Влияние налога на прибыль организаций

Содержание:

Влияние системы налогообложения на финансовый результат предприятий (стр. 1 из 5)

Содержание Введение1. Теоретические основы влияния системы налогообложения на финансовый результат предприятий1.1 Сущность налогообложения и их влияние на финансовый результат предприятий1.2 Нормативно-правовое регулирование влияния налогообложения на финансовый результат предприятия

1.3 Сравнительный анализ методик расчета влияния налогообложения на финансовый результат предприятий

2. Оценка и анализ влияния налогообложения на финансовый результат предприятий

2.1 Организационно экономическая характеристика ФГУП «Оренбургские авиалинии»

2.2 Анализ финансовых результатов деятельности ФГУП «Оренбургские авиалинии»

2.3 Анализ налоговой нагрузки

3. Разработка рекомендаций по оптимизации налогооблагаемой базы для ФГУП «Оренбургские авиалинии»

Список использованной литературы

Налоги являются важным звеном финансовых отношений в обществе и как форма финансовых отношений возникают одновременно с появлением государства. Выбор данной темы курсовой работы обоснован тем, что являясь неотъемлемой частью финансов предприятия, налоговые платежи оказывают значительное воздействие на финансовое состояние, налоговое влияние настолько велико, что может играть определяющую роль в формировании стратегии и тактики развитии экономики.

Актуальность темы заключается в том, что в условиях финансовой нестабильности, спада производства и роста инфляции предприятиям становится труднее уплачивать налоги, они острее ощущают тяжесть налоговой нагрузки и активно ищут различные пути ее снижения.

Целью работы является разработка рекомендаций по оптимизации налогооблагаемой базы предприятия.

Для достижения цели в работе необходимо решить следующие задачи :- изучить экономическую сущность налогообложения и их влияние на финансовый результат деятельности предприятий;- провести сравнительный анализ различных методик расчета влияния налогообложения на финансовый результат деятельности предприятия;- на основе изученных материалов анализ уровня налогообложения и определить его влияние на финансовые результаты деятельности ФГУП «Оренбургские авиалинии»;- дать оценку эффективности системы налогообложения на анализируемом предприятии;- разработать рекомендации по оптимизации налогооблагаемой базы для ФГУП «Оренбургские авиалинии».Предметом изучения является экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения предприятий.Объектом исследования выступает деятельность предприятия ФГУП «Оренбургские авиалинии».

Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области налогообложения, бухгалтерского учета, менеджмента, а также нормативные акты и другие нормативно-правовые и методические документы по изучаемой проблеме.

1. Теоретические основы влияния системы налогообложения на финансовый результат предприятий

1.1 Сущность налогообложения и их влияние на финансовый результат предприятий

Налоги – это одно из основных понятий экономической науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог – это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни. Налоги являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной жизни. От них в значительной части зависит благополучие граждан, предприятий и государства в целом. Они исторически связаны с появлением государства и выполнением целого ряда общегосударственных функций. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчётный доход и прибыль предприятия.

На финансовый результат деятельности предприятий оказывают влияние два прямых налога, такие как налог на прибыль организации и налог на имущество организаций.

Налог на прибыль организации – федеральный прямой налог с 1.01.2002 г. взимаемый в соответствии с 25 гл. НК РФ.

Налог на прибыль организаций, пожалуй, единственный налог, который с момента его принятия в 1991г. претерпевал в течение всего хода экономических реформ в России серьезные принципиальные изменения. Достаточно сказать, что по этому налогу, как ни по какому другому, часто вводились и отменялись многочисленные налоговые льготы и преференции, пока, наконец, с принятием в 2001 г. соответствующей главы Налогового кодекса они вообще были отменены с 2002 г. Именно по данному налогу за относительно короткий промежуток его существования была кардинально изменена налоговая база для отдельных категорий налогоплательщиков (банков, страховых организаций и т. д.).

В отличие от большинства других налогов ставка по налогу на прибыль длительное время была дифференцирована по организациям в зависимости от вида деятельности. При этом ставки налога менялись за не продолжительный период реформ неоднократно как в сторону понижения, так и повышения. Уплата этого налога сопровождается необходимостью ведения налогоплательщиком дополнительного налогового учета, поскольку установленный Налоговым кодексом порядок группировки и учета отдельных объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения отличается от порядка, действующего в бухгалтерском учете.

Указанный налог играет существенную роль в экономике и финансах любого государства. В первую очередь следовало бы отметить, что указанный вид налогообложения, облеченный в форму или налога на прибыль, или налога на доход юридических лиц, или налога с корпораций, применяется во всех без исключения развитых странах мира.

Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком дохода, через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Этим же целям служит и механизм инвестиционного налогового кредита, предоставляемого налогоплательщикам и погашаемого ими за счет прибыли. Значительную роль в регулировании экономики играет также амортизационная политика государства, напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций.

Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку в законодательстве многих стран предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты именно этого налога в первые годы создания и функционирования малых и совместных с иностранным участием предприятий и организаций.

В то же время фискальное значение данного налога в большинстве развитых стран мира невелико. Это положение не относится пока к Российской Федерации, где роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета достаточно существенна. В налоговых доходах консолидированного бюджета РФ поступления налога на прибыль составляют около 15%. Налог на прибыль организаций занимает второе место после НДС. Также высока его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов РФ, где он занимает второе место в их доходных источниках, уступая лишь налогу на доходы с физических лиц.

Таким образом, в теории и практике налогообложения прибыли организаций четко прослеживается тенденция поиска со стороны государства оптимального сочетания двух разнонаправленных функций налога – фискальной и производственно-стимулирующей.

Экономическая сущность налога на имущество организаций – изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования, облагаемого налогом имущества. При введении налога на имущество предприятий преследовались те же цели, что и у действовавшей платы за фонды: создать у организаций заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества, находящегося у них на балансе. Таким образом, этот налог выполняет стимулирующую и контрольную функцию, а, с точки зрения пополнения бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов – фискальную функцию. Налог на имущество предприятий, является важнейшим налогом в системе имущественного налогообложения в Российской Федерации. Налог на имущество зачисляется равными долями в бюджеты. Доля данного налога в системе бюджетных доходов занимает не более 3,5 %.

Изменения, вносившиеся в законодательство по налогу на имущество предприятий за годы налоговой реформы, были связаны, главным образом, с корректировкой налогооблагаемого объекта и имели в большей степени фискальную, чем экономическую направленность.

Среди имущественных налогов налог на имущество предприятий занимает центральное место по сумме поступлений (97 %). Это исторически обусловлено – большая часть имущества в его стоимостном выражении находится в ведении юридических лиц, а также уровень налогообложения физических лиц почти в 10 раз меньше. Темп роста налога на имущество организаций в 2001г. сильно увеличился на 21%, в 2002 же году произошло его снижение на 10,6%, снижается доля этого налога в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ (1999-5.57; 2000-4.3%; 2001- 4.4%; 2002- 4.09%).

Сопоставление сумм поступлений по налогу на имущество юридических лиц на федеральном уровне возможно с динамикой основных фондов, как объекта налогообложения и инвестиций в основные фонды в целом по РФ, как фактора, влияющего на его величину. Рост инвестиций, а, следовательно, и стоимости основных фондов в 2000г. способствовал резкому увеличению поступлений по налогу на имущество организаций в 2001г. В 2001 же году спад инвестиций и стоимости основных фондов способствовал снижению темпа роста налога на имущество организаций в 2002г.

Влияние амортизационной политики на налог на прибыль (стр. 1 из 6)

Законом №224-ФЗ в ст. 284 НК РФ внесено одно из самых важных для налогоплательщиков изменений. Общая ставка налога на прибыль с 1 января 2009 года снижена с 24% до 20%. Причем, согласно уточнениям, внесенным Федеральным законом от 30.12.08 №305-ФЗ, с 2009 года в федеральный бюджет налог следует уплачивать по ставке 2%, а в региональный – по ставке 18%. Кроме того, сохранилось право органов власти субъектов РФ снижать еще на 4% ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков.

Организациям, распределяющим налог на прибыль между обособленными подразделениями, необходимо учесть изменение, внесенное Законом №224-ФЗ в п. 2 ст. 288 НК РФ. Оно касается только налогоплательщиков, которые перешли на начисление амортизации нелинейным методом и сгруппировали все объекты амортизируемого имущества по отдельным амортизационным группам (подгруппам). При распределении между обособленными подразделениями авансовых платежей и сумм налога на прибыль, подлежащих уплате в региональный бюджет, такие организации вправе определять остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета.

