Закон по терминалам

Закон по терминалам

С 1 января 2010 года вступит в силу закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». На эту тему написано уже немало статей, в частности, самая свежая в предыдущем выпуске журнала «Деньги» (от 15 июня).

До принятия закона бизнес систем моментальных платежей существал в правовом вакууме. Теперь он регулируется собственными правовыми нормами, схема стала прозрачной, права всех защищены. Это значит, что теперь платить таким образом можно абсолютно за всё. Например, оплачивать госпошлины и штрафы, в том числе ГИБДД. Правда, чтобы договориться с каждым ведомством, нужно потратить уйму времени и сил, но теперь это стало возможным.

Одно из важных нововведений закона – каждый терминал должен быть оснащен контрольно-кассовой техникой. Это очень полезно для пользователей: как только вы получили чек о внесении денег в терминал, ваши платежные обязательства считаются исполненными независимо от того, дошла ли сумма до конечного адресата.
С статье рассуждают о том, что делать, если чек не был выдан, а деньги внесены. Но терминалы с правильным ПО не позволяют сделать платеж, если закончилась кассовая лента.
В 8 случаях из 10 платеж «теряется» из-за того, что сам пользователь при наборе номера сделал ошибку, а затем еще и подтвердил правильность.
При оплате через «Личный кабинет QIWI» эта проблема решается элементарно: если такого номера не существует, деньги просто вернутся на счет. Если номер существует, в любом случае придется идти в офис оператора, которому был отправлен платеж.

Другой вопрос, что обновление оборудования терминалов может повлечь за собой увеличение комиссии. Произойдет ли это, когда и в какой степени пока неизвестно. Сейчас при оплате через ЛК QIWI комиссия вообще не взимается, но не факт, что ситуация такой и останется.

Принятию нового закона активно препятствовали банки. Ассоциация российских банков писала жалобы Президенту. Даже одно время ходили слухи, что треминалы вообще закроют.
НАУЭТ предсказывает, что к концу года оборот денежных средств, проходящих через платежные терминалы составит 700 млрд. рублей (22 млрд. долларов). Объем уже сейчас немаленький, а с каждым годом растет на десятки процентов — есть о чем беспокоиться. Кеш всегда, а особенно сейчас, банкам совершенно необходим. К тому же терминалы, как кость в горле – чтобы с ними конкурировать, банкам нужно думать о совершенствовании своих услуг, удобстве для пользователей. То есть тратить дополнительные средства.

В этом году, в частности в связи с принятием закона, эксперты ожидают увеличения размера среднего чека в платежных терминалах. Доверие к этому средству оплаты повысится, и люди будут более охотно платить за различные услуги. Удобству и надежности способствует также сервис «Личный Кабинет QIWI», в котором можно проследить путь каждого рубля от треминала до конечного получателя.

Повысит ли закон степень вашего доверия к терминалам?

Какая максимальная сумма произведённого вами платежа?

Новый закон РФ, который обязывает владельцев торговых предприятий устанавливать pos-терминалы

Недавно был утвержден новый Федеральный закон относительно торговых предприятий России. Закон был принят пятого мая 2014 года. К владельцам торговых предприятий предъявляется следующее требование: абсолютно все магазины, владельцы которых за год имеют прибыль, превышающую шестьдесят миллионов рублей, обязаны давать клиенту, то бишь покупателю, возможность оплаты банковской картой. Принятие закона было аргументировано тем, что на сегодняшний день каждый третий россиянин уже имеет пластиковую карту, а расплачиваться таким образом гораздо удобней. Помимо всего прочего это фактически исключает возможность накрутки цены реализатором.

Тем не менее предприятиям, годовая выручка которых составляет меньше указанной суммы, устанавливать так называемые pos-терминалы не обязательно.

За тем, чтобы предприниматели придерживались установленных законом норм, будет следить роспотребнадзор. Работники роспотребнадзора будут выписывать штрафы тем магазинам, в которых покупателю было отказано в том, чтобы он расплатился банковской картой. В действие этот закон войдет только со следующего года, однако, меры сразу же будут приниматься весьма радикальные. Штраф для работников предприятий составит от пятнадцати до тридцати тысяч рублей, а для владельцев компаний штраф от тридцати до пятидесяти тысяч. Необходимые поправки были внесены в статье 14.8 КоАП РФ.

