Закон о квотах для инвалидов

Квоты для инвалидов: нюансы, которые важно знать

Несоблюдение квоты для инвалидов – одно из самых спорных нарушений, выявленных надзорными органами. Из-за противоречивой трактовки законодательства претензии нередко предъявляются к работодателю, у которого на самом деле все «по регламенту». Как правильно понимать нормативные требования и отстоять свою позицию в случае судебного разбирательства, разъясняет эксперт трудового права Денис Елисеенков.

Об авторе: Денис Елисеенков, руководитель направления по трудовым спорам Департамента трудового права Юридической компании «Митрофанова и партнеры». Более 10 лет консультирует работодателей из разных отраслей экономики в области трудового законодательства РФ по различным аспектам его применения и проведения кадровых аудитов. Опыт представления интересов в суде на стороне Заказчика свыше 8 лет.

Квотирование рабочих мест для инвалидов — процедура, реализация которой всегда вызывает споры и противоречивые мнения.

Обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а так же Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест». Согласно этим нормативным актам, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве – его могут привлечь к административной ответственности (кодекс РФ об административных нарушениях, закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

При этом действующее законодательство не дает четкой трактовки, что следует понимать под созданием или выделением рабочего места. Если следовать буквальному толкованию закона, то выделение рабочего места означает его оформление в кадровых документах согласно общей процедуре (указание в штатном расписании компании). Создание рабочего места означает его физическое формирование.

В любом случае, административная ответственность, предусмотренная законом за отказ в приеме на работу инвалида, а так же за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест не означает , что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5).

«Не может быть признан состоятельным довод о том, что признание обязанности работодателя выполненной с момента создания рабочих мест и приема на них инвалидов, означает, что само по себе наличие незаполненных рабочих мест, созданных в рамках квоты для трудоустройства, может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов. Как следует из содержания нормы, работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае обязанность его по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной. До приема на работу, одним только созданием рабочего места цели федерального закона не могут быть признаны достигнутыми, поскольку обязанность приема на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона (часть 2 статьи 24 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) и, являясь ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами, проистекает из смысла и целей этого Закона, направленного на защиту инвалидов, обеспечение им равных возможностей с другими гражданами, что в социальном государстве призвано служить достижению целей социального мира и обеспечения достойного уровня жизни граждан».

Что происходит на практике

Тем не менее, судебная практика нижестоящих судов по данному вопросу в некотором роде не соответствует требованиям закона. В одном из текущих административных дел по оспариванию результатов проверки, в ходе которой инспекторы усмотрели нарушения в части соблюдения требований законодательства по квотированию организациями рабочих мест для инвалидов, Останкинский районный суд г. Москвы пришел к следующему выводу. «Под созданием (выделением) рабочих мест для инвалидов следует понимать организацию и фактическое трудоустройство на такие места работников (инвалидов). Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, иными словами — выполнена квота» .

То есть, суд полагает, что привлечение организации к административной ответственности за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов вполне законно в случае, если в организации отсутствуют работники-инвалиды или квота не заполнена в полном объеме.

Почему-то не принимаются во внимание три обстоятельства:

  • во-первых, административная ответственность установлена не за невыполнение квоты, а за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
  • во-вторых, у работодателей отсутствует обязанность в самостоятельном поиске работников вышеуказанной категории для заполнения установленной квоты;
  • в-третьих, предусмотрена отдельная ответственность за отказ в приеме на работу инвалида и не предоставление в органы занятости населения сведений.
  • Последняя обязанность сформулирована в пункте 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» –предоставлять в органы службы занятости сведения, касающиеся:

  • наличия вакантных рабочих мест (должностей);
  • созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
  • информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
  • выполнения квоты для приема на работу инвалидов.
  • Данные обязанности направлены на выполнение работодателем квоты. То есть, создание и выделение рабочих мест – это одна из составляющих процесса квотирования.

    Позиция судов, что рабочие места считаются созданными (выделенными), только в том случае, если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

    Таким образом, чтобы исключить претензии со стороны инспекционных органов по данному вопросу, а так же аргументировано оспорить законность привлечения к административной ответственности за невыполнение обязанности по созданию и выделению квотируемых рабочих мест, организациям необходимо предпринять все меры по соблюдеению квоты для приема на работу инвалидов установленные действующим законодательством. В том числе – выполнять требования пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В совокупности, все эти действия, при их документальном подтверждении, помогут отстоять свою правоту.

    Квотирование рабочих мест для инвалидов – всего лишь один пункт в «прицельном» списке вопросов надзорных органов (в том числе ГИТ). Разобраться в многочисленных нормативных противоречиях и «застраховать» компанию от репутационных и финансовых рисков поможет семинар «Инспекционные проверки ГИТ. Как обжаловать действия инспектора по результатам проверки? Актуальные вопросы по типичным нарушениям требований трудового законодательства».

    Невыполнение квоты по инвалидам: штрафы 2017

    Сразу скажем, что невыполнение квоты по инвалидам обернется для организации привлечением к административной ответственности. Причем компанию и ее должностных лиц оштрафуют не только по федеральному законодательству, но и по законодательству субъектов РФ. Дело в том, что организации, при достижении определенной численности персонала должны выделять и предоставлять рабочие места для инвалидов. Причем невыполнение квоты по инвалидам грозит санкциями. Однако не будем забегать вперед и расскажем обо всем по порядку.

    Квотирование – метод социальной поддержки

    Для решения задачи по интеграции инвалидов в общественную жизнь законодательство предусматривает специальные нормы, целью которых является помощь в трудоустройстве лицам с ограниченными возможностями (подробнее об этом см. «Создание рабочих мест для инвалидов»). Одной из законодательных норм, направленных на увеличение рабочих мест для инвалидов, является квотирование (п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, абз. 6 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 19.04.1991 № 1032-1). Так, организации, среднесписочная численность которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые законодательством для приема на работу инвалидов (ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ). Причем невыполнение квоты по трудоустройству инвалидов обернется штрафами.

