Закон сарбейнса оксли 404

Содержание:

Закон сарбейнса оксли 404

После ряда корпоративных скандалов в США, связанных с нарушениями в управлении корпорациями и составлении финансовой отчетности в компаниях Enron, Tyco International, Adelphia, Peregrine Systems и World-Com, которые привели к многомиллионным убыткам инвесторов этих корпораций, в 2002 году был принят Закон Сарбейнса-Оксли. Данный закон является самым масштабным в Америке законодательным актом о ценных бумагах, принятый после закона о фондовых биржах 1934 года. Закон изменил порядок предоставления отчетности компаниями – эмитентами ценных бумаг, были введены новые требования к компаниям в отношении значительно более широкого объема информации, раскрываемой в финансовой отчетности. В целом законодательный акт охватил вопросы корпоративного управления, оценки системы внутреннего контроля, составления финансовой отчетности и аудиторской независимости.
Действие Закона Сарбейнса-Оксли распространилось не только на американские компании, но и на все предприятия (учрежденные как в Соединенных Штатах, так и в любой другой стране), ценные бумаги которых зарегистрированы в Комиссии США по ценным бумагам и биржам (SЕС). При этом требования закона не затрагивали фирмы – семейные компании, а также предприятия, чьи ценные бумаги не имели листинга на фондовых биржах США.

В соответствии с Законом Сарбейнса-Оксли, в каждой публичной компании должен быть создан комитет по аудиту, члены которого являются независимыми и входят в состав директоров. Для обеспечения независимости члены комитета по аудиту не могут принимать от компании вознаграджение за консультации, а также иметь какие-либо взаимоотношения с компанией-эмитентом или ее дочерними предприятиями, за исключением выполнения функций членов совета директоров. Если комитет по аудиту не формируется, то в его качестве может рассматриваться совет директоров в полном составе, и в этом случае также требуется соблюдение принципа независимости каждым его членом. В составе комитета по аудиту должен быть как минимум один финансовый эксперт со знаниями общепринятых норм бухгалтерского учета (GAAP) и финансовой отчетности, а также с опытом аудита финансовой отчетности. В обязанности комитета по аудиту входит назначение, контроль, оплата услуг внутренних аудиторов, которые напрямую подотчетны комитету, а также утверджение всех аудиторских и прочих услуг, оказываемых компании внешними аудиторами.
Финансовая отчетность, подаваемая в Комиссию США по ценным бумагам и биржам, должна быть подписана руководителем компании и финансовым директором. К отчетам эмитентов прилагается подтверждение, заверенное также руководителем и финансовым директором, что информация в финотчете во всех существенных аспектах обеспечивает достоверное представление финансового положения и результатов деятельности.
В случае проведения перевыпуска финансовой отчетности в связи с несоблюдением требований к ее составлению, руководитель компании и финансовый директор лишаются премиальных и поощрительных выплат, а также дохода от продажи ценных бумаг своей компании, находящихся в их собственности, которые получены в течение 12 месяцев после опубликования финансовой отчетности, содержащей неточные данные.

Закон Сарбейнса-Оксли также запрещает компаниям-эмитентам предоставлять займы руководящему персоналу, кроме тех, которые предлагаются на рыночных условиях и предоставляются на открытом рынке.
В годовую отчетность компаний включается отчет о системе внутреннего контроля, содержащий оценку эффективности процедур внутреннего контроля, а также заявление руководства об ответственности за создание и обеспечение работоспособности системы внутреннего контроля.
Требования
к аудиторам
Положения Закона Сарбейнса-Оксли и нормативных актов SЕС в отношении аудиторских компаний направлены на обеспечение независимости внешних аудиторов от компаний, финансовую отчетность которых они проверяют, и устранение возможных конфликтов интересов. Для этого в закон был внесен ряд поправок, запрещающих аудиторским фирмам, которые осуществляют подтверждение финансовой отчетности компаний-эмитентов, оказывать этим предприятиям услуги по ведению бухучета и подготовке финансовой отчетности, финансовому консалтингу, разработке и внедрению финансовых информационных систем, услуги по внедрению системы внутреннего аудита, управленческие, кадровые, брокерские, юридические и другие услуги, не имеющие непосредственного отношения к аудиту.
В связи с данным требованием некоторые аудиторские компании вывели из своего состава подразделения по оказанию услуг, не являющихся аудиторскими.
Аудитор обязан протестировать систему внутреннего контроля компании-эмитента, в ходе которого установить:
насколько подробно, точно и достоверно ведение учета отражает операции и распоряжение активами эмитента;
поступление и расходование средств эмитента происходит исключительно с санкции его руководства;
учтены ли операции надлежащим образом в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета;
имеются ли существенные недостатки в системе внутреннего контроля и существенные факты несоблюдения установленных правил.
Полученные результаты аудитор представляет в аудиторском заключении или в виде отдельного документа, а все рабочие материалы таких аудиторских проверок должны храниться в аудиторской компании не менее семи лет. Также аудиторские фирмы, осуществляющие аудит компаний-эмитентов, обязаны ежегодно раскрывать информацию о вознаграждении, получаемом от таких клиентов.
Для усиления контроля за деятельностью аудиторских компаний, разработки стандартов аудита, контроля за независимостью аудита и проведения расследований законом был учрежден поднадзорный SЕС Совет по надзору за аудитом и бухгалтерским учетом публичных компаний (Public Company Accounting Oversight Board). В 2003 году SЕС установила, что иностранные аудиторы, проверяющие отчетность дочерних компаний американских публичных компаний, в течение года должны пройти регистрацию в Совете.
Положения Закона Сарбейнса-Оксли в отношении аудиторских фирм распространяются не только на аудиторов США, но и на международные и национальные аудиторские компании: любая аудиторская фирма подпадает под действие закона, если дает аудиторское заключение компании, зарегистрированной в SЕС.
Аудиторское заключение или какие-либо существенные услуги неаудиторского характера иностранного аудитора могут использоваться зарегистрированной в SEC аудиторской фирмой в связи с подготовкой аудиторского заключения или его части либо отдельных мнений в составе аудиторского заключения. В этом случае считается, что иностранная аудиторская фирма автоматически дает согласие на предоставление рабочей документации по аудиту в распоряжение Совета или SEC в случае проведения ими любого расследования в отношении такого аудиторского заключения. При этом на фирму распространяется юрисдикция судов США в части принудительного исполнения любых требований о предоставлении указанной рабочей документации.

