Уголовное реформа кодекса

Реформа уголовного законодательства России: состояние, проблемы, перспективы

Причины принятия нового УК РФ и его задачи

Работа над проектами нового кодифицированного уголовного законодательства началась сразу после распада СССР. Первый проект Уголовного кодекса был внесён Президентом РФ в Верховный Совет 19 октября 1992 года, он уже предусматривал многие изменения, определившие облик нового уголовного законодательства России: приоритет охраны жизни и здоровья человека, верховенство норм международного права и гуманизация ответственности за преступления небольшой тяжести; тем не менее, этот проект так и не был рассмотрен Верховным Советом, поскольку был отвергнут Комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе.

В 1993—1994 годах велась также работа по разработке альтернативных проектов Уголовного кодекса. Если Особенная часть этих проектов в целом совпадала с проектом 1992 года, то в Общей части имелись значительные расхождения: предусматривались такие новации, как введение уголовной ответственности юридических лиц, разделение уголовного законодательства на кодифицированное и некодифицированное, понижение возраста уголовной ответственности, введение кары как цели наказания и т. д. Гилинский Я.И. Уголовная политика Российской Федерации: То be or not to be? // Индекс: Досье на цензуру. — 2003. — № 18.

В октябре 1994 года на рассмотрение в Государственную Думу поступают два проекта Уголовного кодекса: президентский (основанный на проекте 1992 года) и депутатский (основанный на итогах разработки альтернативных проектов); начинается долгая и кропотливая работа по согласованию двух проектов, в ходе которой было рассмотрено более 2000 замечаний, поступивших от депутатов. Наконец, 19 июня 1995 года проект принимается Государственной Думой в третьем чтении, однако Совет Федерации его отклоняет. 24 ноября 1995 года Государственная Дума, проголосовав в четвёртый раз, повторно принимает проект, но в декабре на него накладывает вето Президент; создаётся новая согласительная комиссия и проект отправляется на повторную доработку.

Наконец, 24 мая 1996 года окончательный вариант Уголовного кодекса РФ принимается Государственной Думой. 5 июня 1996 года он одобряется Советом Федерации, а 13 июня 1996 года он подписывается Президентом РФ.

Принятый в 1996 году Уголовный кодекс Российской Федерации сменил Уголовный Кодекс РСФСР 1960 года. Среди наиболее существенных изменений можно назвать достаточно полное отражение в нём новых экономических и политических реалий российского общества, переход к приоритетной защите прав и свобод человека, а не интересов государства, усиление ответственности за наиболее тяжкие преступления и снижение ответственности за преступления небольшой тяжести, совершённые впервые, новые основания освобождения от уголовной ответственности и другие нововведения, призванные усилить профилактический потенциал уголовного закона. Гилинский Я. И. Криминология: Курс лекций. — СПб., 2008. — С. 316.

Значительно изменена была Особенная часть: введено около 70 новых составов преступлений, декриминализовано более 80 составов, ранее предусматривавшихся УК РФ; в диспозиции и санкции практически всех статей, которые перешли из УК РСФСР в УК РФ, были внесены изменения.

Необходимость принятия нового уголовного законодательства была вызвана целым рядом причин. В первую очередь это обусловлено происшедшими в СССР на рубеже 1980-1990-х гг. социально-экономическими переменами. УК РСФСР 1961 г. перестал соответствовать новому этапу развития общества. Несмотря на многочисленные изменения, он оставался по своей сути кодексом прошлой эпохи. В этот период происходили качественные изменения преступности. С одной стороны, многие преступления утратили свою общественную опасность, с другой стороны, появились новые формы и способы общественно опасных деяний. Преступность приобретала все более организованный, профессиональный характер.

Таким образом, УК РСФСР 1960 г. перестал отвечать реалиям жизни. Он не обеспечивал охрану новых общественных отношений, запаздывал с криминализацией появившихся опасных для общества деяний. Снизилось значение уголовного закона в обеспечении социальной справедливости, защите прав и интересов граждан. Все это требовало коренной реформы уголовного законодательства. Вопрос о реформе уголовного закона ставился учеными-криминалистами и практиками начиная с середины 80-х гг. Он рассматривался почти на всех научных конференциях по проблемам уголовного права, в статьях и диссертациях. Так, уже в 1987 г. была подготовлена и издана теоретическая модель Общей части Уголовного кодекса. В ней была дана глубокая научная проработка основных положений реформы УК и сформулирована Общая часть будущего УК. Жалинский А.Э. О соотношении уголовного и гражданского права. // Государство и право. 2006. № 12. С. 50.

24 мая 1996 г. Государственная Дума РФ приняла Уголовный кодекс Российской Федерации. 13 июня 1996 г. он был подписан Президентом и вступил в действие с 1 января 1997 г. (взамен действующего прежде УК РСФСР 1960 г.). За советский период это третья кодификация уголовного законодательства России. Первая послереволюционная кодификация проходила в 20-е гг. и завершилась принятием УК РСФСР 1922=г., основных начал Уголовного законодательства Союза ССР и Союзных республик 1924 г., Уголовного кодекса РСФСР 1926 г.

Вторая кодификация советского уголовного законодательства проходила на рубеже 50-60 гг. 25 декабря 1958 г. Верховным Советом СССР приняты новые Основы уголовного законодательства Союза ССР и Союзных республик. 27 октября 1960 г. Верховным Советом РСФСР принят новый УК РСФСР. С 1 января 1961 г. он был введен в действие и просуществовал 35 лет. Яковлев A.M. Законодательное определение преступлений в сфере экономической деятельности//Государство и право. 2007. № 11. С. 40-41, 43.

В мае 1991 г. при Министерстве юстиции РСФСР была создана рабочая группа из числа ученых и практиков по разработке проекта нового УК РФ. В этот период в науке уголовного права формируется концепция нового УК России. Из этой концепции вытекали следующие задачи, которые должен был решить новый УК.

1. Обеспечить суверенное право Российской Федерации «осуществлять правосудие и уголовное преследование на своей территории в соответствии с собственным материальным и процессуальным правом». 2. В соответствии с новой Конституцией РФ закрепить и реализовать на практике принципы законности, справедливости, гуманизма, вины. 3. Изменить приоритетность в охране социальных благ, приняв за основу общепризнанную в мире систему ценностей. В первую очередь обеспечить охрану прав и свобод человека, демократических институтов правового государства, конституционного строя, общественной безопасности. 4. Учитывая криминальную ситуацию в стране, запретить наиболее опасные формы деяний сейчас и в более или менее отдаленной перспективе. 5. Реализовать принцип «экономии репрессий», учитывая, что уголовный закон не единственное и не решающее средство в борьбе с преступностью. В связи с этим из уголовного закона должны быть исключены малозначительные деяния и деяния, ответственность за которые может быть реализована в иной правовой сфере. Кроме этого, принцип «экономии уголовной репрессии» предполагает минимизацию и точную дозировку наиболее суровых мер уголовного наказания, и прежде всего лишения свободы.

6. Пересмотреть цели и изменить систему наказаний. Цели наказания должны соответствовать реально достигаемым на практике результатам карательного воздействия. Так, к целям наказания вряд ли можно отнести перевоспитание лица, совершившего преступление. Система наказаний должна быть освобождена от несвойственных уголовному праву наказаний (например, таких, как отстранение от должности; возложение обязанности загладить причиненный вред; общественное порицание) и расширена путем включения новых наказаний, более соответствующих условиям жизни современного общества.

7. Дополнить обстоятельства, исключающие уголовную ответственность, изменить институты освобождения от уголовной ответственности и наказания.

8. Важной задачей нового УК является его построение на основе соблюдения существующих технико-юридических правил правотворчества при учете мирового опыта.

9. Новый уголовный закон должен быть основан на Конституции РФ, согласован с международно-правовыми нормами и с иными отраслями российского права.

Следует подчеркнуть, что над подготовкой проекта УК или его разделов работали коллективы и отдельные ученые. За 1988-1994 гг. было подготовлено свыше 10 проектов УК.

