Закон о ветеранах ст5

Федеральный закон «О ветеранах»

Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ
«О ветеранах»

С изменениями и дополнениями от:

18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 6 мая, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 19, 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 8 мая, 19 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября 2007 г., 1 марта, 14, 22 июля, 2 октября, 22 декабря 2008 г., 28 апреля, 29 июня, 18, 24 июля, 17, 21 декабря 2009 г., 6 мая, 2, 22, 27 июля, 9 декабря 2010 г., 7, 16 ноября 2011 г., 16 октября 2012 г., 5 апреля, 7 мая, 2 июля, 25 ноября 2013 г., 4, 28 июня, 22 декабря 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 28 ноября, 14, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 29 июля, 16, 30 октября 2017 г., 7 марта, 29 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 16 декабря 1994 года

См. письмо Минтруда РФ от 17 ноября 2000 г. N 8299-ГК «Об анализе обращений граждан и органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в Минтруд России»

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Федеральный закон определяет меры социальной защиты ветеранов в РФ, основы государственной политики в отношении ветеранов, устанавливает категории ветеранов.

Предусмотрено создание специальных госструктур по делам ветеранов.

Закон устанавливает меры социальной защиты ветеранов в жилищной сфере, сфере пенсионного обеспечения, медицинского и протезно-ортопедического обслуживания.

Установлено, что реализация прав и льгот ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов.

К закону прилагается Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 25 января 1995 г. N 19, в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 января 1995 г. N 3 ст. 168

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 264-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 16 октября 2017 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 октября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 461-ФЗ

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Действие пункта 5 статьи 23.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 256-ФЗ

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Действие пункта 5 статьи 23.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 351-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Действие пункта 5 статьи 23.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 426-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 200-ФЗ

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 46-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 16 октября 2012 г. N 169-ФЗ

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 351-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 237-ФЗ

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 160-ФЗ

Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 6 мая 2010 г. N 79-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2009 г. N 327-ФЗ

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 311-ФЗ

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2009 г.

Федеральный закон от 29 июня 2009 г. N 135-ФЗ

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 2 октября 2008 г. N 166-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 153-ФЗ

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г.

Федеральный закон от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ

Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

Федеральным законом от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ настоящие изменения исключены с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Федеральный закон от 19 декабря 2005 г. N 163-ФЗ

Федеральный закон от 8 мая 2005 г. N 41-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., за исключением положений, для которых статьей 155 установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 мая 2004 г. N 36-ФЗ

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие подпункта «б» подпункта 1 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ

Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 158-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие подпункта «б» подпункта 1 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие подпункта «б» подпункта 1 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено на 2001 г.

Федеральный закон от 4 мая 2000 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 18 ноября 1998 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 1999 г.

Федеральный закон от 18 ноября 1998 г. N 171-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ФЗ-5 «О ветеранах»

Последний раз закон «О ветеранах» редактировался 12 января 1995 года. В нем определены основные категории военнослужащих и установлены способы для их обеспечения развитой социальной поддержкой.

Закон претерпел неоднократные изменения, благодаря которым был увеличен список социальных гарантий. Ниже подробно описывается, для чего создан Федеральный закон №5.

Описание закона

На основании ФЗ-5 ветераны распределяются по категориям с учетом некоторых показателей:

  • Отличная военная служба;
  • Заслуги защиты Отечества;
  • Другая государственная служба;
  • Продолжительность добросовестного труда.
  • Согласно ФЗ-5 ветераны распределены по следующим категориям:

  • Лица, принимающие участие в военных действиях на территории Российской Федерации;
  • Солдаты 1941-1945;
  • Лица, воевавшие в других странах и защищающие РФ.
  • Закон был принят Государственной думой 16 декабря 1994 года, а последние изменения были внесены 19 декабря 2016 года.

    Текст закона о ветеранах

    Закон состоит из 3 глав, 28 статей и нескольких приложений. В законодательных нормах описывается позиция государства по отношению к ветеранам.

    В ФЗ-5 выделяются следующие принципы:

  • Образование военных структур для решения жилищных и других социальных вопросов ветеранов;
  • Создание мер социального обеспечения, принципы которых установлены в действующем ФЗ и в других законодательных положениях;
  • Выделение денежных средств из бюджетного фонда России, которые необходимы для обеспечения общественной поддержки ветеранов;
  • Пропагандирование информации о важности прохождения военной службы с привлечением СМИ.
  • Настоящий ФЗ-5 распространяется на жителей РФ и иностранных граждан, которые проживают на территории РФ. Чтобы узнать подробнее о сфере применения закона и изучить последние изменения и поправки, скачайте его по следующей ссылке.

