Указ государственная собственность

Внимание . Старые версии законодательных актов находятся на сайте http://laws.newsby.org. Для поиска: документ который, например, находился по адресу: http://newsby.org/documents/. теперь находиться по адресу http://laws.newsby.org/documents/.

Пример: Документ, который находился ранее http://newsby.org/documents/laws/law0001/index.htm

теперь расположен по адресу:

Архив новостей расположен http://belarus.newsby.org/ тут

Популярные рубрики сайта

Новости и ресурсы по темам

16 — Сайт посвящен памяти людей, которые пропали без вести, отдали свою жизнь, свободу, здоровье за свободу и независимость Беларуси в борьбе с диктатурой. 16 числа каждый месяц в Беларуси зажигают свечи в знак скорби, памяти и солидарности с политрепрессированными, их семьями. Архив

Web-мастер — Новости для web-мастера. Советы начинающему разработчику сайтов.

Авто новости — Автомобильные новости, новые марки машин, автомобилестроение, Правила дорожного движения (ПДД), тематическое законодательство

Азарт — Новости азартного мира. Игры, казино, карты, рулетка. Технологии обмана. Счастливчики

Акции протеста — Акции протеста, митинги, забастовки демонстрации, голодовки, новости

Аналитика — Аналитические материалы, мнение экспертов в области политики, экономики, финансов, новости

Армия — Армейские новости, законодательство, служба, маневры, аналитика, армейская жизнь, служба в резерве, учения, военные походы, тактические учения, военные базы, история, традиции, специальные операции, подготовка армейских специалистов

АЭС — Новости связанные со строительством атомных электростанций. АЭС в мире, технологии

Беларусь — Белорусские новости, события, комментарии, спорт, политика, экономика, законодательство, праздники, культура
Брест — Новости Бреста и Брестской области. События, происшествия, регионы, криминал, комментарии, памятные даты, информация, репортажи, обзор новостей, газеты, журналы и другие СМИ
Витебск — Новости Витебска и Витебской области. События, происшествия, регионы, криминал, комментарии, памятные даты, информация, репортажи, обзор новостей, газеты, журналы и другие СМИ
Гомель — Новости Гомеля и Гомельской области. События, происшествия, регионы, криминал, комментарии, памятные даты, информация, репортажи, обзор новостей, газеты, журналы и другие СМИ
Гродно — Новости Гродно и Гродненской области. События, происшествия, регионы, криминал, комментарии, памятные даты, информация, репортажи, обзор новостей, газеты, журналы и другие СМИ
Минск — Новости Минска и Минской области. События, происшествия, регионы, криминал, комментарии, памятные даты, информация, репортажи, обзор новостей, газеты, журналы и другие СМИ
Могилев — Новости Могилева и Могилевской области. События, происшествия, регионы, криминал, комментарии, памятные даты, информация, репортажи, обзор новостей, газеты, журналы и другие СМИ

БНР — Белорусская Народная Республика (БНР). 25 марта 2008 года – 90-летний юбилей Белорусской Народной Республики. В новейшей истории, в независимой Беларуси этот праздник получил второе дыхание. Новости, мероприятия, история

В мире — События в мире, новости, политика, общество, аналитика, законодательство, комментарии, фото

Вооружение — Новые типы вооружений. Военная техника, фото, новости, гонка вооружений, испытания, изобретения, противовоздушная оборона, средства связи, флот, ракетостроение, технологии, военные роботы, использование вооружения. Выставки вооружения, контракты на производство, продажу и покупку оружия

Выборы — Информация о выборах в местные и центральные органы власти. Новости, законодательство, кандидаты, реклама, объявления, агитация, формирование избирательных комиссий, предвыборных штабов и инициативных групп. Ход избирательной компании

Высокие технологии — Новости в области высоких технологий, интернет, программное обеспечение, роботы, наукоемкие производство

Гороскоп — Гороскопы на год, на месяц, на неделю, ежедневный. Всё о гороскопах. Новости

Дипломатия — Дипломатический корпус. Новости посольств, дипломаты, посольства, консульства. Новости, выступления, “Ноты”, события, происшествия

Виза — Новости консульств, порядок выезда граждан, получение виз, вопросы и ответы, официальные выступления

Доктор — Лечение болезней, полезные советы, нетрадиционная медицина. Новости и комментарии, законодательство

Документы — Новости. Тексты нормативных актов и документов. Архив: Законы

ЕврАзЭС — Новости Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС)

Законодательство — Новости законодательства, проекты законодательных актов, комментарии, мнения специалистов, официально.

Законодательная база Беларуси — Законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, СССР с 1924 года по настоящее время. Новости, тематические разделы, тексты законодательных и нормативных актов.

Звезды — Шоу бизнес, артисты, певцы, скандальные и эротические фото, приколы, жизнь звезд

Здоровье- Новости здравоохранения, эпидемии, лечение, полезные советы, новинки

Интернет — Новости сети интернет, скандалы, происшествия, борьба со спамом, программы

История — История государства, общества, путешествие в прошлое, факты, комментарии

Календарь — Календарь дат, события, именинники, дата рождения выдающихся личностей, памятные даты

Карта поляка — Новости о “Карте поляка” обсуждение, статьи, законодательство

Космос — Звезды, образование галактик, межпланетные путешествия, спутники, освоение космоса, новости, строение планет, черные дыры, внеземной разум, НЛО, пришельцы, иные миры, гипотезы, фантастика, кометы, космические корабли, звезды

Красота — Способы уходы за телом и духом, полезные советы, секреты молодости и красоты

Криминал — Преступления, криминальные новости, кражи, убийства, статистика

Кулинария — Рецепты приготовления блюд, напитков, всякой вкуснятины, консервирование, обмен опытом

Культура — Новости культуры. Концерты, спектакли, премьеры, музеи, кинопремьеры, выступление артистов, живопись, архитектура, объявления. Архив

Малый бизнес — Новости малого бизнеса. ИП, ЧУП, законодательство, акции протеста. Малый бизнес. Small business

Медицина — Новости медицины. Законодательство, скорая помощь, оказание медицинской помощи населению, правила оказания медицинских услуг, фото, медицинские препараты, БАДы, аналитика, экспертизы, поликлиники, больницы, наука, изобретения в области медицины.

Налоговые вести — Новости налоговой службы. Изменения налогового законодательства. Разъяснения

Наука — Изобретения, научные достижения, аналитика, теории, мнения, ученые

Недвижимость — Новости на рынке недвижимости, строительство, квартирный вопрос, ЖКХ, законодательство, покупка, продажа, советы, рекомендации, консультации

Неопознанное — Магия, фантастические истории, догадки, теории и факты. Новости. Невероятно, но факт

Новости — Сообщения информационных агентств, новости дня, экспресс-новости в стране и мире

Образование — Новости образования. Учеба, курсы, образование за рубежом. Дошкольное, среднее, специальное, техническое и высшее образование. Студенты, школьники, преподаватели

ОБСЕ — Новости ОБСЕ. Деятельность в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе

Общество — Новости общественной жизни Беларуси. События, происшествия, регионы, криминал, комментарии, памятные даты, информация, репортажи, обзор новостей, газеты, журналы и другие СМИ

Объявления — Объявления о проводимых мероприятиях, консультациях, выставках, соревнованиях и т.п.

