Закон водопроводной воды

За некачественную воду можно не платить

ЗА НЕКАЧЕСТВЕННУЮ ВОДУ МОЖНО НЕ ПЛАТИТЬ

Общеизвестно, что человек не может обойтись без воды. Люди пьют воду, используют для приготовления пищи, в целях гигиены (моются, стирают белье, моют полы и т.д.). Широко используется вода в промышленности и в сельском хозяйстве. Практически во всех видах деятельности человека используется вода.
Для массового обеспечения людей водой применяются системы централизованного водоснабжения. Вода в эти системы может подаваться как из открытых водоемов, так и подземных источников водоснабжения. В зависимости от назначения, к качеству воды предъявляются различные требования. Имеется две категории потребляемой воды: «питьевая» и техническая». «Питьевая» вода применяется для хозяйственно-бытовых целей, «техническая» используется в различных технологических процессах.
В воде, добываемой из подземных источников (посредством водоснабженческих скважин), часто встречаются в качестве загрязняющих веществ различные растворенные газы. В северо-западном регионе в подземных водах наиболее часто присутствует сероводород, на Урале – радон. Эти загрязнения не такие безобидные, как могут показаться на первый взгляд.
Сероводород – ядовитый газ, который может привести к летальному исходу. Сероводород разрушает гемоглобин крови, в небольших концентрациях вызывает усталость, головную боль, сердечные боли, понижает артериальное давление, повышает температуру тела. В высоких концентрациях может вызвать судороги, потерю сознания, кому, смерть. Опасен не только при употреблении в пищу, но и при уборке помещений. Поскольку площадь поверхности воды значительно увеличивается (мокрые полы, мебель), сероводород активно выделяется в атмосферу убираемого помещения. При этом он парализует дыхательный нерв, и человек не ощущает его запаха. При содержании в атмосфере в пределах 4,3÷45,5% образуется взрывоопасная газовоздушная смесь, которая может воспламениться от любого источника огня, например электрического выключателя. Разрушая трубы и различной оборудование сероводородная вода мешает различным технологическим процессам. Нормативными документами регламентируется не только концентрация растворенного сероводорода в воде, но и присутствие его запаха.
Радон не имеет цвета и запаха, радиоактивен, следовательно, увеличивает дозу поглощенной радиации. Может вызывать одышку, сердцебиения, бессонницу, мигрень, рак легких.
Метан безцветный газ без запаха, влияет на нервную систему, в больших концентрациях приводит к удушью. При концентрациях в воздухе в пределах 4,4÷17 образует взрывоопасную газовоздушную смесь.
Аммиак – безцветный газ, оказывает удушающее и нейротропное действие, вызывает потерю зрения, отек легких, поражает нервную систему, сосуды, печень. Использование воды с содержанием аммиака может привести к ацидозу.
Кроме растворенных газов, в добываемой подземной воде практически повсеместно содержится растворенное железо . Ионы железа могут вызывать аллергические реакции, являться причиной болезни печени и крови, отравлять организм. Повышенное содержание железа в питьевой воде приводит к ускоренному старению.
Качество питьевой воды централизованных систем водоснабжения регламентируется следующими нормативными документами:
1. ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора». В п. 2.1 говорится : «концентрации химических веществ не должны превышать ПДК для воды хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, а также норм радиационной безопасности, утвержденных Министерством здравоохранения». При несоответствии качества воды источника указанным требованиям, он может быть использован при наличии методов обработки.
2. ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством», в котором указывается: «п. 1.1. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства». «п. 2.1. Учреждения и организации, в ведении которых находятся централизованные системы хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопроводы, используемые одновременно для хозяйственно-питьевых и технических целей, постоянно контролируют качество воды на водопроводе в местах водозабора, перед поступлением в сеть, а также в распределительной сети».
3. СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества (взамен СанПиН 2.1.4.559-96). «п. 3.1. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства». «п. 3.2. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети». «п. 4.1. В соответствии с Федеральным законом «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно — эпидемиологический надзор и производственный контроль». «п. 4.2. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе». «п. 4.8. Государственный санитарно — эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды осуществляют органы и учреждения государственной санитарно — эпидемиологической службы в соответствии с нормативными и методическими документами Госсанэпидслужбы России в плановом порядке и по санитарно — эпидемиологическим показаниям».
Право на получение качественной водопроводной воды гражданами гарантируется следующими нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей».
Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется».
Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) … был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
2. …Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.
Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)
1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Федеральный закон Российской Федерации от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Статья 19. Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению
1. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
2. Организации, осуществляющие … холодное водоснабжение с использованием централизованных систем … холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества … питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Правила предоставления коммунальных услуг утвержденные Постановлением Правительства РФ 26.09.1994г. № 1099.
1.5. Исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.
Потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать установленным нормативам:
по холодному водоснабжению — гигиеническим требованиям по свойствам и составу подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора;
3.2. Контроль за правильностью пользования услугами осуществляется исполнителем в соответствии с договором или представителем специализированного предприятия, имеющего право допуска к установкам водоснабжения.
4.1. Потребитель имеет право:
4.1.1. На получение услуг установленного качества, безопасных для его жизни и здоровья.
4.1.2. Требовать от исполнителя возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков в предоставлении услуг, а также морального вреда в размере и порядке, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.1.4. На устранение исполнителем выявленных недостатков в предоставлении услуг.
4.1.5. На государственную и судебную защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае нарушения его прав.

