Законы как источники земельного права рф

Земельный кодекс РФ и другие федеральные законы как источники земельного права

Земельный кодекс РФ 2001 г. — головной отраслевой закон, обладающий приоритетом в регулировании земельных отношений. Он включает в себя 18 глав, 103 статьи. Его принятие стало важным событием в жизни Российской Федерации. Прежний Земельный кодекс РСФСР 1991 г. предусматривал куплю-продажу земельных участков, только если одним из субъектов данных правоотношений выступало государство. Он давно не отвечал потребностям современных общественных отношений, более половины его статей были отменены еще в 1993 г. при приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась подзаконными актами.

В настоящее время содержавшие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР в соответствии сост. 5 Федерального закона от 25 октября 2001 37-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» со дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются.

Земельный кодекс РФ установил следующие приоритеты в регулировании земельно-правовых отношений:

  1. приоритет охраны земли перед использованием земли в качестве недвижимости;
  2. приоритет охраны жизни и здоровья человека при решении вопроса о затратах, возникающих в связи с использованием земель;
  3. приоритет ценных и особо охраняемых земель перед другими категориями земель.

Земельный кодекс РФ также создал правовые гарантии провозглашенных в Конституции РФ земельных прав граждан и установил платность землепользования.

Среди относящихся к земельному праву федеральных законов России можно также отметить такие, как:

  1. Гражданский кодекс РФ;
  2. Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. 167-ФЗ;
  3. Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. 22-ФЗ;
  4. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. 78-ФЗ «О землеустройстве»;
  5. Федеральный закон от 2 января 2000 г. 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»;
  6. Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей природной среды»;
  7. Закон РФ от 11 октября 1991 г. 1738-1 «О плате за землю»;
  8. Федеральный закон от 24 июля 2.002 г. 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  9. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;
  10. Федеральный закон от 17 июля 2001 г. 101 -ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»;
  11. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;
  12. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;
  13. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
  14. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»;
  15. Федеральный закон от 10 января 1996 г. 4-ФЗ «О мелиорации земель» и др.
  16. Земельное право. Шпаргалка (А. И. Титаренко, 2009)

    В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Земельное право». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рекомендуется всем изучающим и сдающим дисциплину «Земельное право»

    Оглавление

    • 1. Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования
    • 2. Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и учебная дисциплина
    • 3. История земельного права
    • 4. Принципы земельного законодательства. Разграничение норм земельного, гражданского и иных отраслей права
    • 5. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
    • 6. Понятия и виды земельных правоотношений
    • 7. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
    • 8. Источники земельного права: понятие и общая характеристика
    • 9. Конституционные основы земельного права
    • 10. Земельный кодекс РФ и другие федеральные законы как источники земельного права
    • 11. Подзаконные нормативные акты как источники земельного права
    • 12. Понятие и общая характеристика права собственности на землю в РФ
    • 13. Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права
    • 14. Формы права земельной собственности и ее субъекты
    • Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Шпаргалка (А. И. Титаренко, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

      10. Земельный кодекс РФ и другие федеральные законы как источники земельного права

      Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ) – это нормативный правовой акт, регулирующий отношения, связанные с землей, и иные непосредственно связанные с ними отношения.

      Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ и состоит из ЗК РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ.

      На основании и во исполнение федерального земельного законодательства органы исполнительной власти субъектов РФ, ОМСУ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

      ЗК РФ регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

      Эти и другие, непосредственно «земельные» законы, составляют сердцевину земельного права, его основную часть на федеральном уровне.

      1) от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

      2) от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;

      3) от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

      4) от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель».

      Источниками земельного права являются федеральные законы, входящие в иные отрасли права, но предусматривающие земельные нормы.

      Законы других отраслей права можно условно разделить на две группы:

      1) законы природоресурсного блока, которые, как и земельные, регулируют отношения по поводу использования и охраны природных ресурсов (кроме земли), но затрагивают и земельные отношения (Закон РФ от 21 февраля 1992 г № 2395-1 «О недрах», Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). Эти законы считают входящими в природоресурсную подотрасль экологического права);

      2) законы иных, как бы далеких от земельного отраслей права.

      Среди федеральных законов, содержащих нормы земельного права, можно назвать Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г № 195-ФЗ (КоАП РФ), Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ УК РФ. В них содержатся предписания, относящиеся к земельным отношениям.