В рамках совершенствования амортизационной политики, начиная с 2009 года, концептуально пересмотрен подход к начислению амортизации в налоговых целях. Кодексом для налогоплательщиков налога на прибыль организаций предусмотрена возможность отказа от пообъектного начисления амортизации и переход к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (пулам). При применении нелинейного метода начисления амортизации налогоплательщики получили возможность относить на расходы до 50 процентов первоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока его полезного использования. При этом у налогоплательщиков сохраняется право выбора одного из двух методов начисления амортизации.

Одновременно для основных средств, относящихся к 3–7 амортизационным группам, величина так называемой «амортизационной премии» (то есть, возможности относить на расходы текущего периода до начала начисления амортизации определенную долю расходов на приобретение или создание основных средств) была увеличена с 10 процентов до 30 процентов. Таким образом, при комбинации нелинейного метода начисления амортизации и амортизационной премии по 3–7 амортизационным группам налогоплательщики получили возможность относить на расходы основную часть стоимости приобретаемых основных средств, что является существенной льготой, оправданной во многих случаях в условиях высокой инфляции и отсутствия переоценки основных средств в целях начисления амортизации.

Одним из важнейших источников финансирования организаций являются амортизационные отчисления, представляющие собой сумму износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они входят в состав себестоимости производимой продукции и после ее реализации в виде выручки поступают на расчетный счет хозяйствующего субъекта.

С 1 января 2010 г. введен специальный коэффициент (но не выше 2) в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности (введен Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ).

Действующие амортизационные нормы позволяют существенно увеличить величину амортизации и списать намного больше стоимости имущества в начальный период его эксплуатации. Таким образом, организация сможет получить наиболее существенную сумму дополнительных свободных денежных средств, что позволит ей укрепить свою платежеспособность и ускорить процесс возврата ранее авансированного капитала.

Амортизационная политика является составной частью общей научно-технической политики государства. Она выступает в качестве важнейшего рычага воздействия государства на экономические процессы в стране. В первую очередь амортизационная политика воздействует на процесс обновления основных производственных фондов, ускорение темпов научно-технического прогресса, инвестиционную деятельность, а через них и на эффективность общественного производства.

На основе амортизационной политики государства каждое предприятие разрабатывает и реализует собственную амортизационную политику. Она базируется на установленных государством принципах, методах и нормах амортизационных отчислений (сроках полезного использования).

Амортизационная политика предприятия — это управление амортизационными отчислениями, которые образуются в процессе эксплуатации основных фондов (и нематериальных активов). Амортизационную политику предприятия определяют из экономической стратегии, состава основных фондов, методов оценки стоимости амортизирующих объектов, уровня инфляции и др. Амортизируемым имуществом предприятия является большинство видов основных средств (за исключением земли), а также нематериальные активы. Основные средства принимаются на баланс предприятия по их первоначальной стоимости, куда также входит стоимость транспортировки и монтажных работ, после чего из них вычитается амортизация, т.е. получается остаточная стоимость. Амортизационные отчисления (амортизационный фонд) — это главная составляющая финансового обеспечения воспроизводства основных средств. Характеристикой качества управления оборотом основного капитала выступают:

· величина основных фондов и ее динамика;

· степень соответствия величины амортизационного фонда стоимости основных средств;

· другие коэффициенты движения, состояния, структуры и пр.

В процессе формирования амортизационной поли­тики предприятия учитываются следующие факторы:

а) объем используемых основных фондов и не материальных активов, подлежащих амортизации;

б) методы оценки стоимости используемых основных фондов и нематериальных активов, подлежащих амортизации;

в) реальный срок предполагаемого использования на предприятии амортизируемых активов;

г) разрешенные законодательством методы амортизации основных фондов и нематериальных активов;

д) состав и структура используемых основных фондов;

е) темпы инфляции в стране;

ж) инвестиционная активность предприятия в предстоящем периоде.

При выборе методов амортизацииисходят из действующей законодательной базы в этой области, предполагаемого периода использования амортизационных активов и задач формирования инвести­ционных ресурсов предприятия в разрезе отдельных источников. Решение о применении метода прямолинейной (линейной) или ускоренной амортизации основных фондов предприятие принимает самостоятельно.

Средства амортизационного фонда, который формируется за счет накапливаемых амортизационных отчислений, носят целевой характер и должны использоваться на следующие цели:

а) осуществление капитального ремонта основных фондов;

б) осуществление реконструкции, модернизации, технического переоснащения и другие виды улучшения основных фондов;

в) приобретение новых видов нематериальных активов (в первую очередь, связанных с инновационной деятельностью).

Это не исключает временного использования этих средств до их востребования на инвестиционные цели в различных формах краткосрочных финансовых вложений. В процессе формирования амортизационной политики должны быть определены гарантии целевого использования средств амортизационного фонда и регламентированы условия финансовых операций с ними до их использования в инвестиционном процессе.

В условиях ограниченного применения возможных методов амортизации оценка эффективности амортизационной политики предприятия основана на сравнении двух альтернатив: денежном потоке (суммы прибыли и амортизационных отчислений) при прямолинейной и при ускоренной амортизации отдельных амортизируемых активов (или всей их суммы).

Расчет годового эффекта ускоренной амортизации отдельных амортизируемых активов может быть произведен по следующей формуле:

Эуа — годовой эффект ускоренной амортизации актива, определяемый суммой дополни тельного денежного потока;

Ау — годовая сумма амортизационных отчислений при ускоренной амортизации ак тива;

Ап –годовая сумма амортизационных отчислений при прямолинейной (линейной) амортизации актива;

СНП –ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

ККп –коэффициент капитализации чистой прибыли, выраженный десятичной дробью. Расчет годового эффекта в форме дополнительного денежного потока может быть дополнен рас четом эффекта от использования этой суммы в форме краткосрочных финансовых вложений (если сумма дополнительного денежного потока не реинвестируется в основные фонды в этом же периоде).

Оптимизация налога на прибыль

Под оптимизацией налога на прибыль организации, чаще всего, понимают уменьшение его суммы. Для этого существует достаточно способов — как абсолютно законных, так и способных вызвать санкции со стороны налоговых органов.

Организационно-правовые способы оптимизации

Для оптимизации или уменьшения налоговой нагрузки существует несколько основных методов:

  • Применение специальных режимов налогообложения ЕСХН, ЕНВД;
  • Отнесение к категории неплательщиков налога на прибыль;
  • Возможность уплаты только квартальных авансовых платежей по налогу на прибыль;
  • Вывод части доходов из-под налогообложения путем создания родственных организаций, использующих специальные налоговые режимы;
  • Разработка собственных калькуляций себестоимости производства, главное требование — их обоснованность;
  • Анализ юридических договоров с поставщиками и корректировка их содержания с целью включения затрат по нему в расходы текущего периода единовременно и полностью;
  • Своевременный зачет переплат в бюджет по налогам;
  • Отсрочка по уплате налога, и др.
  • Другие способы оптимизации

    Кроме перечисленных выше, существует возможность оптимизации налогообложения при помощи учетной политики и периодического регулирования.

    В первом случае в учетной политике предприятия должны быть отражены следующие моменты:

  • Градация для определения прямых и косвенных расходов;
  • Возможность принятия убытка предыдущих налоговых периодов;
  • Установление нижней границы стоимости амортизируемого имущества;
  • Оптимизация сроков полезного использования имущества;
  • Возможность применения повышающих коэффициентов амортизации имущества;
  • Использование амортизационной премии;
  • Создание резервов по расходам будущих периодов, по сомнительным долгам и так далее.
  • Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

    Отражение резервов в учетной политике:

    При периодическом регулировании налогообложения возможно использовать способы:

  • Начисления штрафных санкций за неисполнение условий по договорам, в содержании которых это предусмотрено с согласия контрагента;
  • Оформление документов поставок, предполагаемых будущим периодом, в текущем периоде с согласия контрагента;
  • Списание просроченной или безнадежной дебиторской задолженности;
  • Начисление контрагенту по договоренности премии за превышение объема продаж, и так далее.
  • Но эти схемы с точки зрения органов ФНС являются сомнительными.

    Очевидно, что все приведенные схемы оптимизации налогообложения не являются универсальными. Каждая организация может использовать эти идеи как основу для разработки собственного плана оптимизации.