Приложение к Правилам. Рекомендуемые условия снижения оплаты при снижении качества коммунальных услуг

Приложение
к Правилам предоставления
коммунальных услуг

Показатели качества услуг

Вид снижения качества услуг

тельность отклонений за расчетный период

Условия снижения оплаты услуг

за превышение допустимой продолжительности отклонений

при наличии приборов
учета у
потреби
телей

при отсут-
ствии
приборов
учета у
потреби
телей

Анализ питьевой воды: как проверить качество воды в своем кране?

25 июля 2017 18:16 6

Есть сомнение в качестве водопровода? Пишите жалобу в контрольное ведомство. Фото: Роман ИГНАТЬЕВonlinekpnn

Вода в квартире — это не анализы. Самому ничего не надо наливать в баночку и нести в лабораторию. За вас все сделают специалисты Роспотребнадзора .

Есть сомнение в качестве водопровода? Пишите жалобу в контрольное ведомство. Бумажные письма уже не нужны — достаточно все изложить в форме обратной связи на сайте. Можно накатать обращение на страничке федерального Роспотребнадзора. Но лучше найти портал регионального отделения — так проверку проведут быстрее.

— Надо описать, что не так с водопроводной водой: пахнет плохо, мутная, привкус, — рассказала « КП » пресс-секретарь Роспотребнадзора Анна Брычева . — Через неделю к человеку, написавшему обращение, придут наши специалисты.

Забор образца для анализа питьевой воды — это отдельное мероприятие. Используется специальная стерильная посуда. Воду перед пробой льют несколько минут, чтобы из крана ушла вся застоявшаяся жидкость.

— При необходимости пробы берут еще на водонапорной станции или у источника, — говорит Брычева. — Надо же понять, в чем проблема: в домашнем водопроводе, муниципальном фильтре или в качестве водохранилища.

Дальше экспертам понадобится одна-две недели, чтобы сделать все измерения.

— Ну а потом мы выдаем предписания управляющей компании, или городскому водопроводу, чтобы нарушения были устранены. Позже проводятся повторные проверки. Ну или все оказывается в норме — тогда мы сообщаем об этом заявителю, — рассказали в Роспотребнадзоре.

Еще можно самостоятельно сделать проверку воды на соответствие СанПиН в независимой лаборатории. Это будет стоить 10-13 тысяч рублей.

Толку от этого, правда, будет не много. Все равно, чтобы наказать коммунальщиков, Роспотребнадзор будет проводить собственную проверку.

В независимые лаборатории обычно ходят дачники, чтобы воду в колодце проверить. Такой анализ официальные органы бесплатно делать просто не будут.

КСТАТИ

Где в России самая плохая и хорошая водопроводная вода, читайте здесь.

Вводится налог на водопроводную воду. Пока в США

Ввести налог на водопроводную воду, с такой инициативой выступил сенатор Боб Смит, называя ее «абонентской комиссией» для жителей Нью-Джерси, сообщает The Free Thought Project.

Спикер утверждает, цель налога — предотвращение загрязнения свинцом воды, как это произошло в Флинте, штат Мичиган. «Проводились исследования системы водоснабжения, поставляющей ресурс в учебные заведения, городские районы и пригороды, эксперты пришли к выводу, что трубы начали разваливаться. Из-за этого в воду попадают вредные вещества, в том числе свинец», — рассказал сенатор Fox 5.

Смит предлагает налог в размере 10 центов за каждые 1000 галлонов воды, потребляемой домами. Это будет стоить семьям «в среднем 32 доллара каждый год». Сенатор штата предложил параллельную резолюцию, которая включала бы налоги на водопроводную воду и налоги на утечку воды. При этом в сообщении Fox 5 отмечается, что «государство уже взимает налог на франшизу коммунальных услуг с операторов систем водоснабжения в размере 0,01 доллара за 1000 галлонов воды, поставляемой потребителю». Текущий налог действует с 1984 года, и он был введен с обещанием, что «благодаря ему в Нью-Джерси будет чистая питьевая вода».

