Законы гражданские 1832

Общая характеристика Свода Законов Российской Империи

1832 г. и нормы основных отраслей права, содержащиеся в этом своде.

Составленный в 1826-1830 г.г., как извлечение из “Полного собрания законов Российской империи”, Свод начал действовать с 1 (13).01.1835 г. Первое издание — 1832 г., последующие — 1842, 1857, после 1857 полностью не переиздавался, выходили только отдельные тома. Он состоял из 42 тыс. статей, объединенных в 8 разрядов и помещенных в 15 томах. В Свод были включены лишь действующие акты: некоторые законы подвергались сокращению; из противоречащих друг другу актов составители выбрали позднейшие. Составители стремились расположить акты по определенной системе, соответствовавшей отраслям права.

В I-III-м томах Свода излагаются основные законы, государственное и губернское установление и т.п.; в IV-м — уставы о рекрутских и земских повинностях; в V-VIII-м — уставы о налогах, пошлинах, питейном сборе и пр.; в IX-м — законы о сословиях и их правах; в X-м — законы гражданские и межевые; в XI-XII-м — уставы кредитных учреждений, торговые, постановления о фабричной, заводской и ремесленной промышленности и т.п.; в XIII-XIV-м — уставы благочиния (врачебный, о паспортах и беглецах, о содержании под стражей и др.); в XV-м — уголовные законы.

Свод был в основном сборником норм феодально-крепостнического права, направленных на сохранение, защиту и укрепление самодержавия. На Украине Свод вступил в действие с 1835 года лишь в той его части, которая регламентировала государственные и административно-правовые отношения; в 1840 г. на Левобережную, а в 1842 г. на Правобережную Украину распространилось действие Свода так же в части гражданского и уголовного права. Свод действовал до 1917 года.

С юридической точки зрения Свод явился шагом вперед в развитии права:

* огромный законодательный материал был обобщен и систематизирован в одном Своде законов;

* нормы содержащиеся в разных актах были обобщены в ясной форме;

* оно привело к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и др.;

* в нем нашли отражение некоторые положения буржуазного права.

В Своде Законов законодательные акты были составлены в определенной последовательности по тематике.

В I том были включены «Основные законы Российской империи».

Они закрепляли самодержавный строй и устанавливали права императора в области законодательства, управления, суда, командования армией, расходовании денежных средств, престолонаследования, законы о высших и центральных органах власти и управления.

II том содержал законы о местных органах власти и управления.

В III том закреплены были законы о службе чиновников.

В IV томе были Устав рекрутский и Устав о земских повинностях.

В V томе — уставы о податях, пошлинах и питейном сборе.

В VI томе — Устав таможенный.

В VII — Устав монетный.

В VIII томе — Устав лесной.

В IХ томе — Законы о сословиях.

В Х томе — гражданские законы.

В ХI томе — законы о фабричной, заводской, ремесленной промышленности, торговли;

— уставы путей сообщения, строительный и пожарный;

— уставы благополучия: о народном продовольствии; об общественном призрении; врачебной.

В ХV томе — законы уголовные и уголовно-процессуальные

Законы гражданские 1832

В начале 19 в., в процессе реформирования государственной системы России, особое место занимают прое

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по истории государства и права России. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по истории государства и права России — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Император утвердил 19 февраля 1861 г. ряд законода¬тельных актов по конкретным положениям крестьянск

