Устав о предупреждении и пресечении преступлений

§ 6. УСТАВ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И ПРЕСЕЧЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИИ

Реформы 60-х годов ни в какой степени не отразились на широком объеме применения лишения свободы без суда органами полиции и жандармерии. С точки зрения характеристики внесудебной расправы представляет большой интерес ознакомление с так называемым Уставом о предупреждении и пресечении преступлений, переиздание которого последовало в 1876 году.

Рассмотрение отдельных глав и статей Устава о предупреждении и пресечении преступлений показывает нам направление внутренней политики самодержавия. Здесь правительство до мельчайших подробностей регламентирует жизнь и поведение подданных Российской империи. Этот Устав раскрывал широкое поле полицейскому произволу и суживал до крайних пределов свободу действия каждого отдельного человека. Многие из статей были очень давнего происхождения, но они продолжали оставаться в Уставе потому, что были тесно связаны со всем политическим укладом России того времени. Если лишение свободы в виде предупредительного полицейского ареста в открытой форме только упоминается этим Уставом, то в действительности оно в скрытой форме было возможно по громадному большинству его статей.

Для наших дней многие статьи Устава кажутся смешными, нелепыми и прямо дикими. Не будем забывать, однако, что не до смеха было тем, кто становился жертвой применения к нему Устава о предупреждении и пресечении преступлений.

Приведенное нами название Устава как будто подчеркивало его цель предупредить и пресечь преступления. Но напрасно мы стали бы искать в очень многих статьях Устава хотя бы самого слабого намека на готовящиеся преступления, которые надо предупредить, или на начавшиеся уже преступные деяния, которые надо пресечь.

Первый раздел Устава носит название «О предупреждении и пресечении преступлений против веры». Православной церкви принадлежало такое почетное место в российской монархии, что на первое место были выдвинуты в Уставе статьи в защиту православия. По количеству статей (ст. ст. 1—109) этот раздел занимает одну треть всего Устава. В его пяти главах даны бесчисленные предписания и запреты. Об их характере можно судить по нескольким примерам, которые мы приведем.

Статья 1 Устава требовала «входить в храм божий с благоговением, без усилия». Эти слова «без усилия» выдают с головой составителей закона об ограждении интересов православной церкви, несмотря на их стремление прикрыть то насилие, которое всегда применялось в делах веры господствовавшим вероиспове- ? данием.

Различные статьи Устава предписывали: как входить в церковь, как держать себя там, когда прикладываться «к чудотворным местам и иконам», когда и сколько раз исповедоваться и причащаться, с какого возраста приводить детей на исповедь и пр. и пр. Некоторые подробности православного религиозного культа привлекали к себе особое внимание законодателя. К числу их, например, относятся указания, как следует проводить праздничные дни. В качестве образца приведем полностью содержание ст. 25 (23 по изданию 1890 года) Устава: «Воскресные дни и торжественные и гражданские: а) посвящаются отдохновению от трудов и вместе с тем набожному благоговению, б) посему в дни сии, воздерживаясь от беспутной жизни, более нежели в другие, надлежит праздность с благоговением и чистотою сочетать, в) и ходить в церковь к слушанию службы божией, а особливо к литургии». В полном противоречии с этими благими советами — воздерживаться в праздничные дни от беспутной жизни — находились все бытовые и социальные условия существования широких народных масс. Полное отсутствие культурных развлечений, усталость от тяжелой трудовой жизни, широко распахнутые двери кабаков, пивных и т. п. превращали праздничные дни в дни уродливого беспробудного пьянства. Правительство же не шло дальше советов ходить в церковь божию, а «особливо к литургии».

Целая глава (III) первого раздела давала ряд предписаний и запретов в целях предупреждения отступлений от православия. Неудивительно внимание законодателя к этому вопросу, с которым он тесно связывал свою внутреннюю политику. Те статьи этой главы, которые относились к обращенным в православие иноверцам, были для последних особенно тягостными, подвергая их опасности оказаться в местах лишения свободы. Администрации и православному духовенству были даны широкие полномочия по наблюдению за «новообращенными». Такой же характер носили статьи о предупреждении ереси и раскола. Эти статьи ставили последователей раскола в абсолютно бесправное положение.

Второй раздел Устава был посвящен предупреждению и пресечению преступлений против общественного порядка и учреждений правительства. Он носил чисто политический характер. Здесь были проведены ограничения права собраний, свободы печати, свободы союзов и пр. Рассматриваемый Устав был тесно связан по этим разделам с Уложением о наказаниях и с суровой репрессией последнего.

В непосредственном соседстве с разделом о предупреждении преступлений против общественного порядка и учреждений правительства оказался раздел, в который попали статьи о нищенстве, мотовстве, о роскоши, о пьянстве, о развратной жизни и многие другие. Формулировка некоторых из этих статей очень решительна. Так, например, ст. 185 провозглашала: «Запрещается всем и каждому пьянство». Статья 191 объявляла: «Строго запрещается нищенствовать или бродить в городах, селениях, на ярмарках, больших торговых дорогах для испрашивания подаяния».

Чисто классовый подход проявил законодатель, когда он говорил о порочном поведении. В особых подразделах (IV глава III раздела) он говорил о предупреждении и пресечении порочного поведения крестьян, мещан, иноверцев, лиц, лишенных духовного звания, уволенных за развратное поведение чиновников и др. Меры предупреждения доходили здесь до высылки и ссылки.

Два последних раздела Устава говорили о предупреждении и пресечении преступлений против личной безопасности и против имущества. На практике эти два раздела имели наибольшее применение и давали полиции большой простор для ее действий, в частности, для задержанных.

Устав о предупреждении и пресечении преступлений напоминает своим содержанием инструкцию или «памятку» для полиции. Лишение свободы в нем как мера пресечения редко упоминалось, в действительности оно могло быть применено и применялось в огромном большинстве случаев. Применение лишения свободы без всяких гарантий его правильности давало в руки администрации острое орудие произвола.

Переизданный в 1890 году Устав о предупреждении и пресечении преступлений сохранил в полной неприкосновенности все основные положения, которые имели место в издании 1876 года. Но еще в 1881 году он был пополнен изданием, в качестве приложения к нему, — «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», а в 1882 году — «Положения о полицейском надзоре». Оба эти узаконения были предназначены для борьбы с революционным движением и предоставляли администрации чрезвычайные полномочия по применению лишения свободы. В местностях, объявленных на положении усиленной или чрезвычайной охраны, руководителям местной администрации были предоставлены особые права: они могли за нарушение изданных ими обязательных постановлений назначать лишение свободы вплоть до заключения в тюрьму или крепость на срок до трех месяцев. Но лишение свободы применялось фактически на сроки даже значительно более года в качестве предварительной меры.

Только в период революции 1905 года последовала отмена некоторых статей Устава о предупреждении и пресечении преступлений. Так, законом 17 апреля 1905 г. была отменена значительная часть статей о вероисповедании, а по законам 1904— 1906 гг. отменены некоторые статьи раздела «О незаконных и тайных обществах». Уже в XX веке, а именно в 1900 году, по продолжению Свода законов издания 1906 года были отменены статьи о предупреждении развратного поведения мещан, при- дворно-служителей, неслужащих чиновников. Но право ссылки без суда сельских обывателей было оставлено за сельскими обществами. Издание Устава 1890 года продолжало содержать прежний запрет: «Запрещается всем и каждому пьянство»

(ст. 153), но в 1900 году этот «запрет» был снят, и новая редакция статьи лишь уполномочивала полицию арестовывать впредь до вытрезвления.