В конце 1994 г. представленные проекты были объединены и вынесены на обсуждение депутатов Государственной Думы от членов Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе и Комитета по безопасности. Почти полтора года шла работа над проектом в Государственной Думе, а затем долгий процесс согласования с Федеральным собранием и Президентом. Лопашенко И.А. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика. — СПб., 2007. — С. 320-326.

В первую очередь следует подчеркнуть, что новый УК РФ имеет несомненные достоинства по сравнению с УК 1960 г. В новом УК реализованы многие идеи ученых-криминалистов, учтена практика применения старого УК, использованы традиции российского (до 1917 г.) и положительный опыт зарубежного уголовного законодательства. Теоретический уровень и правовая культура нового уголовного кодекса стали более высокими.

УК РФ 1996 г. отвечает современной иерархии социальных ценностей, принятых в демократическом государстве и закрепленных Конституцией РФ (ст. 2). В частности, в ст. 2 УК 1996 г. закреплены задачи уголовного кодекса: охрана прав и свобод человека и гражданина; собственности; общественного порядка и общественной безопасности; окружающей среды; конституционного строя; мира и безопасности человечества. Стала более современной структура УК. Традиционное деление на Общую и Особенную части дополнено выделением разделов, затем идут главы и статьи.

Значительно расширена Общая часть УК. По сравнению со старым УК в нее включены принципы уголовного права, категории преступлений, формы множественности, нормы об ограниченной вменяемости, понятие сложной вины и невиновного причинения вреда; формы соучастия и особенности ответственности при соучастии. Расширены обстоятельства, исключающие преступность деяния. В отдельном разделе регламентируется уголовная ответственность несовершеннолетних. Введены новые виды наказаний. Побегайло Э. Ф. Кризис современной российской уголовной политики // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние. Саратов, 2004. С. 103.

В новом УК впервые закреплены принципы законности, гуманизма, равенства граждан перед законом, вины, справедливости. Это положительное нововведение. Главное, чтобы эти принципы не остались декларацией, чтобы они применялись на практике.

В Кодексе дано более четкое и лаконичное понятие преступления как виновного, общественно опасного, противоправного и наказуемого деяния. Здесь уместно напомнить, что в последнее время высказывались предложения об исключении из характеристики понятия преступления признака общественной опасности. В частности, такая попытка была предпринята в альтернативном проекте, подготовленном группой ученых Московской юридической академии (А.Б. Здравомыслов, Ю.А. Красиков, А.И. Рарог и др.). Хотя этот признак более социальный, чем правовой, и его содержание достаточно трудно определить на практике, но он стал традиционным для советского уголовного права. По нашему мнению, его можно было бы заменить указанием на то, что все преступления создают угрозу или причиняют реальный вред личности, обществу или государству. Это более точный и конкретный признак. Гилинский Я.И. Уголовная политика Российской Федерации: То be or not to be? // Индекс: Досье на цензуру. — 2003. — № 18.

При определении возраста, с которого наступает уголовная ответственность, проект УК воспроизвел норму УК 1960 г., записав, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. Следует заметить, что в проекте, подготовленном в Государственно-правовом управлении Президента, предлагалось снизить возраст, с которого наступает уголовная ответственность, до 14 лет по всем преступлениям. Эта идея, по нашему мнению, вполне обосновано была отвергнута. Вместе с тем следует положительно оценить включение в УК 1996 г. нормы о возрастной невменяемости. Несовершеннолетний подлежит освобождению от уголовной ответственности, если из-за отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, он не мог в полной мере осознавать общественно опасный характер своих действий или руководить ими. Не включены в новый УК РФ и нормы об уголовной ответственности юридических лиц. В проекте УК предлагалось закрепить раздел, регулирующий уголовную ответственность юридических лиц. В проекте Особенной части УК предусматривалась уголовная ответственность юридических лиц за экономические, экологические и ряд других преступлений. Жалинский А.Э. Оптимизация уголовного правотворчества в современной социальной обстановке: Обзор материалов научного обсуждения на круглом столе «Уголовный закон и интересы страны» // Государство и право. — 2006. -№ 1. С. 108.

В новом УК РФ значительно увеличен круг обстоятельств, исключающих преступность деяния. Кроме традиционных для советского уголовного права (необходимая оборона и крайняя необходимость) введены такие обстоятельства, как задержание преступника, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения. Вместе с этим в ряде случаев законодателю не удалось найти четких критериев ограничения преступного от непреступного.

В статьях Особенной части Кодекса допускается применение смертной казни в пяти случаях: убийство при отягчающих обстоятельствах, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, геноцид.

Современная реформа уголовного законодательства как отражение непоследовательности уголовной политики России (Ревин В.П.)

Дата размещения статьи: 22.04.2015

За прошедший, более чем пятнадцатилетний период применения действующего УК РФ в него внесено множество не всегда продуманных и противоречащих общей концепции уголовного законодательства изменений и дополнений. Они часто продиктованы сиюминутными событиями, а не обусловлены существенными переменами в общественных отношениях и изменениями криминальной ситуации в РФ. Возникает резонный вопрос, имеется ли конкретная стратегия развития уголовной политики и совершенствования уголовного законодательства РФ? Вполне очевидно, что хаотичная законотворческая деятельность может улучшить отдельные нормы, но вряд ли способна улучшить в целом уголовное законодательство. Всего за период действия УК РФ (по состоянию на 25 августа 2014 г.) было внесено почти 2000 поправок. В Общую часть УК внесено 234 изменения, в Особенную часть — 1696. Значительная часть изменений в УК РФ носят редакционный характер, например, уточнение некоторых понятий и определений в диспозициях, приведение названий статей в соответствие с ее содержанием, изменения санкций. Были также уточнены оценочные признаки, в основном они связаны с конкретизацией преступного последствия в виде «крупного ущерба» и «особо крупного размера» и др.
Больше всего поправок, касающихся криминализации деяний, было внесено в нормы о преступлениях в сфере экономической деятельности (главу 22 УК РФ), нормы о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (глава 19 УК РФ) и нормы о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка (глава 24 УК РФ).

Казалось бы, все правильно, что может быть важнее защиты экономики в наш затянувшийся переходный период, ну а о защите жизни и здоровья и ставить вопрос не стоит — это вечная социальная ценность, которую необходимо защищать уголовно-правовыми средствами. Но тогда почему не уменьшается количество насильственных посягательств на жизнь и половую неприкосновенность подростков, почему ущерб от преступлений, посягающих на собственность, взыскивается минимально?
Уголовная статистика отражает неблагоприятные тенденции, например, в прошедшем году, по данным МВД, свыше 80 тыс. детей пострадало от физического насилия и почти 8500 детей стали жертвами педофилов, при этом правоприменительная и судебная практика в отношении виновных лиц остается вялой и неэффективной .
———————————
Имеют место случаи назначения в России небольших сроков лишения свободы этим лицам или даже условного наказания. В это же время в последний год в США за аналогичное преступление был казнен Р. Смит, а в Японии — У. Кабаяси.

В рамках уголовной политики государства возникает необходимость различать, научиться оценивать и принимать меры, во-первых, к повышению эффективности правоприменительной практики, во-вторых, к повышению эффективности уголовно-правовых норм и институтов. Я не противопоставляю эти два процесса, они могут, безусловно, развиваться одновременно, но думается, что они должны осуществляться на плановой и долгосрочной, продуманной и взвешенной основе, возможно закрепленной в Концепции уголовной политики, утвержденной руководством государства. И если нормы права, после их принятия, приобретают объективно-субъективные качества, то правоприменительная практика в большей степени лежит в плоскости субъективной и во многом зависит от системы организации, профессиональных знаний, навыков, умений и добросовестности конкретных лиц, обеспечивающих их применение. В комплексности воздействия на преступность по различным направлениям и могут проявляться положительные свойства уголовной политики России.

Качество уголовно-правового регулирования, как, очевидно, считает законодатель, можно улучшить внесением изменений, которые часто превращают Уголовный кодекс, по образному выражению, в «латание тришкина кафтана». При этом нередко нарушаются правовая логика и юридическая технология Уголовного кодекса, а вопросы решаются очень просто, или криминализировать или декриминализировать деяние, или снизить, или увеличить санкции. И тенденции уголовной политики в свете изменений УК РФ с момента введения его в действие однозначно показали, что процесс криминализации преобладает над процессом декриминализации в соотношении 5 к 1.
Чрезмерно активное реформирование УК РФ в последние годы привело к высказываемой рядом специалистов идее о кризисе уголовно-правового регулирования и необходимости подготовки нового Уголовного кодекса. Думаю, что необходимо в современных условиях вести речь о кризисе уголовной политики государства, если рассматривать ее как долгосрочную стратегию оптимизации мер противодействия преступности, а основой и правовой базой такой стратегии является, как известно, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. По мнению автора, первоочередными должны быть не столько изменения уголовного законодательства, сколько упорядочение уголовной политики. Изменения, вносимые в уголовный закон, должны базироваться на продуманной и долгосрочной концепции уголовной политики , развитии положений, которые в свою очередь основаны на мониторинге коренных и долгосрочных тенденций развития общественных отношений и криминальных проявлений, выделения тех из них, которые требуют уголовно-правовой защиты. Претензии за отсутствие четкой и осмысленной и продуманной на перспективу уголовной политики, мне кажется, необходимо отнести не в адрес руководителей государства либо законодателей, которые, безусловно, определяют общую стратегию правоохранительных ведомств и проблемы их финансирования и концентрации ресурсов на тех или иных направлениях. Основную роль должны играть правоохранительные министерства и высшие судебные органы, в наибольшей степени воздействующие на преступность. Именно они обязаны не только докладывать политическому руководству об итогах года, как это традиционно принято, но они должны представлять оценки эффективности нормативно-правового обеспечения своей деятельности на среднесрочную и долгосрочную перспективу и меры по повышению эффективности правоприменительной практики. Сюда входит совершенствование уголовного и иных отраслей законодательства или конкретных норм, находящихся в сфере их деятельности. Для этого у всех правоохранительных ведомств, спецслужб и судебных органов имеются научные учреждения, аналитические и методические подразделения. Они заинтересованы в «качественном» уголовном законе и разумной и непротиворечивой практической уголовной политике. Необходимо только нацелить их на выполнение соответствующих задач и стимулировать их выполнение, формулируя и внося предложения в Правительство РФ, которое и может формировать план законодательных инициатив и готовить, на основе плана, используя интеллектуальный потенциал соответствующих правоохранительных ведомств, законопроекты и вносить их на рассмотрение в Госдуму.
———————————
Автор принимал участие в разработке одной из концепций. См.: Концепция государственно-правовой политики в области борьбы с преступностью (проект). М.: Академия МВД России, 1996.

Нынешнюю динамику качественных изменений УК РФ в самом общем виде можно представить следующим образом. Самое большое количество изменений, внесенных в УК, связано с увеличением или понижением сроков или размеров наказаний. Так, например, сроки лишения свободы были подняты в санкциях 60 статей, а понижены — в 140.
Имеют место изменения, которые связаны с ужесточением уголовной ответственности за насильственные преступления в отношении подростков, криминализированы экстремистские преступления, преступления, посягающие на собственность и иные экономические отношения. Так, в 2009 г. в ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 111, ч. 2 ст. 112 УК РФ введено понятие «малолетний» в квалифицированные составы этих статей. Усилена уголовная ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в отношении несовершеннолетних (ч. 3 ст. 228.1 УК РФ), склонение несовершеннолетних к их потреблению (ч. 3 ст. 230 УК РФ), а также повышены сроки наказания за изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическим изображением несовершеннолетних (ст. 242.1 УК РФ). Продолжая политику защиты несовершеннолетних, в 2011 г. была установлена уголовная ответственность за розничную продажу им алкогольной продукции и др. В 70 случаях это повлекло изменение категорий преступлений. Следует отметить, что криминализация пока не проявила отчетливых тенденций. Об этом косвенно свидетельствует, в частности, то, что после принятия Федерального закона в декабре 2009 г. , направленного на усиление уголовной ответственности за совершение насильственных преступлений против малолетних и несовершеннолетних, наблюдается даже увеличение в некоторые годы количества проявлений педофилии и других форм насилия в отношении подростков. Значит, дело здесь не только в ужесточении наказаний, но и в продуманной и эффективной системе профилактики, с учетом индивидуальных психологических особенностей личности правонарушителей и предупредительного воздействия на них.
———————————
Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ; Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 14-ФЗ.

Оценивая в целом текущее реформирование Уголовного кодекса РФ, невозможно однозначно оценить нововведения, но изложенные результаты уже сейчас свидетельствуют о том, что необходимо разработать оптимальную концепцию реформирования уголовного законодательства как одного из направлений уголовной политики.

Уголовное реформа кодекса

  • КОНФЕРЕНЦИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА «УГОЛОВНОЕ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»: РЕФОРМА УГОЛОВНОГО ЗАКОНА, УГОЛОВНЫЙ ПРОСТУПОК, УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРЕЮДИЦИЯ

Андреева О., Лонь С., Рукавишникова А., Трубникова Т.
Вектор направления дальнейшего развития уголовного судопроизводства
|Аннотация|

Андрюхин Н.
Проблемные аспекты реализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних
|Аннотация|

Бабаев М., Пудовочкин Ю.
Уголовное наказание: проблемы теоретического понимания и уголовно-политическое значение
|Аннотация|

Балтабаев К.
Особенности Уголовного кодекса Республики Казахстан
|Аннотация|

Безверхов А., Денисова А.
О становлении института уголовного проступка в системе российского уголовного права
|Аннотация|

Боровиков В.
Оценочные признаки в уголовном законе и их влияние на судебную практику
|Аннотация|

Буланова Н.
Прокурор в уголовном судопроизводстве: пути совершенствования процессуального статуса
|Аннотация|

Гаврилов Б.
Совершенствование досудебного производства как фактор повышения эффективности уголовного судопроизводства в России
|Аннотация|

Звечаровский И.
Категория «уголовный проступок» в контексте либерализации уголовной политики России
|Аннотация|

Иванов Н.
Уголовная политика России и совершенствование уголовного законодательства
|Аннотация|

Иванчин А.
О пользе разумного использования административной преюдиции в уголовном праве (в связи с постановлением Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2017 г. № 2-П)
|Аннотация|

Иногамова-Хегай Л.
Современные тенденции криминализации и декриминализации в российском уголовном праве
|Аннотация|

Кадников Н.
Категоризация преступлений в зависимости от их тяжести как основа построения многих институтов Общей части уголовного права
|Аннотация|

Карабанова Е.
Учет многообъектности преступлений при формировании пенологической концепции российского уголовного права
|Аннотация|

Кибальник А.
Уголовный проступок и его правовые последствия
|Аннотация|

Коробеев А., Ширшов А.
Уголовный проступок сквозь призму института административной преюдиции: благо или зло?
|Аннотация|

Кострова М.
Уголовно-правовые механизмы компенсаторного характера как один из трендов современной «экономико-ориентированной» уголовной политики России
|Аннотация|

Кругликов Л., Лапшин В.
О последствиях включения категории «уголовный проступок» в российский уголовный закон
|Аннотация|

Лопашенко Н.
Снижение репрессивности уголовного закона: предлагаемые меры и их оценка
|Аннотация|

Наумов А.
Уголовный проступок как преступление небольшой тяжести
|Аннотация|

Печегин Д.
Процессуальные проблемы введения категории «уголовный проступок» в уголовное законодательство Российской Федерации
|Аннотация|

Рарог А.
О количественных признаках состава преступления
|Аннотация|

Решетников А.
Уголовный проступок и неоконченное преступление: точки соприкосновения
|Аннотация|

