Устье реки суда

В акватории Севастополя участники подводно-археологической экспедиции обнаружили крупное судно в устье реки Бельбек

Крупное судно обнаружили в устье реки Бельбек. По предварительной оценке специалистов, оно относится к концу 19 века. Ценную находку нашли в рамках экспедиции Института востоковедения Российской академии наук совместно с Севастопольским государственным университетом. Исследование проводится при поддержке Севастопольского отделения Русского географического общества с участием волонтеров из Тюменского университета и подводных клубов. Причину гибели судна выясняют ученые.

С покорением морской стихии связано огромное количество событий – выдающихся, обыденных и, нередко, трагических. Множество судов терпели крушения, разбиваясь о скалы, садились на мели, сгорали в пламени пожара, гибли в сражениях. Останки сотен кораблей покоятся на морском дне Чёрного моря. Совсем недавно подводным археологам удалось обнаружить судно в устье реки Бельбек. Оно лежит на глубине 11-13 метров.

«Это, действительно, очень большое, крупное судно. Оно более 60 метров в длину, ширина 12-15 метров. Оно, скажем так, лежит на ровном киле. Это мощная достаточно конструкция, там клепаный корпус. Это было достаточно крупное судно. Пока мы не можем точно его идентифицировать и сказать, что именно это судно, которое затонуло или погибло тогда-то».

Экспедиция началась с гидролокационных исследований, сканируется морское дно, выявляются объекты. После чего проводится спуск аквалангистов для визуальной фиксации находки. Если глубина погружения большая, специалисты используют роботы для определения характеристик затопленного судна, рассказал Виктор Лебединский. По его словам, при изучении морского дна от мыса Константиновский до реки Бельбек находят суда различных эпох – от Римского, Средневекового периодов до новейшей истории.

ВИКТОР ЛЕБЕДИНСКИЙ, руководитель подводно-археологической экспедиции:

«Сложность изучения этого района состоит в том, что он открыт северным ветрам, там небольшие глубины и, соответственно, при малейшем ветре, тут же падает видимость. То есть работать там достаточно затруднительно в этом плане. Плюс здесь мы имеем дело с песчаным грунтом и, соответственно, практически все находки – в песке».

Крупное судно, по предварительной оценке специалистов, относится к концу 19 – началу 20 веков. Участникам экспедиции удалось определить его носовую часть, корму, якорное устройство и цепь, б а ллер и перо руля, которые уходят в песок.

«Этот мощный клепаный корпус говорит, что оно погибло примерно так: выбросило на берег, либо в силу каких-то причин посажено на мель или затоплено вот в этом районе».

В настоящее время исследователи морского дна определяют маршрут, по которому следовало судно, его предназначение, а также причины гибели.

Работа подводного археолога требует знаний об устройстве судов, их оснащении, вооружении, организации жизни экипажа. Необходимо зафиксировать всё найденное под водой, грамотно поднять обнаруженные предметы на поверхность и самое главное – суметь их сохранить после подъёма. Исследование в устье реки Бельбек продолжается. После завершения работ судно оставят в качестве объекта для погружения драйверов и осмотра его на морском дне. Отдельные фрагменты пополнят коллекцию экспонатов в севастопольских музеях.

Татьяна Никитина, Дмитрий Лелеко, «Севинформбюро»

Река Лена в России

Одной из самых протяженных рек нашей планеты является могущественная река Лена. Питается речка за счет дождей и талых снегов. Половодье случается в весеннюю пору. Так как Лена находится в северной части территории Российской Федерации, то из-за вечной мерзлоты реке не удается напитываться грунтовыми водами. В отличие от других рек России, Лена отличается сильными ледоставом. Весной ледоход особенно мощный и часто образуются заторы, из-за которых и происходят серьезные наводнения. Весной уровень воды может увеличиваться практически до десяти метров.

Невозможно представить северные просторы страны без красавицы-речки. Хвойные леса и дремучая тайга раскинули свои просторы вдоль берегов Лены. Именно благодаря ей, и нескольким другим могучим речкам, Россию считают одним из самых богатых государств мира. Река дарит своему государству алмазы, золото и пушнину.

Длина реки Лена

Свое начало Лена берет невдалеке от Байкала. Направляется к Якутску, делает большой крюк и движется в северные районы России. Великая Лена обладает длиной более 4000 километров. Протекает по Иркутской области, затем направляется через Ленской, Олекминской городские округи, а также через районы Якутии. Максимальная глубина – 22 метра.

Исток реки Лена

(Исток Великой реки начинается с маленького озерца в уютном крае Байкала)

Маленькое озеро, соседствующее с Байкалом, является истоком реки Лены. Небольшой водоем, дающий жизнь могучей реке, в настоящее время не имеет никакого названия. От Байкала озеро находится в десяти километрах, над уровнем моря возвышается почти на 1400 метров. Другими словами, Лена берет свой исток в небольшом горном водоеме, не обладающего именем, который раскинулся на территории Байкальского хребта.

Невдалеке от начала реки возведена небольшая церковь. Многие туристы приезжают сюда, чтобы увидеть исток Лены, а также насладится окружающими живописными видами. Шишкинские горы являются самыми знаменитыми местами в верховьях реки. На древнейших скалах до наших времен сохранились рисунки первобытных людей, которые имеют историческое значение. Здесь можно увидеть изображенные сцены жертвоприношений, охоту и прочие наскальные «писаницы» древних народов. Именно эти места являются самыми обширными площадями, где можно получить широкое представление о жизни первобытных поселений.

Притоки реки Лена

(Вид притоков реки Лена)

Большая часть притоков реки относятся к Красноярскому, Хабаровскому, Забайкальскому краям и Бурятии. К левым притокам относят Анай, Нюя, Кута, Турука, Кухта, Верхняя Кытыма и другие. А к правым притокам – Анга, Чичапта, Киренга, Черепаниха, Большой Патом и многие другие. Главными притоками являются Алдан, Вилюй, Витим и Олекма. Приток Вилюй считается самым крупным и длинным притоком реки из ее левых притоков.

Устье реки Лена

(Река Лена принимает приток реки Вилюй)

Пройдя свой путь через Якутск, река принимает два основных притока – Вилюй и Алдан. Теперь это не спокойная река, а мощная водная стихия с шириной до 21 км, а глубина превышает 20 метров. Берега Лены в этих местах очень опасны. Здесь находятся небольшие населенные пункты. Водная лавина движется и впадает в море Лаптевых. Примерно в 100 км от моря река перевоплощается в огромную дельту, состоящую из 780 притоков и различных по своим масштабам островам. К морю доходят три основных протока реки – Оленекская, Трофимовская и Быковская. По протокам ходят суда, которые обладают важным промышленным значением для всей страны. Живописная дельта поражает своей флорой и фауной. Здесь можно встретить редкие растения и более 120 разных видов птиц.

Города России на реке Лена

(Покрытая льдом Лена у Покровска)

Берега Лены не служат домом для большого количества крупных городов России. В основном населенные пункты раскинулись в области Якутска. На сегодняшний день многие деревушки пустуют или служат местом для вахтовых поселений. Но, все же Покровск, Сиктяк, Кюсюр, Чекуровка и некоторые другие поселения основали свои дома на берегах реки.

(Знаменитые Ленские столбы)

В Хаагаласском районе находятся уникальные Ленские столбы. Живописный природный парк таит в себе много интересного для каждого гостя этих мест. На берегах раскинули свои просторы два исторически важных заселенных пункта. Соттинцы и Жиганск. Соттницы является первоначальным основанием Якутска. На реке Лене проходят круизы, устраиваются катания на лодках и походы по местным достопримечательностям. Также Лена представляет массу других развлечений, поэтому многие путешественники предпочитают отдыхать на берегах могущественной Лены.

Река Лена в народной культуре

Многие историки считают, что Владимир Ульянов назвал себя Лениным в честь этой могущественной стихии. Река имеет огромное значение для каждого жителя ее берегов. Местные жители слагают песни и стихи в честь реки-кормилицы, пишут картины. Красота речных пейзажей воспета многим мировыми поэтами. Увековечена Лена и на некоторых знаменитых полотнах художников. Могущество и величие Лены вдохновляет и наших современных творцов.

