Уголовная ответственность за экологические преступления состав преступления

Уголовная ответственность за экологические преступления

Как отмечалось в решениях XI Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, прошедшем в Каире в 1995 г., экологические преступления, приобретающие транснациональный характер, и по своей опасности выдвигаются на одно из первых мест.

Российская статистика последних лет показывает устойчивую тенденцию увеличения числа экологических преступлений, причем их латентность достигает 95–99%.

Анализ показателей экологической преступности позволяет прогнозировать ее увеличение к 2015 г. по сравнению с 1990 г. в 25,8 раз. При этом обращает на себя внимание не только устойчивая тенденция роста экологической преступности, но и организованность и профессионализм ее форм, что приводит к самым тяжким последствиям. Для занятия данным преступным бизнесом создаются организованные преступные группы. Примерно от 70 до 80% совершенных преступлений имеют транснациональный характер. Совершение противоправных действий и рост экологической преступности усугубляют экологический кризис [1] .

Понимание законодателем данной тенденции и обусловило включение в УК впервые в истории отечественного законодательства специальной главы, посвященной экологическим преступлениям. В эту главу вошли как нормы, проверенные временем и присутствовавшие в УК РСФСР (например, загрязнение водоемов и воздуха), так и ряд принципиально новых составов (охрана окружающей среды при производстве работ; нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов; порча земли и др.).

Экологическими преступлениями являются виновные, общественно опасные, предусмотренные уголовным законом деяния (действия или бездействия), посягающие на конституционное право каждого человека на благоприятную окружающую среду и причиняющие вред природным объектам и комплексам (либо содержащие реальную угрозу его причинения).

Основную классификацию экологических преступлений следует проводить по критерию непосредственного объекта посягательства. В первую группу входят составы преступлений, посягающих на состояние отдельных природных объектов. В их числе – загрязнение вод (ст. 250 УК), загрязнение атмосферы (ст. 251 УК), порча земли (ст. 254 УК), незаконная охота (ст. 258 УК) и т.д.

Во вторую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды, подлежащих соблюдению при осуществлении хозяйственной или иной деятельности. В эту группу входят: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК) и т.д.

В третью группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК).

Среди диспозиций экологических преступлений, сгруппированных в гл. 26 УК, имеются как материальные, так и формальные составы.

Преступлений с материальными составами, для которых наличие оконченного состава преступления закон связывает лишь с наступлением указанных в законе последствий, значительно больше: это ст. 246, ч. 2–3 ст. 247, ст. 248, ст. 249–252, ст. 254–257, ст. 259–262 УК. Для формальных составов закон считает преступление оконченным после (в момент) совершения общественно опасного деяния независимо от наступления определенных общественно опасных последствий. К таковым относятся ч. 1 ст. 252, ст. 253, ч. 2 ст. 256 УК.

Кроме того в гл. 26 УК присутствуют специфические диспозиции со следующими составами:

– «состав угрозы». В ч. 1 ст. 247 УК «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» он как бы лежит посредине между чисто материальными и чисто формальными составами;

– комбинированные формально-материальные: в ч. 3 ст. 256 УК «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов» и в ст. 258 УК «Незаконная охота» [2] .

Следует иметь в виду, что вред окружающей среде может быть причинен не только вследствие преступлений, содержащихся в гл. 26 УК. Например, ст. 215 УК предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды.

Статьей 358 УК введен и совершенно новый состав «экоцид», размещенный в разделе «Преступления против мира и безопасности человечества», что определило его основной объект.

Об экоциде впервые заговорили в 1960–1970-е гг. в разгар «экологической войны», которую вели США во Вьетнаме. Практиковавшаяся США тактика «выжженной земли» (включая не только бомбардировки, но и распыление химических веществ) привела к уничтожению огромных массивов мангового леса, а также массовой гибели объектов животного мира, выведении тысяч гектаров земли из хозяйственного использования.