    Последние изменения, внесенные в ФЗ-5 «О ветеранах»

    Изменения и дополнения претерпели две статьи Федерального закона №5. В частности, речь идет о пункте 7 статьи 23.2 и пункте 1 статьи 24 ФЗ-5.

    Пункт 7 статьи 23.2 ФЗ-5 был дополнен правовыми положениями, согласно которым органы государственной власти должны предоставлять в конце каждого квартала:

  • Отчетность о своевременном предоставлении социальной поддержки, которая включает:
    • Информацию об объеме расходов;
    • Данные о количестве ветеранов, которым оказывается социальная поддержка;
    • Основания, по которым было принято решение обеспечить гражданина общественной поддержкой;
    • Полная стоимость предоставляемого или приобретаемого жилья для военнослужащих в отставке.
    • Отчетность по выданным полномочиям, на основании которых осуществляется социальное обеспечение, включает следующую информацию:
      • Список расходного листа с подробной информацией о сумме привлеченных денежных средствах из государственного бюджета;
      • Количество лиц, которым предоставляется социальная поддержка;
      • Категории ветеранов, которые могут претендовать на получение социальной поддержки.
      • Пункт 1 статьи 24 ФЗ-5 содержит правовые нормы по оказанию ритуальных услуг. Погребение умерших людей (бывших участников ВОВ, ветеранов боевых действий, инвалидов военного времени, ветеранов военной службы) осуществляется вместе с учетом пожелания близких родственников. Расходы, связанные с транспортировкой тела, его подготовкой к захоронению, погребением и кремированием возмещаются из средств Федерального государственного фонда.

        Ниже рассматривается содержание следующих статей:

        В ст 3 ФЗ-5 определяется понятие «Ветеран боевых действий». Этот термин употребляется для:

        • Военнослужащих, в том числе ушедших в отставку;
        • Военнообязанных, которые должны прибыть на военные сборы;
        • Лиц органов внутренних дел и государственной безопасности;
        • Сотрудников, работающих в Министерстве РФ;
        • Работников государственных учреждений, направленных в другие страны во времена СССР для выполнения служебного задания;
        • Органов государственной власти, принимающих участие в боевых действиях во время исполнения своих служебных обязанностей.
        • При последней редакции закона изменения не вносились.

          В ст 5 ФЗ-5 определяется понятие «Ветеран военной службы», а затем перечисляются лица, которые относятся к этому званию.

          Ветеранами военной службы могут быть:

        • Военнослужащие Вооруженных Сил СССР и РФ;
        • Иные войска, в которых в соответствии с законодательством предусматривается военная служба;
        • Участники, награжденные орденами и медалями или удостоенные почетных званий военнослужащих Советского Союза.
        • В ст 7 определяется понятие «Ветеран труда». Под этим званием выступают лица:

        • Имеющие соответствующее удостоверение под названием «Ветеран труда»;
        • Награжденные 30 июня 2016 года специальными знаками за отличие в трудовой деятельности;
        • Награжденные медалями и орденами во времена СССР или РФ.

        В ст 12 определяется сфера применения действующего Федерального закона. Он распространяется на российских граждан с постоянной пропиской, иностранных лиц, а также людей без гражданства. Социальное обеспечение иностранных граждан контролируется международными договорами РФ.

        В статье 21 определяются меры по обеспечению социальной поддержки семьям погибших военнослужащих. Государственная помощь также предоставляется нетрудоспособным членам семей погибших.

        При последней редакции изменения не вносились.

        В ст 22 ФЗ-5 определяются меры социальной поддержки ветеранов труда и приравненных к этому званию граждан 31 декабря 2004 года. Способы обеспечения социальной поддержкой определяются другими законодательными актами и нормативами.

        Если вы хотите прочитать последнюю редакцию закона, скачайте его по следующей ссылке.

        Статья 5. Ветераны военной службы

        1. Ветеранами военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств — участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку).

        2. Для лиц, указанных в настоящей статье, устанавливается звание «Ветеран военной службы».

        3. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран военной службы» определяются Президентом Российской Федерации.

        Статья 13. Социальная поддержка ветеранов
        [Закон «О ветеранах»] [Глава II] [Статья 13]

        1. Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей:

        1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

        2) получение ежемесячной денежной выплаты;

        3) получение и содержание жилых помещений;

        4) оплату коммунальных услуг;

        5) оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

        3. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

        1 комментарий к записи “Статья 13 Закон о Ветеранах. Социальная поддержка ветеранов”

        Статья 13. Социальная поддержка ветеранов

        Комментарий к статье 13

        1. Комментируемая статья определяет основные направления социальной поддержки ветеранов, вне зависимости о того, к какой из групп ветеранов, предусмотренных комментируемым Законом, они относятся. Особенности и объем оказания мер социальной поддержки конкретным группам ветеранов подробно регламентируются в ст. 14 — 22 комментируемого Закона. Таким образом, комментируемая статья является в значительной степени лишь декларирующей основы государственной политики в сфере социальной защиты ветеранов.

        Так, согласно п. 1 комментируемой статьи все ветераны вправе претендовать:

        — на пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством РФ;

        — получение ежемесячной денежной выплаты;

        — получение и содержание жилых помещений;

        — оплату коммунальных услуг;

        — медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

        Необходимо отметить, что до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, более известного как Закон о монетизации льгот, этот перечень был значительно шире.

        Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

        В частности, ветераны до принятия названного законопроекта были вправе претендовать на льготные налогообложение; приобретение и строительство жилых помещений; оплату бытовых услуг и торгового обслуживания; санаторно-курортное лечение, обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения; обеспечение транспортными средствами и оплату проезда; трудоустройство, переподготовку, обучение и условия труда; пользование услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений; получение услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.

        Финансирование льготного обеспечения ветеранов различными услугами осуществлялось за счет средств федерального и регионального бюджетов. При этом достаточно распространенной оказывалась ситуация, когда размер названного финансирования оказывался меньше, чем сумма средств, фактически затраченная на льготное обслуживание ветеранов. Например, выделенных коммерческому перевозчику из бюджета средств на бесплатный проезд ветеранов в течение года хватало только на провоз социально защищенных категорий граждан в течение нескольких месяцев. А впоследствии он (коммерческий перевозчик) был вынужден либо отказывать ветеранам в бесплатном проезде, нарушая тем самым законодательство; либо продолжать льготные перевозки в убыток себе, а затем пытаться взыскать такие убытки с федерального и региональных бюджетов.

        В результате этой, а также ряда других проблем законодатель пришел к выводу о необходимости заменить значительную часть льгот ветеранам ежемесячной выплатой.

        2. Рассмотрим подробнее основные меры социальной поддержки, оказываемой ветеранам в настоящее время.

        2.1. Пенсионное обеспечение и выплата пособий.

        Социальное законодательство регулирует обеспечение пенсиями и пособиями не только ветеранов, но и иных граждан, в отношении которых уплачиваются (или уплачивались) взносы на обязательное социальное страхование и пенсионное страхование. В этом смысле ветераны не являются какой-либо привилегированной категорией. Правильнее было бы сказать, что комментируемое положение Закона только лишний раз подчеркивает, что ветераны вправе претендовать на названные виды поддержки наравне с иными лицами.

        Пенсионное обеспечение в целом представляет собой осуществление регулярных денежных выплат, имеющих своей целью компенсацию гражданам дохода (заработка), утраченного в связи с прекращением трудовой деятельности при достижении установленного законом возраста, при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. Пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней. Порядок, условия и нормы назначения пенсий регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

        Помимо пенсионного обеспечения ветераны наравне с иными гражданами имеют право на получение предусмотренных законодательством пособий:

        — пособие по временной нетрудоспособности;

        — пособие в связи с достижением предельного трудового возраста и выхода на пенсию;

        — пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

        — ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

        — пособие по безработице;

        — пособие на санаторно-курортное лечение;

        — социальное пособие на погребение;

        — оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

        2.2. Ежемесячная денежная выплата.

        Подробно порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты регулируется ст. 23.1 комментируемого Закона.

        Ежемесячная денежная выплата была введена Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в качестве компенсации за ряд отмененных льгот.

        Размер ежемесячной денежной выплаты установлен в твердой денежной сумме (подробнее см. п. 4 ст. 23.1 комментируемого Закона).

        Размер ежемесячной выплаты подлежит индексации в том же порядке, в котором индексируется размер базовой части трудовой пенсии.

        Фактически размер ежемесячной выплаты явно недостаточен для получения ветеранами льгот в том объеме, в котором они могли ими пользоваться до 1 января 2005 года. Вместе с тем при определении размеров ежемесячной выплаты законодатель руководствовался стоимостью минимально необходимого для ветеранов объема услуг, потребляемых в течение месяца, а также необходимостью оптимизировать затраты государства на социальную поддержку ветеранов.

        Особенно остро эта ситуация проявилась в сфере пассажирских перевозок на муниципальном транспорте. Так, массовые акции протеста были вызваны отменой в связи с введением ежемесячной выплаты бесплатного проезда в городском транспорте. В разных регионах эта проблема решалась по-разному: вводился льготный проездной билет, стоимость которого эквивалентна той части ежемесячной выплаты, которая призвана заменить бесплатный проезд; в некоторых субъектах Федерации бесплатный проезд ветеранов компенсируется перевозчикам из региональных бюджетов.

        Так, в Ставрополе проезд в некоторых видах общественного транспорта является бесплатным для следующих категорий граждан: участники ВОВ, инвалиды ВОВ, жители Ставрополя, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», бывшие узники концлагерей .

        В Алтайском крае вопрос о бесплатном проезде ветеранов также решен положительно. В ноябре 2008 года было принято решение на краевом уровне о том, что все участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица получают право на бесплатный проезд в пределах муниципалитетов, где они проживают. Согласно Постановлению Администрации края органы социальной защиты населения приобретали проездные билеты в транспортных организациях и бесплатно вручали их участникам Великой Отечественной войны. При пользовании данной льготой возникали вопросы, например, когда ветераны выезжали за пределы муниципалитета, чаще всего в краевой центр.

        По рекомендации Администрации края главы муниципалитетов городов Барнаула, Бийска, Рубцовска, Камня-на-Оби приняли совместное решение о том, что выданные на территории одного муниципального образования проездные билеты могут использоваться для проезда на территории другого муниципалитета. С 1 января 2010 года участники Великой Отечественной войны, проживающие в названных городах, будут беспрепятственно пользоваться правом бесплатного проезда .

        Ежемесячная денежная выплата производится в Порядке, определяемом Приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2004 года N 294 «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации».

        Указанный Приказ регулирует процедуру обращения за ежемесячной денежной выплатой отдельных категорий граждан; рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений; определяет перечень документов, рассматриваемых при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой; правила установления, начисления и организации доставки ежемесячной денежной выплаты.

        2.3. Получение и содержание жилых помещений. Оплата коммунальных услуг.

        Социальная защита ветеранов в жилищно-коммунальной сфере выражается в оказании поддержки в получении, содержании жилых помещений и оплате коммунальных услуг. Обеспечение ветеранов жильем производится на условиях договора социального найма или путем предоставления субсидий на приобретение жилья в собственность.

        Право на обеспечение жильем имеют:

        — инвалиды войны (ст. 14 комментируемого Закона);

        — участники Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. «а» — «ж» и «и» подп. 1 п. 1 ст. 2 комментируемого Закона (ст. 15);

        — ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 — 4 п. 1 ст. 3 комментируемого Закона (ст. 16);

        — военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее 6 месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период (ст. 17 комментируемого Закона);

        — лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» (ст. 18 комментируемого Закона);

        — лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог (ст. 19 комментируемого Закона);

        — члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (ст. 21 комментируемого Закона).

        До недавнего времени механизм обеспечения всех категорий ветеранов жильем носил двойственный характер и зависел от даты постановки ветерана на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. При постановке на учет до 1 января 2005 года обеспечение жильем производилось в порядке, предусмотренном ст. 23.2 комментируемого Закона; при постановке на учет позднее названной даты — в порядке, предусмотренном жилищным законодательством РФ. В связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2009 года N 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» (вступил в силу 4 января 2010 года) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны наделили правом получения жилья вне зависимости от времени постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

        Применительно к остальным категориям ветеранов правила о порядке обеспечения их жильем не изменились.

        Подробно порядок и механизм обеспечения ветеранов жильем рассмотрен в комментарии к ст. 23.2 Закона.

        Социальная поддержка ветеранов, выражающаяся в оплате жилого помещения и коммунальных услуг, также осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Предусмотренные для этих целей средства перечисляются в виде субвенций из состава Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете. Объем этих средств рассчитывается исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки. Расчет производится с учетом федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов. Указанные федеральные стандарты утверждаются Правительством РФ.

        Как явствует из ст. 154 Жилищного кодекса РФ, структура платы за жилье и коммунальные услуги выглядит следующим образом.

        Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

        — плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

        — плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

        — плату за коммунальные услуги.

        Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

        — плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

        Таким образом, под оплатой жилья применительно к комментируемому Закону следует понимать плату за пользование жилым помещением (если таковое не принадлежит ветерану на праве собственности) и плату за содержание и ремонт жилого помещения (включая плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме).

        В случае если жилье принадлежит ветерану на праве собственности, он не вносит плату за пользование жилым помещением вообще. В случае, если ветеран пользуется жильем на условиях договора социального найма, он должен вносить плату за пользование жилым помещением, пользуясь при этом льготой по оплате жилья в размере 50%.

        В соответствии с положениями ст. 14 — 19 и 21 комментируемого Закона в зависимости от принадлежности к той или иной категории ветераны имеют право на поддержку в рассматриваемой сфере в следующих размерах:

        — инвалиды войны — оплата жилья в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов, совместно с ними проживающих; оплата коммунальных услуг в размере 50%, а в домах, не имеющих центрального отопления, также 50% топлива и стоимости транспортных услуг на его подвоз;

        — участники ВОВ — оплата жилья в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов, совместно с ними проживающих; оплата коммунальных услуг в размере 50%, а в домах, не имеющих центрального отопления, также 50% топлива и стоимости транспортных услуг на его подвоз;

        — ветераны боевых действий — оплата жилья в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающих;

        — лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), — оплата жилья в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов, совместно с ними проживающих; оплата коммунальных услуг в размере 50%, а в домах, не имеющих центрального отопления, также 50% топлива и стоимости транспортных услуг на его подвоз;

        — члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов военных действий — оплата жилья в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов, совместно с ними проживающих; оплата коммунальных услуг в размере 50%, а в домах, не имеющих центрального отопления, также 50% топлива и стоимости транспортных услуг на его подвоз.

        2.4. В Российской Федерации гражданам гарантирован необходимый минимум бесплатной медицинской помощи, оказываемой за счет средств всех бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования. Программа госгарантий принимается ежегодно Правительством РФ.

        Так, например, Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 года N 811 была принята Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год.

        В рамках настоящей Программы бесплатно предоставляются следующие виды помощи:

        — первичная медико-санитарная, в том числе неотложная, медицинская помощь, которая включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров, диспансерного наблюдения здоровых детей и лиц с хроническими заболеваниями, по предупреждению абортов, санитарно-гигиеническое просвещение граждан, а также осуществление других мероприятий, связанных с оказанием первичной медико-санитарной помощи гражданам;

        — скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь, которая оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения;

        — специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, которая предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.

        Медицинская помощь на территории Российской Федерации оказывается за счет бюджетных ассигнований всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе средств бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования.

        Применительно к ветеранам медицинская помощь должна оказываться во внеочередном порядке в силу положений Постановления Правительства РФ от 17 ноября 2004 года N 646 «Об утверждении Правил внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения». Этим же Постановлением утвержден Порядок предоставления ветеранам бесплатной медицинской помощи.

        В соответствии с указанным Постановлением медицинская помощь ветеранам оказывается в федеральных учреждениях здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности при наличии медицинских показаний.

        Направление ветеранов для внеочередного получения медицинской помощи осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями по месту их жительства или работы, в том числе после выхода на пенсию.

        Кроме того, государство гарантирует обеспечение отдельных категорий ветеранов протезно-ортопедическими изделиями (кроме зубных протезов) в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года N 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».

        На основании названного Постановления обеспечение ветеранов техническими средствами и изделиями осуществляется, в частности, путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

        В отдельных регионах гарантии по обеспечению протезами могут быть расширены за счет средств местных бюджетов. Так, например, в г. Волгограде большой популярностью среди горожан пользуется муниципальный проект по бесплатному зубопротезированию малоимущих граждан. В 2010 году планируется, что более 800 человек получат стоматологическую помощь на общую сумму 7 млн. руб. Всего за три года в рамках муниципальной программы на цели протезирования планируется потратить около 18,5 млн. руб. бюджетных средств .

        Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается ветераном в территориальный орган Фонда социального страхования по месту жительства.

        3. В завершение анализа комментируемой статьи необходимо отметить следующее. Пункт 3 комментируемой статьи содержит важное положение о том, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Таким образом, в случае, если лицо, например, по двум разным основаниям имеет право на льготу в размере 50% оплаты коммунальных услуг, оно не вправе претендовать на две такие льготы одновременно и требовать льготы в размере 100%.

        Таким же образом разрешаются ситуации с предоставлением иных видов социальной поддержки.

        Так, Ш., ветеран труда и инвалид, обратился в Конституционный Суд РФ, оспаривая конституционность ч. 1 ст. 5 Закона Нижегородской области от 29 ноября 2004 года N 133-З «О мерах социальной поддержки ветеранов», согласно которой меры социальной поддержки, определенные этим Законом, предоставляются при условии отсутствия у ветеранов прав на аналогичные меры социальной поддержки в соответствии с правовыми актами Российской Федерации. По мнению заявителя, оспариваемое законоположение неправомерно лишает его права на одновременное получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, в том числе 50-процентной скидки на оплату жилого помещения, что противоречит Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», а также ст. 1, 2, 4, 7 и 55 Конституции РФ.

        Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не нашел оснований для принятия его жалобы к рассмотрению, так как правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством). Право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки не может расцениваться как ущемляющее права граждан .

        Подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2009 года N 159-О-О.

        Закон о ветеранах ст5

        Статья 7. Ветераны труда
        [Закон «О ветеранах»] [Глава I] [Статья 7]

        1. Ветеранами труда являются лица:

        1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

        2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

        2 — 3. Утратили силу.

        4. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

        1 комментарий к записи “Статья 7 Закон о Ветеранах. Ветераны труда”

        Статья 7. Ветераны труда

        Комментарий к статье 7

        1. Крайне неоднозначным является подход законодателя к определению круга лиц, имеющих право на приобретение статуса ветерана труда.

        В подп. 1 п. 1 комментируемой статьи указано, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда».

        Вероятно, это сделано в связи с тем, что на момент вступления в силу комментируемого Закона достаточно большое количество лиц имели удостоверение ветерана труда, полученное ими по различным основаниям.

        Поскольку подп. 2 п. 1 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень оснований для приобретения статуса ветерана труда, необходимо было предусмотреть правовое основание для предоставления мер социальной поддержки лицам, получившим ранее соответствующее удостоверение.

        Таким образом, приобретение статуса ветерана труда возможно в следующих случаях:

        — наличие удостоверения «Ветеран труда», полученного по различным основаниям, предусмотренным нормативными актами в момент его получения;

        — наличие орденов, медалей, почетных званий СССР или Российской Федерации либо награждение ведомственными знаками отличия в труде при наличии трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

        — наличие трудового стажа не менее 40 лет для мужчин и не менее 35 лет для женщин при условии, что они начали трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны.

        Если первое из перечисленных оснований не требует дополнительных пояснений, то остальные нуждаются в комментировании.

        2. Порядок награждения орденами и медалями, ведомственными знаками отличия, а также присвоения почетных званий определен уже неоднократно упомянутым выше Положением о государственных наградах Российской Федерации.

        Порядок присвоения гражданам почетных званий регламентируется также Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 года N 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описании нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации» и Положениями об отдельных почетных званиях, утвержденных этим же Указом и последующими изменениями и дополнениями к нему.

        Согласно комментируемой статье наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде, практика определения и учета которых обобщена письмом Минтруда России от 7 октября 1998 года N 5635-КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда».

        К ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры РФ, Президиумов Верховного Совета бывшего СССР и РСФСР, Советов Министров бывшего СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, Прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывшего СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.

        Перечень ведомственных знаков отличия в труде, представленный в названном письме, не является исчерпывающим, поэтому отказ в присвоении звания «Ветеран труда» только по причине отсутствия названия той или иной награды в этом перечне является необоснованным. При присвоении этого звания учитываются нагрудные знаки министерств и ведомств за многолетнюю и плодотворную работу в системе данных министерств и ведомств.

        Дополнительным необходимым основанием предоставления лицу статуса «Ветеран труда» при условии наличия у него государственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде является продолжительность стажа работы, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

        Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ст. 5 которого предусмотрены следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

        — пенсия за выслугу лет;

        — пенсия по старости;

        — пенсия по инвалидности;

        Пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным служащим и военнослужащим. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины по достижении 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа. В него включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за это время уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

        В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитывается период:

        — прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

        — получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

        — ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

        — получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

        — содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

        — ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

        Эти периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности).

        Страховой стаж, требуемый для приобретения права на трудовую пенсию, исчисляется в календарном порядке. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а после регистрации — сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

        Документы, подтверждающие начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в годы Великой Отечественной войны: трудовые книжки, справки, выданные органами государственной власти и уполномоченными организациями на основании архивных данных.

        Лица, претендующие на присвоение статуса «ветеран труда», подают в орган социальной защиты населения по месту жительства либо пребывания заявление и документы, подтверждающие основания для его присвоения. Лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, представляют документы, подтверждающие их право на приобретение статуса ветерана труда.

        Лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, представляют документы, подтверждающие:

        — начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем;

        — трудовой стаж (не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин).

        При подсчете трудового стажа, необходимого для приобретения статуса ветерана труда, необходимо учитывать, что включение в стаж трудовой деятельности периода прохождения службы, предусмотренное при назначении трудовой пенсии, не может быть применено при определении права на получение звания «Ветеран труда».

        Так, например, Т. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения о присвоении ему звания «Ветеран труда». В обоснование требований указал, что 7 сентября 1992 года ему назначена пенсия по старости, он имеет медаль «За безупречную службу 3 степени», которая дает основания для присвоения ему звания «Ветеран труда». Однако ответчик отказал ему в этом в связи с тем, что истец не достиг возраста 60 лет.

        Пенсия назначена истцу за выслугу лет в связи со службой в органах внутренних дел. При этом необходимого стажа, как следует из трудовой книжки, для назначения пенсии по старости в соответствии с нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» истец не имеет (трудовой стаж составляет 23 года 9 дней).

        Поскольку у истца отсутствует необходимый стаж для назначения трудовой пенсии по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и необходимый стаж трудовой деятельности в целях присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», оснований для присвоения ему звания «Ветеран труда» не имеется .

        Подробнее см.: Обзор кассационной практики Верховного Суда Республики Коми по гражданским делам за январь 2009 года. Дело N 33-320.

        Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

        Таким образом, органы государственной власти субъектов Федерации полномочны издавать нормативные акты, предусматривающие основания для приобретения статуса ветерана труда.

        Так, например, Постановлением Администрации Архангельской области от 20 мая 2008 года N 115-па/13 утвержден Перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» (далее — Перечень).

        П. обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим указанного Перечня, так как невключение в Перечень нагрудного знака «Почетный донор России» противоречит ст. 7 Федерального закона «О ветеранах». В удовлетворении исковых требований было отказано по следующим основаниям.

        Положением о государственных наградах РФ, утв. Указом Президента РФ от 2 марта 1994 года N 442, нагрудный знак «Почетный донор России» не включен в систему государственных наград. Следовательно, оспариваемый заявителем Перечень не противоречит федеральному законодательству .

        Подробнее см.: решение Архангельского областного суда от 20 января 2009 года по делу N 3-5.

        Лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», органом социальной защиты населения по месту его жительства либо пребывания выдается соответствующее удостоверение.

        Смотрите так же:

        • Семейный кодекс-это федеральный закон Семейный кодекс (СК РФ) Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 1995 г., 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 […]
        • Федеральный закон о кадастре 2013 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ"О государственном кадастре недвижимости" С изменениями и дополнениями от: 22, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 8 мая, 17 июля, […]
        • Российский закон об ао Федеральный закон "Об АО" Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ"Об акционерных обществах" С изменениями и дополнениями от: 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, […]
        • Новые законы о сельском хозяйстве Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ"О развитии сельского хозяйства" С изменениями и дополнениями от: 11 июня, 23 июля, 3, 30 декабря […]
        • Закон 144 об оперативно-розыскной деятельности Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ"Об оперативно-розыскной деятельности" С изменениями и дополнениями от: 18 июля 1997 г., 21 […]
        • Федеральный закон no 101-фз Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" С изменениями и дополнениями […]
        • Закон рф 53 от 28031998 Miassats.Ru Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, […]
        • Федеральный закон 342 статья 6 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N […]