Как и все большие реки Сибири, Лена течет на Север, впадая в море Лаптевых, окраинное море Северного Ледовитого океана. В какой-то степени Лену можно назвать первооткрывателем: после таяния ледника и формирования флоры и фауны именно эта река одной из первых проторила себе тропинку к морю, изучая бескрайние таежные просторы Сибири.

Привычное русскоговорящим название «Лена» не имеет ничего общего с женским именем — это лишь производное от эвенкийского слова тунгусо-манчжурской языковой группы «Елю-Эне», что переводится как «Большая Река». Эвенкийский гидроним был применен первооткрывателем реки, русским землепроходцем Пяндой (Пендой), который в 1619-1623 гг исследовал реку, проследовав вниз по течению от современного района Киренска до Якутска. Как и все большие реки Сибири, Лена течет на Север, впадая в море Лаптевых, окраинное море Северного Ледовитого океана.

исток Лены из горного озера недалеко от Байкала

верховья реки Лена

ГЕОГРАФИЯ РЕКИ ЛЕНА

Фотографии реки Лена

До впадения в нее реки Манзурки у поселка Качуг, Лена спускается по Байкальскому хребту и ложится в горном Предбайкалье, здесь ее характер можно сравнить с холерическим. При небольших размерах в этой части (ширина 5-7 м), скорость ее течения не опускается ниже 9 км/ч.

Далее Лена следует до Усть-Кута и ниже до впадения в нее рек Чая и Витим, здесь ее характер становится ближе к флегматическому. Это особенно заметно после впадения в нее Олекмы и значительного расширения русла от с. Вестях до Якутска, где оно достигает 5 км. Склоны реки в среднем течении чаще всего покрыты хвойными деревьями с изредка проступающими лугами.
Затем река в своем невозмутимом движении расширяется еще больше, достигая 7-9 км в русле еще до впадения в нее Алдана. А с Алданом и входящим позже Вилюем ширина Лены доходит до 10 км (до 20 на островных участках), а глубина превышает 16-20 м. В районе Жиганска Лена сужается и потому ее характер переходит к сангвинику: поток становится живым и мощным, достигая максимальной силы.

ДЕЛЬТА РЕКИ ЛЕНА

Примерно в 150 км от моря Лаптевых начинается обширная дельта Лены, где она довольно меланхолично рассеивается на множество частей. Эта крупнейшая в мире речная дельта простирается на 45 000 км2, превосходя по размерам самую знаменитую в мире дельту реки Нил. Вялый поток разделяют тысячи островов, образуя протоки и озера, формируя, ближе к морю, три главные протоки: западную — Оленекскую, среднюю Трофимовскую и восточную Быковскую. Последняя из них, достигая 130 км в длину, имеет ключевое значение в речном судоходстве, именно по ней суда доходят до бухты Тикси и одноименного порта.

В дельте Лены находятся важнейшие экологические территории: Усть-Ленские заповедники Дельтовый и Сокол и крупнейший в России резерват «Лена-Устье». Заповедники насчитывают 402 вида растений, 32 вида рыб, 109 видов птиц и 33 млекопитающих.

На бесконечных просторах Сибири жизнь человека всегда казалась такой же редкостью, как оазис в пустыне.

Местные народы веками существовали в гармонии с окружающей природой, не посягая на ее законы. Даже появление здесь русских, за короткий срок с конца XVI до конца XVII в. прошедших «встречь Солнцу» до Тихого океана, не изменило взаимоотношений человека и природы.

петроглифы на берегу Лены

ИСТОРИЯ РЕКИ ЛЕНА

видео река лена

Укрепленные поселения (остроги) быстро превращались в города.

В 1643 г Ленский острог был перенесен на новое, более удобное место, в долину Туймаада, давно освоенную якутами, и тогда же получил статус города и название Якутск, Сейчас это самый крупный город на берегах Лены. Много веков он был опорной базой изучения и освоения Сибири. Отсюда уходили в свой путь Дежнев, Атласов, Поярков, Хабаров и другие. В Якутске в разное время побывали Беринг, братья Лаптевы, Челюскин. С 1954 г начался алмазный этап истории Якутии, который превращает сибирское поселение на Лене в богатый город, живущий по-европейски.

река лена, город Якутск

Кроме Якутска на Лене расположено пять городов: Усть-Кут, Киренск, Ленек, Олекминск, Покровск. Они играют важную роль транспортных узлов, включающих в себя и ключевые речные порты. Самый известный из них Осетрово в Усть-Куте является крупнейшим в России речным портом: годовой объем его грузооборота составляет 600 тыс. тонн, а протяженность грузовых причалов превышает 1,5 км. Во всем бассейне Лены он один имеет сообщение с железной дорогой, благодаря чему его называют «воротами на Север». Крупнейшими портами притоков Лены являются Бодайбо (на Витиме), Хандыга и Джебарики-Хая (на Алдане).

Лена и сейчас остается важнейшей дорогой Сибири. По ней в значительной степени идет «северный завоз». Началом судоходства на Лене считается пристань Качуг, но до впадения в Лену реки Витим не все ее участки проходимы для крупных судов. На всем же остальном протяжении Лена предоставляет прекрасные условия для водного транспорта. Правда, период судоходства ограничен в году на разных участках реки от 125 до 170 дней.

Лена протекает в зоне вечной мерзлоты, поэтому и она, и ее основные притоки питаются главным образом талой снеговой и дождевой водой. Вода поднимается во время разлива на 6-8 м в верхнем течении и до 10 м в нижнем. Весенний ледоход превращается в мощную стихию и часто сопровождается большими заторами льда. Такие заторы как раз присущи рекам, вскрытие которых происходит сверху вниз по течению.

Во время замерзания на реке образуются наледи, которые порой возвращают отдельные участки реки в ледниковый период. Происходит это тогда, когда на дне образуется лед, который вытесняет незамерзшую воду наверх. Постепенно он нарастает благодаря намерзающей сверху воде, в результате наледь может подняться над уровнем реки на несколько метров. Самые крупные наледи могут протянуться на десятки километров, превращаясь в своеобразную плотину.
Среди основных притоков Лены (Синяя, Витим, Алдан, Нюя, Олекма, Вилюй, Киренга, Чуя, Молодо) самым крупным является Алдан со средним расходом воды в устье 5060 м3/с и площадью бассейна 729 000 км2.

Лена большая река, самая крупная из рек России, чей бассейн полностью находится в границах страны. Вокруг нее обживаются люди, но сохраняется мир естественной природы.

ледоход на реке Лена, Якутск

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ – река Лена

Река в Российской Федерации в Восточной Сибири.
Исток: Байкальский хребет.
Устье: море Лаптевых.
Крупнейшие притоки: Синяя, Витим, Алдан, Нюя, Олекма, Вилюй, Киренга, Чуя. Молодо, Муна.
Крупнейшие города: Якутск, Усть-Кут, Киренск, Ленек, Олекминск, Покровск.
Важнейшие порты: Осетрово (г. Усть-Кут), Киренск, Ленек, Олекминск, Покровск, Якутск, Сангар. Тикси.
Важнейшие аэропорты: Усть-Кут, Ленек, Якутск.

Ленские столбы

ЦИФРЫ
Длина: 4480 км .
Ширина: до 20-30 км.
Площадь бассейна: 2 490 000 км2.
Средний расход воды в устье: 17 175 м3/сек.
Высота истока над уровнем моря: 1650 м.

