Закон судебная власть

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Глава 7. Судебная власть (ст.ст. 118-129)

В Конституции РФ (статья 10) определено: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Судебная власть представляет собой в соответствии с теорией разделения властей систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции РФ. Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя РФ, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (статья 18 Конституции). Именно этим предопределено особое положение судов в государственном механизме.

Судебная власть осуществляется специальными государственными органами-судами (статья 11 Конституции). В целях успешного осуществления судебной власти Конституция наделяет суды всеми необходимыми и достаточными полномочиями. Судебная власть в России принадлежит судам, образующим единую судебную систему. В основе ее организации лежат положения Конституции РФ, которая предусматривает порядок назначения судей высших судебных органов Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей федеральных судов и определяет, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и Федеральным законом «О судоустройстве». Единство судебной системы находит свое выражение в общности задач всех судов по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей; единстве принципов организации и деятельности; в применении судами одних и тех же материальных и процессуальных законов; в единстве правового статуса судей; в инстанционных и иных взаимосвязях ниже- и вышестоящих судов; в порядке финансирования органов судебной власти за счет федерального бюджета. Социальное назначение судов — обеспечение надлежащего правового режима во всех областях общественной жизни. По своим задачам суды — правоохранительные органы, и им принадлежит ведущее место среди других органов государства, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка.

7.5.1. Понятие судебной власти. Судебная система Российской Федерации

Судебная власть. В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов — судов, образующих судебную систему Российской Федерации.

Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть — это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть — это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов.

Таким образом, предназначение судебной власти — разрешать различные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством. Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве:

1) судебная власть осуществляется особыми государственными органами — судами. Суды в Российской Федерации в совокупности образуют судебную систему;

2) судебная власть, согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

3) судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой);

4) решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных элементов (форм осуществления судебной власти):

1) правосудие, под которым понимается деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных дел, а также дел из административных правонарушений;

2) судебный контроль. Судебная власть осуществляет судебный конституционный контроль (конституционная юстиция) и судебный административный контроль (административная юстиция). Конституционная юстиция заключается в контроле за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ. Конституционную юстицию в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. * В рамках административной юстиции суд контролирует законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. **

* Конституционный контроль (но не судебный) осуществляет также Президент РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции РФ Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ.

** См.: Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. (в редакции от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Судебная система. Правовая регламентация основ судебной системы Российской Федерации содержится в Конституции РФ (ст. 125-128) и Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» . ***

* СЭ РФ. 1997. № 1. Ст. 1. Далее — Закон о судебной системе.

Основополагающим принципом организации судебной системы является ее единство (ст. 3 Закона о судебной системе). Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

1) установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;

4) признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5) законодательного закрепления единства статуса судей;

6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Судебную систему Российской Федерации составляют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Система федеральных судов выглядит следующим образом:

1) Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

2) федеральные суды общей юрисдикции:

а) Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судам республик, судам иных субъектов Федерации, военным судам;

б) верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации;

в) районные суды. Районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района;

г) военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах формированиях, где предусмотрена военная служба;

д) специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел. Данные суды учреждаются путем внесения изменений и дополнений в Закон о судебной системе;

3) федеральные арбитражные суды:

а) Высший Арбитражный Суд РФ — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд является непосредственно вышестоящей станцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

б) федеральные арбитражные суды округов действуют на территориях соответствующих судебных округов. Вся Российская Федерация поделена в соответствии с федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах» на 10 округов. Федеральные арбитражные суды округов являются нестоящей инстанцией по отношению к арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

в) арбитражные суды субъектов Российской Федерации образуются в каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы арбитражных судов.

Судами субъекта Российской Федерации являются:

1) конституционный (уставный) суд субъекта РФ, который может создаться субъектом РФ для рассмотрения соответствия законов субъекта нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) проекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом;

2) мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Закон судебная власть

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ.

Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.

Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

— конституционного;
— гражданского;
— административного;
— уголовного.

Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.

Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Закон РФ «О судебной системе в РФ»

Судьи и присяжные заседания в Российской Федерации наделены судебной властью. Другие лица не могут осуществлять правосудие. Судебная система в Российской Федерации — самостоятельная структура. Она действует независимо от исполнительной и законодательной власти.

Система включает в себя следующие виды судопроизводства:

  • Гражданский;
  • Конституционный;
  • Административный;
  • Уголовный.
  • На основании конституции РФ и Федерального закона «О судебной системе Российской Федерации» создается судебная система РФ.