Частичные изменения рассматриваемого Устава почти не коснулись двух последних его разделов о предупреждении преступлений против личности и против собственности. До последнего дня царизма Устав предписывал: «всем и каждому вменяется в обязанность жить в незазорной любви, в мире и согласии, друг другу по достоинству воздавать почтение, послушным быть, кому надлежит по установленному порядку, и стараться предупреждать недоразумения, ссоры, споры и прения, кои могут довести до огорчения и обид» (ст. 225).

Так определял закон условия совместной жизни подданных Российской империи, где государственный строй весь был основан на попрании человеческого достоинства, на эксплоатации, на бесправии. Полиция получала права «предупреждать и пресекать» все то, что она находила угрожающим этим условиям. Положение об усиленной охране и о чрезвычайной охране развязывало руки полиции и жандармам, и они становились полными хозяевами над личной свободой человека. Предписания о запрете драк и брани звучали настоящей насмешкой там, где в полицейских участках и в жандармских управлениях избиения заключенных были самым обычным и распространенным явлением.

Статьи раздела о предупреждении преступлений против собственности содержали предписания о предупреждении воровства, ростовщичества, азартных игр и т. п., но все это, ни в какой мере не предупреждая и не пресекая имущественных преступлений, давало агентам полиции новые возможности для произвола, насилия и взяточничества. В конечном итоге Устав о предупреждении и пресечении преступлений раскрывал широкие возможности для совершения преступлений агентами низшей и высшей администрации. В числе этих преступлений не последнее место занимали беззаконные аресты. С этой точки зрения Устав о предупреждении и пресечении преступлений увеличил роль внесудебного лишения свободы 7

Законодательная регламентация противодействия преступности, обеспечения и охраны общественного порядка в Российской империи XIX — начала XX в. (Шаяхметова Т.Е.)

Дата размещения статьи: 01.06.2015

Обеспечение надежной охраны общества от преступных посягательств является одной из наиболее острых проблем, стоящих перед Российским государством.
Огромный вклад в разработку и правовое закрепление положений о предупреждении правонарушений, обеспечении и охране общественного порядка внес крупнейший государственный деятель, ученый, мыслитель М.М. Сперанский, занимающий особое место в истории правовой мысли России .
———————————
Корнев А.В. К истории реформ в России. Политические и правовые взгляды М.М. Сперанского // МВД России 200 лет. История, развитие, перспективы: Труды Академии управления МВД России. М.: Академия управления МВД России, 2003. С. 289.

О предупреждении правонарушений М.М. Сперанский непосредственно говорит в своих записках «Об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». В работе он размышляет об устройстве основных государственных органов и о механизме действия законов. М.М. Сперанский пишет о том, что государственный аппарат должен быть устроен таким образом, чтобы действие закона обеспечивалось в полной мере. Однако одно лишь наличие закона не обеспечит его реализации. Для этого необходимы уполномоченные на это государственные органы. В связи с тем что суд обеспечивает действие закона только единовременно, в конкретных случаях его нарушения, то гарантом перманентного действия закона, по мнению М.М. Сперанского, является полиция.
В свою очередь, обеспечивая правопорядок, полиция должна действовать комплексно. Наряду с восстановлением нарушенного права и пресечением противоправного деяния на месте, она должна предупреждать насилия разными предохранительными средствами . Соответственно этим направлениям полиция организационно должна подразделяться на три части: исполнительную, смирительную и предохранительную.
———————————
Сперанский М.М. Проекты и записки / Подгот. к печати А.И. Копанев и М.В. Кукушкина; под ред. С.Н. Валка; АН СССР. М.; Л., 1961. С. 35.

М.М. Сперанский, описывая сущность и предмет полиции предохранительной, или благочиния, подчеркивает значимость предупреждения правонарушений следующими словами: «Если бы полиция ограничивала себя единым пресечением насилия, когда оно обнаружится, оно слишком часто обнаруживалось бы, и действие полиции могло бы быть строго и справедливо, но никогда не было бы спасительно. Такова есть полиция в деспотических государствах: поспешна и неумолима к преступникам, она ничего не делает к тому, чтобы предупредить преступление, чтоб отнять у граждан самую вероятность угнетения и удостоверить их покой. Сии мудрые расположения принадлежат одним просвещенным правительствам» .
———————————
Там же. С. 36.

Функции по предупреждению правонарушений М.М. Сперанский раскрывает в классификации предметов деятельности полиции предохранительной. Таковыми являются: обеспечение нравственности (цензура книг и журналов; пресечение и опровержение вредных правительству слухов и толкований; охранение обрядов религии и обуздание расколов; нравственность публичных зрелищ и благочиния игр), продовольственное обеспечение и здравоохранение (сведения о состоянии всякого рода запасов, умеренность торговых цен на предметы первой необходимости; призрение нищих и удаление бродяг; верность весов и мер; народное здравие, медицинские установления), обеспечение функционирования путей сообщения (устроение и содержание дорог и мостов, освещение в городах; водяных коммуникаций), охрана общественного порядка (ночная стража в городах и селах; стража казны; стража преступников, содержание тюрем и острогов; стража от пожаров и пожарные учреждения, содержание войск в земле) .
———————————
Ушанов А.В. Организационно-правовые основы предупреждения правонарушений в Российской империи: Дис. . канд. юрид. наук. 12.00.01. М., 2011. С. 33 — 34.

М.М. Сперанский в своей записке говорит, что эти направления предупредительной деятельности должны быть закреплены нормативно. Это положение он реализует в процессе работы над Сводом законов Российской империи. Он посчитал целесообразным свести все законы и иной нормативный материал, относящийся к проблеме профилактики преступлений, в Устав о предупреждении и пресечении преступлений, вошедший в том XIV Свода законов .
———————————
Борисов А.В., Якушев В.А. Проблемы профилактики преступности в законодательстве и деятельности полиции Российской империи: Лекция. М.: Спутник+, 2009. С. 18.

В первом издании Свода законов Российской империи 1832 г. Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений содержался в части четвертой тома XIV седьмого отделения Свода законов, который назывался «Свод уставов благочиния».
Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений 1832 г. состоял из 5 разделов, 39 глав и 455 статей, имел приложение в виде Свода устава о цензуре. В каждой статье имелись многочисленные ссылки на нормативные акты прошлых лет, начиная с Соборного уложения 1649 г. Это связано с принципиальной позицией императора Николая I, поставившего перед М.М. Сперанским задачу не создавать новые законы, а систематизировать, упорядочить ранее принятые .
———————————
Борисов А.В., Якушев В.А. Указ. соч. С. 20.

В Устав вошли нормативные материалы, начиная с 1649 г. и заканчивая указами императора Николая I, Сената, объявленными в 1830 г. Интересно, что классификация преступлений, которые в соответствии с Уставом должны были предупреждать и пресекать местная власть и полиция, очень близки к классификации видов преступности, проведенной еще в Соборном уложении 1649 г. .
———————————
Борисов А.В., Якушев В.А. Указ. соч. С. 18.