Закон о платежных терминалах

26 ноября 2009 г.

Летом этого года Президент подписал два закона, регулирующие деятельность агентов по приему платежей физлиц – это Федеральный закон № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и Федеральный закон № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»».

В указанных документах устанавливается порядок приема платежными агентами – организациями (кроме кредитных) и индивидуальными предпринимателями – платежей физических лиц. Чтобы получить право на прием платежей, организация или ИП должны заключить договор с кредитной организацией; передача агентом прав на прием платежей третьим лицам не допускается.

Относительно порядка регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах Министерство финансов дало разъяснения в письмах № 03-01-15/8-409 и письмо 03-01-15/8-408 от 11.08.2009 г.

В них, в частности, говорится следующее.

В связи с внесением в Федеральный закон от 22.06.2003 N 54-ФЗ изменений финансовое ведомство разъясняет следующее:

Если ККТ используется в составе платежного терминала (банкомата), то заявление о регистрации организация (ее обособленное подразделение) подает в налоговый орган по месту ее нахождения, а индивидуальный предприниматель — по месту жительства (Федеральный закон от 03.06.2009 N 121-ФЗ). В соответствии с формой заявления (утв. Приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/[email protected]) в нем указывается адрес и место установки платежного терминала (банкомата), содержащего в своем составе регистрируемую ККТ.

Этот же адрес установки отражается в карточке регистрации контрольно-кассовой техники. При изменении адреса места установки платежного терминала или банкомата банковский платежный агент обязан в тот же день направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки ККТ, входящей в состав платежного терминала или банкомата.

Минфин отмечает, что такое уведомление составляется в произвольной форме, но должно содержать сведения об организации (индивидуальном предпринимателе), ее руководителе и главном бухгалтере, технические данные о ККТ (модель, заводской номер, год выпуска, номер паспорта). Кроме того, в нем должно присутствовать наименование организации, которая осуществляет техническую поддержку, а также адреса установки платежного терминала (банкомата), содержащего в своем составе ККТ, — предыдущий и новый.

Связанные материалы

Владельцы петрозаводских терминалов (в карельской столице 27 организаций и частных лиц владеют этими устройствами) не любят предупреждать клиентов, что за перевод денег взимается комиссия.

В акции приняли участие как владельцы терминалов, так и члены ряда общественных организаций, в частности, движения «Солидарность». Митинг прошел под лозунгом «Закон о терминалах — это удушение малого бизнеса, а не его поддержка!».

Вообщем ясно одно, в связи введением нового закона, который не предусматривает каких-либо поблажек малому бизнесу, многие индивидуальные предприниматели вынуждены уйти с рынка, так как не все могут осилить траты связанные с установкой ККТ и их обслуживанием. Тому есть яркие примеры.

Cалоны совой связи быстро «сориентировались» и повысили сумму минимального платежа с 10 рублей до 200-300 рублей. Оправдывают они это, усиленной нагрузкой и обещают, что это всего на несколько дней

О соответствии фискальных регистраторов требованиям 103 ФЗ

Владельцам платежных терминалов поступило заманчивое предложение от Хоум-Банка

В 2009 году Минфин России утвердил документ, регламентирующий порядок регистрации налоговыми органами контрольно-кассовой техники. Рассмотрим, как теперь должна происходить регистрация, перерегистрация и снятие с учета ККТ

Что нужно регистрации контрольно-кассовой техники

Основные поправки в законопроект «О торговле» связаны с регулированием деятельности ритейлеров.

Госдумой приняты в первом чтении поправки к Федеральным законам «О платежных агентах» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами».

Комитет Госдумы по финрынку предложил доработать законопроект о переносе на год срока вступления в силу законов о деятельности платежных терминалов

Как оформлять выручку, полученную из платежного терминала?