    Правила судопроизводства должны быть соблюдены всеми мировыми судьями и инстанциями. Система предусматривает принципы и нормы международного права. Деятельность осуществляется на основании международных договоров РФ, а также конституций и иных законов «О суд. системе» субъектов РФ.

    Описание закона РФ «О судебной системе»

    Судебная система Российской Федерации должна быть единой.

    Единство обеспечивается путем:

  • Общепринятых норм и Конституцией Российской Федерации;
  • Соблюдения общепринятых правил судопроизводства;
  • Применения всеми судами норм и правил Конституции РФ, федеральных законов, конституционных законодательств, норм международного права и международных договоров РФ и иных законов, предусмотренных субъектами РФ;
  • Признания законодательного исполнения предписаний и постановлений, вынесенных органами и вступивших в законную силу;
  • Привлечения денежных средств из бюджета для финансирования мировых судей и федеральных инстанций.
  • Судебная справедливость в РФ устанавливается только судами, деятельность которых соответствует Конституции Российской Федерации и Федеральному закону 1 ФКЗ. Самостоятельно создавать суд, деятельность которого не соответствует законодательству, запрещается.

    Судебная система в Российской Федерации состоит из конституционных инстанций и мировых судей.

    В состав федеральных судов входят:

    • Верховные;
    • Конституционные;
    • Специализированные;
    • Арбитражные. (Рассмотрите ФЗ об арбитраже более детально: )
    • В состав судов субъектов РФ входят:

      Закон «О судебной системе» состоит из 5 глав и 38 статей.

      Краткое содержание законодательства:

      • Глава 1 — Описывает общие положения настоящего Федерального закона;
      • Глава 2 — Определяет основы статуса судей в РФ;
      • Глава 3 — Перечисляет инстанции и их полномочия;
      • Глава 4 — Описывает заключительные положения;
      • Глава 5 — Описывает порядок ведения действующего законодательства.
      • Закон был принят Государственной Думой 23 октября 1996 года, а одобрен спустя 3 дня. 5 февраля 2014 года были внесены изменения в действующее Федеральное законодательство.

        Скачать ФЗ «О судоустройстве»

        Если постановления вступили в законную силу, они обязательны к исполнению для всех органов без исключения. Постановление может быть вынесено судом, мировым судьей или инстанциям субъектов РФ. Если постановление не исполняется в установленные сроки, эти действия приравниваются как неуважение к руководителям заседания. В следствии чего предусматривается ответственность на основании федерального законодательства. Если на территории Российской Федерации выносится постановление в отношении иностранных граждан, то обязательства по исполнению определяются международными договорами РФ.

        Чтобы скачать последнюю редакцию закона с внесенными изменениями, перейдите по ссылке.

        Изменения ФЗ «О судебной системе РФ»

        Как уже говорилось выше, последние изменения в Федеральный закон были внесены 5 февраля 2014 года. Изменения коснулись следующих статей:

        Статья 4

        При последней редакции был изменен пункт 3. Он перечисляет учреждения, которые относятся к федеральным инстанциям.

        Статья 10

        В новой редакции говорится о том, что делопроизводство и судопроизводство — процессы, которые ведутся на государственном языке. В других инстанциях судопроизводство и делопроизводство может вестись на языке, который официально был принят на конкретной территории.

        Статья 13

        В п 2 ст 13 говорится о том, что полномочия, которыми наделяются различные инстанции, устанавливаются конституционным и федеральным законодательством «О статусе судей».

        Статья 15

        В ч 2 статьи 15 говорится о ситуациях, на основании которых полномочия судей приостанавливаются или прекращаются. Решение об этом принимает квалификационная коллегия судей. Исключением является достижение судьей предельного возраста или истечение срока деятельности. Также слова «Дисциплинарное судебное присутствие в соответствии с конституционным законом» заменены на «Верховный Суд».

        Стат 17

        В п 1 ст 17 «О системе» были удалены следующие слова «Высший Арбитражный Суд Российской Федерации».

        Статья 20

        Статья была дополнена в первом пункте словами «новыми или».

        Ст 22

        Ст 22 также была дополнена словами «новыми или».

        Статья 24

        Название статьи 24 было переименовано с «Федеральный арбитражный суд округа» на «Арбитражный суд округа».

        Статья 24 ч 2

        В ст 25 «О системе» также были заменены слова с «Федеральный арбитражный суд округа» на «Арбитражный суд округа (арбитражная кассационная инстанция)».

