Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей

Содержание:

Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей

29 января Новый сервис учителю: работа над ошибками кратко / полно

25 января Открыли новый раздел Итоговое собеседование
авторские материалы Т. Н. Стаценко (Кубань)

25 января Проверьте! Кнопка «Русский язык» в верхнем меню работает в двух режимах.

Наша группа Вконтакте
Мобильные приложения:

При выполнении заданий 1—22 выберите один из четырёх предлагаемых вариантов ответа. Ответом на задания 23—28 является число или последовательность цифр.

Если ва­ри­ант задан учителем, вы мо­же­те вписать от­ве­ты на за­да­ния части С или за­гру­зить их в си­сте­му в одном из гра­фи­че­ских форматов. Учи­тель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­ний части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?

Сущность кле­точ­ной тео­рии от­ра­же­на в сле­ду­ю­щем положении:

1) из кле­ток со­сто­ят толь­ко жи­вот­ные и растения

2) клет­ки всех ор­га­низ­мов близ­ки по своим функциям

3) все ор­га­низ­мы со­сто­ят из клеток

4) клет­ки всех ор­га­низ­мов имеют ядро

Признаки бывают наследуемые или приобретённые. Какой из следующих признаков является приобретённым?

4) число позвонков

Какая из пе­ре­чис­лен­ных ча­стей пла­у­на бу­ла­во­вид­но­го от­но­сит­ся к гаметофиту?

Растения со стерж­не­вой кор­не­вой си­сте­мой и сет­ча­тым жил­ко­ва­ни­ем ли­стьев объ­еди­ня­ют в

1) класс Двудольные

2) отдел Мо­хо­вид­ные

3) отдел Голосеменные

4) класс Однодольные

Какая из пе­ре­чис­лен­ных си­стем ор­га­нов от­сут­ству­ет у пред­став­лен­но­го на ри­сун­ке животного?

На каком из рисунков изображён головной мозг млекопитающего?

Из современных человекообразных обезьян человек имеет наибольшее родство с

Что отсутствует в изображённой схеме рефлекторной дуги?

1) вставочный нейрон

2) чувствительный нейрон

3) рабочий орган

4) двигательный нейрон

Какую мышцу не относят к системе опоры и движения?

1) икроножная мышца

2) сердечная мышца

3) большая грудная мышца

4) двуглавая мышца плеча

Пострадавшему от укуса бе­ше­ной со­ба­ки сле­ду­ет ввести

1) лекарства, ослаб­ля­ю­щие боль от укуса

3) ослаб­лен­ных воз­бу­ди­те­лей болезни

4) го­то­вые антитела

Кровеносная система человека

1) замкнутая, сердце четырёхкамерное

2) незамкнутая, сердце трёхкамерное

3) незамкнутая, сердце четырёхкамерное

4) замкнутая, сердце трёхкамерное

Интенсивное всасывание воды в пищеварительном канале человека происходит в

4) толстой кишке

Гемоглобин — вещество, образующееся в организме человека в результате обмена

За цвет­ное зре­ние отвечает(-ют)

1) ра­дуж­ная оболочка

4) стек­ло­вид­ное тело

С точки зре­ния со­вре­мен­ной науки, какие фак­то­ры не влияют на за­клад­ку основ по­ве­де­ния человека?

1) поведение родителей

2) генетические закономерности

4) номер года рождения

В целях профилактики микседемы следует употреблять в пищу

1) красную смородину

2) молочные продукты

Какое животное ведёт паразитический образ жизни?

1) дождевой червь

2) малый прудовик

3) малярийный плазмодий

Ближайшими пред­ка­ми рес­нич­ных чер­вей считаются

3) Круг­лые черви

4) Коль­ча­тые черви

Изучите гра­фик за­ви­си­мо­сти ис­поль­зо­ва­ния ор­га­низ­мом че­ло­ве­ка энер­гии жира от про­дол­жи­тель­но­сти фи­зи­че­ской на­груз­ки (по оси х от­ло­же­на про­дол­жи­тель­ность фи­зи­че­ской на­груз­ки (в мин.), а по оси у — ко­ли­че­ство ис­поль­зо­ва­ния жира (в %) от дру­гих ис­точ­ни­ков энергии.

На какой ми­ну­те про­цент ис­поль­зо­ва­ния жира будет со­став­лять 60%?

Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:

Какой объект следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) улитка виноградная

2) планария белая

3) лягушка озёрная

Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния об устой­чи­во­сти биоценоза?

А. Чем боль­ше в био­це­но­зе пи­ще­вых связей, тем он устойчивей.

Б. Ан­тро­по­ген­ное воз­дей­ствие не вли­я­ет на устой­чи­вость биоценоза.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

Из пе­ре­чис­лен­но­го спис­ка вы­бе­ри­те па­ра­зи­ти­че­ские организмы. Вы­бе­ри­те три вер­ных ор­га­низ­ма из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

2) блед­ная спирохета

Какие из пе­ре­чис­лен­ных свойств ха­рак­тер­ны для боль­шин­ства выс­ших растений? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) активно перемещаются

2) имеют ор­га­ны и ткани

3) органические ве­ще­ства по­лу­ча­ют путём фотосинтеза

4) поворачиваются в сто­ро­ну от солнца

5) могут фо­то­син­те­зи­ро­вать в темноте

6) в клет­ках име­ет­ся цел­лю­лоз­ная кле­точ­ная стен­ка

Установите соответствие между признаком и видом обмена веществ, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Расположите в пра­виль­ном по­ряд­ке пунк­ты ин­струк­ции по ве­ге­та­тив­но­му раз­мно­же­нию от­вод­ка­ми куста крыжовника. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) Вни­ма­тель­но осмот­ри­те куст и най­ди­те од­но­лет­ние побеги.