      КоАП РФ и УК РФ содержат составы земельных правонарушений, за которые устанавливается и применяется административная и уголовная ответственность в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности.

      uristinfo.net

      7. Закон как источник земельного права

      Основным федеральным законом, регулирующим земельные правоотношения, является Земельный кодекс, который был принят в конце октября 2001 г. Новый Земельный кодекс РФ отличается в первую очередь выраженной тенденцией к упорядочению, унификации земельных отношений. Но при наличии достаточно громоздких статей многие нормы кажутся «недописанными», нередки внутренние противоречия между положениями отдельных статей Кодекса. Особенность Кодекса — его построение на основе приоритета норм земельного законодательства в регулировании любых отношений, в которых в качестве объекта выступает земля. И поэтому Кодекс часто вторгается в сферу регулирования других отраслей законодательства, в первую очередь гражданского и гражданского процессуального.
      Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., также регулирует земельные правоотношения. Конституция РФ занимает центральное место среди всего земельного законодательства. Нормы Конституции являются отправными при определении основных направлений развития государственной земельной политики, всего отраслевого земельного законодательства. Она закрепляет такие положения земельного права, как рациональное использование и охрана земли.
      В ст. 9 Конституции РФ указан принцип множественности форм собственности на землю, т. е. введение частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю и другие природные ресурсы.
      В ст. 36 Конституции РФ закреплен принцип земельного права — право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами. В ст. 71 Конституции РФ определяется, что к совместному ведению РФ и ее субъектов относятся владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными, ресурсами, а также отнесены земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
      В ст. 58 Конституции РФ сказано об обязанности каждого гражданина сохранять природу и окружающую природную среду, бережно относиться к природным богатствам.
      В ст. 35 Конституции РФ закреплены общие положения о праве собственности, в числе которых указываются: охрана права частной собственности законом; предоставление гражданам права владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью единолично и совместно с другими лицами.
      Существуют кодифицированные законодательные акты (ЗК РФ) и земельные кодексы республик, входящих в состав РФ, иные федеральные законы и законы субъектов РФ.
      Земельные кодексы представляют собой систематизированные законодательные акты, которые направлены на регулирование земельных правоотношений. Федеральные законы и законы субъектов РФ имеют более узкий предмет правового регулирования.
      Существует ряд федеральных законов, которые регулируют земельные правоотношения.
      1. Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г., устанавливающий правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность РФ (федеральная собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальная собственность).
      2. Закон РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г., закрепляющий право граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, на получение земли в собственность.
      3. Закон РФ «О федеральной жилищной политике» от 24 декабря 1992 г., который предусмотрел право застройщика на приобретение или получение земельного участка для жилищного строительства.
      4. Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. Он определил порядок организации земельной территории населенных пунктов, застройки и благоустройства данной территории и др.

      Источники земельного права

      Понятие и виды источников земельного права

      Источниках права в юридическом смысле, представляют собой внешнюю форму выражения права, т. е. нормативно-правовой акт, нормативный договор, юридический прецедент, правовой обычай, общие принципы права, идеи и доктрины, религиозные тексты. Не все эти источники права действуют одновременно и с одинаковой силой — на их действие влияют специфические черты правовых систем той или иной страны, периоды развития, традиции. Хотя для России характерно главенствование нормативных актов в большинстве отраслей права, но в последнее время начинают приобретать значение общие принципы, договоры и обычаи.

      Так, в ст. 15 Конституции РФ обозначено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В условиях федеративного устройства государства приобретают значение соглашения (договоры) между государственными органами Федерации и ее субъектов.

      К настоящему времени такие соглашения заключены между центром и частью субъектов Федерации и во всех присутствуют нормы по вопросам земельных отношений, так как в Конституции РФ эти вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, например, «Соглашение о взаимодействии в рамках реализации подпрограммы “Создание системы кадастра недвижимости (2006–2011 годы)” Федеральной целевой программы “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002–2007 годы)” между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и Новосибирской областью» (заключено 6 июля 2006 г. № С-12/50, действует до момента полного выполнения мероприятий Подпрограммы).