Структура Устава представляла собой исчерпывающий перечень противоправных деяний, которым должна противодействовать полиция. Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений (1832 г.) делился на пять разделов, определявших основные виды правонарушений, предупреждение и пресечение которых возлагалось на полицейские органы: раздел I — «О предупреждении и пресечении преступлений против веры»; раздел II — «О предупреждении и пресечении преступлений против общественного порядка и учреждений правительства»; раздел III — «О предупреждении и пресечении беспорядков при увеселениях и забавах, также о пресечении явного соблазна и разврата в поведении»; раздел IV — «О предупреждении и пресечении преступлений против личной безопасности», раздел V — «О предупреждении и пресечении преступлений против имущества». Разделы делились на главы и отделения, содержащие перечень конкретных составов правонарушений, меры их предупреждения и пресечения, а также санкции, применение которых входило в компетенцию полиции.
Такая сложная пятиуровневая структура Устава объясняется множеством охваченных правовой регламентацией общественных отношений, которые на современном этапе не подвергаются правовому регулированию и относятся к морально-нравственной сфере.
Скрупулезная регламентация жизнедеятельности подданных характеризует Российскую империю как полицейское государство. Однако такая тщательная детализация облегчала применение Свода в процессе обеспечения правопорядка.
В 1842 г. вышло очередное издание Свода законов Российской империи. Устав о предупреждении и пресечении преступлений находился, так же как и в первом издании, в части четвертой тома XIV седьмого отделения Свода законов под таким же названием — «Свод уставов благочиния». Следует отметить, что, называя Устав о предупреждении и пресечении преступлений сводом, законодатель хотел подчеркнуть, что он составлен из норм различных нормативно-правовых актов, не исключая возможности использования последних в процессе осуществления определенных направлений предупреждения правонарушений.
Устав 1842 г. отличается от Свода уставов тем, что содержит введение, т.е. преамбулу, где говорится, что «все начальство по части гражданской или военной обязаны всеми зависящими от них средствами предупреждать и пресекать всякия действия, клонящиеся к совершению преступлений». По структуре он не отличается — содержит пять разделов, количество статей даже уменьшилось с 455 до 433; этот вариант утрачивает деление глав на меры предупреждения и пресечения и меры взыскания; кроме приложения о цензуре, которое не приводится, содержит приложения по предупреждению религиозных преступлений и к ст. 292 «О обязанностях владельцев домов и других недвижимых имений в С.-Петербурге по наблюдению за живущими в доме», а также оглавление, хронологический и сравнительный указатели .
———————————
Ушанов А.В. Указ. соч. С. 58.

Следующий вариант Устава о предупреждении и пресечении преступлений был издан в 1857 г. Он состоял из 5 разделов, 32 глав и 518 статей.
Первый раздел — «О предупреждении и пресечении преступлений против веры» состоял из пяти глав и 138 статей. Первая глава — «О предупреждении и пресечении преступлений против богослужения» (ст. ст. 3 — 22). Вторая глава — «О предупреждении и пресечении уклонения от исполнения правил Церкви Православной» (ст. ст. 23 — 46). Третья глава — «О предупреждении и пресечении отступления лиц Православного исповедания от Православия» (ст. ст. 47 — 91). Четвертая глава — «О предупреждении и пресечении преступлений против правил веротерпимости» (ст. ст. 92 — 122). Пятая глава — «О предупреждении и пресечении кощунства, богохульства, святотатства и ограбления могил» (ст. ст. 123 — 138).
Таким образом, первый раздел устава предусматривал применение мер, в том числе и полицией, не только для того, чтобы сохранить официально провозглашенное «первенствующее и господствующее» положение Русской православной церкви. Четвертая глава этого раздела ставила перед местными властями, полицией задачи по предупреждению преступлений «против правил веротерпимости». Полиция должна была обеспечивать общественный порядок и безопасность, предупреждать столкновения на религиозной почве во время совершения обрядов, проведения религиозных торжеств, праздников мусульманами, католиками, иудеями. Это было важной функцией полиции в связи с тем, что большинство подданных Российской империи исповедовало определенную веру, а публичные религиозные обряды, праздники были самыми распространенными, частыми в стране.
Второй раздел — «О предупреждении и пресечении преступлений против общественного порядка и учреждений правительства» содержал семь глав и 47 статей. Первая глава — «О нарушении порядка, установленного для обнародования законов, и о распространении вредных слухов и подложных указов» (ст. ст. 139 — 146). Вторая глава — «О пасквилях и подметных письмах» (ст. ст. 147 — 150). Третья глава — «О запрещенных книгах и сочинениях, соблазнительных эстампах и каррикатурах» (ст. ст. 151 — 156). Четвертая глава — «О запрещенных сходбищах и набатных тревогах» (ст. ст. 157 — 163). Пятая глава — «О незаконных и тайных обществах» (ст. ст. 164 — 169). Шестая глава — «О непослушании, своевольстве и сопротивлении властям законным» (ст. ст. 170 — 180). Седьмая глава — «О скопах, заговорах, измене, бунте и возмущении» (ст. ст. 181 — 185). Особое внимание в разделе уделялось предупреждению массовых беспорядков и пресечению случаев неподчинения подданных властям, сопротивления полиции.
Еще со времен Петра I в России создавалось «регулярное», полицейское государство, стремившееся определять поведение подданных, вмешиваясь в их общественную и личную жизнь. Эта задача возлагалась на полицию. В связи с этим третий раздел «О предупреждении и пресечении беспорядков при публичных собраниях, увеселениях и забавах, также о пресечении явного соблазна и разврата в поведении» (шесть глав и 155 статей) в основном содержал нормы законодательства Петра I, Устава благочиния 1782 г.
Первая глава — «О благочинии при публичных собраниях во время забав и увеселений» (ст. ст. 186 — 235). Вторая глава — «О роскоши и мотовстве» (ст. ст. 236 — 240). Третья глава — «О пьянстве» (ст. ст. 241 — 244). Четвертая глава — «О непотребстве» (ст. ст. 245 — 252). Пятая глава — «О нищенстве» (ст. ст. 253 — 270). Шестая глава — «О порочном и развратном поведении» (ст. ст. 271 — 340).
В рамках третьего раздела предусматривалось наказание за «незаконное сборище», то есть массовое публичное мероприятие, проведенное без разрешения полиции. Полиции также поручалось предупреждать, пресекать аморальное поведение жителей, включая дерзкое поведение по отношению к родителям. Отдельная глава этого раздела была посвящена роли полиции в предупреждении пьянства. Меры по регулированию оборота алкогольной продукции, предупреждению полицией злоупотреблений в этой сфере содержались в Уставе питейном, также вошедшем в Свод законов.
Четвертый раздел Свода уставов о предупреждении и пресечении преступлений носил название «О предупреждении и пресечении преступлений против личной безопасности» и состоял из 5 глав и 96 статей. Первая глава — «О предупреждении убийств и телесных повреждений» (ст. ст. 341 — 352). Вторая глава — «О поединках и личных обидах» (ст. ст. 353 — 367). Третья глава — «О ссорах, брани, драках, побоях и тому подобных проступках» (ст. ст. 368 — 377). Четвертая глава — «О неповиновении крепостных людей их владельцу» (ст. ст. 378 — 419). Пятая глава — «О предупреждении и пресечении злоупотребления помещичьей власти» (ст. ст. 420 — 436). Этот раздел включал в себя меры по осуществлению такого важного направления профилактики преступности, как контроль полиции за приобретением, хранением оружия.
Пятый раздел — «О предупреждении и пресечении преступлений против имуществ» содержал 9 глав и 82 статьи. Первая глава — «О несильном завладении» (ст. ст. 438 — 440). Вторая глава — «О предупреждении и пресечении лихвы» (ст. ст. 441 — 443). Третья глава — «О запрещенных играх» (ст. ст. 444 — 449). Четвертая глава — «О лотереях» (ст. ст. 450 — 464). Пятая глава — «О воровстве-краже и воровстве-мошенничестве» (ст. ст. 465 — 468). Шестая глава — «О пресечении конокрадства» (ст. ст. 469 — 493): отделение первое — «О пресечении конокрадства во внутренних губерниях», отделение второе — «О пресечении конокрадства в Западной Сибири». Седьмая глава — «О предупреждении и пресечении обмана, подлога, клеветы и лживых поступков» (ст. ст. 494 — 498). Восьмая глава — «О разбое, воровстве-грабеже и пристанодержательстве» (ст. ст. 499 — 513). Девятая глава — «О зажигательстве» (ст. ст. 514 — 518).
Приложение к Своду уставов о предупреждении и пресечении преступлений (в XIV томе Свода законов Российской империи) — «О обязанностях владельцев домов и других недвижимых имений в С.-Петербурге по наблюдению за живущими в доме» (приложение к статье 345).
Глава первая раздела пятого содержала нормы, регламентирующие деятельность полиции в случаях, когда возникает спор о праве собственности на то или иное имущество. Запрещалось завладение чужим имуществом даже при наличии предполагаемого права на него (наличие соответствующих документов). В случае если все же такое незаконное завладение произошло, земским и городским органам полиции предписывалось вернуть имущество тому владельцу, который лишился имущества. После этого обе стороны препровождались служителями полиции в суд, для разрешения спора в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В исследуемый период, видимо, нередки были случаи завладения чужим имуществом при наличии предполагаемого права на него с применением насилия, поэтому законодатель в примечаниях к главе делает ссылки на Уложение о наказаниях, об ответственности за само незаконное завладение, а также за применение при этом насилия или оружия.
Глава вторая — «О предупреждении и пресечении лихвы» направлена на обеспечение безопасности финансовых средств граждан. Запрещены проценты по ссудам денежных капиталов свыше нормы, установленной гражданским законодательством. На полицию возлагается обязанность: «Чтобы вредные ростовщики лихоимцы, как сущие хищники, были строжайше преследуемы и отсылаемы к уголовному суду» . Кроме этого, нормами главы предусмотрена процедура выявления и предварительного расследования таких фактов.
———————————
Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений. Статья 442 // Свод законов Российской империи (далее — СЗРИ). 1857. Т. XIV.

