Закон о валютном регулировании и валютном контроле действующий

Содержание:

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ ст 23 (ред. от 03.08.2018)

Статья 23. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

1. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

2. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

3. Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается:

1) для представления федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации;

2) для представления агентам валютного контроля — Центральным банком Российской Федерации.

4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций, в том числе оформляемые и выдаваемые банками, расположенными за пределами территории Российской Федерации;

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

12) паспорт сделки.

13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

14) документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц — резидентов за пределами территории Российской Федерации, документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации;

15) договоры финансирования под уступку денежного требования (факторинга), указанные в части 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, и (или) договоры о последующей уступке денежного требования;

16) письменные уведомления об уступке (последующей уступке) денежного требования финансовому агенту (фактору);

17) документы, подтверждающие совершение операций и расчетов в соответствии с частью 5 статьи 19 настоящего Федерального закона;

18) документы, подтверждающие факт временного пребывания в иностранном государстве сотрудников (работников) дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, выехавших совместно с ними членов их семей (супруг, супруга, дети, не достигшие возраста восемнадцати лет, дети старше этого возраста, ставшие инвалидами до достижения ими возраста восемнадцати лет), а также граждан Российской Федерации, являющихся сотрудниками международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, выдаваемые соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и международными организациями;

19) договоры страхования, указанные в части 4 статьи 19 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие заключение сделок, указанных в части 4.1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и иные связанные с ними документы, в том числе подтверждающие совершение операций и расчетов.

5. Органы и агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления органам и агентам валютного контроля. По запросу органа валютного контроля или агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются органам и агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае, если проведение такой операции нарушит положения статьи 9, и (или) статьи 12, и (или) статьи 14 настоящего Федерального закона, положения других актов валютного законодательства Российской Федерации, со ссылкой на соответствующее положение акта валютного законодательства Российской Федерации, которому проведение такой операции противоречит, а также в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов, либо представления им документов, не соответствующих требованиям настоящего Федерального закона. Решение об отказе в осуществлении валютной операции сообщается лицу в письменной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения решения об отказе.

Оригиналы документов принимаются органами и агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные соответственно органом валютного контроля или агентом валютного контроля копии.

Одни и те же документы представляются резидентами и нерезидентами органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, непосредственно истребовавшим соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах. Указанное положение не распространяется на случаи утраты представленных документов вследствие непреодолимой силы. В случае изменения сведений, указанных в представленных документах, резидент или нерезидент обязан сообщить об этом соответствующему органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, представив необходимые документы, подтверждающие соответствующие изменения. Для подтверждения фактов у резидентов и нерезидентов могут быть истребованы только те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота. В этом случае составления отдельных документов специально для целей валютного контроля не требуется, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 06.12.2011 N 406-ФЗ.

6.1. Таможенные органы передают в электронном виде информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Таможенные органы передают в электронном виде информацию, предусмотренную настоящей частью, уполномоченным банкам не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами Российской Федерации товаров.

7. Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

8. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны соблюдать в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала им известна при осуществлении их полномочий.

8.1. Представление и передача документов и информации, связанных с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов, одним органом валютного контроля другому органу валютного контроля, органом валютного контроля агенту валютного контроля, агентами валютного контроля органам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала им известна при осуществлении их полномочий.

8.2. Представление и передача документов и информации агентами валютного контроля таможенным и налоговым органам и таможенными и налоговыми органами агентам валютного контроля в объеме и порядке, указанных в частях 13 — 16 настоящей статьи, не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна таможенным и налоговым органам и агентам валютного контроля при осуществлении их полномочий.

9. Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

1) в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

2) в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

9.1. Уполномоченные банки и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении юридическим лицом — резидентом требований статьи 19 настоящего Федерального закона передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к этому лицу, соответствующую ведомость банковского контроля по состоянию на дату выявления нарушения.