Новый закон убьет бизнес платежных терминалов в России

Законодательное собрание Приморского края внесло в Госдуму законопроект об изменениях в закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». В проекте предлагается ввести норму о том, что размер комиссии, взимаемой с физического лица при платежах в размере до 1 тыс. рублей, не должен превышать 1%. Если норма будет принята, доходы компаний, работающих в сфере платежных терминалов, таких, как Qiwi, «Киберплат» и другие, упадут в 6–7 раз, а их прибыльность может стать отрицательной.

По оценке председателя совета директоров группы Qiwi Андрея Романенко, в 2012 году оборот электронных платежей за услуги в России составит не менее 1 трлн рублей. Весь рынок этих платежей подпадает под действие закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». В роли платежных агентов выступают банки, платежные системы в интернете и компании, эксплуатирующие сети платежных терминалов.

Сейчас на этом рынке лидируют платежные терминалы. Компании Qiwi принадлежит около 40% рынка, системе CyberPlat ― 20%, региональные платежные системы занимают еще примерно 20% рынка, системе «Элекснет» — 5% рынка. Остальные 15% делятся между банками, «Евросетью», «Связным» и другими. Таким образом, 85% моментальных платежей за услуги принимают терминальные сети.

Если предлагаемые поправки к закону будут приняты Госдумой, бизнес платежей через терминалы столкнется с серьезными финансовыми проблемами. В настоящее время, по оценке главы Qiwi, выручка терминальных компаний около 2% от объема принятых ими платежей, а прибыльность составляет около 0,5% этого объема. При этом средний размер комиссии, которая взимается при платежах через терминалы в Москве, составляет 4–5%, а в регионах ― 7–8%. Средний размер платежа через терминалы в 2011 году был равен 150 рублям. Понятно, что практически все платежи, принимаемые в терминалах, подпадут под новые требования закона: со всех платежей нельзя будет брать комиссию более 1%.

Ограничение размера комиссии приведет к тому, что выручка терминальных сетей уменьшится в 5–6 раз. Вследствие этого прибыльность упадет до сотых долей процента или вообще превратится в убыточность. Например, если Qiwi в 2011 году получила доход около 7,6 млрд рублей и прибыль 1,9 млрд рублей, то после ограничения размера комиссии доход компании упадет до 1,5–2 млрд рублей, а прибыль уменьшится до уровня 200–300 млн рублей, если вообще не станет отрицательной. В этих условиях неизбежно последует резкое сокращение числа работающих терминалов по приему платежей, а гражданам, которые привыкли в последние годы к тому, что услуги можно оплатить через терминал практически на каждом углу, придется вспоминать про поиск мест, где можно произвести оплату, и стояние в очередях в пунктах приема.

Специалисты и аналитики выражают обеспокоенность перспективами сетей платежных терминалов, если размер их комиссии будет ограничен.

Финансовый директор «Евросети» Дмитрий Мильштейн говорит, что пострадают в первую очередь добросовестные игроки на рынке терминальных платежей. У части маленьких игроков на рынке приема платежей основной заработок — это обналичивание денег, и зарабатывают они, продавая наличные, принятые от граждан, заинтересованным структурам. Для таких большой разницы от ограничения комиссии не будет.

— Но для легальных игроков на рынке платежей через терминалы, особенно мелких региональных, это будет означать убыточность бизнеса и, как следствие, смерть, — уверен Мильштейн.

Эксперт информационно-аналитического агентства «Мобильный форум» Алексей Бойко в принципе поддерживает идею установить верхнюю границу комиссии при приеме платежей, потому что порой с плательщиков взимается необоснованно высокий процент. Однако при этом следует принимать во внимание, что в России платежи через терминалы играют важную в том числе социальную роль из-за того, что платежи наличными в нашей стране пока распространены гораздо больше, чем за рубежом. Поэтому, хотя операторы терминалов могли бы попытаться переложить часть комиссии с плательщиков на компании-получатели платежей, законодательные ограничения комиссии должны быть разумными, чтобы не разрушить бизнес терминальных платежей, считает аналитик.

