Жалоба или ночные думы о жизни смерти и бессмертии

Картины природы сентиментальной английской поэзии

Одним из наиболее ранних образцов сентиментальной поэзии в Англии явилась поэма Джеймса Томсона (James Thomson, 1700-1748) «Времена года» (The Seasons, 1726-1730). Это описательно-дидактическое произведение состоит из четырех частей. Уже само обращение к природе имело принципиальное значение: оно было воспринято как одна из важнейших деклараций сентиментализма, хотя Томсон идет лишь по пути описания картин природы, не создавая лирически окрашенного пейзажа и не передавая сложной гаммы чувств лирического героя. В этом отношении Томсон еще не порывает полностью с классицизмом. Он рисует обобщенные картины лета, зимы, весны и осени, фиксируя наиболее характерные приметы каждого времени года. Однако именно Томсон обратил внимание на красоту лесов и полей, поражающих богатством цветовых оттенков, на безбрежный простор равнин и чарующую прелесть лугов. В его поэме прозвучал призыв

Уйти в себя от праздных толп людских, Чтобы парить над суетностью мира, И попирать порок своей пятою. . И слиться с тишиной в безгласной роще.

На фоне природы в идиллически-приукрашенном виде изображается в поэме жизнь крестьян. Картины природы чередуются с сентиментально-слащавыми описаниями сельских работ и веселых празднеств поселян. Суровые условия жизни, тяжелый труд крестьян, социальные противоречия не получили отражения во «Временах года». Поэма завершается гимном творцу, создавшему гармонию вселенной и направляющему «таинственный круговорот» времени. Поэма написана белым стихом. Эта свободная метрическая форма получила широкое распространение в поэзии сентиментализма.

Если у Томсона религиозные мотивы имеют пантеистическую окраску и поэт воспевает слияние с природой как возможность обретения «божественной гармонии», то в творчестве Эдуарда Юнга (Edward Young, 1683-1765) преобладают пессимистические настроения и религиозно-мистические мотивы. Ранняя поэзия Юнга связана с искусством классицизма. Как вполне оригинальный поэт он выступил на склоне лет, завоевав известность своей религиозно-дидактической поэмой «Жалоба, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии» (The Complaint, or Night Thoughts on Life, Death and Immortality, 1745). Поэма состоит из девяти песен. Ее содержание составляют размышления о бренности человеческой жизни и защита идеи бессмертия души. Мысль о бессмертии, по мнению Юнга, — единственное утешение для человека, удел которого на земле — страдания.

Эдуард Юнг — один из создателей «кладбищенской поэзии». Юнг воспевает кладбищенскую тишину и уединение среди могил; лежащие в склепах мертвецы, освобожденные «от оков реальной жизни», представляются ему счастливцами по сравнению с обреченными на страдания живыми людьми. Поэт блуждает по кладбищу, находя утешение в «безмолвье мертвом» и «глубоком мраке». Поэма написана с большим эмоциональным пафосом.

Значительной фигурой раннего сентиментализма является Томас Грей (Thomas Gray, 1716-1771). Произведением, принесшим Грею широкую известность, была его «Элегия, написанная на сельском кладбище» (An Elegy Written in a Country Churchyard, 1751), являющаяся наиболее ярким образцом сентиментальной «кладбищенской поэзии». В отличие от Юнга, у Грея художественные средства и образы служат выражению не столько религиозно-мистических настроений, сколько демократических симпатий и взглядов. Рассуждения о бренности жизни не имеют у него самодовлеющего значения. Они сочетаются с прославлением красоты трудовой жизни крестьян. Простых тружеников Грей противопоставляет богатым и знатным, чья жизнь основана на лжи, преступлениях, лицемерии и жестокости.

«Элегия» начинается описанием спускающегося на землю ночного Сумрака. Поэт бродит по сельскому кладбищу, всматриваясь в надписи на могильных плитах. Основную часть «Элегии» составляют размышления поэта о судьбах усопших. Он вспоминает об их жизни, наполненной каждодневным трудом («как часто их серпы златую ниву жали, и плуг их побеждал упорные поля»), и скромных радостях и осуждает «наперсников фортуны», которые презирают бедняков. В «Элегии» развивается мысль о том, что тяжелые условия жизни и невозможность приобщиться к знаниям не позволили простым людям проявить заложенные в них способности. Из тех, кто покоится под скромными надгробиями сельского кладбища, могли бы выйти великие ученые, полководцы и поэты.

В «Элегии» создан лирический образ поэта; Грей запечатлел в нем свойственные сентименталистам представления о подлинно поэтической натуре. Поэт изображен как человек, «чувствительный душою» и «кроткий сердцем», погруженный в меланхолическую задумчивость, любящий уединение на лоне природы.

«Элегия» Грея получила широкое распространение за пределами Англии и вызвала много подражаний. Русский читатель познакомился с ней в 1801 г. в переводе В. А.Жуковского.

Дальнейшее развитие английской сентиментальной поэзии относится к эпохе 60-70-х годов. На этом этапе она представлена творчеством Оливера ГолдСмита, Уильяма Каупера (William Cowper, 1731-1800), Джорджа Крабба (George Crabb, 1754-1832) и характеризуется углублением в ней темы социальных противоречий действительности. Сентиментальные иллюзии и идиллическое изображение сельской жизни, хотя они и не были изжиты полностью, сменяются правдивыми картинами реального бытия.

ЮНГ Эдуард

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое «ЮНГ Эдуард» в других словарях:

Юнг, Эдуард — Эдуард Юнг англ. Edward Young Дата рождения … Википедия

Юнг Эдуард — Эдуард Юнг Эдуард Юнг (Эдуард Янг, англ. Edward Young; крещён 3 июля 1683, Апем близ Уинчестера 5 апреля 1765, Уэлин, Хартфордшир) английский поэт. Сын священника. Изучал право в Оксфордском университете. Первые опубликованные проиведения… … Википедия

ЮНГ Эдуард — ЮНГ (Янг) Эдуард (1683 1765) английский поэт. В трактате Мысли об оригинальном творчестве (1759) выступил против рационалистической эстетики. Поэма Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии (кн. 1 9, 1972 45) классическое… … Большой Энциклопедический словарь

Юнг Эдуард — Юнг, Янг (Young) Эдуард (крещен в 3.7.1683, Апем, близ Уинчестера, ‒ 5.4.1765, Уэлин, Хартфордшир), английский поэт. Получил юридическое образование в Оксфордском университете. В раннем творчестве придерживался принципов классицизма,… … Большая советская энциклопедия

ЮНГ Эдуард — ЮНГ, Янг (Young) Эдуард (1683—1765), английский поэт. Религ. дидактич. поэма «Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии» (кн. 1—9, 1742—45, п. 1780), трактат «Мысли об оригинальном творчестве» (1759, п. 1812) … Литературный энциклопедический словарь