ЭКОНОМИКА
Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство, рыболовство, охота.
Сфера услуг: туризм, транспортное судоходство

Лена в Иркутской области

КЛИМАТ И ПОГОДА
Резко континентальный.
Средняя температура января: от -25ºС до -43ºС.
Средняя температура июля: от +17ºС до +30ºС.
Среднее количество осадков: около 200 мм.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ РЕКИ ЛЕНА
■ Якутск: Никольская церковь (1852 г.), башня Якутского острога (1685 г., реконструкция), бывшая воеводская канцелярия (1707 г.), «Шергикская шахта» глубиной 116,6 м (1828-1836 гг.), Спасский монастырь (1664 г.)
■ Усть-Кут: водогрязелечение, краеведческий музей.
■ Киренск: дом декабриста Голицына, старинные села в окрестностях города.
■ Олекминск: Спасское, Спасский собор (1860 г.), часовня Александра Невского (1891 г.), памятные места ссыльных.
■ Байкало-Ленский, Олекминский, Усть-Ленский заповедники; Национальный природный парк «Ленские столбы», заказники и ресурсные резерваты.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Лена по длине является десятой среди самых крупных рек мира.
■ Мировой рынок привычно следит за ценами на нефть и газ, но в будущем чистая пресная вода может стать важнейшим стратегическим ресурсом. Лена — одна из самых чистых рек мира. На ней нет плотин и гидроэлектростанций. Во многих местах воду из реки можно пить без кипячения и риска для здоровья.
■ В своем верхнем стремительном течении Лена за тысячи лет, как скульптор-модернист, выточила в скалах причудливые формы «крепостных стен». Огромные, величественные утесы, так называемые «Ленские столбы», вздымаются по ее берегам чуть выше Покровска, достигая в высоту 200-300 м. Один из сложных перекатов получил название «Чертова дорожка», а скала — «Пьяный бык»!
■ Замерзание Лены на отдельных участках начинается со дна. Иногда эти мелкие куски льда поднимаются на поверхность и уплывают вниз. Такой «ледоход» называется шугой. Бывает, что большое количество шуги полностью заполняет русло, образуя заторы.
■ Недалеко от поселка Качуг вдоль берега Лены находятся уникальные памятники наскальной живописи — шишкинские писаницы. Комплекс насчитывает более 3 тыс. рисунков, полотно которых растянуто на 3,5 км. Изображения животных, путешествий, битв, праздников и др. были выполнены в период от позднего неолита до XIX в.

пустыни (тукуланы) на Лене

■ В Сибири немало чудес, но вот пустыню, посреди тайги, пожалуй, нигде не встретишь. А на правом берегу Лены она есть. Песчаные дюны протянулись примерно на 1 км и создают полную иллюзию жаркой и засушливой местности, которую разрушают лишь окаймляющие местность сосны. До сих пор существует множество версий о происхождении этого феномена и ни одна из них не принята.
■ Обнаруженные в 1982 г. в районе Ленских столбов следы пребывания древнего человека вновь реанимировали гипотезу внетропического происхождения человека. И хотя ученые по-разному оценивают возраст этих неолитических стоянок, неоспоримым остается тот факт, что территория Якутии была заселена представителями рода Homo уже как минимум три сотни тысяч лет назад. Российский ученый Ю А. Мочанов и вовсе датирует возраст стоянок как 1,8 млн лет, что ставит их в один ряд с древнейшими стоянками человека, найденными в Олдувайском ущелье в Африке.

устье реки Витим, река Лена

СТАТЬЯ ПРО ГЕОГРАФИЮ РЕКИ ЛЕНА
Лена — одна из 10 величайших рек планеты. Она несет свои воды на протяжении 4400 км от истоков в Байкальском хребте до Северного Ледовитого океана. В среднем течении ширина Лены достигает 15 км, ширина русла в низовьях — до 20-25 км, а размеры Ленской дельты даже отмечены в Книге рекордов Гиннеса.

Ее притоки Витим, Олекма, Алдан и Вилюй превосходят многие крупные реки Европы. Семь месяцев река скована ледяным панцирем толщиной более метра, половодье наступает во второй половине мая.

На Лене нет ни плотин, ни гидроэлектростанций, ни запруд, и красавица-река протекает по естественному руслу, как и миллионы лет назад. Здесь все еще можно пить воду, зачерпнув из реки ладонью.

Удивительные пейзажи, Ленские щеки, Ленские столбы, богатый растительный и животный мир, своеобразная культура древнего народа — все это способно поразить воображение самого искушенного путешественника.

Откуда же река Лена получила свое название? Версий множество. Одна из них, шуточная, приписывает «крещение» реки казакам: «миновав реки Муку (на которой мучились), Купу (где купались), Куту (где кутили)» они вышли на большую реку, где можно было полениться. От этого и возникло название реки — Лена. Большинство исследователей, однако, полагают, что, скорее всего, это — измененное русскими тунгусо-маньчжурское (эвено-эвенкийское) «Елю-Эне», что значит «Большая река». И действительно, При длине реки 4400 км. р. Лена занимает 11-е место среди крупнейших рек мира и 2-е, после Амура с его притоками Шилкой и Ононом, среди рек России.

С ее водосборного бассейна, составляющего без малого 2500 км2, на территории которого могли бы разместиться Испания, Франция и все восточно-европейские государства, стекает в реку Лену, питая ее водой, более 500 притоков, протяженностью свыше 10 км.

Общая длинна притоков р. Лены составляет более 50 тыс.км. Такие, ее притоки, как Олкма, Витим, Алдан и Вилюй могут поспорить по протяженности и водности с любой крупнейшей европейской артерией. Лена привносит в море Лаптевых около 540 кубических километров воды в год. И вместе с ней — более 5 млн. т растворенных веществ, 27 млн. т взвешенных наносов и огромный запас тепла сибирской земли.

Синские столбы

ИСТОК И ВЕРХОВЬЯ РЕКИ ЛЕНА

Начинается р. Лена совсем недалеко, всего в 20 километрах, от легендарного озера-моря Байкал. Ручейком вытекает она по каменистому руслу из небольшого округлого озерка, расположенного на абсолютной отметке около 1640 м, в водораздельной части Байкальского хребта, примерно на 54°СШ и 107055’ВД.

Верхний участок реки, обстоятельно показан в книге А.Колесова и С.Мостахова: «Примерно в 20 км от истока к правому берегу большой Лены Солнцепадского перевала спускается тропа. Ее проложили туристы, геологи, а также лесные обитатели, приходящие сюда на водопой. Ширина речки тут еще не большая, всего 5-7 м, глубина 0,2-0,4 м, но скорость течения значительная (до 7-9 км/час). Отсюда по большой Лене уже можно плыть на надувной лодке… Порожки, шиверки, водосливы, крутые повороты следуют один за другим. Скоро в Большую Лену впадает первый именной говорливый ручей Золотокан. Около его устья на уходящую в даль ленскую долину скрывается изумительный красоты вид: кругом синеют хребты с каменистыми вершинками, кое-где виднеются снежинки.

Однако вернемся еще раз, к ее истокам, точнее к одному из них — к речке Манзурке, впадающей в р. Лену чуть выше Качуга. Если внимательно вглядеться в карту рельефа, можно обнаружить, что верховья реки Манзурки имеют к юго-востоку продолжение в форме бессточных пологих ложбин, где берут начало небольшие речушки — Голоусная и Бугульдейка, впадающие уже в озеро Байкал. Крупнейший знаток геологии и природы р. Лены О.Борсук усмотрел огромное несоответствие между незначительной скоростью и расходом современного стока р. Манзурки с очень широкой, как бы распластанной ее долиной и мощной, достигающей 100 м вложенный в нее толщей речных (аллювиальных) отложений песчано-галечного состава. Вполне вероятно предположить, что когда-то одна из этих ложбин связывала долину р. Манзурки с Байкалом и тогда становятся объяснимы и необычная форма долины речки Манзурка, и мощные накоплений в ней речных отложений.

Если подобное предположение верно, уместен вопрос, когда же произошло отчленение истоков р. Лены от Байкала? Верхняя часть аллювиальных отложений долины р. Манзурки имеет возраст среднечетвертичный, хотя в действительности они могут быть и моложе — просто они могли быть дважды перемыты водным потоком, прежде чем занять нынешнее положение в разрезе. Между тем, учитывая современную тектоническую активность земной тверди Прибайкальских гор, можно предположить, что это отчленение р. Лены от Байкала произошло на памяти людской. Ведь опустился же в 1911 год совершенно неожиданно, севернее устья р. Селенги, блок земной коры, образовав значительный залив, названный «Провал». Кстати, этот провал поглотил собой и небольшой, располагавшийся там поселок.

Отчленение верховьев р. Лены от Байкала могло произойти в результате подъема обрамляющих Байкал горных хребтов. Высокая сейсмическая активность этой территории, проявляющаяся в довольно частых и сильных землетрясениях, а также облик склонов гор — их крутизна ступенчатость и обнаженность не противоречит такому предположению. Но тогда должна была образоваться другая река, берущая начало от озера. Есть косвенные свидетельства тому, что отчленение истоков Лены от озера Байкал и образование новой водной артерии как раз и произошло на памяти людей, некогда заселявших те края, что нашло отражение в старинной бурятской легенде об этом событии.