М.М.Сперанский и кодификация законов Российской империи

Похожие вопросы

  • . М.М.СперанскийикодификациязаконовРоссийскойимперии
    М.М.СперанскийикодификациязаконовРоссийскойимперии. Попытки кодификациизаконов в Российскойимперии были начаты ещё в XVIII в. и продолжались при Александре I. Но только Николаю I, который привлек к кодификационной работе М. М. Сперанского.
  • История государства и права России — М.М. Спиранский и его проекты.
    М.М.СперанскийикодификациязаконовРоссийскойимперии.
    — В 1811 г. под руководством М. М. Сперанского был издан документ «Общее учреждение министерств», который определил правовой статус этих органов.
  • История государства и права России — Крестьянская реформа 1861 года
    М.М.СперанскийикодификациязаконовРоссийскойимперии. Попытки кодификациизаконов в Российскойимперии были начаты ещё в XVIII в. и продолжались при Алекс. Загрузка.
  • Шпаргалки по истории государства и права России
    М.М.СперанскийикодификациязаконовРоссийскойимперии. Попытки кодификациизаконов в Российскойимперии были начаты ещё в XVIII в. и продолжались при Алекс. подробнее ».
  • Теория государства и права — Кодификация права
    Инкорпорацией является составленный в 30-х годах прошлого столетия под руководством М.М. Сперанского Свод законовРоссийскойимперии, содержавший систематическое изложение всего действующего права в 15, а позднее в 16 томах. Пример, кодификации — издание кодекса.
  • Правоведение — Кодификация права
    Инкорпорацией является составленный в 30-х годах прошлого столетия под руководством М.М. Сперанского Свод законовРоссийскойимперии, содержавший систематическое изложение всего действующего права в 15, а позднее в 16 томах. Пример, кодификации — издание кодекса.
  • Экономическая география — Кодификация права
    Инкорпорацией является составленный в 30-х годах прошлого столетия под руководством М.М. Сперанского Свод законовРоссийскойимперии, содержавший систематическое изложение всего действующего права в 15, а позднее в 16 томах. Пример, кодификации — издание кодекса.
  • Государственное и муниципальное управление — Кодификация права
    Инкорпорацией является составленный в 30-х годах прошлого столетия под руководством М.М. Сперанского Свод законовРоссийскойимперии, содержавший систематическое изложение всего действующего права в 15, а позднее в 16 томах. Пример, кодификации — издание кодекса.
  • История России — Внутренняя политика России во второй четверти XIX в
    Составление законодательного кодекса было вверено М. М. Сперанскому. Было выпущено два издания: «Полное собрание законовРоссийскойимперии» (1832 г.) и «Свод законовРоссийскойимперии» (1833 г).
  • История России — Россия в первой половине 19 века, война 1812.
    Составление законодательного кодекса было вверено М. М. Сперанскому. Было выпущено два издания: «Полное собрание законовРоссийскойимперии» (1832 г.) и «Свод законовРоссийскойимперии» (1833 г). Главной задачей III отделения.
  • найдено похожих страниц:10

    Свод законов Российской империи. Том десятый. Часть I. Законы гражданские

    Список томов

    Оглавление

  • I. О правах и обязанностях семейственных 7
  • II. О порядке приобретения и укрепления прав на имущества вообще 79
  • III. О порядке приобретения и укрепления прав на имущества в особенности 188
  • IV. О обязательствах по договорам 308
  • Скачать с Torrent

    Свод законов Российской империи. Том десятый. Часть I. Законы гражданские

    Оригинальное название: Сводъ законовъ Россiйской имперiи. Томъ десятый. Часть I. Законы гражданскiе

    Издательство: Тип. Второго Отделения Собственной Е.И.В.Канцелярии

    Место издания: СПб.

    Год издания: 1857

    Количество страниц: 604 с.

    Свод законов Российской империи— официальное собрание расположенных в тематическом порядке действующих законодательных актов Российской империи, созданное при Николае I. Впервые он был напечатан в 1832 году. Манифестом 31 января 1833 года Свод законов был объявлен действующим источником права с 1 января 1835 года. Первое издание 1832 года и последующие 1842-го и 1857 года состояли из пятнадцати томов. После 1857 года Свод законов полностью не переиздавался, а выходили лишь отдельные тома. В качестве отдельного – 16-го тома в 1885 году вышли Судебные уставы. Между изданиями Свода законов выходили ежегодные и сводные (за несколько лет) «Продолжения» Свода законов с указанием на упраздненные и измененные статьи. В своде законов собраны все реально действовавшие в определенный момент времени законы по тем или иным проблемам права, это справочник для юристов.

    Отбор законодательного материала для включения в Свод производился на основе Полного собрания законов (первое Полное собрание законов, появившееся в 1830 году, состояло из 45 томов, содержащих 30 920 актов и 6 томов приложений). Собрание законов – это в большой степени историческое издание. По нему можно изучать развитие, направление правительственной мысли в стране. Это летопись отечественного законотворчества. Изучая страницу за страницей эту летопись, мы можем узнать, что в тот или иной момент истории являлось злобой дня.

    СВОД ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

    Энциклопедия юриста . 2005 .