    Общая схема налоговой оптимизации

    Основные требования налоговой оптимизации

    Самым простой и первой приходящей на ум возможностью снижения налога на прибыль является уменьшение размера прибыли. Фактически, все законные способы уменьшения сводятся к предусмотренному законом увеличению расходов, принимаемых в налоговом учете. Один из маневров — перенос в текущий период убытков прошлых периодов. Во избежание претензий налоговых органов, при переносе должны соблюдаться условия:

  • Неаффилированность контрагентов и рыночные цены сделок;
  • Непритворность сделок.
  • Также используется перенос прибыли предприятия на субъекты льготного налогообложения. Кроме уже перечисленных условий, здесь необходимы:

  • Непосредственная связь расходов с производством, то есть, экономическая оправданность проведенных расходов;
  • Самостоятельность организации — субъекта льготного налогообложения.
  • При проведении операций, направленных на уменьшение НБ, важно соблюдать правило их единичности. Множество однотипных операций такого рода закономерно вызовут интерес контролирующих органов.

    При создании резервов на расходы будущих периодов, отпуска будущих периодов, резервы на ремонт основных средств, происходит равномерное распределение предполагаемых в текущем году расходов по всем кварталам. Поскольку прибыль рассчитывается нарастающим итогом за год, такая тактика позволяет уменьшить размер авансовых платежей по налогу. Вместе с тем, неизрасходованные в течение года суммы резервов в конце года попадают в финансовый результат и увеличивают прибыль.

    Влияние создания резерва на прибыль

    Суммы резервов по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов.

    Допустим, ООО «Парма» в конце 2015г. создало резерв по сомнительным долгам в сумме 950 000 руб. В 1 квартале 2016г. часть контрагентов погасили свою задолженность в общей сумме 300 000 руб.

    Эти операции отражаются в учете проводками:

    ПОЛНЫЙ СПЕКТР УСЛУГ В ОБЛАСТИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯСОЗДАВАЯ ПУТЬ В БУДУЩЕЕ.

    «Амортизация, налог на прибыль, денежный поток»

    Аннотация — В статье рассмотрен вопрос влияния методов начисления амортизации, разрешенных Налоговым кодексом РФ, на показатель чистой текущей стоимости проекта.

    На примере конкретного проекта проведен расчет показателя чистой текущей стоимости при использовании линейного и нелинейного метода начисления амортизации. Описаны преимущества и недостатки, связанные с применением нелинейного метода.

    АМОРТИЗАЦИЯ, НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ, ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК

    Оценка эффективности инвестиционного проекта предполагает рассмотрение такой экономической категории как амортизация с двух сторон. Во-первых, амортизация является составляющей, учитываемой при формировании издержек производства продукции, во-вторых – при расчете денежного потока проекта представляет собой величину, увеличивающую его притоки.

    Амортизация как экономическая категория отражает износ основных фондов и связана с их воспроизводством. Сумма накопленных амортизационных отчислений направляется на замену изношенных основных фондов в ходе их эксплуатации. Амортизация как финансовая категория определяет возврат ранее произведенных затрат, связанных с созданием и приобретением основных фондов.

    Поскольку амортизационные отчисления являются элементом себестоимости, увеличение их размера приводит к сокращению прибыли предприятия, а значит, и налогооблагаемой базы для расчета налога на прибыль. При этом амортизация является условным начислением в составе себестоимости, т.е. не приводит к непосредственному расходу денежных средств, и тем самым увеличивает для предприятия денежный приток средств.

    Процесс определения величины налога на прибыль может быть описан следующими формулами:

    Чем больше амортизационные отчисления, тем меньше налог на прибыль, и, соответственно, тем выше денежные поступления после налогообложения.

    Амортизация и чистая прибыль являются источниками инвестиций, генерируемыми собственной хозяйственной деятельностью предприятия. Поэтому интересно проследить как законодательно разрешенные методы начисления амортизации могли бы помочь предприятию рационализировать его денежные потоки и увеличить его инвестиционные возможности.

    Амортизация основных средств согласно статье 259 Налогового кодекса РФ может начисляться одним из следующих методов:

    1. линейный метод;
    2. нелинейный метод.
    3. Сумма начисленной за один месяц амортизации определяется:
      – при применении линейного метода – как произведение первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации. Норма амортизации в этом случае определяется по формуле:

      где K – норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества; n – срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах. – при применении нелинейного метода – как произведение суммарного баланса соответствующей амортизационной группы и нормы амортизации, установленной согласно статье 259.2 НК РФ. Сумма начисленной амортизации определяется по следующей формуле: где A – сумма начисленной за один месяц амортизации; B – суммарный баланс соответствующей амортизационной группы. Суммарный баланс ежемесячно уменьшается на суммы начисленной амортизации. k — норма амортизации для соответствующей амортизационной группы.

      Приведенные методы различаются суммой амортизационных отчислений, начисляемой в начале и конце срока полезного использования основных фондов. Если при использовании линейного метода сумма амортизационных отчислений остается постоянной на протяжении всего срока полезного использования основных фондов, то при применении нелинейного метода сумма амортизационных отчислений в начале срока значительно больше, и постепенно уменьшается вместе с сокращением срока полезного использования.

      Нелинейный способ амортизации позволяет на начальном этапе «списать» большую часть стоимости имущества, тем самым уменьшив налогооблагаемую прибыль. При этом в более поздние сроки снижение амортизационных отчислений, наоборот приводит к увеличению налогооблагаемой прибыли.

      Таким образом, можно говорить о том, что нелинейный способ начисления амортизации позволяет сместить налогооблагаемую базу по прибыли к более позднему времени. С учетом фактора стоимости денег во времени это означает снижение текущей стоимости расходов компании по уплате налога на прибыль.

      В данной работе была предпринята попытка оценить экономический эффект, получаемый предприятием при использовании разных способов расчета амортизационных отчислений.

      Рассматривается инвестиционный проект по организации горно-обогатительного предприятия по добыче и переработке песчано-гравийной смеси (ПГС).

      Продолжительность инвестиционной фазы рассматриваемого проекта составляет 1 год, выпуск товарной продукции начинается во втором условном году. Годовая производительность карьера по полезному ископаемому составляет 500 тыс. м3. При данной производительности и запасах месторождения срок службы карьера составит 5 лет.

      Амортизируемое имущество, в рассматриваемом примере, относится к третьей, четвертой, пятой и шестой группам согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Нормы амортизации в расчете на месяц для различных методов начисления представлены в таблице 1.

      Налог на прибыль организаций 2018: как рассчитать налог самостоятельно?

      Организации, которые находятся и работают на территории Российской Федерации, обязаны вносить в государственный бюджет налоговые сборы по многим направлениям. Одним из главных сборов в 2018 году является налог на прибыль организаций. Для организаций он играет роль основного, однако, на некоторых специализированных режимах налогообложения в казну не отчисляется, так как они предполагают упрощенное ведение бухгалтерии.

      Как и любой другой сбор налоговой направленности, регулируется отчисление с прибыли посредством следующих документов:

    4. Налогового Кодекса Российской Федерации;
    5. законодательных актов, изданных на территории конкретных субъектов нашей страны.
    6. В дополнение к названным сводам норм и правил в области налоговых правоотношений, периодически правительственные структуры выпускают различные пояснения. Их целью является не дополнительное регулирование или установка новых норм сверх уже существующих. Эти бумаги призваны облегчить рабочую жизнь бухгалтерам и юристам, работающим в компаниях-плательщиках.

      Налог на прибыль организаций 2018

      Процедура расчета налога на прибыль в 2018

      По характеру налог на прибыль относится к прямым сборам. Его размер находится в прямой зависимости от того, каких достижений за текущий отчетный период налогообложения добилась компания.

      Начисление налога производится на так называемую чистую прибыль организации, которую она получает по окончанию рабочего срока, совпадающего с налоговым периодом.

      Плательщики налогового сбора

      Расчет показателей в 2018 году должны были осуществлять некие субъекты, которые по совместительству также являются плательщиками налогового сбора. К ним относятся лица из следующего перечня.

      Компании отечественные, организованные нашими гражданами на родной земле. Обязательство по выплате налога на прибыль лежит на каждой из них. Однако, как мы уже упоминали, некоторые фирмы освобождаются от выплаты конкретно этого налога ввиду перехода на специализированный режим налогообложения. Режимы могут быть следующие:

      Таблица 1. Режимы налогообложения

      В нашей специальной статье осветим тему налога на прибыль для ООО, расскажем, кто претендует на особые условия выплаты сбора, как его рассчитать и выплачивать.