      Кроме того, примером нормативных договоров в земельном праве являются договоры об общих и специальных земельных сервитутах. Что касается правового обычая, то в земельном праве он занимает наибольшее место по сравнению с другими отраслями права, что можно объяснить наибольшей длительностью, актуальностью и во многом неурегулированностью земельных общественных отношений. Примером включенного в земельное право обычая можно считать правило раздела земельного участка между собственниками расположенного на нем строения не только пропорционально долям права собственности на строение, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком, оправдавшему себя обычаю.

      Нередко включаются сформировавшиеся и устоявшиеся правила пользования землей в договоры сервитутов, в распределении конкретных земельных долей при акционировании крестьянских коллективных хозяйств, при выделении из них отдельных членов. Наиболее характерным для России способом правового регулирования всегда являлся нормативный акт, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения. Нормативные акты имеют определенные преимущества перед остальными источниками права и составляют иерархическую систему, или пирамиду соподчиненных звеньев, где их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт. Среди нормативных актов различают законы и подчиняющиеся им подзаконные акты.

      Закон как источник земельного права

      Закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Конституция РФ занимает центральное место среди источников права и обладает высшей юридической силой. Ее нормы составляют основу источников земельного права и являются отправной юридической базой для определения основных направлений развития всего отраслевого законодательства.

      В Конституции РФ провозглашены использование и охрана земли и других природных ресурсов как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, закреплена частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9). В ст. 36 предусмотрены право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами при условии, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

      Кроме того, в этой же статье закреплено положение об определении условий и порядка использования земли на основе федерального закона. В ст. 72 Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной среды. В ст. 42 провозглашено право каждого на благоприятную окружающую среду, а в ст. 58 — обязанность каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам. Положения Конституции РФ развертываются и конкретизируются в законах и иных нормативно-правовых актах.

      Отраслевые законодательные источники земельного права подразделяются на кодифицированные законодательные акты и иные законы РФ и субъектов РФ.

      Земельный кодекс представляют собой систематизированный законодательный акт, регулирующие земельные отношения, правовые нормы которого располагаются в порядке, отражающем систему земельного права. К кодифицированным источникам земельного права следует также отнести ГК РФ, Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ, Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ, Водный кодекс РФ (ВК РФ) от 3 июля 2006 г. № 74-ФЗ.

      Значительное место среди законодательных актов, регулирующих земельные отношения, приобрели отдельные некодифицированные законы. Их можно разделить на специальные законы, регулирующие только земельные отношения и законы других отраслей права, которые содержат нормы по поводу земли или так или иначе связаны с ней. К ним относятся: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации»6; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»7 и другие.

      Подзаконные акты как источники земельного права

      На высшей иерархической ступени подзаконных актов находятся указы Президента РФ. Являясь главой государства, Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на территории РФ. Указы не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, они вступают в силу с момента их опубликования. По юридическому содержанию указы Президента РФ могут быть индивидуальными, применяющими норму права к конкретному случаю, и нормативными, устанавливающие новые правовые нормы и являющиеся источниками права. Указы Президента РФ предназначаются для оперативного регулирования, например, акты быстрого реагирования на ситуацию. Хотя указы Президента РФ имеют подзаконный характер, но в определенных случаях они могут принимать силу закона (при чрезвычайных ситуациях).

      Значительное влияние на развитие земельных отношений оказали указы, принятые в период 2001–2003 гг. (до принятия нового ЗК РФ). Однако на сегодняшний день большинство из них утратили юридическую силу, так как по данным вопросам были приняты законы, которые в полной мере регулируют соответствующие отношения. Из действующих ныне указов можно назвать следующие: от 24 декабря 1993 г. № 2284 (ред. 7 октября 2013 г., с изм. от 04 июня 2014 г.) «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»; от 16 мая 1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами»; от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

      Следующими в иерархии подзаконных актов следуют постановления Правительства РФ, которые предназначены для осуществления исполнительной власти в Российской Федерации. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации. В ряде случаев в ЗК РФ прямо устанавливается круг отношений, которые должны регулироваться именно нормативными актами Правительства РФ. Так, Правительство РФ обязано определить порядок консервации земель с изъятием их из оборота, порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, вправе установить общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

      Таким образом, во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права. Об этом свидетельствует большой объем актов Правительства РФ, принятых на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента РФ, например, постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель»; постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 830 «Об утверждении положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»; постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков»; постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном контроле» и др.