    От обязательного квотирования рабочих мест освобождаются только общественные организации инвалидов и созданные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Таким организациям выписать штраф за невыполнение квоты по инвалидам нельзя («Квоты при приеме на работу»).

    Игнорируешь закон – заплати штраф

    Итак, невыполнение квоты для приема на работу инвалидов заключается:

    • в несоздании (невыделении) рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
    • в неправомерном отказе в приеме на работу инвалида в пределах квоты.
    • За данное правонарушение на руководителя организации наложат штраф за невыполнение квоты по инвалидам. В 2017 году его размер составит от 5000 до 10000 рублей (ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, постановление Верховного суда РФ от 09.11.2011 №49-АД11-4).

      Однако федеральным штрафом дело не ограничится. Ведь законодательством субъектов Российской Федерации также предусмотрена ответственность за невыполнение квоты по инвалидам. Понятно, что в зависимости от региона размер установленного штрафа может отличаться.

      Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

      Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

      Прием на работу инвалидов в пределах квоты: что нужно знать работодателю

      В настоящей статье анализируется порядок проведения проверок по данным правонарушениям, правоприменительная практика по этой категории споров, а также даются некоторые рекомендации работодателям для того, чтобы избежать привлечения к ответственности. Однако прежде чем перейти к рассмотрению порядка проведения проверок, остановимся на том, что такое квотирование рабочих мест для инвалидов, и какие обязанности в этой области имеются у работодателя.

      Квота – минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории 3

      Нормативную базу для квотирования рабочих мест устанавливают два закона: прежде всего, Закон «О занятости в РФ» 4 , а также Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» 5 . В соответствии со ст. 13 Закона «О занятости в РФ» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. К сожалению, все затраты на организацию рабочих мест для данной категории работников ложатся на плечи работодателей. Более того, в соответствии с определением Верховного суда РФ от 11.05.2011 № 92-Г11–1 квотирование не распространяется на государственную службу.

      Как указал Верховный суд в своем определении, согласно ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поступление на гражданскую службу производится на конкурсной основе. В этой же статье дается перечень оснований, по которым конкурс не проводится. Такого основания, как наличие у претендента инвалидности, названным законом не предусмотрено. В ст. 16 указанного закона содержится перечень ограничений, связанных с гражданской службой, включающий в себя наличие заболевания, препятствующего поступлению на государственную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел права и ограничения прав на поступление и прохождение государственной гражданской службы.

      В ст. 21 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» указано, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%). Таким образом, следует внимательно изучить законодательство субъекта РФ о квотировании, поскольку им предоставлено право устанавливать квоту в размере не выше 3% среднесписочной численности сотрудников для работодателей, численность персонала у которых составляет не менее 35 и не более 100 человек.

      В справочной литературе дается рекомендация рассчитывать численность в порядке, предусмотренном статистической формой № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности» 6 . Так, в списочную численность персонала включаются наемные сотрудники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. Но эти указания утратили силу.

      Кроме того, следует обратиться к тексту закона субъекта РФ и выяснить, в сторону уменьшения или увеличения необходимо округлять число работников, подлежащих трудоустройству в счет квоты. Так, в Камчатском крае при определении количества рабочих мест в процентном соотношении десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения 7 ; в Москве – напротив, дробь округляется в сторону уменьшения.

      Неясным остается вопрос, включать ли в среднесписочную численность сотрудников, работающих в структурных подразделениях за пределами региона, где зарегистрирована головная организация. С одной стороны, авторы статей по вопросам квотирования цитируют определение ВАС РФ от 03.09.2012 № ВАС-11 395/12, в соответствии с которым расчет квоты производится без учета филиалов и представительств организации, расположенных в другой местности (за пределами муниципальных образований 8 ). М.А. Кокурина указывает, что квоту должны устанавливать компании, численность персонала которых с учетом всех подразделений, даже расположенных в других регионах, составляет более 100 человек 9 . При этом количество квотируемых мест надо определять исходя из среднесписочной численности работников в каждом подразделении. В данном случае автор статьи не согласен с мнением М. А. Кокуриной, поскольку в Законе г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» указано: работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Таким образом, имеет значение место расположения обособленных подразделений: если они находятся на территории столицы, то их численность включается в среднесписочную, если же за ее пределами – не включается.

      В связи с тем, что регулирование этого вопроса осуществляется на уровне субъекта РФ, и все законы в рамках настоящей статьи проанализировать невозможно, мы рекомендуем обратиться за разъяснениями в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ.

      Следует ли устанавливать квоты обособленным подразделениям организаций, численность которых превышает 100 человек? Решение этого вопроса зависит, прежде всего, от того, какие полномочия предоставлены руководителю данного структурного подразделения. Если он наделен правом приема и увольнения сотрудников, то обособленное подразделение обладает функциями работодателя и обязано самостоятельно резервировать рабочие места для инвалидов. Подтверждением этому служит следующий пример из судебной практики.

      На практике. Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги», мотивируя это тем, что ответчик не исполняет требования законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов. Суд первой инстанции принял доводы прокурора и обязал ОАО «РЖД» создать в Красноярском центре организации работы железнодорожных станций рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в размере 3% от среднесписочной численности работников, но не менее 4 рабочих мест, а также ежемесячно предоставлять в КГБУ «Центр занятости населения г. Красноярска» информацию о наличии вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

      ОАО «РЖД» обжаловало данное решение. Суд второй инстанции подтвердил решение нижестоящего суда, указав следующее.

      По делу установлено, что проведенная прокуратурой проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов Красноярским центром организации работы железнодорожных станций выявила нарушения требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов. Штатная численность указанного предприятия по состоянию на 14.04.2011 составляет 2157 человек. Предприятие является структурным подразделением Красноярской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» и находится в городе Красноярске. Размер установленной квоты по приему на работу инвалидов составляет 3% от среднесписочной численности сотрудников. Между тем, установленное количество квот для инвалидов не предоставляется, информация о количестве вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов в службу занятости населения не направляется.

      Доказательства того, что с учетом рода деятельности ответчика невозможно создать или выделить места для инвалидов в пределах установленной законом квоты, ответчиком в суд представлены не были.

      Довод ОАО «РЖД» о том, что Красноярский центр организации работы железнодорожной станции не является юридическим лицом и не должен выполнять требования законодательства о квотировании, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку, в соответствии с п. 13.3 Положения о Красноярском центре организации работы железнодорожных станций – подразделении Красноярской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», начальник центра осуществляет права и обязанности работодателя. Таким образом, обладая функциями работодателя и имея численность персонала более 100 человек, Красноярский центр организации работы железнодорожных станций обязан создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой 10 .

      Неурегулированным остался вопрос, включаются ли в среднесписочное количество рабочих мест места с вредными и (или) опасными условиями труда. Как указано в официальном разъяснении Федеральной службы по труду и занятости от 15.03.2013 (см. приложение), квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям различных форм собственности, в том числе организациям с вредными и тяжелыми условиями труда, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественных объединений инвалидов. Со ссылками на ст. 23 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», а также ст. 224 ТК РФ разъясняется, что организации не вправе при расчете квоты для приема на работу инвалидов исключать из среднесписочной численности работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

      В то же время в законах о квотировании некоторых субъектов РФ указано, что такие рабочие места не должны включаться в среднесписочную численность для расчета квоты (например, упоминавшийся выше закон Камчатского края). Поэтому рекомендуем обращаться за разъяснениями в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ.

      • организациям, среднесписочная численность работников которых не превышает 100 человек (если иной показатель не установлен законом субъекта Федерации, где зарегистрирована организация);
      • общественным объединениям инвалидов и образованным ими организациям, включая хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
      • Следующий вопрос, который не получил должного регулирования и вызывает многочисленные споры: когда считается законченной обязанность по квотированию – при приеме на работу инвалида либо при организации специальных рабочих мест, зарезервированных для таких лиц? На наш взгляд, следует руководствоваться законом субъекта РФ, в котором организация осуществляет свою деятельность. В частности, в Москве в Законе «О квотировании рабочих мест» от 22.12.2004 № 90 прямо указано: выполнением квоты для приема на работу считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

        Аналогичный вывод о законности таких положений в региональном законодательстве был сделан недавно в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 22 мая 2013 г. № 50-АПГ13–5.

        На практике. 9 июля 2009 г. Законодательным Собранием Омской области принят и 21 июля 2009 г. губернатором Омской области подписан Закон Омской области № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области» (далее – Закон). Статьей 6 Закона предусмотрена обязанность организаций квотировать рабочие места. В дальнейшем ст. 6 Закона была дополнена пунктом следующего содержания: «7. Обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов».

        ООО «Лузинское молоко» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим указанного пункта, ссылаясь на его противоречие ст. 20, 21 и 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», а также ст. 12, 13 и 25 Закона РФ «О занятости». По мнению заявителя, оспариваемая норма возлагает на работодателя дополнительную обязанность по поиску незанятых инвалидов для дальнейшего трудоустройства и выполнения установленной квоты, которая не предусмотрена федеральным законодательством.

        Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации рассмотрела дело и пришла к следующим выводам.

        В силу положений Закона РФ «О занятости» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся: принятие нормативных правовых актов субъектов РФ в области содействия занятости населения; осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок. Статьей 13 Закона РФ «О занятости» установлены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, в числе которых квота для приема на работу инвалидов.

        Из изложенного следует, что законодатель в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда инвалидов предусмотрел для них ряд гарантий трудовой занятости, в числе которых установление квоты для приема на работу. При этом работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и ее выполнения.

        Разрешая дело, суд, проанализировав федеральное законодательство и законодательство Омской области, отказал в удовлетворении заявления ООО «Лузинское молоко». При этом суд обоснованно исходил из того, что федеральным законом установлена обязанность работодателя не только создавать квотируемые рабочие места (должности), но и обеспечивать исполнение квоты. При этом квота устанавливается именно для приема на работу инвалидов. Следовательно, нельзя признать противоречащим Федеральному закону положение оспариваемого акта о том, что обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест и приема на них инвалидов. Иное означало бы необязательность заполнения данных рабочих мест, т. е. допустимость необоснованного отказа в приеме инвалидов на работу на указанные места, что по сути противоречило бы целям федерального законодательства в указанной сфере и не обеспечивало бы гарантий трудоустройства инвалидам…

        Как следует из содержания нормы, работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае его обязанность по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной. До приема на работу одним только созданием рабочего места цели федерального закона не могут быть признаны достигнутыми, поскольку обязанность приема на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов» и, являясь ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами, проистекает из смысла и целей этого Закона – обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей, что в социальном государстве призвано служить достижению целей социального мира и обеспечения достойного уровня жизни граждан.

        Повторимся, что работодатель обязан не только зарезервировать рабочие места для инвалидов, но и выполнить все необходимые действия для их заполнения. Кроме резервирования рабочих мест, создания специальных рабочих мест, работодатель обязан представить сведения о таких рабочих местах. Отсутствие данных сведений может стать основанием для проведения плановой проверки.

        Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 25 Закона РФ «О занятости» работодатель обязан ежемесячно представлять в органы службы занятости сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. С 8 марта 2013 г. в дополнение к указанным данным работодатель обязан также сообщать сведения о рабочих местах, которые были созданы или выделены для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих данные о таких рабочих местах. Ни примерная форма, ни содержание такого локального нормативного акта не разработаны, и многие региональные центры занятости рекомендуют создавать их в произвольной форме. Примерный образец подобного локального нормативного акта приведен ниже. Однако перед подачей таких сведений рекомендуем уточнить в региональном центре занятости форму и срок их предоставления.

        За невыполнение квот по приему на работу инвалидов придется заплатить

        Минтруд представил для обсуждения тексты новых законопроектов по содействию трудоустройству инвалидов.

        Один проект вносит изменения в сразу в несколько законов и касаются они системы квотирования приема на работу инвалидов. Напомним, что обязанность работодателей трудоустраивать инвалидов установлена Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов».

        Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

        В настоящее время выполнить требования по квотированию можно только путем приема на работу инвалидов. Законопроект предлагает дополнительный способ выполнения квоты — компенсационную выплату, которая пойдет в специальный фонд. Размер компенсационной выплаты будет устанавливаться региональными законодателями и составит не менее, чем 7800 рублей за один месяц.

        Несоблюдение правил квотирования лишит работодателя права участвовать в госзакупках, получать субсидии и нанимать на работу иностранных граждан.

        Второй законопроектвносит поправки в КоАП. Авторы проекта предлагают серьезно повысить штрафы для должностных лиц (с 5-10 тыс.рублей до 10-50 тыс.рублей) и ввести санкции для юридических лиц. Причем санкции для организаций за нарушение правил квотирования инвалидов будут очень серьезными — до 500 тыс.рублей.

        Подписывайтесь на главное от «Клерка» на Яндекс.Дзен. Самый умиротворяющий бухгалтерский сервис.

        Все о квотах на инвалидов

        «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2013, N 4

        ВСЕ О КВОТАХ НА ИНВАЛИДОВ

        Несмотря на нарушения здоровья, инвалидам, так же как и остальным людям, необходимо питаться, одеваться и проводить досуг. На все это требуются, как известно, немалые средства. Так почему же в настоящее время не все инвалиды могут трудиться? Каким образом государство способствует трудоустройству инвалидов в нашей стране? Что предпринимают для этого работодатели? Какова ответственность за нарушение законодательства в области занятости инвалидов? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в предлагаемой статье.

        Закон определяет инвалидов как лиц, имеющих нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью . Трудовая деятельность для инвалидов имеет некоторые ограничения по сравнению с другими работниками.

        См. ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон о социальной защите).

        Еще в 1993 г. на международном уровне Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций были приняты Правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Они провозглашали соблюдение принципа, в соответствии с которым инвалиды должны получить возможность осуществлять свои права, особенно в области занятости. Причем как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельности на рынке труда . Руководствуясь данными Правилами, государствам следует поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда. Такая поддержка может осуществляться с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление стимулируемых квот, резервируемое или целевое трудоустройство, предоставление ссуд или субсидий мелким предприятиям, нанимающим рабочих-инвалидов и пр.

        См. Правило 7 «Занятость» разд. II «Предпосылки для равноправного участия».

        В 2006 г. Организацией Объединенных Наций принята Конвенция о правах инвалидов , в ст. 27 которой установлена обязанность государств обеспечивать и поощрять реализацию прав на труд инвалидов путем принятия в законодательном порядке мер, направленных на запрет дискриминации по признаку инвалидности, защиту прав инвалидов наравне с другими, стимулирование их найма в частном секторе и т. д.

        Россия подписала Конвенцию 24.09.2008 (Распоряжение Президента РФ от 05.08.2008 N 450-рп) и ратифицировала ее (Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ). Для России документ вступил в силу с 25.10.2012.

        Исходя из установленных принципов главным для государств в области труда и занятости инвалидов является реализация их права на труд наравне с другими. Поэтому странам — участникам ООН надлежит принять ряд мер, направленных на предоставление возможности инвалидам работать без какой-либо дискриминации в благоприятных условиях труда, наравне с другими гражданами. Россия не является исключением.

        Квотирование рабочих мест

        Законом установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%) .

        От обязательного квотирования освобождаются лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов (ст. 21 Закона о социальной защите).

        Каждый субъект РФ, следуя установленным нормам федерального законодательства, самостоятельно устанавливает квоту, действующую именно в этом субъекте. Так, ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест» (далее — Закон г. Москвы) обязывает работодателей, осуществляющих деятельность на территории г. Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливать квоту в размере 4% от среднесписочной численности работников, среди которых 2% — для трудоустройства инвалидов.

        При этом работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории г. Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.

        Таким образом, организации, отвечающие требованиям ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы, а именно осуществляющие деятельность на территории г. Москвы и имеющие среднесписочную численность работников более 100 человек, обязаны соблюдать этот Закон в части создания или выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов. По такому же принципу организации обязаны соблюдать законодательство о правах инвалидов на труд и в других субъектах Федерации. А каким образом они обязаны это делать, вы узнаете в следующем разделе.

        Обязанности работодателя по трудоустройству инвалидов

        Обязанности работодателей в области трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой определены ст. 24 Закона о социальной защите. Так, работодатели обязаны:

        — создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

        — создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

        — предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

        К сведению. Следует отметить, что до 01.01.2005 действовала ч. 4 ст. 21 Закона о социальной защите , обязывающая работодателей в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов ежемесячно вносить в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определялись органами государственной власти субъектов.

        Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ ч. 4 ст. 21 Закона о социальной защите была отменена.

        Таким образом, работодатели обязаны соблюдать указанные выше нормы законодательства о социальной защите и занятости инвалидов, внесение же платы в бюджет субъектов РФ с 1 января 2005 г. стало не обязанностью, а правом работодателя (при этом не во всех субъектах РФ предусмотрено такое право). К примеру, в п. 2.34 Московского трехстороннего соглашения на 2013 — 2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 12.12.2012 указано, что для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов работодатели ежемесячно добровольно делают взнос в бюджет г. Москвы за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалидов в размере прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного Правительством Москвы на день его уплаты.

        Соответственно, внесение такой платы не освобождает работодателя от обязанности в пределах установленной квоты создавать специальные рабочие места и принимать на работу инвалидов. Однако на практике бывает, что работодатели от незнания или по ошибке отправляют компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в местный бюджет вместо соблюдения норм Закона о квотировании. Безусловно, это не освобождает их от ответственности за несоблюдение законодательства о занятости инвалидов. Хотя, надо сказать, в случае ошибки вернуть уплаченные денежные средства вряд ли представится возможным. Подтверждением тому является позиция суда, изложенная в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.02.2008 N А19-12517/07-Ф02-397/08.

        Итак, рассмотрим подробнее обязанности работодателей.

        Создание рабочих мест

        Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. При этом минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (ст. 22 Закона о социальной защите).

        Например, в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона г. Москвы рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане соответствующей категории, в частности инвалиды. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных органов исполнительной власти г. Москвы в области занятости населения и социальной защиты населения, а также общественных организаций инвалидов.

        И наконец, выполнением квоты для приема на работу считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней (ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы).

        Создание условий труда

        Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ст. 23 Закона о социальной защите). Так, не допускается установление в коллективных или трудовых договорах условий труда инвалидов, ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. В частности:

        — для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда (при этом должно учитываться медицинское заключение, выданное в соответствии с законодательством);

        — привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные, нерабочие праздничные дни и в ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья (следует учитывать медицинское заключение, выданное в соответствии с законодательством);

        — инвалидам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней (кроме того, на основании письменного заявления работника работодатель обязан предоставить инвалиду отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году ).

        См. также ст. 92 ТК РФ.

        См. также ст. ст. 99, 113 ТК РФ.

        См. ст. 128 ТК РФ.

        Отметим, что зачастую работодатели отказывают инвалидам в приеме на работу, например в связи с наличием противопоказаний к выполнению определенной работы, основываясь на документах, представляемых инвалидами. Так, документом, подтверждающим факт установления инвалидности, является справка учреждения медико-социальной экспертизы , содержащая информацию о том, какая группа инвалидности присвоена обратившемуся лицу, на какой срок и др. Также для инвалидов данным учреждением разрабатывается индивидуальная программа реабилитации на основании ч. 1 ст. 11 Закона о социальной защите, содержащая среди прочего информацию о степени ограничения способности к трудовой деятельности, мероприятия профессиональной реабилитации, рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда и др. Причем эта программа является обязательной для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2 ст. 11 Закона о социальной защите). В то же время для инвалида она носит рекомендательный характер. Поэтому если работник откажется от ее реализации, то работодатель не будет нести ответственность за ее неисполнение (ч. 7 ст. 11 Закона о социальной защите).

        Форма справки утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н.

        Форма программы утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 N 379н.

        Тогда справедлив вопрос: обязан ли инвалид при приеме на работу представлять работодателю упомянутые документы, учитывая их отсутствие в перечне документов (ч. 1 ст. 65 ТК РФ)? Безусловно, не обязан, особенно если учесть предвзятое отношение работодателей к приему на работу инвалидов. Тем не менее, если работодателем является госорган, он вправе в отдельных, предусмотренных нормативными правовыми актами случаях с учетом специфики работы потребовать представить документы, подтверждающие состояние здоровья кандидата на определенную должность, где состояние здоровья имеет значение. В свою очередь, работодатель — юридическое лицо не может требовать при приеме на работу представления дополнительных документов. Но в любом случае он должен оценивать кандидата на вакантную должность исключительно по его деловым качествам.

        Если работодатель откажет инвалиду в приеме на работу по обстоятельствам, не связанным с его деловыми качествами, то такой отказ можно будет оспорить в суде (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

        Сообщение о выполнении квоты

        Из п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» следует, что работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

        — сведения о применении в отношении данного работодателя процедур несостоятельности (банкротства), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

        — информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

        На практике порядок представления органам занятости информации о выполнении квот устанавливается законодательством субъекта РФ.

        В Москве, к примеру, в соответствии со ст. 4 уже упомянутого Закона г. Москвы работодатели обязаны ежеквартально представлять органу исполнительной власти г. Москвы, координирующему работу по квотированию рабочих мест, информацию о выполнении квоты в порядке, установленном Правительством Москвы. В свою очередь, п. 2.9 Постановления Правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве» (далее — Постановление N 742-ПП) предусматривает порядок представления такой информации, а именно: работодатели сообщают в Центр квотирования ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о выполнении установленной квоты по форме N 1-квотирование, утвержденной Департаментом труда и занятости населения г. Москвы , координирующим работу по квотированию рабочих мест в г. Москве, и согласованной с Мосгорстатом.

        Приказ Департамента труда и занятости населения г. Москвы от 01.03.2012 N 119.

        К сведению. Работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в государственном учреждении г. Москвы «Центр квотирования рабочих мест» на основании п. 2.1 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденного Постановлением N 742-ПП. При этом работодателям необходимо учитывать, что отсутствие факта постановки на учет в Центре квотирования не освобождает их от выполнения норм законодательства о квотировании.

        Приведем пример заполнения первой страницы данной формы, содержащей сведения о выполнении установленной квоты.

        │ РЕГИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ │

        │ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ГАРАНТИРУЕТСЯ ПОЛУЧАТЕЛЕМ ИНФОРМАЦИИ │

        │Общество с ограниченной ответственностью │ ИНН │7│7│2│9│0│3│2│3│4│1│

        │ул. Профсоюзная, д. 34, г. Москва, 117437 │

        │ │ГКУ «Центр квотирования» │2│4│2│1│ │ │ │

        Сведения о выполнении установленной квоты

        и движении денежных средств

        за —- квартал 20— года

        │Представляют: │Срок представления: │ Квартальная

        │Работодатели или их представители │не позднее 30 числа │ Приложение 1 к приказу

        │(филиалы, цеха, участки и другие), │после отчетного │ Департамента труда и занятости

        │осуществляющие деятельность на территории │квартала │ населения города Москвы

        │города Москвы, в территориальные отделы │ │ от 1 марта 2012 г. N 119

        │Государственного казенного учреждения │ │

        │города Москвы «Центр квотирования рабочих │ │

        │мест» по месту государственной регистрации│ │

        организации по ОКПО

        Код вида деятельности

        Наименование основного вида

        деятельности по ОКВЭД

        Заполняет отчитывающаяся сторона

        Сведения о трудоустройстве граждан в счет установленной квоты

        Среднесписочная численность работников:

        за 1-й месяц отчетного квартала

        за 2-й месяц отчетного квартала

        за 3-й месяц отчетного квартала

        Размер установленной квоты:

        1-й месяц отчетного квартала

        2-й месяц отчетного квартала

        3-й месяц отчетного квартала

        Работало на квотируемых рабочих местах:

        в 1-м месяце отчетного квартала

        во 2-м месяце отчетного квартала

        в 3-м месяце отчетного квартала

        Не трудоустроено в счет установленной

        квоты, всего (стр. 11 + 12 + 13):

        в 1-м месяце отчетного квартала (стр. 04

        во 2-м месяце отчетного квартала (стр. 05

        в 3-м месяце отчетного квартала (стр. 06

        Движение работников, трудоустроенных в счет установленной квоты

        Работало в счет установленной квоты на

        начало отчетного квартала

        Выбыло в течение отчетного квартала

        Принято в счет установленной квоты в

        течение отчетного квартала

        Потребность в работниках для

        трудоустройства в счет установленной

        квоты на конец отчетного квартала

        Работает сверх установленной квоты на конец отчетного квартала 0

        Справка 2: из стр. 09 гр. 5 численность работающих:

        1. Лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

        родителей, в возрасте до 23 лет — чел.

        2. Граждан в возрасте от 18 до 24 лет из числа выпускников учреждений

        начального и среднего профессионального образования из числа лиц, ищущих

        работу впервые, — чел.

        3. Граждан в возрасте от 21 до 26 лет из числа выпускников учреждений

        высшего профессионального образования из числа лиц, ищущих работу впервые,

        Кто проверяет и привлекает к ответственности

        В части устройства на работу инвалидов работодателей контролируют органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия РФ в области содействия занятости населения (непосредственно государственные гражданские служащие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации). Об этом говорит п. 2 Административного регламента исполнения государственной функции контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утвержденного Приказом Минздрава России от 01.11.2011 N 1314н (далее — Регламент). Например, в Москве таким органом является Департамент труда и занятости населения г. Москвы.

        Регламентом определены сроки и последовательность административных процедур (действий) при реализации полномочия по осуществлению контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты . Так, данными уполномоченными органами могут проводиться плановые и внеплановые проверки — выездные и документарные в порядке, определенном п. п. 6.1 — 9 Регламента. Проверяющие при осуществлении контрольных мероприятий вправе:

        — посещать организации, численность работников которых составляет более 100 человек, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности при предъявлении копии приказа (распоряжения) органа исполнительной власти субъекта РФ о проведении проверки и служебного удостоверения;

        — запрашивать документы и материалы по вопросам, относящимся к предмету проверки, а также письменные объяснения руководителя организации или его уполномоченного представителя по вопросам, относящимся к предмету проверки;

        — проводить беседы с руководителем и (или) работниками организации по вопросам, относящимся к предмету проверки;

        — привлекать к проведению плановой выездной проверки экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с организацией, в отношении которой проводится проверка.

        См. п. 3 Регламента.

        См. п. 5.1 Регламента.

        В свою очередь, руководители и работники проверяемой организации при проведении в отношении них проверки вправе:

        — непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

        — получать от проверяющих лиц информацию, которая относится к предмету проверки;

        — знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями сотрудников, уполномоченных на проведение проверки;

        — обжаловать действия (бездействие) проверяющих, повлекшие нарушение их прав при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

        И в то же время обязаны:

        — представлять запрашиваемые сотрудниками, уполномоченными на проведение проверки, документы и материалы, а также устные и письменные объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

        — обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих лиц в здание и другие служебные помещения организации;

        — предоставить служебное помещение для проведения проверки, оборудованное компьютерами, оргтехникой, средствами связи, включая Интернет.

        По результатам проверки составляется акт, а также протокол об административном правонарушении в случае выявления нарушений законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов при осуществлении организацией приема на работу инвалидов . Кстати, действия (бездействия) работников и должностных лиц данного органа и их решения могут быть обжалованы в досудебном порядке путем обращения в письменной форме или в форме электронного документа, а также в устной форме (при личном приеме) непосредственно в данный госорган, Федеральную службу по труду и занятости, Министерство здравоохранения и социального развития РФ .

        См. п. 9 Регламента.

        См. п. 99 Регламента.

        К сведению. Регламентом установлены максимальные сроки проведения проверки:

        — не более 10 дней — для плановой и внеплановой выездных проверок;

        — не более 15 дней — для плановой и внеплановой документарных проверок .

        См. п. п. 27 — 31 Регламента.

        Причем по решению руководителя уполномоченного госоргана сроки проведения проверок могут быть продлены, но не более чем на 15 дней.