2) Вы­бе­ри­те од­но­лет­ние побеги, рас­ту­щие близ­ко к по­верх­но­сти почвы.

3) Присыпьте побег землёй.

4) Лопатой отделите укоренившийся побег от куста.

5) Пригните побеги к почве и закрепите побег деревянными шпилькам

Вставьте в текст «Обмен веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Для образования органических веществ в листе необходима ___________ (А), которую растение получает из почвы с помощью ___________ (Б). Почвенный раствор поднимается вверх благодаря особому давлению — ___________ (В) — по специальным клеткам проводящей ткани — ___________ (Г) — и поступает в лист. В хлоропластах листа из неорганических веществ синтезируются органические.

Рассмотрите фо­то­гра­фии со­ба­ки по­ро­ды боксёр. Вы­бе­ри­те характеристики, со­от­вет­ству­ю­щие её внеш­не­му строению, по сле­ду­ю­ще­му плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, по­ло­же­ние шеи, форма хвоста. При вы­пол­не­нии ра­бо­ты ис­поль­зуй­те ли­ней­ку и карандаш. А. Окрас

Г. По­ло­же­ние шеи (пунктирная линия, об­ра­зу­ю­щая угол с го­ри­зон­таль­ной плоскостью, па­рал­лель­на зад­ней по­верх­но­сти шеи и про­хо­дит через глаз)

Используя со­дер­жа­ние тек­ста «Молекулярно-генетические ме­то­ды при рас­сле­до­ва­нии преступлений», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

1) Какую ре­ак­цию ис­поль­зу­ют для по­лу­че­ния копий ал­ле­лей ис­сле­ду­е­мо­го человека?

2) Какие гены лучше использовать: кон­сер­ва­тив­ные (одинаковые почти у всех людей, жи­ву­щих в дан­ной местности) или по­ли­морф­ные (сильно раз­ли­ча­ю­щи­е­ся у раз­ных людей)?

3) Можно ли счи­тать сов­па­де­ние ДНК 100% до­ка­за­тель­ством вины? Ответ поясните.

Молекулярно-генетические методы при расследовании преступлений

В современной криминалистике для доказательства вины подозреваемых часто используются молекулярно-генетические методы. Как известно, человек — диплоидный организм, имеющий по два аллеля каждого гена, один из которых пришёл от отца, второй — от матери. С помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР) можно получить ДНК-копию аллелей конкретного человека. При этом используются такие гены, по которым полиморфизм (различия аллелей между организмами) достаточно высок. Если аллели, обнаруженные в ДНК подозреваемого, совпадают с аллелями, полученными из ДНК, обнаруженной на месте преступления, можно сделать вывод о том, что подозреваемый бывал на месте преступления.

К примеру, после кражи в доме жертвы обнаружили волосы, жертве не принадлежащие (из волос можно выделить ДНК, если они выпали вместе с корнем). Волосы светлые, а жертва имеет тёмные волосы. Среди знакомых жертвы есть светловолосый подозреваемый, который отрицает своё знакомство с жертвой. В случае совпадения набора аллелей, полученных из его ДНК и из ДНК корней волос, обнаруженных на месте преступления, можно уличить его во лжи. Такие доказательства являются косвенными и никогда не используются сами по себе, без дополнительных фактов, но могут существенно помочь следствию.

Контрольная работа по теме «Наследственность и изменчивость организмов» 9 класс

Часть 1. Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных

1. В какой области биологии сделал свои открытия Г. Мендель?

2. Какая наука изучает методы создания сортов растений и пород животных?

1) биотехнология 2) ботаника 3) селекция 4) зоология

3. Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?

1) экспериментальным 2) гибридологическим 3) генеалогическим

4. Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно – это формулировка закона

1) гомологических рядов 3) независимого наследования

2) сцепленного наследования 4) единообразия

5. Определите генотип дигетерозиготной особи

6. При скрещивании двух растений ночной красавицы с розовыми и белыми (рецессивный признак) цветками получили 50 % потомства с белыми цветками. Каковы генотипы родительских форм?

1) BB x bb 2) Bb x bb 3) BB x Bb 4) Bb x Bb

7. Соотношение расщепления во втором поколении по фенотипу 9 : 3 : 3 : 1 характерно для скрещивания

1) анализирующего 2) моногибридного 3) дигибридного

8. Изменения, происходящие на уровне нуклеотидов характерны для изменчивости

1) генной 2) геномной 3) хромосомной 4) модификационной

9. В клеточной инженерии проводят исследования, связанные с

1) пересадкой ядер из одних клеток в другие

2) введением генов человека в клетки бактерий

3) перестройкой генотипа организма

4) пересадкой генов от бактерий в клетки злаковых

10. Искусственно полученная популяция растений называется

1) вид 2) штамм 3) порода 4) сорт

Часть 2. Решите задачу

11. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме. В семье, где мать с нормальным слухом (гомозиготная), а отец с нормальным слухом, мать которого была глухой, родился ребёнок с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы детей, вероятность рождения глухого ребёнка. Какая закономерность наследственности проявляется в данном случае?

Контрольная работа по теме «Наследственность и изменчивость организмов»

1. В какой области биологии сделал свои открытия Н.И. Вавилов?

1) селекция 2) ботаника 3) цитология 4) генетика

2. Какая наука изучает закономерности наследственности и изменчивости?