Огород — Полезные советы дачникам. Технологии выращивания овощей и фруктов да небольшом участке земли. Дачные истории. Обмен опытом. Обрезка деревьев, календарь дачника

ООН — Новости организации объединенных наций, уставная деятельность организации, международные договора

Оппозиция — Оппозиционные движения, лидеры оппозиции, история, аналитика, мнения, “разборки”, отзывы, власть об оппозиции, внутренняя борьба, деятельность спецслужб, объединения, демократические силы, деструктивные направления, акции протеста, собрания, митинги, пикеты, заявления, материалы, партии, движения, неформальные организации

Официально — Заявления, выступления, события из официальных государственных источников. Позиция государства по проблемам общественной и политической жизни страны

Персоны — Политики, должностные лица, граждане, ученые, писатели, и т.п. .Автобиография, интервью, высказывания, история, дела

Погода — Прогноз погоды, метеопрогнозы, осадки, температура окружающей среды, аналитика, информация. Новости

Полезные советы — Житейская мудрость, полезные советы, проверено на практике. Обмен мнениями

Политзаключенные — Политзаключенные Беларуси. Новости из тюрем о жизни политзаключенных

Политика — Новости политики, выступления и комментарии официальных лиц, руководителей партий, выборы, политическая жизнь

Праздники — Праздничные мероприятия , полезные советы, особенности, традиции, новости, репортажи, подготовка, проведение, даты

Природа — Природные явления, флора, фауна, изменения климата, времена года, отдых, заповедники, “Красная книга”, охрана природы, законодательство, биология, ботаника, природоведение

Происшествия — Чрезвычайные события, аварии, пожары, сообщения

Религия — Новости. Традиции. Обряды. Молитвы. Святые. Дискуссия. Выступления, мнения, аналитика

Репрессии — Репрессии против оппозиции. Аресты, экономические санкции, административное и уголовное преследования, избиения, разгон мирных митингов и демонстраций

Россия — Новости из России. Политика, бизнес, законы, СМИ, спорт, вооружение, события, происшествия, газеты, общество, погода

Секс — Подробности интимной и сексуальной жизни. Советы врачей и профессионалов. Обмен опытом

Семья — Новости в области брака и семьи, законодательство, воспитание детей, супружеские отношения, отдых, проблемы и из решения, советы

СНГ — Новости содружества независимых государств (СНГ)

Социологические исследования — Независимые и официальные социологические исследования, новости, мнения, комментарии

Союзное государство — Новости связанные с построением союзного государства России и Беларуси

Спорт — Выступления спортсменов, спортивные достижения, результаты соревнований

Статистика — Статистические официальные данные. Данные статистики независимых источников

США — Соединенные Штаты Америки, новости, события, комментарии

Тюрьма — Новости из колоний, тюрем. Тюремная жизнь, быт, работа, условия содержания

Украина — Новости Украины, события и комментарии, спорт, экономика, политика, наука, общества, культура, происшествия

Финансы — Новости в области финансов, банковская деятельность, денежный оборот

Фото — Фотографии популярных и знаменитых людей, фото архив, сюжеты, различные и интересные фото

Фото эротическое — Эротические фото, звезды, соблазнительные и просто красивые девушки

Цены — Цены на основные продукты питания, услуги, промышленные товары и сырье. Новости с товарных бирж

Экономика — Новости экономики, новая продукция, предприятия, договора, соглашения, достижения

Юмор — Анекдоты, стишки, афоризмы, басни, смешные истории и картинки, новости

Указ государственная собственность

В связи с началом нового учебного года — новые исследования по уголовному, гражданскому, международному праву.

Большое пополнение актуальными статьями 2007-2009гг. от Султанова А.Р.

На сайте опубликованы материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы совершенствования законодательства, правоприменения и правовых теорий в России и за рубежом».

Рецепция Западного права в России: проблемы взаимодействия субъектов — 2009 год

Новое практическое пособие для начинающих сутяжников и новая дипломная работа по гражданском праву.

Открываем раздел «Военное право» публикацией монографии Гацко М.Ф. «Правовое обеспечение строительства Вооружённых Сил Российской Федерации».

Новейшие монографии и учебные пособия от Есбергена Алауханова.

Работы от нашего уже ставшего постоянным автора – Ткаченко Сергея Витальевича.

Успешно защищенные работы от наших авторов.

Монография и статья от С.В. Ткаченко.

Статьи по римскому праву и истории государства и права…

Наши постоянные авторы поделились новыми статьями.

История права государственной собственности

О понятии «право собственности» и его диалектическом развитии в истории человечества размышляет старший преподаватель КазГЮУ Е. Нестерова

История права государственной собственности

О понятии «право собственности» и его диалектическом развитии в истории человечества размышляет старший преподаватель КазГЮУ Е. Нестерова

Любой современный институт гражданского права имеет богатейшую историю, которая, как правило, берет свое начало еще со времен римского частного права. В наибольшей степени это касается центрального института гражданского права — права собственности и, в частности, права государственной собственности. В условиях сформировавшихся на постсоветском пространстве современных отношений собственности исторический аспект указанного вопроса интересен еще и тем, что отношения собственности дважды подвергались кардинальным изменениям и, естественно, становились центральным предметом цивилистической мысли.

Крупные ученые всегда подчеркивали важность исторического исследования права собственности. Так, А.В. Венедиктов — один из корифеев советской цивилистики — отмечал, что задачи такого исследования не должны ограничиваться лишь постановкой ряда вопросов, ответ на которые должен быть дан историками (в частности, историками права) и экономистами [1] .

По мнению экономистов, в период возникновения государственная собственность понадобилась для того, чтобы обеспечить должную концентрацию рабов, от которых требовалось выполнять огромные объемы общественно значимых физических работ: по строительству ирригационных, оборонительных сооружений, величественных зданий, мемориальных комплексов и т.д. В средние века главным объектом государственной собственности стала земля. В новое и новейшее время в странах с индустриально развитой экономикой утвердилась тенденция к увеличению государственной собственности, в том числе в денежной, или универсальной форме богатства (бюджет, международные резервы и др.) [2] .

