Законы регионального развития

Содержание:

Утверждены основы государственной политики регионального развития до 2025 года

Соответствующий указ подписал Президент РФ Владимир Путин (Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. № 13). Документом определяются принципы, приоритетные задачи и механизмы реализации государственной политики регионального развития. Отмечается, что она была разработана с учетом особенностей регионов, размера территории страны, значительных различий в уровне социально-экономического развития регионов, а также недостаточной инфраструктурной обеспеченности ряда регионов и городов.

Подчеркивается, что политика регионального развития не будет нарушать экономическое и территориальное единство страны и призвана наращивать экономический потенциал регионов, сохраняя при этом комфортную среду жизнедеятельности населения.

Среди приоритетных направлений работы следующие:

  • выявление и анализ экономической специализации и конкурентных преимуществ каждого региона;
  • привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики на региональном и местном уровнях, установление и уточнение для частных инвесторов налоговых и таможенно-тарифных льгот на период до 2025 года;
  • стимулирование внутренней миграции с учетом потребностей регионов за счет поддержки социально-бытового обустройства граждан, включая предоставление налоговых льгот, а также за счет развития рынка доступного арендного жилья;
  • содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
  • сдерживание переезда граждан для работы в регионы с переизбытком специалистов;
  • установление персональной ответственности руководителей регионов и муниципалитетов за неэффективное использование бюджетных средств и недостижение конкретных результатов в развитии конкретных отраслей экономики и социальной сферы;
  • предоставление грантов из федерального и региональных бюджетов регионам и муниципалитетам, наращивающим собственный экономический потенциал и снижающим размер дотаций из бюджетов;
  • отмена установленных на федеральном уровне неэффективных льгот по налогам, часть которых зачисляется в региональные и (или) местные бюджеты, и переход к адресной поддержке приоритетных для конкретных регионов проектов.

Предполагается, что реализация политики регионального развития должна сократить до 2025 года различия в уровне социально-экономического развития регионов, а также в качестве жизни проживающих в них граждан. К этому сроку должны повыситься уровень удовлетворенности населения деятельностью федеральных и местных властей, а также качество инфраструктуры регионов.

Подчеркивается, что положения документа обязательны для федеральных и региональных властей. А правительство будет обязано не позднее 20 декабря ежегодно, начиная с этого года, представлять доклад президенту о результатах проведения политики.

Система законов и факторов социально-экономического развития регионов. Территориальное разделение труда как форма развития общественного производства 1135

Развитием общественного производства управляют экономические законы. Их особую модификацию составляют объективные законы регионального развития производства. Это законы общественного территориального разделения труда.

В условиях организованного рынка управление формированием хозяйства регионов подчинено общим законам их развития: целенаправленности, взаимоувязанности и результативности. Законы выражают объективную необходимость и складывающиеся тенденции регулируемого развития не только региональных хозяйственных комплексов, но и совершенствования межрегиональных пропорций хозяйства.

Социально-экономическое развитие регионов в настоящее время испытывает влияние трех главных факторов.

1) Рыночного – взаимопроникновение региональных, национального и мировых рынков.

2) Конкурентного – усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции – конкуренции в области качества жизни и инноваций.

3) Производственного – постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства, что подразумевает замену массового производства мелкосерийным; замену вертикальной организации труда – горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности – соучастием индивида в производственном процессе.

Эти факторы ведут от территориальной дифференциации к его территориальной интеграции, от гомогенных региональных рынков – к диверсифицированным, а в целом от национальной региональной политики к собственной региональной политике на уровне отдельных субъектов Федерации.

Факторы, благоприятные сегодня для размещения на территории предприятий, завтра означают дополнительные возможности для привлечения инвестиций, увеличения занятости и решения других назревших региональных проблем. То есть они одновременно становятся условиями, индикаторами успешного социально-экономического развития регионов в будущем.

Основные принципы – законы: повсеместный территориальный рост производства и выравнивание уровней социально-экономического развития регионов; специализация регионального хозяйства, межтерриториальные экономические связи и формирование региональных рынков; комплексное развитие, структурные преобразования и диверсификация хозяйства регионов; межрегиональная экономическая интеграция и укрепление экономических основ государственности.

Законы регионального развития

Содержание четырех законов регионального развития, их требования, проявления, последствия нарушения.

Важное регулирующее и определяющее значение для формирования регионально-хозяйственных комплексов имеет закон территориального роста производства и выравнивания уровней экономического и социального развития регионов. Он предусматривает повсеместное поступательное развитие производительных сил на базе научно-технического и организационного прогресса и других благоприятных факторов, более равномерное территориальное распределение производства, сближение различных регионов по интенсивности хозяйственного и социального развития, что предполагает ускоренный подъем отсталых и депрессивных регионов, а также имеющих особо выгодные предпосылки развития.

Материальные потребности общества безграничны, а производственные ресурсы ограничены. Отсюда достижение необходимых темпов и масштабов экономического роста стран и регионов составляет вечную проблему науки и практики.

Главная цель России в предстоящее десятилетие — стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом регионе, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций страны в мире.

Экономический рост, составляющий базу расширенного воспроизводства и прогресса общества, источник удовлетворения его многообразных потребностей зависит от различных причин и условий, имеющих, как правило, территориальную «окраску». Современная наука не прекращает обсуждение концепций и моделей решения проблемы для разных типов стран и регионов.

В плановом хозяйстве потребность в продукции, в том числе по регионам, определяется по заданным ключевым ориентирам — прирост населения, национального дохода и т. д. — и материальным балансам важнейших видов сырья, материалов, топлива, электроэнергии, оборудования с учетом загрузки производственных мощностей. Рыночная экономика исходит прежде всего из факторов платежеспособного спроса, его регионального распределения, а затем из динамики факторов предложения. При этом, за исключением отдельных потребительских товаров, рыночное равновесие спроса и предложения достигается только на уровне макроэкономики, в масштабе всей страны (с учетом внешнеэкономических связей). Принимаются во внимание эластичность спроса и предложения, тенденции потребительского поведения и т. п.

Как установлено учеными, в современных развитых странах фактически нет единой рыночной экономики, а есть двухсекторная — рыночная и государственно-корпоративная. В первой, с огромным количеством мелких и средних производителей массовых потребительских товаров, действует рыночный механизм, устанавливающий равновесную цену под воздействием спроса, предложения и конкуренции. Во втором секторе, представленном относительно небольшим (по сравнению с первым) количеством товаропроизводителей (крупные и крупнейшие), но производящих 80—90% ВВП, господствуют формы централизованной организации общественного воспроизводства1. Поэтому и ценообразование в нем сходно с тем, которое было в советской государственной экономике (к издержкам производства добавляется заранее установленный процент прибыли). Товарный спрос здесь не является исходным звеном экономических отношений, он заблаговременно организуется производителем на основе производства новых технологий, призванных заинтересовать покупателя (как правило, определенного круга) в новой продукции.

Очевидно, нужен не простой, а эффективный экономический рост, обусловленный интенсивными факторами, научно-техническим и организационным прогрессом. На долю повышения производительности труда приходится в среднем около 70% прироста совокупного продукта, в развитых регионах — больше, в слаборазвитых — меньше, а на долю увеличения затрат труда — примерно 30%.

Главными источниками роста производительности труда служат научно-технический прогресс, затраты капитала, образовательная и профессиональная подготовка кадров. Решающий фактор — инвестиции, при которых только и возможно расширенное воспроизводство. Определяющее влияние на темпы экономического роста оказывает норма производственного накопления в стране, т. е. прирост основных производственных фондов к национальному доходу. Стимулирует экономический рост механизм рыночной конкуренции, заставляя товаропроизводителей совершенствовать технологию и организацию производства, снижать его издержки.

Выявляя тенденции экономического развития регионов в условиях рынка, надо исходить из того, что реальной опорой национальной экономики России может быть лишь крупнотоварное производство, крупнейшие производственно-технологические системы новых поколений и «большой» бизнес, а малое и среднее предпринимательство должно рассматриваться в виде дополнения к ним.

Ключевой предпосылкой поступательного регионального развития больших стран зачастую рассматривается «сила государства». По исследованиям японских ученых, интегральная оценка этого показателя по решающим компонентам (экономическая мощь, природные ресурсы, военная сила, наука и технологии и др.) составила: США — 100%, СССР — 77, Япония — 47, Франция — 45, Англия — 43, ФРГ — 42%’.

Темпы развития региональной экономики находятся под влиянием общей экономической обстановки (степени мобилизации ресурсов, совершенствования хозяйственной специализации и интеграции регионов, прогрессивных направлений структурной перестройки, типа региона и выбора сценария его развития, уточненного на федеральном уровне и т. д.), а также региональных особенностей научно-технического и организационного прогресса в стране. Советская промышленность в целом и почти во всех регионах имела ежегодные приросты продукции, исчисляемые многими процентами, а в отдельные периоды — десятками процентов (мировая капиталистическая экономика, за редкими исключениями, не выходила за пределы нескольких процентов). Поэтому ожидаемые после кризиса показатели для России вряд ли стабильно превысят уровень 1,5-2%. Чтобы за 5-7 лет достичь дореформенного уровня, коренной скачок — в 12-15%, по мнению специалистов, реален только на базе модели планово-рыночной (высокоуправляемой) экономики.

При благоприятном ходе реформы, корректировке ее курса рост в старопромышленных районах, быстрее адаптирующихся к рынку, будет выше среднероссийского, в восточных (за исключением газонефтедобывающих) — ниже.

Во всех случаях необходимо устранить и смягчить негативные последствия экономического роста — деградацию природной среды, сокращение невозобновляемых естественных ресурсов, чрезмерный рост городов и ухудшение в них условий жизни и т. д. Возникает проблема устойчивого развития, стремление к равновесию жизнеобеспечения, преодолению отрицательных экологических и социальных последствий развития стран, регионов в рыночной обстановке. Такую трактовку дал международный форум в Бразилии по проблемам устойчивости развития (1992 г.).

Постиндустриальное общество вполне может развиваться без крупных социальных и экологических кризисов, природных и техногенных катастроф, залогом чего является культурный и научно-технический прогресс. Поддержание устойчивости общества и среды осуществляется на основе самоорганизации людей и государственного регулирования.

Но есть другой аспект устойчивого развития, обусловленный объективной неравномерностью роста многоукладной рыночной экономики во времени и пространстве. Она неизбежна из-за разносрочных колебаний экономической конъюнктуры, общественного спроса и предложения. Макроэкономическую динамику хозяйственной активности, принимающую характер циклического развития, чередования подъемов и спадов объясняют, начиная с К. Маркса, фазами обновления основного капитала под влиянием научно-технических нововведений. Жизненный цикл технологического уклада охватывает до 100 лет, а более частые циклы воспроизводства основного капитала — 8—10 лет. Они по-разному сказываются на развитии различных регионов.

Не случайно У. Изард в своем капитальном труде отводит специальное место этому явлению. В частности, он отмечает, что для предотвращения больших колебаний производства в регионе желательно развивать в нем совокупность таких отраслей, циклические колебания которых проявляют тенденцию к взаимопогашению или по крайней мере не усиливают друг друга1. Следовательно, необходимо учитывать тормозящее влияние на экономический рост циклов многоукладной экономики и сужение совокупного спроса (в том числе инвестиций) из-за сокращения доходов трудящихся, неполной занятости и безработицы в периоды спада производства.

В условиях неравномерного роста производства по территории важным требованием является выравнивание региональных уровней социально-экономического развития.

Известно, что хозяйственный прогресс, как и повышение народного благосостояния, зависит не столько от общих масштабов производства в регионе, сколько от уровня его экономического развития, определяемого сопоставлением как с эквивалентными характеристиками в расчете на душу населения, так и с другими территориями и средними величинами по стране. Отсюда первостепенное значение приобретает обеспечение условий для проявления всех прогрессивных тенденций развития производительных сил регионов — научно-технического роста, интенсификации производства, его специализации и диверсификации, межрегиональной кооперации и интеграции.

Процесс дифференциации социально-экономических параметров контролируется во всех развитых странах. Социально ориентированная рыночная экономика не допускает чрезмерных различий региональных социальных и экономических уровней, хотя в отличие от планового хозяйства их значительный разрыв здесь неизбежен. В СССР по производству промышленной продукции на душу населения между крупными экономическими районами этот разрыв сократился с 30 раз до 2. Во многом это связано с более равномерным размещением производительных сил: на восточные районы приходилось 22% выпуска всей продукции промышленности, тогда как до революции — только 4%. Сейчас в России разрыв промышленных уровней достигает 4,5 раза, а по регионам — субъектам Федерации (без АО) — в 10 раз больше.

Решение проблемы требует прежде всего активизации экономических рычагов в депрессивных и отсталых регионах путем первоочередного создания условий для притока инвестиций, оживления товарного и фондового рынков, расширения малых форм бизнеса и т. д. Важное значение приобретает оптимизация соотношения объемов производственного накопления и личного потребления. В условиях рынка заметно влияние его организационных структур на традиционные факторы формирования региональных уровней (динамика производства, его отраслевая структура и т. д.).

Закон территориальной специализации, межрегиональных связей и формирования региональных рынков диктует необходимость наилучшего производственного профилирования регионов и совершенствования межрегиональных обмена и пропорций. Он требует обоснования наиболее эффективных направлений развития каждого региона в системе общегосударственного разделения труда, способствует широкому участию региона во внешнеэкономической деятельности. При этом закон управляет формированием товарной структуры и ареалов региональных (зональных) рынков.

Бесспорные выгоды территориальной специализации хозяйства выявлены и обоснованы наукой еще в начале позапрошлого века. Тогда один из основоположников классической политической экономии Д. Рикардо обратил внимание на сравнительные преимущества территориального разделения труда между отдельными странами, в данном случае — специализации Англии на производстве шерсти, а Португалии — вина, и обмена между ними этими продуктами.

Рациональная специализация хозяйства экономических районов и других территорий — важная объективная тенденция (закономерность) и руководящий принцип регионального развития. В России крупные экономические районы имеют четко выраженный хозяйственный профиль, в основном отвечающий их экономическим и природным условиям и особенностям.

Обычно чем крупнее регион, тем шире круг его специализирующих отраслей и производств. Тем самым открывается большой простор для вовлечения в хозяйственный оборот наиболее выгодных природных условий и ресурсов, использования накопленных трудовых навыков населения и производственных мощностей предприятий и объединений в различных частях страны, расширения экономических связей между регионами и странами.

Территориальная специализация — непременное условие формирования товарного предложения на региональных (зональных) и общероссийском рынках сырья и готовой продукции. Залогом успешного развития рыночных отношений является их эффективность, постоянное снижение издержек производства и обращения, а специализация регионов, способствуя этому, выступает в качестве важной основы и мощного рычага повышения производительности общественного труда и роста материальных благ общества.

Как и территориальное разделение труда в целом, региональная специализация, особенно в общих направлениях развития регионов, обладает большой инертностью, длительной устойчивостью, на ней мало сказываются общественные перемены и модели хозяйствования, она хотя и видоизменяется, но постепенно, длительно. Существенные сдвиги происходят при коренных структурных преобразованиях (индустриализация страны, освоение новых районов и т. п.). Урал еще в петровские времена обрел специализацию на металлургическом производстве и сохранил ее до наших дней. Речь идет об основных особенностях профиля, а не о конкретной номенклатуре продукции, которая весьма подвижна, чувствительна к рынку.

В эпоху советской индустриализации была создана эффективная (несмотря на отдельные недостатки) система региональной организации хозяйства, выдержавшая испытания временем. Сомнительны встречающиеся утверждения о том, что сложившаяся специализация регионов России, как важнейшее выражение общественного территориального разделения труда, формировалась без учета местных условий и даже в ущерб им. Несостоятельны попытки приводить в качестве примеров учета местных условий для постиндустриальной эпохи дореволюционные российские промыслы и ремесла, складывавшиеся в совершенно другой обстановке (аграрное перенаселение, неразвитость крупной промышленности и т. д.).

Поэтому экономическая реформа в основном сопровождается тенденциями только локального (хотя довольно заметного) изменения профиля отдельных регионов в сторону ликвидации или сокращения некоторых производств и формирования новых. Реструктуризация угольной промышленности вызвала закрытие нерентабельных шахт на Урале, в Восточном Донбасс, Печорском и Кузнецком бассейнах, спровоцировав в угольных районах тяжелую социальную обстановку.

В связи с изменением геополитического положения России из-за разрушения СССР происходят сдвиги в специализации районов с потенциально крупными ресурсами для возмещения утраты прежних производственных баз (металлургических, машиностроительных, химических и др.) или в профиле новых приграничных районов и т. д. Так, районы Урала, Центрального Черноземья становятся поставщиками части прежней продукции украинской металлургии, резко сократившей из-за спада производства вывоз многих сортаментов металлопроката в Россию.

С другой стороны, наблюдается гипертрофия специализации на сырьевых отраслях в ряде восточных и северных районов России(например, на нефтегазовую отрасль Тюменской области теперь приходится 4/5 всего ее промышленного производства).

Межрегиональные и внешние экономические связи, формирующие региональные рынки, — неотъемлемое дополнение и следствие специализации регионов и стран. Однако переход к рынку в России сопровождается появлением не только закономерных, обоснованных, но и многих неупорядоченных межтерриториальных связей — чрезмерно дальних, встречных, параллельных и др., особенно по железным дорогам. Средняя дальность перевозок грузов на них за годы реформ значительно возросла. При сократившемся хозяйственном пространстве это свидетельствует о серьезном нарушении требований данного экономического закона.

Устойчиво сохраняется выход потоков массовых грузов из главных районов и центров территориальной специализации промышленности и сельского хозяйства. Ареалы же производственно-сбытовых зон и товарных рынков еще весьма аморфны.

Встречаются парадоксальные факты территориальных связей. Например, отмечался случай завоза нефтепродуктов из Западной Сибири на Сахалин. через Сингапур. Все это объясняется неуправляемостью межрайонных связей, большим количеством не нужных торговых, снабженческих, сбытовых и посреднических структур, отсутствием в территориально обширной стране схем рациональных грузопотоков (которые были в СССР), значительным фактором роста перевозочных тарифов и проч.

По экспертным оценкам, доля межрегионального оборота по отношению к ВВП

снизилась в России с 22% в 1990 г. до 12-14% в 1999 г. Этому способствовал опережающий рост тарифов на разных видах транспорта, которые увеличились в 11—22 тыс. раз при росте цен на промышленную продукцию в 9 тыс. раз. В результате многие межрайонные экономические связи, особенно восточных районов с европейскими, стали невыгодными.

В рамках единого рынка (страна, межгосударственный союз и т. д.) спрос и предложение на товары и другие ресурсы полностью балансируются (с учетом внешних связей). В локальных, региональных рынках, каждый из которых представляет определенную зону потребительского спроса (товарного сбыта), такое равновесие обычно не достигается полностью (за исключением отдельных товаров потребления).

Рынок сибирских лесотоваров, помимо Сибири, должен распространяться главным образом на южные районы Европейской России (а также на Казахстан и Среднюю Азию). Он же может покрывать дефицит лесотоварного рынка Европейского Севера, Волго-Вятки и Урала в потребляющих североевропейских, центральных и волго-уральских районах.

Региональные товарные рынки на перспективу выявляются схемами производственно-сбытового зонирования и отраслевыми схемами размещения производства и характеризуются по важнейшим видам продукции на основе выделения агрегированных групп товаров. Емкость рынка обусловлена размещением потребительского платежеспособного спроса на продукцию, а возможные объемы ее предложения — производственными мощностями отраслей-поставщиков, конкурентоспособностью их продукции и уровнем рыночных цен.

С экономическими отношениями специализации и межрайонных связей сопряжен закон комплексного развития, структурных преобразований и диверсификации хозяйства регионов. Отражая закономерные явления и процессы территориального разделения труда, он предполагает необходимую пропорциональность хозяйства разных территориальных образований и их систем, наибольшее соответствие экономики каждого региона местным природным и экономическим условиям, гармоничное развитие отраслей специализации и инфраструктуры, городов разного масштаба, городских и сельских населенных пунктов.

Этот закон требует первостепенного внимания к решению социальных проблем, охране и рачительному использованию природных богатств и всей естественной среды. Он управляет структурной перестройкой хозяйства регионов в интересах рыночных отношений и повышения жизненного уровня населения, приспосабливая экономику к конъюнктуре товарного спроса и предложения (диверсификация).

Если межрегиональное направление общественного воспроизводства смыкается с процессом территориальной специализации, то внутрирегиональное — оказывает существенное воздействие на комплексное развитие регионов, обеспечивает и поддерживает его.

Особо важное значение в территориальных хозяйственных комплексах придается сбалансированному развитию отраслей специализации (т. е. ведущих) и отраслей инфраструктуры (дополняющих и обслуживающих). При этом необходимо обеспечить и гармоничное развитие всех звеньев инфраструктуры — производственной (строительство, транспортное хозяйство, энергетические коммуникации и т. п.), социальной (жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, просвещение и т. п.), рыночной (банки, биржи, ярмарки, страховые компании и др.), управленческой.

Важны региональные пропорции между капитальным строительством и мощностями строительной базы, потребностями в ресурсах многоцелевого назначения (трудовые, земля, вода и т. п.) и их наличием, потребностью в финансовых ресурсах (прежде всего для инвестиций и социальных нужд) и потенциалом региональных доходов.

С государственной помощью необходимо предусматривать специальные меры по диверсификации региональной экономики, обеспечивающие ее маневренность, устойчивость, выживание и рост в условиях рынка. Активную роль должны играть оба направления структурной перестройки в регионах: производственно-технологическое (формирование наукоемких производств и др.) и производственно-отраслевое (конверсия военно-промышленного комплекса, реконструкция аграрного сектора, подъем производства товаров народного потребления и т. п.). Причем, приоритетными для этих мероприятий являются ведущие регионы и центры размещения соответствующих отраслей.

Например, крупные центры наукоемких технологий и отраслей военно-промышленного комплекса (ВПК), расположенные преимущественно в районах Центра, Северо-Запада, Волго-Вятки, Поволжья, Урала и Западной Сибири, испытывают сильное воздействие конверсионной реконструкции их ведущих предприятий, в том числе перехода на продукцию двойного — гражданского и военного — назначения.

Структурные преобразования — это не одномоментный, а постоянный необходимый процесс, подталкиваемый научно-техническим развитием. Игнорирование этого закона в последние десятилетия СССР дорого обошлось стране.

При прогнозной оценке структурных’ изменений в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве регионов особое внимание обращается на вероятную динамику производства и потребления важнейших видов продукции, соответствие размещения отраслей природно-ресурсному потенциалу регионов, на технический и технологический уровень производства. С этой целью проводится анализ перспективных региональных балансов спроса и предложения основных видов продукции, а также оценивается рациональность формирования межотраслевых, межрегиональных и внешнеэкономических связей. Для анализа и прогнозов развития территориально-хозяйственного комплекса широко используются межотраслевые балансовые модели (гл. 6).

Прогрессивная отраслевая структура регионов и страны должна отвечать их долговременным интересам, отличаться высокой народнохозяйственной эффективностью (иногда при меньшей коммерческой). Наращивание несвойственных производств в ресурсонедостаточных районах (энергоемких отраслей — в энергодефицитных), несмотря на возможную благоприятную текущую конъюнктуру рынка, в долгосрочной перспективе наносит большой ущерб национальной экономике и самим регионам, заставляя производить указанную продукцию с повышенными затратами и меньшей прибылью.

Гипертрофия сырьевых отраслей хотя и может дать сегодняшнюю выгоду на мировом рынке, но противоречит коренным интересам государства и региона — идет вразрез с реализуемой передовыми странами политикой ресурсосбережения, тормозит перевод национальной экономики на интенсивный путь развития (высокие технологии) и обрекает ее на роль сырьевого придатка Запада.

К сожалению, под влиянием сепаратистских тенденций в регионах усилилось формирование замкнутых, автаркических зон самообеспечения жизненно важной продукцией (топливо, про- довольствие, промышленные потребительские/товары) в ущерб 1экономически оправданному территориальному разделению тру- (да. Проявляется тенденция к росту числа регионов, все более реализующих свою продукцию на собственном внутрирегиональном рынке.

Важное значение для ускоренного и устойчивого экономического роста и прогрессивных структурных преобразований приобретают требования закона межрегиональной экономической интеграции и укрепления экономических основ государственности (федерализма) о всемерной разносторонней консолидации хозяйства взаимосвязанных сопредельных и отдаленных кооперационных регионов.

Интеграционные процессы в экономике регионов выступают как тенденция в виде современной формы углубления и расширения территориального разделения труда, развития производственной и научно-технической кооперации регионов, их хозяйственных, торговых, финансовых и других связей.

Формированию тесных экономических связей регионов внутри страны противодействует гипертрофия внешнеэкономических связей, что может привести к опасным социально-экономическим деформациям, разрушению единого экономического пространства. Как показывают специальные исследования, в России при режиме свободной внешней торговли вклад ее в конечное потребление в среднем составляет 71%, а межрегиональных связей — только 15%, т. е. уровень межрегиональной интеграции крайне низок. Благодаря умеренному тарифному регулированию внешней торговли ее вклад снижается до 36%, а межрегиональной — возрастает до 49%’.

Межрегиональная и межгосударственная экономическая интеграция — закономерное явление современности, столбовая дорога мировой цивилизации (Европейский союз, страны Азиатско-Тихоокеанского региона и др.). Несмотря на неутихающие стремления к суверенизации регионов, интеграционные процессы пробивают себе путь и в России, и в других странах СНГ. Укрепляются Союзное государство России и Белоруссии, а также Таможенный союз Учетверки»: России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии (к которым присоединился Таджикистан) и Центрально-Азиатское экономическое сообщество (не вошел Туркменистан).

Ввиду крайней актуальности этих проблем правомерно формирование особого научного направления — региональной экономики стран СНГ и его межгосударственных союзов.

Интеграции в пределах самой России способствует деятельность восьми межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия (созданных в 1992 г. в основном в рамках крупных экономических районов) и особенно образование федеральных округов (2000 г.).

Экономические выгоды интеграции определяются прежде всего масштабностью формируемых хозяйственно-кооперационных комплексов, широтой их состава и тесными связями. Обособленные небольшие территории в хозяйственном отношении маложизненны, неустойчивы в развитии и не способны к самостоятельному прогрессированию. Совсем другое дело — крупные, мощные производственные комплексы.

Поэтому межрегиональная экономическая интеграция, задействуя фактор объединения интересов и выгод субъектов Федерации, является действенным рычагом преодоления автаркических и сепаратистских центробежных тенденций различных территорий. Она способствует укреплению экономических и политических основ федеративных отношений ,а следовательно, и гарантий территориальной целостности государства, его экономической и национальной безопасности.

В методическом отношении при анализе интеграционных явлений и процессов особое внимание обращается на формирование общего экономического пространства России, степень и формы экономического сплочения смежных регионов в единые хозяйственные комплексы, на образование кооперационными регионами целостных производственно-сбытовых зон, выявление групп крупных экономических районов по степени интеграции в них соответствующих субъектов Федерации и т. д.

При этом различают направления, масштабы и потенциальную результативность консолидации регионов в такие разноцелевые хозяйственно-территориальные образования, как:

• комплексы крупных экономических районов для целесообразного создания и кооперирования мощных производственного коммерческих структур (корпорации, концерны, включая транснациональные и межтерриториальные), формирования эффективных зональных рынков по производству и сбыту товаров массового потребления, образования единой институциональной основы рынка и его инфраструктуры, мощной ресурсной, в том числе финансовой базы, повышения уровня федерального и регионального государственного управления применительно к условиям регулируемого рынка;

• комплексы производственно-сбытовых зон (топливодобывающие и перерабатывающие, металлургомашиностроительные, агропромышленно-потребительские и т. д.) в целях эффективного взаимодействия регионов, профилированных на отдельных видах продукции крупнотоварного производства, с крупнопотребляющими регионами, успешного формирования специализированных зональных товарных рынков;

• комплексы зональных коммуникационных систем (магистрального транспорта, энергетических, информационных и т. д.),формирование которых способствует повышению устойчивости ибезопасности функционирования всех сфер и отраслей национальной экономики, структур федерального и регионального государственного управления

Доклад — Экономические законы регионального развития в условиях регулируемого рынка

Скачивание файла

Введите число с картинки:

Поделись с друзьями!

Комментарии

Смотрите также

Лекции — Региональная экономика и управление

Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление

Введение.
Основные понятия и определения экономики региона.
Типы и виды экономик. Экономические системы и их сущность.
Теории размещения регионального производства.
Пространственная организация и специализация хозяйства.
Методы исследований в региональной экономике.
Основы регионального .

Лекции — Региональная экономика

Реферат — Региональная экономика

Коношко Л.В. Региональная рыночная инфраструктура

Учебное пособие. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2010. – 72 с.

Современный период характеризуется переходом к комплексному изучению всей системы региональных рынков и рыночной инфраструктуры в условиях формирования развитых рыночных отношений. В рамках исследований развития региональных рынков были разработаны методологические .

Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики

Москва, Ростов-на-Дону: Изд-во «МарТ», 2000. — 448 с.

Учебное пособие посвящено наиболее актуальным проблемам экономического развития регионов — субъектов Российской Федерации в условиях переходного периода и формирования регионального рыночного хозяйства.

В книге, авторами которой являются известные уче.

Тургель И.Д. Региональная экономика и управление

Шпаргалки по региональной экономике

Мурманск, МГИ, 3 курс, экономический факультет, национальная экономика, 2012

Предмет и объект региональной экономики.
Программно-целевой и балансовый методы исследования и их применение.
Нормативный метод и методы социологических исследований и их применение.
Методы экономико-математического моделирования и .

Глушкова В.Г., Винокуров А.А. (ред.) Введение в экономическую географию и региональную экономику России. Часть 2

Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.А. Винокуров и др.; под общ. ред. проф. В.Г. Глушковой, доц. А.А. Винокурова : в 2 ч. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — Ч.
2. — 348 с.

Описаны история и сущность экономического районирования как метода оптимальной пространственной организации производительных сил. П.

Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов

Учебник для вузов / А. Г. Гранберг; Гос. ун-т —Высшая школа экономики. — 4-е изд. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 495с.

В учебнике рассматриваются основные понятия и теории региональной экономики как особой отрасли науки, методы региональных исследований, актуальные региональные проблемы России, формы и инструменты регул.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

Сущность законов регионального развития

Развитие природы и общества характеризуется наличием разносторонних и стабильных связей и зависимостей, которые являются проявлением действия различных сил. Наиболее общие и существенные взаимосвязи и зависимости между явлениями и процессами в природе и обществе называются законами. Законы отражают причинно-следственные связи, то есть такие, в которых зависимости между причиной и следствием однозначные, когда взаимодействие разных сил (продуктивных и деструктивных приводит к вполне вероятного результата). О этот результат обществу уже может быть известно или еще не известно, если знания о совокупности взаимодействующих сил еще не достаточны. Поэтому так важно постоянно углублять знания о совокупность и особенности проявления действия различных сил (природных и общественных), их возможные последствия для окружающей среды, человека, общества, экономики.

Законы делятся на законы природы и экономические законы. Основное отличие между ними заключается в том, что первые не зависят от воли человека, а экономические законы действуют только в сфере общественного производства. Обладая знаниями о начальном состоянии процесса и закон его развития, можно однозначно предсказать результат. Законы действуют как совокупная сила, проявление действия которого непререкаем, а результат однозначен. Благодаря знанию законов достигается наиболее точное предсказание (прогнозирование) состояния процессов. Еще в свое время Гельвеций заметил, что незнание фактов компенсируется знанием законов и закономерностей.

Экономическая наука употребляет термин «закон» в случаях, когда установлены существенные, т. е. наиболее существенные (глубинные) зависимости между действием различных сил и экономическими последствиями (результатами) их взаимодействия. Экономические законы отражают наиболее общие стабильные связи в сфере производственных отношений, то есть процесс общественно-полезной деятельности. Экономические законы — это необходимые и устойчивые зависимости между экономическими явлениями в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Развивая производительные силы, предыдущие поколения передают их следующим, на базе которых согласно выявленных законов новые поколения развивают свою хозяйственную деятельность. Ученые выделяют законы развития природы и законы развития общества (законы диалектики). Последние, в частности экономические, законы в свою очередь разделяются на общие законы, которые действуют на протяжении всего существования человечества (законы соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил, закон воспроизводства, закон экономии времени и др.) и специфические законы, определяющих экономическое развитие общества в рамках определенных конкретно-исторических эпох, общественно-экономических формаций или стадий (закон стоимости, закон спроса и предложения, закон денежного обращения, закон накопления и др.). В конкретных экономических условиях общие и специфические законы выступают как закономерности. Таким образом, закономерность — это проявление (процесс) действия одного или определенной совокупности экономических законов. Закономерность, как и закон, отражающий устойчивые причинно-следственные связи, однако закономерность отражает не однозначную зависимость, а вероятностной, то есть результат действия различных сил предсказуемым, но точность такого предсказания может иметь отклонения от реального.

Теория экономики региона — это комплексная наука, которая изучает формирование региональных социально-экономических систем, размещения производства и территориальной организации хозяйства. Она не ограничивается простым описанием мест расположения предприятий, отдельных отраслей или межотраслевых комплексов. Без научных основ невозможно правильно объяснить размещение промышленности, сельского хозяйства, транспорта, формирования и функционирования социально-экономических систем регионов. Экономика органически связана с экономическими законами и закономерностями, под влиянием которых она и развивается.

Установленные наукой законы развития природы и общества не следует отождествлять с юридическими законами государства. Законы развития природы и общества — это наиболее общие и существенные взаимосвязи и зависимости между явлениями и процессами в природе и обществе.

Люди могут открывать законы, познавать их, изучать и использовать в интересах общества, но они не могут изменить их или заменить и тем более создавать новые законы науки.

Общественные (в частности, экономические) законы являются сравнительно недолговечными. Многие из них действуют в течение соответствующего исторического периода (социально-экономической формации) и связанные со способом производства. С изменением способа производства они теряют силу в связи с новыми экономическими условиями и уступают место новым экономическим законам.

Закономерности размещения производства исторически также меняются и видоизменяются в зависимости от социально-экономического устройства общества. Каждому способу производства присущи свои (специфические) закономерности производства и формирования регионов, но наряду с ними действуют также классические общие закономерности развития и размещения производительных сил.

В условиях рынка управление формированием хозяйства регионов и региональных социально-экономических систем подчинено общим законам или закономерностям их развития — целенаправленности, взаимосвязям и результативности. Для практического использования общие положения причинно-обусловленного формирования регионов и их систем трансформируют в руководящие целенаправленные требования, установки региональной политики, территориального управления и хозяйственной деятельности. Практические же установки, или же «закономерности» регионального развития называют конкретными законами. Основными конкретными законами регионально-хозяйственного развития принято считать следующие: 1) территориального роста производства и выравнивание уровней социально-экономического развития регионов; 2) специализации межрегиональных связей и формирования региональных рынков; 3) комплексного развития структурных преобразований и диверсификации хозяйства регионов; 4) межрегиональной экономической интеграции и укрепления экономических основ государственности.

Законы или закономерности проявляются не изолированно друг от друга, а во взаимодействии обусловленности в масштабе одной страны или же типичных стран, и имеют общее значение для развития хозяйства отдельных регионов и региональных систем. Постепенный переход к новым, преимущественно рыночных принципов хозяйствования, как осуществляется например в Украине, приводит к историческим сдвигам в самих методологических подходах к научному обоснованию закономерностей, принципов и факторов регионального развития (рис. 5.1).

При любых социально-экономических условиях процесс регионального развития опосредуется действием определенных экономических законов, которые выражают объективные, существенные, необходимые и постоянно возобновляемые взаимосвязи и взаимозависимости в процессе производства, распределения и потребления материальных благ. Экономические законы характеризуют объективные относить (то есть такие, что не зависят от воли отдельных людей) которые проявляются только в процессе общественно полезной трудовой деятельности. Именно в этом заключается их главное отличие от законов природы.

Рис. 5.1 Система методологических и организационных основ развития регионов и формирования региональной структуры хозяйства.

Согласно общепринятой классификации экономические законы делятся на общие, присущие достаточно большой совокупности общественных явлений и конкретные или специфические.

На формирование и региональное развитие наибольшее влияние имеют такие общие экономические законы: экономии времени, общественного разделения труда, концентрации производства, комплексного и пропорционального развития производства, адекватности производственных отношений уровню развития производительных сил.

Важное значение для формирования региональной экономики имеют четыре законы регионального развития: 1) закон территориального роста производства и выравнивания уровней экономического и социального развития регионов; 2) закон территориальной специализации, межрегиональных связей и формирования региональных рынков; 3) закон комплексного развития, структурных преобразований и диверсификации хозяйства регионов; 4) закон межрегиональной экономической интеграции и укрепления экономических основ государственности.

Закон территориального роста производства и выравнивания уровней экономического и социального развития регионов предусматривает постепенное развитие производственных сил на базе научно-технического и организационного прогресса и других факторов, более равномерное территориальное распределение производства, сближение различных регионов по интенсивности хозяйственного и социального развития, что предполагает ускоренный подъем хозяйств отсталых и депрессивных районов. В условиях неравномерного роста производства по территории важными требованиями является выравнивание региональных уровней социально-экономического развития. Процесс дифференциации социально-экономических параметров контролируется во всех развитых странах. Решение существующих проблем требует прежде всего активизации экономических рычагов в депрессивных и отсталых регионах путем первоочередного создания условий для притока инвестиций, оживления товарного и фондового рынков, расширения малых форм бизнеса и др. Важное значение приобретает оптимизация соотношения объемов производственного накопления и особого потребления.

Закон территориальной специализации, межрегиональных связей и формирования региональных рынков диктует необходимость наилучшего производственного профилирования регионов и совершенствования межрегиональных обменов и пропорций. Он требует обоснования эффективных направлений развития каждого региона в системе общегосударственного разделения труда, способствует широкому участию региона во внешнеэкономической деятельности. При этом закон управляет формированием товарной структуры и ареалов региональных рынков.

Рациональная специализация хозяйства экономических районов и других территорий — важная объективная тенденция (закономерность) и руководящий принцип регионального развития. Экономические районы, сформировавшиеся в Украине, имеют четко выраженный хозяйственный направление, ориентированное, главным образом, на их природные условия и особенности.

Территориальная специализация является главным условием формирования товарных предложений на региональных и общегосударственных рынках сырья и готовой продукции. Залогом успешного развития рыночных отношений является их эффективность, постоянное снижение издержек производства и оборота, а специализация регионов, способствуя этому, выступает как важная основа сильный рычаг повышения производительности общественного труда и росту материальных благ общества. Региональная специализация, особенно в общих направлениях развития регионов, имеет достаточно большую инертность, устойчивость, хотя она и видоизменяется, но длительно, постепенно.

Неотъемлемым приложением и следствием специализации регионов выступают межрегиональные и внешнеэкономические связи, формирующие региональные рынки. И переход к рынку в Украине сопровождается появлением не только закономерных, обоснованных, но и многих неупорядоченных между территориальных связей — чрезмерно дальних, встречных, параллельных и др. При уменьшенном хозяйственном пространстве это свидетельствует о сильных нарушениях требований данного экономического закона.

В рамках единого рынка спрос и предложение на товары и другие ресурсы полностью балансируется. В локальных, региональных рынках, каждый из которых представляет определенную зону потребления спроса, такое равновесие обычно не достигается полностью, исключение составляют отдельные товары потребления. Региональные товарные рынки на перспективу проявляются схемами производственно-сбытового зонирования и отраслевыми схемами размещения производства и характеризуется по важнейшим видам продукции на основе выделения агрегатированных групп товаров. Емкость рынка обусловлена размещением потребительского платежеспособного спроса на продукцию, а возможные объемы ее предложения — производственным мощностям отраслей-поставщиков, конкурентоспособностью их продукции и уровнем рыночных цен.

С экономическими отношениями специализации и межрайонных связей тесно связан с закон комплексного развития, структурных преобразований и диверсификации хозяйства регионов, который отражает закономерные явления и процессы территориального разделения труда и предполагает необходимую пропорциональность хозяйства разных территориальных образований и их систем, соответствие экономики каждого региона местным природным и экономическим условиям, гармоничное развитие отраслей специализации и инфраструктуры, городов разного масштаба, других населенных пунктов. Этот закон управляет структурной перестройкой хозяйства регионов в интересах рыночных отношений и повышения жизненного уровня населения, приспосабливая экономику к конъюнктуре товарного спроса и предложения. Если межрегиональный направление общественного воспроизводства сочетается с процессом территориальной специализации, внутренне-региональный — существенно влияет на комплексное развитие регионов, обеспечивает и поддерживает его.

С помощью государства необходимо предусмотреть специальные меры по диверсификации региональной экономики, которые обеспечивали бы ее маневренность, устойчивость, выживание и рост в условиях рынка. Активную роль здесь должны выполнять оба направления структурной перестройки в регионах: производственно-технологическое (формирование наукоемких производств и пр.) и производственно-отраслевое (конверсия военно-промышленного комплекса, реконструкция аграрного сектора и тому подобное), причем приоритетным для этих мероприятий выступают ведущие регионы и центры размещения соответствующих отраслей.

Важное значение для ускоренного и устойчивого экономического роста и прогрессивных структурных преобразований получают требования закон межрегиональной экономической интеграции и укрепления экономических основ государственности. Интеграционные процессы в экономике регионов выступают как тенденции в виде современной формы углубления и распространения территориального разделения труда, развития производственной и научно-технической кооперации регионов, их хозяйственных, торговых, финансовых и других связей. Формирование тесных экономических связей регионов в стране противодействует гипертрофия внешнеэкономических связей, которая может привести к опасным социально-экономическим деформациям, нарушению единого экономического пространства. Экономические выгоды интеграции определяют прежде всего масштабностью формирующих хозяйственно-кооперационных комплексов, широтой их состава и тесными связями.

Современный мировой рынок производительных сил характеризуется существенным усилением внутри — и межрегиональной интеграции. Внутрирегиональная интеграция, которая обусловлена территориальной целостностью региона, развивается преимущественно на основе экономических взаимосвязей между всеми элементами хозяйственного комплекса. В результате этого формируется целостная интегрированная хозяйственная система или единое региональное экономическое пространство. Межрегиональная экономическая интеграция развивается на базе территориального разделении труда, поскольку специализация регионов, их некоторое территориальное обособление требует установления и углубления межрегиональных экономических связей.

Развитие интеграционных взаимосвязей и комплексное совершенствование размещения объектов производственного и непроизводственного назначения повинности привести к сближению уровней экономического и социального развития регионов. Именно на это направляются и меры государственной региональной политики. Вместе с тем между регионами существуют существенные различия, обусловленные разным природно-ресурсным потенциалом, структурой экономики, социально-экономическими условиями развития. Итак, сближение уровней экономического и социального развития регионов требует чрезвычайно больших усилий в неблагоприятных экономических условиях, когда остро ощущается нехватка материальных и финансовых ресурсов.

В экономической литературе имеют место различные толкования сущности закономерностей развития экономики регионов. Существуют утверждения о том, что общие экономические законы в конкретном, экономическом среде проявляются как закономерности. Приводятся такие аналогии: закон общественного разделения труда в пространственном аспекте выступает как закономерность территориального разделения труда, закон концентрации производства — как закономерность территориальной концентрации производства. Сейчас доминирует точка зрения, согласно которой экономические законы и закономерности по своей сути являются понятиями одного порядка [12 сек. 20].

Таким образом, как экономические законы, так и закономерности отражают устойчивые связи между всеми элементами производительных сил определенного экономического пространства, а потому является необходимым теоретико-методологическим основанием для решения практических задач. Всестороннее изучение закономерностей развития производительных сил в регионах позволяет воспроизводить и рационально использовать природно-ресурсный потенциал регионов, оптимально размещать предприятия различных отраслей экономики, производственную и социальную инфраструктуру.

Политическая экономия признает существование всеобщих экономических законов, свойственных всем социально-экономическим формациям, и специфических экономических законов, характерных для одной социально-экономической формации. Соответственно к ним и закономерности размещения производительных сил и их территориальной организации подразделяются на общие и специфические. Закономерности размещения производительных сил является своеобразной территориальной проекцией экономических законов, причем действие одного закона может проявляться в нескольких взаимосвязанных закономерностях или, наоборот, закономерность является пространственным проявлением нескольких экономических законов [14]. Сущность закономерностей размещения производительных сил и их связь с экономическими законами отражено в табл. 5.1.

Таблица 5.1. Связь закономерностей размещения производительных сил и основных экономических законов

Закономерности размещения производительных сил

Смотрите так же:

  • Опекун стаж Льготы опекунам 6 Какие льготы положены опекуну Опека очень важный шаг в жизни человека. По собственному желанию совершеннолетний и дееспособный гражданин с высокими моральными качествами может взять опеку над малолетними (до 14 лет), детьми, оставшимися […]
  • Какой штраф за самовольное подключение газа Последствия незаконного подключения Потребителю газа запрещено незаконно, напрямую или в обход приборов учета подключать к газораспределительной сети газоиспользующее оборудование. Под незаконным (несанкционированным) подключением к газораспределительным […]
  • Где посмотреть штрафы и долги Как проверить свои долги перед выездом за границу Что может сильнее отравить отдых, чем внезапная задержка в аэропорту из-за неоплаченного кредита или штрафа ГИБДД? Чтобы избежать неприятных сюрпризов, лучше заранее проверить свои возможные долги Шаг 1 […]
  • Закон хмао о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан « Об индексации отдельных видов мер социальной поддержки, помощи и иных выплат с 1 января 2018 года » В соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 10 ноября 2017 года № 443-п «Об индексации размеров отдельных видов мер социальной […]
  • Прокурор ингушетии новости В Ингушетии пытались взорвать прокурора — гособвинителя в деле о пытках в Центре "Э" update: 17-05-2018 (10:11) В ингушском городе Сунжа совершено покушение на сотрудника республиканской прокуратуры, сообщает 16 мая Следственный комитет. По версии СК, […]
  • Налог на имущество физического лица с незавершенного строительства Как исчисляется налог на имущество физических лиц по объектам незавершенного строительства? Объект незавершенного строительства является объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, если на такой объект оформлено право собственности (ст. […]
  • Закон недобросовестной рекламе Федеральный закон "О рекламе" простыми словами Рекламная деятельность в нашей стране регламентируется. Впрочем, так происходит и во всем цивилизованном мире. Существует такой нормативный акт, как федеральный закон 38 ФЗ «О рекламе». Речь идет о документе № […]
  • Кто правил после мехмеда 3 Султаны Турции: таблица правления и званий Османская империя, когда-то существовавшая, была родиной 36-ти турецких султанов. Вообще-то везде турецкие султаны называются османскими, но раз уж османы были ни кем иным, как турками, выходцами из тюркских племён, […]