Виды наследования в законах хаммурапи

Законы Хаммурапи – общая характеристика и краткое содержание

После того, как Хаммурапи взошел на трон, страна крепла и развивалась. Он провел ряд реформ:

  • Провел административную реформу. Он разделил страну на определенные области и районы, поставив руководить ими чиновников.
  • Подчинил себе все храмы и объявил свою власть божественной.
  • Привел в порядок систему сборов и налогов.
  • На частную торговлю были введены ограничения, торговля полностью попала под контроль государства. Для контроля торговли царь поставил купцов, которые стали чиновниками.
  • Продажа земли была строго запрещена. Землю, принадлежащую общинам, было запрещено продавать.
  • Но создание государственных законов, организация судебной системы — это самый большой вклад, который он внес в укрепление государственности.

    На сегодняшний день законы Хаммурапи — самые древние, из всех найденных и дошедших до нас. Для времени его создания, а записан судебник Хаммурапи был примерно в 1750 гг. до н.э., он показывал, что Вавилон был государством, имеющим свою мощную государственность.
    Если описать, что изменилось после написания законов Хаммурапи кратко , то:

  • Официально закреплен общественный строй государства (рабовладельческий).
  • Это помогло четко организовать судебную систему и исполнение законов.
  • Был выявлен основной господствующий класс – это рабовладельцы.
  • Законы Хаммурапи: общая характеристика

    В 1901-1902 годах экспедицией, под руководством француза Жака де Моргана, был найден каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи . Это базальтовый обелиск. Его обнаружили в древнем городе Сузы (сейчас территория Ирана). Перевез его в Сузы, скорее всего, Эламский царь, после захвата Вавилона.

    На базальтовом обелиске, вверху, изображен Хаммурапи, который стоит в почтительной позе рядом с богом солнца Шамашем, который, почитался как покровитель судопроизводства. Под изображением написаны законы Хаммурапи, текст их написан в клинописной форме.

    На столбе затерты 35 статей, скорее всего они были затерты после захвата. Сколько статей насчитывалось в судебнике Хаммурапи , с помощью этого артефакта, было бы тяжело определить, но текст утерянных статей удалось восстановить, благодаря другим письменным источникам, дошедших до наших дней. После изучения текстов, из дошедших до нас из древних библиотек, историки определились, сколько статей в судебнике Хаммурапи было изначально. Текст судебника Хаммурапи , разделен на три части.

    В первой вводной части текста доносится до нас то, что бог Шамаш передал Хаммурапи эти законы, чтобы сделать Вавилонское государство еще более могущественным и развитым. Каждый, кто не будет соблюдать эти законы, пойдет против воли и веления царя, а также против богов.
    Вторая часть – это статьи, в судебнике Хаммурапи насчитывалось 282 статьи. Законы царя Хаммурапи, краткое содержание по разделам:

    1. Здесь установлено наказание за серьезные правонарушения: лжесвидетельство, чародейство или волшебство, изменение уже вынесенных судебных решений. Наказанием была смертельная казнь, а судья платил огромный штраф и лишался должности (1-5 пункты).
    2. Охрана личной собственности царя, приближенных к царю, и храмов, установление ответственности при захвате чужой собственности, за кражу полагалась смерть (6-25 пункты).
    3. О вынесении смертельного приговора для воина, если он послал в поход вместо себя наемника. Проблема в том, что воин за несение военной службы получал надел земли (26-41 пункты).
    4. Об ответственности при использовании чужой земли или поля, в наказание полагались огромные штрафы и суровое наказание (42-88 пункты).
    5. Описание проведения торговых и коммерческих операций (89-126 пункты).
    6. Семейное право (127-195 пункты).
    7. Описание ответственности за нанесение умышленных и неумышленных телесных повреждений (196-214 пункты).
    8. Как правильно совершать операции со всяким движимым имуществом, сюда же включался и наем (215-282 пункта).

    В третьей части перечисляются все виды проклятий. Они непременно должны настигнуть человека, всю его семью и потомков, если он не пожелает жить по этим законам и строго соблюдать их. Идет перечень и описание всех вавилонских богов, которые также наложат всевозможные проклятия на человека и весь его род.

    Законы Хаммурапи : краткое содержание

    Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы. В тоже время, социально общество делилось на:

  • Полноправные жители – авилум.
  • Неполноправные жители – мушкенум.
  • Фото с сайта hkar.ru

    У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители — это низший слой, у которого была только часть прав.

