Закон о земле новый

Новый порядок получения земли: новый инструмент, но не новая стратегия

23 июня 2014 года был подписан Федеральный закон № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», вступающий в силу с 1 марта 2015 года, за исключением отдельных положений. Закон устанавливает порядок образования земельных участков и регулирует предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Что этот закон означает для нас с вами?

Введение в проблематику

Чем определяется успешное выживание народа и его государственности? Ростом населения, ростом его культурного уровня, который выражается в повышении эффективности управления жизненно важными процессами, его достаточным материальным обеспечением, посредством 1) роста промышленности (т.к. она обеспечивает население потребительскими товарами), 2) роста темпов строительства (жилья и той же промышленности), 3) роста производительности сельского хозяйства (ибо никакая промышленность не нужна, и никакой космос недоступен, если населению нечего есть).

Все это – объекты инфраструктуры. Они не подвешены в воздухе, все они возводятся на земле. Дома и инженерные сети к ним надо строить быстро и с наименьшими затратами. А не тратить годы на бумажную волокиту вокруг прав на пустырь. Промышленность нужно строить быстро, не рискуя, что возведенные здания отнимут, сославшись на неправильно оформленную землю. Все от земли. Все вопросы упираются в землю. Потому земельный вопрос актуален всегда. Решает ли его новый закон?

С 1 марта 2015 года в России вступит в силу новый порядок формирования и предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам. Ввиду того, что земля всегда есть основа любой хозяйственной деятельности, как сельскохозяйственной, так и промышленной, а также того, что сейчас в России преобладающая часть земли находится в государственной собственности, то указанный Федеральный закон № 171-ФЗ имеет ключевое значение.

Нюансы в данном вопросе заключены в словах «находится в государственной собственности». То есть чтобы на ней что-то делать, надо ее получить у государства — в большинстве случаев. Но как ее получить? Этот вопрос до настоящего момента оставался открытым.

Чтобы получить землю у государства, нужно иметь прописанное в законе право на это. Иначе чиновник, не найдя соответствующую норму, прямо указующую на его обязанность что-то сделать, ничего делать не будет. Далее, если у вас есть такое право, но не прописан порядок предоставления вам земли — результат будет тот же.

Но даже если и право у вас есть, и порядок такой прописан, то все равно этот механизм работать не будет, ибо он не говорит о том, как определить, сформировать земельный участок, который вы хотите получить и который чиновник вам должен предоставить. До настоящего момента в такую проблему и упирался существовавший порядок предоставления земли.

Дело в том, что в соответствии с настоящим законодательством, земля может попасть в хозяйственный оборот только как земельный участок, то есть как объект, который:

— имеет четкие границы (сформирован),

— имеет кадастровый номер (поставлен на государственный учет (ГКН)),

— имеет юридический статус — на него зарегистрированы права (поставлен на учет в государственный реестр прав (ЕГРП).

В настоящий момент большинство земель в «государственной собственности» не существуют, они как бы в статусе «держим в уме». Это выражается в белых пятнах на кадастровой карте Росреестра.

Более того, конкретного определения земельного участка как объекта хозяйственного оборота, не существовало.

Новый закон пытается решить эти проблемы:

— уточняется понятие «земельный участок»,

— устанавливается порядок формирования земельных участков,

— устанавливается порядок приобретения лицами земельных участков,

— вносятся корректирующие нормы в ряд других законов, связанных с земельными отношениями.

Ключевые положения нового порядка

1. Определены признаки земельного участка как объекта хозяйственного оборота и порядок его формирования.

В юридической практике (и не только в ней) почти все зависит от определения термина, которым оперирует закон. Вначале это может показаться только узко юридическим вопросом, не имеющим отношения к реальной деятельности, к сути проблемы, однако это не так. Нельзя управлять неопределенным и обсуждать неопределенное, как нельзя двум индивидам обсуждать слово «лук», не определившись, что они оба имеют в виду под этим словом — растение или оружие. Законодатели с третьей попытки (вначале определения земельного участка не было вообще), наконец, продемонстрировали элементы научного подхода, и для начала определились в терминах, что обещает разрешить множество вопросов, сейчас возникающих в судах.

«Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных… (законом) прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи» (п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ)).

2. Определен порядок формирования земельного участка.

Законодатель указал полный и закрытый перечень документов, на основе которых можно формировать земельные участки, положив конец неразберихе, порождаемой противоречием нескольких законов, регулирующих земельные отношения, как это и указывалось в пояснительной записке к законопроекту. В частности, это были противоречия между Земельным, Лесным, Градостроительным кодексами и законом о садоводческих объединениях граждан (ст. 11.3 ЗК РФ):

«Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;

2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» (только в случае, если нет проекта межевания территории).

Кроме этого указывается, когда возможно формирование земельного участка только при наличии проекта межевания:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории (т.е. комплексной застройки);

2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии (то есть, например, в случае, когда надо снести квартал ветхого жилья и на его месте построить новое);

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (то есть опять же в границах квартала);

5) для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения (трубопроводы, ЛЭП и т.д.).

Как видно, все завязывается на проект межевания, и в особенности на него замыкаются такие масштабные вопросы, как комплексная застройка и строительство линейных сооружений. Что это значит?

Это означает, что законодатель сделал шаг в сторону концепции распоряжения землей на основе документов комплексного территориального планирования и удаляется от идеи «лоскутного одеяла». Это можно назвать положительным явлением. Дело в том, что проект межевания в соответствии с Градостроительным кодексом, готовится на основе проекта планировки (или зачастую, как его часть), смысл которого есть комплексное рациональное размещение на определенной территории объектов инфраструктуры, призванное не допустить строительства «шанхаев», никак не обеспеченных ни дорогами, ни инженерной инфраструктурой, ни транспортом. Кроме того, проект планировки напрямую связан с назначением земельных участков, их видом разрешенного использования.

Итого: сначала планирование использования территории, потом — предоставление земельного участка в соответствии с определенной ему функцией, а не наоборот, как это было с наболевшим фактом точечной застройки.

Хотя для полноты следует отметить, что механизм внесения изменений в проект планировки и в документ «над ним» — правила землепользования и застройки, никто не отменял.

Значит, нуждающемуся в земле лицу нужен один из этих документов: либо проект межевания (порядок его принятия регулируется Градостроительным кодексом), либо схема расположения земельного участка (СЗУ). Лесные участки пока не рассматриваем, это совершенно отдельный вопрос.

Здесь видна нерешенная проблема. Законодатель переносит все заботы, в том числе и расходы по подготовке СЗУ (а во многих случаях, и проекта межевания, а соответственно, и проекта планировки) на нуждающееся в земле лицо. Статья 11.10 ЗК в новой редакции изобилует словом «может» по отношению к лицу, что по-русски означает «должен сделать». Это же распространяется и на случаи, когда участок предоставляется на аукционе: лицо рискует оформить участок за свой счет, но не выиграть этот аукцион. Порядок же возмещения расходов не предусмотрен. Есть только одно исключение — на территории Москвы и Петербурга это все же должен делать город сам.

Итого: нуждающийся опять оформляет документы сам, мы видим стандартную для российского законодательства ситуацию, когда попытка сделать «все как на Западе» опять приобретает неповторимый «российский» (именно такой, а не русский) колорит, который уничтожает всю задумку.

Законопроект подавался как попытка решения вопроса упрощения обеспечения землей инфраструктурных проектов и физических лиц по образу моделей, существующих на Западе. Такое решение вопроса сокращало бы сроки строительства, расходы строительства, урезало поле для коррупции и создания проволочек. Однако если анализировать опыт Финляндии или Германии, то можно смело сказать, что эта попытка не удалась. Чтобы не раздувать статью до размеров диссертации и не описывать опыт Запада, который, стоит отдать ему должное даже на фоне «Заката Европы», создал весьма комфортные для ведения бизнеса условия, этот опыт можно описать так:

— лицо определяется с местом и количеством земли,

— государство само в течение четко определенного срока формирует участок, ставит его на учет. Готовит все необходимые документы,

— лицо получает участок в соответствии с утвержденной процедурой к заранее известной дате и по заранее известной цене.

У нас же лицо все опять делает все само. Фраза в той же статье 11.10 о том, что оно не должно проводить согласования подготовленной СЗУ, не сильно спасает ситуацию, это ясно практикующим специалистам.

3. Подробно определены случаи и порядок предоставления земельных участков.

А. Установлен закрытый перечень документов-оснований перехода права на земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету (ст. 39.1 ЗК РФ):

— решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

— договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

— договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

— договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Б. Установлены способы перехода прав на земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету:

— в собственность за плату: только на торгах в форме аукционов за исключением перечисленных случаев (ст. 39.3 ЗК РФ);

— в собственность бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ);

— в аренду (платное временное пользование): только на торгах в форме аукционов за исключением перечисленных случаев (ст. 39.6 ЗК РФ);

— в безвозмездное (временное) пользование (ст. 39.10 ЗК РФ);

— в постоянное (бессрочное) пользование (ст. 39.9 ЗК РФ).

В. Установлен порядок:

— проведения торгов (ст. 39.11 — 39.13 ЗК РФ);

— предоставления участка без торгов (ст. 39.14 — 39.17 ЗК РФ);

— предоставления ЗУ гражданам для ИЖС, ЛПХ, садоводства, огородничества, дачного хозяйства и фермерства (ст. 39.18 ЗК РФ);

— предоставления ЗУ гражданам бесплатно (ст. 39.19 ЗК РФ);

— предоставления ЗУ под зданиями и сооружениями (ст. 39.20 ЗК РФ).

Г. Установлен порядок использования земельного участка без передачи прав — посредством сервитута или без него.

Любой закон — это программа, алгоритм действий. Это установленный и легализованный порядок, последовательность действий, которые должно сделать в определенных случаях. Это указание о том, как надо поступать в определенных случаях. Соответственно, при анализе закона надо исходить из того, какие цели преследует законодатель, и на этой основе сделать вывод о том, насколько хорошо у него получилось эти цели достичь. При этом следует иметь в виду, что есть цели декларируемые, оглашаемые, и цели реальные, которые не оглашаются, но которые в полной мере отражаются в тексте закона. Которые в дальнейшем могут посчитать ошибкой, недосмотром законодателя, но которые таковой не являются.

Исходя из этого, не вдаваясь в нюансы формулировок и лазеек в тексте закона, подытожим, какое управляющее влияние окажет новый закон на земельные отношения.

1. Ясность. Безусловно, наконец, эта проблема решена, и с неразберихой и противоречиями покончено. Установлен четкий порядок действий во всех случаях, которые опять же четко предусмотрены и сформулированы. Однако сделать отличный автомобиль, это еще не решить задачу, куда он поедет.

2. Все по плану. Формирование и предоставление земельных участков полностью замыкается на документы территориального планирования, что создает среду для рационального и гармоничного развития территорий.

3. Легче строить комплексно. Устранение проблем с формированием земельных участков в случаях комплексной застройки и развития застроенных территорий. До настоящего момента строители тратили до трети времени и половины бюджета на решение вопроса о земле, не занимаясь своей прямой функцией. Существенным пробелом было то, что аукцион на предоставление земельного участка участники строительного процесса вынуждены были проходить даже тогда, когда это было полностью нецелесообразно, в результате строительство существенно обогащалось рисками и дорожало. То же с разработкой недр: выиграв право на разработку участка недр, нужно было еще и выиграть право на использование земли над этим участком. Получался абсурд. Теперь все подобные нюансы очерчены и прописаны в разделе исключений как случаи предоставления земли без торгов.

4. Легче строить линейные сооружения. Установлены нормы, решающие множество вопросов по земле, относительно строительства инженерной инфраструктуры — дорог, трубопроводов, линий связи. Для их строительства теперь не обязательно формировать несуразные змеевидные земельные участки для выполнения требований Градостроительного кодекса. Теперь для этого достаточно установления сервитута, который ставится на учет в ГКН. Для ремонта же достаточно просто получения разрешения, выдаваемого государственным органом. Кстати, его теперь достаточно и для проведения инженерных изысканий для строительства вместо необходимости арендовать для этого землю, что существенно снижает организационные и финансовые издержки строительства.

5. Легче оформить землю дачникам. Именно оформить, а не получить бесплатно. Облегчение выражено исключительно в организационной форме — более четко прописанном порядке оформления земли и предоставления ее в собственность. Абсолютному большинству граждан бесплатно получить землю не получится. Такой порядок касается садоводов, огородников, дачников, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, фермеров. Все это — разные статусы землепользователя и регулируются они разными специальными законами

6. Специалистам и многодетным — бесплатно. Предусмотрены случаи бесплатного предоставления земли отдельным категориям специалистов (эти категории еще должны быть установлены) и многодетным семьям (критерии предоставления также не уточнены). Следует заметить, что положение про «землю — многодетным» приняли уже давно, но оно было полностью саботировано всеми без исключения губернаторами субъектов Федерации. Признаться, данный случай позволяет каждого из них обвинять, как минимум, в препятствовании решению демографического вопроса. Дело в том, что федеральный закон имел (и имеет сейчас в данной части) чисто декларативный характер. Он объявляет о такой возможности предоставить землю многодетным семьям, отдавая на откуп регионам создание и внедрение механизма ее реализации. Понятно, что это невыгодно всем тем, кто мыслит исключительно в категориях прибыли. Соответственно, этот механизм не был реализован, и вызывает сильные сомнения, что он будет реализован и в данном случае.

Любое поручение, не имеющее цели, конкретных сроков, конкретной формулировки результата и конкретного ответственного лица является имитацией работы.

7. Купить может не каждый. В принципе закон предполагает, что любой желающий может купить или взять в аренду любую свободную землю у государства на торгах. Однако подробный анализ закона и, в частности, п. 8 ст. 39.11 показывает, что существует гигантский перечень препятствий, который полностью перекрывает идею свободной распродажи земли (которая содержалась в проекте земельной реформы Прохорова, о которой мы писали ранее) и который обеспечивает государству полный контроль над вопросами предоставления земли:

желаемый участок заинтересованное лицо должно формировать и ставить на учет само и за свой счет, без гарантий приобрести его на аукционе;

участок должен соответствовать множеству условий территориального планирования, которые соблюсти весьма сложно;

предусмотрен ряд возможностей для отказа от продажи государством земли. Например, наличие уже поданного заявления о предварительном согласовании в предоставлении участка. Такое заявление может быть легко подано кем угодно, в том числе «своей организацией». В результате, будет основание оттягивать момент расставания с землей сколь угодно долго;

продажа участка под застройку вообще запрещена, кроме конкретно оговоренных случаев;

до 01.01.2020 государство может отказать в предоставлении участка, в том числе и по основаниям, утвержденным законом субъекта Федерации, то есть по любым, каким захочет область (п. 29-31 ст. 34 ФЗ-171).

Все это позволяет сделать вывод о том, что государство отказалось от идеи тотальной распродажи земли и ее неконтролируемого несистемного использования.

В данном случае становится понятным факт задержки рассмотрения законопроекта об отмене категорий земель. В случае если он будет принят в предложенном Правительством виде, весь смысл данного, уже принятого закона, теряется, ибо будет ликвидирован принцип системного использования территорий.

Проанализировав закон, теперь следует вернуться к вопросам, обозначенным в начале данной статьи, и понять, помогает ли в их решении новый закон. Надо учитывать, что данный закон регулирует только один из аспектов решения указанных вопросов. Совершенно понятно, что одним правом на землю никак нельзя решить ни продовольственную проблему, ни демографическую, ни проблему промышленности. Для производства необходимы помимо земли финансовый ресурс, трудовой, а самое главное — рынки сбыта. Однако земельный вопрос является одним из оснований решения проблем выживания страны.

— сделано существенное облегчение строителям в части организационных мероприятий, связанных с оформлением прав на землю,

— сделано некоторое облегчение фермерам, дачникам, садоводам и огородникам ТОЛЬКО в части организационных мероприятий,

— вопрос свободного доступа населения к земле для строительства жилья остается открытым, за исключением пока неопределенного круга специалистов.

По последнему вопросу идет борьба. Эта борьба хорошо иллюстрирует многоаспектность и взаимосвязь всех сфер экономики. С одной стороны, мы имеем внесенный недавно КПРФ законопроект о родовых поместьях, который призван обеспечить землей каждого россиянина бесплатно. Это вторая попытка после ЛДПР. С другой стороны, Правительство готовит существенное повышение налогов и лишение домохозяек прав на бесплатную медицинскую страховку. Вроде бы, как это связано с землей? Это связано так, что полностью закрывает вопрос о земле для многодетных, ибо многодетные — это трое и более детей. А до того момента, чтобы родить третьего, надо еще дожить с двумя старшими. В условиях же, когда оба родителя работают, а домохозяйки лишены поддержки, это невозможно. Таким образом, по совокупности признаков — закона об отмене категорий, закона о повышении налогов, мы имеем дело с прямой подрывной деятельностью Правительства, в частности, его экономического блока, деятельностью, направленной на сокращение роста населения нашей страны и подрыв ее экономики.

Мы имеем дело с противоборством идей, группировок в структурах государственной власти, что выражается в непоследовательном, рваном, концептуально и управленчески неопределенном законотворческом процессе.

Мы имеем дело с автомобильным движением на улицах Индии, а не стройным порядком танковых колонн, уверенно продвигающихся вперед. Движение есть, но суперсистемы, примером которой является российское государство, никогда не могут существовать в условиях броуновского движения.

Новый закон уточнил технологию, но не исправил суть проблемы: производство, являющееся общественно значимым явлением, находится в руках частных лиц и служит в угоду частным интересам, вредоносность противоборства которых для благосостояния общества государство «Вашингтонского консенсуса» пытается безуспешно прикрыть косметическими средствами.

Такие законы являются четким подтверждением вывода классиков социалистической идеологии (если перевести на русский о благе для всего общества, в отличие от капиталистической идеи о благе только для капитала) о том, что в условиях конкурентного противоборства никогда нельзя задействовать ресурс системы полностью для достижения блага всей системы.

Новый закон о земле

Впервые, в этом новый закон о земле вводит ряд таких требований и предложений, которые помогут в мирном урегулировании разногласий между владельцами земли. В законе также рассмотрен вопрос о порядке отчуждения земли в пользу государства, и выплачиваемых за это суммах.

Ужесточение правил по защите собственности владельцами земельных участков в виде поправок к существующему закону будет внесено в Гражданский кодекс РФ. В ближайшее время этот проект поступит на рассмотрение в Государственную думу. Окончательное решение можно ожидать уже в сентябре 2012 года. Государственная дума должна подробно рассмотреть предложенные поправки в закон и издать обновленный Гражданский кодекс.

Новый закон о земельных участках устанавливает право всех членов общества на отдых вдоль береговой полосы озер и рек. Полоса земли вдоль берега реки, озера, пруда или другого водного объекта не является частной собственностью. Это место, которое предназначено строго для общего пользования. Следовательно, владелец участка, на котором расположен водный объект или подход к нему, не имеет право любым способом препятствовать доступу к береговой линии. Установка заборов, ворот и ограждений вокруг водных объектов – не законна.

Новый закон о земле вносит такое понятие как ограничение права собственника на принадлежащий земельный участок, при возникновении к нему публичных интересов, но без изъятия участка из собственности. Этот пункт регулируется новыми нормативными актами, которыми должны руководствоваться представители государственных органов, а также органов местного самоуправления. Власть, руководствуясь этим законом, может самостоятельно принимать решение об открытии для прохода и проезда земельного участка, в случае возникновения служебной необходимости.

Таким образом, для того чтобы заставить собственника участка по уважительной причине предоставить право прохода и проезда, достаточно обратится в органы местного самоуправления, а не решать данный вопрос в судебном порядке. В том случае, если владелец земельного участка не согласен с ограничением своих прав, он может обратиться в органы местного самоуправления, либо в суд, и потребовать возмещения ущерба, вызванного этими действиями. Порядок и размеры компенсаций, будут определяться отдельно, другими законами или ведомственными положениями и инструкциями. В ближайшем будущем будут установлены тарифы и ставки, по которым определяются размеры выплат, которые государство должно предоставить собственнику за причиненные неудобства.

Чтобы человек, у которого изымают участок, не чувствовал себя в чем-то ущемленным, новый закон о земле предусматривает выплаты, соответствующие реальной стоимости надела. При этом следует обратить внимание на стремление государства к мирному решению данного вопроса. Чтобы владелец не остался в убытке, размер компенсации будет складываться из рыночной стоимости конкретного участка, а так же стоимости находящейся на нем недвижимости. Кроме того государство должно будет компенсировать возможные убытки собственника, связанные с прекращением владения данным участком. Сюда также можно включить досрочное погашение обязательств перед третьими лицами и упущенную владельцем, вследствие потери земли, выгоду.

Земельный участок — это территория, имеющая определенные границы, на которую распространяются законы и регламенты использования, принятые в государстве. По российскому законодательству земля является объектом недвижимого имущества, причем любое другое недвижимое имущество считается таковым, только при непосредственной связи его с землей. У любого земельного участка имеется правовой статус, определяющий характер собственности, форму владения, а также его целевое назначение.

Закон о земельном кадастре с 1 января 2017 года

С 1 января 2017 года вступают в действие новые положения закона о земельном кадастре. Собственникам земельных участков необходимо пройти регистрацию в ЕГРП. Кроме того, продолжится поэтапный переход на применение кадастровой оценки земли, что приведет к дальнейшему повышению налоговой нагрузки.

Закон о земельном кадастре: нововведения с 1 января 2017 года

До конца 2016 года собственники земельных участков должны зарегистрироваться в ЕГРП, что зафиксировано в законе №251-ФЗ. В противном случае наделы перейдут в муниципальную собственность, что чревато различными проблемами. В рамках нового закона, земельный надел будет снят с кадастрового учета, если в течение пяти лет после постановки на учет участок не был внесен в ЕГРП.

Нововведения станут проблемой для рядовых дачников, которые не успели пройти процедуру регистрации. При этом «бывший» собственник земли не узнает, о переходе земельного участка муниципальным властям, поскольку для суда данный надел является «бесхозным». Не спасет ситуацию даже наличие постройки на участке, если надел не поставлен на учет в ЕГРП.

В рамках принятых изменений, собственникам участков придется сделать межевание, в противном случае будет ограничено право на продажу, передачу в наследство и т.д. Данная норма вступает в силу с 2018 года. Помимо учета в ЕГРП, проблемным вопросом является переход на применение кадастровой оценки участков.

Сомнительная стоимость

Со следующего года при расчете земельного налога будет применяться кадастровая оценка участка. Если ставка налога останется без существенных изменений (0,1-2%), то стоимость участков вырастет в разы, что станет настоящей проблемой для рядовых налогоплательщиков.

Утвержденные изменения предполагают исключительное право государства осуществлять оценку участка, которая будет отображаться в кадастре с 2017 года. На данный момент определить кадастровую стоимость могут представители специализированных частных компаний. В результате появится государственная монополия, что приведет к негативным последствиям и возможным манипуляциям, считают эксперты. По сути, региональные власти будут сами проводить оценку и утверждать ее результаты.

Кроме того, появится необходимость в дополнительном штате чиновников, которые будут проводить оценку в специализированных государственных учреждениях – ГБУ. Данное намерение властей явно контрастирует со стремлением экономить государственные расходы, что стало необходимостью после начала кризиса.

Еще один проблемный момент – определение кадастровой стоимости. В некоторых ситуациях кадастровая оценка участка существенно превышает его рыночную стоимость, что вынуждает граждан обращаться в суд для защиты своих интересов. В результате чиновники разработали новую методику определения стоимости, которая поможет решить существующие проблемы. Данный процесс будет унифицирован и стандартизирован, что нивелирует влияние ситуативных факторов. Эксперты подчеркивают, что достоверное определение стоимости участка зависит от полноты информации, которой владеет оценщик.

Борьба за свои интересы

Среди положительных моментов изменений, которые вступают в силу в следующем году, можно отметить усовершенствование механизма, который поможет уточнить кадастровую стоимость участка. Собственники смогут инициировать внесение уточнений в кадастровую оценку, с учетом текущей динамики рынка земли. Таким образом граждане получат дополнительные возможности для снижения расходов на оплату налогов.

На данный момент граждане вынуждены обращаться в суд в следующих ситуациях:

  1. Утвержденная кадастровая оценка превышает рыночную стоимость.
  2. Некорректные данные, которые применяются для проведения оценки.

Действующая судебная практика подтверждает, что более половины граждан, которые отстаивают свои интересы в суде, добиваются пересмотра кадастровой стоимости. В результате удается существенно снизить рассчитанную сумму налога, который подлежит уплате в бюджет.

Экономические реалии

Изменения в кадастровом учете, вступающие в действие с 1 января 2017 года, связаны с экономическими реалиями. Власти стремятся увеличить бюджетные поступления, для чего необходимо перейти на применение рыночной стоимости земли.

Ранее собственники участков могли оперировать инвентаризационной оценкой, которая была существенно ниже реальной стоимости земельного надела. Дополнительные налоговые платежи помогут стабилизировать дефицит бюджета, который в нынешних условиях является главной проблемой чиновников.

Однако эксперты отмечают, что предложенная реформа не приведет к экономии государственных расходов. Создание ГБУ потребует увеличить штат чиновников, что в свою очередь увеличит затраты бюджета.

С 2017 года вступает в действие ряд изменений в части кадастрового учета. Собственники земельных наделов должны будут поставить на учет свои участки в ЕГРП, в противном случае земля перейдет в муниципальную собственность.

Кроме того, расчет налога будет производиться на основании кадастровой оценки земельных участков.

Новый закон о земельном кадастре с 1 января 2017 года

В Российской Федерации новый закон о земельном кадастре с 1 января 2017 года предполагает ряд изменений — создание единой учетно-регистрационной системы и единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). В состав ЕГРН будут вноситься данные о недвижимости, которые сегодня содержатся в кадастре и правовом реестре.

Упрощенная процедура регистрации

Новый закон о кадастре недвижимости 2017 упрощает регистрационную процедуру и имеет ряд преимуществ по сравнению с предыдущей трактовкой. Сегодня кадастровый учет и регистрация прав являются разными процедурами, несмотря на то, что многие операции с недвижимостью требуют прохождении обеих процедур одновременно. Создание единого государственного реестра недвижимости позволит осуществлять одновременную подачу заявлений на обе процедуры сразу, что предоставит гражданам возможность совершать необходимые связанные с недвижимостью действия без потери лишнего времени и денег.

С 1 января 2017 регистрация прав собственности планируется проводиться без территориальной привязки будущего собственника. Сегодня данная процедура выполняется исключительно по месту нахождения субъекта Российской Федерации, поэтому если гражданин проживает в другом городе, для осуществления законодательных действий с недвижимостью субъекту необходимо в обязательном порядке приехать на свой участок.

Со следующего года процедура регистрации станет намного проще: если собственник не сможет забрать готовые документы в регистрационном пункте, он сможет обратиться в платную курьерскую доставку или воспользоваться электронной почтой.

Новый закон: надежная и быстрая регистрация объектов

Закон о земельных участках 2017 года позволит уменьшить время госрегистрации, а в момент обращения заявитель подает одно заявление. На основе этого объект вносится в кадастровый учет, и регистрируются права в течение 10 дней.

К нововведениям относится и сокращенное время при необходимости получения одной из услуг госреестра, а выписка о земельном участке выдается в течение трех дней, а не пяти как было до этого.

Создание надежной базы госреестра в электронном виде снизит риск мошенничества, защитит права собственности клиентов и обеспечит безопасность зарегистрированных данных. На основе нового законопроекта с 1.01.2017 года не будет выдаваться свидетельство о государственном праве на собственность, а вместо нее заявитель получает выписку из ЕГРН.

Новый закон о кадастре 2017 предполагает ведение дел исключительно в электронном виде, хотя в настоящее время в приоритете бумажные документы, исключение – реестровые дела. Проводить госрегистрацию с нового года будет исключительно Росреестр, а до этого момента этот орган занимался только сделками и операциями с недвижимостью, за кадастровый учет ответственна Кадастровая Палата.

Отдельная и одновременная регистрационная процедура

Государственная регистрация и учет в кадастре будут проводиться как одновременно, так и отдельно. Процедура проводится отдельно в таких случаях:

  • изменение характеристик объекта;
  • переход прав собственности;
  • прекращение существования;
  • создание нового объекта недвижимости с разрешением от госорганов.
  • Процедура проводится одновременно при создании или прекращении:

    • нового объекта недвижимости;
    • части объекта с обременением и ограничением прав собственности.
    • Регистрируя новую недвижимость, подача заявления выполняется госорганом (уполномоченным лицом) или собственником. Предоставление документации, как и раньше, останется в бумажном или электронном виде.

      Статьи на тему:

      Заметили опечатку? Тогда выделите текст и нажмите Ctrl + Enter (или Command + Enter для Mac)

      Закон о земле новый

      Новый закон о земле предусматривает несколько иные правила, которыми должен руководствоваться владелец земельного участка. По новому проекту владелец участка ограничивается в праве не допускать на свой земельный надел представителей государственных структур. Отгородиться от остального мира трехметровым забором не получится. В законопроекте четко установлены правила, по которым владельца земли могут частично ограничить в правах. Даже если хозяин не желает пропускать на свой участок представителей власти, есть обстоятельства (подробно рассмотрены в законопроекте) при которых сделать это ему придется по закону.

      Новый закон о земле и земельных участках содержит в себе перечень прав собственника земли, а также ограничение прав собственности в пользу государства или публичных интересов, в случае ущемления им прав других граждан. Примером может послужить ущемление собственником прав общественности, в случае, если по его территории проходит дорога на общественный пляж, а собственник препятствует прохождению по ней граждан, заставляя их тем самым искать проход к водоему в другом месте. Этим нарушаются конституционные права граждан.

      Новый закон о земле впервые будет четко устанавливать тарифы для возможных компенсаций, которые будут выплачиваться собственнику, при временном пользовании его участком государством для общественных нужд. Без разрешения владельца, участок, находящийся у него в собственности, может быть использован для проезда посторонними лицами в том случае, если другой дороги нет. В новом законе о земле подробно рассмотрены и другие ситуации, при которых земельный участок, находящийся в частной собственности, может быть использован другими лицами. Вход на территорию разрешен работникам коммунальных спецслужб, монтерам электрических и инженерных сетей, газовых служб. Также есть ряд других, не менее важных причин, по которым владелец обязан предоставить свой надел для свободного прохода и проезда. Установить право проезда по участку могут как на какой-то период, а при возникновении такой необходимости, и навсегда.

      Новый закон о земле также подробно рассматривает такой вопрос, как выкуп земельных участков в случае потребности участка государству для общественных нужд. В законопроекте перечислены возможные причины, по которым собственник обязан продать участок государству. Такими причинами могут являться: прокладка федеральной трассы по территории надела, проведение газопровода, планирование прокладки трубопровода, или иные веские причины.

      Возможно Вас заинтересует :

      Закон о земле. Закон о земельных участках. Земля и земельный участок.

      Изменение в законе о земле и земельных участках.

      В новом законе о земле, будут прописаны права и ответственность хозяев земельных участков. Впервые новый закон о земле, введет новые требования и принципы, как мирно решать спорные вопросы и спокойно жить на этой земле. Если в двух словах сказать о новом, законе о земле, то, он делает уклон, если так можно сказать — на мирное соседство соседей. А если Вам по воле государства, придется против своей воли, расставаться со своими шестью сотками то, только за хорошие и справедливые отступные.

      Такие жесткие правила по защите собственников земельных участков, должны будут введены проектом поправок в Гражданском кодексе РФ, этот проект уже согласован, а в ближайшем будущем стоит ожидать его внесения, для рассмотрения в Государственную думу. Скорость его проработки в Госдуме, зависит от слаженной работы депутатов, ведь сам проект довольно объемный, но мы надеемся, что уже заявленная на 1 сентября 2012 года дата вступления в силу закона — не будет перенесена, а мы увидим уже в этом году обновленный Гражданский кодекс РФ.

      Стоит отметить, что новому закону о земле, любители отгородиться от мира, трехметровыми заборами не будут рады, понятие «мой огород — моя крепость» в законе о земле, не предусматриваются. Главная защита в законе о земельных участках, состоит в том, что правила будут четко прописаны, например — этот законопроект четко определяет, в каких случаях и когда хозяина земельного участка, на законных основаниях, могут несущественно, но ограничить в правах. В таких случаях, особенно, когда государственным органам нужно попасть на земельный участок владельца, как бы он ни хотел не впускать, а впустить все равно придется.

      Как прописано в проекте закона о земельных участках, права собственника участка, могут быть ограничены в публичных и государственных интересах, иными словами — в пользу общества. Можно привести один из примеров, когда собственник земельного участка ущемляет права общества, например – дорога к общественному пляжу, на озере, или у реки проходит через земельный участок, какого-то влиятельного человека, а он построил забор и всем приходиться идти на пляж не напрямую 300 – 400 метров, а обходить несколько километров.

      Закон о земле — земельных участках

      Как записано в новом законе о земельных участках, полоса земли, расположенная вдоль береговой линии озера, реки, иного водного объекта, для общего пользования, такая береговая полоса, строго предназначается для общего пользования. А это значит, что наши граждане имеют полное право, свободно пользоваться такой береговой линией, кто хочет прогуляться – имеет право гулять, кто хочет отдохнуть у водоема, отдыхайте.

      В новом законе о земельных участках, впервые установят и тарифы, для возможных компенсаций, за временное пользование участком земли собственника, для общественных нужд. Также вход без разрешения собственника участка земли, могут открыть (если нет иной дороги), для проезда по его земле транспорта. В законе также оговорены права ремонтников, всевозможных коммунальных служб, обслуживания инженерных и электрических линий и сетей — вход им тоже разрешен. Есть и ряд других менее уважительных причин, предусмотрены в законе о земле и сроки – открыть для свободного прохода, или проезда по Вашему земельному участку могут, как на время, так и навсегда.

      При этом в новом законе о земле, есть такая важная фраза, как ограничение прав собственника, на его земельный участок, в случае возникновения публичных интересов, но без изъятия этого земельного участка. Эти правила устанавливаются новыми нормативными актами, уполномоченных представителей государственных органов и представителей, органов местного самоуправления. Другими словами, власти могут при необходимости, самостоятельно открыть земельный участок собственника, для исполнения общественных потребностей.

      Это означает, что обычные собственники земельных участков, которым по уважительной причине необходимо заставить, отказавшегося землевладельца подвинуться, смогут уже обращаться не в суд, для решения этой проблемы, а в местные администрации. Так, что такой, казалось бы, не сложный вопрос, можно будет решить намного проще, чем раньше.

      Хотя, если установленные ограничения местными властями, покажутся собственнику земельного участка, излишне обременительными, он вправе обратиться в местную администрацию, или в крайней мере в суд и потребовать выплатить ему компенсацию. Сам размер и порядок выплаты компенсаций, будут определены отдельно, иными законами и ведомственными инструкциями, по крайне мере, так предписывает закон о земле. Значит, скорее всего, не за горами и появления ставок и тарифов, определяющих, сколько казна государства должна человеку, если ему создают неудобства, на его земельном участке, тревожа по государственной или общественной надобности.

      Еще один немаловажный момент – это выкуп земельных участков, когда земля понадобилась государству, для важных нужд. Закон о земле, приводит перечень причин, по которым собственника могут законно, заставить сдвинуться с его участка земли. Например, такой случай может быть при решении, проложить по вашему земельному участку федеральную дорогу, или там запланирована прокладка трубопровода, или газопровода, иное.

      Также стоит отметить, что для собственников земельных участков — в новом законе о земле предусмотрены выплаты, чтобы человек при этом не остался в обиде. Законопроект предлагает стороны договариваться по-хорошему. Как сказано в новом законе о земле — при определении выкупной стоимости земельного участка, включается, как рыночная стоимость земельного участка, так и находящаяся на ней недвижимость. Сюда же (в расчет) необходимо брать и все те убытки, которые будут причинены собственнику из-за изъятия у него земельного участка, включая те, которые он понесет в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

      Земельный участок — это пространственная граница суверенитета любого государства, или собственника, территория, на которую распространяются законные полномочия государства (собственника). Земля относится к объектам недвижимости, причем любое иное имущество, которое прочно связанное с землей, может являться недвижимым имуществом только в силу своей связи с землей.

      Земля и земельный участок имеют правовой статус, в котором определен собственник, с формой законного владения, имеющий право на целевое использование земельного участка.

      Предлагаем землю, участки земли, а также недвижимость в зарубежных странах, квартиры, дома у моря: www.worldluxrealty.com

      Закон о Земле

      Опубликовано Пнд, 03/19/2012 — 12:55 пользователем admin

      Смотрите так же:

      • Федеральный закон о регулировании алкогольной продукции Декларирование объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, объема винограда, использованного для производства винодельческой продукции с […]
      • Ндс с проживания в командировке Вычет НДС по гостиничным услугам Проживание в командировке оплачивается либо по безналу со счета организации, либо самим работником за счет наличных денег, выданных ему при направлении в командировку. В последнем случае нужно обратить особое внимание на то, […]
      • Проблемы взыскания налогов Проблемы взыскания налогов Библиографическая ссылка на статью: Кошелева Г.И., Трусова Н.С. Актуальные проблемы взыскания налоговой задолженности (на примере Курской области) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. […]
      • Федеральный закон о кадастре 2013 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ"О государственном кадастре недвижимости" С изменениями и дополнениями от: 22, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 8 мая, 17 июля, […]
      • Приказ мвд рф 89 дсп 2014 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 707 г. Москва "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" Комментарии Российской […]
      • Закон об игорной зоне в крыму Статья 9. Создание и ликвидация игорных зон Статья 9 . Создание и ликвидация игорных зон Федеральным законом от 22 июля 2014 г. N 278-ФЗ в часть 1 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения Требования части 1 статьи 9 настоящего Федерального […]
      • Прокурор хмельницкого Военный прокурор Южного региона Якубовский: - Резонансные задержания взяточников – малая часть нашей работы 2 июля 2016 | 07:30 0 3 738 Военную прокуратуру Южного региона Украины уже больше года возглавляет Максим Якубовский. В конце 2015 года президент […]
      • Изменение в законе о осаго 2014 Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]