10. Уполномоченные банки, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и профессиональные участники рынка ценных бумаг передают информацию в соответствии с частями 9 и 9.1 настоящей статьи в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

11. Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

12. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

13. В целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов уполномоченные банки и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам имеющиеся в их распоряжении заверенные надлежащим образом копии документов при условии, что запрошенные документы входят в перечень документов, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.

14. Запрос таможенного или налогового органа о представлении копий указанных в части 13 настоящей статьи документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации или актов органов валютного регулирования с указанием соответствующего нормативного правового акта и известных соответственно таможенному или налоговому органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения), а также информации, необходимой для идентификации резидента, и срока исполнения запроса, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

15. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, передает уполномоченным банкам и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агентам валютного контроля по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями информацию о соответствии (несоответствии) сведений в представленных резидентами в уполномоченный банк или государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» таможенных декларациях на товары, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации, сведениям о совершении таможенных операций в отношении товаров, имеющимся в распоряжении таможенных органов. Срок исполнения запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией, предусмотренный настоящей частью, осуществляется в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

16. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, передает уполномоченным банкам и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агентам валютного контроля по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов информацию, подтверждающую уведомление (неуведомление) налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации. Срок исполнения запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией, предусмотренный настоящей частью, осуществляется в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

17. При осуществлении обмена информацией в электронном виде в соответствии с настоящим Федеральным законом органы и агенты валютного контроля обеспечивают защиту информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Президент подписал закон о валютном контроле

Глава государства Нурсултан Назарбаев подписал Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле», передает Kazpravda.kz со ссылкой на пресс-службу Президента РК.

Закон направлен на совершенствование валютного регулирования и контроля.

Также Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля, риск-ориентированного надзора за деятельностью финансовых организаций, защиты прав потребителей финансовых услуг и совершенствования деятельности Национального Банка Республики Казахстан», направленный на приведение законодательства в соответствие с Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле», а также на совершенствование законодательства о банковской деятельности.

Как ранее отмечал председатель Национального банка РК Данияр Акишев, документом определяется перечень валютных операций, имеющих признаки вывода денег из страны.

«Это предоставление резидентом финансового займа нерезиденту, не предусматривающего погашения путем зачисления денег на счета в Казахстане; предоставление нерезидентом финансового займа резиденту, не предусматривающего перевод денег на счета в Казахстане; предоставление резидентом беспроцентного финансового займа неаффилированному нерезиденту на срок свыше 720 дней. А также операции по оплате экспорта или импорта со сроком репатриации свыше 720 дней», – сказал Данияр Акишев.

По его словам, такие операции будут осуществляться банками только при представлении резидентом разрешения на передачу информации органам валютного контроля.

Также, по его информации, в целях противодействия выводу денег предусматривается активное взаимодействие с органом государственных доходов, в том числе информационное. Так, закон предусматривает право на передачу информации по валютным операциям, содержащей банковскую тайну, Комитету государственных доходов.

«Почему особое внимание уделяется вопросам информационного взаимодействия? Потому что невозможно только нормами закона обеспечить контроль за выводом капитала. Вывод капитала может осуществляться нелегальными способами или маскируясь под законные сделки. Прямые ограничительные меры могут ухудшить инвестиционный климат и условия ведения бизнеса для добросовестных предпринимателей. Это также неприемлемо в рыночной экономике», – сказал он.

Также, согласно закону, филиалы иностранных организаций в Казахстане будут признаваться в качестве резидентов. По действующему законодательству филиалы иностранных организаций являются нерезидентами.

«Это позволяет им осуществлять валютные операции внутри Казахстана при операциях с резидентами. Для казахстанских компаний – это запрещено», – аргументировал норму глава Нацбанка.

В этой связи предлагается перевести расчеты филиалов иностранных организаций с казахстанскими компаниями на тенге. Изменения не затрагивают компании, деятельность которых регулируется соглашениями, заключенными от имени государства. Они останутся в статусе нерезидента.

Кроме того, закон предусматривает расширение охвата валютных операций мониторингом с одновременным упрощением процедур сбора информации о валютных операциях.

«Сложные режимы регистрации и уведомления будут отменены. Вместо них вводится единая учетная регистрация валютных договоров. Критерием для учетной регистрации будет сумма и предмет договора. В этих условиях банкам не потребуется определять, какой режим валютного регулирования, регистрация или уведомление распространяется на валютную операцию. Поэтому сократятся сроки обслуживания банками платежей по валютным операциям», – сказал Данияр Акишев.

Законом также предоставляется право небанковским обменным пунктам на покупку и продажу золотых мини-слитков, выпущенных Национальным банком.

Также в понятие «валютные операции» включена передача валютных ценностей в доверительное управление либо на основании договора об оказании брокерских услуг, приобретение и погашение резидентом электронных денег, выпущенных нерезидентом, и наоборот. Кроме того, профессиональным участникам рынка ценных бумаг предоставлено право покупать и продавать безналичную иностранную валюту на внутреннем валютном рынке.

ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Валютный контроль — контроль Правительства РФ над соблюдением законодательства «О валютах» при осуществлении ряда операций с валютными денежными средствами.

Федеральный закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» рассматривает следующие вопросы:

  • Важность обеспечения необходимыми экономическими условиями в государственной политике;
  • Невозможность вмешиваться в валютные операции Правительству РФ без обоснованных причин;
  • Обеспечение единства внешней и внутренней политики на финансовом рынке РФ;
  • Объединение системы контроля;
  • Обеспечение защиты прав и интересов участников при осуществлении финансовых операций.
  • Из-за строгого ведения рынка часто возникает черная сторона торговли. Контролируемая валюта выгодно обменивается на черном рынке. Государственный курс сильно отличается от реального. В результате появляется отдельная экономическая область теневого рынка обмена денежных средств. Поэтому Правительство стремится создать более эффективный контроль.

    Описание ФЗ-173

    Настоящий Федеральный закон «О валютных операциях РФ» определяет принципы валютного контроля и устанавливает правовые основы. Также перечисляет полномочия органов финансового рынка, определяются обязанности и права резидентов в отношении пользования, владения и распоряжения денежными средствами в РФ и внутренними ценными бумагами за пределами государства.

    Валютное законодательство РФ состоит из основ настоящего Федерального закона и других нормативно правовых актов контроля. Специальные законодательные органы издают соответствующие правовые акты в области контроля.

    Международные договоры РФ применяются к отношениям, которые описаны в статье 2 настоящего ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле в последней редакции». Но существуют и исключения. Например в ситуации, когда необходимо применить издание внутригосударственного акта законодательства РФ.

    Закон был принят Государственной Думой 21 ноября 2003 года, а одобрен Советом Федерации спустя 5 дней того же года. Последние изменения были внесены 3 июля 2016 года.

    Краткое содержание Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»:

    • Глава 1 — Описывает общие положения настоящего Федерального закона;
    • Глава 2 — Определяет виды регулирования денежных средств;
    • Глава 3 — Описывает методы по повышению эффективности работы валютного рынка;
    • Глава 4 — Определяет виды контроля;
    • Глава 5 — Содержит заключительные приложения.
    • Настоящий Федеральный закон описывает общие положения, определяет виды регулирования денежных средств и повышает эффективность работы валютного рынка.

      Основное в законе о валютных операциях

      В настоящем Федеральном законе определяются органы валютного контроля в Российской Федерации. Таковыми являются:

      • Центральный банк Российской Федерации;
      • Правительство Российской Федерации.
      • Порядок проведения транзакций и использования счетов может быть не установлен органами валютного контроля. В таком случае открываются счета, по которым проводятся финансовые операции без ограничений. Если устанавливаются условия по использованию определенных счетов, участник не сможет дополнительно ввести ограничения, если они не предусматриваются настоящим Федеральным законом.

        Центральный банк РФ самостоятельно устанавливает одинаковые формы контроля, учета и отчетности по транзакциям. Также определяется срок и порядок их предоставления. Кроме того, банковская организация самостоятельно подготавливает и публикует статистические данные, которые связаны с валютными операциями.

        Основная цель настоящего Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»- организация единой государственной политики. Сюда относится и устойчивость валюты РФ, и стабильность внутреннего валютного рынка РФ. Эти факторы влияют на развитие национальной экономики и международное экономическое сотрудничество.

        Чтобы проанализировать законодательные положения и ознакомиться с внесенными изменениями, скачайте закон по ссылке.

        Последние изменения 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

        Как уже говорилось выше, последние изменения были осуществлены 3 июля 2016 года. Изменения были внесены в статьях 20, 22 и 23.

        Статья 20

        В части 6 настоящего закона слово «и агентам» было удалено. Часть гласит, что банки передают оформленные документы сделок только в электронном виде и в том порядке, который предусматривается Центральным банком РФ. Срок подачи подобных документов не может быть больше трех рабочих дней после дня, когда был оформлен документ сделки уполномоченным банком.

        Статья 22

        В части 3 статьи 22 настоящего закона были удалены следующие слова «таможенные органы и налоговые органы». Уполномоченные банки — это агенты контроля. Также в роли агента выступает участник рынка ценных бумаг.

        В части 4 настоящей статьи закона было добавлено несколько организаций, осуществляющих контроль валютных операций. Сюда относятся некредитные финансовые организации, осуществляющих работу согласно ФЗ-86.

        В части 5 также были добавлены «некредитные финансовые организации». То есть контроль за резидентами и не резидентами осуществляется только в том случае, если они не относятся к некредитным финансовым организациям или стандартным кредитным организациям.

        В части 6 закона было удалено слово «и агентами». Суть подпункта — правительство координирует работу в сфере контроля. Дополнительно взаимодействует с Центральным банком РФ. Уполномоченные банки в виде агентов рынка передают информацию в установленном Центральным банком объеме в федеральные органы исполнительной власти.

        Статья 23

        Часть 5 статьи 23 действующего закона гласит о том, что агенты и органы валютного рынка могут требовать предоставить документы, которые относятся к осуществленной транзакции. В день предоставления документов они должны быть действительными. Поэтому необходимо провести тщательный контроль. При необходимости, официальные бумаги переводятся на русский язык. Если документы относятся к иностранным государствам, которые подтверждают статус юридических лиц, они должны быть зарегистрированы (узаконены) в установленном порядке. Иностранные документы могут быть представлены без предварительной регистрации, если это действие предусматривается международным договором РФ.

        Часть 8.2 настоящей статьи закона была изменена. В ней описывается предоставление и передача документов. Документы отправляются налоговым и таможенным органом контроля. Порядок предоставления информации определен в частях 13-16 настоящей статьи.

        Ниже описаны важные статьи, которые не содержат внесенных изменений при последней редакции.

        Статья 9

        В ст 9 настоящего закона описываются методы контроля, способствующие ограничению валютных операций между резидентами. Но существуют исключения, предусмотренные настоящим Федеральным законом:

      • Операции, которые предусматриваются подпунктами «ж» и «з»;
      • Операции, связанные с расчетами в магазинах при беспошлинной торговли;
      • Операции между комитетами и комиссионерами;
      • Операции по контрактам транспортной экспедиции;
      • Другие случаи, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
      • Статья 19

        Ст 19 ФЗ-173 «О валюте» описывает возвращение денежных средств резидентами в Российскую Федерацию. Иногда резидентами осуществляется внешнеторговая деятельность. В этом случае нерезиденты должны перечислить на банковские счета уполномоченных банках оплату за выполненную работу или оказываемые услуги. Также денежные средства, которые были выделены на покупку товаров заграницей, должны быть возвращены в установленные сроки в Российскую Федерацию.

        Чтобы ознакомиться с последней редакцией закона, внесенными изменениями и дополнениями, скачайте документ по ссылке.

        Изменения в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» с 2018

        Проект Правительства РФ по изменению закона

        Ноябрь 2017: Текст утвержденного Гос Думой в 1 чтении проекта изменений закона и комментарии Читайте здесь

        Подписанные Президентом 18.11.17 изменения по валютным операциям — читайте Здесь

        Налоговый адвокат Гордон А.Э.

        17 октября 2017 г. Правительство внесло в Гос Думу революционный законопроект по изменению валютного законодательства России. Новые правила должны вступить в действие с 1 января 2018.

        Изменения в основном касаются физических лиц, и по сути продолжают законодательно закреплять колониальный этап освоения России.

        В чем изменения валютного регулирования:

        Валютный резидент с 2018 года

        Законопроект изменяет понятие валютного резидента России. С января 2018 валютный резидент России — это каждый гражданин России, без исключения. Утрата, прекращение или приостановление статуса резидента для граждан России теперь не предусмотрены.

        Вместе с тем, с января 2018 появляются валютные резиденты России, на которых большинство ограничений валютного закона не распространяются и права по распоряжению зарубежными счетами и средствами на них значительно расширяются. Это резиденты-физические лица, «срок пребывания которых за пределами территории РФ в пределах календарного года в совокупности превышает 183 дня».

        То есть, закон устанавливает льготные условия для граждан РФ преимущественно или постоянно проживающих вне территории России.

        Новая редакция закона более четко чем раньше определяет круг граждан России, которые могут свободно открывать зарубежные счета, не уведомлять власти России об открытии зарубежных счетов, не уведомлять о движении средств на зарубежных счетах, и не сообщать о закрытии таких счетов или изменении их реквизитов.

        Предложенная Правительством РФ формулировка предполагает возможность проживающего вне России гражданина РФ въезжать в Россию в течение календарного года неограниченное количество раз и сохранять «валютный иммунитет» к валютному законодательству России, при условии нахождения вне России более 183 дней в течение календарного года.

        Действующая в 2017 г. редакция закона о валютном регулировании восстанавливает все обязанности для гражданина-нерезидента в случае его въезда в Россию даже на час.

        С января 2018 с граждан России — владельцев заводов, газет, пароходов, и членов их семей постоянно проживающих вне территории России (более 183 календарных дней в календарном году) снимаются многие валютные ограничения. Например, проведение по своим зарубежным счетам операций по куплt-продаже автомобилей и недвижимости, расположенной за границами РФ.

        Сделки с иностранными ценными бумагами, доходы от капитала и имущества за рубежом — бнли «легализованы» ранее принятыми изменениями валютного закона.

        Предполагается, что новые правила будут применяться к выехавшим из России (проживающим более 183 дней вне территории России) уже в 2017 году (обратная сила).

        Остальные граждане России, по законопроекту Правительства, становятся просто резидентами России, и для них сохраняются существующие ограничения по валютным счетам и валютным операциям.

        14 ноября 2017 описанные выше изменения приняты Гос Думой в 1 чтении

        Комментарии Читайте здесь

        18 ноября 2017 Президент подписал другую группу изменений закона о валютном регулировании, и КоАП РФ, по возможности отказа банками в совершении валютных операций —

        Читайте комментарии Здесь

        ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН (Проект)
        О внесении изменений в Федеральный закон
        «О валютном регулировании и валютном контроле»
        Статья 1
        Внести в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 17Э-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание
        законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4859; 2005, №30, ст. 3101; 2007, №1, ст. 30; №29, ст. 3480; №45, ст. 5419; 2008,
        №30, ст. 3606; 2010, №47, ст. 6028; 2011, №7, ст. 905; №29, ст. 4291; № 48, ст. 6728; № 50, ст. 7348, 7351; 2013, № 11, ст. 1076; № 27, ст. 3447; 2014, №11, ст. 1098; №30, ст. 4084, 4219; 2015, №27, ст. 3972, 4001; №48, ст. 6716; 2016, №1, ст. 50; №27, ст. 4218; 2017, №30, ст. 4456)
        следующие изменения:
        1) подпункт «а» пункта 6 части 1 статьи 1 изложить в следующей редакции:
        «а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;»;

        2) в части 1 статьи 9:
        а) в пункте 1 слова «частью 6» заменить словами «частями 6 и б1»;
        б) дополнить пунктом 25 следующего содержания:
        «25) операций между физическими лицами — резидентами,
        указанными в части 8 статьи 12 настоящего Федерального закона,
        совершаемых за пределами территории Российской Федерации.»;

        3) в статье 12:
        а) в части 2:
        слова «Резиденты обязаны уведомлять» заменить словами
        «За исключением случаев, установленных частью 8 настоящей статьи, резиденты обязаны уведомлять»;
        дополнить абзацами следующего содержания:
        «В целях настоящего Федерального закона налоговым органом по
        месту учета резидента является:
        для резидента — юридического лица — налоговый орган по месту его нахождения;
        для резидента — физического лица — налоговый орган по месту его жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства на
        территории Российской Федерации), в случае отсутствия у резидента — физического лица на территории Российской Федерации места
        жительства (места пребывания) — налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему объекта недвижимого имущества (при наличии у резидента нескольких объектов недвижимого имущества — налоговый орган по месту нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимого имущества по выбору резидента).
        В случае отсутствия у резидента — физического лица места жительства (пребывания), недвижимого имущества на территории
        Российской Федерации, уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках,
        расположенных за пределами территории Российской Федерации, представляются в налоговый орган, определенный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
        Формы, форматы и способ представления указанных уведомлений утверждаются федеральным органом исполнительной власти,
        уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»;
        б) в части 4:
        абзац первый изложить в следующей редакции:
        «4. Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытые в
        банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, денежные средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или с других своих счетов (с вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.»;

        абзац третий изложить в следующей редакции:
        «Переводы юридическими лицами — резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории
        Российской Федерации, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета юридического лица — резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления, за исключением операций, требуемых в соответствии с законодательством иностранного государства и связанных с условиями открытия указанных счетов (вкладов).»;

        в) в части 5:
        в абзаце первом:
        после слов «на такие счета (во вклады),» дополнить словами «суммы налогов, которые возвращены компетентными органами государства
        пребывания резидента,»;
        слова «пунктами 10 — 12, 16 -18 части 1 статьи 9,» заменить словами
        «пунктами 10 — 12, 16-18 и 25 части 1 статьи 9, пунктом 1 части б1 статьи 12,»;

        г) часть 51 дополнить абзацами следующего содержания:
        «денежные средства, полученные физическим лицом — резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом — резидентом нерезиденту по договору купли-продажи транспортного средства, находящегося в собственности физического лица — резидента за пределами территории Российской Федерации;
        денежные средства, полученные физическим лицом — резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом — резидентом нерезиденту
        недвижимого имущества по договору купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в собственности физического лица — резидента за пределами территории Российской Федерации, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или имеет с Российской
        Федерацией действующее двустороннее международное соглашение, предусматривающее автоматический обмен финансовой информацией, и при этом счет (вклад) физического лица — резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства.»;

        д) в абзаце втором части 6 слова «, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации,»
        исключить;

        е) пункт 1 части б1 изложить в следующей редакции:
        «1) операции по выплате сотрудникам (работникам) дипломатических представительств, консульских учреждений Российской
        Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных)
        организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной
        власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, месячного должностного оклада с надбавками, денежного содержания, должностного оклада и надбавки к должностному окладу (при наличии оснований для ее установления), иных сумм в иностранной валюте согласно заключенным с сотрудниками (работниками) служебным контрактам (дополнительным соглашениям к ним), трудовым договорам и иных сумм, связанных с исполнением указанными сотрудниками (работниками) своих служебных (трудовых) обязанностей за рубежом, выплата которых предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также причитающихся сотрудникам (работникам) и проживающим с ними членам их семей сумм возвращенного налога на добавленную стоимость и иных налогов, полученных от компетентных органов государства пребывания;»;

        ж) часть 7 дополнить абзацем следующего содержания:
        «Некредитные финансовые организации, осуществляющие виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года
        № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», одновременно с представлением налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами представляют указанные отчеты также Центральному банку Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.»;

        з) в части 8:
        дополнить словами а также к физическим лицам — резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской
        Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней»;
        дополнить абзацем следующего содержания:
        «Физические лица — резиденты, которые в соответствии с абзацем первым настоящей части не уведомляли налоговые органы по месту
        своего учета об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) своих счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской
        Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не представляли налоговым органам по месту
        своего учета отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) и срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в истекшем календарном году в совокупности составил 183 дня и менее, обязаны:
        уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) своих счетов (вкладов)
        в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации,
        по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с частью 2 настоящей статьи в срок до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом;
        представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках, расположенных
        за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с частью 7 настоящей статьи.»;

        4) в части 4 статьи 23:
        а) пункт 14 изложить в следующей редакции:
        «14) документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц — резидентов за пределами территории Российской Федерации;
        документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации;»;
        б) дополнить пунктом 18 следующего содержания:
        » 18) документы, подтверждающие факт временного пребывания в иностранном государстве сотрудников (работников) дипломатических
        представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при
        международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской
        Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, выехавших совместно с ними членов их семей (супруг, супруга, дети, не достигшие возраста восемнадцати лет, дети старше этого возраста, ставшие инвалидами до достижения ими возраста восемнадцати лет), а также граждан Российской Федерации, являющихся сотрудниками международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, выдаваемые соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и международными организациями.».

        Статья 2
        Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года.
        Положения абзаца первого части 8 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 17Э-ФЗ «О валютном регулировании и
        валютном контроле» в редакции настоящего Федерального закона распространяются на граждан Российской Федерации, которые в
        2017 году пребывали за пределами территории Российской Федерации в совокупности более 183 дней, а также применяются в отношении счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых гражданами Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если такие счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.
        Президент
        Российской Федерации

        Назарбаев подписал закон о валютном контроле

        Небанковские обменные пункты получат право на покупку и продажу золотых минислитков, выпущенных Национальным банком.

        Главой государства подписан закон Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле», направленный на совершенствование валютного регулирования и контроля , сообщает Zakon.kz со ссылкой на официальный сайт Акорды.

        Вошедшие в документ правовые нормы направлены на: расширение охвата валютных операций мониторингом с одновременным упрощением процедур сбора информации о валютных операциях; сокращение иностранной валюты в расчетах на территории Казахстана; сохранение принципов либерального валютного режима, который обеспечит исполнение международных обязательств, принятых Республикой Казахстан, без возложения дополнительной нагрузки на граждан и субъектов бизнеса; признание филиалов иностранных организаций в качестве резидентов, что позволит обеспечить равные условия ведения бизнеса для местных компаний и филиалов иностранных организаций; усиление противодействия выводу денег из страны.

        Небанковские обменные пункты получат право на покупку и продажу золотых минислитков, выпущенных Национальным банком. Также расширено понятие «валютные операции», которое теперь включает передачу валютных ценностей в доверительное управление либо на основании договора об оказании брокерских услуг, приобретение и погашение резидентом электронных денег, выпущенных нерезидентом, и наоборот.

        Приняты поправки в законодательство по вопросам валютного регулирования и валютного контроля, риск-ориентированного надзора за деятельностью финансовых организаций, защиты прав потребителей финансовых услуг и совершенствования деятельности Национального Банка.

        Документ разработан в целях приведения законодательства в соответствие с нормами проекта Закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Поправками, вносимыми в Кодекс об административных правонарушениях, устанавливается административная ответственность за нарушение валютного законодательства. В рамках принятия мер по противодействию выводу капитала из страны в Налоговый кодекс вносятся изменения, предусматривающие признание налогооблагаемым доходом суммы предоплаты по импорту, невозвращенной (не удовлетворенной) в течение двух лет.

        В Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» вводится норма, предусматривающая возможность лишения лицензии небанковских обменных пунктов на основании их несоответствия предъявляемым квалификационным требованиям.

        В целях противодействия выводу капитала устанавливается возможность раскрытия банковской тайны по валютным операциям органу государственных доходов. По поручению Главы государства в рамках реализации программы «7-20-25» документ определяет особенности ипотечного займа физического лица, не связанного с предпринимательской деятельностью. Поправки, вносимые в Гражданский кодекс, направлены на защиту заемщиков — физических лиц в части ограничение годовой эффективной ставки вознаграждения на уровне 100 %. Кроме того, вводится дополнительный вид депозита — сберегательные вклады.

        Они представляют собой альтернативный инструмент сбережений, инвестирование в который предполагает получение повышенной ставки вознаграждения и повышенную государственную гарантию до 15 млн тенге, при действующей гарантии до 10 млн тенге по иным вкладам в национальной валюте. Предполагается, что вкладчик будет обладать правом досрочного изъятия при условии 30-дневного уведомления банка по истребованию вклада. В случае его досрочного изъятия размер вознаграждения будет пересчитываться по ставке, установленной по вкладам до востребования.

        Смотрите так же:

        • Нотариус венера джоновна Нотариус Иванова Венера Джоновна +7 (499) 653-60-72 доб. 342 – Москва и МО Телефон нотариуса: (495) 662-11-91 Адрес: 109147, г. Москва, Марксистская ул., 34, корп. 8 Лицензия №000754 от 03.04.1996 Приказ №243-ч от 21.08.1998 Статус: Действует Электронная […]
        • Земли сельхозназначения какой налог Какой платить налог при продаже земли сельхозназначения? Я ИП на едином сельскохозяйственном налоге, продаю землю сельхозназначения, находится у меня в работе, сею на ней. Какой налог мне платить в налоговую? Ответы юристов (2) Добрый день Андрей […]
        • Договор оказания услуг купли продажи недвижимости Домовия - агентство недвижимости Ярославля оказывает услуги: покупка, продажа, обмен квартир, комнат, домов; помощь в получении ипотечного кредита; сопровождение сделок недвижимости; оформление права собственности на недвижимость; аренда жилых […]
        • Новые законы о сельском хозяйстве Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ"О развитии сельского хозяйства" С изменениями и дополнениями от: 11 июня, 23 июля, 3, 30 декабря […]
        • Образец заявление о смене юридического адреса Образец письма о смене юридического адреса ООО Письмо о смене юридического адреса ООО, образец которого необходим для правильного составления бумаги (его можно скачать ниже), является одним из важнейших документов деловой переписки. Он в обязательном порядке […]
        • Пособия в частных организациях Правила ведения бухучета в бюджетных организациях Отправить на почту Бухучет в бюджетных организациях имеет много особенностей, начиная с отдельных НПА, регулирующих его, и заканчивая сложной системой кодировки счетов. В этой статье разберемся с понятиями, […]
        • Прокурор столяров Прокурор столяров Анонс: сегодня в прямом эфире радиостанции «Маяк» представитель прокуратуры г.Москвы разъяснит порядок действий при отказе правоохранительных органов принять заявление о преступлении либо правонарушении Сегодня, 23 октября 2013 г. в прямом […]
        • Сумма пособия по потере кормильца в москве Ежемесячные выплаты по потере кормильца на ребенка Указом Президента РФ от 29.10.2009 № 1219 с 1 ноября 2009 года в России установлено новое ежемесячное пособие по потере кормильца. В 2017 году его размер составляет 2231 руб. 85 коп. в месяц. Оно […]