто ближнего не любит, тот не любит и самого Бога.

“Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?” (1 Иоанн 4,20).

Через любовь к Богу и ближнему мы проявляем любовь к самим себе. Ту любовь, из которой и состоит служение Богу и ближнему. Проявляя свою любовь к Богу и ближнему, мы прежде всего заботимся о своей душе.

Закон Божий состоит из десяти заповедей. Четыре первые предписывают людям, как они должны служить Богу. Остальные заповеди говорят о том, как человек должен строить свои отношения, вести себя с ближними. Для того, чтобы выполнять эти заповеди, их нужно знать и понимать.

Поясняем первую заповедь Закона Божьего. Первая Заповедь гласит (старославянский текст): “Азм есть Господь Бог твой да не будет тебе Бози инiи разве Меня” Этот текст на современном языке:”Я — Господь Бог твой и не должны быть у тебя другие Боги кроме Меня.”

Пояснение текста заповеди.

Аз — Я; да не будет тебе — не должно быть у тебя; Бози — Боги; инiи — иные, другие; разве Мене — кроме Меня.

Пояснение смысла заповеди.

Своей первой заповедью Господь указывает на самого Себя и внушает нам почитать Его, Единого Истинного Бога. Кроме Него никому мы не должны поклоняться и воздавать Божеские почести. Имя Господь происходит от слова господствовать. Имя Бог от слова “Богатый в милости”, “Благой”. Как всемогущее существо, Бог повелевает людьми. А как воплощение милосердия, Господь Бог открывает людям Самого Себя и Свою Светлую волю. Для того, чтобы почитать Господа Бога мы должны учиться Его познавать, то есть должны заниматься Богопознанием.

Богопознание есть важнейший из всех видов знаний и обязанностей. Все научные человеческие знания, не озаренные светом Богопознания, теряют свое истинное значение, смысл и цель. Просто знание, в виде чистой и голой науки, лишенной Богопознания, способно принести в мир много зла. Для приобретения Богопознания мы, люди, должны следовать следующим действиям:

  1. Читать как можно чаще и усердно изучать Святое Писание, которое дает нам истинное знание о Боге.
  2. Читать произведения святых отцов и учителей для того, чтобы правильно понимать Святое Писание и предохранить себя от извращения истины.
  3. Как можно чаще посещать Божий Храм, так как богослужения есть наглядное поучение о Боге и Его делах. Оно благотворно влияет на душу и просветляет разум.
  4. Слушать как можно чаще проповеди пастырей Божьих и самостоятельно читать книги религиозно-нравственного смысла.
  5. Изучать окружающий нас мир и природу, так как законы развития общества и природы являются доказательством Промысла Божия и Его Бытия.
  6. Первая заповедь налагает на человека и обязанности Богопочитания. Эти обязанности следующего характера.

    Истинные христиане должны:

    1. Веровать в Бога, иными словами иметь твердую и искреннюю уверенность в том, что Бог есть.
    2. Ходить перед Богом. То есть мы должны всегда помнить о Боге, и о том, что Бог на нас постоянно взирает. Нужно также всегда помнить и то, что Бог постоянно видит не только наши дела, но и знает наши помыслы и мысли.
    3. Надеяться на Бога, любить Бога и повиноваться Ему. То есть нужно всегда быть исполненным готовности совершить любой добрый поступок, на который укажет нам Бог. Всегда делать только Богоугодные поступки. Не роптать когда Бог не делает того, чтобы нам хотелось в жизни. Ведь только один Бог знает что и когда нам полезно и нужно. Поэтому мы должны полностью доверять Богу, и помнить, что высшей формой любви к Богу есть благоговение или страх Божий, то есть боязнь удаления от Бога из-за наших грехов.
    4. Поклоняться Богу, прославлять и благодарить Господа Бога как Творца, Промыслителя и Спасителя нашего и при этом постоянно помнить все Его милости и дары к людям, и Его заботу о нас.
    5. Безбоязненно исповедовать Бога. То есть мы должны открыто перед всеми признавать о том, что Он наш Бог и не отказываться от своего верования в Него. Хотя бы за эту стойкость в вероисповедании нам и пришлось пострадать.
    6. Грехами против первой заповеди являются следующие действия:

    7. Безбожие — то есть отрицания людьми Бытия Божьего. Пророк Давид таких людей называл “безумными”: “Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога” (Пс. 13,1).
    8. Многобожие, когда человек вместо Одного Единого и Истинного Бога признает много мнимых божеств.
    9. Неверие проявляется тогда, когда человек, признавая Бытие Бога, не верит Его Божественному Провидению и Откровению. Этот грех часто происходит от низкой культуры и от малого образования, неправильного воспитания, а также от гордости, самомнения, эгоизма, от увлечения дурными примерами, от греховной жизни, от пренебрежения к руководству церковью.
    10. Ересь — есть грех при котором люди изобретают лжеучения, которые противоречат Божественной истине, или упорно и преднамеренно извращают, искажают Божественную истину.
    11. Раскол представляет собой своевольное отделение или уклонение от единства Богопочитания, от Единства с Православной Церковью.
    12. Богоотступничество есть грех, при котором люди отрекаются от Бога, боясь преследования или насмешек, или ради каких-либо земных выгод, или из-за увлечения ложными учениями.
    13. Отчаяние есть грех когда люди, забыв о заботе и милосердии Божьем, не надеяться получить от Бога помощи и спасения.
    14. Волшебство — когда люди, отойдя от веры в Бога, прибегают к помощи тайных злых сил.
    15. Суеверие проявляется тогда, когда люди приписывают Божественные свойства или сверхъестественную силу какой либо обыкновенной вещи.
    16. Леность и проявление нежелания совершать молитвы и добрые дела, и богоугодные поступки.
    17. Любовь к творениям Божиим больше чем к Богу.
    18. Человекоугодие, когда заботятся более об угождении людям, чем Богу.
    19. Человеконадеяние, когда люди больше надеются на себя или других людей чем на Бога.

    Первая заповедь Божья не противоречит почитанию Богородицы, Ангелов и Святых Угодников. Это объясняется тем, что мы почитаем их не так, как Самого Бога, а как верных служителей Божьих, угодивших Богу своей усердной праведной жизнью. Богородица, Святые Ангелы и Угодники Божии очень близко находятся к Богу и могут быть нашими помощниками в наших молитвах перед Господом Богом. Мы просим у Богородицы, Ангелов и Святых Угодников их помощи и заступничества так как ради их Господь скорей услышит молитвы, исходящие от нас, грешных людей. В Библии пишется:

    “Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного” (Иак. 5,16).

    10 Заповедей Закона Божьего. Толкование Заповедей. Грехи против 10 Заповедей

    1. Аз есмь Господь Бог Твой: да не будут Тебе бози инии, разве Мене.
    2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.
    3. Не приемли Имене Господа Бога твоего всуе.
    4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.
    5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да дологолетен будеши на земли.
    6. Не убий .
    7. Не прелюбы сотвори.
    8. Не укради.
    9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
    10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