    Смотреть что такое «СВОД ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ» в других словарях:

    Свод законов Российской империи — Свод законов Российской империи официальное собрание расположенных в тематическом порядке действующих законодательных актов Российской империи, созданное при царе Николае I. Первое издание 1832 г. и последующие издания 1842 и… … Википедия

    Свод законов Российской Империи — официальное собрание действующих законодательных актов Российской империи, расположенных в тематическом порядке. Первое издание 1832 г. и последующие издания 1842 и 1857 годов состояли из 15 томов (В частности, том 1 Основные государственные… … Википедия

    Свод законов российской империи — систематизированная инкорпорация действовавших законов, составленная на основе Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ). Издание С.з.Р.и. завершило многолетнюю кодификационную работу, начатую еще в конце XVIII в., но законченную лишь в… … Энциклопедия права

    Свод законов российской империи — систематизированная инкорпорация действовавших законов, составленная на основе Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ). Издание С.з.Р.и. завершило многолетнюю кодификационную работу, начатую еще в конце XVIII в., но законченную лишь в… … Большой юридический словарь

    СВОД ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ — (СЗ) собрание действующих на время издания законодат. актов, расположенных в тематич. порядке. Первое изд. 1832 (введено в действие с 1835) и последующие изд. 1842, 1857 состояли из 15 тт., каждый том разделялся на книги, книги на разделы,… … Советская историческая энциклопедия

    Свод Законов Российской империи — в дореволюционной России сборник действовавших законов (в 15 томах). Работа по его составлению велась 2 м отделением Императорской канцелярии в 1826 1832 гг. под руководством М.Сперанского. Образцом для составления свода был кодекс Юстиниана.… … Краткий словарь историко-правовых терминов

    Свод законов Российской Империи — (СЗ) собрание действующих законодательных актов, расположенных в тематическом порядке, 1 е изд. 1832 и последующие изд. 1842, 1857 состояли из 15 тт. [т. 1 Основные государственные законы, т. 3 Уставы о службе гражданской, т. 9 Законы о… … Большая советская энциклопедия

    СВОД, ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ — собрание законодат. актов, действовавших в России до Октябрьской революции (1 е изд. относится к 1832). Регламентировал, в части., все стороны жизни орг ций религ. Определял структуру и функции орг ций разрешенных вероисповеданий, их внутрицерк.… … Атеистический словарь

    Свод законов Российской империи 1833 г. — Основные государственные законы Российской империи свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя Российской империи, включавший в себя предыдущие источники права. Впервые были кодифицированы под руководством М. М.… … Википедия

    Свод законов Российской империи 1833 года — Основные государственные законы Российской империи свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя Российской империи, включавший в себя предыдущие источники права. Впервые были кодифицированы под руководством М. М.… … Википедия

    Основные законы Российской империи

    Основные законы (в новой редакции) были приняты 23 апреля 1906 г. Они подвели своеобразный итог проведенных преобразований всех звень­ев верховной власти. Хотя Основные законы не именовались Конституци­ей, они вполне могут считатьсяпервой конституцией России, ибо дело не в названии, а в сути, в назначении закона. Французская декларация прав человека тоже не называлась конституцией, но знаменовала собой наступ­ление новой конституционной эры.

    Конституция России 1906 г. была так называемойоктроированной, то естьжалованной конституцией, в которой монарх, совершая акт «высочайшей милости», уступал часть своих прав народному собранию. Но юридические свойства конституции не зависят от способа её принятия. Конституция 1906 г. представляла собой весьма солидное, основательное нормативно-правовое образование (она состояла из 11 глав и 124 статей), охватившее все основополагающие государственно-правовые институты. У Основных законов былаособая юридическая сила. Изменить их можно было лишьв особом законодательном порядке (император мог только вы­ступить с инициативой пересмотра, но не мог воспользоваться ею без со­гласия Государственной думы).

    Впервые в своей истории основные законы, которые, как известно, изда­вались с 1832 г.,провозгласили права и гражданские свободы. Российским подданным, превратившимся вграждан, конституционно гарантирова­лисьнеприкосновенность личности изаконность юридического преследова­ния (ст. 30 — 32),неприкосновенность жилища (ст. 33),свобода выезда за пределы государства (ст. 34),неприкосновенность собственности (ст. 35),свобода собраний, слова и печати (ст. 36–39).

    Каково же было положение основных звеньев верховной власти в России по Основным законам 1906 г.?