Приведем ее с некоторым сокращением по записи Н.И.Толстихина, сделанной им в 1919 году. С незапамятных времен между горных хребтов Южной Сибири обитал богатырь Байкал и было у него 360 рек — дочерей, среди которых самой любимой была красавица Ангара. Дочери любили своего отца, снабжали его чистейшей водой и царил между ими мир и спокойствие. Но вот однажды, Ангара увидала вдалеке пробегавшего мимо юношу Енисея. С первого взгляда полюбила она его и глубокой ночью сбежала за ним вслед. Утром отец не обнаружил своей любимой дочери и,. увидав вдалеке беглянку, оторвал от ближайшей скалы огромный черный камень и бросил ей вслед. Камень упал как раз в том месте, где Ангара побежала от Байкала и долгое время мрачная черная скала возвышалась в истоках Ангары, пока Иркутская ГЭС не подняла воду в Байкале. Сейчас от этой скалы остался лишь небольшой каменный островок, чуть возвышающийся над уровнем воды. Обозлившись, Байкал оторвал от горы второй камень и с еще большей силой бросил вслед дочери. Но снова Ангара успела пробежать опасное место, а камень упал в образовавшуюся долину и рассыпался на куски и возникли Братские пороги, где теперь тоже построена Братская ГЭС. И третий камень метнул Байкал вслед дочери и упал тот камень чуть дальше устья реки Илим и образовались пороги, на которых построили Усть-Илимскую ГЭС.

Так оно было в действительности или не так — нам о том не дано судить. За фантастической фабулой древних легенд порой необыкновенным образом маскируются исторические факты, нередко искаженные при их передаче от поколения к поколению, однако от того не становящиеся менее значимы для понимания событий давно прошедших дней. Так гласит легенда, а как это было в действительности — одному Богу известно. Простираясь до 74° СШ, долина р. Лены пересекает несколько широтных географических поясов и глобальных геологических структур, что предопределяет великое разнообразие ее ландшафтов, и заставляет сосредоточить внимание лишь на тех важнейших их особенностях, которые хоть в малой мере определяют гидрографию и гидрологию р. Лены, очертания ленской долины и ее бортов, работу, совершаемую массой движущихся вод и льдов. Однако, чтобы во всем этом разобраться, стоит коснуться хотя бы в самых общих чертах, бассейна реки Лены — многие особенности его геологического строения и истории и, тем более, мерзлотных или геокриологических условий, предопределяют неповторимые черты ленской долины, отличающие ее от иных речных долин нашей планеты.

слияние Большой и Малой Лены

Лена — одна из немногих крупнейших рек Евразии, еще «не оседланная» плотинами гидроэлектростанций или иных гидротехнических сооружений. В ее бассейне действительно сохранились нетронутые или мало нарушенные человеком ландшафты. Здесь есть еще что защищать и охранять от неумного зуда преобразователей природы. Обширные пространства Ленского бассейна образуют места обитания многих сибирских народов, в первую очередь — якутов, эвенов и эвенков. Они неразрывно связаны с природной средой, обеспечивающей им продукты питания и обмена.
Наконец, ландшафты ленской долины неповторимы. Их нравственно-эстетическая значимость будет возрастать по мере расширения культурных обменов, потребности познавать природные закономерности. Таковы внутренние основания защиты Ленского бассейна. Между тем золото и алмазы, железо и уголь, нефть и газ, поделочные и облицовочные камни, слюда и апатит — вот далеко не полный перечень того, что содержится в недрах ленской земли, добывалось, добывается или ждет своего часа. Тайга и тундра привлекают лесоразработчиков и охотников-промысловиков. Плодородные земли речных террас и ягельники используются для полеводства, овощеводства и животноводства на юге, оленеводства и отгонного коневодства — на севере. Рукава Лены, ее многочисленные притоки, бессчетные озера — надежные источники рыбы. Сама река и основные ее притоки издревле являются транспортными путями. Не обошли территорию Ленского бассейна и урбанистические тенденции — в городах и поселках городского типа концентрируется промышленное производство и население. Таковы предпосылки дальнейшего воздействия на ленские экосистемы.

ГИДРОЛОГИЯ РЕКИ ЛЕНА

По разным оценкам, годовой сток реки составляет от 489 до 542 км³, что соответствует среднегодовому расходу в устье от 15 500 до 17 175 м³/сек. Основное питание, так же как и почти всех притоков, составляют талые снеговые и дождевые воды. Повсеместное распространение вечной мерзлоты в пределах водосбора мешает питанию рек грунтовыми водами, исключением являются только геотермальные источники.

В связи с общим режимом осадков для Лены характерны весеннее половодье, несколько довольно высоких паводков летом и низкая осенне-зимняя межень до 366 м³/сек в устье[]. На время весеннего паводка в июне приходится 40 % стока, на период с июня по октябрь — 91 %. Наибольший среднемесячный расход воды в устье наблюдался в июне 1989 года и составлял 104 000 м³/сек, максимальный расход воды в устье во время паводка может превышать 200 000 м³/сек.

Среднемесячные расходы воды в м³/сек, усредненные за 1976—1994 гг, измерения производились в дельте реки на станции «Столб».

За зимний период на реке образуется 10-20 км³ льда или 3 % от её годового стока. Летом его поступление вместе с большими объёмами паводковой воды в мелкую южную часть моря Лаптевых приводит — как и в случае с другими крупными сибирскими реками — к явлению инверсии, то есть к локальному опреснению моря и к более позднему освобождению от льда его близлежащей акватории.

Минимальный годовой сток, зафиксированный в 1986 году, составлял 402 км³, изменения в течение 65 лет составляли 326 км³ или среднее значение, равное 516 км³, изменялось на 63 %. Как и для большинства крупных рек мира с большой площадью бассейна, для Лены характерны периодические изменения годового стока, которые следуют одиннадцатилетним циклам солнечной активности. Первый тип максимума имеет место примерно на следующий год после начала нового солнечного цикла и может быть объяснен интенсивным таянием наледей и мерзлоты, образовавшейся за прошедшие 2-3 года, а также развитием Арктической осцилляции и увеличением количества осадков в пределах бассейна в зимний период.[] В данном случае происходит наиболее заметное увеличение стока — например, в 1989 году среднегодовой расход воды составил 23 054 м³/сек, что соответствует 728 км³/год. Второй вид максимума менее выражен и имеет место в середине одиннадцатилетнего цикла, характеризуется ме́ньшим весенним паводком и достигается за счет бо́льшего количества осадков в летне-осенний период.

Лена отличается от других рек России своим ледовым режимом и мощными заторами льда. Прочный и толстый лед на реке образуется в условиях чрезвычайно холодной, продолжительной и малоснежной зимы. Весенний ледоход обладает большой мощью, часто сопровождается заторами льда и затоплением значительных территорий. Раньше всего, в конце апреля, начинается весенний разлив в районе Киренска — на верхней Лене — и, постепенно сдвигаясь на север, наступая на ещё скованную льдом реку, доходит в низовья в середине июня. Вода поднимается во время разлива на 6-8 м над меженным уровнем. В низовьях подъём воды достигает 18 м.

разрез палеозоя на берегу Лены, Арктическая часть реки

Инфраструктура и населённые пункты

Судоходство

Река Лена — важная транспортная магистраль.

Лена до нынешнего дня остаётся главной транспортной артерией Якутии, связывающей её районы с федеральной транспортной инфраструктурой. По Лене производится основная часть «северного завоза». Началом судоходства считается пристань Качуг, однако, выше по течению от порта Осетрово по ней проходят лишь небольшие суда. Ниже города Усть-Кут вплоть до впадения притока Витим на Лене ещё много сложных для судоходства участков и относительно мелких мест, вынуждающих ежегодно проводить работы по углублению дна.

Навигационный период продолжается от 125 до 170 суток. Основные порты на Лене (от истока к устью):

Осетрово (3500 км от устья Лены; 3620 км от мыса Быков, Усть-Кут) — крупнейший речной порт в России и единственный в Ленском бассейне сообщающийся с железной дорогой, за что его называют «воротами на север»;

Киренск (3319 км от мыса Быков);

Ленск (2648 км; 2665 км от мыса Быков) — обслуживает алмазодобывающую промышленность Мирного;

Олёкминск (2258 км от мыса Быков);

Покровск (1729 км от мыса Быков);

Якутск (1530 км; 1638 км от мыса Быков)) — играет основную роль в перевалке грузов, поступающих из порта Осетрово (г. Усть-Кут, ж/д станция Лена);

Сангар (1314 км от мыса Быков)

Тикси (0 км; морской порт моря Лаптевых).