        Статья 30

        Ч 1 ст 30 была изложена в новой редакции. В ней говорится о том, что деятельность судебной системы обеспечивается судебными аппаратами.

        Стат. 31

        Излагается в новой редакции. В ст говорится о том, что судебный департамент обеспечивает правильную работу инстанций, которые созданы в соответствии с конституционным законом.

        Статья 33

        Из статьи 33 «О системе» были удалены следующие слова «Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

        Чтобы скачать последнюю редакцию законодательства «О судебной системе» с внесенными изменениями и дополнениями, перейдите по ссылке.

        Войдите, Фемида!

        О том, какие новации содержит в себе законопроект, внесенный Верховным судом в Госдуму, мы попросили рассказать председателя Комитета по государственному строительству и законодательству нижней палаты парламента Павла Крашенинникова.

        Павел Владимирович, непосвященному человеку нелегко разобраться в опубликованном объемном законопроекте. Какие перемены предлагается произвести, чтобы наш суд стал действительно таким, как ждут люди — честным, непредвзятым, независимым. Словом, хорошим судом?

        Павел Крашенинников: Для краткости и лучшего понимания я бы выделил три основных направления или блока изменений, необходимость которых обсуждается: создание отдельных, я бы сказал, обособленных инстанций в судах общей юрисдикции, изменение судопроизводства с целью освободить председателей судов от излишних функций, и повышение ответственности судей.

        Судебная реформа идет у нас с 90-х годов, и многое в этой сфере уже сделано.

        В последние годы активно обсуждалась необходимость разделения апелляционной и кассационной инстанций и их выделения в отдельные, надрегиональные суды.

        Лично я сторонник такой идеи и поддерживаю ее.

        В новом законопроекте предложен именно такой подход.

        Однако, и апелляция, и кассация существуют в судах и ныне. Кассационная инстанция традиционно была всегда, а не так давно ввели и апелляцию, говорили об этом как о большом достижении. Разве она не оправдала себя, в чем же новшество?

        Павел Крашенинников: В системе судов общей юрисдикции действуют мировые, районные, областные суды, а также Верховный суд. Все они рассматривают дела по первой инстанции, то есть в полном объеме, даже Верховный суд — по определенным категориям дел. Но основная масса таких дел приходится на районные и мировые суды.

        В случае, если одна из сторон процесса не согласна с вынесенным решением, она может оспорить его в следующей инстанции — в апелляции, а затем еще и в кассации. Второй инстанцией, апелляционной, для районных судов являются областные. Если же решение и областного суда покажется несправедливым, человек обращается с кассационной жалобой, ее рассматривает уже президиум областного суда.

        Все вроде бы правильно, выстроена многоуровневая система защиты прав и интересов граждан. апелляционной и кассационной коллегиях свои отдельные составы. Но находятся они в одном суде, где один председатель, одни и те же люди в аппарате суда, а сам суд так или иначе завязан на властные структуры одного региона. Все это порождает вопросы и о коррупции, и о давлении, и о реальной независимости судей.

        Законопроект предлагает создать самостоятельные апелляционные и кассационные суды со своим штатным составом, зданиями, материально-технической базой и финансовым обеспечением. При этом границы их компетенции не будут совпадать с границами субъектов Федерации, в новые судебные округа будут входить, в зависимости от количества населения, по нескольку регионов. Это позволит сделать суды более самостоятельными и независимыми, вывести их из-под возможного влияния коррупционных связей, либо «телефонного права».

        Как будут формироваться новые судебные округа и какое название получат суды?

        Павел Крашенинников: В проекте закона предложены территориальные границы компетенции апелляционных и кассационных судов. Всего решено создать пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции. Например, чтобы Первый апелляционный суд рассматривал дела по жалобам, представленным на судебные акты 20 областных судов центральной России и Калининградской области, а также Балтийского флотского военного суда. По Второму апелляционному суду предлагается охват территории тоже в 20 субъектов, включая Москву, Санкт-Петербург, северо-восточные регионы, находящиеся на этих территориях военные суды.

        Похожим образом будут сформированы 9 кассационных судов общей юрисдикции и соответствующих судебных кассационных округов, с той лишь разницей, что количество входящих в них регионов будет поменьше. Названия они также получат: Первый, Второй и т.д. кассационный суд общей юрисдикции.