1) биотехнология 2) генетика 3) селекция 4) генная инженерия

3. Для выведения породы животных учёные используют метод

1) экспериментальный 3) отбора

2) искусственного мутагенеза 4) полиплоидии

4. Парные гены, определяющие развитие взаимоисключающих признаков, называют

1) гомозиготными 2) аллельными 3) гетерозиготными 4) доминантными

5. Определите генотип моногетерозиготной особи

1) АА bb 2) AABB 3) AaBb 4) AaBB

6. При скрещивании двух растений ночной красавицы с розовыми цветками получили 25 % потомства с красными цветками, 25 % потомства с белыми цветками и 50 % потомства с розовыми цветками. Каковы генотипы родительских форм?

Тест по биологии 8 класс

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

1. У. Гарвей — два круга кровообращения;

2. И. П. Павлов — природа образования условных рефлексов;

3. М. В. Ломоносов, впервые в монографии «о трех материях дна ока», сформулировал трехсоставную теорию цветового зрения.

Задание 1 № 705. Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом

Метод эксперимента — метод активного воздействия на объект исследования. Эксперимент — помещая насекомых в разные условия (на разные ветки), можно подтвердить предположение.

Задание 1 № 737. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

3) формирование условного рефлекса на звонок

4) описание нового вида организмов

Эксперимент — активное воздействие на объект изучения, значит, формирование условного рефлекса на звонок.

Задание 1 № 769. Закономерности передачи наследственных признаков изучает

Генетика — наука о наследственности и изменчивости.

Задание 1 № 801. Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?

На фотографии изображена стая фламинго. Популяционно-видовой уровень организации жизни состоит из группы родственных особей, объединённых определённым генофондом и специфическим взаимодействием с окружающей средой (популяций и видов).

Задание 1 № 833. Специальность учёного, занимающегося лечением домашних животных, называется

Ветеринар — специалист с высшим или средним специальным образованием, занимающийся лечением животных (ветеринарией) и сопутствующими обязанностями.

Задание 1 № 865. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

Палеонтология — наука об ископаемых останках растений и животных, пытающаяся реконструировать по найденным останкам их внешний вид, биологические особенности, способы питания, размножения и т. д., а также восстановить на основе этих сведений ход биологической эволюции.

Задание 1 № 897. Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?

Генеалогический метод заключается в анализе родословных и позволяет определить тип наследования (доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом) признака, а также его моногенность или полигенность. На основе полученных сведений прогнозируют вероятность проявления изучаемого признака в потомстве.

  • Гусейнов Гейбет Фикретович
  • 230
  • 21.04.2018

К учебнику: Биология, 8 класс, Пасечник В.В., Каменский А.А. и др./ Под ред. Пасечника В.В., Изд. «Просвещение»

Номер материала: ДБ-1487166

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?

Транскрипт

1 Вариант Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется? 1) экспериментальным 2) генеалогическим 3) наблюдения 4) гибридологическим 2. Формулу какого вещества следует вписать на месте пропуска в схеме химической реакции? 1) глюкозы 2) хлорофилла 3) гемоглобина 4) ДНК 3. Что представляет собой микориза? 1) грибокорень 2) грибницу, разросшуюся в почве 3) отдельные нити гриба, образующие плодовое тело 4) мочковатую корневую систему растения 4. Чем яв ля ет ся клу бень картофеля? 1) видоизменённым побегом 2) корнеплодом 3) корневищем 4) соч ным плодом 5. На каком рисунке продемонстрирован признак, характерный для класса Однодольные растения? 6. Чем по кры то сна ру жи тело сво бод но жи ву щих плос ких червей? 1) более плот ным слоем цитоплазмы 2) удлинёнными клет ка ми с ресничками 3) клетками, на ко то рые не дей ству ют пи ще ва ри тель ные ферменты 4) из вест ко вой раковиной /10

2 7. В связи с при спо соб лен но стью к жизни в почве во ло ся ной по кров у кротов 1) редуцирован 2) со сто ит толь ко из гру бых осте вых волос 3) об ра зо ван длин ны ми осте вы ми во ло са ми и подшёрстком 4) со сто ит из гу сто го подшёрстка, плот но при ле га ю ще го при дви же нии крота к его телу 8. У человека, в отличие от млекопитающих, 1) большой палец образует прямой угол по отношению к другим пальцам 2) нижняя челюсть соединена с черепом подвижно 3) верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти 4) кисть крючкообразная, со слаборазвитым большим пальцем 9. В каких про цес сах ор га низ ма че ло ве ка участ ву ет гипоталамус? 1) ре гу ля ция ра бо ты осталь ных желёз 2) ре гу ля ция мен стру аль но го цикла 3) усво е ние углеводов 4) вы ра бот ка лимфоцитов 10. Какая(-ие) из пе ре чис лен ных ко стей относится(-ятся) к верх ней конечности? 1) кости за пя стья 2) кости плюс ны 3) бер цо вая кость 4) бед рен ная кость 11. Некоторые лейкоциты называют фагоцитами за 1) способность передвигаться и покидать кровеносные сосуды 2) выработку ими антител 3) способность поглощать и переваривать инородные частицы 4) выработку ими фибриногена 12. Из пра во го же лу доч ка серд ца кровь по па да ет в 1) лёгочную вену 2) лёгочную артерию 3) полую вену 4) аорту 13. В чём заключается сущность дыхания? 1) в окислении органических веществ с выделением энергии 2) в поступлении кислорода в лёгкие и удалении углекислого газа 3) в создании органических соединений 4) в образовании кислорода в клетках /10