Основное отличие экоцида от собственно экологических преступлений проводится по родовому объекту и наличию объективной возможности наступления экологической катастрофы как единственного юридически значимого и угрожаемого последствия акта экоцида [3] .

  • [1] См.: Плетнева Е. Г. Экологическая преступность в Российской Федерации: понятие, причины, условия и предупреждение: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Казань, 2007. С. 3.
  • [2] См.: Столяров В. Б. Общий уголовно-правовой анализ экологических преступлений // Экологическое право. 2001. № 1. С. 11.
  • [3] См.: Греченкова О. Ю. Экоцид как преступление против мира и безопасности человечества: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. С. 12.
  • Уголовная ответственность за экологические преступления

    Уголовная ответственность представляет собой предусмотренную действующим федеральным законодательством обязанность лица, совершившего преступление, подвергнуться государственно-властному воздействию. При этом данное воздействие является ответной реакцией государства, обладающего монопольным правом на его применение, и может быть назначено виновному лицу только по вступившему в законную силу приговору суда. Уголовная ответственность является разновидностью юридической ответственности, поэтому ей свойственны все признаки последней, как, собственно говоря, и индивидуальные, делающие ее самостоятельным видом правовой ответственности.

    Уголовная ответственность характеризуется следующими признаками:

    • основанием привлечения к уголовной ответственности является совершенное лицом деяние, содержащее все признаки состава преступления;
    • источником правового установления уголовной ответственности является только федеральное законодательство об уголовной ответственности (УК РФ);
    • к уголовной ответственности могут быть привлечены только физические лица;
    • по характеру претерпеваемых правонарушителем последствий противоправного поведения уголовная ответственность выражается в применении к виновному уголовных наказаний;
    • субъектами, обладающими юрисдикционными полномочиями в сфере привлечения к уголовной ответственности, могут быть только судьи;
    • привлечение к уголовной ответственности осуществляется в форме уголовно-процессуального производства по возбужденному уголовному делу;
    • правовым последствием применения к виновному уголовного наказания является признание его судимым в течение установленного уголовным законодательством срока.

    Преступление — это общественно опасное, виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), за которое Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность.

    Наказание — это мера государственного воздействия, применяемая к лицу, совершившему преступление, в целях восстановления социальной справедливости, а также предупреждения новых правонарушений (общая и частная превенция).

    Специфика уголовной ответственности в сфере природопользования и охраны окружающей среды выражается в следующем:

    • основанием привлечения к уголовной ответственности является совершенное правонарушение в области природопользования и охраны окружающей среды, содержащее все признаки состава экологического преступления;
    • объектом состава экологического преступления является совокупность общественных отношений, складывающихся в области использования и охраны земель, недр, водных объектов, атмосферного воздуха, лесов, животного и растительного мира;
    • к уголовной ответственности в области природопользования и охраны окружающей среды могут быть привлечены только физические лица, в том числе облачающие признаками специального субъекта, осуществляющие различные функции в сфере хозяйственной и иной деятельности, связанные с воздействием на природу;
    • по характеру претерпеваемых правонарушителем последствий противоправного поведения уголовная ответственность выражается в применении к виновному таких уголовных наказаний, как штраф, обязательные работы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

    Целями уголовной ответственности за экологические преступления являются:

    • обеспечение уголовно-правовыми средствами правил охраны окружающей среды;
    • обеспечение установленного нормативными правовыми актами порядка деятельности, связанной с использованием природных ресурсов или воздействием на состояние и качество окружающей среды;
    • защита экологических прав и интересов граждан;
    • обеспечение экологической безопасности населения и территорий;
    • предупреждение угроз уничтожения (гибели) объектов природы, ухудшения качества окружающей среды.

    Экологическое преступление — это общественно опасное, противоправное деяние, совершенное в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, за которое Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность.

    Объектами экологических преступлений являются:

    • стабильность окружающей среды;
    • природно-ресурсный потенциал;
    • гарантированное Конституцией РФ право каждого на благоприятную окружающую среду.

    Уголовная ответственность устанавливается за нарушения законодательства в различных сферах деятельности: при размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации предприятий, а также в медицине, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, при проведении специализированных или опасных работ (в области генной инженерии, обращения высокотоксичных отходов) и т.п.

    Предусмотрены следующие виды экологических преступлении:

    • нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия;
    • производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (в том числе повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации или повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей);
    • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо друга ми биологическими агентами или токсинами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия (в том числе повлекшие по неосторожности смерть человека);
    • нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия;
    • нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия;
    • загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству (в том числе повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия, или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, или повлекшие по неосторожности смерть человека);
    • нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха (в том числе повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека или повлекшие по неосторожности смерть человека);
    • загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря, либо препятствующих правомерному использованию морской среды (в том числе причинившие существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам или повлекшие по неосторожности смерть человека);
    • незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе РФ, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства; исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ, проводимые без соответствующего разрешения;
    • отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде (в том числе совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации или повлекшие по неосторожности смерть человека);
    • нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба;
    • незаконная добыча рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений, если это деяние совершено: с причинением крупного ущерба: с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений: в местах нереста или на миграционных путях к ним; на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;
    • незаконная добыча котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах;
    • производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия;
    • незаконная охота, если это деяние совершено: с причинением крупного ущерба; с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (в том числе совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой);
    • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшее гибель популяций этих организмов;
    • незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере;
    • незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих в лесной фонд, если эти деяния совершены; группой лиц; лицом с использованием своего служебного положения; в крупном размере;
    • уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности;
    • уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами;
    • нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба.

    В ходе уголовно-правовой реформы был существенно расширен перечень видов наказаний за экологические правонарушения.

    В различных сочетаниях за совершение экологических преступлений законодатель предусматривает следующие наказания:

    • штраф;
    • обязательные работы;
    • исправительные работы;
    • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
    • арест;
    • ограничение свободы;
    • лишение свободы.

    Чаше всего уголовный закон предусматривает наказание в виде лишения свободы, реже — в виде обязательных работ. Последний вид наказания, безусловно, следовало бы использовать чаще, для чего необходимо разработать систему мер, связанных с организацией и проведением обязательных работ природоохранного характера — озеленения, расчистки загрязненных и иных территорий и др.

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» обращает внимание судов на важность обеспечения правильного, единообразного и эффективного применения законодательства об ответственности за совершение экологических правонарушений ввиду высокой степени их общественной опасности. Последствиями экологических правонарушений могут быть существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию. Кроме того, имеется большая вероятность расстройства здоровья человека, временной или постоянной утраты трудоспособности, причинения тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам.

    Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в 3 и более раз; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.

    Особое значение имеет установление причинной связи между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей. Необходимо также выяснять, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а равно и то, не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости.

    В необходимых случаях в целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области экологии, по делу должны быть проведены соответствующие экспертизы с привлечением специалистов: экологов, санитарных врачей, зоологов, ихтиологов, охотоведов, почвоведов, лесоводов и др.

    Под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

    Предметом преступного посягательства являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий. Не являются предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами. Завладение теми деревьями, которые срублены и приготовлены к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, следует квалифицировать как хищение чужого имущества.

    Охотой признаются такие действия, как выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей. Признаками незаконной охоты являются: охота без соответствующего разрешения либо вопреки специальному запрету, либо липом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.

    При решении вопроса о том, является ли ущерб, причиненный незаконной добычей водных животных и растений или незаконной охотой, крупным, нужно учитывать количество добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенность животных, их отнесение к специальным категориям, например, к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства, а также иные обстоятельства содеянного. В случае причинения крупною ущерба незаконной добычей водных животных и растений либо незаконной охотой необходимо установить причинную связь между действиями виновного и их последствиями. К такому вреду следует, в частности, относить ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя при незаконной охоте, уничтожением мест нереста, гибелью большого количества мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отловом или уничтожением животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ.

    Данные преступления считаются оконченными с момента начала добычи, выслеживания, преследования, ловли независимо от того, были ли фактически добыты водные животные и растения, рыба или иные животные, а связанные с причинением крупного ущерба образуют оконченный состав лишь при наличии реального ущерба.

    Важное значение имеет разграничение экологических преступлений от экологических правонарушений, за которые установлена административная ответственность. В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного правонарушения особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.

    В частности, разграничение уголовно наказуемой добычи водных животных и растений и аналогичного административного правонарушения необходимо проводить по признакам наличия крупного ущерба, применения самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления, а также по обстоятельствам места совершения деяния (места нереста или миграционные пути к ним, территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации).

    Разграничение незаконной охоты, наказуемой в уголовном порядке, и аналогичного административного правонарушения следует производить по квалифицирующим признакам состава преступления: причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, а также если деяние совершено в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на территории заповедника, заказника, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

    Установление фактов нарушения законодательства об охране окружающей среды осуществляется органами прокуратуры в ходе общенадзорных и иных проверок, рассмотрения жалоб и заявлений граждан, обращений о защите экологических прав, органами внутренних дел, в том числе экологической полиции, а также при осуществлении различных форм экологическою контроля и надзора, проводимого органами и должностными лицами системы государственного экологического управления.

    Подследственность дел об экологических преступлениях определена следующим образом. Предварительное расследование дел об экологических преступлениях по УПК РФ может производиться в форме предварительного следствия либо дознания. Так, в соответствии со ст. 151 УПК РФ по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 246—249, ч. 2 и 3 ст. 250, 251, 252, 254, ст. 255 УК РФ, предварительное следствие производится следователями прокуратуры; по ст. 269, ч. 2 ст. 260, 261 — следователями органов внутренних дел. В соответствии со ст. 150 УПК РФ по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 250, 251, 252, ст. 253, ч. 1 ст. 254, ст. 256-258, ч. 1 ст. 260, 261, ст. 262 УК РФ, производится дознание. При этом согласно ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознание производится дознавателями органов внутренних дел РФ в отношении основной части экологических преступлений, по которым предусмотрено проведение этого следственного действия, и дознавателями органов пограничной службы РФ по преступлениям, предусмотренным ст. 253 и 256, касающихся факта незаконной добычи водных животных и растений, выявленного органами пограничной службы РФ.

    Подсудность дел об экологических преступлениях по УПК РФ в основном входит в компетенцию районных судов, но определена она на основе довольно сложных юридических конструкций. Согласно ч. 1 ст. 31 УПК РФ мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, перечисленных в названной норме. В этот перечень входят: ч. 2 ст. 247, 248, ст. 249, ч. 1 и 2 ст. 250. 251, 252, ст. 253, ч. 1 и 2 ст. 254, ст. 255, ч. 3 ст. 256, ст. 257. ч. 2 ст. 258, ст. 259, ч. 1 ст. 262 УК РФ. Коллегиально рассматриваются дела о преступлениях, отнесенных к категории тяжких (ч. 3 ст. 247 и ч. 2 ст. 261 УК РФ).

    Экологическое и аграрное право
    Экологическое право
    Административная ответственность
    Гражданская ответственность
    Правовая ответственность
    Уголовная ответственность

    Назад | | Вверх

    AJAX — EU e-Privacy Directive
    This plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.»>Cайт JURKOM74.RU использует файлы cookie и схожие технологии для удобства пользователей, а также предоставления персонализированной информации (в т.ч. рекламной). При использовании данного сайта вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Соглашением об использовании файлов cookie. AJAX — EU e-Privacy Directive
    This plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.»> Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать Сайт.

    В УК РФ прямо сказано, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды.
    От чистоты воды, воздуха, качества продуктов, которыми он питается, и соответственно от чистоты почвы в значительной степени зависит состояние здоровья человека, являющегося в соответствии с Конституцией РФ высшей ценностью.

    Экологическое преступление — это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям состояния окружающей среды, уничтожению, повреждению ее объектов.

    Все составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе РФ, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, можно подразделить на три группы:

    1. специальные экологические составы;
    2. смежные;
    3. дополнительные.

    Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе «Экологические преступления» ( гл. 26 ). Уголовная ответственность наступает, в частности, за:

    • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
    • нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
    • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);
    • загрязнение вод (ст. 250);
    • загрязнение атмосферы (ст. 251);
    • загрязнение морской среды (ст. 252);
    • порчу земли (ст. 254);
    • нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
    • нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
    • незаконную охоту (ст. 258);
    • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);
    • другие преступления.
    • К специальным экологическим составам также относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса, например, нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237); жестокое обращение с животными (ст. 245); экоцид (ст. 358).

      Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка:

      • отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140);
      • регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170);
      • терроризм (ст. 205);
      • нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216);
      • нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217); и др.

      Некоторые составы, не являясь по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды.

      К дополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:

      • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
      • превышение должностных полномочий (ст. 286);
      • служебный подлог (ст. 292);
      • халатность (ст. 293).
      • Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

        Виды наказаний за совершение экологических преступлений:

        • штраф;
        • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
        • обязательные работы;
        • исправительные работы;
        • ограничение свободы;
        • арест;
        • лишение свободы на определенный срок.
        • Штраф предусмотрен почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа — 40 тыс. рублей, максимальный — 500 тыс. рублей.

          Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено за многие экологические преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания;

          Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Этот вид наказания предусмотрен, в частности, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 240 часов).

          Исправительные работы отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Такое наказание установлено, примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 2 лет); за загрязнение атмосферы (до 1 года); за порчу земли (до 2 лет); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет).

          Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 2 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет).

          Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской среды (до 4 месяцев).

          Лишение свободы на определенный срок предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (до 5 лет); загрязнение вод (до 5 лет); загрязнение атмосферы (до 5 лет); порчу земли (до 5 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); уничтожение или повреждение лесов (до 7 лет). Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет (ст. 358).

          Субъективная сторона составов экологического преступления выражается, как правило, в форме косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. В ряде статей, связанных главным образом с загрязнением окружающей среды, нарушением правил обращения с опасными веществами и отходами, вина выражается в форме неосторожности.

          Оценивая практику применения уголовной ответственности за экологические преступления, специалисты отмечают ее низкую эффективность. Общее число зарегистрированных в стране преступлений сократилось в 2000 г. на 1,6%, но экологических — возросло на 19,4%. В результате их удельный вес в общей структуре преступности увеличился с 0,3% в 1999 г. до 0,5 в 2000 г. По-прежнему преобладает незаконная порубка деревьев (50,7%), незаконная добыча водных животных и растений (42,7%), незаконная охота (4,9%), которые в совокупности составляют 98,3% от числе всех экологических преступлений (в 1999 г. — 97,7%).

          Экологические правонарушения относятся в России к категории наиболее распространенных. Но при этом латентность экологических преступлений достигает 95-99%.

          По оценкам Директора НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, «в России сложилась парадоксальная ситуация: при нарастании экологического кризиса наблюдается атрофия и разбалансированность государственного контроля и управления, при росте числа правонарушений и злоупотреблений просматривается линия на затухание судебно-правового реагирования».

          Уголовная ответственность за экологические преступления состав преступления

          В действующем Уголовном кодексе РФ прямо сказано, что его

          задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина,

          собственности и общественного порядка является охрана окружающей

          Определение преступления содержится в ст. 14 Уголовного

          кодекса РФ от 13.06.96 г.: (далее — УК РФ) «Преступлением признается

          виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное

          настоящим Кодексом под угрозой наказания». Уголовная

          ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической

          ответственности, заключающейся в ограничении прав и свобод лиц,

          виновных в совершении преступления, предусмотренного УК РФ. К

          уголовной ответственности могут быть привлечены деликтоспособные

          физические лица только за те общественно опасные действия

          (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в

          отношении которых установлена их вина (ст. 5 УК РФ). Уголовная

          ответственность начинается с момента вступления в силу

          обвинительного приговора суда и реализуется в отбытии наказания,

          назначенного судом. В соответствии со ст. 8 УК РФ основанием к

          наступлению уголовной ответственности является совершение деяния,

          содержащего все признаки преступления, предусмотренного УК РФ.