      К числу федеральных подзаконных актов, являющихся источниками земельного права, относятся приказы, инструкции, правила, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым относятся министерства, федеральные службы и агентства. Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, но некоторые из них выходят за ее рамки, т. е. имеют надведомственный характер. С 1992 г. введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Государственная регистрация этих актов возложена на Министерство юстиции России. Примером нормативных ведомственных актов, затрагивающих земельные отношения, могут служить: письмо Минэкономразвития РФ от 16.01.2009 № 266-ИМ/Д23 «О многоконтурных земельных участках», письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 27.06.2014 № 10-2050-КЛ «О проверке формы и содержания заявлений о кадастровом учете, межевых и технических планов с 30 июня 2014 г.» и т. п.

      Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права

      Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование. Они могут принимать законы и иные нормативные акты. Многие республики приняли свои земельные кодексы (например, Карелия). Новосибирская область тоже готовила свой кодекс, но он так и остался существовать в проекте. Отсутствие полноценного новосибирского земельного кодекса обусловило принятие Новосибирской областью закона от 12 декабря 1998 г. № 28-03 «О регулировании земельных отношений в Новосибирской области», а затем закона от 14 апреля 2003 г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области».

      По вопросам, относящимся к ведению субъектов и иным, нормативные акты принимает представительный орган государственной власти. Правовые акты, принятые представительным органом, передаются в установленные сроки на подпись главе Правительства НСО. Глава Правительства НСО подписывает и обнародует акты в сроки, определяемые представительными органами со дня поступления актов. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, принимают в пределах своей компетенции постановления и распоряжения. В ст. 10 ЗК РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

    • резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации;
    • разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;
    • иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
    • Согласно своей компетенции в Новосибирской области принят достаточно большой массив нормативно-правовых актов в отношении земли и других природных ресурсов, например: закон от 12 февраля 1996 г. № 31-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Новосибирской области в сфере недропользования»; закон от 14 апреля 2003 г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области»; закон от 30 декабря 2003 г. № 162-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области»; закон от 17 декабря 2004 г. № 248-ОЗ «О предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для сенокошения и выпаса скота на территории Новосибирской области»; закон от 06 октября 2010 № 531-ОЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов на территории Новосибирской области», и ряд других нормативных актов.

      Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления принимают решения в пределах своих полномочий. Исполнительно-распорядительные функции осуществляются главой местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т. д.) непосредственно и через образуемые им органы местного самоуправления. К ведению местного самоуправления отнесено:

      • резервирование земель;
      • изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
      • установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
      • разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;
      • управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
      • взимание платы за землю;
      • осуществление муниципального контроля за использованием и охраной земель;
      • иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

      Глава местного самоуправления в пределах своей компетенции принимает постановления и распоряжения. На сегодняшний день принят достаточно большой пакет нормативных документов по вопросам регулирования земельных отношений в г. Новосибирске.

      Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что процесс формирования земельного законодательства в основном завершен, дальнейшее его развитие будет осуществляться в направлении совершенствования рыночных отношений, возрастания роли земельно-правового регулирования договоров, устранения пробелов.

      Земельное право, как комплексная отрасль права, характеризуется особым многообразием ее источников. К числу основных законодательных источников относятся такие кодифицированные акты как Земельный кодекс, Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс. Ответственность за совершение земельных правонарушений регламентируется Уголовным кодексом, Кодексом об Административных правонарушениях и Гражданским кодексом.

      Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование земельных правоотношений. Законодательство Новосибирской области характеризуется отсутствием единого кодифицированного акта по данному вопросу.

      Закон как источник земельного права.

      Земельное законодательство может быть классифицировано по нескольким основаниям.

      По уровню различают:

      федеральные законы и законы субъектов РФ.

      В числе федеральных земельных законов главное место принадлежит ЗК РФ.

      Общие: ГК РФ, ГрадК РФ, НК РФ, Закон об охране окружающей среды, Закон о местном самоуправлении, ЛК РФ, ВК РФ и т.д.

      Специальные: Наряду с ЗК РФ, земельные отношения регулируют как собственно «земельные» законы, так и законодательные акты иной отраслевой принадлежности. В числе первых следует назвать Закон о кадастре объектов недвижимости, Закон о землеустройстве, Закон об обороте земель с\х назначения и ряд других.

