Учет износа при выплате осаго

Содержание:

Учет износа при выплате осаго

Страховое возмещение по ОСАГО осуществляется в форме:

  • выплаты страховой суммы в денежном выражении;
  • организации и оплаты страховщиком ремонта имущества потерпевшего.
  • Учитывается ли износ деталей или нет – зависит от формы страхового возмещения

    Учет износа деталей, подлежащих замене при страховой выплате

    В случае, если страховое возмещение осуществляется в форме страховой выплаты, то размер расходов на запчасти уменьшается на величину износа деталей, узлов и агрегатов, подлежащих замене при ремонте авто потерпевшего.

    Разъяснения Верховного Суда РФ:

    При осуществлении страхового возмещения в форме страховой выплаты размер расходов на запасные части, в том числе и по договорам обязательного страхования, заключенным начиная с 28 апреля 2017 года, определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости (абзац второй пункта 19 статьи 12 Закона об ОСАГО) ( см. подробнее п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

    Учет износа деталей, подлежащих замене при ремонте авто на СТО

    В случае, если страховое возмещение осуществляется в форме организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на СТО, то стоимость восстановительного ремонта автомобиля, принадлежащего гражданину и зарегистрированного в РФ, определяется без учета износа деталей, узлов, агрегатов.

    Верховный Суд разъяснил, что по общему правилу не допускается использование при ремонте авто бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий, деталей и агрегатов, если только стороны не пришли ко взаимному соглашению об этом.

    В отличие от общего правила оплата стоимости восстановительного ремонта легкового автомобиля, находящегося в собственности гражданина (в том числе имеющего статус ИП) и зарегистрированного в РФ, осуществляется страховщиком без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) (абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО в редакции ФЗ от 28 марта 2017 года N 49-ФЗ).

    Если в соответствии с Методикой требуется замена комплектующих изделий …, то при восстановительном ремонте поврежденного ТС не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий … Иное может быть определено только соглашением между страховщиком и потерпевшим (абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО) ( см. подробнее п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58).

    Учет износа по ОСАГО

    Согласно специальным правилам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, сумма ущерба, нанесенного автомобилю при наступлении страхового случая, рассчитывается и выплачивается с учетом износа такого автотранспортного средства.

    Учет износа по ОСАГО осуществляется в зависимости от многих факторов, таких, как марка и возраст автомобиля, общий пробег, его техническое состояние до момента аварии, степень изношенности запасных частей, подлежащих ремонту и пр. Рассмотрим порядок расчета износа более подробно.

    Основные понятия и ключевые моменты

    Согласно действующему законодательству, размер ущерба, который может быть возмещен страховой компанией, определяется как стоимость деталей и запасных частей автомобиля, подлежащих замене или ремонту, с учетом их износа. Само по себе понятие износа является относительным. Этот показатель характеризует степень изношенности узлов, деталей и агрегатов машины в ходе их эксплуатации в стоимостном выражении. Таким образом, чем больше лет автомобилю, тем большей будет степень износа и меньшей стоимость комплектующих.

    Именно из-за этого порой возникают разногласия между автовладельцами, попавшими в ДТП, и страховыми компаниями. Зачастую ремонт автомобиля обходится дороже, чем та сумма, которую может возместить страховщик. Это и понятно, новые узлы и детали на автомобиль стоят гораздо дороже, чем составляет стоимость старых деталей с учетом степени их износа. Конечно, владельцев транспортных средств, потерпевших аварию, это не устраивает. И в то же время ведь никто не купит новый автомобиль вместо безнадежно испорченной старой машины, которая эксплуатировалась в течение 10-15 лет.

    Учет износа по ОСАГО: как рассчитывается сумма причиненного ущерба?

    Расчет износа производится по формулам, прописанным в Правилах, утвержденных Постановлением от 24.05.2010 года № 361. Для каждого вида деталей и комплектующих износ считается по-разному. При этом, износ начисляется только на те детали, которые подлежат полной замене. Если деталь подлежит восстановлению, то износ не учитывается и страховщиком оплачивается вся сумма, потраченная на ее ремонт. К материалам, таким, как краска, или оплата услуг автосервиса, выполняющего ремонтные работы, понятие износа не применяется.

    По отношению к средствам безопасности, таким, как подушки и ремни, без которых эксплуатация автомобиля запрещена действующим законодательством, износ также не начисляется. Еще одним немаловажным фактором является то, что сумма износа рассчитывается на дату совершения ДТП, а не на дату экспертной оценки.

    Рассмотрим учет износа по ОСАГО в зависимости от вида комплектующих, подлежащих замене:

  • если необходимо заменить кузов, то берется количество лет эксплуатации автомобиля с даты постановки на гарантию;
  • при замене испорченных шин учитывается высота рисунка, при этом фактическая величина сравнивается и с рисунком протектора аналогичной новой шины, и срок их эксплуатации;
  • при оценке пластмассовых комплектующих учитывается их возраст, следует отметить, что на них начисляется самый большой процент износа;
  • расчет суммы износа всех прочих деталей осуществляется исходя из их возраста и пробега машины.
  • Еще один важный момент: сумма износа не может превышать 80 % от первоначальной стоимости.

    Конфликт интересов автовладельцев и страховых компаний по поводу учета износа при выплате компенсаций

    Конфликт интересов между автовладельцами и страховыми компаниями возникает вследствие того, что иной раз с учетом износа, средств, выплаченных страховщиком по страховке, не хватает, чтобы сделать полноценный ремонт автомобиля. Естественно, что владельцы транспортных средств недовольны. Ведь их автомобиль застрахован, был уплачен страховой взнос. Непонятно, почему приходится платить собственные деньги за ремонт.

    Страховщикам же выгодно учитывать износ, поскольку при этом сумма страховой выплаты будет меньшей. С их точки зрения, страховая компания обязана возместить полученный ущерб, а не покупать новые комплектующие взамен старых. Разногласия также возникают из-за неоднозначности в законодательных документах, регламентирующих этот вопрос.

    В самом Законе об ОСАГО ничего не сказано об ограничениях при возмещении суммы ущерба, то есть страховщик должен оплатить сумму ремонта полностью. В Правилах же, принятых позже, появился пункт об износе. Как известно, закон имеет первостепенную силу по сравнению с правилами. И каждый трактует законодательство в свою пользу.

    У многих возникает вопрос, можно ли взыскать сумму износа с виновника аварии. Как показывает практика, суды придерживаются мнения, что, если виновник аварии был застрахован, то все убытки должны возмещаться страховой фирмой. Кроме того, при обращении страхователей в суд на страховую компанию, суд чаще всего принимает решение в пользу последней. Считается, что, заменив изношенную запчасть на новую, страхователь получит выгоду или обогатится.

    Также не учитывается тот момент, что можно заменить пострадавшие узлы или детали автомобиля не на новые, а на б/у. Каким образом в этом случае следует начислять износ, не предусмотрено. Стоит отметить, что были случаи, когда автовладелец через суд возмещал всю сумму ущерба, без учета износа, но такое случается крайне редко. Этот вопрос так и остается спорным.

    В любом случае, страхование ответственности автовладельцев является обязательным. В случае необходимости оформления договора вы можете воспользоваться услугами специалистов. Они вам помогут на всех этапах от полной исчерпывающей консультации до окончательного оформления всего необходимого пакета документов.

    Кроме того, заключив договор страховки с компанией, можно не сомневаться, что сумма страховой выплаты будет выплачена полностью и без излишних проволочек, строго в соответствии с условиями договора.

    Износ авто по ОСАГО

    Граждане Российской Федерации, имеющие страховой полис ОСАГО, имеют право получить страховое возмещение при наступлении страхового случая.

    Стоимость восстановительного ремонта рассчитывается по определенным правилам, которые учитывают такой параметр, как износ автомобиля. Как рассчитать степень износа самостоятельно, читайте далее.

    Что это такое

    Износ деталей по ОСАГО это естественный процесс, возникающий в ходе эксплуатации автотранспортного средства.

    Износ влияет на определение суммы компенсации ущерба, полученного в результате дорожного происшествия, и являющегося страховым случаем.

    На определение величины естественного износа влияют такие факторы, как:

  • год выпуска застрахованного автомобиля и год введения транспортного средства в эксплуатацию. Данные параметры могут различаться, например, при приобретении нового автотранспорта, который был выпущен в прошлом году;
  • величина пробега автомобиля;
  • состояние шин, установленных на транспортном средстве (величина протектора, высота рисунка, срок использования и так далее).
  • Износ деталей учитывается исключительно в случае необходимости замены определенной детали.

    Если деталь или агрегат подлежат восстановительному ремонту, то данный параметр значения не имеет.

    В среднем величина естественного износа ежегодно составляет от 8% до 15% первоначальной стоимости транспортного средства.

    Какими законодательными актами регулируется

    Необходимость учета износа отдельных деталей и агрегатов автотранспортного средства регламентируется:

    1. Статьей 12 Закона «Об обязательном автостраховании» (№40-ФЗ. Последние изменения документа вступили в силу с 1 сентября 2018 года).
    2. Главой 9 Постановления Правительства №263 (утверждение Правил обязательного автострахования).
    3. Так же документами определяются:

    4. способы получения компенсации. Автовладелец по своему усмотрению имеет право осуществить ремонт автотранспорта за счет средств страховой компании (причем организация, производящая восстановительный ремонт так же может быть выбрана самостоятельно) или получить денежную сумму, необходимую для ремонта;
    5. порядок проведения экспертизы. На первом этапе осмотр автомобиля производится сотрудниками автоинспекции (при оформлении ДТП через ГИБДД) или представителя страховой компании и только после этого транспортное средство направляется на экспертизу;
    6. перечень документов, необходимых для получения страховой выплаты и так далее.
    7. Размер износа определяется в соответствии с единой методикой, разработанной и утвержденной Положением Банка России №432-П. Документ был принят и введен в действие осенью 2014 года.

      Описанный в документе способ определения размера страховой компенсации является обязательным для применения, как страховыми компаниями, так и сотрудниками, работающими в организациях, специализирующихся на проведение экспертизы автотранспорта.

      Кто выполняет расчет

      Рассчитать износ автомобиля по ОСАГО имеет право исключительно сотрудник независимого экспертного агентства, с которым заключен договор у страховой компании.

      Именно поэтому большое количество автовладельцев жалуются на получение компенсации в недостаточном для проведения ремонта размере.

      Чтобы не допустить возникновения подобной проблемы рекомендуется изучить методику расчета износа самостоятельно.

      Методика и формула

      Итак, величину износа определенной детали можно рассчитать самостоятельно, воспользовавшись:

    8. специальными онлайн программами;
    9. формулой.
    10. При использовании онлайн программы потребуются следующие данные:

    11. дата выпуска автомобиля (параметр можно узнать из ПТС);
    12. дата дорожного происшествия;
    13. вид транспортного средства;
    14. величина пробега на дату ДТП;
    15. высота протектора шин (параметр так же определяется на дату дорожной аварии).
    16. Например, транспортное средство было выпущено 8 апреля 2014 года. ДТП произошло 19 декабря 2018 года. К моменту аварии пробег составляет 53000 км, а высота протектора шин, установленных на транспортном средстве 2 мм.

      Какой процент износа автомобиля по ОСАГО при данных обстоятельствах? В результате расчета получаются следующие данные:

      Для расчета так же можно воспользоваться формулой, представленной в единой методике расчета:

      Определяющими параметрами в представленной формуле являются:

      Значения коэффициентов ΔТ и ΔL определяются по таблицам, являющимся приложением к методике расчета и зависят от вида и марки автотранспортного средства:

      Например, необходимо вычислить износ автомобиля Лада Гранта, находящегося в эксплуатации 3 года. Побег автомашины составляет 42000 км:

      ΔТ*Тки*ΔL*L = 0,057*3*0,003*42 = 0,021546

      е в рассчитанной степени = 0,9786844569

      1 — 0,9786844569 = 0,0213155431

      100*0,0213155431 = 21,3155431

      Таким образом, износ деталей составит 21, 32%.

      Как оформить ОСАГО на грузовой автомобиль, читайте здесь.

      Максимальный износ по ОСАГО

      Законом «Об ОСАГО» установлен максимальный процент износа, который составляет 50%. Ранее этот параметр был повышен до 80% от стоимости запасной части, что существенно сокращало размер получаемой страховой компенсации.

      Если страховая компания не учитывает данный аспект при расчете суммы страховой выплаты, но она может быть привлечена к административной ответственности.

      На какие детали учитывается, на какие нет

      Износ учитывается при определении стоимости всех деталей автотранспортного средства, кроме тех, что прямо влияют на безопасность эксплуатации автомобиля.

      Детали без износа по ОСАГО регламентируются приложением 7 к Постановлению Банка России, регулирующим порядок проведения расчета.

      К таким деталям относятся:

    17. ремни и подушки безопасности, включая детские устройства;
    18. элементы пневматической и гидравлической тормозных систем;
    19. детали антиблокировочной системы;
    20. тормозные диски, колодки, барабаны;
    21. индикаторы неисправного состояния тормозных систем;
    22. пружины педали тормоза и колодок;
    23. суппорты;
    24. механизмы рулевого управления;
    25. отдельные элементы сцепных устройств.
    26. Размер страховой выплаты по автогражданке зависит от расходов на:

      • проведение ремонта, то есть стоимость работ по восстановлению поврежденного в результате ДТП транспортного средства;
      • приобретение материалов, например, для покраски частей кузова;
      • приобретение запасных частей, подлежащих замене.
      • Стоимость запасных частей с учетом износа определяется по формуле:

        Количество элементов определяется на основании результатов независимой экспертизы. Стоимость запасных частей регулируется справочником, разработанным специалистами.

        При определении стоимости учитывается такой фактор, как регион регистрации транспортного средства.

        Величина износа определяется по приведенной ранее формуле. Расчет коэффициентов износа при выплате ОСАГО производится специалистами.

        Из формулы видно, что размер подсчитанного износа уменьшает сумму страховой выплаты.

        Разберем, как влияет размер износа на размер компенсационной выплаты на конкретном примере:

      • при дорожном столкновении поврежден бампер автотранспортного средства, что подтверждено соответствующими документами и результатами проведенной экспертизы;
      • стоимость нового бампера составляет 8 500 рублей;
      • для оплаты работы по замене бампера требуется 4 000 рублей;
      • износ транспортного средства, определенный специалистом составляет 25%.
      • С учетом износа стоимость бампера составит:

        8500 – 8500/100*25 = 6 375 рублей

        Размер полученной компенсации составит

        6 375 + 4 000 = 10 375 рублей

        Полученная сумма по страховке с учетом естественного износа будет на 2 125 рублей меньше.

        На первый взгляд данная сумма не значительна, однако если автотранспортное средство имеет большее количество повреждений и деталей, требующих замены, а сам автомобиль имеет более высокий параметр износа, то не выплаченная сумма может сильно повлиять на возможность восстановления автотранспортного средства.

        Что делать, если СК обманывает при оценке

        Поскольку расчетом износа занимается представитель страховой компании, заинтересованный в получении прибыли, то параметр износа может быть существенно завышен. Как поступить в такой ситуации и вернуть средства, которые должны быть выплачены по закону?

        Автовладелец должен действовать по следующей схеме:

      • проведение повторной экспертизы по определению ущерба автомобиля и оценке стоимости ремонта. Обращаться рекомендуется в независимую компанию, которая никак не связана со страховой организацией. Только в этом случае можно получить действительно реальную оценку;
      • Если организация, проводящая экспертизу повторно связна со страховщиком, завысившим параметр износа, то добиться нужного результата практически не возможно.

      • подача искового заявления в судебные органы. На данном этапе главное корректно составить исковое заявление, в котором указать все обстоятельства вынудившие обратиться в суд. Документ целесообразнее составлять совместно с квалифицированным автоюристом, знающим все требуемые нюансы. К исковому заявлению прилагаются все документы, касающиеся:
        • обстоятельств дорожного происшествия, в результате которого был получен ущерб;
        • результатов проведения экспертиз;
        • расчета суммы страхового возмещения;
        • выплаты компенсации.
        • Подготовить необходимые документы так же помогает автоюрист;

        • получение судебного решения. Современная судебная практика показывает, что большинство споров по поводу занижения страховой выплаты автогражданки решаются в пользу застрахованного лица, то есть автовладельца. Однако при незначительном занижении страховой компенсации решение может быть принято в и пользу страховой компании.
        • Чтобы добиться справедливости потребуется обжалование вынесенного решения, для чего необходимо обращаться в вышестоящий суд.

          В настоящее время, по мнению специалистов, методика расчета страховой выплаты по обязательному автострахованию не является совершенной и требует некоторых доработок.

          Поэтому важно самостоятельно разобраться каким именно способом происходит расчет страховой компенсации и износа автотранспортного средства.

          Какой максимальный лимит по ОСАГО, смотрите на странице.

          Как написать заявление о возмещении убытков по ОСАГО, узнайте из этой информации.

          Видео: Износ автомобиля. Методика расчета

          Выплата с учетом износа по ОСАГО: новые правила

          Если ранее страховая выплата потерпевшему производилась с учетом износа ОСАГО, то по новым правилам обеспечивается полное возмещение ущерба. В ходе ремонта автомобиль должен быть укомплектован новыми агрегатами, деталями и запчастями. Если выплат страховой фирмы недостаточно для покрытия такого ущерба, то недостающую разницу обязан будет выплатить виновник ДТП. Теперь в порядке очереди разберем вопросы, что же такое износ, какие изменения отрасли страхования произошли недавно и что они с собой принесли.

          Внимание! С 2017 года пострадавшим в результате ДТП лицам стали начислять компенсацию без учета износа авто. В случае когда страховое возмещение, не покрывает реальных затрат на ремонт его недостаточно для восстановления целостности и работоспособности автомобиля, остаточную компенсацию можно вытребовать непосредственно с виновника ДТП.

          Акция. Консультация юриста 1000 рублей БЕСПЛАТНО до 29 августа

          +7 (499) 653-59-12 Москва и Моск. обл.

          +7 (812) 648-22-83 Санкт-Петербург и Лен. обл.

          8 (800) 550-72-89 Бесплатно по всей РФ

          Общие положения


          В РФ страховка ОСАГО реализуется по принципу обязательности. Автогражданка должна быть у всех участников движения, транспорт которым имеет мощность выше 50 л.с. Наличие этой страховки дает водителю некую гарантию на случай ДТП. Он получает права получить возмещение от страховой компании виновника аварии.

          Если до конца первого триместра 2017 года пострадавшим в результате происшествия лицам полагалось денежное возмещение с учетом износа авто, то в мае этого же года вступили в силу новые правила. Они меняют форму возмещения с денежной на натуральную, а также гарантируют выплату ОСАГО без учета износа. Это говорит о том, что страховая фирма оплачивает счета из автосервиса, где производится непосредственный ремонт автомобиля.

          Что касается учета износа по ОСАГО, то теперь восстановление авто нужно производить новыми деталями. Раньше, при выплате компенсации клиенту, страховая компания начисляла возмещение после анализа возраста авто и степени изношенности запчастей и деталей. Это не всегда было оправдано и владелец авто не мог покрыть реальный ущерб.

          Изменения в отрасли страхования закреплены в федеральном проекте «О внесении изменений в закон об ОСАГО». Принят он был в марте 2017 года. Его нормы распространяются на все договора, которые подписаны после 21 мая 2017 года (дата вступления документа в законную силу).

          Что принесли с собой законодательные изменения?


          Рассмотрим список нововведений, которые произошли в сфере гражданской ответственности. Понимание этих нюансов позволит сложить общую картину о страховой выплате с учетом и без учета износа ОСАГО. Итак, основные моменты по новому законодательству:

          1. Договор ОСАГО обязателен не для всех участников дорожного движения. Автогражданку требуют только от тех владельцев, транспортное средство которых двигается со скоростью выше 50 км/ч.
          2. Фактический ремонт вместо денежной суммы на восстановление. Пострадавшая сторона не получает денег на руки. Компенсационные средства переводят на счета службы технического обслуживания, выполнявшей ремонт. Но есть и ряд исключений, в рамках которых лицо может рассчитывать на денежную форму возмещения:
          3. сумма ущерба выше 400 000 руб. (максимального порога, предусмотренного договором ОСАГО);
          4. за покрытие расходов отвечает международная компания;
          5. пострадал не автомобиль, а другое имущество потерпевшего лица;
          6. машина не подлежит ремонту и должна быть утилизирована;
          7. последствия аварии зафиксированы в европротоколе, без участия полиции.
          8. Максимальная сумма по европротоколу, что может быть выплачена потерпевшим от аварии лицам в рамках ОСАГО, не может превышать 100 тысяч рублей.

          9. Возмещение без учета износа. Договором об обязательном страховании предусматривался учет изношенности при начислении компенсации. По новым правилам расчет выплаты по ОСАГО формируется при учете стоимости новых деталей, запчастей. Для подсчета стоимости возмещения можно использовать специальный калькулятор.
          10. Штраф за затягивание сроков по ремонту. Обновленный закон об обязательном страховании устанавливает неустойку для страховой компании, которая затягивает с компенсацией ремонта. Штраф начисляется за каждый день просрочки.
          11. Ограничения по расстоянию к СТО, которое подлежит компенсации. Если ранее без ограничений возмещались расходы на транспортировку битого авто, то сегодня страховая фирма платит только за 50 км перемещения.
          12. Регрессивный иск. Подается он целью взыскания суммы ущерба с лица, с которыми у страховщика заключен договор. То есть непосредственный виновник происшествия будет нести обязательства перед пострадавшей стороной, если:
          13. ДТП лицо спровоцировало преднамеренно;
          14. водитель не имел прав на управление ТС;
          15. имели место отягощающие факторы, такие как алкогольное, токсическое, наркотическое опьянение;
          16. по факту виновник самостоятельно занимается организацией ремонта поврежденного транспортного средства;
          17. претендент скрылся с места аварии;
          18. материалы по ДТП не были поданы страховщику в установленные законом сроки;
          19. происшествие произошло в период, не предусмотренный договором ОСАГО, например, у претендента сезонна страховка.
          20. На заметку! Оповестить страховую фирму о происшествии желательно в день аварии, а материалы по ДТП обязательно нужно передать в пятидневный период. Пропуск сроков может привести к отказу в возмещении ремонта.

          21. Обновленные лимиты страховых выплат. Изменились и нормативы компенсационных сумм, теперь они составляют:
        • 400 000 руб. – максимальный лимит на восстановление машины, иного вида имущества потерпевшего лица;
        • 500 000 руб. – максимум, что может быть выделен на возмещение вреда, причиненного здоровью, жизни потерпевшего гражданина.
        • Расширение возможностей при выборе СТО. Претендент вправе лично выбирать оптимальный для себя сервис. Но, есть определенные ограничения:
          • степень отдаления СТО от зоны происшествия не более 50 км (это расстояние транспортировки страховая компенсирует);
          • завершения полного перечня восстановительных работ в месячный срок;
          • гарантия на ремонт для автомобилей, возраст которых менее 2 лет.
          • Изменение показателей «бонус-малус». Теперь при расчете КБМ не учитывают характеристики авто, имеет значение только поведенческие факторы, стаж водителя.
          • Ограничение интересов представителей пострадавшей стороны. Так как выплату в денежной форме страховая фирма не производит, то третьи лица не могут получать компенсацию за потерпевшую сторону. Коллекторские фирмы теперь не имеют интереса в выкупе битых авто и перекупке долга страховой.
          • Что касается такого нововведения, как компенсация ремонта без учета износа авто – то это действенная мера поддержки, на которую могут рассчитывать потерпевшие от аварии лица. Она дает гарантию возврата полной стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства. И если размера компенсационной страховой выплаты недостаточно для покрытия ремонта, разницу будет платить виновник. Такая мера ответственности, возложенная законом на водителей, должна их дисциплинировать и привить чувство ответственности.

            Читательские вопросы

          • Вопрос № 1: Есть ли судебная практика в части возмещения выплат без учета износа?Ответ: Обратите внимание на обзор судебной практики Верховного суда. Это проект № 4 за 2015 год.
          • Вопрос № 2: Я правильно понимаю, если я буду переоформлять ОСАГО, то на меня будут распространяться новые страховые правила?Ответ: Да, при переоформлении автогражданки вы перейдете на новые правила обслуживания.
          • Вопрос № 3: Можно перейти на новые правила по страховке до окончания действия ОСАГО? Если да, то, что для этого нужно предпринять?Ответ: Вы можете в любой момент времени перейти на новые правила. Для этого обратитесь в страховую компанию и подпишите дополнительное приложение к действующему договору.
          • Акция! Консультация юриста 1000 рублей БЕСПЛАТНО до 29 августа

            8 (499) 653-59-12 Москва и Моск. область

            8 (812) 648-22-83 Санкт-Петербург и Лен. область

            8 (800) 550-72-89 горячая линия для регионов России

            Износ по ОСАГО уменьшится – проблемы останутся

            Одной из последних поправок в закон об ОСАГО стало снижение максимально допустимого процента износа автомобиля при расчёте компенсации с 80% до 50%. Напомним, что на этапе обсуждения этого вопроса мнения законодателей разделились.

            Игроки рынка ОСАГО ратовали за то, чтобы оставить всё как есть. Депутаты, пытавшиеся отстаивать интересы автовладельцев, вносили на рассмотрение законопроект, исключавший применение понятия «износ ТС» при расчёте размера выплаты по ОСАГО пострадавшим в ДТП. В конечном итоге, победило страховое лобби. Износ остался, хотя и стал на 30% меньше. Что это: благо или лишь иллюзия уступки автовладельцам?

            Разберемся с терминами

            Износ – это процент снижения стоимости ТС, его запчастей и комплектующих в процессе эксплуатации. Износ по ОСАГО считается только на заменяемые детали автомобиля. Элементы, подлежащие восстановлению, под это понятие не подпадают. Износ считается «нулевым» и при замене комплектующих изделий, влияющих на безопасность дорожного движения (полный перечень таких узлов изложен в Приказе Минтранса РФ № 20 от 25.01.2011 года). Износ рассчитывается на момент ДТП и зависит в первую очередь от даты выпуска ТС и его пробега.

            По закону выплата по ОСАГО производится с учётом износа, что приводит к уменьшению суммы, которую пострадавший в ДТП автовладелец может получить при урегулировании убытка. Чем старше транспортное средство, тем значительнее его износ, и тем больше страховая компания вправе «урезать» размер возмещения. В среднем неинтенсивное использование авто приводит к его износу на 8-15 % в год.

            В настоящее время существует пять различных методик расчёта износа. И подобно калькулятору ОСАГО , в интернете можно найти калькуляторы, позволяющие определить износ любого ТС. И только к концу 2014 года будет принята Единая методика расчёта стоимости восстановительного ремонта, которая будет включать в себя коэффициенты износа авто и его комплектующих.

            Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

            Влияние на выплату износа по ОСАГО «на пальцах»

            Предположим, у автомобиля, пострадавшего в ДТП, имеется ряд повреждений. При расчёте стоимости ремонта страховщик учитывает стоимость нормочаса конкретной фирмы, стоимость слесарных работ, работ по «железу», разборки-сборки авто и т.п. Но оказывается, что бампер безнадёжен и подлежит замене. Новый бампер условно стоит 8 000 рублей. Работа по его замене ещё 6 000 рублей. Конечно, страхователь справедливо рассчитывает получить только за бампер как минимум 14 000 рублей.

            Однако так как по «возрасту» и пробегу износ автомобиля составляет 50%, то и заплатят ему не за новый, а за изношенный бампер, т.е. 8 000 * 50% = 4 000 рублей. Согласитесь, уже неприятно. А что если повреждения были значительными, и деталей, подлежащих замене, оказалось много? Можно представить, каковы будут убытки потерпевшего при учёте износа старенького авто после крупного ДТП. Не будет же он, в самом деле, искать и ставить себе запчасти, изношенные на 50%.

            Поскольку с понятием износа в ОСАГО мы разобрались, можно «по достоинству» оценить снижение его максимального порога: раньше закон позволял урезать выплату за заменяемые детали на 80%, а теперь страховщик обязан заплатить даже за сильно изношенные комплектующие не менее половины их стоимости в новом состоянии. Таким образом, собственники авто получили гарантированный 30-процентный бонус к выплате. Но думается, что это не сильно облегчит положение владельцев «возрастных» авто, которых в нашей стране остаётся подавляющее большинство.

            Проблема остаётся

            Как ни старались правозащитники и автоюристы добиться отмены учёта износа при расчёте убытков по ОСАГО, а «воз и ныне там». Получается, что суммы выплат пострадавшим в ДТП будут по-прежнему недостаточными для полноценного ремонта. И никакие доводы страховщиков о том, что при отмене износа у страхователей появится возможность обновлять старые детали за их счёт, не могут рассматриваться всерьёз. Необходимо доработать методику расчёта так, чтобы страхователь не был в обиде. Ведь очевидно, что потерпевший не виноват в аварии, и его полис ОСАГО должен покрыть все убытки (в рамках страховой суммы). Иными словами, автомобиль должен «вернуться» в состояние, в котором он находился до наступления страхового случая. Именно так трактует понятие восстановительного ремонта Федеральный закон № 306-ФЗ от 01.12.2007 года.

            Потерпевший не должен рисковать своей и чужой безопасностью, покупая на авторазборах подержанные детали или приобретая неоригинальные запчасти (что точно не может считаться приведением имущества в состояние, в котором оно находилось до момента ДТП). Он также не должен оплачивать из своего кармана разницу между стоимостью новой запчасти и размером компенсации, выплаченной с учётом износа. Нередки и такие ситуации, когда незадолго до аварии автолюбитель меняет некоторые запчасти старого авто на новые.

            И если новые детали после аварии оказались подлежащими замене, страховая компания все равно выплатит за них по ОСАГО с учётом общего износа ТС.

            Как ни крути, любой расклад несправедлив, так как приводит к значительным убыткам автовладельца (особенно, если авто уже далеко не новое), сводя «на нет» саму идею «автогражданки». И это при том, что цена ОСАГО скоро непременно вырастет.

            Напомним, что поправка о снижении предельно допустимого износа вступит в силу с 1 октября 2014 года и не будет распространяться на полисы ОСАГО, приобретённые до этой даты.

            Возмещение ущерба при ДТП без учета износа Вашего автомобиля

            У большинства владельцев транспортных средств, ставшими участниками дорожно-транспортного происшествия, при получении страхового возмещения возникает вопрос о том, учитывается ли износ автомобиля при выплате по ОСАГО. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо внимательно разобраться с нормами действующих законов.

            Возможно ли возмещение ущерба при ДТП без учета износа

            Возмещение ущерба в рамках ОСАГО должно производиться в рамках Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств и принятых в соответствии с ним Правилами ОСАГО. Однако в этом пункте между указанными нормативными актами существует расхождение.
            В самом законе не предусмотрено ограничение страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось транспортное средство на момент причинения повреждений. Таким образом, страховая выплата по ОСАГО должна осуществляться без учета износа.
            С другой стороны, в Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств содержится пункт, который гласит что «при определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах». Страховые компании достаточно часто используют это расхождение для того, чтобы уменьшить сумму положенных страховых выплат и оплачивает возмещение с учетом износа деталей. Однако данное положение Закона не применимо при возмещении ущерба с виновного физического лица.

            Если вы являетесь виновником дорожно-транспортного происшествия, для снижения суммы, которая взыскивается с вас, необходимо настаивать на неосновательном обогащении со стороны другого участника ДТП при требовании возмещения ущерба без учета износа транспортного средства.

            Однако, взыскать с виновника ДТП ущерб без учета износа автомобиля можно, ссылаясь на ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, где указывается, что под реальным ущербом следует понимать расходы, которые потерпевшая сторона произвела или должна будет произвести для осуществления ремонта поврежденного имущества. Невозможно приобрести деталь на поврежденный автомобиль с конкретным износом, который установлен независимой оценкой. Поэтому приобретение новых деталей должно считаться реальным ущербом.
            Если же снова взглянуть с другой стороны, то требования потерпевшего направлены на улучшение и модернизацию его автомобиля, в связи с чем они не подлежат удовлетворению. При отстаивании этой позиции следует руководствоваться Решением Верховного суда РФ от 25.11.2003г. №ГКПИ03-1266 «необходимость учета износа деталей полностью соответствует требованиям ст.15 ГК РФ, поскольку позволяют потерпевшему восстановить свое нарушенное право в полном объеме путем приведения имущества в прежнее состояние, исключающее неосновательное обогащение с его стороны».

            Судебная практика показывает, что единого решения по данной ситуации нет.

            В каждом конкретном случае суд принимает решение, руководствуясь собственным мнением. Таким образом, если вы являетесь ответчиком по делу, у вас есть основания снижать требования и платить с учетом износа, а если вы выступаете истцом, то имеете полное право требовать к возмещению полной суммы, без учета износа транспортного средства.
            При решении споров в судебном порядке немаловажное значение имеет правильно составленные документы и грамотно изложенные требования и обоснования вашей точки зрения, поэтому при возникновении сложных ситуаций, если вы не уверены в собственных силах и знаниях, следует обратиться за помощью к профессионалам, имеющим опыт в решении автомобильных споров.

            Если Вам нужна Экспертиза автомобиля с пробегом – Обращайтесь в компанию Инавэкс, г.Москва

            Верховный суд: выплата по ОСАГО даже при ремонте идет с учетом износа

            Верховный суд РФ опубликовал обзор судебной практики №4 за 2015 год. В обзоре, в частности, дается ответ на вопрос о возможности взыскания выплаты по ОСАГО без учета износа.

            Ситуация:
            Потерпевший при обращении в страховую компанию за выплатой по ОСАГО выбрал способ возмещения вреда, причиненного машине в ДТП, в виде организации и оплаты восстановительного ремонта на СТО страховой компании.

            Вопрос:
            Может ли потерпевший требовать с непосредственного причинителя вреда возмещения стоимости деталей, узлов, агрегатов, необходимых для восстановления машины, без учета износа?

            Ответ ВС РФ:
            Нет, не может. Выплата по ОСАГО всегда рассчитывается с учетом износа.

            Почему:
            По действующему законодательству договор ОСАГО предусматривает выплату страхового возмещения в пределах страховой суммы. Такая страховая сумма предусмотрена в подпункте «б» статьи 7 ФЗ «Об ОСАГО» — 400 тысяч рублей на возмещение вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего.

            ФЗ об ОСАГО дает потерпевшему право выбрать способ возмещения вреда — получить страховую выплату деньгами (наличными через кассу страховой компании или путем перечисления на банковский счет) либо направить поврежденный автомобиль на ремонт на СТО, с которой у страховой компании есть договор о ремонте.

            Все, кто ремонтировали свои машины по ОСАГО, знают, что страховая компания просит доплачивать некую сумму за износ деталей (т.к. после ремонта вы получите новые детали, а на момент ДТП на машине стояли б/у).

            В пункте 19 статьи 12 ФЗ об ОСАГО прямо указано, что размер расходов на запчасти определяется с учетом износа деталей, узлов и агрегатов, подлежащих замене при восстановительном ремонте. Это правило распространяется на оба варианта возмещения. Размер выплаты с 17.10.2014 рассчитывается по Единой методике определения расходов на восстановительный ремонт (положение ЦБ РФ №432-П от 19.09.2014).

            То есть потерпевший может требовать с причинителя вреда возмещение ущерба в сумме, превышающей 400 тысяч рублей. Однако размер возмещения ущерба все равно должен определяться с учетом износа.

            Смотрите так же:

            • Как можно высчитать пенсию Правила и порядок самостоятельного расчета пенсии У многих обывателей слово «пенсия», как правило, ассоциируется с людьми пожилого возраста. Однако эта ассоциация не совсем полная, так как в нашей стране пенсионное обеспечение имеет много людей разных […]
            • Трос на судне швартов Трос на судне: поиск слов по маске и определению Всего найдено: 21 трос, выпущенный за корму стоящего на якоре судна для крепления шлюпки или катера верпование передвижение (подтягивание) корабля (судна) за счет выборки взятого на шпиль или брашпиль троса […]
            • Договор цессии и взаимозачет КонсультантПлюс:Форумы Страницы: 1 #1 23.08.2008 14:47:03 Взаимозачет и уступка прав Наша организация (А) приобрела у организации (Б) продукцию на общую сумму 100 000 руб, втч НДС (10%) - 9090,91. Орг-я (В) оказала услугу орг-и (Б) на 30 000 руб, втч НДС […]
            • В каких случаях нет отработки при увольнении Сколько отрабатывать при увольнении по собственному желанию Актуально на: 24 ноября 2016 г. По общему правилу работник вправе расторгнуть трудовой договор со своим работодателем, предварительно уведомив его об этом в письменной форме минимум за 2 недели (ст. […]
            • Когда началось осаго Когда ввели ОСАГО в России и планируют ли отменить? Сроки действия полиса, его продление Большинство нормативных документов на сегодня имеют сроки действия, хотя бывают и исключения. Более того, это обязательный документ, фигурирующий во всех […]
            • Какие решения приняты по пенсиям на 2018 год Глава Минтруда назвал сроки принятия решения об индексации пенсий Предстоящую индексацию пенсий обсуждали сегодня в Госдуме. Согласно плану, разработанному в правительстве, рост пенсий должен опережать инфляцию. По подсчетам специалистов, годовая экономия […]
            • Кл час презентация правила поведения в школе Классный час "Культура поведения в школе и школьный этикет" Цели: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы […]
            • Форма заявления о постановке на государственный учет объекта недвижимости Основные документы и заявление для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет Подготовка определенного пакета бумаг требуется во многих случаях. Постановка недвижимого имущества на учет в Кадастре – не исключение. Для того чтобы получить […]