Руднев В.
Следственный судья и меры уголовно-процессуального принуждения
|Аннотация|

Тимошенко Ю.
Уголовный проступок: способ межотраслевого сближения или дифференциации уголовной ответственности?
|Аннотация|

Толкаченко А.
Некоторые вопросы развития сферы уголовной юстиции
|Аннотация|

Третьяк М.
Мелкое хищение: административная преюдиция или уголовный проступок?
|Аннотация|

Цепелев В.
Уголовно-политическая обусловленность уголовного законодательства
|Аннотация|

Яцеленко Б.
Проблемы соблюдения принципа законности в контексте совершенствования уголовного законодательства России
|Аннотация|

Владимир Сергеевич Комиссаров

Информация для системы Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Особенная часть Уголовного кодекса Японии (стр. 1 из 2)

Особенная часть Уголовного кодекса Японии

1. Источники Особенной части уголовного права Японии

2. Развитие Особенной части уголовного законодательства Японии

3. Структура Особенной части уголовного законодательства Японии

уголовное право япония

1. Источники Особенной части уголовного права Японии

Нормы Особенной части уголовного права Японии содержат УК, специальные уголовные законы и нормативные акты неуголовного и местного законодательства. Японское уголовное право представляет собой довольно редкое по сравнению с другими странами сочетание систем континентального и общего права. УК является моделью романо-германской системы права, специальные уголовные законы — носители преимущественно англосаксонского влияния. Уникальность развития уголовного законодательства Японии заключается в ее обособленности до XIX в. от правового влияния западных культур.

УК имеет в Особенной части характерные черты «национальной» правовой системы: многие составы описаны общим и неопределенным образом; широкое законодательное усмотрение в криминализации деяний в Особенной части вследствие отсутствия целого ряда понятий и определений в Общей части УК; широкие рамки санкций за отдельные составы, возможность смягчения и ужесточения (например, при рецидиве) наказания по усмотрению суда. До конца XX в. в Особенной части были сохранены «рудиментные» нормы, например, о посягательствах на императорскую фамилию.

Как уже отмечалось нами ранее, специальных уголовных законов в Японии более тридцати (Закон о преступлениях, Закон о пресечении подрывной деятельности, Закон о наказуемости насильственных действий, Закон о пресечении проституции и др.). Число уголовно-правовых норм неуголовного законодательства чрезвычайно велико, они широко рассредоточены по различным отраслям и подотраслям права (конституционного, гражданского, административного, уголовно-исполнительного и др.). Среди них, например, Закон о предупреждении загрязнения воздуха, Закон о государственных служащих и Антимонопольный закон. Нормы об уголовных наказаниях содержат многие акты хозяйственного законодательства, законодательства о выборах на публичные должности, законодательства о дорожно-транспортном движении, что создает большие трудности при квалификации деяний и при восприятии уголовного законодательства населением. В специальных уголовных законах за ряд преступлений предусмотрена даже смертная казнь: о преступной дуэли, о санкциях за нарушения правил контроля над взрывчатыми веществами, о санкциях за насильственный захват воздушных судов и др.

2. Развитие Особенной части уголовного законодательства Японии

До Второй мировой войны Особенная часть УК Японии 1907 г. практически не изменялась, внесены были лишь следующие коррективы: по закону от 15 апреля 1921 г. изменены санкции за присвоение, связанное с профессиональной должностью преступника (ст. 253); введена новая глава о посягательствах на общественное спокойствие и порядок (гл. 7-II); введены санкции за неисполнение принудительных мер (ст. 96-П), за препятствие принудительным торгам и дачу консультаций с этой целью (ст. 96-Ш); изменены и дополнены нормы о взяточничестве (ст. 197, ст. 198). Эти коррективы соответствовали тогдашнему режиму всеобщей мобилизации нации. Сюда же относятся меры по правовой охране тайн (1937-1941 гг.) и Особый уголовный закон военного времени (1942 г.), а также важнейший акт политико-репрессивного законодательства-Закон о поддержании общественного спокойствия (1925 г.).

Послевоенная реформа УК имела целью привести кодекс в соответствие с новой конституцией 1946 г. Содержание реформы таково. По закону от 26 октября 1947 г. в Особенной части УК отменены нормы о посягательствах на общественное спокойствие и порядок (гл. 7-11), декриминализирован адюльтер со стороны жены (ст. 183), увеличена кара за злоупотребление властью должностными лицами (ст.ст. 193 -195), за насильственные действия (ст. 208), угрозы (ст. 202). Сразу же после поражения Японии, в самом начале оккупации, был отменен ряд политико-репрессивных законов, а также законов, охраняющих тайну. Шпионаж и другие преступления, предполагающие состояние войны, также были удалены из кодекса. Чтобы более полно гарантировать свободу самовыражения, положение о наказуемости нарушения общественного спокойствия и порядка было изъято, а положение о клевете подверглось изменениям. Теперь человек, сделавший клеветническое заявление, не наказывался, если он действовал в интересах общества и предоставил доказательства правдивости своего заявления (ст. 230-П).

Отмена главы о посягательствах на императорскую фамилию (ст.ст. 73-76), глав и дипломатических представителей иностранных государств (ст.ст. 90, 91) мотивирована ее несоответствием конституционному принципу равенства перед законом и изменением статуса императора. Положение относительно адюльтера было также исправлено в свете конституционной нормы о равенстве полов. По УК 1907 г. жена и ее любовник могли быть наказаны по требованию мужа, в то время как муж, совершивший измену с другой женщиной, не наказывался. Альтернатива, вставшая (под давлением американских оккупационных властей) перед японскими парламентариями, состояла в следующем: или карать и мужа и жену, или совсем декриминализировать адюльтер. После долгих дебатов в парламенте (состоявшем из мужчин) был избран последний вариант.

Оценивая изменения законодательства в конце XX в., следует отметить, что они были относительно незначительны и явились результатом реагирования на изменения преступности; имевшее место усиление репрессии также было сравнительно невелико. В 1980 г. поправками к ст.ст. 197 и 197-П УК были увеличены сроки лишения свободы за взяточничество. В 1986 г. в соответствующие статьи УК внесены изменения, касающиеся компьютерных преступлений, в 1987 г. — в связи с подписанием Японией международных конвенций о преступлениях против лиц, пользующихся международным иммунитетом, и о борьбе с захватом заложников. Основные преобразования, внесенные в него Законом от 12 мая 1995 г., заключаются в следующем: отменена ст. 200 (убийство родственника), исключены части вторые в каждой из статей: 205, 218 и 220. В результате кодекс почти за вековую свою историю не претерпел в целом сколько-нибудь существенных, революционных изменений. Итак, в сегодняшней Японии действует Уголовный кодекс, принятый Законом от 24 апреля 1907 г.

Последние изменения в него были внесены Законом № 91 от 12 мая 1995 г. В новой редакции Уголовный кодекс Японии действует с 1 июня 1996 г.

В 1980-2000-е гг. были введены (или пересмотрены) следующие уголовно-правовые нормы неуголовного законодательства:

1. Поправками к законам о налогообложении в 1981 г. в целях борьбы с организованной преступностью увеличены санкций за уклонение от уплаты налогов (лишение свободы на срок до пяти лет и штраф до 5 млн иен);

2. Законом, регламентирующим предпринимательство в области ссудного капитала, и поправкой к Закону, регулирующему денежные вклады, депозиты и начисление процентов, в 1983 г. введены уголовно-правовые нормы, направленные на борьбу с распространившимся «акульим промыслом». Согласно этим нормам, в уголовном порядке стали преследоваться запугивание и вымогательство денег у неплательщиков; предусмотрено усиленное уголовное наказание за превышение суммарного годового процента, установленного законом;

3. Законом о размещении интегральных полупроводниковых схем 1985 г. введены уголовно-правовые нормы, предусматривающие уголовные наказания в цепях охраны информации как собственности;

4. Откликом на распространение наркомании явились пересмотр в 1982 г. Закона о контроле за сильнодействующими и ядовитыми веществами — потребление органических растворителей (легкодоступных заменителей наркотиков) стало караться лишением свободы; а также пересмотр в 1990 г. в сторону ужесточения наказания Закона о контроле за наркотическими веществами, Закона о контроле за веществами, полученными из конопли, и Закона о контроле за стимулирующими средствами.