      Субъекты РФ вправе принимать законы, регулирующие земельные отношения, не противоречащие только ЗК РФ и иным федеральным законам. Законы субъектов РФ могут быть приняты как по вопросам, прямо указанным в ЗК РФ, так и в случае обнаружения пробела в земельном законодательстве. В последнем случае такие законы действуют вплоть до принятия соответствующего федерального закона, с которым и приводятся в соответствие.

      Федеральный закон от 16 июля 1998 года «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

      Вопросам особой охраны сельскохозяйственных угодий как главного средства производства посвящен также Закон РФ от 10 января 1996 г. «О мелиорации земель».

      Вопросы осуществления функции ведения государственного земельного кадастра регулируются Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

      Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 112-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

      Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях».

      Особенности правового режима отдельных категорий земель определены в законах: «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «Об особо охраняемых природных территориях», «О недрах», в Лесном, Водном, Градостроительном кодексах и иных.

      К федеральным законам, содержащих нормы земельного права, также относятся ГК РФ, УК РФ, КоАП. Так ГК РФ, содержит гл. 17, регулирующую право собственности и иные вещные права на землю.

      § 4. Закон как источник земельного права

      Общая характеристика. Порядок принятия федеральных законодательных актов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»*. Этот Закон предусматривает, что на территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.

      * СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.

      Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

      * ВВС РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768; ВВС РФ. 1993. № 22. Ст. 768.
      ** САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5085.

      Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 имел отрицательные последствия для полноценного регулирования земельных отношений. Издание Указа привело к появлению большого числа пробелов в земельном законодательстве. Часть вопросов в последующем была урегулирована в иных указах Президента РФ, другие вопросы продолжают регулироваться иными законодательными и нормативными правовыми актами, однако в целом пробельность регулирования земельных отношений не восполнена и поныне.
      Современное значение ЗК РСФСР состоит в том, что Кодекс регулирует вопросы предоставления и изъятия земель, в том числе изъятия сельскохозяйственных угодий, земель, занятых особо охраняемыми природными и историко-культурными объектами, земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами первой группы. В Кодексе определен порядок предоставления земель для нужд сельского хозяйства и несельскохозяйственных нужд. В нем закреплены нормы предоставления земельных участков в собственность и пользование, урегулированы вопросы перехода права на земельный участок при переходе права собственности на строение и сооружение. ЗК РСФСР предусматривает порядок использования земельных участков для изыскательских работ. В Кодексе закреплены права и обязанности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также гарантии соблюдения их прав.
      Очень важное значение имеют нормы ЗК РСФСР, определяющие правовой режим категорий земель: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.
      ЗК РСФСР предусматривает комплекс мер по обеспечению охраны земель. Кодекс регулирует вопросы управления использованием и охраной земель: государственного контроля за использованием и охраной земель, мониторинга земель; государственного земельного кадастра, землеустройства. В нем предусмотрены также меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства.

      * СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2069.

      Закон РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства»* определил цели, для которых земельные участки могут быть переданы в частную собственность гражданам РФ, а также закрепил право граждан на продажу земельных участков.

      * ВВС РФ. 1993. № 1. Ст. 26.

      Кроме того, в Законе сформулирован принцип приватизации указанных земельных участков. Граждане приобретают право частной собственности на такие земельные участки в пределах норм их предоставления. Что касается земельных участков, размеры которых превышают эти нормы, то граждане сохраняют право пожизненного наследуемого владения или пользования той частью участка, размер которого превышает установленные нормы.

      * СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3399.

      К этой же группе источников земельного права можно отнести Закон РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» (в ред. от 29 декабря 1998 г.)*. Закон определяет систему правового регулирования взимания платы за землю, устанавливая следующие формы платы: земельный налог, арендную плату и нормативную цену земли. В Законе регламентирован порядок платы за землю сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, предусмотрены льготы по взиманию платежей, определен порядок установления, взимания и расходования средств, поступивших в качестве платы за землю.

      * ВВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1424; СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 1.

      Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель»* призван регулировать весьма специфическую область земельных отношений. В этом Законе закреплены понятия различных типов и видов мелиорации земель; урегулированы вопросы права собственности на мелиоративные системы и гидротехнические сооружения; определена система государственного управления в области мелиорации земель; установлен порядок проведения мелиорации земель и финансирования таких работ.

      * СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 142.