        За нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости предусматривается административная ответственность должностных лиц в виде штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. — за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ).

        Субъекты РФ, в свою очередь, также могут устанавливать ответственность за несоблюдение работодателями законодательства в области занятости инвалидов. Например, в Москве за невыполнение работодателем установленной законодательством г. Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест установлена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»). В связи с недавним повышением размера штрафов в КоАП РФ ожидаются аналогичные изменения в столичном Законе.

        Кроме того, в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно за представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.16, ч. 4 ст. 14.28, ст. ст. 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.8 КоАП РФ, работодатель может быть привлечен к ответственности в виде наложения административного штрафа на должностных лиц — от 300 до 500 руб., на юридических лиц — от 3000 до 5000 руб. Нельзя не отметить, что судебная практика по вопросу привлечения к ответственности работодателей за отказ в приеме на работу инвалидов, а также за несообщение о выполнении квоты в уполномоченный госорган отнюдь не велика. Это можно объяснить прежде всего тем, что инвалиды являются более уязвимыми по сравнению с другими людьми, претендующими на те или иные должности в организациях. Поэтому в случае отказа инвалиду в приеме на работу независимо от того, обоснован он был или нет, он с большей степенью вероятности не будет обращаться в суд или не сможет это сделать по состоянию здоровья. А действовать через представителя могут далеко не все, поскольку это требует серьезных материальных затрат. Поэтому фактически получается, что работодатели стараются найти любой повод для отказа в приеме на работу инвалида во избежание лишних для себя проблем. Конечно же, такой подход не выдерживает никакой критики, особенно по сравнению с аналогичной ситуацией в развитых странах.

        Напомним, что форма справки утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н.

        Тем не менее практика привлечения работодателей к ответственности все же имеется.

        Судебная практика. Примером тому может служить Постановление Верховного Суда РФ от 09.11.2011 N 49-АД11-4, которым рассмотрено дело по жалобе индивидуального предпринимателя. Индивидуальный предприниматель был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 руб. Посчитав принятые в отношении него судебные акты незаконными, он обратился в Верховный Суд РФ с надзорной жалобой, в которой просил отменить эти судебные постановления. Однако, как было установлено судом, в ходе проверки индивидуального предпринимателя уполномоченным госорганом были выявлены нарушения законодательства о занятости населения, а именно им было отказано в приеме на работу пяти инвалидам, направленным ему центром занятости населения в счет квоты, установленной приказом уполномоченного госоргана в области занятости населения. Таким образом, оснований для отмены принятых судебных актов в отношении индивидуального предпринимателя не было и Верховный Суд РФ предпринимателю в удовлетворении жалобы отказал.

        В настоящее время далеко не все работодатели соблюдают законодательство о занятости инвалидов, принимая во внимание тот факт, что проверки в отношении них проводятся редко или не проводятся вообще. Ведь госорганы не имеют возможности следить за соблюдением законодательства конкретным работодателем каждый день. Работодатели, в свою очередь, этим активно пользуются и практически не волнуются, поскольку, даже если их признают виновными и привлекут к ответственности, размеры штрафов не так велики, если не сказать смехотворны, для организаций с численностью работников более 100 человек.

        Мнение. Александр Айдаев, юрист-трудовик

        Специальное рабочее место для инвалида

        Как было сказано, трудоустройство инвалида влечет дополнительные обязанности для работодателя. Он должен создать сотрудникам-инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 224 ТК РФ).

        В помещении организации, где будут трудиться такие работники, должны быть созданы специальные рабочие места для инвалидов. Согласно ст. 22 Закона о социальной защите специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

        Другими словами, рабочее место для сотрудника-инвалида должно быть оборудовано специальными техническими приспособлениями с учетом его индивидуальных возможностей. Скажем, если работник использует инвалидную коляску, то для него придется установить пандусы, а также расширить дверные проемы. Если это слабослышащий или слабовидящий сотрудник, то необходимо потратиться на специальное оборудование для таких людей. Например, установить на рабочее место дополнительные световые кнопки вызова, на компьютер — специальное программное обеспечение с включением субтитров, диктофоном, управлением для клавиатуры, экранной лупой и т. п.

        Причем удобства должны быть созданы не только на самом рабочем месте, но и в других необходимых для такого сотрудника помещениях. Скажем, для инвалидов, ставших таковыми вследствие нервно-психических заболеваний:

        — в опасных местах (лестничные клетки, др.) должны быть оборудованы специальные ограждающие устройства. Для остекления окон следует использовать небьющиеся стекла;

        — в офисах нужно организовать отдельные от общих столовые, буфеты, комнаты приема пищи;

        — санузлы не должны иметь запоров и должны быть оборудованы унитазами со спуском воды при помощи напольной педали;

        — в душевых (при необходимости) следует предусмотреть общий смеситель для горячей и холодной воды .

        Пункт 6.3 Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30, далее — Санитарные правила.

        Общие требования к особенностям организации рабочих мест для инвалидов в зависимости от заболевания, ставшего причиной инвалидности, содержатся в Санитарных правилах. Кстати, Правительство РФ в настоящее время разрабатывает единые требования к рабочим местам для инвалидов, так что, возможно, в ближайшее время будут добавлены новые требования.

        Документ этот довольно объемный и разъясняет различные аспекты организации условий труда для сотрудников-инвалидов. Так, согласно п. 4.1 Санитарных правил проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должны осуществляться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.

        Специальное рабочее место инвалида должно обеспечивать безопасность труда, работу с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками; исключать возможность ухудшения здоровья или травмирования инвалида.