    Законы Хаммурапи о рабах определяли группу людей – вардум. Это были рабы, которые вообще не имели прав и они были для своего хозяина только лишь имуществом. Интересно то, что если рабу наносили телесные повреждения, то это не было покушением на здоровье или жизнь, а объявлялось как порча имущества. Если законы Хаммурапи читать внимательно, то становится ясно, что раб — движимое имущество.

    Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор с нанимателем. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак, кто-либо пытался вывести, это каралось очень серьезно, вплоть до отрубания рук.

    Не менее интересны законы о взыскании долга с должника. До принятия законов, должник попадал в пожизненное рабство к кредитору. Поэтому законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью недопущения произвола кредитора в отношении должника и его семьи.

    После принятия законов должник или любой из членов его семьи становился рабом на три года. При этом кредитор не имел право отчуждать его имущество. Закон запрещал ему наносить телесные повреждения должнику или члену его семьи. А если он совершил действия, повлекшие смерть должника или кого-либо из его семьи, то кто-либо из семьи кредитора также лишался жизни.

    Единым владельцем всей земли в Вавилоне был царь, который выдавал землю в аренду воинам и земледельцам. И они платили ему за это налог. Воины владели землей, имуществом, рабами на правах аренды. Но они имели права наследования. Поэтому имущество передавалось по наследству, также как и сын, после отца продолжал нести военную службу.Воины были в особом почете. И если воин попадал в плен, то, по закону, его обязательно должны выкупить. Если не было нужной суммы, то деньги давал или поселковый храм или они были выделены из казны.

    Не менее интересны законы Хаммурапи касательно семейного права. Здесь господствовало патриархальное устройство семьи. Но права у женщины, все же, были, хоть и частично. Мужа для дочери выбирал отец, который и заключал договор с женихом (подобие брачного контракта). Но за женой закреплялось право распоряжения своим приданым (которое наследовали ее дети).

    В случае измены женщину жестоко наказывали. Но если виноват муж, то жена могла потребовать у него развод, при этом она забирала свое приданное. Отец не мог без очень веской причины лишить сына наследства. Свои права сын мог защитить в суде. После смерти отца его имущество делилось между его детьми, и их пол не играл никакой роли. Но, тем не менее, если отец семейства попадал в долговое рабство, то он мог на три года отдать вместо себя любого члена своей семьи. Допускалось многоженство, если жена не могла родить ребенка. Также можно было усыновлять детей от рабыни. После смерти хозяина, рабыня-наложница становилась свободной.

    После рассмотрения мы видим, кого защищали законы царя Хаммурапи . В первую очередь законы защищали интересы царя, потому что земля давалась только на правах аренды. Храмы полностью подчинялись царю, происхождение которого считалось божественным.

    О чем заботился Хаммурапи в своих законах во вторую очередь, так это о рабовладельцах. Их интересы, касательно движимого имущества (рабов), были полностью соблюдены. У рабов практически не было прав. Рабовладельцы же являлись главенствующим классом. О чем заботился Хаммурапи в своих законах еще, так это о полноправном населении. Законы для них были мягче, чем для неполноправных жителей и рабов.

    Справедливые и несправедливые законы Хаммурапибыли направлены на обеспечение государственности и дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов.

    ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ

    При рассмотрении тех норм Законов Хаммурапи, которые по современным представлениям относятся к гражданскому законодательству, выделим три их категории: право собственности, обязательственное право и семейно-брачные отношения.

    Право собственности

    Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. Важнейшим источником доходов царя были именно доходы с земельных владений. Во времена Хаммурапи царские и храмовые земли сдавались в аренду издольщикам. Значение хозяйства царского двора было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи было отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объёму: крупные землевладельцы использовали труд рабов и батраков, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, переходить по наследству; о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

    Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов («имущество илку»), о чём говорилось выше.

    Обязательственное право

    В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле обычно равнялась одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдавший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась ещё не освоенная земля. Законы Хаммурапи, определяя отношения между хозяином земли и арендатором, способствовали развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из объёма урожая, выращенного соседями.

