Законы социальной работы рф

Нормативно-правовая база социальной работы

Вопросы правового обеспечения социальной защиты населения и современной системы социального обслуживания в России очень актуальны.

Смена политической ориентации государства и экономический кризис затронули все сферы жизнедеятельности общества. На протяжении ряда лет идёт устойчивое снижение жизненного уровня основной части населения. В особо тяжёлой ситуации оказались пенсионеры, инвалиды, безработные, многодетные семьи. Поэтому главной целью социальной политики нашего государства стало повышение уровня социальной защищённости личности и дальнейшее развитие, совершенствование социальной сферы. Способствовать этому призвана правовая база.

Нормативно — правовые акты, регламентирующие вопросы социальной защиты населения отражают три уровня правовой системы: международный, федеральный и уровень субъектов Российской Федерации:

I группа — «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей» и др.

ІІ группа — Конституция РФ, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (15.02.95), «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (17.05.95) и др.

ІІІ группа — нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в субъектах Российской Федерации.

На основе принципов, закреплённых в Конституции РФ и международных договорах, в России принят ряд других законодательных актов, которые регулируют государственную адресную социальную помощь.

Среди нормативных актов, особое место занимает Федеральный закон РФ «О государственной социальной помощи», который был принят Государственной Думой 25 июля 1999 года[4]. Данный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной адресной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Закон «О государственной социальной помощи» закрепляет понятие государственной адресной социальной помощи, её источники, виды и размер, а также порядок назначения, категорию получателей и другие важные вопросы.

Этот важнейший Федеральный закон также выделяет полномочия Российской Федерации в области оказания адресной социальной помощи. В соответствии со ст. 4 к ведению РФ в области оказания государственной адресной социальной помощи относятся:

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания гражданам государственной адресной социальной помощи;

разработка и реализация федеральных целевых программ оказания государственной адресной социальной помощи на всей территории РФ;

формирование федерального бюджета в части расходов на оказание данного вида помощи;

установление видов государственной адресной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории РФ.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона » О государственной социальной помощи», данный закон вступает в силу со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом » О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Во исполнение федерального закона «О государственной социальной помощи»:

— разработаны рекомендации по оценке уровня нуждаемости при реализации адресной социальной помощи от 17 марта 2000 г. № 85-СК;

— разработано программное обеспечение организации социальной адресной помощи (автоматизированная система «Адресная социальная помощь).

Данный закон в существующем виде не может обеспечить решение задачи оказания государственной адресной социальной помощи малоимущим. Основной причиной бездействия указанного закона является то, что он оказался не в состоянии обеспечить концентрацию бюджетных ресурсов всех уровней на оказании помощи наиболее нуждающейся части населения. Закон основывается на принципе гарантированного прожиточного минимума для всего населения страны и предполагает оказание адресной социальной помощи в размере разницы между среднедушевым доходом и величиной прожиточного минимума всем малоимущим семьям и одиноким гражданам независимо от причин их малообеспеченности, что противоречит ч. 2 ст. 6 данного закона. Кроме того, в действующем законе предусмотрена возможность применения единственного механизма оценки нуждаемости, который основывается исключительно на проверке и учете только денежных доходов, а не на данных о реальном потреблении граждан. Однако значительную часть доходов население получает в натуральной форме, которая остается неучтенной. Закон не предусматривает возможности применения косвенных методов оценки нуждаемости, которые были апробированы в ряде регионов Российской Федерации и продемонстрировали позитивные результаты, в соответствии с которыми многие домохозяйства, официальные душевые доходы которых не превышают прожиточного минимума, не являются бедными по показателю потенциальных потребительских расходов.

Положение закона о размере предоставляемой государственной адресной социальной помощи, которая “не может превышать разницу между фактическим денежным и/или натуральным доходом семьи заявителя и суммой установленных в регионе прожиточных минимумов всех членов семьи заявителя” (ст. 11), в регионах однозначно интерпретируется как безусловное доведение государственной адресной социальной помощи до величины прожиточного минимума. Вследствие указанных недостатков в действующем Законе необоснованно расширяется круг получателей государственной адресной социальной помощи и завышается объем выплат социальной помощи.

Несмотря на указанные недостатки, закон “О государственной социальной помощи” впервые предоставляет возможность определить тех лиц, которые испытывают острую потребность в получении социальной адресной помощи. Тем самым делается первый шаг на пути перехода от принципа категориальности в оказании адресной социальной помощи к осуществлению адресного принципа на основе оценки материальной обеспеченности. Однако даже ряд новых для законодательства положений не спасет закон от бездействия в силу своих расплывчатых и неопределенных формулировок.

Следующим законодательным актом, который регулирует оказание государственной социальной адресной помощи, является Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ».

Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учёта при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан нашей страны.

Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ» регулирует следующие вопросы: назначение прожиточного минимума, определение потребительской корзины, порядок её установления, величина прожиточного минимума, периодичность её исчисления и порядок установления, а также учёт величины прожиточного минимума при оказании государственной адресной социальной помощи гражданам в субъектах Российской Федерации. В целях реализации данного закона приняты:

Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ «О порядке разработки методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ»;

Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ;

Постановление Правительства РФ «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам по РФ»;

Необходимо также выделить ещё один немаловажный документ Правительства РФ, Постановление «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» от 20 августа 2003г. № 512. Данное постановление определяет, какие виды доходов должны учитываться при определении среднедушевого дохода, а также как должен рассчитываться среднедушевой доход, для предоставления указанным в законодательстве категориям граждан государственной адресной социальной помощи. Данное постановление имеет огромное значение, так как определяет за какой период должны учитываться доходы, какие именно должны быть эти доходы и как рассчитывать среднедушевой доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего человека за необходимый расчётный период, следует отметить, что оно заменило Постановление Правительства РФ «О порядке расчета среднего дохода малоимущих семей и одиноко проживающих граждан для предоставления им социальной помощи» от 22 февраля 2000 г. №152.

Издание нового постановления своеобразно дополняет Федеральный закон РФ » О государственной социальной помощи» и является более усовершенствованным по сравнению с предыдущим. Постановление внесёт необходимую ясность как для органов социальной защиты населения, так и для граждан обращающихся в эти органы за необходимой помощью. Оно было принято во исполнение Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»

Законы социальной работы рф

Специалист СР, должен обладать знаниями нормативно-правовой базы, т.к.к незнание закона не освобождает от ответственности, но для успешной работы он должен сделать акцент на след правовые акты:

1.международные документы (конвенции, акты и соглашения);

2.российские документы федерального значения;

3.значимые для специалиста и сферы его профессиональной деятельности документы субъекта РФ;

4.документы муниципальных образований;

5. внутриучрежденческие документы.

Соц.работнику необходимы знания нормативных документов для оказания конкретной помощи в каждом конкретном случае. Для работы специалиста по СР с детьми делинквентного поведения, с детьми криминального поведения, необходимо знать основные нормы Уголовного кодекса РФ, для того чтобы предупредить, а в некоторых случаях защитить несовершеннолетних от случайных проступков и правонарушений. Основным разделом, содержащим нормы, связанные с несовершеннолетними, является раздел V «Уголовная ответственность несовершеннолетних».

К первой группе относятся такие международные акты, как “Всеобщая декларация прав человека” , “Конвенция о правах ребенка” , “Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей” и др. ; ко

Ко второй — Конституция (Основной Закон) РФ, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы “Об основах соц обслуживания населения в РФ” (15 декабря 1995 г.) , “О соц обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” (17 мая 1995 г.) и др.;

К третьей — нормативно-правовые акты, кот разработаны и приняты в субъектах РФ. Особо важным в Трудовом Кодексе РФ для социального работника является глава XII «Труд молодежи», но не только, в других статьях кодекса тоже есть ограничения использования детского труда, а также основные гарантии несовершеннолетним работникам.

В соответствии с этим становится важен закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 1998 года. В нем говорится о государственном признании детства важным этапом жизни чел-ка, и провозглашаются принципы приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в общ-ве, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Чтобы продуктивнее работать в этом направлении, необходимо знание закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 96 г. В нем определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Опираясь на силу законов и подзаконных нормативно-правовых актов, структуры органов государственного управления, социальная политика стремится создать предпосылки для адаптации человека к изменчивым во времени и в пространстве условиям жизнедеятельности.

