Закон о гражданской службе в сша

Закон о гражданской службе в сша

Не все федеральные служащие относятся к числу гражданских служащих. Ими не являются: должностные лица, находящиеся на «правительственной службе», т. е. руководители департаментов и ведомств, сменяемые новым президентом; военнослужащие; обслуживающий персонал правительственных органов, набираемый в неконкурсном порядке; некоторые другие категории служащих. К гражданским служащим относятся в основном все те, которые подпадают под юрисдикцию вышеуказанных управлений и совета. В 1988г. таких было 60 %.

В США существует сложная, детальная классификация работ и должностей в зависимости от относительной сложности обязанностей и ответственности, к которой тесно привязаны соответственно ставки оплаты труда.

Служащие, подпадающие под юрисдикцию Управления по руководству персоналом, разбиты на 18 разрядов (ступеней). Их жалование сравнимо с оплатой соответствующего труда в частном секторе. Руководители, занимавшие до реформы 1978г. должности по 16-23 разрядам, образуют теперь Службу старших руководителей, для которых установлен особый порядок отбора, поощрения, продвижения, увольнения и пенсионного обеспечения,

Набор служащих осуществляется Управлением по руководству персоналом. Разрешается поступление на службу практически без возрастных ограничений и на любую ступень. Управление проводит экзамены по установленным им программам. Ветераны имеют преимущества по сравнению с другими претендентами Управление экзаменует также претендентов на должности административных судей. Совет по пересмотру квалификации этого управления экзаменует старших руководителей. Для занятия должности более высокого разряда служащему также нужно выдержать экзамен.

Управление отвечает за организацию обучения и повышение квалификации служащих. Оно разрабатывает методики ежегодных оценок работы служащих и контролирует проведение таких оценок департаментами и ведомствами. В 1988 г. почти 97 % всех федеральных служащих прошли оценку их профессиональных способностей. Оценка проводится руководителями учреждений и их особыми советами по проверке исполнения. От нее зависит судьба карьеры служащего и размер оплаты его труда. Служащим, труд которых оценен положительно, полагается премия. Она выплачивается раз в год одной суммой (освобожденной от части вычетов), но не более чем половине сотрудников.

Служащие охвачены системой социального обеспечения по болезни, имеют право на пенсии по старости (с 50 лет) и инвалидности. Они могут создавать свои профсоюзы, заключать коллективные договоры с администрацией, участвовать в принятии решений, затрагивающих их интересы. Но их права на забастовку ограничены. Политические права служащих также ограничены, поскольку официально они должны быть политически нейтральными. Особенно льготные условия пребывания на службе предусмотрены для старших руководителей. Их всего около 11 тыс. У них отсутствует деление на разряды, назначение их на должность и перемещение на межведомственной основе производится лишь на основе оценки труда руководителя. Имеются льготы в повышении квалификации, отпусках, пенсионном обеспечении.

§ 21.4. Государственная служба США

Закон о реформе государственной службы был разработан администрацией Картера и принят Конгрессом в 1978 г. По этому закону политика государства состоит в том, чтобы обеспечить народ Соединенных Штатов компетентными, добросовестными и эффективно действующими федеральными служащими, отражающими разнообразие нации и улучшающими качество государственной службы; управление федеральными кадрами должно осуществляться в соответствии с принципами «системы заслуг» и не должно нарушать требований о запрещенной кадровой практике. Помимо федеральной существуют государственные служба 50 отдельных штатов и одного федераль-
1
ного округа, а также аппаратов органов местного самоуправления .
В США под федеральным государственным служащим понимается любое лицо, труд которого оплачивается из федерального бюджета. Основу организации федеральной государственной службы составляют три части (сегмента) служащих: «конкурсные», «патронажные» и «исключительные».
К первой относятся лица, поступившие на службу и продвигающиеся по ней в соответствии с принципом «системы заслуг». Набор на соответствующие посты проводится в двух формах — «открытой» (для должностей собственно конкурсной службы) и «закрытой» (для служб здравоохранения, лесного хозяйства и ряда других ведомств). При открытом наборе должность может быть занята любым лицом, успешно сдавшим экзамен; при закрытом, как правило, только в порядке карьерой службы в данной системе.
Ко второй части относятся служащие, которые назначаются на должности Президентом: 1) единолично (помощники и советники президента); 2) по совету и с согласия Сената (главы федеральных органов исполнительной власти и т.д.); 3) доверенные лица, которые обеспечивают организацию работы глав федеральных органов исполнительной власти (советники, секретари министерств и др..).
В число третьих («исключительных») попадают те, кто имеет особый статус, поскольку исключены из-под действия закона о государственной службе (ФБР, ЦРУ, Госдепартамент, представительства США в международных организациях и пр.).
На конкурсную службу и службу в «закрытых органах» иностранцы не принимаются, за исключением низших должностей и отдельных ведомств (например, Государственного департамента), где существует необходимость в привлечении специалистов высшей квалификации, не являющихся гражданами США.
Законодательством выделяются следующие группы служащих: 1) карьерные государственные служащие, продвигающиеся по служ-
1 См.: Комментарий к Федеральному закону «О гражданской службе Российской Федерации» и законодательству о гражданской службе зарубежных государств / А.Ф. Ноздрачев и др. М., 2005. С. 531.
бе в соответствии с «системой заслуг»; 2) нанимаемые на определенный срок (до трех лет); 3) нанимаемые на срок действия чрезвычайных обстоятельств (но не более чем на 18 месяцев); 4) служащие на резервируемых должностях (перечень этих должностей ежегодно определяется Управлением по делам государственной службы для тех случаев, когда необходимо обеспечить полную политическую беспристрастность в ведении дел); 5) некареьрные служащие (занимающие главным образом «патронажные» должности).
Профессиональные государственные служащие занимают должности, распределенные в иерархическом порядке по 18 категориям. Первые четыре категории относятся к низшему персоналу административных учреждений, т.е. непосредственным техническим исполнителям. Они заняты простейшей рутинной работой, под непосредственным и общим наблюдением. Их количество обычно составляет 21% от общего числа служащих в аппаратах административного управления. По своему материальному положению относятся к низкооплачиваемым работникам. Средний размер жалованья сопоставим с заработной платой неквалифицированных рабочих частного сектора.
Категории 5—8 охватывают служащих, выполняющих квалифицированную работу, требующих специальных знаний и подготовки, а также способностей к индивидуальной работе. Это также исполнительский технический персонал, но высшей квалификации, имеющий дипломы высших учебных заведений. Они не выполняют никаких функций по административному руководству, а профессиональная деятельность проходит под общим наблюдением. Обычно их число составляет 31% общего числа государственных служащих. По своему материальному положению относятся к среднеоплачиваемым работникам, которое ниже жалованья аналогичных работников из частного сектора.
Служащие 9— 15-й категорий относятся к среднему руководящему персоналу, хотя их деятельность также протекает под общим административным наблюдением. Например, служащие 11-й категории должны быть способны выносить решения, 12-й категорий — проявлять способность к руководству, служащие 13 категории могут быть помощниками глав небольших подразделений, а 14-й — главами подразделений и бюро. Общее число таких служащих составляет 46% от общего числа служащих. Средний размер их жалованья примерно в два раза выше предыдущей группы.
Высшим руководящим составом аппарата государственных учреждений являются служащие 16— 18-й категорий. В число их обязанностей входит планирование и руководство специализированными