Само понятие «право собственности» появилось не сразу, а медленно возникало в истории. Конечно, уже психике примитивного человека свойственно чувство, что вещь, добытая или сделанная им (например, убитая дичь, пойманная рыба, сделанное оружие и т.д.), принадлежит ему; конечно, всякое посягательство на эту вещь будет ощущаться им как некоторая обида по его адресу и будет вызывать соответствующую реакцию. Но это примитивное чувство далеко еще от юридического понятия права собственности: отношения к третьим лицам по поводу этой вещи определяются не мыслью о некоторой юридической связи лица с вещью, а мыслью о личной обиде [3] .

Если по отношению к движимости в древности можно встретить хотя бы зародыш права собственности в виде чувства индивидуальной принадлежности, то по отношению к недвижимости мы и этого чувства первоначально не находим. Земля, занятая каким-нибудь племенем или народом, конечно, будет защищаться этим последним от всякого посягательства со стороны другого племени или народа и будет сознаваться как «своя», но это сознание не заключает еще представления о чьем-либо субъективном праве на нее. И пока народ ведет кочевой образ жизни, такое представление вовсе возникнуть не может. Лишь с переходом к оседлости и земледелию появляется почва для возникновения этого представления. Но и после этого понятие права собственности устанавливается не сразу [4] .

Право собственности было разработано древнеримскими юристами. Как справедливо отмечал О.С. Иоффе, римское частное право приобрело огромное историческое значение, далеко выходящее за пределы рабовладельческой формации, поскольку его создатели впервые разработали право частной собственности [5] . Изначально в Древнем Риме отношения собственности складывались, в первую очередь, по поводу рабов, которые считались объектами права.

Размышления о праве собственности в рабовладельческих государствах можно найти в работах многих ученых, занимавшихся изучением права собственности: А.В. Венедиктова, О.С. Иоффе, К.П. Победоносцева, И.А. Покровского, В.И. Синайского, Г.Ф. Шершеневича и др.

Наиболее обстоятельно право собственности в рабовладельческих государствах исследовано А.В. Венедиктовым, который проанализировал становление и развитие права собственности не только в Древнем Риме, но и в Греции, Египте и других рабовладельческих государствах.

В историческом аспекте становления и развития рабовладельческого общества собственность рабовладельца на средства производства, а также собственность на раба, принимала самые разнообразные формы. Характеризуя античную собственность, Маркс и Энгельс писали в «Немецкой идеологии»: «это — античная общинная и государственная собственность, которая возникает благодаря объединению, путем договора или завоевания, нескольких племен в один город и при которой сохраняется рабство. Наряду с общинной собственностью развивается уже и движимая, а впоследствии и недвижимая, частная собственность, но как отклоняющаяся от нормы и подчиненная общинной собственности форма. Граждане государства лишь в их совокупности обладают властью над своими работающими рабами и уже в силу этого связаны формой общинной собственности. Это — совместная частная собственность активных граждан государства, вынужденных перед лицом рабов сохранить эту естественно возникшую форму ассоциации» [6] .

А.В. Венедиктов, характеризуя собственность античного государства — города, устанавливал три ее особенности. По его мнению, во-первых, она являлась коллективной собственностью класса рабовладельцев; во-вторых, земельная собственность античного государства обусловливала собой частную собственность на землю; и, в-третьих, что в силу социальных и политических особенностей античного государства — города афинский или римский гражданин принимал прямое и непосредственной участие в доходах или в пользовании государственной собственностью» [7] .

Таким образом, А.В. Венедиктов рассматривал собственность в рабовладельческих государствах как «верховную собственность рабовладельческого государства», что означало преобладание государственной собственности, но и не отрицало существования иных форм собственности [8] .

При этом автор полагал, что «можно и должно говорить о раздельной собственности в рабовладельческом обществе» на примере римских эмфитевзиса и суперфиция, но выступал «против смешения двух понятий: 1) общего понятия разделенной собственности как особой формы разделения власти и интереса в одном и том же имуществе между двумя собственниками, и 2) понятия феодальной разделенной собственности, как специальной формы разделенной собственности, присущей именно феодальному строю со всеми его специфическими — экономическими и политическими особенностями» [9] .

Право собственности в феодальном обществе носило так называемый «расщепленный» характер.

Государство в лице своего правителя желало оставаться собственником своих земель и другого имущества. Поэтому, сохраняя за собой право собственности, тот или иной феодальный сеньор передавал это имущество своему вассалу. При этом право вассала также именовалось правом собственности [10] , но фактически это были лишь правомочия пользования и владения. Вассал, в свою очередь, тоже, как правило, мог передать это имущество уже своему вассалу.

Помимо земель и недвижимого имущества как объектов права собственности в феодальном обществе сохраняется возможность существования в качестве объектов вещных прав людей. В роли последних выступали крепостные крестьяне. Феодалы обладали правом «неполной» собственности на своих крепостных. Как отмечает А.В. Венедиктов, право феодальной собственности на землю неразрывно связано с правом «неполной» собственности феодала на крепостного. Специфическим для феодального общества способом соединения рабочей силы со средствами производства является прикрепление этих производителей к земле [11] .

С одной стороны, крепостного уже нельзя было лишить жизни, и, с другой стороны, у него появилась определенная заинтересованность к труду, так как он наделялся землей и вел свое хозяйство.

Однако средневековые юристы, затратившие столько труда для теоретического объяснения феодальной земельной собственности, почти не уделяли внимания правовому положению крепостных, поскольку разработка новых правовых норм, объясняющих неполную собственность феодалов над крепостными предполагала не столько определение правового статуса самих крепостных, сколько закрепление юридических отношений, связанных с феодальной земельной собственностью [12] .

Характеризуя собственность в феодальном обществе К. Маркс и Ф. Энгельс именовали ее «сословной собственностью». Крупные земельные владения находились в монопольном обладании феодалов-крепостников. Поскольку эта монополия в той или иной форме юридически закреплялась за классом-сословием — за дворянством (в широком смысле этого слова), феодальная собственность была «сословной собственностью» [13] .

Терминологическое понятие собственности появилось в феодальных государствах достаточно поздно. Так, например, в Германии соответствующая терминология образовалась лишь в XIII — XIV вв. [14]

В России термин «собственность» стал использоваться лишь во второй половине XVIII в., при Екатерине II. До этого времени царь, олицетворявший собой государство, мог произвольно изъять любое имущество у любого своего подданного. «Полная собственность», включающая право свободного распоряжения своим имуществом и освобожденная от многочисленных ограничений «в казенном интересе», была тогда же предоставлена известной Жалованной грамотой дворянству лишь упомянутому сословию в качестве особой привилегии. Только в результате реформ Александра II, проведенных уже в 60-е гг. XIX в., частная собственность, перестав быть привилегией, сделалась общей правовой нормой всего населения» [15] .