      2 января 2000 г. был принят Федеральный закон № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»*. В нем закреплена компетенция органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра; определен состав сведений и документов государственного земельного кадастра и порядок ведения государственного земельного кадастра.

      * СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 149.

      Законодательные акты, регулирующие отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды как источники земельного права. Использование природных ресурсов и обеспечение охраны окружающей среды теснейшим образом связано с регулированием земельных ‘ отношений. В связи с этим законодательные акты, которые регулируют указанные вопросы, содержат большое число земельно-правовых норм и соответственно являются источниками земельного права.

      * ВВС РФ. 1992. № 16. Ст. 834; СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 141.

      Статья 19 Закона регулирует вопросы использования недр собственниками, владельцами земельных участков. Закон предусматривает комплекс мер по охране недр. Одним из способов обеспечения охраны недр является регулирование застройки площадей залегания полезных ископаемых. В связи с этим согласно ст. 22 Закона недропользователь вправе ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода.
      В Законе РФ «О недрах» имеются также нормы, имеющие своей задачей предотвратить порчу земель при разработке недр. Статья 40 Закона предусматривает освобождение от платежей при пользовании недрами собственников, владельцев земельных участков, которые ведут в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащем им или арендуемом земельном участке для своих нужд.

      * СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 610.

      В Кодексе закреплены порядок определения границ земель, занятых лесами, отнесенными к соответствующей группе лесов и категории защитности (ст. 55); порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и порядок изъятия земель лесного фонда (ст. 63); порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом (ст. 64); порядок согласования мест строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов (ст. 65), и др.

      * СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.

      В ст. 108 ВК определен порядок ведения работ на водных объектах и в их водоохранных зонах. Статья 111 специально определяет правовой режим водоохранных зон водных объектов. Статья 112 регулирует вопросы, связанные с особенностями предоставления земельных участков в водоохранных зонах и контроля за их использованием. В ст. 115 урегулированы основные положения правового режима зон и округов санитарной охраны.

      * СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

      Источником земельного права является Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Ряд положений Закона имеет особое значение с точки зрения правового обеспечения охраны земель. В целом все содержание Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» направлено на обеспечение сохранности земли как природного объекта, однако некоторые нормы этого акта специально регулируют такие вопросы и непосредственно связаны с земельным законодательством. Так, ст. 4 прямо относит землю к числу объектов охраны от загрязнения, порчи, повреждения, истощения и разрушения.
      В ст. 20 Закона закреплен принцип платности природопользования, который включает плату за природные ресурсы, в том числе и за землю. Статья 30 предусматривает нормирование применения агрохимикатов в сельском хозяйстве: нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и др. Статьи 40 и 41 предусматривают общие и особые экологические требования при размещении предприятий, сооружений и иных объектов. Предусмотрено, что место строительства определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства (ст. 28 ЗК) и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
      Статья 46 Закона закрепляет экологические требования в сельском хозяйстве, возлагая на сельскохозяйственные предприятия и граждан обязанности по выполнению комплекса мер по охране почв. Специальные требования по охране окружающей среды установлены при выполнении мелиоративных работ (ст. 47). Принципиальное значение для определения правового режима земель, занятых особо охраняемыми природными территориями и объектами, имеют нормы ст. 60—67 Закона. В частности, ст. 60 закрепляет основной принцип правового режима земель природно-заповедного фонда, согласно которому изъятие таких земель запрещено.

      * СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

      Следует отметить также Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»*. В ст. 22 Закона урегулирован порядок применения пестицидов и агрохимикатов.

      * СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3510.

      Общие требования к применению этих веществ заключаются в том, что, во-первых, порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных.
      Во-вторых, безопасность применения пестицидов и агрохимикатов должна обеспечиваться соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду.

      * СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.

      Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»* и Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»** регулируют вопросы правового режима использования и охраны земель, объявленных соответственно лечебно-оздоровительными местностями, курортами и особо охраняемыми природными территориями: государственными природными заповедниками, национальными парками, природными парками, государственными природными заказниками, памятниками природы, дендрологическими парками и ботаническими садами.

      * СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.
      ** СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

      К источникам земельного права относится Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»*, который определяет порядок экологического зонирования в районе этого уникального озера и особенности пользования земельными ресурсами в центральной экологической и буферной экологической зонах (ст. 10).

      * СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2220.