        Где будут располагаться вновь созданные суды, не слишком ли широкими окажутся границы их компетенции? Несколько субъектов — это гигантские территории, как говорится, не ближний свет. Не ограничится ли доступность суда для жителей отдаленных местностей?

        Павел Крашенинников: В проекте закона содержатся предложения о размещении судов. Но это непростой вопрос, он будет прорабатываться. Здесь необходимо учитывать экономическую и судебную активность, транспортную составляющую, а также уровень преступности по регионам. Кроме того, имеет значение и наличие в городах апелляционных и кассационных арбитражных судов, чтобы в основном не располагать в одних и тех же городах по несколько судов. Все эти критерии должны приниматься во внимание.

        Другой важный вопрос — доступность правосудия. Сейчас запущено использование видеоконференцсвязи в судах. И эта технологическая составляющая играет большую роль, поэтому проблема доступности правосудия в значительной степени решена. Еще 5-10 лет назад это было бы невозможно.

        Вместе с тем законопроект устанавливает, что в целях приближения правосудия к месту нахождения или жительства лиц, участвующих в деле, в составе суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда, но осуществляющее его полномочия.

        Самостоятельные судебные округа, не совпадающие с границами административного деления и соответствующие им суды давно созданы в системе арбитражных судов и неплохо работают. Их опыт учитывался при подготовке нового закона?

        Павел Крашенинников: Мне довелось принимать непосредственное участие в реформе арбитражной системы. Ее опыт действительно положительный. Но она менее разветвленная — там нет районных судов, нет мировых. А в судах общей юрисдикции круг вопросов значительно шире — тут рассматриваются и уголовные дела, и гражданские, включая трудовые, семейные, административные споры.

        Новая реформа не затронет сложившуюся систему арбитражных судов?

        Павел Крашенинников: Глава государства на недавнем собрании, посвященном 95-летию Верховного суда, дал положительную оценку объединению Верховного и Высшего арбитражного судов. Каких-либо других перемен в арбитражной системе не намечается, она будет продолжать работу в сложившихся правилах.

        По аналогии с этим объединением любители реформ предлагали объединить с Верховным судом еще и Конституционный суд. На ваш взгляд, это от лукавого?

        Павел Крашенинников: Президент в День Конституции 12 декабря подчеркнул, что объединения наших высших судов — Конституционного и Верховного не будет. Таким образом, можно считать, что глава государства поставил в этом вопросе точку.

        Создание новых судов высокого ранга потребует судейского резерва и немалых расходов. Бюджет выдержит?

        Павел Крашенинников: Роста судейского корпуса не будет. Дело в том, что апелляционная и кассационная инстанции есть в сегодняшних областных судах, эти люди и перейдут в новые суды, а их меньше. Поэтому в проекте закона содержатся предложения по выплате выходных пособий тем гражданским служащим, кто не войдет в новые структуры, либо не захочет переехать к новому месту работы.

        Естественно, потребуются расходы на новые здания и помещения судов, их обустройство, переезд судей и их семей, но это не такие траты, которые могут создать угрозу бюджету. В приложениях к законопроекту все детально просчитано.

        Критики сегодняшней судебной системы называют одной из главных проблем зависимость судей от «внепроцессуального воздействия» председателей судов. В их руках — все ресурсы, они могут влиять на распределение дел между судьями, возможно, с определенным умыслом, многие «прирастают» к своим креслам, так долго в них сидят. Звучат голоса, что надо не назначать, а выбирать судей, как, например, выбирают депутатов.

        Павел Крашенинников: Поправки устраняют многие недочеты в работе судов. Принятие данного закона потребует большой работы по внесению изменений в законодательство о судоустройстве и в процессуальные кодексы. В нашем Комитете имеются наработки и предложения по этим проблемам, конечно, мы ими поделимся.

        Что касается предложений об освобождении председателей суда от разного рода хозяйственных забот, внедрении жеребьевки в распределении дел, исключающей возможные коррупционные умыслы, то это дело не техническое.

        Скажем, одни судьи устойчивы к резонансным, громким делам, другие более подвержены давлению внешней среды. Надо все учитывать, речь идет о судьбах людей.

        Поэтому нужно смотреть конкретные законодательные инициативы, обсуждать. Это еще предстоит.

        Также есть предложения по сокращению сроков работы председателей судов и возможности их повторного назначения, и о мерах воздействия на судью, если он по тем или иным причинам совершил судебную ошибку. В частности, возможно понижение классной квалификации, что влияет и на зарплату, и может иметь превентивный характер. Все это еще должно обсуждаться.