10 лет спустя
В июле 2012 года исполнилось
10 лет со дня принятия Закона Сарбейнса-Оксли, что стало поводом для обсуждения его последствий и оценки того, удалось ли добиться целей, поставленных при принятии законодательного акта.
Закон Сарбейнса-Оксли изменил способы ведения бизнеса. Когда он был введен в действие в 2002 году, проекты почти каждой компании, связанные с финансами и бухгалтерским учетом, подверглись значительным задержкам. Причиной этого послужила необходимость подготовки огромного количества новых документов, а также внедрение IT-проектов, направленных на скорейшую реализацию Закона Сарбейнса-Оксли.
В 2004 году исследование, проведенное Международной организацией финансовых директоров, установило, что первоначальная стоимость соблюдения закона для крупнейших фирм составила около $4,6 млн. Сторонники законодательства утверждают, что закон был необходим для предотвращения финансовых потрясений в связи с банкротствами компаний, которые имели место в течение 2000-2002 гг.
Но непомерные расходы на соблюдение закона поставили под сомнение его преимущества.

Негативным фактором влияния Закона Сарбейнса-Оксли можно назвать значительный рост затрат компаний на услуги аудиторов.
С этой точки зрения самым спорным аспектом закона исследователи называют раздел 404.
Раздел 404 Закона Сарбейнса-Оксли требует, чтобы при подаче отчетов в SEC руководители компании предоставляли подтверждения эффективности процедур внутреннего контроля за подготовкой финансовой отчетности. При этом подразделения, в задачи которых входит осуществление внутреннего контроля, должны включать в ежегодный отчет компании собственную оценку работы руководства в соответствии с принятыми стандартами. Данный раздел вызывает наибольшие сложности в применении, поскольку большинство акционерных компаний не использовали детальную отчетность для управления своими финансовыми потоками. Обязанностью компаний является внедрение систем внутреннего контроля, проверка их эффективности, оценка их уязвимости.
При соблюдении раздела 404 компании сталкиваются с трудностями нехватки квалифицированного и опытного персонала, неэффективностью системы внутреннего контроля, отсутствием надежной методологии составления финансовой отчетности, нехваткой человеческих, технологических и финансовых ресурсов. Все это повлекло за собой необходимость привлечения услуг сторонних консультантов и аудиторов.
Необходимость проведения аудита системы внутреннего контроля компаний, как того требует раздел 404, привела к повышению стоимости аудита в среднем на 30 процентов.
При проведении исследований влияния Закона Сарбейнса-Оксли на стоимость акционерного капитала1 результаты показали, что стоимость собственного капитала исследуемых компаний снизилась после вступления в действие закона. Однако, когда малые и крупные фирмы рассматриваются отдельно, установлено, что снижение стоимости капитала характерно именно для малых фирм. Противники закона считают, что затраты на его соблюдение являются слишком обременительными для малых предприятий и это мешает воплотить в жизнь выгоду от применения. Сторонники, наоборот, придерживаются мнения, что закон повысил эффективность малых фирм путем снижения общей рискованности их деятельности и повышения информационной прозрачности.

Закон Сарбейнса-Оксли вызвал для множества компаний необходимость полностью изменить методы составления отчетности. Эти трансформации не происходят без затрат, но преимущества уже многократно перевешивают расходы. Многие компании вы­играли от изменений, стандарты отчетности в целом стали более строгие, в период действия закона американская экономика смогла избежать многих корпоративных кризисов. Но также было немало компаний, которые оказались не в состоянии выполнить требования закона. Многие из них уже не являются участниками рынка либо вынуждены были проводить размещение своих акций за пределами США.
В настоящее время, по подсчетам руководителей корпораций, затраты на внутренний аудит постепенно снижаются и составляют на 30-40% меньше, чем когда система внутреннего финансового аудита была только внедрена. Снижение расходов связано с тем, что сотрудниками компаний проводится постоянная работа по сбору и контролю финансовой информации. Когда американские корпорации столкнулись с необходимостью подстраиваться под требования нового закона, они вынуждены были обращаться в консалтинговые фирмы и к внешним аудиторам, чтобы провести оценку потоков сбора финансовой информации. К настоящему моменту все необходимые процедуры оказались прописаны и целый ряд задач внутреннего аудита компании могут решать уже собственными силами, что снижает расходы на услуги внешних консультантов.

По отношению к соблюдению норм раздела 404 компании разделились на две категории. Одни сосредоточились на простом соответствии правилам, но это способствовало более эффективной работе за счет того, что улучшение элементов управления привело к более точным данным, которые, в свою очередь, способствовали принятию лучших решений. Другие компании пошли по пути модернизации управления и процессов и в результате получили повышение эффективности производства и экономию средств. В любом случае, для предприятий усиление внутреннего контроля привело к положительным результатам.
В экономической периодике существуют разные и даже противоположные мнения о необходимости Закона Сарбейнса-Оксли: от высоких оценок закона как основного фактора стабильности мирового финансового рынка до полного отрицания в связи с непомерными затратами ресурсов на его соблюдение и неэффективности при наступлении мирового финансового кризиса.
В целом, несмотря на трудности и высокие расходы первоначального применения требований Закона Сарбейнса-Оксли, создание эффективной системы внутреннего контроля предприятий, жесткие требования к составлению и аудиту финансовой отчетности привели к прозрачности деятельности компаний для инвесторов и органов контроля и тем самым к повышению устойчивости фондового рынка. При этом положительным моментом стало значительное возрастание роли внутреннего аудита в компаниях.

That page doesn’t exist!
Please try one of the following:

  • If you typed the page address into the web address bar, make sure that it is spelled correctly.
  • Visit the pwc.com home page and look for links to the information you want.
  • Or check out our site map.
  • De door u opgevraagde pagina kan helaas niet gevonden worden.

    Vervolg uw bezoek op één van onderstaande pagina’s:

    La pГЎgina que estГЎs buscando no se encontrГі.