ЮНГ Эдуард — (Young, Edward) (1683 1765), английский поэт и критик. Родился в Апеме (графство Гэмпшир), крещен 3 июня 1863. Окончил Уинчестер колледж, изучал право в Оксфордском университете. Получив в 1719 степень доктора гражданского права, оставался в… … Энциклопедия Кольера

Юнг Эдуард — (Young, 1681 1765) английский поэт. Был священником в Гертфордшире. Первые его стихотворения: The last day (1713 подражание Мильтону) и The force of religion прошли незамеченными. В 1726 г. вышли первые его сатиры The universal passion ,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Юнг, Эдуард — (Young, 1681 1765) английский поэт. Был священником в Гертфордшире. Первые его стихотворения: The last day (1713 подражание Мильтону) и The force of religion прошли незамеченными. В 1726 г. вышли первые его сатиры The universal passion ,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Юнг, Эдуард — Смотри также (1681 1765). Английский поэт, представитель сентиментального направления; усердно переводился в России. В русском переводе Юнговы ночи в стихах выдержали несколько изданий … Словарь литературных типов

Юнг Эдуард Томас — Янг (Young) (1773 1829), английский учёный, врач, один из основоположников волновой теории света. Сформулировал принцип интерференции (1801), высказал идею о поперечности световых волн (1817). Объяснил аккомодацию глаза, разрабатывал теорию… … Энциклопедический словарь

ЮНГ, ЭДВАРД

ЮНГ, ЭДВАРД (Young, Edward) (1683–1765), английский поэт и критик. Родился в Апеме (графство Гэмпшир), крещен 3 июня 1863. Окончил Уинчестер-колледж, изучал право в Оксфордском университете. Получив в 1719 степень доктора гражданского права, оставался в университете до 1730, писал стихи и пьесы. Первый крупный успех ему принесла написанная героическим дистихом сатира Жажда славы, всеобщая страсть (Love of Fame, the Universal Passion, 1725–1728). В 1726 ему назначили государственную пенсию, а после воцарения Георга II он получил должность королевского капеллана. В 1730 Юнг стал пастором в Велвине (графство Хартфордшир), где и умер 5 апреля 1765.

Величайшее достижение Юнга в поэзии – Жалоба, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии (The Complaint; or Night Thoughts on Life, Death and Immortality, 1742–1745), написанная белым стихом поэма о значении чувств и настроений для нравственной и религиозной жизни человека. В литературно-критической работе Размышления об оригинальном творчестве (Conjectures on Original Composition) он признает решающую роль гения в поэтическом творчестве. Настрой и колорит поэмы Юнга привлекали и завораживали читающую публику Европы и Америки на протяжении ста с лишним лет.

Юнг Э. Дух, или Нравственные мысли славного Юнга. СПб, 1798
Юнг Э. Картина бытия, помышлением созерцаемая. М., 1798
Юнг Э. План Эдуарда Юнга, или Нощное размышление о жизни, смерти и бессмертии, ч. 1–2. М., 1799
Юнг Э. Мысли Юнга об оригинальном сочинении. СПб, 1812

26. Сентиментализм в Англии. Предромантизм. Поэмы Оссиана.

1750-60 гг.. Противоречивость определяется тем, что СЕНТИМЕНТАЛИЗМ опирался на противоречивое философское течение СЕНСУАЛИЗМ СЕНСУАЛИЗМ : В основе познания мира – чувство. Дэвид ЮМ: (В процессе познания самым сильным и значимым является ощущение). Всё зависит от того, что такое ощущение: * или ощущение – проистекает из воздействия материальной действительности; * или ощущение зависит только от человека, является только тем, что чувствует человек (м.б. за чувствами самой действительности и нет). Ирландский епископ Джордж Беркли: отрицание материи, единственная реальность – ощущения.

ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА Против нормативности (эстетики классицизма) Сентименталисты выступали против требований соразмерности и гармонии Не стремились к изображению общего Их интересует неповторимое, частное, во всей его прихотливой сложности Субъективизм автора Многогранность переживаний Способность воображения расширить границы физического зрения

Они рисовали идиллические картины семейной жизни; простые радости семейной жизни; картины патриархального существования, не затронутого буржуазной цивилизацией. Тема природы и тема смерти (нет резких контрастов, как в романтизме; нет духа, а есть чувство Текучесть пейзажа —> текучесть чувств (скорее впечатлений). Сентиментализм: растрогать читателя (трогательное) Вызвать сочувствие, жалость Ранний сентиментализм 1830-50гг. – лирические жанры (идиллия – от пасторали)

Поэмы Джеймса Томсона – 1 этап сентиментальной поэзии; объективное отношение к теме; моралистическая дидактика Эдуард Юнг, Томас Грей – лирический субъективизм настроений // слезы (кладбищенская лирика). Душевное неблагополучие, Одиночесство. Господство элегических настроений Тихая грусть, сентиментальная меланхолия

Лирический субъективизм проявляется в господстве элегических настроений, в сентиментальной меланхолии, свидетельствующей о душевном неблагополучии, вызванном конфликтом с буржуазной действительностью. Чувствительная душа сознает своё одиночество в этом мире холодного эгоизма. Она погружается в тихую грусть, культивирует слёзы, как признак душевного волнения, мечтает о смерти (кладбищенская лирика 40-50-х гг. 18века)

ДЖЕЙМС ТОМСОН (1700 – 1748)

По-видимому, он является автором английской национальной песни: «правь, Британия, правь морями, британцы никогда не будут рабами» Rule, Britannia 1729. Шотландец, сын сельского пастора, студент богословия. Цикл «Времена года» (1726-1730) из 4 поэм («Зима 1726, Лето 1727, Весна 1728, Осень). Описательно-дидактическая поэзия (образец – «Гергики» Вергилия). В «Весне» описывается постепенное пробуждение природы: таяние снега, появление первой травы и цветов, пение птиц и их любовные радости, пробуждение любви в душе человека. «Лето» состоит из описания летнего дня от восхода солнца до наступления ночи. В «Зиме» изображается приближение холодов. «Осень» не имеет определенного плана

Всюду у Томсона нить описания прерывается повествовательными эпизодами и дидактическими рассуждениями. Вводятся самостоятельные вставные новеллы с сентиментальным любовным сюжетом (Н-р история Селадона и Амелии – девушки, на глазах своего милого убитого молнией во время летней грозы) Заслуга Томсона: Лингвистические описания оттенков цвета.Томсон любил изображать смену дня и ночи, изменение освещения, эффект игры света при дымке, тумане, облаках. За природой – человеческая деятельность, повседневные занятия, будничное, основное Весной Томсон изображает пахаря и сеятеля за работой. Летом – мытьё и стрижку овец, осенью – жатву. Заканчивающуюся веселой пирушкой пирушкой, змой – крестьянский ужин и сельские забавы, или печальную судьбу запоздалого путника, заблудившегося в снежную вьюгу.Картины природы Томсона лишены «местного колорита» (не изображает ландшафта шотландских гор).Обобщённые картины природы ЭДУАРД ЮНГ 1683 – 1765

Прожил долгие годы в бедности и безвестности. В молодости пытался проявить себя как драматург (неудачно), затем хотел посвятить себя государственной деятельности, пройти в парламент, но безуспешно. Принял сан священника.