3 14. Какую функ цию вы пол ня ет струк ту ра кожи, обо зна чен ная на ри сун ке под бук вой А? 1) под ни ма ет волос 2) придаёт проч ность коже 3) вы де ля ет пот 4) вос при ни ма ет внеш ние раздражители 15. Какую функцию выполняет зрачок глаза? 1) преобразует энергию света в нервный импульс 2) регулирует световой поток 3) фокусирует изображение на сетчатку 4) обеспечивает передачу нервных импульсов в ЦНС 16. Становление второй сигнальной системы у человека связано с 1) изменением климата на Земле 2) регулярной трудовой деятельностью 3) возникновением объёмного зрения 4) хождением на двух ногах 17. Как называют людей, которым переливают кровь? 1) донорами 2) реципиентами 3) абонентами 4) индивидами 18. Инфракрасные лучи обеспечивают 1) синтез органических веществ из неорганических 2) фотолиз воды в клетках растений 3) яркую окраску цветков, привлекающих внимание опылителей 4) повышение температуры растений 19. Какое из следующих утверждений справедливо для продуцентов (организмов производителей органических веществ)? 1) Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений. 2) Они извлекают энергию из поедаемых ими остатков растений и животных. 3) Они используют энергию организма-хозяина. 4) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ /10

4 20. Изучите график возрастного изменения веса головного мозга у людей (по оси х отложен возраст (в годах), а по оси у масса головного мозга (в г)). Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость с 36 до 69 лет? 1) незначительно увеличивается 2) остаётся неизменной 3) сначала не изменяется, а потом медленно снижается 4) медленно снижается на всём протяжении времени 21. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь: Целое Часть. Тра хеи Краб Жабры Какой объект следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) улитка виноградная 2) планария белая 3) лягушка озёрная 4) жук майский 22. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений? А. В результате дыхания растений выделяется углекислый газ. Б. При дыхании растений энергия освобождается. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 23. Как влияют парасимпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) усиливают волнообразные движения кишечника 2) усиливают секрецию желёз желудка 3) замедляют сердечные сокращения 4) усиливают потоотделение /10

5 5) учащают сердечные сокращения 6) увеличивают содержание сахара в крови 24. Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Для протекания процесса используется энергия света. 2) Процесс происходит при наличии ферментов. 3) Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК. 4) Процесс сопровождается синтезом АТФ. 5) Мономерами для образования молекул служат аминокислоты. 6) Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах. 25. Установите соответствие между признаком и кругом кровообращения, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. ПРИЗНАК A) берёт начало в левом желудочке 1) малый круг КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ Б) из сердца вытекает артериальная кровь 2) большой круг В) кровь обогащается углекислым газом Г) кровь из сердца попадает в лёгочную артерию Д) берёт начало в правом желудочке Запишите в ответ цифры, рас по ло жив их в порядке, со от вет ству ю щем буквам: А Б В Г Д 26. Установите последовательность таксономических единиц в классификации ржи, начиная с наибольшей. В от ве те за пи ши те со от вет ству ю щую по сле до ва тель ность цифр. 1) отдел Цветковые 2) царство Растения 3) порядок Злаковые 4) семейство Злаки 5) класс Однодольные 6) род Рожь 27. Вставьте в текст «Пищеварение у плоских червей» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ПИЩЕВАРЕНИЕ У ПЛОСКИХ ЧЕРВЕЙ Свободноживущие плоские черви по образу жизни, как правило, (А). Пища, поступившая в их организм, переваривается в клетках стенок кишечника и в (Б). Непереваренные остатки пищи удаляются через (В). Некоторые паразитические черви не имеют кишечника, поступление пищи у них происходит через (Г) /10

6 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1) полость кишки 2) ротовое отверстие 3) анальное отверстие 4) желудок 5) поверхность тела 6) глотка 7) симбионт 8) хищник Запишите в ответ цифры, рас по ло жив их в порядке, со от вет ству ю щем буквам: А Б В Г 28. Рассмотрите фотографии собаки породы стаффордширский терьер. Выберите характеристики, со от вет ству ю щие его внеш не му строению, по сле ду ю ще му плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, по ло же ние шеи, форма хвоста. При вы пол не нии работы ис поль зуй те линейку и карандаш. А. Окрас Б. Форма головы /10

7 В. Форма ушей Г. Поло ложение шеи (пунктирная линия, обра разующая угол с гори ризонтальной плоскостью, парал рал лель на задней по верх но сти шеи и про хо дит через глаз) Д. Форма хвоста /10

8 Запишите в ответ цифры, рас по ло жив их в порядке, со от вет ству ю щем буквам: А Б В Г Д 29. Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы. 1) Почему межвидовая конкуренция чаще всего имеет более мягкийхарактер, чем внутривидовая? 2) Чем характер контактов между партнёрами в кооперации отличается от контактов в симбиозе? 3) Какое влияние на деревья оказывает их сожительство с шляпочными грибами? КОНКУРЕНЦИЯ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения. Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию. Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов рыжий и чёрный конкурируют друг с другом за место обитания жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее /10

9 размножается и лучше использует ресурсы. Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию. Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречается взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз). Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца. Пример симбиоза взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами: подберёзовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем у деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества. 30. Светлана, студентка театрального училища, всегда следит за своей фигурой и три раза в неделю за ни ма ет ся рит ми че ской гим на сти кой в фитнес-клубе. После по лу то ра ча со во го за ня тия Свет ла на за хо дит в ре сто ран быстрого питания, чтобы перекусить. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите девушке оптимальное по калорийности меню из перечня предложенных блюд и напитков, для того чтобы компенсировать энер го за тра ты во время по лу то ра ча со во го занятия. При выборе учтите, что Светлана выбирает блюда с наименьшим количеством углеводов и пьёт чай без сахара. В ответе укажите: энергозатраты во время занятия гимнастикой; заказанные блюда, ко то рые не долж ны повторяться; ка ло рий ность обеда и ко ли че ство уг ле во дов в нём. Таблица энер ге ти че ской и пи ще вой цен но сти про дук ции кафе быст ро го питания Блюда и напитки Двойной Мак маффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина) Энергетическая Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г) ценность (ккал) /10