СР с ее разветвленной структурой органов управления в различных регионах общества и обширной сетью центров социальной помощи населению оказывает обратное и притом активное воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Вбирая в себя практически–организационный аспект социальной политики государства, социальная работа обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность. Такова диалектика взаимодействия социальной политики и СР.

Сущность и содержание правового обеспечения социальной работы

Сущность и специфика правового обеспечения социальной работы

Рассмотрим сущность правового обеспечения социальной работы через определение понятия «закон». Социальный закон — это относительно устойчивые и систематически повторяющиеся отношения между социальными объектами, а право — социальный институт, который регулирует социальные взаимодействия в обществе путем предписаний, строго закрепленных в нормах — законах. Правовые нормы обеспечиваются принуждением со стороны государственных органов1.

Спецификой правового обеспечения социальной работы является целевая направленность на человека, улучшение условий и качества его жизни.

Цель и задачи правового обеспечения социальной работы определяют сформулированные в нормативно-правовой базе конкретные принципы, которые обозначают ее основные направления. Это — соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение государственных гарантий; равные возможности для граждан при получении социальных услуг и добровольное согласие на их получение. К целям и задачам правового обеспечения социальной работы относится также обеспечение государственных гарантий на доступность социального обслуживания, определение и преемственность всех видов и форм социального обслуживания, адресность. Через правовые нормы обеспечивается приоритет социального содействия гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействие социальной реабилитации и адаптации.

Нормативно-правовая база социальной работы определяет межведомственный характер ее деятельности, территориальную организацию, формы, методы функционирования социальных служб, государственную поддержку добровольной общественной деятельности по оказанию услуг и помощи населению.

Конституция РФ содержит определение РФ как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Глобальной задачей социально ориентированной экономики нашей страны является деятельность по социальной защите всех социально-демографических групп населения. Конституция РФ в ст. 39 предусматривает право на социальное обеспечение всех граждан страны. Эта конституционная норма является основой социального обслуживания и социальной защиты населения.

Правовые документы, регулирующие вопросы социальной работы, принимаются на международном, федеральном, региональном, муниципальном, ведомственном уровнях.

На международном уровне принимаются регламентирующие и рекомендательные документы (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и других организаций). Среди таких международных актов можно выделить Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Конвенцию о правах ребенка 1989 г., Конвенцию о правах инвалидов 2006 г. и др. Эти документы имеют в России силу постольку, поскольку они ратифицированы нашим государством.

Основные федеральные акты — это Конституция РФ и федеральные конституционные законы: Гражданский кодекс,

Семейный, Трудовой и другие кодексы; федеральные законы от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и др. Также к нормативным документам относятся указы и распоряжения Президента РФ, постановления и решения Правительства РФ, устанавливающие порядок осуществления социальной защиты и социального обслуживания.

На региональном уровне принимаются нормативно-правовые акты субъектов РФ. Эти документы обеспечивают реализацию федеральных законов на территории регионов, а также отражают специфику субъектов РФ. Они не должны противоречить федеральному законодательству, дополняют и конкретизируют его, исходя из региональных особенностей и возможностей.

На муниципальном уровне действуют нормативно-правовые документы муниципальных образований (принятые городскими, окружными, районными, сельскими, поселковыми органами власти).

На ведомственном уровне разрабатываются и реализуются решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций. Каждое ведомство социальной сферы выпускает собственные нормативные акты, обязательные для исполнения всеми, кто работает в соответствующей системе (положения о различных центрах социального обслуживания граждан).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Нормативно-правовая основа деятельности социального работника

В своей деятельности социальные работники опираются на нормативно-правовую базу, существующую в Российской Федерации, международные правовые документы, ратифицированные РФ. Эти документы носят как общий характер (для всех сфер деятельности), так и специальный (для социальной сферы – регламентирующие деятельность социальных работников).

К российским нормативно-правовым документам относятся:

Конституция РФ, которая декларирует, что: 1) в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией; 2) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; 3) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других (ст. 17 Конституции РФ).

Трудовой кодекс РФ гарантирует следующие права работникам:

заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

– предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

– рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

– своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

– отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

– полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

– профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

– объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

– участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

– ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;

– защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

– разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

– возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

– обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

– соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

– соблюдать трудовую дисциплину;

– выполнять установленные нормы труда;

– соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

– бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;

– незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя, в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества (ст. 21 ТК РФ).

Федеральный закон от 22 июля 1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» гарантирует право на охрану здоровья:

граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи;

– государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

– государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний (лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность);

– гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ;

– граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах (информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ);

– при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно- ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера но уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности (ст. 17, 19, 20 Закона).

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» гарантирует право па:

– обеспечение по страхованию в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

– участие в расследовании страхового случая, в том числе с участием профсоюзного органа либо своего доверенного лица;

– обжалование решений по вопросам расследования страховых случаев в государственную инспекцию труда, профсоюзные органы и в суд;

– защиту своих прав и законных интересов, в том числе в суде;

– бесплатное обучение безопасным методам и приемам работы без отрыва от производства, а также с отрывом от производства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с сохранением среднего заработка и оплатой командировочных расходов;

– самостоятельное обращение в лечебно-профилактические учреждения государственной системы здравоохранения и учреждения медико-социальной экспертизы по вопросам медицинского освидетельствования и переосвидетельствования;

– обращение в профсоюзные или иные уполномоченные представительные органы по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– получение от страхователя и страховщика бесплатной информации о своих правах и обязанностях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

– соблюдать правила по охране труда и инструкции по охране труда;

– извещать страховщика об изменении места своего жительства или места работы, а также о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера получаемого им обеспечения по страхованию или утрату права на получение обеспечения по страхованию, в десятидневный срок со дня наступления таких обстоятельств;

– выполнять рекомендации по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, проходить медицинские освидетельствования и переосвидетельствования в установленные учреждениями медикосоциальной экспертизы сроки, а также по направлению страховщика (ст. 16 Закона).

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» гарантирует социальным работникам:

– право на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания (ст. 34 Закона);

– право на частную деятельность в сфере социального обслуживания (ст. 35 Закона);

– права социальных работников (ст. 36 Закона), согласно которым социальные работники, занятые в государственном и муниципальных секторах социального обслуживания, имеют право на:

1) работу на условиях трудового договора (контракта),

2) бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетных ассигнований,

3) защиту профессиональной чести, достоинства и деловой репутации, в том числе в судебном порядке,

4) получение квалификационных аттестатов и лицензий на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания,

5) повышение квалификации за счет работодателя,

6) бесплатное получение жилой площади и жилищно- коммунальных услуг в случае, если они проживают в сельской местности или поселках городского типа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При исполнении служебных обязанностей социальные работники, занятые в государственном или муниципальном секторах социального обслуживания, имеют право на:

1) обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем или выплату денежной компенсации на их приобретение в порядке, определяемом Правительством РФ;

2) внеочередное обслуживание государственными и муниципальными предприятиями торговли, общественного питания, быта, связи, отделениями сбербанков и учреждениями, оказывающими юридическую помощь социальным работникам при исполнении служебных обязанностей;

3) первоочередную установку квартирного телефона и приобретение на льготных условиях автотранспорта в целях обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в порядке, определяемом Правительством РФ;

4) бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) социальных работников, чья профессиональная деятельность связана с разъездами;

5) компенсацию за эксплуатацию личного автотранспорта, используемого для оказания социальных услуг в порядке, определяемом Правительством РФ.

Кроме того, социальные работники имеют право на дополнительные льготы, которые определяются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ст. 36 Закона).

Деятельность по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов подлежит контролю со стороны соответствующих служб (ст. 37 Закона).

Социальный работник обязан обслуживать граждан пожилого возраста и инвалидов в следующих формах:

– социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

– полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

– стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

– срочное социальное обслуживание;

– социально-консультативная помощь (ст. 16 Закона).

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определяет, что:

– эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг;

– меры социальной поддержки работников государственной системы социальных служб определяются органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с их полномочиями;

– медицинским работникам государственной системы социальных служб, непосредственно занятым социально- медицинским обслуживанием, могут предусматриваться меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения;

– работникам учреждений социального обслуживания государственной системы социальных служб, непосредственно осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних, могут предусматриваться меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ для педагогических кадров образовательных учреждений, для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних;

– меры социальной поддержки работников социальных служб иных форм собственности устанавливаются их учредителями самостоятельно на договорной основе (ст. 25 Закона).

В Законе определяются принципы социального обслуживания, которые должны лежать в основе деятельности социальных работников – адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации (ст. 5 Закона), а также даются определения понятиям «социальные службы», «клиент социальной службы», «социальные услуги», «трудная жизненная ситуация» (ст. 3 Закона).

Согласно Федеральному закону от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» социальный работник как исполнитель определенного вида деятельности обязан:

– предоставлять качественные услуги согласно существующим требованиям или заключенному договору (ст. 4 Закона);

– своевременно предоставлять потребителю (клиенту) необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (ст. 10 Закона);

– нести ответственность за нарушение прав потребителя (ст. 12, 13).

В то же время, как потребитель, социальный работник обладает всеми правами потребителя, которые призван гарантировать данный Закон.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» социальные работники как представители социальных служб защиты населения должны осуществлять социально-бытовое обслуживание инвалидов (ст. 28 Закона).

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает:

– государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, которые включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг, в частности, по социальному обслуживанию, социальной защите детей, социальной адаптации и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 8 Закона);

– дает определение «социальные службы для детей» – организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей (ст. 1 Закона).

Согласно Закону социальные работники:

– несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка,

– по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка (ст. 7 Закона).

На основании Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

– предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта РФ;

– выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;

– принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

– должностные лица учреждений социального обслуживания (социальные работники) имеют право:

1) в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами,

2) запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц (ст. 12 Закона).

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предъявляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» утратило силу после внесения поправок в Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 22 августа 2004 г. № 122.

К международным соглашениям, на которых основываются принципы социальной работы, деятельность социальных работников, ратифицированные Российской Федерацией относятся:

Устав ООН (принят 26 июня 1945 г. на Конференции ООН в Сан-Франциско), в котором был провозглашен принцип равенства людей независимо от расы, пола, языка, религии: «Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ратифицирован Верховным Советом СССР от 20 августа 1945 г.) [1] .

Хартия прав человека: всеобщая декларация прав человека (принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН) провозглашает нрава человека, независимо от этнической, религиозной, половой принадлежности: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства» (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1954 г.) [2] .

Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г.) провозглашает права ребенка (10 принципов), которые признаются за всеми детьми без всяких исключений, различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или ero семьи.

Международный Пакт о гражданских и политических правах (принят 16 декабря 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН, вступил в силу 23 марта 1976 г.) провозгласил, что: «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте» [3] .

Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин (принята 7 ноября 1967 г. Генеральной Ассамблеей ООН) гарантирует реализацию принципа равенства вне полового различия [4] .

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (принята 18 декабря 1979 г. Генеральной Ассамблеей ООП, вступила в силу 3 сентября 1981 г.) впервые раскрыла понятие «дискриминация в отношении женщин» – «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области» [5] .

Конвенция № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями» (принята 3 июня 1981 г. Генеральной Конференцией Международной организацией труда (МОТ) предусматривает меры, призванные содействовать утверждению подхода к проблеме равенства прав путем разделения трудовых льгот и семейных обязанностей между трудящимися мужчинами и женщинами на основе принципа равных возможностей (ратифицирована Государственной Думой ФС РФ 10 октября 19 октября 1997 г., Указом Президента РФ 30 октября 1997 г. № 137-Φ3) [6] .

Декларация об искоренении насилия в отношении женщин (принята 20 декабря 1993 г. Генеральной Ассамблеей ООН) впервые раскрывает понятие «насилие в отношении женщин» – «любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни» [7] .

Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) определяет задачи государства, его роль в защите прав детей, а также права ребенка как субъекта международного права, вводит ряд новых прав ребенка: на выживание и развитие; на сохранение индивидуальности; на свободное выражение своих взглядов; на неучастие в военных действиях; на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации.

Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (одобрен б октября 1999 г. Генеральной Ассамблеей ООН) допускает право подачи женщинами и женскими неправительственными объединениями индивидуальных жалоб о нарушении Конвенции. После ратификации и вступления в силу Факультативного протокола в 2004 г. такие жалобы могут направляться в Комиссию ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин отдельными лицами, группой лиц или организациями, понесшими ущерб или в иной форме пострадавшими в результате нарушения прав, предусмотренных Конвенцией [8] .

6.3. Государственно-правовые основы социальной работы

Социальная политика и социальная работа опираются на Конституцию Российской Федерации как Основной закон Российской Федерации, на законы и нормативно-правовые акты.

Для осуществления социальной работы основную роль играет ст.

Правовой статус – это правовое положение личности в обществе, установленное Конституцией и другими законами.

Субъективное право – это право человека распоряжаться принадлежащими ему экономическими и духовными благами.

Юридическая обязанность – это должное поведение обязанного лица.

Гражданство – устойчивая правовая связь лица с определенным государством.

Субъективные права и обязанности граждан закреплены Конституцией РФ:

1. Личные права и свободы.

2. Политические права и свободы.

3. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина.

4. Основные обязанности граждан.

Закрепленные Конституцией права, свободы и обязанности составляют правовую основу социальной работы с населением.

Льготы – это преимущества, устанавливаемые законом дополнительные права. Например, материальная и моральная поддержка материнства, льготы многодетным семьям, инвалидам и участникам войн, семьям погибших воинов.

Государство осуществляет правовое регулирование социальной работы. Так, в Законе РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.) определена сущность отрасли социального обслуживания. Это оказание социальными службами социальной поддержки, социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Закон дает определение понятия «трудная жизненная ситуация». Это такая ситуация, которая нарушает жизнедеятельность граждан (инвалидность, болезнь, безнадзорность, малообеспеченность, безработица и т.п.) и которую человек не может разрешить самостоятельно.

В ст. 5 Закона закреплены принципы социального обслуживания: 1.

Адресность – нуждаемость конкретного клиента. 2.

Доступность услуг. 3.

Добровольность – не нарушать волю гражданина. 4.

Гуманность – заботливое, внимательное отношение. 5.

Приоритетность в предоставлении социальных услуг несовершеннолетним. 6.

Конфиденциальность – неразглашение. 7.

Профилактическая направленность помощи.

Закон определяет государственные службы по основным видам услуг: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, предоставление временного приюта, консультативная помощь, реабилитационные услуги инвалидам, лицам с ограниченными возможностями и гражданам с асоциальным поведением.

В соответствии с Законом социальное обслуживание осуществляется бесплатно или за плату в порядке, установленном Правительством РФ. Бесплатно обслуживаются люди преклонного возраста, больные, инвалиды, а также оказавшиеся в критической ситуации в результате стихийных бедствий, катастроф.

Ст. 17 Закона определяет перечень учреждений социального обслуживания, на деятельность которых он распространяется. Это центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, дома ночного пребывания.

В порядке, установленном законодательством, социальные службы обеспечиваются земельным участком, имуществом и финансируются из федерального бюджета, государственные – из бюджетов субъектов Федерации, муниципальные из местного бюджета. Закон разрешает использовать дополнительные средства, поступающие от целевых социальных фондов, доходы от предпринимательской деятельности, плату за социальные услуги, благотворительные взносы.

В 1995 году вышел Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В Законе предусмотрены формы социального обслуживания:

1. Социальное обслуживание на дому.

2. Полустационарное социальное обслуживание (дневное или ночное пребывание).

3. Стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (дома-интернаты, пансионаты и др.).

4. Срочное социальное обслуживание.

5. Социально-консультативная помощь.

Социально-правовой основой для социальной работы с инвалидами является Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.). Издан Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (1993 г.). Приняты нормативно-правовые акты по регулированию социальной работы с мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами, безработными. Следовательно, социальному работнику необходима юридическая компетентность, знание Конституции как Основного закона государства и нормативно-правовых актов для защиты прав и законных интересов людей.

Роль социальной работы в России и статус специалиста по социальной работе в обществе

Дата публикации: 06.06.2015 2015-06-06

Статья просмотрена: 2606 раз

Библиографическое описание:

Евдокимова Т. В. Роль социальной работы в России и статус специалиста по социальной работе в обществе // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 993-995. — URL https://moluch.ru/archive/92/20051/ (дата обращения: 23.08.2018).

Профессия «социальная работа» по сравнению с индустриально-развитыми странами очень молода. Если там она уже имеет многолетнюю историю и колоссальное значение, то у нас этот вид деятельности начал формироваться только в начале 90-х годов XX столетия одновременно со сменой социально-экономической и идейно-политической парадигм общественного устройства, ориентированного на создание рыночного хозяйства и либеральной ценности. Вот тогда-то в социальную практику России и вошло понятие социальной работы.

Впервые в мировой практике это понятие появилось еще в конце XIX века в наиболее развитых в индустриальном отношении странах, прежде всего в США. Однако в качестве признанного социального института и профессии особого рода социальная работа оформилась лишь в 20–30-е годы XX века.

«Социальная работа — это одна из разновидностей социального действия: основные усилия целенаправленных манипуляций в профессиональной социальной работе, ориентированной на создание условий, при которых объект действия (клиент) будет социально функционировать на принципах самодостаточности, а также на проведение коррекционной и реабилитационной работы с лицами асоциального или девиантного поведения» [3, с. 17].

Социальная работа тесно связана с различными сферами жизнедеятельности людей, в особенности с социально-экономической сферой. Важнейшим элементом механизма влияния социальной работы на процесс развития общества является государственная политика.

В современном мире рыночный тип экономики является преобладающей формой хозяйствования. Развитие рыночных отношений сопровождается резким экономическим расслоением общества, одна часть населения, которая имеет определенный доход, либо хорошо разбирающаяся в рыночных отношениях, являются владельцами частной собственности. Другая же часть, не имеющая ни того, ни другого как раз и оказывается той социальной группой, которая по разным причинам не может самостоятельно обеспечить свою жизнедеятельность. К ней относятся граждане, являющиеся инвалидами, одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров, беженцы и вынужденные переселенцы, многодетные, неполные семьи и семьи с низким уровнем дохода, безнадзорные дети и подростки и т. д. И поэтому им обязано оказывать социальную помощь и поддержку государство через социальную защиту населения. Для государства, социальная поддержка детей и подростков, семей, имеющих детей, временно утративших трудоспособность, является экономически выгодной, так как в будущем они будут вносить свой вклад в национальный фонд страны.

Поле деятельности социального работника широко — от социально-экономической сферы, условий труда, быта человека, его здоровья и досуга до социально-классовых и социально-этнических отношений. Специалисты по социальной работе в законотворческой деятельности, они вынуждены действовать в далекой от совершенства нормативно-правовой обстановке.

Основными правовым документом, на которые опираются при работе с населением специалисты по социальной работе, являются Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ, который вступил в действие с 01 января 2015 года. Данный закон заменил законы от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», которые соответственно с 1 января 2015 года утратили силу. В соответствии с новым законом в сфере социального обслуживания населения сделан упор на профилактику и индивидуальный подход. В законе прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг. Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. В законе закрепляется принцип осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соц. услугах. Последние могут предоставляться, как и раньше, в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соц. услуг. Это одна из новелл закона. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

При работе с различными категориями населения неотъемлемой частью являются принципы организации профессиональной деятельности специалистов по социальной работе. Главными из них являются принципы гуманизма, справедливости, компетентности, альтруизма, личностного и индивидуального подхода, ответственности перед клиентом. Без знания этих принципов социальная работа не может рассматриваться как профессиональная деятельность, а специалисты по социальной работе, не имеют право носить статус специалиста в этой области.

Специалисту в своей профессии не только необходимо владеть знаниями, навыками, но и обладать профессиональными качествами. Профессионально важные качества — это «индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно-заданном уровне и которые значимы и положительно коррелируются хотя бы с одним (или несколькими) из ее основных результативных параметров — качеством, производительностью, надежностью» [3, с. 80]. В качестве основных: дальновидность; находчивость; социальная компетентность; умение использовать диагностические методы; коммуникабельность, отзывчивость, наблюдательность, внимательность; искренность, толерантность, гуманность; умение осуществлять связи с другими специалистами, доброта, оптимизм, тактичность, альтруизм и рефлексия.

К тому же профессионально важные качества, знания, умения и навыки немаловажны при приеме в социальные службы. Специфика работы в социальных учреждениях имеет особый подход к подбору кадров, способных решать сложные вопросы, которые возникают у специалистов в процессе обслуживания клиентов.

Управление кадровым потенциалом невозможно без осуществления целенаправленной кадровой политики. Приоритетными направлениями кадровой политики являются подбор кадрового состава и работа с ним, рост престижа государственной службы, совершенство­вание профессиональных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников. В процессе управления развитием социальной защиты населения производится организация дополнительного профессионального образования кадров, повышения их квалификации, обучения современным прогрессивным технологиям. И главной технологией, которая разрабатывает различные аспекты как профессиональной, так и личностной подготовки социальных работников к будущей деятельности с различными категориями населения в последние годы являются креативные технологии.

В настоящее время социальные службы не испытывают острого дефицита в работниках. Показатель успешности кадрового состава наиболее высок в городах, нежели в сельских отдаленных районах. Сегодня не менее трети квалифицированных работников системы социальной защиты имеют профильное высшее и среднее специальное образование. И конечно, такая насыщенность кадрового состава лицами с профильным профессиональным образованием не является еще стопроцентной гарантией успеха. И поэтому необходимо повышать профессиональный уровень и компетентность специалистов. Вот почему система переподготовки и повышения квалификации кадров занимает важное место в системе непрерывного профессионального образования.

1. Албегова И. Ф. Методологические проблемы институционализации социальной работы в условиях Российской Федерации // Отечественный журнал социальной работы. М.: — 2010. — № 4. — С. 4–16.

2. Бадя Л. В. Кадровая политика — на перспективу (из опыта работы по повышению квалификации социальных работников Московской области) // Отечественный журнал социальной работы. М.: — 2009. — № 4. — С. 54–58.

3. Основы социальной работы: учебник / отв. Ред. П. Д. Павленок. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2006. — 560 с.

4. Файзиева Е. Б. Повышение эффективности профессиональной подготовки специалистов по социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. М.: —2010. — № 3. — С. 101–103.

5. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ. Российская газета от 30.12.2013 № 295.

Смотрите так же:

  • Как отмыть белые разводы Как и чем вымыть полы после ремонта, чтобы избавиться от следов побелки, шпаклевки, клея или краски? Сложнее всего вымыть грязный пол после ремонта, поскольку на нем остаются пятна от побелки, клея и других строительных смесей. Для качественной очистки пола […]
  • Костюм жениха правила Как выбрать костюм жениха на свадьбу Выбор мужского костюма для жениха – это занятие, которое по своей ответственности и важности не уступает выбору платья невесты. Важно учесть все: модель, цвет, купить правильную рубашку. При выборе костюма следует […]
  • Приказ мвд 770 2006 года Приказ мвд 770 2006 года Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового […]
  • Приснилось спор «Сонник Спор приснился, к чему снится во сне Спор» Сонник Спор К чему снится Спор во сне по соннику? Спор, по соннику Felomena — символ буквальный, ассоциации о разногласиях наяву отражают основные версии интерпретации увиденного сюжета. Наиболее подробное […]
  • Приказ оказание помощи по гинекологии Стандарты медицинской помощи в акушерстве и гинекологии ›› Перейти к полному списку категорий Перечень нормативных актов, вводящих в действие стандарты медицинской помощи при гинекологических заболеваниях, а также при беременности, родах и в послеродовом […]
  • Правила студии танца ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ ФИТНЕС-ЗАЛА СТУДИИ ФИТНЕСА И ТАНЦА «РИТМ» Ваш абонемент является пропуском в клуб. Просим предъявлять его администратору при каждом посещении. Ключ от шкафа выдается в обмен на абонемент. Из-за частой потери детьми ключей от […]
  • Оформление развода и раздел имущества Раздел имущества 2018 год Правильный выбор юриста залог твоего успеха. Раздел имущества в судебном порядке без твоего присутствия в суде. Раздел имущества с регистрацией решения суда в государственной регистрационной палате на твоё имя. Раздел имущества […]
  • Осаго после 1 октября Увеличение максимальных выплат по ОСАГО с 1 октября 2014 года Добрый день, уважаемый читатель. Сегодня будут рассмотрены изменения Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", вступающие в […]