    Lamentablemente no pudimos encontrar la pГЎgina que buscabas. QuizГЎs estas opciones te ayuden:

    Страница не найдена

    К сожалению, запрашиваемая Вами страница не найдена. Возможно, Вам будут полезны следующие ссылки:

    Sidan du letar efter kan inte hittas!
    Försök med något av följande:

    • Kontrollera adressen och fГ¶rsГ¶k igen.
    • Г…tervГ¤nd till fГ¶regГҐende sida.
    • GГҐ till www.pwc.com/se och leta efter relevant information.
    • Leta pГҐ vГҐr sitemap.

    That page doesn’t exist.
    Please try one of the following:

  • Ensure that you have typed the URL correctly
  • Visit the PwC Canada home page
  • Visit our Sitemap
  • Or Contact Us
  • Den side findes ikke.
    Fortvivl ej. prøv i stedet at:

  • Gå tilbage til pwc.dk forsiden
  • Søg øverst til højre p5 pwc.dk
  • Led i vores sitemap
  • Find et PwC kontor i nærheden af dig
  • La page que vous demandez est introuvable.
    Essayez l’une des solutions suivantes :

  • Assurez-vous que l’adresse URL de la page que vous avez saisie est correcte
  • Visitez la page d’accueil du site PwC Canada
  • Visitez le Plan du site
  • Ou contactez-nous
  • Seite nicht gefunden

    Diese Seite existiert nicht oder ist nicht mehr verfГјgbar. Bitte versuchen Sie Folgendes:

  • Wenn Sie die Adresse manuell eingegeben haben, prГјfen Sie diese auf Tippfehler.
  • Besuchen Sie die Startseite und verwenden Sie die Suchfunktion.
  • The requested page could not be found.

    The page you requested could not be found. If you are looking for information around a specific topic then please use the site search function above. Alternatively here is a current site map.

    If you want to talk to someone at PwC about a current business issue, or find out more information about a particular topic or about PwC and the services we provide, you can call our main switchboard number on +44 (0) 20 7583 5000

    There is an overview of all our UK office locations, including local telephone numbers.

    The contact details of many individual service and/or industry specialists are listed on the relevant pages across the site. You can also send us an e-mail with your comments or suggestions

    If you’re interested in working for PwC, please visit our Careers website

    Глава 404 Зако­на Сар­бейн­са-Оксли

    Особен­нос­ти соб­лю­де­ния иностран­ны­ми частны­ми эмитен­та­ми

    Как крупные, так и небольшие открытые акционерные компании США давно работают над соблюдением требований Раздела 404 Закона Сарбэйнса-Оксли.

    Американские компании, осуществляющие свою деятельность за пределами США и подающие отчетность ранее установленных сроков, в настоящее время заканчивают работу над проведением оценки внутреннего контроля над подготовкой финансовой отчетности. По окончании отчетного года 15 июля 2005 года или позднее этой даты зарубежные эмитенты в свой годовой отчет должны будут включать отчет руководства о состоянии внутреннего контроля. Несмотря на тот факт, что Комиссия по ценным бумагам и биржам США несколько раз откладывала дату вступления в силу Раздела 404, Делойт настоятельно рекомендует зарубежным эмитентам не изменять график и масштабы запланированной работы по соблюдению требований Раздела 404.

    В статье «Раздел 404 Закона Сарбэйнса-Оксли: Трудности соблюдения требований закона Сарбэйнса-Оксли для зарубежных эмитентов» рассказывается об опыте зарубежных эмитентов, а также об основных трудностях, с которыми может столкнуться ваша компания в ходе подготовительных мероприятий по соблюдению требований Раздела 404.

    Рекомендации

    Материалы по теме

    Оставайтесь на связи

    © 2018. Для получения дополнительной информации обращайтесь в «Делойт Туш Томацу Лимитед».

    Закон Сарбейнса-Оксли — Sarbanes-Oxley Act, SOX

    ❓Хотите торговать биткоин и другие криптовалюты? Здесь вы узнаете, с чего начать?.

    Закон Сарбейнса-Оксли (часто говорят «сокс» — от английского сокращения названия закона SOX) был принят в 2002 году в результате ряда скандалов с отчетностью крупных компаний таких, как Enron и WorldCom.

    Принятие жестких требований к финансовой отчетности (Financial Statement), к действиям менеджеров, директоров и аудиторов, введение уголовных наказаний за ввод инвесторов в заблуждение помогли пережить кризис и возвратить доверие инвесторов к финансовой отчетности в США.

    Прежде всего SOX касается компаний, акции которых торгуются на американских биржах. Распространяется он и на иностранные компании, акции которых торгуются в США через депозитарные расписки. Что включал в себя SOX? Давайте рассмотрим основные моменты.

    В отношении менеджеров компаний:

  • СЕО и CFO компании должны лично (своей подписью) заверять финансовую отчетность, гарантируя, что она подготовлена в соответствии со всеми требованиями стандартов и регулирующих органов;
  • менеджеры обязаны создать эффективную систему внутреннего контроля, которая будет обеспечивать предоставление инвесторам корректно составленной финансовой отчетности;
  • манипуляции менеджеров с отчетностью, вводящие инвесторов в заблуждение относительно истинного положения дел в компании, становятся уголовными преступлениями с существенными сроками заключения;
  • за некоторыми исключениями запрещаются выдача компанией кредитов своим топ-менеджерам и любые бизнес-отношения между компанией и ее менеджерами (менеджер не может быть владельцем бизнеса, связанного деловыми отношениями с компанией, в которой этот топ-менеджер работает);
  • топ-менеджеры обязаны немедленно (в течение 2 дней) раскрывать свои сделки по покупке/продаже акций компании, в которой они работают.
  • В отношении членов советов директоров компаний:

  • выбор аудитора для проведения аудиторской проверки финансовой отчетности должен осуществлять комитет по аудиту при совете директоров компании (или сам совет директоров при отсутствии отдельного комитета);
  • члены комитета по аудиту при совете директоров должны быть независимы от менеджмента (не должны быть сотрудниками компании);
  • комитет по аудиту имеет право привлекать независимых экспертов для обеспечения своей деятельности.
  • В отношении внешних аудиторов:

    • в США создана специальная организация, контролирующая и регулирующая деятельность аудиторских компаний — Public Company Accounting Oversight Board (PCAOB). РСАОВ имеет право в случае выявления серьезных нарушений отзывать или приостанавливать действие аудиторских лицензий как отдельных специалистов, так и аудиторских компаний в целом;
    • аудиторским компаниям запрещено одновременно с услугами по аудиту финансовой отчетности предоставлять клиенту консультационные услуги (за редкими исключениями);
      внешние аудиторы в ходе своей работы обязаны проводить проверку эффективности работы системы внутреннего контроля в части подготовки финансовой отчетности в компании. Заключение об эффективности системы внутреннего контроля становится стандартной частью аудиторского заключения;
    • вводится обязательная внутренняя ротация руководителей аудиторских проектов минимум каждые пять лет (иными словами, ни один партнер аудиторской фирмы не имеет права работать с одним клиентом по вопросам аудита более пяти лет подряд).
    • Что это за закон такой и с чем его едят?

      Если есть у кого в письменном виде подайте Христа ради.

      Самого закона не нашёл общее представление ниже

      Несколько лет назад фондовый рынок США пережил череду скандалов, связанных с недостоверностью финансовой отчетности крупных акционерных обществ. Эти неприятности спровоцировали принятие закона Сарбейнса-Оксли, подписанного Президентом США в июле 2002 г. Документ ввел жесткие меры по контролю над корпорациями (в том числе и иностранными), чьи акции торгуются на биржах США.
      Роль аудиторского комитета

      На основе закона Сарбейнса-Оксли Комиссия по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission, SEC) разработала нормы, усиливающие роль аудиторского комитета в публичных компаниях. В частности, именно этот орган назначает и отстраняет внешнего аудитора, а также определяет размер его вознаграждения. Аудиторский комитет должен состоять из независимых членов совета директоров компании. То есть член аудиторского комитета не имеет права получать от компании какие-либо иные вознаграждения, кроме оклада члена совета директоров. Иностранные эмитенты (в том числе и российские), имеющие ценные бумаги на биржах США, обязаны ввести у себя эти правила до 31 июля 2005 г.
      Следует отметить, к иностранным компаниям SEC все-таки предъявляет смягченные требования. Послабления вызваны существенными различиями в законодательстве стран с системой общего (common) и частного (civil) права. В частности, в США действует прецедентное право, в России же, как известно, официально нет.

      Закон Сарбейнса — Оксли (Sarbanes-Oxley Act) — законодательный акт о ценных бумагах, принятый в США в 2002 г. Этот всеобъемлющий законодательный акт затрагивает ряд важных вопросов, имеющих первоочередное значение для компаний, которые размещают свои акции на фондовых рынках (публичных компаний), независимо от того, образованы ли они в США или в других странах. Закон предусматривает значительное повышение ответственности топ-менеджеров за состояние системы внутреннего контроля и достоверность финансовой отчетности.

      В интернете поройся, мне попадался сам закон на русском языке и куча комментариев

      Никто не может сказать, на сколько полно он применяется к российским компаниям? Бывали ли случаи наступления ответственности за нарушение этого закона?

      Попробуй обратиться с вопросами применения сюда. Контактные лица по Закону Сарбейнса-Оксли: Тим Коупланд
      Партнер

      Внутренний аудит после SOX

      Автор: Корнилович Евгений Михайлович — менеджер по аудиту корпорации Microsoft, регион ЕМЕА, MBA (University of Pittsburgh), член Института внутренних аудиторов (IIA), член Института управленческих бухгалтеров (IMA)
      Опубликовано: 30 января 2009

      В статье особое внимание уделяется роли корпоративного внутренного аудита с учетом снижения значимости SOX compliance. Автор рассматривает историю появления и роль закона Sarbanes-Oxley для корпоративного управления и внутреннего аудита, последние тенденции по смягчению требования регуляторов, а также оценивает потенциальные области, где внутренний аудит будет применяться, по его мнению, в ближайшие годы особенно активно.

      ВНУТРЕННИЙ АУДИТ И ЕГО РОЛЬ В КОРПОРАЦИИ

      Внутренний аудит как система управленчески ориентированной корпоративной дисциплины динамично развивался во второй половине XX в. и в конце века сформировался в привычном виде. Первоначально сфокусированный на анализе рисков, связанных с бухгалтерской отчетностью и налогообложением, в данный момент внутренний аудит затрагивает широкий спектр аспектов деятельности компании, помогая выявлять риски на различных этапах экономической активности. Принципиальна независимая позиция внутреннего аудита, подкрепленная организационно: подразделение подчиняется аудиторскому комитету, который, в свою очередь, формируется из неисполнительных или независимых директоров в составе совета директоров корпорации.

      Международный институт внутренних аудиторов (Institute of Internal Auditors, IIA) — крупнейшая международная организация внутренних аудиторов — дает следующее определение: внутренний аудит — независимая и объективная деятельность по предоставлению гарантий и консультаций, направленная на достижение конкретных результатов и улучшение в работе организаций; помогает организации достигать поставленных целей путем внедрения систематизированного, дисциплинированного подхода к оценке и повышению эффективности процессов руководства, контроля и управления рисками.

      Несмотря на динамичное развитие внутреннего аудита к концу XX в. его роль и место в американских и международных компаниях определялись следующей схемой.

      При достаточном уровне подготовки управления рисками менеджмент проводит работу, направленную на внедрение некоторых ключевых составляющих внутреннего контроля, прежде всего в зонах с высокими рисками (например, управление денежными средствами, закупки, склады, реализация). При этом компания не имеет полноценного внутреннего контроля или риск-менеджмента на всех уровнях организации, и, несмотря на то, что некоторые уровни контроля разработаны и эффективно внедрены, формально они не задокументированы. Другой характерной чертой на этом этапе является зависимость контроля от людей, меньше — от процессов. В свою очередь, внутренний аудит рассматривается как единственная служба в организации, способная проводить оценку рисков, а ее деятельность противопоставляется деятельности менеджмента.

      РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА

      В российских компаниях до сих пор крайне редко существует полноценная и независимая служба внутреннего аудита; ее отсутствие частично заменяется контрольно-ревизионным управлением или службой внутреннего контроля.

      В общем случае контрольно-ревизионные управления (КРУ) фокусируются на вопросах проверки сохранности товарно-материальных ценностей, эффективности использования ресурсов, выполнения распоряжений вышестоящих органов, а также на расследовании мошенничеств. Внутренний аудит призван выполнять более широкие задачи по оценке процессов внутреннего контроля, управления рисками, корпоративного управления. Однако, в зависимости от уровня развития корпоративной культуры (в том числе, среды контроля), приоритетом службы внутреннего аудита может являться решение задач, обычно стоящих перед КРУ.

      Похожим образом, задачей службы внутреннего контроля может быть построение системы внутреннего контроля компании (точнее — активное содействие менеджменту в построении системы), а задачей внутреннего аудита — проведение оценки надежности и эффективности этой системы, а также оказание консультационной поддерж -ки на этапе разработки систем и процедур. Хотелось бы заметить, что в большинстве случаев высшее исполнительное руководство склонно рассматривать внутренний аудит как ресурс, решающий управленческие задачи по построению системы контроля, что в корне неверно, поскольку ведет к прямому конфликту интересов.

      В данный момент вопросы, связанные с внутренним аудитом, не регулируются российским законодательством, за исключением отдельных положений, касающихся финансово-кредитных организаций и профессиональных участников фондового рынка. Однако российские компании, имеющие листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже через ADR (Американские депозитарные расписки), также попадают под действие закона Sarbanes-Oxley, и, следовательно, имеют независимую службу внутреннего аудита, занимающуюся периодическими проверками на соответствие SOX. Тем не менее, по мнению Российского института внутренних аудиторов на текущий момент подавляющее большинство российских компаний, в том числе имеющих международные операции и филиалы, находятся в лучшем случае на этапе развития, описанном выше и соответствующем 1980–1990-м гг.

      Особое исключение составляют российские представительства, филиалы или дочерние компании международных организаций, прежде всего транснациональных корпораций с листингом на биржах США. Такие компании имеют полноценную службу внутреннего аудита, однако, как правило, она базируется в головном офисе компании либо в ее субрегиональных подразделениях, очень редко — в российских филиалах.

      ЗАКОН SARBANES-OXLEY

      Закон Sarbanes-Oxley, принятый в 2002 г., является фактически ответом на ряд корпоративных скандалов, связанных с компаниями Enron, Tyco International, Adelphia, Peregrine Systems и World -Com. Случаи нарушений в этих компаниях, стоящих инвесторам миллиарды долларов, пошатнули уверенность в американских ценных бумагах. Закон был разработан сенатором Полом Сарбей-нсом (Paul Sarbanes) и членом Палаты представителей Майклом Оксли (Michael G. Oxley), в связи с чем и получил сокращенное название SOX.

      Закон устанавливал новые усложненные стандарты для всех американских советов директоров, менеджмента, и бухгалтерских компаний, однако не затрагивал фирмы — семейные компании, а также компании, чьи акции или доли не имели листинга на фондовых биржах США. Закон содержал 11 частей, или параграфов, в том числе включающих дополнительные требования к советам директоров корпораций и обязывающих Комиссию по Ценным Бумагам (The Securities and Exchange Commission, SEC) следить, чтобы игроки рынка следовали положениям закона. Закон также утверждал новую организацию — Наблюдательный совет (The Public Company Accounting Oversight Board, PCAOB), ответственный за мониторинг, регулирование, инспектирование аудиторских компаний. В целом новый закон охватывал вопросы аудиторской независимости, корпоративного управления, оценки внутреннего конт -роля и развернутой финансовой отчетности.
      С точки зрения влияния на внутренний аудит наиболее значимыми разделами закона были параграфы 302 и 404.

      Параграф 404 закона Сарбейнса-Оксли обязывает руководителей развивать и осуществлять мониторинг процедур и проверок с целью последующего предоставления документов, подтверж -дающих адекватность внутреннего контроля финансовой отчетности. Тот же параграф требует от менеджмента выполнения внутренними аудиторами аттестации этих документов и процедур. Раздел 302 формирует требование к руководителям не только выполнять ежеквартальную сертификацию проверок финансовой отчетности, но и подробно документировать данные проверки и процедуры.

      Руководство несет ответственность за обеспечение соответствия организации требованиям §302 и §404, а также другим требованиям закона, при этом данная ответственность не может делегироваться или слагаться. Поддержка руководства в выполнении данных обязанностей является необходимой ролью внутреннего аудита.

      Параграф 404 напрямую апеллирует к внутреннему аудиту. Внутренний аудит производит оценку системы внутреннего контроля компании. В мире существует несколько общепринятых принципов построения данной системы. Наиболь -шую известность имеет модель, разработанная Комитетом спонсорских организаций — COSO (в которую входят такие организации, как AICPA, IIA, IMA, FEI, AAA). Именно на эту модель дана прямая ссылка в §404 закона Сарбейнса-Оксли. В модели COSO Internal Control — Integrated Framework система внутреннего контроля состоит из пяти взаимосвязанных компонентов, каждый из которых имеет отношение ко всем категориям бизнес-целей (стратегическим, операционным, целям отчетности и соответствия требованиям законодательства):

    • контрольнаясреда — Control Environment;
    • системавыявленияиоценкирисков — Risk Assessment;
    • контрольныепроцедуры — Control Activities;
    • информационнаясредаисистемакоммуникаций — Information and Communication;
    • системанаблюдения — Monitoring.
    • В октябре 2004 г. была издана новая разработка COSO — модель COSO ERM — Integrated Framework (ERM — enterprise risk model), объединившая в себе как компоненты системы внутреннего контроля, так и компоненты системы управления рисками (рис. 1).

      Дискуссии о преимуществах детализированного контроля, определяемого SOX, и связанных с его внедрением дополнительных расходах начались сразу же после вынесения этого законо -проекта на обсуждение. Сторонники законопроекта утверждали, что необходимое ужесточение регулирования сыграет роль в восстановлении доверия на рынках. Оппоненты возражали: сопутствующий этому процессу рост расходов снизит конкурентоспособность США как площадки привлечения капитала по сравнению с другими странами. Теперь, спустя пять лет, можно утверждать, что правы оказались как первые так и вторые.

      В ключе этого обсуждения очень интересно мнение Дэвида Твиди (David Tweedie), председателя Совета по международным учетным стандартам (International Accounting Standards Board, IASB) — организации, отвечающей за разработку и внедрение МСФО (IFRS). В одном из своих интервью в апреле 2008 г. он прямо заявил, что закон Сарбанеса-Оксли — это отличный пример того, «как не надо делать». По его мнению, вся философия усиления регулирования и введения более детальных и формальных операций контроля была неверной. В качестве доказательства он приводит пример учетных стандартов МСФО, основанных на принципах (principle-based standards), в отличие от стандартов, основанных на правилах (rule-based standards). Стандарты МСФО, в частности, предполагают, что финансовый директор способен организовать и гарантировать качественную финансовую отчетность и нести ответственность за намеренные либо непреднамеренные случаи нарушения учетных принципов и правил раскрытия финансовой информации (disclosures). Знаменательно, что последние рекомендации PCAOB и особенно комментарии SEC снижают уровень требований к компаниям, в том числе предлагая аудиторам сконцентрироваться на контроле на уровне всей организации, в особенности на крупных счетах, серьезных процессах и процедурах, где нарушения могут привести к значительным потерям (под «значительными» в данном контексте, как правило, понимается уровень в $1 млрд). Среди экспертов широко распространено мнение, что в дальнейшем требования SOX будут и дальше облегчать нагрузку, что позволит корпорациям выделить освободившиеся ресурсы под новые задачи.

      РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ПОСЛЕ SOX

      Направленность внутреннего аудита на проверку соответствия требованиям закона Sarbanes-Oxley постепенно уменьшается. По данным последнего исследования аудиторской фирмы PricewaterhouseCoopers (PwC) только 27% респондентов подтвердили, что выделяют более чем половину ресурсов службы внутреннего аудита на проверку соответствия §404 SOX. Согласно аналогичному исследованию 2007 г. доля таких компаний в ответах составляла 41%.

      Во многом снижение внимания к SOX определяется тем, что крупные американские и международные компании достигли хороших результатов во внедрении базируемого на риске вертикаль -ного подхода к оценке внутреннего контроля финансовой отчетности в соответствии с обязательным к выполнению Аудиторским стандартом №5 (AS5 PCAOB). По той же причине PwC полагает, что в ближайшие пять лет фокус внутреннего аудита на соответствие компании SOX будет оставаться неизменным или, скорее, ослабевать. К тому же, как было замечено выше, регулирующие органы также постепенно ослабляют требования к SOX.

      Таким образом, ожидается, что в среднесрочной перспективе задача внутреннего аудита будет все больше отходить от проверки соответствия SOX и переходить к новым вопросам. Невероятное преимущество внутреннего аудита перед любыми другим службами компании заключается в его независимости, обеспеченной структурой подчинения и специфическими взаимоотношениями с менеджментом, в том числе и с высшим руководством, а также уникальной базой знаний и опыта, накопленной за годы аудита совершенно разных подразделений компании. Эти преимущества позволяют внутренним аудиторам как сотрудниками компании, действующим исключительно в ее интересах и в то же время остающимся формально и фактически независимым и в оценках и рекомендациях, смотреть на компанию как на единый организм и проводить привычную работу по оценке рисков, уязвимости системы, выявлению слабостей и подготовке независимых и объективных рекомендаций по их устранению.

      НАЗАД К ОСНОВАМ

      В последнее время очевидно возвращение внимания к операционным рискам, иначе говоря, рискам, связанным с текущей деятельностью предприятия. Классическая схема МакКинси (McKinsey), доработанная Майклом Портером (Porter), представлена на рис. 2.

      Соответственно, операционный аудит ори-ентирирован на специфические риски, присущие вышеперечисленным сферам деятельности компании.

      Согласно ранее упомянутому исследованию PricewaterhouseCoopers, 87% респондентов из компаний Fortune 500 (ежегодный список крупнейших по объему выручки корпораций США, публикуемый журналом Fortune) тратят менее 20% ресурсов на аудит, не связанный с соблюдением требований регуляторов (financial compliance). Тем не менее, по результатам того же исследования, аудиторские комитеты и руководители крупнейших мировых компаний все более обеспокоены операционными рисками.

      Для аудита операционных процессов требуются совершенно новые знания и опыт. Прежде всего, на одно из первых мест выходит знание компьютерных технологий, умение работать с массивами данных и аналитические способности. К примеру, исследование международного Института Внутренних Аудиторов (IIA Research Foundation’s Common Body of Knowledge Study, 2008) показало, что более 75% опрошенных главных аудиторов назвало работу с данными и аналитику основными требуемыми техническими навыками в данной профессии.

      Также аудитор должен отлично разбираться в тонкостях бизнеса, деталях процесса и мотивирующих силах, двигающих бизнес и стимулирующих отдельных сотрудников. Аудиторы, «выращенные» на стандартизованном SOX-аудите, как правило не готовы действовать менее шаблонно, либо просто не могут оценить полноту и сложность бизнес-процесса. Так же и «выходцы» из Big 4, обладая прекрасным финансовым образованием и отличным опытом внешних аудиторов, могут встать в тупик при оценке рисков хранения и перемещения складских запасов или манипулирования продажами в целях достижения годовых результатов, влияющих на размер компенсаций в каком-либо отдельном специфическом предприятии. Это основная причина того, что крупные компании предпочитают включать в свою команду аудиторов специалистов из разных подразделений или регионов, предоставляя им возможность карьерного роста и получая в ответ бесценный опыт «с полей».

      РАСШИРЕНИЕ ГОРИЗОНТОВ

      Другое направление развития внутреннего аудита заключается в расширении фокуса: аудит областей, в прежние годы не бывших в зоне внимания: менеджмент и, в особенности, правильный тон руководства, вопросы стратегии, включая расширение бизнеса, сделки слияния и поглощения, либо наоборот продажа активов или брендов, расследование случаев мошенничества и других нарушений законодательства, а также такая новая область как аудит качества продаваемого потребителям продукта и его сервисной поддержки. Список, конечно же, неполный, поскольку каждой компании под силу самой определить область рисков и разработать собственную программу внутреннего контроля за ними, включая периодический аудит.

      Мошенничество и нарушения законодательства

      Одной из целей аудита (по издании SOX) становится обнаружение и предотвращение мошенничества внутри компании. Аудит может обнаружить случаи мошенничества и других нарушений закона, однако в первую очередь функцией аудита остается оценка рисков и системы защиты от мошенничества, начиная от потенциальных конфликтов интересов и заканчивая общей атмосферой в подразделении компании. В фокусе внутреннего аудита будет контроль за разделением обязанностей, горизонтальный и вертикальный финансовый анализ, контроль за дебиторской задолженностью и списание безнадежных долгов, особенному вниманию должны подвергаться родственные и личные связи между сотрудниками. Все большее значение в современном мире получает информационная безопасность и защита персональных данных сотрудников или клиентов.

      Сделки слияния и поглощения

      Традиционно в сделках слияния и поглощения на заключительном этапе участвуют представители внешних аудиторских и юридических компаний, которые проводят стандартный due diligence. Внутренний аудит производится в приобретенной компании уже после завершения сделки, и нередко обнаруживается, что даже в случае положительного заключения due dilligen-ce, проведенного по формальным критериям, поглощаемая компания могла использовать, к примеру, учетные принципы, не совпадающие со стандартами компании-покупателя; планируемая синергия может не появиться по причине прин -ципиально несовместимых бизнес-принципов, клиентские базы могут не иметь ресурсов либо стимулов для их объединения, а бренды либо продукты могут взаимно конкурировать. Тенденция следующих лет — это, безусловно, участие внутреннего аудита в процессе сделок слияния и поглощения, а не после их совершения.

      Гарантия качества и взаимоотношения с потребителями

      Аудит взаимоотношений с потребителем (Customer Satisfaction Audit, CSA) — достаточно новая и сложная область во внутреннем аудите. Сложность заключается в том, что, в отличие от SOX или любого финансово или операционно ориентированного аудита, этот аудит оперирует достаточно неопределенными неколичественными категориями. Тем не менее, ключом к успеху является акцент на свидетельствах, фактах и доказательствах присутствия проблемы, а не на уровне взаимоотношений или степени удовлетворенности потребителя. Аудит должен концент -рироваться на том, как организована система контроля качества в целом. В данном контексте обязательно анализируются информационные каналы взаимодействия с потребителем, содержащиеся в них «послания» и последующее их выполнение.

      Этическое поведение менеджмента

      Серьезное ужесточение регулирования, вызванное в первую очередь американскими корпоративными скандалами, подверглось массовой критике. Критикующая сторона вполне резонно отметила, что жесткая регламентация скорее защищает от последствий, нежели устраняет причину болезни. Внутренний аудит, используя свою независимость от менеджмента, способен объективно оценить, насколько тон и поведение менеджмента на всех уровнях соответствуют миссии и целям организации.

      Известна история с компанией Exxon, которая в 1989 г. после катастрофы своего танкера в порту Валдез на Аляске отказалась взять на себя полную вину, несмотря на то, что впоследствии было доказано серьезное нарушение правил экипажем. Неэтичное поведение менеджмента, неправильная реакция на инцидент, отложенная и неверно организованная коммуникация привели к тому, что даже сейчас Exxon у многих ассоциируется с экологической катастрофой, а менеджмент этой компании, как и других компаний, добывающих углеводороды, — с приоритетом корпоративных интересов над гражданскими.

      Неверно полагать, что внутренний аудит способен предотвратить такие инциденты или их последствия. Направленность внутреннего аудита на прошлые события, а также текущие процессы очевидна. Однако в ходе аудита менеджмента и его подготовленности к критическому развитию событий можно было сделать вывод об отсутст -вии плана взаимодействия с прессой в случае экологических инцидентов, а при операционном аудите логистики можно было обнаружить опасное нарушение правил судовождения судов.

      Чем чаще проводится аудит, тем меньше его ориентированность на прошлые периоды, и тем более точную текущую картину он может показать аудиторскому комитету, совету директоров и акционерам компании. В последнее время все чаще обсуждается возможность организации самосовершенствующейся системы постоянного управления рисками, анализа и мониторинга — непрерывного аудита (continiuos audit).

      НЕПРЕРЫВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

      Новая парадигма определяет непрерывный аудит как методологию, позволяющую аудитору предоставлять непрерывную оценку рисков и конт -роля с помощью постоянного, но все же дискретного потока аналитической аудиторской информации по выбранному субъекту. Непрерывный аудит прежде всего должен базироваться на автоматизированных отчетах, причем данные должны быть репрезентативны и сравнимы за все периоды, что позволяет провести анализ тренда. Кроме того, несмотря на возможную глубину отчетов, они должны быть легко читаемы, т.е. проблемная зона должна быть четко выделена на графике либо цветовой гаммой в сбалансированной системе показателей (balanced scorecard).

      Предполагается, что в правильно организованной и технически обеспеченной среде непрерывного управления рисками дискретность аудиторских проектов и отчетов будет стремиться к нулю, а скорость обновления и объем информации — к бесконечности. Таким образом, предполагается нивелировать семь типов временных и ресурсных потерь в аудите, а именно: время ожидания сбора информации, задержки и сдвиги сроков, анализ информации, сам процесс аудита, ревьюирование результатов, ошибки и дополнительную работу.

      Концепция непрерывного аудита предполагает, что архитектура аудиторской информации должна быть построена и информатизирована таким образом, чтобы максимально удовлетворить растущий спрос пользователей (менеджмента, аудиторского комитета, акционеров) на аналитику рисков, проблемных зон и уровня контроля в режиме реального времени.

      ЛИТЕРАТУРА

    • IFRS for all (interview with Sir David Tweedie, chairman of the IASB). Strategic Finance, April, 2008, pp. 30–33.
    • PricewaterhouseCoopers (2007). Internal Audit 2012: A Study Examining the Future of Internal Auditing and the Potential Decline of a Controls-Centric Approach. — http://www.pwchk.com/webmedia/doc/633305443662968204_ia2012_nov2007.pdf.
    • PricewaterhouseCoopers (2008). Targeting Key Threats and Changing Expectations to Deliver Greater Value: State of the Internal Audit Profession Study. — http://www.pwc.com/extweb/pwcpublications.nsf/docid/76357CE81F5CD43C852572D70060CCCA/$file/state_internal_audit_profession_study_08.pdf.
    • Protiviti (2008). Internal audit Capabilities and Needs Survey. — http://www.protiviti.com/portal/site/pro-us/menuitem.d5c0f953cd1bd1ff9411310df5ffbfa0.
    • Pryal M. (2008). «A broader array of skills». Internal Auditor, June.
    • The Institute of Internal Auditors — UK and Ireland (2003). Position Statement: Risk Based internal Auditing. — www.theiia.org/download.cfm?file=54908.
    • The Institute of Internal Auditors (2008). The IIA research Foundation’s Common Body of Knowledge study., 2008 http://www.theiia.org/research/common-body-of-knowledge/download/
    • The Sarbanes-Oxley Act. — http://www.infowatch.ru/threats?chapter=150685169&id=151051968.
    • Автор: Корнилович Евгений Михайлович — менеджер по аудиту корпорации Microsoft, регион ЕМЕА, MBA (University of Pittsburgh), член Института внутренних аудиторов (IIA), член Института управленческих бухгалтеров (IMA)

      закон Сарбейнса-Оксли
      SOX
      Американский закон, регулирующий финансовую практику и корпоративное руководство.
      [Словарь терминов ITIL версия 1.0, 29 июля 2011 г.]