      Кроме того, существует еще две категории льготников по налогу на прибыль организаций. К ним относятся компании следующих разновидностей:

      • субъекты, сферой деятельности которых является бизнес игорной направленности;
      • компании-участницы отечественного инновационного проекта «центр Сколково».
      • Эти организации имеют особый статус. В игорном бизнесе налог взымается с оборудования, а не прибыли, а инновационные проекты работают на благо родины, осуществляя ее научное развитие, следовательно, налогом на прибыль их деятельность также не облагается.

        Также обязательства по совершению перевода денежных средств в пользу государственного бюджета имеют зарубежные копании-контрагенты, функционирование которых производится через представительство, располагающееся на территории Российской Федерации. Источники поступления дохода таких организаций также располагаются в пределах границ нашей страны.

        Объекты, подлежащие налогообложению

        Теперь, когда мы разобрались с тем, кто является плательщиками рассматриваемого нами налогового сбора, можно приступить к определению объектов, подлежащих обложению им.

        Под словом «объект» подразумевается налоговая финансовая база, которая служит основой для проведения всех необходимых расчетов величины налогового сбора. Ею могут выступать следующие наименования.

      • Денежные средства, полученный компанией по итогу рабочего периода, то есть заработанная ей выручка, которая уменьшена на величину совершенных компанией производственных расходов. Такая формулировка подлежащей налогообложению базы действительна только для тех фирм, которые:
        1. являются отечественными;
        2. не входят в категорию консолидированных плательщиков налоговых отчислений в государственную казну.
      • Если группа плательщиков является консолидированной, то для них объектом, подлежащим обложению, будет являться общий доход, расчёт которого произведен для каждого члена группы.
      • Средства, которые поступили в качестве дохода, за вычетом произведенных иностранным предприятием затрат – таково определение налогооблагаемой базы, актуальное для зарубежных фирм, ведущих детальность непосредственно через представительства, располагающиеся на территории Российской Федерации. Представительства должны в обязательном порядке иметь характер постоянных.
      • Если иностранные компании получали из источников, располагающихся на территории нашей страны, какие-либо активы финансового характера, то эти активы и будут играть роль базы, подлежащей обложению по налогу на прибыль организаций.
      • Хотим обратить ваше внимание на один весьма важный факт. Бывает так, что компания в определенный временной период выручки не получает, или просто не имеет прибыли. Такое обстоятельство может быть связанно с экономическим кризисом, неполадками на предприятии, и множеством иных случайных факторов. В любом случае, если прибыли не имеется, значит, платить налог не нужно. Этот факт действителен ввиду того, что отсутствует налогооблагаемая финансовая база.

        Если облагать нечего, то нечего и выплачивать

        Что такое доходы и расходы

        Чтобы хорошо понять, что такое чистая прибыль, нужно разобраться в значении двух образующих ее единиц:

      • доходах компании;
      • производимых фирмой расходах.
      • Доход представлен поступлениями денежных средств. Они появляются в компании не просто так, а ввиду ведения ее основной деятельности. Как правило, эта деятельность носит характер реализационный. Иными словами, компания что-то продает. При этом, объектом торговли может стать любой товар: еда, одежда, автомобили и тому подобное. Кроме того, реализационный процесс может быть направлен не только на продажу конкретных вещей (товаров), а также на:

      • оказание каких-либо специализированных услуг;
      • проведение работ различной направленности.
      • Приведем пример. На одной улице расположены рядом три организации.

        Первая является лавкой, в которой реализуются кондитерские изделия. Кондитерские изделия – продукты питания, а значит, товары традиционного вида.

        Второе заведение представлено салоном красоты. В нем реализуют косметологические услуги, такие как:

      • массаж;
      • обертывания;
      • введение подкожно филлеров;
      • иные услуги.
      • Третье заведение – офис строительной компании. Товаром этого предприятия являются строительные работы, которые точно так же, как и обычные вещи, продаются желающим их купить.

        Помимо реализационного процесса денежные средства, обозначающиеся, как доход, могут поступать к компании также внереализационно. Например, у компании есть какое-либо имущество, которое она передает во временное пользование какому-либо лицу. Фактически, такая передача подразумевает оформление договора об аренде. Средства, поступающие от арендатора, также классифицируются законодательно, как доход, а значит, арендные платежи войдут в образующую прибыль величину.

        Расчет дохода также осуществляют компании, находящиеся на упрощенном режиме налогообложения, организационной формой которых является юридическое лицо.

        Во время произведения расчета по налогу на прибыль организаций, данные по поступившему доходу должны учитываться без:

      • добавления величина налога на добавленную стоимость;
      • учета акцизов.
      • Этот нюанс в обязательном порядке должен быть известен специалистам, работающим в бухгалтерском отделе вашей компании. Иначе, при произведении неверных расчетов и определении ложной величины, можно попасть в неприятную ситуацию, которая по итогу увенчается двумя неприятными, взаимосвязанными, последствиями:

      • вы передадите в налоговую службу ложные сведения;
      • компания, в которой вы работаете, за неверное предоставление сведений получит неприятный штраф.
      • Определение и расчет поступивших налогов производятся на основе документации первичного характера. Используются также и иные бумаги, содержащие нужную отчетность.

        Подходят те документы, в которых производилась фиксация всех финансовых поступлений на счет компании

        Теперь поговорим о расходах. Под ними подразумеваются затраты компании, или ее структурной единицы, которые:

      • имеют документальное подтверждение;
      • носят обоснованный характер.

      Если с первым моментом все понятно, то, что же подразумевается во втором?

      Иметь обоснованность могут лишь те затраты организации, которые направлены на ее благо, то есть использованы рационально. Например, у вас в кондитерском цеху не было автоматической взбивалки для сливочного крема. Вы приобрели ее и ускорили производственный процесс, чем повлияли, хоть и не очевидно, на увеличение количества заказов и проданных товаров. Это улучшение обосновано, так как направлено на технологическое совершенствование производственного процесса.

      Если же вы решили взять деньги из бюджета компании, чтобы оплатить генеральному директору поездку на Мальдивы, целью которой является отдых, а не деловые встречи и заключение контрактов, то такие расходы в список обоснованных не войдут, а значит, на их величину уменьшить облагаемую налоговым сбором базу не получится.

      Расходы организации, так же, как и ее доходы, делятся на две основные группы.

      Таблица 2. Основные группы расходов

      Налоговая политика и её влияние на прибыль организаций тема диссертации и автореферата по ВАК 08.00.10, кандидат экономических наук Скворцов, Олег Владимирович

      Оглавление диссертации кандидат экономических наук Скворцов, Олег Владимирович

      Глава 1 Теоретические основы налогового планирования в системе управления

      1.1 Исторический аспект роли налогов в воспроизводственном процессе

      1.2 Формы и методы воздействия налогов как регулятора деловой активности организаций

      Глава 2 Особенности налоговой политики организаций как отражение требований Налогового кодекса Российской Федерации.

      2.1 Налоговые обязательства организации в формировании бюджетов

      2.2 Влияние налогового законодательства на мотивацию производственных программ организаций

      2.3 Проблемы налоговой политики, причины их возникновения и следствия

      Глава 3 Совершенствование налоговой политики и ее роль в стимулировании деятельности организации производственной сферы

      3.1 Влияние финансовых факторов на пропорции рассчитываемых налогов организации

      3.2 Развитие налоговой политики в части расширения налоговой базы

      3.3 Налоговое планирование и прогнозирование с использованием компьютерных технологий

      Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Налоговая политика и её влияние на прибыль организаций»

      В России произошли серьезные изменения в налоговой политике и, безусловно, базисным явлением стало вступление в силу Налогового кодекса. Однако дискуссию о теоретических основах и методах осуществления самой политики государства, развернувшейся в экономической литературе, нельзя считать завершенной.

      Налоговая система России по-прежнему выполняет в основном фискальные функции и не стимулирует экономический рост — и тем самым расширение налогооблагаемой базы. С исчезновением ценового и иного административного контроля, когда возможности государства оказывать воздействие на экономические процессы в обществе значительно сузились, по сути дела лишь налоговое регулирование осталось реальным каналом обратной экономической связи государства с бизнесом .

      Однако полноценное использование налогов как инструмента экономического регулирования производственной деятельности организаций в Российской Федерации осложняется, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, налоговая система России создается практически заново, с минимальной преемственностью по отношению к советской эпохе и со значительной долей копирования западного опыта и западных теорий. Это обстоятельство формирует противоречивые результаты. Не разрешив старые противоречия формирования доходной базы государственного бюджета, налоговая система породила новые, например, между высоким уровнем :налоговых изъятий с хозяйствующих субъектов и отсутствием стимулов повышения их деловой активности. Во-вторых, сказывается временной фактор — вся история развития рыночной экономики в России пока что не выходит за рамки одного десятилетия.

      Имея недостаточно развитую налоговую базу, государство стремится мобилизовать максимально возможный объем налоговых поступлений, применяя все возможные виды налогов (в первую очередь косвенные). При этом в современных условиях именно множественность налогов позволяет государству в большей мере уловить различные виды доходов налогоплательщиков , сделать налоговый гнет психологически менее заметным, избирательно воздействовать на потребление и накопление. Однако наличие множества налоговых форм предполагает умеренность обложения каждым из налогов и всей их совокупностью. Если государство нарушает границу этой умеренности, то у налогоплательщика происходит чрезмерный отток части финансовых ресурсов, необходимых ему для нормального воспроизводства и реализации задач в сфере потребления . Первым выраженным действием защитной реакции организации является переложение тяжести налогового бремени на покупателя его продукции или услуг. Вторым выражением защиты является выработка моделей изъятия финансовых ресурсов из сферы налогообложения , получивших в экономической литературе название «налоговых щитов», и предполагает их дальнейшее использование в » теневом » обороте.

      Существующая налоговая политика государства пока весьма несовершенна и создает трудные условия хозяйствования для большинства экономически активных субъектов. Представляется важным выявить магистральные процессы совершенствования налоговой политики в ходе проводимой последовательной реформы экономической системы общества, увязать вопросы ее адекватного изменения во взаимосвязи с динамикой изменения структуры собственности в обществе и реальной рентабельностью бизнеса. Именно наличие противоречия между насущной потребностью совершенствования инструментов налоговой политики государства и недостатком реальных методик их разумного осуществления и обусловило актуальность темы настоящего исследования.

      Объектом исследования является действующая налоговая политика государства и её отражение на деятельности организаций.

      Предметом исследования является процесс совершенствования государственной налоговой политики в Российской Федерации и усиления ее положительного влияния на результаты деятельности организаций.

      Цель исследования. На основе изучения теории, исторического опыта, российской и зарубежной практики налогообложения предпринимательской деятельности разработать рекомендации дальнейшего совершенствования налогового регулирования со стороны российского государства и усилении регулирующей функции налогов.

      Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

      1. Изучить основные направления совершенствования налоговой политики государства и роль налогов в производственной деятельности организаций.

      2. Определить пути совершенствования налогообложения организаций.

      3. Разработать методику оперативной корректировки налоговой политики государства и т.д.

      В соответствии с целями и задачами работы в диссертации рассматриваются следующие группы проблем.

      Первая группа проблем связана с рассмотрением содержания и значения налогового регулирования экономики и формированием государственной налоговой политики. Многолетняя мировая практика свидетельствует об объективной необходимости активного вмешательства государства в развитие экономики. Саморегулирование , присущее рыночной экономике, имеет определенные пределы, не всегда обеспечивает решение назревших экономических, экологических проблем и сопровождается возникновением социальных противоречий.

      Развитие финансовой науки всегда происходило во взаимосвязи с развитием системы взаимоотношений государства с налогоплательщиками . При этом сформировалась некая последовательность в теориях, объясняющих природу налогов. Вначале возникло учение о непроизводительном характере налоговых изъятий. Затем её сменила идея предоставления возмездной услуги со стороны государства, некоего обмена выплачиваемых налогов на защиту со стороны государства. Далее следовала теория налога — страховой премии. При этом все налогоплательщики выступали как члены единого страхового общества. Позднее появилась «теория пожертвования», которая одной из первых осветила принудительный характер налога. Согласно этой теории налог выступает платой со стороны производителя государству за обеспечение нормальных условий хозяйствования.

      Процесс реализации налоговой политики государства связан с оптимизацией решения этой проблемы. При этом налоговый механизм выступает как экономический рычаг регламентации системы налоговых отношений, который формирует совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Принятие оптимального налогового механизма означает как выбор разумных налогов, так и правил их исчисления и уплаты в бюджет.

      Элементы налогового механизма являются относительно самостоятельными комплексами налоговых действий, каждая из них подчиняется своим правилам. В рамках каждого из этих элементов применяются только свойственные им приемы или техника действий. Поэтому, исследуя эти самостоятельные области, необходимо установить присущие им закономерности. Достаточно короткая история налогообложения организаций в России, спроектированная на основе привнесения западных систем без их предварительной адаптации, показала, что учет национальных устоев и традиций необходим. Предложенная в работе систематизация опыта налогообложения, как в историческом, так и географическом аспекте позволяет проследить эволюцию взглядов на задачи и роль налогов. Тем самым обозначается положение и ценность любых современных предложений и новаций в области совершенствования налоговой политики государства.

      Вторая группа проблем связана с исследованием влияния изменения величины ставки налога на реальную налоговую нагрузку организации. Российское законодательство чаще всего рассматривает изменение ставки только в двух вариантах: либо максимальная, либо нулевая (т.е. льготирование ). Это не соответствует гармонизации взаимоотношений экономического субъекта и государства, ибо у организаций изначально неравные условия хозяйствования. Ввиду специфичности российских условий, экономическая рентабельность некоторых видов бизнеса дифференцируется в весьма существенных пределах. В диссертации предложены пути совершенствования налоговой политики государства, состоящего в ежегодном подборе конкретной налоговой ставки конкретной отрасли в строгом соответствии с её экономической рентабельностью в конкретном регионе. Устанавливаемая региональным законодательством системная таблица налоговых ставок , к примеру по налогу на ^ доходы организации, позволит решить задачу унификации налогового бремени V хозяйственных субъектов России. Регрессивная шкала, эластично уменьшая ставку налога, мотивирует раскрытие организацией своей налоговой базы, ибо известно, что все расходы, в том числе выплаты дивидендов возможно производить после уплаты налогов. Логическая формула данного предложения состоит в переходе состояния налоговой системы — от единой налоговой ставки к единому налоговому бремени организаций. Этим действием будет решена задача восстановления равенства инвестиционной привлекательности любых отраслей экономики. Существенно, что реализацию этой новации возможно осуществить с наложением на действующую модель налогового законодательства. Эволюционный путь реформ предпочтен революционному. Таким образом, сделана попытка защитить существующую налоговую систему от радикальных изменений, придав ей динамичности в дифференциации ставок, и не разрушить её конструкцию, которая создавалась все предыдущие годы.

      Как показали исследования, снижение величины ставки конкретного действующего налога неадекватно изменяют общее налоговое бремя организации. Произведенные вычисления позволили выделить группу самых «активных» налогов, изменение ставки которых, наиболее существенно сказывается на величине суммарного налогового изъятия. Именно они рекомендованы в качестве первоочередных объектов регулирования. В дополнение следует отметить, что мировая практика показала, что именно текущие корректировки налоговых инструментов активно влияет на развитие экономической конъюнктуры .

      Каждый налогоплательщик должен вносить свою посильную ношу в казну государства. С этой формулой тесно связана третья группа проблем, охватывающая объемы и необходимость использования налоговых льгот . Декларируемое в экономической литературе направление абсолютного сокращения всех льгот представляется необоснованным, так как по объективным причинам у хозяйствующих субъектов не может быть равных условий. Воспринимая это условие, законодатель зачастую предоставляет некоторым отраслям существенные льготы : сельскому хозяйству, экспортерам и т.п. Однако условия льготирования распространяются на все субъекты внутри данной отрасли, без дифференциации по климатическим и географическим зонам или иным условиям. Этим действием законодатель развивает у них элементы иждивенчества , и льгота, в конечном счете, не способствует экономическому выравниванию получателя льгот с другими субъектами.