Как отмечал в своем учебнике по гражданскому праву Г.Ф. Шершеневич, Петр I, положив конец поместной системе, в то же время установил целый ряд новых ограничений в праве частной собственности. Эти ограничения объясняются отчасти фискальными целями, отчасти соображениями, вытекающими из идеи полицейского государства. В 1705 г. все частные мельницы, пчельники и бортные ухожья объявлены были казенными оброчными статьями, а рыбные ловли признаны были принадлежностью казны. В 1719 г. выражено было положение, в силу которого право собственности на землю не распространяется на недра ее. Добывание металлов и минералов стало регалиею казны, а вместе с тем разрешено было каждому отыскивать руду и строить заводы на чужой земле. Не только недра, но и произрастания земли не были признаны принадлежащими собственнику земли. С 1703 г. начинаются ограничения права собственности на леса. Рубить лес, особенно вблизи сплавных рек, строго воспрещалось, а за порубку некоторых пород (дуба) назначалась смертная казнь. Пользование частными лесами составляло достояние казны. Частные заводы, фабрики и мануфактуры также подвергались ограничениям, и запущение их влекло за собою отнятие у собственников в казну. К этому следует присоединить, что в силу указа 1714 г. о единонаследии прекращена была обращаемость имений, ограничено право распоряжения ими.

В период времени от Петра I до Екатерины II замечается колебание в отношении правительства к частной собственности, политика склоняется то в сторону ограничений, то в сторону свободы собственности. Только при Екатерине II под влиянием западных воззрений на «священную собственность» торжествует вполне идея частной собственности в той форме, в какой она существует и в настоящее время. Вслед за освобождением лиц от обязательной государственной службы начинается освобождение собственности от ограничений. В манифесте 1782 г. признано было право собственности не только на поверхность земли, но и на сокрытые в недрах ее минералы и металлы, устранены были запрещения в распоряжении лесами, в пользовании угодьями, рыбною ловлей, пчельниками, мельницами. Екатерина II ввела в своих указах и самый термин «собственник» [16] .

Европейские исследователи по-разному называли феодальную собственность: «разделенная собственность», «расщепленная собственность», «полная и неполная собственность», «верховная и подчиненная собственность» и т.д. [17]

К.П. Победоносцев также сравнивал возникшее в России вотчинное право с подобным правом верховной и подчиненной собственности, образовавшимся в Западной Европе под влиянием феодальной системы. Он отмечал, что политическому, государственному происхождению права на землю и должно приписать то явление, что у нас вотчинная власть получает свойство власти государственной, и обратно, государственная власть проникается вотчинным началом. Из слияния того и другого образовался старинный тип нашего землевладения: это тип бесспорно государственного, а не гражданского происхождения (конечно, в том смысле, в котором теперь понимаются эти выражения, ибо в средневековую эпоху различие начал государственного и гражданского не было еще сознано) [18] .

В период феодализма особенно актуальными в Европе считались работы глоссаторов и постглоссаторов.

Разделив право собственности на землю между сеньором и вассалом, глоссаторы уже без особых трудностей могли обосновать как их права в отношении прикрепленных к земле крестьян, так и сферу военной и публичной власти, признанной за каждым из них. Поддержанное и развитое постглоссаторами применительно к еще более дробным отношениям земельной собственности, это учение безраздельно господствовало в феодальной юриспруденции, сохранив свое значение вплоть до XVIII — XIX вв., когда с утверждением экономического и политического господства буржуазии были устранены исторические предпосылки феодальной иерархической системы, а одновременно с гибелью самой этой системы утрачивает всякий смысл и обосновавшая ее средневековая юридическая концепция [19] .

В период капитализма прочно установилось понятие «полной собственности» Многие кодификации того времени определяли собственность как абсолютное, полное, неограниченное господство над вещью. При этом далеко не во всех кодификациях перечислялись правомочия собственника. А.В. Венедиктов отмечает, что уже в первой половине XIX в. Можно встретить то отрицательное отношение к перечислению отдельных правомочий собственника, которое появилось полвека спустя у составителей Германского гражданского уложения и побудило их ограничиться указанием на право распоряжения вещью с исключением всех других воздействий на нее. И обратно: наряду с этим можно указать и в позднейшей литературе, вплоть до учебников и курсов последнего времени, то более, то менее развернутое перечисление отдельных правомочий собственника. Виндшейд, Дернбург, Вольф, Юлий Гирке, Бодри-Лаканти-нери, Колен и Капитан, Жоссеран перечисляют отдельные правомочия собственника, иногда даже с прямой ссылкой на римские формулы об uti, frui, abuti. Однако одновременно они нередко подчеркивают, что указываемые ими правомочия не являются по существу особыми правомочиями, но лишь проявлениями одного и того же права собственности. Таким образом, и те, кто придает большее или меньшее значение перечислению отдельных правомочий собственника, на первый план выдвигают все же полноту и всесторонность господства собственника над вещью. Иначе говоря, и они считают право собственности не простой арифметической суммой отдельных правомочий: владения, пользования, распоряжения и т.д., но единым, целостным правом, включающим в себя всю возможную сумму правомочий, всю полноту правового господства или власти лица над вещью, которую данный правопорядок допускает в отношении вещей [20] .

В условиях капиталистического строя государство, как правило, не рассматривалось в кодификациях и в доктрине ни в качестве особого собственника, ни в качестве особого субъекта товарооборота.

Однако ситуация изменилась в связи с установлением так называемого «военного социализма» в годы первой мировой войны.

По мнению А.В. Венедиктова, в числе разнообразных методов «регулирования» капиталистического хозяйства империалистические государства применили в годы первой мировой войны принуждение к заключению договоров (Kon-trahierungszwang) и регулирование ряда их основных условий, принудительное распределение стратегического сырья и материалов, сосредоточение части товаров в монопольном распоряжении государства или реквизицию их, регулирование цен, взятие на учет и распределение по карточкам и ордерам ряда продовольственных и промышленных товаров, принудительное картелирование и синдицирование капиталистических предприятий, разнообразные формы контроля над ними и т.п. С формально-юридической точки зрения это приводило к известному усилению административно-правовых методов «регулирования» капиталистического хозяйства за счет гражданско-правовых и наряду с тем к изменениям в правовой форме тех отношений, которые сохранили свою гражданско-правовую природу и в условиях военного хозяйства. Одни из методов военно-хозяйственного «регулирования» были заимствованы из законодательства и практики довоенного времени, но были применены не в виде исключения, а в качестве мер общего порядка и в значительно измененном виде, другие явились целиком продуктом военного законодательства [21] .

После окончания военных действий военно-хозяйственное регулирование в США, Англии, Франции и Германии в основном было упразднено. В годы второй мировой войны капиталистические страны значительно расширили «регулирование» своего хозяйства по сравнению с первой мировой войной, но не внесли в него каких-либо принципиально новых элементов [22] .

В российском законодательстве этого периода приходилось различать имущества: а) государственные, б) удельные и дворцовые, в) разных установлений, г) общественные и д) частные.