1742-1745 Юнг написал религиозно-дидактическую поэму «Жалоба, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии» (9 книг) The Complaint or Night Thoughts on Life,Death and Immortality. Содержание: скорбь о бренности жизни, думы о смерти в бессонную ночь, вызывающие отчаяние, которое побеждается мыслью о бессмертии души. Риторические жалобы и страстная аргументация в защиту идеи бессмертия. Страстная риторика, напряженность.Пафос моралистического обличителя, призывающего к покаянию. Пессимистическая оценка человеческой жизни, обреченной на страдания и смерть. Неудовлетворенность человека существующим есть залог бессмертия души Аргументация Юнга обращена к чувству: «Ты находишь, что душа моя слишком взволнована и горяча? Разве страсти души – язычники? Разве только разум у человека получил крещение? Только он имеет право касаться священных предметов? О, быть бы мне еще более горячим!». Многое – от средневековья: религиозно-мистические мотивы, жанр видений и пр. Значение поэмы Юнга – в своевременности реакции на рационализм; в умении раскрыть внутренний мир человека.

ТОМАС ГРЕЙ (1716-1771)

Родился в Лондоне. Отец – бизнесмен из Сити. Итонский аристократический колледж. Кембриджский ун-т. Путешествие: Италия, Швейцария, Франция. Преподает в Кембриджском ун-те. Усиленные занятия («История английской поэзии» не успел завершить). Поэтические произведения: «Прогресс поэзии», «бард», «Ода по поводу Радости, доставляемой изменчивостью» и др. Но особенно: «Элегия, написанная на сельском кладбище» 1749. Поэт находится на кладбище в лунную ночь и вспоминает «праотцов села», покоящихся под сенью деревьев в своих «узких кельях». Бедность помешала им проявить свои способности и прославиться, но вместе с тем она поставила границы и их порокам и преступлениям. Отсюда идеал простого, патриархального существования. Взгляд этого сельского идиллического мира на смерть поэта Память о поэте — эпитафия

ОЛИВЕР ГОЛДСМИТ 1728 – 1744

Сын священника. В 1749 г. окончил Дублинский университет, пытался продолжить медицинское образование в Эдинбурге. Не получив диплома, самопровозглашенный «доктор Голдсмит» отправился в путешествие по Европе, откуда в 1756 г. прибыл в Лондон без гроша за душой и устроился помощником аптекаря. Его публицистические очерки в большом количестве печатались в лондонской прессе, однако среди множества начинающих авторов Голдсмита выгодно выделяли изящество и лёгкость слога.

Социально-бытовые очерки с сатирическим подтекстом «Гражданин мира, или Письма китайского философа, проживающего в Лондоне, своим друзьям на Востоке» (1762) принесли ему славу и позволили войти в кружок интеллектуалов во главе с Сэмюэлом Джонсоном, Эдмундом Берком и Джошуа Рейнольдсом. В 1764 г. компания основала собственный клуб, среди девяти членов-основателей которого числился и Голдсмит. В том же году большой резонанс получила его поэма «Путешественник», сопоставляющая национальные обычаи и степень удовлетворенности жизнью в различных уголках Европы.

Привычка жить на широкую ногу втянула Голдсмита в долги, и он был вынужден зарабатывать составлением компилятивных историй Греции, Рима и Англии. В 1766 г. он решился опубликовать написанный четырьмя годами ранее сентиментально-мелодраматический роман «Векфильдский священник», живоописующий гонения добродетельного священника помещиком на фоне идеализированной сельской жизни. Роман имел грандиозный успех, и в 1770 г. Голдсмит вернулся к его основным темам в поэтической анти-идиллии «Покинутая деревня».

Последним крупным произведением Голдсмита был фарс «Ночь ошибок, или Унижение паче гордости» (1773), который — единственный из пьес XVIII века — не сходил с английской сцены до самого XX века. Годом спустя 43-летний писатель скоропостижно скончался и был похоронен в церкви Темпла. Через 15 дней после его смерти в печати появилось «Возмездие» — серия сатирических портретов современников, облеченных Голдсмитом в форму шутливых эпитафий.

Со своим изрытым оспой лицом и даром острословия Голдсмит всегда был предметом обсуждения и преклонения в лондонском обществе. Как азартный игрок и недалекий острослов он выведен вбосуэлловской «Жизни Сэмюэля Джонсона», который писал про него, что «нет человека более мудрого с пером в руке и более глупого при отсутствии оного». Более объективная характеристика содержится в биографии Голдсмита, написанной Вашингтоном Ирвингом.

Поэма «Покинутая деревня» 1770 + роман «Векфилдский священник 1766. Привычный английский сюжет (гонение на бедного добродетельного пастора Примроза от помещика Торнхилла; пастор совсем вытеснен – подобно Иову, — но спас богатый чудак (инкогнито под именем Берчелл – родственник притеснителя (его дядя). Дочери Примроза: Оливия и Софья. Сын Джордж. Много морализации, критики общественных нравов; но главное – лиризм (вкрапление стихов, природа не декоративна; поэтизация сельского быта и труда); лёгкий юмор Это один путь сентиментального романа; тот же просветительский роман, но с лиризмом.

Другой путь – Лоренс Стерн

Во второй половине XVIII в. в английской литературе происходят заметные сдвиги, видоизменяются сложившиеся ранее и появляются новые направления. И хотя литература Просвещения на протяжении большей части этого периода сохраняет свое влияние и авторитет, в ней самой углубляются внутренние противоречия. Характерным симптомом растущих сомнений в непогрешимости просветительского разума является бурное развитие сентиментализма и в поэзии, и в романе.