Официальный представитель Qiwi Александра Высочкина считает инициативу законодателей «крайне странной». По мнению Высочкиной, такие меры могут привести к снижению доступности услуги, значительному сокращению количества точек приема платежей, особенно в отдаленных районах России. Есть объективные причины наличия комиссии: снижение агентского вознаграждения от операторов сотовой связи, рост арендной платы, повышение издержек на обслуживание и многое другое. В тоже время у потребителей сейчас есть способы безкомиссионной оплаты, в том числе, безналичными средствами: спектр данных инструментов постоянно растет — этот тренд является мощным стимулом для конкуренции, развития рынка. Если же это преимущество убрать, развитие безналичных платежей также замедлится.

— Мы прекрасно понимаем, что введение законодательных ограничений на размер взимаемой комиссии негативно скажется как на бизнесе платежных агентов, так и, что главное, на конечных потребителях, — заявила представитель Qiwi «Известиям».

Судя по всему, в случае резкого ограничения комиссии за платежи через терминалы прежде всего пострадают жители малых населенных пунктов, о которых пекутся предложившие законопроект депутаты, как следует из пояснительной записки к нему. В ней депутаты говорят о том, что там, где пунктов приема платежей мало, принимающие их агенты в лице Сбербанка и «Почты России» устанавливают высокую комиссию. Однако уничтожение альтернативы этим агентам в виде платежных терминалов обязательно приведет к длиннейшим очередям к кассам того же Сбербанка и «Почты России», что не очень обрадует граждан, особенно если речь будет идти о плате за сотовую связь, которую нужно вносить не раз в месяц, а гораздо чаще. А закрываться будут в первую очередь именно терминалы в малых городах и поселках, потому что именно там в них наиболее высокий размер комиссии, что, по словам Романенко, обусловлено меньшим объемом проходящих через малопосещаемые терминалы платежей. Поэтому ограничение размера комиссии прежде всего ударит по прибыльности этих терминалов и вынудит закрывать их.

Ограничение размера комиссии приведет и к перераспределению рынка моментальных платежей. Неизбежно вырастет рыночная доля компаний, у которых установлена нулевая комиссия: это банки и крупные розничные сети, такие как «Евросеть». В частности, уже сейчас Сбербанк активно продвигает на рынке услугу платежей за мобильную связь с нулевой комиссией со своих банковских карт. А при платежах за большинство услуг, включая сотовую связь, в кассах «Евросети» комиссия также не взимается. Поэтому вполне предсказуемо увеличение их доли в общем объеме моментальных платежей, поскольку они будут замещать на этом рынке закрывающиеся терминалы, если комиссию за платежи законодательно ограничат.

Подписан закон: на всей территории России обязательна оплата картой

Новости по теме

Президент подписал закон от 01.05.2017 № 88-ФЗ. С 1 октября 2017 года все продавцы должны иметь терминалы безналичной оплаты.

Делается это для того, чтобы бюджетники и пенсионеры могли расплачиваться за товары и услуги картой «МИР». Но понятно, что эти терминалы будут принимать и остальные карты («МастерКарт», «Виза»).

По сути, с 1 октября на всей территории страны вводится обязательная оплата картой. Исключения сделаны для компаний и ИП с выручкой до 40 млн. в год.

Поправки в статью 16.1 Закона о защите прав потребителей

«Продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей.

Если место оплаты товаров (работ, услуг) находится в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», продавец (исполнитель) освобождается от обязанности обеспечить в этом месте возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов.

Продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год.»

Статьи по теме:

Опрос на нашей странице «Вконтакте» показал, что у 57% малого бизнеса не хватает средств на кассы нового поколения. Их цена — от 20 000 рублей. Мы в редакции «Упрощенка» решили, что раз власть не помогает малому бизнесу, поможет мы.

Во-первых, мы сделали максимальную скидку на подписку — 40%. Сейчас годовая подписка стоит 7777 рублей вместо 13 200 рублей.

А во-вторых, дарим онлайн кассу с сенсорным дисплеем каждому пятому новому подписчику.

Кстати, центральная тема июньского номера — как раз про онлайн кассы. У нас готовятся к выпуску три больших статьи. Подробности в таблице.