программами исключительной трудности и ответственности. Как правило, они возглавляют бюро и отделы. Численность таких служащих незначительна и составляет лишь 2% от общего числа служащих. Их жалованье в среднем в восемь — девять раз превышает жалованье служащих первых четырех категорий1.
Согласно § 3132 титула 5 Свода законов США к высшему руководящему составу относятся служащие: 1) руководящие ведомствами или структурными подразделениями органов исполнительной власти; 2) ответственные за реализацию определенных программ или проектов; 3) контролирующие, оценивающие или координирующие осуществление задач, стоящих перед органами исполнительной власти; 4) руководящие работой государственных служащих, не отнесенных к числу персональных помощников.
Важным условием является опубликование перечня вакансий, по которым проводятся экзамены на замещение должностей, что формально дает возможность принять в них участие каждому заинтересованному лицу. Допускается выплата компенсаций тем соискателям, которые приезжают для экзаменов или собеседования из другой местности.
Испытательный срок по закону не должен превышать одного года. По истечении этого срока государственный служащий зачисляется в штат соответствующего министерства или ведомства. Непрохождение испытательного срока на вышестоящий пост дает государственному служащему право на восстановление в должности, равноценной прежней по категории и уровню заработка.
Аттестация служащих проводится ежегодно. Сроки их проведения не оговариваются. Оценка профессиональной деятельности дается руководителем ведомства только на основе рекомендаций аттестационных комиссий, образуемых в каждом ведомстве. Особое значение придается требованию объективности в работе комиссии, предусматривая, в частности, такие нормы, как 1) опубликование состава комиссий каждого ведомства в «Федерал Реджмастер», а также 2) что данная комиссия должна состоять, по меньшей мере, лишь наполовину из карьерных служащих этого ведомства.
Профессиональная деятельность оценивается по следующей шкале: 1) успешное выполнение должностных обязанностей; 2) удовлет- верительное выполнение должностных обязанностей; 3) неудовлетворительное выполнение должностных обязанностей.
При неудовлетворительной оценке служащий либо увольняется, либо переводится на другую должность высшего руководящего аппарата. Однако такой перевод невозможен, если в течение пяти лет деятельность служащего дважды оценивалась неудовлетворительно или в течение трех лет — не выше, чем на удовлетворительную оценку.

Основанием для повышения в должности может служить и успешная аттестация, и прохождение учебных программ, разработанных под руководством Управления по делам государственной службы. Государственным служащим, как правило, высшего руководящего состава может быть предоставлен раз в 10 лет так называемый академический отпуск для проведения научных исследований или повышения квалификации сроком до 11 месяцев с сохранением должностного оклада.
Заработная плата устанавливается в соответствии с тем местом, которое занимает государственный служащий в должностной классификации. Так, для высшего руководящего состава (16— 18-я категория) установлены пять градаций каждой из категорий должностной классификации. Должностной оклад определяется в соответствии с рекомендациями, разработанными Управлением по делам государственной службы, но не чаще чем один раз в год. В течение года допускается только его сокращение вследствие неудовлетворительного исполнения должностных обязанностей. При этом государственные служащие имеют право на предварительное (за 15 дней) уведомление о сокращении должностного оклада.
Специализированными органами по управлению государственной службой являются: 1) Управление по делам государственной службы; 2) Совет по вопросам «системы заслуг»; 3) Специальная комиссия. Во главе Управления стоит директор, назначаемый Президентом по совету и с согласия Сената на четырехлетний срок.
Выводы
и Публичная служба Франции объединяет государственную и местную публичные службы, для которых установлен единый табель классификации персонала, должностей и рангов.
Правовая доктрина и административная практика различают два понятия в государственном управлении: чиновник и служащий. Чиновник — это лицо, назначенное на постоянную должность, включенное в штат и получивший ранг в административной иерархии. Сюда относятся работники центральной государственной администрации и администрации регионов, департаментов, коммун и их учреждений. Они делятся на категории, ранги (классы) и ступени. Направляющую роль в карьерном процессе играют категории, которых четыре: А, В, С и Д.
Служащим называют работника, основной деятельностью которого является участие в несении административной службы в пользу государственного органа. Отсюда, все чиновники являются публичными служащими, но не все служащие являются чиновниками. Чиновник связан с публичной (государственной) службой на всю профессиональную жизнь, тогда как служащие такого качества не имеют. К ним относятся: почасовики (не более 120 часов в месяц), контрактники (сроком до трех лет), помощники (для выполнения временной работы) и чиновники-стажеры (сроком от шести месяцев до двух лет).
• В ФРГ публичная служба означает деятельность в целях выполнения общегосударственных задач управления. В нее включаются публичные служащие (чиновники), служащие и рабочие. Закон устанавливает четыре уровня должностей публичной службы: 1) нижний (простая служба); 2) средний (средняя служба); 3) повышенный (ответственная служба); 4) высший (высшая служба).
Публичным служащим (чиновникам) в пределах каждого уровня присваиваются ранги. Всего их 16: А1—А5 — низшие ранги (вспомогательно-технический персонал); А6—А9 — средние ранги (правительственные секретари, обер-секретари, гаупт-секретари); А10—А13 — высшие ранги I ступени (правительственные инспектора, регирунгс-амтсманы); А14—А16 — высшие ранги II ступени (высшие правительственные советники).
Особую группу составляют политические и почетные чиновники. К первой группе относятся те, кто приходит и уходит со своих постов вместе с правительством или отдельным министром. Ко второй — которых назначают на почетные должности без оплаты и права претендовать на особое социальное обеспечение.
Для современной Германии характерно тесное взаимопроникновение и переплетение политической и административной сфер. Это нашло свое отражение и в законе о публичной службе, согласно которому чиновники имеют право участвовать в деятельности политических партий и добиваться парламентской карьеры. В настоящее время численность чиновников в Парламенте достигает более 40% всего состава.
• Гражданская служба Великобритании связана в основном с работой министерств и исполнительных агентств («кванго»). Она включает внутреннюю гражданскую службу и внешнюю (дипломатическую) службу.
Институт современной гражданской службы делится на старших, средних и младших администраторов. В группу старших включается семь ступеней: 1-я ступень — постоянный секретарь, 2-я ступень — заместитель постоянного секретаря, 3-я ступень — помощник секретаря, 4-я ступень — исполнительный директор, 5-я ступень — ассистент секретаря, 6-я ступень — старший принципал, 7-я ступень — принципал. Группа средних администраторов также распределяется по ступеням. В их числе главный исполнитель, старший исполнитель, стажер-администратор, исполнитель, помощник администратора. Сюда же примыкает и группа научных работников и технических специалистов. В группу младших администраторов входит вспомогательный научно-технический персонал, включающий делопроизводителей, чертежников, канцелярских работников, выполняющих главным образом исполнительскую работу.
и Государственная служба США делится на федеральную, 50 отдельных штатов и одного федерального округа, а также аппаратов органов местного самоуправления. Основу организации федеральной государственной службы составляют три части (сегмента) служащих: «конкурсные», «патронажные» и «исключительные». Законодательством выделяются следующие группы служащих: 1) карьерные, продвигающиеся по службе в соответствии с «системой заслуг»; 2) нанимаемые на определенный срок (до трех лет); 3) нанимаемые на срок действия чрезвычайных обстоятельств (но не более чем на 18 месяцев); 4) служащие на резервируемых должностях (что определяется Управлением по делам государственной службы); 5) некарьерные служащие (занимающие, главным образом, «патронажные» должности).
Профессиональные государственные служащие занимают должности, распределенные в иерархическом порядке по 18 категориям. Первые четыре категории относятся к нижнему персоналу административных учреждений, т.е. непосредственным техническим исполнителям (до 21% от общего числа служащих). Категории 5-8 охватывают квалифицированных работников, требующих специальных знаний. Это также исполнительский технический персонал, но высшей квалификации, имеющий дипломы высших учебных заведений (до 31%). Служащие 9—15-й категорий относятся к среднему руководящему персоналу (до 46%). Высшим руководящим составом ап-