Время, когда было озвучено предложение, также подвергается критике — оно прозвучало примерно в тот период, когда губернатор штата Нью-Джерси Фил Мерфи подписал закон о государственном бюджете на сумму 37,4 млн. долларов.

«Водная» инициатива вызывает критику у многих. В обзоре для New Jersey 101.5 Джефф Деминский отметил, что идея о не включении ремонта водопровода в новый $37,400,000,000.00 бюджет абсурдна. Он задался вопросом: если позволить ввести налог на воду, то как скоро введут налог на воздух.

Стоит отметить также, что жители будут платить обещанные 32 доллара в год лишь при условии, что не будет никаких ЧС или разрывов на трассе.

Как сообщает The Free Thought Project, в Калифорнии скоро начнут тщательно изучать, сколько воды расходуется на ежедневные нужды. Дело в том, что новый закон гласит: жители ограничены 55 галлонами воды на человека в день. Граждане, которые нарушают его, могут быть оштрафованы на $ 10,000 в день с 2027 года.

Читайте также:

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:


Вода станет роскошью для россиян?

Вода из-под крана признана годной только в двух российских городах

Некачественные методы очистки провоцируют у людей кишечные инфекции и выпадение волос

09.03.2017 в 12:59, просмотров: 212554

Несколько поколений москвичей выросли с установкой «Не пей, козлёночком станешь!» – и даже не подносят ко рту стакан воды, набранной из-под крана. Их пугали, что одну и ту же жидкость мы выпиваем минимум трижды, несмотря на все очистки. Суть в том, что использованная москвичами вода стекает в канализацию, затем возвращается в природные водоемы, оттуда снова попадает в наши квартиры, потом опять в канализацию. В общем, страшилка, что, мол, каждый стакан воды мы выпиваем несколько раз, отчасти оправдана.

Самые умные рассуждают: весной, когда в канализацию — а значит, потом и в водоемы! – стекает много грязи, утолять жажду набранным из-под крана стаканчиком вдвойне рискованно. «МК» выяснил, стоит ли действительно бояться «сезонных изменений» водоснабжения.

Узнать о качестве воды в родном районе сейчас имеет возможность любой желающий — информация опубликована на официальном сайте Мосводоканала. «За длительный период времени в Москве не зафиксировано заболеваний, связанных с водопроводной водой. Питьевая вода в городе заслуживает высокой оценки и по всем показателям соответствует требованиям государственных нормативов. Для повседневного использования холодной водопроводной воды, подаваемой в дома москвичей, нет никаких ограничений. Она безопасна, безвредна и полностью пригодна для питья. Ее дополнительная очистка не требуется», – гласит сообщение на сайте организации. При этом специалисты признают, что в различных районах Москвы вода по качеству может отличаться — но незначительно.

Определить различия удастся невооруженным глазом. Противники воды из-под крана ссылаются на налёт, который остается на спирали, стенках и на дне чайнике после кипячения — мол, если даже тут оседает, то что уж говорить о наших желудках? Специалисты подтверждают: действительно, налёт есть, причем по цвету его можно определить, каких именно веществ слишком много в водопроводе. Например, если на дне чайника видно нечто белое, значит, многовато кальция, а если коричневатый налет — избыток железа. Однако в этих количествах вещества могут навредить лишь тем, кто уже страдает специфическими хроническими заболеваниями. Для большинства же людей московская вода, которая течет из-под крана, оптимальна по соотношению всех веществ.

Вода, прежде чем попасть в краны москвичей, проходит несколько степеней очистки на четырех станциях: Рублевская и Западная используют воду Москвы-реки и водохранилищ, а Северная и Восточная — волжскую. Очистка включает в себя коагулянт — для удаления взвешенных веществ и мутности; органические загрязнения удаляют с помощью озонирования, для обеззараживания применяют гипохлорит натрия (это вещество пришло на смену хлору как более экологичное и безопасное). Так что опасаться что, мол, весной в природные водоемы стекает много грязи, которая влияет на вкус и качество воды, не стоит. После всех этапов очистки «сезонную разницу» заметить невозможно.

– Сезонные изменения влияют на качество водоподготовки, на нюансы процессов очистки. Могут использоваться другие коагулянты, в другом количестве. Чтобы определить это, постоянно делаются соответствующие анализы. Но на качество питьевой воды, которая поступает в краны москвичей, весенняя оттепель или любое другое изменение не влияют никак. Люди не могут почувствовать никакой разницы, ведь у нас есть жесткие ГОСТы, – объяснили «МК» специалисты пресс-службы Мосводоканала.

Но столица есть столица. За МКАДом качество питьевой воды из-под крана оставляет желать лучшего. Согласно данным, предоставленным независимыми экспертами крупного исследовательского центра, микробное загрязнение и превышение предельно допустимой концентрации опасных для организма элементов выявлено, в частности, в Новгородской области. В Архангельске, Владимире и в Ярославле, превышено содержание алюминия, в Ростове — железа, а в Пскове — железа и хлоридов. Не удовлетворяет нормативам вода в Мурманске и в Карелии. На Ямале значительно превышено содержание железа и кальция, а в Воркуте зашкаливают кадмий, марганец и снова железо. В Томске превышено допустимое содержание кремния в питьевой воде.

К качеству питьевой воды в Санкт-Петербурге претензий нет, но вот уже в Ленинградской области — как, впрочем, и в Московской – специалисты отмечают микробное загрязнение. В Ивантеевке, Лобне и Долгопрудном превышено содержание железа, а в Выборгском и Гатчинском районах Ленобласти вода может вызвать острые кишечные инфекции, снижение иммунитета и даже выпадение волос.

СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества

При оценке качества питьевой воды сотрудниками компании «Экополис», равно как и сотрудниками ГИЦ ПВ, используется СанПиН 2.1.4.1074-01.
Являясь одним из основных документов, регламентирующих качество воды централизованных систем питьевого водоснабжения, санитарные
правила и нормы
позволяют сделать вывод о пригодности воды для использования ее в питьевых и хозяйственно-бытовых целях.

Область применения СанПиН 2.1.4.1074-01.

1.1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (далее — Санитарные правила) устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее — системы водоснабжения).

1.2. Настоящие Санитарные правила разработаны на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»1, Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании и Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации2.

1.3. Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

1.4. Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.

1.5. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при нецентрализованном водоснабжении, к качеству питьевой воды, производимой автономными системами водоснабжения индивидуальными устройствами для приготовления воды, а также реализуемой населению в бутылях или контейнерах, устанавливаются иными санитарными правилами и нормативами.

1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст. 1318.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 200, № 31, ст. 3295.

Общие положения СанПин 2.1.4.1074-01 .

2.1. Требования настоящих Санитарных норм должны выполняться при разработке государственных стандартов, строительных норм и правил в области питьевого водоснабжения населения, проектной и технической документации систем водоснабжения, а также при строительстве и эксплуатации систем водоснабжения.

2.2. Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.

2.3. Показатели, характеризующие региональные особенности химического состава питьевой воды, устанавливаются индивидуально для каждой системы водоснабжения в соответствии с правилами, указанными в приложении 1.

2.4. На основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее — рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее — центр госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.

2.5. При возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязана немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр госсанэпиднадзора.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее производственный контроль качества питьевой воды, также обязаны немедленно информировать центр госсанэпиднадзора о каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам.

2.6. В случаях, связанных с явлениями природного характера, которые не могут быть заблаговременно предусмотрены, или с аварийными ситуациями, устранение которых не может быть осуществлено немедленно, могут быть допущены временные отклонения от гигиенических нормативов качества питьевой воды только по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства.

2.6.1. Отклонения от гигиенических нормативов допускаются при одновременном выполнении следующих условий:

обеспечение населения питьевой водой не может быть достигнуто иным способом;
соблюдения согласованных с центром госсанэпиднадзора на ограниченный период времени максимально допустимых отклонений от гигиенических нормативов;
максимального ограничения срока действия отступлений;
отсутствия угрозы здоровью населения в период действия отклонений;
обеспечения информации населения о введении отклонений и сроках их действия, об отсутствии риска для здоровья, а также о рекомендациях по использованию питьевой воды.

2.6.2. Решение о временном отклонении от гигиенических норм качества питьевой воды принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.6.3. Одновременно с принятием решения о временном отступлении от гигиенических нормативов утверждается план мероприятий по обеспечению качества воды, соответствующего гигиеническим нормативам, включая календарный план работ, сроки их выполнения и объемы финансирования.

2.7. Подача питьевой воды населению запрещается или ее использование приостанавливается в следующих случаях:

— в установленный срок действия временных отклонений от гигиенических нормативов не устранены причины, обусловливающие ухудшение качества питьевой воды;

— системой водоснабжения не обеспечиваются производство и подача населению питьевой воды, качество которой соответствует требованиям настоящих Санитарных правил, в связи с чем имеется реальная опасность для здоровья населения.