          В литературе по экологическому праву встречаются различные

          определения экологического преступления. Так, В.В. Петров считает

          экологическим преступлением виновное, общественно опасное деяние,

          посягающее на установленный в Российской Федерации экологический

          правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее

          вред окружающей природной среде и здоровью человека (1).

          А.П. Анисимов пишет, что «экологическими преступлениями

          являются виновные, общественно опасные, предусмотренные

          уголовным законом деяния, посягающие на конституционное право

          каждого человека на благоприятную окружающую среду и

          причиняющие вред природной среде (содержащие реальную угрозу его

          По мнению О.Л. Дубовик, экологическое преступление

          представляет собой предусмотренное уголовным законом и запрещенное

          им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние

          (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее

          компоненты, рациональное использование и охрана которых

          обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую

          безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном

          противоправном использовании природных объектов (или в

          противоправном воздействии на их состояние) как социальной

          ценности, что приводит к негативным изменениям качества

          окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов (3).

          Экологическим преступлениям посвящена гл. 26 Уголовного

          кодекса РФ, в которой сформулированы 17 составов экологических

          Составы экологических преступлений, с точки зрения

          выполняемых ими функций, разделяют на три категории: специальные

          экологические составы, смежные и дополнительные (4).

          Специальными экологическими составами являются: нарушение

          правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);

          нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

          (ст. 247); нарушение правил безопасности при обращении с

          микробиологическими либо другими биологическими агентами или

          токсинами (ст. 248); нарушение ветеринарных правил и правил,

          установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст.

          249); загрязнение вод (ст. 250); загрязнение атмосферы (ст. 251);

          загрязнение морской среды (ст. 252); нарушение законодательства

          Российской Федерации о континентальном шельфе и об

          исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253);

          порча земли (ст. 254); нарушение правил охраны и использования недр

          (ст. 255); незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256);

          нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257); незаконная охота

          (ст. 258); уничтожение критических местообитаний для

          (1) Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. —

          М.: Изд. БЕК, 1995. — с. 288.

          (2) Экологическое право. Курс лекций: Учебное пособие /Под ред.

          А.П. Анисимова. — М.: Приор-издат, 2003. — с. 123.

          (3) Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. — М.:

          Юристъ, 2002. — с. 161.

          (4) Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. — 2-е изд., — М.:

          Юристъ, 2003. — с. 365-366.

          организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации

          (ст. 259); незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260);

          уничтожение или повреждение лесов (ст. 261); нарушение режима особо

          охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

          К специальным экологическим составам относится ряд составов,

          сформулированных в статьях, содержащихся в других главах УК РФ:

          нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст.

          215); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность

          для жизни или здоровья людей (ст. 237); жестокое обращение с

          животными (ст. 245); экоцид (ст. 358).

          Смежными составами экологических преступлений считают те из

          них, которые выполняют экологические функции лишь при

          определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в

          предоставлении гражданину информации (ст. 140); регистрация

          незаконных сделок с землей (ст. 170); терроризм (ст. 205); нарушение

          правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ

          (ст. 216); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах

          (ст. 217); нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования

          взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических

          изделий (ст. 218); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219);

          незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220) и др.

          Ряд составов, не будучи по своей природе экологическими, при

          определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях

          охраны окружающей среды. К дополнительным составам относят

          некоторые преступления против государственной власти, интересов

          государственной службы и службы в органах местного самоуправления:

          злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение

          должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292);

          халатность (ст. 293). Предусмотренные этими статьями преступления

          могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые

          своими действиями или бездействием способствовали причинению

          вреда окружающей среде.

          За совершение экологических преступлений УК РФ

          предусматривает следующие виды наказаний:

          — лишение права занимать определенные должности или

          заниматься определенной деятельностью;

          — лишение свободы на определенный срок.

          Важное значение для судебной практики имеет постановление

          Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике

          применения судами законодательства об ответственности за

          экологические правонарушения», в котором содержится разъяснение

          ряда вопросов, которые возникают при привлечении к уголовной

          ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей

          Например, в постановлении разъясняется понятие причинение

          вреда здоровью человека, которое содержится в ст. 246 — 248,250 — 252 и

          254 УК РФ. Причинение вреда здоровью человека выражается в

          расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате

          трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого

          вреда одному или нескольким лицам.

          Важное значение имеет определение содержания понятия су-

          щественный экологический вред. Это понятие характеризуется

          возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений,

          иных животных и растительности на берегах водных объектов,

          уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой

          гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной

          территории, при которой уровень смертности превышает

          среднестатистический в 3 раза и более; экологической ценностью

          поврежденной территории или утраченного природного объекта,

          уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности;

          изменением радиоактивного фона до величин, представляющих

          опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда

          животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.

          Относительно ст. 246 УК РФ Верховный Суд РФ отметил, что под

          иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей

          среды при производстве работ следует понимать существенное

          ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов,

          устранение которого требует длительного времени и больших

          финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов;

          деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды,

          препятствующие ее сохранению и правомерному использованию.

          Применительно к ч. 1 ст. 247 УК РФ Верховный Суд РФ отметил,

          что создание угрозы причинения существенного вреда здоровью

          человека или окружающей среде подразумевает возникновение такой

          ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы

          предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были

          прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не

          зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает

          наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью

          человека или окружающей среде.

          В постановлении также отмечено, что в необходимых случаях в

          целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных

          познаний в области экологии, по делу должны быть проведены

          соответствующие экспертизы с привлечением специалистов: экологов,

          санитарных врачей, зоологов, ихтиологов, охотоведов, почвоведов,

          Рассматривая дела, связанные с нарушением законодательства об

          охране природы, судам следует иметь в виду, что заранее обещанное

          приобретение добытой заведомо преступным путем продукции либо

          систематическое приобретение ее от одного и того же правонарушителя

          лицом, которое сознавало, что своими действиями дает возможность

          правонарушителю рассчитывать на содействие в сбыте этой продукции,

          должно квалифицироваться как соучастие в преступлении в форме

          Верховный Суд РФ разъяснил также, что эксплуатация про-

          мышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с

          неисправными очистными сооружениями и устройствами, отключение

          очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспортировки,

          хранения, использования минеральных удобрений и препаратов,

          совершение иных действий, повлекших загрязнение водоемов и водных

          источников и причинивших существенный вред животному или

          растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому

          хозяйству, должны квалифицироваться по соответствующей части ст.

          250 УК РФ. К уголовной ответственности по данной статье могут быть

          привлечены как должностные лица или лица, выполняющие

          управленческие функции в коммерческой или иной организации, так и

          другие лица, совершившие это преступление.

          Внимание судов было обращено на то обстоятельство, что в

          случаях, когда виновным в совершении экологического преступления

          признается должностное лицо государственного предприятия,

          учреждения, организации или лицо, выполняющее управленческие

          функции в коммерческой или иной организации, оно должно нести

          ответственность по соответствующей статье за совершение

          экологического преступления, а при наличии в действиях признаков

          злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями

          лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной

          организации, оно несет также ответственность соответственно по ст. 285

          и 201 УК РФ. Необходимо учитывать, что в ст. 256, 258 и 260 УК РФ

          специально предусматривается ответственность за преступления,

          совершенные с использованием служебного положения. Исходя из этого

          содеянное следует квалифицировать только по указанным нормам об

          экологических преступлениях без совокупности со статьями, пре-

          дусматривающими ответственность за должностные преступления, либо

          за злоупотребление полномочиями лицами, выполняющими

          управленческие функции в коммерческой и иной организации.

          При рассмотрении дел о незаконной охоте судам следует учи-

          тывать, что охотой признаются такие действия, как выслеживание с

          целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей.

          Признаками незаконной охоты являются охота без соответствующего

          разрешения, либо вопреки специальному запрету, либо лицом, не

          имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых

          оснований, либо осуществляемая вне отведенных мест, в запрещенные

          сроки, запрещенными орудиями и способами.

          При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нару-

          шением экологического законодательства, необходимо отграничивать

          экологические преступления от экологических проступков, т.е.

          виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей

          природной среде и здоровью человека, за которые установлена

          административная ответственность. В случае возникновения трудностей

          в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного

          проступка особое внимание следует уделять выяснению всех

          обстоятельств, характеризующих состав экологического

          правонарушения, последствий противоправного деяния, размера

          нанесенного вреда и причиненного ущерба. Например, разграничение

          уголовно наказуемой добычи водных животных и растений (ст. 256 УК

          РФ) и аналогичного административного проступка необходимо

          проводить по признакам наличия крупного ущерба, применения

          самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и

          химических веществ, электротока либо иных способов массового

          истребления, а также по обстоятельствам места совершения деяния

          (места нереста или миграционные пути к ним, территории заповедника,

          заказника, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной

          Так, разграничение незаконной охоты, наказуемой в уголовном

          порядке (ст. 258 УК РФ), и административного проступка — нарушения

          правил охоты — следует производить по квалифицирующим признакам

          состава преступления: причинение крупного ущерба, применение

          механического транспортного средства или воздушного судна,

          взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения

          птиц и зверей, а также если деяние совершено в отношении птиц и

          зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на территории

          заповедника, заказника, либо в зоне экологического бедствия или в зоне

          Смотрите так же:

          • Срок вступления в наследство по завещанию по закону Вступление в наследство Краткое содержание Срок вступления в наследство Реализация наследником своих прав по получению унаследованного от умершего родственника имущества, допустима в установленные гражданским законодательством сроки. Так, вступление в […]
          • Оформить визу агентства Как оформить визу Далее приведены общие сведения о правилах и условиях, связанных с получением гражданами России краткосрочной Шенгенской визы единого образца (шенгенской визы). Первое обращение за Шенгенской визой после 14.09.2015: 1. Прийти лично в […]
          • Алименты 50 процентов Сколько процентов от зарплаты могут составлять алименты? Родители, которые стали сторонами алиментных отношений, нередко интересуются вопросом о том, сколько процентов от зарплаты составляют алименты. Какими нормативными актами руководствоваться , какие […]
          • Для работы плагина нужно разрешение Впервые с этим плагином вы можете встретиться при загрузке браузерных игр и приложений в социальных сетях. Но этим круг использования не ограничивается. Встретится с Unity Player можно при использовании практически всех устройств, на которых запускаются […]
          • Заявление отказ от алиментов образец Как отказаться от алиментов на ребенка Сама формулировка «отказ от алиментов» применима только к фактическому получателю алиментных средств и предполагает его добровольное согласие с прекращением назначенных ранее выплат посредством заключения нотариального […]
          • Закон фз 56 Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ ст 56 (ред. от 03.08.2018) Статья 56. Отпуска на службе в органах внутренних дел 1. […]
          • Закон по оплате детского сада Новый закон о детских садах Закон об образовании, или как его теперь называют «закон о детских садах 2013» обсуждался в думе на протяжении полутора лет. Вступил данный закон в силу с 1 сентября 2013 года. У этого законопроекта были и противники, которые […]
          • Наказания в армии по уставу Что такое гауптвахта в армии — преступление и наказание? Гауптвахта или «губа» (как ее называют в народе) – военный термин с которым знакомятся призывники с первых дней армейской службы. Чтобы не попасть туда, необходимо соблюдать дисциплину и придерживаться […]