    Император. Правовое положение императора определяла ст. 4, кото­рая предоставляла ему «верховную самодержавную власть». Однако те­перь эта власть не признаваласьнеограниченной, как это было ранее. Закон гласил, что «государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой» (ст. 7).

    Самодержавная власть мыслилась как гарант целостности Российского многонационального государства, которое ст. 1 объявляла «единым и не­раздельным». Русский язык признавался общегосударственным в армии, на флоте и в «государственных и общественных установлениях». Употреб­ление местных языков и наречий в этих установлениях регулировалось особыми законами.

    По традиции особа государя объявлялась «священной и неприкосно­венной». Прерогативой императорской власти становиласьзаконотворче­ская деятельность: «почин по всем предметам законодательства» ( ини­циатива) иутверждение законов.

    Но законы, не принятые Госсоветом и Госдумой, считались отклонен­ными. Император мог издавать, в соответствии с законами,указы «дай устройства и приведения в действие различных частей государственного управления» иповеления, «необходимые для исполнения законов» (подзаконные акты).

    Император оставался также верховным руководителем «всех внешних сношений Российского государства», объявлял войну, заключал мир и международные договоры. Конституция оставила за ним право быть «державным вождем», то есть главнокомандующим армии и флота. Импе­ратор мог издавать указы и повеления относительно дислокации войск, переведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и «всего вообще относящегося до устройства воо­руженных сил и обороны Российского государства» (ст. 14).

    Прерогативой императорабылообъявление в стране военного и исклю­чительного (чрезвычайного) положения, чеканка монеты и определение ее внешнего вида. Он ведалназначением и увольнением высших чиновников, жаловал титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния.Имущества, составлявшие личную собственность императора, и имущества, находящиеся в собственности царствующего императора (не подлежащие разделу, передаче по наследству и другим видам отчуждения),освобождались от платежа налогов и сборов.

    Осуществляемой от имени государя императора признавалась Основ­ными законамисудебная власть в России. За ним сохранялось правопо­милования осужденных, смягчения наказаний и общеепрощение совершив­ших преступные деяния с прекращением дел и освобождением их от суда и наказания.

    По английскому принципу «контрассигнатуры» подпись императора под указами перед опубликованием скреплялась подписью председателя Совета министров или соответствующего министра (ст. 26). За императо­ром сохранялась также право абсолютного вето (роспуска) в отношении Госдумы.

    Государственная дума вместе с Государственным советом наделяласьзаконодательными правами. Главной ее функцией являлось обсуждение и разработка законопроектов. Думе принадлежала изаконодательная ини­циатива: «возбуждение предположения об отмене или изменении дейст­вующих и издании новых законов», за исключениемОсновных государст­венных законов, инициатива пересмотра которых оставалась заимперато­ром. Однако законы о выборах в Госдуму и об изменении ее статуса долж­ны были утверждаться самой Думой. Одобренные Госдумой законода­тельные предположения в виде «мнения» поступали в Государственный совет и после одобрения или отклонения им – к императору, который выносил окончательное решение.

    Основные законы предоставили Госдуме также компетенцию утвер­ждения бюджета ( «государственной росписи») страны. Однако Дума не могла при этом исключать или сокращать расходы по государственным долгам и другим государственным обязательствам. Она не получила права обсуждать расходы императорского двора и императорской фамилии, чрезвычайные расходы в военное время и возможные сверхсметные расхо­ды на войну, государственные займы. Эти проблемы разрешал «государь император в порядке верховного управления».

    Депутаты Государственной думы избирались населением напять лет в создаваемых согласно избирательного закона округах,тайным голосова­нием. Дума проверяла полномочия своих членов. При нарушении проце­дуры выборов по решению Сената могло быть назначено переизбрание.

    Государственная дума созывалась указами императора два раза в год (весенняя и осенняя сессии). Для рассмотрения обсуждаемых в ней вопро­сов действовалообщее собрание Думы и образовывалиськомиссии и ко­митеты. Во главе Думы стояли выборный Председатель и два его това­рища, избиравшиеся на один год. Секретарь Думы и его товарищи изби­рались на весь срок полномочий Думы ( 5 лет).