Сентиментализм возникает в английской литературе несколько ранее, чем в других странах Западной Европы, — Томсон, которого обычно считают его провозвестником в английской поэзии, работает над «Временами года» начиная с 1726 г. Именно в Англии противоречия и «издержки» буржуазного прогресса обнаружились ранее, чем в других странах. Уверенный рационалистический оптимизм, характерный для большинства английских просветителей в первой половине века, уступает место сомнениям во всесилии Разума как рычага переустройства мира. Сентименталисты не порывали с традициями раннего Просвещения, но они переносили акцент с разума (который уже начинал ассоциироваться в их представлении с холодной и себялюбивой рассудочностью) на естественное, неиспорченное, непосредственное чувство, заложенное в человеческой природе.

Эстетическое новаторство английских сентименталистов предполагало свободу выражения личного отношения к миру: это открывало простор не только чувствительности, но и юмору

Многие сентименталисты (например, Томсон, молодой Грей, Голдсмит и даже Стерн — при всей экстравагантности его повествовательных новшеств) в сущности способствовали развитию и обогащению просветительского реализма. Но вместе с тем некоторыми своими сторонами эстетика сентименталистов, с ее субъективизмом, принципом раскованности индивидуального сознания, критикой рационализма и т. п., расчищала дорогу и предромантизму. В этом смысле характерна судьба Юнга и Стерна, чье наследие как в Англии, так и на континенте Европы оказало большое воздействие на предромантизм, на писателей-романтиков.

Предромантизм ранее всего заявляет о себе именно в английской литературе XVIII в. Здесь, в стране, уже пережившей в XVII в. буржуазную революцию, а во второй половине XVIII в. вступившей в полосу новой социальной ломки, связанной с аграрным и промышленным переворотом, ранее, чем в других государствах Европы, обнаружились противоречия буржуазного общества, поставившие под сомнение иллюзии Просвещения. Устои просветительского оптимизма расшатывались жизнью. Чувство неуверенности и смятения перед подспудными, еще не познанными силами истории подрывало доверие к универсальному Разуму просветителей и заставляло обращаться к прошлому, чтобы сопоставить с ним настоящее. Воображение уже не удовлетворяется пошлой прозой буржуазного существования, которое к тому же оказывается отнюдь не стабильным.

Многообразно протекает в эту пору и пересмотр просветительской эстетики. Возрождается интерес к давно забытым Спенсеру и Чосеру; у Шекспира и Мильтона выделяются как самое значительное их фантастические, грандиозные или меланхолические образы.

Особенно большое значение для развития литературы имел изданный в 1765 г. Томасом Перси (1729—1811) свод «Памятники старинной английской поэзии». Сюда вошли разнообразные образцы английских народных баллад — баллады робингудовского цикла, исторические баллады, баллады любовного и фантастического содержания. Источниками этого собрания послужили старые первопечатные тексты, а также старинные рукописи. Перси довольно свободно обращался со своими источниками, обрабатывая их в духе сентиментальной и предромантической английской поэзии того времени. Несмотря на эти вольности, издание Перси сыграло огромную роль в пробуждении интереса к сокровищам народного творчества. Возросший интерес к народному творчеству подавал повод к подражаниям, подделкам и мистификациям. Европейскую славу снискали так называемые «Поэмы Оссиана», сочиненные шотландцем Джеймсом Макферсоном (1736—1796). Макферсон изучал гэльский фольклор горной Шотландии и воспользовался некоторыми его мотивами и собственными именами в написанных метрической прозой «эпических поэмах» из жизни древних гэльских племен. Автором этих поэм Макферсон объявил барда Оссиана, сына Фингала, себе же приписал лишь роль переводчика. Опубликованные в 1760—1765 гг. «Поэмы Оссиана» вызвали ожесточенную полемику

Вместо античной мифологии, упорядоченной и гармонизированной классицистами, Макферсон ввел читателей в туманный и призрачный мир героических преданий Севера. Некоторые современники всерьез противопоставляли Оссиана Гомеру. Таинственность, смутность очертаний, меланхолическая резиньяция, составляющие основное настроение этих поэм, сближали их отчасти с сентиментальной поэзией Юнга, Грея и др. Оссиан воспевает минувшие битвы; образы его героев возникают из тумана и исчезают в нем, как тени. Лирическое начало преобладает в этих поэмах над действием. Люди уподобляются явлениям природы и растворяются в ней.

Сумрачный колорит «Поэм Оссиана», патетическая взволнованность повествования, зачастую недосказанного или прерывистого, гиперболичность и смелость образов — все это, казалось, освящало авторитетом «подлинной» поэзии древней Шотландии то направление, в котором шли поиски поэтов на рубеже между периодами сентиментализма и романтизма.

Одним из самых популярных жанров предромантической литературы в Англии был готический роман, или, как его называли иногда, «роман ужасов». В нем особенно наглядно проявилась переоценка ценностей Просвещения, возвещенная теоретическими трудами Берка, Херда и др. Жизнь предстает здесь не разумно постижимой, а таинственной, полной роковых загадок; в судьбу людей вмешиваются неведомые, зачастую сверхъестественные силы. Смутные предчувствия, зловещие предзнаменования, ужасающие происшествия становятся главными двигателями повествования.

19.Сентиментализм в английской литературе XIX в., его исторические, философские, эстетические источники и творческая практика.

Родиной сентиментализма была Англия. В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727) и Весна,Осень., впоследствии соединёнными в одно целое и изданными (1730) под названием «Времена года», содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе, рисуя простые, непритязательные сельские ландшафты, следя шаг за шагом за различными моментами жизни и работ земледельца и, видимо, стремясь поставить мирную, идиллическую деревенскую обстановку выше суетной и испорченной городской.

В 40-х годах того же столетия Томас Грей, автор элегии «Сельское кладбище» (одно из известнейших произведений кладбищенской поэзии), оды «К весне» и др., подобно Томсону, старался заинтересовать читателей деревенскою жизнью и природою, пробудить в них сочувствие к простым, незаметным людям с их нуждами, горестями и верованиями, придавая вместе с тем своему творчеству задумчиво-меланхолический характер.

Другой характер носят знаменитые романы Ричардсона — «Памела» (1740), «Кларисса Гарло» (1748), «Сэр Чарльз Грандисон» (1754) — также являющиеся ярким и типичным продуктом английского сентиментализма. Ричардсон был совершенно нечувствителен к красотам природы и не любил её описывать, — но он выдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а затем и всю европейскую публику живо интересоваться судьбою героев и особенно героинь его романов.

Лоренс Стерн, автор «Тристрама Шенди» (1759—1766) и «Сентиментального путешествия» (1768; по имени этого произведения и самое направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность Ричардсона с любовью к природе и своеобразным юмором. «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».

Вторая половина XVIII столетия в Англии — это время перемен в экономической, философской, социальной и культурной жизни страны. Происходят значительные изменения и в английской литературе. Основным литературным направлением этого периода становится сентиментализм.

Однако возникает он гораздо раньше. В рамках философии и литературы Просвещения первые сентименталистские тенденции появляются еще в середине 30-х годов, в произведениях наиболее крупных английских поэтов того времени: Джеймса Томсона, Эдварда Юнга, Томаса Грея. Позднее элементы сентиментализма проникают в прозу (романы Оливера Голдсмита и Генри Маккензи). Но наивысшего расцвета это направление достигает в творчестве одного из наиболее выдающихся писателей XVIII столетия — Лоренса Стерна. В Англии сентиментализм имеет свои особенности. Социальными предпосылками его были прежде всего обнищание народных масс и разочарование в буржуазном прогрессе общества. Особенности английского сентиментализма обусловлены также умеренным характером борьбы просветителей со старой аристократической культурой. Литература сентиментализма глубоко демократична. В произведениях писателей-сентименталистов пробуждается интерес к маленькому человеку, сочувствие его бедам.Как уже указывалось выше (см. гл. 1), агностицизм Юма и категоричность Смита представляют собой две стороны того философского течения, которое заложило основы этики и эстетики сентиментализма.

Отказ от рационализма просветителей и обращение к чувству как источнику совершенствования человека определяют пути развития эстетики английского сентиментализма. В трудах Эйкенсайда, Хатчесона, Кеймса, Битти утверждается примат чувства над рассудком как в нравственном развитии человека, так и в постижении им прекрасного. Особую роль в становлении эстетики сенсуализма и последующих литературных направлений приобретает книга английского публициста и философа Эдмунда Бёрка «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (1757). Эти категории, по Бёрку, имеют абсолютно различные источники: радость и страх. Бёрк делает вывод о том, что для становления человеческого характера необходимы как положительные, так и отрицательные эмоции. На их основе возникают страсти, способные изменять личность. Несчастья человека дают ему возможность сострадать несчастьям других. Становлению этики и эстетики сентиментализма способствуют и отдельные религиозные движения. Среди них наиболее важное значение имел методизм с его отрицанием догматов англиканской церкви, прославлением непосредственного чувства и интуитивного влечения к Богу.

Литература сентиментализма, складывающаяся на этой основе, провозглашает культ чувств. Она стремилась показать богатство эмоций и их роль в формировании личности. Писатели-сентименталисты готовы воздействовать на души своих читателей, прославляя жизнь на лоне природы, рисуя гибельность городской цивилизации. Их произведениям присуща высокая эмоциональность и одновременно простота выражения. Их задача — заставить читателя поверить тому, что они изображают, сопережить с героями их беды и стать от этого чище и лучше.

Однако на позднем этапе сентиментализма английские писатели уже хорошо осознают, что человека невозможно изменить с помощью одной лишь чувствительности. И тогда в их произведениях возникают картины борьбы человеческих страстей, изображаются противоречивые чувства, возникают портреты героев со сложным внутренним миром, в котором высокие нравственные качества не всегда берут верх над низменными побуждениями. Именно поэтому литературе позднего сентиментализма присущи не только чувствительность и мягкий юмор, но подчас и скептическая усмешка.

В первый период развития английского сентиментализма основными произведениями являлись лирические. Они служили наиболее подходящим способом для выражения эмоций и чувств личности. В ярких чувственных образах они рисовали эмоциональные порывы, вариации настроений.

Наиболее характерный герой поэзии сентименталистов — это человек, близкий к природе, ее восторженный почитатель. Поэты воспевают одиночество человека, оставшегося наедине с собой, когда он перед лицом Бога размышляет о своих деяниях и прославляет красоту окружающей природы. Очень часто лирическим героем сентиментальной поэзии оказывается юноша-стихотворец.Еще одна тема поэзии сентиментализма, неотъемлемая от первой, — суетность жизни, кратковременность ее радостей и постоянство печалей. Герой размышляет о бренности всего живого. Скорбь по ушедшим смешивается со светлой грустью воспоминаний о них.

Произведения о смерти и бренности всего земного получают название «кладбищенской поэзии».

Наиболее часто поэты-сентименталисты пишут в жанре элегии. Торжественные оды и дидактические поэмы более не привлекают их.

Одним из первых проявлений сентиментализма в поэзии стало творчество Джеймса Томсона (James Thomson, 1700 — 1748), которое было своеобразным переходным явлением в английской литературе. По происхождению шотландец, Томсон после окончания университета в Эдинбурге жил в Лондоне. В историю литературы он вошел прежде всего как автор четырехчастной поэмы «Времена года». Опираясь на «Георгики» Вергилия как на образец, Томсон создает совершенно оригинальное произведение, в котором наряду с классицистскими традициями чрезвычайно сильны тенденции сентиментализма. Однако эти тенденции так и не возобладали в его поэзии.

Перу Юнга принадлежит эстетический трактат, сыгравший важную роль в утверждении сентиментализма, — «Мысли об оригинальном творчестве» (1759). Эта работа прославляет чувства и воображение и утверждает их превосходство над рассудком. Юнг требует от поэта подражания природе и следования ее законам в творческом процессе, гармонического сочетания чувств и мыслей с высокой нравственностью.

Свое поэтическое творчество Юнг начинает в конце 1720-х годов со стихотворений религиозно-дидактического содержания. Но наибольшую известность приобрела одна из его последних поэм «Жалоба, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии» (1742 — 1745), в которой поэт рассуждает о краткости человеческой жизни на земле и о вечном будущем. Именно эта поэма положила начало «кладбищенской поэзии» в литературе английского сентиментализма.

Огромная роль в развитии английской сентиментальной поэзии принадлежит Томасу Грею (Thomas Grey, 1716 — 1771).Центральное место в поэтическом творчестве Грея занимает «Элегия, написанная на сельском кладбище» (1751).

Сравнительно короткий период расцвета сентименталистской литературы в Англии падает на 60-е годы, когда творил крупнейший представитель прозы сентиментализма — выдающийся английский писатель середины XVIII столетия Стерн. Лоренс Стерн (Laurence Sterne, 1713 — 1768) родился на юге Ирландии в семье пехотного офицера. В детстве вместе с семьей ему приходилось постоянно переезжать с места на место, скитаясь по казармам. Когда будущему писателю было 18 лет, умер отец. Благодаря помощи родственников, он окончил университет в Кембридже, а затем получил приход в Йоркшире, где в качестве викария прослужил более 20 лет. Одно время он сотрудничал в газете, издаваемой вигами, но вскоре отошел от журналистики.

THE ARTISTIC INVERSIONS OF THE TANATOLOGICAL MOTIVE «DEATH» IN THE ENGLISH ROMANTIC POETRY

Евстигнеева М. В. 1 , Бутыркина И. С. 2

1 Кандидат филологических наук, 2 Студентка, 4 курс, Оренбургский государственный педагогический университет

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИНВЕРСИИ ТАНАТОЛОГИЧЕСКОГО МОТИВА «СМЕРТЬ» В ПОЭЗИИ АНГЛИЙСКОГО РОМАНТИЗМА

Аннотация

В статье рассмотрены художественные инверсии танатологического мотива «Смерть», основные тенденции в изображении данного образа поэтами английского Романтизма. Выделены специфические черты и характеристики лексики для его описания. Предпринята попытка доказать важность мотива Смерти и проанализировать различные подходы к пониманию и оценке данного концепта, его символическое значение. Показана тесная связь танатологического мотива с областью онейрологии в аспектах сон – смерть, смерть – сон.

Ключевые слова: инверсия, танатология, мотив, смерть, Романтизм.

Evstigneeva M. V. 1 , Butyrkina I. S. 2

1 PhD in Philology, 2 Student, Orenburg State Pedagogical University

THE ARTISTIC INVERSIONS OF THE TANATOLOGICAL MOTIVE «DEATH» IN THE ENGLISH ROMANTIC POETRY

Abstract

The article considers artistic inversions of the tanatological motive «Death», the main trends of the depiction of this image by English Romantic poets. Specific vocabulary features and characteristics are identified to describe it. An attempt has been made to prove the importance of the motive of «Death» and to analyze different approaches to understanding and evaluating this concept. A close connection between the tanatological motive and the sphere of oneirology in the aspects of dream – death, death – dream is also shown.

Keywords: inversion, tanatology, motive, death, Romanticism.

В прямом значении танатология – это раздел теоретической и практической медицины, изучающий состояние организма в конечной стадии патологического процесса, динамику и механизмы умирания; это учение о смерти.

Танатология – наука междисциплинарная, охватывает различные области знания. Завершение жизни является поистине таинственным явлением, поэтому оно является объектом изучения не только представителей естественных наук, но и ученых в области гуманитарных дисциплин. В этом случае, мы говорим о так называемой «гуманитарной танатологии» – науке об «общекультурном опыте осмысления феномена смерти» [2, с. 9]. Таким образом, художественная танатология изучает литературный опыт осмысления смерти. Танатос выступает как «важнейший конститутивный момент сознания» [3, с. 2], и художественная литература служит основным средством для распознания и раскрытия данного момента.

Художественная литература – важнейший источник танатологической информации; каждый автор предлагает разные трактовки понятия смерти, и читатель имеет возможность проследить танатологический опыт прошлых поколений, изучить и присвоить различные модели отношения к смерти и всему иррациональному.

Поэзия английского романтизма предлагает целый комплекс взаимосвязанных мотивов и образов, связанных с темой смерти, показывает механизм трансформации данных образов в оппозиции «рациональное и эмоциональное», «разум и чувство». «Кладбищенская поэзия», являясь неким ответвлением от романтической поэзии, представляет собой уникальное явление первой трети восемнадцатого века. Поэты данного литературного направления ставили чувство выше разума, для них важнее было передать личные переживания лирического героя, а окружающий мир, в частности ночная природа, были средством для достижения этой цели. Только ночной мир, по их мнению, мог помочь человеку снять оковы разума и взглянуть на истинную природу вещей. И лирический герой, гуляя по ночному кладбищу, созерцая могилы и надгробия, размышляет о том, что слабо связано с земным существованием, он предается размышлениям о вещах вечных, не поддающихся земному осмыслению, о жизни вечной и о смерти как о неизбежном отрезке пути к этой жизни. Одни поэты видят в смерти долгожданный покой и отдых телу и душе, другие – горе и бесконечные страдания. Таким образом, мотив «смерти» («death») подвергается различному толкованию.

Негативными оттенками феномен смерти описан в поэме Роберта Блэра «The Grave» («Могила»). Поэт изображает смерть как жестокое и ненасытное существо, которое беспощадно пожирает человеческие жизни: Here let me pause, and drop an honest tear, // One burst of filial duty and condolence, // O’er all those ample deserts Death hath spread, // This chaos of mankind! O great man-eater! // Whose every day is carnival, not sated yet! [4].

В этом отношении поэма обнаруживает свое родство с дидактической поэмой Эдварда Юнга «The complaint, or Night-Thoughts on life, death and immortality» («Жалоба, или ночные думы о жизни, смерти и бессмертии»). Смерть у Э. Юнга – могучий властитель, страшный и беспощадный, способный сметать все на своем пути: Death! great proprietor of all! ‘tis thine // To tread out empire, and to quench the stars [6, с. 13].

Смерть – это «ненасытный стрелок» («insatiate archer»), стрелы которого трижды поразили душу и сердце самого поэта: Why thy peculiar rancour wreak’d on me? // Insatiate archer! could not one suffice? // Thy shaft flew thrice; and thrice my peace was slain [6, с. 13].

Следует заметить, что данный мотив в поэме «Night Thoughts» («Ночные думы») Э. Юнга характеризуется неоднородным семантическим наполнением. Смерть, являя собой явление, внушающее страх и ужас, в конце несет лирическому герою счастье и долгожданный покой: And night, //

Even in the zenith of her dark domain, // Is sunshine to the colour of my fate [6, с. 6].

В данном отрывке слово «night» («ночь») является контекстуальным синонимом слову «death» («смерть»). Смерть для поэта есть не что иное, как встреча с вечностью на небесах, где ждут его родные и любимые. Английская поэтесса и романист Элизабет Роу в своей знаменитой книге «Friendship in Death: in Twenty Letters from the Dead to the Living» («Дружба в смерти: в двадцати письмах от мертвых к живым») отмечала, что смерти не нужно бояться, ее следует дружелюбно приветствовать, чтобы душа обрела блаженство и благодать на небесах. Предисловие к книге наполнено глубоким смыслом, и читатель сразу может ощутить дидактический посыл: «The Drift of these Letters is, to impress the Notion of the Soul’s Immortality; without which, all Virtue and Religion, with their Temporal and Eternal good Consequences, must fall to the Ground» [5].

Дидактическая поэма Э. Юнга является образцом того, как тесно танатология связана с другой наукой – онейрологией – учением о сне. В данном случае сон может рассматриваться как некая трансформация ухода лирического героя из жизни, «своеобразная «репетиция» кончины» [3, с. 5]. Для героя Э. Юнга сон важен, так как он «способен устремить его душу в иной мир, освобождая героя от человеческих страданий и бренной плоти», то есть погружение в сон – это «ежедневный опыт умирания» [1, с. 5].

Совершенно иная трактовка смерти у Томаса Парнелла, смерть здесь предстает как естественное завершение жизни. В стихотворении «Night –Piece on Death» («Ночное стихотворение о смерти») он представляет ее как еще один отрезок пути, который человек должен пройти: Death’s but a path that must be trod, // If man would ever pass to God; // A port of calms, a state of ease // From the rough rage of swelling seas [4].

По настроению это стихотворение схоже с элегией Томаса Грея «Elegy written in a Country Churchyard». У Томаса Грея смерть не обрывает узы любви и дружбы, умершие люди живы в памяти родных и друзей:

Some village Hampden, that with dauntless breast // The little tyrant of his fields withstood, // Some mute inglorious Milton here may rest, // Some Cromwell guiltless of his country’s blood [4].

Поэзия Т. Грея отличается от других представителей «кладбищенской поэзии» тем, что в душе героя нет бурных и страстных переживаний, глубоких противоречий, для него характерно принятие того, чего изменить нельзя. Смерть для героя – это естественное завершение жизни. Он размышляет о ее великой силе, которая уравнивает всех людей, о превратностях судьбы, которая не дала возможности людям проявить свои способности и таланты.

Однако, вспоминание лирическим героем «праотцов» – не основная тема произведения. Эту элегию отличает более глубокий подтекст, наполненный дидактическим смыслом. Основная идея «Элегии…» заключается в противопоставлении добродетельной, честной жизни бедных поселян и лицемерной, лживой жизни богатых людей. Но перед смертью все равны, и все богатство не спасет их от ее власти:

The boast of heraldry, the pomp of power,

And all that beauty, all that wealth e’er gave,

Awaits alike th’ inevitable hour:-

The paths of glory lead but to the grave.

Can storied urn or animated bust

Back to its mansion call the fleeting breath?

Can Honour’s voice provoke the silent dust,

Or Flattery soothe the dull cold ear of Death? [4]

Таким образом, танатологический мотив «Смерть» характеризуется многообразием художественных констант, входящих в структуру данного мотива и объединяемых в единую систему образов:

Жалоба или ночные думы о жизни смерти и бессмертии

24. Английский синтементализм: Юнг, Грей, кладбищенская поэзия

Зарубежная литература

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Сентиментали́зм (от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма. Литература сентиментализма провозглашает культ чувств. Она стремилась показать богатство эмоций и их роль в формировании личности. Писатели-сентименталисты готовы воздействовать на души своих читателей, прославляя жизнь на лоне природы, рисуя гибельность городской цивилизации. Их произведениям присуща высокая эмоциональность и одновременно простота выражения. Их задача — заставить читателя поверить тому, что они изображают, сопережить с героями их беды и стать от этого чище и лучше.

Однако возникает он гораздо раньше. В рамках философии и литературы Просвещения первые сентименталистские тенденции появляются еще в середине 30-х годов, в произведениях наиболее крупных английских поэтов того времени: Джеймса Томсона, Эдварда Юнга, Томаса Грея. Позднее элементы сентиментализма проникают в прозу (романы Оливера Голдсмита и Генри Маккензи). Но наивысшего расцвета это направление достигает в творчестве одного из наиболее выдающихся писателей XVIII столетия — Лоренса Стерна.

Еще одна тема поэзии сентиментализма, неотъемлемая от первой, — суетность жизни, кратковременность ее радостей и постоянство печалей. Герой размышляет о бренности всего живого. Скорбь по ушедшим смешивается со светлой грустью воспоминаний о них. Произведения о смерти и бренности всего земного получают название «кладбищенской поэзии».

Одним из первых проявлений сентиментализма в поэзии стало творчество Джеймса Томсона (James Thomson, 1700 — 1748), которое было своеобразным переходным явлением в английской литературе. По происхождению шотландец, Томсон после окончания университета в Эдинбурге жил в Лондоне. В историю литературы он вошел прежде всего как автор четырехчастной поэмы «Времена года». Опираясь на «Георгики» Вергилия как на образец, Томсон создает совершенно оригинальное произведение, в котором наряду с классицистскими традициями чрезвычайно сильны тенденции сентиментализма. Однако эти тенденции так и не возобладали в его поэзии.

Проявлению божественной воли в окружающем мире (по мысли Томсона, Бог воплощен в природе, и это сближает поэта с пантеистами) соответствует стремление человека постичь волю провидения. Сама упорядоченность замысла поэмы, постоянные переходы от наблюдений к размышлениям показывают, как работает человеческий ум. Но глубокие мысли рождаются лишь у того, кто прочувствовал увиденное, утверждает Томсон. Чувство же возникает лишь в тесном общении с природой. Именно она стала центром поэмы. Самим своим совершенством природа развивает чувства и эмоции. Человек в понимании Томсона — неотъемлемая часть природы и ее воплощение. А чувства, которые он испытывает, внушены ему в результате общения с окружающим его миром полей, лесов и гор. Однако в поэзии Томсона картины природы еще достаточно обобщены. В них нет конкретных наблюдений или описаний каких-то определенных мест. Чувства лирического героя, пробужденные природой, расплывчаты и лишены индивидуальных оттенков.

Произведение Томсона по своему жанру — описательная поэма. Главное ее содержание — описание природы в разные времена года — прерывается рассказом об отдельных происшествиях или же обращением к читателю с морализаторскими наставлениями. С природой непосредственно связаны жизнь животных и занятия людей, нелегкий крестьянский труд и развлечения поселян, трудная дорога усталого путника, бредущего сквозь вьюгу, и довольство людей, обеспечивших себе пропитание на зиму.

Каждое время года предстает на детально выписанном полотне в своей неповторимости и своеобразии. Так, описывая весну, он рисует постепенное пробуждение природы, возрождение земли к жизни. Поэт в деталях показывает, как реагируют на ее приход животные, птицы, человек. Весна становится своеобразной аллегорией любви, которую он испытывает ко всему живому.

По-другому описано лето. Здесь дана картина одного летнего дня от восхода до заката. Поэт изображает повседневный труд крестьян, их скромные семейные радости.

«Осень» содержит картины природы, готовящейся ко сну и покою. Завершает цикл произведений «Зима». В тетралогии Томсона скрыт и еще один смысл. «Времена года» — аллегория человеческой жизни от рождения до смерти.

Отличительная черта поэмы — ее патриотизм. Несмотря на обобщенность образов, в ней даны картины именно английской природы, прославляется Англия и ее народ. Написана белым стихом.

Еще далее по пути изображения чувств и эмоций идет другой английский поэт этого периода — Эдвард Юнг (Edward Young, 1683 — 1765). Биография его не богата событиями. Окончив Оксфордский университет, Юнг в 1727 г. стал священником. Свое поэтическое творчество Юнг начинает в конце 1720-х годов со стихотворений религиозно-дидактического содержания. Но наибольшую известность приобрела одна из его последних поэм «Жалоба, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии» (1742 — 1745), в которой поэт рассуждает о краткости человеческой жизни на земле и о вечном будущем. Именно эта поэма положила начало «кладбищенской поэзии» в литературе английского сентиментализма. Поэма строится на контрастных картинах. На фоне мрачного изображения ночного кладбища, вселяющего ужас и напоминающего о неизбежности смерти, возникает образ лирического героя, который размышляет о цели жизни и предназначении человека на земле. Юнг приходит к выводу о том, что страдания и неудовлетворенность своим существованием в этом мире — вечный удел человека. Но они служат лишь доказательством того, что в загробной жизни его ждет счастье, если он будет добродетелен здесь, в земной жизни. Задача поэмы — создать у читателя определенное настроение, эмоционально окрашенное и обогащенное впечатлениями от описанного. Поэма, как и цикл о временах года Томсона, перегружена дидактикой. Но энтузиазм, с которым Юнг защищает свои идеи, постоянные обращения к читателю с вопросами, как бы вызывающими его на спор, напряженность «белого стиха», которым написана поэма, многочисленные повторы, оригинальные сравнения и яркие образы, поддерживающие эту напряженность, — все это объясняет нам тот факт, что поэма Юнга имела большой успех как на родине, так и на континенте и вызвала множество подражаний.

Огромная роль в развитии английской сентиментальной поэзии принадлежит Томасу Грею (Thomas Grey, 1716 — 1771). Грей родился в семье зажиточного торговца, получил блестящее классическое образование; он учился сначала в привилегированном колледже в Итоне, а затем в Кембридже. После окончания университета в 1739 г. он много путешествует по Европе со своим другом Горацием Уолполом, будущим автором первого «готического романа» «Замок Отранто». Все это накладывает отпечаток на его творчество. По возвращении из этой поездки в Кембридж, где он провел большую часть жизни, Грей начинает писать оды в классическом стиле. Однако вскоре он отказывается от классической манеры письма. Стихотворения Грея «К весне», «На смерть Уэста», «На отдаленный вид Итонского колледжа» (1747) знаменуют появление нового стиля. Лирический герой этих стихотворений живо чувствует и красоту природы, и печаль воспоминаний о безвозвратно ушедшем детстве, и боль от утраты друзей. Большое значение в творчестве Грея имеет его программное произведение «Ода о развитии поэзии» (1758). Старый жанр оды здесь служит для воплощения новых впечатлений с помощью чувств и воображения.

Центральное место в поэтическом творчестве Грея занимает «Элегия, написанная на сельском кладбище» (1751). Обстановка, в которую помещен лирический герой произведения, характерна для «кладбищенской поэзии». В вечерних сумерках он бродит по деревенскому кладбищу, читает надписи на могилах и размышляет о тех, кто заснул здесь вечным сном. Однако, в отличие от Юнга, размышления о неизбежной смерти человека приводят его к иным выводам. Вновь и вновь вспоминая об умерших людях, он думает о том, что в деревенской глуши могли остаться незамеченными и поэтический гений, и талант ученого, и способности политика. Трудные условия жизни не позволили им развиться.

И все же Грей предпочитает мирную жизнь в сельском уединении пустой, хоть и блестящей жизни знати. Он выбирает сельскую идиллию, которая позволяет пройти жизненный путь без волнений и тревог, в тихих радостях единения с природой:

Скрываясь от мирских погибельных смятений,

Без страха и надежд в долине жизни сей,

Не зная горести, не зная наслаждений,

Они беспечно шли тропинкою своей…

Любовь на камне сём их память сохранила,

Их лета, имена, потщившись начертать,

Окрест библейскую мораль изобразила,

По коей мы должны учиться умирать

(Пер. В. Жуковского)

Одна картина природы сменяется другой. Все они по-разному воспринимаются героем. И каждая оставляет свой след. Красота природы проецируется на его чувства, вызывая симпатию к людям, возвышенные мысли о величии окружающего и стремление слиться с природой. Так в «Элегии» создается гармония между человеком и Вселенной. Она возникает в результате его отказа от бесплодной погони за призрачным счастьем и внешне привлекательными наградами.

Мерное течение рифмованного стиха, каким написана «Элегия», плавные переходы от одного описания к другому, обилие типично сентименталистских сравнений и метафор создают спокойный тон, наводящий читателя на раздумья о себе и своем времени.

Большое место в «Элегии» занимает образ поэта. Это — меланхолически задумчивый человек, погруженный в созерцание природы, в уединении предающийся своим мыслям. Он мог бы нести людям свою поэзию, вдохновленную этими картинами. Но поэта ожидает трагическая судьба. Одиноким и непонятым проходит он свой жизненный путь.

Смотрите так же:

  • Коллекторы звонят а долгов нет Что делать если звонят коллекторы Банковские кредиты сегодня выдают повсеместно в огромных количествах. Нередко при этом отсутствует тщательная проверка платежеспособности заемщика. Это и другие обстоятельства зачастую приводят к просрочкам по займам. Если […]
  • Таможня растаможка Официальный сайт Государственного Таможенного Комитета ЛНР Приказ ГТК ЛНР от 03.08.2018 № 179 «О внесении изменений в Спецификацию форматов электронных сообщений Приказ ГТК ЛНР от 03.08.2018 № 179 «О внесении изменений в Спецификацию форматов электронных […]
  • Нотариус города томска Нотариусы Томск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Телефон: +7 (3822) 52-72-00 Адрес: 634061, г. Томск, пр. Фрунзе, 46 Часы работы: Нотариус […]
  • Коллегия по административным делам верховного суда рф рассматривает дела Вопрос 42 Военная коллегия Верховного Суда рф. Состав, порядок формирования, полномочия. Порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации. Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской […]
  • Федеральный закон от 2 мая 2006 г n 59-фз изменения Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: Одобрен […]
  • Отдел опеки пушкин Органы опеки и попечительства Пушкинского района СПБ Пушкинский район Органы опеки и попечительства МО г. Пушкин Адрес: 196600 Ленинградская область, г. Пушкин, Октябрьский бульвар, д.24 Телефон: (812) 466-26-84 @ E-mail: [email protected] […]
  • Время работы суда минск Время работы суда минск 220036, г.Минск, пр. Дзержинского 10. Тел. (+375 17) 200-63-96, факс (+375 17) 200-14-07 [email protected] Экономика. Бизнес. Инвестиции Промышленность Международное сотрудничество. Экспорт Торговля, услуги и […]
  • Схемы правила поведения в детском саду Использование опорных схем в работе с детьми Основной задачей педагога является обучение детей способам обследования, наблюдения, умение выделять суть, устанавливать взаимосвязи. Очень полезными в этом процессе являются опорные схемы, наглядные модели, […]