      EN

      Sarbanes-Oxley
      SOX

      US law that regulates financial practice and corporate governance.
      [Словарь терминов ITIL версия 1.0, 29 июля 2011 г.]

    • информационные технологии в целом
    • Sarbanes-Oxley
    • оксиды серы
      Образуются при сжигании сернистых топлив.
      [А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]

    • энергетика в целом
    • sulfur oxides
    • SOX
    • sulfur oxidations
    • Англо-русский словарь нормативно-технической терминологии . academic.ru . 2015 .

      Смотреть что такое «SOX» в других словарях:

      Sox — may refer to: * Socks, garments worn on the foot * Boston Red Sox, an American baseball team * Chicago White Sox, an American baseball team * Pawtucket Red Sox, a Red Sox affiliated American minor league baseball team * Colorado Springs Sky Sox,… … Wikipedia

      Sox-2 — Masse/Länge Primärstruktur 317 Aminosäuren … Deutsch Wikipedia

      Sox — steht für: Sarbanes Oxley Act, ein US amerikanisches Bundesgesetz SoX steht für: SoX Sound eXchange, the Swiss Army knife of audio manipulation (ein Kommandozeilen Programm zur Bearbeitung von Audiodaten → Audioeditor#SoX) Sox steht für: Sox 2,… … Deutsch Wikipedia

      SOX — Sarbanes Oxley Act of 2002 / Sarbanes Oxley / SOX/ Sarbox / Public Company Accounting Reform and Investor Protection Act of 2002 A US statute which became law on 30 July 2002. The Act makes substantial changes to the regulation of the accounting… … Law dictionary

      SOX — noun LAW ACCOUNTING an informal word for the Sarbanes Oxley Act * * * SOX UK US noun [U] LAW, FINANCE ► ABBREVIATION for THE SARBANES OXLEY … Financial and business terms

      sox — [sɔks US sa:ks] n [plural] an American spelling of socks , used especially in advertising … Dictionary of contemporary English

      sox — [säks] n. alt. pl. of SOCK1 (sense 3) … English World dictionary

      SoX — sound exchange redirects here. For the music industry organization, see SoundExchange. Sound eXchange Developer(s) Chris Bagwell, et al. Stable release 14.3.2 / 27 February 2011; 8 months ago (2011 02 27) … Wikipedia

      sox — (1) SoxR: Redox sensory protein in E. coli. (2) SOX syndrome: Sialadenitis, osteoarthritis and xerostomia syndrome. (3) Sox genes: Gene family involved in many developmental processes. Sox 2 regulates transcription of FGF 4 gene, sox 3 is… … Dictionary of molecular biology

      Sox 2 — Sox2 La protéine Sox2 est un facteur de transcription essentiel dans le maintien de l’auto renouvellement des cellules souches embryogéniques indifférenciées. Identification Source Symbole Sox2 UniProt P48431[1] OMIM 206900[2],184429 … Wikipédia en Français

      SOX — Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. Sigles d’une seule lettre Sigles de deux lettres > Sigles de trois lettres Sigles de quatre lettres … Wikipédia en Français

      Смотрите так же:

      • Развод айфонов Кто нас разводит: В Сети показали, как "разыгрывают" Айфоны в соцсетях В соцсетях существует множество групп, где ведется розыгрыш последних моделей iPhone, а выигравшим счастливчикам предлагается только оплатить доставку. Искушенные пользователи знают, что […]
      • Автострахование росгосстрах правила Автострахование росгосстрах правила Мы можем надежно застраховать Вас практически от любых рисков, но от ошибки 404, увы, пока не можем (мы работаем над этим). Эта ошибка означает, что запрашиваемая Вами страница была удалена, перемещена или вы просто […]
      • Социальная пенсия по уходу за ребенком инвалидом Социальная пенсия по уходу за ребенком инвалидом МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: Ежемесячные пособие по уходу за ребенком инвалидом в 2018 году Семьи с детьми-инвалидами являются одной […]
      • Район ивановское районный суд Пн. - Пт. - 9 :00 - 17:00 "Суд и правосудие" Родился 25 сентября 1973 года. - с июля 1995 года по июнь 1996 года служил по призыву в Вооруженных Силах; - с июня 1997 года по октябрь 2000 года - старшим следователем прокуратуры Ленинского района г. […]
      • 15 налог с пенсии работающих пенсионеров По словам премьер-министра, его инициатива, которая была поддержана народом, полностью согласована с депутатским корпусом. Была назначена дата рассмотрения законопроекта об отмене налогообложения пенсий — начало мая этого года. Многие считают это […]
      • Виды налогов для ип енвд Что такое единый налог на вмененный доход (ЕНВД) для ИП в 2018 году Предыдущая статья: КБК ЕНВД Порядок начисления сборов и величина ставки устанавливается налоговым законодательством. Обязанность по уплате налогов возникает в момент государственной […]
      • Должностная инструкция начальника лагеря с дневным пребывание детей Охрана труда и техника безопасности в школе В данном разделе представлены должностные инструкции работников пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей. Каждый сотрудник лагеря должен при работе с детьми строго соблюдать свою […]
      • Единовременное пособие на рождение ребенка в 2018 году москва Детские пособия в Москве Москва — крупный, богатый мегаполис, который гарантирует своим жителям социальную поддержку с выплатами, пособиями выше среднего уровня. Достаточно большой слой москвичей пользуется льготными условиями и получает материальную […]