В отличие от УК, незначительно реформированного после войны и редко подвергавшегося изменениям (в том числе и применительно к нормам Особенной его части), специальные уголовные законы и нормы неуголовного законодательства являлись весьма динамичным компонентом японского уголовного законодательства.

3. Структура Особенной части уголовного законодательства Японии

Структурно Уголовный кодекс Японии разделен на две части: Общую и Особенную. Первая называется «Общие положения», часть вторая — «Преступление». Вместе с тем в самом законе статьи УК названий не имеют. Поскольку в оригинале текста Особенной части Уголовного кодекса Японии нет наименования статей, то их названия формулируются издателем, составителем или редактором, исходя из содержания данной статьи (которые, как правило, берутся в скобки, для пояснения, что название статьи отсутствует в оригинале текста закона). Исследователи (к примеру, В.Н. Еремин) обратили внимание, что названия статей УК Японии в сборниках разных издательств имеют различия.

С содержательной стороны Особенная часть УК Японии характеризуется чрезмерной лаконичностью, архаичностью юридического языка, своеобразием понятийно-категориального аппарата и юридической техники. Редакционные дополнения, изменения и уточнения, внесенные в УК Японии Законом № 91 от 12 мая 1995 г., улучшили его содержание и, тем самым, уяснение японцами. Однако закон все еще сложен как для восприятия и понимания его простыми гражданами, так и для трактовки его специалистами и органами правосудия, особенно в сочетании с применением норм специальных уголовных законов, других отраслей японского законодательства, судебных прецедентов.

Особенная часть УК содержит перечень преступлений и ответственность за их совершение. Как отмечают С. Оно, К. Сайто, «задача теории Особенной части уголовного права Японии состоит в раскрытии свойственного каждому преступлению состава (особенного состава или типа преступления)». Например, особенный состав убийства — это «убить человека», а особенный состав кражи — «похитить предмет чужого имущества». В Особенной части уголовного права обыкновенно определяется то действие, за которое должно быть назначено наказание, другими словами: в большинстве своем уголовные законы состоят из «постановления о составе преступления» (это понятие соответствует понятию «диспозиции» в российском правоведении) и «постановления о наказании» (соответствует понятию «санкции»), как это видно, например, из редакции ст. 199 УК: «кто убивает человека», «наказывается смертной казнью, либо лишением свободы с принудительным физическим трудом без срока или на не ниже трех лет».

Уголовное законодательство Норвегии

© Издательство «Юридический центр Пресс», 2003

© Ю. В. Голик, науч. ред., вступ. статья, 2003

© А. В. Жменя, перевод с норвежского, 2003

Уважаемый читатель!

Перед Вами книга, входящая в серию работ, объединенных общим названием: «Законодательство зарубежных стран», реализуемую издательством «Юридический центр Пресс».

Обращение к опыту зарубежного законотворчества позволяет представить отечественную правовую систему в соотношении с правовыми системами других государств, ибо, как писал Рене Давид: «Мир стал един. Мы не можем отгородиться от людей, которые живут в других государствах, других частях земного шара. Необходимое международное взаимодействие или, во всяком случае, простое сосуществование требует, чтобы мы открыли наши окна и посмотрели на зарубежное право».

Правоведу предпочтительней обратиться к первоисточнику и самому поразмышлять об особенностях законодательства той или иной страны, его сильных и слабых сторонах и сравнить с законодательством собственной страны с тем, чтобы понять ценности и приоритеты, тенденции и перспективы его развития.

В предлагаемой Вашему вниманию серии планируется издание не только тех зарубежных кодексов, которые в последние годы появились в переводе на русский язык, но и тех, которые все еще сравнительно мало известны российским юристам. К научной подготовке этих изданий привлекаются преподаватели ведущих вузов России, известные зарубежные криминалисты, обладающие большим опытом научных исследований в области юриспруденции, а также высококвалифицированные переводчики.

Издательство «Юридический центр Пресс», рожденное в городе, который по своему историческому предназначению был призван стать «окном в мир», надеется внести свою скромную лепту в то, чтобы еще шире распахнуть «наши окна» и обозреть зарубежное право во всем его богатстве и многообразии.

Надеемся на этой стезе найти в Вас благодарного и взыскательного Читателя.

Вступительная статья

Уголовное законодательство Норвегии состоит из двух кодексов: Общегражданского уголовного кодекса (Уголовного кодекса) и Военного уголовного кодекса. Оба они были приняты в один день на заре прошлого века в 1902 году и с тех пор исправно служат государству и народу этой скандинавской страны с суровым климатом и степенными, полными достоинства людьми. Когда Кодексы писались, в Норвегии использовался несколько другой язык. Сегодня его называют старонорвежским. Однако через несколько лет была проведена соответствующая реформа сродни той, что в 1917–1918 гг. была проведена в России, и Норвегия перешла на тот язык и на ту грамматику, которая существует и поныне. Язык изменился, а Уголовные кодексы остались. Разумеется, в них неоднократно вносились всевозможные изменения – в Общегражданский значительно чаще, а в Военный реже – и они в этой связи оказались написанными как бы на двух языках: старонорвежском (особенно это касается Военного уголовного кодекса), со всеми прелестями оборотов и анахронизмов, и современном. Для носителей языка это не Бог весть какая проблема – читаем же мы без труда дореволюционные тексты с «ятями» и «фитой», хотя названия и написание этих букв бо́льшая часть читателей уже и не знает. Для переводчика же это оказалось серьезной проблемой – надо было передать не только точное значение термина, но и смысл, который законодатель вкладывал в него тогда, передать сам «дух закона».

Я недаром упомянул «дух закона». Норвежцы очень бережно и даже трепетно относятся к своей истории. Это проявляется во всем. Например, в преамбуле к Уголовному кодексу перечислено несколько десятков законов, которые предшествовали принятию данного Уголовного кодекса, поскольку именно они регулировали вопросы преступности и наказуемости деяний, а начинается этот перечень с актов XVII в., о которых уже никто, кроме историков, и не помнит. Такие же указания есть и в Военном уголовном кодексе. Подобное отношение к собственному достоянию, безусловно, внушает уважение.

Оба эти документа действуют в паре. В Военном уголовном кодексе есть множество указаний на Общегражданский кодекс, который является в данном случае как бы основным, базовым, ибо Военный уголовный кодекс действует только в отношении военных преступлений и правонарушений, предусмотренных самим этим нормативным актом. Он состоит их четырех частей, но часть третья «Военные статьи» действует только в военное время (§ 3), а часть четвертая утратила свою силу более восьмидесяти лет тому назад.

Норвежское законодательство очень своеобразное. На сегодняшний день в этой стране едва ли не самое разработанное законодательство по вопросам рыболовства. Большое внимание уделяется всему морскому праву, что нашло свое отражение и в Уголовном кодексе, где целая глава – 30-я – посвящена преступлениям на море. В равной степени норвежцы очень бережно относятся к охране окружающей среды. Внимательный читатель может найти в Кодексе § 400, где предусмотрена ответственность для тех, кто без специального разрешения собирает морошку на морошковых полях в районе г. Тромсе. Именно там расположены самые большие в Скандинавии девственные, по сути дела реликтовые морошковые поля. Эта норма закона не менялась с момента принятия Кодекса, хотя тогда, как мы прекрасно понимаем, вопрос охраны окружающей среды не стоял так остро, как сегодня.