        Работодателю следует обратить внимание на показанные условия труда для трудоустройства работников с ограниченными возможностями (п. 4.3 Санитарных правил). В частности, следует организовать:

        — оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды по физическим (шум, вибрация, инфразвук, электромагнитные излучения, пыль, микроклимат), химическим (вредные вещества, вещества-аллергены, аэрозоли и др.) и биологическим (микроорганизмы, включая патогенные, белковые препараты) факторам;

        — работу с незначительной или умеренной физической, динамической и статической нагрузкой, в отдельных случаях — с выраженной физической нагрузкой;

        — работу преимущественно в свободной позе, сидя с возможностью смены положения тела, в отдельных случаях — стоя или с возможностью ходьбы;

        — рабочее место, соответствующее эргономическим требованиям;

        — работу, не связанную со значительными перемещениями (переходами).

        Более того, расстановка оборудования и мебели на рабочих местах инвалидов должна обеспечивать безопасность и комфортность труда. Скажем, расположение станков, оборудования и мебели на рабочем месте, предназначенном для труда инвалида, пользующегося для передвижения креслом-коляской, должно обеспечивать возможность подъезда и разворота инвалидной коляски, а на рабочем месте слепого и слабовидящего — возможность работы без помех от передвижений в помещении других работников. Для удобного нахождения своего рабочего места слепым работником станки, оборудование или мебель должны быть снабжены тактильными ориентирами. Оргтехоснастка рабочих мест для инвалидов (рабочие столы, верстаки, стеллажи, шкафы) должны соответствовать антропометрическим данным исполнителя (зависеть от роста работника).

        Отметим, что Санитарные правила распространяются на все отрасли экономической деятельности организации всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, в которых применяется труд инвалидов (п. 1.3 Санитарных правил). Причем за их нарушение в соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ должностное лицо организации понесет штраф в размере от 500 до 1000 руб., предприниматель — аналогичный размер штрафа или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, а юридическое лицо — штраф от 10 000 руб. до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

        Конечно, прием на работу инвалида повлечет дополнительные расходы. Часто работодатели не обеспечивают соблюдение санитарных норм в отношении обычных работников, что уж говорить об инвалидах. Однако имейте в виду, что с 2010 г. организациям возмещаются затраты на оборудование (оснащение) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере фактических расходов, подтвержденных платежными документами. В 2013 г. максимальная сумма возмещения составляет 66,2 тыс. руб. на одно постоянное рабочее место по факту трудоустройства на него инвалида (Постановление Правительства РФ от 15.12.2012 N 1307 «О предоставлении и распределении в 2013 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»). Заметим, что сумма эта постоянно растет. Например, в 2010 г. она составляла 30 тыс. руб., в 2011 и 2012 гг. — 50 тыс. руб.

        Гарантии при переводе и сокращении

        Остановимся еще на одном важном моменте. Помимо перечисленных гарантий ТК РФ устанавливает еще несколько, касающихся уже работающих инвалидов. Так, ст. 73 ТК РФ регламентирует вопросы перевода сотрудника на другую работу в соответствии с медицинским заключением, например в случае установления временной нетрудоспособности. Если подобная необходимость возникнет, то работодатель обязан с письменного согласия такого сотрудника перевести его на другую работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья.

        Обратите внимание: если сотрудник в соответствии с медицинским заключением нуждается во временном переводе на другую работу на срок до четырех месяцев, но отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то последний должен отстранить работника от работы с сохранением ему места работы (должности) на весь указанный в медицинском заключении срок. Причем в период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется (за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором).

        Если же в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор может быть прекращен в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

        Кроме того, ч. 2 ст. 179 ТК РФ зафиксировала гарантию для работника с ограниченными возможностями при расторжении трудового договора. При сокращении численности и (или) штата работников преимущественное право на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации предоставляется в том числе работникам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание в период работы в данной организации, а также инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий по защите Отечества.

        Смотрите так же:

        • Выплаты к пенсии в октябре 2014 График выплаты пенсий в октябре 2015 года График выплаты пенсий в октябре 2015 года повсеместно по России немного изменился. Об этом было сообщено еще в начале августа. Тогда ПФР, в рамках проведения незначительного эксперимента по переносу сроков выплаты […]
        • Ргату методические пособия Ргату методические пособия Факультет заочного обучения Информационно - справочная система факультета заочного обучения Противодействие терроризму и экстремизму Начальник Учебного управления Рыбинского Университета - Горшкова Ю.Б. Тел. (4855) 22-29-12 […]
        • Льготы в подмосковье матерям одиночкам Новые льготы одиноким матерям, проживающим в Московской области В советское время статус одиночки был зазорным для женщин, и они старались скрыть свое положение перед соседями и редко оформляли причитающиеся им пособия и льготы. Сейчас общество более терпимо […]
        • Юрист лиговский 89 Избавьтесь от долгов законно и навсегда Запишитесь на бесплатную консультацию, начните решать проблемы с долгами прямо сейчас Михаил Долбилин Генеральный директор Перестали платить по кредитам и займам Кредиторы взыскивают долг через суд Приставы […]
        • Палубные работы на судах 25. Индивидуальные средства защиты, применяемые на судах. Снаряжение пожарного. Для каких целей применяются асв. Гидрокостюм- это костюм, уменьшающий потерю тепла телом человека в холодной воде. Защитный костюмпредназначен для использования членами экипажа […]
        • Если нет страховки у пострадавшего при дтп Выплатят ли возмещение, если у пострадавшего нет страховки ОСАГО? Выплата при отсутствии у потерпевшего полиса ОСАГО Относительно небольшой штраф 800 рублей и отмена снятия номеров за отсутствие страховки "сглаживает" наказание. Однако, расплата за это […]
        • Стаж для женщин при выходе на пенсию Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению Минимальный трудовой стаж для начисления трудовой пенсии в России Пенсионная система России неоднократно подвергалась корректировкам. Ввиду новых изменений становится актуальным […]
        • Приказ 1014 от 30082013 года минобрнауки Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного […]