Жилищное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2003 г. N 167

О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГАРАНТИЙ
МАТЕРИАЛЬНОГО, МЕДИЦИНСКОГО И ЖИЛИЩНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
НА ПЕРИОД ИХ ПРЕБЫВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о представлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации.

2. Внести в пункт 3 Положения о предъявлении иностранными гражданами и лицами без гражданства гарантий предоставления средств для их проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. N 1142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 41, ст. 5020; 1999, N 40, ст. 4862), следующие изменения и дополнение:

а) подпункты «г» и «д» признать утратившими силу;

б) подпункт «е» дополнить словами: «(в случае их въезда в Российскую Федерацию без оформления в установленном порядке приглашения на въезд в Российскую Федерацию)».

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ГАРАНТИЙ МАТЕРИАЛЬНОГО,
МЕДИЦИНСКОГО И ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
НА ПЕРИОД ИХ ПРЕБЫВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.01.2007 N 42)

1. Настоящее Положение в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет порядок представления приглашающей стороной гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина и лица без гражданства (далее именуется — иностранный гражданин) на период их пребывания в Российской Федерации.

2. Приглашающей стороной являются:

а) федеральные органы государственной власти;

в) международные организации и их представительства в Российской Федерации, а также представительства иностранных государств при международных организациях, находящихся в Российской Федерации;

г) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

ж) граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане.

3. Гарантиями материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя следующих обязательств:

а) предоставление приглашающей стороной денежных средств для проживания иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в размере не ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также денежных средств, необходимых для выезда из Российской Федерации иностранного гражданина по окончании срока его пребывания в Российской Федерации;

б) обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина, прибывающего в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, заработной платой в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;

в) обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации страховым медицинским полисом, оформленным в установленном порядке, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, или предоставление иностранному гражданину при необходимости денежных средств для получения им медицинской помощи;

г) жилищное обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. Физическое лицо, выступающее в качестве приглашающей стороны, прилагает к гарантийным письмам о материальном, медицинском и жилищном обеспечении иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации сведения о доходах (денежных средствах), позволяющих ему обеспечить выполнение обязательств, указанных в пункте 3 настоящего Положения.

5. Приглашающая сторона при обращении в Министерство иностранных дел Российской Федерации либо Федеральную миграционную службу или ее территориальный орган с ходатайством о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию одновременно представляет гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.

Жилищное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства

5. Жилищное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства

Правовое положение (в том числе гарантии жилищного обеспечения) иностранных граждан установлено ст. 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ*(203) , которая определяет порядок представления приглашающей стороной гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина и лица без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации. Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной представляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.

Порядок представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2003 г. N 167, которым утверждено Положение о представлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации*(204).
Приглашающей стороной являются:
а) федеральные органы государственной власти;
б) дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации;
в) международные организации и их представительства в Российской Федерации, а также представительства иностранных государств при международных организациях, находящихся в Российской Федерации;
г) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
д) органы местного самоуправления;
е) юридические лица;
ж) граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане.
Гарантиями жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательства по жилищному обеспечению приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Физическое лицо, выступающее в качестве приглашающей стороны, прилагает к гарантийным письмам о материальном, медицинском и жилищном обеспечении иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации сведения о доходах (денежных средствах), позволяющих ему обеспечить выполнение указанных обязательств.
Приглашающая сторона при обращении в Министерство иностранных дел Российской Федерации либо Министерство внутренних дел Российской Федерации (территориальный орган внутренних дел) с ходатайством о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию одновременно представляет гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.

Правовое положение (в том числе гарантии жилищного обеспечения) иностранных граждан установлено ст. 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г.

Порядок представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2003 г. N 167, которым утверждено Положение о представлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации*(204).

Приглашающей стороной являются:

б) дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации;

в) международные организации и их представительства в Российской Федерации, а также представительства иностранных государств при международных организациях,

д) органы местного самоуправления;

Гарантиями жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательства по жилищному обеспечению приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Приглашающая сторона при обращении в Министерство иностранных дел Российской Федерации либо Министерство внутренних дел Российской Федерации (территориальный орган внутренних дел) с ходатайством о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию одновременно представляет гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.

Правовое положение (в том числе гарантии жилищного обеспечения) иностранных граждан установлено ст. 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ*(203), которая определяет порядок представления приглашающей стороной гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина и лица без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации. Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной представляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.

Порядок представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2003 г. N 167, которым утверждено Положение о представлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации*(204).

е) юридические лица;

Физическое лицо, выступающее в качестве приглашающей стороны, прилагает к гарантийным письмам о материальном, медицинском и жилищном обеспечении иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации сведения о доходах (денежных средствах), позволяющих ему обеспечить выполнение указанных обязательств.

6. Жилищное обеспечение беженцев и вынужденных переселенцев

Статья 92 ЖК РФ в составе специализированного жилищного фонда предусматривает наличие жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и для временного поселения лиц, признанных беженцами. Жилые помещения фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральным законом порядке соответственно вынужденными переселенцами и беженцами (ст. 97 ЖК РФ).

1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;

2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;

3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;

5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

Так, например, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оставила без изменения решение Санкт-Петербургского городского суда, которым оставлена без удовлетворения жалоба гражданина Иордании на действия Миграционной службы Санкт-Петербурга, отказавшей ему в предоставлении статуса беженца. Суд всесторонне исследовал причины, побудившие заявителя выехать из Ливана и не возвращаться в страну его гражданской принадлежности — Иорданию, и правильно сделал вывод о том, что ими явились опасность преследования со стороны властей этих государств не за политические убеждения, а за конкретную военную деятельность, а также социально-экономические причины: нестабильность обстановки в данном регионе, слаборазвитая экономика, желание заявителя дать своим детям возможность жить в иных условиях. Вместе с тем Федеральный закон «О беженцах» не предусматривает эти причины в качестве достаточных оснований для предоставления заявителю статуса беженца*(205).

Также указанный Закон не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Для решения жилищных проблем беженцев предусматривается создание специального жилищного фонда для временного поселения. Пользование данным фондом возможно лишь в том случае, если беженец поедет жить в ту местность, куда его направит ФМС России. В судебном порядке разрешались также споры о выселении беженцев. Гагаринский межмуниципальный (районный) суд Юго-Западного административного округа г. Москвы рассмотрел иск гостиницы «Академическая» к М. о выселении в предоставленное жилое помещение. Как установил суд, на момент рассмотрения дела М. с двумя детьми имели статус беженцев и временно бесплатно проживали в гостинице «Академическая». Самостоятельно М. не принимала никаких мер по реализации права на выбор постоянного места жительства. В 1997 г. М. с семьей была выделена отдельная двухкомнатная квартира в г. Ростове, которая на день судебного заседания оставалась свободной и закрепленной за М. Согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О беженцах» лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья. Поскольку М. с детьми получила жилье для постоянного проживания, суд правильно удовлетворил иск о выселении из гостиницы*(206).

Жилищное обеспечение беженцев осуществляется жилыми помещениями из фонда жилья для временного проживания (ст. 11 указанного выше Закона), который предназначен для проживания лиц, признанных беженцами, и членов их семей, не имеющих жилья на территории Российской Федерации, в течение срока признания их беженцами. К фонду жилья для временного поселения относятся дома, квартиры, общежития, другие жилые помещения. Строительство (приобретение) жилых помещений в целях формирования фонда жилья для временного поселения, их эксплуатация и использование, оперативное управление ими осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Использование жилого помещения, арендуемого территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе для временного поселения лиц, признанных беженцами, и членов их семей, осуществляется на основе договора аренды с собственником жилого помещения.

Фонд жилья для временного поселения, за исключением арендуемых жилых помещений, является федеральной собственностью, т.е. относится к жилищному фонду Российской Федерации.

Жилое помещение из фонда жилья для временного поселения предоставляется в порядке очередности, устанавливаемой территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе*(207).

Рассчитывать на предоставление жилых помещений могут только представители социально незащищенных лиц из числа беженцев: одинокие пенсионеры, инвалиды I группы, одинокие матери с детьми до трех лет, многодетные семьи с детьми до 18-летнего возраста.

Проживание в жилом помещении из данного фонда возможно лишь в течение срока действия статуса беженца, который составляет три года.

Распоряжение пользователями указанными жилыми помещениями запрещено. Жилое помещение из фонда жилья для временного поселения не подлежит приватизации, обмену, бронированию, сдаче в поднаем. Лицу, проживающему в указанном жилом помещении, не разрешаются раздел занимаемой им площади и вселение временных жильцов без разрешения на то территориального органа федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании»*(208)от 9 апреля 2001 г. N 275 утверждено Положение о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании.

Лица, прибывшие из-за границы, могут также размещаться в центрах временного размещения иммигрантов (ЦВРИ), которые представляют собой объекты закрытого типа, относящиеся к ведомству Федеральной миграционной службы Российской Федерации. ЦВРИ предназначены для размещения и временного проживания (на срок от нескольких дней до трех месяцев) вышеуказанных категорий лиц до определения их правового статуса на территории Российской Федерации и до выезда транзитных лиц за ее пределы*(209).

Вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по указанным обстоятельствам.

Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

1) совершившие преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

2) не обратившиеся без уважительных причин с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;

3) покинувшие место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Так, в судебной практике отмечаются следующие случаи*(210). Курганский городской суд признал правомерным отказ Миграционной службы Курганской области предоставить П. с семьей статус вынужденного переселенца. Суд установил, что П. зарегистрирована на территории России 30 июня 1997 г. и впервые в миграционную службу обратилась 3 марта 1999 г. В судебном заседании она пояснила, что пропустила установленный срок на обращение с ходатайством о признании вынужденным переселенцем, поскольку работала и пыталась устроиться на новом месте. Кроме того, как указала П. в ходатайстве в Миграционную службу Курганской области и в суде, ее семья была вынуждена выехать из Казахстана из-за отсутствия там работы, из-за болезни детей, а также из-за загрязненной воды. О каких-либо преследованиях, совершенных в отношении ее лично или ее семьи, П. не заявляла. Суд пришел к правильному выводу, что в силу подп. 2 и 3 п. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» заявительница с семьей относится к лицам, которые не могут быть признаны вынужденными переселенцами.

Басманный межмуниципальный (районный) суд Центрального административного округа г. Москвы отказал в удовлетворении жалобы В. на действия миграционных органов. Как установил суд, В. имел статус беженца, который был утрачен им в связи с принятием гражданства Российской Федерации. В. обратился в Миграционную службу Республики Адыгея с ходатайством о предоставлении статуса вынужденного переселенца. На момент обращения заявитель имел жилье, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, т.е. был обустроен. Решением Миграционной службы Республики Адыгея В. отказано в предоставлении статуса вынужденного переселенца. Суд пришел к правильному выводу о том, что решение миграционных органов принято в соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах».

Статья 11 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» предусматривает создание фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев. Этот фонд предназначен лишь для временного проживания на период действия статуса вынужденного переселенца, который составляет пять лет.

Фонд жилья, за исключением арендуемого, является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении органов миграционной службы.

Жилое помещение из фонда жилья предоставляется семье вынужденного переселенца в порядке очередности, устанавливаемой территориальным органом миграционной службы*(211).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 г. N 845 утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации*(212).

Жилье для иностранных работников. Возникает ли объект обложения НДФЛ?

Александр Юдович

С учетом широко распространённой практики приглашения иностранных специалистов для работы на территории РФ, актуальными как для работодателей, так и для работников остаются вопросы налогообложения НДФЛ предоставления жилья (путем предоставления в пользование или компенсации оплаты стоимости аренды) таким специалистам. Суть вопроса заключается в том, является ли подобное предоставление объектом обложения НДФЛ в натуральной форме в соответствии с п.2 ст.211 НК РФ или данные выплаты необходимо считать компенсационными выплатами, которые в соответствии с п. 3 ст.217 НК РФ с НК РФ не подлежат налогообложению.

При заключении трудового договора с иностранными специалистами российские работодатели руководствуются положениями Трудового Кодекса РФ (далее – «ТК РФ»).

Согласно ст. 164 ТК РФ работникам при заключении трудового договора предоставляются гарантии, т.е. средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений, а также компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам, вступившим в трудовые отношения с работодателем, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), определены в ст. 165 ТК РФ. При этом положениями ст. 165 ТК РФ обязанности работодателя по предоставлению бесплатного жилья иностранному физическому лицу, а также обязанности по предоставлению ему компенсаций за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг не предусмотрено.

Гарантии предоставления иностранным специалистам бесплатного жилья при приеме на работу определены как обязанность работодателя и предусмотрены в п.5 ст.16 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и в п.3 ст.1 Постановления Правительства № 167 от 24.03.2003 «О порядке предоставления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания на территории РФ». На основании данных норм, работодатели исполняя данную обязанность путем предоставления иностранным специалистам бесплатного жилья (гарантия) или же компенсируя работникам затрат на приобретение жилья (компенсация), обеспечивают исполнение данными работниками трудовых обязанностей, предусмотренных ТК РФ.

Рассматривая данные правоотношения с налоговой точки зрения, Президиум ВАС РФ в Определении от 23.04.2008 г. N 4623/08 подтвердил данную позицию и указал, что предоставление жилищного обеспечения иностранному сотруднику является предусмотренной федеральным законодательством нормой компенсационных выплат предоставляемых работникам за выполнение ими трудовых обязанностей и, поэтому, у организации согласно п. 3 ст. 217 НК РФ отсутствует обязанность по удержанию и уплате НДФЛ с сумм оплаты аренды квартир для временного проживания иностранных работников. Данная позиция была поддержана нижестоящими судами также и в отношении случаев предоставления иностранным специалистам бесплатного жилья (например, в деле ООО «Найк» – Постановление ФАС Московского округа от 29 июля 2011 г. N КА-А40/7917-11).

Несмотря на данную судебную практику, совершенно иной позиции в данном вопросе придерживается Минфин РФ (например, в письме от 13.08.2014 N 03-04-06/40543). По мнению Минфина, оплата жилья за иностранного гражданина является доходом иностранного гражданина в натуральной форме (п.2 ст.211 НК РФ) и подлежит включению в состав налогооблагаемой базы по НДФЛ без каких либо исключений. Минфин основывает свою позицию на том, что найм жилого помещения осуществляется, прежде всего, в интересах работника, а, следовательно, п.2 ст.211 полностью применим к таким ситуациям.

При наличии противоречий и во исполнение Письма Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 «О формировании единой правоприменительной практики», налоговые органы обязаны руководствоваться актами и письмами судебных органов. Однако, учитывая то, что вышеупомянутое Определение Президиума ВАС РФ, а также Постановление ФАС Московского округа касаются лишь частных случаев, следование позиции судебных органов оставляет риск доначисления со стороны налоговых органов соответствующих сумм НДФЛ и штрафов, что потребует разбирательства в суде.

Особенности жилищного обеспечения отдельных лиц

Жилищное обеспечение государственных служащих

Как уже отмечалось в гл. 4 настоящего издания, государство выделяет ряд категорий граждан, не являющихся малоимущими, которым оно гарантирует предоставление жилых помещений по договору социального найма. Правовым основанием для этого являются различные федеральные законы, например, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий. Принципиальная возможность жилищного обеспечения бесплатно или за доступную плату отдельных категорий граждан, кроме малоимущих, закреплена в ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, в которой говорится о предоставлении жилища бесплатно или за доступную плату не только малоимущим, но и «иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище».

Гарантии жилищных прав указанных лиц обусловлены особенностями статуса указанных граждан, т.е. совокупностью их прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, установленных законодательством. Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных:

  • во-первых, обладание лицом, принадлежащим к определенной социальной группе (например, государственным служащим), гражданством своего государства и общим правовым статусом личности, включающим в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам, в том числе и в жилищной сфере;
  • во-вторых, исполнение лицом, принадлежащим к определенной социальной группе, обязанностей в государственно-значимой сфере (например, государственным служащим в сфере государственного управления, военнослужащим в сфере обороны и безопасности государства).
  • Особый характер обязанностей отдельных групп граждан (государственных служащих, в том числе военнослужащих) и связанные с ними ограничения некоторых гражданских прав устанавливаются федеральными законами и компенсируются указанным гражданам предоставлением социальных гарантий. «Иные» лица, отнесенные законодательством к числу лиц, находящихся под особой защитой государства и имеющих право на бесплатное получение жилья по нормам и в порядке, установленным действующим законодательством, тем не менее не лишены возможности приобретения жилья при желании и в других установленных законом формах.

    Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ для гражданских служащих в числе ряда дополнительных государственных гарантий предусмотрена возможность получения единовременной субсидии на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 53).

    Обеспечение жилыми помещениями государственных служащих осуществляется из жилищных фондов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с категориями граждан.

    Кроме указанного Закона, продолжают действовать ряд ранее принятых нормативных правовых актов по вопросам жилищного обеспечения федеральных государственных служащих. Распоряжением Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению жильем иногородних специалистов, приглашаемых для работы на высших должностях федеральной государственной службы Российской Федерации» от 26 мая 1998 г. N 183-рп (с изменениями от 19 апреля 1999 г.) в целях обеспечения условий для привлечения на работу на высших должностях федеральной государственной службы Российской Федерации иногородних специалистов принято решение о предоставлении (в том числе в собственность) иногородним специалистам жилых помещений.

    Порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих, других работников федеральных органов государственной власти и иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, и порядок предоставления жилых помещений, находящихся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации, по договорам социального найма жилого помещения установлен Правилами, утвержденными распоряжением Президента Российской Федерации от 6 июля 1997 г. N 276-рп.

    Право производить обмен, а также отчуждение (мену, куплю-продажу) жилых помещений, находящихся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации (далее — Управление делами), в целях улучшения жилищных условий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих, других работников федеральных органов государственной власти и иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, предоставлено Управлению делами.

    В ведении Управления делами находятся жилые помещения:

  • в домах, полностью построенных за счет средств федерального бюджета и иных средств, получаемых Управлением делами;
  • в домах, построенных с привлечением в порядке долевого участия средств Управления делами;
  • в домах, переданных Управлению делами от федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности;
  • приобретенные Управлением делами у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, физических лиц по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
  • Указанные жилые помещения до их передачи по различным основаниям в собственность государственных служащих относятся к жилищному фонду Российской Федерации.

    Условия признания федеральных государственных служащих нуждающимися в жилых помещениях в целом аналогичны общим условиям, за некоторым исключением. В частности, дополнительными условиями являются:

  • наличие стажа государственной службы, как правило, не менее двух лет и общего трудового стажа не менее 10 лет;
  • обеспеченность общей площадью на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
  • Учет государственных служащих, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в государственном органе по месту их службы или работы комиссией по жилищным вопросам, действующей на общественных началах.

    Очередники, имеющие право в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки. Принципиальная возможность такого порядка, по мнению автора, остается, о чем говорилось в гл. 6 настоящего издания.

    Жилые помещения, поступающие в течение года в ведение Управления делами, распределяются пропорционально численности очередников, имеющихся в государственных органах и подведомственных Управлению делами организациях.

    Жилое помещение предоставляется из расчета:

  • на одного-двух человек — однокомнатная квартира;
  • на двух-трех человек — двухкомнатная квартира;
  • на трех-четырех человек — трехкомнатная квартира;
  • на пять-шесть человек — четырехкомнатная или пятикомнатная квартира.
  • При предоставлении жилого помещения также учитывается право очередника на дополнительную жилую площадь. Такое право предусматривается соответствующими нормативными правовыми актами.

    Кроме жилых помещений для постоянного проживания, предоставляемых по договору социального найма, отдельным лицам могут предоставляться служебные жилые помещения, которые выделяются лицам, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от нее, а также лицам, для которых предусмотрено предоставление таких помещений по законодательству Российской Федерации.

    Служебные жилые помещения предоставляются государственным служащим, назначенным (избранным) на эти должности на определенный срок и прибывшим в связи с назначением (избранием) на указанные должности в г. Москву из других местностей, при отсутствии у этих лиц жилых помещений в г. Москве. С указанными лицами заключается договор найма служебного жилого помещения на срок полномочий (срок трудового договора) этих лиц. В случае досрочного прекращения полномочий (досрочного прекращения срочного трудового договора) указанных лиц договор найма служебного жилого помещения прекращает свое действие в день досрочного прекращения полномочий (день досрочного прекращения срочного трудового договора). Указанные лица подлежат выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Лицам, назначенным на государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы на неопределенный срок, прибывшим в связи с назначением на указанные должности в г. Москву из других местностей, Управление делами вправе предоставлять жилые помещения по договорам социального найма жилого помещения при отсутствии у этих лиц жилых помещений в г. Москве и при отсутствии оснований, препятствующих этому (например, сознательное ухудшение жилищных условий и др.).

    Государственные служащие субъектов Российской Федерации обеспечиваются жилыми помещениями из жилищного фонда соответствующего субъекта. Формы жилищного обеспечения устанавливаются законами субъекта. Так, например, Законом г. Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы» от 26 января 2005 г. N 3 предусмотрена возможность получения единовременной субсидии на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых федеральными нормативными правовыми актами и нормативным правовым актом г. Москвы. До принятия соответствующих нормативных правовых актов гражданским служащим в зависимости от условий прохождения ими гражданской службы предоставляется жилая площадь, а также они ставятся на учет для улучшения жилищных условий и предоставления жилой площади в целях улучшения жилищных условий либо им производится компенсация расходов на приобретение жилья (ст. 42).

    О праве иных федеральных государственных служащих — сотрудников правоохранительных органов (судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел) на бесплатное предоставление жилых помещений говорилось в гл. 6 настоящего издания.

    Одновременно в г. Москве продолжает действовать Положение о порядке постановки на учет по улучшению жилищных условий и предоставления жилых помещений государственным служащим города Москвы, утвержденное распоряжением мэра Москвы «О порядке постановки на учет по улучшению жилищных условий и предоставления жилых помещений государственным служащим города Москвы» от 18 сентября 2000 г. N 993-РМ (с изменениями от 25 мая 2004 г.). Указанным Положением нуждающимися в жилых помещениях путем предоставления жилого помещения по договору социального найма признаются служащие, проживающие с соблюдением правил регистрации в г. Москве и Московской области и занимающие менее 10 квадратных метров общей площади в отдельных квартирах и 15 квадратных метров в квартирах коммунального заселения (15 квадратных метров в отдельных квартирах и 20 квадратных метров в квартирах коммунального заселения для служащих, имеющих стаж работы на должностях руководящих работников и специалистов органов государственной власти и управления г. Москвы, на государственных должностях государственных служащих г. Москвы не менее 10 лет) на каждого постоянно проживающего в жилом помещении члена семьи, в том числе с учетом лиц, за которыми сохраняется право на жилую площадь на период их временного отсутствия. Служащие признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий также по иным основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами г. Москвы, в том числе Законом г. Москвы «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы» от 15 января 2003 г. N 22.

    Обеспечение жилыми помещениями граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

    В связи с особыми условиями работы законодательством установлены повышенные гарантии и компенсации для граждан в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые направлены на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях.

    Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями.

    Таким образом, право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на вознаграждение за труд, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (ч. 3 ст. 37; ст. 40; ч. 1 ст. 27; чч. 1 и 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите, отмечается в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П.

    Правовое регулирование обеспечения жилыми помещениями граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется на основании следующих правовых актов:

  • Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ, устанавливающего условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г.;
  • Правил предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 305;
  • Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879;
  • ряда иных подзаконных правовых актов.
  • Осуществление мероприятий по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» является одной из составных частей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.

    Жилищные субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:

  • гражданство Российской Федерации;
  • прибытие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г.;
  • общая продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет;
  • отсутствие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаемость в его улучшении;
  • не получение субсидии на эти цели.
  • Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

    Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

    Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.

    Указанный выше Федеральный закон устанавливает следующую очередность предоставления жилищных субсидий:

  • в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;
  • во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
  • в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
  • Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с вышеназванным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

    Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из:

  • состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метров общей площади жилья для одиноких граждан, 42 квадратных метров общей площади жилья на семью из двух человек и, если семья состоит из трех и более человек, 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи;
  • средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения. Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в регионах вселения определяется ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;
  • норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
  • При постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных, а также при определении норматива предоставления жилищных субсидий указанным категориям граждан учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    При определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.

    Норматив предоставления жилищных субсидий определяется следующим образом.

    Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.

    Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи.

    Исполнение обязательства о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения осуществляется в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет предоставленной ему жилищной субсидии.

    Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи.

    Средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

    Гражданин, которому предоставляется жилищная субсидия, должен приобрести жилье, соответствующее требованиям, предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям. Допускается возможность приобретения жилья, общая площадь которого меньше социальной нормы площади жилья на семью, но не меньше площади, установленной в регионе вселения для постановки на учет в целях улучшения жилищных условий.

    Обеспечение жилыми помещениями лиц, направленных на работу за границу

    Согласно Правилам предоставления гарантий и компенсаций работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 г. N 911, работникам, направляемым на работу в представительства, предоставляются квартиры с мебелью с оплатой за счет средств представительства по следующим нормам общей площади:

    • лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах), — до 95 квадратных метров;
    • федеральным государственным служащим, замещающим в представительстве:
      • главные государственные должности федеральной государственной службы, — до 85 квадратных метров;
      • ведущие государственные должности федеральной государственной службы, — до 75 квадратных метров;
      • старшие государственные должности федеральной государственной службы, — до 60 квадратных метров;
      • младшие государственные должности федеральной государственной службы, — до 50 квадратных метров;
      • работникам, занимающим должности, не отнесенные к государственным должностям, осуществляющим техническое обеспечение деятельности представительств, а также работникам представительств, занимающим должности согласно перечню, предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления и выплаты тарифных ставок (окладов) в рублях работникам представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации» от 16 октября 2000 г. N 788, — до 40 квадратных метров.
      • Квартира, оплачиваемая за счет средств представительства, предоставляется только одному из работающих членов семьи.

        Руководитель представительства по просьбе работника имеет право предоставить ему квартиру большей площади при условии оплаты работником за счет собственных средств эксплуатационных затрат по излишкам площади, превышающей указанные нормативы.

        Коммунальные услуги оплачиваются работниками представительств за счет собственных средств в соответствии с фактическими расходами.

        Работникам (гражданам Российской Федерации) из числа членов семей работников представительства, принятым на работу в представительстве на штатные должности, условия материально-бытового обеспечения устанавливаются в порядке, предусмотренном вышеназванными Правилами. При прекращении работником работы в представительстве ему и членам его семьи в связи с выездом в Российскую Федерацию выплачиваются компенсации, установленные подп. «б» п. 3 и п. 4 указанных Правил.

        Жилищное обеспечение лиц, потерпевших от стихийных бедствий, радиационных аварий и катастроф

        Жилищное обеспечение лиц, потерпевших от стихийных бедствий. Согласно ст. 12 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в жилищной сфере относится определение иных (кроме малоимущих) категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом (пп. 5 и 6). К таким иным категориям относятся в числе прочих лица, потерпевшие от стихийных бедствий.

        Правительством Российской Федерации в целях оказания помощи в приобретении жилья гражданами Российской Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, издано постановление «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» от 7 июня 1995 г. N 561, согласно которому основной формой жилищного обеспечения указанных лиц является строительство или приобретение жилья за счет государственных жилищных сертификатов.

        Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам жилой площади по социальной норме, определяемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту предоставления жилья, но не менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи из двух и более человек и 29-33 квадратных метра общей площади на одинокого гражданина.

        Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 982 (с изменениями от 3 сентября 2001 г.).

        Гражданам, лишившимся жилья в результате чернобыльской и других аварий, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, имеющим право на получение государственных жилищных сертификатов в соответствии с указанным постановлением, предоставляются безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья в размере 100 процентов средней рыночной стоимости строительства жилья или приобретения квартиры или индивидуального жилого дома.

        Эмитентом сертификатов выступает Министерство финансов Российской Федерации.

        Выпуск сертификатов осуществляется в течение двух месяцев с момента стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации) на основании решения Правительства Российской Федерации и данных Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло стихийное бедствие (чрезвычайная ситуация), о количестве семей, лишившихся жилья, и их численном составе.

        Сертификат подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и главным бухгалтером эмитента или уполномоченного им финансового органа субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный финансовый орган) и заверяется печатью эмитента или уполномоченного финансового органа. В случае передачи эмитентом полномочий финансовому органу на бланке сертификата делается отметка о решении, на основании которого осуществлена передача этих полномочий.

        Срок действия сертификатов составляет один год с даты выдачи. В случае истечения срока действия сертификата он подлежит аннулированию. Министерство финансов Российской Федерации имеет право продлить срок предъявления сертификата для получения жилья. Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке осуществляет перечисление средств органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на компенсацию стоимости жилья, предоставляемого владельцу сертификата, или на оплату жилья (части жилья) по договору купли-продажи.

        Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло стихийное бедствие (чрезвычайная ситуация), в соответствии с действующим законодательством принимает решение о поименной выдаче сертификатов гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, и запрашивает у Министерства финансов Российской Федерации необходимое количество сертификатов.

        Владелец сертификата обращается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с просьбой о предоставлении ему жилья, размер общей площади которого указан в сертификате.

        Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения им сертификата, выделяет из имеющегося в его распоряжении жилищного фонда владельцу сертификата жилое помещение.

        В случае отсутствия жилья в выбранном владельцем сертификата населенном пункте он имеет право приобрести по договору купли-продажи на первичном или вторичном рынке жилья у физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилые помещения, в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания. При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации оказывает владельцу сертификата содействие в приобретении жилья.

        В случае если по договору купли-продажи стоимость жилого помещения превышает размер компенсации, причитающейся органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации за подлежащее предоставлению жилое помещение, оставшаяся часть стоимости приобретаемого жилого помещения оплачивается за счет средств владельца сертификата.

        Владелец сертификата в течение срока действия сертификата обязан предъявить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства договор купли-продажи жилого помещения, зарегистрированный в органе, уполномоченном осуществлять на территории субъекта Российской Федерации государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оригинал сертификата и, если стоимость приобретаемого жилого помещения превышает размер компенсации, причитающейся органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации за подлежащее предоставлению жилое помещение, документ, подтверждающий перечисление владельцем сертификата собственных средств физическому или юридическому лицу за приобретенное у него жилье.

        Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую долевую собственность всех членов семьи владельца сертификата, а при отсутствии семьи — в собственность владельца сертификата.

        Жилищное обеспечение лиц, пострадавших от радиационных аварий и катастроф. По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на учете по состоянию на 1 января 2002 г. состояло 25 373 семьи участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе 9 000 семей инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и умерших инвалидов. Общее количество семей граждан, эвакуированных (переселенных) и добровольно выехавших из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, проживающих за пределами Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей и нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляет 3 363 семьи. В улучшении жилищных условий нуждаются 686 семей граждан, участвовавших в ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, эвакуированных (переселенных) и добровольно выехавших из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на этом производственном объединении, проживающих за пределами Курганской, Свердловской и Челябинской областей. Не обеспечена жильем 1 121 семья граждан из подразделений особого риска. Всего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления состоит 30 543 семьи граждан, относящихся к указанным категориям.

        Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и граждане, вынужденные сменить место жительства вследствие этих аварий и катастроф, отнесены законодательством Российской Федерации к категориям граждан, обязательство по обеспечению жильем которых взяло на себя государство. В соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантируется предоставление благоустроенного жилья участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения, переселенным из зоны отселения и выехавшим в добровольном порядке из зоны с правом на отселение. Комплекс мероприятий по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета семей участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, граждан, эвакуированных (переселенных) и добровольно выехавших из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие радиационных аварий и катастроф, и граждан из подразделений особого риска осуществляется в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.

        В рамках указанной подпрограммы обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета следующие категории граждан, нуждающиеся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий):

      • участвовавшие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
      • эвакуированные (переселенные) и добровольно выехавшие из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, за пределы Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей;
      • участвовавшие в ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и выехавшие за пределы Курганской, Свердловской и Челябинской областей;
      • эвакуированные (переселенные) и добровольно выехавшие из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», за пределы Челябинской, Свердловской и Курганской областей;
      • граждане из подразделений особого риска.
      • Основной формой обеспечения жильем участников вышеназванной подпрограммы в настоящее время является предоставление безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений в соответствии с установленными едиными принципами и процедурами.

        Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866 утверждены Правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц. Функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья указанным гражданам осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

        Субсидии предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии:

      • с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
      • с Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
      • с п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» от 27 декабря 1991 г. N 2123-I.
      • Вышеуказанным лицам выдаются государственные жилищные сертификаты. Срок действия сертификата составляет 9 месяцев с даты его выдачи, указываемой в сертификате. Датой выдачи сертификата является дата его вручения гражданину — получателю субсидии.

        Размер субсидии рассчитывается как произведение нормы предоставления общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставляемой в случаях и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации, которая определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

        Норма предоставления общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в следующем размере:

      • квадратных метра — для одиноко проживающих граждан;
      • квадратных метра — на семью из двух человек;
      • по 18 квадратных метров на каждого члена семьи при численности семьи три и более человек.
      • К членам семьи гражданина — получателя субсидии относятся постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях иные лица учитываются при расчете размера субсидии при условии признания их в судебном порядке членами семьи гражданина — получателя субсидии.

        Субсидия выдается при условии, что:

      • гражданином, проживающим в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, по договору социального найма, принимается обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения;
      • гражданином, проживающим в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющим обременений, принимается обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения по договору органу местного самоуправления.
      • Обязательство о расторжении договора социального найма или о безвозмездной передаче жилого помещения органу местного самоуправления и освобождении занимаемого жилого помещения принимается и подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Исполнение указанного обязательства осуществляется в трехмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему субсидии.

        В случае продажи гражданином жилья, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности, размер субсидии рассчитывается как произведение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации на разницу между общей площадью жилого помещения, определенной в соответствии с п. 6 вышеназванных Правил, и общей площадью продаваемого (проданного) жилого помещения.

        В случае если в используемом по договору социального найма либо принадлежащем гражданину — получателю субсидии и (или) членам его семьи на праве собственности жилом помещении совместно с ним постоянно проживают и останутся проживать граждане, не являющиеся членами его семьи, но имеющие самостоятельное право на владение и пользование этим жилым помещением, размер субсидии рассчитывается как произведение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации на разницу между общей площадью жилого помещения, определенной в вышеуказанном порядке, и общей площадью занимаемого жилого помещения в части, превышающей норму предоставления общей площади жилья в расчете на количество граждан, которые останутся проживать в этом жилом помещении.

        В случае если гражданин — получатель субсидии проживает в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности, и им не принято решение о продаже этого жилого помещения либо о безвозмездной передаче его по договору органу местного самоуправления, размер субсидии уменьшается на стоимость занимаемого жилого помещения, рассчитанную исходя из его общей площади и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации.

        Размер субсидии рассчитывается органом, осуществляющим выдачу сертификатов, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок его действия. Расчет размера субсидии производится на дату выдачи сертификата.

        Формирование списков граждан — получателей субсидий осуществляется органами местного самоуправления, в которых эти граждане встали до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Список формируется из числа граждан, состоящих на учете и письменно изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии и в той же хронологической последовательности, в какой граждане — получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

        Орган местного самоуправления ежегодно уточняет список и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

        Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, ежегодно, до 1 октября, формирует сводный список граждан — получателей субсидий, утверждает его и направляет в уполномоченный орган. Сводный список формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане — получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке в алфавитном порядке.

        Уполномоченный орган в месячный срок после принятия федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год издает приказ о распределении средств федерального бюджета между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и выпуске сертификатов. Распределение средств федерального бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий, между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется пропорционально количеству граждан — получателей субсидий, указанному в сводных списках.

        Уполномоченный орган в трехдневный срок доводит приказ о распределении средств федерального бюджета и выпуске сертификатов до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в десятидневный срок после получения приказа о распределении средств, исходя из общего размера средств федерального бюджета, предусмотренных данному субъекту Российской Федерации на предоставление субсидий в текущем году, на основании сводного списка граждан — получателей субсидий и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в этом субъекте Российской Федерации формирует список граждан — получателей субсидий в очередном году, утверждает его и направляет в уполномоченный орган вместе с заявкой на выделение соответствующего количества бланков сертификатов.

        Выписки из списка граждан — получателей субсидий в текущем году доводятся до соответствующих органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в списки граждан — получателей субсидий в текущем году. Утвержденные списки должны быть доступны для граждан — получателей субсидий.

        Организация работы по выдаче сертификатов. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в месячный срок с даты получения бланков сертификатов организуют оформление и выдачу сертификатов гражданам, включенным в списки граждан — получателей субсидий в текущем году.

        Оплата приобретаемого жилого помещения. Получатель субсидии открывает в установленном вышеназванными Правилами порядке счет в банке и становится распорядителем счета. Распорядитель счета в пределах срока действия договора банковского счета имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение, в том числе квартиру (комнату), индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности, выбранного для постоянного проживания.

        Указанное жилое помещение оформляется в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в сертификате. Не допускается приобретение жилого помещения, общая площадь которого дает основания для признания гражданина — владельца сертификата нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого оно расположено. Распорядитель счета имеет право приобрести жилое помещение не только в пределах средств субсидии, но и с использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств.

        Субсидия считается предоставленной гражданину — получателю субсидии с момента перечисления банком средств субсидии для оплаты приобретаемого жилого помещения. Улучшение в последующем жилищных условий граждан, которые приобрели жилые помещения с помощью субсидии, осуществляется на общих основаниях в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

        Правовое положение (в том числе гарантии жилищного обеспечения) иностранных граждан установлено ст. 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, которая определяет порядок представления приглашающей стороной гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина и лица без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации. Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной представляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.

        Порядок представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2003 г. N 167, которым утверждено Положение о представлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации.

        а) федеральные органы государственной власти;
        б) дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации;
        в) международные организации и их представительства в Российской Федерации, а также представительства иностранных государств при международных организациях, находящихся в Российской Федерации;
        г) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
        д) органы местного самоуправления;
        е) юридические лица;
        ж) граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане.

        Жилищное обеспечение беженцев и вынужденных переселенцев

        Жилищное обеспечение беженцев. Согласно Федеральному закону «О беженцах» беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. В то же время следует иметь в виду, что согласно ст. 2 вышеназванного Закона его действие не распространяется на следующих лиц, которые формально соответствуют указанному определению беженца:

        1. в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;
        2. которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;
        3. которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
        4. за которым компетентные властигосударства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;
        5. которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
        6. Так, например, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оставила без изменения решение Санкт-Петербургского городского суда, которым оставлена без удовлетворения жалоба гражданина Иордании на действия Миграционной службы Санкт-Петербурга, отказавшей ему в предоставлении статуса беженца. Суд всесторонне исследовал причины, побудившие заявителя выехать из Ливана и не возвращаться в страну его гражданской принадлежности — Иорданию, и правильно сделал вывод о том, что ими явились опасность преследования со стороны властей этих государств не за политические убеждения, а за конкретную военную деятельность, а также социально-экономические причины: нестабильность обстановки в данном регионе, слаборазвитая экономика, желание заявителя дать своим детям возможность жить в иных условиях. Вместе с тем Федеральный закон «О беженцах» не предусматривает эти причины в качестве достаточных оснований для предоставления заявителю статуса беженца.