    Депутаты считались независимыми от народа и обладали депутатской неприкосновенностью. Член Госдумы мог подвергнуться ограничению свободы лишь по распоряжению судебной власти (хотя допускались и ад­министративные аресты депутатов). Оговаривалось и то, что дляограни­чения свободы депутата необходимосогласие Думы. Депутат терял свои права только по решению Думы и при наличии законных к тому основа­ний (преступление, утрата ценза) или при переходе в иностранное поддан­ство. Депутаты Думы получали во время сессии от государства «суточные» (по 10 рублей в день), кроме них выдавались деньги на дорогу, проживание и отопление. Выделялись комнаты в общежитии (одна на 4 человек).

    Заседания общего собрания Думы былипубличными, на них допускались посторонние люди и пресса (кроме депутаций), однако по постановлению общего собрания могли назначаться и закрытые заседания. На заседания комиссий и комитетов не допускался никто.

    Государственный совет в Основных законах 1906 г. отличался от заду­манного ранее. Он действительно оставалсяверхней, аристократической палатой представительного собрания, а его полномочия и порядок рабо­ты были аналогичны думским. Но Госсовет комплектовался теперь на иных условиях. Только половина его состава (раньше весь состав) назна­чалась императором,другая половина избиралась сроком на 9 лет, при об­новлении 1/3 состава каждые три года. Выборные члены избирались через Синод от духовенства православной церкви (3 от черного и 3 от белого), от губернских земских собраний (по одному от каждого), от дворянских обществ (всего 18 членов), от Академии наук и университетов (6 членов), от промышленности (тоже 6 членов) и торговли (12 человек).

    Законопроекты, рассмотренные в Государственном совете как резуль­тат его законодательной инициативы, поступали в Госдуму, а затем к им­ператору для окончательного решения.

    Система тройных сдержек. Поскольку целых 3 звена: Госдума, Госсо­вет и император – должны были утвердить закон, прежде чем он вступит в силу, устанавливаласьсистема взаимных сдержек (заимствованная из австрийской конституции). При неутверждении хотя бы одним звеном за­кон считался отклонённым. В этой системе было рациональное зерно. Она мешала властям преследовать свои эгоистические цели. Но она и создава­ла подчас непреодолимые преграды на пути закона.

    Предвидя возможные коллизии в принятии законов при системе вза­имных сдержек, законодатель ввел в Основные законы статью 87, кото­рая давала право правительству (Совету министров) и императору в пере­рывах между сессиями Госдумы издавать при необходимостичрезвычай­ные указы. Эти указы следовало затем утверждать Думой и Госсоветом. Акт, не внесенный на обсуждение в Госдуму,терял свою силу после бли­жайшей думской сессии. Но эти указы не могли затрагивать Основные за­коны, порядок выборов в обе палаты и их статус. При частых конфликт­ных ситуациях с Госдумой правительство НиколаяIIнередко прибегало к принятию таких чрезвычайных указов.

    Близкая по духу консервативным конституциям Японии, Пруссии, Ав­стрии, российская конституция 1906 г. явилась выражением компромисса между новым и старым порядками. Несмотря на свою незрелость, она достаточно ярко знаменовала собой переход государства от самодержав­ного к конституционному правлению. Исследователи полагают, что именно ей российское общество обязано той политической свободой, ко­торой ему удалось ненадолго воспользоваться (в перерыве между двумя революциями).

    Свод законов Российской империи

    Полное собрание законов, в силу его характера, было сложно ис­пользовать на практике. Поэтому одновременно с 1826 г. в качестве практического руководства по инициативе М.М. Сперанского велась работа по составлению Свода законов-Российской империи — систе­матизированного сборника законов, размещенных в тематическом по­рядке. При его составлении исключались недействующие нормы, уст­ранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста.

    Юридическая техника для составления Свода основывалась на сле­дующей методике: а) статьи Свода, основанные на одном действую­щем указе, излагались без изменений и теми же словами, которые со­держатся в тексте указа; б) статьи, основанные на нескольких указах, излагались словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов; в) каждая статья содержала ссылки на указы, в нее во­шедшие; г) многосложные тексты законов сокращались; д) из проти­воречащих друг другу законов выбирался лучший или более поздний.

    При создании Свода М.М. Сперанский исходил из того, что «Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни Дополнение их, ни толкование». Вместе с тем он неоднократно и сам формулировал новые нормы, не опирающиеся на действующий закон;, особенно в сфере гражданского права.

    Весь материал в Своде законов был расположен по особой систе­ме. Если ПСЗ построено по хронологическому принципу, то Свод — по отраслевому, хотя и не совсем последовательно проведенному.

    В Свод были включены лишь действующие акты: некоторые зако­ны подвергались сокращению; из противоречащих друг другу актов составители выбрали позднейшие.

    Работая над Сводом, Сперанский изучил лучшие образцы западной кодификации — римские, французский, прусский, австрийский кодек­сы, но не скопировал их, а создал собственную оригинальную систему.

    В основу структуры Свода положено деление права на публичное и частное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций и вос­ходящее к римскому праву. Сперанский называл эти две группы законов государственными и гражданскими. В первую группу вошли Основные государственные законы, в которых характеризовалась организация пуб­личной власти (высшие органы власти, учреждения центральные и мес­тные, устав о государственной службе). Затем шли законы, характери­зующие организацию управления и устройство казны (уставы казенного управления, о повинностях, таможенный, монетный, горный и др.). Тре­тью группу составляли законы об организации сословного строя (о со­стояниях). В четвертую входили уставы государственного благоустрой­ства (кредитный, торговый, промышленности, путей сообщения, сельс­кохозяйственный, почтовый, телеграфный и др.).

    В особую группу выделялись Уставы благочиния, объединявшие законы о народном продовольствии, общественном призрении, орга-, низации врачебной помощи и др. Сюда же относились помещенные в отдельном томе (14-м) уставы о паспортах, цензуре, ссыльных, бег­лых и др., определявшие законодательное поле деятельности полиции.

    Наконец впервые в российском законодательстве были отделены друх от друга помещенные в разных томах законы гражданские (т. 10) и законы уголовные (т. 15).

    Такой принцип соединения воедино разрозненных законов (инкорпо­рация) сохранялся на протяжении всех последующих переизданий Свода.

    Свод законов должен был состоять из восьми разделов: 1) основ­ные государственные законы; 2) учреждения: а) центральные; б) мес­тные; в) устав о государственной службе; 3) уставы казенного управ­ления: а) устав о повинностях; б) устав о податях и пошлинах, питей­ном сборе; в)устав таможенный; г)уставы монетный, горный и о соли; д)уставы: лесной, оброчных статей и счетные; 4) законы о состояниях (о сословиях); 5) законы гражданские и межевые (гражданское пра­во); 6) уставы государственного благоустройства: а) уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный; б) уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустрой­стве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории им­перии; 7) уставы благочиния: а) уставы: о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный; б) уставы: о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных; 8) законы уголовные.

    Составители стремились расположить акты по определенной сис­теме, соответствовавшей отраслям права.

    Свод был издан в 15 томах, объединенных в 8 книг.

    В 1 -м томе размещались законы основные и законодательные ма­териалы об учреждениях государственных;

    во 2-м — об учреждениях губернских;

    в 3-м — уставы о гражданской службе;

    в 4-м — уставы о рекрутских и земских повинностях;

    в 5-м — уставы о подаяниях, пошлинах, сборах;

    в 6-м — устав таможенный;

    в 7-м — уставы монетный, горный и о соли;

    в 8-м — уставы лесной, оброчных статей и арендных имений;

    в 9-м — законы о состояниях;

    в 10-м — законы гражданские и межевые;

    в 11-м — законы и уставы кредитных установлений, торговые, по­становления в фабричной, заводской и ремесленной промышленности;

    в 12-м — уставы путей сообщения;

    в 13-м — уставы о народном продовольствии, об общественном призрении и врачебный;

    в 14-м — устав о паспортах и беглых;

    в 15-м — законы уголовные.

    В связи с появлением новых законов отдельные части Свода долж­ны были изменяться, поэтому к нему практически ежегодно стали пе­чататься Продолжения Свода Законов, в которых показывалось, ка­кие статьи считаются отмененными, а также размещались вновь изда­ваемые законы. Для удобства пользования к последнему изданию Свода был издан алфавитно-предметный указатель.

    19 января 1833 г. состоялось заседание Государственного совета, обсудившего представленный Свод законов. Было принято решение пользоваться текстами существующих законов до 1 января 1835 г., а затем должен был вступить в силу в полном объеме Свод законов Рос­сийской империи. На Украине Свод вступил в действие с 1835 г. лишь в той его части, которая регламентировала государственные и админи­стративно-правовые отношения. Лишь в 1840 г. на Левобережную, а в 1842 г. на Правобережную Украину распространилось действие Свода в части гражданского и уголовного права. Свод действовал до 1917 г.

    Составленный как извлечение из Полного собрания законов Рос­сийской империи Свод состоял из 42 тыс. статей, объединенных в 8 разрядов и помещенных в 15 томах.

    Первое издание Свода вышло в 1832 г., второе — в 1842 г., тре­тье — в 1857 г. В 1876 г. приступили к новому изданию Свода, но оно осталось незаконченным; в 1885-1897 гг. большинство томов изда­ния 1876 г. было заменено новыми. В 1892 г. после судебной реформы 1864 г. отдельным, XVI, томом вышли «Судебные уставы».

    В целом данную попытку кодификации российского права можно считать успешной. Во многом это заслуга величайшего российского реформатора М.М. Сперанского. После издания Свода Сперанский мыслил приступить к третьему этапу систематизации — к созданию Уложения, которое должно было не только содержать старые нормы, но и развивать право. Если Полное собрание законов и Свод были лишь инкорпорацией, то создание Уложения предполагало кодификацион­ный метод работы, т.е. не только соединение старых норм, но и допол­нение их новыми. Однако именно этого-то и не хотел император.

    Планируя создание Уложения, Сперанский отнюдь не собирался колебать устои феодализма. Он хотел привести законодательство в соответствие с требованиями жизни. Однако эти идеи Сперанского не нашли поддержки. Работа по систематизации остановилась на втором этапе. Можно лишь отметить как элемент третьего этапа издание в 1845 г. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных — перво­го настоящего российского уголовного кодекса.

    Параллельно с систематизацией общеимперского права были про­ведены работы по инкорпорации остзейского права, отражающего при­вилегированное положение местных дворян, мещан идуховенства. Еще при Александре I задание по систематизации остзейского права было дано Общеимперской кодификационной комиссии, работавшей над ним в течение семи лет. В 1828 г. при II отделении Собственной его импера­торского величества канцелярии была учреждена комиссия по система­тизации остзейского права. По решению Государственного совета были собраны и доставлены в Сенат древние документы со всего края. Эти

    документы на немецком, латинском, польском, шведском, русском язы­ках были из Сената направлены в указанную комиссию. Результатом работы этой комиссии, вернее, ее члена Гиммельштерна, было издание в 1845 г. первых двух частей Свода местных узаконений губерний Ост­зейских (часть первая — «Учреждения», часть вторая — «Законы о со­стояниях»). Значительно позже была издана третья часть — «Законы гражданские».

    Так, в первой половине XIX в. была оформлена система российского права, дожившая в своей основе до последних дней Российской империи.

    Кодификация русского права имела большое значение. Она при­вела к формированию специальных отраслей законодательства: граж­данского, уголовного и других, что явилось важным этапом в создании отраслей права.

    Законы, ранее известные главным образом только немногим юри­стам, стали доступны для многих. Обширные научно-критические, ис­торические и иные работы, касавшиеся богатейшего материала, зак­люченного в Полном собрании законов и Своде законов, значительно содействовали оживлению юридической мысли в России.

    Свод законов Российской империи— официальное собрание расположенных в тематическом порядке действующих законодательных актов Российской империи, созданное при Николае I. Впервые он был напечатан в 1832 году. Манифестом 31 января 1833 года Свод законов был объявлен действующим источником права с 1 января 1835 года.

    Первое издание 1832 года и последующие 1842-го и 1857 года состояли из пятнадцати томов. После 1857 года Свод законов полностью не переиздавался, а выходили лишь отдельные тома. В качестве отдельного – 16-го тома в 1885 году вышли Судебные уставы. Между изданиями Свода законов выходили ежегодные и сводные (за несколько лет) «Продолжения» Свода законов с указанием на упраздненные и измененные статьи. В своде законов собраны все реально действовавшие в определенный момент времени законы по тем или иным проблемам права, это справочник для юристов.

    Список томов

    • Том первый. Основные государственные законы. Учреждения государственные
    • Том второй. Часть I. Общее губернское учреждение
    • Том второй. Часть II. Особенные губернские учреждения
    • Том третий. Уставы о службе гражданской
    • Том четвертый. Уставы о повинностях
    • Том пятый. Уставы о податях, о пошлинах, и о сборах с питей, с свеклосахарного производства, и с табаку
    • Том шестой. Уставы таможенные
    • Том седьмой. Уставы монетный, горный, и о соли
    • Том восьмой. Часть I. Уставы лесной, оброчных статей, и устав казенных населенных имений в западных и прибалтийских губерниях
    • Том восьмой. Часть II. Уставы счетные
    • Том девятый. Законы о состояниях
    • Том десятый. Часть I. Законы гражданские
    • Том десятый. Часть II. Законы о судопроизводстве и взысканиях гражданских
    • Том десятый. Часть III. Законы Межевые
    • Том одиннадцатый. Часть I. Уставы духовных дел иностранных исповеданий
    • Том одиннадцатый. Часть II. Уставы кредитный, торговый, о промышленности фабричной и заводской, и устав ремесленный
    • Том двенадцатый. Часть I. Уставы путей сообщения, почтовый, телеграфический, строительный, и пожарный
    • Том двенадцатый. Часть II. Уставы о городском и сельском хозяйстве, о благоустройстве в казенных и казачьих селениях, и о колониях иностранцев в империи
    • Том тринадцатый. Уставы о народном продовольствии, общественном призрении, и врачебные
    • Том четырнадцатый. Уставы о паспортах, о предупреждении преступлений, о цензуре, о содержащихся под стражею, и о ссыльных
    • Том пятнадцатый. Законы уголовные

    • Продолжение №I. По 12 мая 1858 года
    • Продолжение №II. С 13 мая по 31 декабря 1858 года
    • Продолжение №IV. №1. С 1 января по 31 марта 1860 года
    • Продолжение №IV. №2. С 1 апреля по 31 июня 1860 года
    • Продолжение №IV. №3. С 1 июля по 31 сентября 1860 года
    • Продолжение №IV. №4. С 1 октября по 31 декабря 1860 года
    • По 31 мая 1863 года. Часть II. Статьи к IV, V, VII, VIII томам свода
    • По 31 мая 1863 года. Часть III. Статьи к IX томам свода
    • По 31 мая 1863 года. Часть IV. Статьи к X, XI, XII, XIII, XIV и XV томам свода
    • С 1 апреля по 31 декабря 1863 года
    • С 1 января 1864 по 31 декабря 1867 года. Часть I. Статьи к I, II, III, IV и V томам свода
    • С 1 января 1864 по 31 декабря 1867 года. Часть II. Статьи к VI, VII, VIII и IX томам свода

    Смотрите так же:

    • Качество водки экспертиза Товароведная характеристика и экспертиза качества водки (стр. 1 из 5) 1.Спирт этиловый, потребительская ценность стр.5 водки, химический состав. 3.Технология водки стр.19 4.Показатели качества водки стр.25 5.Новое в ассортименте стр.29 Список использованных […]
    • Нотариус орел адреса время работы Нотариусы Орел Телефон: +7 (4862) 45-42-42 Адрес: 302028 г. Орел, ул. Октябрьская, 42 Часы работы: Нотариус Алексеева Елена Петровна Телефон: (4862) 45-42-42 Адрес: 302028 г.Орел, ул.Октябрьская,42 Часы работы: Нотариус Беляева Инесса Игоревна Телефон: +7 […]
    • Приказ 322 минтранса от 21082012 Приказ Минтранса РФ от 21 августа 2012 г. N 322 "Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минтранса РФ от 21 августа 2012 г. N 322"Об установлении форм электронных […]
    • Консультанты налог ру Консультанты налог ру Ужесточение процедуры банкротства и ответственности за долги компаний реальных бенефициаров бизнеса продолжает приносить плоды, — пишут «Ведомости». Так, по информации ФНС России за январь — июль 2018 г. должники самостоятельно погасили […]
    • Образец заявление о снятии с учета ккм Как выглядит заявление на снятие с учета ККМ - образец Отправить на почту Заявление на снятие с учета ККМ заполняется по форме, утвержденной ФНС. Рассмотрим, в каких случаях оно составляется, какова его структура, а также специфика применения. Для чего нужно […]
    • Приказ минздравсоцразвития россии no 1122н Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н (ред. от 20.02.2014) "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) […]
    • Приказ минздравсоцразвития рф от 15022012 126н ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 15.02.2012 N 126н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА" Данный документ […]
    • Приказом гособразования ссср от 01101990 639 (в ред. Приказа Гособразования СССР от 03.01.91 N 1) Во исполнение Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 15 мая 1990 г. N 193/7-69 "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых ставок и должностных окладов работников […]