Государственные имущества могли обращаться в гражданском обороте в качестве объекта хозяйственной деятельности государства. Далее, государственные имущества могли иметь своим назначением служить непосредственно государственным и общественным целям. При этом указанное различие государственных имуществ по целям общественным и государственным следует понимать в том смысле, что государственные имущества в общественных целях, например, большие дороги, подлежат некоторым ограничениям в интересах общего пользования, но не составляют особого вида государственных имуществ. В частности, к составу государственных имуществ относятся имущества выморочные, метеориты, и вообще бесхозяйственные недвижимые имущества [23] .

Право государственной социалистической собственности в советский период. В 5 выпуске сборника «Гражданское законодательство Республики Казахстан — толкование и комментирование» опубликован ответ профессоров О.С. Иоффе и Ю.Г. Басина на вопрос: можно ли правовую науку и гражданско-правовую, в частности, в условиях социализма именовать наукой, ибо может ли считаться таковой дисциплина, обслуживавшая экономическую и политическую систему, отправленную на свалку истории?

Профессор О.С. Иоффе ответил следующее. В СССР существовала реальная общественная, политическая и правовая система. Плохая, античеловеческая, но реальная, а не выдуманная. А то, что реально, имеет свои закономерности, отраженные в том числе в праве и в науке о нем. Вновь создаваемое право частично наследует эту науку, а большей частью отвергает ее. О пределах преемственности и отвержения и нужно говорить.

По мнению профессора Ю.Г. Басина, в гражданской правовой науке постановка и разработка научных проблем всегда отличалась значительным уровнем независимости. Даже в условиях повсеместного господства принудительного внедрения государственной идеологии наука гражданского права пыталась изучать реальные объективно складывающиеся экономические отношения, обосновывала необходимость выражать их в законодательных нормах и в государственной политике. Недаром гражданско-правовой науке противопоставлялись концепции науки хозяйственного права, основная задача которой заключалась в полном одобрении и даже освящении действующей в стране командно-приказной системы управления экономикой [24] .

Думается, обе этих позиции свидетельствуют о высоком значении советского периода истории гражданского права. Но при этом возникает вопрос, имеют ли разработки советских ученых по поводу права государственной собственности значение для теперешней системы законодательства, то есть каковы «пределы преемственности и отвержения» советской научной мысли о государственной собственности?

Государственная социалистическая собственность — это правовой феномен, возникший в результате революции 1917 г. Как справедливо отмечал Д.М. Генкин, смена одной общественной формации другой всегда сопровождается революционным вторжением победившего класса в отношения собственности. Социалистическая революция была направлена на ликвидацию частной собственности и ее замену социалистической собственностью. Путем национализации Советское государство создало государственную социалистическую собственность как всенародное достояние [25] . Такой перелом в отношениях собственности нуждался в научном осмыслении и обосновании. Поэтому крупнейшие советские ученые обратили свои усилия на глубочайшее изучение права государственной социалистической собственности. В советский период не было практически ни одного известного цивилиста, который в той или иной мере не затронул бы в своих работах право государственной социалистической собственности. Наиболее значимые исследования были проведены А.В. Венедиктовым, А.В. Карассом, Д.М. Генкиным, С.М. Корнеевым, Иоффе О.С., Толстым Ю.К., А.И. Беспаловой, Э.Г. Полонским, М.И. Брагинским, Н.Д. Егоровым и др.

Как отмечает О.С. Иоффе, создание государственной социалистической собственности, разработка методов управления ею, формирование особых средств ее юридической защиты знаменовали невиданный по размаху процесс широкого развертывания новых общественно-правовых явлений, нуждавшихся в тщательном изучении и глубоком осмыслении [26] .

Наиболее сложной проблемой, с которой столкнулись советские цивилисты, было определение прав и обязанностей госорганов, в ведении которых находилось то или иное государственное имущество. Речь шла о хозяйственных, социально-культурных и административных госорганах, каждому их которых предоставлялось определенное государственное имущество, необходимое для выполнения возложенных на них государством функций. Советским ученым необходимо было объяснить, каким образом государство, оставаясь единым собственником всего государственного имущества, может имущественно обособить государственные организации. При этом невозможно было применить теории о «разделенной» или «расщепленной» собственности, о «частной» собственности государственных организаций, о «фидуциарной» собственности или «доверительном управлении», поскольку последние считались «антимарксистскими» и лишь подвергались критике.

В результате многочисленных дискуссий сначала в науке, а затем в законодательстве получил признание институт права оперативного управления. В научной литературе автором конструкции права оперативного управления называют А.В. Венедиктова [27] , который наиболее обстоятельно изложил ее в опубликованной в 1948 г. книге «Государственная социалистическая собственность». Однако, по мнению О.С. Иоффе, первоначальные ростки этого учения обнаруживаются в ряде литературных источников 20-х годов, среди которых на первое место несомненно должны быть поставлены работы С.И. Аскназия и А.В. Карасса [28] . Кроме того, как заметил О.С. Иоффе, слово «право» в сочетании с термином «оперативное управление» в работах Венедиктова не употреблялось, но тем не менее автором под «оперативным управлением» подразумевалось определенное субъективное право [29] . В законодательство оперативное управление государственным имуществом введено Основании гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, а также Гражданским кодексом Казахской ССР 1964 г.

Другой проблемой, ставшей перед советскими учеными, стало определение отраслевой или межотраслевой принадлежности права оперативного управления. А.В. Венедиктов считал, что в праве оперативного управления соединены административно-правовые и гражданско-правовые элементы. Например, автор связывал правомочие оперативного управления не только с осуществлением, но и с организацией производственного процесса [30] . Однако эта позиция не нашла поддержки в трудах Д.М. Генкина, С.М. Корнеева, Ю.Х. Калмыкова, М.И. Брагинского и др., которые настаивали на исключительно гражданско-правовой природе права оперативного управления. В частности, М.И. Брагинский пишет, что оперативное управление не имеет ничего общего с организационными функциями управленческого звена. Составляя содержание определенных общественных отношений, отношений между людьми, оперативное управление как таковое имеет непосредственным объектом уже не поведение лиц, что характерно для отношений административных, а конкретное имущество. Здесь речь идет об управлении вещами, но не людьми [31] .

Кроме того, советскими цивилистами тщательно исследовались вопросы, связанные с определением государственной собственности и права государственной собственности [32] , о порядке владения, пользования и распоряжения государственным имуществом [33] , о соотношении указанных правомочий с правомочием управления государственным имуществом [34] и др.

Современный Казахстан находится в стадии реформирования отношений собственности. На сегодняшний день во многих государствах, входивших в состав бывшего СССР, проведена приватизация государственной собственности. Доля государственной собственности в экономике Казахстана уже сократилась до 20% [35] . В нашем государстве провозглашен принцип равенства государственной и частной форм собственности. То есть экономические отношения собственности по сравнению с советским периодом снова кардинально изменились. В связи с этим многие серьезнейшие разработки советских ученых, о которых сказано выше, утратили свою актуальность. Но означает ли это, что необходимость наличия такой формы собственности как государственная вообще отсутствует, как и потребность в научном исследовании права государственной собственности?