Федеральный Закон Российской Федерации от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ г. Москва О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 22 мая 2009 года
Одобрен Советом Федерации 27 мая 2009 года

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:

1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

2) между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;

3) в пользу иностранных юридических лиц;

4) осуществляемых в безналичном порядке;

5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) поставщик — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;

2) плательщик — физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

3) платежный агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

4) оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

5) платежный субагент — платежный агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

6) платежный терминал — устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.

Статья 3. Деятельность по приему платежей физических лиц

1. Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее — прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

2. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее — вознаграждение).

3. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

Статья 4. Условия осуществления приема платежей

1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

3. Поставщик должен предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, а также о местах приема платежей.

4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.

6. Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

7. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц — платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей.

8. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, — от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

11. Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», запрещена.

12. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

13. Платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

1) адреса места приема платежей;

2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;

3) наименования поставщика;

4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным суб агентом в случае приема платежа платежным субагентом;

5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;

6) способов подачи претензий;

7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным суб агентом;

8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать отдельный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой отдельный банковский счет (счета).

Статья 5. Особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику

1. Прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

2. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа — кассовый чек;

2) наименование оплаченного товара (работ, услуг);

3) общую сумму принятых денежных средств;

4) размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;

5) дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники;

6) адрес места приема денежных средств;

7) наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;

8) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным суб агентом.

3. Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев.

4. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено договором, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона.

Статья 6. Требования к автоматическим устройствам для приема платежей физических лиц

1. Платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона;

2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

3) прием денежных средств, вносимых плательщиками;

4) печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.

2. Платежные терминалы, используемые платежными агентами при приеме платежей, могут также обеспечивать в автоматическом режиме предоставление другой информации и выполнение других функций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. Применяемый платежным агентом платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона, в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники.

4. Контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

5. В случае изменения адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала.

6. Применение иных устройств, не являющихся платежными терминалами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица платежного агента не допускается.

7. Оператор по приему платежей не вправе осуществлять прием платежей, требующих в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, без участия своего уполномоченного лица, а также использовать при приеме таких платежей платежные терминалы.

Статья 7. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом

1. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

2. Оператор по приему платежей обязан осуществлять контроль за соблюдением платежным субагентом, с которым у него заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, требований настоящего Федерального закона.

3. Несоблюдение оператором по приему платежей требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения поставщиком с таким оператором по приему платежей договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Несоблюдение платежным суб агентом требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения оператором по приему платежей с таким платежным субагентом договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Статья 8. Заключительные положения

После 1 января 2010 года прием платежей без использования контрольно-кассовой техники и выдачи кассовых чеков, соответствующих требованиям настоящего Федерального закона, не допускается.

Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года.

Президент
Российской Федерации
Д. Медведев

Москва, Кремль
3 июня 2009 года N 103-ФЗ

Эквайринг: учет расчетов

Расчеты с покупателями в месте продажи товаров с использованием банковского терминала (эквайринг) не редкость. Рассмотрим, каким образом осуществляются расчеты и каковы принципы бухгалтерского учета расчетов при эквайринге.

Эквайринг — это осуществление кредитными организациями (эквайрерами) расчетов с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт (п. 1.9 Положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П (далее — Положение № 266-П)). Закон о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) под расчетами понимает прием или выплату денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги (абз. 18 ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон № 54-ФЗ)).

Для операций с платежными картами организации следует заключить договор на обслуживание с банком-эквайрером. Оплата банковской (платежной) картой принимается с использованием специального POS-терминала, который представляет собой электронное устройство, предназначенное для автоматизированного совершения операций с использованием карт.

Совершая операцию с помощью POS-терминала, кассир проводит (вставляет) банковскую карту через (в) считывающее устройство терминала, а терминал считывает информацию с карты и проверяет ее платежеспособность, автоматически запрашивая у банка разрешение на проведение операции (п. 5.3 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104).

После оформления расчета с использованием платежной карты покупателю (клиенту) возвращается платежная карта и выдается слип, который содержит обязательные реквизиты, а также подпись держателя платежной карты и подпись кассира (гл. 3 Положения № 266-П; письмо Минфина России от 10.12.2010 № 03-01-15/9-255). Учитывая, что расчеты при помощи платежных карт подпадают под действие Закона № 54-ФЗ, при осуществлении таких расчетов организация обязана выдать покупателям, кроме слипов, отпечатанные ККТ кассовые чеки или бланки строгой отчетности.

Эквайринг и ККТ: использовать или нет?

Расчеты с покупателями с использованием платежных карт посредством банковских терминалов (POS-терминалов) не освобождают организацию от обязанности применять контрольно-кассовую технику с выдачей покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности (пп. 1, 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ; письма Минфина России от 20.11.2013 № 03-01-15/49854, ФНС России от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23721, от 01.02.2012 № АС-4-2/1503) (исключение составляют случаи, указанные в ч. 7-9, 11 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ, когда организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять ККТ в период до 01.07.2018, а также случаи, перечисленные в ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Как указал Минфин России (письмо Минфина России от 11.06.2009 № 03-01-15/6-311), при осуществлении денежных расчетов с использованием банковских карт безналичные денежные средства должны пробиваться на иную по отношению к наличным денежным средствам секцию. Поэтому в ККТ целесообразно выделить специальный отдел «Оплата платежными картами». После снятия кассы в Z-отчете отражается общая фактическая сумма выручки, полученная как наличными, так и по платежным картам.

Полученные суммы кассовой выручки ежедневно отражают в журнале кассира-операциониста (форма № КМ-4) (утв. пост. Госкомстата России от 25.12.1998 № 132), справке-отчете кассира-операциониста (форма № КМ-6) (утв. пост. Госкомстата России от 25.12.1998 № 132), сведениях о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации (форма № КМ-7) (утв. пост. Госкомстата России от 25.12.1998 № 132) и учитывают в кассовой книге организации.

Так как деньги по картам поступают в конечном итоге на расчетный счет, а не в кассу организации, в приходный ордер эти суммы не включают, однако обязательно отражают в журнале кассира-операциониста: заполняют графы 12 и 13 «Оплачено по документам». В графе 13 указывают сумму, полученную по расчетам посредством кредитных карт, а в графе 12 — количество чеков, по которым прошли безналичные платежи (письма УФНС России по г. Москве от 20.01.2011 № 17-15/4707, от 28.03.2005 № 22-12/19995).

Порядок возврата покупателю денежных средств в случае возврата им товара, оплаченного с использованием платежной карты через банковский терминал, может быть урегулирован договором эквайринга (письмо УФНС России по г. Москве от 15.09.2008 № 22-12/087134).

Если POS-терминал не обладает функциями ККТ, его использование должно сопровождаться применением контрольно-кассовой техники, за исключением установленных законом случаев. Регистрировать такой POS-терминал в налоговом органе не требуется.

Регистрация POS-терминала для эквайринга

Банковский терминал (POS-терминал), предоставляемый банком для осуществления расчетов посредством эквайринга, — это устройство, которое позволяет считывать информацию с магнитной полосы или чипа банковской карты и связываться с банком для проведения авторизации в автоматическом режиме (апелляционное определение Московского городского суда от 12.02.2013 № 11-4633/13). То есть в отличие от ККТ (абз. 11 ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ) банковский терминал предназначен прежде всего для проведения платежной операции с использованием банковской (платежной) карты, а не для фиксации и хранения информации о расчетах с покупателями (клиентами). Законодательство не устанавливает требования о наличии у POS-терминала функций ККТ.

Отметим также, что в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК034-2014 (КПЕС 2008) (принят и введен в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) терминалы кассовые, подключаемые к компьютеру или сети передачи данных (код 26.20.12.110), и аппараты контрольно-кассовые (код 28.23.13.120) относятся к различным видам продукции.

Поэтому, с точки зрения автора, в случае, если банковский терминал не представляет собой программно-аппаратный комплекс со встроенной функцией ККТ (не применяется организацией в качестве ККТ), а используется только для идентификации банком держателя карты и оплаты товаров (услуг) путем списания денежных средств с банковского покупателя (клиента), регистрировать такой терминал в налоговом органе не нужно.

Учет расчетов при эквайринге

В бухгалтерском учете выручка от продажи продукции и товаров (поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг), в том числе и оплаченных с использованием банковских терминалов, является доходом от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н (далее — ПБУ 9/99)).

Выручка от реализации с помощью банковских терминалов признается в бухгалтерском учете организации так же, как и выручка от реализации за наличный расчет, то есть в тот момент, когда продукция реализована (передана) покупателю, а услуга оказана (работа принята), независимо от того, когда деньги от банка-эквайрера поступят на счет предприятия (пп. 5, 6, 12 ПБУ 9/99).

Суммы за реализованный товар или оказанные услуги, оплаченные с помощью банковских терминалов, могут поступать на счет организации уже за минусом комиссионных, взимаемых банком в соответствии с договором на эквайринговое обслуживание. Однако сумма выручки принимается в бухгалтерском учете в полном объеме дебиторской задолженности, а сумма оплаты комиссионных услуг банка относится к прочим расходам организации (п. 11 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

Основанием для составления расчетных и иных документов для отражения сумм операций, совершаемых с использованием платежных карт, в бухгалтерском учете участников расчетов является реестр операций или электронный журнал (п. 2.9 Положения № 266-П).

Списание или зачисление денежных средств по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию реестра операций или электронного журнала.

В результате между поступлением денежных средств на счет продавца и фактической оплатой покупателем приобретенных товаров происходит разрыв во времени. Для отражения таких операций (которые произведены через банковский терминал, но еще не поступили от банка на расчетный счет организации) Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее — План счетов)) предусмотрен счет 57 «Переводы в пути».

За приобретенный диван стоимостью 30 000 руб. покупатель расплатился карточкой. В бухгалтерском учете операции, связанные с реализацией товаров (услуг), оплачиваемых покупателями (клиентами) через банковский терминал, могут быть отражены следующими записями (инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н):

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90, субсчет «Выручка»
— 30 000 руб. — отражена выручка от реализации товаров (услуг);

ДЕБЕТ 57 КРЕДИТ 62
— 30 000 руб. — отражена оплата через банковский терминал;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 57
— 29 550 руб. — на расчетный счет зачислены суммы, оплаченные через банковский терминал;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 57
— 450 руб. — удержана комиссия банка;

ДЕБЕТ 91, субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 76
— 450 руб. — отражена комиссия банка в составе прочих расходов.

Павел Ерин, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАН

Смотрите так же:

  • Приказ 325 аптечки Приказ Минздравмедпрома РФ от 20 августа 1996 г. N 325 "Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Приказом Минздравсоцразвития России от 8 сентября 2009 […]
  • Приказ 259 минтранса ПРИКАЗ Минтранса РФ от 04.10.2011 N 259 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА "СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ АВИАТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК", УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ ОТ […]
  • Трудовой стаж за деньги Стаж и пенсия не работая как законно получить стаж, пенсионные баллы и пенсию не работая или на неофициальной работе Сколько нужно стажа для пенсии По новой пенсионной реформе минимальный стаж для назначения пенсии по старости и минимальное количество […]
  • Направление на медосмотр бланк приказ 302н ПРИКАЗ 302 Н ОТ 12.04.2011 ПО МЕДОСМОТРАМ (ИЗМЕНЕНИЯ, ПРИЛОЖЕНИЯ): "ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ (ОБСЛЕДОВАНИЯ)". ПРИКАЗ 302 Н от 12.04.2011 МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ […]
  • Федерального закона 15-фз от 23022013 Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего […]
  • Реестр проблемных застройщиков московской области Вопросами, связанными с долевым строительством в Московской области занимается Комитет Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью. Он расположен по адресу: г.Москва, ул.Земляной Вал, д.36. Приемная: т. […]
  • Приказ мвд 609 04082006 Приказ МВД России от 19.06.2012 N 609 (ред. от 30.12.2014) "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу с особыми уставными задачами […]
  • Независимая экспертиза машины Прайс-лист. Цены на независимую экспертизу: Стоимость услуг по экспертизе и оценке недвижимости, автомобиля(стоимость автоэкспертизы) и оборудования, оказываемых нашей компанией, колеблется в достаточно широком диапазоне и зависит от особенностей конкретного […]