10 Фреш Мак маффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина) Чикен Фреш Макмаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица) Омлет с ветчиной Салат овощной Салат «Цезарь» (курица, салат, майонез, гренки) Картофель по-деревенски Маленькая пор ция картофеля фри Мороженое с шоколадным Вафельный рожок Кока-кола Апельсиновый сок Чай без сахара Чай с са ха ром (две чайные ложки) Энергозатраты при раз лич ных видах фи зи че ской активности Виды фи зи че ской активности Прогулка 5 км/ч; езда на ве ло си пе де 10 км/ч; волейбол любительский; стрель ба из лука; греб ля народная Прогулка 5,5 км/ч; езда на ве ло си пе де 13 км/ч; настольный теннис; боль шой тен нис (парный) Ритмическая гимнастика; про гул ка 6,5 км/ч; езда на велосипеде 16 км/ч; греб ля на каноэ 6,5 км/ч; верховая езда быст рая рысь Роликовые конь ки 15 км/ч; про гул ка 8 км/ч; езда на велосипеде 17,5 км/ч; бад мин тон соревнования; большой тен нис оди ноч ный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; вод ные лыжи Бег трусцой; езда на ве ло си пе де 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хок кей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде Энергетическая стоимость 4,5 ккал/мин. 5,5 ккал/мин. 6,5 ккал/мин. 7,5 ккал/мин. 9,5 ккал/мин. 31. Что такое пи ще вые волокна? По че му пи ще вые во лок на по лез ны для организма? /10

Задания 1. Роль биологии в в практической деятельности людей

1.Какое био­ло­ги­че­ское ис­сле­до­ва­ние может про­ве­сти женщина, изображённая на кар­ти­не Анри Ма­тис­са «Женщина перед аквариумом»?

1) определить фи­зи­че­ские свой­ства воды в аквариуме

2) сравнить со­став воды в ак­ва­ри­уме с водой в реке

3) определить ви­до­вой со­став оби­та­те­лей аквариума

4) описать форму аквариума

2.Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира?

2) эволюционное учение

3.Кого счи­та­ют создателем кле­точ­ной теории иммунитета?

4) И. И. Мечникова

4.Система наи­бо­лее общих зна­ний в определённой об­ла­сти науки — это

5.На рисунке изображён великий русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX в., известный тем, что создал

1) учение о доминанте

2) клеточную теорию

3) учение о биосфере

4) теорию возникновения человека

6.Сформулировать гипотезу — значит

1) собрать имеющиеся факты

2) выдвинуть предположение

3) подтвердить объективность полученных данных

4) провести эксперимент

7.Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека?

8.Наука цитология получила своё развитие благодаря созданию

1) эволюционного учения

2) клеточной теории

3) рефлекторной теории

4) генной теории

9.На рисунке изображён великий английский естествоиспытатель и биолог середины XIX в., известный тем, что создал

1) рефлекторную теорию

2) теорию эволюции

3) клеточную теорию

10.Систематика — это наука, изучающая

1) функции организмов в природе

2) родственные связи организмов

3) образ жизни организмов

4) внешнее строение организмов

11.Законы наследования признаков организма установил

12.Какая наука изучает процесс фотосинтеза?

13.На рисунке изображён великий французский естествоиспытатель и биолог конца XVIII — начала XIX в., известный тем, что создал первую научную

1) хромосомную теорию

2) теорию эволюции живого мира

4) теорию иммунитета

14.Факт существования сезонной линьки у животных был установлен

1) методом микрокопирования

2) методом наблюдения

3) экспериментальным методом

4) гибридологическим методом

15.Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом

16.Каким методом воспользовался И. П. Павлов чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

17.Выдающийся рус­ский физиолог, учёный-энциклопедист конца XIX в. И. М. Се­че­нов известен тем, что объяснил

1) ме­ха­низ­мы движения крови по ма­ло­му и боль­шо­му кругам кровообращения

2) при­ро­ду образования услов­ных и без­услов­ных рефлексов у че­ло­ве­ка и животных

3) ме­ха­низ­мы зрительного вос­при­я­тия сетчаткой глаза

4) при­ро­ду психических явлений, в ос­но­ве которых лежат фи­зио­ло­ги­че­ские процессы — рефлексы

18.Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом

19.Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

1) сравнение двух микропрепаратов

2) измерение кровяного давления у пациента

20.Закономерности передачи наследственных признаков изучает

4) молекулярная биология

21.Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?

22.Специальность учёного, занимающегося лечением домашних животных, называется

23.Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

24.Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?

25.Какой уровень организации жизни отражён на данном рисунке?

26.Каким методом воспользуется учёный-ботаник при установлении родства между растениями рожь посевная (1) и кукуруза сахарная (2)?

27.Какой термин в переводе с греческого означает «знание о душе»?

28.Какой уровень организации жизни отражён на гравюре И. Шишкина «Ручей в лесу»?

29.Создание схем, чертежей, объектов, похожих на натуральные, относят к группе методов

30.Какая практическая наука разрабатывает методы сохранения и улучшения здоровья человека?

31.Специальность учёного, изучающего строение и функции клеток, называется

32.При разведении растений на приусадебном участке Вы, скорее всего, воспользуетесь знаниями, полученными из области

2) эволюционного учения

4) молекулярной биологии

33.Какой прибор позволяет определить содержание сахара в крови у человека?

34.Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

35. Применение ка­ко­го на­уч­но­го ме­то­да ил­лю­стри­ру­ет сюжет кар­ти­ны гол­ланд­ско­го ху­дож­ни­ка Я. Стена «Пульс», на­пи­сан­ной в се­ре­ди­не XVII в.?

36.Что из приведённого можно изу­чать с по­мо­щью па­ле­он­то­ло­ги­че­ских методов?

1) половое по­ве­де­ние земноводных

2) эволюцию млекопитающих

3) тонкую струк­ту­ру ор­га­но­и­дов клетки

4) зависимость ско­ро­сти ре­ак­ции от температуры

37.Что из приведённого можно изу­чать с по­мо­щью наблюдения?

1) зависимость ско­ро­сти ре­ак­ции от температуры

2) тонкую струк­ту­ру ор­га­но­и­дов клетки

3) половое по­ве­де­ние земноводных

4) эволюцию млекопитающих

38.Что из пе­ре­чис­лен­но­го изу­ча­ет наука «физиология»?

1) стро­е­ние кле­ток насекомых

2) си­сте­ма­ти­ку по­кры­то­се­мен­ных растений

3) про­цес­сы внут­ри­кле­точ­но­го ды­ха­ния рыб

4) стро­е­ние зад­них ко­неч­но­стей лягушек

39.Что из пе­ре­чис­лен­но­го изу­ча­ет наука «цитология»?

1) си­сте­ма­ти­ку хор­до­вых животных

2) стро­е­ние кле­ток растений

3) хи­ми­че­ские ре­ак­ции дыхания

4) мор­фо­ло­гию пе­ред­них ко­неч­но­стей животных

40.Какой метод Вы бы ис­поль­зо­ва­ли для изу­че­ния по­ве­де­ния пчёл?

41.Какой метод Вы бы ис­поль­зо­ва­ли для изу­че­ния стро­е­ния клет­ки растений?

42.Закономерности пе­ре­да­чи на­след­ствен­ных при­зна­ков изучает

43.Это порт­рет члена Лон­дон­ско­го ко­ро­лев­ско­го общества, ко­то­рый пер­вым уви­дел и опи­сал микробов. Кто это?

44.Какая из пе­ре­чис­лен­ных наук не от­но­сит­ся к биологическим?

45.Какая из пе­ре­чис­лен­ных наук не от­но­сит­ся к биологическим?

46.Какая из пе­ре­чис­лен­ных ниже наук изу­ча­ет стро­е­ние кле­ток пе­че­ни человека?

47.Какая из пе­ре­чис­лен­ных ниже наук изу­ча­ет стро­е­ние за­ро­ды­ша человека?

48.Каким ме­то­дом вос­поль­зо­вал­ся И.П. Павлов, чтобы уста­но­вить ре­флек­тор­ную при­ро­ду вы­де­ле­ния же­лу­доч­но­го сока?

49.На ри­сун­ке изображён фраг­мент эн­це­фа­ло­грам­мы человека. Рас­шиф­ро­вать её поз­во­лят зна­ния в области

50.Какая наука изу­ча­ет стро­е­ние и рас­про­стра­не­ние древ­них папоротниковидных?

51.Какая наука изу­ча­ет вза­и­мо­от­но­ше­ния живых ор­га­низ­мов и среды их обитания?

52 .Какой метод ис­сле­до­ва­ния при­ме­ня­ет девушка, изображённая на картинке?

53.Каким ме­то­дом вос­поль­зу­ет­ся учёный-зоолог при уста­нов­ле­нии род­ства между озёрной ля­гуш­кой (1) и зелёной жабой (2)?

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

«Итоговый тест по общей биологии за 10 класс»

методическая разработка

Автор: Рязанова Евгения Николаевна, учитель биологии, КГАОУ «Школа космонавтики», город Железногорск, Красноярский край

Итоговый тест по общей биологии за 10 класс

(Выберите один вариант ответа)