    Православный сайт «10 Заповедей» создан на основе толкования 10 Заповедей Закона Божьего православным священником Алексием Морозом для более глубокого понимания людьми как самого значения Заповедей, так и грехов, которыми нарушаются эти Заповеди. Люди сегодня настолько пропитаны грехом и ложной духовностью, что зачастую не в состоянии осознать всю полноту, которая изложена в 10 Заповедях Господних. Живя «как все», не совершая смертных грехов, многие считают себя чуть ли не праведниками, между тем, как нередко впадают в грех. Материалы данного сайта помогут глубже, с православной точки зрения, познать смысл 10 Заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай много веков назад.
    Подобно тому, как существуют законы материального мира (которые также были установлены Господом) и нарушающий их подвергает свою жизнь опасности или даже риску смерти, точно так же существуют и законы духовного мира и противящийся им, обрекает себя на множество несчастий и на саму возможность духовной или физической гибели. Никому из живущих на земле не приходит в голову, например, возмущаться тем, что существует закон тяготения и человек, спрыгнувший с большой высоты, разбивается на смерть. Также понимают практически все, что не стоит полагать голову в огонь или пытаться дышать под водою. Те, кто руководствуются законами материального мира, спокойно и здраво живут на земле, а пытающиеся преступить возможности своего естества, погибают. В силу своего атеистического воспитания, современный человек, как правило, живет так, как будто духовный мир, просто не существует. Не стараясь познать законы невидимого мира и жить в соответствии с ними, люди часто жестоко расплачиваются за это. Между тем, законы духовного мира, сотворенного Богом, изложены в Евангелии и непосредственно содержатся в десяти заповедях, данных еще Моисею на горе Синай. На данном сайте на основании 10 заповедей Господних, дан не только наиболее полный перечень, встречающихся грехов, но и раскрыта их суть, указаны пути борьбы с ними. Сначала приводится заповедь Господня, потом указываются действия, считающиеся ее нарушением, затем раскрывается их греховная сущность.
    Все комментарии и объяснения сущности заповедей и греха исходящего от их нарушений, основаны на святоотеческих писаниях и наставлениях.

    Десять заповедей закона размещены были на двух скрижалях, потому что в них содержится два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему.
    Указывая на эти два вида любви, Господь Иисус Христос на вопрос, какая заповедь больше всех в законе, сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф. 22:37-40).
    Любить Бога мы должны прежде всего и больше всего, потому что Он наш Творец, Промыслитель и Спаситель, — «Им мы живем, и движемся, и существуем» (Деян.17:28).
    Затем должна следовать любовь к ближнему, которая служит выражением нашей любви к Богу. Кто ближнего своего не любит, тот и Бога не любит. Св. апостол Иоанн Богослов разъясняет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата ( т.е. ближнего) своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего , которого видит, как может любить Бога, которого не видит» (1 Иоан. 4:20).
    Любя Бога и ближних, мы этим обнаруживаем и истинную любовь к самим себе, потому что истинная любовь к самому себе и состоит в исполнении наших обязанностей к Богу и ближним. Она выражается в заботе о своей душе, в очищении себя от грехов, в подчинении тела духу, в ограничении личных потребностей. Мы должны беречь свое здоровье и заботиться о развитии своих душевных сил и способностей, чтобы лучше проявлять свою любовь к Богу и ближним.
    Таким образом, любовь к себе не должна быть проявляема в ущерб любви к ближнему. Напротив того. Мы должны любовь к себе приносить в жертву любви к ближним. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою (т.е. пожертвует жизнью своей) за друзей своих (ближних своих) (Иоан.15:13). А любовь к себе и любовь к ближним должна приноситься в жертву любви к Богу. Господь Иисус Христос об этом говорит так: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего (т.е. кто отказывается от всех жизненных тягот-лишений, страданий и испытаний, которые посылает Господь, а идет легким беззаконным путем) и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф. 10:37-38).
    Если человек прежде всего любит Бога, то естественно он не может не любить, и отца, и мать, и детей, и всех ближних своих; и любовь эта будет освящена божественною благодатию. Если же человек будет любить кого-либо из них, без любви к Богу, то такая любовь его может быть даже преступной, например, такой человек для благополучия любимого друга может лишить благополучия других, быть к ним несправедливым, жестоким и т. п.
    Итак, хотя весь Закон Божий и заключается в двух заповедях любви, но для того, чтобы нам яснее представить наши обязанности к Богу и ближнему, они разделены на 10 заповедей. Обязанности наши к Богу предписываются в первых четырех заповедях, а обязанности к ближним — в последних шести заповедях.

    1-я заповедь: «Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исход 20:2-3).

    Бог не претендует на первенство среди неких богов. Он не желает, чтобы Ему оказывали больше внимания, чем каким-то другим богам. Он говорит, чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов просто не существует.

    2-я заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Исход 20:4-6).

    Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева или камня. Попытка сделать это унижает Его, извращает истину. Идолы не могут удовлетворить наши нужды. «Ибо уставы народов — пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они — как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах» (Иеремии 10:3-5). Все наши нужды и потребности может удовлетворить только реальная Личность.

    3-я заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7).

    Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она также препятствует небрежно или с легкомыслием произносить имя Господа, не думая о Его святом значении. Мы бесчестим Бога также тогда, когда необдуманно упоминаем Его имя в разговоре, или всуе повторяем его. «Свято и страшно имя Его!» (Псалом 110:9).

    Пренебрежение к имени Божьему можно демонстрировать не только словами, но и делами. Тот, кто называет себя христианином и не поступает так, как учил Иисус Христос, бесславит имя Божье.

    4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11).

    Суббота представлена здесь не как новое установление, но как день, утверждённый при творении. Мы должны помнить о нём и соблюдать его в память о делах Творца.

    5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12).

    Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.

    6-я заповедь: «Не убивай» (Исход 20:13).

    Бог есть источник жизни. Только Он Один может дать жизнь. Она является святым даром Божьим. Человек не имеет права отнимать её, т.е. убивать. Создатель имеет определённый замысел о каждом человеке, отнять же жизнь у ближнего — значит вмешиваться в план Божий. Лишить жизни себя или другого — значит попытаться встать на место Бога.

    Все действия, сокращающие жизнь, — дух ненависти, мести, злобные чувства — являются также убийством. Такой дух, вне всяких сомнений, не может приносить человеку счастье, свободу от зла, свободу к добру. Соблюдение этой заповеди подразумевает разумное почитание законов жизни и здоровья. Сокращающий свои дни, ведя нездоровый образ жизни, конечно, не совершает прямого самоубийства, но делает это незаметно, постепенно.

    Жизнь, которая была дарована Творцом, есть великое благо, и её нельзя бездумно расточать и сокращать. Бог желает, чтобы люди жили полнокровной, счастливой и долгой жизнью.

    7-я заповедь: «Не прелюбодействуй» (Исход 20:14).

    Брачный союз — изначальное установление Творца Вселенной. Учреждая его, Он имел определённую цель — сохранить чистоту и счастье народа, возвысить физические, умственные и моральные силы человека. Счастья во взаимоотношениях можно достичь только тогда, когда внимание сосредоточено наличности, которой отдаёшь всего себя, своё доверие и преданность на протяжении всей жизни.

    Запрещая прелюбодеяние, Бог надеется, что мы не будем искать ничего другого, кроме полноты любви, надёжно защищённой супружеством.

    8-я заповедь: «Не кради» (Исход 20:15).

    Этот запрет подразумевает как явные, так и тайные грехи. Восьмая заповедь осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Она порицает воровство и грабёж. Она требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Она запрещает мошенничество в торговле, и требует справедливого расчёта с долгами или же в выдаче заработной платы. Эта заповедь говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт чьего-то невежества, слабости или несчастья записывается в небесных книгах как обман.

    9-я заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16).

    Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, вводящих в заблуждение — является ложью. Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Даже умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим, является нарушением девятой заповеди.

    10-я заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего. ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17).

    Желание присвоить собственность соседа — значит сделать первый самый страшный шаг к преступлению. Завистливый человек никогда не может обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний. Мы используем людей и любим вещи, вместо того, чтобы любить людей и использовать вещи.

    Десятая заповедь поражает корень всех грехов, предостерегая от себялюбивых желаний, являющихся источником беззаконных поступков. «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1 Тимофею 6:6).

    Израильтяне были взволнованы тем, что услышали. «Если такова воля Божия, мы исполним её», — решили они. Но зная, как забывчивы люди, и не желая доверять этих слов хрупкой человеческой памяти, Бог написал их Своим перстом на двух каменных скрижалях.

    «И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исход 31:18).