      Неэффективность системы налогового льготирования в России обусловлена, в первую очередь, не большим количеством льгот, а несовершенством механизма их предоставления. Не всегда предоставление льготы, а, следовательно, потери для бюджета , равнозначны социальному или экономическому эффеюу от их применения. В ряде случаев это позволяет под вывеской льгот устраивать вывод доходов из-под налогообложения. В связи с этим нарушается баланс конкурентной среды, и поэтому должны быть отменены льготы, искажающие побудительные мотивы экономической деятельности. Механизм налоговых льгот имеет своим непосредственным адресатом не конкретные предприятия, а цели и приоритеты. Отмечается, что сочетание налоговых льгот и жестких налоговых санкций, в конечном счете, обеспечивает гибкость налогового обложения и повышает результативность налоговой политики. Необходимо такое освещение этой проблемы, когда льготируемые суммы, должны рассматривать организациями как временно выданные государством финансовые ресурсы для решения конкретных задач социального и инвестиционного развития. Иное расходование «сэкономленных» на налогах средств должно строго наказываться, вплоть до запрета хозяйственной деятельности. Для реализации этой задачи следует внести понятие «учет используемых льгот по налогам », который необходимо вести как организациям-льготникам, так и налоговым службам.

      Четвертая группа проблем связана с воздействием на деятельность организаций таких внешних для предприятия факторов, как изменение ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) и переоценки активов. Помимо мер воздействия на реализацию программ направленного кредитования производства, изменение ставки рефинансирования влечет за собой и ряд последствий в налоговой сфере. Прежде всего, со снижением ставки рефинансирования ЦБ РФ снижается ставка , по которой начисляются пени за просрочку уплаты налогов и сборов в бюджет . В ряде ситуаций это провоцирует использование намеренного кредитования хозяйственной деятельности организации за счет неуплаты в установленные сроки налогов, так как самостоятельно назначенный « бюджетный кредит» является достаточно дешев. Следует более жестко обозначить ответственность налогоплательщика за несвоевременные платежи в бюджет. Этим стимулируется обеспечение выполнения налогоплательщиком его публичной обязанности и финансовое возмещение ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, своего рода, платой за этот несогласованный кредит.

      Пятая группа проблем связана с рассмотрением взаимоотношений государства и организации как горизонтальных, то есть отношения партнерства . Государство может участвовать в хозяйственной жизни общества и как рядовой хозяйственный субъект. Любые финансовые действия государства косвенно влияют на процессы в обществе, даже если они направлены на решение его собственных проблем. В диссертации предложена математическая модель, по которой просчитывается доля, которая должна отходить государству от вновь созданного обществом продукта, как участника процесса общественного производства. Например, оно может выступать как собственник средств производства, если предоставляет для производства государственную собственность . В другом случае государство может выступать как собственник предоставляемых п финансовых ресурсов и претендовать на долю от прибавочного продукта и по этому фактору. В третьем, государство может являться организатором производственного процесса, то есть выступить носителем фактора «предпринимательской инициативы». Вообще говоря, государство может быть в определенной степени сособственником всех пяти факторов производства. Воспринимая тот реальный факт, что реальных дивидендов от владения акциями акционерных обществ государство не получает, то предлагается компенсировать » недополучение » финансовых средств посредством корректировки налогового инструмента . Частично это может реализоваться в особом налогообложении хозяйственных субъектов, использующих в ходе своей деятельности государственную собственность или финансовые ресурсы. То есть предлагается увязать посредством корректирующих коэффициентов их налогообложение с пропорцией государственной собственности в факторах производства.

      Шестая группа проблем, рассматриваемая в диссертационном исследовании, связана с соизмерением суммарных налоговых издержек и рентабельности конкретной отрасли национального хозяйства. Вопросы налоговой нагрузки на товаропроизводителей рассматривались в экономической литературе достаточно часто. Большинство работ в этой области, так или иначе, пытались обосновать размеры и ставки налогообложения. Прямой связи налоговых изъятий и результатов производственной деятельности, определения уровня влияния их друг на друга, не проводилось. В произведенных в ходе исследования расчетах показано, что экономическая рентабельность в результате воздействия налогового бремени изменяется у разных экономических агентов по-разному. Поэтому организации, занимающиеся промышленным производством или, к примеру, торговлей , имея весьма различающиеся рентабельности, должны иметь свои специфические уравнивающие ставки налогового изъятия. Ведь они потребны обществу в равной степени. Однако в российской налоговой практике имеются примеры, решенные противоположным образом. Так, например, производственная организация выплачивает налог на пользователей автодорог — с общей суммы полученной от реализации продукции, а торговая — только с торговой наценки . Любая современная продукция содержит множество покупных полуфабрикатов, следовательно, производитель уплачивает вновь указанный налог с сумм^уже уплаченных в бюджет поставщиками. Необходимым решением могло быть либо устранение двойного экономического налогообложения, либо уравнивание налоговых баз как в этом, так и в других налогах .

      Низкая рентабельность определенных производственных отраслей, обремененная ещё и несоразмерной налоговой нагрузкой, приводят к их постепенному ослаблению, поскольку в Российской Федерации еще не выработана политика эффективного протекционизма от геоэкономической конкуренции.

      Седьмая группа проблем, рассматриваемая в данной работе, связана с формами адаптации организаций к налогообложению и жестко связана с адекватностью социальных и защитных услуг, получаемых налогоплательщиком от государства. Недополучая их налогоплательщик стремится всеми возможными способами укрывать от государства свой налоговый потенциал. В этом стремлении у него вырабатываются некоторые типовые модели поведения, характерные для большинства субъектов рынка определенной предпринимательской среды. Как факт выплата организацией налоговых платежей в размере даже чуть больших, чем средние по отрасли — немедленно приводят к ухудшению её положения в конкурентной борьбе. Это условие привело к некой эмпирической типизации налоговых издержек организаций. В ходе исследования, на основе статистической обработки налоговых начислений организаций, которые ранее были скорректированы на результаты выездных налоговых проверок, удалось сформировать усредненную модель налоговых обязательств организации во взаимосвязи с его основными экономическими параметрами.

      Заключение диссертации по теме «Финансы, денежное обращение и кредит», Скворцов, Олег Владимирович

      Главным направлением деятельности государства было и остается сохранение и наращивание налоговой базы, что в решающей степени зависит от той политики, которая проводится государством. К сожалению, в 1993-99 годах многие правительственные решения не расширяли, а разрушали и суживали налоговую базу. Это касается политики снижения доли переработки сырьевых ресурсов и роста стихийного экспорта сырой нефти; разрешения бронирования денежных средств на выплату заработной платы работникам производственных отраслей вне зависимости от погашения долгов по платежам в бюджет ; неспособности взять под контроль, учет и налогообложение сектор экономики, функционирующий на основе налично-денежного оборота , за пределами системы банковских расчетов и платежей ; широкого допуска бартерных (товарных) операций, в том числе между бюджетами разных уровней, федеральным бюджетом и федеральными министерствами, государством и юридическими лицами и т.д.

      Тяжелое экономическое положение страны, неадекватность действующего налогового механизма состоянию экономики и необходимости глубоких структурных преобразований требуют не стихийных корректировок налогового законодательства, как это было до сих пор, а существенного изменения самой стратегии налоговой политики. В качестве основных элементов этой стратегии-можно выделить следующие направления и ориентиры выработки налоговой политики для вывода экономики из кризисного состояния и оживления деловой активности.

      1. Необходимо значительно сократить количество имеющихся сейчас налоговых и неналоговых платежей. С целью недопущения такого массового явления, как соревнования регионов на поприще предоставления предприятиям налоговых льгот обеспечить централизованный государственный контроль за их предоставлением .

      2. Налоговый механизм должен взаимодействовать с кредитно-банковской политикой , процентными ставками, предоставляя определенные преимущества финансовым, кредитным учреждениям и предприятиям, использующим долгосрочные ссуды на производственные и инвестиционные цели.

      3. Необходимо более дифференцированно регулировать деятельность предприятий на рынке ценных бумаг — по принципу предоставления преимуществ или увеличения налогообложения в зависимости от целевого характера использования привлеченных инвестиционных средств от выпуска акций, облигаций и других ценных бумаг .

      4. Требуется устранение явления, когда существующее налогообложение прибыли стимулирует ее сокрытие, поощряет убыточность предприятий в отчетах и рост просроченных долговых обязательств. Налоговый механизм необходимо регулировать с учетом контроля за уровнем издержек производства, правомерности отнесения тех или иных затрат на себестоимость продукции.