Структурно Кодекс состоит из трех частей, подразделенных на сорок три главы, в которых объединено 436 параграфов (на самом деле такое количество было на момент принятия, а сейчас – с учетом последующих изменений – их чуть больше). Часть 1 содержит общие положения. Говоря привычным для нас языком – это Общая часть Уголовного кодекса. Часть 2 озаглавлена «Преступления» и является Особенной частью Уголовного кодекса. Часть 3 называется «Незначительные преступления» и представляет собой нечто вроде перечня уголовных проступков, которые законодатель счел необходимым включить в Уголовный кодекс, но в то же время в силу их малозначительности не стал их включать в Часть 2. Почти всегда названия глав Части 3 дублируют названия соответствующих глав Части 2 с соответствующим добавлением. Так, глава 11 (Часть 2) называется «Должностные преступления», а глава 33 (Часть 3) – «Незначительные должностные преступления».

Следует обратить внимание на то, что сам закон рассматривает преступления и незначительные преступления как две различные правовые категории. Именно такой вывод следует из сопоставления абз.1 § 2: «Уголовно наказуемые деяния, рассматриваемые во второй части настоящего Закона, являются преступлениями» и абз.2 § 2: «Уголовно наказуемые деяния, рассматриваемые в третьей части настоящего Закона, являются незначительными преступлениями». Это, видимо, объясняется тем, что теория уголовного проступка появилась несколько позже принятия Норвегией Уголовного кодекса, поэтому и осталась такая самобытная терминология.

Отличия между преступлениями и незначительными преступлениями, как следует из абз.1 § 2, заключаются в размере наказания, предусмотренного за конкретное деяние: преступление – это такое деяние, которое может привести «к тюремному заключению на срок свыше 3 месяцев, содержанию под стражей на срок свыше 6 месяцев или увольнению с официальной службы в качестве основного наказания». (§ 3 Военного уголовного кодекса дает немного отличное от этого понятие преступления). Никакого другого указания на то, что́ законодатель понимает под преступлением, в Кодексе нет. Это достаточно типичная ситуация для многих стран, когда законодатель не дает никакого специального общего определения преступления, полагая, что под преступлением следует всегда понимать то, что описано в данном законе.

Кстати, из анализа текста этого же параграфа следует, что преступления могут быть предусмотрены и иными законами, однако практика последних десятилетий идет по тому пути, что все иные нормоустановления инкорпорируются в Уголовный кодекс, который является единым нормативным актом, предусматривающим преступность и наказуемость деяний.

Что касается наказания, то закон так же не содержит никакого общего определения наказания, а сразу переходит к видам наказания. Наказания существуют обычные – § 15 и дополнительные – § 16. К основным относятся тюремное заключение, арест, содержание под стражей, общественные работы и штрафы (закон – здесь и в Особенной части – говорит именно о штрафах, а не о штрафе. Везде употребляется множественное число). При назначении тюремного заключения суд может дополнительно назначить штрафы, вне зависимости от того, предусмотрены они санкцией за данное правонарушение или нет (§ 26а). Точно так же суд может поступить при назначении наказания в виде общественных работ (§ 28а).

К дополнительным наказаниям относятся лишение гражданских прав (§§ 29–31) и запрет на нахождение в определенных районах (§ 33). Среди лишения гражданских прав специально выделяется лишение права «навсегда или на определенное время» служить в армии Королевства (права на военную службу) – § 30. Иными словами, в Норвегии уже более ста лет закон рассматривает службу в армии как почетный долг и обязанность каждого гражданина, а лишение этого права возможно лишь в случае совершения преступления и только по суду.

Помимо собственно уголовного наказания закон предусматривает и иные правовые последствия совершенного деяния. Наибольший интерес представляет принудительное психиатрическое лечение (§ 39) и принудительное попечение (§ 39а), которое осуществляется в специализированном, соответствующим образом оборудованном учреждении службы здравоохранения. Применяется к лицам, освобожденным от наказания на основании абз. 2 § 44 (эти лица во время совершения деяния имели психическое расстройство высокой степени). По сути дела речь идет о разных режимах принудительного психиатрического лечения.

Несомненный интерес для российского читателя представляет глава 3а «Уголовная ответственность предприятий», появившаяся в кодексе относительно недавно – в июле 1991 г. Глава совсем небольшая, в ней всего два параграфа, но они принципиально изменили юридическую картину. Речь идет об ответственности юридических лиц в широком смысле этого слова: «Под предприятием подразумевается компания, объединение или иная ассоциация, единоличное предприятие, образование, жилищная или публичная деятельность» (абз. 2 § 48а). Как свидетельствуют те, кто знает Норвегию, эти нормы действуют. В качестве наказания применяются штрафы и лишение права осуществлять какую-либо деятельность или ее отдельные формы.

Особенная часть начинается с главы 8 «Преступления против независимости и безопасности государства» (надо заметить, весьма проработанная глава, в которую неоднократно вносились изменения за прошедшее столетие). Учитывая, как построена эта глава и какое внимание ей уделяет законодатель, можно сделать вывод, что норвежцы исходят из того, что только сильное государство способно защитить права человека и гражданина, поэтому не имеет никакого принципиального значения, где и под каким номером помещены статьи о защите личности. Важно, ка́к эта личность охраняется. А охраняется она хорошо. Во всяком случае, с точки зрения законодательства. Уже глава 10 «Преступления, касающиеся осуществления гражданских прав» нацелена на это, а далее идет ряд глав, где подробно описаны соответствующие группы преступлений: глава 19 – «Преступления сексуального характера», глава 20 – «Преступления, связанные с семейными отношениями», глава 21 – «Преступления против личной свободы» и т. д.

Завершает кодекс Часть 3, содержащая более ста статей, предусматривающих ответственность за малозначительные преступления.

Итак, я обратил внимание пытливого читателя лишь на наиболее значимые моменты в уголовном законодательстве Норвегии. Но эти моменты показались интересными мне, и это не означает, что они будут интересны и всем остальным. Специалисты найдут здесь для себя много интересного, а просто любопытные обогатятся новыми знаниями.

Ю. В. Голик, доктор юридических наук, профессор Елецкого государственного университета, директор Центра Российского государственного торгово-экономического университета по изучению организованной преступности в экономике и торговле.

Общегражданский уголовный кодекс (уголовный кодекс)

Принят 22 мая 1902 года С изменениями на 21 марта 2003 года

Название Закона изменено в соответствии с Законом от 23 января 1998 г. № 9. См.: Законы от 13 декабря 1946 г. № 14, от 11 июня 1971 г. № 52, ранее книгу NL 6, предписание от 4 марта 1690 г., 6 февраля 1694 г., 21 сентября 1695 г., 16 октября 1697 г., 22 октября 1701 г. (см. предписание от 24 января 1710 г. и 12 февраля 1745 г., рескрипт от 8 августа 1738 г. и 23 сентября 1763 г., инструкции от 9 декабря 1746 г. и 5 июня 1776 г.), 8 октября 1725 г., 17 марта 1741 г., 7 февраля 1749 г., 20 ноября 1750 г., 5 февраля 1751 г., 23 февраля 1752 г., 18 декабря 1767 г., 27 апреля 1771 г., 20 февраля 1789 г., 27 сентября 1799 г., 19 апреля 1805 г., 28 сентября 1813 г., Законы от 25 октября 1815 г., 20 августа 1842 г., 27 мая 1854 г., 4 июля 1857 г., 9 июня 1866 г., 4 мая 1872 г., 3 июня 1874 г., 30 апреля 1877 г., 29 мая 1879 г., 9 июня 1883 г., 6 июня 1884 г., 21 июня 1886 г., 6 июля 1887 г., от 29 июня 1888 г. № 2, 29 июня 1889 г., 28 июня 1890 г., 6 июля 1891 г., 18 июня 1892 г., 2 мая 1894 г., 23 июля 1894 г. и 6 июня 1896 г.

Часть 1. Общие положения

Вводные положения

§ 1. Первая часть настоящего Закона применяется в отношении всех уголовно наказуемых деяний, если не установлен иной порядок. Уголовный кодекс действует с ограничениями, следующими из договоренностей с иностранными государствами или норм международного права.

Изменен в соответствии с Законом от 19 июля 1996 г. № 57 (вступил в силу 24 июля 1996 г.).

§ 2. Уголовно наказуемые деяния, рассматриваемые во второй части настоящего Закона, являются преступлениями. При условии, если не установлено иное, то же самое касается уголовно наказуемых деяний, рассматриваемых в других законах, если они могут привести к тюремному заключению на срок свыше 3 месяцев, содержанию под стражей на срок свыше 6 месяцев или увольнению с официальной службы в качестве основного наказания.

Уголовно наказуемые деяния, рассматриваемые в третьей части настоящего Закона, являются незначительными преступлениями, так же, как и рассматриваемые в других законах, если они не относятся к преступлениям в соответствии с вышесказанным.

§ 3. Если уголовное законодательство было изменено после совершения деяния, то, за исключением случаев, когда установлен иной порядок, применяются положения уголовного законодательства, действовавшие при совершении деяния. Действующие при разрешении конкретного вопроса положения уголовного законодательства применяются, если они ведут к принятию более выгодного для обвиняемого решения, чем положения, действовавшие во время совершения деяния. Однако, в случаях апелляции, обжалования или ходатайства о возобновлении дела не учитываются положения, вступившие в силу после принятия решения, касающегося апелляции, обжалования или ходатайства о возобновлении дела.

Если судебное преследование или исполнение наказания были начаты в законном порядке, то во внимание не должно приниматься то, что в соответствии с вступившим в силу позднее законом право судебного преследования или исполнения наказания теряет силу или обвинение становится зависимым от заявления пострадавшей стороны или передается ему.

Устанавливаемый в новом Законе срок начала судебного преследования или ходатайства о его начале пострадавшим не начинает действовать до вступления в силу Закона.

§ 4. Везде, где в настоящем Законе используется слово «деяние», в это понятие также включается воздержание от деяния, если только иное четко не прописано или не вытекает из контекста.

§ 5. Использованное в настоящем Законе понятие «близкие» включает супруга/у, родственников по прямой линии, родных сестер и братьев или таких же родственников по мужу/жене, приемных родителей, приемных детей, а также невесту/жениха. В случае расторжения брака в отношении событий, имевших место до расторжения, продолжают действовать нормы о близких.

В качестве состоящего в родстве рассматривается также супруг/а, состоящий в родстве.

Если два человека проживают совместно в условиях, сходных с браком, то это считается браком.

Изменен Законом от 11 июня 1999 г. № 39 (вступил в силу 1 июля 1999 г. в соответствии с резолюцией от 11 июня 1999 г. № 663).

§ 6. Словосочетание «движимое имущество» в настоящем Законе включает также энергию, производимую или хранящуюся для производства света, тепла или движения.

1. Под «общественным местом» в настоящем Законе понимается любое место, предназначенное для публики или часто посещаемое ею.

2. Деяние рассматривается как публичное, если оно совершено путем издания печатаного материала или при присутствии большого числа лиц, или при таких обстоятельствах, когда оно может быть легко замечено с места общественного скопления и было замечено кем-либо, кто находился там или поблизости.

§ 8. Положения настоящего Закона, имеющие отношение к военному времени, также действуют, если вооруженные силы или любая их часть были приведены в боевую готовность.

§ 9. В настоящем Законе под значительными телесными повреждениями или вредом здоровью понимается ущерб, при котором человек теряет или получает тяжелые повреждения зрения, слуха, способности говорить или детородных функций, становится инвалидом, не может продолжать свою работу, или тяжело изуродован, заболевает опасной для жизни или продолжительной болезнью, или получает существенные повреждения психики.

Случаями нанесения значительного ущерба также считаются преступления в отношении беременных женщин, в результате которых плод получает повреждения или происходит выкидыш.

Изменен Законом от 22 мая 1992 г. № 49.

§ 10. Под печатным материалом понимается текст, изображение и т. п., которые были размножены путем печати или каким-либо другим химическим или механическим способом.

Под изданием также подразумевается расклеивание, вывешивание и т. п. материалов в общественных местах.

§ 11. Под одним месяцем понимается календарный месяц; под одним днем понимаются 24 часа.

Второй абзац § 148 и первый абзац § 149 Закона о судах применяются для отсчета устанавливаемых законом сроков.

Изменен Законом от 14 апреля 1972 г. № 14.

Глава 1. Сфера действия Уголовного кодекса Норвегии

§ 12. В случаях, если иное не установлено, Уголовный кодекс Норвегии применяется в отношении деяний, совершенных:

1. в Королевстве, включая

a) любое сооружение или комплекс, размещенные в норвежской части континентального шельфа, которые используются для разведки, использования или хранения морских природных месторождений,

b) комплекс для транспортировки нефтяных ресурсов, связанный с оборудованием или комплексами, размещенными в норвежской части континентального шельфа.

c) зону безопасности вокруг таких сооружений и комплексов, названных в пунктах a и b настоящей статьи,

d) норвежское судно (включая норвежскую буровую платформу или подобный мобильный объект) в открытом море и

e) норвежское воздушное судно вне территорий, находящихся под юрисдикцией какого-либо государства.

2. На норвежском морском или воздушном судне, вне зависимости от местонахождения, членом команды или другим лицом, находящимся на судне; под судном здесь понимается также буровая платформа или подобный мобильный объект.

3. За границей гражданином Норвегии или постоянно проживающим в Норвегии, если деяние

a) относится к рассматриваемым в настоящем Законе, главах 8, 9, 10, 11, 12, 14, 17, 18, 20, 23, 24, 25, 26 или 33 или §§ 135, 141, 142, 144, [147a, 147b], 169, с 192 по 195, с 197 по 199, 202, 203, 204, первый абзац, d, с 222 по 225, с 227 по 235, 238, 239, с 242 по 245, 291, 292, 294, № 2, 317, с 326 по 328, 330, последний абзац, 338, 342, с 367 по 370, или 423 и, в любом случае, когда оно

b) является преступлением или незначительным преступлением, совершенным в отношении норвежского государства или норвежской государственной власти,

c) уголовно наказуемо также в соответствии с законодательством страны, в которой оно совершено,

d) имеет отношение к суду ЕАСТ (Европейская Ассоциация Свободной Торговли – прим. редактора) и относится к рассматриваемым в § 163, § 167 и § 165 настоящего Закона или в §§ 205–207 Закона о судах,

e) является уголовно наказуемым в соответствии с Законом от 6 мая 1994 г. № 10 о выполнении § 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении,

f) будет уголовно наказуемым в соответствии со ст. 113 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. (повреждение подводного морского кабеля и трубопроводов),

g) уголовно наказуемо в соответствии с законом от 17 июля 1998 г. № 54 об осуществлении § 5 Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, или

h) уголовно наказуемо в соответствии с Законом от 15 декабря 1995 г. № 74 о запрете членовредительства.

4. За границей иностранцем, когда деяние или a) относится к рассматриваемым в настоящем Законе, §§ 83, 88, 89, 90, 91, 91a, 93, 94, с 98 по 104a, с 110 по 132, 147a, 147b, 148, 149, 150, 151a, 152, первый, см. второй абзацы, 152a, 152b, 153, с первого по четвертый абзацы, 154, 159, 160, 161, 169, с 174 по 178, с 182 по 185, 187, 189, 190, с 192 по 195, 217, 220, 221, с 222 по 225, с 227 по 229, с 231 по 235, 238, 239, 243, 244, 256,

258, с 266 по 269, 271, 276, 291, 292, 324, 325, 328, 415 или 423, или в Законе о военных тайнах, §§ 1, 2, 3 или 5,

b) является преступлением, наказуемым также в соответствии с законодательством страны, в которой оно совершено, и виновный постоянно проживает в Королевстве или пребывает здесь, или

c) имеет отношение к суду ЕАСТ и относится к рассматриваемым в настоящем Законе, § 163, см. § 167 и § 165 или в Законе о судах, §§ с 205 по 207, или

d) подпадает под Закон от 13 июня 1997 г. № 47 об осуществлении Соглашения Совета Европы от 31 января 1995 г. о незаконном обороте и торговле наркотиками и психотропными веществами на море.