    Кроме аренды поля, сада Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, повозок, судов, рабов. Законы устанавливают не только плату за наём вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

    Широко был распространён договор личного найма. Кроме рабочих для сельскохозяйственных работ, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы Хаммурапи определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, ответственность врача в случае смерти больного).

    Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработке долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника-заложника в результате дурного обращения с ним.

    В условиях существования частной собственности как на движимое, так и на недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась с заключением письменного договора (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущества илку), считалась недействительной.

    Кроме названных, Законы Хаммурапи знают договоры хранения (поклажи), товарищества, меры, поручения.

    Законам Хаммурапи были известны обязательства из причинения вреда. Ответственность несёт тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба). Корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан был возместить стоимость всего погибшего.

    Семейное право и наследование

    вавилонский право закон хаммурапи

    Брак, согласно Законам Хаммурапи, был действительным только при наличии письменного договора между женихом и отцом невесты. Выкуп за невесту мог заменяться многолетними отработками жениха в пользу отца невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Измена жены сурово наказывалась, но Законы Хаммурапи допускают её с согласия мужа, причём особо оговаривается случай такого согласия для спасения своей жизни.

    Бездетность жены допускала применение нормы, использованной при составлении брачного договора семьи Тегаптилли, найденном в архиве среди развалин дома богатого купца в Нузу. В договоре есть такой пункт: «Если у жены будут дети, муж не имеет права брать вторую жену. Если же у неё детей не будет, она сама выберет мужу наложницу из числа рабынь, а детей, рождённых от этого союза, воспитает как своих собственных». Актом формального признания сына рабыни законным наследником рода было то, что наложница рожала на коленях у жены. Отметим, что Законы Хаммурапи всё же допускают за замужней женщиной на наличие собственного имущества, право развода и наследования.

    Довольно сильная власть отца над детьми проявляется в возможности продавать детей, отдавать в качестве заложников на долги, за клевету или оскорбление родителей — отрезать язык. Тем не менее, законодательство ограничивает эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступление.

    В случае бездетности Законы Хаммурапи допускают также усыновление детей.

    Право наследования в Законах Хаммурапи предусматривает наследование как по закону, так и по завещанию, причём первое является основным. Только по закону могло наследоваться имущество илку. Наследование по завещанию существовало только с известными ограничениями. В качестве наследников выступали: дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. В то же время при наследовании по завещанию действовали узаконенные нормы обычного права. В архиве клинописных табличек из Нузу было обнаружено завещание, в котором отец оставляет старшему сыну статуэтку домашнего божка и главную долю наследства, при этом другие сыновья имеют право приходить в дом основного наследника и приносить жертвы божку. Эти изображения домашних богов упоминаются и в Законах Хаммурапи: зять, обладающий такой статуэткой, принадлежавшей тестю, имел право наследовать имущество наравне с сыновьями.

    Тема 1: Законы Хаммурапи

    Тема 1. Правовое положение отдельных категорий населения по Законам Хаммурапи.

    1. Привилегированные слои:

    — состав: ст.ст. 26, 27, 34, 182.

    — личные и имущественные права: ст.ст. 6-25, 28, 30, 187, 215, 282.

    — крестьяне и наемные работники: ст.ст. 46, 47, 53-56, 60-65, 257, 258.

    — арендаторы: ст.ст. 42-45, 61-65.

    — рабы: ст.ст. 205, 280.

    статус: ст.ст. 16, 17, 18, 20, 199.

    источники рабства: ст.ст. 117, 118, 279, 280.

    — тамкары: ст.ст. 89-91, 94, 95, 100, 102, 104, 105-107.

    особенности правового статуса: ст.ст. 49, 66, 89, 91-93, 100-102.

    — авилумы: ст.ст. 202, 203, 205, 206, 207, 208, 209.

    — мушкенумы: ст.ст. 8, 15, 198, 201, 204, 216.

    — жрецы: ст.ст. 178, 179.

    — рабовладельцы: ст.ст. 15-19, 129, 175-176, 213, 214, 233, 282.

    — зажиточные общинники: ст.ст. 39, 42, 54-56, 60-64, 257.

    Тема 2. Основные черты гражданского права в Законах Хаммурапи.

    1. Обязательственное право:

    — купли-продажи: ст.ст. 7, 10, 35-37.

    — заем: ст.ст. 48-51, 117.

    — хранения: ст.ст. 27, 50, 121, 122, 123, 124, 125.