Примечание: В целях обеспечения речного судоходства на р. Лена, километраж населенных пунктов и др. объектов ведется от мыса Быков (72°0’0″ с.ш. 129°7’1″ в.д.).

Крупнейшие порты притоков Лены: Бодайбо на 292 км от устья (реки Витим), Хандыга на 456 км, Джебарики-Хая на 511 км от устья (реки Алдан).

Арка Желаний на Лене

Мосты на реке Лена

От истока к устью:

В 2009 году на автодороге «Курагино — Жигалово» в районе деревни Пономарёва (Иркутская область) было завершено строительство моста через Лену, взамен устаревшего понтонного моста.
В районе посёлка Жигалово на автодороге «Жигалово — Магистральный» действует понтонный автомобильный мост.

Железнодорожный мост в Усть-Куте (Иркутской области, на западном участке Байкало-Амурской магистрали) был сдан в 1975 году

Автомобильный мост в Усть-Куте был сдан в 1989 году.

Ниже по течению, по состоянию на 2014 год, мосты отсутствуют. На населённых территориях для переправы через реку используются паромы (летом) либо зимники (зимой). В Якутии планируется строительство совмещённого железнодорожно-автомобильного моста через Лену длиной 3,2 км в рамках строительства Амуро-Якутской железнодорожной магистрали.

весна на реке Лена

Населённые пункты

Берега Лены заселены очень слабо. За исключением подходов к Якутску, где плотность населения относительно высока, расстояния между соседними населёнными пунктами могут достигать сотен километров, занятых глухой тайгой. Часто встречаются брошенные деревни, иногда — временные вахтовые посёлки.

На Лене расположены 6 городов (от истока к устью):

Киренск — старейший город на Лене, основан в 1630 году;

Якутск — крупнейший населённый пункт на Лене, основан в 1632 году. При численности населения 303 тыс. чел. является также и крупнейшим городом северо-востока России;
Два исторических населенных пункта:

Соттинцы — Ленский историко-архитектурный музей-заповедник «Дружба»; место первоначального основания города Якутска.
Жиганск — основан в 1632 году. В 1783—1805 гг. — уездный город.

Реки — постоянные или временные потоки воды, текущие в выработанном ими углублении рельефа, питающиеся за счет стока с их водосбора. Всякая река имеет исток, то есть то место, где она начинается. Истоком реки может быть выход подземных вод (Волга), родник, болото, озеро (Ангара). В высоких горах реки, как правило, начинаются с ледников (Амазонка). Место впадения реки в другую реку, озеро или море называют устьем. Нетрудно заметить, что река течет в понижении в рельефе, которое называется речной долиной. На дне ее есть углубление, по которому течет река. Это углубление называется руслом. Во время разлива река выходит из берегов и затопляет пониженную часть речной долины, которая называется поймой реки.

Всякая река имеет притоки, которые обычно короче главной реки. В местах, где осадков выпадает много, река имеет много притоков (Амазонка), а в пустынных районах, где осадки крайне редки, притоков мало, а иногда и вообще нет (Нил). Приток, который впадает в главную реку справа, если смотреть вниз по течению, называют правым, а слева — левым. Река со всеми своими притоками образует речную систему. Местность, с которой речная система собирает воду, называется бассейном реки. Граница между бассейнами называется водоразделом. Чаще всего им служат горы или возвышенности.

На направление и характер течения рек влияет рельеф местности. Реки по равнинной местности текут медленно. Объясняется это тем, что истоки равнинных рек находятся на небольшой высоте, а местность, по которой они текут, имеет малый уклон. Долины равнинных рек широкие, склоны их покатые, и относительная высота их не превышает нескольких десятков метров. К равнинным рекам относятся река Волга, Обь, Дон, Амазонка, Миссисипи, Конго, Нил, Днепр.

Реки, текущие по горной местности, несутся с большой скоростью, бурлят, пенятся. Истоки их расположены высоко в горах. Местность, по которой они текут, имеет большой уклон. Как правило, горные реки текут в узких скалистых долинах с крутыми склонами. Десятки и даже сотни тысяч лет уходят на то, чтобы река прорезала себе в горах долину. Часто русла горных рек, в отличие от равнинных, занимают все дно долины.

Многие реки, начинаясь в горах, при выходе на равнину изменяются. Примером такой реки может быть Терек. Он берет начало в горах Кавказа на высоте более 5000 метров и впадает в Каспийское море. Первые этапы своего пути Терек проходит как горная река. Здесь он мчится 600 км, спускаясь с высоты 5000 метров по каменистому ущелью. Выйдя на равнину, река течет медленно и извивается по дну широкой долины, выстланной принесенными сверху наносами.

Чаще на горных, реже на равнинных реках могут быть участки, на которых течение реки резко изменяется. Это связано с порогами. Дно речных долин, прежде всего у равнинных рек, сложено рыхлыми горными породами (речными наносами). Эти рыхлые породы сравнительно легко размываются течением. Но в некоторых местах река пересекает твердые породы, например граниты, сланцы. Они размываются горными потоками медленно и могут в виде нагромождения скал, пересекающих русло, образовывать выход твердых пород. Этот выход твердых пород в русло реки образует пороги. Преодолевая их, река пенится, высоко вверх взлетают брызги, возникают водовороты. Пороги очень мешают судоходству, а на отдельных участках из-за их обилия суда вообще не могут пройти. Но порожистую реку можно сделать судоходной. В среднем течении Днепра путь судам преграждали пороги, которые поднимались со дна реки на несколько метров. Участок реки на протяжении 80 км был непроходим для судов. В 1932 году ниже порогов построили плотину. Вода затопила пороги, и они перестали мешать судоходству. Много порогов было на Ангаре. С постройкой плотины Братской ГЭС пороги скрылись под водой.

Если река на своем пути встречает высокий крутой уступ, состоящий из твердых горных пород, то вода падает с него, образуя водопад. Чаще всего водопады встречаются в горах, но можно встретить их и на возвышенных равнинах. Самый высокий водопад в мире — Анхель. Он находится в Южной Америке на реке Чурун (бассейн Ориноко). Поток воды падает с высоты 1054 метра на дно глубокого ущелья. Этот водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем.

В Южной Африке на реке Замбези находится один из крупнейших в мире водопадов — Виктория. Река падает с уступа высотой 120 метров в узкое ущелье. Гул и грохот водопада слышны на многие километры. Вода, низвергаясь, поднимает на сотни метров вверх гигантские столбы мельчайших брызг. Отражаясь в них, солнечные лучи образуют разноцветную радугу. Местные жители называют этот водопад «Гремящий дым». Водопад Виктория был открыт английским исследователем Дэвидом Ливингстоном.

В Северной Америке на реке Ниагара находится один из самых широких водопадов мира — Ниагарский. Высота уступа этого водопада равна 50 м. Шум его слышен на расстоянии 25 км, а вблизи рев воды настолько силен, что не слышны человеческие голоса. Недаром слово «ниагара» по-индейски означает «грохочущая вода». Водопады есть и на некоторых реках России.

Питание рек — это пополнение их поверхностными и подземными водами. Различают следующие типы питания: дождевое (Амазонка, Конго); ледниковое (Амударья); смешанное (большинство рек России). Зимой такие реки питаются за счет выхода грунтовых вод в русло реки, весной — за счет таяния снегов, летом — за счет дождей. Есть реки, имеющие снеговое питание и питание грунтовыми водами.

Режимом реки называют характер ее поведения во времени: распределение и изменение величины расхода воды по сезонам года, колебания уровня, образование ледяного покрова. В режиме реки различают несколько периодов:

  1. половодье — ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон значительное увеличение водоносности реки, вызывающее на длительный срок подъем уровня реки и выход воды из русла, возникающее в результате таяния снега;
  2. паводки — внезапные кратковременные и нерегулярные подъемы уровня воды в реках, возникающие в результате обильных дождей;
  3. межень — период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами. На режим влияют падение и уклон реки.