Глава третья устанавливает запрет на незаконные азартные игры, а также порядок выявления и пресечения таких фактов. В ее нормах ярко проявляется реализация функции государства, направленной на обеспечение «праведности» труда подданных, а также способ поддержания благосостояния граждан на достойном уровне, так как в любой игре есть лицо, получившее выигрыш, и лицо, оставшееся без денег или имущества. Это является одним из принципов, отражающих сущность полицейского государства, согласно которому государство должно было создавать условия, исключающие возможность граждан добиваться благосостояния незаконными способами или способами, которые подрывают материальное положение других лиц.
Кроме этого, деятельность полиции по надзору за азартными играми, выявлению и пресечению противозаконных фактов в этой сфере, является средством специальной профилактики по отношению к мошенничеству.
Глава четвертая содержит нормы «О лотереях». В самодержавной России лотереи являлись средством снижения уровня экономической дифференциации различных слоев населения. По установленной законодательством процедуре правом организации розыгрышей каких-либо вещей или услуг обладали учреждения общественного призрения, благотворительные организации, представители бедных слоев общества.
В то же время розыгрыш лотерей мог стать орудием совершения хищения чужого имущества с помощью обмана и злоупотребления доверием. Полиции предписывалось осуществлять надзор за организацией и розыгрышами лотерей, а в случае нарушений пресекать такие факты.
Глава пятая «О воровстве-краже и воровстве-мошенничестве» содержит нормы о том, что предупреждение и пресечение указанных преступлений осуществляется полицией по общим правилам поимки преступников.
Глава шестая посвящена конокрадству, так как особым видом собственности в Российской империи являлась животная тягловая сила и скот. В главе консолидированы нормы, регламентирующие деятельность органов полиции по предупреждению данного вида правонарушений.
Глава седьмая содержит запрет на обман и злоупотребление доверием любыми способами, а также обязанность полиции пресекать все факты обмана в отношениях купли-продажи.
Предупреждению и пресечению наиболее распространенных в наше время видов противоправных посягательств в отношении собственности (кражи, грабежи, разбои) посвящена глава восьмая раздела пятого Свода уставов о предупреждении и пресечении преступлений. В этой главе подробно регламентирована борьба с указанными правонарушениями, а также устранение причин и условий, способствующих их совершению.
Во все эпохи бедствием для собственников являются пожары. Причем, являясь, как правило, несчастными случаями, они могут служить средством умышленного или неосторожного уничтожения и повреждения чужого имущества. Глава девятая «О зажигательстве» регламентирует меры предосторожности от пожаров. Мерой предупреждения как пожаров, так и поджогов можно было считать запрет на разжигание огня вблизи лесов, посевов, сенокосных угодий, мостов и иных строений. На полицию возлагались обязанности исследования причин пожара и сообщения начальнику губернии.
Следует сказать и о сословном характере анализируемого нормативного акта. В ст. 2 сказано, что правила устава распространяются в равной степени на все сословия, однако здесь же говорится, что в отношении крестьян ведомства действуют иные нормативные акты. Дальнейшее изучение Устава показывает, что различаются процедура привлечения к ответственности, вид и степень наказания церковнослужителей, исключенных из духовного ведомства, имеющих дворянское происхождение, и мещан. Классовый характер Устава был предопределен сложной социальной структурой российского общества, где каждое сословие обладало своим объемом прав и обязанностей.
Изданный в 1876 г. Устав о предупреждении и пресечении преступлений, в отличие от Устава 1857 г., содержал на треть меньшее количество статей, были внесены изменения в содержание некоторых норм, усилен их профилактический, воспитательный акцент.
В 1890 г. в Свод законов Российской империи был включен Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений, который собрал в себе дополнения и изменения за все время его действия. Структура Свода уставов о предупреждении и пресечении преступлений 1890 г. аналогична редакции этого нормативно-правового акта 1832 г. В первой статье Устава задачи предупреждения преступлений возлагались не только на полицию, но и на все должностные лица и государственные учреждения, участвовавшие в осуществлении внутренней политики и административном управлении страной. «Губернаторы, местная полиция и вообще все места и лица, имеющие начальство по части гражданской и военной, обязаны всеми зависящими от них средствами предупреждать и пресекать всякие действия, клонящиеся к нарушению должного уважения к вере, или же общественного спокойствия, порядка, благочиния, безопасности личной и безопасности имуществ» .
———————————
Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений 1890 г. // Свод законов Российской империи / Под ред. и с прим. И.Д. Мордухай-Болтовского // СПС «КонсультантПлюс». 2008.

В 1916 г. Устав о предупреждении и пресечении преступлений 1890 г. был отменен, но, образно говоря, он не умер, а пережил реинкарнацию, так как основная масса предписаний вошла в изданный в этом же году Устав благочиния и безопасности. Этот нормативный правовой акт по своей структуре и смыслу статей был во многом аналогичен Уставу о предупреждении и пресечении преступлений .
———————————
Ушанов А.В. Указ. соч. С. 70.

Таким образом, институционализация полицейского законодательства в сфере предупреждения и пресечения правонарушений, как и выделение отрасли полицейского законодательства в целом, связана с проведением работ по систематизации законодательства. Результатом этой деятельности стало создание Свода уставов о предупреждении и пресечении преступлений, вошедшего в четырнадцатый том Свода законов Российской империи — Свод уставов благочиния. Создание Свода уставов о предупреждении и пресечении преступлений было большим шагом вперед в развитии полицейского законодательства.

Литература

1. Борисов А.В., Якушев В.А. Проблемы профилактики преступности в законодательстве и деятельности полиции Российской империи: Лекция. М.: Спутник+, 2009.
2. Корнев А.В. К истории реформ в России. Политические и правовые взгляды М.М. Сперанского // МВД России 200 лет. История, развитие, перспективы: Труды Академии управления МВД России. М.: Академия управления МВД России, 2003.
3. Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений 1890 г. // Свод законов Российской империи / Под ред. и с прим. И.Д. Мордухай-Болтовского // СПС «КонсультантПлюс». 2008.
4. Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений. Статья 442 // Свод законов Российской империи. 1857. Т. XIV.
5. Сперанский М.М. Проекты и записки / Подгот. к печати А.И. Копанев и М.В. Кукушкина; под ред. С.Н. Валка; АН СССР. М.; Л., 1961.
6. Ушанов А.В. Организационно-правовые основы предупреждения правонарушений в Российской империи: Дис. . канд. юрид. наук. 12.00.01. М., 2011.

Устав о предупреждении и пресечении преступлений против веры (1890 г. с изм. 1906 г.)

РАЗДѣЛЪ ПЕРВЫЙ. О предупрежденiи и пресѣченiи преступленiй противъ вѣры.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. О предупрежденiи и пресѣченiи преступленiй противъ богослуженiя.
Отдѣленiе первое. О предупрежденiи и пресѣченiи нарушенiя благочинiя въ церквахъ православныхъ.

3. Всѣ должны въ церкви Божiей быть почтительными и входить въ храмъ Божiй съ благоговѣ нiемъ, безъ усилi я.
4. Быть въ алтарѣ во время службы никому изъ мiрянъ не дозволяется. Во время всяк ой Божественной службы никому изъ неучаствующихъ въ оной не дозволяется стоять у иконостаса того престола, гдѣ она совершается, и вообще на возвышенномъ м ѣ ст ѣ или пространств ѣ между обоими крылосами, исключая лишь т ѣ случаи, когда мiрянамъ, по обряду церкв и, нужно подходить къ Святымъ Тайнамъ или къ Святымъ иконамъ.
5. Во время присутствiя въ церкви Императорской Фамилiи, пространство отъ мѣ ста, гд ѣ духовенство священнод ѣ йствуетъ, до м ѣ стъ, для Нея назначенныхъ, никому не занимать.
6. Предъ иконами стоять такъ, какъ благопристойность и святость мѣ ста требуютъ.
7. Во время совершенiя Божественной службы никакихъ разговоровъ не чинить, съ мѣ ста на м ѣ сто не пер еходить, и вообще не отвращать вниманiя православныхъ отъ службы ни словомъ, ни дѣ янiемъ или движенiемъ, но пребывать со страхомъ, въ молчанiи, тишинъ и во всякомъ почтенiи.
8. Во время совершенiя Божественной службы запрещается прикладываться къ чудотворнымъ мѣ стамъ и иконамъ, но испол нять сiе предъ начатiемъ или по окончанiи службы.
9. Воспрещается въ церкви во время службы подавать Государю и инымъ властямъ просьбы.
10. Миръ и тишину въ церкви обязана строго охранять мѣ стная полицiя.
11. Священнослужители съ своей стороны также внушаютъ приличное христiанамъ къ службѣ Божiей благогов ѣ нiе и, сохраняя всю благопристойность, наблюдаютъ, чтобы тишина и порядокъ не были нарушаемы приходящими въ храмъ Божiй.
12. О происшествiяхъ въ церквахъ мѣ стное духовное начальство доноситъ неукоснительно Свят ѣ йшему Синоду и Синодальному ОберъПрокурору, который составленныя изъ сихъ д онесенiй вѣ домости, подноситъ на Высочайщее усмотрѣ нiе чрезъ каждые четыре м ѣ сяца, а о происшествiяхъ важныхъ доноситъ тотчасъ; но независимо отъ сего и со стороны гражданской полицiи (отъ которой не должны быть скрываемы Священнослужителями никакiя происшествiя въ церквахъ) также представляются Императорскому Величеству подробныя донесенiя (чрезъ Губернаторовъ въ Министерство Внутреннихъ Дѣ лъ) о важн ѣ йшихъ прои сшествiяхъ во всякое время, а о прочихъ въ сроки, въ Общемъ Губернскомъ Учрежденiи опредѣ ленн ые.

Отдѣленiе второе. О предупрежденiи и пресѣченiи нарушенiя благочинiя внѣ православной церкви во время богослуженiя.

I. О благочинiи внѣ церкви во время совершенiя въ ней службы.
13. Полицiя наблюдаетъ, чтобы близъ церквей, особливо во время службы, не было на улицахъ крику, драки и вообще никакого безчинства. Примѣчанiе. Запрещается устраивать шалаши для продажи съѣстныхъ припасовъ и напитковъ внутри церковныхъ оградъ и на кладбищахъ.
14. Полицiя наблюдаетъ, чтобы въ воскресные или торжественные дни или въ табельные или храмовые праздники (ст. 25) въ городахъ и селенiяхъ, прежде окончанiя въ приходской церкви литургiи, не были начинаемы игрища, музыка, пляски, пѣ нiе п ѣ сенъ по домамъ и по улицамъ, театральныя представленiя, и всякiя иныя общенародныя забавы и увеселенiя, а торговыя лавки (исключая т ѣ хъ, въ коихъ продаются съ ѣ стные припасы и кормъ для скота) и питейные до мы не были открываемы. .
II. О благочинiи во время совершенiя духовныхъ обрядовъ внѣ церкви.
15. Полицiя наблюдаетъ за сохраненiемъ благочинiя во время церковныхъ торжествъ крестныхъ ходовъ, водосвятiя и тому подобныхъ установленныхъ обрядовъ.
Примѣчанiе. Высочайше повелѣно привести въ исполненiе опредѣленiе Св. Синода о воспрещенiи, при слѣдованiи погребальныхъ шествiй въ церковь для отпѣванiя и на кладбища для погребенiя, ношенiя вѣнковъ съ надписями или безъ оныхъ, а равно иныхъ знаковъ и эмблемъ, не имѣющихъ церковнаго или государственно-офицiальнаго значенiя.
16. Во время крестнаго хода полицIя наблюдаетъ: 1) чтобы улицы, гдѣ им ѣ етъ быть шествiе, были чисты и отъ поперечной ѣ зды чер езъ нихъ не произошло остановки, тѣ сноты или пом ѣ шательства шествiю; на сей конецъ у поперечныхъ улицъ она разставляетъ свою стражу и заранѣ е о томъ объявляетъ, дабы всякому было изв ѣ стно; 2) чтоб ы для смотрѣ нiя на ходъ никто на улиц ѣ не строилъ подмостковъ изъ скамей, досокъ, бревенъ, или иного чего бы то ни было; 3) чтобы питейные домы были заперты и кромѣ съ ѣ стныхъ жизненныхъ потребност ей никто ничѣ мъ не торговалъ до возвращенiя хода въ церковь; 4) чтобы никто не позволялъ себ ѣ въ сiе время никакихъ шумныхъ увеселенiй, какъ-то: плясокъ, конскаго ристанiя, и никакого безчинiя.
17. Святыя иконы дозволяется по желанiю приносить изъ церквей въ домы, но не иначе, какъ на рукахъ, или въ каретахъ, и безъ громогласнаго на улицахъ пѣ нiя. .

ГЛАВА ВТОРАЯ. О предупрежденiи и пресѣченiи уклоненiя отъ исполненiя правилъ церкви православной.
Отдѣленiе первое. О предупрежденiи и пресѣченiи уклоненiя отъ исповѣди и святого причащенiя.

18 до 22 (по Прод. 1906 г.) исключены.

Отдѣленiе второе. О предупрежденiи и пресѣченiи нарушенiя святости дней воскресныхъ и дней торжественныхъ какъ церковныхъ, такъ и гражданскихъ.

23. Воскресные и торжественные дни церковные и гражданскiе посвящаются отдохновенiю отъ трудовъ и съ тѣ мъ вм ѣ ст ѣ набожному благогов ѣ нiю. Посем у дни сiи, воздерживаясь отъ безпутной жизни, болѣ е, нежели въ другiе, надлежитъ праздновать съ благ оговѣ нiемъ и чистото ю (в) и ходить въ церковь къ слушанiю службы Божьей, а особливо къ литургiи .
23-1 (по Прод. 1906 г.). Добровольное занятiе работою въ воскресные, праздничные и торжественные дни церковные и гражданскiе предоставляется усмотрѣ нiю каждаго, и никакая в ласть не должна чинить трудящимся какихъ либо въ семъ препятствiй.
24- 26 — (перечни праздничных дней опускаю b_m)
27. Въ праздничные и торжественные дни никакихъ наказанiй по судебнымъ приговорамъ никому ни чинить.

Отдѣленiе третiе. О предупрежденiи и пресѣченiи суевѣрiя.

28. Запрещается въ навечерiи Рождества Христова и въ продолженiе святокъ заводить, по нѣ которымъ стариннымъ идолопоклонническимъ преданiямъ, игрища, и наряжаясь въ кумирскiя одѣ янiя, производить по улицамъ пляски и п ѣ ть соблазнительныя п ѣ сни.
29. Запрещается въ теченiе пасхальной недѣ ли, по старинному суев ѣ рному и вредному обычаю, купать или обливать водою небывающихъ у заутрени.
30. 3апрещаются лжепредсказанiя и лжепредзнаменованiя.
31. Запрещается выдавать себя за колдуна или чародѣ я и употреблять подобные обманы, основанные на суев ѣ рiи, нев ѣ жеств ѣ или мошенничеств ѣ .
32. Нигдѣ , ни въ городахъ, ни въ у ѣ здахъ, съ образами, св ѣ чами или книгами для сбора на церковныя строенiя, монастыри или другiя богоугодныя заведенiя безъ особаго надлежащаго дозволенiя отнюдь не ходить.
Примѣчанiе. Для испрашиванiя доброхотнаго подаянiя на исправленiе церковныхъ надобностей, дается отъ Консисторiи съ крайнимъ разсмотрѣнiемъ и осторожностiю (особливо относительно монастырей) книга, за шнуромъ и печатью, съ означенiемъ въ ней имени и прозванiя того лица, коему такой сборъ довѣренъ, и на опредѣленное время, а именно: не болѣе какъ на одинъ годъ.
33. Приходскiе Священники должны отвращать прихожанъ своихъ отъ всякихъ суевѣ рiй, а м ѣ стное полицейское начальство стар ается не допускать къ совершенiю суевѣ рныхъ обрядовъ.
34. Епархiальные Архiереи, кромѣ постояннаго наблюденiя черезъ м ѣ стныхъ Священниковъ и Благочинныхъ за отвращенiемъ всякихъ суевѣ рiй и суев ѣ рныхъ обрядовъ, осв ѣ домляются о томъ при обозр ѣ нiи епархiи, и возникающiя суев ѣ рiя прекращаютъ своими поученiями и запрещенiемъ, независимо отъ м ѣ ръ, которыя обязано принимать по симъ предметамъ мѣ стное гражданское начальство.
35. Въ случаѣ суев ѣ рныхъ д ѣ йствiй или разглашенiй, производящихъ въ народ ѣ зам ѣ тное впечатл ѣ нiе, особенно съ признаками неблагонам ѣ реннаго вымысла или корыстных ъ видовъ, Епархiальный Архiерей обращается къ мѣ рамъ вразумленiя и ув ѣ щанiя, а между т ѣ мъ относится къ Губернатору и, смотря по важности д ѣ ла, доноситъ Свят ѣ йшему Синоду, отъ котораго и ожидаетъ дальн ѣ йшаго разр ѣшенiя.

ГЛАВА ТРЕТIЯ. О предупрежденiи и пресѣченiи отступленiя отъ православной вѣры.
Отдѣленiе первое. О предупрежденiи и пресѣченiи отступленiя лицъ православнаго исповѣданiя отъ православiя.

36 до 39 (по Прод. 1906 г.) отмѣ нены.
39-1 (по Прод. 1906 г.). Отпаденiе отъ Православной вѣ ры въ другое христiанское испов ѣ данiе или в ѣ роученiе не подлежитъ пресл ѣ дованiю и не должно влечь за собою какихъ либо невыгодныхъ въ о тношенiи личныхъ или гражданскихъ правъ послѣ дствiй, причемъ отпавшее, по достиженiи совершеннол ѣ тiя, отъ Православiя лицо признается принадлежащимъ къ тому в ѣ роиспов ѣ данiю или в ѣ роученiю, кото рое оно для себя избрало.
39-2 (по Прод. 1906 г.). При переходѣ одного изъ супруговъ въ другое в ѣ роиспов ѣ данiе, вс ѣ недостигшiя совершеннол ѣ тiя д ѣ ти остаются въ прежней в ѣ ръ испов ѣ дуемой другимъ супр угомъ, а при таковомъ же переходъ обоихъ супруговъ, дѣ ти ихъ до четырнадцати л ѣ тъ сл ѣ дуютъ в ѣ р ѣ родителей, достигшiя же сего возраста остаются въ прежней своей религiи. .

39-3 ( по Прод. 1906 г.). Лица, числящiяся православными, но въ дѣ йствительности испов ѣ дывающiя ту нехристiанскую в ѣ ру, къ которой до присоединенiя къ Православiю принадлежали сами они или ихъ предки, подлежатъ, по желанiю ихъ, исключенiю изъ числа православныхъ.

Отдѣленiе второе. О предупрежденiи и пресѣченiи отступленiя отъ православной вѣры новообратившихся къ ней язычниковъ, магометанъ и евреевъ.

40 — 44 (опускаю для краткости — b_m)

Отдѣленiе третiе. О предупрежденiи и пресѣченiи распространенiя расколовъ и ересей между православными.

45 ( по Прод. 1906 г.) замѣ нена правилами, изложенными въ статьяхъ 66 и 81 Основныхъ Государственныхъ Законовъ (изд. 1906 г.).
45-1 ( по Прод. 1906 г.). Постановленiя закона, дарующiя право совершенiя общественныхъ богомоленiй и опредѣ ляющiя положенiе раскола въ гражданскомъ отношенiи, объемлютъ посл ѣ дователей какъ старообрядческихъ согласiй, такъ и секта нтскихъ толковъ; учиненiе же изъ религiозныхъ побужденiй нарушенiя законовъ подвергаетъ виновныхъ въ томъ установленной закономъ отвѣ тственности.
Примѣчанiе (по Прод. 1906 г.). Именнымъ указомъ 17 Апрѣля 1905 года Высочайше повелѣно: 1) установить въ законѣ различiе между вѣроученiями, обнимавшимися наименованiемъ “расколъ”, раздѣливъ ихъ на три группы: а) старообрядческiя согласiя, б) сектантство и в) послѣдователи изувѣрныхъ ученiй, самая принадлежность къ коимъ наказуема въ уголовномъ порядкѣ; 2) присвоить наименованiе “старообрядцевъ” взамѣнъ употреблявшагося названiя “раскольниковъ”всѣмъ послѣдователямъ толковъ и согласiй, которые прiемлютъ основные догматы Церкви Православной, но не признаютъ нѣкоторыхъ принятыхъ ею обрядовъ и отправляютъ свое богослуженiе по старопечатнымъ книгамъ. — Сiе примѣчанiе относится также къ статьямъ 52, 55, 58, 6З и 64. 1905 Апр. 17, собр. узак., 526, Имен. ук., ст. 5, 7.
45-2 ( по Прод. 1906 г.) . Религiознымъ обществамъ старообрядцевъ и сектантовъ присвоивается наименованiе “общинъ” (Зак. Гражд., ст. 413).
45-3 (по Прод. 1906 г.). Духовнымъ лицамъ, избираемымъ общинами старообрядцевъ и сектантовъ для отправленiя духовныхъ требъ, присвоивается наименованiе “настсятелей и наставниковъ”, причемъ лица эти, по утвержденiи ихъ въ должностяхъ надлежащею правительственною властью, подлежатъ исключенiю изъ мѣ щанъ или сельскихъ о бывателей, если они къ этимъ состоянiямъ принадлежали, и освобожденiю отъ призыва на дѣ йствительную военную службу и именованiю, съ разр ѣ шенiя той же гражданской власти, принятымъ при постриг ѣ именемъ, а равно допускается обозначенiе въ выдаваемыхъ имъ пас портахъ, въ графѣ , указывающей родъ занятiй, принадлежашаго имъ среди этого духовенства положенiя, безъ употребленiя, однако, православныхъ iерар хическихъ наименованiй.
46 ( по Прод. 1906 г.). Тѣмъ же духовнымъ лицамъ (ст. 45-3 , по Прод.) разрѣшается свободное отправленiе духовныхъ требъ какъ въ частныхъ и молитвенныхъ домахъ, такъ и въ иныхъ потребныхъ случаяхъ, съ воспрещенiемъ лишь надѣвать священнослужительское облаченiе, когда сiе будетъ возбранено закономъ.
47 (по Прод. 1906 г.). Запрещается старообрядцамъ и сектантамъ устраивать, безъ надлежащаго разрѣ шенiя, скиты или иныя сего рода обиталища.
48 (по Прод. 1906 г.). Старообрядцамъ и сектантамъ дозволяется творить общественную молитву, исполнять духовныя требы, совершать богослуженiя по ихъ обрядамъ, какъ въ частныхъ домахъ, такъ равно въ особо предназначенныхъ для сего зданiяхъ, съ тѣ мъ лишь непрем ѣ ннымъ условiемъ, чтобы при этомъ не были нарушаемы общiя правила благочинiя и общественнаго порядка.
49 ( по Прод. 1906 г.). Для погребенiя умершихъ старообрядцамъ и сектантамъ предоставляется имѣ ть особыя кладбища, или ж е имъ отводятся отдѣ льныя м ѣ ста въ пред ѣ лахъ общихъ кладбищъ. При погребенiи дозволяются: 1) пр едношенiе иконы сопровождаемому на кладбище покойнику, и 2) творенiе на кладбищѣ молитвы по принятым ъ у старообрядцевъ и сектантовъ обрядамъ, съ пѣ нiемъ, но безъ употребленiя церковнаго облаченi я.
50 и 51 (по Прод. 1906 г.) исключены.
52. Полицiя обязана вести метрическiя книги о рожденiи, бракѣ и смерти раскольник овъ по правиламъ, изложеннымъ въ Законахъ о Состоянiяхъ.
53. Запрещается заводить или распространять между православными какiя либо ереси.
54. Кто свѣ даетъ о начальникахъ, учредителяхъ или распространителяхъ какой либо ереси, тотъ обязанъ доносить о томъ м ѣ стному начальству.
55. О состоянiи раскола, гдѣ онъ есть, м ѣ стные Священники доносятъ Епархiальному Преосвященному съ описанiемъ своихъ д ѣ йствiй какъ по охраненiю православныхъ въ истинной в ѣ р ѣ , такъ и по вразумленiю заблуждающихъ. Епархiальное начальство, р уководствуясь церковными правилами и особыми государственными постановленiями, наставляетъ подчиненное духовенство въ семъ важномъ предметѣ служенiя его и оказываетъ оному пособiе сношенiемъ съ гражданскимъ начальствомъ, обязаннымъ на основанiи предшедшихъ статей ограждать церковь отъ оскорбленiй и не допускать заблуждающихъ къ публичному оказательству раскола.
56 и 5 7 (по Прод. 1906 г.) отмѣ нены.
58. Вразумленнаго въ истинной вѣ р ѣ и желающаго отъ раскола присоединиться къ православiю приходскiй Священникъ присоединяетъ по правиламъ церковнымъ, беретъ съ нег о подписку о пребыванiи въ православiи и записываетъ присоединенiе въ метрическую книгу. Въ сомнительныхъ случаяхъ Священникъ испрашиваетъ отъ Преосвященнаго разрѣ шенiе предварительно при соединенiя.
59 (по Прод. 1906 г.) исключена.
60 (по Прод. 1906 г.). Старообрядцамъ и сектантамъ дозволяется занимать общественныя должности, съ утвержденiя, въ указанныхъ законами случаяхъ, подлежащихъ правительственныхъ властей..
61. Скопцамъ запрещается принимать къ себѣ въ семейство, подъ какимъ бы то видомъ ни было, чужихъ д ѣ тей.
62 (по Прод. 1906 г.) замѣ нена пр авилами, изложенными в Уставе о Паспортахъ (изд. 190 3 г.).
63. Изъ сосланныхъ въ Закавказье раскольниковъ обратившiеся къ православiю, по возвращенiи оттуда во внутреннiя губернiи, подвергаются, для утвержденiя ихъ въ православiи, надлежащему надзору со стороны духовнаго начальства.
64. Полицiя старается всѣ ми зависящими отъ нея м ѣ рами не допускать исполненiя изув ѣ рныхъ покушенiй со стороны т ѣ хъ изъ раскольниковъ, которые принадлежатъ къ ересямъ, соединеннымъ съ свир ѣ пымъ изув ѣ рствомъ и фанатическимъ посягательствомъ на жизнь свою или другихъ, или же съ противонравственными гнусными дѣ йствiями.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. О предупрежденiи и пресѣченiи преступленiй противу правилъ вѣротерпимости.
Отдѣленiе первое. О предупрежденiи и пресѣченiи нарушенiя правилъ о свободѣ иностранныхъ христiанскихъ и иновѣрныхъ исповѣданiй.

65-76. (опускаю для краткости — b_m)

Отдѣленiе второе. О предупрежденiи и пресѣченiи привлеченiя въ иновѣрiе.

77. Тѣ же правила терпимости, к оторыя сохраняетъ правительство, обязываютъ всякую духовную власть и всякое частное лицо иностраннаго христiанскаго и иновѣ рнаго испов ѣ данiя не прикасаться въ д ѣ лахъ в ѣ ры къ уб ѣ жденiю сов ѣ сти посл ѣ дователей другихъ в ѣ ръ. Посему, всякое мал ѣ йшее пом ѣ шательс тво церкви православной въ правилахъ ея и въ священно-служенiи, оскорбленiе чѣ мъ либо ея служителей и всякое отвлеченiе не только отъ нея, но и отъ другихъ терпимыхъ в ѣ ръ, строжайше запрещаются.
77-1. (по Прод. 1906 г.). Христiанамъ всѣ хъ испов ѣ данiй разр ѣ шается принимаемыхъ ими на воспитанiе некрещен ыхъ подкидышей и дѣ тей неизв ѣ стныхъ родителей крестить по обрядамъ своей вѣ ры.
77-2 (по Прод. 1906 г.). Внѣ брачное дитя, мать котораго изв ѣ стна, мож етъ быть, по ея желанiю, крещено по обрядамъ ея вѣ роиспов ѣ данiя.
77-3 (по Прод. 1906 г.). Во всякаго рода учебныхъ заведенiяхъ, въ случаѣ преподаванiя въ нихъ Закона Божiя инославныхъ христiанскихъ испов ѣ данiй, таковое ведется на природномъ язык ѣ учащи хся, причемъ преподаванiе это должно быть поручаемо духовнымъ лицамъ подлежащаго исповѣ данiя и, только при отсутствiи ихъ, св ѣ тскимъ учителям ъ того же исповѣ данiя.
78. Запрещается римско-католическому бѣ лому и монашествующему духовенству въ губернiяхъ Западныхъ им ѣ ть въ домахъ, церквахъ и монастыряхъ своихъ для услуженiя людей православнаго испов ѣ данiя.
79. Запрещается римско-католическому духовенству дѣ тей православнаго испов ѣ данiя посылать въ римско-католическiя церкви къ слушанiю службы вм ѣ ст ѣ католиками, преподавать симъ д ѣ тямъ катихизисъ или же д ѣ ла ть имъ противныя православiю внушенiя. Монахи, изобличенные въ дѣ ланiи ученикамъ другихъ в ѣ ръ внушенiя правилъ в ѣ ры римскокатолической, не допускаются къ исправленiю духовныхъ требъ для мiрянъ, кром ѣ случаевъ крайней необходимости. Члены римско-католически хъ Духовныхъ Консисторiй, которые будутъ уличены въ потворствѣ и въ принятiи посредничества относительно желающихъ отступить отъ православiя, удаляются отъ присутствiя.
80. Запрещается духовенству иностранныхъ христiанскихъ исповѣ данiй преподавать православнымъ духовныя требы или д ѣ лать внушенiя, до религiи касающiяся, и т ѣ мъ еще бол ѣ е запрещается ему входить въ какое-либо пос редство, сношенiе, представленiе и ходатайство о желающихъ отступить отъ православiя.
81. Запрещается протестантскому духовенству прибывающихъ въ его приходы неизвѣ стныхъ ему людей допускать къ причащенiю Св. Таинъ безъ взятiя отъ нихъ подписки въ томъ, ч то они не принадлежатъ къ православной церкви.
82-87 (по Прод. 1906 г.) замѣнены правилами, изложенными въ соотв. статьях Уставовъ Духовныхъ Д ѣ лъ Иностранныхъ Испов ѣданiй.
88 (по Прод. 1906 г.). Нехристiанамъ, нанимающимъ лицъ христiанскихъ исповѣ данiй для постоянныхъ домашнихъ услугъ или иныхъ работъ, воспрешается препятств овать нанятымъ лицамъ въ чествованiи воскресныхъ и установленныхъ праздничныхъ дней и въ исполненiи прочихъ религiозныхъ обязанностей.
89. Мѣ стное начальство наблюдаетъ, чтобъ инов ѣ рные молитвенные домы были строимы не иначе, какъ съ разрѣ шенiя установленныхъ властей.
90 ( по Прод. 1906 г.) замѣ нена пр авилами, изложенными в Уставе Духовныхъ Д ѣ лъ Иностранныхъ Испов ѣ данiй

ГЛАВА ПЯТАЯ. О предупрежденiи и пресѣченiи кощунства и ограбленiя могилъ.

91. Запрещаются въ церквахъ православныхъ украшенiя излишнiя и несвойственныя святости мѣ ста, нарушающiя достодолжное къ дому Господню уваженiе и пристойн ѣ йшее для онаго благол ѣ пiе. Нигд ѣ по церквамъ не им ѣ ть никакихъ изображенiй, кром ѣ святыхъ образовъ, и самыхъ по ртретовъ Его Императорскаго Величества не поставлять въ оныхъ; равномѣ рно не употреблять въ церквахъ православныхъ иконы р ѣ зныя и отличныя, кром ѣ распятiй искусной р ѣ зьбы и н ѣ которыхъ другихъ л ѣ пны хъ изображенiй, на высокихъ мѣ стахъ поставляемыхъ.
92. Въ домахъ, кромѣ малыхъ крестовъ и панагiй искусной р ѣ зьбы, также отнюдь никакихъ р ѣ зныхъ и отливныхъ иконъ не держать.
93. Вообще дозволяется лить изъ мѣ ди и о лова и продавать въ рядахъ только кресты, носимые на груди.
94. Запрещается изображать на иконахъ одни символическiе (образовательные) знаки, какъ напр. агнца вмѣ сто Христа Спасителя, символическихъ животныхъ вм ѣ сто Евангелистовъ.
95. Вообще наблюдать, чтобы ни въ церквахъ, ни въ продажѣ и нигд ѣ не было иконъ, неискусно писаныхъ, и т ѣ мъ бол ѣ е писаныхъ въ странномъ и соблазнительномъ вид ѣ . Гд ѣ иконы таковыя усмотр ѣ ны будутъ, духовныя лица, при сод ѣ йствiи м ѣ стной полиц iи, немедленно оныя отбираютъ.
96, 97 ( по Прод. 1906 г.) исключены .
98. Въ селенiяхъ и деревняхъ Священники наблюдаютъ, чтобы въ домахъ православныхъ прихожанъ святыя иконы были содержимы во всякой чистотѣ .
99. Запрещается дѣ лать и продавать какiя либо обыкновенныя вещи съ изо браженiями священными, какъ-то: печати и тому подобное.
100. Лицамъ, нехристiанскихъ вѣ роученiй, воспрещается писанiе иконъ, изготовленiе крестовъ и другихъ подобныхъ сему предметовъ чествованiя христiанъ, равно какъ всякая вообще торг овля всѣ ми означенными предметами.
101 (по Прод. 1906 г.) отмѣ нена .
102. Во всѣхъ городахъ и селенiяхъ лица, имѣющiя долгъ наблюдать за сохраненiемъ добраго порядка, должны тщательно смотрѣть, чтобы кладбища и могилы не были для ограбленiя разрываемы.

————————
Примечание: постатейные ссылки на законы мне пришлось снять для сокращения объема текста

Смотрите так же:

  • Работа в москве для семейной пары с проживанием от прямых работодателей Работа: семейная пара в России, 3 560 вакансий Краснознаменск‎, Малахит Женщина- обязанности няни. Дети: девочки двойня по 2.5 года, мальчик 4.5 года. Воспитание детей, развитие по возрасту, занятия, прогулки, кормление, купание. ( Стирка, глажка, уборка в […]
  • Законы в иерархическом порядке 3. Иерархия нормативно-правовых актов Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов […]
  • Кто осёл правила Правила игры в Домино Осёл Домино – увлечение, которое большой популярностью пользуется среди современных геймеров. Домино «Осел» - одна из новых интерпретаций игры в классическое домино, игра, которая доступна геймерам в онлайн режиме. Кроме того, на сайте […]
  • Налоги ру госуслуги Налоги ру госуслуги Москва, 18 октября 2016 года. — Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации напоминает, что оплатить налоговые имущественные начисления россияне могут, авторизовавшись через Единую систему идентификации и […]
  • Принятие закона об образовании 2012 Подписан закон об образовании Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Справка […]
  • Юрист консультация записаться Запись на прием Для записи на прием к юристу в Москве с целью получения бесплатной юридической консультации, достаточно позвонить по телефону горячей линии и записаться на бесплатную консультацию юриста в офисе нашей компании. Запись на прием ведется […]
  • Оформить наследство в бти Передать и получить в наследство можно разного вида имущество. Законодательством Украины предусмотрены отдельные процедуры регистрации прав для каждого вида наследуемого имущества. Наиболее частыми являются случаи, когда наследодатель оставляет после себя […]
  • Когда переоформляешь машину нужна страховка Когда переоформляешь машину нужна страховка Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Сколько дней можно ездить без страховки по договору купли-продажи в 2018 году Покупая автомобиль, вы […]