      Некоторые вопросы использования земель регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»*, а также иными законодательными актами.

      * СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.

      Иные законодательные акты как источники земельного права. Среди этой группы источников земельного права особое значение имеет Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. от 8 июля 1999 г.)*. В гл. 17 ГК (ст. 260—287) закреплены общие положения, касающиеся режима земельных участков как объектов права собственности, недвижимого имущества и предмета совершения сделок с ними, а также иных вещных прав на землю. ГК предусматривает также принципиальные положения относительно регулирования различных сделок, в том числе с земельными участками. Однако следует иметь в виду, что гл. 17 ГК вводится в действие со дня принятия нового Земельного кодекса Российской Федерации, т.е. в настоящее время указанные нормы еще не действуют.

      * СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 1996. № 5. Ст. 410; 1999. № 28. Ст. 3471.

      Наиболее важное значение для регулирования земельных отношений имеют следующие положения ГК:
      1) признание земельных участков недвижимым имуществом (ст. 130);
      2) обязательность государственной регистрации права собственности, иных вещных прав на землю, а также сделок с ней (ст. 131);
      3) определение объекта права частной собственности на землю (ст. 261);
      4) закрепление принципа целевого использования земель (ст. 260);
      5) закрепление права граждан на осуществление общего пользования землей, т.е. без каких-либо разрешений (ст. 262);
      6) закрепление права на застройку земельного участка (ст. 263);
      7) определение содержания правомочий собственников земельных участков по владению, пользованию и распоряжению ими (ст. 260);
      8) закрепление вещных прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков (ст. 216);
      9) определение правил установления права ограниченного пользования чужим земельным участком — сервитута (ст. 279—282);
      10) регулирование вопросов изъятия частных земельных участков для государственных и муниципальных нужд (ст. 279—282 ГК).

      * СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4473.

      Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»* регулирует вопросы зонирования территорий и предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков; закрепляет права и обязанности членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, отражает особенности приватизации и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков; определяет правила организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

      * СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801.

      В Федеральном законе от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья»* урегулированы вопросы права собственности на земельные участки.

      * СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2963.

      Важную роль среди источников земельного права играет Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. от 24 декабря 1993 г.)*, который применяется с учетом Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации».

      * ВВС РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324; САПП. 1993. № 52. Ст. 5085.

      Значение этого Закона в состоит в следующем. В ст. 8 урегулированы особенности организации крестьянских (фермерских) хозяйств членами колхозов, работниками совхозов и подсобных сельских хозяйств путем раздела земельных угодий на паи (доли). В нем закреплены права и обязанности граждан, ведущих крестьянское хозяйство, в том числе и в отношении земли (ст. 10, 11). Статья 12 Закона регулирует вопросы платы за землю крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, предоставления им льгот, ст. 13 — осуществление контроля за использованием земель. Условия прекращения деятельности крестьянского хозяйства предусмотрены в ст. 32. В качестве таких оснований Закон признает, в частности, неиспользование земельного участка в сельскохозяйственных целях в течение одного года; использование земельного участка методами, приводящими к деградации земли; изъятие земельного участка в установленном законом порядке для государственных и общественных нужд.

      * СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3199.

      Закон РФ от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (в ред. от 28 августа 1995 г.)* определяет полномочия органов местного самоуправления в области регулирования использования и охраны земель (ст. 49, 51, 55, 60, 66, 71).

      * ВВС РСФСР. 1991. № 29 Ст. 1010; СЗ РФ. 1995. № 35, Ст. 3506.

      Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 17 марта 1997 г.)* закрепил предметы ведения органов местного самоуправления (ст. 6). К ним отнесены, в том числе: регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

      * СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1997. № 12. Ст. 1378.

      В связи с тем что до сих пор не принят новый Земельный кодекс РФ, некоторые вопросы использования земель получили отражение в ряде иных федеральных законов.

      * СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1667.
      ** СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552; 1997. № 7. Ст. 808.

      Вопросы использования земель при размещении объектов почтовой связи (ст. 31) регулируются Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»*. Федеральный закон от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте»** регулирует вопросы правового режима земель, предоставленных для нужд железнодорожного транспорта (ст. 5 и 6 посвящены землям и охранным зонам железнодорожного транспорта). Некоторые вопросы использования этого вида земель регулируются Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 2-ФЗ «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации»***.

      * СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697.
      ** СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3505.
      *** СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 218.

      Порядок использования земель аэродромов, аэропортов установлен в Воздушном кодексе Российской Федерации 1997 г. (в ред. от 8 июля 1999 г.)*. Вопросы использования земель при проведении работ по развитию сетей связи (ст. 23) урегулированы в Федеральном законе от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи» (в ред. от 17 июля 1999 г.)**.

      * СЗ РФ. 1997, № 12. Ст. 1383; 1999. № 28. Ст. 3483.
      ** СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 600; 1999. № 29. Ст. 3697.

      Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»* закрепляет право федеральной собственности на земельные участки, занятые государственной наблюдательной сетью, определяет порядок установления охранных зон вокруг таких объектов (ст. 13).

      * СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3609.

      В Законе Российской Федерации от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» (в ред. от 2 апреля 1999 г.)* отражены особенности использования земель в закрытом административно-территориальном образовании.

      * ВВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1915; СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1665.

      Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 31 мая 1999 г.)* регулирует вопросы использования земель в связи с установлением режима Государственной границы. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»** (ст. 15) закрепляет право аренды земельных участков иностранным инвестором.

      * ВВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2808.
      ** СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.

      Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»* определяет порядок государственной регистрации права собственности на земельные участки, иных прав на землю и сделок с земельными участками. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»** устанавливает виды земельных участков, которые могут быть предметом договора залога, и особенности залога (ипотеки) земельных участков.

      * СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.
      ** СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3400.

      В Федеральном законе от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»* урегулированы особенности прав на землю малочисленных народов и гарантии соблюдения этих прав.

      * СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.

      Порядок получения и приобретения земельных участков для жилищного строительства регулируется Законом РФ от 24 декабря 1992 г. «Об основах федеральной жилищной политики» (в ред. от 8 июля 1999 г.)*. Земельно-правовые нормы содержатся также и в других законодательных актах.

      * ВВС РФ. 1993. № 3. Ст. 99; СЗ РФ, 1999. № 28. Ст. 3485.

      Смотрите так же:

      • Налоги за субаренду Кто платит налог за сдачу в субаренду помещения? Здравствуйте! Арендовала помещение 42 кв м под парикмахерскую, при этом всего заняла 25кв м , а остальные 17 кв м планирую сдать в субаренду, причем по цене арендодателя ( т.е никаких доходов я с этого иметь […]
      • Особенности дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства Особенности административно-правового регулирования статуса и деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, за […]
      • Понятие претензии § 3. Понятие и классификация претензий и ответов на них Понятие, признаки претензии Претензия - письменное обращение к контрагенту с требованием о добровольном устранении нарушения субъективного права под страхом предъявления иска в суд. Таким образом, можно […]
      • Гражданская позиция юриста Что такое юрист без гражданской позиции Мелкие чиновники да трусливые юристы-неудачники. Позиции этих контингентов вполне известные - холопское подобострастие. Ибо, да, если ты не силён ни в законе, ни - главное! - в гражданской позиции, чтобы вообще […]
      • Было ли повышение пенсий в апреле Дмитрий Медведев утвердил процент повышения (индексации) пенсии в апреле 2017 года 16 марта Дмитрий Медведев утвердил величину индексации социального пенсионного обеспечения с 1 апреля 2017 года на 1,5%. 21 марта соответствующее Постановление Правительства […]
      • Пособие инвалидам 1 группы с детства Назначение пенсии инвалидам 1 группы с детства. Каков размер пособия? Признание ребенка инвалидом происходит по итогам прохождения медицинского обследования. Выплата пенсии таким детям производится вплоть до совершеннолетия. После этого необходимо повторное […]
      • Построить дом под залог квартиры Как мы брали ипотеку на строительство дома. Реальная стройка. Как мы брали ипотеку на строительство дома Сегодня подавляющему большинству молодых семей недоступна покупка жилья без заемных средств. Семья Цоктоевых решила узнать, какие условия необходимо […]
      • Образец заявления на вход нового участника в ооо сражаюсь своей уязвленной гордостью, больше отыскиваю Эстер.. заявления на увольнение образец рб квадра изобретателей рационализаторов Восставший пепла Вечный-3 Оказывается.. Заявление на вход нового участника в ооо образец 2015 У нас вы можете скачать […]