Изменение рек и их долин в пространстве является результатом работы рек. Она может быть разрушительной, и тогда она называется речной эрозией, и созидательной, называемой речной аккумуляцией. Речная эрозия и речная аккумуляция проявляются на всем протяжении русла реки. Однако соотношение их в разные стадии развития долины реки различно.

В начальной стадии развитая речной долины скорость реки велика, так как существует большое падение ее русла. В этот момент речная эрозия проявляется значительно сильнее, чем речная аккумуляция. На последующих стадиях речная эрозия идет не только вглубь, углубляя русло реки, но и вширь. При этом образуются глубокие и широкие речные долины с пологими стенками. Уменьшается уклон реки, а следовательно, и ее скорость. Эрозия постепенно ослабевает. Из-за спокойного течения начинают отлагаться речные наносы и формируются аккумулятивные формы: острова, мели, пляжи, косы. Образуются меандры и старицы.

Меандры — повторяющиеся на большом протяжении долины реки изгибы ее русла. Они обычно возникают в долинах равнинных рек с медленным течением и с широкой поймой. Для возникновения меандров достаточно небольшого отклонения водотока по различной причине (неровность рельефа, залом, обвал берега), чтобы возникли изгибы реки и в них формировались крутые, подмываемые берега и песчаные косы на противоположных берегах. Во время паводков вода, вышедшая из берегов, иногда соединяет расположенные рядом изгибы, русло выпрямляется, а один из изгибов русла изолируется и превращается в пойменное озеро — старицу.

В молодую стадию развития речной долины эрозия стремится дойти до такого уровня, ниже которого она невозможна. Этот уровень называется базисом эрозии. Общий базис эрозии для всех рек — это Мировой океан, но бывают и местные базисы эрозии. Если река впадает в озеро, ее базис эрозии — уровень озера. При достижении базиса эрозии устанавливается равновесие между эрозией и аккумуляцией. Но это равновесие может существовать только до тех пор, пока не произойдут тектонические поднятия местности. Если это случится, речная долина опять будет переживать стадии своего развития, а река будет совершать разрушительную и созидательную работу. Но если тектоническое поднятие случается, происходит процесс «омоложения» речной долины и образование уступа. Вместе со сформировавшейся речной долиной этот уступ составляет речную террасу, нижним этажом которой становится пойма. В долине может быть несколько речных террас.

Террасы — остатки бывших пойм, расположенных на разной высоте, подобные огромным ступеням. Некогда их поверхности затапливались паводком, но затем реки врезались еще глубже, оформив новую пойму на более низком уровне, а прежняя пойма превратилась в террасу. Они свидетельствуют об этапах изменения базиса эрозии. Верхние террасы являются более древними, чем нижние.

Аккумулятивная работа ярко проявляется в устье реки. Здесь из года в год река мелеет из-за принесенных рекой наносов. В устье возникают островки, которые потом соединяются, образуя равнину, на которой река делится на рукава. Эта равнина называется дельтой. Она является результатом аккумулятивной работы рек. Самую большую дельту в России имеет река Лена. Большие дельты также у рек Нила, Миссисипи, Волги.

Реки имеют большое хозяйственное значение. Много воды расходуется в промышленности и для бытовых нужд. Важна роль рек как путей сообщения, особенно в государствах, обладающих большой территорией: России, США, Китае. Вода многих рек используется для орошения полей и садов, прежде всего в тех районах, где дожди выпадают редко и растения страдают от засухи. На многих реках нашей планеты строятся гидроэлектростанции, которые являются источником получения самой дешевой электроэнергии, которая крайне необходима для электроемких производств.

Устье реки суда

Министерство транспорта
Российской Федерации

Федеральное агентство
морского и речного транспорта

  • О ПРЕДПРИЯТИИ
    • 15 лет ФГУП «Росморпорт»
      • События
      • Поздравления
      • Фотогалерея
      • Викторина
      • Наши династии
      • Миссия предприятия
        • Стратегия развития предприятия
        • Историческая справка предприятия
        • Организационная структура предприятия
        • Руководство предприятия
        • Документы, регламентирующие деятельность предприятия
        • Лицензии и свидетельства
          • Лицензии
          • Свидетельства
          • Сертификаты
          • Разрешения
          • Раскрытие информации предприятием
            • Раскрытие информации субъектом естественной монополии
            • Отчетная информация
            • Участие в иных организациях
            • Результаты проведения предприятием специальной оценки условий труда
            • Противодействие коррупции
            • Вакансии предприятия
            • ФИЛИАЛЫ
                • ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ БАССЕЙН
                • Ванинский филиал
                • Дальневосточный бассейновый филиал
                • Магаданский филиал
                • Петропавловский филиал
                • Сахалинский филиал
                • ЮЖНЫЙ БАССЕЙН
                • Азово-Черноморский бассейновый филиал
                • Азовский бассейновый филиал
                • Астраханский филиал
                • Сочинский филиал
                • СЕВЕРНЫЙ БАССЕЙН
                • Архангельский филиал
                • ЗАПАДНЫЙ БАССЕЙН
                • Северо-Западный бассейновый филиал
                • ПРЕСС-ЦЕНТР
                  • Новости предприятия
                  • Новости филиалов
                  • Мероприятия
                  • Пресса о нас
                  • Контакты пресс-центра предприятия
                  • Обратная связь
                    • Редакция интернет-сайта
                    • Полезные ссылки
                    • УСЛУГИ
                      • Морские порты
                      • Портовые сборы
                      • Услуги предприятия
                        • Навигационные услуги с использованием СУДС
                        • Лоцманские услуги
                        • Ледокольные услуги
                        • Услуги ледовых советников
                        • Услуги по стажировке лоцманов
                        • Буксирные услуги
                        • Услуги по предоставлению разъездных судов
                        • Услуги по предоставлению причалов для безопасной стоянки судов
                        • Швартовные услуги
                        • Экологические услуги
                        • Погрузочно-разгрузочная деятельность
                        • Геодезические и гидрографические услуги
                        • Услуги по установке и обслуживанию СНО
                        • Услуги связи
                        • Информационные услуги
                        • Дноуглубительные услуги
                        • Качество услуг предприятия
                        • Имущество предприятия
                          • Объекты портовой инфраструктуры
                          • Флот
                          • Водные объекты и земельные участки
                          • Развитие предприятием объектов портовой инфраструктуры и флота
                            • Текущие проекты развития объектов портовой инфраструктуры
                            • Флот – судостроительные проекты
                            • Флот – завершенные проекты
                            • Инновационное развитие предприятия
                            • Транспортная безопасность
                            • Экология
                            • ИНВЕСТОРАМ
                              • Порядок взаимодействия с инвесторами
                              • Перспективные инвестиционные проекты
                                • Перечень инвестиционных проектов
                                • Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России
                                • Международное сотрудничество
                                • ЗАКУПКИ
                                  • Подписка
                                  • Документы по закупочной деятельности предприятия
                                  • Планы закупок предприятия
                                  • Закупки для государственных нужд
                                    • Поиск закупок для государственных нужд
                                    • Закупки для нужд предприятия
                                      • Сведения о заключенных договорах
                                      • Торги на право аренды имущества предприятия
                                        • Поиск закупок
                                        • Аренда имущества предприятия
                                        • Торги по реализации имущества предприятия
                                          • Результаты закупок
                                          • Имущество предприятия, планируемое к реализации
                                          • Закупки филиалов
                                            • Анадырский филиал
                                            • Махачкалинский филиал
                                            • Мурманский филиал
                                          • ПАРУСНИКИ
                                          • КОНТАКТЫ
                                          • Навигационные услуги с использованием СУДС