    — товарищество: ст. 99.

    — поручительство: ст.ст. 100, 104.

    — аренда: ст.ст. 42-43, 45.

    2. Наследственное право.

    — виды наследования ст.ст.165-170.

    — наследование дочерьми ст.ст. 178, 179, 184.

    — наследование незаконнорожденными детьми ст.ст. 170, 171.

    — наследственные права вдовы ст.ст. 171, 172, 173.

    — наследственное имущество матери ст.ст. 162.

    — наследственные права сыновей ст. 185.

    — опека ст.ст. 185, 186-189, 190, 192.

    Тема 3. Институты преступления и наказания по Законам Хаммурапи.

    1. Понятие преступления: ст.ст. 106, 199, 200, 206, 207.

    2. Система преступлений:

    а) против личности ст.ст. 196-198, 200, 203, 206, 207.

    — убийство ст.ст. 153, 207.

    — телесные повреждения ст.ст.196, 197, 198, 199, 200, 201, 206.

    — оскорбление ст. 202.

    — ложные обвинения ст.ст. 126, 127.

    б) против собственности:

    — грабеж ст.ст. 22, 103.

    — кража ст.ст. 6, 7- 9, 15, 16, 18, 19, 21-23.

    — повреждение и истребление чужого имущества ст.ст. 53-55, 57.

    — мошенничество ст.ст. 90, 95, 108.

    — снятие с раба рабских знаков ст.ст. 226, 227.

    в) против семьи, несовершеннолетних, половой неприкосновенности:

    — кровосмешение ст.ст. 155, 156.

    — неверность жены ст.ст. 129, 132, 133, 141, 143, 153.

    — изнасилование ст.ст. 130.

    — уход женщины от мужа ст. 142.

    — похищение и подмена ребенка ст. 14, 194.

    3. Система наказаний:

    — ордалий ст.ст. 2, 108, 132, 143.

    — смертная казнь ст.ст. 3, 6, 8, 14, 15, 25, 153, 229, 230.

    — штраф ст.ст. 116, 198, 199, 201, 203, 204, 207, 208, 251, 255, 259, 265.

    — членовредительство ст.ст. 196-197, 200, 218, 253, 282.

    Тема 4. Процессуальное право по Законам Хаммурапи.

    — органы, осуществляющие правосудие: ст.ст. 3, 5, 109.

    — судебные должностные лица ст.ст. 9, 16, 168, 177.

    2. Предварительные процессуальные действия: ст.ст. 9, 13, 16, 18.

    3. Доказательства в судебном процессе:

    — свидетельские показания ст.ст. 3, 4, 7, 11, 13, 123, 124.

    — клятва ст.ст. 20, 23, 103, 126, 131.

    — ордалий ст.ст. 2, 132.

    — частноправовые доказательства ст.ст. 122, 128, 165, 171, 178, 182, 183.

    4. Выдача и исполнение судебного решения: ст. 5.

    Реферативные сообщения (доклады):

    1. Правовой статус основных групп населения по Законам Хаммурапи.

    2. Генезис права Древней Месопотамии.

    3. Система управления в древних городах-государствах Месопотамии.

    1. Садиков В.Н. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1973.

    2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского. М., 1984.

    1. История государства и права зарубежных стран. Учебник. / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинникова, О.А. Лысенко. М., 2009.

    2. История государства и права зарубежных стран. Учебник. / Под ред. К.И. Батыр, И.А. Испев, Г.С. Кнопов. М., 2008.

    4. История государства и права зарубежных стран. Учебник. / Под ред. М.Н. Прудникова. М., 2008.

    5. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. / Под ред. Д.С. Тэпса. С-Пб., 2008.

    1. Дандамаев М.А. Рабство в Вавилоне VII – IV вв. до н.э. М., 1974.

    2. Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. Шумер. М., 1959.

    3. Черниловский З.М. История рабовладельческого государства и права. М., 1959.

    4. Авдиев В.И. История древнего Востока. М., 1970.

    5. Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1991.

    6. Крашенинникова Н.А. История права Востока. М., 1994.

    7. Розин В.М. Генезис права. М., 2000.

    8. Кареев Н.И. Учебная книга древней истории. М., 1997.

    9. Мегкиков Л.И. Цивилизации и великие исторические реки: географическая теория развития современных обществ. М., 1996.

    10. Абдурахманова И.В. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. М., 2004.

    11. Нефедов С. А. Факторный анализ исторического процесса. История Востока. М., 2008.

    12. Дандамаев М. А. Месопотамия и Иран в VII-IV вв. до н.э. СПБ., 2009.

    13. Таронян Г.А. Древний Восток в античной и дохристианской традиции (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия). М., 2007.

    14. История Древнего Востока. Учебное пособие / под ред. В.И. Кузищина, С.А. Кучера. М., 2010.

    15. Крамер С.Н. Шумеры: первая цивилизация на Земле. М., 2009

    16. История и культура Древнего Востока: энциклопедический словарь под ред. К.Д. Никольская, И.С. Клочков, О.В. Томашевич, Г.А. Ткаченко. М., 2008

    17. Непомнящий Н.Н. Сто великих тайн Востока. М., 2008

    Перечень рекомендуемых средств обучения:

    • тексты для игроков с ролями (заранее раздаются);

    • алгоритмы государственного и социального строя различных государств (на плакатах);

    • Хрестоматия по Истории государства и права зарубежных стран;

    • доска Smart board.

    Вопросы для самоконтроля по теме:

    1. Предпосылки образования государства в городах древней Месопотамии.

    2. Система государственного устройства Древнемесопотамского государства.

    3. Правовой статус редумов.

    4. Правовой статус баирумов.

    5. Правовой статус рабов.

    6. Правовой статус тамкаров.

    7. Правовой статус авилумов.

    8. Правовой статус мушкенумов.

    9. Источники права Древней Месопотамии.

    10. Законы Хаммурапи как памятник права.

    11. Право собственности в Древнемесопотамском государстве.

    12. Общая характеристика обязательственного права.

    13. Договор купли-продажи.

    14. Договор займа.

    15. Договор хранения.

    16. Договор товарищества.

    17. Договор поручительства.

    18. Договор найма.

    19. Договор мены.

    20. Договор аренды.

    21. Наследование по закону и по завещанию.

    22. Понятие преступления по Законам Хаммурапи.

    23. Преступления против личности.

    24. Имущественные преступления.

    25. Преступления против семейных устоев.

    26. Виды наказаний.

    27. Судебные органы.

    28. Досудебные стадии процесса.

    29. Доказательства в судебном процессе.

    30. Вынесение и исполнение судебного решения.

    Виды наследования в законах хаммурапи

    Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.

    Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов.

    Текст сборника состоит из трех частей:

    · введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

    · 282 статьи законов,

    Источниками при составлении сборника послужили:

    При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

    Царским и храмовым хозяйством управлял царь.

    С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.

    Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат подчинялись особому правовому режиму.

    Законодательству Хаммурапи известны договоры:

    Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде — поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

    При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных Рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство.

    Законы подробно регулировали следующие положения:

    · ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;

    · ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

    · ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

    Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

    · продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;

    · продавцом мог быть только собственник вещи;

    · продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

    Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

    Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.

    Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

    Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали:

    · усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей);

    · дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

    5. Виды преступлений и наказаний

    Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений.

    Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды.

    Основными видами наказаний являлись:

    · смертная казнь в различных вариантах — сожжение, утопление, посажение на кол;

    · членовредительские наказания — отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;

    При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался «принципом талиона» — «мера за меру», когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

    Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

    1. Какие из перечисленных видов наследования отмечены в Законах Хаммурапи?

    Наследование по праву (закону) и завещанию

    Лента сообщений

    Университет в кармане

    университет, который всегда с тобой

    hvz262w узнал ответ на вопрос стал именоваться

    hvz262w узнал ответ на вопрос Ароморфозом у позвоночных животных является:

    hvz323 узнал ответ на вопрос «Смута» является:

    vkluevla узнал ответ на вопрос Вид миссии: узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характера продукции, услуг и круга их потребителей, причины возникновения и смысла существования предприятия

    vkluevla узнал ответ на вопрос Ситуационный характер стратегии это:

    Лекции и задания УрГЮА / История(ИГПЗС и ИОГП) / Заруба краткий курс / 04. Законы Хаммурапи

    4. Законы Хаммурапи.

    Законы Хаммурапи(1792-1750 гг. до н. э.)

    В начале третьего тысячелетия до н. э. на юге Двуречья (Междуречья; территории между Тигром и Евфратом) существовало множество городов-государств. В конце третьего тысячелетия в результате завоеваний царь Саргон создал огромное царство – царство Аккада и Шумера. После падения этого государства начинает зарождаться Вавилонское царство. Хаммурапи создал центральное государственное управление. Это было первое деспотическое государство. Храмы лишились большой самостоятельности. Запрещена частная международная торговля.

    Тамкары. Тамкар – государственный торговый агент; купец на царской службе в Древнем Вавилоне. Он же ростовщик, кредитор.

    Хаммурапи понимал необходимость создания единых законов для народов с разным уровнем развития. Главная причина издания этих законов – улаживание обострившихся отношений среди свободных. От этого страдало само государство, т.к. налогоплательщиков становилось меньше.

    В основу законов были положены нормы обычного права, судебные решения высших судов.

    Начинаются законы с пролога, в котором говорится о божественном происхождении власти монарха. Составлены законы в казуистической форме, т.е. это совокупность конкретных решений. Самая ранняя, примитивная форма изложения правовых норм. Нет строгой систематизации.

    Общественный строй: рабовладельцы, крестьяне, ремесленники и рабы. Все свободные делились на две группы: авилум (муж, человек) и мушкенум (падающий ниц; мелкий люд)

    Авилумы – завоеватели, мушкенумы – завоёванные

    Авилумы – члены общины, мушкенумы – внеобщинники (точка зрения Дьяконова)

    Имущество мушкенума оказывалось тесно связанным с имуществом дворца, храма. Рабы дворца и рабы мушкенума имели небольшие преимущества перед другими рабами.

    Среди авилумов полного равенства нет. В §202 различаются человек высший по положению и человек низший по положению.

    Понятие собственности не разработано, но по существу речь идёт о собственности. Земля – основное средство производства. Она передавалась в аренду мелким земледельцам или предоставлялась воинам, тамкарам как награждение за их службу.

    Имущество, предоставляемое воинам (байрум, рэйдум), называлось имуществом илку. Его было нельзя покупать и продавать. Если воин пошлёт вместо себя на войну заместителя, он подлежит смертной казни, а его имущество переходит к тому самому заместителю.

    Частная собственность на землю хотя и упоминается, но распространения не имеет.

    Формы собственности: дворцовые земли, храмовые земли, общинно-частное землевладение (частная собственность на землю хотя и существовала, но не была развита).

    В законах Хаммурапи упоминаются различные договоры, но понятие договорного права не разработано (также как понятие вещное право, понятие собственности). Упоминаются разные виды договоров:

    Договор купли-продажи закреплялся письменным образом в присутствии свидетелей. Писали на глиняных табличках. Как только договор выполнен, глину смачивали, т.е. смывали договор. Продавец обязан быть собственником вещи. Если свидетели уличили продавца в том, что он продал чужую вещь, а не собственную, его казнили.

    Договор займа предусматривал заём денег, зерна и т.п. По займу выплачивались проценты, при этом в законах Хаммурапи, чтобы предупредить злоупотребление ростовщиков, устанавливался максимальный размер процента (для денег – 20%, для зерна – 33%). Крестьяне брали порой взаймы под залог имущество, а то и под залог личности. Это вело к тому, что за долги они могли попасть в долговую кабалу (и сам крестьянин, и дети его…). От этого страдало государство, страдала казна, поэтому законы Хаммурапи установили, что долговая кабала не должна превышать трёх лет. §117: «Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или взаимодавца три года, а на четвёртый год должно выпустить их на свободу».

    Договор хранения. Заключался при свидетелях. Письменно, как правило. За недостачу принятого на хранение товара принявший его обязан возместить его в двойном размере (§120).

    Договор найма (имущественного и личного). Аренда земли стоила до половины урожая. За аренду сада платили даже до двух третьих урожая. Если арендатор не мог вовремя выплатить (к примеру, из-за стихийных бедствий) аренду, ему давалась отсрочка на год.

    Семья патриархальная, основана на власти мужа и отца. Брак заключался по договору. Нет договора – нет брака. §128: «Если человек возьмёт жену и не заключит письменного договора, то эта женщина – не жена». Жених вносил выкупную плату за невесту и, кроме того, давал брачный дар. От отца невеста получала приданое, которое передавалось жениху. Обычно приданое по своему размеру превышало выкуп и брачный дар. Если жених нарушил брачный договор и отказался взять в жёны ту девушку, которую первоначально намеревался взять, то он теряет брачный дар и выкуп. Если отец девушки отказывался отдавать замуж, то он должен был отдать жениху то, что уже получил, в двойном размере. Господствовал в семье муж. Он вёл общее хозяйство. Тем не менее, жена имеет имущественную правоспособность, т.е. может заключать сделки, может продавать своё собственное имущество и т.д. Жена в семье занимает подчинённое положение. Если жена «позорит» мужа, расточает его имущество, её можно выгнать из дома и жениться вторично. Муж может оставить её дома на положении рабыни. Для мужа допустимо многожёнство, а жене за супружескую неверность следовало утопление в реке. Развод возможен для мужа в любое время, широко, а для жены – в исключительных случаях (если муж ложно поклялся в её неверности; пользуясь болезнью её, ввёл в дом другую жену; если бежал из общины). Личная власть мужа над женой проявлялась в том, что он мог отдать жену в кабалу за долги. Дети тоже находились под властью отца, он их тоже мог отдать в кабалу за долги, мог лишить неповинующихся детей наследства.

    Существовало наследование по закону, а по завещанию лишь складывалось: распространено было дарение при жизни – это прототип будущего наследования по завещанию. Например, муж мог подарить жене земельный участок, который останется за ней. Наследство сыновья получали в равных долях. Отец мог лишить сына наследства, но лишь при повторной тяжкой «обиде» (§169). Дочери получали приданое. Жена получала наследство, если муж при жизни не сделал дарения.

    Преступления и наказания.

    Можно выделить следующие виды преступлений:

    Государственные преступления (они почти не упоминаются в законах Хаммурапи). §109 говорит о сговоре преступников в корчме. Если корчемница их ко двору не приведёт, то её следует казнить. К преступлениям против государственного строя можно условно отнести наказание за неявку редума или байрума (воинов) на военную службу (§26).

    Преступления против личности:

    а)Убийство. Влекло за собой смертную казнь. Есть зародыш разделения преступлений на умышленные и неумышленные (§206, §207). Неумышленное убийство наказывается штрафом. За ложное обвинение в убийстве назначалась смертная казнь (§1, §3). Особенно отмечается убийство мужа женой (§153). За это жену садили на кол.

    б)Телесные повреждения. Наказания могли быть по принципу талиона («око за око, зуб за зуб»), могла быть имущественная ответственность (композиция, т.е. возмещение вреда).

    Преступления против собственности.

    За кражу рабов, имущества дворца смертная казнь (§ 6, §15). За кражу скота из владения царя или храма штраф в тридцатикратном размере. Если вор не мог уплатить, то тогда его нужно было казнить (§8). Различаются кража и грабёж (§22, §23, §24). Если человек совершит грабёж и будет схвачен, он будет убит. Если он не будет схвачен, то ограбленный человек должен клятвенно показать перед богом всё пропавшее, а община, на территории которой совершён грабёж, должна возместить ему ущерб. Если при этом загублена жизнь, то община и местный начальник должны уплатить мину (мина = 60 сиклей = 504г.; сикль = 8,4 г.) серебра его родственникам. Защищается собственность на раба. §282: «Если раб скажет своему господину: «Ты не мой господин», то тот должен изобличить его как своего раба, и затем его господин может отрезать ему ухо».

    Преступления против семейных устоев. Неверность жены каралась (§129, §133, §143). Связать, бросить в воду. Если сын ударит отца, то ему должно отрезать пальцы (§195).

    1)Смертная казнь (обычно приводились в исполнение немедленно и публично; мужчин казнили оружием, женщин топили; особо жестокие способы казней использовались редко)

    2)Талион (равным за равное; применялся среди авилумов). Талион можно разделить на:

    а) Талион в чистом виде

    б) Талион символический (если врач неудачно сделает операцию, ему отрезают пальцы)

    в) Талион абсурдный (если строитель построит дом, и он, обрушившись, убьёт сына хозяина, то следует убить сына строителя)

    Процесс носил обвинительный и состязательный характер (действовал принцип частного обвинения: лицо, заинтересованная сторона, само возбуждало дело и само поддерживало обвинение; в качестве доказательств могли служить письменные документы, свидетельские показания, ордалии (суд божий; они состояли в испытании водой: бросали в реку, если река забирала, значит, виновен; клятва богами). Суд происходил публично. За ложное обвинение обвинитель подвергался тому же наказанию, которое грозило обвинённому. Судья, вынесший решение по делу и выдавший соответствующий документ по делу, а затем изменивший своё решение, должен быть наказан (§5).

    Законы Хаммурапи – это памятник Вавилонии, Месопотамии в целом. Хотя они более суровы, чем многие предшествующие законы, они всё же мягче многих более поздних законов. Превосходят более поздние законы по логичности, последовательности. Впервые здесь закреплено деление на классы и сословия, причём рабовладение защищается и поддерживается.

    Законы Хаммурапи

    1. Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.

    Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей:

    • введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;
    • 282 статьи законов,
    • обширное заключение.
    • Источниками при составлении сборника послужили:

    • обычное право;
    • шумерские судебники;
    • новое законодательство.
    • 2. При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

      Царским и храмовым хозяйством управлял царь.

      Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат подчинялись особому правовому режиму.

      3. Законодательству Хаммурапи известны договоры :

    • аренды;
    • имущественного найма;
    • личного найма;
    • займа;
    • купли-продажи;
    • хранения;
    • товарищества;
    • мены;
    • поручения.
    • Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде — поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

      При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных Рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:

    • ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;
    • ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;
    • ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.
    • Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

    • продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;
    • продавцом мог быть только собственник вещи;
    • продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

    4. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

    Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела» право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.

    Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

  • дети;
  • усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей);
  • внуки;
  • дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.
  • Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

    5. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений .

  • против личности;
  • имущественные;
  • против семьи.
  • К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

    Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

    Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:

  • смертная казнь в различных вариантах — сожжение, утопление, посажение на кол;
  • членовредительские наказания — отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;
  • штрафы;
  • изгнание.
  • При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался «принципом талиона» — «мера за меру», когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

    Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством — например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

    6. Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

    Смотрите так же:

    • Когда сдавать рсв при ликвидации Ликвидация ООО в 2018 году: пошаговая инструкция Ликвидация ООО – процесс достаточно сложный и длительный по времени. Однако, если придерживаться определенных правил, то закрыть организацию можно и самостоятельно, не прибегая к помощи сторонних […]
    • Закон 97-фз от 5 мая 2014 г ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 5 мая 2014 года №97-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена […]
    • Кому жаловаться на прокурора Кому жаловаться на прокурора Обзор почты ВККС РФ Право гражданина защищать свои права предусмотрено Конституцией России. Защищать в суде. Защищать, оспаривая решения суда. Защищать, жалуясь на судей. Каждая жалоба - это нерв чьей-то жизни. Возможно, для […]
    • Г Чита нотариус Нотариус Артемьева Н.В.: Адрес: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бутина 10, оф.2 Телефоны: (3022) 35-64-11 В числе прав и свобод, гарантируемых государством каждому гражданину, Конституция РФ предусматривает право на получение квалифицированной […]
    • Ставка налога усн в санкт-петербурге 2018 УСН 2018 в СПб: ставки, условия, расчет, изменения УСН 2018 в СПб: вся информация, основная ставка 6% и «доходы минус расходы» по 7%, последние изменения, законодательство, ответственность, отчетность, и все об этой схеме налогообложения для индивидуальных […]
    • Ндфл 2 правила заполнения Пример заполнения 6-НДФЛ за 2 квартал Отчетность 6-НДФЛ введена недавно, поэтому у бухгалтеров может возникнуть вопрос, как правильно ее заполнять. Разберем на примере заполнение формы 6-НДФЛ за 2 квартал. Важно учесть при заполнении 6-НДФЛ за 2 квартал […]
    • Фармацевтическая экспертизы рецепта Фармацевтическая экспертиза рецепта: понятие, задачи и этапы проведения В зависимости от условий отпуска из аптеки все лекарственные препараты можно поделить на две большие группы. Первая группа – препараты, на которые не требуется рецепт. Это те лекарства, […]
    • 13% налог с покупки квартиры Как получить 13 процентов с покупки квартиры? Возврат 13% с покупки квартиры Рынок жилой недвижимости, как и живой организм, постоянно находится в интенсивном движении. Люди продавали и покупали жилье во все времена. Сегодня российским законодательством […]