2.7.1. Решение о запрещении или приостановлении использования населением питьевой воды из конкретной системы водоснабжения принимается органом местного самоуправления по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории на основании оценки опасности и риска для здоровья населения, связанных как с дальнейшим потреблением воды, не соответствующей гигиеническим нормативам, так и с прекращением или ограничением ее использования в питьевых и бытовых целях.

2.7.2. В случае принятия решения о запрещении или приостановлении использования питьевой воды органами местного самоуправления, организациями, обеспечивающими эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатываются по согласованию с центром госсанэпиднадзора и осуществляются мероприятия, направленные на выявление и устранение причин ухудшения ее качества и обеспечение населения питьевой водой, отвечающей требованиям Санитарных правил.

2.7.3. О принятом решении о запрещении или приостановлении использования питьевой воды, о ее качестве, осуществляемых мероприятиях, а также о рекомендациях по действиям населения в данной ситуации, население информируется в установленном порядке.

Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды согласно СанПиН 2.1.4.1074-01.

3.1. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

3.2. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

3.3. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, представленным в таблице 1.

Таблица 1

1) При определении проводится трехкратное исследование по 100 мл отобранной пробы воды.

2) Превышение норматива не допускается в 95% проб, отбираемых в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети в течение 12 месяцев, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год.

3) Определение проводится только в системах водоснабжения из поверхностных источников перед подачей воды в распределительную сеть.

4) Определение проводится при оценке эффективности технологии обработки воды.

3.3.1. При исследовании микробиологических показателей качества питьевой воды в каждой пробе проводится определение термотолерантных колиформных бактерий, общих колиформных бактерий, общего микробного числа и колифагов.

3.3.2. При обнаружении в пробе питьевой воды термотолерантных колиформных бактерий и (или) общих колиформных бактерий, и (или) колифагов проводится их определение в повторно взятых в экстренном порядке пробах воды. В таких случаях для выявления причин загрязнения одновременно проводится определение хлоридов, азота аммонийного, нитратов и нитритов.

3.3.3. При обнаружении в повторно взятых пробах воды общих колиформных бактерий в количестве более 2 в 100 мл и (или) термотолерантных колиформных бактерий, и (или) колифагов проводится исследование проб воды для определения патогенных бактерий кишечной группы и (или) энтеровирусов.

3.3.4. Исследования питьевой воды на наличие патогенных бактерий кишечной группы и энтеровирусов проводится также по эпидемиологическим показаниям по решению центра госсанэпиднадзора.

3.3.5. Исследования воды на наличие патогенных микроорганизмов могут проводиться только в лабораториях, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий выполнения работ санитарным правилам и лицензию на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.

3.4. Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по:

3.4.1. Обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2);

Таблица 2

1) Лимитирующий признак вредности вещества, по которому установлен норматив: «с.-т.» — санитарно-токсикологический, «орг.» — органолептический.

2) Величина, указанная в скобках, может быть установлена по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки.

3) Нормативы приняты в соответствии с рекомендациями ВОЗ.

3.4.2. Содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (таблица 3);

Таблица 3

Примечания:

1) При обеззараживании воды свободным хлором время его контакта с водой должно составлять не менее 30 минут, связанным хлором — не менее 60 минут.

Контроль за содержанием остаточного хлора производится перед подачей воды в распределительную сеть.

При одновременном присутствии в воде свободного и связанного хлора их общая концентрация не должна превышать 1,2 мг/л.

В отдельных случаях по согласованию с центром госсанэпиднадзора может быть допущена повышенная концентрация хлора в питьевой воде.

2) Норматив принят в соответствии с рекомендациями ВОЗ.

3) Контроль за содержанием остаточного озона производится после камеры смешения при обеспечении времени контакта не менее 12 минут.

3.4.3. Содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (Приложение 2).

3.4.4. При обнаружении в питьевой воде нескольких химических веществ, относящихся к 1 и 2 классам опасности и нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку вредности, сумма отношений обнаруженных концентраций каждого из них в воде к величине его ПДК не должна быть больше 1. Расчет ведется по формуле:

где С1, С2. Сn — концентрации индивидуальных химических веществ 1 и 2 класса опасности: факт. (фактическая) и доп. (допустимая).

3.5. Благоприятные органолептические свойства питьевой воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.

Таблица 4

Величина, указанная в скобках, может быть установлена по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки.

3.5.1. Не допускается присутствие в питьевой воде различимых невооруженным глазом водных организмов и поверхностной пленки.

3.6. Радиационная безопасность питьевой воды определяется ее соответствием нормативам по показателям общей a и b-активности, предcтавленным в таблице 5.

Таблица 5

3.6.1. Идентификация присутствующих в воде радионуклидов и измерение их индивидуальных концентраций проводится при превышении нормативов общей активности. Оценка обнаруженных концентраций проводится в соответствии с гигиеническими нормативами.

Контроль качества питьевой воды согласно СанПиН 2.1.4.1074-01.

4.1. В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.

4.2. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

4.3. Количество и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований, устанавливаются с учетом требований, указанных в таблице 6.

Таблица 6

4.4. Виды определяемых показателей и количество исследуемых проб питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть устанавливаются с учетом требований, указанных в таблице 7.

Таблица 7

1. Принимается следующая периодичность отбора проб воды: 1) — еженедельно, 2) — три раз в неделю, 3) — ежедневно, 4) — один раз в сезон года, 5) — один раз в два месяца, 6) — ежемесячно, 7) — два раза в месяц.

2. При отсутствии обеззараживания воды на водопроводе из подземных источников, обеспечивающим водой население до 20 тыс. человек, отбор проб для исследований по микробиологическим и органолептическим показателям проводится не реже одного раза в месяц.

3. На период паводков и чрезвычайных ситуаций должен устанавливаться усиленный режим контроля качества питьевой воды по согласованию с центром госсанэпиднадзора.

4.5. Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям с частотой, указанной в таблице 8.

Таблица 8

В число проб не входят обязательные контрольные пробы после ремонта и иных технических работ на распределительной сети.

4.6. Отбор проб в распределительной сети проводят из уличных водоразборных устройств на наиболее возвышенных и тупиковых ее участках, а также из кранов внутренних водопроводных сетей всех домов, имеющих подкачку и местные водонапорные баки.

4.7. Производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.

4.8. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с нормативными и методическими документами Госсанэпидслужбы России в плановом порядке и по санитарно-эпидемиологическим показаниям.

4.9. Для проведения лабораторных исследований (измерений) качества питьевой воды допускаются метрологически аттестованные методики, утвержденные Госстандартом России или Минздравом России. Отбор проб воды для анализа проводят в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Приложение 1 (обязательное)

Правила установления контролируемых показателей качества питьевой воды и составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды

1. Порядок организации работ по выбору показателей химического состава питьевой воды

1.1. В соответствии с п.3.3. настоящих Санитарных правил выбор показателей химического состава питьевой воды, подлежащих постоянному производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения на основании результатов оценки химического состава воды источников водоснабжения, а также технологии производства питьевой воды в системе водоснабжения. 1.2. Выбор показателей, характеризующих химический состав питьевой воды, проводится организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, совместно с центром госсанэпиднадзора в городе, районе в два этапа. 2.1. На первом этапе организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, совместно с центром госсанэпиднадзора анализируются следующие материалы за период не менее 3-х последних лет:

  • государственной статистической отчетности предприятий и организаций, а также иных официальных данных о составе и объемах сточных вод, поступающих в источники водоснабжения выше места водозабора в пределах их водосборной территории;
  • органов охраны природы, гидрометеослужбы, управления водными ресурсами, геологии и использования недр, предприятий и организаций о качестве поверхностных, подземных вод и питьевой воды в системе водоснабжения по результатам осуществляемого ими мониторинга качества вод и производственного контроля;
  • центра госсанэпиднадзора по результатам санитарных обследований предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность и являющихся источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, а также по результатам исследования качества воды в местах водопользования населения и в системе водоснабжения;
  • органов управления и организаций сельского хозяйства об ассортименте и валовом объеме пестицидов и агрохимикатов, применяемых на территории водосбора (для поверхностного источника) и в пределах зоны санитарной охраны (для подземного источника). На основании проведенного анализа составляется перечень веществ, характеризующих химический состав воды конкретного источника водоснабжения и имеющих гигиенические нормативы в соответствии с Приложением 2 настоящих Санитарных правил.
  • 2.2. На втором этапе индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, проводят расширенные лабораторные исследования воды по составленному перечню химических веществ, а также по показателям, приведенным в таблице 2 настоящих Санитарных правил.

    2.2.1. Для системы водоснабжения, использующей реагентные методы обработки воды, при проведении расширенных исследований перед подачей воды в распределительную сеть дополнительно включают показатели, указанные в таблице 3 настоящих Санитарных правил.

    2.2.2. Расширенные лабораторные исследования воды проводятся в течение одного года в местах водозабора системы водоснабжения, а при наличии обработки воды или смешения воды различных водозаборов — также перед подачей питьевой воды в распределительную сеть.

    2.2.3. Минимальное количество исследуемых проб воды в зависимости от типа источника водоснабжения, позволяющее обеспечить равномерность получения информации о качестве воды в течение года, принимается:

    • для подземных источников — 4 пробы в год, отбираемых в каждый сезон;
    • для поверхностных источнико
    • 2.2.4. При необходимости получения более представительной и достоверной информации о химическом составе воды и динамике концентраций присутствующих в ней веществ, количество исследуемых проб воды и их периодичность должны быть увеличены в соответствии с поставленными задачами оценки качества воды источника водоснабжения.

      2.2.5. При проведении расширенных исследований рекомендуется применение современных универсальных физико-химических методов исследования водных сред (хромато-масспектрометрических и других), позволяющих получить максимально полную информацию о химическом составе воды.

      2.3. Центром госсанэпиднадзора анализируются результаты расширенных исследований химического состава воды по каждой системе водоснабжения и с учетом оценки санитарно-гигиенических условий питьевого водопользования населения и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории города, населенного пункта, района определяется потенциальная опасность влияния присутствующих в воде химических веществ на здоровье населения.

      2.4. На основании проведенной оценки центр госсанэпиднадзора разрабатывает предложения по перечню контролируемых показателей, количеству и периодичности отбора проб питьевой воды для постоянного производственного контроля.

      2. Порядок составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды

      1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, на основании настоящих Санитарных правил разрабатывает рабочую программу.

      2. Для системы водоснабжения, имеющей несколько водозаборов, рабочая программа составляется для каждого водозабора с учетом его особенностей. Для подземных водозаборов, объединенных общей зоной санитарной охраны и эксплуатирующих один водоносный горизонт может составляться одна рабочая программа при наличии гидрогеологического обоснования.

      3. Рабочая программа должна содержать:

      3.1. Перечень контролируемых показателей качества воды и их гигиенические нормативы, установленные настоящими Санитарными правилами:

      • микробиологические и паразитологические (п.4.3., таблица 1);
      • органолептические (п.4.5., таблица 4);
      • радиологические (п.4.6., таблица 5);
      • обобщенные (п.4.4.1., таблица 2);
      • остаточные количества реагентов (п.4.4.2., таблица 3);
      • химические вещества, выбранные для постоянного контроля в соответствии с правилами, указанными в разделе 1 настоящего приложения (п.4.4.1., таблица 2 и п.4.4.3., приложение 2 Санитарных правил).
      • 3.2. Методики определения контролируемых показателей.

        3.3. План пунктов отбора проб воды в местах водозабора, перед подачей воды в распределительную сеть водопровода (в резервуаре чистой воды) и в пунктах водоразбора наружной и внутренней сети водопровода;

        3.4. Количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований (испытаний), перечень показателей, определяемых в исследуемых пробах воды.

        3.5. Календарные графики отбора проб воды и проведения их исследования (испытания).

        3.6. Количество исследуемых проб воды и периодичность их отбора определяются для каждой системы водоснабжения индивидуально с учетом предложений центра госсанэпиднадзора, но не должны быть ниже установленных п.5.3., таблица 6, п.5.4., таблица 7 и п.5.5., таблица 8 настоящих Санитарных правил.

        4. В рабочей программе должно быть предусмотрено проведение ежемесячного анализа результатов контроля качества воды и определен порядок передачи информации по результатам контроля администрации системы водоснабжения, центру госсанэпиднадзора и органу местного самоуправления.

        5. Рабочая программа представляется для согласования в центр госсанэпиднадзора в городе, районе и последующего утверждения в установленном порядке.

        6. Рабочая программа утверждается на срок не более 5 лет. В течение указанного срока в рабочую программу могут вноситься изменения и дополнения по согласованию с центром госсанэпиднадзора.

        Приложение 2 (обязательное)

        Гигиенические нормативы содержания вредных веществ в питьевой воде.

        1. В настоящий список включены гигиенические нормативы вредных веществ в питьевой воде. В него входят индивидуальные химические вещества, которые могут присутствовать в питьевой воде в указанном виде и могут быть идентифицированы современными аналитическими методами.

        2. Химические вещества расположены в списке в соответствии со строением органических и неорганических соединений. Каждый подраздел является расширением соответствующего раздела. Внутри подразделов вещества расположены в порядке возрастания численных значений их нормативов.

        Если строение молекулы органического вещества позволяет отнести его одновременно к нескольким химическим классам, то в перечне его помещают по функциональной группе, с наибольшим индексом расширения (по горизонтальной рубрикации).

        Органические кислоты, в том числе, пестициды, нормируются по аниону, независимо от того в какой форме представлена данная кислота в перечне (в виде кислоты, ее аниона или ее соли).

        Элементы и катионы (п.1 раздела «неорганические вещества») нормируются суммарно для всех степеней окисления, если это не указано иначе.

        3. Перечень имеет следующую вертикальную рубрикацию:

        3.1. В первой колонке перечня приведены наиболее часто употребляемые названия химических веществ.

        3.2. Во второй колонке приведены синонимы названий химических веществ и некоторые тривиальные и общепринятые наименования.

        3.3. В третьей колонке приведены величины ПДК или ОДУ в мг/л, где:

        ПДК — максимальные концентрации, при которых вещества не оказывают прямого или опосредованного влияния на состояние здоровья человека (при воздействии на организм в течение всей жизни) и не ухудшают гигиенические условия водопотребления;

        ОДУ (отмечены звездочкой) — ориентировочные допустимые уровни веществ в водопроводной воде, разработанные на основе расчетных и экспресс-экспериментальных методов прогноза токсичности.

        Если в колонке величины нормативов указано «отсутствие», это означает, что концентрация данного соединения в питьевой воде должна быть ниже предела обнаружения применяемого метода анализа.

        3.4. В четвертой колонке указан лимитирующий признак вредности веществ, по которому установлен норматив:

        • с.-т. — санитарно-токсикологический;
        • орг. — органолептический с расшифровкой характера изменения органолептических свойств воды (зап. — изменяет запах воды; окр. — придает воде окраску; пен. — вызывает образование пены; пл. — образует пленку на поверхности воды; привк. — придает воде привкус; оп.- вызывает опалесценцию).
        • 3.5. В пятой колонке указан класс опасности вещества:

          1 класс — чрезвычайно опасные;

          2 класс — высокоопасные;

          3 класс — опасные;

          4 класс — умеренно опасные.

          В основу классификации положены показатели, характеризующие различную степень опасности для человека химических соединений, загрязняющих питьевую воду, в зависимости от токсичности, кумулятивности, способности вызывать отдаленные эффекты, лимитирующего показателя вредности.

          Классы опасности веществ учитывают:

          • при выборе соединений, подлежащих первоочередному контролю в питьевой воде;
          • при установлении последовательности водоохранных мероприятий, требующих дополнительных капиталовложений;
          • при обосновании рекомендаций о замене в технологических процессах высокоопасных веществ на менее опасные;
          • при определении приоритетности разработки селективных методов аналитического контроля веществ в воде.











          Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

          Смотрите так же:

          • Кто имеет право быть наблюдателем на выборах Кто имеет право быть наблюдателем на выборах Для наблюдателей Сбор средств Как стать наблюдателем на выборах? Стать наблюдателем очень просто. Для этого не требуется специального образования. Если Вам больше 18 лет и Вы гражданин РФ, то имеете полное […]
          • Договор оказания услуг купли продажи недвижимости Домовия - агентство недвижимости Ярославля оказывает услуги: покупка, продажа, обмен квартир, комнат, домов; помощь в получении ипотечного кредита; сопровождение сделок недвижимости; оформление права собственности на недвижимость; аренда жилых […]
          • Нотариус венера джоновна Нотариус Иванова Венера Джоновна +7 (499) 653-60-72 доб. 342 – Москва и МО Телефон нотариуса: (495) 662-11-91 Адрес: 109147, г. Москва, Марксистская ул., 34, корп. 8 Лицензия №000754 от 03.04.1996 Приказ №243-ч от 21.08.1998 Статус: Действует Электронная […]
          • Земли сельхозназначения какой налог Какой платить налог при продаже земли сельхозназначения? Я ИП на едином сельскохозяйственном налоге, продаю землю сельхозназначения, находится у меня в работе, сею на ней. Какой налог мне платить в налоговую? Ответы юристов (2) Добрый день Андрей […]
          • Основной федеральный закон экологического права Источники экологического права 1. Понятие и классификация источников экологического права Источники - объективные носители норм. Источники экологического права - нормативные правовые акты, содержащие нормы по регулированию общественных экологических […]
          • Проект ликвидации шахт СОУ 10.1.05400632.1:2004 Проект ліквідації вугільних шахт України. Склад і зміст проекту. Зі змінами Відновлено дію ДСТУ ГОСТ 22354:2008 та ДСТУ ГОСТ 22355:2008 Втратив чинність ДСТУ 7495:2014 Протипожежна техніка. Автомобілі пожежно-рятувальні. Частина 2. […]
          • Приказ минздравсоцразвития 210 Приказ Минздравсоцразвития России №210 от 22 ноября 2004 г. Приказ, Минздрав России, 22 ноября 2004 В соответствии с п. 5.2.101. Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства […]
          • Увольнение матери ребёнка-инвалида Возможно ли сокращение матери одиночки или работника, имеющего ребенка? Непостоянная позиция материального состояния компаний и вечная конкуренция по качеству труда между работниками вынуждают проводить сокращения. Но не всех можно уволить, и наличие у […]