      5. В связи с тем, что для предприятий отдельных отраслей и сфер деятельности налоговый пресс остается не просто чрезмерным, но в ряде случаев выполняет несвойственную налогам функцию — конфискации фондов возмещения предприятий — представляется необходимым произвести дифференциацию ставок налога по отдельным видам продукции, имеющим резкие различия в уровне рентабельности по объективным причинам. Следует также минимизировать ставки НДС на промежуточных звеньях технологической цепочки. Снижение или введение на определенное время нулевых ставок НДС первоначально должно коснуться только тех видов продукции, производство которых объективно малорентабельно или убыточно. Целесообразно также отказаться от принципа единой ставки налогов и ввести дифференциацию ставок НДС в отраслевом разрезе (поддержка отечественных авиастроителей, текстильной промышленности и т.д.).

      6. Закономерно ставя вопрос о снижении налогового бремени для отдельных категорий налогоплательщиков, необходимо с такой же остротой поставить вопрос о расширении налоговой базы в связи с критическим, с точки зрения финансовой безопасности государства, снижением доли налогов в валовом национальном продукте. Необходимо учитывать при этом распространение практики создания предприятиями ситуаций мнимой неплатежеспособности и использования ее в качестве средства уклонения от уплаты налогов.

      7. Необходимо также оценить такое явление, как рост убыточности предприятии, которое может означать искусственную убыточность в результате сознательного сокрытия предприятиями всей массы получаемой прибыли за счет завышения издержек производства и других статей расходов.

      8. В условиях России налоговая политика должна строиться и с учетом региональных особенностей. Необходима классификация и типизация регионов по степени их финансовой, налоговой и бюджетной достаточности, дотационности. Так, районы Крайнего Севера, Дальнего Востока должны иметь щадящий налоговый режим в отношении большинства действующих федеральных налогов на юридические и физические лица.

      Происходящие в России изменения в области политики и экономики, изменения правовых и бюджетных отношений между уровнями власти, процесс

      1 I интегрирования российской экономики в мировую требует проведения адекватной налоговой политики и построения стабильной налоговой системы. Серьезное начало в форме принятого Налогового кодекса РФ уже положено. Проведенный в данной работе анализ реформаторских идей в области налогов, дополненный авторскими комментариями и предложениями, полагаем даст импульс к корректировке государственной налоговой политике в сторону гармонизации отношений государства налогоплательщиков .

      Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Скворцов, Олег Владимирович, 2001 год

      1. Федеральный закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 №1218-1

      2. Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.91 № 2116-1 (в ред. от 04.05.99 № 95-ФЗ)

      3. Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» от 6.12.91 № 1992-1 (в редакции от 4.05.99 № 95-ФЗ)

      4. Закон Российской Федерации «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31 июля 1998 года № 148-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.03.99 № 63-Ф3)

      5. Закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 1291. ФЗ

      6. Закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ

      7. Налоговый Кодекс Российской Федерации , Часть первая, вред, от 31.07.98г.

      8. Налоговый Кодекс Российской Федерации , Часть вторая, в ред. от 28.07.2000г., ДиС,2000

      9. Приказ Минфина РФ «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства » от 21.12.98 № 64н

      10. Письмо Госналогслужбы РФ «О критериях отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства» от 11.07.96 № 06-1-14/870211 .Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» от 24.04.96 № 491

      11. Аллен Р. Дж. Математическая экономия :. Под ред. А.Л.Вайнштейна. Пер. с англ. М.: Изд-во иностранной литературы, 1983.

      12. Агапкин В.В. Эффективное управление инвестиционными проектами . М. : Инфра-М, 1995 .-243 с.

      13. Алексеенко М. М.М.: Финансы истатистика, 1992 . -352 с.

      14. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг . Введение в фондовые операции . М. : Самвен, 1992

      15. Андрющенко В.И., Костикова Е.В. Книга акционера для чтения и принятия решений . М.: Финансы и статистика , 1994. — 208 с.

      16. Архипов В. Е. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга . М. : ИНФРА-М, 1998 .-48с.

      17. Артюхов В.И., Воронова A.A. Проблемы сохранения научно-технического потенциала оборонного комплекса России Вопросы экономики и конверсии. ЦНИИ ЭК. 1994. Спец. вып.1.

      18. Астахов A.A. Основы совершенствования управления конверсией в России «Финансы». 1996. №2.

      19. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. «Лекции по экономической теории государственного сектора «, М., «Аспект-Пресс», 1995

      20. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник, 3-е изд., перераб.—М.: Финансы и статистика, 1995.

      21. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент.—М.: Финансы и статистика, 1996.

      22. Болотин В.В. «Вопросы инвестиционного обеспечения структурной перестройки»,»Финансы»№ 1,1995 г.

      23. Большой экономический словарь, под редакцией А.Н.Азрилияна М.: Инфра-М, 1997

      24. Брызгалин A.B. «Методы налоговой оптимизации», М. 2000г, «Аналитика-Пресс»

      25. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Под ред. М.: Финансы и статистика, 1996.

      26. Витге С.Ю. Курс лекций по экономике, СПб . » Диалог-Инвест «, 1993 . -96 с.

      27. Вишневский А. А. Вексельное право . М.: Юрист, 1996 .-120 с.

      28. Волков Н. Г. Учет долгосрочных инвестиций и источников их финансирования . -М. : Финансы и статистика, 1994 .-128 с.

      29. Волошина H.H., «Налоговые и финансовые методы стимулирования процесса внутреннего накопления», «Финансы» № 1,2000г.1. У 31. Гобс

      30. Ъ 32. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 21 октября 1994 г. СПб.: НИУ «Альфа» КИФ » Равена», 1994 . — 304 с.33. » Госкомстат «, отчет за 1998год., М. ФиС.

      31. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. / Под ред. С.А.Табалиной.—М.: Аудит , ЮНИТИ, 1994.

      32. Дробозина Л.А. «Основы финансов» ВЗФЭИ, 1998г.

      33. Данилов Ю. А. Создание и развитие инвестиционного банка в России . М . : Дело , 1998 . — 352 с.

      34. Деньги , кредит, банки : Справочное пособие / Под ред. Кравцовой Г. И. -Минск: 1994 .-270с.

      35. Десятерик В.И. О налогах занимательно и всерьез, М, АКСИ, 1997г.

      36. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник.

      37. Ефимова О.В. Финансовый анализ.—М: Бухгалтерский учет, 1996.41 .Жирарден Э.де

      38. Жуков Е. Ф. Самофинансирование при капитализме . М. : Финансы и статистика, 1990.-159 с.

      39. Иванеев А.И. «Налоговая составляющая бюджета 2000г.», Финансы № 1,2000г.

      40. Инвестиционно-финансовый портфель / Отв. ред. Рубин Ю. Б., Солдаткин В,И. -: Соминтек , 1993 . 752 с.

      41. Иностранные инвестиции в России : современное состояние и перспективы / Под ред. Фаминского И. П.-М.: Междунар. отношения , 1995 . 448с.

      42. Канар Н.издательство МГУ , 199 8г.

      43. Кейнс Дж. Экономическая теория,М.,МГУ,1996г

      44. Князев В.Г. «Налоги в механизме стимулирования малых предприятий»» // Финансы, 1997 г., №8

      45. Красько В.В. «Влияние упрощенной системы налогообложения на финансовое состояние малых предприятий»// Бухгалтерский учет, 2000 г. № 5

      46. Кредиты . Инвестиции . М. : Приор , 1994 .-144 с.

      47. Ковалев В.В. «Финансовый анализ» ФиС ,1997г.

      48. Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле.—М.: АО «ДИС», 1994.

      49. Крымский Х.Э. Математика для экономистов: Пер. с польск. В.Д.Меникера. / Под ред. М.И.Баренгольца.—М.: Статистика, 1970.

      50. Кучеров И.И. «Налоговые преступления», М. «Юринфор», 1997г.

      51. Лебедев В. «Решение проблем налогообложения в Росси на основе зарубежного опыта», » Налоги «,№33 1999г.

      52. Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа: Учебно-справочное пособие.—М.: Издательство БЕК, 1996.

      53. Лукьянчук Н. » Бизнес в режиме выживания»// Коммерсантъ, 2000г. № 44

      54. Маркс К » Капитал «, ПСС, т. 12. стр.97

      55. Михайлова Е. В. , Рожков Ю. В. Финансово-кредитные методы регулирования инвестиционных рынков . Л.: Изд-во ЛФЭИ ,1991 .-120 с.