        Что касается выборности судей, мне кажется, эта идея попахивает популизмом.

        Депутат представляет волю своих избирателей в выборном органе власти, в этом его главная обязанность. А обязанность судьи — выносить юридически значимые решения в полном соответствии с законом, который нужно хорошо знать и понимать.

        Здесь нужен специалист, профессионал, а не просто человек, пользующийся доверием.

        После того, как глава государства год назад поставил задачу подготовить проект судебной реформы, в обществе и СМИ шло широкое обсуждение, звучали самые разные предложения. Учтены ли мнения в нынешнем законопроекте?

        Павел Крашенинников: Проект нового закона готовился не в вакууме, было много разных встреч и обсуждений среди юристов, в судейском и адвокатском сообществе, с представителями бизнеса, деловых кругов, общественностью. На собрании в Верховном суде Владимир Владимирович Путин сказал, что и он тоже принимал участие в подготовке намечаемых преобразований. Я не сомневаюсь, в процессе чтений в Госдуме поступит еще масса предложений, все они будут рассмотрены самым внимательным образом.

        Эксперты «РГ» дают советы по решению конкретных судебных дел в рубрике «Юрконсультация»

        Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

        Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ
        «О судебной системе Российской Федерации»

        С изменениями и дополнениями от:

        15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г., 9 ноября, 27 декабря 2009 г., 6 декабря 2011 г., 8 июня, 25 декабря 2012 г., 3, 5 февраля 2014 г., 29 июля 2018 г.

        Принят Государственной Думой 23 октября 1996 года

        Одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 года

        Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ см. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ

        См. комментарий к настоящему Федеральному конституционному закону

        Президент Российской Федерации

        31 декабря 1996 года

        Закон вступает в силу с 1 января 1997 г.

        Закон регулирует основные положения судебной системы и статуса судей в РФ. Согласно статье 35 Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» с последующими изменениями и дополнениями и Положение о военных трибуналах в ред. Закона СССР от 25 июня 1980 г. применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному конституционному закону.

        Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

        Настоящий Федеральный конституционный закон введен в действие с 1 января 1997 г. Часть 2 статьи 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона

        Текст Федерального конституционного закона опубликован в «Российской газете» от 6 января 1997 г. N 3, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1 ст. 1

        В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

        Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

        Пункт 6 статьи 1 изменений вступает в силу с момента вступления в силу соответствующих законодательных актов о внесении изменений в законодательство о военных судах, но не позднее 1 октября 2019 г.

        См. будущую редакцию настоящего документа

        Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

        Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

        Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

        Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

        Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

        Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

        Смотрите так же:

        • Ч 2 ст 183 ук рф 1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом - 3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, […]
        • 234 уголовного кодекса 1. Незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования […]
        • Мон правила прийому 2018 Вступ 2018. МОН затвердило умови прийому абітурієнтів Міністерством освіти і науки затверджено Умови прийому на навчання до закладів вищої освіти України в 2018 році. Відповідний наказ підписаний міністром освіти Лілією Гриневич. Документ встановлює основні […]
        • Налог на прибыль организаций ип Налог на прибыль у ИП Актуально на: 20 февраля 2017 г. Мы привыкли к тому, что индивидуальные предприниматели (ИП) применяют специальные налоговые режимы – упрощенную систему налогообложения (УСН), вмененную систему (ЕНВД) или покупают патент (ПСН). Однако в […]
        • Развод решение суда загс Расторгнут ли брак, если решение суда не было зарегистрировано в ЗАГСе? В 1992 году отец с матерью развелись через суд, но не отнесли справку из суда о решении о разводе в органы ЗАГС и не получили свидетельства о разводе. Потом приобрели в совместную […]
        • Как внести изменения в приказ на увольнение Как оформить приказ об изменении приказа Как оформить приказ об изменении приказа Как оформить приказ на доплату Как написать приказ об изменение штатного расписания Закрытое Акционерное Общество "Мегаполис" 22.05.20011 год № 105-АХСанкт-Петербург О […]
        • Приказ о списании задолженности в качестве безнадежного долга Налоги и Право повышение юридических знаний Налоговый учет просроченной дебиторской задолженности Расчетные операции являются одним из важнейших разделов организации учета и налогообложения любого предприятия. Расчеты с контрагентами в первую очередь […]
        • Россия закон об общественных объединениях Федеральный закон "Об общественных объединениях" Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ"Об общественных объединениях" С изменениями и дополнениями от: 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября […]