Законы общего менеджмента

Законы управления (менеджмента)

1. Закон единства и целостности системы управления, согласно которому система управления должна содержать в себе все необходимые для реализации единой цели элементы и реализовывать все функции, необходимые для эффективного развития систем и процессов. Несоблюдение требований этого закона будет иметь результатом рост расходов на содержание административного аппарата и несогласованность действий структурных подразделений в организации;

2. Закон обеспечения необходимого количества степеней свободы означает, что любая система управления должна сочетать в себе наличие ресурсов и гибкость в приспособлении к изменениям среды с устойчивостью и жесткостью выполнения норм, стандартов и правил организации. При этом количество степеней свободы управляющей системы должна быть больше числа степеней свободы управляемой системы. Руководитель, ограничен правилами и роль которого сводится к выполнению ритуальных обязанностей визирования документов нет выбора и перестает быть руководителем, поскольку руководство всегда предполагает наличие некоторой степени свободы в оценке ситуации и принятии решений, причем свободы большей той, которую имеют рядовые исполнители . Чем выше организационный ступень, тем больше становятся полномочия и большей ответственности, но и возможности менять ситуацию и влиять на ход организационных процессов тоже становятся больше. Несоблюдение данного закона приведет к потере управляющей системой рычагов влияния на деятельность системы управляемой и к дезинтеграции системы управления;

3. Закон необходимого разнообразия говорит нам о необходимости обеспечения способности субъектов управления учитывать специфичность объектов управленческой деятельности, их многообразие, вызванное различиями в технологиях, требованиях техники безопасности труда, квалификационной и профессиональной подготовке работников, условиями работы и требованиями рынка. Руководители должны понимать несостоятельность типовых инструкций и методов учитывать специфику каждого коллектива работников и каждого операционного процесса – соблюдение законодательных актов, стандартов, ценностей должно создавать основу для формирования принципов и выбора средств практического управления конкретной социотехнические системой (предприятием, организацией или учреждением);

4. Закон соотносительности субъекту и объекту управления (управляющей и управляемой систем) утверждает, что между ними должна существовать функциональная и структурная соответствие с возможностями, уровней, направлений, целей и задач развития. Согласно закону, уровень компетентности сотрудников и функциональная сложность субъекту управления должны превышать аналогичные характеристики объекта управления, а совершенствование управляющей системы должно осуществляться на опережение по отношению к системам низкого уровня иерархии. Генеральный директор компании должен быть более компетентным в вопросам организации операционной деятельности и управления чем руководитель отдела этой же компании, а также обладать более высокой способностью к восприятию новой информации и воплощение инноваций чем его подчиненные. В противном случае можно считать, что руководителем достигнуто «границы некомпетентности» и он или она превращаются в «узкое место» для социотехнической системы (узкое место или bottleneck – так называют явление, когда производительность или возможности целой системы ограничены возможностями того или нескольких элементов этой системы ).

По классификации авторов [28], законы управления делятся на общие и специфические. Специфические зависят от природы и характеристик систем, нами рассматриваются и могут существенно различаться между собой. По общим законам управления, то к ним относятся закон специализации управления, закон интеграции управления, закон экономии времени.

Закон специализации управления: усложнение технологических процессов, появление новых средств труда, новых методов организации производства и информационных систем требует от профессиональных руководителей наличии узкоспециализированных знаний и навыков в различных областях, что приводит к формированию внутри организаций групп руководителей с соответствующими профильными знаниями (технических и финансовых директоров , руководителей PR-подразделений, системных администраторов и т.п.).

Закон интеграции управления: интеграционные процессы внутри организации или в рамках систем управления происходят до тех пор, пока они способствуют высоким темпам инноваций, мобильности, уменьшению стоимости ресурсов и получению «эффекта масштаба» (когда при увеличении размеров организации и количества произведенной продукции затраты на единицу продукции уменьшаются) . Интеграция происходит путем заключения формальных и неформальных договоренностей между субъектами хозяйствования, объединения усилий в сферах общих интересов, содействие налаживанию контактов в коммуникационной и управленческой области деятельности организаций.

Закон экономии времени: эффективность управления и результативность организации зависят от скорости реакции менеджера на изменение рыночной ситуации и мобилизации ресурсов организации для удовлетворения конкурирующих потребностей. Решение вопросов в короткие сроки времени, по сравнению с организациями-конкурентами, позволяет усилить свои позиции на рынке и использовать «эффект новизны», став лидером (проводником) во внедрении изменений, выгодных вашей фирме. Обратным примером действия закона экономии времени является Первый закон Паркинсона, согласно которому «работа занимает все время, отводимое для ее выполнения», то есть большинство дел выполняются руководителями в момент именно потому, что им известны сроки завершения работы, и к их приближения задачи не рассматриваются как первоочередные.

Кроме законов, в менеджменте выделяют закономерности управления. Закономерности управления непосредственно связанные с законами менеджмента, поскольку закономерностью мы называем последовательный проявление действия закона в реальной жизни или наиболее важные и повторяющиеся во времени тенденции, отражающие устойчивые связи между элементами систем управления. Преимущественно исследователями менеджмента выделяются следующие его закономерности [34]:

1. обусловленность теории и практики менеджмента трансформацией форм и методов организации экономических отношений -изменение роли человека в производственных отношениях приводит к изменению управленческих подходов и отношения к оценке человеческого труда.

2. Соответствие содержания управления формам собственности на имущество организации – интересы владельца являются определяющими для менеджеров, поскольку именно эти интересы представляют профессиональные руководители в организациях. Наличие формально декларируемых и реальных скрытых интересов владельцев всегда приводить к реализации и защиты менеджерами именно реальных и скрытых за счет формально заявленных. Собственность определяет критерии оценки эффективности управленческих действий – количественные или качественные, экономические или социальные, а также приоритеты деятельности управленческой системы.

3. Оптимизация уровней управления – поиск разумного баланса между специализацией труда и необходимостью создания управленческой иерархии (создание новых уровней управления), приводить к замедлению процесса принятия решений и потери системой гибкости, и необходимостью уменьшения звеньев управления, которые может привести к увеличению количества об объектов управления, контролируются одним субъектом управления, и к уменьшению роли управляющей системы в деятельности системы управляемой.

4. оптимального использования в процессах управления функции контроля – эффективность реализации данной функции зависит от определенности цели, стандартов выполнения работ и правильной организации процесса контроля: контроль не может быть постоянным, поскольку затраты на выполнение этой управленческой функции превысят доходы от основной деятельности, но контроль не может быть бессистемным, потому что в таком случае его результаты не могут оказывать корректирующее влияние на деятельность объекта управления.

5. Концентрации и динамического изменения функций управления -концентрация управленческой деятельности происходит с помощью основных функций менеджмента, которые предусматривают планирование, организацию, руководство и контроль за деятельностью субъектов и объектов управления. Различия по форме, содержанию и условиям деятельности приводит к возникновению специальных функций менеджмента в результате динамического изменения функций основных (общих).

Вопросы, связанные с законами и закономерностями менеджмента не могут быть нами полностью рассмотрены в рамках данного пункта; к тому же даже приведенные здесь законы и закономерности могут вызвать вопросы относительно интерпретации различных взглядов на то, какие именно причинно-следственные связи являются наиболее определяющими и должны в первую очередь приниматься во внимание менеджерами. Ответом на эту дилемму должно стать правило, известное как бритва Оккама: если существуют несколько описаний одного и того же явления, то выбирай то описание, которое является простым – самое оно будет верным.

Тема 2. Законы, закономерности и принципы менеджмента

Законы и закономерности менеджмента.

Сущность, природа и роль принципов менеджмента в достижении цели организации.

Законы и закономерности менеджмента

При изучении первого вопроса студент должен обратить внимание на то, что менеджмент как наука и сфера деятельности человека создается, действует и развивается на основе собственных законов и принципов.

В управленческой деятельности используют постоянные и неопровержимые нормы управления организациями, а именно законы менеджмента.

Законменеджмента– это категория, отражающая существенные, общие, устойчивые, повторяющиеся отношения зависимости между предметами и явлениями объективной действительности, вытекающие из их сущности.

Выделяются следующие законы менеджмента:

Закон общности целей. Предполагает, что эффективная совместная деятельность людей в организации возможна лишь при наличии общей цели. И, напротив, отсутствие общей цели делает работу людей бессмысленной.

Закон внешнего дополнения. Предполагает, что любая организация должна обладать потенциалом, способным компенсировать последствия, обусловленные различного рода внешними воздействиями, влияние которых на организацию не может быть заблаговременно предусмотрено.

Закон специализации управления. Предусматривает распределение управленческой деятельности на основе применения частных функций менеджмента и таких категорий, как полномочия, компетентность, ответственность и т.п..

Закон интеграции управления. Этот закон направлен на достижение единства усилий всех подразделений и работников для выполнения задач организации путем применения правил, процедур иерархии управления, личных связей, стилей руководства.

Закон оптимального сочетания централизации и децентрализации управления. Он призван сформировать оптимальный уровень делегирования полномочий высшего руководства низшим уровням с целью достижения высоких результатов и благоприятного психологического климата в организации.

Закон демократизации управления. Акцентирует внимание на участии работников в управленческих процессах, обеспечении двустороннего общения, развития личных и профессиональных качеств подчиненных и т.п.

Закон инерции. В соответствии с этим законом, для эффективной деятельности любой организации, подверженной воздействию внешней среды, необходимо, чтобы информация о результатах ее собственных действий передавалась как часть той информации, в соответствии с которой она должна функционировать, сохраняя свои свойства.

Закон экономии времени в управлении. Он направлен на повышение эффективности управленческой работы, уменьшение трудоемкости через внедрение передовых методов и приемов работы.

Закон пропорционального развития системы управления. Предусматривает последовательную и перманентную (постоянную) эволюцию всех управленческих систем организации (производственной, финансовой, социальной, информационной и т.п.).

Закономерности менеджмента– объективные, устойчивые, общие и повторяющиеся связи между явлениями, процессами, категориями менеджмента.

В соответствии с этим в менеджменте выделяют такие закономерности:

функций и методов менеджмента;

управляющей и управляемой систем организации;

внутренней и внешней среды организации;

развития менеджмента и т.п..

Система закономерностей менеджментасостоит в следующем:

Соответствие организации и управления состоянию развития общества. Эта закономерность отображает объективный характер формирования систем управления соответственно условиям функционирования экономики страны. В связи со становлением рыночных отношений в экономике Украины организация и управление предприятиями должны основываться на общепризнанных в мире основах менеджмента.

Диверсификация производства и управления. Диверсификация производства проявляется в освоении новых областей и сфер, расширении ассортимента и преобразовании предприятий на многоотраслевые комплексы. Соответственно, диверсифицированное предприятие нуждается в диверсификации управления.

Соотносительность управляющей и управляемой систем. Она состоит в достижении пропорций между всеми элементами управляемых и управляющих систем при их формировании и в процессе функционирования. Поскольку управляющая и управляемая системы беспрерывно взаимодействуют, то структура и процессы управляемой системы определяют структуру и движение управляющей, что проявляется в усовершенствовании форм и методов управления.

Децентрализация и демократизация управления. Децентрализация управления предусматривает передачу низшим уровням максимума полномочий и ответственности в осуществлении управленческих процессов. Ее преимущества состоят в стимулировании инициативы низших руководителей и исполнителей, лучшему соответствию особенностям функционирования объектов управления. Децентрализацию сопровождает демократизация управления, ведь чем больше полномочий и ответственности передается на низшие уровни, тем более работников привлекается к процессу их реализации.

Определяющая роль человеческого фактора в производстве и управлении. Одним из достижений мирового менеджмента является признание новой роли человека в производстве и управлении, создание соответствующего механизма его активизации.

Закономерности менеджмента дают возможность сформировать правила, соблюдение которых обеспечивает потенциальную возможность эффективного управления. Эти правила, сформулированные на определенном уровне обобщения, абстрагированные от реальных особенностей единичного акта управления, приобретают значение принципов, которые определяют порядок функционирования системы управления.

Сущность, природа и роль принципов менеджмента в достижении цели организации.

Важную роль в управленческой деятельности играют принципы менеджмента, которые на основе использования законов и закономерностей менеджмента отражают прикладной характер управления организациями

Принцип – это определенное правило, сформулированное на основе познания законов или закономерностей, которыми люди руководствуются, учитывая свою внутреннюю убежденность и опыт относительно необходимости совершать именно так. Реальный механизм действия принципов менеджмента состоит в признании и соблюдении их требований субъектом управления при осуществлении влияния на объект управления.

Принципы (лат. principium – начало, основа) менеджмента – основные правила, идеи, нормы поведения, разработанные управленческой наукой и практикой, соблюдение которых гарантирует эффективное управление производственно-хозяйственной и социальной деятельностью организации.

В отличие от объективных закономерностей менеджмента принципы менеджмента формулируются субъективно, но с учетом действия закономерностей. Разрабатывая принципы менеджмента, нужно учитывать следующие положения:

применение определенных принципов менеджмента гарантирует эффективный менеджмент в определенном месте, при определенных условиях и на протяжении определенного времени;

принципы менеджмента не следует догматизировать;

научному обобщению подлежат те принципы менеджмента, которые стабильно гарантируют ожидаемый результат.

Если рассматривать принципы как основополагающую категорию науки управления, то необходимо провести их классификацию. Критерием для классификации, на наш взгляд, может быть сфера влияния принципа на деятельность организации. В соответствии с данным критерием все принципы менеджмента можно разделить на общие и частные.

Общие принципызакладывают основу, без которой невозможно рассматривать общую теорию управления.Частные принципыопределяют правила, по которым развивается то или иное направление (элемент) науки управления.

Общие принципы должны отвечать следующим требованиям:

отражать общие положения, которые распространяются на организации различных типов и видов;

соответствовать законам менеджмента, развития природы и общества;

объективно отражать сущность явлений и реальных процессов управления организацией;

быть руководящими началами, признаваемыми таковыми обществом.

Общие принципы менеджмента.

Принцип целенаправленности. В соответствии с этим принципом любая деятельность в организации должна быть направлена на достижение конкретных производственно-хозяйственных целей и выполнение поставленных задач.

Принцип иерархичности. Определяет правила построения организации или отдельных ее элементов. Этот принцип характерен не только для организаций, но и для любых сложных объектов. Предусматривает размещение управленческих должностей в организационной структуре от самого нижнего уровня управления к наивысшему.

Принцип динамического равновесия. Предусматривает непрерывное развитие организации и удержание общего равновесия на каждом этапе этого развития. В соответствии с законом инерции успешное функционирование организации зависит от уровня накопленного потенциала. В данном случае под потенциалом мы будем понимать способность организации успешно противостоять внешней среде, изменяя свое состояние с такой же сложностью и быстротой, как и изменения, происходящие в среде. Другими словами потенциал организации должен находиться в динамическом равновесии с факторами внешней среды.

Принцип экономичности. Организации создаются для достижения определенных целей. Чтобы это делать успешно в течение длительного времени, организация должна быть эффективной и экономичной. Эффективность измеряет достижение целей организации в условиях действия внешней среды. Вообще эффективность является отношением результата к затратам. Таким образом, эффективным считают менеджмент (E), который обеспечивает максимизацию отношения результата (R) к затратам (І):

max

Экономичность измеряет наилучшее использование ресурсов и оптимизацию процессов организации.

Принцип учета интересов. Призван удовлетворять потребности и интересы работников для достижения целей организации на основе использования мотивации.

Основы менеджмента

Учебное пособие содержит изложение основных положений теории управления, обобщение практики такого управления, а также методов управления фирмой как субъектом рынка. Основное внимание уделено методам принятия управленческих решений и интегральному характеру деятельности современного менеджера.

Учебное пособие полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности 061100 «Менеджмент», может быть использовано при изучении дисциплин цикла менеджмент по специальностям 060800, 061000, 061200, 061500 и другим, а также в заочном и дистанционном обучении.

Данное учебное пособие является электронной версией работы: Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

(C) Таганрогский государственныйрадиотехнический университет, 2003. (C)Г.Я. Гольдштейн, 2003.

ОСНОВЫ ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

Логическая структура раздела

Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов — процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности.

Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать его общие законы, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).

Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), как показано на рис. 1.

Рис. 1. Кольцо управления

Американское определение менеджмента – «делать что-либо руками других». Наш предмет должен дать общую концепцию управления, точно определить место и взаимосвязь его отдельных фаз, а также способствовать развитию практических навыков управления.

Любое управление происходит внутри некоторой организации. При этом управляют созданием этой организации, взаимодействием ее частей, производственным процессом, развитием организации, ее взаимоотношениями с другими субъектами рыночной среды.

Вне зависимости от уровня управления разделение труда неминуемо ведет к реализации принципа: «Кто производит — не управляет, кто управляет — не производит».

Если у Вас нет подчиненных и Вы организуете свою работу сами, то Вы производственник. Если Вы управляете подчиненными, то Вы ставите им задачи, проводите инструктаж, передаете опыт, предоставляете средства, информацию, делегируете полномочия и контролируете (подводите итоги процесса). Таким образом, Вы не только управляете людьми, но и должны мотивировать их действия. Каждая ошибка — это не только потери в деньгах, но и разочарование, потеря потенциала Ваших сотрудников. Управление — это наука и искусство одновременно, и прежде всего потому, что Вы управляете людьми с их субъективными особенностями.

Кафедра общего менеджмента

Зав. кафедрой Палей Татьяна Феликсовна, к.э.н., доцент, 1971 г.р.

Руководитель модуля «Менеджмент и стратегия» МВА К(П)ФУ

Директор научно-образовательного центра креативного мышления ИУЭиФ КФУ

Кафедра Общего менеджмента cуществует с 1998 года. Из 25 сотрудников кафедры 4 доктора наук: Сафиуллин М.Р., Павлова А.В., Нагимова А.М., Булатов А.Н., 7 преподавателей МВА.

Преподается около 130 дисциплин.

Кафедрой набирается профиль бакалавриата «Менеджмент организации -Управление бизнесом».

Сотрудники кафедры осуществляют научное руководство магистрантами, обучающимися по магистерской программе «Общий и стратегический менеджмент» в том числе на английском языке.

В 2015-2017 году кафедрой разработан более 30 ЭОР, издано более 80 статей Scopus, 4 монографии, более 10 учебных пособий, более 30 статей в российских изданиях

Научные направления кафедры общего менеджмента:

  • экономическая интеграция; промышленная кооперация;
  • корпоративное управление;
  • адаптация структур управления к изменяющимся условиям;
  • управленческое консультирование;
  • противодействие коррупции;
  • управление промышленным ростом;
  • стратегическое управление;
  • инфраструктурный менеджмент;
  • управление человеческим капиталом;
  • инновации и предпринимательство, риск-менеджмент;
  • организация производства, реинжиниринг бизнеса, производственный менеджмент;
  • оценка качества жизни;
  • кросс-культурные коммуникации;
  • динамическое моделирование составляющих региональной экономики;
  • системно-креативное мышление, креативный менеджмент

Кафедра Общего менеджмента сотрудничает с Министерством экономики Республики Татарстан по экспертизе образовательных стандартов и программ, проведению конференций и доп. образованию

Совместно с аудиторской фирмой АУДЕКС Кафедра Общего менеджмента проводит конкурсы среди с студентов с последующим награждением и трудоустройством лучших из них.

Кафедра активно участвовала в республиканских молодежных инициативах в качестве преподавателей и экспертов.

Кафедра сотрудничает с зарубежными партнерами: AdizesGraduateSchool, Университет Мальты.

Кафедра Общего и стратегического менеджмента Университета «СИНЕРГИЯ»

вторник , с 10:00 до 13:00

Состав педагогических работников кафедры «Общего и стратегического менеджмента»

Вегера Андрей Владимирович

Преподаваемые дисциплины : Менеджмент; стратегический менеджмент; основы менеджмента; современный стратегический анализ; теория организации и организационное поведение
Повышение квалификации/ профессиональная переподготовка : —
Общий стаж работы, лет : 30
Стаж работы по специальности, лет : 15

Волкова Татьяна Анатольевна
Дрондин Александр Леонидович

Преподаваемые дисциплины : Основы менеджмента; менеджмент; теория менеджмента; основы стратегического менеджмента; стратегический менеджмент; современный стратегический анализ; менеджмент ХХI века
Повышение квалификации/ профессиональная переподготовка : Программа дополнительного профессионального образования Международные стандарты финансовой отчетности в МФПУ Синергия (2012 г.; 72 часа). Программа повышения квалификации Формирование профессиональной компетентности учителя в условиях введения ФГОС в ГАОУ ДПО Владмирской области Владимирский институт повышения квалификации работников образования им. Л.И. Новиковой (2014 г.; 108 часов)
Общий стаж работы, лет : 35
Стаж работы по специальности, лет : 6

Формирование теории современного менеджмента с учетом менеджментологии

Мартынов Ливон Михайлович, доктор экономических наук, кандидат технических наук, Ph.D-management, профессор кафедры менеджмента факультета «Инженерный бизнес и менеджмент», Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Все мы все являемся свидетелями того, что ежегодно появляется разнообразная учебная литература по менеджменту, и на полках книжных магазинов в этом году появилось сразу несколько книг с названием «Теория менеджмента». В последние годы уже никого не удивляет то, что новой учебной литературы по менеджменту издается много, но того нового, что обогащало бы теорию менеджмента, тем самым способствуя ее формированию, в них мало. Сразу же заметим, что настоящая статья – не критика, не рецензия на эти книги, так как виновниками отмеченной ситуации являются не авторы таких книг, а современная научная трактовка сущности менеджмента. Чаще всего в публикациях ее понимают как продолжающийся дескриптивный этап формирования науки менеджмента и комплексность, а не системность теории менеджмента со всеми ее концептами – соответствующими теоретическими составляющими.

В связи с этим под теорией менеджмента подразумевается своеобразная, если можно так выразиться, «научно-допустимая эклектика» множества различных теорий, ряд из которых, так сказать, полноценными теориями не являются, так как не содержат всех концептов и, главное, в них отсутствуют законы менеджмента.

По нашему мнению, это не так, что и попытаемся показать в этой статье.

Действительно, сейчас определены отдельные теоретические положения о менеджменте, наука о нем и научные дисциплины об основах менеджмента и о некоторых его видах. Вместе с тем непрерывно развивающаяся теория менеджмента, а, следовательно, – и соответствующая наука актуализирует обучение студентов – будущих менеджеров – именно теории менеджмента в полном смысле этого слова. При таком подходе это не только генезис менеджмента, основы менеджмента и управление персоналом, как часто представлено в учебниках и учебных пособиях по менеджменту.

Дело в том, что в отмеченной «эклектике» имеется существенный прогресс, и содержащиеся в науке о менеджменте различные теории можно, например, уже ранжировать на научной основе [1]. Это полезно непосредственно для социально-экономической и организационно-управленческой практики, реализующей составляющие теории менеджмента. Она становится все более сформированной, так как наполняется всеми «должными» концептами.

К настоящему времени книги о науке «менеджмент» содержат теоретические положения и, прежде всего, концептуальные основы, изложенные в фундаментальной книге профессора Э.М. Короткова (см., например, [2]). И хотя почти 10 лет у нас нет новой книги о концепции российского менеджмента, но в определенной мере можно считать, что она изложена в учебнике этого автора [3].

У нас нет книги обо всех концептах менеджмента, включая его законы, что позволяло бы считать теорию менеджмента «полной», оформление ее методологически «полностью оформленным» [4] на данном этапе ее генезиса. Отметим, что только такие теории, содержащие все концепты, включая законы, будем здесь называть «полными теориями» в отличие от «теоретических основ» наук в виде теоретических положений, не имеющих полных теорий в части, касающейся отсутствия не только тех или иных концептов, но, в первую очередь, отсутствия законов.

Заметим, что теоретические основы любой науки могут содержать те или иные концепты, но если они не содержат ее законов, то такая наука, по нашей терминологии, не является полной теорией. Именно такая теория актуальна сейчас для менеджмента, так как требуется для ее компетентного применения в бизнес-практики.

Поясним, что полная теория – это такая система знаний, которая содержит все концепты, то есть не только концепцию как систему взглядов, базирующуюся на системе принципов (или даже несколько концепций и систем принципов, как в менеджменте с учетом его генезиса), подходы, методы, выявленные закономерности, тенденции функционирования, изменения и развития предмета, объекта, системы изучения, но при этом она содержит и законы, которыми следует руководствоваться, их необходимо соблюдать и по которым можно научно прогнозировать, а в идеале, даже рассчитывать будущее состояние изучаемой системы.

Как никогда актуально выявление и применение именно законов менеджмента для его успешной практики в условиях современной все более усложняющейся социально-экономической, технико-техно-логической и организационно-управленческой среды жизнедеятельности. Как никогда актуальны такие компетенции российских менеджеров, но в недавно изданных книгах по теории менеджмента нет описания его законов, нет изложения полной теории менеджмента. В связи с этим напомним здесь о книгах В.С. Пудича, в которых содержится хотя бы вербальное изложение таких законов [5] в рамках системологии менеджмента и тенденции его гармонизации [6]. Укажем также здесь и книгу И. Богачека [7].

Упоминаемые в некоторых ресурсах интернета по тематике менеджмента якобы его законы часто оказываются его закономерностями, тенденциями. Поэтому даже в лучших учебниках по менеджменту их авторы вынуждены говорить только о концепциях, принципах, методах и, в частности, о закономерностях и тенденциях изменений в современном менеджменте, не указывая его законы (см., например, цитируемый выше учебник [3]).

В то же время в некоторых публикациях и ресурсах о менеджменте в сети Интернет содержатся попытки рассматривать, например, аспекты иерархии, экономии времени, конкуренции и другие для того, чтобы относить их к законам общего менеджмента, с одной стороны, а, с другой, – приведены законы отдельных видов менеджмента. Это актуально, так как законы важны для рассматриваемого формирования теории менеджмента.

Появление же книг о новых видах менеджмента зачастую связано «просто» с возникновением тех или иных прилагательных к слову «менеджмент», но не порождает (в указанном строго-методологическом значении) адекватных новых наук, так как при этом отсутствуют соответствующие их не только теории, но даже и теоретические положения в виде тех или иных концептов.

В связи с этим интересными являются вопросы:

¾ Какое количество видов менеджмента может быть, скажем, через 5 лет, если 5 лет тому назад их было около 300 [8]?

¾ Какова теоретическая сущность будущих новых видов менеджмента, если кроме реальной, освоенной материальной среды теперь быстро осваивается виртуальная информационно-коммуникационная (инфокомная) бизнес-среда, в которой циркулируют исключительно нематериальные ресурсы?

Отметим здесь, что для условий инфокомной среды нами предложена концепция инфоком-менеджмента [9]. В ней для формирования теории этого вида менеджмента представлена система не только эмпирических его законов применительно к условиям виртуальной бизнес-среды с учетом широкого использования в ней информационно-компьютерно-телекоммуникационных систем, сетей, средств и технологий с соответствующим программным обеспечением, но и соответствующих законов социально-экономического характера с учетом особенностей человека-компьютерного взаимодействия [10]. Эти законы, в частности, связаны с законом упреждающего развития отрасли таких высоких технологий как инфоком-технологии, ее роли в развитии экономики и особенностями взаимосвязи с ней [11], с темпами роста числа коммуникаций и объемов циркулирующих информации и знаний в такой среде. Поэтому систему законов инфоком-менеджмента полезно учитывать менеджерам не только для условий виртуальной бизнес-среды, но и в условиях «традиционной» материальной экономики.

Таким образом, одним из путей формирования теории менеджмента, пополнения ее концептов может быть выявление законов и формирование полных теорий видов менеджмента, тем самым считая их разновидностями менеджмента. Для простоты и ясности изложения мы здесь будем таким образом разделять смысл и значение терминов «вид менеджмента» и «разновидность менеджмента».

В качестве других примеров видов менеджмента, которые можно анализировать с точки зрения возможности считать их разновидностями, приведем указываемые в некоторых книгах и в ресурсах сети Интернет изложения теории риск-менеджмента и теории тайм-менеджмента. Авторы публикаций и таких ресурсов об этих двух разновидностях менеджмента, а также ученые, в чьих научных интересах находятся эти виды (с которыми беседовал автор), в своих публикациях указывают, в частности, на такие законы:

¾ закон неизбежности риска ,

¾ закон сочетания потенциальных потерь и выгод,

¾ закон прямой зависимости между степенью риска и уровнем планируемых доходов – в теории риск-менеджмента [12] и, соответственно:

¾ закон Стива Тейлора,

¾ закон Стенли Лаборита,

¾ закон неподдельного интереса,

¾ закон Парето – в теории тайм-менеджмента [13].

Отсюда следует (как и в случае с указанным выше примером с законами инфоком-менеджмента) принципиальной важности актуальная возможность учета законов теории одной разновидности менеджмента в теоретических положениях других его видов, не содержащих своих законов. Тем самым их теоретические положения с этими законами могут способствовать формированию полных теорий таких видов менеджмента, преобразовывая их в его разновидности. В свою очередь, это означает, что законы разновидностей менеджмента совместно с выявленными законами общего менеджмента становятся законами теории менеджмента.

Поставим здесь вопросы, к которым ниже вернемся: «Все ли виды менеджмента, даже имеющие свои законы, содержат должные теоретические положения и все концепты?». «Все ли законы одних видов менеджмента могут быть адекватны теоретическим положениям других его видов?». «Все ли законы видов менеджмента должны учитываться в системе законов теории менеджмента?».

Ответы на эти и подобные вопросы приобретают особое значение в связи с тем, что современная экономика требует подготовки теоретически образованных, именно в этой части компетентных менеджеров. Что же сейчас преподают студентам по теории менеджмента? Обучают ли студентов именно полной теории менеджмента с системой его законов? Такие вопросы не могут не вызывать недоумения и выглядят странными, если учесть наличие государственных образовательных стандартов. Действительно, по каждой учебной дисциплине осуществляется обучение основам соответствующей науки, однако далеко не каждая из них содержит свою полную теорию. В менеджменте, судя по книгам с названиями «Теория менеджмента», пока изложения полной теории менеджмента нет, хотя практика менеджмента требует, чтобы будущие менеджеры знали и соблюдали законы теории менеджмента.

При этом следует учитывать, что ряд других соответствующих наук содержат теории с законами. Это, прежде всего, триединство законов таких теорий, как:

¾ теория управления (ТУ),

¾ теория организации (ТО),

¾ экономическая теория (ЭТ).

Именно систему законов этих теорий студенты – будущие менеджеры – должны считать законами общего менеджмента, если вспомнить ставшую крылатой фразу: «Экономика эффективна, если эффективно управление этой экономикой».

Отсюда следует, что только после изучения студентами этих трех наук, содержащих законы, целесообразно преподавать теорию менеджмента с триединством законов ТУ, ТО, ЭТ и лишь затем – основы, например, психологии менеджмента, социального менеджмента, самоменеджмента и другие учебные дисциплины по конкретным видам менеджмента (стратегический, инновационный, финансовый, кадровый, производственный, логистический, маркетинговый, корпоративный менеджмент и другие его виды).

При этом, разумеется, следует учитывать то, что далеко не каждая наука о конкретном виде менеджмента содержит все концепты и выявленные свои соответствующие законы. Однако (еще раз подчеркнем нашу позицию), если они содержатся в тех или иных теориях разновидностей менеджмента, то должны входить в систему законов теории менеджмента и должны учитываться во всех видах менеджмента(!). Поэтому компетенции современных менеджеров должны содержать знания законов указанного триединства теорий, рассматриваемых не только как законы общего менеджмента, но и учитываемые в теоретических основах его видов, тем самым придавая им статус разновидностей менеджмента при наличии всех концептов.

Обратим внимание здесь на то, что число видов менеджмента, как и его разновидностей, по результатам нашего исследования составляет уже более 400, включая и такие (судя по имеющимся книгам с такими названиями), как «кармический менеджмент», «быстрый менеджмент», «организационно-информационный менеджмент», «безжалостный менеджмент», «файл-менеджмент» и т.п. В книгах о видах менеджмента, в том числе о видах менеджмента по отраслям народного хозяйства (например, «менеджмент туризма», «налоговый менеджмент», «менеджмент в сфере услуг», «менеджмент в строительстве» и другие виды), как правило, не только ничего не говорится о многих должных концептах и, тем более, об их законах, но даже и о системе законов указанных трех теорий ТУ, ТО и ЭТ. И возникают вопросы: «А разве эти законы не должны относиться ко всем без исключения видам менеджмента?» и «Если эти законы игнорируются в изложении сущности конкретного вида менеджмента, то можно ли данный вид относить к разновидности менеджмента, и правомерно ли при этом вместе с соответствующим прилагательным ставить слово «менеджмент?» Примеров же оригинальных прилагательных со словом «менеджмент» (в дополнение к указанным выше) можно привести много.

Вот почему, обучая студентов теории менеджмента, следует обращать их внимание на специфику русского языка и на принципиальные различия не только между «системой менеджмента» и «системой управления», но также и, например, между сущностью наук с попарными названиями типа «менеджмент организации» и «организационный менеджмент»». Здесь можно бы было много говорить и о книгах, например, с названиями «Менеджмент продаж», который студенты тотчас назвали «продажным менеджментом»…

При этом у студентов возникают вопросы: «А на каких специфических «своих» законах основывается стратегический или инновационный менеджмент?»; «Если финансовый менеджмент и кадровый менеджмент являются его видами, то какие в них действуют свои законы и все ли содержатся другие концепты?», «Каким именно видом менеджмента следует заниматься в первую очередь по сравнению с другими его видами и разновидностями, если в организации (фирме, корпорации) присутствуют одинаково важные многие виды менеджмента?»… Все эти вопросы приводят к осознанию того, что далеко не каждое название с прилагательным перед словом «менеджмент» имеет основания называться его видом, соответствующей наукой и, тем более, учебной дисциплиной(!).

Изложенный здесь наш подход дает ответы на все эти и указанные выше вопросы в части, касающейся концептов видов и разновидностей менеджмента, систематизации выявленных законов как составляющих теории менеджмента. А это требует проведения своеобразного «научного аудита» теоретических основ не только общего менеджмента, но и каждого вида менеджмента, их возможных сочетаний.

В этом случае важно не упустить актуализацию анализа целостного комплекса видов менеджмента, теоретические положения которых могут (как мы видели выше) пополнять теорию менеджмента.

Для этого нами предложено учение о комплексе видов менеджмента, базирующееся на методологии общего менеджмента, под названием менеджментология [14]. Это учение и призвано «проводить» такой аудит и, с одной стороны, определять, является ли данный вид менеджмента его видом и, тем более, разновидностью, или он ни тем, ни другим не является. С другой стороны, в ходе анализа системы видов и разновидностей менеджмента возможна антиципация появления новых разновидностей менеджмента с актуально-обоснованными их названиями, теоретическими основами и теориями с законами с учетом экономико-управленческих особенностей условий современной материально-виртуальной бизнес-среды.

С точки зрения менеджментологии и ее научно-методического инструментария особый интерес представляет систематизация законов разновидностей менеджмента для их учета не только в видах менеджмента (что может представлять особый научный интерес и являться важной компетенцией в практике менеджеров), но, прежде всего, в формировании теории общего менеджмента.

Схема такого формирования включает в себя две матрицы, одна из которых имеет вид «концепты общего менеджмента – триединство указанных теорий ТУ, ТО, ЭТ», ее кратко назовем матрицей «К – Т» (рис. 1).

Законы и закономерности менеджмента

Социальные системы управления могут рассматриваться на различных уровнях управления: на макроуровне (национальная экономика в целом); на региональном уровне (например, хозяйство субъекта РФ); на микроуровне (организация, предприятие). При этом существует ряд общих законов функционирования социальных систем управления. Эти законы отражают объективно существующие, систематически повторяющиеся значимые взаимосвязи между различными элементами и явлениями в процессе управления.

Законы управления представляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способом и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.

Закономерность – необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры.

Законы управления

Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на три основные группы.

К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. Объективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов.

Во вторую группу входят частные, или субъективные, законы управления, посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления принадлежат закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля.

И наконец, к третьей группе целесообразно отнести законы, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группы относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Такие законы можно обозначить термином «специальные«.

К общим законам управления относятся:

1. Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления;

2. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления;

3. Закон единства системы управления;

4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем;

5. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами;

6. Закон единства действий законов управления.

Раскроем сущность и содержание каждого из вышеперечисленных законов.

Смысл закона соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления, заключается в следующем.

Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой – отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности.

Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной необходимостью, так как работники в условиях совместного труда вынужденно вступают в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса. Другая особенность свидетельствует о том, что стороны, участвующие в трудовом процессе, вступают друг с другом в отношения собственности. Если возникновение отношений управления обусловлено природой общественного труда и уровнем его кооперации, то характер производственных отношений определяется отношениями собственности, свойственными данной общественной формации.

Закон преимущественной эффективности сознательного, планомерного управления гласит, что экономические системы с сознательным планомерным управлением потенциально и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессов.

Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего общества.

Непосредственная связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эффекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.

Согласно закону единства систем управления деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.

Сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления) заключается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности.

Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хозяйственная деятельность организации. Субъект управления – это соответствующие органы или структурные подразделения, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.

Объект и субъект управления оформлены в определенные подсистемы – управляемую и управляющую. Эти подсистемы представляют собой неотъемлемые составные элементы системы управления. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой подсистеме). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления, что выражается в совершенствовании форм и методов управления. Однако такое положение вещей абсолютно не означает пассивной роли субъекта в системе управления. Ведь именно субъект управления приводит в действие производительные силы отдельной организации и общества в целом. Поэтому чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.

Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами заключается в следующем.

Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.

Связь между управляющей и управляемой подсистемами может быть прямой и обратной. Прямая связь выражается в форме сигналов-команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратная связь представляет собой сигналы-сообщения, поступающие от управляемой подсистемы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.

Управляющее воздействие со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще недостаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды.

Если обратная связь в системе отсутствует или по какой-либо причине не улавливается органом управления, то такая система в конечном итоге может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.

Суть закона единства действий законов управления состоит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Иными словами, законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.

Для того чтобы наиболее полно использовать действие законов управления, необходимо, с одной стороны, уметь выделить действие каждого закона в отдельности, а с другой – выяснить механизм взаимодействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.

Среди частных законов управления можно выделить законы, относящиеся к управляющей подсистеме, законы организации (т.е. управляемой подсистемы) и др.

К частным законам, касающимся управляющей подсистемы относятся:

1. Закон изменения функций управления;

2. Закон сокращения числа ступеней управления;

3. Закон концентрации функций управления;

4. Закон распространенности контроля.

Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других.

Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее.

Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, а следовательно, к росту численности управленческого персонала.

Согласно закону распространенности контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.

Всю совокупность законов организации в зависимости от их важности можно условно разделить на две основные подгруппы. К первой подгруппе относятся наиболее важные, или основополагающие, законы организации. В их число входят закон синергии, закон самосохранения и закон развития. Менее важные законы организации, такие как закон информированности-упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности, относятся ко второй подгруппе. Рассмотрим содержание и сущность вышеперечисленных законов.

Первая подгруппа

Закон синергии гласит, что для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы входящих в нее элементов, либо существенно меньше указанной суммы.

Согласно данному закону задача руководителя любой организации в первую очередь заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальный набор ее элементов.

Сущность закона самосохранения состоит в том, что любая материальная система стремится сохранить себя и использует для этого весь свой потенциал. Иными словами общая сумма созидательных ресурсов организации должна превышать суммарное воздействие внешних и внутренних разрушающих факторов. В противном случае организация просто прекратит свое существование.

Практика применения закона самосохранения неразрывно связана с обеспечением безопасности организации в целом и личной безопасности ее руководителей. В деятельности, направленной на обеспечение безопасности, можно выделить два основных направления: оперативное и стратегическое. Оперативная деятельность по обеспечению безопасности предполагает осуществление охраны территории предприятия, зданий, сооружений, оборудования, сырья, материалов и готовой продукции, а также обеспечение личной безопасности сотрудников. Стратегия обеспечения безопасности требует разработки прогнозов состояния внешней и внутренней среды организации в перспективе с целью выявления и нейтрализации возможных угроз.

Закон развития имеет следующее содержание: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала. Развитие организации можно представить в виде ее жизненного цикла. Жизненный цикл организации включает в себя четыре последовательно сменяющих друг друга этапа: создание, рост, зрелость, спад деятельности.

Вторая подгруппа

Закон информированности-упорядоченности можно сформулировать следующим образом: чем большей информацией о текущем и перспективном состоянии внутренней и внешней среды располагает организация, тем более велика вероятность ее нормального функционирования.

Этот закон требует создания, развития и обеспечения условий нормального функционирования эффективной системы сбора, обработки, хранения и передачи информации, необходимой для принятия адекватных и обоснованных управленческих решений.

Закон единства анализа и синтеза устанавливает, что любая материальная система стремится настроиться на наиболее экономичный режим функционирования посредством применения анализа и синтеза.

Анализ представляет собой изучение качеств, свойств и характеристик исследуемого объекта посредством его условного разделения на отдельные составные части.

В свою очередь, синтез состоит в обобщении информации об отдельных составляющих и формировании совокупности информационных данных об объекте исследования в целом.

Для реализации положений закона единства анализа и синтеза на практике необходимо следующее: составление и реализация программ постоянного совершенствования организации; проведение маркетинговых исследований; сокращение производственных и непроизводственных затрат и т.п.

Закон композиции и пропорциональности гласит: любая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы, находящиеся в определенной соотносительности. При этом необходимые элементы организации образуют ее композицию, а их соотносительность представляет ни что иное, как пропорциональность.

Специальные законы являются служебными законами управления. Они неразрывно связаны со спецификой деятельности организации. Однако среди специальных законов управления есть и такие, которые могут или должны применяться на любых предприятиях независимо от специфики их деятельности или организационно-правовой формы. Это экономические законы, регламентирующие порядок осуществления любой коммерческой деятельности, и юридические законы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов друг с другом и с органами государственной власти.

Законы функционирования социальных систем управления реализуются через действия людей и имеют характер закономерностей.

Смотрите так же:

  • Правила ухода за аквариумом Как правильно ухаживать за аквариумом в домашних условиях Основные правила ухода за аквариумом для начинающих Итак, в нашей статье с видео, что нужно делать и как правильно ухаживать за аквариумами в домашних условиях? Для начала, всегда наливайте в аквариум […]
  • Претензия на работодателя о невыплате расчета при увольнении Жалоба о невыплате расчета - можно ли сразу обращаться в трудовую инспекцию? Аноним вы вправе обратиться сразу в Инспекцию по труду с жалобой и уже на основании вашего заявления проведут проверку. Предупредите работодателя лично о том что вы обратитесь в […]
  • Ставка транспортного налога в курганской области за 2018 год Онлайн калькулятор транспортного налога в Курганской области на автомобиль по ставке 2018 года Транспортный налог — налог, взимаемый с владельцев транспортных средств, является региональным т.е каждый регион сам определяет величину порядок и сроки уплаты […]
  • Материнский капитал в какой срок оформлять Сроки оформления и получения материнского капитала в 2018 году Многих семейных людей сегодня интересуют сроки оформления и получения материнского капитала. Но правительство все чаще говорит о возможной заморозке или прекращении действия программы. Такие […]
  • Субсидии семье в краснодарском крае 2018 Жилищная программа для молодых семей Алтайского края в 2018 году Успешная реализация проекта «Молодая семья» позволила продолжить его действие на более длительный срок. В 2017-2018 гг. условия программы не изменятся. Однако нужно знакомиться с региональными […]
  • Отчеты по практике в суде образец Отчет по практике юриста Прохождение практики является необходимым элементом в образовательной программе любого учебного учреждения: колледжа; техникума; университета; института. Отчет по практике позволяет оценить глубину полученных студентом […]
  • Кто имеет право быть наблюдателем на выборах Кто имеет право быть наблюдателем на выборах Для наблюдателей Сбор средств Как стать наблюдателем на выборах? Стать наблюдателем очень просто. Для этого не требуется специального образования. Если Вам больше 18 лет и Вы гражданин РФ, то имеете полное […]
  • Коды читы на спор Коды читы на спор Во время игры нажмите [CTRL] + [SHIFT] + [C], чтобы вызвать консоль и вводите нужные вам коды: help - показать список всех консольных команд addDNA - получить очки ДНК moreMoney - получить деньги (на этапе "Цивилизация", "Космос") […]