Думается, ответ на этот вопрос должен быть отрицательным. Поскольку право призвано закреплять и оформлять экономические отношения собственности, следует обратить внимание, прежде всего, на современные исследования крупнейших экономистов по поводу государственной собственности. В последнее время ученые-экономисты все чаще обращаются к роли государства и государственного сектора в экономике [36] . По их мнению, есть сферы, в которых в тех или иных формах обязательно должно присутствовать государственное регулирование, а его полное отсутствие наносит ущерб, ощутимый для стратегических интересов страны [37] . На этапе становления неоиндустриального хозяйства с преобладанием компьютеризированных технологических укладов, все актуальнее становится расширение государственной собственности. На практике порой даже крупнейшие транснациональные корпорации уже не в состоянии обеспечить эффективную координацию и функционирование наукоемких технологий [38] .

Об актуальности государственной собственности свидетельствуют и многочисленные диссертационные исследования в сфере экономики в последние годы, посвященные тем или иным аспектам этой проблемы [39] .

При этом в последнее время практически отсутствуют какие-либо исследования государственной собственности в сфере гражданского права. Государство является особым субъектом гражданского права. Именно в силу этого в собственности государства могут находиться такие объекты, которые не могут находиться в частной собственности, право собственности государства может возникать и прекращаться по особым, не свойственным праву частной собственности, основаниям. Поэтому участие государства в качестве собственника в гражданских правоотношениях имеет особую специфику по сравнению с правовым положением частных собственников, и эта специфика нуждается в научном исследовании.

Государственная собственность на землю в Российской Федерации

1. Понятие и виды государственной собственности на землю

2. Разграничение государственной собственности на землю

3. Федеральная собственность на землю. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

4. Собственность на землю субъектов Российской Федерации. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

Список использованной литературы

Принцип многообразия форм земельной собственности получил закрепление в акте, имеющем высшую юридическую силу, а именно в Конституции Российской Федерации. Одним из видов данного многообразия является государственная собственность на землю.

Государственная собственность на землю в России практически всегда играла особую роль. В советское время она была единственно возможная. Проводимые в нашей стране реформы потребовали коренного пересмотра сложившихся за многие десятилетия подходов к решению проблем, связанных с собственностью на землю. В результате экономических и политических преобразований государственная собственность утратила свое исключительное положение и получила статус одной из форм собственности. Это повлекло за собой значительные изменения, затрагивающие всю систему правового регулирования земельных отношений в целом, в том числе новые подходы к характеристике государственной собственности на землю.

Участие государства в гражданско-правовых отношениях предполагает, что оно строится на принципе равенства субъектов. Вместе с тем государство наделено суверенными правами, политической властью.

В соответствии с положениями законодательства Российская Федерация и субъекты РФ признаются собственниками земли. Однако значительное число земель находится в неразграниченной государственной собственности, что вызывает необходимость проведения разграничения государственной собственности на землю. От того, как будет проходить этот процесс и каковы будут его результаты, зависит развитие регионов и государства в целом.

Объектом исследования данной контрольной работы является система законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих государственную собственность.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением правомочий собственника субъектом права государственной собственности на землю.

Целью данной работы является анализ правового регулирования государственной собственности на землю в настоящее время. Контрольная работа включает в себя введение, четыре главы, заключение и перечень использованной литературы.

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации1 в нашей стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Также в статье 9 данного основополагающего документа говорится, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Земли, которые не находятся в частной собственности граждан и юридических лиц, либо в муниципальной собственности, являются государственной собственностью. Земли государственной собственности подразделяются на федеральную собственность (федеральные земли) и собственность области (субъекта Федерации)2.

При отнесении земельных участков к той или иной форме собственности государство руководствуется определенными целями. В частности, могут быть выделены следующие цели:

предотвращение концентрации крупных земельных участков в руках одного лица;

соединение собственника земельного участка и сельскохозяйственного производителя в одном лице;

обеспечение выполнения экологических требований при хозяйственном использовании земли как уникального дара природы;

обеспечение целевого использования земельных участков в зависимости от их качественных характеристик, определяемых в соответствии с земельным кадастром;

регулирование рынка земли с целью минимизации негативных социально-экономических последствий3.

Большинство земель в РФ находится в основном в государственной собственности. Это связано, надо полагать, с тем, что государство в отличие от частных лиц выступает наиболее эффективным собственником4.

Еще одним элементом государственной собственности является то, что в соответствии с Конституцией РФ и Земельным кодексом земли являются основой жизни и деятельности человека и общенациональным достоянием. Это выражение публично-правового интереса в земельном праве.

Таким образом, государственная собственность на землю является одной из форм собственности на данный природный объект наряду с частной и муниципальной. Но всё же большинство земель в Российской Федерации находится в основном в государственной собственности.

2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Начало разграничению государственной собственности положил Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года N 2144 “О федеральных природных ресурсах”5.

Этот Указ установил правило, в соответствии с которым разграничение государственной собственности на природные ресурсы определяется в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира, федеральных природных ресурсов исходя из принципа их общегосударственного значения.

В соответствии с названным Указом к федеральным природным ресурсам, например, относились земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти; земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности; земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых территорий федерального значения.

Вопрос о разграничении государственной собственности на землю в настоящее время регулируется Федеральным законом от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”6.

Этим законом был признан утратившим силу Федеральный закон от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю”7.

В настоящее время вопросы разграничения государственной собственности на землю регулируются п. 10 ст.3 и ст.3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”8.

В соответствии с названным законом распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Следует также обратить внимание на то, что порядок государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю также несколько изменился. Так, в соответствии со ст.30.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”9 государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством РФ.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 30 июня 2006 года № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю»10.

Таким образом, при разграничении государственной собственности на землю законодатель выделяет собственность Российской Федерации, собственность субъекта Российской Федерации, а также собственность муниципального образования. Законодательство по данному вопросу за последнее время претерпело значительные изменения.

3. федеральная собственность на землю. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

В соответствии с упоминавшимся Федеральным законом от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

1) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

2) земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

3) иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Предусмотренные Конституцией и названные выше субъекты (участники) отношений на уровне РФ функционируют на основании и во исполнение Конституции РФ, законов РФ, регламентов Государственной Думы и Совета Федерации, Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации”, конституций и законодательства республик, уставов и законодательства краев, областей, городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области, автономных округов11.

Участие органов государственной власти в регулировании и реализации общественных отношений различно. Система и порядок функционирования органов управления в области земельных отношений предусмотрены различными главами Земельного кодекса РФ12; разрешение судами, арбитражными судами, иными звеньями судебной и административной системы споров и применение мер административной, уголовной, дисциплинарной и гражданско-материальной ответственности; часть полномочий РФ и ее субъектов, предусмотренных ст. 9 и 10 Земельного кодекса, реализуется законодательными и представительными органами РФ и ее субъектов.

Полномочия России в области земельных отношений, предусмотренные ст. 9 ЗК, основываются на ст.71 Конституции РФ. К ведению РФ согласно этой статье Конституции РФ в области земельных отношений относятся:

1) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе в области земельных отношений);

2) федеральная государственная собственность (прежде всего на земельные участки и расположенные на них сооружения, на иные природные ресурсы) и управление ею;

3) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации;

4) гражданское, гражданско-процессуальное законодательство (как методы охраны имущественных отношений, возникающих при использовании и охране объектов землепользования, рычаги защиты природных ресурсов и их владельцев);

5) метеорологическая служба, стандарты (в том числе в области земельных отношений, охраны окружающей среды).

Компетенция РФ и ее субъектов определяется также их совместной компетенцией, предусмотренной ст. 72 Конституции РФ. В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся:

1) защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (в том числе в области земельных отношений);

2) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными и другими природными ресурсами;

3) разграничение государственной собственности (прежде всего на землю, на другие природные ресурсы);

4) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории;

5) земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов субъекты РФ согласно ст.73 Конституции РФ обладают всей полнотой государственной власти (см. ст.10 ЗК РФ)13.

Это размежевание компетенции по вертикали представляется весьма важным и осуществляется на всех уровнях: на федеральном — Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Президентом и Правительством РФ; на уровне субъектов — правотворческими органами субъектов РФ.

Значительные полномочия предоставлены Правительству РФ. Согласно ст.18 Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации” правительство организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования.

Совершенствование законодательства и реализация полномочий в области земельных отношений осуществляются в трех направлениях. Статьями 9-11 и др. Земельного кодекса разграничены полномочия между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

В подпункте 7 п. 1 ст.9 Земельного кодекса упоминаются “иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации другими федеральными законами”. К ним относится, например, Водный кодекс РФ, которым регулируются лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения). Под ними понимаются предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок и имеют прямое отношение к землепользованию14.

В Водном кодексе РФ и других федеральных законах предусмотрена обязанность землевладельцев — граждан и юридических лиц принимать меры по сокращению потерь и сбросов воды из мелиоративной сети, предотвращению попадания рыбы в мелиоративную сеть, осуществлять в необходимых случаях мероприятия по предупреждению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.

Орошение, в том числе с использованием сточных вод нормативного качества, осушение и другие мелиоративные работы должны осуществляться в комплексе с природоохранными мероприятиями, обеспечивающими защиту земельных и водных объектов и их водосборных площадей.

Таким образом, собственность Российской Федерации на землю именуется федеральной собственностью. Полномочия России в области земельных отношений, предусмотренные Земельным кодексом, основываются на Конституции РФ. Существует также совместная компетенция Российской Федерации и её субъектов в области регулирования земельных отношений.

4. Собственность на землю субъектов Российской Федерации. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов РФ относятся:

1) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;

2) земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.

К собственности субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, расположенные в границах этих субъектов РФ.

Субъекты РФ сами определяют особенности распоряжения земельными участками на своей территории. В качестве примера может быть приведен такой акт, как распоряжение вице-мэра Москвы от 2 марта 1992 года N 110-РВМ “Об аренде земли как основной форме земельно-правовых отношений в г. Москве” (с изменениями от 5 сентября 1994 г., 11 января 1996 г.), утвердившее форму договора аренды земельных участков в г. Москве.

Кроме того, в г. Москве решением одиннадцатой сессии Моссовета от 12 октября 1992 года также был утвержден Порядок предоставления в аренду участков земель г. Москвы.

Реализацию компетенции субъектов РФ в сфере земельных отношений можно рассмотреть на нескольких примерах. Решением Нижегородского областного представительного органа “Об утверждении программы приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий Нижегородской области” было начато реформирование сельского хозяйства по нижегородской модели. По этому пути пошли многие хозяйства Ростовской, Рязанской, Орловской и ряда других областей, отразивших эту модель в своем законодательстве.

Разработана и утверждена региональная Программа продолжения земельной и аграрной реформы в агропромышленном комплексе Оренбургской области. В ее развитие приняты целевые программы “Плодородие”, “Белок”, “Селекционно-племенная работа”, “Техническое перевооружение сельского хозяйства”, “О поддержке фермерского сектора Оренбургской области” и др. Коллегия Минсельхоза России своим постановлением одобрила работу Главного управления сельского хозяйства Оренбургской области по оценке состояния и создания организационно-правовых условий развития агропромышленного комплекса области в период перехода к рыночным отношениям. С учетом накопленного опыта рекомендовано и другим территориям активнее проявлять законодательную инициативу в указанном направлении15.

Природные, в частности земельные, условия в различных регионах имеют свою специфику, так же как и развитость инфраструктуры, промышленности, обеспеченность профессиональными кадрами, уровень их подготовки, состояние иных компонентов влияют на состояние землепользования и в целом на положение сельского хозяйства.

Во многих субъектах РФ их законодательство в области землепользования, охраны окружающей среды, агропромышленного комплекса в значительной степени повторяет федеральное законодательство по этому же вопросу, что не вызвано необходимостью. Наглядно это проявляется на примере нормативных актов о крестьянском (фермерском) хозяйстве, где положения федеральных законов в основном дублируются.

В Ленинградской и Московской областях, Чувашской Республике были несколько конкретизированы нормы федерального законодательства.

А в Белгородской, Тюменской и ряде других областей отдельными актами устанавливаются региональные правила регулирования внутрихозяйственных земельных отношений, которые мало затронуты в федеральном законодательстве, хотя и имеют значение для деятельности крупных сельскохозяйственных коммерческих организаций, поскольку влияют на осуществление отношений внутрихозяйственного расчета.

Поскольку федеральным законодательством не решались некоторые проблемы использования земель для складирования, переработки и перевозки отходов, их регулирование нередко осуществлялось актами субъектов РФ. Известным в этом смысле становится пример Самары, на базе которой проводятся всероссийские семинары и обмен опытом по использованию земель для утилизации и захоронения промышленных, бытовых, токсичных и иных категорий отходов.

Учитывая изменения, а в ряде случаев и отмену некоторых положений Земельного кодекса РСФСР 1991 года, субъекты РФ принимали свои земельные законы, прежде всего по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством. В Республике Дагестан были приняты законы “О земле”, “О земельной реформе”, “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, которые представляют определенный интерес, поскольку в них отражены многие современные тенденции развития земельного права в направлении более рационального и социально справедливого использования земли, предупреждения и пресечения бюрократически-централизованного режима потребления национализированных природных ресурсов, поддержки традиций и обычаев, обусловленных своеобразием региона (небольшие земельные участки в горах, террасное земледелие, многонациональный состав, уважение религии, старших).