парата государственных учреждений являются служащие 16—18-й
категорий (до 2%). Как правило, они возглавляют бюро и отделы.
Контрольные вопросы Что представляет собой публичная служба Франции? В чем специфика публичной службы ФРГ? Каковы особенности гражданской службы Великобритании? Что такое государственная служба США? Каковы возможности адаптации зарубежного опыта публичной (государственной) службы в России?
Рекомендуемая литература
Государственная служба (комплексный подход): учеб. пособие. М., 1999.
Василенко ИЛ. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритании, Франция, Германия: учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2000.
Комментарий к федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и законодательству о гражданской службе зарубежных государств / А.Ф. Ноздрачев и др. М., 2005.
Комментарий к федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» и законодательству о государственной службе зарубежных государств / отв. ред. Л.А. Окуньков. М., 1998.
Мэннинг #., Парисон Н. Реформа государственного управления: международный опыт / пер. с англ. М., 2003.

1883 Закон Пендлтона о гражданской службе

ЗАКОН
для регулирования и совершенствования гражданской службы Соединенных Штатов.

Сенат и Палата Представителей Соединенных Штатов Америки, собранные в Конгрессе, настоящим утверждают, что Президент обладает полномочиями назначить, после согласования с Сенатам, трех лиц, не более двух из которых могут являться сторонниками одной и той же партии, в качестве комиссаров гражданской службы, и указанные три комиссара являются членами Комиссии гражданской службы Соединенных Штатов. Указанные комиссары не имеют права занимать какую-либо другую должность Соединенных Штатов.

Президент имеет право смещать любого комиссара с должности; а вакансию на должности комиссара должен заполнять Президент, после согласования с Сенатом, в порядке, предусмотренном для первых выборов комиссаров.

Каждый комиссар должен получать заработную плату в размере трех тысяч пятисот долларов в год. И каждый указанный комиссар должен получать возмещение командировочных расходов, возникших в ходе исполнения его обязанностей в качестве комиссара.

Обязанности указанных комиссаров включают следующее:
1. Помогать Президенту, по его требованию, в подготовке соответствующих постановлений для приведения в исполнение настоящего закона, и после провозглашения таких постановлений каждый государственный служащий Соединенных Штатов всех ведомств и департаментов, к которым относятся такие постановления, должен содействовать исполнению указанных постановлений, с учетом изменений.
2. И, кроме всего прочего, указанные постановления должны предусматривать, в соответствии с принципами надлежащего управления, следующее: во-первых, открытую конкурентную проверку кандидатов на государственную службу на соответствие необходимым требованиям. Такая проверка должна быть эффективной с учетом их характера, и, насколько это возможно, должна быть связана с вопросами, которые позволят определить соответствующие способности и пригодность проверяемых лиц для исполнения обязанностей службы, на которую они желают поступить. Во-вторых, все ведомства и места работы должны заполняться выборочно, по рангу, начиная с тех, кому принадлежит наивысший ранг по результатам такой конкурентной проверки. В-третьих, вышеуказанные назначения на государственную службу в департаменты Вашингтона должны распределяться между несколькими штатами и территориями и округом Колумбия по критерию численности населения по данным последней переписи. Любое заявление на проверку должно содержать, кроме всего прочего, заявление под присягой, определяющее фактическое место проживания заявителя на момент подачи заявления, а также информацию о сроке его проживания на такой территории. В-четвертых, до окончательного назначения на должность кандидат должен пройти испытательный срок. В-пятых, ни одно лицо на государственной службе не обязано, на этом основании, делать взносы в какой-либо политический фонд или предоставлять политические услуги, и оно не может быть смещено с должности по причине отказа в осуществлении таких действий. Шестое, ни одно лицо на указанной службе не имеет права использовать свои официальные полномочия и влияние для оказания влияния на политические действия какого-либо лица или органа. В-седьмых, в надлежащих случаях должна проводиться неконкурентная проверка, в ходе которой компетентные лица не соревнуются, после направления уведомления о возникшей вакансии в соответствии с постановлением и порядком, определенным комиссарами в отношении направления уведомлений. В-восьмых, уведомление должно направляться в письменной форме назначающим органом указанной комиссии о лицах, избранных для назначения или принятия на службу из числа лиц, участвующих в проверке, о месте проживания таких лиц, об отказе от кандидатуры таких лиц после испытательного срока, о фактах и датах перевода, ухода в отставку и смещения с должности, и указанная комиссия должна хранить такие записи. В ежегодных отчетах комиссии должны быть определены необходимые исключения из указанных восьми основных положений постановления, а также основания таких исключений.
3. Указанная комиссии должна, на основании постановления Президента, разработать процедуру проведения и контроля такой проверки, и с помощью своих членов или экзаменаторов она должна контролировать и вести записи такой проверки; а также указанная комиссии должна вести протоколы своих заседаний.
4. Указанная комиссии имеет право проводить расследования определенных фактов и составлять отчеты по вопросам, связанным с исполнением и последствиями указанных постановлений и процедур, а также связанным с действиями какого-либо экзаменатора или совета экзаменаторов, своих подчиненных и лиц, состоящих на государственной службе, в отношении исполнения настоящего закона.
5. Указанная комиссия должна предоставлять Президенту ежегодный отчет для его передачи Конгрессу о действиях такой комиссии, постановлениях, правилах и исключениях из них, действующих на момент подготовки отчета, их практических последствиях, а также содержащий рекомендации по повышению эффективности достижения целей настоящего закона.

Указанная комиссии имеет право принимать на работу главного экзаменатора, в обязанности которого входит участие, под надзором комиссии, в экзаменационных советах в Вашингтоне или других городах для обеспечения четкости, стандартизации и справедливости в работе советов, к которой он должен иметь открытый доступ. Главный экзаменатор имеет право на заработную плату в размере три тысячи долларов в год, а также на оплату командировочных расходов, возникших в процессе выполнения его обязанностей. Комиссия должна иметь секретаря, назначенного Президентом, который должен получать заработную плату в размере одна тысяча долларов в год. Она имеет право, при необходимости, нанимать стенографа и курьера, которые должны получать заработную плату в размере одна тысяча шестьсот долларов в год и шестьсот долларов в год соответственно. Комиссия должна, в Вашингтоне и в одном или нескольких городах каждого штата или территории, в которых должны проходить проверки, назначить и выбрать достаточное количество лиц, но не менее трех, на официальную службу Соединенных Штатов, проживающих в указанном штате или территории, после проведения консультаций с начальником департамента или ведомства, в котором служат такие лица, в качестве членов советов экзаменаторов, а также имеет право в любое время назначить какое-либо лицо на указанной службе, проживающее в таком штате или территории, вместо другого лица, избранного таким образом. Такие советы экзаменаторов должны быть расположены таким образом, чтобы для заявителей можно было удобно и недорого предстать перед ними; и если в каком-либо штате или территории есть лица, которые должны пройти проверку, то проверки должны проводиться, по крайней мере, два раза в год. В обязанности сборщика налогов, начальника почты и других должностных лиц Соединенных Штатов в любом месте за пределами округа Колумбия, в котором, по указанию Президента или указанного совета, должны пройти проверки, входит предоставление возможности использовать общественные здания для проведения таких проверок, а также обеспечение других условий.

Министр внутренних дел обязан обеспечить подходящие и удобные помещения и комнаты, которые должны быть оборудованы мебелью, отоплением и светом, в Вашингтоне для осуществления работы указанной комиссии и указанных проверок, а также обеспечить необходимые канцелярские принадлежности и другие предметы, необходимые для печати материалов указанной комиссии.

Любой указанный комиссар, экзаменатор, стенографист, курьер или любое лицо на государственной службе, которое намеренно и незаконно, самостоятельно или совместно с другими лицом или лицами, вводит в заблуждение и создает препятствия для любого лица в отношении его права на проверку в соответствии с любыми такими постановлениями и правилами, или которое намеренно, незаконно и неправдиво отметит, оценит или зафиксирует проверку или положение какого-либо лиц, проходящего проверку по настоящему документу, либо окажет содействие в таких действиях, или которое намеренно и незаконно сделает неправдивые заявления относительно вышеизложенных вопросов или лица, проходящего проверку, или которое намеренно и незаконно предоставит какому-либо лицу специальную или конфиденциальную информацию для улучшения или ухудшения шансов лица, проходящего проверку, либо в отношении назначения, принятия на работу или повышения такого лица, считается лицом, совершим правонарушение, и после осуждения такое лицо подлежит наказанию в форме штрафа в размере не менее ста долларов и не более одной тысячи долларов, или тюремному заключению сроком не менее десяти дней и не более одного года, или обеим наказаниям.

1. В течение шестидесяти дней после принятия настоящего закона Министр финансов обязан, максимально приближенно к классификации определенных канцелярских служащих согласно статье 163 Свода пересмотренных законов, распределить по классам канцелярских служащих и лиц, принятых на работу сборщиком налогов, морским офицером, инспектором и оценщиками либо лицами, находящимися на государственной службе, в свои ведомства в каждом таможенном округе, при этом общее количество таких лиц должно быть не более пятидесяти. В последующем, указанный Министр обязан периодически, по указанию Президента, разрабатывать подобные классификации канцелярских служащих и лиц, принятых на работу таким образом в любое указанное ведомство в любой другой таможенный округ. И после такого требования и в рамках значения настоящего закона, указанный Министр обязан классифицировать в одном или нескольких указанных классах или существующих классах любых других канцелярских служащих, агентов или лиц, принятых на работу в его департамент в любом указанном округе, классифицированным на данный момент; и любая такая классификация до утверждения должна представляться Президенту.

2. В течение указанных шестидесяти дней Министр почтового ведомства обязан, в соответствии с указанной статьей 162, отдельно разработать классы для канцелярских служащих и лиц, принятых на работу или государственную службу в каждое почтовое отделение Соединенных Штатов, при этом общее количество указанных лиц должно быть не более пятидесяти. В последующем, Министр почтового ведомства обязан периодически, по указанию Президента, разрабатывать подобные классификации канцелярских служащих и лиц, принятых на работу таким образом в почтовое ведомство, для любого другого почтового отделения; и любая такая классификация до утверждения должна представляться Президенту.

3. Периодически указанный Министр, Министр почтового ведомства и главы департаментов, указанные в статье 158 Свода пересмотренных законов, и каждый начальник ведомства обязан, по указанию Президента и в целях исполнения настоящего закона, соответственно пересматривать любые существующие классификации своих соответствующих департаментов и ведомств, и обязан, в целях проведения проверки, предусмотренной настоящим законом, включить в один или несколько классов, насколько это возможно, подчиненные службы, канцелярских служащих и должностных лиц на государственной службе в отношении своих соответствующих департаментов, которые не были ранее классифицированы в целях проверки.

После истечения шести месяцев с момента принятия настоящего закона должностное лицо или канцелярский служащий должен назначаться, также как и какое-либо лицо должно приниматься на работу или идти на повышение в любом из указанных классов, действующих на данный момент или разработанных в дальнейшем в соответствии с указанным постановлением, только после того, как он пройдет проверку либо предоставит основания для его освобождения от такой проверки в соответствии с настоящим документом. Но никакие положения настоящего документа не должны толковаться как лишение лиц, с почетом ушедших в отставку с военной или морской службой, каких-либо привилегий, предусмотренных статьей 754 Свода пересмотренных законов, либо как лишение Президента каких-либо полномочий, противоречащих настоящему закону и предоставленных статьей 753 указанного свода законов; также как никакое должностное лицо, не работающее в исполнительной ветви правительства, либо любое лицо, принятое на работу в качестве рабочего, не должно проходить проверку, предусмотренную настоящим документом; также как любое лицо, которое выдвинуто для утверждения Сенатом, не обязано проходить классификацию и проверку, за исключением особого распоряжения Сената.

Лицо, чрезмерно злоупотребляющее спиртными напитками, не должно назначаться или оставаться на какой-либо должности или службе, на которую распространяются положения настоящего закона.

Если два или более члена семьи состоят на государственной службе в категориях, к которым относится настоящий закон, никакой другой член такой семьи не может быть назначен на какие-либо такие категории должностей.

Никакое лицо не должно, в процессе проверки или назначения согласно настоящему закону, принимать во внимание какие-либо рекомендации в отношении какого-либо лица, которое претендует на должность или рабочее место согласно положениям настоящего закона, которые может предоставлять Сенатор или член Палаты Представителей, за исключением рекомендаций относительно характера или проживания заявителя.

Ни один Сенатор, Представитель или территориальный делегат Конгресса, а также ни одно должностное лицо или работник какой-либо из указанных палат, а также ни одно должностное лицо исполнительной или судебной власти, либо военный или военно-морской офицер Соединенных Штатов, ни один канцелярский служащий или работник какого-либо департамента, филиала или бюро исполнительной или судебной власти, либо военной или военно-морской службы Соединенных Штатов не имеет право, прямо или косвенно, требовать или получать какое-либо вознаграждение или ценности в политических целях от какого-либо должностного лица, канцелярского служащего либо работника Соединенных Штатов, либо какого-либо департамента, филиала или бюро, либо какого-либо лица, получающего заработную плату из казны Соединенных Штатов.

Ни одно лицо не имеет права требовать или получать какое-либо вознаграждение или другие ценности в политических целях в каком-либо помещении или здании, занимаемом для выполнения официальных обязанностей какого-либо должностного лица или работника Соединенных Штатов, упомянутого в настоящем законе, либо в какой-либо военной верфи, форте или складе боеприпасов.

Ни одно должностное лицо или работник Соединенных Штатов, упомянутое в настоящем законе, не имеет права снимать с должности, повышать, понижать или каким-либо образом изменять официальный ранг или вознаграждение какого-либо другого должностного лица или работника, либо угрожать такими действиями за осуществление или отказ такого лица от какого-либо взноса в политических целях.

Ни одно должностное лицо, канцелярский работник или другое лицо, состоящее на службе Соединенных Штатов, не имеет права, прямо или косвенно, передавать любому другому должностному лицу, канцелярскому работнику или лицу, состоящему на службе Соединенных Штатов, либо Сенатору, члену Палаты Представителей или территориальному делегату какие-либо денежные средства или другие ценности для продвижения каких-либо политических целей.

Любое лицо, виновное в нарушении положений четырех предыдущих статей, считается лицом, совершившим правонарушение, и подлежит наказанию в форме штрафа в размере не более пяти тысяч долларов или тюремного заключения сроком не более трех лет, либо наложению двух наказаний одновременно, по усмотрению суда.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В США

В 1883 г. в США был принят закон Пендлтона, получивший название «Закон о гражданской службе». Принятие этого документа послужило начало законодательному оформлению современного института гражданской службы. Закон Пендлтона предусматривает проведение открытых конкурсных экзаменов для претендентов на государственные должности и сохраняет силу в США до настоящего времени.

Деятельность американских чиновников регулирует Закон о гражданской службе. В конце 70-х годов в стране были проведены крупные реформы Института гражданской службы. Большинство государственных и политических деятелей были обеспокоены медлительностью, расточительностью и неэффективностью административно-государственного управления в стране. Закон о реформе гражданской службы был разработан администрацией Картера и принят Конгрессом в 1978 г. В соответствии с этим законом Комиссия гражданской службы прекратила свое существование. Ее функции были поделены между Бюро управления и Советом по защите системы заслуг. Затем был создан Федеральный совет по руководству трудовыми отношениями. Новые агентства начали функционировать с 1 января 1979 г. Отдельно была создана Комиссия по равным возможностям занятости, которая взяла на себя функции контроля за соблюдением Закона о гражданских правах.

На бюро управления персоналом возложена задача обеспечения централизации и координации кадровой работы в аппарате административно-государственного управления. В компетенцию Бюро входит назначение служащих на должности и их продвижение по службе, оценка их труда, повышение квалификации, поощрения и наказание, выработка рекомендаций по совершенствованию кадровой работы. Что касается Совета по защите системы заслуг, то его полномочия сводятся к обеспечению соблюдения Законов о гражданской службе в области найма, увольнения и прохождения службы в соответствии с принципами системы заслуг.

Профессиональные гражданские служащие занимают должности, распределенные в иерархическом порядке по 18 категориям Генеральной схемы должностей соответственно сложности и ответственности работы и степени участия каждой категории в процесс принятия решений и управления. Характеристика и описание каждой из 18 должностных категорий утверждены в законодательном порядке и содержатся в разделе 5 Свода законов США.

Категории 1-4 относятся к низшему персоналу административных учреждений, непосредственным исполнителям. Служащие этих категорий выполняют простейшую рутинную работу или работы, имеющие некоторую долю трудности, под непосредственным и общим наблюдением. От этих служащих либо вообще не требуется вынесение независимых суждений, либо допускается, но ограниченно – «в соответствии с установленной политикой и процедурами». В 1980 г. их количество составляло 21,1% общего числа служащих в аппарате административно-государственного управления. По своему материальному положению они относятся к низкооплачиваемым работникам: средний размер жалования (6,5-9,9 тыс. долл. в год) сопоставим с заработной платой неквалифицированных рабочих частного сектора.

К категориям 5-8 относятся служащие, некоторые выполняют работу, требующую специальных знаний и подготовки, способности к индивидуальной работе. Это исполнительский персонал высшей квалификации, имеющий дипломы высших учебных заведений. Они не выполняют никаких функций по административному руководству, а профессиональная деятельность проходит под общим наблюдением. В 1980 г. их число составляло 31,1% общего числа служащих. По своему материальному положению они относятся к среднеоплачиваемым работникам: средний размер жалования (11,5-16 тыс. долл. в год).

Служащие категории 9-14 относятся к среднему руководящему персоналу. Служащие 11-й категории должны быть способны выносить решения, 12-й категории — проявлять способности к руководству, служащие 13-й категории могут быть помощниками глав небольших подразделений, а 14-й категории – главами подразделений и бюро. Общее число таких служащих составляет 46,6% общего числа чиновников. Их жалование от 20 до 30 тыс. долл. в год.

Служащие категорий 15-18 являются высшим руководящим составом государственных учреждений. В число их обязанностей входит планирование и руководство специальными программами исключительной трудности и ответственности. Они возглавляют бюро и отделы. Общее число служащих – 2,35%. Их жалование – 50-75 тыс. долл. в год.

Гражданская служба в США подразделяется на конкурсную и исключительную. Более 90% всех государственных служащих проходят через конкурсную систему путем отбора на конкурсных экзаменах. Название «исключительная» отражает положение, по которому должности этой категории исключены из-под действия Закона о гражданской службе. В число «исключительных» входят служащие Агентства по национальной безопасности, ЦРУ, ФБР, Госдепартамента, правительств США в международных организациях.

В США существует также патронажная система и система добычи,т.е. назначение на высшие административные должности за политические заслуги и периодическая сменяемость высших чиновников в зависимости от времени нахождения в Белом доме представителя партии, сторонниками которого они являются. Сегодня только 5% важных должностей заполняются «патронажными» методами, это – послы, консулы, главы исполнительских ведомств и агентств. Для большинства чиновников продвижение по служебной лестнице производится согласно принципам системы заслуг – отбору наилучших кандидатов на повышение в должности на конкурсных экзаменах, а также на основе ежегодной оценки их служебной деятельности. До 1979 г. существовало три общепринятых оценки работы государственного служащего: отличная, удовлетворительная и неудовлетворительная. В настоящее время в каждом ведомстве существует своя система оценки. Оценка является основанием для принятия решения о переподготовке, обучении, награждении, понижении, оставлении на прежней должности или смещении государственного служащего.

В каждом учреждении государственной службы имеется свой план продвижения по службе. Если кандидатов на должность недостаточно, объявляется открытый конкурс. Из всех претендентов выбираются 3-5 человек, наиболее высокой квалификацией. Их кандидатуру передаются на рассмотрение специального чиновника, который и выносит решение, не допуская фаворитизма и дискриминации. Законом о реформе гражданской службы в США разработаны дисциплинарные меры против тех руководителей, которые нарушают принципы системы заслуг или продвижения по службе.

В США существует и внеконкурсное занятие должностей для стажеров и учеников после успешного прохождения стажировки. Вне конкурса замещаются должности временного характера – на срок до 120 дней. Исключение могут быть сделаны для служащих, потерявших прежнюю должность из-за сокращения штатов и переведенных в другие учреждения.

Президент Джонсон в конце 60-х годов ввел систему званий (или систему назначений администраторов). Административные чиновники 16-18-й категорий имели большой юридический статус, были приближены к политическому руководству. Сегодня в США служба высших администраторов представляет собой закрытый корпус чиновников, который формируется не только из служащих 16-18-й категорий, но и частично из служащих, занимающих «патронажные» посты.

Закон о реформе гражданской службы строго ограничивает круг политической свободы государственного служащего. За нарушение закона служащий может быть отстранен от работы на 30 дней без оплаты, а за активную политическую деятельность даже уволен с должности.

Таким образом, в отличие от Германии, в США политическая активность большинства государственных служащих весьма ограничена. Исключения составляют лишь высшие должностные лица из ближайшего окружения президента.

В целом правовое положение государственных служащих регулируется актами, собранными в Титуле 5 Свода законов США, Закон Пендлтона «О государственной службе» 1883 г., Законом о реформе гражданской службы 1978 г. и Этическим кодексом государственной службы.

7. Государственная служба в сша

Категория государственных служащих в США включает как должностных лиц и вспомогательно-технический персонал, связанный с реализацией государственно-властных полномочий, так и работников по найму (в том числе преподавателей государственных учебных заведений, рабочих государственных предприятий и сферы коммунального обслуживания). В США «государственным служащим» (government employee) или «служащим общественного сектора» (public employee) в широком смысле считается любое лицо, труд которого оплачивается из бюджета федерации, штата или местного органа власти. Соответственно, широко употребляемые в американской литературе термины «гражданская служба» (civil service), «публичная служба» (public service), «правительственная служба» (government service) зачастую носят характер синонимов.

В то же время в специальной американской литературе в ряде случаев проводится различие между «гражданской службой», охватывающей категорию профессионального несменяемого чиновничества, и «правительственной службой», под которой подразумевается высший слой государственных чиновников, сменяемых на основе «системы добычи». На русский язык все эти термины переводятся как «государственная служба», и этот термин используется в отечественной литературе.

На американскую государственную службу оказали большое влияние федеративная форма государственного устройства, президентская форма правления, конституционные принципы разделения властей, «сдержек и противовесов» и другие особенности политической организации общества.

Федеральная форма государственного устройства США предопределила размежевание функций центрального исполнительного аппарата и органов управления штатов, графств и муниципалитетов. Несмотря на то, что концепция суверенности штатов была отвергнута еще в конце XVIII в., в общественно-политической жизни американского государства штаты всегда играли роль более значительную, чем простые административно-территориальные единицы.

Ввиду того, что конституция 3 обошла молчанием вопрос о построении государственной службы на местах, организация деятельности чиновников в управленческом аппарате штатов и местных органов стала прерогативой власти штатов и местного управления. Служебная деятельность личного состава исполнительных органов штатов, за исключением некоторых ее видов, финансируемых из федерального бюджета, не подлежит регулированию федеральным законодательством. Работа служащих местных органов власти строится по большей части на независимой от властей штата основе.

В результате, с юридической точки зрения, в США не существует единой государственной службы. Она как бы разделена по административно-территориальному принципу на множество автономных систем, что при наличии в США около 185 тысяч административно-территориальных единиц делает ее композицию весьма сложной. Кроме того, наиболее важная, с государственно-правовой точки зрения, федеральная гражданская служба в свою очередь состоит из конгломерата административно-управленческих структур, правовая основа которых совпадает лишь частично. Существуют и так называемые исключенные федеральные службы — заграничная служба, ФБР, ЦРУ и другие.

Начало современной гражданской службе на уровне федерации было положено в 1883 г. Законом о гражданской службе. Этим актом упразднялась практиковавшаяся ранее система «добычи», в соответствии с которой, президент, победивший на выборах, мог полностью сменить всех должностных лиц. Закон ввел в действие новую систему («систему заслуг») и конкурсные экзамены для набора на службу и назначения на подавляющее число должностей. Запрещалась дискриминация по признаку партийной принадлежности, а гражданская служба объявлялась политически нейтральной. Закон учредил особый орган — Комиссию гражданской службы, ставшую впоследствии независимым ведомством в системе исполнительной власти.

В последующие годы законодательство, регулирующее гражданскую службу, неоднократно дополнялось и изменялось. Одним из последних наиболее значительных актов был Закон о реформе гражданской службы (1978 г.). Этим законом вместо Комиссии были созданы в качестве независимых ведомств три новых органа: Управление по руководству персоналом, Управление особого советника и Совет по охране системы заслуг.

Им поручалось выполнение трех различных функций, выполнявшихся ранее комиссией: управление набором, обучением и продвижением служащих; расследование случаев нарушений правовых норм; вынесение решений по таким нарушениям.

Помимо этого. Закон 1978 г. предусмотрел проведение ежегодной оценки работы служащих, ввел более широкое применение поощрительных премий и создал новую группу служащих — Службу высших руководителей. Многочисленные и очень детальные правовые нормы по вопросам гражданской службы содержатся главным образом в кодифицированном пятом разделе Свода законов США.

Не все федеральные служащие относятся к числу гражданских служащих. Ими не являются: должностные лица, находящиеся на «правительственной службе», т. е. руководители департаментов и ведомств, сменяемые новым президентом; военнослужащие; обслуживающий персонал правительственных органов, набираемый в неконкурсном порядке; некоторые другие категории служащих. К гражданским служащим относятся в основном все те, которые подпадают под юрисдикцию вышеуказанных Управлений и Совета. К 1988 г. таких было 60 %. В США существует детальная классификация работ и должностей в зависимости от относительной сложности обязанностей и ответственности, к которой тесно привязаны ставки оплаты труда.

Служащие, подпадающие под юрисдикцию Управления по руководству персоналом, разбиты на 18 разрядов (ступеней). Их жалование сравнимо с оплатой соответствующего труда в частном секторе. Для Службы высших руководителей установлен особый порядок отбора, поощрения, продвижения, увольнения и пенсионного обеспечения.

Набор служащих осуществляется Управлением по руководству персоналом. Разрешается поступление на службу практически без возрастных ограничений и на любую ступень. Управление проводит экзамены по установленным им программам, а также экзаменует претендентов на должности административных судей. Совет по пересмотру квалификации Управления экзаменует старших руководителей. Для занятия должности более высокого разряда служащему также нужно выдержать экзамен.

Управление отвечает за организацию обучения и повышение квалификации служащих. Оно разрабатывает методики ежегодных оценок работы служащих и контролирует их проведение департаментами и ведомствами. В 1988 г. почти 97% всех федеральных служащих прошли оценку своих профессиональных способностей. Она проводится руководителями учреждений и их особыми советами по проверке исполнения. От ее итогов зависит судьба карьеры служащего и размер оплаты его труда. Служащим (но не более чем половине сотрудников), труд которых оценен положительно, полагается премия. Она выплачивается раз в год одной суммой (освобожденной от части вычетов).

Служащие охвачены системой социального обеспечения по болезни, имеют право на пенсии по старости (с 50 лет) и инвалидности. Они могут создавать свои профсоюзы, заключать коллективные договоры с администрацией, участвовать в принятии решений, затрагивающих их интересы. Но их права на забастовку ограничены. Политические права служащих также ограничены, поскольку официально они должны быть политически нейтральными. Особо льготные условия пребывания на службе предусмотрены для высших руководителей. Всего их около 11 тыс. У них отсутствует деление на разряды, назначение на должность и перемещение на межведомственной основе производится лишь на основе оценки их труда руководителем. Имеются льготы в повышении квалификации, отпусках, пенсионном обеспечении.

Известно, что одной из целей предыдущей администрации Билла Клинтона являлось обновление госаппарата 4 . Это, в частности, относилось к Службе высших руководителей (СВР), так как данный институт играл важную роль в проведении реформ. Не случайно в докладе, посвященном изменениям в системе административного управления, был включен специальный раздел «Усилить службу высших руководителей, чтобы она стала ключевым элементом в преобразовании правительственной культуры». В нем были перечислены основные проблемы и указаны направления будущего развития СВР.

Кратко очертив области, где надо провести изменения, авторы доклада предложили три направления действий.

Во-первых, изменить подход к управлению руководящими кадрами путем:

а) развития учебных центров, занятых обучением государственных служащих, с ориентацией на потребности XXI в.;

б) выработки стратегии для изменения бюрократической культуры в министерствах и агентствах;

в) совершенствования информационной системы для содействия руководителям при принятии решений и планировании.

Во-вторых, внедрить в государственные органы управления общую модель по выявлению, отбору и развитию руководителей с учетом стратегии и бюджета организации.

В-третьих, улучшить систему ротации членов СВР, чтобы полнее использовать их способности и навыки, изменяя место работы и функциональные обязанности.

В целом федеральная государственная служба США на сентябрь 1994 г. состояла из следующих групп:

1. Руководители министерств и ведомств, назначаемые президентом США, — 450 человек.

2. Высшие государственные служащие:

а) служба высших руководителей — 7650;

б) дипломатическая служба — 1100;

в) другие государственные органы — 5500 человек.

3. Государственные служащие:

а) категории 13-15; высшие должности — 285 300 человек, включая 104 700 руководителей;

б) категории 1-12; 1 232 200 служащих, включая 85 300 руководителей.

Таким образом, члены СВР выступают в качестве связующего звена между политическими руководителями и остальными государственными служащими. В нее не входят должности, назначение на которые производит президент США с согласия сената, должности в МИД, ФБР, ЦРУ, Управлении по национальной безопасности, государственных корпорациях, центральных финансовых ведомствах.

В законе перечисляются пять критериев, позволяющих определить должности, входящие в Службу высших руководителей:

1. Управление деятельностью государственных организаций.

2. Ответственность за выполнение федеральных программ и проектов.

3. Контроль за реализацией целей, регулирование и оценка деятельности.

4. Руководство работой государственных служащих.

5. Принятие решений, определяющих политику, или выполнение других функций руководителя.

Большинство из членов СВР работают в районе Вашингтона (72%). Их средний возраст — 52 года, стаж государственной службы — 24 года. 67,5% имеют диплом магистра или доктора гуманитарных или естественных наук. Доля женщин не очень высока — 13%.

Федеральные ведомства самостоятельно определяют количество должностей СВР на двухлетний период. Но право окончательного утверждения остается за Службой управления персоналом после консультаций с Административно-бюджетным управлением на основе миссии данного ведомства, потребностей федеральных программ и возможностей бюджета.

В законе о Службе высших руководителей определены два типа должностей: карьерные и общие. На карьерные должности могут назначаться лишь кадровые чиновники, что должно обеспечить стабильность работы госаппарата и «гарантировать его беспристрастность и доверие народа к правительству». Каждому министерству и ведомству дается квота на карьерные должности.

На общие должности могут назначаться представители других профессиональных групп. В 1993 г. на карьерных должностях работали 54%, а на общих — 46% служащих.

Введены 4 типа назначений для членов СВР-карьерные, некарьерные, чрезвычайные и временные. Карьерные назначения происходят в соответствии с квалификационными требованиями, устанавливаемыми самим ведомством, из числа кадровых служащих. Они могут осуществляться как на общие, так и на карьерные должности. Некарьерные назначения распространяются только на общие должности, которые связаны с политическим управлением и формированием стратегического курса. Они утверждаются в службе управления персоналом и не должны превышать 10% от всего числа должностей СВР и 25% должностей в каждом ведомстве.

Временные назначения на общие должности производятся на срок не более 3 лет, когда ведомству требуется быстро принять служащего для выполнения специального проекта или важной работы, а формальная процедура приема из-за ее длительности не устраивает. Чрезвычайные назначения на общие должности происходят на срок не более 18 месяцев в случае крайней необходимости. При этом количество временных и чрезвычайных назначений не может превышать 5% от всех назначений в СВР.

При реформировании государственной службы США ставилась задача сделать ее более открытой и конкурентоспособной по сравнению с частным сектором. Поэтому, чтобы поступить на должность в СВР, претендент должен пройти конкурсные экзамены и победить в открытой борьбе с другими претендентами. Заинтересованные лица могут получить список вакансий в государственных организациях или региональных центрах занятости. Все вопросы, связанные с отбором, приемом и оценкой кадров, решают сами ведомства. Для этого в них созданы советы по руководящим кадрам, разработаны принципы и механизм работы с персоналом, определены квалификационные требования к членам СВР.

Государственные организации передают информацию о вакансиях в службу управления персоналом, которая публикует их список каждые две недели. Вакансии остаются открытыми на протяжении 14 календарных дней. В случае, когда назначение на должность в СВР происходит впервые, управленческие навыки претендента оценивает специальная квалификационная комиссия, состоящая из 3 членов СВР из различных министерств. Во внимание принимаются: управленческий опыт; успешное участие в обучающих программах СВР; особые профессиональные качества, обеспечивающие хорошее руководство организацией. Помимо конкурсных экзаменов, существует альтернативный путь поступления на должность в СВР через участие в обучающих программах, разработанных в службе управления персоналом. Чтобы быть принятым на них, надо пройти такую же процедуру, как и при поступлении в СВР. После успешного завершения обучения кандидат может выбрать для своей дальнейшей работы любое ведомство.

Для новых членов СВР установлен годовой испытательный срок, позволяющий всесторонне оценить способности, знания, мотивацию служащего, его сильные и слабые стороны. При неудовлетворительной оценке работы его увольняют или переводят на прежнюю должность. Существует правило, по которому 70% всех членов СВР должны иметь стаж не менее 5 лет работы в органах федеральной власти на момент их назначения. Это гарантирует сохранение стабильного состава высших руководителей и преемственность государственной политики.

Одна из особенностей Службы высших руководителей — ее гибкий характер. Пройдя квалификационные процедуры отбора и победив в конкурентной борьбе, государственный служащий получает возможность занимать различные должности внутри СВР, независимо от его первоначальной позиции, вследствие того, что эта система не имеет должностных границ.

Если служащий решил перейти на другую работу внутри СВР, он должен предупредить об этом за 15-60 дней. Перевод разрешается только через 120 дней работы после поступления в СВР.

Все министерства и ведомства имеют систему оценок выполнения работы для членов СВР с учетом миссии организации и рекомендаций службы управления персоналом. Цели и система показателей оценки выполнения определяются совместно служащим и руководителем и обычно включают: производительность, качество, время выполнения, издержки, результативность. Ежегодно в письменной форме дается оценка работы члена СВР. Одна копия отчета направляется руководителю ведомства, а другая передается в совет по исполнению, созданный для большей объективности и последовательности в этой работе.

В законе о СВР определены, по меньшей мере, три шкалы оценок: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо». При оценке «хорошо» возможно получение премии за выполнение. Более низкие оценки являются основанием для корректировки действий служащего или увольнения его из СВР. Однако существуют ограничения. Высших руководителей нельзя оценивать в течение 90-120 дней после поступления на новую должность или в течение 120 дней после прихода нового президента. В 1989 г. был принят закон, согласно которому, начиная с 1991 г., каждые 3 года все карьерные чиновники обязаны проходить аттестацию. По этому поводу в справочнике для членов СВР сказано: «Аттестация имеет своей целью повысить результативность деятельности карьерных членов Службы высших руководителей, в том числе посредством поощрения их творческого развития и с целью оказания помощи тем руководителям, которые испытывают определенные трудности, но обладают потенциалом для достижения хороших результатов».

Руководитель ведомства по результатам оценок делает свое заключение: аттестовать, условно аттестовать, неаттестовать. Если член СВР аттестовывается условно, то он остается на своей должности, но ему может быть снижена зарплата и он обязан разработать план по устранению недостатков в работе. Через 12 месяцев он снова проходит аттестацию. Если результат отрицательный, то его увольняют. Первая аттестация в 1991 г. охватила 5254 члена СВР, из которых 22 были аттестованы условно, а 9 служащих ее не прошли.

В последнее время, наряду с сокращением численности государственного аппарата, много делается для повышения престижа работы в органах исполнительной власти, улучшения имиджа государственной службы. Так, в мае 1995 г. была проведена Неделя государственного служащего с целью показать вклад служащих в социальное развитие американского общества.

Смотрите так же:

  • Вождение нарушение когда суд В каких случаях водитель может повторно лишиться водительских прав в 2018 году К сожалению, нередки случаи, когда люди совершают аналогичное нарушение, даже не дождавшись, когда закончится наказание за первое. Чем обернется повторное лишение прав за вождение […]
  • Уборка в подъезде претензия Нормативы уборки в подъездах многоквартирных домов Зачастую состояние подъездов многоквартирных оставляет желать лучшего. На ком должна лежать такая проблема, как уборка подъездов? Кто должен возложить на себя обязанности по уборке дома? За чистотой подъезда […]
  • Колективная жалоба что это Как коллективно пожаловаться на начальника? Зачастую от поведения начальника и его сомнительных решений страдает весь коллектив организации, что приводит к серьезным проблемам с эффективным выполнением этим коллективом своих должностных обязанностей. В таком […]
  • Новое в опеке 2018 год Опекунские выплаты и пособия в 2018 году: размер Опекунству Российское государство всегда уделяет особое внимание. Лицам, занимающимся воспитанием чужих детей, положены различные выплаты и пособия. Как всегда, с началом нового года заинтересованных граждан […]
  • Заместительство приказ Оформляем приказ о приеме на работу совместителя (образец) Прием на работу требует оформления Совместительство – это работа по отдельному трудовому договору в свободное от основной работы время (ч. 1 ст. 282 ТК РФ). Различают внутреннее и внешнее […]
  • Штраф за отсутствие сопроводительных документов Штраф за нарушение правил перевозки грузов, буксировки, перевозки людей Не будем останавливаться на перевозке грузов, а обратим внимание на статью 12.23 "Нарушение правил перевозки людей". За перевозку детей до 12 лет на заднем сиденье, а также на переднем […]
  • Иск к асв При разделении этих исков нужно определить 2 отдельных вида исков к ГК АСВ: К первой группе относятся иски тех вкладчиков, которые в первый раз внесли деньги на банковский счет либо же их финансы переводились со счетов в других банках на текущий расчетный […]
  • Налоги в россии кратко Какие виды налогов существуют в РФ Содержание статьи Какие виды налогов существуют в РФ Как выбрать налогообложение для ИП Чем отличается новый налоговый кодекс Украины Классификация налогов в РФ C точки зрения формирования налоговой базы различают […]