    Заповеди Божии

    За́поведи Бо́жии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести.

    «Иисус сказал…: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» ( Ин.14:23-24 ).

    Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую, на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям).

    Десять Заповедей Ветхого Завета
    ( Исх.20:2-17 ; Втор. 5:6-21 )

    1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
    2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
    3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
    4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
    5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
    6. Не убий.
    7. Не прелюбодействуй.
    8. Не укради
    9. Не лжесвидетельствуй.
    10. Не пожелай ничего чужого.

    Девять Заповедей Блаженств Нового Завета
    (Евангелие от Матфея 5:2-12 )

    В восполнение 10-ти ветхозаветных заповедей Христос в Нагорной проповеди преподал 9-ть заповедей блаженств. В них Господь начертал образец жизни, свойственный Его последователям, христианам. Не отменяя того, что предписывалось Ветхим Заветом, Спаситель расширяет и возвышает смысл древних заповедей, внушая людям стремление к идеальному совершенству и начертывая путь к этому совершенству.

    Заповеди Блаженств – декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в Царстве будущего века: плачущие – утешатся, алчущие правды – насытятся, кроткие – унаследуют землю, чистые сердцем увидят Бога. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего.

    И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
    1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
    2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
    3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
    4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
    5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
    6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
    7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
    8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
    9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
    Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (…).

    Десять заповедей даны были ветхозаветным племенам, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения должны иметь, чтобы более и более приближаться к Богу и обретать святость. Святость же, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, какого только может желать человек. Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный – есть закон Божественной любви и благодати. Они не противоречат, но взаимно дополняют друг друга.

    Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей – возлюби ближнего своего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.» ( Мф.22:37-40 , Мк.12:29-31 ). И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Мф.7:12 ) .

    «Бог в Заповедях Своих повелевает делать что-либо и не делать другого не потому, что Ему «просто так хочется». Всё, что Бог заповедал делать – полезно нам, а что запретил – вредно.
    Даже обычный человек, любящий своего ребёнка, учит его: «пей морковный сок – он полезный, не ешь много конфет – это вредно». А ребёнку не нравится морковный сок, и он не понимает, почему вредно есть много конфет: ведь конфеты сладкие, а морковный сок – нет. Поэтому он и сопротивляется слову отца, отталкивает стакан с соком и закатывает истерику, требуя ещё сладкого.
    Также и мы, взрослые «дети», больше стремимся к тому, что доставляет нам удовольствие, и отвергаем то, что не соответствует нашим прихотям. И, отвергая Слово Отца Небесного, совершаем грех».
    протоиерей Александр Торик, «Воцерковление».

    Почему на вопрос о том, какие существуют заповеди, 80% крещеных людей отвечают не сговариваясь: «Не убий, не укради»? Почему называют именно шестую и восьмую заповеди Ветхого Завета? Не первую, не третью, не десятую. Я долго размышлял над этим и пришел к любопытному выводу: из всех заповедей человек выбирает те, для исполнения которых ему ничего не надо делать. «Я не убил, не украл – я отличный парень, и оставьте меня в покое!» А седьмую заповедь «Не прелюбодействуй» знаете, почему пропускают? Да очень «неудобная» в наше распутное время заповедь. Вот и обманывает себя человек, выбирая из закона Божиего только то, что ему удобно, и попирая сознательно или неосознанно то, что мешает ему жить по-своему. Юристы говорят, что незнание закона не освобождает от ответственности. Это верно и в отношении духовной жизни, и именно потому, что знание (или незнание) закона всецело зависит от нас, от нашего доброго или худого произволения. …
    Нарушая заповеди, человек ведь не Бога оскорбляет даже. Бог свят и поругаем не бывает. Но человек калечит собственную жизнь и жизнь своих близких, потому что заповеди – это не какие-то кандалы: вот, мол, и так жизнь трудная, а тут еще какие-то заповеди нужно соблюдать! Нет, все не так. Заповеди Божии – это именно условия нормальной, полноценной, здоровой и радостной жизни для всякого человека. И если человек эти заповеди нарушает, он вредит, прежде всего, себе и своим близким.

    Из Нагорной проповеди, и прежде всего из Заповедей Блаженства, следует, что человек должен очиститься от страстей, очистить свое сердце от всех помыслов, обитающих в нем, обрести смирение духа, чтобы стать достойным увидеть Бога. Слово Христа ясно:

    Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
    Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
    Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
    Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
    Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
    Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят…
    ( Мф.5:3-8 ).

    Заповеди Блаженства показывают духовную стезю человека, путь обожения, путь, который ведет к исцелению. Сознание своей духовной нищеты, то есть осознание страстей, вселившихся в сердце, приводит человека к покаянию и блаженной скорби. В меру глубины этой скорби в его душу приходит Божественное утешение. Именно на этом пути человек обретает смирение и внутреннее спокойствие. Живя в духовном смирении, он еще сильнее жаждет Божия оправдания и стремится к соблюдению заповедей Божиих в своей повседневной жизни. Храня заповеди Божии, он сподобляется познания милости Божией и еще больше очищает свое сердце. В очищении души и заключается назначение заповедей. Одни из них относятся к очищению разумного, другие – к очищению раздражительного начала души. И когда душа очищается от страстей, человек достигает созерцания Бога.

    Заповеди Блаженства раскрывают суть духовной жизни и способ исцеления человека. Человек, соблюдающий заповеди, запечатлевается печатью Святого Духа и становится членом Тела Христова, храмом Всесвятого Духа.
    митрополит Иерофей (Влахос)

    Пусть не подумает кто из нас: мы ходим в церковь Божию, молимся, творя многие поклоны, за это и получим Царствие Небесное. Нет; получит его тот, кто заповеди Божии соблюдает.
    преподобный Феодор Санаксарский

    Часто говорят: для того, чтобы быть христианином, надо выполнять заповеди Христовы. Конечно; однако заповеди Христовы – не приказы, которые Он нам дает: мол, надо прожить так, надо прожить этак, а если не проживешь таким образом, то будешь за это наказан… Нет, заповеди Христовы – это Его попытка нам образно показать, какими мы могли бы быть, если стать и быть настоящим, достойным человеком. Поэтому заповедь Христова – это не приказ, а откровение перед нашими глазами о том, какими мы призваны быть и можем быть; какими мы, следственно, и должны быть.
    митрополит Сурожский Антоний, «Быть христианином»

    Если и трудно быть христианином, то не потому, что заповеди Господа тяжки, но лишь потому, что велика сила греха, наследственная порча души и тела.
    профессор В.И. Экземплярский

    Во времена Иисуса согласно традиции насчитывалось 613 запретов и предписаний, однако к этому же времени сложилась и традиция их сокращения до значительно меньшего числа.
    Сначала приведем примеры только из Танаха. Так, царь-псалмопевец Давид свел все заповеди всего лишь к одиннадцати ( Пс. 14:15 ):
    Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?
    Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
    и говорит истину в сердце своем;
    кто не клевещет языком своим,
    не делает искреннему своему зла
    и не принимает поношения на ближнего своего;
    тот, в глазах которого презрен отверженный,
    но который боящихся Господа славит;
    кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
    кто серебра своего не отдает в рост
    и не принимает даров против невинного.
    Поступающий так не поколеблется вовек.

    Пророк Исайя еще сократил число заповедей и довел его до шести ( Ис. 33:15-16 ):
    Тот, кто ходит в правде и говорит истину;
    кто презирает корысть от притеснения,
    удерживает руки свои от взяток,
    затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии,
    и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла;
    тот будет обитать на высотах…

    Пророк Михей ( Мих. 6:8 ) ограничился лишь тремя заповедями:
    О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь:
    действовать справедливо, любить дела милосердия
    и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.