          Для решения жилищных проблем беженцев предусматривается создание специального жилищного фонда для временного поселения. Пользование данным фондом возможно лишь в том случае, если беженец поедет жить в ту местность, куда его направит ФМС России. В судебном порядке разрешались также споры о выселении беженцев. Гагаринский межмуниципальный (районный) суд Юго-Западного административного округа г. Москвы рассмотрел иск гостиницы «Академическая» к М. о выселении в предоставленное жилое помещение. Как установил суд, на момент рассмотрения дела М. с двумя детьми имели статус беженцев и временно бесплатно проживали в гостинице «Академическая». Самостоятельно М. не принимала никаких мер по реализации права на выбор постоянного места жительства. В 1997 г. М. с семьей была выделена отдельная двухкомнатная квартира в г. Ростове, которая на день судебного заседания оставалась свободной и закрепленной за М. Согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О беженцах» лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья. Поскольку М. с детьми получила жилье для постоянного проживания, суд правильно удовлетворил иск о выселении из гостиницы.

          Жилое помещение из фонда жилья для временного поселения предоставляется в порядке очередности, устанавливаемой территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

          Постановлением Правительства Российской Федерации «О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании» от 9 апреля 2001 г. N 275 утверждено Положение о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании.

          Лица, прибывшие из-за границы, могут также размещаться в центрах временного размещения иммигрантов (ЦВРИ), которые представляют собой объекты закрытого типа, относящиеся к ведомству Федеральной миграционной службы Российской Федерации. ЦВРИ предназначены для размещения и временного проживания (на срок от нескольких дней до трех месяцев) вышеуказанных категорий лиц до определения их правового статуса на территории Российской Федерации и до выезда транзитных лиц за ее пределы.

          Жилищное обеспечение временных переселенцев. Согласно Закону Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. N 4530-I (в редакции Федерального закона от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ) вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (ст. 1).

        7. гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;
        8. гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

        Вышеуказанный Закон не распространяется на лиц, которые формально подпадают под статус вынужденных переселенцев, но в силу ст. 2 упомянутого Закона не могут быть признаны таковыми как лица:

      • совершившие преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;
      • не обратившиеся без уважительных причин с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;
      • покинувшие место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
      • Так, в судебной практике отмечаются следующие случаи. Курганский городской суд признал правомерным отказ Миграционной службы Курганской области предоставить П. с семьей статус вынужденного переселенца. Суд установил, что П. зарегистрирована на территории России 30 июня 1997 г. и впервые в миграционную службу обратилась 3 марта 1999 г. В судебном заседании она пояснила, что пропустила установленный срок на обращение с ходатайством о признании вынужденным переселенцем, поскольку работала и пыталась устроиться на новом месте. Кроме того, как указала П. в ходатайстве в Миграционную службу Курганской области и в суде, ее семья была вынуждена выехать из Казахстана из-за отсутствия там работы, из-за болезни детей, а также из-за загрязненной воды. О каких-либо преследованиях, совершенных в отношении ее лично или ее семьи, П. не заявляла. Суд пришел к правильному выводу, что в силу подп. 2 и 3 п. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» заявительница с семьей относится к лицам, которые не могут быть признаны вынужденными переселенцами.

        Пользователь из числа временных переселенцев не может приватизировать жилье в свою собственность, обменивать, бронировать, сдавать его в поднайм, аренду или субаренду, производить раздел жилой площади и вселять временных жильцов без согласия территориальных органов миграционной службы. Жилищный фонд временных переселенцев состоит преимущественно из жилых помещений в домах гостиничного типа и предусматривает временное покомнатное заселение. Вопросами распоряжения фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев занимаются территориальные органы миграционной службы.

        Жилое помещение из фонда жилья может передаваться в собственность органам местного самоуправления с сохранением за территориальным органом миграционной службы права заселения его вынужденными переселенцами на основе договора.

        Жилое помещение из фонда жилья предоставляется семье вынужденного переселенца в порядке очередности, устанавливаемой территориальным органом миграционной службы.

        Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 г. N 845 утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

        Смотрите так же:

        • Обзор по осаго Обзор по осаго Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Обобщения […]
        • Приказ 302 п 41 Приказ 302 п 41 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических […]
        • Как рассчитать правильно осаго Как рассчитывается ОСАГО, Формула расчета ОСАГО. ОСАГО - обязательное страхование автогражданской ответственности. С 1 июля 2003 года начал действовать Федеральный закон № 40-ФЗ от 20 апреля 2002, благодаря ему мы и узнали об ОСАГО. И теперь каждый водитель […]
        • В рф правила сроки и стандарты безналичных расчетов определяет Нормативно-правовое регулирование безналичных расчетов в Российской Федерации Возникновение и развитие банковской системы привели к необходимости создания правового поля данной деятельности. В России за достаточно продолжительный период времени сложился […]
        • Приказ 1075 мвд рф МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 9 декабря 2008 г. N 1075 О ПОЛНОМОЧИЯХ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Приказа МВД РФ от 17.11.2009 N 880) На основании подпункта 4 […]
        • Приказ 590 от 18062012 года Приказ от 18062012 590 Приказ МВД РФ от 18 июня 2012 г. N 590 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской […]
        • Приказ по отходам санпин Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 9 декабря 2010 г. N 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" Постановление Главного государственного санитарного […]
        • Патентный закон 2003 Патентный закон рф от 23 сентября 1992 г. N 3517-I (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 7 февраля 2003 г., 2 февраля 2006 г.) Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом Настоящим Законом регулируются […]