                                            1. Общая информация

                                            Дальневосточный бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт» предоставляет судам, осуществляющим судозаходы в морские порты Владивосток, Восточный, Зарубино, Находка и Посьет или следующим через их акватории транзитом, навигационные услуги с использованием Региональной системы управления движением судов в заливе Петра Великого (далее – РСУДС залива Петра Великого).
                                            РСУДС залива Петра Великого отвечает всем современным требованиям и функционирует в целях повышения уровня безопасности мореплавания, эффективности судоходства, охраны жизни на море, в т.ч. на акваториях морских портов Владивосток, Восточный, Зарубино, Находка и Посьет и на подходах к ним.
                                            С использованием РСУДС залива Петра Великого осуществляется:
                                            • контроль за движением судов и за положением судов на якорных стоянках;
                                            • передача судам навигационной, метеорологической, оперативной и иной информации;
                                            • организация движения судов;
                                            • оказание помощи в судовождении.
                                            РСУДС залива Петра Великого образована на основе информационной интеграции и координированной деятельности СУДС Владивосток (с центром на мысе Назимова) и СУДС Находка (с центром на мысе Каменского), дополненных радиотехническими постами и оборудованием, обеспечивающими контроль обстановки и взаимодействие с судами в заливе Посьета и в открытой части залива Петра Великого, и функционирует в круглосуточном режиме.
                                            В состав РСУДС залива Петра Великого входят:
                                            — система управления движения судов Владивосток (далее – СУДС Владивосток);
                                            — система управления движения судов Находка (далее – СУДС Находка).
                                            В свою очередь, СУДС Владивосток и СУДС Находка включаются в себя следующие элементы системы:
                                            СУДС Владивосток
                                            — центр СУДС, расположенный на мысе Назимова;
                                            — радиотехнический пост «Елена»;
                                            — радиотехнический пост «Золотой Рог»;
                                            — радиотехнический пост «Брюса»;
                                            — радиотехнический пост «Туманная»;
                                            — радиотехнический пост «Зарубино»;
                                            — радиотехнический пост «Посьет»;
                                            — радиотехнический пост «Голдобин».
                                            СУДС Находка
                                            — центр СУДС, расположенный на мысе Каменского;
                                            — радиотехнический пост, расположенный на мысе Астафьева;
                                            — радиотехнический пост телевышка Находка;
                                            — радиотехнический пост, расположенный на мысе Поворотный;
                                            — радиотехнический пост, расположенный на мысе Сысоева;
                                            — радиотехнический пост, расположенный на мысе Крылова.

                                            По результатам освидетельствования РСУДС залива Петра Великого комиссией Росморречфлота Дальневосточным бассейновым филиалом получены:
                                            — свидетельство от 24.01.2013 № VTS-3/1-2706-2013 о соответствии РСУДС залива Петра Великого технико-эксплуатационным требованиям № МФ-02-22/848-70 и Резолюции ИМО А.857(20), предъявляемым к СУДС высшей категории;
                                            — свидетельство от 24.01.2013 № VTS-3/1-2704-2013 о соответствии СУДС Владивосток технико-эксплуатационным требованиям № МФ-02-22/848-70 и Резолюции ИМО А.857(20), предъявляемым к СУДС высшей категории;
                                            — свидетельство от 24.01.2013 № VTS-3/1-2705-2013 о соответствии СУДС Находка технико-эксплуатационным требованиям № МФ-02-22/848-70 и Резолюции ИМО А.857(20), предъявляемым к СУДС высшей категории.

                                            РСУДС залива Петра Великого функционирует в круглосуточном режиме.
                                            Операторский состав РСУДС залива Петра Великого составляет 45 операторов, которые прошли профессиональную подготовку и сертифицированы в соответствии с Рекомендациями IALA V-103.

                                            2. Зона действия РСУДС залива Петра Великого

                                            Зона действия РСУДС залива Петра Великого распространяется на внутренние морские воды залива Петра Великого и прилегающее к заливу Петра Великого территориальное море Российской Федерации, ограниченное с востока меридианом 133°43,0’E.
                                            Зона действия РСУДС залива Петра Великого подразделяется на шесть секторов. Секторы № 1А и № 1Б включают открытую часть залива Петра Великого с прилегающим территориальным морем Российской Федерации. Сектор № 2 включает залив Находка и ограничен с юга линией, соединяющей мыс Поворотный и мыс Лихачева. Сектор № 3 включает акваторию морского порта Владивосток с подходами. Сектор № 4 включает Славянский залив и южную часть Амурского залива. Сектор № 5 включает акватории морских портов Посьет, Зарубино и залива Посьета.

                                            Зона действия СУДС Владивосток распространяется на сектора №1А, №3, №4 и №5. В секторе №1А СУДС Владивосток действует как прибрежная СУДС, выполняя функции информационного взаимодействия с судами и контроля навигационной обстановки. В секторах №3, №4 и №5 СУДС Владивосток действует как портовая СУДС, дополнительно выполняя функции по организации движения судов, а также оказание помощи в судовождении.
                                            Зона действия СУДС Находка распространяется на сектора: № 1Б и № 2. В секторе № 1Б СУДС Находка действует как прибрежная СУДС, выполняя функции информационного обеспечения судов. В секторе № 2 СУДС Находка действует как портовая СУДС, дополнительно выполняя функции по контролю, организации и регулированию движения судов, а также оказание помощи в судовождении.

                                            В зоне действия СУДС залива Петра Великого осуществляется гарантированное обнаружение и устойчивое сопровождение судов, имеющих эффективную отражающую поверхность 300 кв.м. и более, а также обеспечивается надежная УКВ (ОВЧ) радиотелефонная связь с судами и радиолокационный контроль.Рабочая зона береговых станций автоматической идентификационной системы (АИС) полностью покрывают зону действия СУДС залива Петра Великого.

                                            3. Порядок предоставления навигационных услуг с использованием РСУДС залива Петра Великого

                                            Навигационные услуги с использованием РСУДС залива Петра Великого предоставляются в соответствии с требованиями:
                                            — Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 20.08.2009 № 140;
                                            — Обязательных постановлений в морском порту Владивосток, утвержденных приказом Минтранса России от 02.06.2013 № 229;
                                            — Обязательных постановлений в морском порту Восточный, утвержденных приказом Минтранса России от 11.01.2011 № 10;
                                            — Обязательных постановлений в морском порту Зарубино, утвержденных приказом Минтранса России от 15.04.2013 № 122;
                                            — Обязательных постановлений в морском порту Находка, утвержденных приказом Минтранса России от 23.06.2011 № 169;
                                            — Обязательных постановлений в морском порту Посьет, утвержденных приказом Минтранса России от 19.10.2012 № 379;
                                            — распоряжениями капитанов соответствующих морских портов в части, касающихся оперативных функций РСУДС залива Петра Великого.

                                            Все корабли и суда, оборудованные средствами радиосвязи морской подвижной службы, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, находящиеся в зоне действия РСУДС залива Петра Великого, должны выполнять правила плавания судов в зоне действия РСУДС залива Петра Великого.

                                            При входе в зону действия РСУДС залива Петра Великого, судно передает оператору РСУДС залива Петра Великого следующие сведения:
                                            — номер, присвоенный судну Международной морской организацией;
                                            — название и тип судна;
                                            — номер судна, присвоенный морской подвижной службой;
                                            — государственная принадлежность (флаг) судна;
                                            — порт назначения;
                                            — максимальная действующая осадка судна;
                                            — тип и количество груза, наличие опасного груза и класс опасности;
                                            — количество членов экипажа и пассажиров на судне;
                                            — наличие неисправностей судовых технических средств и других ограничений, влияющих на безопасность плавания;
                                            — другую информацию по запросу оператора РСУДС залива Петра Великого.

                                            В частности, в соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Восточный на подходах к заливу Находка в секторе № 1Б, который ограничен с юга границей территориального моря, с запада меридианом 132°28,00’Е, с востока меридианом 133°43,00’Е, связь судов с РСУДС залива Петра Великого осуществляется на канале 9 ОВЧ. Суда, следующие в залив Находка, при пересечении линии мыс Лихачева – мыс Поворотный устанавливают связь с СУДС Находки на канале 13 ОВЧ, соответственно суда, выходящие из залива Находка, при пересечении этой линии получают разрешение СУДС Находки на прекращение радиовахты на канале.

                                            Передача судам навигационной, оперативной и иной информации осуществляется РСУДС залива Петра Великого по запросу судна либо по распоряжению капитана соответствующего морского порта, когда имеют место или планируются изменения в навигационной обстановке, при получении штормового предупреждения, которые могут повлиять на безопасность судоходства в зоне действия РСУДС залива Петра Великого. В частности, передача РСУДС залива Петра Великого суточного прогноза погоды осуществляется ежедневно в 14:30 по местному времени, а также по запросу судна.

                                            Регулирование движения судов осуществляется РСУДС залива Петра Великого в секторах № 2, № 3 , № 4 и № 5 зоны своего действия. Регулирование движения осуществляется посредством передачи судам рекомендаций в отношении:
                                            — очередности и времени начала движения;
                                            — маршрута, интервала и скорости движения;
                                            — порядка прохождения судами фарватеров и их пересечений;
                                            — запрета на дальнейшее движение;
                                            — мест якорной стоянки или укрытий;
                                            — действий для предотвращения непосредственной опасности.
                                            — движение судов на акваториях морских портов Владивосток (за исключением бухты Большого Камня), Зарубино и Посьет и проведение операций по постановке судов на якорь и снятию их с якоря регулируется СУДС Владивостока в соответствии с графиками расстановки и движения судов, утверждаемых соответственно капитанами морских портов Владивосток, Зарубино и Посьет.
                                            Движение судов на акваториях морских портов Восточный (за исключением акватории озера Второе) и Находка (за исключением бухт Находка, Новицкого, Андреева, Гайдамак, Южно-Морская, Назимова, Подъяпольского, Пяти Охотников, Преображения, Моряк-Рыболов и в устье реки Опричнинка) и проведение операций по постановке судов на якорь и снятию их с якоря регулируется СУДС Находки в соответствии с графиками расстановки и движения судов, утверждаемых соответственно капитанами морских портов Восточный и Находка.
                                            До начала движения судно в акваториях морских портов Владивосток, Восточный, Зарубино, Находка и Посьет должно запросить разрешение СУДС Владивостока или СУДС Находки соответственно.
                                            Помимо этого, обязательными постановлениями в морских портах Восточный и Находка установлены особенности регулирования движения в соответствующих морских портах. В частности, в соответствии с Обязательными постановлениями в морских портах Восточный и Находка танкеры, следующие к нефтеналивному терминалу в бухте Козьмина, получают разрешение СУДС Находки на вход в залив Находка. В случае отсутствия свободных причалов или якорных мест в морском порту танкерам следует ожидать разрешения СУДС Находки на вход в бухту Козьмина.

                                            Помощь в судовождении (навигационная помощь) оказывается судну по запросу судна или по решению оператора РСУДС залива Петра Великого преимущественно в сложных гидрометеорологических условиях, при выходе из строя или отсутствии на судне приборов, обеспечивающих безопасное движение судна в данной навигационной обстановке. При оказании помощи в судовождении РСУДС залива Петра Великого погрешности автоматического сопровождения целей составляют:
                                            • по пеленгу: ± 0,6º;
                                            • по дальности: 30 м;
                                            • по курсу: ± 2º;
                                            • по скорости: ± 1,2 узла.

                                            Порядок и метод оказания помощи в судовождении, включая интервал передачи сообщений, согласуется с судном. Начало и окончание помощи в судовождении должны быть подтверждены обеими сторонами. При оказании помощи в судовождении судно обязано подтверждать получение информации и рекомендаций от РСУДС залива Петра Великого и сообщать о предпринимаемых действиях.

                                            Основным средством взаимодействия между РСУДС залива Петра Великого и судами в зоне ее действия является радиотелефонная связь в диапазоне ОВЧ морской подвижной службы.
                                            Связь судов с РСУДС залива Петра Великого осуществляется:
                                            в морском порту Владивосток
                                            на 67 рабочем канале связи ОВЧ, позывной «Владивосток-Трафик», на акватории морского порта Владивосток. Суда, осуществляющие движение или стоящие на якоре на акватории морского порта Владивосток, несут постоянную радиовахту на 67 канале связи ОВЧ.

                                            в морском порту Восточный
                                            а) на канале 9 ОВЧ для судов на подходах к заливу Находка в секторе № 1Б;
                                            б) на 13 канале ОВЧ для судов, следующих в залив Находка, при пересечении линии мыс Лихачева – мыс Поворотный;
                                            в) на 16 и 13 каналах ОВЧ, позывной «Находка-Трафик», на акватории морского порта Восточный (за исключением акватории озера Второе).
                                            Суда, стоящие на якоре на акватории морского порта Восточный, несут постоянную радиовахту на каналах 14 и 16 ОВЧ. Суда, находящиеся в бухте Врангеля, а также стоящие у причалов морского порта Восточный, не имеющих телефонной связи, несут постоянную радиовахту на канале 14 ОВЧ морского порта. Суда, находящиеся у причалов морского порта Восточный в бухте Козьмина, несут постоянную радиовахту на каналах 14 и 29 ОВЧ.

                                            в морском порту Зарубино
                                            на 16 и 71 каналах связи ОВЧ, позывной «Владивосток-Трафик», на акватории морского порта Зарубино. Суда на ходу должны нести постоянную радиовахту на 16 и 71 каналах связи ОВЧ. Суда на якорных стоянках и у причалов морского порта Зарубино должны нести постоянную радиовахту на 11 и 16 каналах связи ОВЧ. Танкер, стоящий у борта судна, и судно несут постоянную радиовахту на 11 канале связи ОВЧ.

                                            в морском порту Находка
                                            а) на 9 канале ОВЧ для судов на подходах к заливу Находка в секторе № 1Б;
                                            б) на 13 канале ОВЧ для судов, следующих в залив Находка, при пересечении линии мыс Лихачева – мыс Поворотный.
                                            в) на каналах 16 и 13 ОВЧ, позывной «Находка-Трафик», на акватории морского порта Находка (за исключением бухт Находка, Новицкого, Андреева, Гайдамак, Южно-Морская, Назимова, Подъяпольского, Пяти Охотников, Преображения, Моряк-Рыболов и в устье реки Опричнинка).
                                            Суда на ходу в акватории морского порта Находка обязаны нести постоянную радиовахту на канале 13 ОВЧ.

                                            в морском порту Посьет
                                            на 71 рабочем канале связи ОВЧ, позывной «Владивосток-Трафик», на акватории морского порта. Суда, осуществляющие движение или стоящие на якоре на акватории морского порта Посьет, несут постоянную радиовахту на 16 и 71 каналах связи ОВЧ. Суда, стоящие у причалов на участке акватории морского порта в заливе Посьета и не имеющие телефонной связи, несут постоянную радиовахту на 12 канале связи ОВЧ. Суда, находящиеся у причалов на участках акватории морского порта Посьет в бухтах Славянка и Наездник, несут постоянную радиовахту на 30 канале связи ОВЧ.

                                            ОВЧ каналы радиосвязи и радиотелефонные позывные абонентов, используемые для обеспечения безопасности мореплавания в зоне действия РСУДС залива Петра Великого

                                            Смотрите так же:

                                            • Сколько платят матери одиночке с двумя детьми Миф или реальность — ипотека для матери-одиночки: возможно ли получить без первоначального взноса или с одним ребенком? Ипотека является хорошим подспорьем для тех, кто не имеет достаточной суммы, чтобы купить квартиру сразу и не желает копить […]
                                            • Донор на пенсию Какие предоставляются льготы почетным донорам при выходе на пенсию Донором крови может стать любой совершеннолетний гражданин, который подпадает под определенные критерии. Но получить звание «Почетный донор России» под силу далеко не каждому. Для этого […]
                                            • Ответ на заявление ответчика Возражение на исковое заявление. Образец. Возражения на исковое заявление – это способ защиты ответчика в суде, представляющий собой изложенные в письменном виде пояснения ответчика, опровергающие требования истца, содержащиеся в иске. Возражения должны […]
                                            • Реестр памятников культурного Datalife Engine Demo К началу 2017 года 520 объектов культурного наследия края внесены в Единый государственный Реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации, из них 112 памятников археологии. В 2015 году приказом […]
                                            • Закон рф о тур деятельности Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" С […]
                                            • Таможенный налог 2013 Таможенный калькулятор – расчет таможенных платежей при ввозе автомобиля В результатах расчета таможенный калькулятор выдаст следующую информацию: стоимость таможенного оформления, размер таможенной ставки, депозит, акциз и НДС (для юрлиц), соответствующие […]
                                            • Экологическое право законы рф Экология СПРАВОЧНИК Информация Экологическое законодательство РФ Экологическое право — совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны […]
                                            • Кто имеет право на аттестацию рабочих мест Форум инженеров по охране труда Беларуси Кто должен проводить аттестацию рабочих м. 23Kubik 29 Сен 2016 Возник вопрос : какой специалист должен проводить аттестацию рабочих мест? Или в обязанность какой службы это входит? Поручили выполнение инженеру по […]