    Исайя в другом месте ( Ис. 56:1 ) упоминает о двух заповедях:
    Так говорит Господь:
    сохраняйте суд и делайте правду…

    Наконец, пророк Амос ( Ам. 5:4 ) все заповеди обобщил до одной:
    Ибо так говорит Господь дому Израилеву:
    взыщите Меня, и будете живы.

    Такова традиция сокращения-редукции заповедей в Танахе. Но редукция продолжалась и за его пределами.
    Так, Гиллель (ок. 75 г. до Р.Х. – ок. 5 г. по Р.Х.), великий учитель Торы-Закона, живший незадолго до эпохи Иисуса Христа, тоже свел все заповеди к одной (но не к той, на которую указал пророк Амос).
    В талмудическом трактате «Шаббат» (31 а) рассказывается, что однажды к Гиллелю пришел некий язычник и попросил его растолковать суть иудаизма в течение времени, пока человек может удержаться, стоя на одной ноге. Язычник едва ли явился с добрыми намерениями: ему было ведомо, что для изучения Торы мало целой жизни, так что он, скорее всего, желал вывести кроткого законоучителя из себя. (До этого он побывал у другого великого законника, Шаммая, который действительно вспылил и даже замахнулся посохом.) Но невозмутимый Гиллель, – совсем не размышляя, как будто он только и ждал этого вопроса, – спокойно ответил:
    Что тебе неприятно, того не делай ближнему, вот сущность всей Торы; все остальное только комментарий!
    Верещагин Е. М.

    Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

    10 Заповедей Закона Божьего. Приложение: Толкование закона

    Толкование Закона в Библии

    Современные психологи утверждают, что запрет на что-либо только усиливает влечение к нему. “Не трогай конфеты”, “Не уходи с этого места”, “Не открывай дверь.” Подумайте об ограничениях скорости. Когда знак об ограничении скорости показывает «90», то люди едут на какой угодно скорости, только не 90 километров в час.

    Некоторые едут на скорости 95, другие под 100, а кто и под 120. Самое максимальное ограничение скорости провоцирует людей ехать хотя бы на немного, но выше допустимой нормы. Читая законы в Библии, особенно десять заповедей, мы должны признать тот факт, что тут действует тот же самый принцип. Из 10 заповедей, 8 или 9 конкретно написаны в негативной форме. Как это должно повлиять на нас? Чего хотел Бог, давая нам заповеди? Каким образом, установленные в Ветхом Завете законы могут побудить нас действительно исполнить написанное и любить Бога и ближнего еще сильнее? Я предлагаю 5 принципов, которые помогут нам в понимании и использовании данных Богом в Библии законов.

    Принцип № 1: Все десять заповедей взаимосвязаны.

    Христианская традиция делит десять заповедей на две части. Первые четыре заповеди в основном наставляют нас в наших взаимоотношениях с Богом. Остальные шесть заповедей наставляют нас в наших взаимоотношениях с другими людьми. Тем не менее, эти две половинки декалога взаимосвязаны. Наша любовь к Богу выражается в нашей любви к другим людям, сотворенным по Его образу. Наша забота и любовь к другим людям – часть нашего поклонения и служения Богу. Подобным образом, нарушители 8-ой заповеди («Не укради»), возможно, также нарушают 10-ую заповедь («Не желай…»), и также могут иметь отношение к нарушению 9-ой заповеди («Не произноси ложного свидетельства…»). Человеческая история показывает, что нарушения первых четырех заповедей, касающихся правильного поклонения Богу, неизбежно приведет к нарушению остальных шести заповедей, говорящих о правильной любви к своим ближним. И хотя каждая заповедь содержит свои собственные конкретные наставления, она неизбежно связана со всем законом в Пятикнижии. Поэтому, зная, что полезно исследовать детально каждый закон по отдельности, также важно помнить, что каждый закон неотъемлемо связан со всем законом, находящимся в Библии.

    Принцип № 2: Десять заповедей являются начальными пунктами, а не конечными результатами.

    Десять заповедей и остальная часть Ветхого Завета закона дают нам точку отсчета для изучения Божьей воли. Но они не претендуют на полный и окончательный авторитет по этому предмету. К примеру, во второй заповеди нам сказано не создавать образов и не поклоняться идолам. Однако, заповедь не дает конкретных описаний образов. Также она не указывает, как конкретно мы должны поклоняться Богу? Как нам строить взаимоотношения с Богом в поклонении? Какие формы искусства допустимы? Вторая заповедь дает нам четкие границы. Но объясняет ли она во всей полноте, как нам следует поклоняться единому Богу, которого нам разрешено иметь перед собой. Как мы должны понимать и применяться четвертую заповедь: «Помните день субботний, …в день сей не делайте никакой работы». Что именно считать работой? Толкователи спорят по этому вопросу уже тысячу лет. Что такое покой? Данная тема также не объясняется в деталях. Эти заповеди требуют дальнейшего объяснения.

    Десять заповедей – начальные точки, объяснением которых является контекст всей Библии. Хотя некоторые детальные объяснения начинаются в книге Исход, остальная часть находится в траектории, берущей свое начало в Пятикнижии и осуществленной в личности Иисуса Христа.

    Эти заповеди являются частью вечного закона, но они всего лишь начало. Помните, что получатели этого закона только что вышли из рабства. У них не было изощренной политической и юридической системы. Бог дал им простой кодекс, с чего они могли бы начать. Это точки отсчета. Однако, все библейские законы требуют дальнейшего толкования. Каждому необходимо толковать закон и применять его в том контексте, в котором живет народ Божий. В конце концов, заповеди просят об авторитетном толкователе, Божественном Толкователе. Иисус – Мессианский Толкователь, дающий нам самое полное, глубокое и совершенное толкование закона. Он толкует каждую из Божьих заповедей правильно и во всей полноте. Он даже дает нам краткий итог этих заповедей: возлюби Бога всем сердцем своим, и, возлюби ближнего, как самого себя. Давая нам Свое толкование, он дает нам следующий принцип для толкования Библейского закона.

    Принцип № 3: Каждая заповедь включает и положительное указание, и отрицательный запрет.

    Иисус учил нас, что закон подразумевал больше, чем его минимальные значения. Например, заповедь «Не убей» не удовлетворяется только тем, что мы просто воздерживаемся от наиболее очевидных нарушений закона. Запрет на убийство также распространяется на ненависть и гнев (Мф.5:21-22). Слова и мотивы человека также находятся под тщательным расследованием закона, который может осудить его, даже если его руки ничего не совершали. Иисус учит нас, что заповедь, запрещающая убийство, в конечном итоге включает в себя неписанную, но хорошо подразумевающуюся заповедь «делать добро своему ближнему». Каждый закон, и 8-ая заповедь в частности, написанный в негативной форме, включает в себя не только отрицательное ограничение, но также и противоположную положительную заповедь. Так, вторая заповедь не исполняется простым избеганием ложных изображений. Она требует активного поклонения единому истинному Богу. Вторая заповедь включает в себя положительную заповедь поклоняться только Яхве. Отрицательная форма этого закона приводит к положительному эффекту. Но как принцип, нам заповедано не только держаться подальше от поклонения идолам, но также активно поклоняться Господу.

    Принцип № 4: Десять заповедей действуют так, чтобы являть природу Бога и показывать нам наши грехи.

    Исторически, у закона было три основных функции, две из которых важны для нас. Первой, гражданской функцией закона, было ограничивать зло в обществе. Для самостоятельных читателей Библии эта управленческая функция не так важна. Однако, мы должны хорошо разобраться во второй и третьей функциях закона, чтобы правильно их использовать. Второй функцией закона является разоблачение греха. Закон – зеркало, показывающее нам то, какими на самом деле видит нас Бог. Никто из нас не может, посмотрев на закон, честно сказать, что это благодаря Духу Божьему мы живем таким образом. Закон указывает нам на наши грехи и обнажает наши недостатки. Мы все по-разному терпим неудачу. И мы должны видеть наши неудачи в свете закона. Закон должен направить верующего к Богу за милостью и прощением, которые свободно предложил Иисус. Закон показывает нам наш грех, нашу нужду в Спасителе, а также области, в которых мы можем расти. Для неверующего закон показывает осуждение человека перед Богом и его нужду в прощении и милости, которые можно найти только в заместительной жертве Иисуса Христа. Третьей функцией закона является раскрытие Божьего характера. Заповеди открывают нам природу Бога и, следовательно, как мы относимся к Нему. Фундаментальная основа нравственного закона не изменилась со времен Моисея. Бог не растет, не развивается и не меняется. Эти заповеди показывают нам, как нам следует относиться к нашему святому Богу. И хотя мы не можем соблюдать их во всех подробностях, через Духа Святого мы можем начать жить согласно данным заповедям. Дух может вести и ведет нас к соответствию этим законам. Когда верующие любят других людей от всего сердца, они начинают исполнять вторые шесть заповедей. Дух ведет нас в их соблюдении, как добровольном пожелании сердца. Дух руководит нами в максимально возможном, каждодневном исполнении заповедей с радостью. Дух, вдохновивший написание этих законов на скрижалях, пишет эти же законы на наших сердцах, чтобы мы исполняли их по нашему собственному желанию.

    Принцип № 5: Закон и благодать.

    Видеть закон и благодать на разных весах не является чем-то новым. И Иоанн (Ин. 1:17), и Павел (Рим. 6:14) видели резкий контраст между законом и благодатью. Тем не менее, не следует преувеличивать этот контраст, вызывая чувства, словно закон – зло и его нужно всяческими силами избегать. Закон и благодать всегда идут рука об руку. Новозаветные споры, в основном, направлены против использования закона в качестве средства для оправдания. Согласно второй функции закона, все люди осуждены законом. Следовательно, использование закона, как средства спасения или оправдания перед Богом, не поможет человечеству восстановить правильные взаимоотношения с Богом. Однако, даже десять заповедей были даны в контексте благодати. Десять заповедей начинаются с провозглашения о том, что Бог вывел Свой народ из Египта. Этот акт доброты не был основан на заслугах евреев. Божье спасение нельзя было заслужить или заработать. Бог вывел их из Египта по благодати и в контексте таких взаимоотношений, Он дал Израилю закон. Закон дается в контексте сосредоточенных на благодати взаимоотношений, чтобы Дух мог вести верующего к воле Божьей. Следовательно, как инструмент Духа Божьего, закон хорош и может быть использован в благих целях. Самое великое исполнение закона показано через любовь к Богу и любовь к ближнему. Благодаря укрепляющей благодати, верующие могут использовать закон положительно, чтобы исполнить волю Божью в этом мире, или, говоря словами Павла, чтобы наша вера действовала через любовь.

    Божий закон (закон Моисея) отменен Духом Святым или Любовью?

    Сегодня христианский мир разнообразен и делится на разные вероучительные течения. Одним из вероучительных догматов, по которому расходятся христиане, является закон Божий. Условно по отношению к закону Божьему христианские церкви можно разделить на два лагеря. Одни считают закон Божий действующим для человечества (хотя многие из них пренебрегают отдельными его заповедями или заменяют их человеческими). Вторые считают, что после смерти и воскрешения Иисуса Христа верующим был дан Дух Святой и теперь для них закон уже не нужен, так как Сам Дух Святой подсказывает им: что угодно Богу, а что нет. Такие христиане часто закон Божий заменяют понятием любви.

    Я придерживаюсь мнения первого христианского лагеря. Анализируя все тексты Библии в совокупности, я считаю, что закон Божий вечен, как не раз заявлял Сам Бог в Своем слове – Библии. При этом, человек не спасается законом, а спасен исключительно по благодати Божьей благодаря жертвенной смерти Иисуса Христа на Голгофе. А задача у закона – как у дорожных знаков – показать, где опасность (грех), как лучше правильно и безопасно двигаться по жизни. То есть закон призван помочь людям понять как жить правильно, чтобы совершать меньше ошибок, которые принесут вред самому человеку и его близким. Бог дал закон во благо человеку, как об этом не раз говорит Библия. Под актуальным законом Божьим понимаются морально-нравственные, поведенческие заповеди закона Моисея, изложенные в Пятикнижии (первых 5 книгах Библии), которые не исполнились, то есть не прекратилась их цель, поставленная для них Богом в тот момент, когда Он их давал. Например, заповеди: не обижай, не лги, не мсти, не блуди, не изменяй, не завидуй, не колдуй и не обращайся к гадателям, не будь сплетником, уважай старших, благотвори нуждающимся, помогай даже врагам, попавшим в беду, не будь лесбиянкой и гомосексуалистом, люби Бога, люби ближних… Все эти заповеди из закона Моисея. Иисус в Нагорной проповеди в Матф 5:17-20 пояснил, что все заповеди закона, даже их буквы и знаки, будут актуальны, пока не исполнятся. Аргументы на изложенные в данном абзаце утверждения я давал в книге “Возвращаясь к истокам христианского вероучения” в разделе Закон Божий и во многих материалах: Актуален ли закон Божий в наше время?; Толкование нагорной проповеди. Иисус отменил закон Моисея? ; Был ли закон Божий до Синая? Отменяет благодать закон?

    Поэтому я постараюсь не повторяться. В этой статье мы подробнее проанализируем позицию второго лагеря христиан, которые сводят закон Божий к слову любовь и утверждают, что им закон уже не нужен, так как они под благодатью и водятся Духом Святым.

    Закон и Святой Дух

    По логике христиан — противников закона, ученики Христа являются новым творением и получили в дар Духа Святого. Действительно есть тексты Нового завета, которые называют христиан новой тварью – творением и о том, что им дан Святой Дух.

    «Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь» (2 Кор. 5:17)

    «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2:38)

    Но давайте проанализируем эти и подобные им тексты Нового завета. Посмотрите, «новым» Библия называет человека, который «ВО ХРИСТЕ». Между тем, для того, чтобы быть во Христе не достаточно просто принять крещение.

    Посмотрите в книге Деяний апостолов, отрывок из которой приведен выше, сказано, что крестившийся получает дар Духа. Но как и любым другим даром им можно не воспользоваться или плохо пользоваться. Именно поэтому многие верующие после крещения жизнь не сильно меняют, а порой возвращаются в мир и становятся еще более нечестивыми, чем были ранее. То есть дар Духа НЕ ГАРАНТИРУЕТ внутреннее изменение человека после крещения и обращения. Господь дает дар Духа, но человек вправе им не пользоваться, а руководствоваться собственными соображениями – это выбор верующего! Бог пообещал, что даст в помощь Духа Святого, но помощь Духа принимают все по-разному. Это зависит от самого верующего – на сколько он готов менять свою жизнь, привычное мнение, расти в Боге и следовать за Ним.

    Таким образом, фактом является то, что ДАЛЕКО не все христиане живут во Христе. В Библии есть критерии, которые помогают увидеть: живет ли верующий во Христе. Сам Иисус говорил, что Его истинными учениками являются ТОЛЬКО те, кто ИСПОЛНЯЕТ Его слово

    «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него …: если ПРЕБУДЕТЕ В СЛОВЕ Моем, то вы истинно Мои ученики» (Иоан. 8:31)

    Апостолы повторяли мысль Иисуса:

    «Кто говорит: «я познал Его», но ЗАПОВЕДЕЙ Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1Иоан. 2:4)

    «Ибо в вас должны быть ТЕ ЖЕ чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5)

    Соответственно, христиане, которые не исполняют в своей жизни учение Христа, в которых нет истинной любви, включая любовь к врагам (см. Матф. 5 главу), не могут утверждать, что они «ВО ХРИСТЕ». А если они НЕ «ВО ХРИСТЕ» значит они и НЕ новое творение!

    Сегодня в отношении Духа дело даже доходит до гордыни и абсурда. Христиане, отвергающие закон, считают, что они находятся на более высшей духовной ступени, чем ветхозаветные люди. Они, по сути, считают себя духовно богаче, ближе к Богу, чем, например, Моисей, Давид, Авраам… Ведь у них – христиан, якобы в отличии от иудеев, есть Дух, и поэтому им закон не нужен! Однако, такое утверждение мало того, что пропитано гордыней и самовозвышением, так еще и не соответствует Библии! Говоря о Духе и законе не нужно забывать тот факт, что в ветхозаветное время иудеи тоже имели Духа Святого:

    «И Ты дал им ДУХА Твоего благого, ЧТОБЫ НАСТАВЛЯТЬ ИХ, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их» (Неем. 9:20)
    «Не отвергни меня от лица Твоего и ДУХА ТВОЕГО СВЯТАГО не отними от меня» (Пс. 50:13)

    То есть верующие, жившие до Нового завета ТОЖЕ имели Духа Святого и тем не менее руководствовались в своей жизни и Божьим законом. Дух и закон совмещали как простые верующие, так и герои веры!

    Так что в смысле духовности, мы с иудеями не слишком отличаемся: мол, у нас есть Дух, а значит, нам теперь закон не нужен. Мы можем посмотреть на жизнь евреев и христиан. И те и другие за свою историю: и жили праведно, и совершали ошибки, включая ужаснейшие грехи. Это связано с тем же, о чем я писал чуть выше: мы все по разному относимся к голосу совести, к обличениям, наставлениям и вразумлениям Духа Святого. Это было как в ветхозаветное время, так и в новозаветное. Можете попробовать познакомиться с иудеями и увидите, что значительное их число порядочны, и даже честнее и нравственно чище многих верующих, которые называют себя христианами и гордятся наличием Духа Святого! Или я не прав?

    Если Христиане водимы Духом Святым, то почему у них разные вероучительные доктрины?

    Внимание! Проанализируйте тот факт, что христиане, которые якобы должны быть водимы ОДНИМ Духом, на практике имеют разные вероучительные доктрины!

    Непосредственно Новый завет описывает как первые христиане ошибались в понимание Евангелия и поэтому их постоянно обличал Павел, Иаков и другие апостолы. Разве у христиан тогда не было Духа? Но ведь Бог сказал, что дал Его верующим после крещения и обращения! Неужели Бог обманул? Конечно, нет! Господь, как обещал, дал Духа в помощь, но люди сами ограничивают Его влияние на них, держась за свои привычки, руководствуясь собственными убеждениями и устоявшимися воззрениями, сформированным менталитетом и стереотипами. Дух Святой не может насиловать волю человека, поэтому все христиане имеют разные вероучительные мнения и по-разному оценивают границы нравственности!

    Это хорошо видно из посланий апостолов. Уже в то время христиане имели различия в вероучении. Павел обличал церкви разных городов в присущих им ошибках и грехах. А Иисус во 2 и 3 главе Откровения, называя церкви 7 городов Своими церквями, все же обличает их в присущих им различных ошибках, заблуждениях и предупреждает о наказании!

    Далее история показывает, что христианство делилось на многие течения. И конечно представители каждого течения считали себя носителями истины и были уверены, что их мнение правильное, которое дано им Духом Святым, а остальные церкви ошибаются! Но кто из них прав?

    Более того, сегодня насчитываются сотни и даже тысячи церквей, которые отрицают актуальность Божьего закона и утверждают, что руководствуются Духом Святым. Но почему все они имеют РАЗНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ. Как это возможно, если Дух ЕДИН. Неужели у одной церкви, которая якобы не ошибается, есть Дух Святой, а у всех остальных – сотен и тысяч ошибающихся церквей — Духа СОООВСЕМ нет? Я же считаю, что Дух есть в каждой церкви, но присутствие Его в верующих не одинаково из-за них же самих! А это означает, что Дух не гарантирует правильного вероучения, так как Он не насилует волю и выбор верующих! Дух наполняет человека настолько на сколько тот позволяет! А значит, нужен закон, чтобы определить, что является правильным в глазах Бога! Иначе как узнать, какое вероучение более освящено Духом Святым?

    Даже непосредственные ученики Иисуса ошибались. Думая, что водимы верным духом, они однажды хотели спалить самарянскую деревню, где их не приняли (см. Лук. 9:52-55). Но Иисус им указал, что они не тем духом водимы! Закон Божий призывает к любви, милости и запрещает убийство, о чем постоянно возвещал Иисус в Своих проповедях. Только закон может нам показать на верном ли мы пути, тем ли духом мы водимы!

    Почему, если христиане водимы Святым Духом, Иисус и апостолы постоянно призывали их не грешить и призывали к послушанию?

    Почему кроме вероучения, даже КРИТЕРИИ НРАВСТВЕННОСТИ разные в тех церквях, которые, как они утверждают, руководствуются Духом Святым?! Почему в некоторых из христианских церквей не запрещен блуд и гражданский брак, почему разрешены гомосексуальные связи и браки, почему поощряются убийства на войне врагов государства, почему закрываются глаза на аборты и разводы?! В разных церквях это проявляется по разному! А как же Дух Святой, на Которого они ссылаются, мол руководствуются Им?! Получается многие церкви и их верующие, которые, мол водимы Духом, живут и учат ПРОТИВОПОЛОЖНО тому, как учил Иисус и Дух Святой наставлял апостолов, что четко изложено в Новом Завете.

    В целом странно, если Богом предполагалось, что христиане будут руководствоваться Духом Святым, то почему они с самого начала грешили, за что их постоянно обличали апостолы? Почему все христиане грешат до сих пор? Если бы Дух Святой был дан христианам вместо закона, то христиане не должны грешить, а жить по правде Божьей из внутренних побуждений! Но на практике все христиане грешны, включая обладание страшными недостатками. Неужели мы должны обвинить Духа Святого в том, что Он недоработал?

    Да, среди христиан есть хорошие порядочные люди. Но хорошие и порядочные верующие есть во всех церквях: и в тех, которые отвергают закон, и в тех, которые руководствуются и Духом и законом Божьим! Как мы заметили выше, хорошие порядочные верующие есть не только в среде христиан, но и среди иудеев. Причем, как мне кажется, людей, живущих согласно критериям нравственности, изложенным в Библии, больше именно среди тех, кто руководствуется и Духом и законом!

    Повторяю, среди христиан, которые утверждают, что живут во Христе и водимы Духом, есть такие верующие, которые на деле поступают противно тому, чему учил Христос (Тот, чье имя они носят) и Его апостолы! Неужели теперь Христос изменился и у Него стали другие стандарты морали и нравственности? Библия утверждает, что – НЕТ – Иисус как и Бог Отец не изменяется:

    «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8)

    «У Которого (Бога) нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17)

    Вообще, если Богом предполагалось, что христиане будут руководствоваться Духом, то зачем тогда Иисус и апостолы давали им наставления и призывали к послушанию?! Ведь послушание противоречит свободе в жизни по Духу! То есть, зачем послушание, если по логике христиан, отвергающих закон, они изнутри чувствуют, как им нужно жить угодно Богу?! Ведь ими руководит Сам Дух Святой!

    Однако, хотим мы того или нет, но наставления Иисуса и апостолов – это и есть заповеди, а послушание – это и есть старание исполнить эти наставления – закон Божий! Если быть внимательным, то мы увидим, что практически все призывы к послушанию это и есть наставления к соблюдению заповедей закона Моисея.

    Например, на 1-м христианском соборе было принято решение дать новообращенным христианам следующее наставления:

    «Написать им (вновь обращенным, то есть начинающим, христианам), чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян.15:20)

    Апостолы здесь не придумали новые правила для послушания, они дали бывшим язычникам необходимый минимум заповедей закона Моисея для плавного безболезненного вхождения их в народ Божий. Вот эти заповеди: Исх. 34:15, Втор. 23:17, Лев. 7:26,27, Исх.23:9.

    Также посмотрим на слова Павла о том, кто по его мнению, является неправедным и не наследует Царствие Небесное. Для верующих, знающих ветхозаветное Писание сразу понятно, что здесь апостол вспоминает заповеди закона Моисея:

    «Неправедные Царства Божия не наследуют. Не обманывайтесь: ни блудники (см. Лев. 20:21), ни идолослужители (см. Втор. 17:2-5), ни прелюбодеи (см. Лев.20:10), ни малакии (пассивные гомосексуалисты), ни мужеложники (активные гомосексуалисты, см. Лев. 18:22), ни воры (см. Исх. 22:1,2), ни лихоимцы (корыстолюбивые, пользующиеся своим положением, см. Исх. 22:22), ни пьяницы (см. Втор. 21:20,21), ни злоречивые (см. Лев. 20:9), ни хищники (грабители – см. Лев. 19:13) — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9,10).

    Напоминаю, что Иисус и апостолы постоянно призывали к ПОСЛУШАНИЮ:

    «Он (Иисус) же сказал ему: … Если же хочешь войти в жизнь [вечную], СОБЛЮДИ заповеди» (Матф. 19:17)

    «Идите, научите все народы, … уча их СОБЛЮДАТЬ все, что Я ПОВЕЛЕЛ вам» (Мф. 28:19,20)

    «Истинно, истинно говорю вам: кто СОБЛЮДЕТ слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Иоан. 8:51).

    «Итак, если Я (Иисус), Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы ДОЛЖНЫ умывать ноги друг другу» (Иоан. 13:14).

    «А что мы познали Его, узнаем из того, что СОБЛЮДАЕМ Его заповеди» (1 Иоан. 2:3)

    «Здесь терпение святых, СОБЛЮДАЮЩИХ заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр.14:12)

    «Как ПОСЛУШНЫЕ дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем … ПОСЛУШАНИЕМ ИСТИНЕ чрез Духа … [как] возрожденные от слова Божия , живаго и пребывающего вовек. … а это есть то слово, которое вам ПРОПОВЕДАНО» (1Пет.1:14,22-24)

    В последнем тексте видно, что Петр послушание связывает с Духом Святым, но не останавливается на этом, а указывает, что Дух – это помощник в выполнении ИСТИНЫ – то есть того, что написано в проповеданном христианам Слове Божьем.

    Текстов о послушании и необходимости соблюдения заповедей в Новом завете о-о-очень много, так что нет даже возможности их все здесь перечислить. Многие из них можно прочитать, посетив ссылки на материалы, данные в начале этой статьи.

    Не грешите! А что это значит?

    Я был на собраниях христиан, которые считают, что Божий закон отменен и они водимы Духом. Мне сразу бросилось в глаза и показалось странным то, что с кафедры проповедник призывал свою паству оставить грехи и бороться с соблазнами! Мы учим тому же. Ведь подобное наставление мы находим во многих словах Иисуса и апостолов. Вот, например:

    «Потом Иисус встретил его (исцеленного расслабленного) в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; НЕ ГРЕШИ больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Иоан. 5:14)

    «НЕ ГРЕШИТЕ; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1 Кор.15:34).

    Однако, просто сказать: «Не греши». А как это сделать? Как понять что такое грех в глазах Бога?

    Библия, в том числе Новый завет, отвечает на этот вопрос:

    «Законом познается грех» (Рим.3:20)

    «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Иоан. 3:4)

    То есть Священное Писание нам однозначно говорит, что грех определяется законом. А о каком законе здесь идет речь? Может об иудейском или римском? Конечно, нет, ведь законы государств часто имеют несправедливые и даже глупые нормы. И конечно нормы права различаются по разным странам и даже противоречат друг другу. Речь, конечно, идет о ВЕЧНОМ Божьем законе, изложенном в Библии.

    Этот закон раньше называли законом Моисея. Он включает в себя всем известные 10 заповедей как Конституцию, и множество заповедей из Торы (первых 5-ти книг Библии), уточняющих критерии нравственности и поведения.

    На практике у тех христиан, которые отвергают актуальность закона, получается странное поведение:

    А) Они, отвергая закон Моисея, тем не менее, используют его по прямому назначению – узнать грех и помочь жить правильно. Вот как это выглядит. Когда к пастору или пресвитеру церкви, которая отвергает закон, подходит “рядовой” верующий и спрашивает, например, почему ему нельзя жить в блуде или лгать или гадать или сплетничать или заниматься астрологией…, то наставник открывает ему Библию и показывает на слова пророков или апостолов, которые как мы выше упоминали, своих заповедей не придумывали, а направляли к заповедям закона Моисея. В этом случае, служители, сами того не осознавая, обращаются к закону Моисея, как к мерилу праведности, тем самым подтверждая актуальность, нужность и полезность закона Божьего!

    Я предложил одному из служителей, отвергающих закон Моисея, чтобы он, когда к нему обратится прихожанин с просьбой пояснить что такое грех, не показывал ему на слова пророков, Иисуса и апостолов (ведь они повторяли заповеди закона Моисея), а направить к Духу Святому. То есть, чтобы интересующемуся верующему, он сказал: «Спроси у Духа, что хорошо для Бога, а что нет?». Этот служитель не смог мне дать такого обещания. Я думаю, он понял, что детям, молодежи, начинающим христианам, а также тем, кто заблуждается или сомневается, нужен закон, чтобы понять: где хорошо, а где плохо, по мнению Господа. Именно в этом и есть цель закона Божьего!

    Б) Зачастую, христиане, которые не хотят быть под законом Божьим, устанавливают свои законы — правила. Причем эти правила, так называемый порядок в церкви, отличаются от Божьего закона и даже портят жизнь верующим той церкви. Например, в некоторых таких церквях, запрещают смотреть телевизор, или отмечать День рождения, или исключают из общины за непредусмотренные Библией проступки… В ряде таких церквей верующие постоянно живут в страхе, находясь под ЗАКОНОМ ОБЩИНЫ! То есть, получается парадокс: такие христиане отменяют мудрый, полезный закон Божий, но ставят над собой закон человеческий! Такое поведение было и раньше и осуждалось Христом и апостолами:

    «Зачем … вы преступаете заповедь Божию ради предания ВАШЕГО?» (Матф. 15:3)

    «Вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО» (Мар. 7:8)

    «Для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» — … по заповедям и учению ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ?» (Кол. 2:20-22)

    Закон и любовь

    Христиане, которые утверждают, что закон отменен и им больше не нужен, часто закон Божий заменяют понятием любви, ссылаясь на слова Иисуса Христа и апостолов, которые говорили, что весь закон основывается на любви:

    В частности Иисус говорил:

    «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; НА СИХ ДВУХ ЗАПОВЕДЯХ УТВЕРЖДАЕТСЯ ВЕСЬ ЗАКОН и пророки» (Матф 22:37-40)

    «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Любовь не делает ближнему зла; ИТАК ЛЮБОВЬ ЕСТЬ ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНА» (Рим.13:8,10)

    «Ибо ВЕСЬ ЗАКОН В ОДНОМ СЛОВЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ: ЛЮБИ ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5:14)

    Безусловно так и есть – закон Божий конечно же базируется на любви к Богу и людям. Поэтому когда у Иисуса спросили, какая самая большая заповедь в законе, Он назвал две заповеди о Любви (см. выше Матф 22:37-40), процитировав закон Моисея (закон Божий):

    «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:5)

    «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18)

    Иисус не отменял другие заповеди, а лишь пояснял, что на заповедях о любви утверждается (базируется, основывается) Божий закон. Об этом же возвещали апостолы, показывая, что любовь не новое понятие, а связана с Божьим законом.

    Все что касается любви, морали и нравственности в Новом завете заимствовано из закона Моисея. Наставления: не обижай, не лги, не мсти, не блуди, не изменяй, не завидуй, не будь сплетником, уважай старших, благотвори нуждающимся, помогай даже врагам, попавшим в беду, люби Бога и люби ближних… Это все заповеди из закона Моисея!

    То есть любовь, которую возвещали Иисус и апостолы НЕ ЭФЕМЕРНАЯ – не та, которую сам себе определяет человек! Критерии истинной Божьей любви описаны в Библии, в частности в заповедях закона Божьего (закона Моисея).

    Сегодня на практике мы видим результаты того, что христиане сами зачастую определяют как нужно и можно любить. Они говорят, мол любящий исполняет закон, но при этом Божий закон нарушают из-за своей любви. Так ради любви, христианин бросает свою жену, и уходит к другой. В результате нарушается заповедь о запрете развода и страдают брошенный супруг, дети, а также бабушки и дедушки. Ради любви христианин может переспать с холостой соседкой или коллегой по работе. Он считает, что пришел ей на помощь, ведь ей так не хватает мужской ласки. В результате его брак страдает, ведь нарушается закон Божий – не прелюбодействуй! Ради любви молодые люди вступают в интимные контакты без заключения брака. В итоге мы видим много разбитых сердец, матерей одиночек, половых болезней, потому что нарушается заповедь не блуди! Ради любви христианин спит с представителем собственного пола и даже вступает с ним в брак! В результате у них нет собственных детей, они сбивают с пути других людей, так как нарушена заповедь – не будь мужеложником. Ради любви христианин идет и убивает якобы врага, а на практике, часто такого же христианина, делая это по приказу или из политических и экономических побуждений. В итоге – страдают родители, супруги и дети, потому, что нарушена заповедь – не убей! Примеры можно продолжать, так как заповеди закона Моисея (Божий закон) важны и полезны для людей.

    Кстати, ради любви к Богу и религии смертники взрывают бомбы в жилых районах, убивая невинных людей!

    Все это из любви! Везде любовь, а какая из них угодна Богу? Теперь подумайте, разве ЭФЕМЕРНАЯ любовь это критерий истинности?! Разве КАЖДЫЙ «любящий … исполнил закон» (Рим.13:8)?

    Или мы должны согласиться, что все вышеперечисленные люди правы, так как руководствуются любовью, ИЛИ должны признать, что любовь должна иметь критерии, рамки, признаки! Описание любви, какую в нас хочет видеть Бог, дано в Библии – в законе Моисея и в значительной части повторено в Новом завете!

    Итак. Мы имеем пять фактов:

    1) Дух Святой был и до Нового Завета. То есть герои веры руководствовались и Духом и законом и многие из них жили праведно и при этом ошибались, также как и сегодня христиане.

    2) Не смотря на готовность Духа Святого помогать христианам, они все равно имеют разное вероучение, отличное одно от другого, что доказывает то, что зачастую недостаточно одного Духа, чтобы правильно и одинаково понимать волю Божью! Закон помогает этому.

    3) Если бы было достаточно Духа Святого без закона, то многие христиане не совершили бы грехов и страшных ошибок, считая, что живут правильно и Богу угодно, поступая противоположно тому, какие наставления Бог дал в Своем мудром законе.

    4) Не всякая любовь приводит к Богу угодным делам, а порой наоборот! Только любовь, какая описана в заповедях Моисея и повторена в Новом завете, является исполнением закона.

    5) Иисус и апостолы постоянно давали наставления и правила христианам. При этом проповедуемыми критериями нравственности были не новые новозаветные правила, а повторение заповедей закона Моисея.

    Давайте представим своеобразные ВЕСЫ

    I. На чаше сторонников отмены закона Божьего:

    1) НЕСКОЛЬКО ФРАЗ апостола Павла

    II. На чаше сторонников актуальности закона:

    1) Апостол Петр предупреждал, что ап. Павел пишет сложно и многие христиане погибнут из-за неверного толкования его посланий (см. 2 Пет. 3:15,16);

    2) с учетом контекста видно, что ап. Павел в этих текстах не полностью отменяет закон Моисея, а говорит о приоритетах благодати и веры над законом, и поясняет, что мы спасаемся не законом, а Христом. Раньше центром жизни верующего был закон, а теперь Иисус!;

    3) сам Павел множество раз хвалил закон, в том числе заповеди Моисея, и утверждал, что нарушающие заповеди Царствие Небесное не наследуют. Разве Павел мог сам себе противоречить?

    4) Господь утверждал, что Он неизменен (и в Нем «нет даже тени перемен», см. выше) и Его закон вечен;

    5) Иисус возвещал, что пришел не отменить закон, и что ни одна буква и знак (иота и черта) из закона не исчезнут пока не исполнятся (см. Матф. 5:17-20)

    6) Иисус призывал людей исполнять закон, включая заповеди из закона Моисея;

    7) Апостолы призывали верующих исполнять закон, включая заповеди из закона Моисея;

    8) Иисус и апостолы напрямую связывали спасение с исполнением закона, включая заповеди из закона Моисея;

    9) Актуальные заповеди из закона Моисея полезны для людей;

    10) Ветхий завет в пророчествах Иер.31:33 и Новый завет в Евр. 8:10, 10:16 прямо говорят, что для новозаветных людей закон не исчезнет, а будет у них в мыслях и сердце;

    11) Дух Святой был и в ветхозаветное время и в новозаветное, так что с Ним нельзя связывать ненужность закона;

    12) Далеко не всякое проявление любви угодно Богу! Лишь такая любовь является исполнением закона, которая соответствует самому закону Божьему, основанному на любви.

    Смотрите так же:

    • Вакансии в москве адвокат Адвокат, работа и вакансии Авиамоторная Автозаводская Академическая Александровский сад Алексеевская Алма-Атинская Алтуфьево Андроновка Аннино Арбатская Аэропорт Бабушкинская Багратионовская Балтийская Баррикадная Бауманская Беговая Белокаменная […]
    • Нотариус центр москва Нотариус центр москва Нотариальная контора удостоверяет все виды договоров, в том числе договора об отчуждении долей в уставном капитале ООО с передачей заявлений в ИФНС, залога долей в уставном капитале ООО (подлежащие обязательному нотариальному […]
    • Образец иска к нескольким ответчикам Как самостоятельно написать заявление в суд, образец иска. Если вы собираетесь инициировать судебный процесс, не всегда нужно тратиться на юридические услуги. Начинается дело с подачи искового заявления, а написать его вы сможете и сами, если будете […]
    • Субсидия челябинская область Справочник Государственная программа Развитие отраслей агропромышленного комплекса Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России Устойчивое развитие сельских […]
    • Закон от 25 декабря 2014 Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ", ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ […]
    • Сколько нужно юристов чтобы Сколько людей нужно, чтобы заменить лампочку — Сколько блондинок нужно, чтобы ввинтить лампочку? — Одна. Она деpжит лампочку, а миp вpащается вокpуг нее. — Hи одного, для этого есть мексиканцы. — Десять: один стоит на столе и держит лампочку, четверо […]
    • Сколько процентов земельный налог Ставка земельного налога в 2017-2018 годах Отправить на почту Земельный налог в 2017-2018 годах оплачивается всеми владельцами земельных участков в местные бюджеты территорий, на которых земли расположены. Для оплаты земельного налога в 2017-2018 годах […]
    • Как оформить окно в комнате Современный стиль в оформлении окон Оформление окон – это завершающий этап в формировании изысканного интерьера любого помещения. Дизайн такого декора базируется на общем решении комнаты, но мода не стоит на месте, внося в ваши задумки свои коррективы. На […]