(30 баллов)
1. Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется? 1) экспериментальным 2) генеалогическим 3) наблюдения 4) гибридологическим 2. У овса в половых клетках содержится 21 хромосома, а в соматических клетках — 21 хромосома 2) 28 хромосом 3) 42 хромосомы 4) 84 хромосомы 3. Какой органоид обеспечивает синтез органических веществ из неорганических в расти- тельной клетке? 1) вакуоль 2) митохондрия 3) хлоропласт 4) рибосома 4. К какому царству относится организм, схема строения, клетки которого изображена на рисунке? 1) Бактерии 2) Растения 3) Грибы 4) Животные 5. Приспособлением, к какому из условий среды является мозаичное расположение ли- стьев? 1) к лучшему минеральному питанию растения 2) к максимальному испарению воды 3) к лучшей освещённости листьев 4) к подъёму воды на бóльшую высоту 6. При прорастании семян пшеницы проросток первое время получает питательные ве- щества из 1) почвы 2) семядоли 3) эндосперма 4) зародышевого корешка 7. Какой тип плода характерен для семейства бобовых? 1) боб 2) стручок 3) коробочка 4) орех 8. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных, 1) тело составляют органы и ткани 2) оплодотворение происходит при наличии воды 3) в семени формируется зародыш 4) осуществляется двойное оплодотворение 9. В сократительных вакуолях простейших происходит накапливание, а затем удаление 1) жидких продуктов жизнедеятельности 2) остатков непереваренной пищи 3) углекислого газа, образующегося при дыхании 4) ядовитых веществ, попавших в орга- низм 10. Какой фактор эволюции человека относят к социальным? 1) наследственная изменчивость 2) борьба за существование 3) естественный отбор 4) развитие речи
11. Отличия человека от человекообразных обезьян, связанные с его трудовой деятельно- стью, проявляются в строении 1) сводчатой стопы 2) кисти 3) гортани 4) S-образного позвоночника 12. Лёгкая возбудимость, раздражительность, быстрая утомляемость, повышенная температура тела, потливость, худоба, выраженная припухлость в области шеи, выпу- ченность глазных яблок – признаки 1) рахита 2) базедовой болезни 3) микседемы 4) ангины 13. В продолговатом мозгу находится нервный центр 1) координации спинной мускулатуры 2) кожно-мышечного чувства 3) сосудодвига- тельный 4) слуха 14. К многослойной эпителиальной ткани относят эпителий 1) наружного слоя кожи 2) стенок желудка 3) стенок кишечника 4) стенок дыхательных путей 15. Какой буквой на рисунке обозначена лучевая кость? 1) А 2) Б 3) В 4) Г 16. В образовании антител принимают участие 1) эритроциты 2) тромбоциты 3) фагоциты 4) лимфоциты 17.Двухкамерное сердце с венозной кровью имеют 1) пресмыкающиеся 2) рыбы 3) земноводные 4) ланцетники 18. Какая из перечисленных желёз участвует в поддержании постоянной концентрации глюкозы в крови человека? 1) щитовидная 2) надпочечник 3) гипофиз 4) поджелудочная 19. Пётр уже 3 минуты сидит в парилке, температура в которой 90°С. Какая темпера- тура у Петра в брюшной полости? 1) около 37°С 2) выше 37°С, но ниже 42°С 3) между 37°С и 90°С 4) почти 90°С 20. Что может стать причиной гипертонической болезни человека? 1) недостаток в пище поваренной соли 2) регулярное сужение просвета артерий 3) употребление в пищу клетчатки и животных белков 4) ограничение в питании живот- ных жиров 21. Что урежает, тормозит работу сердца?
1) адреналин 2) ионы кальция 3) симпатическая нервная система 4) парасимпатическая нервная система 22. Интенсивное всасывание воды в пищеварительном канале человека происходит в 1) прямой кишке 2) желудке 3) тонкой кишке 4) толстой кишке 23. Какую функцию выполняют желчные кислоты? 1) участвуют в расщеплении жиров 2) убивают болезнетворные организмы 3) регулируют водно-солевой обмен 4) создают кислую среду в желудке 24. В развитии утомления работающих мышц у человека
ведущую роль играет
1) истощение запаса АТФ в организме в процессе выполнения работы 2) торможение нервных центров, регулирующих работу мышц 3) время начала работы 4) нарастание усталости в самих мышцах 25. К какому цвету избирательно чувствительны колбочки сетчатки? 1) серый 2) белый 3) чёрный 4) красный 26. Какой цифрой на рисунке обозначена часть слухового анализатора, превращающая звуковые колебания в нервный импульс? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 27. Что является примером врождённого рефлекса у человека? 1) движение пешехода на зелёный сигнал светофора 2) сужение зрачка при попадании в ярко освещённое помещение 3) выделение желудочного сока на запах пищи 4) возникновение обиды на отметку «2», поставленную педагогом 28. Примером динамического стереотипа служит 1) внезапное нахождение ответа при решении математической задачи 2) полёт ночного насекомого на яркий свет фонаря 3) выделение слюны на слово «торт» 4) катание на велосипеде в парке 29. Какие меры необходимо применить при закрытом переломе плеча? 1) положить человека под наклоном, головой вниз 2) наложить шину, зафиксировав плечевой и локтевой суставы 3) наложить жгут выше места перелома 4) наложить давящую повязку на плечо 30. Какая система органов возникла у кольчатых червей в процессе эволюции? 1) половая 2) кровеносная 3) нервная 4) пищеварительная

( 4 балла)
1. Изучите график возрастного изменения веса головного мозга у людей (по оси х отло- жен возраст (в годах), а по оси у — масса головного мозга (в г)). Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость от 42 до 78 лет? 1) незначительно увеличивается 2) остаётся неизменной 3) медленно снижается на всём протяжении времени 4) сначала не изменяется, а потом медленно снижается 2. Верны ли следующие суждения о наследственности и естественном отборе? А. Наследственность и естественный отбор — это движущие силы эволюции. Б. Потомству передаются признаки, приобретенные организмом в течение жизни. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Часть III

(32 балла)
1. Что относят к глобальным экологическим проблемам современности?
Выберите три

верных ответа
из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) строительство новых городов 2) истощение озонового слоя Земли 3) низкая рождаемость в развитых странах Европы 4) старение населения Земли 5) загрязнение атмосферы продуктами различных производств 6) сокращение видового разнообразия биосферы 2. Каковы признаки биосинтеза белка в клетке
? Выберите три верных ответа
из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Для протекания процесса используется энергия света. 2) Процесс происходит при наличии ферментов. 3) Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК. 4) Процесс сопровождается синтезом АТФ. 5) Мономерами для образования молекул служат аминокислоты. 6) Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах. 3. Какие примеры рефлексов животных и человека следует отнести к условным рефлек- сам?
Выберите три верных ответа
из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) резкий поворот головы и тела кошки в направлении раскатов грома 2) покраснение покровов лица человека при воспоминании о неприятных событиях 3) обильное выделение слюны у лисицы, забравшейся в курятник 4) чихание человека при уборке помещения 5) сильное слюноотделение у собаки при попадание пищи в ротовую полость 6) лай собаки на человека в чёрном плаще 4. Какие из перечисленных свойств характерны для представителей типа круглые черви?
Выберите три верных признака
из шести и запишите цифры, под которыми они указа- ны. 1) тело не разделено на сегменты 2) не имеют кровеносной системы 3) все животные обоеполые 4) нервная система узлового типа 5) имеют вторичную полость тела 6) пищеварительная система замкнута 5. Установите соответствие между перечисленными характеристиками животных и животными, к которым они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЖИВОТНОЕ
А) десять ходильных ног Б) тело разделено на головогрудь и брюшко В) развитие с метаморфозом Г) дыхание жаберное Д) ротовой аппарат лижущего типа Е) питается фруктами А Б В Г Д Е 1) речной рак 2) муха дрозофила 6. Установите соответствие между организмом и типом животных, к которому его от- носят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОРГАНИЗМ

ТИП ЖИВОТНЫХ
A) белая планария 1) плоские черви Б) дождевой червь 2) круглые черви В) печёночный сосальщик 3) кольчатые черви Г) человеческая аскарида Д) свиной цепень 7. Установите последовательность таксономических единиц в классификации клевера, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) отдел Покрытосеменные 2) семейство Бобовые А Б В Г Д
3) порядок Бобовоцветные 4) царство Растения 5) класс Двудольные 6) род Клевер 8. Вставьте в текст «Обмен веществ в растении» пропущенные термины из предложен- ного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры вы- бранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впиши- те в приведённую ниже таблицу.
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ
Для образования органических веществ в листе необходима ___________ (А), которую растение получает из почвы с помощью ___________ (Б). Почвенный раствор поднимается вверх благодаря особому давлению — ___________ (В) — по специальным клеткам про- водящей ткани — ___________ (Г) — и поступает в лист. В хлоропластах листа из неорга- нических веществ синтезируются органические.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) атмосферное 2) вода 3) корень 4) корневое 5) побег 6) ситовидная трубка 7) сосуд 8) стебель А Б В Г 9. Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного пе- речня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в при- ведённую ниже таблицу.
РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ
Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (А). Насекомые с ___________ (Б) проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом ___________ (В) происходят сложные изменения — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка – в ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) почва 2) вода 3) лес 4) неполное пре- вращение 5) полное превра- щение 6) куколка 7) гусеница 8) яйцо 9) личинка А Б В Г
Часть IV

Дайте полный развернутый ответ.

(14 баллов)
1.Почему окучивание картофеля способствует повышению его урожайности? 2. Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают конкурентными?
3. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Нервная система млекопитающих характеризуется высокой степенью сложности. 2. В головном мозге особенно развиты полушария мозжечка, что обеспечивает сложность по- ведения млекопитающих. 3. У млекопитающих впервые появилось внутреннее ухо, что привело к резкому улучшению слуха животных. 4. Все млекопитающие, кроме первозве- рей, — живородящие животные. 5. Детёныши развиваются в плаценте, которая располага- ется в брюшной полости. 6. Млекопитающие, у которых развивается плацента, называют- ся плацентарными. 4. Здоровых родителей сын болен гемофилией. Определите генотипы родителей, их сына, вероятность рождения больных детей и носителей гена гемофилии у этих родителей, если ген гемофилии (h) является рецессивным и сцеплен с полом. 5. Двух черных самок мыши скрещивали с коричневым самцом. Первая самка в нескольких пометах дала 20 черных и 17 коричневых потомков, а вторая — 33 черных. Определите генотипы родителей и потомков, ответ поясните.
Ответы

За каждый правильный ответ 1 балл (общее количество баллов 30)

Смотрите так же:

  • Сколько выплачивают пособие по беременности Пособие по беременности и родам (декретные выплаты) Содержание сборника " Пособие по беременности и родам ": 07. Особенности для некоторых случаев: 01. Что нужно для начисления декретных Лица, работающие нa предприятиях (учреждениях, оpганизациях) или y […]
  • Как пишется под расписку Как написать расписку правильно Добрый день, друзья. Сегодня у нас статья, которая может пригодиться практически каждому. Мы расскажем и покажем, как написать расписку. Причем, написать правильно, так, чтобы потом этот документ имел юридическую силу, а не […]
  • Правила ухода за строительными конструкциями Новостройки Московской области Ближнее Подмосковье с улучшением транспортной доступности становится «более ближним». Новостройки Московской области в последние годы становятся все более и более востребованы. Причин тому несколько, Основная. Износ и […]
  • Фактического вступления в наследство Принятие наследства фактически Большинство потенциальных и действительных наследников не настолько разбираются в законодательстве, чтобы быть осведомленным о нескольких способах принятия имущества от наследодателя. Не всегда обязательно обращаться для […]
  • Решения арбитражного суда курганской области Решение Арбитражного суда Курганской области по заявлению МУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана" Арбитражный суд Курганской области рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению МУ «Управление дорожного хозяйства и […]
  • В споре с идиотом Спор с идиотом Ты не пытайся спорить с идиотом, Коль стать ему подобным неохота: Ввязавшись в спор, ему подобным станешь – С ума сойдёшь и всех вокруг «достанешь». Он тупостью своей и простотой Тебя на уровень ниспустит свой; А на том уровне, не надо и […]
  • Маша в законе телепрограмма Маша в законе (1-2 сезон) 8 серий из 8 Маше немного за тридцать, личная жизнь не устроена. За плечами - 10 лет парикмахерского стажа. Маша решает круто изменить свою жизнь и заканчивает юридический факультет. Теперь она - новоиспеченный юрист, ведь нет […]
  • Расчет суммы страховки автомобиля Калькулятор ОСАГО в Омске Быстрый способ рассчитать ОСАГО во всех страховых компаниях Омска Какова цена страховки ОСАГО в Омске в 2018 году? Узнать приблизительную стоимость ОСАГО в Омске можно еще до обращения к нам по телефону или составления заявки. […]