В случае, когда наказуемость деяния зависит или на нее воздействуют проявившиеся или предполагаемые последствия, то деяние рассматривается как совершенное также там, где эти последствия проявились или предполагаются.

Изменен Законами от 15 декабря 1950 г. № 6, от 11 мая 1951 г. № 2, от 15 февраля 1963 г. № 2, от 18 июня 1971 г. № 81, от 14 апреля 1972 г. № 14, от 1 июня 1973 г. № 29, от 10 июня 1977 г. № 74, от 16 февраля 1979 г. № 3, от 7 июня 1985 г. № 54, от 11 июня 1993 г. № 76, от 11 июня 1993 г. № 81, от 27 ноября 1992 г. № 113, от 23 июня 1995 г. № 35, от 15 декабря 1995 г. № 74 (вступил в силу 1 января 1996 г.), от 19 июля 1996 г. № 57 (вступил в силу 24 июля 1996 г.), от 17 июля 1998 г. № 54 (вступил в силу 1 марта 1999 г.), от 3 декабря 1999 г. № 82 (вступил в силу 1 января 2000 г. в соответствии с резолюцией от 3 декабря 1999 г. № 1202), от 10 декабря 1999 г. № 84, от 3 июня 1997 г. № 47 (вступил в силу 1 мая 2000 г. одновременно с вступлением в силу для Норвегии Соглашения Совета Европы от 31 января 1995 г.), от 11 августа 2000 г. № 76, от 8 декабря 2000 г. № 84, от 28 июня 2002 г. № 54, от 10 января 2003 г. № 2. Изменится Законом от 18 июня 1999 г. № 40, который был изменен Законом от 8 декабря 2000 г. № 84 (вступит в силу в момент вступления в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний).

1. Параграфы 147a и 147b были добавлены в нумерацию в соответствии с Законом об изменениях от 28 июня 2002 № 54, но по ошибке были вновь удалены с принятием Закона об изменениях от 10 января 2003 г. № 2.

2. Существовавшее ранее положение с таким содержанием в пункте 3а было по ошибке отменено Законом от 11 августа 2000 г. № 76. Положение настоящего параграфа в пункте h было дополнено Законом от 8 декабря 2000 г. № 84, который сразу же вступил в силу.

§ 12a. Если в отношении лица вынесен окончательный приговор, который подпадает под:

1. Закон от 20 июля 1991 г. № 67 о перевозке осужденных,

2. Закон от 25 марта 1977 г. № 22 о переводе судебного преследования из или в другую европейскую страну или

3. международный договор в рамках Шенгенского сотрудничества, то уголовное дело не может быть возбуждено, а приговор вынесен в Королевстве за одно и то же уголовно наказуемое деяние, если

a) он был оправдан,

b) он был признан виновным без принятия какой-либо санкции,

c) принятая судом санкция была приведена в исполнение или приводится в исполнение, или

d) принятая судом санкция перестает действовать в соответствии с нормами страны суда.

Если судебное расследование в стране суда происходило не по просьбе норвежских властей, первый абзац не действует в отношении дел, названных в первом абзаце, пунктах 1 и 2,

a) если деяние совершено в Королевстве, см. § 12, первый абзац, пункт 1, и второй абзац,

b) если преступник во время деяния постоянно проживал в Норвегии или являлся гражданином Норвегии и преследование необходимо в общественных интересах,

c) если деяние было направлено против лица, занимающего официальную должность в Королевстве, или официального института, или другого учреждения официального характера в Норвегии, или преступник сам занимал официальную должность в Норвегии,

d) если деянием был захват воздушного судна или другое международное преступление в соответствии с международным правом, или

e) что-либо иное следует из договора об экстрадиции или многосторонней международной договоренности.

Если судебное преследование в стране суда осуществлялось не по просьбе норвежских властей, то первый абзац не действует в отношении дел, названных в первом абзаце, пункт 3, когда

a) деяние, ставшее основанием для вынесения приговора иностранными властями, полностью или частично было совершено в Норвегии. Если деяние только частично было совершено в Норвегии, то исключение все равно не применяется, если деяние было частично совершено на территории участвующей в соглашении страны, в которой был вынесен приговор,

b) деяние, которое стало основанием для вынесения приговора, уголовно наказуемо в Норвегии в соответствии с главами 8, 9 или 14 настоящего Закона или в соответствии с Законом от 18 августа 1914 г. № 3 о военных тайнах, или

c) деяние, которое легло в основу приговора иностранного суда, было совершено норвежским чиновником в нарушение его служебных обязанностей.

Дополнен Законом от 22 февраля 1974 г. № 9, изменен Законом от 25 марта 1977 г. № 22, Законом от 20 июля 1991 г. № 67, Законом от 16 июля 1999 г. № 67 (вступил в силу 27 апреля 2001 г. в соответствии с резолюцией от 27 апреля 2001 г.).

§ 13. В случаях, рассматриваемых в § 12, пункт 4, a и b, преследование может быть начато только по решению Короля.

В случаях, рассматриваемых в § 12, пункт 4b, нельзя осуществлять преследование, если только наказание не может быть применено также согласно законодательству страны, в которой совершено деяние. Также не может быть вынесено более строгое наказание, чем соответствующее законам данной страны.

Первый и второй абзацы не применяются, если уголовное преследование осуществляется в Норвегии в соответствии с договоренностью с иностранным государством о переводе уголовных дел.

В каждом случае, когда подвергшийся наказанию за границей осуждается в Норвегии за то же деяние, уже отбытое наказание должно быть в максимально возможной мере вычтено из приговора, выносимого здесь.

Изменен Законом от 25 марта 1977 г. № 22 и Законом от 27 ноября 1992 г. № 113.

§ 14. Отменен Законом от 19 июля 1996 г. № 57.

Смотрите так же:

  • Кредиты для пенсионеров под залог недвижимости Как взять кредит пенсионеру под залог недвижимости Бытует мнение, что пенсионеру получить кредит не возможно. Однако, на практике, ситуация совершенно другая. Пенсионерам не только дают кредиты, но, плюс к этому, они являются более ответственными и […]
  • Адреса районных судов г челябинска Тракторозаводский районный суд г. Челябинска Тел./факс: 8 (351) 772-15-22; Тел./факс: 8 (351) 773-16-13. Тракторозаводский районный суд г. Челябинска приветствует Вас на странице официального сайта! Интернет-сайт суда создан для обеспечения […]
  • Правило взятия ипотеки Особенности взятия ипотеки на комнату: возможные трудности Квартирный вопрос по-прежнему стоит остро, особенно, в крупных городах. Получить собственное жилье некоторым семьям дает возможность ипотека. Однако как быть, если даже ипотечные выплаты по квартире […]
  • Правило хранения крови Еще больше интересного ищите на ria.ru Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с […]
  • Правовое значение категоризации преступлений Тема 3. Преступление и его виды 1. Понятие и признаки преступления. Проблема определения преступления. Формальные, материальные и формально-материальные определения. Общественная опасность, уголовная противоправность, виновность и угроза наказанием как […]
  • Как оформить букет из тюльпанов Оформление букета. Оформление букетов из тюльпанов. Оформление букетов из живых цветов Многие люди любят розы, хризантемы, орхидеи и гладиолусы, но с прекрасными весенними тюльпанами не может сравниться ни один цветок. К сожалению, чаще всего их продают без […]
  • Следственный комитет российской федерации в москве Следственный комитет российской федерации в москве Следственными органами Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК […]
  • Справка из пфр о назначении пенсии Заявление о назначении пенсии в связи с потерей кормильца Получать пенсию могут не только люди, достигнувшие определенного возраста и трудового стажа. Пособие могут получать и семьи, в которых по определенным причинам один кормилец в семье. Имеются некоторые […]