      56. Мирабо Ж. Изд-во МГУ , 1994 г

      57. Мильгаузен Б.Г.издательство МГУ,1998г.

      58. Милль Д.С.издательство МГУ, 1998г.т

      59. Монтескье М. Изд-во МГУ ,1994 г

      60. Мэнкью Н. Г. Макроэкономика : Пер с англ. М.: Изд-во МГУ , 1994 г

      61. Николаев И.Р. Проблема реальности баланса.—Л.: Эк. образование, 1996.

      62. Нитти Ф.Пер. с англ. М. : Изд-во МГУ , 199

      63. Новодворский В.Д., Пономарева Л.В., Ефимова О-В. Бухгалтерская отчетность: составление и анализ: в 3-х частях.—М.: Бухгалтерский учет.68. » О лизинге «, документы и коментарий, М . «Юрит-вестник», 1999г.69. Павлова Л.П.

      64. Павлова Л.П. Проблемы налогообложения федеральных налогов . Учебник, Финансовая Академия при пр-ве Российской Федерации, 1999г.

      65. ПавловаЛ.П. «Совершенствование налоговой ситемы», «Налоги»,№22,1999т

      66. Павлова Л.П. Учебник.—М.: ИНФРА-М, 2000г.

      67. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка.—М.: Финансы и статистика, 1996.

      68. Пансков В.Г. «Малый бизнес обретет налог на вмененный доход»// Экономика и жизнь, 1997 г., №16

      69. Починок А.П. «Проблемы современного налогообложения», Эксперт №44 ,1999г.

      70. Поздняков Е.И. Совершенствование нормативно-правовой базы начисления ^ и использования амортизационных средств, «Финансы» №12,1999г.

      71. Прилуцкий Л. Н. Лизинг. Правовые основы лизинговой деятельности в Российской Федерации.—М.: Изд-во «Ось-89», 1996.78.Прудон П., М.,1993гф 79. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской федерации:

      72. Сборник нормативных документов . М.: Соминтек, 1992 .- 1104 с

      73. Расчеты и долги предприятий . Практические рекомендации по работе . ф Сборник Состав.- Равкин Д. А.-М.: Концерн » Банковский Деловой Центр » , 1997160 с.

      74. Рикардо Д. Налоги.издательство МГУ, 199 8г.

      75. Российский фондовый рынок . Законы , комментарии , рекомендаци / Под ред. Козлова A.A. М.: Банки и биржи , «Юнити «, 1994 .-135 с.

      76. Рынок ценных бумаг : Учебник / Под ред. В.А.Галанова, А.И.Басова.—М.:

      77. Финансы и статистика, 1996.р

      78. Рэдхед К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками: Пер. с англ.—М.: ИНФРА-М, 1996.

      79. Сакс Э. Рыночная экономика и Россия: Пер. с англ. / ВВСМРМ—М.: Экономика, 1994.

      80. Салимжанов И.К. «Цены и финансы : их взаимосвязь», Финасы №12,1999г

      81. Салыч Г. Г. Опционы , Фьючерсы и форвардные контракты : сверхприбыльные инвестиции в период инфляции . М. : Инфра-М, 1996 .-160 с.

      82. Сборник законодательных актов Российской Федерации по ценным бумагам . -Спб .: ТОО » Астробалт 1993.-173 с.

      83. Сигневич А.В. «Налоги в механизме хозяйствования «, M . «Наука»

      84. Справочник финансиста предприятия.—М.: ИНФРА-М, 1996.

      85. Скворцов О.В. «Влияние переоценки основных средств на налоги на прибыль и имущество предприятий», Финансы,№4, 1997.

      86. Скворцов О.В. «Мнение налогового инспектора»,Финансы,№10,1996г.

      87. Скворцов О.В.»Неплательщика может вычислить компьютер», «Человек: преступление и наказание» №1 за 1997г.

      88. Скворцов О.В. «Системная таблица налогообложения юридических лиц» » Экономика и жизнь-Русь» ,№36,1996г.

      89. Скворцов О.В. «Налоговые поступления в бюджет можно увеличить» » Экономика и жизнь-Русь» ,№8,1996г.

      90. Скворцов О.В. «Госпошлина»,» Экономика и жизнь-Русь» ,№10,1996г.

      91. Скворцов О.В. «Модернизация системы бухалтерского учета хозяйственной деятельности предприятий и соответствющая этому новая концепция налогообложения»,» Экономика и жизнь-Русь» ,№29,1997г.

      92. Скворцов О.В. «Необходима государственная программа повышения собираемости налогов»,» Экономика и жизнь-Русь» ,№5,1997г.

      93. Скворцов О.В. «Мифы о чрезмерных налогах слишком раздуды» » Экономика и жизнь-Русь» ,№50,1997г.

      94. Смит А. Теория богатства народов, М., издательство МГУ, 1998г101.Соболев М.Н.102.Таргулов Я.М.

      95. Уткин Э.А. , Морозова Г.И.,Морозова Н.И. » Инновационный менеджмент»,АКАЛИС

      96. Фельдман А.Б. Основы рынка производных ценных бумаг: Учебно-практическое пособие.—М.: ИНФРА-М, 1996.

      97. Финансовое управление компанией / Общ. ред. Е.В.Кузнецовой.—М.: Фонд «Правовая культура», 1995.

      98. Финансовый менеджмент : теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С.Стояновой.—М.: Изд-во Перспектива, 1996.

      99. Фишер П. «Прямые иностранные инвестици в России», 1999г.

      100. Ю8.Хасси У.М., Любик Д.С. Основы мирового налогового кодекса // Проект, финансируемый Международной налоговой программой Гарвардского университета // Предварительное издание. Изд. «Такс Аналистс», 1993.

      101. Хэррис Дж. М. Международные финансы: Пер. с англ.—М.1996.

      102. Шаталов С.Д. «Комментарий к Налоговому кодексу Р.Ф. части первой», МЦ ФЭР, 1999г., г. Москва.

      103. Штейн Л., Шеффе А.издательство МГУ,1998г.

      104. Ш.Черник Д.Г. » Налогообложение малых предприятий»// Экономика и жизнь, 1998 г., №23

      105. З.Юровский В.М. «Проблемы восстановления основных производственных средствммФинансы» №12 за 1994г.

      106. Янжул И.И. Налог.издательство МГУ, 1998г.

      107. Cowell (1990) и Майлс (1995),

      108. Newbery (1988) и Burgess и Stern (1993)

      Смотрите так же:

      • Закон инерции динамика Классическая механика Ньютона сыграла и играет до сих пор огромную роль в развитии естествознания. Она объясняет множество физических явлений и процессов в земных и внеземных условиях, составляет основу для многих технических достижений в течение длительного […]
      • Список вопросов для экзамена на адвоката Экзаменационные вопросы ФПА РФ публикует документы о порядке сдачи квалификационного экзамена на получение статуса адвоката Как уже сообщала пресс-служба ФПА РФ, на состоявшемся 28 января заседании Совет ФПА РФ принял ряд важных решений, в том числе […]
      • Документы для купли продажи гаража в гск Договор купли продажи гаража Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон договора купли-продажи гаража за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу юридическую помощь, в том числе и по заполнению данного бланка, […]
      • Налоги из себестоимости в рб Налоги, включаемые в себестоимость продукции Обновление: 20 декабря 2017 г. Себестоимость продукции отражает затраты, которые необходимы для производства и реализации продукции. Это расходы на сырьё, материалы, оборудование, заработную плату работникам и […]
      • Заявление на обмену паспорта 20 лет Замена паспорта в 20 лет: документы. Срок замены паспорта после 20 лет Замена паспорта в 20 лет – процесс, к которому надо подойти с максимальным вниманием и ответственностью. Паспорт считается одним из важнейших документов в жизни человека. Согласно […]
      • Применение упрощенки заявление Заявление о применении УСН при регистрации ООО Заявление о применении УСН при регистрации ООО может либо входить в состав пакета документов, подаваемых в ФНС при создании общества, учредители которого приняли решение об использовании упрощенной системы […]
      • Федеральный закон о регулировании алкогольной продукции Декларирование объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, объема винограда, использованного для производства винодельческой продукции с […]
      • Налог на землю московская область 2014 Ставка по земельному налогу в Московской области в 2017 году Земельный налог в России относится к местным. Это значит, что собранные средства поступают в бюджеты муниципальных образований. Органы самоуправления муниципальных образований имеют право […]