Аналогичный закон был принят Воронежской областной думой. В нем отмечалась обязательность соответствия актов субъекта РФ и органов местного самоуправления требованиям федерального законодательства, обязательность применения к земельным отношениям не только земельного, но и гражданского законодательства, предусматривались гарантии и защита земельных прав физических и юридических лиц, вводились институты земельного сервитута и залога16.

Закон Свердловской области “О регулировании земельных отношений” отразил введение частной собственности на землю и сделок с землей. Этот правовой акт субъекта РФ регулирует режим несельскохозяйственных земель различных категорий более подробно, чем ЗК РФ.

Таким образом, таковы возможности реализации субъектами РФ полномочий, не отнесенных к полномочиям РФ и органов местного самоуправления. Предстоит большая работа по приведению этих нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствие с Земельным кодексом РФ.

В заключение можно сказать, что тема, взятая мною на изучение, раскрыта полностью, насколько позволяют рамки объёма, предусмотренные для контрольной работы.

В процессе изучения данной темы выяснилось, что государственная собственность на землю является одной из форм собственности на данный природный объект наряду с частной и муниципальной. Но всё же большинство земель в Российской Федерации находится в основном в государственной собственности.

При разграничении государственной собственности на землю законодатель выделяет собственность Российской Федерации, собственность субъекта Российской Федерации, а также собственность муниципального образования. Законодательство по данному вопросу за последнее время претерпело значительные изменения.

Собственность Российской Федерации на землю именуется федеральной собственностью. Полномочия России в области земельных отношений, предусмотренные Земельным кодексом, основываются на Конституции РФ. Существует также совместная компетенция Российской Федерации и её субъектов в области регулирования земельных отношений.

Достаточно велики возможности реализации субъектами Российской Федерации своих полномочий, не отнесенных к полномочиям Российской Федерации и органов местного самоуправления. Предстоит большая работа по приведению этих нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствие с Земельным кодексом России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Земельный кодекс РФ / «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, N 44, ст. 4147. (с изменениями от 14.07.2008).

Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” / «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, N 44, ст. 4148.

Федеральный закон от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” / СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. I). Ст.1782.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” / СЗ РФ. 1997. N 30. Ст.3594.

Федеральный закон от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю” / СЗ РФ. 2001. N30. Ст.3060. (Утратил силу).

Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года N 2144 “О федеральных природных ресурсах” / САПП РФ. 1993. N 51. Ст.2144. (Утратил силу).

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2006 года № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю» / СЗ РФ, 10.07.2006, N 28, ст. 3074.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л. А. Окунькова. М.: Юристъ, 2001.

Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. С.А.Боголюбов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / отв. ред. С. А. Боголюбов. М.: Проспект, 2007.

Иконицкая И. А. Земельное право Российской Федерации: учеб. М.: Юристъ, 2002.

Васильев В. И., Павлушкин А. В. Законодательные органы субъектов Российской Федерации. М.: Городец, 2001.

Васильева М. И. Публичные интересы в экологическом праве. М.: Издательство МГУ, 2003.

Земля и право: пособие для российских землевладельцев / Отв. ред. С. А. Боголюбов. М.: ИНФРА-М — Норма, 1998.

1 Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

3 Иконицкая И. А. Земельное право Российской Федерации: учеб. М.: Юристъ, 2002. С. 65.

4 Васильева М. И. Публичные интересы в экологическом праве. М.: Издательство МГУ, 2003. С. 169.

5 САПП РФ. 1993. N 51. Ст.2144.

6 СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. I). Ст.1782.

7 СЗ РФ. 2001. N30. Ст.3060.

8 СЗ РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4148.

9 СЗ РФ. 1997. N 30. Ст.3594.

10 СЗ РФ, 10.07.2006, N 28, ст. 3074.

11 Конституция РФ. Ст. 5.

12 СЗ РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.

13 Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л. А. Окунькова. М.: Юристъ, 2001.

14 Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / отв. ред. С. А. Боголюбов. М.: Проспект, 2007.

15 Земля и право: пособие для российских землевладельцев / рук. авт. колл. и отв. ред. С. А. Боголюбов. М.: ИНФРА-М — Норма, 1998.

16 Васильев В. И., Павлушкин А. В., Постников А. Е. Законодательные органы субъектов Российской Федерации. М.: Городец, 2001.

Смотрите так же:

  • Приказ о переоценке билетов Внимание . Старые версии законодательных актов находятся на сайте http://laws.newsby.org. Для поиска: документ который, например, находился по адресу: http://newsby.org/documents/. теперь находиться по адресу http://laws.newsby.org/documents/. Пример: […]
  • Федеральный закон о разводах Семейный кодекс РФ: положения кодекса о разводе (статьи 16-26) Глава 4. ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА Статья 16. Основания для прекращения брака 2. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна […]
  • Подать на развод в мурманске Расторжение брака в Мурманске На данной странице собраны только варианты развода через ЗАГС. Расторжение брака по обоюдному согласию через ЗАГС Для этого должны быть выполнены условия: Согласие супругов Отсутствие общих детей несовершеннолетнего […]
  • Отдел субсидий тольятти автостроителей Соцзащита в Автозаводском районе Отделы социальной защиты населения Автозаводского района Тольятти Адрес: 445037, г. Тольятти, бульвар Орджоникидзе, дом 16 Телефоны: (8482) 32-17-42, (8482) 32-88-57 управление соцзащиты мэрии города Тольятти (8482) 54-39-34 […]
  • Замена прокладок впускного коллектора мазда 3 16 Мазда 3 клуб (Mazda 3 .ru) кто менял прокладки впускного коллектора н. ГОША19740316 05 июн 2013 Всем привет!Кто может менял прокладки подскажите ! Модифицированные прокладки нужно 4 штуки по ссылке : Прокладки впускного коллектора стандарт Стандарт […]
  • Акт проверки по транспортному налогу 29 января 2018 года организация подала декларацию по транспортному налогу. 16 февраля 2018 года налоговый орган выслал требование о предоставлении пояснений: при заполнении декларации по транспортному налогу применена ставка для легкового автомобиля, а […]
  • Не верно оформил заказ Ресторан Сербской кухни Единственная доставка Cербских блюд в Екатеринбурге! Роштиљ-Хаус Уютный ресторан в центре города - настоящий уголок Белграда. Изысканные блюда сербской национальной кухни. Вкуснейшее мясо на гриле. В ресторане Сербской кухни […]
  • Образец приказа о неразглашении информации Образец, Приказ об установлении перечня сведений имеющих коммерческую тайну и о мерах по сохранению конфиденциальности сведений имеющих коммерческую тайну Приказ об установлении перечня сведений имеющих коммерческую тайну Образец, Приказ об установлении […]